Сценарий пословица век не сломится

Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.

Урок- праздник.

» Старая пословица ввек не сломится»

Цель: проверить знание пословиц, умение ими пользоваться в любых жизненных ситуациях, развивать мышление учащихся, прививать любовь к родному языку, обогащать учащихся народной мудростью.

        Ход праздника.

—«А что за роскошь, что за смыл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин.

Действительно, пословицы- это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить Родину, быть честными, трудолюбивыми. Они высмеивают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.

На уроках литературного чтения мы знакомились с пословицами о труде, о книге, о дружбе и его качествах. Сегодня мы посмотрим, что дало нам их изучение, как знаем пословицы.

Ваши товарищи подготовили небольшое выступление о пословицах. Предоставим им слово:

1.История русского народа- одна из героических в мире. Богато устное народное творчество. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, пословицы, поговорки.

2.Пословица- это короткое высказывание, в котором есть поучение. В пословицах собраны наблюдения, знания народа.

3.Пословицы многому  учат нас. Они говорят как надо относиться к Родине, как обходиться с людьми, как жить.                            —Свое уважение к пословицам народ выразил такими словами:

«Старая пословица ввек не сломится»

Так называется наш праздник. Скажите, а кто знает другие пословицы о пословицах?

—(ответы детей)

Пословица всем делам помощница.

Пословица- мудрость народов.

Поговорка- цветочек, пословица- ягодка.

С пословицей не поспоришь.

Но сегодня мы вспомним не только пословицы, но и песни, загадки, считалки, сказки. Вот одна из них:

—Инсценировка русской народной сказки «Лиса и журавль»

Как хорошо и точно сказка пояснила пословицу «Как аукнется, так и откликнется«. Попробуем пояснить некоторые пословицы:

Всяк человек по делу познается.

За добро, добром и платят.

На языке медок, а на уме ледок.

Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)

А сейчас кроссворд покажет нам, как вы знаете пословицы о Родине.

(вставим слово)

  • Москва- всем ……… мать. (городам)
  • Кто за Родину горой, тот истинный ……..  .(герой)
  • Родина- мать, умей за нее ……  .(постоять)
  • Знает весь свет, тверже …… нет.(русских)
  • На чужой стороне……милей вдвойне.(родина)
  • Своя ….. и в горсти мила.(земля)

(В кроссворде выделяется вертикаль со словом РОССИЯ )

Так называется наша страна, наша Родина. (Ученики читают под музыку стихи о России, о Родине, стихотворение А.Фета «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом…»

Весна- начало земледельческих работ. Вспомним, как люди обрабатывали землю для посадки семян. Сначала ее вскапывали лопатами- как? Покажите.

А как семена разбрасывали?

А как из лейки поливали?

Как сорную траву вырывали? (Дети стоя, изображают действия)

Проведем игру»Здравствуй, дедушка Мазай».

Посчитаемся, кто будет Мазаем. Считалка:

Делом важным занят грач,

Ходит полем, словно врач,

Лечит пашни и поля

-Где болит, скажи земля?

(Дети толпой подходят к Мазаю. Идет диалог:

—Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

—Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?

—Где мы были мы не скажем, а что делали покажем!

(Изображают трудовой процесс, водящий меняется)

Хорошо потрудились .А знаете ли вы пословицы о труде?

Поиграем в командах.

1команда:                                        

  • Кто много читает,…                  
  • …а его добрые дела.
  • Ученье свет,…
  • …а красна пирогами.
  • Кончил дело,…
  • …а потехе час.

2 команда:

  • …тот много знает.
  • Не одежда красит человека,…
  • …а неученье тьма.
  • Не красна изба углами,…
  • …гуляй смело.
  • Делу время,…

А сейчас потешимся, веселую песню послушаем.(Читается потешка, по очереди выходят девочки в сарафанах)

А у меня сестренок семь,

Помогать я буду всем!

С Пашей- сеять,

С Дашей- жать,

С Леной- куклу наряжать,

С Нюрой- стряпать,

С Шурой- шить,

С Верой- сено ворошить.

Песни петь с Марусенькой

Самою малюсенькой!

(Исполняется песня «Неваляшки». Слова З.Петровой. Музыка З.Левиной)

Вторая часть урока (может проводится учителем ИЗО)

Пословицы можно записать, можно выучить, а в подходящий момент ими воспользоваться. Но можно  еще их и нарисовать. Сейчас в этом мы попробуем убедиться.

(На доску помещают рисунок к пословице: «Цыплят по осени считают»)

—Ребята, посмотрите внимательно, какую пословицу я попыталась выразить языком красок. (Также проходит работа с пословицами:

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Семь раз отмерь, один раз отрежь«

—Вы хорошо читаете стихи, великолепно танцуют и поют девочки- матрешки, а как играли в сказке- спектакле наши юные актеры! А вот про загадки вы еще не говорили и не отгадывали.

Загадки- это тоже один из видов народного творчества. Они учат думать, проверяют нашу память и сообразительность.

На доске картинки, но это не просто изображения, а отгадки. Я буду загадывать вам загадки, а ответ вы найдете в этих рисунках.

Загадки:

  • Сильнее солнца, слабее ветра.

Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (туча)

  • Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь и прятаться начнут. (дождь)

  • Что выше леса, краше света, без огня горит. (солнце)
  • Шапка набекрень, спрятался за пень,

Кто подходит близко, кланяется низко. (гриб)

  • Зимой и летом одним цветом. (ель)
  • Стоят столбы, на них шапки зелены. (березы)

На доску выводится пейзаж, состоящий из ответов на загадки.

—Что это за рисунок? (пейзаж)

Если вы внимательны, то наверно догадались, что он полностью состоит из ответов на загадки, которые вы только что отгадывали. Вот мы и подошли к тому, что ответы на загадки человек находит у природы. Она наш мудрый и бесценный учитель, нужно только быть внимательным и наблюдательным. Надо беречь и любить природу.

Настала пора показать вам и свои художественные способности и умение фантазировать. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы ответите рисунком- отгадкой.

Помните, что рисунок должен быть крупным, правильным и ярким.

Загадки командам:

1. В уголке живет, пряжу прядет,

    Тоньше его пряжи нет в продаже. (паук и паутина)

2. Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

1.  Под кустами, под елками,

     Лежит клубок с иголками. (ежик)

2.  У маленькой скотинки

     Сто серебряных монеток на спинке. (рыба)

Ответы- рисунки вывешиваем на выставку.

—Вот и подошла наша встреча к концу. Перед каждым из вас лежит незаконченный портрет. Нарисуйте свое настроение. Покажите всем.

(обсуждение результата)

МКОУ «Большедворская ООШ»

Конкурсная познавательная программа

«Старая пословица ввек не сломится»

Подготовила: Кононова Г.А. – учитель начальных классов

Ведущий:

Пословица недаром молвится,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
Сегодня вспомним их друзья!

Пословицы и поговорки знакомы нам с детства. Они возникли в давние времена, еще до того как появилась на Руси грамота. Народ, не умевший ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу, передавал мудрые наставления от отца к сыну, от деда к внуку, учил подрастающее поколение уму – разуму.

Старинные пословицы живут в языке и сегодня – и в разговоре, и в книге. Когда мы слышим пословицу, то невольно ее запоминаем: ведь из нее всегда узнаешь что – то важное и нужное, что может пригодиться в жизни не один раз. Молод ты или стар, болен или здоров, опечалился или обрадовался – на всякое твое переживание, на любое событие сразу отзовется пословица: даст разумный совет, наставит на ум, утешит, развеселит.

Пословицы отзываются на все случаи жизни, поэтому их так много. Когда люди стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более 30 тысяч!

Пословицы отражают различные чувства, характеризуют разных людей, хвалят и порицают, сочувствуют, а главное – учат, но не грубо, а мягко, ненавязчиво.

В старину говорили: «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». Понятно, что пословица относится к любому мальчику и любой девочке: упустишь золотое время, не узнаешь чего-нибудь – потом уж, не наверстаешь.

Лев Николаевич Толстой считал, что произведения русского народного творчества интересны и полезны, прежде всего, детям. В книги, которые Толстой создал для обучения ребятишек в Ясной Поляне, он включил много пословиц.

Чтобы вам было проще понять их смысл, на каждую пословицу писатель придумал небольшой рассказ. Послушайте и вы несколько поучительных историй.

1 рассказчик: Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала: «Не тебе косить. Тебе еще батюшке завтраки носить. Знай сверчок, свой шесток».

2 рассказчик: Горел дом. А в доме остался ребенок. Ни кто не мог войти в дом. Солдат подошел и сказал: «Я пойду». Ему говорят: «Сгоришь!» Солдат сказал: «Два раза не умирать, а раз не миновать». Вбежал в дом и вынес ребеночка!

3 рассказчик: Ездил барин за границу. Приехал к себе и задумал рожь руками сажать. Мужики сказали: «Ворон на море летал, умнее не стал».

4 рассказчик: Волк съел овцу, охотники поймали волка и стали его бить. Волк сказал: «Напрасно вы меня бьете, я не виноват, что сер». А охотники сказали: « Не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел».

Ведущий: А теперь проверим, как внимательно вы меня слушали. Я прочитаю несколько таких историй, а вы догадайтесь, на какую пословицу она придумана.

Задание 1. Девочка без матери зашла в погреб и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась, и не глядит на мать. И говорит: «Матушка, что-то кошка лазала в погреб, я ее выгнала. Не поела б она молоко». Мать сказала…(Знает кошка, чье мясо съела).

Задание 2. Бежал заяц от собак и ушел в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел еще лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, полез в чащу в овраге – и наскочил на волка. Волк схватил его. «Видно, правда, — подумал заяц, — что хотел лучше спрятаться и вовсе пропал. Было мне хорошо, хотел, чтобы было еще лучше. А ведь верно говорят, что… (От добра, добра не ищут).

Ведущий: Давайте теперь поговорим о поговорках. Они очень похожи на пословицы, но кое-чем и отличаются. Во-первых, в пословице всегда выражается целая, законченная мысль, а поговорка – только фрагмент его. Поговорку, как правило, легко заменить одним-единственным словом. Например: «У него ума палата» — «умный», «надулся, как мышь на крупу», — «обиделся» и многое другое.

Поговорки, как и пословицы, тоже украшают нашу речь, делают ее богатой, образной, интересной. Одна команда должна будет «изобразить» поговорку, а другая – угадать ее и объяснить ее смысл.

Задание 1:

  1. Работать спустя рукава. (Работать лениво, нехотя).

  2. Клевать носом. (Дремать, засыпать).

Задание 2:

  1. Воды в рот набрать. (Упорно молчать).

  2. Кусать локти. (Жалеть о чем либо).

Ведущий:

Ребята, сейчас я раздам карточки. На одних из них написаны начала пословиц, на других – окончания. Вы должны из них составить цельные пословицы, объединив начало с окончанием.

Задание 1:

  1. Будет зима… (будет и лето)

  2. Готовь сани летом… (а телегу зимой)

  3. Невелика капля… (а камень долбит)

  4. Семь раз отмерь,… (один раз отрежь)

  5. Один в поле… (не воин)

  6. Без труда… (не вытащишь рыбку из пруда).

  7. Тише едешь… (дальше будешь)

  8. Сила есть… (ума не надо).

  9. Дело мастера… (боится).

  10. Близок локоть,… (да не укусишь).

  11. Солнце летом греет…(а зимой морозит)

  12. Лето собирает… (зима съедает)

  1. В зимний холод …(всякий молод)

  2. Кто много читает     (тот много знает.)

  3. Книгу читать   (как на крыльях летать.)

  4. Поздно встанешь   (мало сделаешь.)

  5. Мир освещается солнцем,    (а человек знанием.)

  6. что одному не под силу    (легко   коллективу.)

  7. Не красна изба углами, а     (красна пирогами.)

Ведущая: В сундуке лежат предметы.

Задание: достать предмет и вспомнить в какой пословице он упоминается, (рядом с сундуком список пословиц, можно воспользоваться подсказкой).

Дети достают предметы из сундука.

РЕШЕТО. (Решетом воды не наносить.)

ШИЛО. (Шила в мешке не утаишь.)

ЧАСЫ. (Делу –время, потехе – час.)

100 РУБЛЕЙ. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)

РУБАШКА. (Своя рубаха ближе к телу.)

КАМЕНЬ. (Под лежачий камень вода не течет.)

ШАПКА. (На воре шапка горит.)

ЛОЖКА. (Дорога ложка к обеду.)

Ведущая: Надо в пословице найти неправильное слово и исправить ошибку.
(показывает по четыре пословицы каждому капитану).
1. Аппетит проходит (приходит) во время еды.
2. Город (голод) не тетка.
3. Дружба дружбой, а кабачок (табачок) врозь.
4. Знает мошка (кошка), чье мясо съела.
5. Лес рубят – кепки (щепки) летят.
6. Машу (кашу) маслом не испортишь.
7. Соловья башнями (баснями) не кормят.
8. По одежке протягивают рожки (ножки).

И г р а.

По двум словам отгадать всю пословицу:
коса — камень     (Нашла коса на камень.)
лес — дрова     (Чем дальше в лес, тем больше дров.)

шило — мешок     (Шила в мешке не утаишь.)

язык — дело        (Не спеши языком, торопись делом,)

дело — мастер      (Дело мастера боится.)

труд — лень   (Труд   человека   кормит, а лень — портит)

Игра «Семь и один».

Назвать четыре посло­вицы, в которых употреблены числа семь я один.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед — один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Сценка «Кончил дело — гуляй смело».

Действующие лица:

Мальчик-ученик,

Солнышко,

Птичка,

Вишенка.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

В и ш е н к а. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гу­лянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Наконец урок окончен, Мальчик убирает кни­ги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»

Ведущая. Я хочу поблагодарить всех участников. Надеюсь, что сегодняшняя встреча доставила истинное удовольствие. Вы ещё раз убедились в том,
Что пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Цель: познакомить учащихся с
одним из малых жанров фольклора – пословицами и
поговорками.

Задачи:

  • Формировать понятия о пословице и поговорке как
    фольклорных жанрах.
  • Формировать интерес учащихся к родному языку,
    знакомить их с богатством и разнообразием родной
    речи, расширять их кругозор.
  • Способствовать повышению культуры речи
    учащихся, обогащению их словарного запаса
    пословицами и поговорками.
  • Развивать творческие способности, логическое,
    ассоциативное и абстрактное мышление детей.
  • Знакомить учащихся с национальными
    особенностями разных народов.
  • Воспитывать детей в духе межнациональной
    терпимости и толерантности.
  • Формировать умение командной работы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети делятся на три команды. Каждая занимает
свое рабочее место.

Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…»
(автор М.Скребцова).

Ведущая: Дорогие ребята! Нашу
программу я хочу начать с загадки. А ну-ка,
отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?      (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Без пословиц не проживешь – точно и
справедливо сказано народом. В краткой, образной
форме они отражают все стороны человеческой
жизни. В них заключены вековая мудрость, красота
и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко
всему пригодится.

  • Пословица – всем делам помощница.
  • Без пословицы не проживешь.

Русский народ очень богат пословицами. Свое
глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на
них народ выразил в пословицах о самих
пословицах:

  • Пословица вовек не сломится.
  • Пословицы ни обойти, ни объехать.
  • Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена
содержанием: «Всякая пословица недаром
молвится», «Старинная пословица не на ветер
молвится». Придавая высокое значение пословице,
народ считает, что пословица – это речь умная,
разумная, содержательная: «Глупая речь – не
пословица», или: «Белый свет – не околица, а
пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский
народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь
пословицу!»

Проводится дидактическая игра «Составь
пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой
отдельными словами в произвольном порядке
написаны пословицы. Задача детей составить эти
пословицы.

1 команда

  • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая
    пословица не мимо дела молвится.)
  • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое
    слово – пословица.)

2 команда

  • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в
    лад.)
  • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою
    спесь пословица есть.)

3 команда

  • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На
    всякого Егорку есть поговорка.)
  • слова, Из, выкинешь, поговорки, не.  (Из
    поговорки слова не выкинешь.)

Все команды

  • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь,
    без, молвится. (Без углов дом не строится, без
    пословицы речь не молвится.)

Ведущая: Что же такое пословица?
Пословица – это краткое изречение, заключающее в
себе какое-нибудь практическое поучение.
Пословица учит, как надо жить, как обходиться с
людьми, как надо относиться к труду, к своему 
отечеству и т.д.
Пословица величает труд и тружеников, порицает
лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность
богатых, заступается за бедных, учит верить в
добро, справедливость, правду, уважать науку,
просвещение и книгу.
Эти маленькие мудрые изречения веками учили и
воспитывали целые поколения, служили для
размышлений. Недаром русские люди уже много лет
назад составляли для себя рукописные сборники
пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними,
старались их запомнить. И еще заметили, что стихи
запоминаются лучше, чем проза. Поэтому и
 становились пословицы стихотворными
строчками:

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Если мил друг, то и семь верст не крюк.

Проводится  игра «Загадки, загаданные
пословицами».

Ребятам предлагается отгадать загадки,
загаданные пословицами и поговорками. А затем
вспомнить и назвать пословицу со
словами-отгадками.

1 команда

  • Лапки её мягки, да когти остры.
  • Она спит, а мышей видит.
  • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
  • И она помнит, кто ее кормит.
  • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
  • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

Вспомните и назовите пословицу, которая
характеризует взаимоотношения постоянно
ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

2 команда

  • Грозит она кошке, да из норы.
  • Она гложет, что может.
  • Надулся, как она на крупу. (Мышь)
  • Она на порог, а мышка в уголок.
  • Ее против шерсти не гладят.
  • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

Вспомните и назовите пословицу, которая
означает предостережение человеку, обидевшему
слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

3 команда

  • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
  • Как его ни корми, он все в лес смотрит.
  • Его ноги кормят. (Волк)
  • Он неуклюж, да дюж.
  • С ним дружись, а за топор держись.
  • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Вспомните и назовите пословицу, которая
означает попадание из малой беды в большую.  (От
волка бежал, да на медведя напал.)

Ведущая: Если бы собрать все до единой
пословицы одного только русского народа, то
образовалась бы огромная многотомная
энциклопедия народной мудрости, завещанной нам
веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц
Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина,
потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц,
и все же его сборник пословиц считается далеко
неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это
суждение, приговор, поучение, высказанное и
пущенное в оборот, под чеканом народности», –
такое определение дал пословице В.И.Даль.

Проводится дидактическая игра «Живые
буквы» – тема «Пословица».

Команды  получают наборы карточек с буквами,
из которых они сначала составляют исходное слово
«Пословица», а затем из букв исходного слова
 –  слова-ответы на вопросы.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

1.   Оно не воробей, вылетит – не
поймаешь.                
            слово
2.   Когда она есть, ума не
надо.                                       
            сила
3.   Им лучше в грязь не
ударять.                                     
            лицо
4.   Кто и во сне кур
считает?                                           
            лиса
5.   Паршивая, она все стадо
портит.                               
            овца
6.   В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом
пил?                                          
            пиво
7.   Бывает он долог, да ум
короток.                                
            волос

Чтецы:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»

Ведущая: Пословицы стали возникать
еще до появления письменности. В России они были
известны свыше тысячи лет назад.
Русская народная пословица существовала в
различных слоях общества, но большинство
пословиц возникло в народной среде, и творцом их
является сам народ.
«Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто. Слов
мало, чувства много», – сказал однажды великий
русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Пословичная энциклопедия народной мудрости
непрерывно обновляется и обогащается, как и сама
народная жизнь. На место устаревающих пословиц
всегда возникают новые, отвечающие потребностям
народа. Кроме того, среди старых пословиц много
таких, которые не устарели еще и в наше время.
Самые устойчивые из старинных пословиц те,
которые величают труд и учение и выражают
презрение к невеждам, глупцам и лентяям.

  • Лентяй да шалопай – два родных брата.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • Где ум, там и толк.
  • Красна птица пером, а человек умом.

Проводится дидактическая игра
«Азбука – к мудрости ступенька».

Ребятам предлагается заменить предложения
пословицей или поговоркой.

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а
неученье – тьма.)

Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да
буки, а там и науки.)

Для учения нет старости. (Грамоте учиться
всегда пригодится.)

Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень
учения горек, а плод его сладок.)

Ведущая: Не каждый человек сумеет
рассказать сказку или спеть песню. Но
любой человек может употребить в разговоре
пословицу или поговорку и даже сам того не
заметит. Не зря в народе говорится: «Без
пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки
«Пословицы и поговорки в сказках». Вы
внимательно слушайте и назовите потом те
пословицы и поговорки, смысл которых объясняется
в этой сказке.

Ведущая читает сказку «Делу время – потехе
час» О.Перовой.

Ведущая: Все народы имеют пословицы, и
у всех народов пословицы ведут свое начало от
самой глубокой древности. Но у каждого народа они
свои, потому что пословицы отражают национальные
черты каждого народа.
«За двумя зайцами пого­нишься – ни одного не
пойма­ешь», – говорят русские люди. А в
Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два
арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А
таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В
новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в
полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти
крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром
говорится: «В каком народе живешь, того и обычая
держись».

Проводится дидактическая игра
«Пословицы – мудрость народов».

Ведущая дает каждой команде карточку с русской
пословицей. На отдельном столике разложены
пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице
подобрать подходящие по смыслу пословицы
народов мира.

1 команда – «У семи нянек дитя без
глазу»

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед
    пригорает.        (ассирийская
    пословица)
  • У многих хозяев и собака дохнет.
                                            
              (карельская
    пословица)
  • Где много нянек, там дитя без
    носу.                                     
           
         (польская пословица)
  • Много поваров плохой суп варят.    (английская
    пословица)
  • В доме, где много петухов, поздно наступает
    утро.                        
    (турецкая пословица)

2 команда – «Сапожник всегда без
сапог»

  • У кровельщика крыша дырявая.
                                               
           (бенгальская пословица)
  • Дверь плотника всегда сломана.
                                                          
    (арабская пословица)
  • Торгующий овощами ест ботву.
                                               
               (китайская
    половица)
  • Красильщик в некрашеных шароварах
    ходит.                     
                (японская
    пословица)
  • Гадалка своей судьбы не знает.
                                                
            (осетинская
    пословица)

 3 команда – «Шила в мешке не
утаишь»

  • Верблюда под мостом не спрячешь. 
                                                   (афганская
    пословица)
  • В сене огня не
    скроешь.                      
        
                                             (грузинская
    пословица)
  • Пика не кладется в мешок.      
         
                                                        
     (польская пословица)
  • Угля в мешке не спрячешь.     
        
                                             
             (английская
    пословица)
  • Сидящий на верблюде себя не
    скроет.                                    
        (туркменская пословица)

Демонстрируется отрывок из мультфильма
«Волк и лиса» (голодный волк  встречает лису,
поедающую рыбку).

Дети просматривают отрывок и называют
пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»

Ведущая: Очень близки к пословицам
поговорки, недаром их обычно рассматривают
вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка
отличается от пословицы тем, что в ней нет
законченной мысли, как в пословице. Например,
выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а
«Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.

В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это
цветочек, а пословица – ягодка.

Демонстрируются диафильмы «Коломенская
верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит
бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной
строки»).

Ведущая: Если верить пословице, то в
народной речи «На всякого Егорку есть
поговорка». Главное назначение поговорок в том,
чтобы разговорной речи придавать красочность и
образность.

Проводится игра «Мыслей и речи
украшение».

Каждая команда получает альбомный лист, на
котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара
сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком
написана зашифрованная поговорка. Рисунок
служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните
их смысл.

  • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка
    надвое сказала.)
  • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух
    зайцев.)
  • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить
    кота в мешке.)
  • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога
    пара.)
  • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)
  • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая
    метла по-новому метет.)
  • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога
    ложка к обеду.)

Ведущая: Российская Императрица
Екатерина II говорила: «Русские пословицы
изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и
поговорки делают речь яркой, богатой и
выразительной, они неразрывно связаны с
разговорным языком. Человека образованного
всегда отличало умение правильно использовать
их в разговоре.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

 Наша программа подошла к концу, и завершаю
ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай –
себе ум набирай!»

Литература:

  1. Даль В.И. «Пословицы русского народа» (в 3-х
    томах) – Москва, «Русская книга», 1993.
  2. Перова О. «Пословицы и поговорки в сказках»
    – Москва,  ОЛИСС, Эксмо, 2008.
  3. Серия «Библиотека школьника» «Сценарии
    викторин, конкурсов, познавательных игр в школе»
    – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
  4. Агеева И.Д. «Новые загадки про слова для
    всех детских праздников» – Москва, ТЦ «Сфера», 2003.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий посвященный квн
  • Сценарий почему мы так говорим
  • Сценарий посвященный закрытию лагерной смены
  • Сценарий почему е после ц
  • Сценарий последствий ядерной атаки на москву