Сценарий посидим поокаем

Цель: приобщать детей и родителей к народному творчеству

Посидим — поокаем

Цель: приобщать детей и родителей к народному творчеству.

Оформление часть русской избы, предметы крестьянского быта.

Ведущая 1. Усаживайтесь, гости дорогие,

                     Желанный гость зову не ждет!

Ведущая 2. Сядем рядком, поговорим ладком,

                     Сядем теснее, будет веселее.

Ведущая 1. На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

                     Собирали посиделки пожилых и молодых.

Ведущая 2. При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –

                     Говорили, песни пели и водили хоровод.

Ведущая 1. А играли как! В горелки!

                     Ах, горелки хороши!

                     Словом, эти посиделки

                     Были праздником души.

Ведущая 2. Быт людей отмечен веком,

                     Поменялся старый мир.

                     Нынче мы поодиночке

                     По квартирам все сидим.

Ведущая 1. Наш досуг порою мелок,

                     И чего там говорить:

                     Скучно жить без посиделок.

Ведущие (вместе)

                    Их бы надо повторить.

Ребенок 1. Мир вам, гости долгожданные,

                   Что явились в добрый час.

                    Встречу теплую, желанную

                    Мы готовили для вас.

Ребенок 2. В знак признанья и отличия

                   Нам приятно в этот час

                    По старинному обычаю

                    Хлебом –солью встретить вас.

Ребенок 3. Каравай мы вам подносим,

                   Поклоняясь, отведать просим (проходит с караваем)

Ведущий 2. Собрались мы сегодня

                     Позабавиться да потешиться,

                     Пошутить, поиграть да посмеяться.

Ведущая 1. В народе говорят: «Есть хлеб, будет и песня».

                     А ну, ребятишки,

                    Запевайте песню шуточную,

                    Шуточную – прибауточную.

 (звучит русская народная песня «Возле речки, возле моста»)

Ведущая 2. На Руси гостей всегда встречали хлебом – солью, выражая тем самым доброе к ним расположение, гостеприимство. К хлебу относились по – особому: «Хлеб всему голова», «Хлеб – кормилец»

Ведущая 1. А запивали хлеб квасом. Русское слово «квас» означает «кислый напиток» . пили квас и нищие, и цари. Каждая хозяйка имела свой рецепт этого напитка. Говорили: «Дарьин квас, Матренин квас, Василисин квас». Вот и мы сегодня будем угощаться квасом, а приготовила его (назвать Ф.И.О. бабушки или мамы)

Игра «Напейся, да не облейся»

(Кто быстрее выпьет квас из стакана с помощью соломинки для коктеля)

Ведущий 2. Народная мудрость гласит: «Без блина не Масленица, без пирога не именины». Русские пироги – это часть национальной культуры. А знаете ли вы, как называется самый главный русский праздничный пирог? (курник). Во времена Ивана Грозного курник подавали к царскому столу в самых торжественных случаях. И поныне он считается пирогом для торжеств. А во многих областях России это обрядовый свадебный пирог.

Ведущая 1. А какое блюдо русской кухни считается самым распространенным? Правильно. Конечно, каша. Кашей  на Руси встречали новорожденного. Жених с невестой варили кашу – это было обязательной частью свадебной церемонии, отчего и пошло выражение «С ним каши не сваришь»  Мы сейчас будем варить кашу.

Игра  «Варим кашу»

Из пшена – пшенная

Из риса – рисовая

Игра «Щи да каша – пища наша»

(разобрать крупу по сортам)

Ведущая 2. Ребята, а где хозяюшка варила обед? Щи, кашу, пироги пекла? (в печке.) прежде чем варить, надо дровец наколоть, печку растопить да воды наносить. Вот этим мы сейчас и займемся.

Игра «Готовим вместе»

Создаются семейные команды. Папа колит топориком дровишки, мама накрывает на стол, ребенок носит воду в маленьком ведерке. Побеждает тот, кто быстрее и качественнее справится с заданием.

Ведущая 1. В народе говорят: «Делу – время, потехе – час!» потанцуем мы сейчас!

Пляска «Казачок»

Ведущая 2. В каждой  русской горнице стоял сундук. В нем хранилась нарядная одежда, она называлась выходной, так как ее надевали только по праздникам. У нас тоже стоит сундучок, но он с сюрпризом. В нем вещи из сказок. Отгадайте, что это за предметы.

  1. В сундуке лежит вкусное изделие из муки, которое умеет говорить, петь и бегать. (колобок)
  2. Предмет дамского туалета, который в сказке говорит человеческим голосом. (зеркало)
  3. Предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. (яблоко)
  4. Любимое лакомство крокодила из сказки К.Чуковского «Телефон». (калоши)
  5. В сундуке лежат драгоценности, которыми старуха из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» украсила шею (жемчуга).

Ведущий 1. Ну и последний вопрос. В сундуке лежит «народное средство воспитания детей.» Что это? (ремешок)

Игра «Ремешок»

Дети стоят по кругу. Ведущий, бегущий по кругу говорит: «Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток». Кладет за спину одного из детей ремешок. Тот встает и говорит: «Раз! Два! Три! Беги!» ведущий бежит в одну сторону, ребенок в другую. Кто первым добежит до ремешка и возьмет его, становится водящим, другой становится в круг. Игра повторяется.

Ведущий 1. А скажите-ка, ребята и взрослые, сколько звезд на небе? А сколько на Руси частушек и песен? Верно. Звезды невозможно сосчитать, так же как частушки и русские народные песни. А знают ли наши родители народные песни? Давайте попробуем угадать.

Игра «Угадай русскую народную песню»

Звучат отрывки песен (калинка, коробейники, во поле береза стояла,  светит месяц и т.д.) родители должны назвать песню или продолжить строки из нее.

Ведущая 2. А сейчас хоровод мы заведет и все дружно споем.

Хоровод детей и родителей «Во поле береза стояла..»

Ведущий 1. Мы чудесно поиграли,

                      Много нового узнали.

                      А теперь посидим ладком,

                      Поговорим мирком.

                      Приглашаю к чаю ароматному.

                      Угощенью знатному.

Автор: Елясова Наталья Владимировна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

«Сядем рядком, поговорим ладком…» Сценарий фольклорного праздника

Краткое описание работы: Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского музыкального фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского музыкального фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

            Зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, русские народные музыкальные инструменты, кухонная утварь. До начала праздника звучат русские народные песни.

Ведущая: Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа –  посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были, когда люди собирались на посиделки.

1 ребенок: На завалинке, в светелке, иль на бревнышках каких,

                   Собирали посиделки пожилых и молодых.

                   При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод

                   Говорили, песни пели, да водили хоровод.

2 ребенок: Добрым чаем угощались с медом, явно без конфет!

                   Как и нынче мы общались. Без общенья жизни нет.

                   А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!

                   Словом, эти посиделки, были праздником души!

3 ребенок: Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

                    Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

                    Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час

                    Предлагаем посиделки провести вот здесь, тотчас.

                    Отдых — это не безделки, время игр, новостей.

                    Начинаем посиделки для друзей и для гостей!

Ведущая:  Сей избы хозяйка — я, всех приветствую, друзья!

                   Как изба наша тепла, и уютна, и светла!

                   Не изба, а загляденье, всем гостям на удивленье!

                   В ней хозяевам не тесно и гостям здесь хватит места.

4 ребенок: Наша изба ровно тепла. Где тепло, тут и добро!

                     На дворе-то метель, а у нас-то тепель!

5 ребенок: Зимний вечер темен, долог, насчитаю сорок елок,                                                                               

                    То носочек повяжу, то немного попряду.

                    Позовем — ка  мы девчат на посиделки!

6 ребенок: Эй, девчонки – девчушки, веселушки – хохотушки!

                    Приходите поплясать, зимний вечер скоротать!

(Звучит музыка, входят дети с подарками: каравай, пирожки, крендельки, петушки на подносах;  платки)

7 ребенок: Вечер добрый, хозяюшка! В избу твою жаркую мы пришли с подарками!                                                       

8 ребенок: Как на наши посиделки, на расписной тарелке,

                     несем вам хлеб и соль, угоститься все изволь!

9 ребенок: И пирожки горячие! С пылу, с жару! Пряники печатные, ароматные!

10 ребенок: Баранки, крендельки, карамельки, петушки!

11 ребенок: А вот платки цветные, с каймою по краям,

                      На них цветы большие растут на диво нам.

Ведущая: Ой, девчата, молодцы! Как подарки хороши! Проходите, гости дорогие! Наша изба – полна тепла! Давно Вас ждем – поджидаем, без Вас песен не запеваем! Дружно весь честной народ песню русскую поет!

Песня «Русская песня — русская душа»

Ведущая: Делу время – потехе час. Ну-ка, девочки, скорее выходите,

                  По ведерку вы возьмите, хоровод вы заводите!

Танец « С ведерками» (исп. Ю. Сильверстова)

Ведущая: Хорош русский хоровод, а пословицы не хуже. Пословицу сказал – что ягодку сорвал. Я начну, а вы продолжайте, родители тоже нам помогайте!

«Доскажи пословицу»

  • Волков бояться…
  • Шило в мешке…
  • Сделал дело…
  • Без труда…
  • Лес рубят…
  • При солнышке – тепло…
  • Хочешь, есть калачи…

Ведущая: В старину на посиделках не только пели, да плясали, но еще и трудились, и в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька — коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать. Ну – ка, девицы — рукодельницы, выходите, свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Ведущая: Ай да молодцы, славно у вас получается. Девчата, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Верно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает. Песню для нее споем!

Песня «Русская печка»

(муз. и сл. И. Ростовцевой)

Ведущая: Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

                  Созывайте всех гостей, да вставайте в круг скорей.

                  Вы кружок не разбивайте, веничек передавайте.

                  На ком веник остановится, тот и загадку отгадывает.

Игра «Веник»

(Под р. н. п. «Барыня»  все играющие передают веник из рук в руки. Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку).

Загадки:

1. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

    Дополняет наш кружок добрый русский наш —Рожок

2. Деревянные пластинки, стучат, звенят – плясать велят! —Трещотки

3. Три струны, ее узнай-ка, заиграла — Балалайка.

4. Без нее деревни скучно, вместе с ней поют частушки.

    Пляшет Маша и Антошка под веселую — Гармошку.

5. Тук, тук, тук все услышали мы стук,

    Потерпи немножко, заиграем — Ложка!

Ведущая: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

Оркестр «Я на горку шла»

Ведущая: Очень наш народ на таких посиделках любил петь частушки. Эй, девчонки – хохотушки и, запевайте-ка частушки, запевайте побыстрей, чтобы было веселей!

12 ребенок: Мы частушки запоем, запоем мы громко,

                      Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

Частушки

Ведущая: Весело спели! Молодцы! А гости наши дорогие знают частушки?

Родительские частушки

1. Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать,

Мы не буду сильно топать,

Только будем припевать.

2. Самовар, ты самовар –

Золотая ножка.

Я посеяла горох –

Выросла картошка!

3. Поленился утром Вова,

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

4. Пошла курица в аптеку,

И сказала «Кукареку!

Дайте мыло и духи,

Чтоб любили петухи!»

5. Ой, подружки, мы наденем

Платьице с горошками.

Будем мальчиков любить,

Которые с гармошками.

Ведущая: Наши мамы молодцы! Мы от них не отстаем, платочки в руки все возьмем!

13 ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.

                        Неужели в этом доме половицы лопнут? 

Танец «Матрешки»

Дети: Мы делились новостями,
           Мы старались вас развлечь, 
           Мы прощаемся с гостями.
           Говорим: до новых встреч!

Ведущая:  А на прощанье желаем тому, кто в этом дому,

                   Чтобы все здоровы были, чтобы праздники любили,

                   Да обряды не забыли.

Учительская газета, №6 от 5 февраля 2002. Читать номер

План подготовки к “Посиделкам”
1. Выбрать “хозяйку” и “хозяина” дома, где будут проходить посиделки. – 6-й кл.
2. Сшить костюмы – 3, 5, 6-й кл.
3. Подготовить “горницу” к приему гостей.
4. Накрыть стол для гостей (самовар, угощение к чаю).
5. Подготовить развлечения-задания:
– русскую народную песню; старинные народные игры и потешки, детские считалки; изделия, выполненные в традициях народных ремесел.
6. Расспросить родственников и знакомых об интересных народных традициях в проведении праздников, гуляний, посиделок; о народных промыслах в разных местах.
7. Провести экскурсии в местный краеведческий музей.

ВЕЛИЧАНИЕ
Хозяин и хозяйка кланяются в пояс гостям.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяйка: Рады гостям, как добрым вестям. Проходите, не тушуйтесь. Будем сегодня чаи гонять, хороводы водить, хлеб-соль откушать и гармошку послушать – милости просим!
Гости рассаживаются.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Один из гостей: Гостям-то, известно дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте – не в обиде.

СМОТРИНЫ
Хозяин: Дорогие гости! Меня величают…, а хозяйку мою – … Позади трудовой день. Вы пришли к нам, чтобы провести свой досуг так, как проводили его издавна на Руси, – отдыхали от дел на вечерних посиделках.
Хозяйка: В каждой деревне были свои посиделки. Роднило их одно – парни и девчата собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, помериться удалью и красотой, переброситься частушкой, шуткой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделках никого не принуждали делать то или это.
Хозяин: Охота вам посидеть, побеседовать с товарищем – пожалуйста. Охота в наших потехах позабавиться, в игры поиграть – милости просим. Охота плясать – выходи на круг.
Хозяйка: Делу – время, потехе – час!
Песня-хоровод в исполнении учеников 6-го класса.
Хозяин: Помогать нам с хозяйкой будет наша родня. Знакомьтесь: …, мой деверь…, и золовка -…
Ведущий (деверь): А теперь – потеха для смеха!
Конкурс “Веселые художники”
На картоне желающие делают рисунки с натуры по следующим заданиям: нарисовать добра молодца с усами, красну девицу с косами.
Ведущая (золовка): Эй, топни, нога, топни, правильная,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!
Входят частушники.
Ведущий: Победителям мы дарим песню в исполнении учеников 5-го класса.

ТАРЫ-БАРЫ
Хозяин: А сейчас мы проведем конкурс знатоков русских народных пословиц и поговорок о труде и отдыхе. Побеждает тот, кто знает больше пословиц и поговорок.
Работа с залом. Знатокам выдаются жетоны.
Победителям мы дарим русскую народную песню… в исполнении учеников 3-го класса.
Хозяйка: Засиделись гости наши, пусть теперь для нас попляшут.
Шутейными да яркими начнем обмен подарками.
Не так дорог подарок, как дороги любовь да внимание.
Хозяин: Подарок принимать, так отдариваться.
Хозяйка: Обмен подарками – это шуточное соперничество гостей в переплясе или частушках, проведение коллективной игры или потехи.
Обмен подарками.
Хозяин: Просим, гости дорогие, отведать чаю русского, крепкого!
Хозяйка: Чай с блинами, да пряниками, да с щедростью хозяйскою!
Чаепитие.

Ольга ЛОМАКО,
заместитель директора по воспитательной части санаторной школы-интерната
Шебекино,
Белгородская область

Посиделки.

«Душа народа , жизнь и быт, его культура и обряды.

Его поэтика и песни, его ремесла и наряды.

В чем суть сего? Постичь придется поколеньям нашим молодым,

Все это отголоском отзовется и близким станет и родным.»

Цель: Познакомить учащихся с историей посиделок :учить их чтить и уважать традиции русского народа :

развивать артистические способности , выразительность речи ,

воспитывать любовь к Родине , народной культуре.

Оборудование : Нарисованная русская печь ,костюмы в русском стиле , Павловские платки , скатерти , рушники , самовары , глиняная и деревянная утварь. музыкальные народные инструменты , пословицы в картинках . Призы для участников и гостей .

Записи русских народных песен.

На завалинках , в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как ! В горелки !

Ах , горелки хороши !

Словно эти посиделки были праздником души !

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам, личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок ,Иль чего там говорить !

Скучно жить без посиделок .Их бы надо возродить !

Хозяйка :

Эй, люди добрые ! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть !

Нам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться !

Хозяин: Мы рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас для гостей дорогих , будет праздник большой , праздник радостный.

По обычаю по старинному посиделками называется.

Хозяйка: Пожалуйте гости дорогие , пожалуйте !Веселья вам да радости !

Хозяин: Давно мы вас ждем — поджидаем, праздник без вас не начинаем !

Хозяйка: У нас для каждого найдется и местечко и словечко !

Хозяин: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус : кому – сказку ,кому – правду. Кому песенку. А кому и бубликов вязку.

Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие ?Всем ли видно ?Всем ли слышно ?

Всем ли места хватило ?

Гости: Гостям – то , известное дело , хватило места . Да не тесновато ли хозяевам ?

Хозяин: В тесноте – не в обиде !

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах , щелкают орешки да творят насмешки.

-Федул , чего губы надул ? -Тит , а Тит!

-Кафтан прожег! -Чего !

-Можно зашить ? — Иди молотить !

-Да иглы нет ! -Брюхо болит !

-А велика ли дыра ? — Тит, А Тит! Иди кашу есть,

-Один ворот остался ! -А где моя большая ложка!

— Где ты, брат Иван? — Сена дал лошади?

— В горнице! — Дал !

— Что делаешь? — Напоил ?

— Помогаю Петру! -Так иди запрягай!

— Петр , что делает ? -А где она !

-Да на печи лежит !

Фома: По Кетовской улице едет кот на курице,

А лиса на петухе , А Ерема на свинье!

Ерема: Ехала деревня мимо мужичка. Глядь , из –под собаки лают ворота !

Фома: Доктор едет на свинье , балалайка на спине.

А по Волге по реке ,плывет Маша в решете.

Знаю, знаю наперед-

Вы смекалистый народ.

Кто желает отгадать загадку?

Отгадаешь ,приз получишь, а не отгадаешь – штраф плати:

Я живу под самой крышей даже страшно глянуть вниз

Я смогла бы жить и выше, если б крыши там нашлись (сосулька )

Без рук рисует , без зубов кусает ( мороз )

Он красавиц и гордец и будильник и певец ( петух )

Штраф:

В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай…

Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку.

Отгадку скажешь потом , а сейчас помяукай котом.

А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.

В другой раз загадку отгадай , а сейчас собачкою полай.

Не печалься, что загадку забыл, Мы хотим , чтобы ты зайкой был.

Чтоб в другой раз глазами не хлопал, нужно громко потопать.

Здорово, здорово! У ворот Егорова! А у наших у ворот, все идет наоборот!

А наш дедушка Иван посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает!

Здорово, здорово! У ворот Егорова!

А у наших у ворот все идет наоборот!

Федя –медя-требуха,

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят,

Только хвостики висят.

Здорово, здорово! У ворот Егорова! А у наших у ворот все идет наоборот !

Антошка – картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Здорово, здорово! У ворот Егорова! А у наших у ворот все идет наоборот!

5 На Руси уж так идет, что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец , и на дудочке игрец,

И блоху он подкует , дом добротный возведет.

Утварь всю по дому справит ,чашей полной дом тот станет.

Хозяйка:

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься ,всю жизнь намучишься.

звучит песня «Дуня-Тонкопряха».

Ну-ка , кто хочет свое умение показать .

Как музыка начнет звучать , надо ниточку в клубочек намотать , а как закончит звучать. Значит . хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

игра «Смотай ниточку в клубок »

Дальше «Бой скороговорок »

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет тот и победит.

На дворе трава , на траве дрова .

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскороговоришь.

А если сказку дед затеет,

Сидим до самой темноты

Никто и двинутся не смеет –

Все слушают разинув рты.

Ну , если где –нибудь на свете

Такая дружба как у нас?

Хотите , мы вам сказки эти

Расскажем хоть сейчас?

Внук:

Мне сказал однажды дед:

Дед:

Ты смотри не лазь в буфет!

Там на самой верхней полке,

Поселились злые волки.

Эй, спешите все сюда!

Скоморошина пришла!

Будем мы шутить, кривляться!

Бегать, прыгать, кувыркаться!

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину,

Самых сильных приглашаем мы ребят

Ну-ка , встаньте, силачи, в потешный ряд.

Конкурс «Бой петухов»

А если сказку дед затеет,

Сидим до самой темноты

Никто и двинутся не смеет –

Все слушают разинув рты.

Ну, если где –нибудь на свете

Такая дружба как у нас?

Хотите, мы вам сказки эти

Расскажем хоть сейчас?

Внук:

Мне сказал однажды дед:

Дед:

Ты смотри не лазь в буфет!

Там на самой верхней полке,

Поселились злые волки.

Внук:

Только дедушка уснул,

я скорей подставил стул.

Приоткрыл немножко дверцу,

Отодвинул банку с перцем,

Переставил всю посуду –

Я волков искал повсюду…

Дед:

Поутру проснулся дед,

Не спеша полез в буфет,

Думал к чаю взять ирисок,

А ирисок –нет как нет.

Обыскал он все до щелки,

Заглянул и вверх и вниз…

Внук:

Я сказал:

Наверно, волки

Утащили твой ирис.

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что, мать гостинцев прислала?

Филя: Мать прислала лепешек-оладушек.

Уля: А где ж они?

Филя: Я их под лавку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что, мать гостинцев прислала?

Филя: Мать прислала сарафан.

Уля: А где же он?

Филя: Я его в печку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его повесила.

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что, мать гостинцев прислала?

Филя: Мать прислала барана.

Уля: А где же он?

Филя: Я его повесил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что, мать гостинцев прислала?

Филя: Мать прислала сестренку Настьюшку.

Уля: А где ж она?

Филя: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе.

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что, мать гостинцев прислала?

Филя: Мать прислала свинью.

Уля: А где ж она?

Филя: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

Уля: Ах ты, Филя, простофиля!

А ну-ка добры молодцы , да красны девицы , выходите поиграть , позабавиться.

А теперь давай дружок,

Поиграем в ручеек.

Пару ты себе найди.

В ручеек ее веди.

(звучит песня «Ручей», игра «Ручеек »)

Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу.

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато, когда сыта.

От Федоры теплота.

Что это? (печка)

Кольцо не простое, кольцо золотое.

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объедение! (баранки, бублики )

Из горячего колодца через нос водица льется. (чайник)

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит.

К столу приглашает,

Да всех угощает. (самовар)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

По – над речкою повисло,

Зацепило два крыльца …

И совсем не коромысло –

 Просто – Масленица! (хором)

Зима в трубы – весна к порогу,

Согревает землю «блин» понемногу.

Приди, приди, весна –красна,

Дадим тебе хлеба и кросна.

Но что-то масленица задержалась

Иль в дороге где-то потерялась,

Ты приди , приди скорее к нам,

К нашим забавам и блинам.

Ребята, а вы знаете, что такое масленица?

(ответы детей)

Широкая Масленица –сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студеную из дома прогнать!

Понедельник –наступает встреча.

Яркие салазки с горочек скользят

Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят.

Заигрыш беспечный –вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них –награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут Среда подходит –Лакомкой зовется.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается,

Пироги и блинчики – все на стол мечи!

А в четверг –раздольный Разгуляй приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек-суженых своих.

Пятница настала – вечера у тещи…

Теща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, медом, с маслом ели мы.

Близится суббота – золовки угощение.

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в прощенный день.

Чучело соломенное –Зимушку –сжигают ,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

Этот праздник пришел из старины,

Из нашей древней глубины,

К восходу весны золотой,

К уходу зимы лютой.

Сейчас узнаем точно мы,

Чья власть – весны или зимы?

Возьмем-ка в руки перетяжки,

Посмотрим, чьи сильней ребятки.

Фома: Да, битва будет здесь большая, а где же подтяжка?

Ерема: Есть стальная.

Фома: Нет , дай подтяжку нам другую они сломают и стальную.

Ерема: Хороши команды наши, видно, много ели каши.

Фома: Запивали молочком, заедали калачом.

( игра «Перетяни канат »)

Масленица, масленица,

Блинами попеканщица

Пришла раненько,

Встретим мы тебя хорошенько

Сыром, маслом и блином

И румяным пирожком!

Посидеть за самоваром рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар гудит, шумит,

только с виду он сердит.

К потолку пускает дым.

Наш красавец – самовар.

Самовар пыхтит искрится –

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Кума: Кум, куманек, где ты живешь?

Что, куманек, ко мне в гости не идешь ?

Кум: Я иду, иду, иду !

Самовар в руках несу.

Эх, чай. чай, чай.

Уж ты кумушка встречай!

Самовары наполнены водой. И теперь их надо вскипятить.

Это теперь включил в розетку и кипяток готов.

А раньше надо было идти в лес и набрать под елками.

Что под елками найдешь

Если к елкам ты придешь.

Жарким летом, и весною,

И осеннею порою? (шишки )

Ну считайте , что вы в лесу.

Вот вам шишки , вот вам елки.

Ну-ка , кто здесь не трусишка ?

Кто собрать захочет шишки?

Я глаза вам завяжу.

Сама в сторонке посижу.

( игра «Собери шишки »)

Песня «Пых-пых самовар» исполняют дети

Жил, поживал самовар.
Самовар!
Был он не молод, не стар.
Самовар!
Он на работе кипел.
Самовар!
Песню такую он пел.

Припев:
Пых-пых, тумба-тумба самовар.
Тумба -тумба-тумба-тумба
Русский самовар.

Пусть неуклюж он на вид.
Самовар!
Но на Руси знаменит.
Самовар!
Чайник с почтеньем большим.
Самовар!
Робко стоит перед ним.

Припев.
Всем он приносит тепло.
Самовар!
Много воды утекло.
Самовар!
Медью сверкают бока.
Самовар!
Топает через века.
Самовар!

Припев.

Знаем лучше доктора серьезного.

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем взрослых мы и малышей

Выпить ароматного чайку.

(игра «Чайник » )

Чайничек — чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии.
— С крышечкой,
— Крышечка — чертит рукой в воздухе перед собой горизонтальную черту.
— С шишечкой,
— Шишечка — сжимает руку в кулак.
— С дырочкой,
— С дырочки — указательным и большим пальцами показывает дырочку.
— Пар идет. — показывает руками идущий пар.
Затем текст и движения повторяются в обратном порядке.
— Пар идет с дырочки,
— Дырочка в шишечке,
— Шишечка в крышечке,
— Крышечка с чайничком.

Чайничек ча-ча-ча

Крышечка ля-ля-ля

Шишечка зю-зю-зю

Дырочка ту-ту-ту

Пар фи-фи-фи

Чайничек с крышечкой ,

Крышечка с шишечкой ,

Шишечка с дырочкой ,

С дырочки пар идет .

Разве может русский стол обойтись без блинов?

Ах , блины, да соленые ,да сладкие , да масленичные!

Сколько ж их на свете есть, невозможно перечесть .

Мы давно блинов не ели ,

Мы блиночков захотели ,

Стала Масленица гостей созывать.

И Иван прейди , и Степан прейди ,

И Сергей прейди , и Матвей прейди

А Никитушка уж пожалуйста.

( песня «Блины « )

Мы давно блинов не ели ,

мы блиночков захотели , .

Ой , блины ,блины ,блины. Ой , блиночки мои !

Моя старшая сестрица

печь блины –то мастерица.

Ой , блины ,блины ,блины,

Ой , блиночки мои !

Напекла она поесть ,

сотен пять , наверно , есть.

Ой , блины ,блины ,блины,

Ой , блиночки мои!

На поднос блины кладет

и сама к столу несет . .

Ой , блины ,блины ,блины,

Ой , блиночки мои

Гости , будьте же здоровы

вот блины мои готовы .

Ой , блины ,блины ,блины,

Ой , блиночки мои.

( чаепитие с блинами )

Родители во время чаепития исполняют песню на мотив «Изгиб гитары желтой »

Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной
Вдруг кто-то тихо скажет:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»

Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»

Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»

Конкурс следующий не нов –
Это конкурс плясунов.
Никого мы не обидим,
Но хотим, друзья, сказать:
На обычном стуле сидя,
Надо что-нибудь сплясать.
Все движенья хороши!
Сядь покрепче и пляши.

Ведущий. Позвольте объявить следующий конкурс – «Русская баня».

Кто попариться желает,
Кто парную уважает,
Приходи скорей сюда –
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.

Папы из обеих команд «парятся» вениками из газеты.

Ведущий. Побеждает только тот, кто веник быстро обобьет.

Жюри.

Мы сообщаем зрителю:
Решить здесь нелегко.
Веник – победителю,
Второму – молоко!

Бери подругу , друг ,

И выходи на круг ,

Для барыни для русской

Не жалей каблук. ( танец «Барыня.»)

Посидели , повеселились ,

Пора и честь знать .

Спасибо хозяин с хозяйкой за веселье.

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше.

Всем спасибо за внимание ,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощания ,

Будет кратка наша речь,

Говорим вам до свидания

До счастливых новых встреч.

Привет всем! У меня есть несколько сценариев — «Вкусные сценарии», может кому нибудь пригодится!

ПОСИДИМ ЗА САМОВАРОМ!
Посиделки с чаепитием

Подготовка к такому вечеру начинается задолго до его проведения. Летом мы предлагаем вам собрать травы, вхо¬дящие в рецепт приготовления чая: мяту, душицу, липовый цвет, лист малины, черники, черной смородины, брусники и т. д. Напоминаем, что лист растений собирают перед их цветением. Также можно запастись чаем нескольких сор¬тов: черным крупно- и мелколистовым, зеленым и другими.
Рекомендуем организаторам готовить вечер в тесном контакте с участниками художественной самодеятельнос¬ти, которых можно попросить выучить песни о чае, подго¬товить номера для программы, встретить гостей. Постоян¬ные посетительницы вашего клуба наверняка не откажутся принять участие в конкурсе на лучшее угощение к чаю, ес¬ли, конечно, объявить о нем заранее и даже договориться с кем-нибудь конкретно.
Теперь перейдем к афишам, пригласительным билетам и объявлениям по радио. Именно эта информация привлека¬ет или не привлекает гостей на ваш вечер. Хотелось бы, чтобы в ней было не только четко отражено, что именно, где и когда будет происходить, но и определен дух и стиль предстоящего мероприятия.
Оформление вечера также требует тщательной подготов¬ки. В фойе можно устроить выставки самоваров и чайной утвари, сортов чая, развесить репродукции картин В. Г. Пе¬рова «За чаем», Н. П. Рябушкина «Чаепитие», Б. М. Кусто¬диева «Купчиха» и др.
Можно подготовить плакаты с высказываниями о роли чая в жизни человека:
«Под шумок самовара ведется согреваюший и душу, и сердце разговор» (Н. В. Гоголь)
«Чай – мой любимый напиток. Других не признаю». (Ш. Муслимое, долгожитель, 120 лет)
«Чай придает человеку решимость, увеличивает способ¬ность перерабатывать впечатления, располагает к сосредо¬точенному мышлению» (Я. Малошотт)
«Чай усиливает дух, смягчает сердце, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лени, облегчает и освежает тело» (восточная мудрость)
«Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души» (Л. Толстой)
«А самовар, как лучший друг,
Их споры слушал молчаливо
И пар струистый выпускал,
Иль вдруг на их рассказ бессвязный
Какой-то музыкою странной,
Как собеседник отвечал».
(И. С. Никитин. Стихотворение «Воспоминание о детстве»).
«Гоню обратно я огни
Впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони,
Гони, поэт, варенье!»
(В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приклю¬чение…»)
Пока собираются гости, в фойе звучит музыка. Это может быть фонограмма или выступление коллектива художественной самодея¬тельности в зависимости от ваших возможностей и задумки.
Гостей встречают Хозяин и Хозяйка в русских народных костюмах.
Хозяин. Открываем настежь двери!
Затеваем мы для вас,
Как бывало на деревне,
Чаепитие сейчас!
Хозяйка. И внакладку и вприкуску
Пейте чай, друзья, по-русски.
Всех мы нынче приглашаем
Угоститься крепким чаем!
Хозяин. Вместе с нами петь, плясать,
Веселиться и играть!
Хозяин. Здравствуйте, гости дорогие! Если величать, так на пороге встречать.
Хозяйка. Добрый вечер, гости званые и желанные! Мило¬сти просим в нашу горницу!
Хозяин. Всех без исключения приглашаем на наше весе¬лье. Как говорится, посидим рядком, поговорим ладком!
Звучит музыка. Гости входят в зал, рассаживаются за столом.
Хозяйка. Что ж, гости дорогие, рассаживайтесь поудоб¬нее. Будем присказки сказывать, песни петь, игры-забавы играть и, конечно, чай пить.
Хозяин. Правда, какие же посиделки без чая вкусного, ароматного?
Хозяйка. Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Хозяин. Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Хозяйка. Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Хозяин. Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Не рано ли мы собрались чай пить? Самовар не вскипел еще.
Хозяйка. Ну, раз так, давайте вспомним пока, когда и откуда пришел к нам чай?
Хозяин. И впрямь. Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии.
По одной из книг, чай возник во время творения земли и неба.
По другой легенде, один из императоров Китая попробовал напиток, который получился из листьев, случайно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать эти листья и издал указ о применении его по всей стране.
По японской легенде, чайный куст вырос на том месте, куда упали веки принца Дарумы, которые он обрезал, чтобы не заснуть во время медитации. Последователи Дарумы собрали с этого куста листья и приготовили бодрящий напиток.
Китайские философы говорили, что чай лучше вина, так как, укрепляя и взбадривая, он не вызывает опьянения, и лучше воды, так как не является переносчиком инфекции.
Сначала чай употребляли правители и священнослужители как целебное питье, снимающее усталость, укрепляющее силы и зрение, или в составе мазей, например, от ревматизма. В VI веке – это напиток знати, но в Х – это уже национальный напиток в Китае и, естественно, предмет торговли.
В 1664 году купцы ост-индийской английской компании привезли в подарок королю два фунта чая. Дар был принят, напиток оценен по достоинству, и началось триумфальное шествие чая в Европе.
Хозяйка. В Россию чай попал из Монголии даже раньше, чем в Европу. В 1638 году русский посол боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от рус¬ского царя Михаила Федоровича. Хан в свою очередь пере¬дал русскому царю разные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими ли¬стьями. «А это что такое?» – с обидой спросил боярин. «Мой самый дорогой подарок русскому царю», – ответил с улыбкой монгольский правитель. Попробовав неведомое зелье из далекой страны, царь оттер парчовым рукавом бо¬роду и приказал: «Еще».
Так сложилось, что чай в России долгое время был го¬родским напитком, особенно московским. Даже в Санкт-Петербург, столицу, чай возили из Москвы, и до середины XIX века в Санкт-Петербурге был лишь один специализи¬рованный чайный магазин, а в Москве – более ста.
К началу XIX века в России сложился чайный этикет. Появился особый вид приглашения в гости «на чай». К чаю подавали кренделя, пряники, леденцы. В дворянских семь¬ях ассортимент предлагаемых гостям угощений был шире. В него входило даже спиртное, например ром. Чай пили из самовара. Самовары царили в прошлом на столах всех со¬словий – от простолюдина до аристократа.
В конце концов, чай стал настолько популярен, что даже вознаграждение за небольшую услугу получило название «чаевые».
Хозяин. В наши дни традиции чаепития меняются. Преж¬де всего, расширился ассортимент. Появился быстрорас¬творимый чай и чай в пакетиках, прохладительный чай со льдом, ароматизированные и лекарственные чаи. Получи¬ли распространение напитки и пищевые продукты на чайной основе, например газированная чайная вода, шипучие чайные вина, чайное мороженое, чайный бараний суп, чайное печенье, чайный сироп.
В Японии набирает силу новая тенденция. Вместо того чтобы пить чай, люди предпочитают есть чай. Красные и зеленые чаи используются в качестве пищевых добавок к различным продуктам – от лапши до шоколада. Пользует¬ся большой популярностью французский ресторан, в кото¬ром традиционные блюда французской кухни готовятся с добавлением чайной крошки, которая не только служит за¬мечательным пищевым красителем, но и придает пищевым продуктам неповторимый ностальгический аромат, созда¬ющий впечатление свежести и изысканности. Кроме того, добавление крошки зеленого чая позволяет повысить упо¬требление витаминов и предотвращает возникновение не¬приятного запаха во рту.
Хозяйка. Ну вот, пока мы вам тут о чае рассказывали, за¬кипел наш самовар.
Хозяин. Опять ты торопишься. Ведь прежде надо чай пра¬вильно заварить, чтобы он был не только приятным и аро¬матным, но и полезным.
Хозяйка. Что ж, заодно скажу и несколько слов о том, как чай хранить. Это тоже немаловажно. При длительном хра¬нении эфирные масла улетучиваются и чай теряет аромат. Кроме того, чай легко впитывает влагу и восприимчив к за¬пахам. Поэтому его следует хранить в фаянсовой, фарфо¬ровой или стеклянной посуде с плотно закрытой крышкой. Использовать для заварки можно лишь отстоянную во¬допроводную воду, чтобы улетучился запах хлора. Снимать чайник с огня нужно, как только вода закипит. В передер¬жанном кипятке аромат чая исчезнет.
Согрев или ополоснув кипятком заварной чайник, в не¬го засыпают сухую заварку из расчета 1 чайная ложка на стакан воды плюс 1 ложку на чайник. Зеленого чая кладут в два раза больше.
Затем чайник заливают кипятком на две трети, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Носик чайника дол¬жен быть прикрыт. Настаивают черный чай 5 минут, зеле¬ный – 8. Затем заварной чайник доливают кипятком, ос¬тавляя 0,5–1 см до крышки. Если чай долго настаивать, его качество ухудшается. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. От этого чай портится. Не сто¬ит снимать с чая пену. Именно в верхнем слое скапливают¬ся эфирные масла.
Хозяин. Чай заварили. Пора и на стол подавать.
Хозяйка. Пора, да вот не знаю, как правильно поступить. Кому первому чай подавать? Для меня гости все равны, всем я рада. Не обидеть бы кого.
Хозяин. А мы по-другому сделаем. Собрались мы за чаем, так пусть наши гости вспомнят пословицы и поговорки о нем. Кто вспомнит, тому и чай на стол.
Гости вспоминают пословицы и поговорки о чае. Например:
«Пейте чай, не вдаваясь в печаль»,
«Гости за стол–— самовар на стол»,
«Чай пить – не дрова рубить.
«Вспотеешь – не устанешь»,
«С самоваром-буяном чай вкуснее и беседа веселее»,
«Чай – штука немудра, можно выпить полведра» и др.
Помощники разносят чай.
Хозяйка. А теперь мы вас попросим не стесняться, крепким чаем угощаться.
Хозяин. Самовар шумит.
Баранки на скатерке-самобранке.
Хозяйка. И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Хозяин. К чаю ароматному
Прянички печатные.
Хозяйка. Приглашаем чай откушать,
Песню русскую послушать.
Номер коллектива художественной самодеятельности.
Хозяин. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится,
Чаем можно и лечиться.
Хозяйка. Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Хозяин. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
Хозяйка. Он сонливость переборет
И с бессонницей поспорит.
Сокрушит любой недуг.
Чай – здоровью лучший друг.
Хозяин. Ученые установили, что в чае содержатся полез¬ные биологически активные вещества: кофеин, танин, ми¬неральные соли, витамины, эфирные масла.
Хозяйка. Особенно полезен чай людям пожилого и сред¬него возраста. Предлагаю нашим гостям рассказать, что они знают о полезных свойствах чая.
Чай бодрит дух, повышает активность мозга, улучшает память.
Чай снимает усталость, стимулирует обмен веществ, нормали¬зует деятельность сердца, кровеносных сосудов, пищеварительной системы.
Чай эффективно предотвращает кариес.
Чай подавляет рост злокачественных опухолей и существенно снижает риск перерождения клеток в раковые.
Чай замедляет процесс старения клеток и поэтому способству¬ет долголетию. Чайные листья дают эффект омоложения.
Чай замедляет образование жировых наслоений на внутренней поверхности кровеносных сосудов, снижая вероятность склероза, гипертонии и мозговых тромбов.
Чай увеличивает подвижность суставов и стимулирует центральную нервную систему.
Чай хорошо снижает вес и улучшает состояние кожи.
Чай используется для профилактики катаракты.
Чай предотвращает стоматиты, энтериты, ангины, кишечные инфекции.
Чай поддерживает кроветворную функцию организма, нейтра¬лизует вредные излучения.
Чай поддерживает кислотно-щелочной баланс крови.
Чай снижает температуру.
Хозяин. Чай горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир.
Звучит песня о чае в исполнении участников художественной самодеятельности.
Хозяйка. А теперь хочу предложить гостям свой фирмен¬ный рецепт чая с травами.
Хозяин. Погоди! А вдруг у наших гостей тоже есть свои фирменные рецепты и они захотят поделиться с нами опы¬том.
Хозяйка. Тогда предлагаю нашим гостям заварить чай по своему рецепту, а мы попробуем. Итак, есть желающие приготовить свой любимый чай? Прошу подойти сюда.
На специальном столике приготовлены чайники, кипяток, тра¬вы, чайная заварка.
Хозяин. Пока хозяйки заваривают чай, я расскажу о том, как правильно заваривают травы. А еще о пользе, которую приносит здоровью тра¬вяной чай.
Хозяйка. Цветочный сбор и травы заваривают дольше, чем обычный чай, но по тем же принципам и правилам. Нежные цветы заливают кипятком и выдерживают 5–6 ми¬нут. Чай из нежных листьев земляники настаи¬вают 4–6 минут. Чай из неферментированных листьев – 15 минут, а плотные листья брусники кипятят на слабом огне 10–12 минут или выдерживают, укутав, 20–25 минут.
Хозяин. Чай с травами недаром пользуется большой по¬пулярностью. Он отличается особенным вкусом и арома¬том, но главное — целебными свойствами.
Таволга. Полезна при подагре, ревматизме, болезнях по¬чек, мочевого пузыря, сердца, болях в желудке, при удушье, головных болях, истерических судорогах и больном горле.
Вереск. Благотворно влияет на состояние сосудов, поле¬зен при склеротических явлениях, головных болях, невра¬стении, простудных заболеваниях, камнях в печени, воспа¬лениях мочевого пузыря, болезнях почек, ревматизме, по¬дагре, бессоннице, повышенной кислотности.
Чабрец. Применяется при болезнях почек, органов пище¬варения, дыхательных путей. Помогает избавиться от при¬вычки к курению и алкоголю.
Цветы и листья лабазника. Улучшают пищеварение и по¬могают прогнать сонливость.
Листья иван-чая, мята, мелисса, душица, боярышник, валерь¬яна, липа, пустырник, ромашка, чабрец. Оказывают успокаи¬вающее действие.
Сныть. Важна при подагре.
Крапиву, солодку, подорожник, лопух, тысячелистник, черни¬ку, шиповник. Употребляют при сахарном диабете.
Боярышник, гречиха, мята и пустырник. Имеют антискле¬ротическое действие.
Аир, бадан, береза, багульник, василиск, кипрей, зверобой, подо¬рожник, эвкалипт, эфедра. Известны как противовоспали¬тельные.
Хозяйка. Может, наши хозяйки уже готовы угостить нас своим чаем? Не пора ли попробовать?
Помощники разливают гостям травяной чай, а хозяйкам вруча¬ют призы. Можно усложнить конкурс – предложить продегусти¬ровать чай и отгадать, какие травы вошли в его состав.
Хозяин. С чая силы не увянут,
Как бы ни был он горяч,
А красивые румяна –
Словно сахарный калач.
Хозяйка. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Мы споем вам под чаек
Чайные частушки.
Участники самодеятельного коллектива исполняют частушки.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай!
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится.
Посмотри-ка на себя –
Ну и отраженьице!
В пляске не жалей ботинок.
Предлагай свой чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма будут вам.
Хозяин. Сверху пар, снизу пар –
Кипит наш русский самовар.
Чаем ароматным с пылу, с жару
Радости и горести запьем,
Да еще, внимая самовару,
Вместе с ним и песенку споем.
Хозяйка. А какую?
Хозяин. Конечно, про чай.
Хозяйка. Легко сказать! Вон их сколько!
Хозяин. Так давайте вместе их вспоминать. Кто послед¬ним песню назовет, тому от меня приз!
Гости вспоминают песни о чае: Ф. Квятковский «У самовара я и моя Маша», А. Иващенко, Г. Васильев «Приходи ко мне, Глафира», В. Добрынин «Чашка чая», А. Новиков «Самовары-самопалы», Н. Кутузов «Замело, занесло во поле дороги», русская народная песня «Самовар», В. Леонтович «Самовар», Г. Сукачев «Месяц май», цы¬ганская песня «Ручеек» и т. д.
Хозяйка. А теперь давайте споем вместе (предлагает песню).
Хозяева и гости вечера вместе исполняют песню.
Хозяин. Есть загадки в нашем доме
До того мудреные!
Кто загадку отгадает,
Попадет в ученые.
Хозяйка. Кто загадку отгадает,
Угощенье получает.

ЗАГАДКИ

Был листок зеленым –
Черным стал, томленым.
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине. (Чай.)
Был, как снег, в чести у всех.
В рот попал — там и пропал. (Сахар.)
Под одной крышей четыре брата стоят. (Стол.)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар.)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит,
Всем пить велит. (Самовар.)
Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник.)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Бублик.)
Хозяин. Не хотите ли теперь, дорогие гости, силами поме¬риться? Тогда выбирайте, с кем будете состязаться. Кто со¬перника за эту черту перетянет, тот и победил.
На полу мелом проводят черту. По команде ведущего пары игро¬ков, взявшись за руки, начинают перетягивать друг друга.

Хозяйка. Вот счастливая подкова.
Если вы бросать здоровы,
Подходите к нам сюда
И бросайте без труда.
Хозяин. Конкурс наш не очень новый,
Он из дедовских затей.
Брось на горлышко подкову,
Попадешь — бери и пей.
На полу в ряд выставляются бутылки с квасом или другими на¬питками. Задача играющего – накинуть картонную подкову на горлышко бутылки.
Хозяйка. И еще одна затея. Вот посмотрим, кто сумеет в час ночной, когда все спят, уберечь фруктовый сад.
Двум водящим завязывают глаза и ставят их лицом друг к другу на расстоянии 1–1,5 метра. Задача остальных играющих – пройти между водящими бесшумно.
Хозяин. Без тебя, моя гармонь,
Никуда не деться.
Только тронь тебя – огонь
Высечешь из сердца.
Хозяйка. Без гармошки было б скучно,
Меньше было бы утех.
Где гармошка – там частушка,
Где частушка – там и смех.
Хозяин. Выходите в круг, мастера петь частушки! Пока¬жите свое умение да испытайте удачу.
Хозяйка. Обратите внимание, я завожу будильник. Кто будет частушку петь, когда он зазвонит, тот и станет обла¬дателем приза.
Проводится игра.
Хозяин. Приглашаем вас сейчас
На веселый перепляс!
Не сиди, не ленись,
Заработать можешь приз.
Проводится конкурс.
Хозяин. Как ни грустно в том признаться,
Но пора нам расставаться.
Вот и кончился наш вечер,
Очень рады были встрече.
Хозяйка. Вы, надеюсь, не скучали?
Много нового узнали.
От души повеселились,
Чаю досыта напились.
Хозяин. И давайте на прощанье
Скажем дружно
Хозяин и Хозяйка (вместе).
До свиданья!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий похищение принцессы фефелы
  • Сценарий посвященный дню открытия нового здания школы
  • Сценарий посиделок на покров день
  • Сценарий похищение минуток
  • Сценарий посвященный дню независимости республики казахстан