Сценарий правила поведения на улице

Мероприятие помогает расширить и закрепить  знания учащихся о ПДД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ПОС. ВЕНЦЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 ГОРБАТКО ВИКТОРА ВАСИЛЬЕВИЧА

 КЛАССНЫЙ ЧАС

«Правила поведения на улицах и дорогах»

                                                                    Подготовила

                    учитель 4 «А» класса

                               Кукина А.А.

                                                          2016г.

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки. 
Задачи: 

• Образовательные: 
активизация интереса к предмету через игровую деятельность; 
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации; 
формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы; 
закрепление правил дорожного движения; 
формирование умений коллективной работы. 
• Воспитательные: 
воспитать систему взглядов на окружающий мир; 
воспитать способность следовать нормам поведения; 
воспитать нормы социального поведения детей; 

 воспитать уважительное отношение к предмету. 
• Развивающие: 
развитие речи, мышления, памяти; 
развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности; 
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций; 
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты. 

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

 Разминка.

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

— Что хотите — говорите, в море сладкая вода? (Нет) 
— Что хотите — говорите, красный свет — проезда нет? (Да) 
— Что хотите — говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет) 
— Что хотите — говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет) 
— Что хотите — говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да) 
— Что хотите — говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет) 
— Что хотите — говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет) 
— Что хотите — говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

Слово учителя.

    В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.

    Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше  и больше. Но автомобиль  наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий.

    Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.

    А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.

   Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает  нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания  в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в начале учебного года.

2.  « ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения)-

«В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто  ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе,  а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность  и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев  не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает  «дорога  для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.»

 « Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.»

   Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?

…Своё  происхождение светофоры  ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди  придумали  промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял  регулировщик.»

   Учитель: Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.

Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут, и помогут

Наши верные цвета…(красный, жёлтый, зелёный)

 3.  Игра “Разрешается – запрещается”

— Играть на мостовой…(запрещается)

— Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

— Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

— Идти толпой по тротуару…(разрешается)

— Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

— Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

— Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

— Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

— Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

— Идти по тротуару слева…(запрещается)

— Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

— Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

— Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

— Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

4. ВИКТОРИНА. «Знание правил дорожного движения».

а) В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, желтый, зелёный)

б) Что обозначает красный свет светофора? (стоп)

в) Что обозначает желтый свет светофора? ( внимание)

г) Что обозначает зелёный свет светофора? (иди)

д) Человек , совершающий пешком движение по улице.(пешеход)

е) Проезжая часть дороги с твердым покрытием.(шоссе)

ё) С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет)

ж) Номер телефона скорой помощи.(03)

з) Обозначенное место для перехода проезжей части улицы.(переход)

и) Определите, что это за знак, что он значит? В каких случаях ставится?(показать учащимся знаки «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено», « Скользкая дорога», « Велосипедная дорожка», «Пункт питания», « Больница».)

5. Автомульти

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?  (Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)

Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)

На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

На чём катался Кай?                     (На санках)

6.Заключение.Подведение итогов.

Учитель: Правда, ребята, если каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше были бы слёзы и боль. Мы всегда должны их  знать  и выполнять. Вот они:

 Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

 Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

 При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.

 Переходи  только на зелёный сигнал светофора.

 Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

 За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку.

Всегда обрати внимание на знаки и светофору….

МОУ
«Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»

Поведение на улице

(Ситуативно-игровая
 программа)

Подготовил
учитель ОБЖ:

Аничкин В.И.

Цели и задачи:

   воспитание культуры
взаимоотношений, обучение
 правилам поведения на дороге, в горо­де и на селе.

   развитие навыков правильного поведения на
улице, умение использовать правила дорожного
движения в
реальной жизни.

   закрепить названия
дорожных знаков; вспомнить, как
правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; рас­ширять кругозор обучающихся о правилах дорожного
движения, об обе­
спечении
безопасности жизни.

беседа-размышление

о правилах дорожного движения

Становясь школьниками, большинство наших ребят впервые оказываются
на оживленных улицах города.
До той поры их водили за ручку. Играли и
гуляли они
преимущественно
во дворе или в палисадниках, близко от
дома. Теперь же им приходится одним идти в школу по двум-трем, а то и больше
улицам. По обычным ули­
цам, с толпой
прохожих, с движением городского транс­порта.

Вот почему разговор о поведении вообще начинаем с правил поведения на городской улице.
Вырабатывать в детях автоматизм правильного
поведения на улице не­
обходимо с
самых ранних лет. Здесь было бы не грешно
перенять опыт такой европейской страны, как Гол­ландия.

Большие и маленькие города Голландии (за исклю­чением полностью
разрушенного гитлеровцами Роттер­
дама) сохранили свою планировку еще со
средних веков.
Улицы здесь узкие, застроенные с обеих сторон старин­ными
домами, которые жаль сносить. И в часы пик — перед началом рабочего дня, в
обеденный перерыв или
после окончания работы — перейти такую улицу непро­сто. С
дребезжанием проносятся трамваи, непрерывным
потоком
бегут грузовики, автобусы, мотоциклы, легко­
вые машины. А между ними,
выныривая порой из-под самых колес, мчатся
тучи велосипедистов.

Привлекли внимание две девочки, лет десяти-двенад­цати, стоявшие на перекрестке. В руках у
них были па­лочки с большим красным кружком
на конце, наподо­
бие тех, какими дают сигнал дежурные на наших стан­циях метро.

Оказывается,
по утрам и после уроков каждая го­родская школа
высылает на ближайшие перекрестки, где
нет
светофоров, двух дежурных школьников-провожа­
тых. Малыши собираются кучками возле переходов. Как только набирается семь-восемь ребят, провожатые
под­
нимают свои палочки, и весь
транспорт тотчас останав­
ливается.
Тогда они переводят малышей на другую сто­
рону улицы. А затем собирают там тех, кому надо перей­ти обратно.

Так
школьники приучаются с самых малых лет пе­реходить
улицу только там, где положено, и только в те
минуты, когда весь
транспорт стоит.

Разговор об уличной дисциплине лучше начинать не с рассказа о мостовой,
а с рассказа о тротуаре. Тогда
переход к правилам уличного движения будет
более ог­
раничен и
закономерен.

Если нет светофора, движение на дороге регулирует постовой -Вспомните
смешную сказку про «человека рассеян­
ного с улицы Бассейной», которого придумал писатель С. Я. Маршак.

Частенько вспоминается эта сказка, когда видишь, что на улице
столкнулись двое таких рассеянных, и вот
им надо разойтись. Один берет немного вправо, а дру­гой — немного влево. Тогда первый берет влево, а
вто­рой — вправо. Так они толкутся из стороны в сторону,
пока наконец-то не сообразят, как им следует
поступить. А ведь достаточно запомнить одно очень простое прави­
ло, которому подчиняются у нас все — и люди, и ма­шины.

Посмотри внимательно на улицу. Ты заметишь, что все
автобусы и автомобили, когда едут навстречу друг
другу, берут каждый вправо и спокойно разъезжаются.

Трамваи,
троллейбусы, пароходы — словом, все, что
движется по земле, по воде и воздуху,
всегда расходится
правой стороной.

И если ты хочешь никогда ни с кем не сталкиваться, делай, как
они, — всегда держись правой стороны и рас­
ходись с прохожими
только вправо… Ведь большинство
людей привыкли при встрече тоже брать
вправо, и на
широких тротуарах больших городов, будь то в Москве,
Минске или Киеве, обычно образуются два потока — в одну сторону люди идут по
правой стороне панели, а в
другую — по левой. Так люди, не задумываясь,
придер­
живаются определенного порядка движения, чтобы по­напрасну не
толкаться. Но если ты все же невзначай за­
денешь кого-нибудь
плечом или локтем, не забудь ска­
зать: «Извините!». Этого требует вежливость.

Сегодня жители больших городов настолько привык­ли к этому
основному порядку движения, что просто не
представляют себе, как могло быть иначе.

Вот как один из туристов вспоминал о своих впечат­лениях, о
путешествии по Англии.

— Едем по шоссе в автобусе. Вдали показывается другой автобус, бегущий навстречу.
Вдруг замечаешь, что он мчится… по левой
стороне шоссе. Не по правой,
как
положено, а по левой! Ну, сейчас столкнемся!.. Ду­
маешь в ужасе, невольно втягивая голову в плечи.
Но
нет, шофер нашего автобуса тоже
берет влево — и мы
благополучно разъезжаемся.

Оказывается,
в Англии и в некоторых других стра­нах
Западной Европы принято не правостороннее, как в
нашей стране, а
левостороннее движение.

Как же лучше переходить улицу, чтобы не угодить случайно под машину
или под трамвай? Бегом? Шагом?
Когда водитель видит издалека спокойно идущего через дорогу человека, у него всегда есть время
сообра­
зить, нужно ли притормозить и
дать ему пройти или
успеть еще проехать мимо.

А когда
перед глазами внезапно появляется выско­чивший
на мостовую за укатившейся шайбой мальчиш­
ка или мчащаяся за мячом наперерез машине девочка, водителю остается только нажать на тормоза и
молить судьбу, чтобы все кончилось благополучно.

Но беда в том, что ни одна машина не может оста­новиться
мгновенно. Даже при исправных тормозах ав­
тобус или троллейбус,
автомобиль или трамвай просколь
зит на неподвижных колесах еще несколько
метров
«юзом». А если шел снег или дождь, если был гололед или листопад, то
несколько десятков метров. И тут уж
самый опытный и бдительный водитель ничего
не поде­
лает. А если ты еще споткнешься на бегу?

Так
и происходят несчастные случаи.

Вот почему ты должен крепко-накрепко запомнить и всегда соблюдать правила
дорожного движения.

Давайте запомним небольшую
памятку.

Памятка о соблюдении
правил
дорожного движения

Это перекресток.1) Переходи улицу только у перекрестков
или там, где
есть знак «Переход» и широкие
поперечные полосы
на мостовой. И только тогда,
когда на
светофоре за­горелся
зеленый
свет.

2) Если светофора здесь
нет, то, выходя на проезжую
часть, посмотри сперва налево
— приближается ли
какая-нибудь машина. А как дойдешь до середины улицы, посмотри направо
не идет ли
машина от­
туда. А если идет — остановись и подожди, пока прой­дет.

3) Не
перебегай улицу перед движущимся транспортом.
Обожди, пока пройдет.

4) Если
на перекрестке есть светофор, переходи улицу
только на зеленый свет или
когда загорится сигнал «Идите».

5) Стоящий
на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы
вовремя увидеть,
не идет ли за ним
другая машина, шофер которой
тебя
не видит.
Трамвай обходи только спереди, что­бы не попасть под встречный вагон. Но еще
лучше подождать, пока они уедут, и тебе станет, видна вся
улица.

Невеселая история

Все произошло в какую-то долю секунды. Коля выбежал на мосто­вую за мячом.
Неожиданно из-за поворота на улицу выехала машина.
Коля испугался, решил
перебежать через трамвайную линию…

Через три месяца Коля выписался из больницы. Он неуверенно ковылял на
костылях.

Сколько несвершенных
желаний осталось у Коли!

И
все это случилось в одну короткую долю секунды. А ведь не­
счастья могло и не
произойти. Сколько раз Коля слышал и читал об
осторожности на
улице! Но он думал, что все это ненужные разгово­ры и его это не касается.

зигзаг удачи

Игровая пауза

Учитель. А теперь давайте немного поиграем. Как
извест­
но, светофор имеет три цвета. Находясь на улице, эти цвета надо очень
четко знать и быстро различать.
А как этому поучиться, находясь в комнате? Вот условия
нашей игры.

Для игры
нужны карандаши (фломастеры) трех цве­тов —
в два раза больше, чем игроков. Карандаши поме­
щают на столе, а игроки располагаются вокруг. По сиг­налу ведущего игроки закрывают глаза и берут в каж­дую руку по карандашу. Те, в чьих руках оказались
ка­
рандаши одинакового цвета, покидают
игру.

Карандаши перемешиваются, игроки могут поменять­ся местами, игра
продолжается.

Обсуждение ситуации «Просто это знак такой»

Учитель зачитывает стихотворение Я. Пишумова и предлагает
нескольким ученикам проинсценировать фраг­
менты этого
стихотворения:

Просто это знак
такой.

Нарисован человек.

Землю роет человек.

Почему проезда нет?

Может быть, здесь
ищут клад?

И старинные монеты

В сундуке большом
лежат?

Их сюда, наверно,
встарь

Спрятал очень важный
царь.

Мне сказали:

Что
ты, что ты!

Здесь
дорожные работы.

Ученик показывает нарисованный на плотной
бумаге
дорожный знак «Дорожные работы».

— Отчего бы это вдруг
Стрелки
дружно встали в круг?
И
машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое, в самом деле,

Словно мы на карусели!

Мы
на площади с тобой,

Здесь
дороги нет прямой.

Ученик показывает
знак «Движение по кругу».

Замечательный Знак —

Восклицательный Знак!

— Значит, можно здесь
Кричать,
петь, шуметь, озорничать?
Если
бегом — босиком!

Если ехать — с
ветерком!

Отвечают люди
строго:

— Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.

Читая стихи,
ученик показывает дорожный знак
«Прочие опасности».

Погляди,

Что за штанга
впереди?

Постоим над речкой
быстрой.

Вдруг на мост придут штангисты?

Станут штангу
подымать.

Станут штангу
выжимать…  
— Нет, —

Смеясь, мне друг
ответил, —

Тут спортсменов мы
не встретим.

Просто это знак такой

Для машины грузовой.

В
этом месте слабый грунт, —
Говорит он строго, —
Повезешь тяжелый груз —
Повредишь дорогу.

На колеса груз надавит —

На дороге след оставит.

Будут ямы на пути —

Не проехать, не пройти!

Ученик показывает
знак «Ограничение нагрузки на
ось».

Вот так знак!

Глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье?

Может быть, зимою вьюжной

Здесь шоферам греться нужно?

Почему же в летний
зной

Знак не сняли с
мостовой?

Оказалось, этот знак

Говорит шоферу так:

Здесь шлагбаум —
переезд.

Подожди — пройдет
экспресс.

(Я. Пишумов)

Ученик
показывает дорожный знак «Железнодорож­
ный переезд со
шлагбаумом».

и г р а

(Ребята хором
отвечают на вопросы «да» или «нет».)

Быстрая в
городе езда? — Да!

Правила
знаешь движения? — Да!

Вот в светофоре
горит красный свет

Можно идти
через улицу? — Нет!

Ну а зеленый
горит, вот тогда

Можно идти
через улицу?  — Да!

    Сел в
трамвай, но не взял билет.

Так
поступать полагается? — Нет!

Старушка,
преклонные очень года,

Ты место в
трамвае уступишь ей? — Да!

Лентяю ты
подсказал ответ,

Что ж, ты
помог ему этим? — Нет!

Учитель.       

Молодцы,
ребята, запомним,

Что
«нет» и что «да»,

И
делать, как нужно,

Старайтесь
всегда.

з а г а д к и

А
ребятам для разрядки

Загадаем-ка
загадки.

Странная
зебра: не ест и не пьет,

Но без питья и еды не
умрет. (Пешеходный переход.)

Эй, не стойте на
дороге!

Мчит машина по
тревоге.

А
зачем ей так спешить? Как зачем?

Пожар
тушить! (Пожарная машина.)

По асфальту едет дом,

И народу много в нем,

А под крышей дома — вожжи,

Ехать он без них не
может. (Троллейбус.)

Что
за чудо — синий дом!

Ребятишек
много в нем!

Ноги, обувь — из
резины

И
питается бензином. (Автобус.)

http://www.pddinfo.com/img/znak3-9.gif 

Сам не едет, не
идет.

Не поддержишь —
упадет,

А педали пустишь в
ход —

Он помчит тебя
вперед. (Велосипед.)

в и к т о р и н а

1. Какие сигналы светофора вы знаете?

2. Где должны ходить пешеходы?

3.Где должны ездить автомашины?

4. Как обозначается пешеходный переход?

5. Можно ли играть на улице. Почему?

6. Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

7. Как нужно переходить улицу, если нет светофора?

8. Для чего служат дорожные знаки?

9. Где можно кататься на велосипедах?

10. Почему нельзя играть на мостовой?

11.  В
каких местах можно переходить улицу?

12. Когда надо начинать переход улицы?

Частушки о ПДД

Как шофер ни
тормозит,

А машина все
скользит,

На колесах, как на
лыжах –

Ближе, ближе, ближе,
ближе!

Для спасенья есть
возможность:

 Лучший тормоз — осторожность.

Жизнь свою побереги.

Перед машиной не
беги!

Мы подруженьки-подружки,

Есть глаза у нас и
ушки,

По дороге мы идем,

Все читаем и поем.

Дорогие вы подружки,

Наш последний вам
совет:

Ведь дорога не
читальня

И не место для
бесед.

Мы хорошие
спортсмены,

Любим мы играть в
футбол,

Мостовую превратили

В наше поле-стадион.

Мне, бесспорно,
вывод ясен,

Что для жизни пас
опасен,

Не дороги, а дворы –

Место для такой игры.

Подведение
итогов классного часа

Как итог классного
часа учитель предлагает обучающимся
 записать или устно запомнить

Правила поведения на улице

Знай основные правила движения общественного и личного
транспорта.

Не забывай, как надо переходить дорогу перед трам­ваем
и троллейбусом.
 

Дорогу переходи только по пешеходному переходу.

 
Помни цвета светофора: красный — стой,
зеленый —
иди.

 
Переходя дорогу, не разговаривай с друзьями,
а по­
смотри
сначала налево, потом направо.

 
Не играй в мяч или в подвижные игры в местах,
где
неожиданно
может появиться транспорт.

 
В гололед или туман будь особенно внимателен
на
улице!

 
Переходи дорогу сам правильно и учи этому
млад­
ших, а старшим, если это необходимо, помоги перей­ти улицу.

В завершение
классного часа учитель зачитывает сти­
хотворение:

Если бы…

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

— На светофоре красный свет,

Для перехода нет
пути.

Сейчас никак нельзя идти!

— Мне наплевать на
красный свет!—
Промолвил гражданин в
ответ.

Он через улицу идет,

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на
ходу:

Где захочу, там
перейду!

Шофер, гляди во все
глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил
шофер:

 — Мне
наплевать на светофор!

Картинка 55 из 83991 — И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с
поста?

Трамвай бы ехал, как
хотел?

 Ходил бы каждый как
умел?..

Тогда б, на улице,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы,
крики, то и знай:

Машина едет на
трамвай,

Трамвай
наехал на машину,

Машина врезалась в
витрину —

Все понеслось и
вкривь, и вкось…

Прохожим скрыться в
дом пришлось.

Ты у окна сидишь
тоскуя,

Из дома выйти не
рискуя.

И в школу лезешь по
карнизу,

Чтоб только не
спускаться книзу.

А в магазин идешь по
крыше —

Здесь
безопаснее и тише…
Но нет,

Стоит на мостовой

Регулировщик —
постовой,

Висит трехглазый
светофор.

И знает правила
шофер.

(О. Бодарев)

Игра- путешествие по правилам поведения на улице « Знай, умей, действуй»

Цель: Научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать при их возникновении.

Задачи:

— развивать творческую активность;

— воспитывать ответственность за личную безопасность.

Ход игры.

Построение команд.

Объяснение правил игры.

— Сегодня мы проводим игру «Знай, умей, действуй», в ходе которой, вы покажите свои знания по безопасному поведению на улице, как вы умеете предвидеть опасные ситуации и как правильно действовать в случаях их возникновения. По ходу игры вы будете перемещаться от пункта к пункту назначения согласно маршрутному листу. На каждом этапе вы будете выполнять конкретные задания, которые вам будут подробно объяснять дежурные пункта назначения.

Внимание! Переходить от пункта к пункту только по звонку. После выполнения всех заданий , пока жюри подводит итоги всем пройти в игровую комнату для просмотра фильма.

Представление жюри.

Вручение маршрутных листов.

Название пункта

Дежурный

Оценка

Подпись

1

Правила дорожного движения

2

Пожарная служба

3

Экстремальные ситуации

4

Медицинская помощь

5

Зелёный огонёк

Задания для каждого пункта.

Пункт «Правила дорожного движения»

« Назови знак»

Дети по очереди подходят к столу , берут рисунок с изображением дорожного знака и называют его.

Картинки для детей — Дорожные знаки

«Пешеходный переход» — это информационно-указательный знак.

Он указывает на место наземного перехода проезжей части улицы. Устанавливается такой знак возле специальной разметки для пешеходов — «зебры».

Обратите внимание ребенка, что есть еще один такой же знак, но треугольный. Он предупреждающий (треугольный) знак, который также называется «Пешеходный переход». Он не обозначает место перехода для пешеходов, а предупреждает водителя о приближении к переходу.

«Подземный пешеходный переход» — это информационно-указательный знак . Этот знак указывает на место подземного перехода проезжей части улицы. Устанавливается возле входа в переход. 

Если у вас по дороге в садик или в школу есть подземный переход, то обязательно покажите его ребенку.

«Место остановки трамвая» — это также информационно-указательный знак. Он информирует и указывает нам на то, что в этом месте останавливается общественный транспорт. 
Устанавливается этот знак вплотную к посадочной площадке — месту ожидания транспорта для пассажиров.

«Место остановки автобуса» — это также информационно-указательный знак. Он информирует и указывает нам на то, что в этом месте останавливается автобус. 
Устанавливается этот знак вплотную к посадочной площадке — месту ожидания транспорта для пассажиров.

«Велосипедная дорожка» —  это предписывающий знак. Разрешает движение только на велосипедах и мопедах. Другим видам транспорта заезжать на нее не разрешается. По велосипедной дорожке могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки.

 «Пешеходная дорожка» — gредписывающий знак. Иногда на улицах устраивают такую специальную дорожку, предназначенную только для пешеходов.

На этой дорожке надо соблюдать общие правила поведения для пешеходов: придерживаться правой стороны; не мешать другим пешеходам.

 «Въезд запрещен» — это запрещающий знак. Все запрещающие знаки красные.

Этот знак запрещает въезд любых транспортных средств, в том числе и велосипедов, на участок дороги, перед которым он установлен.

Действие его не распространяется лишь на общественный транспорт, маршруты которого проходят по данному участку. Велосипедист, увидев этот знак, должен сойти с велосипеда и вести его по тротуару, соблюдая правила движения пешеходов.

 «Движение на велосипедах запрещено» — еще один запрещающий знак. 
Этот знак запрещает движение на велосипедах и мопедах. Устанавливается он в местах, где двигаться на велосипеде может быть опасно.

Обычно этот знак помещают на улицах с большим движением транспорта.

Следует помнить, что на автомагистралях езда на велосипеде запрещена, даже если не стоит запрещающий знак.  

 «Дети» — предупреждающий знак.

Этот знак предупреждает водителя о возможном появлении детей на дороге. Устанавливается он вблизи детского учреждения, например, школы, оздоровительного лагеря, игровой площадки.

Но родители должны предупредить ребенка, что этот знак не означает место для перехода дороги детьми! Поэтому ребенок-пешеход должен переходить улицу в том месте, где пешеходный переход разрешен и есть соответствующий знак.

«Движение пешеходов запрещено» — запрещающий знак.

Этот знак запрещает передвижение пешеходов. Устанавливается он в местах, где двигаться пешком может быть опасно.

Этот знак часто используют для временного ограничения движения пешеходов, например, на время проведения дорожных работ или ремонта фасадов домов.

Следует помнить, что на автомагистралях и проезжей части дорог движение пешеходов запрещено всегда, даже если не установлен запрещающий знак.

Ребус 1

(Регулировщик)

Ребус 3 

(Светофор)

Ребус 4

(Перекресток)

Ребус 5

Ребус6

(Велосипед)

Задания для пункта «Пожарная служба»

Загадки

Всех на свете я сильнее,
Всех на свете я смелее,
Никого я не боюсь,
Никому не покорюсь.

(огонь)

Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает? 
Без чего никак нельзя?

(противогаз)

Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.

(лестница на пожарной машине)

Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.

(пожарная машина)

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…

пожарный

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…

водой

Смел огонь, они смелее, 
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!

(пожарные)

Он друг ребят, но когда с ним шалят,
он становится врагом и сжигает всё кругом.

(огонь)

Висит — молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит

(огнетушитель)

С языком, а не лает, без зубов, а кусает

(огонь)

Летала мошка -сосновая ножка,
на стог села — всё сено съела

(спичка)
 

— Что такое пожар? ( Пожар – это процесс горения, который возникает непроизвольно или по злому умыслу)

— Причины возникновения пожара на улице ( Поджигают мусор, сухую траву, бросают незатушенные сигареты, балуются со спичками…)

— Чем можно потушить огонь на улице? ( Землёй, плотной тяжёлой тканью)

— Как потушить горящую на человеке одежду?

Задание: Сложить картинку из кубиков «Пожарник»

— Как правильно позвонить в Пожарную службу?

3. Задания для пункта « Экстремальная ситуация»

— Что такое экстремальная ситуация? ( Крайняя, необычная по трудности и сложности)

— Какие экстремальные ситуации могут поджидать человека на улице? ( Места, которые представляют опасность: тёмные и безлюдные части улицы, заброшенные дома, стройки, лесополосы, открытые подвалы, чердаки, подъезды домов.)

— Почему люди попадают в экстремальные ситуации? (Недооценивают возможную ситуацию, идут на неоправданный риск, не думают о последствиях своего поведения и не знают, как избежать опасность)

— Давайте составим памятку « Как уберечь себя от нападения на улице»:

1. Старайся не ходить по безлюдным, малоосвещенным и незнакомым улицам, особенно в вечернее время.

2. Если тебе кажутся подозрительными человек или группа людей на улице, а прохожих поблизости нет, лучше избежать встречи с ними и повернуть назад.

3. Не бери с собой на улицу дорогие вещи, деньги – они могут стать приманкой для преступника.

4. Изучи микрорайон , в котором тебе приходится часто бывать. Отметь для себя место, где можно найти телефон, чтобы обратиться за помощью в случае опасности.

5. Не провоцируй нападение какими-либо действиями со своей стороны.

Если же на вас напали, как нужно себя вести?

Если тебя преследуют, старайся быстро бежать в сторону, где могут быть люди.

Если это невозможно сделать – громко кричи и зови на помощь.

Если преступники требуют отдать какую-нибудь вещь, не сопротивляйся: лучше лишиться её, чем здоровья или жизни.

Запомни приметы преступника, чтобы потом можно было описать его портрет.

– Назовите номер телефона, по которому надо звонить в таких ситуациях

— Как правильно позвонить? ( Назвать адрес или место, причину звонка, свою фамилию и имя)

4. Задания для пункта «Зелёный огонёк»

— На нашем пункте вы, ребята, проявите свои творческие способности. Будете сочинять буриме по теме дорожной и пожарной безопасности.

— — — — — — — — — — осторожно,                                                            — — — — — — — — — -не зевай

— — — — — — — — — — следы.                                                                   — — — — — — — — — -вызывай.

— — — — — — — — — — где можно                                                            — — — — — — — — — -грахданин

— — — — — — — — — -переходи.                                                                  — — — — — — — — — -01.

— — — — — — — — — -появмлся,                                                                 — — — — — — — — — — в лес,

— — — — — — — — — -оживился                                                                   — — — — — — — — — -исчез.

— — — — — — — — — -переход                                                                    — — — — — — — — — -костра

— — — — — — — — — вперёд.                                                                       — — — — — — — — — дотла.

— — — — — — — — — -без спора

— — — — — — — — — — светофора

— — — — — — — — — -правила движенья

— — — — — — — — — -без возраженья.

5. Задания для пункта « Медицинская помощь»

Иногда возникают ситуации, когда ты должен оказать сам себе или другому человеку элементарную медицинскую помощь. Первая медицинская помощь – это всего лишь временная мера при несчастном случае. Она предпринимается для того, чтобы спасти жизнь пострадавшего человека, облегчить его страдания до оказания квалифицированной медицинской помощи.

Блиц- опрос.

— Спиртовой раствор зелени бриллиантовой для смазывания ран (зелёнка)

— Кусок ткани в виде длинной ленты для лечебной повязки (бинт)

-Спиртовой раствор тёмно- коричневого цвета, используемый для смазывания ран (йод)

— Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам (пластырь)

— Лепёшка прессованного лекарственного порошка (таблетка)

— Набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)

-Давайте посмотрим, что находится в нашей аптечке.( Для чего применяется то или иное средство)

2. А сейчас переходим к практической части. Самые распространённые травмы – это переломы рук и ног. Попробуйте оказать первую помощь, используя подручные средства, если

а) сломана рука

б) сломана нога

— Как правильно позвонить в скорую помощь и сказать о случившемся?

6. Просмотр фильма «Улица полна неожиданностей»

Подведение итогов игры.

7. Награждение команд.

— Мы заканчиваем нашу игру и желаем вам, ребята, знать правила безопасности, уметь ими пользоваться и действовать в жизни также быстро, обдуманно и дружно, как вы это делали сегодня.

Воспитательное мероприятие

Тема: «Правила безопасности на улице и дома»

Цели:

1. Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни.

2. Обсудить с ними опасные и безопасные ситуации.

3. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.

Оборудование: пословицы; формула безопасности (для каждого ученика и на доске); карточки с описанием ситуаций в конвертах; макет светофора для проведения физкультминутки.

Ход мероприятия

Актуализация знаний

Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)

— Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. (Дети отвечают и приводят примеры.)

— Правильно, в первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют нашу жизнь и здоровье.

Есть правила на свете, 
Должны их знать все дети.
Сейчас отправимся мы в путь,
В страну, где правила живут.

Очень часто взрослые решают за детей, выполнять или не выполнять правила. Тем самым они берут на себя ответственность за вашу безопасность. Если решение принимаете вы, то сами несете ответственность за его последствия. Давайте послушаем несколько четверостиший.

(Дети читают заранее подготовленные стихотворения.)

1. Шел по берегу петух,

Поскользнулся — в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Почему петух оказался в такой ситуации?

2. Егорушка-Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит, голосит:

— Снимите с забора

Бедного Егора.

Почему Егор оказался в такой ситуации?

3. Мы в поход вчера ходили,

Там из лужи напились.

В животе у нашей Лили

Три лягушки завелись.

Почему Лиля оказалась в такой ситуации?

( Лиля не знает, что из лужи пить нельзя).

4. Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат,

Сам ты в этом виноват.

Почему Петя оказалась в такой ситуации? (Петя дерется).

А можно ли было избежать этих ситуаций? Как? (Дети отвечают.)

Вот и получается: сначала надо подумать, а потом действовать, многих неприятностей можно избежать.

Беседа по теме

Сегодня я вас хочу познакомить с формулой безопасности. Вот она:

1. Остановись!

2. Подумай! (Найди положительные и отрицательные стороны.)

3. Выбери.

4. Похвали себя.

(Каждому ученику раздают карточки с формулой.)

Давайте разберем одну ситуацию, пользуясь данной формулой.

(Разыгрывается ситуация: друзья вам предложили без взрослых пойти на речку. Происходит обсуждение по формуле.)

Работа в группах

(Детям предлагается обсудить следующие ситуации (по рядам):

1. К тебе подошел незнакомец и предложил прокатиться на машине.

2. Друзья зовут поиграть на пустыре, а мама строго запрещала тебе это делать.

3.Ты очень спешишь. А тебе нужно перейти дорогу. Но поблизости нет пешеходного перехода.)

Физкультминутка

Игра «Светофор»: если показывает красную карточку — дети стоят на месте, если желтую — хлопают в ладоши, если зеленую — шагают на месте.

Закрепление

Формула безопасности будет работать, если правильно ею пользоваться. Кроме формулы, есть еще один верный способ — слушаться взрослых и действовать по формуле безопасности.

— Объясните смысл пословиц:

«Опасение — половина спасения»,

«Берегись бед, пока их нет».

А теперь подумайте и скажите, какие правила безопасности нарушили эти сказочные герои:

1. “Колобок” (доверие к незнакомцам).

2. “Волк и семеро козлят” (не открытый дверь чужим).

З. “Снежная королева” (нельзя цеплять сани за впереди идущий транспорт).

4. “Гуси-лебеди” (слушай старших).

Подведение промежуточных итогов

Продолжим занятие чтением азбуки безопасности. (У каждого ученика на столе лежат листочки с текстом азбуки. Дети по цепочке читают.)

Азбука безопасности

А — автомобиль — это опасно.

Б — будь начеку.

В — всегда помни свой адрес и номер телефона.

Г — громко кричи, если нужна помощь.

Д — делись всеми страхами и подозрениями с родителями.

Ж — жалуйся родителям, если кто-то делает тебе больно.

3 — звони домой, если собираешься задержаться.

И — играй только в безопасных местах.

К — красть нехорошо!

Л — лазают по деревьям и заборам только дураки.

М — мама должна знать все!

Н — никуда не иди с незнакомыми людьми.

О — открывай дверь только хорошо знакомым людям.

П — пустыри и стройки — не место для игры.

Р — расспрашивай обо всем, что кажется тебе странным.

С — соблюдай законы.

Т — темнота — друг преступников, а не молодежи.

У — укус животного опасен.

Ф — формула безопасности — твой надежный друг.

X — хлопушки, петарды опасны.

Ц — цепочка на двери — твой друг.

Ч — часто водоемы коварны.

Ш — шоссе: будь внимателен.

Э — электроприборы не оставляй без присмотра.

Ю — юный друг, помни правила!

Я — я верю в тебя.

А вот ещё несколько правил вашей личной безопасности.

Правила личной безопасности на улице

1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.

2. Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.

3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.

5. Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых зданиях.

6. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.

7. Не слушайте на улице аудиоплеер.

8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

9. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.

Правила личной безопасности дома

1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно кладите на место. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

2. Ни в коем случае самостоятельно не используйте лекарства. Вы можете отравиться.

3. Не открывайте упаковки с бытовой химией. И тем более не пробуйте! Это опасно для жизни!

4. Если вы почувствовали запах газа, соблюдайте следующие правила:

• сообщите взрослым;

• откройте окна, форточки, двери и проветрите квартиру;

• закройте краны на плите;

• не включайте и не выключайте (если включен) свет и не зажигайте спички;

• позвоните по телефону 04.

5. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.

6. Никогда не открывайте дверь незнакомым людям, если находитесь дома одни.

Итог. Ребята, соблюдение этих правил сохранит ваше здоровье, а может быть и жизнь.

Сценарий классного часа

«Игра-путешествие по городу Безопасности».

Сценарий подготовлен

учителем начальных классов

МОУ СОШ № 5 г.Пугачёва Саратовской области

Скакалиной Марией Алексеевной.

Цели:

1Формировать представления об основных источниках опасности, умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, осуществлять безопасное поведение на улицах и дорогах, в природе, дома; действовать в случае возникновения угрозы здоровью и жизни.

2. Развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации; совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

3. Воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: своё и окружающих, воспитывать культуру поведения.

Содержание занятия:

 — Здравствуйте, ребята!

-Жизнь, как бы сложна ни была, замечательна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их.

-Какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас? (Ответы детей).

-Очень часто люди страдают из-за своей собственной неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищённости и принять необходимые меры. Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы участники знали главные правила безопасного поведения:

  • предвидеть опасность;

  • по возможности избегать её;

  • при необходимости действовать.

-Предлагаю вам совершить путешествие в город Безопасности. Но улицы там непростые: улица Дорожная, площадь Спасателей, улица Пожарных, улица Санитаров.

Отправляемся в путешествие!? Для этого нужно закрыть глаза, повернуться вокруг себя и произнести слова: повернулись, покружились, в нужном месте очутились. И вот мы оказались в городе «Безопасность».

Улица Пожарных

— Ребята, мы с вами улице «Пожарных», а сейчас я загадаю вам загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два. 
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.

Дети: — Это огонь.

Посмотрите, кто нам встретился на этой улице?

Лисички (хором) Мы две хитрые сестрички,

Мы две хитрые лисички,

Мы из дома взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара. (Ответы детей)

— А знаете ли вы, ребята, чем можно потушить пожар? Как вести себя при пожаре?

 — Какие правила по пожарной безопасности мы должны знать?

1. Нельзя играть со спичками.

2. Не оставлять включёнными электроприборы без присмотра.

3. Не оставлять не затушенных костров.

4. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.

5. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи.

— А теперь поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!».

Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

-Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

Бережёт родную школу от коварного огня?

(Это я, это я, это все мои друзья).

-Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

-Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья).

-Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

На привале кто в лесу жёг засохшую сосну?

А потом так поспешил, что костёр не затушил.  

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

Видя, кто, сушняк в огне, знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?       

(Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто пожарным помогает, правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья!)

При первых признаках пожара, нужно позвонить по какому номеру телефона?

-Как правильно это сделать?

  • назвать адрес, где горит;

  • свой номер телефона;

  • свою фамилию;

  • на каком этаже горит;

  • как лучше подъехать к дому;

  • сколько подъездов в доме.

Все мы силы приложили,
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.

Повернулись, покружились, в нужном месте очутились.

Улица Дорожная.

Движенья полон город,

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Чтоб было безопасно,

Вам нужно, без сомненья,

Знать и выполнять

Правила…(дорожного движенья).

Давайте вместе вспомним правила дорожного движения.

— Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают?

— Как на проезжей части обозначен пешеходный переход?

— В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

— Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

— Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

— Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

— Где нужно стоять в ожидании автобуса?

-Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на вопросы. А зачем нам нужно знать правила дорожного движения? (Ответы учащихся).

Проводится игра «Светофор». Выходит мальчик в костюме Светофора и проводит игру. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети хлопают в ладоши. При красном свете в классе должна быть тишина. Выигрывают ребята, которые более внимательны. 

-Ребята, посмотрите, кто нам повстречался на Дорожной улице?

(Дети разыгрывают сценку)

Выходит ученица в костюме Мухи-Цокатухи:

-Я -Муха-Цокотуха

Позолоченное брюхо

Сегодня по шоссе я шла

Там я денежку нашла.

Чтоб не тратить время даром

Побежала в «Спорттовары»,

И купила там предмет

Что зовут велосипед.

Приходите, тараканы,

Всех, всех, всех вас прокачу!

Выбегают мальчики в костюмах Тараканов:

-Тараканы все сбежались

И на «велике» катались!

Следом выходят девочки в костюмах букашек:

-А букашки по три раза

По шоссе, за раз втроём.

Нынче Мухе — Цокотухе всё дозволено!

Мальчик в костюме Светофора:

-Нет, не дозволено!

Автомобиль педальный

Не для прогулки дальней.

Внутри двора его пути,

А на дорогу не кати!

Муха-Цокотуха:

-А если я куплю мопед?

Светофор:

-До шестнадцати лет, не садись на мопед!

Если мала, не грусти – потерпи, подрасти!

Девочка в костюме Пчелы:

-Здравствуй, Муха, я- бабушка Пчела,

Правила движения тебе я принесла

С ними муха подружись

Уж потом за руль садись!

Светофор:

-Эту сценку неспроста

Мы вам показали

Если правила не знать,

Если их не выполнять,

То беды не миновать!

Повернулись, покружились, в нужном месте очутились.

Улица Санитаров

-Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?        (Доктор)

-Добро пожаловать на улицу Санитаров. Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребёнок упал с дерева, ударился головой, кто-то пролил на себя горячий чай, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся. И если именно вы оказались рядом, то вам предстоит принять правильное решение.

Учащиеся рассматривают содержимое аптечки, учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, небольших ранах (порезах, ссадинах, царапинах), при ожоге.

— После оказания первой помощи необходимо обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. По какому телефону? (по телефону «03»)

Повернулись, покружились, в нужном месте очутились.

Площадь Спасателей

-Добро пожаловать на улицу Спасателей. Давайте рассмотрим конкретные ситуации и подумаем, как лучше вести себя в той или иной ситуации, чтобы не стать жертвой преступления, а также будем совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

  1. Если на улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

  2. Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съёмки детской передачи?

  3.  Что вы станете делать, если кто-то попытается открыть дверь вашей квартиры?

  4.  Что вы ответите, если незнакомый спросит по телефону, одни вы дома или нет?

  5.  Вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Ваши действия.

  6. На улице вы находите пакет, оставленный кем-то. Ваши действия.

  7. Если вы почувствовали запах газа?

 Разбор ситуаций из сказок:

            — Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

            — Почему волку удалось съесть семерых козлят?

            — Почему лисе удалось съесть Колобка?

            — Что вы посоветуете братцу Иванушке, превратившемуся в козлёночка?

Повторим телефоны: 112, 01, 02, 03, 04.

 Подведение итогов.

То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/60747-scenarij-klassnogo-chasa-igra-puteshestvie-po

Тема: Культура поведения в общественных местах

Цель: изучение и освоение норм и правил культуры поведения в
общественных местах обучающимися 9-11 лет.

Задачи:

  • изучить
    правила поведения в общественных местах через разные виды игрового
    взаимодействия;
  • развивать
    практическое освоение навыков поведения в общественных местах;
  • формировать
    навыки межличностного и творческого взаимодействия.

Общепедагогические методы и приемы: наглядный,
игровой, репродуктивный, активный, деятельностный.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор,
экран, карточки с заданиями, листы бумаги, карандаши, маркеры.

План проведения

  • Просмотр видео
    «Уроки хороших манер. Правила поведения на улице»
  • Беседа-диалог
    «Культура поведения в общественных местах»
  • Ситуационные
    игры «В театре», «В кафе», «На улице»
  • Ролевая игра
    «В автобусе»
  • Творческая
    игра «Планета культурных людей»
  • Работа по
    карточкам

Ход проведения

Просмотр видео «Уроки хороших манер. Правила поведения на улице»
студии «Бибигон» (https://www.youtube.com).

Обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

— Какое из правил можно назвать основными при появлении в
общественных местах? 
(взаимоуважение, благожелательность,
здравый смысл при общении с людьми);

— Что следует делать, чтобы не было мусора на улицах? (не
мусорить, пользоваться урнами);

— Почему к поведению на улицах предъявляются самые высокие
требования? 
(потому что улица – общественное место);

— Что следует делать перед выходом на улицу? (позаботиться
о своем внешнем виде: привести в порядок одежду и обувь, причесаться и т.д.)

Беседа-диалог
«Культура поведения в общественных местах»

Вопросы для обсуждения:

— Какие места можно назвать общественными? (места
общего пользования людей: улицу, театр, музей, библиотеку, кафе, транспорт и
т.д.);

— Что вы понимаете под культурой поведения в общественных
местах? 
(соблюдение определенных правил поведения в местах общего
пользования);

— Какие из правил поведения можно назвать общими для всех
общественных мест? (
соблюдать общественный порядок, быть вежливыми, бережно
относиться к чужому имуществу и т.д.);

— Какие из правил поведения нужно важно знать и применять на
улице? 
(соблюдение правил уличного движения и пользования разными
видами транспорта, общественного порядка: разговаривать без крика, не шуметь,
не мешать другим людям);

 Как правильно вести себя в театре, в кино? (тихо
разговаривать в этих заведениях, не вставать во время представления или фильма,
не пользоваться телефоном и т.д.).

Ситуационные
игры «В театре», «В музее», «На улице»

Обучающимся предлагается разделиться на 3 группы и выполнить
задания:

— для первой группы: обыграть ситуацию прохода зрителя в зал при
опоздании 
(извиниться на входе и предъявить билет контролеру, раздеться в
гардеробе, тихо пройти на свободное место);

— для второй группы: обыграть ситуацию просмотра экспозиции с
друзьями в музее 
(внимательно слушать экскурсовода, не трогать экспонаты руками,
молчаливое рассматривание картин, тихий обмен мнением);

— для третьей группы: обыграть ситуацию прохождения с друзьями
узкого тротуара 
(посторониться и пропустить прохожего).

Ролевая
игра «В автобусе»

Обучающимся предлагается распределиться по ролям: водителя,
кондуктора, пассажиров.

Каждый из участников определяет правила поведения:

  • водитель –
    управляет автобусом;
  • кондуктор –
    продает билеты, следит за порядком в автобусе, объявляет остановки;
  • пассажиры —
    уступают место пожилым людям, инвалидам, матерям с детьми;
  • держатся за
    поручни, культурно ведут себя в автобусе.

Творческая
игра «Планета культурных людей»

Обучающимся предлагается разделиться на группы, каждой группе –
придумать название и определить месторасположение планеты, дать название
обитателям и культурным общественным местам, придумать правила поведения,
отобразить творческий замысел через сказку, или рисунок.

Работа по карточкам

Обучающимся предлагается ответить на вопросы тестов, обведя или
подчеркнув правильный вариант ответа.

1. Почему к поведению человека на улице
предъявляются самые высокие требования?

А. потому что на улице за порядком следят полицейские

Б. потому что улица- это общественное место

В. потому что на плохое поведение могут обратить внимание другие

2. Как следует позаботиться о своем внешнем виде, перед тем
как выйти на улицу?

А. надеть тапки и домашний халат

Б. привести в порядок одежду и обувь, причесаться

В. выйти на улицу в театральном костюме

3. Три подруги, спокойно разговаривая, шли
по узкому тротуару и получили замечание от незнакомого прохожего. Чем был
недоволен прохожий?

А. содержанием разговора подруг

Б. тем, что подруги заняли весь тротуар

В. тем, что не поздоровались с ним

4. Кого нужно пропускать при входе в магазин
и выходе из него?

А. того, кто входит,

Б. того, кто выходит

В. это не имеет значения

5. Кому принято уступать место в
общественном транспорте

А. студенту, школьнику, мужчине

Б. женщине, пожилым людям, инвалидам

В. мужчине с чемоданом, подростку с велосипедом, девушке с
пакетом

6. Как лучше попросить молодого человека
уступить место женщине?

А. громко пристыдить молодого человека

Б. предложить самой женщине обратиться с просьбой к молодому
человеку

В. вежливо и тихо попросить уступить место

7. Какое из правил самое главное при
посещении театра?

А. не спать в кресле во время спектакля

Б. не наблюдать в бинокль за публикой во время спектакля

В. проявлять внимание к актерам и уважение к публике

8. Какое из правил самое главное при
посещении музея?

А. громко комментировать рассказанное экскурсоводом

Б. бесшумно передвигаться от экспозиции к экспозиции

В. трогать руками экспонаты

9. Кто в библиотеке сможет ответить на все
твои вопросы и помочь в выборе книга

А. библиотекарь

Б. подруга

В. родители

Используемые литература и интернет-ресурсы

1.  Н.С.Суслов.
Этикет. Учусь правилам поведения. Ростов-на Дону. 2012.

2.  http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/03/15/beseda-kultura-povedeniya-v-obshchestvennykh-mestakh

Цель: прививать учащимся правила поведения в общественных местах.

Задачи:

  • знакомство с правилами поведения в общественных местах;
  • развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим.

Воспитатель: Ребята, на нашем занятии мы поговорим о том, как надо вести себя в общественных местах и будем учиться применять правила поведения в различных жизненных ситуациях.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, для чего нужны правила в обществе?

Учащиеся отвечают: Чтобы был порядок, чтобы все были в равных условиях.

Воспитатель: Правильно, если все будут соблюдать правила, то жить будет намного проще и комфортнее. Давайте поговорим о правилах поведения на улице.

(воспитатель перечисляет вместе с учащимися)

  • соблюдать чистоту на улице
  • переходить улицу на зеленый сигнал светофора
  • не перебегать улицу в неположенном месте
  • нельзя играть возле проезжей части дороги
  • обгонять идущих впереди следует слева
  • если тротуар узкий, надо попросить разрешения и пройти
  • при встрече дорогу уступает младший — старшему, мужчина — женщине, при равных условиях — более вежливый
  • не трогать бездомных животных

Воспитатель: Ребята, а для чего необходимо соблюдать правила поведения на улице?

Учащиеся отвечают: чтобы быть в безопасности, чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь других людей опасности.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам рассмотреть ситуации, которые могут происходить в жизни. Слушайте вопросы, а потом отвечайте на них.

1. Незнакомец приглашает тебя сесть в машину, обещая показать новую игру в телефоне или угостить конфетами.

Примерный ответ учащихся: Никогда не садись в машину к чужому человеку и никуда с ним не ходи.

2. Чужая женщина на улице говорит тебе, что твоя мама прислала её за тобой.

Примерный ответ учащихся: никогда не разговаривай с незнакомцами, если же они настойчивы — громко зови на помощь, надо позвонить маме и спросить — присылала ли она кого-то забрать меня.

3. Неизвестный человек взял тебя за руку и хочет увести с собой.

Примерный ответ учащихся: громко зовите на помощь.

4. Если вы, потерялись к кому нужно обратиться?

Примерный ответ учащихся: нужно обратиться к мамам и бабушкам, гуляющим с детьми; в магазине к продавцам, а лучше всего к полицейскому

5. Если у подъезда стоит незнакомый человек?

Примерный ответ учащихся: не входить в подъезд или в дом если рядом стоит незнакомец.

6. Если вы собираетесь зайти в лифт подъезда, а перед вами в лифт заскочил мужчина подозрительной внешности.

Примерный ответ учащихся: подождать, когда приедет следующий лифт.

Воспитатель: А теперь поговорим о правилах поведения в общественном транспорте. Мы часто ездим в метро, в автобусах, троллейбусах. Но чтобы чувствовать себя комфортно и не создавать неудобств другим пассажирам, необходимо соблюдать простые правила поведения.

— Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете?

Ответы учащихся:

  • ожидать общественный транспорт можно только на остановках;
  • прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит из транспорта;
  • не шуметь и не толкаться;
  • уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам.

Воспитатель: Молодцы! А ещё надо:

  • предъявить проездной билет;
  • не отвлекать водителя во время движения транспорта;
  • держаться во время движения транспорта за поручни;
  • вежливо спрашивать и вежливо отвечать на вопросы пассажиров;
  • острые и неудобные для других пассажиров предметы, надо хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы они никому не мешали.

Воспитатель: А сейчас я дам вам карточку с ситуациями, которые могут происходить в автобусах, троллейбусах, метро, а вы выберете те ситуации, которые неприемлемы в общественном транспорте.

  • оставлять передние сиденья пожилым, инвалидам, маленьким детям;
  • заскакивать на ходу в автобус;
  • держаться за поручни или ручки на сидениях;
  • высовываться в окно;
  • толкаться;
  • слушать музыку, играть в игры на телефоне в наушниках;
  • громко разговаривать по телефону, кашлять, не прикрывая рот;
  • стоять на подножках, облокачиваться на двери;
  • сорить, разукрашивать сиденья;
  • вежливо попросить уступить вам место, если вы себя плохо чувствуете;
  • тихо разговаривать со своим другом;
  • при входе в автобус снять рюкзак с плеч и держать его на уровне колен;
  • стряхивать мокрый зонт, попадая брызгами на других пассажиров;
  • зайдя в автобус, двигаться по направлению к середине салона.

(учащиеся отмечают ситуации, которые неприемлемы в общественном транспорте, а потом зачитывают их)

И ещё одна ситуация:

— Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать?

Ответ учащихся: Надо поздороваться кивком головы или жестом, но, ни в коем случае не кричать через весь автобус.

Ответ учащихся: А теперь поговорим о правилах поведения в театре или кинотеатре.

— Ребята, скажите, какие правила необходимо соблюдать в театре, кинотеатре?

Ответ учащихся:

  • не опаздывать;
  • снять верхнюю одежду;
  • не шуметь в зале;
  • отключить мобильный телефон.

Воспитатель: Действительно, правил поведения не так уж много, и они достаточно просты.

Приходя в театр, кинотеатр, в последнюю минуту, мы мешаем большому числу людей, которые вынуждены вставать со своих кресел, чтобы дать нам пройти. Поэтому надо приходить пораньше.

Есть во время представления, киносеанса нельзя — шуршание бумажек и прочие звуки мешают присутствующим, да и вообще это некультурно.

Во время сеанса нельзя делать никаких замечаний — ни в полный голос, ни тихо. Это отвлекает зрителей.

В зале нельзя ходить во время представления, этим вы очень мешаете другим зрителям и актёрам на сцене.

Нельзя вставай со своего места, пока не закончится спектакль, чтобы не мешать другим зрителям.

А теперь я предлагаю вам инсценировать ситуации в театре (раздаю карточки с заданиями)

1. Вы пришли в гардероб, ваши действия.

2. Вам необходимо пройти к своему месту, а зрители уже сидят.

Учащиеся инсценируют свои задания:

1. Вы пришли в гардероб, ваши действия (мальчик помогает снять пальто девочке, сдаёт гардеробщику, берёт номерки).

2. Вам необходимо пройти к своему месту, а зрители уже сидят (извиниться и попросить пропустить, сидящие зрители встают; пробираясь к своему месту, необходимо повернуться к зрителям лицом).

Воспитатель: Ребята, а что такое «Антракт»?

Ответ учащихся: перерыв между действиями спектакля.

Воспитатель: А для чего предназначен антракт?

Ответ учащихся: для отдыха актёров и зрителей.

Воспитатель: Во время антракта мы чаще всего идём в буфет. Как себя нужно вести в буфете?

Ответ учащихся:

  • не толкаться в очереди;
  • не кричать;
  • вести себя культурно.

Воспитатель: Вы правы, ребята. Действительно, не надо бежать в буфет, чтобы оказаться первым в очереди — это выглядит некрасиво. В очереди не надо толкаться, кричать. Когда вы вышли из очереди — надо аккуратно подойти к столику и тихонько пить чай или кофе, при этом своими разговорами не мешать другим посетителям.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, о чем говорили сегодня на занятии? Как нужно вести себя в общественных местах?

Ответ учащихся: культурно, вежливо.

Воспитатель: Помните, где бы вы не находились: на улице, в общественном транспорте, в театре, вы не одни. Люди смотрят на вас и по вашему поведению судят о вас.

Список используемой литературы

  • Курочкина И.Н. Уроки этикета в школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Экон-информ, 2014. — 240 с.
  • Соколова О.А. Мир общения: Этикет для детей. — М.: КАРО, 2993. — 288 с.
  • Усачев А. Этикет для детей различных лет. — М.: Оникс, 2014. — 128 с.

Сайты

  1. http://muliurok.ru
  2. http://maam.ru
  3. http://legkopolezno.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий правила поведения на природе
  • Сценарий правила поведения на каникулах
  • Сценарий правила пешехода
  • Сценарий правила дорожные совсем не сложные
  • Сценарий правила дорожного движения достойны уважения