Сценарий поэтического представления

Сценарий поэтической гостиной «СТИХиЯ»» разработан для обучающихся 13-17 лет. Участники мероприятия- обучающиеся театральных коллективов, литературных объединений, студий художественного слова, старше

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи» города Магнитогорска

                          СЦЕНАРИЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ

                                                       «СТИХиЯ»

                                        (для обучающихся  13-17 лет)

                                             Автор-составитель: Рыбалко Татьяна Геннадьевна,

                                                                               педагог-организатор

                             Сценарий поэтической гостиной

 «СТИХиЯ»

Звучит  музыка. На экране — слайд с названием мероприятия.

Звучит песня  «Осенний блюз» в  исполнении солистки  вокального ансамбля.

Ведущий 1:  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать в нашем зале участников поэтической гостиной «Осенняя симфония».  Творческие встречи ребят и родителей в  нашем объединении   стали доброй традицией. Литературные, поэтические  гостиные   объединяют людей увлеченных, талантливых, творческих, которые любят и ценят художественное слово, пробуют себя в стихосложении, для который поэтическое кредо  стало  важной  и необходимой частью  их жизни.

Ведущий 2: Наша поэтическая гостиная  —  это место встречи творческих ребят и родителей,  прекрасная возможность поделиться своими мыслями, чувствами, встретить друзей, пообщаться, рассказать о своих творческих планах и достижениях, узнать об интересных событиях в культурной жизни города и уральского региона.

 Ведущий 1:  Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в  золотые  и багряные   цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как  осенью. Осень- симфония цвета,  музыки и поэзии. Это пора философского взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. И, конечно,  новый учебный год-  с новыми знаниями, успехами, открытиями и победами.

Ведущий 2:

Стихи, как музыка души,
Как крик отчаянья и боли,
        Как шанс счастливый из глуши
               Нам вырваться в строках на волю…

        Поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой. Поэзия рождает музыку, становится с ней одним целым и звучит в нашей душе необыкновенной мелодией.

(Выступление ансамбля авторской песни).

Ведущий 1:

                                    Дана загадка на века
                                   Гармонии необычайной-
                                   Поэзия живёт, пока
                                   Её возникновенье — тайна.

Сейчас мы и попытаемся разобраться в тайнах и загадках стихосложения.  Объявляется  поэтический турнир!

                                     Наши конкурсные задания —

                                     Поэтические состязания!

                                     Кто находчив, смел, активен?

                                     В стихотворчестве мобилен?

                                     Знает рифмы  и размеры,

                                     Импровизирует без меры?

                                     Все?

                                     Тогда попали вы сюда не случайно-

                                     Мы вам рады необычайно!

Итак, зал делится  на 2 команды; придумываем название своей команде.

Слева команда № 1_______________ ( Например, «Виртуозы слова»),

справа команда №2 _______________(Например, «Мастера пера»).

Куратором команды 1 назначается…, куратор команды 2-….

Задание 1: необходимо придумать как можно больше синонимов к слову «Поэт».

Подсказка: вспомните, как называли поэтов в давние времена и в разных странах (Варианты ответа: Менестрель, миннезингер, трубадур, пиит, баян, скальд, метроман, эпитафист, виршеплёт, лексист, циклист, кифаред, стихотворец, бард, творец, борзописец, кропатель, трувер, любимец муз, стихослогатель, бахши, акын, шаир, арион, парнас, служитель муз).

Задание 2: придумать  рифмы к словам:

«Вдохновение»

(Варианты ответа: достижение, умиротворение, постижение, удовлетворение, недоразумение, недоумение, уничтожение, воскрешение, хищение, разоблачение, перестроение, умозаключение, возвышение, предостережение, возмущение, воздвижение, обучение, возмущение…);

«Аббревиатура» (Варианты ответа: регистратура, номенклатура, микстура, купюра, клавиатура…)

Задание 3: командам предлагается сочинить акростих, используя слово «Листопад». (Можно каждой команде дать по 4 буквы).

Л__________

И__________

С__________

Т__________

О__________

П__________

А__________

Д__________

Время выполнения- 1 минута.

Подсказка: Акростих- графический прием, вследствие которого начальные буквы строк текста образуют  слово.  Например,

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями— не быть я создана.

***

Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас.

Задание 4: команда выбирает карточку со стихотворением,    своими словами    пересказывает его  соперникам, которые должны его узнать и прочесть оригинал.

Задание 5: Поиграем в  Буриме! На заданные рифмы команда сочиняет  стихотворение:

СТРАНА-ОДНА, ПОРА-МАСТЕРА;

ДРУЖНО-НУЖНО, КРАСИВО-ИГРИВО;

ПЕРО-МЕТРО, СНАРУЖИ-НЕ НУЖЕН;

ЧАЙ-НЕ УНЫВАЙ, СТРОЧЕК-ЛИСТОЧЕК;

ЛЕТИТ-МАГНИТ, ПУСТОЙ-ЗОЛОТОЙ;

ДАЛЬНИЕ-ХРУСТАЛЬНЫЕ, СЧАСТЬЕ-НЕНАСТЬЕ.

Подсказка: «Буриме»означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. 

Ведущий 1: Итак!   В поэтическом турнире победили… Мастерство и Вдохновение! Наши замечательные команды  и их  наставники награждаются сладкими призами.

                               «Проба пера» удачно прошла!

                                Вы  поэты- просто класс!

                                Как порадовали нас!

                                Мы программу продолжаем,

                                Но тональность поменяем…

 Демонстрируется презентация или видеоролик об Урале, о г. Магнитогорске

Ведущий 2: Мой край! То нежный, то суровый,
                    С годами ставший дорогим,
                    Прими возвышенное слово,
                    Тебе пою я этот гимн.
                    Ты, словно друг, соединяешь
                    Восток и Запад меж собой
                    И над равнинами взлетаешь
                    Хребтами в дымке голубой.
                    Горит закат в озёрах синих,
                    И в домнах плавится металл.
                    Тебя взрастила мать Россия,
                    А силу дал отец Урал.

Ведущий 1:   Легендарная Магнитка… Это доблесть и слава трудовых побед,  это богатые  культурные традиции. Магнитогорские музыканты, художники, деятели искусства..  Их имена — золотой фонд отечественной культуры. Но уникальном брендом города, без сомнения, можно считать литературное братство Магнитки: Борис Ручьев и Нина Кондратковская,  Римма  Дышаленкова и Михаил Люгарин,  Владилен Машковцев и Александр Павлов, и многие, многие другие. Их творчество -это героика трудовых буден, проникновенная лирика, поэтические зарисовки уральской природы. Это пример беззаветной преданности своему делу и призванию, родному  городу  уральскому  краю. Сегодня мы будем читать стихи магнитогорских поэтов.

Поэзия- горячий цех,
В котором место есть для тех,
Кто ночью и при свете дня
Прожить не может без огня.

Мы приглашаем участников нашей гостиной к свободному микрофону. У вас есть прекрасная возможность быть услышанным (выступления участников). 

Ведущий 2: Спасибо всем участникам! Мы уверенылитературная история Магнитки  в надежных руках!

Стихи- стихия под пером,
   Эмоций, рвущихся на волю.
         Но будет стих с одним крылом,
                С читателем не разделивший долю.

        Стихи -как с Миром диалог…
       С душой написанные строки
       Не знают времени, дорог.
       Сердца хранят их смысл глубокий.

Ведущий 1: Дорогие друзья! Наша встреча подходит к своему завершению. Мы говорим всем большое спасибо, благодарим всех участников нашей гостиной! Хотелось бы нашу встречу закончить такими словами: «Творить- это посылать свет в глубину человеческой души, слушать сердце и двигаться по нити, протянутой им через каждую минуту нашей жизни. Творить- это проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее! Вот назначение поэта!»  

(Выступление ансамбля авторской песни).

Ведущие: До свидания и до новых встреч!

Литература

1. «Акростих в литературе»  [Электронный ресурс ] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/125/Акростих

2. «Что такое буриме»  [Электронный ресурс ] https://www.syl.ru/article/436291/chto-takoe-burime-i-chem-polezna-zabavnaya-igra

3.Краткий справочник «Магнитогорск литературный», 2017 https://www.ogbmagnitka.ru/images/docs/lib/writers-sprav.pdf

Оформление литературной гостиной:
музыкальное сопровождение “Ноктюрн” Ф.Шопена,
“Пастораль” Г.Свиридова.

Действующие лица: ведущий, 1-й чтец, 2-й чтец, 3-й
чтец, члены клуба “Литературики”, исполняющие
роли поэтов.

Поэзия — моя держава,
Я вечный подданный ее.
М.Светлов.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Ведущий: Сегодняшняя наша встреча
посвящена не просто поэзии. Сегодня мы услышим,
что думают сами поэты о своем творчестве, о роли
поэзии в жизни, о том, что же это такое — поэзия,
почему вот уже много лет она волнует
человеческие сердца, в чем ее тайна? Вы услышите
стихотворения русских и зарубежных поэтов. И
очень бы хотелось, чтобы каждый из Вас услышал те
строки, которые предназначаются именно Вам. Итак,
слушайте: говорят поэты.

1-й чтец (стихотворение А.Ахматовой)

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет…
С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что мудрости нет, и старости нет,
А, может, и смерти нет.

3-й чтец: (текст О.Берггольц)

“Среди множества ремесел и искусств,
воздействующих на человеческую душу, нет силы
более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она
все может. Я утверждаю: она сильнее ядерной бомбы
— разрушающее и творящее слово, пропитанное
кровью любящего сердца, светом духа. Нет
подчинения более добровольного и более
неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви
более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии.
Любящий поэзию — дважды поэт!”

2-й чтец (стихотворение Н.Матвеевой);

…Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю для их обновленья, приходят поэты.
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых
вопросов-
Это каторжный труд суеверных старинных матросов,
Спасающих старую шхуну у Земли…

Звучит “Пастораль” Г.Свиридова.

Ведущий: Поэзия — особый мир со своими
законами, мир, в котором “звучат свежие ритмы”,
“властвует свет”, куда нет доступа жестоким,
бескрылым, ограниченным.

3-й чтец (стихотворение Е.Евтушенко):

Поэзия — великая держава.
Империй власть, сходящих с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия — такое государство,
Где правит правда в городе любом,
Где судят, как за нищенство, за барство,
Где царствует, кто стал ее рабом.
В ней есть большие, малые строенья,
Заборы лжи и рощи доброты,
И честные нехитрые растенья,
И синие отравные цветы.
И чем подняться выше, тем предметней
Плоды ее великого труда —
Над мелкой суетливостью предместий
Стоящие сурово города.

1-й чтец (стихотворение В.Набокова “Страна
стихов”):

Дай руки, в путь! Найдем среди планет
Пленительных, такую, где не нужен
Житейский труд. От хлеба до жемчужин
Все купит звон особенных монет.
И доступа злым и бескрылым нет
В блаженный край, что музой обнаружен,
Где нам дадут за рифму целый ужин
И целый дом за правильный совет.
Там будем мы свободны и богаты…
Какие дни. Как благостны закаты.

Ведущий:

Говорить прозой о поэзии трудно: ведь стихи
воспринимаются сердцем, чувством, так же, как
музыка. Каждый по-своему ощущает ее красоту,
находит что-то свое, необходимое его внутреннему
миру. Поэзия полна пленительных тайн. Может быть,
только для нас, читателей? А что думают об этом
сами поэты?

2-й чтец (стихотворение В.Рыленкова)

Ты не притча и не причуда,
Не прибежище и не профессия,
Ты всегда — ожидание чуда,
Потому-то ты и поэзия.

3-й чтец (слова Ф.Г.Лорки):

“Поэзия заключена во всех вещах: в уродливых,
прекрасных, отталкивающих; все дело в том, чтобы
суметь извлечь ее… Все увидеть, все
почувствовать… Поэзия не знает границ. Вот вы
возвращаетесь домой промозглым утром, подняв
воротник, от усталости едва волоча ноги, а она
ждет вас на пороге. А может, у ручья, или на ветке
оливы, или на скате крыши… везде есть своя тайна
и поэзия- это тайна, которая живет во всем… Мимо
идет человек, вы взглянули на женщину, пес
перебежал дорогу- все это поэзия”.

2-й чтец (стихотворение Р.Гамзатова):

Стихотворение — стихов творенье,
Такого ремесла на свете нет.
А что же есть? Есть горы в отдаленье,
Дожди и снегопады, тьма и свет.
На свете есть покой и есть движенье,
Есть смех и слезы — память давних лет,
Есть умиранье и возникновенье,
Есть истина и суета сует.
Есть жизни человеческой мгновенье
И остающийся надолго след.
И для кого весь мир, все ощущенья
Поэзия — тот истинный поэт.
Но как же пишутся стихотворенья?
На сей вопрос я сам ищу ответ.

Ведущий: Попробуем найти ответ на этот вопрос
в творчестве русских поэтов.

3-й чтец (стихотворение А.Пушкина):

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

Ведущий: Вдохновение…. Душевный подъем,
который овладевает поэтом в часы творческого
труда. В одном из писем он признавался: “Осень
подходит. Это любимое мое время — здоровье мое
обыкновенно крепнет,- пора моих литературных
трудов настает…”

3-й чтец (стихотворение И.Козлова “Гимн
Орфея”):

Когда поэт на языке земном
Передает пророческим пером
Таинственные вдохновенья
И осветлит души виденья
Поэзии огнем,-
Венчает мир, исполнен удивленья,
Чело певца бессмертия венком.

Ведущий: А как представляли процесс
творчества поэты Серебряного века?

1-й чтец:

Бывает так: какая-то истома
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг;
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук….
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

2-й чтец (стихотворение А.Ахматовой):

Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость Вам и мне.

3-й чтец (слова Б.Пастернака):

“Поэзия валяется в траве, под ногами, надо
только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с
земли”

1-й чтец (стихотворение М.Волошина “Рождение
стиха”):

Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучии.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой…
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.

Ведущий (стихотворение А.Вознесенского):

Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат
Душа — слепая соучастница
Не написал — случилось так.

“Стихи не пишутся — случаются”, “ Я пишу, как
дышу…”. Но простота создания стихотворения
кажущаяся, обманчивая. Поэтическое творчество-
это труд, упорный, тяжелый, не всегда успешный.
Марина Цветаева писала: “Я всегда разбивалась
вдребезги. И все мои стихи- те самые, серебряные,
сердечные дребезги”. В стихах поэт отдает
читателям душу, свои силы, свое сердце.

2-й чтец (стихотворение Л.Мартынова):

Я хотел бы и ночью, и днем
Создавать, создавать, создавать,
Я хотел бы стихи выдавать, выдавать, выдавать,
Штамповать и ковать их и вновь штамповать, как
медали.

3-й чтец (стихотворение Б.Окуджавы):

Строка из старого стиха слывет ненастоящей:
Она растрачена уже, да и к мольбам глуха.
Мне строчка новая нужна какая-нибудь послаще,
Чтоб начиналось из нее течение стиха.
Текут стихи на белый свет из темени кромешной,
Из всяких горестных сует, из праздников души.
Не извратить бы вещий смысл строкой поспешной.
Все остальное при тебе – мужайся и пиши.
Текут стихи на белый свет, и нету им замены,
И нет конца у той реки, пока есть белый свет.
Не о победе я молю: победы все надменны,
А об удаче я молю, с которой спроса нет.
Текут стихи на белый свет рекою голубою
Сквозь золотые берега в серебряную даль.
За каждый крик, за каждый вздох заплачено
любовью,
Ее все меньше с каждым днем, и этого не жаль.

Ведущий: Выстрадать каждое стихотворение, за
каждое слово платить любовью, не жалеть своей
любви, своей души – в этом судьба поэта. Помнить о
высоком назначении поэзии, не идти на поводу у
черни, толпы — эгоистичной, корыстной,
равнодушной, ждущей лишь угождения своим вкусам,
оставаться независимым, бескорыстным,
взыскательным и строгим к себе, мужественно
встречать “суд глупца и смех толпы холодной” — в
этом судьба поэта. Она всегда нелегкая.

Чтец 2:

Сбудется вечная мечта поэтов – стихи найдут
своего читателя, сколько бы ни прошло лет или
веков, в этот момент произойдет чудо-
соприкосновение душ людей, разделенных огромным
временным пространством.

Чтец 3 ( из речи А.Блока “О назначении поэта”):

“Что такое поэт? Человек, который пишет
стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не
потому, что он пишет стихами, но он пишет стихами,
то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому
что он — сын гармонии, поэт”.

“Похищенные у стихии и приведенные в гармонию
звуки, внесенные в мир, сами начинают творить
свое дело, Они проявляют неожиданное могущество:
они испытывают человеческие сердца”.

“Первое дело, которого требует от поэта его
служение, — открыть глубину”.

“Второе требование заключается в том, чтобы
поднятый из глубины звук был заключен в прочную и
осязательную форму слова; звуки и слова должны
образовать единую гармонию”.

“Третье дело поэта; принятые в душу и
приведенные в гармонию звуки надлежит внести в
мир”.

Ведущий: Стихи умеют терпеливо ждать своего
часа. Некоторые забываются очень быстро, еще при
жизни их авторов. Настоящая же поэзия — всегда с
читателем, и даже запрещенная, спрятанная, она
всегда возвращается и помогает людям жить.
Поэзия, как впрочем, и любое другое дело, которым
вы увлечены — это и есть тот плот, который поможет
уплыть “из монотонных будней”, от пошлости,
серости и скуки в мир красоты и вдохновения.

Чтец 2:

Многое дано сказать истинному поэту. И многое
требуется от читателя, чтобы уметь понять
совершенное стихотворение и отличить от
несовершенного. Потому так важно, чтобы процесс
общения поэта и читателя всегда был живым, делая
нашу духовную жизнь богаче и радостней.

3-й чтец (стихотворение М.Луконина):

Раскройте вы книгу мою,
Раскройте ее для полета!
Развяжите ее жесткие крылья,
Разглядите ее, как звезду.

1-й чтец:

Да, это не книга, а я. Не стихи это- сердцебиенье.
С вами я молод.
Вижу небо, слушаю землю, вдыхаю траву.
Рядом с вами, боевое мое поколенье.
Вместе с вами и я бесконечно живу.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена.

Абашкина Наталья Александровна

Сценарий музыкально-поэтического вечера

«Женская поэзия ХІХ века»

для учащихся 10-11 классов

t1592142701aa.jpg

Описание: сценарий музыкально–поэтического вечера «Женская поэзия ХІХ века» будет полезен учителям русского языка и литературы старших классов, классным руководителям для проведения бесед, классных часов и внеклассных мероприятий по творчеству поэтесс ХІХ века. Сценарий построен по чёткой схеме, в которой все элементы связаны, номера желательно не исключать.

Цель автора: познакомить учащихся с творчеством поэтесс ХІХ века, в произведениях которых нашла отражение жизнь общества того времени; раскрыть своеобразие лирики женского сердца; подчеркнуть общечеловеческий характер поэзии и значимость деятельности поэтесс ХІХ века для литературы ХХ века; помочь десятиклассникам проникнуться настроением, выраженным авторами в стихотворениях; формировать общечеловеческие моральные ценности; развивать творческие способности учащихся; обучать выразительному чтению.

Задача автора: рассказать зрителям о неповторимости и индивидуальности каждой женщины-поэтессы.

Сценарий рассчитан на учащихся 10−11-х классов, но в вечере могут принять участие также школьники любого возраста, проявляющие интерес к поэзии и музыке.

Сопровождение к сценарию: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений; презентация с демонстрацией портретов поэтесс ХІХ века (Е.П.Ростопчиной, З.А.Волконской, К.К.Павловой, А.П.Барыкиной, Л.Украинки), репродукций картин Леонардо да Винчи, И.Е.Репина, В.Г.Перова, К.П.Брюллова; видеофильмов, фрагмент художественного фильма «Графиня Шереметьева».

На протяжении вечера звучат классические музыкальные произведения.

Учитель

«Золотой ХІХ век»… Уже второй год мы изучаем классические произведения, созданные великими мастерами ХІХ столетия, в том числе и знаменитыми поэтами: А.Пушкиным, М.Лермонтовым, Ф.Тютчевым, А.Фетом, Н.Некрасовым… И ни одного женского имени! Неужели женщины не писали стихотворения? Конечно, писали, писали хорошие стихи и получали самые высокие оценки своих прославленных современников.

Наше мероприятие мы посвящаем поэтессам ХІХ века, служительницам Музы, авторам произведений, в которых нашла отражение жизнь общества ХІХ века.

Понятие авторства в искусстве вообще и в литературе в частности непреложно утвердилось в России только после преобразований Петра I в ХVІІІ веке. От этого столетия и дошли до нас первые женские имена, связанные с текстом той или иной песни, того или иного поэтического произведения, знаменитые Прасковья Ковалёва-Жемчугова, Елизавета Семёновна Сандунова, Мария Воиновна-Зубова.

Известно, что стихи сочиняли жёны поэтов Державина, Хераскова и любимая дочь поэта А.П.Сумарокова Екатерина Александровна Княжнина. Отец сам занимался образованием Екатерины, поощрял занятия дочери литературой, но в то же время считал невозможным, чтобы стихи, да еще о любви, были написаны от лица женщины. «К девицам это нейдет, говорил Сумароков, благовоспитанная стихотворица-девица должна только думать о мастерстве в стихах, а не об изъяснениях полюбовных».

Стихотворица-девица… Сумароков, по крайней мере, не отнимал у женщины право писать стихотворения.

А ведь в обществе того времени глубоко укоренилось представление о том, что женщине «неприлично» заниматься сочинительством.

И мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, бытовало очень долго.

Ведущий 1

В начале ХІХ века Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова, сумев отбросить стесняющие предрассудки, уже стремятся печатать стихи и первыми в России издают книги своих стихотворений. Это о Буниной Н.М.Карамзин сказал однажды: «Ни одна женщина не писала у нас так сильно, как Бунина».

Ведущий 2

Один за другим в Москве и Петербурге возникают литературные и музыкальные салоны, в которых видную роль играли и стихотворицы-женщины. Помимо известных салонов княгини Зинаиды Волконской, графини Евдокии Ростопчиной, в 20-30-х годах ХІХ века славились салоны переводчицы А.П.Елагиной, поэтессы Тимашовой.

t1592142701ab.jpg

Учитель

Это о Зинаиде Александровне Волконской писал А.С.Пушкин:

Царица муз и красоты,

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скипетр вдохновений,

И над задумчивым челом,

Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений.

t1592142701ac.jpg

А Евдокии Петровне Ростопчиной М.Ю.Лермонтов подарил альбом, в котором написал:

Я верю: под одной звездой

Мы с вами были рождены;

Мы шли дорогою одной,

Нас обманули те же сны…

Ведущий 1

20-30-е годы… Именно в это время русская литература стала стремительно обретать глубину и блеск, а также общественное значение. Этому способствовал подъём национального сознания, наступивший с Отечественной войной 1812 года. Этому способствовало восстание декабристов 1825 года, жестоко подавленное правительством.

Ведущий 2

Ссыльным декабристам посвятила Е.Ростопчина стихотворение «К страдальцам» (1831). Стихотворению предпослан эпиграф из поэмы Рылеева «Наливайко».

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Учащийся читает стихотворение Е.Ростопчиной «К страдальцам»

Учитель

Потомки действительно не забыли подвиг декабристов. Да и поэтессу вспомнили. Уже в советское время впервые напечатали стихотворение, отрывок из которого только что прозвучал.

А ведь в конце 30-х – начале 40-х годов литературная слава Ростопчиной так выросла, что П.А.Плетнёв (поэт, критик, издатель) напишет в письме другу: «Она, без сомнения, первый поэт теперь на Руси».

В 1834 году, рассуждая о роли женщин в литературе, критик Иван Киреевский писал: «…давно ли с этим словом писательница соединялись самые неприятные понятия: пальцы в чернилах, педантство в уме и типография в сердце!» А теперь, констатирует критик, «название Литератора стало уже не странностью, но украшением женщины: оно во мнении общественном подымает её в другую сферу, отличную от обыкновенной… впрочем, я говорю здесь только о новом поколении и частию о среднем: в старом поколении, которое привыкло видеть в женщине полуигрушку, – предрассудок против писательниц ещё во всей силе. Он задавил, может быть, не один талант…»

К счастью, те предрассудки, о которых пишет Киреевский, не смогли задавить талант Каролины Павловой, Анны Барыковой, Юлии Жадовской, Мирры Лохвицкой, Поликсены Соловьёвой, Глафиры Галиной, Веры Фигнер… Полузабытые и совсем забытые сегодня имена.

А ведь творчество каждой из них – неотъемлемая часть нашей богатейшей поэзии. Оно открыло дорогу деятельности поэтесс ХХ века, среди которых Анна Ахматова и Марина Цветаева, ставшие в ряд крупнейших творцов художественного слова.

Для обаятельнейших женщин, о которых пойдет разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего «я», отклик сердца на радости и горести бытия.

На фоне музыки звучит стихотворение К.Павловой «Мотылек»

t1592142701ad.jpg

Ведущий 1

«Мотылек» – программное стихотворение Каролины Павловой, в творчестве которой «лирика женского сердца» получила, пожалуй, наиболее полное и значительное воплощение.

Стихотворение было сурово осуждено демократической критикой, ведь К.Павлова призывает художника покинуть «земную обитель» и на землю глядеть свысока. Однако и сама поэтесса понимала ущербность человеческих исканий, порвавших всякую связь с «земным».

Кстати, внутренние противоречия, пронизывающие поэзию К.Павловой и придающие ей неповторимый облик, стали одной из причин возрождения символистами в начале ХХ века интереса к творчеству поэтессы, не имевшей прямых преемников и к тому времени забытой.

Ведущий 2

А пришла Каролина в литературу как поэт-переводчик. Павлова владела в совершенстве несколькими иностранными языками.

«Удивительный талант г-жи Павловой (урожденной Яниш) переводить стихотворения со всех известных ей языков и на все известные языки начинает наконец приобретать всеобщую известность… Но ещё лучше её переводы на русский язык; подивитесь сами этой сжатости, этой мужественной энергии, благородной простоте этих алмазных стихов, алмазных и по крепости и по блеску поэтическому», – писал В.Г.Белинский.

Ведущий 1

Белинский часто бывал в доме поэтессы. Литературный салон Павловых в конце 30-х – начале 40-х годов считался самым известным и многолюдным в Москве.

Бывали здесь Гоголь и Лермонтов, Герцен и Огарев, братья Киреевские, Полонский и Фет. А.А.Фет писал: «Я всегда старался прийти к Каролине Павловой, пока в кабинете не являлось сторонних гостей. Тогда по просьбе моей она мне читала свое последнее стихотворение…»

На фоне музыки звучит стихотворение К.Павловой «Москва»

Учитель

Сколько гордости за русский народ, отстоявший Москву в битве на Бородинском поле! Вообще, для поэтессы русский народ был ярким носителем духовного потенциала.

В одном стихотворении и грустные ноты, и бодрые, «день ясный» и «день серый и печальный», настоящее и прошлое, сомнение и вера, разочарование и надежда.

Разочарование и надежда… Эти мотивы мы встретим и в стихотворениях, посвящённых мучительному роману со студентом-юристом, впоследствии профессором Б.И.Утиным, с которым познакомилась в Дерпте (Германия), куда уехала после разрыва с мужем.

Звучит стихотворение К.Павловой «Мы странно сошлись…»

О последних годах жизни К.Павловой известно немного. Но, по свидетельству современников, она писала стихи до конца своей жизни.

Звучит прелюдия

Учитель

«Прелюдиями» назвал Константин Аксаков (публицист, историк, лингвист, поэт) стихотворения Каролины Павловой. (На фоне прелюдии)

Какая удивительная аналогия! Ведь духовно-эстетический опыт поэтессы, воплотившийся в ряде стихотворений, значим для понимания произведений поэтов-символистов и прежде всего для понимания «Итальянских стихов» Блока, самой яркой звезды в созвездии поэтов-символистов.

Ведущий 2

t1592142701ae.png

Если К.Павлова вступила в литературу в 40-х годах ХІХ века, и истоки её поэзии были связаны с русской романтической школой, с творчеством Языкова, Баратынского, Лермонтова, то Анна Павловна Барыкова, наиболее плодотворная деятельность которой падает на 70-80-е годы, была тесно связана с демократическими кружками и ее поэзия по форме и содержанию развивалась в некрасовских традициях. Печаталась в основном в «Отечественных записках».

Ведущий 1

С начала 80-х годов жила в Ростове-на-Дону, деятельно помогала революционной борьбе народовольцев – на её квартире проходили нелегальные встречи. Была арестована в 1884 году и провела месяц в тюрьме, освободили Каролину из-за резкого обострения туберкулеза. Жандармы не располагали никакими материалами против Барыковой и даже не подозревали о том, что она была автором дерзкого памфлета, направленного против самодержавия, – «Сказки о том, как царь Ахреян ходил богу жаловаться», – напечатанной в 1883 году нелегальной типографией «Народной воли» в Петербурге.

Учитель

Разгром народовольцев и наступление реакции заставили Барыкову отойти от революционного движения. «Жечь глаголом сердца людей не могу, а сказать слово любящей и жалеющей сестры и матери – в защиту или на пользу своих безгласных, немых братьев – могу и хочу сказать», – писала поэтесса.

Поэтому и появляются среди героев её стихотворений обездоленные и отверженные бедняки, падшие женщины, брошенные дети. Так похожи герои А.Барыковой на художественные образы, созданные знаменитыми живописцами Перовым и Репиным. Им горячо сочувствует и сострадает Анна Барыкова.

На экране репродукции картин русских художников.

Звучит стихотворение А.Барыковой «У кабака»

Ведущий 1

Совсем из другого мира, мира сытых и благополучных, мира света, праздника, радости, героиня стихотворения А.Барыковой «Любимые куклы». Этот мир Анна Павловна знала прекрасно, ведь родилась в дворянской семье. Отец и мать занимались литературой, а дедушка по материнской линии, Федор Петрович Толстой, был скульптором, живописцем, графиком, вице-президентом Академии художеств.

Учитель

Конечно, у Анны Барыковой в детстве были любимые куклы, как и у героини ее стихотворения.

Звучит стихотворение А.Барыковой «Любимые куклы»

«А счастливых женщин разве не бывает?» – спрашивает Анна Петровна. В повести «Ася» Тургенева есть такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение…»

Вот оно – счастливое мгновение!

Риторическим вопросом заканчивает свое стихотворение Анна Барыкова. Звучит «Ave Maria»

Когда волны житейского моря выше горла, вспомните её (на экране репродукции картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта») и успокойтесь сердцем. Она – это каждая из вас в прекрасную минуту покоя.

5 лет работал Леонардо да Винчи над картиной, и вот уже 5 столетий волнует нас удивительно тёплый, светлый и такой земной образ Мадонны Литты.

t1592142701af.jpg

Наверное, божественно красивой была поэтесса Мирра Лохвицкая, когда склонялась над сыном, и очень счастливой, когда писала эти строки:

Долго любуюсь тобой перед сном,

Я созерцаю, любя,

Небо во взоре невинном твоем,

Рай мой в глазах у тебя…

Ведущий 1

Стихотворение вошло в первый сборник поэтессы «Стихотворения» (1896) и был посвящён мужу. В этом сборнике любовь предстает как светлое чувство, приносящее с собой радость материнства. Строку «Это счастье сладострастье» критики цитировали очень часто. Первый сборник стихотворений Лохвицкой был отмечен Пушкинской премией Академии наук.

Ведущий 2

Одним из первых литературных знакомств, завязанных самостоятельно Миррой Лохвицкой, было знакомство с В.И.Немировичем-Данченко, русским писателем. Он, вспоминая о ранних литературных опытах Мирры, писал: «Это была сама непосредственность, свет, сиявший из тайников души и не нуждавшийся ни в каких призмах и экранах».

Ведущий 2

Главная тема творчества Мирры Лохвицкой – любовь. Но верность единственной теме не делает её творчество однообразным и монотонным, поскольку стихи Мирры несут в себе широкий диапазон переживаний. Упоение счастьем, губительная страсть, бессильная борьба с ней.

На экране кадры из фильма «Графиня Шереметьева».

Звучит романс «Я хочу быть любимой тобой» на стихи М.Лохвицкой

Многие стихотворения Мирры были положены на музыку композиторами. И не случайно. Ведь одним из важных достоинств Лохвицкой, определявшим значение её творчества, был легкий и мелодичный стих.

Звучит стихотворение М.Лохвицкой «Не убивайте голубей»

Учитель

Красота всегда есть там, где есть Любовь. Впервые мир прекрасного открыли древние греки. Им удавалось видеть святую Красоту повсюду: в ребёнке, делающем первые шаги, в морских волнах, смывающих прибрежный песок, в каплях утренней росы на распускающемся цветке, в женщине, улыбающейся своему мужчине.

Почему я вспомнила о Древней Греции? Да потому, что Древняя Греция – родина поэтессы Сафо. Она, пожалуй, первая женщина, оставившая миру плоды своего гения.

Мирра Лохвицкая вошла в историю поэзии как «русская Сафо». К.Бальмонт – поэт-символист – назвал Мирру «художницей вакхических видений, русской Сафо, знающей тайну колдовства». «Страстная языческая влюблённость была её постоянным пафосом…», – писал Вячеслав Иванов в некрологе. Туберкулез стал причиной смерти 35-тилетней Мирры Лохвицкой. Призрак надвигающейся смерти являлся ей часто.

Звучит стихотворение М.Лохвицкой «Элегия»

Я умереть хочу весной,

С возвратом радостного мая,

Когда весь мир передо мной

Воскреснет вновь, благоухая.

На всё, что в жизни я люблю,

Взглянув тогда с улыбкой ясной,

Я смерть свою благословлю –

И назову её прекрасной.

Ведущий 2

t1592142701ag.jpgКостным туберкулезом страдала с детства талантливая поэтесса Леся Украинка. В 9 лет она написала своё первое стихотворение «Надежда», а в 22 года издала первый поэтический сборник «На крыльях песен». Леся сумела овладеть девятью иностранными языками, превосходно знала литературу, интересовалась науками, профессионально играла на фортепиано. Но наиболее полно ее талант проявился в поэзии.

Стояла я и слушала весну.

О, как она мне много говорила!

То пела песню звонкую одну,

То мне тихонько-тихо ворожила.

Она мне напевала про любовь,

Про молодость, про радость, про печали.

Она мне всё перепевала вновь,

Что мне мечты давно уж рассказали.

Учитель

О чём же мечтала Леся Украинка, которая в 12 лет начала, как она говорила, «тридцатилетнюю войну с туберкулезной бациллой». О чём мечтала поэтесса, когда уезжала в далекую Италию, Египет? Она мечтала поскорее вернуться на родину. Любовь к родине выражена в лирике Леси, в её поэмах и драме-феерии «Лесная песня».

Звучит «Утро» Эдварда Грига. Сцена из «Лесной песни» Леси Украинки

Учитель

Говорят, что душа человека имеет определенную форму. Мне кажется, что у поэтесс она похожа на цветок, а может, на птицу или звезду. Ведь эти умные и талантливые женщины горели сами и освещали путь другим. Они горели Поэзией, Любовью, Красотой.

Приложение

К.ПАВЛОВА

Мы странно сошлись. Средь салонного круга,

В пустом разговоре его,

Мы словно украдкой, не зная друг друга,

Свое угадали родство.

И сходство души не по чувства порыву,

Слетевшему с уст наобум,

Проведали мы, но по мысли отзыву

И проблеску внутренних дум.

Занявшись усердно общественным вздором,

Шутливое молвя словцо,

Мы вдруг любопытным, внимательным взором

Взглянули друг другу в лицо.

И каждый из нас, болтовнёю и шуткой

Удачно мороча их всех,

Подслушал в другом свой заносчивый, жуткой,

Ребенка спартанского смех.

И, свидясь, в душе мы чужой отголоска

Своей не старались найти,

Весь вечер вдвоём говорили мы жестко,

Держа свою грусть взаперти.

Не зная, придётся ль увидеться снова,

Нечаянно встретясь вчера,

С правдивостью странной, жестоко, сурово

Мы распрю вели до утра,

Привычные все оскорбляя понятья,

Как враг беспощадный с врагом, –

И молча друг другу, и крепко, как братья,

Пожали мы руку потом.

М.А. ЛОХВИЦКАЯ

Если б счастье моё было вольным орлом,

Если б гордо он в небе парил голубом,

Натянула б я лук свой певучей стрелой,

И живой или мертвый, а был бы он мой!

Если б счастье моё было чудным цветком,

Если б рос тот цветок на утёсе крутом, –

Я достала б его, не боясь ничего,

Сорвала б и упилась дыханьем его!

Если б счастье моё было редким кольцом

И зарыто в реке под сыпучим песком, –

Я б русалкой за ним опустилась на дно,

На руке у меня заблистало б оно!

Если б счастье моё было в сердце твоём, –

День и ночь я бы жгла его тайным огнём,

Чтобы, мне без раздела навек отдано,

Только мной трепетало и билось оно!

М.А. ЛОХВИЦКАЯ

НЕ УБИВАЙТЕ ГОЛУБЕЙ

Не убивайте голубей!

Их оперенье белоснежно;

Их воркование так нежно

Звучит во мгле земных скорбей,

Где всё – иль тускло, иль мятежно.

Не убивайте голубей!

Не обрывайте васильков!

Не будьте алчны и ревнивы;

Своё зерно дадут вам нивы,

И хватит места для гробов.

Мы не единым хлебом живы, –

Не обрывайте васильков!

Не отрекайтесь красоты!

Она бессмертна без курений.

К чему ей слава песнопений

И ваши гимны и цветы?

Но без неё бессилен гений, –

Не отрекайтесь красоты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий правовой беседы
  • Сценарий поэтического праздника
  • Сценарий правильность написания
  • Сценарий поэтического конкурса чтецов
  • Сценарий правила поведения на улице