СЦЕНАРИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ»
- А.Сизова. Русь православная.
- Вступительное слово Фокина С.Р.
Мы живем в очень непростое время. Сделать нашу жизнь более достойной и благополучной можем только мы сами. В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями.
Первый блок:
На фоне колокольного звона
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил мономах.
Гимн России – 867
Святая Русь (Молитвой православной величавой…) – 1587
Многие святые покровительствовали земле русской.. Один из них преподобный Сергий Радонежский. 700-летие которого мы отмечали в 2014 году.
Стихи о Сергие Радонежском. – 1998
Бытие Святых на Руси испокон веков учило, различать не только добро и зло, но и истинно духовное богатство и бедность.
С.Копылова. Бедный или богатый. -1929
Инсценировка. М.Лермонтов. Нищий – 1034
Второй блок.
Среди многих почитаемых православных праздников самыми широко отмечаемыми являются Воскресенье Христово и Рождество
Рождественским сочельником называют день накануне Рождества
Ф.Достоевский. «Божий дар»- 867
Праздник Рождества Христова пришел на Руcь вместе с христианством и стал одним из двух основных христианских праздников
Песня. Рождество — 1929
О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.
В окрестностях в эту ночь не спали несколько пастухов, сидели у костров, сторожа свои стада. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился …Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях».
С.Черный . В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос… — 867
Православные христиане верят, что крещенская вода приносит телесное и духовное здоровье. На Руси издревле считается, что купание на Крещение способствует исцелению от различных недугов. Считается, что в этот день вода приобретает особые духовные, целебные и чудотворные свойства и поэтому всем прикасающимся к ней, и причащающимся и мажущимся дает здравие, очищение и благословение.
Сценка. Крещенские купания. 1929
В самом начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых Ангелов. Слово «Ангел» означает «вестник». Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела Хранителя, который всю земную жизнь человека невидимо охраняет его от бед и удерживает от грехов.
Сценка . Ангел Хранитель. – 1929
Третий блок
Песня. С чего начинается Родина? – 867
С.Есенин. Ой, ты, Русь моя родная – 998
Пахмутова. Русский вальс -1929
Русь православная – 1929
Заключительное слово. Отец Дмитрий.
Уважаемые гости, наш фестиваль подошёл к концу. Мы благодарим участников, их педагогов, родителей за творческую активность, и надеемся, что духовное наследие России, ее национальные традиции, традиции народа всегда будут вызывать неподдельный интерес и уважение российских граждан.
http://www.youtube.com/watch?v=-bJ2p3ApZ8g Клип Русь православная А.Сизова
http://www.youtube.com/watch?v=35zWvdnuARk#t=65 За святую Русь За Святую Русь Помолюсь иеродиакон Феофил
В данном разделе представлены сценарии православных и государственных праздников
Рождество Христово
Пасха Христова
Масленица
Борис и Глеб
Богатство наше — к Господу любовь. Сценарий для детей, посвященный памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Василий Блаженный, московский Чудотворец
ВЕРНАЯ ХРИСТУ. Сценарий детского праздника, посвященного святой великомученице Варваре
Георгий Победоносец
День именинника (авторы Шумилова О.Е., Анфалова Н.В., г. Вологда)
«Любовь и милосердие миру явившие» (январские именинники), занятие из цикла «Четыре руковички» (авторы Шилько Наталия Васильевна, Сапрыкина Наталия Евгеньевна)
День матери
День семьи
День народного единства (разработка занятия, автор Парамонова Н.Ю., г. Вологда)
День Победы
День учителя
Жены-мироносицы
Илья Муромец
Крещение Руси
Начало учебного года
Наши праздники. Сборник сценариев
Потаповская О.М. Четыре четверти (Сценарии общешкольных праздников, ноты детских православных песен)
Осень золотая – праздник Покрова. Литературно – музыкальная гостиная.(мероприятие для студентов)
Рождество Божией Матери
«Серафим Саровский». Авторская разработка занятия для дошкольников (Цимбер И.А., Лаптева Е.В.)
Фольклорный праздник «Чем богаты, тем и рады» (интегрированное занятие по формированию семейных ценностей)
«Чаша сердца» (методическая разработка занятия, автор Парамонова Н.Ю., г. Вологда) О Матери земной и Небесной
Сценарии от журнала «Божий лучик»
Вам так же может быть интересно:
Православные праздники и посты
Назад к разделу «Сценарии. Игры. Загадки. Выставки.»
Сценарий муниципального этапа конкурса «Мой храм»
Кант «Как хорошо в твоем храме Владычица» — хор Покровского монастыря
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы собрались на муниципальный этап историко-культурного конкурса «Мой храм», посвященного памяти священника-просветителя А.П. Архангельского
ВЕДУЩИЙ: Александр Петрович — священник, педагог, просветитель. Он родился в середине XIX века в Краснослободске. Александр Петрович внёс громаднейший вклад в развитии культуры и образования Краснослободского уезда и Мордовского края.
Ведущий : Представление жюри
Ведущий: Слово предоставляется председателю Епархиального отдела религиозного образования и катехизации Краснослободской Епархии игумену Амфилохию.
( На фоне музыки звучат стихотворения)
Чтец: За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колоссами рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия.
Чтец: О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!”.
Ведущий: Велика, красива и богата наша страна. Каждый человек, живущий на земле, с детства впитывает в себя любовь к своему народу и стране, к своей земле и ее истории. А олицетворяют родную землю ее символы
— гимн,
— герб,
— флаг,
— березка.
Ведущий: Сегодня наш разговор пойдет еще об одном символе России, о символе духовности и нравственности нашего народа – о Храмах России.
Песня «С чего начинается Родина?» — хор Покровского монастыря
Пиняскина Таня , ученица ТСШ№1, читает стихотворение
Ведущий: Действительно, невозможно представить себе современный город, поселок, село без храмов. Эти неповторимые, поднимающиеся над землей словно свечи и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения, были всегда главным спутником русского народа.
Ведущий: Храм — дом Божий, дом молитвы, место для исцеления души и тела. Храм- это место Святое, Чистое, Доброе.
Ведущий: Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом на Русь христианства. После крещения Руси и принятия Русью православия, т.е. с 988года.
Ведущий: С тех пор пронеслось много лет, и заблестели над Русью удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.
Чтец: Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется!
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.
Сном благодатным, радостью сбывшейся.
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с небес опустившийся,
Песней беззвучно — Храм белокаменный…..
Песня «Россия»
Ведущий: Храмов много. Все они похожи. И все — разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.
Ведущий: Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности. Мы познакомимся с историями наших местных храмов, которые несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения.
Ведущий: Слово предоставляется Алехиной Альбине, ученице Торбеевской средней общеобразовательной школы №3.Она представит работу о Храме Пресвятой Богородицы села Кажлодка.
Ведущий: Князева Дарья выполнила работу о храме Донской иконы Божией Матери села Лопатино.
Ведущий: Клычкова Мария расскажет о храме Казанской иконы Божьей Матери села Жуково.
Песня «Ангел»
Ведущий: Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, креста, круга, звезды.
Ведущий: Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни.
Ведущий : Теперь узнаем историю Покровского мужского монастыря села Дракино. О нем написали 3 участника конкурса. Слово предоставляется Корнеевой Марии, ученице Дракинской средней школы.
Ведущий: Кажаева Наталья, ученица Торбеевской средней школы №1, продолжит знакомство с Покровским мужским монастырем.
Ведущий: Мичкидяева Екатерина, студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности, углубит наши знания о Покровском мужском монастыре.
Песня «Россия Россией останется»
Ведущий: Главным отличием храма от всех остальных зданий – это купол, на котором находится крест. Купола – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.
Ведущий: Форма куполов может быть различной. Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря. Позже купол стал походить на пламя свечи. А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.
Ведущий : Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Разное количество куполов символизирует:
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских); -тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Ведущий: Горшкова Мария познакомит нас с памятником деревянного зодчества – Церковью Успения Пресвятой Богородицы села Носакино.
Ведущий: Сергушина Анна, ученица Варжеляйской средней школы, расскажет о храме Покрова Пресвятой Богородицы села Мальцева.
Ведущий: Оцепаева Светлана, студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности, расскажет о Свято – Варсонофиевском женском монастыре села Покровские селищи.
Ведущий: В конкурсе «Мой храм» участвовали ученики, родители, священнослужители, педагоги. От руководителей исследовательских работ мы предоставляем слово Викановой Л.В.
(стихотворение читается на фоне колокольного звона.)
Чтец: Сквозь пену белых облаков
Упал луч Солнца золотой
Коснулся рек, полей, лесов,
Сел¸ городов земли родной,
И в предрассветной тишине
Над необъятною страной
Огнем сверкнули на заре
Колокола Руси святой!
Горят златые купола,
И православные кресты
Взметнулись в небо на века
Как символ Веры и Любви,
Как память , что в сердцах людей,
Как мудрость древней старины,
Как боль и слезы матерей,
Сынов не встретивших с войны……
Сквозь сотни лет Добра и Зла,
Запреты, войны, слезы, страх
Звонят опять колокола
на православных куполах!
Ведущий: Как дерево не может жить без корней, так и народ не может существовать без своих истоков. Памятники истории и культуры — это то, что связывает нас с прошлым. Сохраняя, восстанавливая памятники, мы сохраняем и восстанавливаем прерванную связь поколений. Восстанавливаем свое национальное достоинство.
Ведущий: Наша виртуальная экскурсия подошла к концу, но жизнь наших храмов продолжается: по праздникам и будням совершается богослужение. В церковь идут в горе и в радости, здесь находят понимание и участие, утешение и совет.
Ведущий: Приходя в храм, мы учимся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести. И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда мы сбережем храм в своей душе и будем созидать всю свою жизнь.
Песня «Моя Россия»
Ведущий: Закончен наш конкурс, закончились вопросы, но остается до конца непознанным Мир Веры – неиссякаемый источник мудрости и познания.
Ведущий: Мы благодарим вас за вашу работу и надеемся, дорогие ребята, что эта встреча будет жить в наших сердцах, в наших мыслях, в делах достойных православного человека.
Ведущий: И вам уважаемые гости, в память о нашем соприкосновении с храмом мы дарим вам белых голубков, которые в христианской вере всегда считали «Божьими птицами».
Ведущий: Слово для подведения итогов конкурса и награждения предоставляется председателю жюри игумену Амфилохию.
Дни памяти: 21 января, 21 июня (Обретение мощей)
Преподобный Максим Грек (XV–XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505–1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний апостолов и несколько богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.
Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: «Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук». В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…»
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Вот несколько слов из этого яркого сочинения: «Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа…» Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему. Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых.
Тропарь преподобному Максиму Греку
глас 8
Заре́ю Ду́ха облиста́емь,/ вити́йствующих богому́дренно сподо́бился еси́ разуме́ния,/ неве́дением омраче́нная сердца́ челове́ков све́том благоче́стия просвеща́я,/ пресве́тел яви́лся еси́ правосла́вия свети́льник, Макси́ме преподо́бне,/ отону́дуже ре́вности ра́ди Всеви́дящаго,/ оте́чества чужд и стра́нен, Росси́йския страны́ был еси́ пресе́льник,/ страда́ния темни́ц и заточе́ния от самодержа́внаго претерпе́в,/ десни́цею Вы́шняго венча́ешися и чудоде́йствуеши пресла́вная./ И о нас хода́тай бу́ди непрело́жен,// чту́щих любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Перевод: Сиянием Духа озаряем, ты от Божией Премудрости удостоился искусства красноречия, неведением омраченные сердца людей светом благочестия просвещая, явился пресветлым Православия светильником, Максим преподобный. Потому, ревнуя о Всевидящем, ты, лишенный отечества и странник, в Российской стране жил как пришелец. Страдания в темницах и заточение от самодержца претерпев, ты десницею Всевышнего венчаешься и чудодействуешь преславно. Будь и о нас ходатаем неизменным, почитающих с любовью святую память твою.
Кондак преподобному Максиму Греку
глас 8
Богодухнове́нным Писа́нием и богосло́вия пропове́данием/ неве́рствующих суему́дрие обличи́л еси́, всебога́те,/ па́че же в Правосла́вии исправля́я, на стезю́ и́стиннаго позна́ния наста́вил еси́,/ я́коже свире́ль богогла́сная, услажда́я слы́шащих ра́зумы,/ непреста́нно весели́ши, Макси́ме досточу́дне./ Сего́ ра́ди мо́лим тя: моли́ Христа́ Бо́га/ грехо́в оставле́ние низпосла́ти// ве́рою пою́щим всесвято́е твое́ успе́ние, Макси́ме, о́тче наш.
Перевод: Богодухновенным Писанием и проповедью Богословия неверующих суетное мудрование обличил ты, всем богатый; но особенно жизнь православных исправляя, на стезю истинного познания их наставил; как свирель Богогласная, услаждая разум слышащих, ты непрестанно веселишь нас, Максим, достойный удивления. Потому молим тебя: «Моли Христа Бога грехов прощение ниспослать с верою воспевающим всесвятое твое успение, Максим, отче наш!».
Молитва преподобному Максиму Греку
Преподо́бне о́тче Макси́ме! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я преподобному Максиму Греку
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Макси́ме, не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно прейде́м от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я преподобному Максиму Греку
О, прему́дрости сокро́вищнице, вся́каго ве́дения и разуме́ния испо́лненная, Ду́ха Свята́го неумо́лчный орга́не, трубо́ Боже́ственная, возвеща́ющая нам веле́ния Зако́на Бо́жия, о́тче пресла́вне Макси́ме! Се ны́не мы припа́даем ти, о́тче блаже́нне, и вопие́м усе́рдно: просвети́ омраче́нныя умы́ на́ша, неве́дущия веле́ний Бо́жиих, и напра́ви ду́ши на́ша во е́же де́лати за́поведи Госпо́дни приле́жно и в словесе́х Бо́жиих поуча́тися день и нощь. Огради́ уста́ на́ша от глаго́лов су́етных, рече́ний лука́вых и многоглаго́лания суетного, и́мже мы прилепи́хомся па́че не́же словесе́м оправда́ний Бо́жиих и возлюби́хом их превы́ше звяца́ния псалти́ри и гу́слей Дави́довых. Укрепи́ язы́ки на́ша, во е́же источа́ти им глаго́лы спасе́ния, пе́сни моли́твенныя и словеса́ псало́мская, и́миже подоба́ет Го́спода воспева́ти и превозноси́ти Его́ до́ндеже есмы́. Ты, о́тче преподо́бне, и в те́мности узи́лища, му́чимь непра́ведно от приста́вник неми́лостивых, во све́те повеле́ний Госпо́дних пребыва́ше и светлостьми́ Его́ исполня́ше ум свой и помышле́ние свое́. Мы же, лени́вии и нетерпели́вии, свет со́лнечный на всяк день зря́ще и глаго́лы Свята́го Писа́ния во ушесе́х свои́х иму́ще, ни о внима́нии глаго́лам ева́нгельским, ниже́ о науче́нии в наставле́ниих оте́ческих попече́ния возыме́хом. При́зри на ны, а́лчущия пи́щи духо́вныя, оба́че не приступа́ющия к трапе́зе Прему́дрости Бо́жия; даждь нам растворе́нное в ча́ше Ея́ вино́ и хлеб, сходя́й от рук Бо́жиих с Небесе́, да и мы испо́лнимся ве́дения за́поведей Госпо́дних и разуме́ния, что́ есть пра́во сле́довати стопа́м Бо́жиим; испроси́ нам благослове́ние Госпо́дне, науча́ющее оправда́нием Его́, и приведи́ ны с собо́ю пред Лице́ Бо́жие, Ему́же ты предстоя́л еси́ при́сно, я́коже и пре́жде просия́вшии святи́и му́жи и жены́, да тобо́ю вразумле́ннии и наста́вленнии, пути́ своя́ испра́вивше, удосто́имся вни́ти в безконе́чную све́тлость Небе́снаго Ца́рствия, иде́же ку́пно с ли́ки святы́х и со́нмы Безпло́тных сподо́бимся при́сно воспева́ти Отца́, Сы́на и Пресвята́го Уте́шителя Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Сценарий
межшкольного
конкурса чтецов «Духовной жаждою томим…»
в рамках
реализации социокультурного курса «Истоки»
Полиенко Наталья
Николаевна,
учитель русского языка
и литературы,
МБОУ СОШ №20,
г. Сургут
Цель: Создать
условия для праздничного настроения у учащихся посредством приобщения к
духовному наследию русских поэтов и писателей.
Задачи:
1. Приобщать учеников
к богатому миру духовной поэзии, ценностям русской культуры, к чистоте и
красоте русской речи.
2. Формировать
подлинный интерес к чтению высокохудожественной духовной поэзии.
3. Содействовать
развитию речевой культуры, исполнительского мастерства, повышению интереса
детей и подростков к чтению в целом.
4. Выявлять наиболее
талантливых и артистичных чтецов среди учащихся.
Под музыку ученики
заходят в актовый зал, садятся в кресла.
Ведущий 1. Добрый день! Здравствуйте,
дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в нашем зале!
Ведущий 2. Сегодня, в
преддверии Дня православной книги, мы проводим межшкольный конкурс чтецов
«Духовной жаждою томим…» в рамках реализации социокультурного курса «Истоки».
Ведущий 1. Обратимся к
истории праздника. В декабре 2009 года Священный Синод
Русской Православной Церкви учредил ежегодный День православной книги
14 марта. Торжество приурочено к дате выпуска первой на Руси
печатной книги «Апостол», вышедшей в свет 1 марта (а 14 марта
по новому стилю) 1564 года благодаря трудам дьякона Ивана Федорова и Петра
Мстиславца. Знать и помнить труды первопечатников, призван каждый культурный
человек.
Ведущий 2. День православной
книги возвеличивает не только её появление в печатном виде, но и само
явление православной книги. В этих произведениях издавна
сохранялась и передавалась информация от поколения к поколению, от отдельного
человека — автора — к его читателям. За это мы ценим книги. Но информация
бывает разной: истинной и ложной, полезной и вредной.
Ведущий 1. Православная
книга сохраняет и распространяет знание, которое приближает человека к
Богу. Она открывает ему путь к Творцу через чтение, благочестивое размышление,
молитву. Главной
такой книгой является собрание богодухновенных текстов, то есть Библия. Такое название
это произведение получило от греческого слова «biblio», что означает «книга».
Православная книга включает в себя не только тексты Священного Писания, но и
публицистику и художественную литературу.
Ведущий 2.
Много слов на Земле. Есть
дневные слова –
В них весеннего неба сквозит
синева.
Ведущий 1.
Есть слова – словно розы,
слова – словно суд.
С ними в плен не сдаются и в
плен не берут.
Ведущий 2.
Словом можно убить, словом
можно спасти,
Словом можно полки за собой
понести.
Ведущий 1.
Словом можно предать, и
продать, и купить
Слово можно в разящий свинец
перелить,
Ведущий 2.
Но слова всем словам в языке у
нас есть
Милосердье, Любовь,
Сострадание, Честь.
Ведущий 1.
Пусть разменной монетой не
служат они, —
Золотым эталоном их в сердце
храни!
Ведущий 2. А какой же
конкурс без компетентного жюри? Позвольте мне представить вашему вниманию
состав жюри.
Ведущий 1. Председатель
жюри: методист школы. Члены жюри: учителя русского языка и литературы из разных
школ.
Ведущий 2. Им сегодня
предстоит очень ответственное дело – выбрать самых лучших.
Ведущий 1. А теперь внимание!
Напоминаем критерии, по которым жюри будет оценивать ваши выступления:
Ведущий 2. Критерий
первый — знание и точность воспроизводимого текста.
Ведущий 1. Критерий
второй — техника чтения (выразительность, соблюдение логических ударений и
интонационных пауз и т.п.).
Ведущий 2. Критерий третий — глубина
проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
Ведущий 1. Критерий
четвёртый — артистизм исполнения.
Ведущий 2. Критерий пятый — использование
музыкального сопровождения, мультимедийной презентации, театральных атрибутов.
Ведущий 1. Итак,
участники конкурса готовы показать своё мастерство. Жюри готово
оценивать участников конкурса. Зрители готовы слушать и болеть за своих
друзей. Тогда конкурс чтецов объявляется — открытым!
Выступления
учащихся.
Ведущий 2. Спасибо всем
участникам! А сейчас, дорогие ребята и гости, членам жюри предстоит очень
ответственное дело – выбрать самых лучших. Итоги конкурса будут размещены на
сайте школы.
Ведущий1. Всем спасибо за
внимание, говорим мы: «До свидания, до счастливых, новых встреч!».