Сценарий правила поведения на природе

В начале урока перед детьми ставится проблемная ситуация: что нарушили дети и почему так вести себя нельзя. Дети сами выводят правила поведения на природе. Беседа о правилах поведения сопровождаются презентацией, загадками, стихами, практической работой учащихся.

Цели:

  • помочь детям осознать свое отношение к природе,
    вывести правила поведения в природе,
  • помочь понять, как и почему надо к ней бережно
    относиться,
  • дать им представление о нравственной стороне
    отношения к природе.

Оборудование: мультимедиа с презентацией,
магнитофон с голосами птиц, картинки с
изображением птиц, детские работы.

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Создание проблемной ситуации.

— Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети
отдыхали в воскресенье в лесу.

Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к
большой поляне они слушали громкую музыку. На
привале наломали веток, еле разожгли костер.
Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и
довольные пошли домой. Огни костра подмигивали
на прощание. На поляне нашли маленького ежика,
подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С
охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие,
дети вернулись домой.

— Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на
природе?

— Чтобы правильно вести себя, что необходимо
знать?

-К ак вы думаете, для того чтобы не повторить
ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься
сегодня на уроке этики?

3. Сообщение цели

— На уроке мы должны вспомнить правила
поведения на природе и понять, как и почему надо к
ней бережно относиться.

4. Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем!

— В тексте загадки звучит приглашение.

— Какое приглашение вы услышали?

— Давайте мы воспользуемся этим приглашением и
совершим прогулку по лесу.

(Слайд и одновременно звучат голоса птиц)

5. Выведение правил поведения в лесу

— Представьте, что мы с вами находимся в
лесу.(немного послушать птиц)

— Что такое лес? (Это место обитания зверей и
птиц.)

— Значит, когда вы приходит в лес, какие правила
поведения в лесу должны вспомнить?

— Громко не разговаривать.

— Не играть в шумные игры.

— Не нарушать покой обитателей леса.

— Не включать музыку.

6. Беседа о бережном отношении к птицам

(Слайд гнезда на деревьях)

 — Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц)

— Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)

— Значить что дает лес для птиц? (Жилье и пищу)

— А птицы нужны лесу?

— Зная все это, какие правила поведения нужно
помнить ? (Не разорять птичьих гнезд.Охранять и
бережно относиться к птицам.)

— Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму,
прилетают ближе к жилью человека.

— Зная это, что мы делали зимой для птиц?

(Слайд с фотографиями). Презентация

(Вывешивали кормушки и подкармливали птиц.

(Слайд. Рисовали плакаты, призывающие к охране и
подкормке птиц на воротах парка)

— О чем предупреждает человека Валентин
Берестов расскажет Мишин Н.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

7. Беседа о пользе леса для человека.

— Человек в природе занимает особое место.
Человек – единственное создание природы,
наделенное разумом. Благодаря своим
познавательным способностям, он изучил законы
природы и пдчинил их своей воле.

— Что получает человек от леса? (Получает дрова,
материал для стройки, для приготовления мебели,
собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется
красотой природы и отдыхает на природе)

8. Беседа о бережном отношении к растениям.

(Слайд – цветочная поляна)

— Перед нами цветочная поляна. Выразите словами
свое восхищение этой красотой. Как красиво здесь!
Столько цветов! И т.д.

— Глядя на эту красоту, какие важные правила вам
сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)

— Почему?

— Штундер Д. завершит наш разговор по этому
моменту урока.

Стихотворение “Если я сорву цветок”

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они
И не будет красоты.

9. Бережное отношение к насекомым

— А сколько насекомых летает по поляне! (Слайд)

— Почему они летают именно над цветами? (Они
питаются нектаром растений)

— А насекомые полезны для цветов?

— Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови
насекомых)

На лесной полянке можно отдохнуть и нам.

— Как мы можем отдохнуть на лесной полянке?
(Поиграть в спокойные игры, загадывать загадки)

10. Физминутка

Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.

(Слайд с сорокой)

Учитель:

Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла

11. Загадывание детьми загадок.

— Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети
загадывают загадки)

Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей)

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. (Грач)

Не ворона, не синица, —
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)

Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)

(На доске вывешены картинки с лесными
обитателями)

— Отгадку выберите на доске.

12. Загадки были про птиц, а про зверей какие
существуют поговорки вы расскажете, собрав их из
частей.

Работа в группах.

Соберите из частей поговорки. Представитель от
каждой группы ее зачитает.

— Что еще можно сделать на лесной полянке?
(Попить и поесть)

— Ребята из стихотворения С.Михалкова тоже были
на прогулке на природе и давайте узнаем как они
там себя вели.

13. Чтение “цепочкой” по абзацам в “Азбуке
нравственности” стихотворения С.Михалкова
“Прогулка”.

14. Беседа по содержанию по вопросам в конце
учебника стр.174.

15. В учебнике есть обращение ко всем детям
М.Пришвина о бережном отношении к природе из
произведения “Кладовая солнца” из учебника
“Азбука нравственности” стр.178. Давайте его
зачитаем.

Обращение к детям заканчивается словами,
которые являются эпиграфом к нашему уроку: “
Охранять природу – значит охранять Родину”.

— Как вы понимаете эти слова?

16. Представление детьми своих сочиненных
сказок.

— Ребята, у вас было домашнее задание: сочинить
сказку про дружбу с лесным Жуком и нарисовать к
ней иллюстрацию. (Вывесить их заранее на доске)

— Зачитайте, пожалуйста, свою сказку…

17. Мы с вами говорили о том, что цветы рвать
нельзя и в лесу и в поле.

— А как же быть с цветами, которые мы с вами
ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их
специально выращивают в садах и оранжереях)

Мы с вами тоже вырастим, т.е. соберем из частей,
приготовленных на уроках труда, цветы.

Работа в парах.

Назначенные ученики дарят гостям цветы, а
остальные выставляют на доске.

18. Обобщение и вывод.

— Чем мы занимались на уроке этики? (Слайд)

— Вот такие правила поведения на природе мы
вспомнили:

— Громко не разговаривать!

— Не нарушать покой обитателей леса.

— Не включать музыку!

— Не разоряй птичьих гнезд!

— Зимой подкармливай птиц!

— Цветы рвать нельзя!

— Не лови насекомых!

— В лесу, на берегу реки не оставляй после себя
мусор!

— Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!

— Любить природу- значит беречь ее!

— Давайте прочитаем их еще раз и постараемся их
выполнять. (Хором)

19. Д/з. Дома нарисуйте знаки к этим правилам,
которые вы бы вывесили в лесу.

20. Рефлексия.

— На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца.
Если у вас после зтого урока возникло хорошее
настроение, вам было все понятно и у вас есть
желание соблюдать все эти правила вывешивают
желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по
какому- либо из названного мною, вывешивают
оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг
желтого круга)

— Вот такое у нас получилась поляна.

— И в заключении, я думаю, сейчас Дима и Света
выразят наше общее мнение по всему сказанному на
уроке.

Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!

21.

Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

Презентация

Классный
час по теме «Правила поведения на природе»

Цель
мероприятия
:
знакомство детей с правилами поведения на природе.

Задачи: 

-изучить правила
поведения на природе;

-привлечь внимание
учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для
улучшения среды обитания;

-развивать
личностных качеств ребёнка.

Сценарий
мероприятия

1.Вступительное
слово.

 Учитель: Здравствуйте,
ребята, для того, чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить, разгадайте
загадки.

2. Проблемная
ситуация.

1. Очень
добродушная,

Я мягкая,
послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.(Вода)(слайд
2)

2. Висит
в небе высоко,

Светит ярко,
далеко.

Всех увидит,
обогреет,

Темноту везде
рассеет,

Прыгнет зайчиком в
оконце.

Догадались? Это … (солнце).(слайд
3)

3. Вырос
мягкий стебелек,

Он и ростом
невысок,

Достает до ног
едва,

Называется…(трава)(слайд
4)

4. Высоченный
великан

Будто угодил в
капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге
растет.

Как огромными
руками,

По ветру шуршит
ветвями. (Дерево)(слайд 5)

5. Сами
гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в
небо взвиться.

Кто же это? Это… (птицы)(слайд
6)

Учитель: Ребята в
ответах на загадки были такие слова: вода, солнце, трава, дерево, птицы, дополните
этот ряд слов. Как можно одним словом назвать эти слова –отгадки? Это то, что
нас окружает, но не сделано руками человека (Природа)(слайд 7)

Учитель: Сегодня
мы будем говорить о природе и о бережном отношении к ней.

-Где бы не жил
человек, в городе или в сельской местности, его всегда окружают растения и
животные, т.е. ПРИРОДА. Но люди не всегда видят и понимают, как на природе
отражаются их поступки.

Природа – это самое
дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек является частью этой
природы. Именно для сохранения природы и возникла наука «ЭКОЛОГИЯ» Экология
подсказывает человеку, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не навредить
природе, ведь природа это наш общий дом.(слайд 8)

Учитель: Ребята, а
вы готовы научиться бережно относиться к природе? Тогда немного поиграем.

3. Игра
«Экологический светофор»
(слайд 9)

Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей
части дороги.

Красный свет – не наноси
природе вред!

Желтый – подумай, делать
или нет!

Зеленый свет – делай смело –
это доброе дело!

-Итак, рассмотрим
ситуации, подумаем, можно ли так делать. Если это делать нельзя, то нужно
показать красный кружок, если делать можно и даже полезно – покажите зеленый.
Желтый – если можно делать с осторожностью.

Ребята пошли на
прогулку в лес. 

Давайте   поможем детям
собрать рюкзак, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно оставить дома,
так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы
«зажигайте» нужный сигнал светофора.

— Резиновые сапоги,
чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)(слайд 10)

— Нож, чтобы срезать
кору с березы для разжигания костра. (красный

свет)(слайд 11)

— Зажигалку, спички
чтобы, поджечь палочки, веточки. (красный свет)(слайд 12)

— Музыкальную
колонку, чтобы послушать музыку. (красный свет)(слайд 13)

-Ведёрко, чтобы
полить деревца, которые недавно посадили школьники. (зеленый свет)(слайд 14)

— Пакет с хлебом,
крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)(слайд 15)

— Сачок для ловли
бабочек. (красный свет)(слайд 16)

-Телефон с
фотоаппаратом, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)(слайд
17)

(Каждая ситуация
подробно разбирается с детьми, обсуждается почему это брать с собой не нужно и
к чему может привести, если дети это возьмут и будут пользоваться этим на
природе.)

Учитель: Молодцы ребята,
что знаете, что можно брать на природу, чтобы ей не навредить!

4.Игра
«Придумай правило»

Учитель: А теперь, ребята, поиграем
в игру «Придумай правило»(Приложение 1).
Вам нужно посмотреть на картинку и
понять, как человек вредит природе и что нужно сделать, чтобы природе помочь,
т.е. придумать правило. (Класс делится на группы по 4 человека, каждой
группе раздается картинка)

                
                           Картинка 1(слайд 18)            

Учитель: Ребята,
какое правило вы придумали?

( не оставлять
мусор на природе и не бросать его на улицах)

-Ребята, мы
должны помнить, что природа, это дом для животных, а в доме должно всегда быть
чисто.

Картинка 2
(слайд 19)

 Учитель: Давайте
посмотрим на вторую картинку, какое правило вы назовёте?

(не разжигать
костер на природе, не играть со спичками)

Картинка 3
(слайд 20)

Учитель: Какое правило природы
нарушили на этой картинке?

(нельзя разрушать муравейники и другие
жилища животных)

  Картинка 4 (слайд 21)
Учитель:
Ребята, что хотел сделать человек на этой картинке? Назовите
правило.(
не ломать ветви, а также не выдирать кустарники,
не повреждать кору…)

-Деревья и кустарники, это дом для многих
животных.

Картинка
5 (слайд 22)

Учитель: Посмотрим
на следующую картинку, чего никогда нельзя делать?

(Нельзя  ловить
насекомых)

(Все картинки
подробно разбираются с детьми, что нарушили на картинке, к чему это может
привести)

5.Физминутка  (слайд 23)

6.Игра
«Угадай знак» (слайд 24)

Учитель: А теперь,
чтобы закрепить наши знания о бережном отношении к природе, поиграем в игру «Угадай
знак».
Я показываю знак, а вы называете что он обозначает.

7. Рефлексия.
Подведение итога.(слайд 25)

Учитель: Ребята, а
сейчас мы посадим с вами растения на нашей планете. (На доске заготовка рисунка
планеты, вырезанные цветы, деревья, кустарники, дети украшают вокруг планету
растениями.)

-Посмотрите, какая
красивая и здоровая планета у нас получилась!

Учитель: Послушайте стихотворение «Лесные
правила»
 (Н. Рыжова)

Если в
лес пришли гулять,

Свежим
воздухом дышать,

Бегай,
прыгай и играй,

Только,
чур, не забывай,

Что в
лесу нельзя шуметь:

Даже
очень громко петь.

Испугаются
зверюшки,

Убегут
с лесной опушки.

Ветки
дуба не ломай,

Никогда
не забывай

Мусор с
травки убирать,

Зря
цветы не надо рвать!

Из
рогатки не стрелять;

Ты
пришёл не убивать!

Бабочки
пускай летают,

Ну,
кому они мешают?

Здесь
не нужно всех ловить,

Топать,
хлопать, палкой бить.

Ты в
лесу — всего лишь гость.

Здесь
хозяин — дуб и лось.

Их
покой побереги,

Ведь
они нам не враги!

-Всё, что
нас окружает  — это наш дом, поэтому мы должны беречь окружающую природу, чтобы
сохранить её на многие века.

Давайте стараться
жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней
чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. Наше будущее и будущее нашей планеты в
наших с вами руках, расскажите своим родителям, друзьям, соседям, что природу
нужно беречь.

Экологический досуг

«Путешествие в лес» — правила поведения в природе.

Цель:

  • систематизировать знания детей о насекомых, о птицах,  о животных, о деревьях;
  • о правилах поведения в лесу.

Задачи: 

  • закрепить представление детей об особенностях приспособления насекомых, птиц,  животных к окружающей среде;
  •  развивать познавательный интерес к жизни обитателей леса, логическое мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы;
  • закрепить умение отвечать на вопрос полным ответом;
  •  развивать умение действовать в команде;
  • воспитывать сочувствие к животным и птицам, осознание взаимосвязей в природе.

Оборудование:

слайдовая презентация, музыка «Вместе весело шагать», строительный материал, ведёрки и стаканчики.

Ход досуга:

Ведущий:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному лесу (дети шагают под музыку «Вместе весело шагать»)

— Ну, вот мы и пришли!

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе как в серебре.

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ведь ты знаешь — мы свои!

Слайд № 1 – лес

Задание 1 «Переправа на лесную поляну».
1. Когда медведь спит в берлоге? 
2. Когда появляются листья на деревьях? 
3. У какого животного есть иголки, как у елки? 
4. Когда птицы улетают на юг? 
5. Когда ель стоит зеленая? 
6. Когда в лесу опадают листья? 
7. Когда в лесу поспевают грибы да ягоды? 
8. Кто в лесу питается грибами? 

9. Для чего зайцу длинные уши?

10. Для чего лисе нужен красивый хвост?

11.Кто повесил грибы на дерево?

— Ребята, мы перебрались на лесную полянку. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!

1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали, 
Кустик не сломали! Правильно?

Лесовичок: 

— Да кто же это так расшумелся! Не дадут поспать по-человечески!

(выходит Лесовичок)

— Так вот кто тут безобразничает, спать мне не дает!

Ведущий:

— Здравствуй, старичок — Лесовичок! Мы с ребятами совсем не безобразничаем, а наоборот – помогаем лесу!

Лесовичок: 

-А! Ну тогда совсем другое дело – мне очень нужны помощники! А то ведь одному совсем не управиться с лесными делами!

Ведущий:

— Дорогой Лесовичок, мы пришли в лес, чтобы лучше узнать о его обитателях. Ты нам поможешь в этом?

Лесовичок: 

-Ну, конечно помогу и все расскажу про мою лесную жизнь!

Лес мой необычный, он волшебный — в нём растут загадки… Ребята, а как вы думаете, что такое лес?

(Дети отвечают)

Лесовичок: 

-Дорогие ребятишки, у меня есть волшебная корзина с загадками! Если вы их отгадаете, то сразу поймете, какие деревья растут в нашей полянке.

1) Не береза, не рябина —

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит.

(Осина)

2) Осень дивная настанет,

Красным дерево то станет.

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие!

(Клен)

3) Русская красавица

Стоит на полянке,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёза)

слайды

Лесовичок: 

— Какие молодцы, детишки! Все загадки отгадали!

Ведущий:

Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Давайте вместе с вами их повторим!

1 правило — не бросать мусор;

2 правило — не ломать ветви деревьев и не вырывать с корнем цветы;

3 правило — не разорять гнёзда птиц и муравейники;

4 правило — не разводить костры;

5 правило — не шуметь.

Слайды

Лесовичок проводит игру — соревнование «Построй домик»
Дети выстраиваются в две команды, около каждой команды лежит набор напольного конструктора. По команде дети берут один кубик и бегут до ориентира, кладут кубик. Нужно перенести все кубики и построить из них дом. Побеждает команда, которая сделает быстро и красиво.

Ведущий:

Спасибо тебе, Лесовичок, за интересную игру! А наше путешествие продолжается!

— Да, интересно было бы узнать, кто ещё прячется от нас на полянке.

Лесовичок: 

— А узнать нам помогут загадки?

Лесовичок:

—  Вот и первая — У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора. (Заяц)

Вторая — Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Третья — Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Лесовичок:

— Молодцы, отгадали загадки!

Ведущий:

— Ну что же, пусть звери спокойно живут в лесу. А мы продолжаем путешествие. Нам нужно посадить цветы. Сейчас мы с вами будем сажать разные цветы — ромашки, и подсолнухи т.д.  Все сажают  цветы.

Ведущий проводит игру. Игра-соревнование «Принеси воду»
Дети выстраиваются в две команды. Каждый игрок должен зачерпнуть стакан воды, перенести до ориентира и вылить в ведёрко. Побеждает команда, сделавшая всё быстро и не пролив воды.

Ведущий:

— А сейчас продолжаем наше путешествие. Посмотрите, сколько много в парке жучков и паучков, стрекоз и бабочек. Их ещё можно назвать одним словом — насекомые. У них много ножек и еще есть крылышки.

Лесовичок: 

— Сейчас я загадаю вам загадки о насекомых, будьте внимательны.

1) С ветки на тропинку,

С травинки на былинку,

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка. (Кузнечик)

2) Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

3) Много мастеров

Срубили избу без углов. (Муравьи)

4) Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

5) Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

И поделится медком. (Пчела)

 Слайды

Ведущий:

Дети, что это за звуки? Голоса птиц.

Лесовичок:

— В моей корзинке есть ещё загадки:

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются …

 (синички)
От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг.

И к зиме не улетает,

На далёкий знойный юг.

Пусть покроют снега груды,

И пригорок, и пустырь –

Раскрасавец красногрудый,

Житель севера …

(снегирь)Чей на дереве домишко?

Строил я и мой братишка.

Дверь – кружочек, нет окна

В доме пусто, тишина.

(скворец)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

Лесовичок: 

— Молодцы, ребята! Всё отгадали! Ой, а в моей волшебной корзине осталась еще одна загадка! Слушайте, ребята!

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет кто? – (Лесничий)

— Правильно, ребята, лесничий или егерь — главный человек в лесу, защитник леса, мой самый лучший помощник! Он руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей.

Дорогие ребятишки, вам понравилось бродить по лесной полянке?

(Дети отвечают)

Лесовичок: 

— Приходите еще ко мне в гости!

— Спасибо тебе, Лесовичок, за помощь и за приглашение!

До свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Повторяем правила поведения в лесу.

1ребёнок:
В лесу порядок такой:
Посидел — убери за собой!

2ребёнок:
Муравейники не трогай,
Проходи своей дорогой!

3ребёнок:
Ты деревья не ломай
И цветы зря не срывай!

4ребёнок:
Нельзя в лесу шуметь, кричать,
Зверей из леса забирать!

5ребёнок:
Костёр надумал разводить,
Ты не забудь всё потушить,
Тут до беды не далеко,
Тушить пожары нелегко!

Ведущий:

— А наше путешествие подошло к концу!

Давайте, дошколята,  природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки
Это все для нас навечно!

Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области

Управление
образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных
натуралистов»

Сценарий

проведения эколого-биологической
игры «Азбука поведения человека в природе»

Категории
и группы участников
:
учащиеся любой формы обучения в возрасте от 10 до13 лет.

Составители:
Еремина Галина Владимировна, Кадочникова Елена Николаевна.

Нижний
Тагил

Пояснительная
записка

Эколого-биологической игры «Азбука
поведения человека в природе»

пробуждает интерес к миру природы, формирует
представления о единстве природы, объясняет простейшие взаимосвязи процессов и
явлений природы. Воспитывает у учащихся чувство ответственности за своё
поведение в природе, формирует знания о нормах и правилах поведения в природе;
вырабатывает потребность в общении с природой.

Игра
«Азбука
поведения человека в природе
» является групповой формой организации внеклассной
работы, рассчитана на учащихся основного общего звена различного типа
образовательных учреждений в возрасте от10 до 13 лет.

Цель: воспитывать у
учащихся чувство ответственности за своё поведение в природе, сформировать
знания о нормах и правилах поведения в природе; выработать потребность в
общении с природой
.

Задачи:

-Помочь учащимся осознать свое отношение к
природе, вывести правила поведения в природе,

-Помочь понять, как и почему надо к ней
бережно относиться,

-Закрепить знания о правилах безопасности
в природе.

-Закрепить умение оказывать элементарную
медицинскую помощь,

-Способствовать развитию осторожности и
осмотрительности.

-Развивать логическое мышление, память,
внимание.

-Воспитывать сосредоточенность, чуткость,
отзывчивость, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая.

Оборудование: мультимедиа с презентацией; туристско-спортивное
оборудование; плакаты с правилами поведения в природе; йод, вата, зеленка,
градусник, таблетки, бинт.

Условия игры

В игре могут принять
участие несколько команд, Команды должны иметь название, эмблемы, девиз. За
правильные ответы ставятся баллы. За правильное объяснение ответа добавляется
бонусный балл. С целью усложнения условий игры между турами можно использовать
несложные элементы полосы препятствий, используемые в туризме, например,
«бревно», «паутину», «завал», «кочки», «маятник» и другие — это сделает игру
ещё более увлекательной.

Ведущий:
Сегодня
мы поговорим о природе и правилах поведения в ней, знакомит игроков с правилами
игры.

Ведущий: Как вы понимаете,
что такое природа? Что входит в это понятие?

(Ответы
учащихся)

Посмотрите!

Что
находится вокруг?

Небо
светло-голубое,

Солнце
светит золотое,

Ветер
листьями играет,

Тучка
в небе проплывает.

Поле,
речка и трава,

Горы,
воздух и листва,

Птицы,
звери и леса,

Гром,
туманы и роса,

Человек
и время года

-это
все вокруг-…

Мир природы
чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу…
(любить и беречь). А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила
поведения в природе. А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и
проверим. Наша игра будет проходить в три тура.

I Тур «Экологично — не экологично»

Задание «Фото
факт»

Ведущий:

Внимательность,
друзья, и прилежанье,

Понадобятся
вам. Теперь вниманье:

Из
фото этих выбрать вы должны

Лишь
те, что в экологии важны.

Командам предлагается ряд фотографий, картинок с
изображением экологически правильных и неправильных действий людей.

II
Тур

«Красная книга»

Задание 1

Ведущий:

Посмотрите
на страницы:

Здесь
растения и птицы,

Насекомые
и звери –

Кто
знаком с ними, проверим:

Постарайтесь
отобрать

Тех,
что нужно охранять.

Командам предлагаются фото представителей живой
природы, из них нужно выбрать тех, которые являются охраняемыми.

http://ural-news.net/img/20180428/0faa744692680c8435e11fc74528481e.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/5/5wMoyBIbKqODjefhaiSAl069CTZxWucJ4Xrmp7/slide-52.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/181/207547/img12.jpg

https://wpapers.ru/wallpapers/animals/rabbits/1830/download/1600x1200_%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/5/5wMoyBIbKqODjefhaiSAl069CTZxWucJ4Xrmp7/slide-51.jpg

https://sovetov.su/upload/image/5678-0-3.JPG

https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/003/183/890/original/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1293/00014b12-d59dc599/img49.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0912/00031651-f56ee615/1/img9.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1293/00014b12-d59dc599/img49.jpg

https://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/fox_0011.gif

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/11/kartinki-hrizantem-30.jpg

Задание 2

Ведущий:

Подумайте,
почему исчезают многие растения и животные?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/090e/0006bfcd-7b9121f6/hello_html_46b7387f.jpg 

      

III
Тур

«Знай и соблюдай»

Задание 1 «Магия, доступная каждому»

Ведущий: обращает внимание
команд на изображение на слайде и говорит о том, что каждый при желании может
стать волшебником, стоит только захотеть и постараться.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2018/6/19284_fa9e7c8286b626b53c64a8c901f0063e.jpg

Если
ты природе друг,

Береги
всё, что вокруг,

Оцени
её сполна,

Ведь
Земля у нас одна!

Ведущий: Все мы с вами
любим, отдыхать на природе. Сколько удивительного можно увидеть в природе,
сколько жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо
знать, как вести себя в гостях у Природы, чтобы не нарушать её красоту и не
беспокоить жителей.

Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами в
лесу, будет лежать более 2-х лет, консервные банки — более 30 лет,
полиэтиленовый пакет — более 200 лет, стекло- 1000 лет. Да, ребята, природа
наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи,
защите. Я напомню вам некоторые правила поведения в природе, послушайте их
внимательно.

Есть
правила на свете,

Должны
их знать все дети.

Сейчас
отправимся мы в путь,

В
страну, где правила живут.

НЕ
порть кору деревьев

Автографом
своим,

Что
ты тут был, поверим,

Но
лучше б ты не был!

НЕ
ломайте, детки!

У
деревьев ветки!

Каждая
веточка,

Для
дерева — деточка.

НЕ
бери собаку в лес:

Видишь,
пёс в гнездо полез.

Он
не понимает,

Что
птенцов пугает!

Ёж
пыхтит и морщится:

«Что
я вам, уборщица?

Лес
никак не подмету,

Соблюдайте
чистоту»!

Ты
хотя ещё ребёнок,

Но
ведь ты не поросёнок,

На
поляне не сори,

За
собой всё убери!

Не
шумите в лесу, ребята,

Лесным
жителям это неприятно!

Соблюдайте
тишину,

Шум
не нужен никому.

Огонь
в лесу не разводи,

Лес
от пожара береги,

А
коль развёл, учти:

Перед
уходом затуши!

НЕ
рвите в лесу букеты,

Запомнить
надо про это.

Пусть
цветы растут в лесу!

Леса
береги красу!

Очень
прошу вас, дети!

Запомните
заповеди эти!

И
в лесу, пожалуйста, не забывайте

Их
обязательно выполняй

А теперь более подробно познакомимся
с этими и другими правилами поведения на природе, внимание на экран.

https://main-cdn.goods.ru/big2/hlr-system/1725198414/100024292988b0.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/072a/00066fc9-30a19761/2/img1.jpg

Ведущий просит
прокомментировать изображения правил поведения в природе.

Задание 2 «Правила
безопасности в природе».

Ведущий: Сейчас я
предлагаю Вам поговорить о правилах Вашей безопасности в природе. Я начну
стихотворную строчку, а вы попытайтесь ее закончить.

Ведущий: Ребята, помните,
под высокими и одиноко стоящими предметами стоять во время грозы нельзя!

Если
дерево одно

В
поле возвышается,

То
стоять под ним в грозу

…………………………

Если
молния в него.

Невзначай
ударит,

То
живого никого

……………………..

Ведущий: Давайте вспомним,
ребята, как себя вести, если вы вдруг потерялись?

Физкультминутка
«Я однажды потерялся»

Я
однажды потерялся – (изобразить испуг),

Только
быстро догадался – (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться), Посмотрел
туда-сюда – (повороты),

Нету
мамы – вот беда – (развести руки в стороны внизу),

Побежал
направо я – (бег на месте),

Мама
не нашлась моя – (руку «козырьком»),

Побежал
налево я – (бег на месте),

Мама
не нашлась моя – (руку «козырьком»),

Повернулся
я вокруг – (поворот вокруг себя),

Может
быть увижу вдруг – (руку «козырьком»),

Нету.
Я решил стоять – (руки скрестить на груди),

И
на месте маму ждать.

Ведущий: Правильно сделал
мальчик? Если вы потерялись, то не нужно ни куда бегать. Стойте и ждите. Вас
обязательно найдут.

Ведущий: Что делать, если ты заблудился в лесу. Перечислите ваши действия.

Ведущий
комментирует
ответы игроков команд.

Ведущий: А сейчас представьте,
что вы на прогулке упали. И у вас на коленке ссадина. Нужно из предложенных вам
предметов: йод, вата, зеленка, градусник, таблетки, бинт, выбрать те, которые
нужны, для обработки раны.

Жюри подводит итоги. Время совещания жюри можно заполнить
проведением физкультминутки «Если я приду в лесок».

Ведущий: Я буду вам
говорить свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим
«да», если плохо – «нет»:

Если
я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если
съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если
хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если
ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если
разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если
сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если
мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я
люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Ведущий:

Вот
и закончилась игра,

И
подвести итог пора,

В
кулак терпенье собери:

Ведь
слово мы дадим жюри!

Объявление
результатов, награждение победителей.

Ведущий обращается
к игрокам:

Ты помни правила
всегда,

Чтоб не случилась
вдруг беда,

И неприятность не
пришла.

И где-то вдруг
тебя нашла.

И надо их не
только знать,

А постоянно
выполнять.

Ответы:

I Тур «Экологично — не экологично»

Задание «Фото
факт»

II
Тур

«Красная книга»

Задание 1

http://ural-news.net/img/20180428/0faa744692680c8435e11fc74528481e.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/5/5wMoyBIbKqODjefhaiSAl069CTZxWucJ4Xrmp7/slide-52.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/181/207547/img12.jpg

https://wpapers.ru/wallpapers/animals/rabbits/1830/download/1600x1200_%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83.jpg

https://cf.ppt-online.org/files/slide/5/5wMoyBIbKqODjefhaiSAl069CTZxWucJ4Xrmp7/slide-51.jpg

https://sovetov.su/upload/image/5678-0-3.JPG

https://uchebnik.mos.ru/system/atomic_objects/files/003/183/890/original/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1293/00014b12-d59dc599/img49.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0912/00031651-f56ee615/1/img9.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1293/00014b12-d59dc599/img49.jpg

https://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/fox_0011.gif

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/11/kartinki-hrizantem-30.jpg

Задание 2

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/090e/0006bfcd-7b9121f6/hello_html_46b7387f.jpg

III
Тур

«Знай и соблюдай»

Задание 1 «Магия, доступная каждому»

https://main-cdn.goods.ru/big2/hlr-system/1725198414/100024292988b0.jpg

Задание 2 «Правила
безопасности в природе».

-Людям
запрещается!

-Рядом
не оставит…

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/14/s_59412f0496fca/648050_8.png

Литература

1.
Обухова Л.А. Школа докторов Природы. – М,: ВАКО, 2004

2.
Тишурина О.Н.Растения леса. – М,: Дрофа, 2003

3.
Интернет источник :
http://fb.ru/article/164319/orientirovanie-po-mestnyim-priznakam-sposobyi-i-primeryi

4.
Интернет источник :
https://ulpressa.ru/2016/03/14/obrashhenie-ekologicheskoy-palatyi-ulyanovskoy-oblasti/ 

Мероприятие.

Сценарий.

1 класс.

«Как в лесу себя вести, как природу охранять, как природе самым верным другом стать!»

Цели: отработка навыков коммуникативного поведения; закрепление знаний правил поведения в приро де;коррекция логического мышления, памяти, воображения, речи.

Ход.

— Здравствуйте, ребята!

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок — воду морщит-рябит,
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.
А восток всё горит, разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло!

— О чём это стихотворение? (о том, как наступает утро, оживает природа, просыпается река, лес. Птицы.). — Скажите мне, ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, нежность, хорошо на душе. Приятно, весело.) .- Молодцы! Вы очень хорошо поняли содержание и смысл этого стихотворения; я рада, что вы слушали внимательно. А теперь я хочу посмотреть, кто из вас самый сообразительный.

— Ребята, давайте отгадаем эти загадки. нашего занятия.

— Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (ЁЖИК)

— Зимой и летом — одним цветом. (ЕЛЬ)

— Без рук, без топорёнка построена избёнка. (МУРАВЕЙНИК)

— Летом серый — зимой белый. (ЗАЯЦ)

— Стоит Антошка на одной ножке. (ГРИБ)

-Длинный хвостище, рыжий волосище,
Сама — хитрище. (ЛИСА)

-Черен, а не ворон;
Рогат, да не бык.
Шесть ног — без копыт.
Летит — воет,
Сядет — землю роет. (ЖУК)

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года —
Это всё вокруг :
(природа)

— А как вы думаете, ребята. Что такое природа? ( Лес, животные, цветы, деревья. Воздух — все, что нас окружает.)

— Молодцы! Правильно: всё, что окружает нас, — моря и горы, леса и реки, животные и птицы — всё это наша природа. О ней мы с вами сегодня и поговорим: о лесных жителях, о том, как нужно беречь окружающую нас красоту, почему нельзя наносить природе вред.

Как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана или лося?

а) Буду громко звать на помощь;

б) Постараюсь отогнать это животное;

в) Постараюсь вести себя так, чтобы животное меня не заметило, осторожно уйду с этого места.

Если встретишь в лесу зайчонка, то

а) понаблюдаешь за ним издалека и уйдешь

б) возьмешь его на руки, чтобы лучше рассмотреть

в) заберешь его домой

В лесу во время экскурсий следует ходить по тропинкам, чтобы

а) не вытоптать траву под деревьями;

б) не терять друг друга из вида;

в) не споткнуться о корни, коряги, камни.

Правильные ответы:

( Как ты поведешь себя, если встретишь в лесу змею, кабана или лося?

в) Постараюсь вести себя так, чтобы животное меня не заметило, осторожно уйду с этого места.

Если встретишь в лесу зайчонка, то

а) понаблюдаешь за ним издалека и уйдешь

В лесу во время экскурсий следует ходить по тропинкам, чтобы

а) не вытоптать траву под деревьями.)

— Ребята, давайте немножко отдохнём и представим, что:

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

В природе всё взаимосвязано. Необдуманные поступки человека в природе могут обернуться страшными последствиями.

Когда мы посещаем лес и другие уголки природы нужно, выполнять экологические правила поведения на природе.

• Не разжигать костры.

• Можно фотографировать.

• Передвижение на велосипеде запрещено.

• Не рвать цветы.

• Выгул собак запрещён.

• место для отдыха.

• Не шуметь.

Давайте подумаем, а как мы ещё можем помочь окружающей среде? (выбрасывать мусор в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей:)

— Составьте из слогов слово и прочитайте фразу:

БЕ ПРИ ! РЕ РО ГИ ТЕ ДУ

У нас вами получилось самое главное экологическое правило, давайте прочитаем его вместе.

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!

— О чём мы сегодня беседовали ?

— Что такое природа?

— Какие экологические правила вы знаете?

Объявление команды победителя. Награждение команд. Дискотека.

Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор».

Сигналы этого светофора означают то же, что и на проезжей части дороги. А вы знаете,

что означают цвета у светофора на проезжей части? Давайте вспомним (показываю

фишки)

И в природе есть такие сигналы.(Слайд) Прочитаем вместе:

Красный свет природе вред!

Жёлтый осторожно!

Свет зелёный как красиво!

Скажет лес тебе спасибо!

Итак, красный свет в природе что означает? зажигается тогда, когда поступки человека

приносят вред природе.

Жёлтый свет будь осторожным, может возникнуть опасность.

Зелёный свет это когда мы для природы делаем добрые дела.

Перед вами фишки, вы берёте и показываете ту, которую считаете нужной

Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно

обязательно выложить.

Мальчик взял:

Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)

Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)

Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)

Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по

краю оврага (з)

Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)

Сачок для ловли бабочек (к)

Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)

Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.

Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:

Громко не разговаривать!

Не нарушать покой обитателей леса.

Не включать музыку!

Не разоряй птичьих гнезд!

Зимой подкармливай птиц!

Цветы рвать нельзя!

Не лови насекомых!

В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!

Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!

Любить природузначит беречь ее!

Хотелось бы, чтобы вы об этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас

людям. Ведь то, какой будет наша планета Земля, зависит от каждого из нас людей.

Послушайте стихотворение ( читает ученик)

Давайте люди дружить друг с другом

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету

ВЫВОД: Любить и беречь природу надо потому, что птицы, растения и животные,

которые нас окружают, делают нас добрее, счастливее. Если бы не было их, не было бы и

Вступительное слово учителя.

Приближается пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени будете проводить на улице, на природе, в кругу сверстников и родных. Как сделать летние каникулы, эту самую счастливую пору в жизни каждого школьника, по-настоящему безопасными?

-Об этом наш сегодняшнее занятие, которое я предлагаю вам провести в форме заочного путешествия по лесу.

— Но, отправляясь на прогулку или в поход, надо помнить, что в лесу нас могут поджидать некоторые опасности. Вот о них мы сейчас и поговорим.

— А вначале давайте подумаем, как нужно одеться и что взять с собой?

СТАНЦИЯ «БЫВАЛЫЕ ТУРИСТЫ»

А) Что возьмём с собой в поход?

Б) Какой должна быть одежда? Почему?

СТАНЦИЯ «ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ»

Лес богат разнообразными растениями: цветы, кустарники, деревья. Но среди них могут быть и ядовитые.

Вороний глаз — красивое растение. У него высокий стебель, четыре листа у верхушки и единственный цветок, который осенью превращается в синюю ягоду. Это растение очень ядовито, особенно ягода и корневище.

Другое растение – волчье лыко. Этот кустарник иногда путают с облепихой. Их можно различить тем, что у облепихи ягоды желтые или оранжевые, а у волчьего лыка — красные. Если человек съест всего 10 ягод волчьего лыка, произойдет смертельное отравление. Ни в коем случае нельзя рвать цветущие ветки этого растения для букетов, потому что у него очень ядовитая кора.

Болиголов. Стебель у него высокий, до 1,5 метра, а вверху находятся белые зонтики цветов. Цветет растение долго – с мая по конец осени. Иногда его путают с петрушкой из-за похожих листьев, или с тмином, из-за схожести плодов. Болиголов — очень ядовитое растение, если человек им отравится, спасти его будет сложно.

Лютики имеют высоту от 15 до 50 см. На верхушках стеблей располагаются небольшие, но яркие золотисто-желтые цветки, каждый с пятью лепестками. Цветут лютики с середины апреля до середины мая. Название «Лютик» происходит от слова «лютый». То есть жесткий, режущий, едкий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок некоторых видов лютиков.

«Куриная слепота» — таково народное прозвище одного из видов лютиков — лютика едкого. Это одно из самых ядовитых растений в семействе лютиковых. Особенно едок он бывает во время цветения.

Вывод:

-Изучай растения, где польза, а где вред.
И тогда спасёшься ты от разных бед
.

СТАНЦИЯ «НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ»

-Летом и осенью в лесу появляются грибы. Но, чтобы их собирать, надо научиться отличать съедобные грибы от ядовитых. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.)

Мухомор красный – встречается как в хвойных, так и в лиственных лесах с июля по октябрь.

Другой вид — мухомор пантерный. Шляпка у него серая или коричневая. Крапинки на шляпке расположены ровными рядами.

Есть мухомор вонючий, ножка у него покрыта чешуйками, и он неприятно пахнет. Эти грибы смертельно ядовитые.

Ложноопенок серо-желтый – пластинки у него зеленоватые, а мякоть желтая с неприятным запахом. Этот гриб смертельно ядовит.

 Смертельно ядовита и бледная поганка. Она выглядит по-разному: белая, сероватая, бурая, но у нее всегда белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и разорванный мешочек в нижней части гриба. Ее можно иногда спутать с шампиньоном, у которого пластинки розовые или фиолетовые, а внизу ножки мешочка нет.

Основное отличие желчного гриба ложного белого гриба от съедобного белого и от подберезовика – это горький вкус. Попробуйте лизнуть желчный гриб – и вы сразу все поймете. Ни съедобный белый гриб, ни подберезовик не имеют даже намека на горечь. Мякоть желчного гриба темнеет при срезе и приобретает розовато-бурый цвет. Мякоть съедобного белого гриба и подберезовика не темнеет при срезе.

Вывод:

Даже если гриб
красивый самый,
Хорошо запомните,
друзья:
Но без разрешенья
папы, мамы
ПРОБОВАТЬ и ЕСТЬ ГРИБЫ
Н Е Л Ь З Я!!!

СТАНЦИЯ «ОПАСНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

Кроме бабочек, стрекоз, кузнечиков в лесу обитают и другие насекомые, от которых может исходить опасность для людей.

-Большая опасность в лесу — это клещ. Клещи — смышленые существа и умеют охотиться. Они устраивают засаду на травинках и на ветках кустарников, которые растут вдоль тропинок. Как только мимо проходит человек или животное, клещ протягивает лапки, цепляясь за жертву. На лапках у него коготки и присоски, что позволяет клещу крепко зацепиться. Не зря существует поговорка «Вцепился как клещ».

Правила для детей

-Заходя в лес, опрыскайте себя защитными аэрозолями.

-После прогулки по лесу нужно обязательно внимательно осмотреть тело. Если ребенок обнаружил на теле клеща, он должен обратиться к взрослым, извлекать его нужно осторожно, чтобы не раздавить. В слюне клеща может находиться инфекция, поэтому лучше обратиться к врачу.

-В лесу, на поляне много насекомых. Жалящие насекомые – пчела, оса, шмель, шершень. Как правило, укусы ос, пчёл и шмелей не приводят к отравлениям и переносу инфекций. Однако, они очень опасны, если у человека есть аллергия на данный яд. Также срочно нужно к врачу, если оса или пчела укусила в глаз, губы, рот или язык, так как отёк в этих местах может быть опасен для жизни.

Соблюдай следующие правила:

1.Не приближайся, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям. Вблизи них не делай резких движений.

2.Не разоряй осиные гнёзда.

3.Осы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.

СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ»

-Во время прогулок в лесу будь осторожен, смотри под ноги, чтобы не наступить на змею или на другое животное. Не трогай гнезда, не просовывай руку в дупло.

-Если ты услышал шорох, возможно от какого-то животного, для предупреждения возьми палку, постучи по дереву, громко крикни, скажи взрослым.

-Встреча с дикими животными маловероятна, ведь они, почувствовав запах человека, сами бегут подальше от нее.

но если ты всё же наткнулся на дикое животное: сохраняй спокойствие, не шевелись, не убегай;

ни в коем случае не приближайся и не прикасайся к нему, каким бы хорошим оно тебе не показалось (животное может быть больным)

в случае особой опасности зови на помощь, попробуй найти укрытие — высокое дерево, водоем

Запомни! Серьёзную опасность для человека могут представлять животные в брачный период, когда зверь ранен, во время кормления, когда он находится с малышами.

СТАНЦИЯ «ЛЕСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ»

-Собираясь на прогулку или в поход, не забудь взять компас, спички, немного еды и воды.

Заходя в лес, старайся запомнить дорогу. Отслеживай природные ориентиры (высокое дерево, линия электропередач, возвышенность, просека.)

-Можно найти нужное направление днём по солнцу, ночью по звёздам.

-Помогают сориентироваться на местности кора и ветки на деревьях, муравейники.

ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ В ЛЕСУ:

1. Оставайся на месте! Это первое и главное правило потерявшегося. В любой ситуации ты стоишь на месте, а взрослые тебя ищут!

2. Постарайся не спать. Во сне ты не услышишь, как тебя зовут. К тому же появляется больше шансов переохладиться. Поэтому двигайся: прыгай, танцуй, пой, повторяй стихи.

3. Не иди на шум. В природной среде звук распространяется по-разному в зависимости от погодных условий, состояния леса, его вида и так далее, и можно радикально ошибиться, вычисляя, где находится источник звука. Это чревато тем, что ты можешь ещё дальше уйти или травмироваться.

4. Используй свисток, чтобы взрослые тебя нашли. Отвечай на крики свистом, потому что кричать ты быстро устанешь. Если нет свистка, стучи палкой по дереву — этот звук хорошо разносится по лесу.

5. Не ешь грибы и ягоды. У тебя есть шоколад от голода и вода от жажды. Это запас, на котором ты продержишься, пока тебя не найдут.

6. Не залезай на деревья: сориентироваться таким образом не удастся, потому что надо очень высоко подняться, чтобы увидеть что-то кроме деревьев, а вот получить травму можно запросто.

7. Если тебя зовут по имени даже незнакомыми голосами, всегда отзывайся! Это значит, что мама и папа так переживают за тебя, что попросили незнакомых людей помочь тебя найти.

8. Не прячься, если тебя ищут. Если ты потеряешься, родители будут переживать и искать тебя, но ругать и наказывать, когда найдут, ни в коем случае не будут. Наоборот, они очень обрадуются.

9. Звони родителям и в 112. В 112 можно позвонить даже в том случае, если на телефоне нет сети. Можно набрать номер 112, а можно сделать экстренный вызов (на экране, когда нет сети, появляется эта опция).

СТАНЦИЯ «ВОДОЁМ»

— А сейчас давайте вспомним правила поведения на воде в летнее время.

-Ребята, запомните, купаться и плавать можно только в специально отведённых для этого местах!

— Нельзя купаться в незнакомых водоёмах!

СТАНЦИЯ «ЛЕСНОЙ ПОЖАР»

-В жаркую сухую погоду иногда происходят возгорания в лесу. Их причинами могут быть непотушенный костёр, брошенная сигарета, стёкла.

Пожар — страшная катастрофа, угрожающая не только человеку, но и всем обитателям леса. В сухую ветреную погоду пламя распространяется со скоростью до 70 км/ч и спастись от него практически невозможно.

Если вы оказались в зоне лесного пожара, то рекомендуется как можно быстрее искать водоем, дорогу или просеку. Двигаться нужно перпендикулярно линии распространения огня, по возможности навстречу ветру.

СТАНЦИЯ « ГРОЗА!»

Представьте ситуацию, что во время похода или прогулки по лесу вас застала гроза. Она сопровождается громом и молнией.

— Не бойся грохота грома, он совсем не опасен.

Молния очень опасна. Она чаще попадает в высокие и одиноко стоящие предметы. Поэтому нельзя прятаться во время грозы под деревьями, столбами и стогами в поле. Лучше укрыться в кустах, в низине. Уберите из рук металлические предметы.

-Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег.

Выводы в конце проведённого занятия:

Мы с вами совершили путешествие по разным станциям, обсудили опасные ситуации, которые могут подстерегать нас в лесу. Помните, что в любой, даже очень опасной ситуации не нужно паниковать, а поступать спокойно и разумно.

Стихотворение о лесе (читает подготовленный ученик):

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Всь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
(С.Погорельский)

Слайд №2

Слайд № 3

(На слайде №4 изображены разные предметы, дети выбирают только то, что может пригодиться в лесу)

Слайд №5

Ученики объясняют, что одежда должна закрывать все части тела человека. На ногах сапоги или кроссовки, обязательно- головной убор.

Слайд № 6

Подготовленные дети читают стихи о ядовитых растениях:

Он большой, даже огромный,
Почти до метра в высоту.
Ведёт себя совсем нескромно
И нагоняет дурнотУ.
Белые цветы красивы,
Только всё это обман,
Ядовит он. Сделав вывод,
Обходите стороной…(дурман)

Крест-накрест четыре крупных листа,
На одиноком стебле ягода одна.
Сине-чёрным ядом она налита,
Есть её опасно, не рвите никогда.
Очень зло глядит на нас,
Из травы…(вороний глаз).

Когда цветёт, он на сирень похож,
Но только ягоды его не трожь.
Кустарник красивый, но небезопасный,
Ягоды красные смертельно опасны.
Ягоду съел и беду ты накликал,
Волки опасны и их…(волчье лыко).

Название его от слова «лютый»,
«Жестокий», «злой», а значит, есть в том суть.
Нежно-жёлтые цветы, маленькие плуты,
Едки, жгучи, осторожен будь.
Его жильё, где рядом прудик,
Или река…Растёт там едкий…(лютик).

Никогда не ешьте

Незнакомых ягод.

И грибы- поганки

В рот тащить не надо:

Голова закружится,

Заболит живот,

И от отравления

Доктор не спасёт.

Ученики смотрят слайд № 7

Чтение стихов о ядовитых грибах:

Жёлчный гриб

Я съедобным быть, как братья,
Изо всех стараюсь сил:
Подберёзовика платье
Не напрасно нацепил.
Может, кто-то по ошибке
В кузовок меня возьмёт.
Расплывусь тогда в улыбке –
Пусть болит у вас живот!
Присмотрись ко мне – признаюсь:
От других грибов в лесу
Я по виду отличаюсь,
Ножка толстая внизу.
Сетчатый рисунок тонкий
На ноге моей найдёшь,
Не забудь, я очень горький,
Хоть на Белый и похож.

Ложный опенок

Я опёнок, но другой –
Спутать нас не сложно:
Брат мой – с белой головой.
Я ж, опёнок ложный,

Как и он, стою на пне
На высокой лапке,
И похож я с ним вполне,
Только в тёмной шляпке.

Не едят меня почти
Ни червяк, ни птица.
Так что лучше обойти,
Чтоб не отравиться!

Мухомор

Такой красивый –
заглядеться можно –

В лесу такого
больше не найти!
Но грибники
зачем-то осторожно ,
Меня обходят,
бросив на пути…
Искать не трудно:
вот я – на дорожке.
Ой, не пинайте!
Ух, теперь я злой!
Вот изловчусь
да заберусь в лукошко,
И станет несъедобным
суп грибной…

Бледные поганки

На широкой
на лесной полянке
Мы – хозяйки,
бледные поганки.
Хоть похожи мы
на многие грибы,
Ядовиты мы
и вовсе не слабы,

Отличает нас воротничок.
Рады мы попасть
к вам в кузовок.
Но предупреждаем
всех подряд,

Что несём в себе
смертельный ЯД!

Просмотр слайда №8

Чтение стихов об опасных насекомых

Не ходи по лесу летом

Необутым и раздетым,

Больше на тебе вещей-

Меньше кровопийц клещей.

Шёл я по лесу босой

И укушен был осой.

У осы нет жалости

Даже самой малости.

Когда на пасеку идёт

Проверить ульи пчеловод,

Хоть пчёл своих он любит, знает,

Но шляпу с сеткой надевает.

Ох, больно жалит нас пчела,

Хотя, как будто, и мала.

Ну а если страшный шершень

Вылетел из-за угла,

От него скорее прячьтесь,

Это вам уж не пчела!

У него укус опасный!

Без врача не обойтись!

Так что шершню не давайся!

Ты его поберегись!

Покусал комар иль гнус?
Не расчесывай укус
И не мажь зеленкой с йодом,
А промой раствором
соды.

Вдруг ужалила пчела?
Это скверные дела!
Чтоб еще больней не стало,
Удали пинцетом
жало.

Суетясь и вереща,
Не спасешься от клеща.
Убивать его опасно,
Ведь он может быть заразным.
Ты его за зад схвати
И не дергай, а крути.

Просмотр слайда № 9

Стихи

Мы попросить хотим ребят

Не трогать маленьких зверят

И в руки никогда не брать-

Их мать примчится защищать:

Пока ещё малы они,

Их мама стережёт все дни.

Если по лесу с друзьями гулял

И на пенёчке змею увидал,

То не кричи, не сзывай всех друзей,

А отойди сам подальше скорей.

Помни: змея начинает кусаться,

Если должна от врагов защищаться.

Ты же не станешь её обижать?

Можешь спокойно свой путь продолжать.

Ты, змею не обижай

Увидев, палку не хватай,

Не маши руками, не кричи –

Просто отойди и помолчи…

Хоть опасны змеи, но нужны:

Чистоту беречь они должны;

Санитарам леса и воды

Ты не делай зла или беды.

Для людей укус гадюки –
Неприятнейшая штука.
Но коль вышло так, не бойся,
Первым делом успокойся,
Не беги, не голоси,

Яд из ранки отсоси,
Полежи, попей немножко,
И приедет неотложка.

Слайд № 10

Очень неприятный случай –
Заплутать в лесу дремучем.
Паника здесь ни к чему,
Начинай кричать «Ау!»
Коль никто не отзовется,
Путь самим искать придется.
Чу! Послушай и скажи,
Может, где есть шум машин.
Если слышишь шум, тогда
Поскорей иди туда.
Если же вокруг все тихо,
То уж точно дело лихо.
И искать тропинку, значит,
Вам придется на удачу.
Тут и пригодится он –
Твой мобильный телефон.
Позвони знакомым людям,
Группа поиска прибудет,
Цепью через лес пройдет,
Заплутавшего найдет.

Должны всерьёз вы уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не прийти.

Дети смотрят слайд № 11 и рассказывают стихи:

Если ты не научился

Ловко плавать и нырять-

Не рискуй, совет послушай:

«Далеко не заплывать!»

Если очень захотелось

тебе где-то понырять-

То возьми с собою взрослых,

они будут наблюдать!

Не толкайтесь на воде,

не толкайтесь в море,

Чтобы с вами не случилось

ненароком горе.

  Если ты покушал плотно,

в воду сразу не иди.

Полежи –ка ты в тенёчке,

посиди и отдохни.

Не дыши ты под водой-

захлебнуться можно!

Под присмотром ты ныряй.

Только  — осторожно!

Просмотр слайда № 12

Чтение стихотворения

Без взрослых с огнём развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться, искриться-

Его потушить невозможно тогда…

Лесные пожары – большая беда!

Пожар- беда в лесу большая,

Когда с огнём дети играя

Шалят и поджигают лес,

Сгореть он может просто весь!

Просмотр слайда № 13

Чтение стихотворения

Если дерево одно

В поле возвышается,

То стоять под ним в грозу

Людям запрещается.

Если молния в него

Невзначай ударит,

То живого никого

Рядом не оставит.

Безопасное поведение в лесу в летний период
PPTX / 7.55 Мб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий правила поведения на каникулах
  • Сценарий правила пешехода
  • Сценарий правила дорожные совсем не сложные
  • Сценарий правила дорожного движения достойны уважения
  • Сценарий поэтического вечера цветаевой