Сценарий почему е после ц

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Правило и примеры правописания О и Е после Ц

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Правило и примеры правописания О и Е после Ц

Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

  1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.
  2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).

    При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: палаццо, скерцо.

В помощь школьнику

Упражнение: раздел фонетика, раздел морфология, раздел синтаксис, слов 191

Князь Андрей точно так же, как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперёд по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки, опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Всё делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Он ходил по лугу, волоча ноги, шершавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчёты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгивал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто-горькому, крепкому запаху. Из всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чём не думал, он прислушивался усталым слухом всё к тем же звукам, различая свистенье полётов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1-го батальона и ждал.

Л. Н. Толстой, Война и мир.

Подчеркни:
Фонетика:
– чередование гласных в корнях (5).
Морфология:
– суффиксы глаголов (7);
– наречия (6).
Синтаксис:
– обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом (7).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Гласные после Ц

  • Буквы И и Ы после Ц
  • Буквы О и Е после Ц

Буква  Ц  всегда обозначает твёрдый и глухой согласный звук. Гласные  И, Е  после  Ц  произносятся как  Ы, Э, например:

цирк,  циркуль,  центнер,  концерт.

В русских словах после  Ц  пишутся гласные  А, У, Е:

царь,  цукаты,  центр.

Гласные  Ю, Я  после  Ц  пишутся только в иностранных собственных именах (имена, фамилии, названия):

Цюрих,  Цянь.

Буква  Ё  после  Ц  не пишется.

Буквы И и Ы после Ц

Гласная  И  после  Ц  пишется в корнях слов и в словах, оканчивающихся на  -ЦИЯ.

Гласная  Ы  после  Ц  пишется:

  • В окончаниях и суффиксах
  • В корнях слов исключений. Слов исключений всего 4:

    цыган,  цыплёнок,  цыкнуть,  цыпочки.

ЦИ   ЦЫ
корни слов окончания
цифра
циркуль
цирк
цитрус
циклон
больницы
школьницы
суффиксы
синицын
сестрицын
слова на -ция исключения
традиция
полиция
операция
секция
лекция
цыц
цыплёнок
на цыпочках
цыкнул
цыган

Обратите внимание, что все слова, образованные от слов-исключений, тоже пишутся с буквой  Ы:

цыганка,  цыганский,  цыплячий,  цыкать.

Есть два коротких предложения, помогающих запомнить все исключения, в которых после  Ц  пишется бука  Ы:

Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»

или

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»

Буквы О и Е после Ц

Если в ударном слоге после  Ц  слышится звук  О, то пишется гласная  О, например:

цо́кать,  танцо́р,  кольцо́.

Если в ударном слоге после  Ц  слышится звук  Э, то пишется гласная  Е, например:

конце́рт,  прице́л,  цепь.

В безударных слогах после  Ц  пишется буква  Е:

танцева́ть, кольцева́ть, на па́льце, полоте́нце.

Буква  О  в безударном слоге сохраняется в словах, производных от слова цокот:

цокотать,  цокотуха.

И в словах иностранного происхождения в безударном слоге после  Ц  может писаться буква  О, например:

пала́ццо,  ске́рцо,  ге́рцог,  герцоги́ня.

Примечание: если первая часть слова начинается с  блиц-, соц-, спец- , а вторая часть слова начинается с буквы  О, то в этих случаях после  Ц  пишется буква  О:

блицопрос,  соцопека,  спецоперация.

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание ы – и после ц»

Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием  [ц]  перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё  после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок  на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:  цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.

Х о д   у р о к а.

  1. Организационный момент

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

— Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

— На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).

— Ушки внимательно слушают и все (слышат).

— Голова хорошо (думает).

— Молодцы!

— Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.»

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Вы с ним согласны?

— Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

— Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.

  1. Лингвистическая разминка

— В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук

1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун    (циркуль — [ц]).

— Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

— В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор.

— Укажите слово, соответствующее схеме:                                                          

1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный.

— В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое

2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н

3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать

  1. Проверка домашнего задания

Проводится работа аналогичная домашней.

Работа в парах

  1. Буквы з – с на конце приставок:

бе…болезненный                                                бе…граничный

бе…шумный                                                        ра…гадать

ра…пилить                                                           бе…конечный

ра…валиться                                                        ра…гадать

бе…чувственный                                                 ра…носить

ра…мотреть                                                         ра…писание

бе…жалостный                                                    ра..жимать

ра…спросить                                                        бе…сердечный

  1. Выделить грамматическую основу, начертить схему  предложения

Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

(Самопроверка по ключу, выставление оценок)

  1. Опрос работающего у доски по карточке

К а р т о ч к а

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый.

Объясняется лексическое значение слов:

Бечёвка – тонкая верёвка.

Бечева – прочная толстая верёвка, канат.

Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.

  1. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

— Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

акация                                      улицы

цифры                                      Синицын

                                                  цыплёнок

— Какие звуки слышатся во всех словах?  ([цы]).

— А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения).

— Цы и ци.

— Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.

— «Правописание ы – и после ц».

     Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Чтобы узнать, когда после ц пишется  ы,  а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку:          

                                                 цы             ци

                                        1.                     1.

                                        2.                      2.

— Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и  будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы.

— Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?

— По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…

— Кроме трёх случаев, когда пишется ы:

1) в окончаниях слов: синицы, птицы

2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.

— Значит, и цыплёнок пишется через ы.

— Почему?

— Потому что цыплёнок – курицын сын.

— Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкнуть).

     Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал –

Станцевал на цыпочках.

— А где ещё одно слово?

— Да, где цыц?

— Сейчас будет.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.

— Ну что, цыплята, вам всё понятно?

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы,

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

  1. Закрепление изученного
  1. Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом.

Учитель графически обозначает орфограмму.

Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.

  1. Предупредительное осложненное списывание.

Вставить пропущенные  буквы в слова, записанные на доске.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц.., ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

(Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)

  1. Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.

Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика.

(Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)

  1. Точная выдержка из произведения. (Цитата)
  2. Коренной переворот в жизни общества. (Революция)
  3. Встать на кончики пальцев. (На цыпочки)
  4. Род перчаток  с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)
  5. Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер)
  6. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
  1. Словарная работа (знакомство с новым словом)

Порядок работы со словом:

  1. Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.
  2. Слово проговаривается 2 раза орфографически.
  3. Учитель записывает слово на доске.
  4. Учащиеся записывают слово в тетради, подчеркивают орфограммы.
  5. Записывается лексическое значение слова.
  6. Сообщается этимология слова, называются «дальние родственники». (Коллега, коллектив)
  7. Подбираются однокоренные слова. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер)
  1. Объяснительный диктант

Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.

  1. Самостоятельная работа

Упражнение 336.

  1. Итог урока

— Что повторили сегодня?

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

— Какой этап урока показался самым интересным?

— Что было трудно?

* Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

    11. Домашнее задание

Написание «ы» и «и» после «ц»  связано с той частью слова, в которой имеется эта орфограмма. Рассмотрим, в каких случаях пишется буква «и», а когда буква «ы» после «ц» в словах русского языка.

Буква «и» после «ц»

Буква «и» после «ц» пишется в следующих случаях:

1. в корне слов:

  • цитата
  • цифра
  • цинга
  • цирк
  • бацилла
  • нарцисс
  • пациент
  • дисциплина
  • панцирь и т. д.

Это написание отметим в родственных словах с этим же корнем:

  • цифрово́е изображение;
  • цирково́й артист;
  • нарци́ссовый запах;
  • дисциплини́рованный ученик;
  • па́нцирная сетка.

Большинство слов русского языка пишутся с буквой «и» после «ц» в корне.

Исключением являются слова, в корне которых после «ц» пишется буква «ы»:

  • цыган
  • цыплёнок
  • на цыпочки (цыпочках)
  • цыц

Это написание сохраняют производные от них лексемы, принадлежащие к разным частям речи.

Понаблюдаем:

  • цыганский табор;
  • смуглая цыганка;
  • веселый цыганёнок;
  • петь по-цыгански;
  • цыплячий пух;
  • наша цыплятница;
  • громко цыкнуть;
  • не надо цыкать
  • цып-цып и др. 

Указанные слова-исключения из орфографического правила легко запомнить, если их объединить в одну фразу:

Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц»!

Возможно, что эти слова-исключения вам помогут запомнить веселые стихи поэта-сатирика Аркадия Хайта, автора сценариев мультипликационных фильмов «Ну, погоди!» и «Приключения кота Леопольда»:

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята! Не шуметь!
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Танец вот прервётся…

2. Буква «и» пишется в заимствованных словах, заканчивающихся на -ция:

  • инспекция
  • демонстрация
  • репетиция
  • композиция
  • интеллигенция
  • плантация
  • интуиция

Буква «ы» после «ц»

И Ы после Ц

Выбор буквы «и» или «ы» после «ц» зависит от места в слове и от грамматической формы лексемы. Буква «ы» пишется в основном после «ц» не в корне, а в других морфемах:

1. в окончаниях слов:

а) у существительных в формах единственного числа родительного падежа и множественного числа:

  • возле границы
  • у таблицы
  • две пословицы
  • мимо околицы
  • у моей приятельницы
  • две умницы
  • любимые устрицы
  • вкусные голубцы
  • певчие птицы
  • шумные улицы

б) у прилагательных

  • широколицый
  • куцый
  • бледнолицый

2. в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных:

  • сестрицына шаль;
  • императрицын трон;
  • ящерицын хвост;
  • племянницын телефон;
  • лисицына нора;
  • курицыно гнездо;
  • синицыно перо;
  • куницын мех.

Образец рассуждения

 буквы И Ы после Ц

Проверьте усвоение всего правила, вставив нужные буквы в стихотворение А. Курляндского и А. Хайта:

Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал:
Где ци, а где там цы.

Видеоурок «Написание букв «И» или «Ы» в разных частях слова»

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 113

Правила правописания гласных после буквы Ц в словах

Правописание гласных после Ц в русском языке

В русском языке «Ц» всегда является твердым звуком, поэтому сочетания ЦИ/ЦЫ произносятся одинаково — [цы]. Из-за этого встает вопрос, какую букву нужно писать на месте пропусков, например, в словах рекомендац..я, ресниц. ц..пленок, дисц..плинированный и т.д.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Особенности, основные правила, таблица

Гласные И, Ы после Ц

В какой части слова находится сомнительная гласная? — вопрос, который нужно задать перед написанием орфограммы. Алгоритм ее определения:

  1. Если орфограмма находится в корне, то пишем букву И.

Исключения: ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, ЦЫКНУТЬ, ЦЫПОЧКИ, ЦЫЦ.

2. «И» пишется в существительных в Именительном падеже на -ЦИЯ, -ЦИЙ, -ЦИЗМ, -ЦИСТ. Здесь же глагол «музицировать».

3. Если орфограмма находится в окончании или суффиксе, пишется Ы.

Примеры: специфика, цирк, цинга, цифра, вакцина, цивилизация, циклон, революция; Цицерон, Цирцея, Цинциннати.

Слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц, цыкать, цыпочки (и производные от них, типа цыпка, цып-цып и так далее).

Существительные в И.П. на -ЦИЯ.

Скептицизм, акация, лекция, организация, нацист, медицина, публицист. + Глагол «МУЗИЦИРОВАТЬ»

В окончаниях существительных и прилагательных.

Огурцы, синицы, проводницы, молодцы, стрельцы, столицы, Люберцы; бледнолицый.

В аббревиатурах, а также после первой части сложных слов

Пример: блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

ЫН — суффикс притяжательных прилагательных.

Пример: лисицын, царицын.

Тот же принцип в написании географических названий на −цын, −цыно: Царицын, Голицыно.

В русских фамилиях постановка гласной определяется в соответствии с регистрацией в официальных документах.

Синицын, но Вицин; Солженицын, но Ельцин.

Гласные Е, Ё, О после Ц

Принцип определения гласных:

  1. Ё после Ц не пишется!
  2. О — только под ударением (не имеет значения, на какую часть слова оно падает: может быть как в корне, так и в окончании); Е — в безударном положении: лицо, овцой, отцов, облицовка. Но: целый, прицел.
  3. После Ц возможна постановка О в безударном положении:
  • в слове цо́кот и родственных, типа цокотуха;
  • в некоторых заимствованных словах: герцогиня, герцог, скерцо, палаццо, меццо.

Гласные А, Я, У, Ю, Э после Ц

  1. Поскольку Ц является твердым звуком, то после него пишутся гласные среднего или заднего ряда. Это А, У, Е. Цапля, цаца, цуцик, целый.
  2. Гласные Ю и Я могут стоять только в иноязычных именах собственных (а именно географических названиях, фамилиях), например: Цюрих, Цюрюпа, Свенцяны, Цявловский.
  3. Э пишется после Ц только в особых случаях:
  • в аббревиатурах: ЦЭЛТ (цветная электронно лучевая трубка), ЦЭМ (Центроэлектромонтаж — название треста);
  • в корне после первых частей сложных слов, начинающихся с буквы Э: спецэкспортер, спецэлектрод, спецэффект.

Примеры упражнений с ответами

Вставьте пропущенные гласные в словах.

Лиц..вой нерв, бледное лиц. о полнолиц..х детях, марганц..вка, красные рубц. глянц..вый, с хитрец..й, плоскогубц. герц..гиня, операц..я, мудрые индейц. ц..трусовые растения, встать на ц..почки, танц..вщица, нарц..сс, пац..ент, куц..й хвост, ц..тата, дефиц..т, фиксац..я, ц..ганенок, ц..кнуть зубом, палацц. ц..пки на руках.

Лицевой нерв, бледное лицо, о полнолицых детях, марганцовка, красные рубцы, глянцевый, с хитрецой, плоскогубцы, герцогиня, операция, мудрые индейцы, цитрусовые растения, встать на цыпочки, танцовщица, нарцисс, пациент, куцый хвост, цитата, дефицит, фиксация, цыганенок, цыкнуть зубом, палаццо, цыпки на руках.

Вставьте пропущенные гласные в предложениях.

  1. Ему были интересны только ц..ркуляры.
  2. Ц..фры крутились в его голове даже ночью.
  3. Вышла бабка кормить ц..плят и стала ласково звать: «Ц..па, ц..па».
  4. Лошади храпели и ц..кали подковами.
  5. Я до упаду люблю танц..вать.
  6. По сторонам тропинок рос сухой ц..корий.
  7. От Баренц..ва до Черного моря.
  8. Черные глаза с хитрец..й.
  9. История ц..клична.
  10. Я опустил ц..новку и задремал.
  11. Краснолиц..е музыканты стояли полукругом.
  12. Бойц.. повернули к месту.
  13. Какое значение это имеет в конц.. конц..в?
  14. Его внимание привлекла смуглая ц..ганка.

Ответы: циркуляры, цифры, цыплят, цыпа, цокали, танцевать, цикорий, Баренцева, с хитрецой, циклична, циновка, краснолицые, бойцы, в конце концов, цыганка.

Объясните правописание гласных.

Овцой, пальцев, сердцем, цеце, цаца, герцогиня, курицей, облицовка, сердце, цап-царап, унция.

1.13. Правописание гласных после Ц

В древнерусском языке звук [ц] был мягким. В дальнейшем в литературном языке он отвердел. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквой ц , звук [ц] произносится твёрдо.

Ци нга [цынга́], Цю рих [Цу́р’их].

Разнообразие написаний гласных после ц объясняется историческими причинами.

1.13.1. Гласные А, Я, У, Ю, Е, Э после Ц

1. После ц пишутся гласные а, у, е .

Ц а пля, ц у гом, ц е лый.

2. Гласные э, ю, я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.).

Цю рих, Ця вловский, Цю рюпа, Ко цю бинский.

1.13.2. Гласные И, Ы после Ц

Пишется И Пишется Ы
1. В корнях слов, например: панц и рь, ц и нга, дефиц и т, Сиц и лия, Ц и церон. 1. В корнях слов-исключений: ц ы ган, ц ы плёнок, ц ы ц, на ц ы почках и в родственных словах (ц ы ганить, ц ы кнуть, ц ы пки и др.), а также в некоторых именах собственных: Ц ы бин, Харц ы зск.
2. В суффиксах слов, например: демонстрац и я, электрифиц и ровать, электрифиц и рованный. 2. В суффиксе прилагательных -ын , например: птиц ы н, цариц ы н.
3. В некоторых именах собственных на -цин , например: Виц и н, Циц и н. 3. В именах собственных на -цын , например: Синиц ы н, Лисиц ы н.
4. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: куц ы й, куц ы м, куц ы ми.

1.13.3. Гласные Е, Ё, О после Ц

1. Буква ё после ц не пишется.

2. Буква о после ц пишется под ударением (независимо от того, на какую часть слова – корень, суффикс, окончание – оно падает); буква е – в безударном положении.

Ср.: цо́коль, танцо́р, кольцо́ – танцева́ть, кольцево́й, блю́дце.

3. В безударном положении буква о после ц пишется:

в родственных с цо́кот словах: цокотуха, цокотать;

в некоторых заимствованных словах: герцог, герцогиня, палаццо, скерцо, меццо.

Правописание «Ы» и «И» после «Ц» в словах

Написание «ы» и «и» после «ц» свя­за­но с той частью сло­ва, в кото­рой име­ет­ся эта орфо­грам­ма. Рассмотрим, в каких слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «и», а когда бук­ва «ы» после «ц» в сло­вах рус­ско­го языка.

Буква «и» после «ц»

Буква «и» после «ц» пишет­ся в сле­ду­ю­щих случаях:

Это напи­са­ние отме­тим в род­ствен­ных сло­вах с этим же корнем:

  • ц и фр ово́е изоб­ра­же­ние;
  • ц и рк ово́й артист;
  • нарци́сс овый запах;
  • дисц и плин и́рованный уче­ник;
  • па́нц и р ная сет­ка.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка пишут­ся с бук­вой «и» после «ц» в корне.

Исключением явля­ют­ся сло­ва, в корне кото­рых после «ц» пишет­ся бук­ва «ы»:

Это напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные от них лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Понаблюдаем:

  • ц ы ган­ский табор;
  • смуг­лая ц ы ган­ка;
  • весе­лый ц ы ганё­нок;
  • петь по-ц ы ган­ски;
  • ц ы пля­чий пух;
  • наша ц ы плят­ни­ца;
  • гром­ко ц ы кнуть;
  • не надо ц ы кать
  • ц ы п-ц ы п и др.

Указанные слова-исключения из орфо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла лег­ко запом­нить, если их объ­еди­нить в одну фразу:

Цыган встал на цыпоч­ки и ска­зал цып­лён­ку: «Цыц»!

Возможно, что эти слова-исключения вам помо­гут запом­нить весе­лые сти­хи поэта-сатирика Аркадия Хайта, авто­ра сце­на­ри­ев муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов «Ну, пого­ди!» и «Приключения кота Леопольда»:

Цыган цып­лён­ка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цып­лё­нок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребя­та! Не шуметь!
А то цыган собьётся,
Перестанет скрип­ка петь,
Танец вот прервётся…

2. Буква «и» пишет­ся в заим­ство­ван­ных сло­вах, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция:

Буква «ы» после «ц»

Выбор бук­вы «и» или «ы» после «ц» зави­сит от места в сло­ве и от грам­ма­ти­че­ской фор­мы лек­се­мы. Буква «ы» пишет­ся в основ­ном после «ц» не в корне, а в дру­гих морфемах:

1. в окон­ча­ни­ях слов:

а) у суще­стви­тель­ных в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа и мно­же­ствен­но­го числа:

  • воз­ле гра­ниц ы
  • у таб­лиц ы
  • две посло­виц ы
  • мимо око­лиц ы
  • у моей при­я­тель­ниц ы
  • две умниц ы
  • люби­мые уст­риц ы
  • вкус­ные голубц ы
  • пев­чие птиц ы
  • шум­ные улиц ы

б) у прилагательных

  • сест­риц ын а шаль;
  • импе­ра­триц ын трон;
  • яще­риц ын хвост;
  • пле­мян­ниц ын телефон;
  • лисиц ын а нора;
  • куриц ын о гнез­до;
  • синиц ын о перо;
  • куниц ын мех.

Образец рассуждения

Проверьте усво­е­ние все­го пра­ви­ла, вста­вив нуж­ные бук­вы в сти­хо­тво­ре­ние А. Курляндского и А. Хайта:

Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И толь­ко одно­го не знал:
Где ци, а где там цы.

Видеоурок «Написание букв «И» или «Ы» в разных частях слова»

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/639-113_pravopisanie_glasnyh_posle_c.html

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-yi-i-i-posle-ts-v-slovah.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий последствий ядерной атаки на москву
  • Сценарий посвященный женщинам на войне
  • Сценарий похоронок не было
  • Сценарий последний звонок поднять паруса
  • Сценарий посвященный дружбе народов