Сценарий православные рождественские колядки

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому ва

Сценарий     фольклорного праздника

(классного часа, праздника, литературно-музыкальной композиции и т.д.)

«Рождественские колядки»

(название)

3 — 4  класс

Автор: Бондаревская Наталья Викторовна,

учитель музыки 

(название учебного предмета)

МБОУ г. Мурманска СОШ № 34

(краткое наименование ОУ в соответствии с уставом)

Мурманск

2020

Содержание:

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3 стр.
  2. Сценарий праздника «Рождественские колядки» ……………………….….5 стр.
  3. Список литературы ……………………………………………………………12 стр.
  4. Приложение №1. Описание игр: «Шла коза по лесу»,

 «К нам коза пришла»…………………………………………………………13 стр.

  1. Приложение №2 . Информация о проведении праздника…………………..14 стр.

Пояснительная записка.

      Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

     Детский фольклор – это особая область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, тестовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Смогут использовать полученные знания в повседневной жизни.

Цель: Формировать любовь к народным традициям через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с обрядом  колядования на Руси;
  2. Развитие музыкальных способностей учащихся, создание позитивного настроения;
  3. Обучение навыкам сценического артистизма, умения переживать и воплощать художественный образ;
  4. Формирование  эстетического  вкуса и расширение кругозора учащихся;
  5. Формирование:  гражданского самосознания, любви к Родине;
  6. Воспитание любви, уважения и интереса к русским народным праздникам;
  7. Воспитание у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, проявят интерес к русскому народному творчеству. будут использовать его в повседневной жизни.

Материалы и оборудование:

  1. Предметы русского быта и прикладного искусства.
  2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
  3. Костюм для ведущей
  4. Костюмы детские (Коза, цыгане)
  5. Угощения (фрукты, пряники, печенье, конфеты)
  6. Фонограммы русских народных мелодий

Действующие лица:

  1. Ведущая (учитель или старшеклассница)
  2. Две Хозяйки
  3. Колядовщики, Коза, цыгане, ряженые   — участники ансамбля народной песни

Форма проведения мероприятия:  фольклорный праздник.

Место проведения мероприятия:  актовый зал

Сценарий предназначен для учащихся 3-4 классов

Сценарий праздника  «Рождественские колядки»

Звучит народная музыка, входит ведущая.

Ведущая: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как проходит этот праздник.

Недавно мы с вами отметили зимний праздник Рождество Христово – это  религиозный праздник. Само слово, Рождество, говорит о том, что кто- то родился. По библейской легенде, 7 января, у Пресвятой Девы Марии, в городе Вифлееме родился, Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество – это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

Наши прадеды очень ждали и любили этот праздник. В деревнях, в храмах и церквях, проходят праздничные богослужения. В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год и будущий урожай.

      В старину на Руси говорили: «Солнце поворачивало на лето, зима – на мороз!». Наступал  самый  светлый зимний, народный праздник – Святки («Святки», т. к. народные гуляния попадают на святые дни: Рождество и Крещение). Святки начинались на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения (с 7 по 19 января).

       В Святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния: по дворам ходили толпы ряженых – молодые девушки и парни, которые переодевались в разных зверей и цыган. Они стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных: медведя, козу, быка, коня и т.д. Ходили с колядками, пели величальные песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

      Колядки – это небольшие стихи или песенки с незатейливой мелодией. За такие колядки хозяева угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козюльками». «Козюльки» – это такие пряники, да не простые, а в форме животных.

        Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с их колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

Давайте  с вами посмотрим, как проходил этот праздник. 

С  песней «Авсень» в зал входят колядовщики (группа детей (8-15 человек) в народных костюмах, впереди ребенок с рождественской звездой). Подходят к первому дому.

Ребенок 1: Коляда, коляда, отворяйте ворота

Ребенок 2: Доставайте сундучки, подавайте пятачки.

Ребенок 3: Хоть рубль, хоть пятак, не уйдем из дома так!

Ребенок 4: Дайте нам конфетку, а можно и монетку.

Все вместе: Не жалейте ничего, наступило Рождество!

Ребенок 5: Слезайте с печи, подавайте калачи!

Ребенок 6: Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.

Все: Пришла Коляда – отворяй ворота!

        Ворота отворяй и гостей принимай!

Ребенок 7: Здравствуйте,  Хозяюшка! (кланяются)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Ребенок 1: Мы пришли к вам не с помехой, а с весельем и потехою!

Ребенок 2: Ангел с неба к нам спустился,

                   И сказал: — Иисус родился.

                   Мы пришли его прославить,

                  И вас с праздником поздравить.

Исполнение песни  «Рождество Христово»

Ребенок 3: В небе светится звезда, в час святого Рождества…

                    Приходила Коляда, обходила все дома,

Ребенок 4: В двери, с окнами стучалась, шла смеялась и игралась..

                   А за шумной Колядой, колядовщики гурьбой…

Ребенок 5: Все ликуют и хохочут, песню громкую поют:

                        «Уродилась Коляда, накануне Рождества.»

Исполнение  песни  «Как пойдем мы колядовать»

Хозяйка: Все на святки, все на святки

                Заходите – ка ребятки,

                И авсень и коляда

                Отворяю  ворота.

Ребенок 6: А что такое святки?

Ребенок 7: Праздник этот самый длинный,

                  Он веселый и старинный.

Ребенок 1: Наши предки пили, ели,

                    Веселились две недели.

Ребенок 2:  Наряжались и шутили

                   Праздник ждали и любили

Ребенок  3:  Так давайте же сейчас

                    Встретим мы его у нас.

Ребенок 4: Воробушек летит, хвостиком вертит,

                  А вы, люди, знайте, столы застилайте,

                   Гостей принимайте, Рождество встречайте!

Хозяйка: Гости дорогие, я вас дожидалась.

                Двор просторный, щи мои жирны,

                Сдобные лепешки не лезут в окошки,

                 А горячие блины на печи пылают!

Ребенок 5: Чем вы нас, хозяюшка одарите?

 Ребенок 6: Денег мешок или каши горшок?

Ребенок 7: Кувшин молока или кусок пирога?

Ребенок 1:  Будете нас дарить – будем вас хвалить,

 Ребенок 2:  А не будете нас дарить – будем вас корить.

Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!

Хозяйка: Ах, вы хитрые ребятки

                Отгадайте – ка загадки.

  1. Скатерть белая, весь мир одела. (снег)
  2. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (лёд)
  3. Гуляет в поле – да не конь.

Летает на воде – да не птица. (метель)

  1. Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)

  1. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)

Песенка — колядка:  Как Христово Рождество

                                   Подкатилось под окно.

                                   Наша-то колядка

                                   Не мала, не велика.

                                   Под окошком шьет,

                                   Пирожки подает.

                                  Тут в хозяйском домку

                                  Дадут оладью в медку.

Ребенок 4:  (говорком).

Кто даст пирога — тому рожь густа,

С зернышка пирог, с полузернышка — блинок.

Ребенок 5:  (выкрикивает).

Кто даст пирога, — тому двор живота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Ребенок 6:    Кто не даст пирога —

                     Тому куричья нога,

                     Да лопата, корова горбата.

Ряженые 1+2:   Не браните коляду, не журите коляду!
                 Мы не сами идём, мы козу ведём!

Ряженый 1: Где коза ходит, там пшеница родит!  

Ряженый 2: Где коза хвостом, там жито кустом!  

Ряженый 1: Где коза рогом, там жито стогом!        

Коза сначала кланяется, затем пляшет под музыку, резко останавливается

Хозяйка:  А что случилось? Почему Коза остановилась?

Ряженый 2: Наша Коза просит угощения. Тогда она ещё попляшет.

Ряженый 1: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.

Ряженый 2: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза плясать стала.

Хозяйка дарит Козе угощение, после чего она снова пляшет,  затем раскланивается.

Хозяйка. Будем мы с Козой играть и веселье продолжать.

Проводится игра «Шла коза по лесу…»  Приложение №1

Ребенок 3:  Не пора ли вам хозяева Колядовщиков дарить!

Хозяйка:   Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
                    Да тепленький пирог,  да маслице, творог.

Все вместе: Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет!

 Спасибо этому дому, а мы пойдем к другому.

С песней «Авсень» уходят ко 2-му дому. Останавливаются.

Ребенок 4:    Коляда – маляда, золотая борода

                   Позолоченный усок, по рублю за волосок.

Ребенок 5:  У доброго мужика родись рожь хороша:

                  Колоском густа, а соломой пуста,

                  У скупого мужика родись рожь хороша:

                   Колоском пуста, а соломой густа.

Ребенок 6: Уж как наша коляда, ни мала, ни велика,

                    Она в дверь к вам идет всем поклон шлет!

Все: Коляда, коляда! Подавай пирога!

Ребенок 7: Эй, хозяева, вставайте!

Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?

Все: Это мы, колядовщики!

Голос из дома:  И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!

Поют песенку:  У Федула жена очень жадная была.

                            У ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

                            Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.

Голос из дома: Расходитесь по домам!  Ничего я вам не дам!

Все: Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз!.

Ребенок 7: Жадные какие хозяева, а мы пойдем к другому.

С песней «Авсень» уходят. Подходят к 3-му дому.

Ребенок 1: К вам на святки пришли колядки —

                   Открывайте ворота, выносите пирога.

Ребенок 2: Здравствуйте, хозяюшка!

Хозяйка: Здравствуйте, гости долгожданные!

Раздаются голоса: Ряженых пускаете?

Хозяйка: А как же! Какие же святки без ряженых? Заходите гости дорогие, распотешьте нас !

Выходят ряженные: Цыган и цыганка с козой.

Цыганка : Вот цыган козу ведет, а коза с цыганом нейдет,

                 Он ее подгоняет, он ее вожками, она его рожками !

Все смеются. Коза бегает, всех бодает.

Хозяйка: Вот коза нас насмешила!

Ряженые. Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
                  Щедрый день, добрый день!
Ряженый 1: Не браните коляду, не журите коляду!
Ряженый 2: Мы не сами пришли, мы козу привели!

Ряженый 1: Вот она козуля, рождественская бодуля
Ряженый 2: Где рогом поведёт там жито взойдёт!

Ряженый 1:  Проходи-ка, детвора, в рождественские ворота!

Игра “ К нам коза пришла…”.

Ребенок 3:  Уж ты, бабушка, подай, ты, Варварушка, подай.
                  Подавай, не  ломай, Неси целый каравай.

Хозяйка: Вы играли, но не пели, угощенья захотели.)

Исполнение песни  «Добрый тебе вечер»

Хозяйка: Уж вы пели в удивленье, заслужили угощенья. (одаривает колядовщиков)

Исполнение песни  «Спасибо хозяюшка, за мягкие пирожки»

Все : «Сеем-веем, посеваем»  С Рождеством вас поздравляем!

Ребенок 3:С  Новым годом!

Ребенок 4: Со всем родом!

Ребенок 5: Чтоб здоровы бы

Ребенок 6: Много лет жили!

Ребенок 7:   Спасибо этому дому, пойдем к другому.  

С песней «Авсень» уходят.

Ведущая: Ох, и хороши же были наши ряженые, повеселили нас, а наколядовали — то сколько, ели унесли.

     Сегодня вы познакомились, как праздновали на Руси зимний народный праздник Святки, услышали рождественские песни и колядки, разгадали  загадки, поиграли, повеселились.

    Теперь и вы, уже на следующий год вместе с родителями, друзьями можете разучить песни, колядки, нарядиться, отметить  замечательный праздник.

В ваших силах положить начало этой славной традиции.

     Наш праздник подошел к концу.

 Желаю вам счастья, да крепкого здоровья.

Чтоб вы радостны были, да до ста лет жили!

Звучит народная музыка.

Список литературы.

  1. Куприянова Л.Л. Фольклор в школе. – М: Всероссийское музыкальное общество, 1991.
  2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Программно – методические материалы 1-4 классы. М: Мнемозина, 2008.
  3. Кулагина Е.В. Репертуар современных фольклорных ансамблей и самодеятельных народных хоров. – М: Музыка, 1985.
  4. Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. – М: Просвещение, 1995.
  5. Науменко Г. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М: Сов. Композитор, 1977-1988.
  6. Науменко Г. М  Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах Ч.1,2. – М: РИФМЭ, 1999.
  7. Науменко Г.М.  Фольклорный праздник в детском саду и школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления – М: ЛИНКА – ПРЕСС,  2000.
  8. Светова О.Е., Никольская Е.В., Фольклорные праздники – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  9. Терещенко А.В. История культуры русского народа. –  М: ЭКСМО, 2007.

Приложение №1

Игра «Шла коза по лесу»

Участники игры встают в круг и берутся за руки. Коза становится на середину круга. Хоровод двигается по кругу и поет:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. 
Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!

И ручками помашем, помашем, помашем!

И весело попляшем, попляшем, попляшем!

При словах «Шла коза по лесу…» коза с закрытыми глазами кружится., при слова «Нашла себе принцессу..» останавливается и открывает глаза, выбирает ту принцессу, которая оказывается перед ней, и выводит на середину круга. Вместе они выполняют то, о чем говорится в песне: прыгают, хлопают  в ладоши, пляшут.

Игра «К нам коза пришла»

Двое детей образуют ворота. Через которые  проходят остальные дети с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

К нам коза пришла, коляду привела
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.

Приложение№2

Информация о проведении праздника.

Праздник прошел в январе 2020г в МБОУ г. Мурманска СОШ№34.

Предварительная работа:

Этапы

Дата

Задачи

Содержание

1

16.11.19-13.01.20

— Определить тему мероприятия;

— изучить литературу по теме, сформировать представление о празднике;

— разработать сценарий мероприятия;

— подобрать музыкальное сопровождение;

— распределить роли и обязанности;

— разработать и изготовить атрибуты, костюмы;

— проведение репетиций по сценарию.

Была изучена методическая и дополнительная литература. Для знакомства с праздником участники анп «Ягодка» подготовили презентацию. После изучения материалов по празднику разработан сценарий, распределены  роли, разработаны костюмы, изготовлены атрибуты. Под руководством педагога были разучены рождественские песни и колядки с сопровождением шумовых народных инструментов. Репетиции проходили в актовом зале, где участники коллектива работали над своими ролями. Особое внимание уделялось взаимодействию между собой.

2

13.01.20

— Проведение праздника в соответствии с планом.

Мероприятие «Колядки» было проведено в соответствии со сценарным планом.

3

14.01.20

— Просмотр видео-материала с  проведенного мероприятия;

— анализ  проведённого мероприятия;

Колядки проводились после уроков для 3-4 классов. В результате проведения мероприятия участники анп «Ягодка» проявили свои индивидуальные и творческие качества, а также показали свои импровизационные способности. Наличие ярких костюмов, настрой ведущих, актерская игра позволили держать внимание  зрителей на протяжении всего сценария и поднять настроение всем участникам процесса.  Анп «Ягодка» получили положительные отзывы от учащихся 3-4 кл  и классных руководителей. Поступило предложение продолжать эту традицию.

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Дошкольное образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данный сценарий посвящён празднованию Рождественских святочных гуляний в России. В нём отражены основные традиции и обряды колядования русского народа. Дети, получив представления об этом празднике, становятся активными участниками данного действа, которое охватывает все возрастные группы и весь взрослый коллектив ДОУ. Адресован сценарий музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Цель: Создание социальной ситуации развития у детей представлений о праздновании Рождества в России.

Задачи:

  • Приобщать детей к малым формам русского фольклора: песням-колядкам, приметам, загадкам, играм.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, уважение к культуре русского народа.
  • Способствовать развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Действующие лица:

  • 1 колядовщик — взрослый
  • 2 колядовщик — взрослый
  • Хозяйка — взрослый
  • Баба Яга — взрослый
  • Медведь — ребёнок
  • Коза — ребёнок
  • Ряженые — дети подготовительной группы

Оборудование: Экран, проектор, презентация; ширма, оформленная в виде русской избы; русская печь, корзина с капсулами от киндер-сюрпризов, метла, мешочки с крупой, шест с Рождественской звездой.

Ход мероприятия

У центральной стены декорация русской избы. Зрители входят в зал. Звучит фоном русская народная песня «Зимушка — сударушка».

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Все вы прекрасно знаете, что мы с вами живём в большой и многонациональной стране – России. Государственным языком является русский язык.

Культура русского народа, её обычаи, верования и обряды складывались тысячелетиями. Но в наш время, когда многое утеряно, позабыто, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Вы можете помочь нам, взрослым, сохранять, беречь наши обычаи, традиции. Ведь из этого и состоит наша великая русская культура.

Совсем недавно отмечался один из самых светлых христианских праздников – Рождество Христово. С Рождением Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира ведётся наше летоисчисление – 2017 год от Рождества Христова. А на небе появилась, зажглась Вифлеемская звезда. (Показ слайдов №1, №2)

В церквях в вечерние часы шла торжественная служба. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву. Старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. День, предшествующий празднику Рождества именуется Сочельником. С ним связано множество разнообразных примет и поверий:

Если небо усыпано звёздами – ожидай много грибов и ягод, богатого приплода скота. (Показ слайда №3)

Если иней на деревьях – к обильным хлебам. (Показ слайда №4, №5)

Дни после Рождества Христова до Крещения (19 января) называются святками, т.е. святыми днями. Они праздновались широко и весело. В это время существовал обычай рядиться, гадать, вертеп представлять. Вертеп – ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Люди двигали фигурки и разыгрывали сценки Рождения Христа. (Показ слайдов №6, №7, №8, №9, №10).

А что вы знаете о святках?

Дети читают стихи.

☺:

Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.

☺:

От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.

☺:

Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.

Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорной группы»Бяседа». За дверью слышится шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проёме появляется голова Козы – блеянием она приветствует гостей. В зал входит процессия – её возглавляют колядовщики, коза, замыкает шествие медведь. Процессия становится полукругом, лицом к зрителям.

1 колядов:

Здравствуйте, люди добрые!
С Новым годом, с новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет чтоб жили!

2 колядов:

Ой, ребята, нынче Святки,
Не пойти ль нам на Колядки?
Там блины, козули,
И кисель в кастрюле.

1 колядов:

По деревне всей пройдём
Коляду-овсень споём!

Колядка:

Ой, Колядка, Коляда, золотая голова!
Приходила Коляда – всем добра вам принесла!

2 колядов: С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с Козой…

Коза (стучит копытцем) Ме-е-е-е!

1 колядов: С медведем…

Медведь (мотает головой) Р-р-р-р-р!

2 колядов: Со звездой, месяцем и вертепом. Пели, подарки просили, хозяев поздравляли и здоровья им желали.

Кодядовщики подходят к избе.

1колядов:

Выходи, хозяйка,
Принимай гостей со всех волостей!

2 колядов:

Эти гости нечастые,
Один денёк в один годок.

1 колядов:

Что хозяйка наварила,
Что родима напекла?
Выноси-ка поскорей-
Не морозь-ка ты детей

Вместе:

У нас чёботы худые (выставляют ногу вперёд на пятку)
У нас ножки-то зябнут.
У нас рукавички дырявы…(жалобно)   
У нас ручки-то зябнут. (показывают руки в рукавицах)
И тулуп-то короток… (ударяя себя в грудь)
Колядовщик передрог! (обнимают себя двумя руками, «ёжась» от холода)

Выходит Хозяйка.

Хозяйка:

Пожалуйте, гости дорогие!
Дом мой просторный,
Щи мои жирны,
Сдобны лепёшки не лезут в окошки.

2 колядов:

Слышишь ли, хозяюшка,
Тебе песню поём,
Твоим деткам честь воздаём!
Мы хотим от вас даров,-
Хоть немножко пирогов.

Все поют колядку.

Хозяйка:

Сначала загадки отведайте, а потом и лепёшкой обедайте!
Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
Не бриллиант, а светится. (Лёд)

Затем Хозяйка проводит аттракцион «Найди пару»: на полу беспорядочно раскладывают варежки – по команде дети должны найти среди них две одинаковые. Ребёнок, оставшийся с одной варежкой выполняет задание Хозяйки.

Появляется Баба Яга на метле.

Баба Яга: Здравствуй, Марья свет Ивановна! С Рождеством тебя и с Новым годом!

Богатства тебе немеренного,
Серебра – несчитанного,
Мужа тебе – красавца невиданного.

Хозяйка: Отчего ты такая добрая стала?

Баба Яга:

Да вот печку топила,
Кашу варила,
С печки упала,
Ножку сломала
Вот и подобрела.

Хозяйка: А вот мы сейчас посмотрим, какая ты добрая на самом деле.

Игра «Бабка Ёжка» Дети водят хоровод вокруг Бабы Яги, после их слов Баба Яга пытается метлой осалить кого-нибудь из ребят.

Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала – ножку сломала,
А потом и говорит у меня нога болит.

Хозяйка:

Ладно, Бабуля-Ягуля, не серчай,
Ты нам лучше погадай!

Баба Яга выносит корзину, внутри которой находятся капсулы от шоколадных киндер-сюрпризов.

Баба Яга:

Кому вынется – тому сбудется,
Кому сбудется – не забудется.

(Каждый из детей достаёт свой сюрприз и раскрывает его.)

  • Ниточка – того ждёт в этом году путешествие.
  • Кусочек ваты – ждёт мягкая, тёплая жизнь.
  • Пуговичка – предстоит красивая обновка.
  • Зёрнышко – достаток, вкусная еда.
  • Монетка – богатая жизнь
  • Кусочек спички – крепкое здоровье, не будешь болеть.
  • Конфета – сладкая жизнь.

После она улетает.

Хозяйка:

С Рождеством всех поздравляю
Угощенье вам вручаю (Раздача сладостей детям.)
А вам гости, дорогие
Подарки всем вручаем.
Рецептик стариннай, не простой да длиннай!
Делали сами…

Дети: Вот этими руками!

(Показывают ладошки зрителям, дети дарят печенье-козульки.)

Колядовщики: Молодцы, ребята! Дальше в путь пора! Праздник не кончается, а всю неделю продолжается!

Сеем, веем, повеваем
И хозяев поздравляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам!

(Обсыпают всех пшеном, приглашают всех детей по своим возрастным группам колядовать по всему детскому саду: младшие группы, кабинеты педагогов и сотрудников ДОУ.)

Звучит песня «Коляда» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».

Сейчас давайтека мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним

старинным русским народным способом!

Рождественское гадание

Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном,

ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже

становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть

главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным

гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.

Ведущая: Не пугайтесь, дорогой ПетяПетушок, гадание очень простое, хотя и

довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз

повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он

направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в

избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех

присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с

зерном то сытным и урожайным, если к монетам то прибыльным и успешным, если к

корзине, то к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти

замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А «Петушок» получает приз за свою

работу леденцового петушка.

Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать,

то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы,

друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? Проводились игры во время

которых молодёжь присматривалась друг к другу. Предлагаю и нам поиграть, свою

ловкость показать!

Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6

длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды

берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды заплести из своих

лент длинную красивую косу).

Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15

см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).

Игра 3. «Повяжу я Любушке платочек» (6 человек)

Кто быстрее всех без смеха

Шар платком повяжет свой,

Тот в награду за успехи

Унесет его с собой!

Для игры «Повяжу я Любушке платочек» я прошу Вас встать в 2 колонны. Помоему

сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек,

Игра 4. «Конекгорбунок»

Два взрослых игрока на плечи сажают себе ребят и наперегонки бегут до указанного

места и обратно. Кто первый прибежит, тот и выиграет.

Ведущая: Ай да молодцы! Теперь Коза зовёт всех скорее в хоровод, будем весело играть,

чтоб весь год хлопот не знать!

Цели и задачи:

  1. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  2. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
  3. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
  4. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать
    чувство патриотизма.

Ход праздника

Заходим с песней «Рождество христово».

Ведущий:

Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.

Песня «Свечи зажжем».

Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще
лучше после игры «Веселая минутка»

Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест
за нами. Попробуем.

  • Как живешь?
  • Как идешь?
  • А бежишь?
  • Ночью спишь?
  • Как берешь?
  • Как даешь?
  • Как шалишь?
  • А грозишь?
  • Ну, а дразнишь как?

Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога
славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все
на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.

Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по
дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их
припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание
небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при
колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем
году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали
с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.
Взрослые разыгрывают сценку.

Входит Цыган и ведет Медведя.
Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается
на все стороны.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим
Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает,
всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки
плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а
песня будет вот такая… (поёт на мелодию частушек ):

Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время
исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик».
Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь
пляшет.

Цыган:

Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
головушка у нее заболела!

Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце
глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком –
во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине,
болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за
уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!

Ведущий:

Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.

Хороводная игра «Опаньки».

Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки».
Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

Ок-ок-ок – покатился … (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал… (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка… (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел… (козлят)!
А’на-а’на-а’на – несут лебеди… (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Петрушка:

В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с
запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает,
кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)

  • «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit».
    (Старуха.)
  • «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
  • «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
  • «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
  • «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
  • «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с
    кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги,
бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.

Петрушка:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий православного фестиваля
  • Сценарий православного рождественского спектакля
  • Сценарий православного праздника троица
  • Сценарий поэты юбиляры
  • Сценарий православного праздника покрова пресвятой богородицы