Сценарий поставим преграду табачному яду

Классный час по теме: «Нет табачному дыму!»Класс   7Классный руководитель: Хафизова Ф.К.Цели мероприятия: создать условия для формирования у учащихcя представления о пагубном  влиянии&n

Классный час по теме: «Нет табачному дыму!»

Класс   7

Классный руководитель: Хафизова Ф.К.

Цели мероприятия:

  • создать условия для формирования у учащихcя представления о пагубном  влиянии  курения на организм человека;
  • познакомить учащихся с историей табака, его химическим составом;
  • познакомить учащихся с удручающей статистикой по данной проблеме;
  • познакомить учащихся с негативным влиянием марихуаны на организм человека;
  • выяснить, как обстoят дела с курением в данном классе;

Яд опасный проникает
С дымом в лёгкие твои,
Он здоровье поедает,
Сокращая жизни дни.

Пропаганда превозносит
Сигареты до небес,
И никто себя не спросит:
«А зачем нам этот бес?».

В жизни ветреной хватает
И без этого услад,
Но народ не понимает,
И курить он снова рад.

А курильщик был бы рад
Позабыть свою привычку,

Но коварен горький яд,
Он нашёл для нас отмычку!

Ребята, вы, наверное,  уже поняли, что речь сегодня пойдет о вреде курения. Об одной из серьёзнейших проблем нашего времени. Мы узнаем, что такoе табак, как он попал в Россию,  почему же курение настолько опасно, и каждый из вас должен будет ответить на вопрос «Курить или не курить?».  

1.  Анализ фактов и статистика по проблеме.

Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1—2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которое курит до 20 сигарет в день и более.

Кол-во выкуриваемых сигарет в день (шт.)

Курящие мужчины (%)

Курящие женщины (%)

1-9

10%

20%

10-19

22%

18%

20-29

17%

8%

30 и более

10%

4%

 Представленная статиcтика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые «профессии» курильщиков — с   риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).

Ежегодно 4 000 000 человек умирают от последствий табакокурения.

К 2030 году от табакокурения будут умирать 10 000 000 человек, так как число курящих в развивающихся странах стремительно растет.

2. Что такое табак и какова его история.  

Табак — травянистое растение семейства паслёновых. Табак родом из Америки. Слово «табак», возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 гoда с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом «tobaco» у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а от туда — во все уголки Земного шара.

Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство — привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Фёдорович вёл жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении- 60 ударов палок по стопам; 2 раза — резали носы, уши, ссылали в дальние города.

А вот Пётр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен. Но на самом деле его курение, а также применение в качестве лекарства чаcто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью.

Это заставило правительство вести борьбу с курением.

3. Химический состав табака.

Опасность табака напрямую зависит от его состава. Учёные выяснили, что в табаке содержится масса вредных веществ: никотин, аммиак, эфирные масла, углекислый газ, угарный газ, табачный дёготь и др., а также радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут, мышьяк, калий, различные кислоты, сероводород и др.

Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения. Он относится к нервным ядам. Никотин опасен для людей, животных, птиц.

4. Влияние табака на здоровье человека. (

  Курение оказывает пагубное влияние практически на весь организм человека. Мы сейчас  рассмотрим страшные последствия, которые несёт с собой употребление табака.

1. При курении происходит сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до температуры 60 градусов  и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в лёгкие. Наибольшее значение при перегонке имеют аммиак, оксид углерода, канцерогенные вещеcтва, способствующие возникновению злокачественных опухолей.

2. Температура воздуха, поступающего в рот в процессе курения, обычно на 40 градусов ниже температуры дыма. Такие перепады температуры отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на них появляются микроскопические трещинки, «входные ворота» для микроорганизмов. В результате у курящих быстро разрушаются зубы.

3. Нарушение зубной эмали способствует отложению на поверхности табачного дёгтя, вследствие чего зубы приобретают желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать неприятный запах.

4. Тепло табачного дыма и находящиеся в нём химические вещества раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны.

5. Часть слюны в процессе жевания человек проглатывает. Ядовитые вещества дыма, переходя в слюну, действуют на выработку рефлекса. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормально жить, работать, и вскоре становится рабом своей страсти.

6. Слизистые оболочки гортани и трахеи также подвергаются действию табачного дыма.  Составные части табачного дыма раздражают слизистые оболочки лёгких, постоянное курение, поэтому сопровождается бронхитом. Значительно сокращается сопротивляемость лёгких к различным инфекционным заболеваниям.

7. В результате поступления дыма в кровь, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, она насыщается угарным газом. Нарушается течение одного из самых важных процессов — дыхания, без которого невозможна жизнь.

Может и вы знаете случаи негативного влияния табака на организм?

Ученик1:

 Однажды был поставлен опыт: к телу курящего человека приложили несколько пиявок. Утром до первой затяжки с человеком ничего не произошло. Но как только человек выкурил первую сигарету, пиявки отвалились в судорогах.

Ученик2:

В Ницце юноши устроили состязание на выносливость к табаку. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие, ждал специальный приз. Но «победитель» не получил его: после выкуривания 60 сигарет он скончался. Другие члены компании были доставлены в госпиталь в тяжёлом состоянии.

 5. Школьники и курение.

   Почему курение особенно опасно для школьников?

Курение у подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечно — сосудистой системах. В 12- 15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалине ещё 100 лет назад пришёл к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие и расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьников. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет им выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

Познакомимся со следующей статистикой. В течении нескольких лет ученые исследовали 200 курящих и 200 некурящих школьников. И вот что они получили.

Курящие

Некурящие

Нервозность

14%

1%

Понижение слуха

13%

1%

Плохая память

12%

1%

Плохое физическое состояние

18%

2%

Плохое умственное состояние

12%

1%

Нечистоплотность

12%

1%

Низкая успеваемость

18%

3%

Замедленная реакция

19%

3%

 Сейчас в среде школьников распространено курение так называемой  «травки».

Что же подразумевается  под этим словом?

Самой распространённой травкой является марихуана.

Марихуана — запрещённый наркотик, поэтому употребляющие его люди становятся нарушителями закона.

С виду марихуана  — это сушёные листья и цветы растения конопли.

Состав марихуаны очень сложен — это целая природная химическая лаборатория. В дыме одной сигареты содержится более 400 химических соединений, которые при курении преобразуются в 2000. Поэтому до конца все последствия курения марихуаны неизвестны.

Со временем марихуана вызывает привыкание, нарушает работу мозга, лёгких, сердца, печени, снижает выработку гормонов роста у подростков,  отрицательно влияет на репродуктивную систему организма. Человек часто болеет. Все курильщики марихуаны теряют память. Поэтому подростки, курящие марихуану, не в состоянии хорошо учится.

Поэтому можно сказать, что курение марихуаны вызывает ещё более серьёзные последствия, чем курение обычных сигарет.

6. Страшные цифры.  

Подсчитано, что каждый из нас за год выкуривает 1,55 кг табака. Подсчитано, что население Земного шара за год выкуривает:  12 000 000 000 000 папирос и сигарет!

Поистине астрономические цифры.

Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.

Что вы знаете о запрете на табакокурение? Как ведётся борьба с курением в различных странах, в нашей стране, в школе?

Ученик1:

 В Нью- Йорке принят закон, согласно которому курение в общественных местах карается штрафом в 1000 долларов или годом тюремного заключения.

Ученик 2: 

62% некурящих итальянцев перешли в последнее время в решительное наступление на своих курильщиков. Их не показывают по телевидению, им запрещают курить в общественных местах. Во многих крупных фирмах молодых инженеров и менеджеров, злоупотребляющих курением, не продвигают по службе, иногда увольняют, предлагая оставить эту привычку.

Ученик 3: 

В Англии вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курительной комнате.

7. Курение и мы.

Приводится статистика по классу.

8. Практическая работа. (Приложение 2)

Учитель предлагает выполнить задания. (Приложение 2)

9. Итог.

Ученики высказывают своё мнение о вреде или пользе табакокурения.

Учитель:

Я верю, что вы относитесь к жизни серьёзно. Может кто-то уже думает о будущей специальности. И, конечно, как любой современный человек, вы уделяете внимание спорту, стараетесь хорошо выглядеть — аккуратно и модно.

Вы сейчас находитесь на очень важном жизненном рубеже. Недалёк тот день, когда вы вступите во взрослую жизнь. И встретить её должно во всеоружии, хорошо подготовленными и физически и морально.

Так не позволяйте курению портить вам жизнь. Позаботьтесь и о себе и о других.

Откладывать на потом никак нельзя. Ведь вред несёт каждая выкуренная сигарета, вдумайтесь, каждая.

Давайте уже сейчас задумаемся, ведь жить здоровым, бодрым и весёлым гораздо лучше, чем больным и трясущимся, с сигаретой.

Выбирайте здоровый образ жизни!

Будьте счастливы не только в молодости!

Приложение 2

Анкета

1. Пробовали ли вы курить?

2. Если «да», то в каком возрасте?

3. Первую сигарету выкурили:

а) один; б) с другом; в) в компании.

4. Курю для того, чтобы:

  а) считать тебя взрослым;

  б) за компанию;

в) ради интереса.

5. Какова реакция родителей на то, что вы курите?

а) ругают;

б) убеждают бросить;

в) безразличны.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Егорлыкский Центр внешкольной работы

Сценарий тематического часа для обучающихся

«Скажи «НЕТ» курению»

подготовила

педагог дополнительного образования

Рак Людмила Алексеевна

станица Егорлыкская

Ростовская область

2015 год

Цель: расширение знаний о вреде курения, формирование отрицательного

отношения к курению, оказание помощи учащимся в осознании

ответственности за свое здоровье.

Задачи:

1.Дать достоверную информацию о причинах и последствиях

табакокурения;

2. Развивать навыки уверенного отказа от предложения попробовать курить;

3. Способствовать воспитанию культуры здоровья и навыков личной

гигиены;

4. Проверить уровень усвоения предложенной информации.

Место проведения: учебный кабинет.

Форма проведения: час общения.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте наше мероприятие начнём с

викторины.

Викторина «В объятиях табачного дыма»

Вопросы:

1. Родина табака.

Южная Африка;

Южная Америка;

Южный полюс.

2. Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил

жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения,

которую они называли...

сигаро;

папирус;

самокруто.

3. Кто обнаружил в табаке никотин?

Жан Жак Руссо;

Жан Поль Бельмондо;

Жан Нико.

4. В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола»?

Испания;

Италия;

Бразилия.

5. Большие дозы никотина действуют подобно яду

мышьяку;

кураре;

синильной кислоте.

6. Самый популярный способ употребления табака в США до 19 века.

курение;

нюхание;

жевание.

7. В 1934 году во французском городке Ницца компания молодежи устроила

соревнование: кто выкурит больше папирос. Двое «Победителей» не

смогли получить приз, так как скончались, выкурив по…

40 папирос;

60 папирос;

80 папирос.

8. Кого называют «курильщиками поневоле»?

тех, кто находится в обществе курящих;

тех, которых заставляют курить принудительно;

тех,кто курит в тюрьме.

Педагог: А теперь мы с вами отправимся на «Остров мечты», чтобы увидеть

своё будущее.

Каким вы его видите?

Обычно ответы: семья, дом, деньги, любовь, работа, дружба, слава и т.д.

Здоровье иногда забывают. (Работа с доской).

Подвести к здоровью (здоровье – основа будущего)

Что может нарушить наше здоровье?

Вот об этом я и хочу с вами поговорить.

Что же может помешать нам достичь нашего прекрасного будущего, которое мы

здесь с вами нарисовали.

Вы уже поняли, мы сегодня говорим о курении.

История табака.

Что из себя представляет?

Растение с тяжёлым, неприятным запахом. Первыми курильщиками были

американские индейцы, которые использовали табак для религиозных ритуалов.

(трубка мира) В Европу это зелье завёз Колумб. В Россию был завезён при

Иване Грозном… Несмотря на то, что принимались жестокие меры в отношении

курильщиков, табак распространился по всему миру. Сегодня курение считается

в порядке вещей, нормой. Но так ли это на самом деле?

Почему люди курят?

(Дети высказывают свое мнение)

О том, что табак вреден для здоровья, знали давно. Видели, что курильщиков

мучает надсадный кашель, знали, что в накуренном помещении трудно дышать,

что табак мешает умственной работе. Опыты показали, что животные гибнут

под действием никотина. Тогда и родилась фраза: «Капля никотина убивает

лошадь». Однако, чтобы умереть, человек (или лошадь) должны проглотить эту

дозу за один раз. Но на самом деле яд попадает в организм очень малыми

дозами, от которых организм успевает избавиться довольно быстро. Поэтому

отравление никотином обычно хроническое (постоянное), а не острое.

Представьте себе: каждый курильщик – это хронически отравленный человек.

Учитель: предлагаю провести анкетирование, для того, чтобы выяснить, ваше

отношение к курению.

АНКЕТА «ТВОЁ ОТНОШЕНИЕ К КУРЕНИЮ»

Как ты относишься к курению? (положительно, отрицательно)

Влияет ли курение на здоровье человека? (да, нет)

Влияет ли курение на здоровье детей, которым вы подарите жизнь?

(да, нет)

Влияет ли дым от выкуренной сигареты на окружающих людей.

Имеет ли значение возраст и курение? (да, нет)

Ты куришь? (да, нет)

Когда ты впервые закурил?

Если ты куришь, то, как часто? (1 сигарету в день, 15 сигарету в день, 1 пачку в

день)

Есть ли в вашей семье курящие? (да, нет).

Что ты будешь делать, если твой друг закурит?

а) помогу ему бросить курить;

б) сам попробую курить с ним;

в) мне всё равно;

г) у меня нет таких друзей.

Беседа по теме, обмен мениями.

Педагог: Молодцы ребята, все верно говорите, а курить или не курить это

пусть каждый решает сам. Но любому увлечение никоим образом не должно

оказывать вреда окружающим людям и твоему здоровью. А здоровье это

красота. Так будьте же всегда красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано

вам природой, поддерживайте и сохраняйте свое здоровье.

Спасибо всем!

Литература и сетевые ресурсы:

1. http://festival.1september.ru/

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://nsportal.ru

Подготовка к проведению вечера.

Работа со школьниками начинается задолго до проведения вечера.

В соответствии с диагностированными ранее интересами и способностями школьников, определяются рабочие группы.

Ребята предварительно получают и выполняют задания:

Группа психологов – провести анонимный опрос среди учащихся (по возможности 1-11 классов), предлагая им следующую закрытую анкету:

  1. Курят ли члены Вашей семьи?
    • да
    • нет
  2. Пробовали ли курить Вы сами?
    • да
    • нет
  3. Курите ли вы сейчас?
    • да
    • нет

Результаты опроса обрабатываются и представляются в табличном виде и в виде диаграмм. Как правило, результаты диагностики показывают, что к 8 классу более половины респондентов хотя бы один раз пробовали курить сигареты, некоторые, курят систематически.

Группа химиков готовиться учителем к демонстрации опытов, характеризующих состав сигаретного дыма. Важно обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения правил техники безопасности в процессе выполнения этого вида деятельности.

Группа экономистов производит расчеты, связанные с материальными затратами на покупку сигарет, при условии выкуривания одной сигареты, одной пачки сигарет – в день, в год.

Группа «курильщиков» получает задание творчески разыграть ситуации, побуждающие молодых людей начать курить.

Группа историков готовит сообщения об истории использования табака человеком и проникновении его в Россию.

Группа физиологов о влиянии составляющих табачного дыма на организм человека вообще и на детский организм, в частности.

Группа юристов должна изучить российское антиникотиновое законодательство.

Группа учащихся получает задание подготовить поэтические отрывки по теме.

Группа художников получает задание по оформлению помещения, в котором состоится вечер.

Роль ведущего считаю необходимым оставить за классным руководителем. Его задача – создать непринужденную атмосферу, располагающую к откровенной беседе. Кроме того, это позволит управлять коллективным мышлением, направляя его в нужное русло.

Использование современных компьютерных технологий позволяет представить собранный материал в виде презентаций.

Сценарий вечера.

Ведущий. Разрешите приветствовать Вас всех, собравшихся здесь. Вас не оставшихся равнодушными к акции, которая традиционно проводится в нашей школе, акции » День без сигарет».

Наверняка каждый из вас не один раз слышал о вреде курения для здоровья. И тем не менее… Давайте предоставим слово нашим психологам.

Группа психологов сообщает о результатах анонимного опроса и делает соответствующие выводы. Результаты представляются в виде диагрмм.

Ведущий. Выводы, к которым пришли психологи послужили непосредственной причиной проведения очередной акции » День без сигарет » и в его рамках сегодняшнего вечера — «Преодолей себя! «.

Цели нашего мероприятия следующие:

  • актуализировать знания о вреде, который несет табакокурение;
  • понять причины, которые заставляют молодого человека впервые взять в руки сигарету;
  • разоблачить некоторые мифы, сложившиеся вокруг курения;
  • ответить на вопрос: что же делать, если курение уже стало привычкой.

Начать наш сегодняшний разговор предлагаю со справки: откуда и как пришел табак в Новый свет?

Послушаем, что по этому поводу нам скажут историки.

Историк 1. Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению связана с именем Колумба.

12 октября 1492 года Колумб высадился на американском континенте.

В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочку. В представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, но это не помешало многим матросам экспедиции и самому адмиралу втянуться в это занятие. Растение назвали табаком от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго похода Христофора Колумба семена табака были завезены в Испанию. Затем морскими и караванными путями они были доставлены практически во все уголки земного шара.

Историк 2. Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии он был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали отлучать курильщиков от церкви. Пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I (1585) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

Даже в России во времена царствования Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй — отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Однако в силу того, что табак оказался прибыльным предприятием, (торговля им приносила существенную прибыль), с 1697 года (правление Петра I) табак оказался официально разрешенным.

Ведущий. Наказания, которые получали за табакокурение люди, не удивительны с учетом того вреда, который оно наносит здоровью самого курильщика и окружающих его людей. Вредоносное действие табачного дыма определяется его химическим составом. Знаете ли вы, какие вещества входят в состав табачного дыма? (Школьники называют: никотин, смолы и т.д.)

Опыты, которые продемонстрируют ребята позволят нам наглядно убедиться в существовании этих веществ.

Химик 1.

Опыт 1. В обычную воду поместили фильтр от выкуренной сигареты.

Какие изменения произошли с водой? (Маслянистая концентрация, коричневый цвет, резкий запах.)

Вывод: эти свойства водному раствору придает никотин.

Физиолог 1. Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток нервной системы. Расстройство нервной системы проявляется снижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. Никотин пагубно влияет на половые железы, способствует развитию у мужчин половой слабости.

Физиолог 2. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием.

Физиолог 3. Во Франции, в Ницце, проходил конкурс «Кто больше выкурит». Двое его победителей выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелыми отравлениями попали в больницу.

Химик 2.

Опыт 2. В состав сигаретного дыма входит еще одно вещество. Для его обнаружения воспользуемся индикатором. Что такое индикатор? (Индикатор — вещество изменяющее окраску в растворе щелочи и кислоты.)

Возьмем две пробирки со щелочью. С помощью какого индикатора можно определить наличие в пробирках щелочи? (Фенолфталеина).

Добавим в каждую из пробирок несколько капель названного вами индикатора. Какую он приобретает окраску? (Малиновую)

О чем она свидетельствует? (Доказывает щелочной характер растворов)

В одну из пробирок помещаем несколько капель серной кислоты.

Что происходит с окраской индикатора? (Исчезает)

Во вторую пробирку добавим водную вытяжку из табачного фильтра.

Что происходит с малиновой окраской индикатора в этом случае? (Тоже исчезает)

О чем это свидетельствует? (В табачном: дыме содержатся кислоты.)

Ведущий. Действительно, в табачном дыме содержится более 20 различных кислот. Используя знания о свойствах кислот, сделайте предположение об их воздействии на организм человека. (Вызывают химические ожоги, повреждая слизистые оболочки, ткани)

Химик 3.

Опыт 3. Одним из основных компонентов табачного дыма является углекислый газ. С помощью какого химического реактива его можно обнаружить?

(С помощью известковой воды.)

Пропустим сигаретный дым через известковую воду. Что наблюдаем? (Помутнение известковой воды).

О чем оно свидетельствует? (Доказывает содержание в табачном дыме углекислого газа)

Ведущий. Кто может записать уравнение протекающей реакции на доске?

(Записывают)

Воздух, содержащий 3% углекислого газа считается не пригодным для дыхания, а в сигаретном дыме его содержится 6-9%

Более подробно о влиянии сигаретного дыма на организм человека нам расскажут физиологи.

Физиолог 4. Злой, черной травой называют’ табак в народе. И это справедливо. При сжигании табачных листьев, что происходит при курении, образуется до 6000 самых различных компонентов. Из них 30 — яды. Это никотин, угарный газ, деготь, канцерогенные смолы, радиоактивные изотопы соединения азота и другие.

Физиолог 5. Основным компонентом табачного дыма является никотин, который оказывает наиболее выраженное токсическое действие на организм. Именно по отношению к нему вырабатывается труднопреодолимая зависимость. Подобно наркотикам никотин оказывает на. организм двухфазное действие: сначала возбуждает, затем тормозит функции многих органов, главным образом, нервной системы. Неудивительно, что у большинства курильщиков имеется ряд следующих симптомов: повышенная утомляемость, слабость, нарушение сердечного ритма, дрожание рук и другие нервно-психические расстройства. Никотин проникает во все клетки организма, невзирая на их анатомическую целостность и извращая их функции. Избирательно накапливаясь в печени, почках, сердце, миндалинах, половых железах, никотин разрушает иммунную систему организма, поражает детородные клетки,

Физиолог 6. В последнее время в литературе описывают специфический генетический дефект табачного происхождения — обезьянья складка кожи — особый признак на коже рук детей. Поражая сосуды ног, никотин вызывает специфическое заболевание — перемежающая хромота. Оно сопровождается сильными болями, похолоданием ног, ломотой. В перспективе — гангрена и ампутация конечностей.

Физиолог 7. Вместе со слюной, никотин попадает в желудок. Раздражение слизистой оболочки желудка приводит к развитию гастрита, а впоследствии — язвы.

Физиолог 8. Опасным химическим соединением табачного дыма является угарный газ. Связываясь с гемоглобином крови он вызывает развитие хронической кислородной недостаточности в организме курящего. От этого прежде всего страдают — активно размножающиеся клетки, то есть клетки органов юного поколения, а также будущего ребенка при беременности курящей матери. Признаки кислородного голодания — головокружение, недомогание, боли в сердце.

Физиолог 9. В значительных количествах содержатся в табаке смолистые вещества, Выкуривая в день пачку сигарет, за год человек поглощает около 700 грамм дегтя, который оседает на стенках дыхательных путей и легких, нарушая газообмен в последних. Раздражение слизистой оболочки приводит к приступам кашля, развитию хронического бронхита. Кроме того, вследствие кислородной недостаточности, развивается одышка, а в перспективе возможно развитие туберкулеза и рака легких. Результат воспаления голосовых связок — грубый, хриплый голос.

Физиолог 10. До недавнего времени никотин считался табачным ядом номер один. Однако, в последнее время по своей токсичности на первое место вышли радиоактивные изотопы табака. Подсчитано, что при выкуривании пачки сигарет, человек вводит в свой организм такую дозу радиации, которая в пять раз превышает предельно допустимые нормы. Облучение при этом равносильно облучению после 200 рентгеновских снимков. Радиоизотопы полония и свинца — главная причина развития рака.

Если даже курильщик не страдает перечисленными здесь заболеваниями, то все равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.

Ведущий. Вредное действие табачного дыма на организм человека главная, но не единственная причина, чтобы не начинать курить. Давайте послушаем, к каким интересным выводам пришел наш экономист.

Экономист. Делает сообщение о том, сколько денег тратит курильщик на сигареты в день, в год.

Ведущий. А что еще можно было бы купить на эти деньги? (Беседа со школьниками.)

Ведущий. Курить или не курить человек решает сам. Однако, как часто став взрослыми, мы все-таки жалеем о том, что когда-то закурили первую сигарету. Как это было? Можно ли было этого избежать? Давайте послушаем истории трех курильщиков и подумаем, насколько значительными были мотивы, побудившие их начать курить.

Курильщик 1. У нас во дворе классная компания. Мы много времени проводим вместе. У нас много общего. Нам нравятся одни фильмы и всегда есть о чем поговорить. Почти все уже курят. Мне тоже предложили. Я сначала отказывался, но ребята обиделись, начали называть меня зазнайкой. Чтобы не быть белой вороной я выполнил их просьбу. Я начал курить.

Ведущий. Организует беседу по опорным вопросам: что такое дружба? Кто такие настоящие друзья? Как должны были бы вести себя настоящие друзья в описанной ситуации?

Курильщик 2. А я курю с начальной школы. Я в классе самый крутой. У нас никто не начал курить так рано как я. Остальные мальчишки все расспрашивают у меня: где я достаю сигареты, как делаю так, что ни учителя, ни родители не замечают, что я курю. В такие моменты я чувствую себя на высоте.

Ведущий. Предлагает вопросы для обсуждения: чем в принципе человек может выделиться? Как долго человек может выделяться выбранным курильщиком способом? Какова цена такой популярности?

Курильщик 3. Я в классе самый маленький по возрасту. Кроме того, я небольшого роста. Все, начиная родителями и заканчивая одноклассниками, относятся ко мне как к ребенку. Чтобы казаться взрослее я начал курить.

Ведущий. Беседует с ребятами о том, что быть взрослым это, прежде всего, быть ответственным, в том числе за свое здоровье.

Ведущий. Распространению курения среди подростков способствуют мифы о курении. Давайте вместе с вами попробуем разоблачить некоторые из них.

Миф 1. Курение — личное дело каждого и других не касается.

(Беседа на тему влияния сигаретного дыма на людей, окружающих курильщика. Затем сообщение нарколога о пассивном курении).

Нарколог. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился термин «пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и непроветренном помещении определяется значительная концентрация никотина. Исследованиями установлено, что только 20% сигаретного дыма поступает в организм самого курильщика. Остальные 80% поступают в организм окружающих его людей. Живущие в накуренных помещениях люди чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии. В возрас­те 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения.

Ведущий. Миф 2. Многие известные актеры, спортсмены признаются, что курят. Значит это не так уж вредно, раз, не смотря на эту вредную привычку, они достигли выдающихся результатов.

(Обсуждение с учащимися цитаты, записанной на доске: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди духовно сильные, подвергаясь понижающем действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы не одурманивались.» Л.Н. Толстой)

Ведущий. Миф 3. Курение не запрещено, а значит разрешено.

Юрист. Делает сообщение о законодательных актах, запрещающих курение.

Ведущий. И все же, что делать, если пагубная привычка взяла верх над человеком? Как перестать курить? Послушайте сами и передайте друзьям.

Нарколог. Если ты начал курить, то от этой привычки можно отучиться. Как это сделать? Прежде всего, надо очень захотеть стать некурящим. Если у тебя есть такое желание — докажи свою силу воли. Ты уничтожаешь запасы сигарет и решительно заявляешь, что никогда больше курить не будешь, оповести знакомых о своем решении. Сознательно управляй своими поступками, активизируй спортивные занятия, чаще ходи в театр, на концерты.

Но многие, из-за особенностей своего характера, не могут сразу бросить курить. Такие люди могут добиться хороших результатов, используя тактику «малых шагов». Через каждые 2-3 дня следует уменьшать на одну количество выкуренных сигарет. Когда количество дойдет до одной, можно курить по одной сигарете в 7-10 дней, в часы, когда желание покурить чрезвычайно велико. Эту сигарету можно носить с собой всю неделю. При сильном желании закурить надо взять сигарету в рот, зажечь спичку, но не прикуривать. На 5-7 спичке (не прикуривая) желание закурить угасает, и тогда можно убрать сигарету в карман.

И все же многие бросают курить сразу. Согласитесь, как будет больнее: отрубать собаке хвост по частям или одним махом? Однако, любой метод поможет только тому, кто серьезно решил прекратить курение, избавиться от этой вредной привычки.

Ведущий. Теперь вы знаете, какой вред наносит курение. Если тебя угостят сигаретой, если рука тянется в карман за пачкой сигарет, остановись и подумай: «А нужно ли мне это?». Если ты знаешь кого-нибудь, кто старается бросить курить, поддержи его и убеди, что он сделал правильный выбор. Доброе слово и участие помогают легче пережить трудные времена.

Многие люди хотели бы избавиться от этой вредной привычки. Иногда нам кажется, что сделать это так легко. Однако давайте обратимся к словам М.Твена:

«Бросить курить? Нет ничего проще. Я, сам, по меньшей мере, раз сто это делал». Что хотел сказать этими словами великий писатель? (Беседа со школьниками)

Ведущий. Действительно, бросить курить не так просто как это кажется на первый взгляд. Если вы чувствуете, что не можете сами избавиться от привычки курить или хотите помочь избавиться от нее друзьям, обратите внимание на данные наркологической службы.(Обращается к данным – адресу, телефону — записанным на доске). Врачи помогут освободиться от никотиновой зависимости. Запомните этот адрес. И не забывайте о том, что лучший способ бросить курить — не начинать этого делать!!

Ученик 1.

О вине табака уже много сказали
Только так ли виновен табак?
Может, то, что сейчас
Мы вам здесь показали
Не пройдет мимо вас просто так.

Ученик 2.

И подумаешь ты,
Сигарету взяв в руки,
Что важнее сейчас для тебя:
Показаться взрослей
И значительней другу
Погубив, может этим себя?

Ученик 3.

Или разум сильней.
Чем пустая бравада,
И тогда, говори, не робей:
«Я не буду курить,
Мне ведь это не надо
Буду я здоровей и умней».

Ученик 4.

Человек не слаб —
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
Я презираю сигарету
Не стану ни за что курить
Я — человек! Я должен сильным быть!»

Список использованной литературы.

  1. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя: (Наедине со всеми…). –М.: Профиздат. 1992. – 224 с.
  2. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. -154 с.
  3. Журнал «Биология в школе», 1990-2000 г.г.
  4. Заикин Н., Никитин А. Спасибо, не курю! М.: Мол. Гвардия, 1990. -174 с.
  5. Науфманн Ф. Курение без вреда для здоровья / Пер. с нем. Н.А.Чупеева. – М.: ФАЙЕРПРЕСС, 2001. -208 с.

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Игра проводится в виде конкурсной программы. Может быть использована как для проведения в конкретном классе, так и для проведения общешкольного мероприятия.

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • выработка у детей и подростков негативного отношения к табакокурению;
  • формирование навыков отказа от предложенной сигареты;
  • развитие индивидуального и группового самосознания;
  • формирование креативности личности и представлений о преимуществах здорового образа жизни.

Формы организации деятельности детей:

  • Анкетирование.
  • Словесный бой.
  • Демонстрация сценок.
  • Викторина.
  • Письмо-обращение к курильщику.
  • Антиреклама (придумать антирекламу на пачку сигарет).
  • Сложи поговорку.
  • Составить коллаж или нарисовать рисунок «Город Некурийск» и представить его.
  • Просмотр документального фильма о вреде курения.
  • Рефлексия «Круг жизни».
  • Конкурс «Домашнее задание» (придумать комплекс упражнений для поддержания здоровья.

Ход мероприятия

(Звучит мелодия песни «Звездная страна». Подготовить картинки с изображением на одной половине листа формата А4 розы, на другой – сорняка. На картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с изображением сорняка – вредные.)

Ведущий: Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.

(Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц»).

«Есть такое твердое правило, – сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

– Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе? Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе?

Ведущий: Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркоманию. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернется для него большой бедой. Ученые подсчитала, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% – от здоровья родителей (т.е. наследственности) и еще, на 20% – от условий, в которых живет человек. Самой распространенной вредной привычкой сегодня является табакокурение.

Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, пишет: «Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». История приобщения европейцев к курению началась в Америке в 15 веке. В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города. А вот Петр 1 стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось даже, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если и ое не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн человек.

Население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Общая масса окурков – 2 520 000 тонн!

Мы провели опрос среди учащихся 7-х классов и выяснили (озвучить результаты анкеты).

АНКЕТА

  1. Пробовали ли Вы курить?
  2. Если «да», то в каком возрасте?
  3. Первую сигарету выкурили:
    А) один;
    Б) с другом;
    В) в компании.
  4. Курю для того, чтобы
    А) считать себя взрослым;
    Б) за компанию;
    В) ради интереса.
  5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
    А) ругают;
    Б) убеждают бросить;
    В) безразличны;
    Г) не знают.

Тема сегодняшней нашей деловой игры «Курить – здоровью вредить».

Ведущий: Для начала нашей деловой игры прошу команды занять свои места.

Представление жюри.

1 конкурс «Словестный бой»

Что такое здоровье?

Здоровье – это состояние организма, при котором все его органы выполняют свои функции.

В слове «здоровье» 8 букв, учитывая, что седьмая – мягкий знак – предлагаю придумать как можно больше слов, связанных со здоровым образом жизни, начинающихся на 7 букв слова «здоровье». (3 минуты).

(Зарядка, закаливание, обливание, завтрак, диета, обед, овощи, рацион, режим, витамины, вода, вегетарианство, воздух, еда и т.д.)

Кол-во баллов соответствует кол-ву написанных слов.

2 конкурс «Закурим?..»

Разыграть ситуацию «Закурим?..» Учащиеся разыгрывают сценки, в которых они должны привести серьёзные аргументы, чтобы отказаться от предложенной сигареты. (3 минуты).

Максимальное кол-во баллов – 7.

3 конкурс «Викторина»

Ответить на вопросы викторины.

  1. Назовите имя известного путешественника-мореплавателя, который первым из цивилизованного мира наблюдал, как индейцы выпускали изо рта дым, вытягивая его из листов, свернутых в трубки, заложенные на конце. (Колумб).
  2. Назовите однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. (Табак).
  3. Сколько ядовитых компонентов входит в состав табака? (30).
  4. Объясните, как вы понимаете выражение «пассивный курильщик»? (Человек, вдыхающий дым того, кто курит).
  5. Назовите самое опасное вещество, входящее в состав табака, которое является медленным убийцей человека. (Никотин). (1 минута).

Кол-во баллов соответствует кол-ву правильных ответов.

4 конкурс «Письмо-обращение»

Каждый знает, какой вред приносит организму никотин. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Вашему вниманию предлагается фильм …

А теперь задание: команде необходимо сочинить письмо-обращение к курящему человеку, приводя в качестве аргументов как можно больше доводов против курения. (5-7 минут).

Максимальное кол-во баллов – 7.

5 конкурс «Домашнее задание»

(Можно показывать по очереди между конкурсами).

Создать комплекс упражнений для поддержания здоровья человека.

Максимальное кол-во баллов – 7.

6 конкурс «Антиреклама»

Нарисовать антирекламу и наклеить на пачки из-под сигарет. (7-10 минут)

Максимальное кол-во баллов – 7.

Антиреклама

7 конкурс «Сложи поговорку»

Сложить поговорку из слогов.

Бо/лен/-/ле/чись,/а/здо/ров/-/бе/ре/гись.

Максимальное кол-во баллов – 7.

8 конкурс «Город будущего – Некурийск»

Изображение на ватмане города будущего – Некурийска. Рассказ о своем городе.

(Звучит мелодия «Этот город – самый лучший город на земле»)

Максимальное кол-во баллов – 7.

Город будущего – Некурийск

Подведение итогов

Просмотр документального фильма о вреде курения.

Рефлексия

На ватмане нарисован «Круг жизни». Этот круг необходимо заполнить островками двух цветов: в черных кружочках написать слова-понятия, которые показывают, что несет человечеству курение, в зеленых кружочках – то, что можно поставить им в противовес.

(Можно заранее подготовить «островки» с зелеными и черными краями).

Обсуждение полученного изображения. Общий вывод: от каждого человека зависит, каким будет жизненное пространство вокруг него.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий посвященный курской битвы
  • Сценарий пост прав ребенка
  • Сценарий посвященный красному кресту
  • Сценарий посмеемся от души
  • Сценарий посвященный ко дню пожилых людей