Сценарий похода выходного дня

Поход выходного дня Лесная странаЦель: организация активного отдыха на природе детей и родителей.Участники: скаутские отряды дружины Синяя птица.Организация и в

Поход выходного дня «Лесная страна»

Цель: организация активного отдыха на природе детей и родителей.

Участники: скаутские отряды дружины «Синяя птица».

Организация и время проведения: поход выходного дня «Лесная страна», приуроченный Празднику Первого костра проводится на территории парка «Винновская роща»

Оборудование: палатки, пенки, одеяло, спортивный инвентарь, мусорные мешки, аптечка, название своего этапа, ножницы, скотч, слова песен, шерстяная нитка, колокольчик, верёвка, футбольный мяч, маршрутные листы, свисток.

Условия участия

Каждый отряд берёт с собой палатку для организации командной стоянки, пенки и покрывала. У каждого руководителя своя аптечка. Организацию питания отряд определяет самостоятельно. С собой берётся спортивный инвентарь, мусорные мешки, название своего этапа, ножницы, скотч и всё, что нужно для его проведения.

Каждому участнику необходимо:

— 0,5 л питьевой воды

— отрядный галстук

— пенка (покрывало)

— спортивная одежда

— обувь по погоде

Наличие головного убора обязательно!

Каждый отряд повторяет скаутский гимн и разучивает свою песню (по параллелям).

На каждом этапе в скаутской тропе задания выполняют только 10 человек, на одном этапе – одни, на другом этапе – другие.

Назначить ответственных из родителей:

— оборудование стоянки

— организация обеда

— организация подвижных игр

— организация общего небольшого костра (с собой иметь маленькую лопатку, топорик)

— уборка территории

— скаутская тропа (все)

В помощь для проведения своего этапа берите своих старших детей (выпускников) или родителей.

Разучить кричалку с несколькими детьми.

План проведения похода выходного дня «Лесная страна»

Мероприятие

Время

Сбор у школы. Отправление.

9 ч. – 9ч. 15 мин.

Организационная линейка на месте проведения

10 ч.

Оборудование стоянки

10 ч. — 10ч.30 мин.

Скаутская тропа

  • Исторический этап. Викторина (история скаутского движения, традиции, законы)

  • Песенный этап

  • Тропа приключений

  • Упражнения на сплочение «Мы –команда»

  • Туристический этап

10 ч. 30 мин. – 12 ч.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

Обед

12 ч. – 13 ч.

Игры на свежем воздухе

13 ч. – 14 ч.

Общий костёр

14 ч. – 15 ч.

Уборка территории

15 ч. – 15 ч. 30 мин.

Отправление

15 ч. 30 мин.

Ход мероприятия:

  1. Организационная линейка.

Сообщение о плане проведения похода выходного дня.

  1. Скаутская тропа.

  • Исторический этап. Викторина «История скаутского движения»

  1. Кто основатель скаутской организации в мире?

Роберт Баден — Пауэл

  1. В каком году Роберт Баден — Пауэл организовал первый скаутский отряд и для чего он это сделал? (1908 г.)

БП был английским офицером разведки. Это был очень смелый и честный человек, ему приходилось командовать солдатами, которые совершенно не умели жить самостоятельно на природе. БП решает выпустить справочник для молодых читателей, с целью подготовки их к самостоятельной и автономной жизни в природе. С этой целью он собирает 20 мальчиков и проводит экспериментальный лагерь на острове Браунси, где ребята обходились без помощи взрослых, играя в различные игры, учились разводить костры и различать следы.

Результатом этого лагеря стала книга «Скаутинг для мальчиков», изданная в 1908 году. В этом же году повсюду стали образовываться скаутские группы, и движение принимает массовый характер.

  1. Назовите день рождения скаутинга в России и основателя первого скаутского отряда.

30 апреля 1909 года был зажжён первый скаутский костёр под городом Санкт-Петербургом в селе Павловске. Этот день считается днём рождения Российского скаутинга. Основатель – Олег Пантюхов

  1. Что произошло с российской скаутской организацией в 1917 году?

Во время революции 1917 года все люди поделились на красных (те, кто с большевиками), белых (против них) и синих – истинные скауты, оставшиеся вне политики. В 1919 году на съезде комсомола после доклада Н.К.Крупской, было принято решение о создании новой детской организации – пионерии. Скаутские лидеры и старшие скауты были сосланы и расстреляны. Те скаутские группы, которым удалось уцелеть, переименовались в туристические клубы.

Пионерская организация взяла много из скаутинга:

  • галстуки;

  • призыв: «Будь готов!»

  • значки, барабаны и флаги.

Но пионерия не сохранила 2-х основных принципов скаутинга:

  • добровольность;

  • неполитичность.

  1. В каком году началось возрождение скаутского движения в России? (в 1991 году)

  1. В каком году образовалась УОДЮОО «Ассоциация скаутов»?

(в 2003 г.)

  1. В каком году образовалась «Ассоциация скаутов» г.Ульяновска и дружина «Синяя птица» (в 2005 г.)

  1. Назовите символы скаутов (скаутская эмблема — лилия, салют, призыв и отзыв, скаутская форма, знаки отличия) и их значение.

Значение скаутской эмблемы — лилии, скаутского салюта

Долг перед Богом и Родиной — приверженность духовным общечеловеческим принципам, которые их выражают, принятие вытекающих из этого обязанностей. Духовное развитие – более широкое понятие, чем религиозное воспитание: духовное воспитание в скаутской организации свободно от любых конфессий. Право определять принадлежность к той или иной вере во все времена предоставлено семье и самому человеку. Духовность это в первую очередь, приверженность нравственным принципам. Это понимание красоты Мира, в котором мы живем. Желание и умение брать на себя ответственность — быть хозяином этого Мира, заботиться о животном и растительном мире, людях и истории. Личное духовное развитие помогает молодым людям найти и открыть самих себя.

Долг перед другими — верность своей стране, в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество на местном, национальном и международных уровнях. Участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства соотечественников и целостности природного мира. Скаут – активный член общества, он Гражданин своей страны, участвующий в её общественной жизни, соблюдающий её законы, уважающий достоинство её граждан, готовый приложить все свои силы на благо её благополучия и процветания. Он Гражданин планеты Земля, что налагает на него обязанности соблюдения прав и достоинства любого человека, уважения культурных, национальных и религиозных традиций других людей, сохраняя целостность природного мира. Он человек, который видит свое предназначение в служении людям. В том, чтобы помогать другим, жить в мире и добрососедстве со всеми людьми, укреплять дружбу и взаимопонимание среди молодёжи всех наций.

Долг перед собой — ответственность за собственное развитие. Скаутинг предполагает, что молодёжь ответственна за совершенствование своих способностей. Скаутское воспитательное движение призвано оказывать помощь молодому человеку в раскрытии его потенциала.

  1. Назовите традиции скаутов.

  1. февраля – День размышления;

30 апреля – Праздник Первого костра;

6 мая – День Георгия Победоносца – покровителя российских скаутов;

Поднятие Российского флага;

Рукопожатие левой рукой;

Посвящение в скауты.

  1. Назовите скаутские законы.

  1. Чести скаута следует доверять

  2. Скаут верен данному слову

  3. Долг скаута — быть полезным и помогать другим

  4. Скаут — друг всем и брат каждому скауту

  5. Скаут вежлив

  6. Скаут друг животных и всей природы

  7. Скаут исполняет требования родителей, скаутского лидера

  8. Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях

  9. Скаут бережлив

  10. Скаут чист в мыслях, словах и делах

  • Песенный этап

текст песни, песня на телефоне и Гимн скаутов

1 класс — Разучивание и исполнение песни «У похода есть начало»

У похода есть начало

У похода есть начало,

А конца походам нет.

Мы прошли дорог немало,

Но огромен белый свет.

П р и п е в:

Ты никогда, пожалуйста,

На белый свет не жалуйся,

Он переполнен тайнами –

Необычайными.

Но не сделаешь и шагу –

Сразу выбьешься из сил,

Если стойкость и отвагу

В трудный путь не захватил.

П р и п е в.

Пронесем мы через годы

То, что начато с игры,

Наши дальние походы

И веселые костры.

П р и п ев

2 класс — Разучивание и исполнение песни «Скаутская песня»

Скаутская песня

С лилией белой под флагом трехцветным
Летом, зимою, ночью и днем
К цели единой, к цели заветной
Мы триединой дорогой идем.

Припев:
Трехцветный галстук, лилия на сердце,
В душе романтика, в кармане – пустота.
Такая уж у нас судьба поверьте,
Такая жизнь у скаута. 

Честь и законы ведут нас дорогой,
Клич наш известен: «Всегда Будь готов!»
Наш покровитель – Небесный Георгий,
Наш основатель – Олег Пантюхов.

Припев.

Сколько бы трудностей мы не встречали,
Как бы всех нас не меняли года,
Сколько б границ нас не разделяли,
Мы остаемся друзьями всегда.

Припев

3 класс — Разучивание и исполнение песни «Друг и брат»

Друг и брат

Нелли Путина

Погасила осень блики костра,

Значит снова расставаться пора.

Но ты знаешь, что вернёмся назад,

Ты всегда мне будешь друг, будешь брат.

Друг о друге забывать нам нельзя,

Снова вместе соберутся друзья.

Песни старые опять зазвучат.

Если скаут, значит, друг, значит брат.

И нас многое сближает с тобой,

Будем помнить мы холодной зимой,

Глядя с грустью на заснеженный сад,

Где-то в мире есть твой друг, есть твой брат.

А когда мы снова встанем в наш круг

И почувствуем тепло крепких рук

В унисон у нас сердца зазвучат:

Если скаут, значит, друг, значит брат.

В этом мире, где так много проблем,

Я одно лишь посоветую всем,

Чтоб идти по жизни не наугад

Рядом должен быть всегда друг и брат.

Только так нам будет легче в пути.

Только так мы сможем счастье найти.

Я помочь вам в этом искренне рад.

Если скаут, значит, друг, значит брат.

И поэтому я знаю одно,

Мне по-крупному, друзья, повезло.

Нас по всей Земле почти миллиард
И при этом каждый друг, каждый брат.

И без лишних рассуждений и слов

Я ко всем прийти на помощь готов.

Не пустым бахвальством строки звучат:

«Если скаут, значит, друг, значит брат»

4 класс — Разучивание и исполнение песни «Перевал»

Перевал

Просто нечего нам больше терять,
Всё нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь легла как тот перевал, 
За которым исполненье надежд.
Просто прожитое прожито зря , не зря,
Но не в этом понимаешь ли соль,
Слышишь, падают дожди октября ,
Видишь старый дом стоит средь лесов. 

Мы затопим в доме печь , в доме печь,
Мы гитару позовём со стены,
Просто нечего нам больше беречь, 
Ведь за нами все мосты сожжены,
Все мосты все перекрёстки дорог,
Все прошёптанные тайны ночи.
Каждый сделал всё что смог, всё что смог,
Но об этом помолчим, помолчим.

Пусть луна взойдёт оплывшей свечёй,
Ставни скрипнут на ветру , на ветру,
Ах как я тебя люблю горячо, 
Годы это не сотрут , не сотрут.
Мы оставшихся друзей соберём,
Мы набьём картошкой старый рюкзак.
Люди спросят, что за шум, что за гам,

Мы ответим просто так , просто так.

Просто нечего нам больше терять,
Всё нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь легла как тот перевал, 
За которым исполненье надежд.
Видно прожитое прожито зря , не зря,
Но не в этом понимаешь ли соль,
Слышишь, падают дожди октября ,
Видишь старый дом стоит средь лесов.

Гимн скаутов Российской Скаутской Организации.

Солнце над планетой — наше знамя!
Нам достался лучший из миров!
Будущее Родины за нами,
Скаут, за Россию будь готов!

Припев:
Всегда готовы за Россию,
Нам по плечу любая высота!
Скаут- это значит сильный.
Скаут – это честь и доброта!

Молодость наполнена мечтами.
Счастья впереди не гаснет свет

И спешим мы добрыми делами.
Добрый на земле оставить след!

Припев.

Все, что захочу уже сегодня,
Знаю я смогу наверняка.
Если будет очень трудно – помни
Рядом друга верного рука!

  • Тропа приключений

( шерстяная верёвка, колокольчик, бельевая верёвка, пенка, футбольный мяч)

  1. Паутина

Вокруг деревьев обмотать шерстяную нитку, повесить колокольчик. Задание: каждому члену команды пролезть через паутину, не задев колокольчик.

Команда получает столько баллов, сколько человек пролезет через паутину, не задев колокольчика.

  1. Разведчики

Каждый член команды должен проползти под верёвками, не задевая их.

Команда получает столько баллов, сколько человек проползёт под верёвками, не задевая их.

  1. Спортивный

Нужно забить футбольный мяч в мини-ворота. Команда получает столько баллов, сколько забитых голов.

Упражнения на сплочение «Мы –команда»

Инструктор выбирает по желанию одно или несколько упражнений, главное, чтобы уложиться в 20 мин. Участвуют все дети в команде.

Электрическая цепь

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам.

Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Как упрощенный вариант электроцепи – Исходные условия: участники садятся в круг на землю, касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки (т.е. замкнули цепь руками и ногами). Задание: «Пускаем ток» — всем участникам одновременно (синхронно) подняться, не расцепляя рук и не меняя положения ступней. Ограничения: при расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Гусеница

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом. Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую руку между ними стоящему позади, при этом левой рукой берет правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на землю, а затем подняться, не расцепляя при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение выполняется всей группой с начала.

Платформа

Платформа или что-либо наподобие ее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1х1 м). Ваша задача — уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд.

Монстр (Гоблин)

Группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры.

Задача группы сделать четыре шага, но при условии что вся группа будет стоять определенном количестве опор. Группа из 10 человек на 4, так же можно варьироваться в зависимости от возраста. Есть вариант что «монстр» не идет, а стоит например 10 секунд.

  • Туристический этап.

Инструктора – туристы из ЦДТ№6

3.Обед

Подведение итогов «Скаутской тропы»

4.Игры на свежем воздухе.

Свободные игры с использование своего спортинвентаря

Подвижные игры.

Например:

«Земля, вода, огонь, воздух»

Участники встают в круг, ведущий – в центре, бросая мяч одному из игроков, он произносит одно из 4 слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», то тот, кто поймает – называет животное, если «вода», то — рыбу, если «воздух»,то –птицу, если «огонь», то все играющие, размахивая руками, должны быстро повернуться кругом.

«Следопыты»

Для игры нужны квадратики 2 разных цветов. Маршруты маркируютсяраскладыванием их через каждые 10 м. Задача каждой команды – добраться до финиша, отыскав в пути как можно больше квадратиков своего цвета.v

«Сантики — фантики — лимпопо»

Играющие стоят в кругу. Один, водящий, выходит за круг и отворачивается. В кругу выбирается тот, кто будет задавать определенные движения. После выборов все начинают хлопать в ладоши и говорить: «Сантики- фантики- лимпопо». Водящий встает в центр крута и старается понять, кто задает движения. Тот, кто задает движения, периодически начинает новое движение, скажем, крутить пальцем у виска или притоптывать ногой. Все быстро повторяют за ним. Если водящий находит лидера, то последний становится водящим, старый водящий встает в общий круг и игра начинается сначала.

«Нос пол потолок»

Ведущий называет: «нос», «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, на потолок или на нос (иногда не на то, что говорит, чтобы запутать играющих).

Участники показывают то, что называет ведущий. Те, кто ошибся, получают штрафные очки, которые потом творчески отрабатываются.

«Платформа»

Платформа или что-либо наподобие ее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1×1 м)

Задача — уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за её края и продержаться так 10 секунд.

«Голова хвост»

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватываются за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, последний хвост. В игре Голова стремится поймать хвост. Все участники, стоящие между Головой и хвостом, делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к хвосту, помогает хвосту. Игра продолжается, пока Голова поймает хвост. Потом можно сменить Голову и хвост.

5.Общий костёр.

Все садятся на пенки и покрывала вокруг костра. Зажигается костёр.

Исполнение песен каждой параллелью. В заключении – общая песня «Гимн скаутов»

— На этом наш поход выходного дня закончен, До встречи в скаутском семейном лагере в конце июня.

6.Операция «Нас здесь не было»

Проводится уборка территории.

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

Исторический этап

Песенный этап

Тропа приключений

«Мы –команда»

Туристический этап

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

Песенный этап

Тропа приключений

«Мы –команда»

Туристический этап

Исторический этап

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

Тропа приключений

«Мы –команда»

Туристический этап

Исторический этап

Песенный этап

Маршрутный лист___________________

Название этапа

Отметка о прохождении

«Мы –команда»

Туристический этап

Исторический этап

Песенный этап

Тропа приключений

«День, прожитый ребенком на природе среди рощ и полей, стоит многих, проведенных им недель на учебной скамье.»
К.Д.Ушинский

Тема: «Осенние тропы».

Участники похода: учащиеся 9-х классов, классные руководители, родители.

Место проведение: лес.

Этапы Мероприятия Ответственные I подготовительный 1. Выбор района путешествия. Классные руководители, командиры 2. Изучение района путешествия. Определение основных целей путешествия. Активы классов 3. Разработка маршрута. Штурманы похода Совков Вадим, Петров Андрей 4. Формирование команды. Классные руководители 5. Подобрать картографический материал (карты масштаба 1:500 000 — 200 000 — обзорные, 1:100 000 — 50 000 — маршрутные). Учитель географии Тарасова Е.В. 6. Нанести на обзорную карту (масштаб 1:500 000; 1:200 000) интересные объекты и препятствия, присутствующие в данном районе и удовлетворяющие категории сложности маршрута. Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 7. Определить пути подъезда и отъезда к району путешествия, пункты медицинской помощи, возможность пополнения продуктов на маршруте, нанести их и возможные точки старта и финиша на обзорную карту. Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 8. Определить стратегическую схему маршрута (линейный, кольцевой, радиальный, радиально-кольцевой) Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 9. Повторение техники безопасности в условиях похода и бережного отношения к природе. Педагог-организатор ОБЖ Николаев А.В. 10. Подготовка к конкурсам. Культмассовые сектора Гусева Даша, Сафина Лиля 11. Заготовка сухих дров и костровых принадлежностей. «Костровые» Трофимов Женя, Насимов Костя 12. Заготовка продуктов питания и аптечки первой медицинской помощи согласно списка, утвержденного директором школы и школьной медсестры «Повара» и «Санитары» Чернова Настя, Карпова Ирина, Лешова Настя, Макарова Катя II основной 1. Движение по маршруту
2. Конкурсная программа. Выбирается жюри из числа родителей и классных руководителей Из каждого класса выбирается команда, состоящая из 3 мальчиков и 2 девочек
Установка палатки Команды устанавливают палатку с учетом времени и собирают ее в чехол с помощью родителей
Разжигание костра Команды должны пережечь на высоте 30 см с учетом времени шелковую нитку, не используя искусственных горючих веществ
Определение азимута Команды с помощью компаса и заданного азимута определяют, под какой кеглей лежит жетон. Если после двух попыток жетон не найден, то конкурс заканчивается.
«Паутина» Проводится в виде эстафеты с учетом времени. Необходимо пройти по одному , минуя расположенную на высоте 1,5 м сетку площадью 9кв.м, не задев развешанные на ней предметы, и передать эстафету следующему участнику, вручая ему мяч
«Минное поле» Принимает участие 1 человек от команды. С закрытыми глазами необходимо собрать за 20 сек. Предметы, разбросанные в огражденном месте. Победитель определяется по количеству собранных предметов
«Спальный мешок» Принимает участие 1 человек от команды. Необходимо развернуть спальный мешок на время и залезть в него. Победитель определяется по лучшему времени выполнения приема
«Санитары» Проводится в виде челночного бега с переносом «раненого». Участвуют 2 мальчика и 1 девочка. Мальчики сцепляют руки, девочка садится на них. Участники двигаются челночным бегом. Победителя определяют по времени
Метание гранат Принимает участие 1 человек от команды. Победитель определяется по максимальной дальности броска гранаты. Даются 3 попытки
Конкурс классных руководителей и родителей Учителям и родителям необходимо сжать максимальное количество раз эспандер кистью одной руки. Результаты не учитываются при подведении итогов.
Конкурс «кричалок» Проходит у общего костра при всех учащихся. При подведении итогов учитываются такие условия: речевка-«кричалка» должна представлять мини-презентацию класса с перестроением группы со звуковым оформлением, быть четкой в произношении и синхронной в исполнении, иметь оригинальный текст, использовать различные предметы для выступления
III заключительный 1. Подводятся итоги конкурсов по наименьшей сумме мест, учитывая при этом дисциплинированность учащихся и массовость. Победители награждаются почетными грамотами. Классные руководители, родители, педагог-организатор, актив класса 2. Разведение общего костра, приготовление пищи на костре учащимися совместно с родителями и классными руководителями. Классные руководители, родители, педагог-организатор, актив класса 3. Обратный путь к месту старта. Классные руководители, родители, педагог-организатор, участники похода 4. Рекомендации для других классов школы по организации и проведению похода. Классные руководители, педагог-организатор, учащиеся 9А и 9Б классов

Проект «Городской семейный поход выходного дня» носит социальный характер. Он направлен на создание положительной динамики изменения семейного микроклимата, через активную физкультурно-оздоровительную работу — семейный туристический поход выходного дня.

Поход выходного дня идеально подходит тем, у кого нет опыта длительных перемещений по пересеченной местности наперевес с большим рюкзаком и маленькими детьми. На самом деле такие походы составляют первую ступень туризма. Они подготавливают участников похода к будущим дальним путешествиям, помогают познакомиться и овладеть основными туристскими навыками, обеспечить необходимую закалку.

Походы с детьми – возможность увлечь ребенка здоровым образом жизни, подарить ему впечатления, которые запомнятся надолго. Кроме того семейные походы позволяют сплотиться всем членам семейства. Ведь единая цель – лучшая возможность стать дружнее и отзывчивее, узнать глубже своих близких, их потребности, сильные и слабые стороны.

Путешествие всей семьей в места, притягивающие неизведанностью, первозданностью природы, историей, — способ не просто отдохнуть и удовлетворить любопытство. Семейные походы с детьми — это отличная возможность открыть маленьким туристам многообразие мира, эмоционально сблизиться, сохранить в памяти яркие эмоции от общения в формате путешествия, дать новые знания, привить умения и навыки.

Человек — высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. Обычно дети, молодые люди не склонны, всерьёз, задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в детстве и в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» — как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то, к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслужены. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.

На сегодняшний день главной отдушиной в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится экранный мир. Многочасовое сидение у экранов телевизоров, работа с компьютером приводит к росту заболевания глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротические, сердечнососудистые заболевания. Острой и требующей срочного решения является проблема низкой физической подготовки детей.

Об этом должны обязательно помнить родители, помнить и приложить все усилия для того, чтобы обеспечить «здоровую жизнь» своим детям, приучить их беречь и развивать своё физическое здоровье, бережно относиться к окружающему миру – это одна из основных составляющих процесса развития и воспитания детей родителями.

Главным примером для ребенка служит взрослый, семья, семейные традиции, привычки, условия, в которых он живёт и развивается.

Постановка проблемы:

Современное общество с его условиями диктует такие правила, что родители в силу сложившихся экономических причин имеют большую занятость на работе. Поэтому важность организации и проведения семейного отдыха в выходные дни возрастает.

Родиться здоровым недостаточно, нужно ещё овладеть знаниями и умениями. Как сохранить и укрепить ресурсы своего организма

Обоснование проблемы:

  • незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей;
  • неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;
  • недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста; — невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель проекта:

Пропаганда здорового образа жизни средствами активного туризма, активизация воспитательного потенциала института семьи посредством туристско-краеведческой деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Популяризация массового туризма как вида спорта и активного отдыха среди детей, молодежи и жителей города Ялуторовска.
  • Формировать интерес к туризму, как средству активного семейного отдыха.

Оздоровительные:

  • Выявление и поддержка инновационной образовательной практики в области семейного воспитания по становлению ценностей здорового образа жизни
  • Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение выполнять физические упражнения, направленные на преодоление трудностей физического характера терпения, выносливости.
  • Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.

Наиболее ценной для общения и укрепления здоровья является активная физкультурно-оздоровительная работа — семейный туристический поход выходного дня.

Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и  уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться  не только о своем здоровье,  но и о тех, кто рядом.

Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей и детей, дают возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Для организации и проведения семейного похода выходного дня необходима подготовка всех участников проекта.

Непосредственно перед походом проводится предварительная подготовка детей. Педагоги обсуждают с детьми значение туристического похода, правила его проведения, содержание похода, обсуждают необходимое снаряжение и соответствующую одежду. В совместной деятельности педагоги проводят наблюдение за природными объектами, рассматривают иллюстрационный материал, читают природоведческую литературу, проходят соответствующую физическую подготовку.

Перед походом важно провести беседу с родителями, особенно если дети и родители идут в поход первый раз. Родители принимают самое непосредственное участие в организации туристического похода. Они беседуют дома с детьми, настраивают их, делятся собственным опытом, готовят сухой паёк, выбирают одежду и обувь, поддерживают интерес к живой природе, желание больше знать и уметь самому. Поэтому педагоги проводят необходимые консультации, индивидуальные беседы, и рассказывают родителям о том, как пройдёт поход, чем будут заниматься, что необходимо взять с собой. Подробная информация о походе заранее размещается на сайте учреждения и на информационных стендах. Вся проводимая предварительная работа направлена на взаимодоверие, взаимопонимание и взаимодействие учреждения дополнительного образования и семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка.

В день похода, родители и дети, педагоги, собираются на территории МАУДО «ЦТДТ» в заранее установленное время. Весь необходимый спортивный инвентарь, оборудование подбирается в зависимости от времени года, оговаривается и готовится с участниками похода накануне. Дети и взрослые с рюкзаками и спортивным инвентарём отправляются по маршруту движения. Общая продолжительность похода составляет 3 – 4 часа. Педагоги подготавливают весь необходимый спортивный инвентарь, туристское снаряжение для оборудования этапов по ходу маршрута,  оборудование для проведения подвижных и спортивных игр.

Родители и дети делятся на семейные команды и отправляются в путь. Протяженность маршрута – 3 км. По ходу движения команды выполняют различные задания на этапах. Проводятся совместные эстафеты между командами. По окончании совместных эстафет дети и родители приступают к приёму пищи. Далее самостоятельная деятельность детей и взрослых. Кто-то играет, кто-то собирает природный материал для поделок. Подводятся итоги совместного туристического похода, проводится награждение всех участников данного мероприятия. Дети и родители получат массу положительных эмоций, заряд бодрости, сил на последующую рабочую неделю, а главное огромное желание проводить совместный активный отдых как можно чаще.

 Таким образом, семейные туристические походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и экологически развивают детей. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Ожидаемый результат:

  1. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому.
  2. Повысится  активность родителей в проведении различных спортивных мероприятий. Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы совместно с детьми.
  3. Огромную пользу от проекта получат не только взрослые, но и дети. Физические качества детей будут эффективно развиваться, повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Отметится положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей.
  4. Сформируется устойчивый интерес к занятиям по спортивному туризму.
  5. Улучшится внутрисемейная атмосфера.

Критерии оценки эффективности проекта:

  • Повышение уровня активности участия родителей в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обогащение педагогического просвещения взрослых в вопросах оздоровления и воспитания детей.
  • Формирование у детей и взрослых культуры здоровья.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Как мы отдыхаем с семьёй»

  1. Проводите ли Вы все свои выходные на природе?
  2. Проводите ли Вы своё свободное время вместе с детьми?
  3. Много ли времени проводит Ваш ребенок перед телевизором?
  4. Есть ли дома компьютер? Умеет ли ребенок им пользоваться?
  5. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?
  6. Вовлекает ли Вас в игру?
  7. Организовываете ли Вы совместный отдых?
  8. Выезжаете ли Вы за город?
  9. Часто ли Вы гуляете с ребенком?
  10. Интересно ли вам проводить свободное время всей семьёй?
  11. Посещаете ли вы вместе с детьми народные гуляния?
  12. Считаете ли Вы необходимым возрождение народных традиций через семейное воспитание?

Приложение 2

Сценарий проведения семейного похода выходного дня

Ход мероприятия

Ведущий. Дорогие друзья! Никто не откажется пойти в поход по лесным тропам, любуясь чудесами природы, узнавая каждый раз что-то новое и интересное. Что может быть лучше встречи с природой? Пространство полей, чащи лесов, голубизна озёр, наблюдение за жизнью зверей, птичьи концерты по утрам и вечерам!

Ежегодно мы проводим городской семейный поход «Солдатский костер». Почему же у нашего похода такое название? Совсем скоро наша страна будет праздновать большой праздник – День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Мы будем отважно идти вперёд, преодолевая различные препятствия, оставляя все трудности позади, как настоящие солдаты, стремясь к победе, к нашему костру. Все знания, полученные вами во время занятий, сегодня вам пригодятся, и вы продемонстрируете, готовы ли вы быть туристами, а может быть и достойными защитниками Родины. Желаем вам успехов!

Все семейные команды отправляются в путь по маршруту, через 700 м  первый этап.

1-й этап «Шифровальщики»

Каждой семейной команде выдают «шифровку» — сообщение, зашифрованное в ребусах. Команде необходимо расшифровать и прочесть данное сообщение, после чего можно двигаться дальше.

После выполнения задания команды отправляются дальше по маршруту. Второй этап находится через 500 м.

2-й этап «Топознайка, ориентирование»

  1. Как определить азимут на предмет?
  2. Как ориентироваться в лесу без компаса?
  3. Как ориентироваться по солнцу?
  4. Как помогают ориентироваться на местности  часы?
  5. Как ориентируются в походе по деревьям?

Перед участниками расставлены карточки с топографическими знаками. Каждому предлагают назвать 3-4 знака.

Все команды играют в игру «Флюгер» (заранее определив по компасу стороны горизонта, команды, изображая флюгер, показывают направление ветра, который называет ведущий)

Третий этап находится через 800 м.

3- й этап «Преодоление естественных препятствий»

1. Маятник

К толстым ветвям деревьев на высоте 4-6 м привязана верёвка, свободный конец которой не достаёт до земли 15-20 см.
Двумя линиями обозначают препятствие, которое участники походы  должны преодолеть.
2. Навесная перепра

Основную верёвку натягивают между двумя деревьями. Для переправы участника прикрепляют двумя карабинами к верёвке головой вперёд. Он должен перетягивать себя с помощью рук на противоположную сторону

3. Переправа по бревну

Бревно длиной 6 м и диаметром 15-20 см устанавливают через канаву. Капроновую верёвку натягивают между двумя деревьями параллельно бревну.

Участники по очереди переправляются на противоположную сторону (грудная обвязка — карабин).

4. Переправа по жердям

Лёгкие жерди длиной 2,5-3 м установлены на деревьях.
Участники по жердям переправляются на противоположный берег условной реки.
5. Кочки

В произвольном порядке расположено 10-12 «кочек». Участник, перепрыгивая с «кочки» на «кочку», должен преодолеть препятствие, не наступив на землю.

На каждом этапе находятся инструктора по туризму, помогающие детям и родителям, следящие за техникой безопасности. Для туристской полосы препятствий желательно выбрать место, на котором руководитель мог бы контролировать все этапы.

Четвертый этап находится через 500 м.

4-й этап «Установка палатки»

Каждая семейная команда устанавливает себе палатку.

Пятый этап находится еще через 500 м, уже на конечной точке маршрута у большого костра.

5-й этап «Солдатский костер»

Все команды собираются у костра и исполнят песни времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов («Синий платочек», «Одинокая гармонь», «Катюша», «Журавли», «Смуглянка», «Три танкиста», «В землянке», «Дорога на Берлин»)

Ведущий. Сегодня вы преодолели много испытаний, были внимательны друг к другу, помогали всем участникам похода, как настоящая большая семья. Сейчас вас всех ждет настоящий туристский обед, приготовленный  на костре. Он будет самым вкусным и обязательно запомнится вам вместе. Приятного аппетита!

(После обеда ученики отдыхают 30-35 мин, делятся впечатлениями, старшие рассказывают весёлые истории из прошлых походов.) После отдыха праздник продолжается.

Вниманию участников похода предлагается викторина. За каждый правильный ответ семейная команда получает конфету к чаю. После завершения викторины, участникам предлагается поделиться конфетами со всеми, чтобы можно было вместе, дружно попить чайку.

  • Без чего не может обойтись никакой турист? (Без ложки)
  • Два ремня висят на мне,   

Есть карманы на спине.

А в поход пойдёшь со мной

Я повисну за спиной.(Рюкзак)

  • До каких пор можно идти в лес? (Пока не дойдёшь до середины леса)
  • Какое морское животное, приобретая одну букву, становится насекомым? (Омар — комар)
  • И от ветра, и от зноя,

 От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?.. (палатка)

  • Какая нить самая тонкая? (Паутина)
  • Качается стрелка туда и сюда,  Укажет нам север и юг без труда. (Компас)
  • Растёт ли дерево зимой? (Нет)

 Эстафета « Кто быстрее перенесёт рюкзак»

Участников объединяют в две команды. В каждой команде участников объединяют в пары «турист-рюкзак». Побеждает команда, чьи «туристы» с «рюкзаками» первыми завершат эстафету.

 Подвижная игра «Бой петухов»

На земле начерчен круг диаметром 2-3 метров. Участников объединяют в две команды. По одному участнику из каждой команды становятся в круг. Каждый из них поднимает одну ногу, руки кладёт за спину. По сигналу «петухи» начинают выталкивать плечом друг друга из круга, стараясь не потерять равновесие. Побеждает команда, у которой окажется больше победителей.

 Подвижная игра «удочка»

Участники игры становятся вокруг ведущего. Он крутит верёвку, к которой привязан мешочек с песком («удочка»). Участники следят, чтобы мешочек, двигающийся возле земли, не коснулся их ног и подпрыгивают. Кого удочка зацепила, тот выбывает из игры. Побеждает участник, оставшийся последним.

Подведение итогов

Ведущий. Завершается туристский день, завершается наш поход. Вы успешно справились с заданиями, овладели первичными навыками туристов. Помните, что настоящий турист — это друг и защитник природы, который заботу о ней считает своей святой обязанностью. Он не будет рубить живое дерево ради жердей и кольев для палатки, а воспользуется сухостоем. Он не будет загрязнять реки мусором и объедками, не забудет старательно погасить костёр и не превратит своё пребывание в гостях у природы в стихийное бедствие для её жителей — зверей, птиц и растений. Берегите и охраняйте природу! Тогда встречи с ней станут для вас настоящим праздником!

Приложение 3

Диаграмма количественного состава участников городского семейного похода (человек).

Количество проведенных семейных походов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий последнего звонка космический
  • Сценарий похищения человека
  • Сценарий посвященный дню полиции
  • Сценарий после ядерной войны
  • Сценарий похищения на день рождения