Сценарий фольклорного праздника
(классного часа, праздника, литературно-музыкальной композиции и т.д.)
«Рождественские колядки»
(название)
3 — 4 класс
Автор: Бондаревская Наталья Викторовна,
учитель музыки
(название учебного предмета)
МБОУ г. Мурманска СОШ № 34
(краткое наименование ОУ в соответствии с уставом)
Мурманск
2020
Содержание:
- Пояснительная записка ……………………………………………………….3 стр.
- Сценарий праздника «Рождественские колядки» ……………………….….5 стр.
- Список литературы ……………………………………………………………12 стр.
- Приложение №1. Описание игр: «Шла коза по лесу»,
«К нам коза пришла»…………………………………………………………13 стр.
- Приложение №2 . Информация о проведении праздника…………………..14 стр.
Пояснительная записка.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.
Задачи:
- Знакомство учащихся с обрядом колядования на Руси;
- Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
- Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
- Формирование эстетического вкуса и расширение кругозора учащихся;
- Формирование: гражданского самосознания, любви к Родине;
- Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
- Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.
Материалы и оборудование:
- Предметы русского быта и прикладного искусства.
- Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
- Костюм для ведущей
- Костюмы детские (Коза, цыгане)
- Угощения (фрукты, пряники, печенье, конфеты)
- Фонограммы русских народных мелодий
Действующие лица:
- Ведущая (учитель или старшеклассница)
- Две Хозяйки
- Колядовщики, Коза, цыгане, ряженые — участники ансамбля народной песни
Форма проведения мероприятия: фольклорный праздник.
Место проведения мероприятия: актовый зал
Сценарий предназначен для учащихся 3-4 классов
Сценарий праздника «Рождественские колядки»
Звучит народная музыка, входит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как проходит этот праздник.
Недавно мы с вами отметили зимний праздник Рождество Христово – это религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том, что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.
Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В деревнях, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.
В старину на Руси говорили: «Солнце поворачивало на лето, зима – на мороз!». Наступал самый светлый зимний, народный праздник – Святки («Святки», т. к. народные гуляния попадают на святые дни: Рождество и Крещение). Святки начинались на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения (с 7 по 19 января).
В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния: по дворам ходили толпы ряженых – молодые девушки и парни, которые переодевались в разных зверей и цыган. Они стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных: медведя, козу, быка, коня и т.д. Ходили с колядками, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.
Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.
Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Давайте с вами посмотрим, как проходил этот праздник.
С песней «Авсень» в зал входят колядовщики (группа детей (8-15 человек) в народных костюмах, впереди ребенок с рождественской звездой). Подходят к первому дому.
Ребенок 1: Коляда, коляда, отворяйте ворота
Ребенок 2: Доставайте сундучки, подавайте пятачки.
Ребенок 3: Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!
Ребенок 4: Дайте нам конфетку, а можно и монетку.
Все вместе: Не жалейте ничего, наступило Рождество!
Ребенок 5: Слезайте с печи, подавайте калачи!
Ребенок 6: Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.
Все: Пришла Коляда – отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Ребенок 7: Здравствуйте, Хозяюшка! (кланяются)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Ребенок 1: Мы пришли к вам не с помехой, а с весельем и потехою!
Ребенок 2: Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: — Иисус родился.
Мы пришли его прославить,
И вас с праздником поздравить.
Исполнение песни «Рождество Христово»
Ребенок 3: В небе светится звезда, в час святого Рождества…
Приходила Коляда, обходила все дома,
Ребенок 4: В двери, с окнами стучалась, шла смеялась и игралась..
А за шумной Колядой, колядовщики гурьбой…
Ребенок 5: Все ликуют и хохочут, песню громкую поют:
«Уродилась Коляда, накануне Рождества.»
Исполнение песни «Как пойдем мы колядовать»
Хозяйка: Все на святки, все на святки
Заходите – ка ребятки,
И авсень и коляда
Отворяю ворота.
Ребенок 6: А что такое святки?
Ребенок 7: Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Ребенок 1: Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок 2: Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Ребенок 3: Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ребенок 4: Воробушек летит, хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте, столы застилайте,
Гостей принимайте, Рождество встречайте!
Хозяйка: Гости дорогие, я вас дожидалась.
Двор просторный, щи мои жирны,
Сдобные лепешки не лезут в окошки,
А горячие блины на печи пылают!
Ребенок 5: Чем вы нас, хозяюшка одарите?
Ребенок 6: Денег мешок или каши горшок?
Ребенок 7: Кувшин молока или кусок пирога?
Ребенок 1: Будете нас дарить – будем вас хвалить,
Ребенок 2: А не будете нас дарить – будем вас корить.
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Хозяйка: Ах, вы хитрые ребятки
Отгадайте – ка загадки.
- Скатерть белая, весь мир одела. (снег)
- Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лёд)
- Гуляет в поле – да не конь.
Летает на воде – да не птица. (метель)
- Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)
Песенка — колядка: Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша-то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
Ребенок 4: (говорком).
Кто даст пирога — тому рожь густа,
С зернышка пирог, с полузернышка — блинок.
Ребенок 5: (выкрикивает).
Кто даст пирога, — тому двор живота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
Ребенок 6: Кто не даст пирога —
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Ряженые 1+2: Не браните коляду, не журите коляду!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Ряженый 1: Где коза ходит, там пшеница родит!
Ряженый 2: Где коза хвостом, там жито кустом!
Ряженый 1: Где коза рогом, там жито стогом!
Коза сначала кланяется, затем пляшет под музыку, резко останавливается
Хозяйка: А что случилось? Почему Коза остановилась?
Ряженый 2: Наша Коза просит угощения. Тогда она ещё попляшет.
Ряженый 1: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.
Ряженый 2: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза плясать стала.
Хозяйка дарит Козе угощение, после чего она снова пляшет, затем раскланивается.
Хозяйка. Будем мы с Козой играть и веселье продолжать.
Проводится игра «Шла коза по лесу…» Приложение №1
Ребенок 3: Не пора ли вам хозяева Колядовщиков дарить!
Хозяйка: Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.
Все вместе: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет!
Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят ко 2-му дому. Останавливаются.
Ребенок 4: Коляда – маляда, золотая борода
Позолоченный усок, по рублю за волосок.
Ребенок 5: У доброго мужика родись рожь хороша:
Колоском густа, а соломой пуста,
У скупого мужика родись рожь хороша:
Колоском пуста, а соломой густа.
Ребенок 6: Уж как наша коляда, ни мала, ни велика,
Она в дверь к вам идет всем поклон шлет!
Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!
Ребенок 7: Эй, хозяева, вставайте!
Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?
Все: Это мы, колядовщики!
Голос из дома: И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!
Поют песенку: У Федула жена очень жадная была.
У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,
Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.
Голос из дома: Расходитесь по домам! Ничего я вам не дам!
Все: Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз!.
Ребенок 7: Жадные какие хозяева, а мы пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят. Подходят к 3-му дому.
Ребенок 1: К вам на святки пришли колядки —
Открывайте ворота, выносите пирога.
Ребенок 2: Здравствуйте, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные!
Раздаются голоса: Ряженых пускаете?
Хозяйка: А как же! Какие же святки без ряженых? Заходите гости дорогие, распотешьте нас !
Выходят ряженные: Цыган и цыганка с козой.
Цыганка : Вот цыган козу ведет, а коза с цыганом нейдет,
Он ее подгоняет, он ее вожками, она его рожками !
Все смеются. Коза бегает, всех бодает.
Хозяйка: Вот коза нас насмешила!
Ряженые. Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
Щедрый день, добрый день!
Ряженый 1: Не браните коляду, не журите коляду!
Ряженый 2: Мы не сами пришли, мы козу привели!
Ряженый 1: Вот она козуля, рождественская бодуля
Ряженый 2: Где рогом поведёт там жито взойдёт!
Ряженый 1: Проходи-ка, детвора, в рождественские ворота!
Игра “ К нам коза пришла…”.
Ребенок 3: Уж ты, бабушка, подай, ты, Варварушка, подай.
Подавай, не ломай, Неси целый каравай.
Хозяйка: Вы играли, но не пели, угощенья захотели.)
Исполнение песни «Добрый тебе вечер»
Хозяйка: Уж вы пели в удивленье, заслужили угощенья. (одаривает колядовщиков)
Исполнение песни «Спасибо хозяюшка, за мягкие пирожки»
Все : «Сеем-веем, посеваем» С Рождеством вас поздравляем!
Ребенок 3:С Новым годом!
Ребенок 4: Со всем родом!
Ребенок 5: Чтоб здоровы бы
Ребенок 6: Много лет жили!
Ребенок 7: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
С песней «Авсень» уходят.
Ведущая: Ох, и хороши же были наши ряженые, повеселили нас, а наколядовали — то сколько, ели унесли.
Сегодня вы познакомились, как праздновали на Руси зимний народный праздник Святки, услышали рождественские песни и колядки, разгадали загадки, поиграли, повеселились.
Теперь и вы, уже на следующий год вместе с родителями, друзьями можете разучить песни, колядки, нарядиться, отметить замечательный праздник.
В ваших силах положить начало этой славной традиции.
Наш праздник подошел к концу.
Желаю вам счастья, да крепкого здоровья.
Чтоб вы радостны были, да до ста лет жили!
Звучит народная музыка.
Список литературы.
- Куприянова Л.Л. Фольклор в школе. – М: Всероссийское музыкальное общество, 1991.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Программно – методические материалы 1-4 классы. М: Мнемозина, 2008.
- Кулагина Е.В. Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров. – М: Музыка, 1985.
- Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М: Просвещение, 1995.
- Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М: Сов. Композитор, 1977-1988.
- Науменко Г. М Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1,2. – М: РИФМЭ, 1999.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
- Светова О.Е., Никольская Е.В., Фольклорные праздники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М: ЭКСМО, 2007.
Приложение №1
Игра «Шла коза по лесу»
Участники игры встают в круг и берутся за руки. Коза становится на середину круга. Хоровод двигается по кругу и поет:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!
И ручками помашем, помашем, помашем!
И весело попляшем, попляшем, попляшем!
При словах «Шла коза по лесу…» коза с закрытыми глазами кружится., при слова «Нашла себе принцессу..» останавливается и открывает глаза, выбирает ту принцессу, которая оказывается перед ней, и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают в ладоши, пляшут.
Игра «К нам коза пришла»
Двое детей образуют ворота. Через которые проходят остальные дети с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.
К нам коза пришла, коляду привела
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.
Приложение№2
Информация о проведении праздника.
Праздник прошел в январе 2020г в МБОУ г. Мурманска СОШ№34.
Предварительная работа:
Этапы |
Дата |
Задачи |
Содержание |
1 |
16.11.19-13.01.20 |
— Определить тему мероприятия; — изучить литературу по теме, сформировать представление о празднике; — разработать сценарий мероприятия; — подобрать музыкальное сопровождение; — распределить роли и обязанности; — разработать и изготовить атрибуты, костюмы; — проведение репетиций по сценарию. |
Была изучена методическая и дополнительная литература. Для знакомства с праздником участники анп «Ягодка» подготовили презентацию. После изучения материалов по празднику разработан сценарий, распределены роли, разработаны костюмы, изготовлены атрибуты. Под руководством педагога были разучены рождественские песни и колядки с сопровождением шумовых народных инструментов. Репетиции проходили в актовом зале, где участники коллектива работали над своими ролями. Особое внимание уделялось взаимодействию между собой. |
2 |
13.01.20 |
— Проведение праздника в соответствии с планом. |
Мероприятие «Колядки» было проведено в соответствии со сценарным планом. |
3 |
14.01.20 |
— Просмотр видео-материала с проведенного мероприятия; — анализ проведённого мероприятия; |
Колядки проводились после уроков для 3-4 классов. В результате проведения мероприятия участники анп «Ягодка» проявили свои индивидуальные и творческие качества, а также показали свои импровизационные способности. Наличие ярких костюмов, настрой ведущих, актерская игра позволили держать внимание зрителей на протяжении всего сценария и поднять настроение всем участникам процесса. Анп «Ягодка» получили положительные отзывы от учащихся 3-4 кл и классных руководителей. Поступило предложение продолжать эту традицию. |
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Дошкольное образование
Внеурочная деятельность
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Данный сценарий посвящён празднованию Рождественских святочных гуляний в России. В нём отражены основные традиции и обряды колядования русского народа. Дети, получив представления об этом празднике, становятся активными участниками данного действа, которое охватывает все возрастные группы и весь взрослый коллектив ДОУ. Адресован сценарий музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Цель: Создание социальной ситуации развития у детей представлений о праздновании Рождества в России.
Задачи:
- Приобщать детей к малым формам русского фольклора: песням-колядкам, приметам, загадкам, играм.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, уважение к культуре русского народа.
- Способствовать развитию коммуникативных компетенций дошкольников.
Действующие лица:
- 1 колядовщик — взрослый
- 2 колядовщик — взрослый
- Хозяйка — взрослый
- Баба Яга — взрослый
- Медведь — ребёнок
- Коза — ребёнок
- Ряженые — дети подготовительной группы
Оборудование: Экран, проектор, презентация; ширма, оформленная в виде русской избы; русская печь, корзина с капсулами от киндер-сюрпризов, метла, мешочки с крупой, шест с Рождественской звездой.
Ход мероприятия
У центральной стены декорация русской избы. Зрители входят в зал. Звучит фоном русская народная песня «Зимушка — сударушка».
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы прекрасно знаете, что мы с вами живём в большой и многонациональной стране – России. Государственным языком является русский язык.
Культура русского народа, её обычаи, верования и обряды складывались тысячелетиями. Но в наш время, когда многое утеряно, позабыто, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Вы можете помочь нам, взрослым, сохранять, беречь наши обычаи, традиции. Ведь из этого и состоит наша великая русская культура.
Совсем недавно отмечался один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. С Рождением Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира ведётся наше летоисчисление – 2017 год от Рождества Христова. А на небе появилась, зажглась Вифлеемская звезда. (Показ слайдов №1, №2)
В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. День, предшествующий празднику Рождества именуется Сочельником. С ним связано множество разнообразных примет и поверий:
Если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод, богатого приплода скота. (Показ слайда №3)
Если иней на деревьях – к обильным хлебам. (Показ слайда №4, №5)
Дни после Рождества Христова до Крещения (19 января) называются святками, т.е. святыми днями. Они праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, вертеп представлять. Вертеп – ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Люди двигали фигурки и разыгрывали сценки Рождения Христа. (Показ слайдов №6, №7, №8, №9, №10).
А что вы знаете о святках?
Дети читают стихи.
☺:
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
☺:
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
☺:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорной группы»Бяседа». За дверью слышится шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проёме появляется голова Козы – блеянием она приветствует гостей. В зал входит процессия – её возглавляют колядовщики, коза, замыкает шествие медведь. Процессия становится полукругом, лицом к зрителям.
1 колядов:
Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет чтоб жили!
2 колядов:
Ой, ребята, нынче Святки,
Не пойти ль нам на Колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.
1 колядов:
По деревне всей пройдём
Коляду-овсень споём!
Колядка:
Ой, Колядка, Коляда, золотая голова!
Приходила Коляда – всем добра вам принесла!
2 колядов: С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с Козой…
Коза (стучит копытцем) Ме-е-е-е!
1 колядов: С медведем…
Медведь (мотает головой) Р-р-р-р-р!
2 колядов: Со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли и здоровья им желали.
Кодядовщики подходят к избе.
1колядов:
Выходи, хозяйка,
Принимай гостей со всех волостей!
2 колядов:
Эти гости нечастые,
Один денёк в один годок.
1 колядов:
Что хозяйка наварила,
Что родима напекла?
Выноси-ка поскорей-
Не морозь-ка ты детей
Вместе:
У нас чёботы худые (выставляют ногу вперёд на пятку)
У нас ножки-то зябнут.
У нас рукавички дырявы…(жалобно)
У нас ручки-то зябнут. (показывают руки в рукавицах)
И тулуп-то короток… (ударяя себя в грудь)
Колядовщик передрог! (обнимают себя двумя руками, «ёжась» от холода)
Выходит Хозяйка.
Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие!
Дом мой просторный,
Щи мои жирны,
Сдобны лепёшки не лезут в окошки.
2 колядов:
Слышишь ли, хозяюшка,
Тебе песню поём,
Твоим деткам честь воздаём!
Мы хотим от вас даров,-
Хоть немножко пирогов.
Все поют колядку.
Хозяйка:
Сначала загадки отведайте, а потом и лепёшкой обедайте!
Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
Не бриллиант, а светится. (Лёд)
Затем Хозяйка проводит аттракцион «Найди пару»: на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребёнок, оставшийся с одной варежкой выполняет задание Хозяйки.
Появляется Баба Яга на метле.
Баба Яга: Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя и с Новым годом!
Богатства тебе немеренного,
Серебра – несчитанного,
Мужа тебе – красавца невиданного.
Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?
Баба Яга:
Да вот печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала
Вот и подобрела.
Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.
Игра «Бабка Ёжка» Дети водят хоровод вокруг Бабы Яги, после их слов Баба Яга пытается метлой осалить кого-нибудь из ребят.
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала – ножку сломала,
А потом и говорит у меня нога болит.
Хозяйка:
Ладно, Бабуля-Ягуля, не серчай,
Ты нам лучше погадай!
Баба Яга выносит корзину, внутри которой находятся капсулы от шоколадных киндер-сюрпризов.
Баба Яга:
Кому вынется – тому сбудется,
Кому сбудется – не забудется.
(Каждый из детей достаёт свой сюрприз и раскрывает его.)
- Ниточка – того ждёт в этом году путешествие.
- Кусочек ваты – ждёт мягкая, тёплая жизнь.
- Пуговичка – предстоит красивая обновка.
- Зёрнышко – достаток, вкусная еда.
- Монетка – богатая жизнь
- Кусочек спички – крепкое здоровье, не будешь болеть.
- Конфета – сладкая жизнь.
После она улетает.
Хозяйка:
С Рождеством всех поздравляю
Угощенье вам вручаю (Раздача сладостей детям.)
А вам гости, дорогие
Подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай, не простой да длиннай!
Делали сами…
Дети: Вот этими руками!
(Показывают ладошки зрителям, дети дарят печенье-козульки.)
Колядовщики: Молодцы, ребята! Дальше в путь пора! Праздник не кончается, а всю неделю продолжается!
Сеем, веем, повеваем
И хозяев поздравляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам!
(Обсыпают всех пшеном, приглашают всех детей по своим возрастным группам колядовать по всему детскому саду: младшие группы, кабинеты педагогов и сотрудников ДОУ.)
Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».
Сейчас давайте—ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним
старинным русским народным способом!
Рождественское гадание
Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном,
ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже
становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть
главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным
гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя—Петушок, гадание очень простое, хотя и
довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз
повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он
направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в
избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех
присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с
зерном — то сытным и урожайным, если к монетам — то прибыльным и успешным, если к
корзине, то — к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти
замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А «Петушок» получает приз за свою
работу — леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать,
то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы,
друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? Проводились игры во время
которых молодёжь присматривалась друг к другу. Предлагаю и нам поиграть, свою
ловкость показать!
Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6
длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды
берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды — заплести из своих
лент длинную красивую косу).
Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15
см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).
Игра 3. «Повяжу я Любушке платочек» (6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!
Для игры «Повяжу я Любушке платочек» я прошу Вас встать в 2 колонны. По—моему
сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек,
Игра 4. «Конек—горбунок»
Два взрослых игрока на плечи сажают себе ребят и наперегонки бегут до указанного
места и обратно. Кто первый прибежит, тот и выиграет.
Ведущая: Ай да молодцы! Теперь Коза зовёт всех скорее в хоровод, будем весело играть,
чтоб весь год хлопот не знать!
Цели и задачи:
- Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
- Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
- Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
- Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать
чувство патриотизма.
Ход праздника
Заходим с песней «Рождество христово».
Ведущий:
Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.
Песня «Свечи зажжем».
Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще
лучше после игры «Веселая минутка»
Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест
за нами. Попробуем.
- Как живешь?
- Как идешь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берешь?
- Как даешь?
- Как шалишь?
- А грозишь?
- Ну, а дразнишь как?
Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога
славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все
на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.
Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по
дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их
припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание
небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при
колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем
году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали
с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.
Взрослые разыгрывают сценку.
Входит Цыган и ведет Медведя.
Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается
на все стороны.
Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим
Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает,
всех гостей потешит!
А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь отрицательно качает головой и рычит.
Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки
плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а
песня будет вот такая… (поёт на мелодию частушек ):
Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!
Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время
исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик».
Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь
пляшет.
Цыган:
Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».
Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
головушка у нее заболела!
Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце
глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком –
во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине,
болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».
Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за
уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!
Ведущий:
Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.
Хороводная игра «Опаньки».
Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки».
Будете со мной играть? (Дети отвечают.)
Ок-ок-ок – покатился … (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал… (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят)!
А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!
Петрушка:
В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!
(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с
запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает,
кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)
- «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit».
(Старуха.) - «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
- «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
- «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
- «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
- «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с
кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)
Ведущий:
Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги,
бросали.
Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)
Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.
Петрушка:
Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».