Сценарий правовой турнир знатоки права

Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников.

ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА

(внеклассное мероприятие для учащихся 7-8,9 классов)

         Цель мероприятия: способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества; профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи мероприятия: 

Образовательные: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории об основах  законодательства; обучать основам юридических знаний.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения друг другу и окружающим; воспитание гражданских качеств личности, формирование патриотизма, нравственной позиции.

Развивающие: развитие умений работы в группе (команде); умение анализировать правовые ситуации; делать выводы и определять свое отношение к проблеме; развитие познавательного интереса и творчества учащихся: формирование информационно-коммуникативной культуры.

Форма: внеклассное мероприятие.

Виды деятельности учащихся:  игровая, творческая.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Используемые приемы, методы, технологии: словесный, наглядный, практический.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащимися: работа в группах (командах), использование игры, применение ИКТ, примеры жизненных ситуаций.

Условия игры: 1. Участвуют 3 команды по 5 человек.

2. У каждой команды свой стол.

3. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

4. Каждой команде необходимо подготовить эмблему, девиз и название команды.

ХОД ТУРНИРА.

Ведущий 1. Добрый день, ребята, гости, жюри. Сегодня  мы проводим правовой турнир. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Мы надеемся, что этот правовой турнир сформирует  у вас навыки правомерного поведения, расширит ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеемся, вам будет интересно.

Ведущий 2. Что вы знаете о Фемиде?

Фемида — общепризнанный символ правосудия; ее изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия. Фемида — древнегреческая богиня права и законного порядка.

Ведущий 1. Надеемся, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство. Суров закон, но он закон, так говорили древние римляне.

Ведущий 2. Правовые знания нужны нам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках истории и обществознания вы изучали основы права, которые нам сегодня пригодятся.

Ведущий 1. В правовом турнире участвуют команды 7-х классов. Им было дано домашнее задание:  придумать название своей команде, девиз, представить капитана команды и подготовить приветствие.

 Ведущий 2. Оценивать знания команд будет компетентное жюри:

1.

2.

3.

Ведущий 1. «Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным.

Ведущий 2. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться своими хорошими ответами, знанием обществознания, история, права, тем самым оставить как можно больше следов. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе, и своим товарищам.

Ведущий 1. Итак, встречайте наши команды

Ведущий 2. Мы начинаем первый конкурс «Шпионские страсти». 

Ведущий 1. Внимание! Следующий конкурс «Разминка» — командам предлагается ответить на 3 вопроса  . Каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 1 команде:

1.Что такое право? В чем его отличие от морали?

2.Назовите основные госуд.символы

3. Что такое алиби?

Вопросы 2 команде:

  1. Что такое Конституция?
  2. Что такое превышение пределов необходимой обороны?
  3. Что такое преступление?

Вопросы 3 команде:

  1. Назовите основной закон государства.
  2. Что такое презумпция невиновности.
  3. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?

Ведущий 1. Продолжаем наш турнир. И следующий конкурс «Юридическая консультация».    Командам предлагается решить юридические задачи.

  1.  Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью.

Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

  1.  Пятеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 100-рублевую купюру. Деньги 15-лтнему подростку вернули, но за «обман» потребовали крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, кампания снова напомнила о деньгах. Получив отказ, подростки избили юношу. По этому факту было возбуждено уголовное дело.

Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за преступление?

Решение: Да, подростки понесут уголовную ответственность, т.к. она наступает с 14 лет. Преступление: нанесение телесных повреждений, вымогательство, а также отягчающим вину обстоятельством является то, что оно совершено группой лиц.

Ведущий 2. Порядок и справедливость   право  устанавливает  путем  четкого  определения   меры  свободы людей.  Подлинная свобода  состоит в том,  чтобы  уметь правильно  пользоваться  своими  правами  и уважать права  других  людей. Все  наши  права  точно  определены  и записаны   в правовых  документах,  главным из  которых  для  всех  граждан России  является  Конституция  Российской Федерации. Знание Конституции – основного закона  нашей страны,  обязательное   условие становления гражданина  России.

Ведущий 1: Конкурс «Преступление из истории»

Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив лук, Геракл стал разить  птиц смертоносными стрелами.

Вопрос: назовите преступление, которое совершил Геракл.

Ответ: убийство редкого вида птиц.

Ведущий 1.: А сейчас конкурс «Из практики инспектора»

«На покинутой даче»

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда в квартиру Виммер договорился с соседом по даче, неким 3, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года 3 позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике допрашивал 3. Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал дырочку во льду на окне, посветил в комнату карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».

-Все ясно,-ледяным голосом заметил инспектор Варнике.

Вопрос: Почему инспектор заподозрил в краже 3?

Ответ: Стекла в окнах в сильные морозы замерзают со стороны комнат, но не снаружи.

Конкурс «Словесный портрет знаменитых сыщиков»  

Эркюль Пуаро.)

Блицопрос для команд

За каждый правильный ответ-1 балл.

  1. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера)
  2. Какой породы была собака Баскервиллей? (мастиф)
  3. Посредник в спорах не судебного характера. (Арбитр)
  4. Морской разбойник, флибустьер. (Пират)
  5. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор)
  6. Старое русское название разбойника с большой дороги. (Тать)
  7. Уголовное преступление, описанное в рассказе О. Генри «Вождь краснокожих». (Киднеппинг)
  8. Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз и насилия. (Рэкет)
  9.  В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела. (Детектив)
  10. Выслеживание и розыск преступников-устаревшее название. (Сыск)
  11. Морской разбойник (пират)
  12. Лицо, приглашенное для участия в производстве осмотра, обыска, выемки других следственных действий (истец).    

Ведущий 1. А теперь, конкурс «Тайна записи». Следователь нашей прокуратуры  —  большой оригинал. Судите сами: вот какие записки он приколол к текущему делу. Попробуйте расшифровать их в течение 5 минут. Правильный ответ – 2 балла.

  1. БРЭЗДУБЛЭНЫЭ ПЮТЭД РЯЗГРИДЁ

(Преступление будет раскрыто)

  1. БРЭЗДЮБНЫГ ТЯВЯЛ БЁГЯСЯНЫА

(Преступник давал показания)

Ведущий 2. И вновь возвращаемся к правам человека. Предлагаем конкурс «Сказки». Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Отвечает команда, первая поднявшая руку. Правильный ответ оценивается в 1 балл. В случае неправильного ответа право высказаться предоставляется другой команде. Итак, начинаем:

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? («Красная Шапочка»).

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому — по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»). .

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». («Волк и семеро козлят»). 

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»). 

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»). 

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»). Ведущий 2. А пока команды готовятся выполнить задание, нам очень хотелось бы узнать, насколько интересен и полезен был наш сегодняшний разговор. Какие проблемы вы еще хотели бы обсудить в дальнейшем. Для этого мы просим вас заполнить анкету.

Ведущий 1. Наше  мероприятие подходит к концу. Хочется вам напомнить, что всё в ваших руках.

 Ведущий 2.   Все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учёба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в нашей стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Награждение команд.

Название конкурса

1

«Шпионские страсти»

 Визитная карточка

2

Разминка

3

Юридическая консультация

4

Преступление из истории

5

Из практики инспектора

6

Блиц-опрос для команд

7

Конкурс капитанов

 8

Сказки

ИТОГИ

БРЭЗДУБЛЭНЫЭ  ПЮТЭД  РЯЗГРИДЁ

БРЭЗДЮБНЫГ  ТЯВЯЛ  БЁГЯСЯНЫА

БРЭЗДУБЛЭНЫЭ ПЮТЭД РЯЗГРИДЁ

БРЭЗДЮБНЫГ ТЯВЯЛ БЁГЯСЯНЫА

БРЭЗДУБЛЭНЫЭ ПЮТЭД РЯЗГРИДЁ

БРЭЗДЮБНЫГ ТЯВЯЛ БЁГЯСЯНЫА

Вопросы 1 команде:

1.Что такое право? В чем его отличие от морали?

2.Назовите основные госуд.символы

3. Что такое алиби?

Вопросы 2 команде:

  1. Что такое Конституция?
  2. Что такое превышение пределов необходимой обороны?
  3. Что такое преступление?

Вопросы 3 команде:

  1. Назовите основной закон государства.
  2. Что такое презумпция невиновности.
  3. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?

1) Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью.

????  Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

2)         Пятеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 100-рублевую купюру. Деньги 15-лтнему подростку вернули, но за «обман» потребовали крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, кампания снова напомнила о деньгах. Получив отказ, подростки избили юношу. По этому факту было возбуждено уголовное дело.

Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за преступление?

С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда в квартиру Виммер договорился с соседом по даче, неким 3, чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года 3 позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике допрашивал 3. Тот рассказал следующее: «Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смог увидеть. Тогда я продышал дырочку во льду на окне, посветил в комнату карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал».

-Все ясно,-ледяным голосом заметил инспектор Варнике.

Командная игра «Турнир знатоков права»

(Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов)

Цель и задачи мероприятия:

правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют две группы поддержки.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План проведения мероприятия:

  • Приветствие команд (название, девиз)- 5 баллов

2. «Всякая всячина» (10 баллов)

3. Права человека ( 5 баллов)

4. Конкурс «Шкатулка»

5. Конкурс капитанов

6. «В шутку о серьезном» (10 баллов) // 6. Конкурс для болельщиков

Вступительное слово:

-Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.

В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой защите и внимании, будучи, в отличие от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим праздником, праздником ребенка.

Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.

Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается того, что мы называем правом и законом.

1-й вед. Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Слово команде ….

2-й вед. Приветствие от команды …..

Слово жюри…..

1-й вед. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 10 вопросов в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы первой команде:

1.

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией.

Референдум

2.

Когда отмечается День прав человека?

10 декабря

3.

Что такое презумпция невиновности?

Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.)

4.

Кто является главой Российской Федерации?

Президент

5.

Чем по национально-государственному устройству является Россия?

Федерация

6.

Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу?

Конституция

7.

Отдельный гражданин как субъект гражданского права.

Физическое лицо

8.

Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу.

Ратификация

9.

К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район?

Район

10.

В каком году была принята ныне действующая конституция?

1993

Вопросы второй команде:

1.

Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?

Конституция

2.

Кто является гарантом конституции РФ?

Президент РФ

3.

Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком?

Человек до 18 лет

4.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …

Народ

5.

Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации

Декларация

6.

Процедура вступления в должность главы государства называется…

Инаугурация

7.

Защита отечества для гражданина России является…

Почетной обязанностью

8.

К исполнительной ветви власти относится…

Правительство

9.

Государственным языком на всей территории России является…

Русский

10.

Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется…

Ценз

Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.

1-й вед. Объявляем условия третьего конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(предлагаются по очереди карточки)

Слово жюри…

2-й вед. Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Шкатулка».

Нужно угадать, что находиться в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходи к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «…» У халифов он был желтым, у албанцев- без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)

* Вопрос команде «…» В шкатулке находиться то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)

* Вопрос команде «…» В шкатулке находиться книга, состоящая из двух частей — общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)

* Вопрос команде «….» Во время «сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашей шкатулке находиться то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. (Соль).

Слово жюри…

2-й вед. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

* Вопрос капитану команды «……»:

— Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Швейцария — в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?…. (женщинам было предоставлено избирательное право).

* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?…..(курильщики).

* Вопрос капитану команды «……»:

Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?….(«закон»).

  • Вопрос капитану команды «….»

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?…(Гражданский кодекс).

Уважаемые жюри, оцените работу капитанов.

1-й вед. Последний конкурс нашего турнира конкурс «В шутку о серьезном».

За отведенное время (5 минут) необходимо ответить на вопросы, за каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.

Команды отвечают письменно: время, отводящееся на конкурсе, 5 минут, за каждый правильный ответ — 1 балл.

вопрос

ответ

1

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука».

Черт побери

2

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?

Билета

3

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.

Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»

4

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.

Сорока

5

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного.

Буратино

6

Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича?

Глеб Жиглов

7

В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»

Кавказская пленница

8

«Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал

А. Крылов. Кто же был героем басни?

Осел

9

Как появилось выражение: «Написано на лбу»?

Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника

10

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.

Шапка

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Конкурс болельщиков (устно)

Болельщики отвечают на вопросы, за правильный ответ получает команда 1 балл.

вопрос

ответ

1

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Всеобщая декларация прав человека

2

«Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».

Конвенция о правах ребенка

3

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Конституция РФ

4

О каких правах человека идет речь в этих отрывках?

«Колобок, колобок! Я тебя съем. Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою»

Право на жизнь и личную неприкосновенность

5

«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, приходи к нему лечиться и корова, и волчица..»

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6

«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»

Право на свободу и личную неприкосновенность

(По истечении 5 минут ведущий забирает листы и предает их на проверку членам жюри)

2- вед. Попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо за игру!

Цель мероприятия: воспитание правовой
культуры и грамотности подрастающего поколения
и чувства причастности к международному
правовому сообществу.

Задачи мероприятия:

  • ознакомить учащихся со статьями Конвенции о
    правах ребенка, Всеобщей декларации по правам
    человека, частично со статьями
    Административного кодекса правонарушений;
    научить применять их в жизни;
  • формировать у учащихся правовые знания и
    законопослушное поведение;
  • развивать правовое самосознание;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений
    несовершеннолетних;
  • воспитывать уважение к правам и свободам
    личности, ответственность за свои поступки.

Рекомендации по проведению

Для мероприятия необходима предварительная
подготовка. Заключается она в следующем. На
стенде вывешивается информация: адаптированный
текст статей Конвенции о правах ребенка,
Всеобщей декларации по правам человека, статьи
Административного кодекса правонарушений.
Информацию учащие в течение недели должны
изучить. Также за несколько дней до турнира
командам дается домашнее задание:

  • приготовить приветствие команды на тему “Мы –
    граждане правового государства”,
  • найти в толковых словарях определения терминов
    (термины: право, мораль, алиби, превышение
    пределов необходимой обороны, презумпция
    невиновности, проступок, поступок, вето
    ).

Для 6 конкурса заранее необходимо приготовить
карточки с вопросами и ответами на каждую
команду.

Ход мероприятия

Вступительное слово. Сегодня в нашем турнире
участвуют две команды. Компетентное жюри будет
оценивать вашу игру и выявит самых грамотных
знатоков прав и обязанностей человека в
современном обществе.

1. Конкурс – приветствие команд на
тему “Мы – граждане правового государства”

Представление команд на 5 минут по теме. Жюри
оценивает содержание приветствия, актерское
мастерство команд. Наивысший балл в конкурсе – 5.

2. Конкурс “Разминка”

Каждой команде предлагается 5 вопросов. На
обдумывание дается 30 секунд. Наивысший балл – 3.

  1. Назовите основной закон государства.
  2. Назовите основные государственные символы.
  3. Какой основной международный документ,
    закрепляет права детей?
  4. Сколько раз в год проходит призыв на военную
    службу?
  5. Что такое альтернативная служба?
  6. Имеете ли ребенок право свободно выражать свое
    мнение?
  7. Кто несет ответственность за получение вами
    среднего образования: вы, родители, школа,
    государство?
  8. С какого возраста можно привлекать к
    административной ответственности?
  9. Когда отмечается День прав человека?
  10. Выраженное в законах и других государственных
    актах, охраняемое государством общеобязательное
    правило поведения?

3. Конкурс “Расшифровка терминов”

Это домашнее задание. Необходимо было
поработать со словарями и узнать, что означают
следующие слова (каждой команде дается по 4
термина): право, мораль, алиби, превышение
пределов необходимой обороны, презумпция
невиновности, проступок, поступок, вето.

Наивысший балл в конкурсе за полную и
правильную расшифровку термина – 5.

4. Конкурс “Юридическая консультация”

Командам предлагается решить юридические
задачки. Наивысший балл – 5.

  1. Ученик школы, которому исполнилось16 лет, будучи
    в нетрезвом состоянии, на дискотеке приставал к
    девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали.
    Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью.
    Можно ли привлечь этого школьника к
    административной ответственности? Если да, то за
    что, по какой статье?
  2. Трое подростков договорились совершить кражу
    коммерческого киоска (продуктового магазина).
    Двое начали взламывать дверь, а третий, осознавая
    отвратительность этих действий, решил
    отказаться от своего преступного замысла,
    незаметно отошел в сторону и убежал. Будет ли
    отвечать за кражу тот, кто убежал?

5. Конкурс “Права человека”

Командам предлагаются иллюстрации из
сказок. Задача команды: ответить на вопрос к
данной иллюстрации. Наивысший балл – 3.

1.Каким правом воспользовался Балда из
сказки А.С. Пушкина “Сказка о попе и его
работнике Балде”, нанявшись на работу к попу?

Правом на труд.

(Рисунок 1)

2.Лиса из русской народной сказки “Колобок”,
съев колобка, нарушила его право на

Жизнь.

(Рисунок 2)

3.Какое право нарушила лиса, выгнав зайца из
дома в русской народной сказке “Заюшкина
избушка”?

Право на неприкосновенность жилища.

(Рисунок 3)

4.Лягушка из сказки В. Гаршина
“Лягушка-путешественница”, отправившись в
путешествие, воспользовалась своим правом на …

Свободное передвижение.

(Рисунок 4)

6. Конкурс “Вопрос-ответ”

Командам выдаются карточки с вопросами и
ответами. За 1 минуту необходимо подобрать к
каждому вопросу правильный ответ. Наивысший балл
– 5.

Вопрос: С каких лет может человек нести
уголовную ответственность?

Вопрос: Имеет ли право подросток 13-15 лет
совершать торговые сделки?

Вопрос: Кто несет ответственность за вред,
причиненный подростком в возрасте от 15 до 18 лет?

Вопрос: Кто несет ответственность за вред,
причиненный ребенком или подростком до 15 лет?

Вопрос: Какие отношения регулирует
государственное право?

Ответ: Родители или лица, их заменяющие.

Ответ: Несовершеннолетние сами несут
ответственность. Вред должен быть возмещен
родителями, и ответственность возлагается на
родителей, а не на школу или какое-либо другое
учреждение.

Ответ: Гражданское право регулирует
имущественные и некоторые неимущественные
отношения.

Ответ: Нет. Такая сделка является
недействительной.

Ответ: С 16 лет человек несет ответственность
за совершение любого преступления,
предусмотренного Уголовным кодексом. С 14 лет –
за убийство, умышленное нанесение телесных
повреждений, изнасилование, разбой, грабеж,
кражу, злостное хулиганство, умышленное
уничтожение или нанесение повреждений
государственному, общественному или личному
имуществу граждан, за хищение огнестрельного
оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.

7. Конкурс Памятка “Я имею право…”

Командам за 5 минут необходимо составить
памятку на тему: для вас сказать “Я имею право…”
означает…. Наивысший балл – 5.

8. Подведение итогов жюри

Чтобы права человека были защищены,
недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы
сам человек хотел и умел их защищать. Твои права
действительны только в том случае, если ты не
нарушаешь права других людей: если ты нарушаешь
чьи-то права, то завтра обязательно найдется тот,
кто пренебрежет твоими правами и нарушит их.
Каждое право порождает обязанность: права без
обязанностей приводят к беспределу, а
обязанности без прав – к произволу. Мы желаем,
чтоб с вами такого не произошло. А теперь слово
жюри.

Список литературы


  1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.
    Классные часы по гражданскому и правовому
    воспитанию: 5-11классы.-М.: ВАКО, 2006. (Педагогика.
    Психология. Управление).
  2. Гаршин В. “Лягушка – путешественница”. –
    Москва, “Яблоко”, 2004г.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
    – М., “Издательство ЭЛИТ”, 2006г.
  4. Права ребенка: Нормативные правовые документы.
    – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Правовая библиотека
    образования).
  5. Пушкин А.С. “Сказка о попе и его работнике
    Балде”. – Москва, “Яблоко”, 2004г.
  6. Русская народная сказка “Заюшкина избушка”. –
    ООО Издательство “Фламинго”, 2002.
  7. Русская народная сказка “Колобок”. – ООО
    “РИША-ПРЕСС”, 2003.

Сценарий внеклассного мероприятия по праву

«Турнир знатоков права» среди 7-х классов

МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды

Севумян Габриэль Манвелович

23.11. 2016 г.

Цель:  способствовать развитию правового образования учащихся.

Задачи:

— развитие правовой культуры учащихся;

— анализ выступлений оппонентов;

— воспитание активной гражданской позиции;

— развитие учебной мотивации и соревновательного потенциала учащихся.

Участвует 4 команды: команды 7 а, 7 б, 7 в, 7 г классов.

Ход турнира:

1. Вводное слово учителя. Добрый день, уважаемые знатоки права! Сегодня мы собрались здесь дружной компанией в лице 4 команд, представляющих 7-е классы нашей школы. Целью нашей встречи является проведение «Турнира знатоков права» в рамках традиционной декады правовых знаний. Надеюсь, что Вы сегодня покажете высокий уровень знаний и правовой культуры.

2.Представление жюри. Для оценивания Вашей работы у нас работает уважаемое жюри в лице учащихся 11-х классов нашей школы.

     Турнир проходит в 4 этапа и по их результатам будет оцениваться работа всей команды. Давайте начнем наш турнир с жеребьевки, целью которой является для определения очередности участия команд в этапах конкурса.

            I этап – «Представление команд»

 Представление команд, название, девиз команды. Жюри оценивает все компоненты конкурса (название команды, девиз). Максимальная оценка – 5 баллов, минимальная – 1 балл.

II этап – «Знаток права»

Работа с презентацией (30 вопросов по блокам «Документы», «Хронология», «Права», «Обязанности и ответственность», «О чем идет речь». Первый вопрос выбирает команда, выбравшая № 1 в ходе жеребьевки. После появления на экране вопроса, команда, члены которой первые подняли руку, имеет право ответить на вопрос. При правильном ответе, эта команда выбирает следующий вопрос. При неправильном ответе, остальным командам дается право ответить на вопрос (очередность также определяется скоростью реакции команды на вопрос). За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

III конкурс – конкурс капитанов.

Конкурс проходит в 2 этапа: 1) Выступление капитанов команд на тему «Роль права в жизни современного общества». Оценивается богатство обществоведческого материала в речи капитана, логичность тезисов и вывода. 2) Работа с терминами: каждый капитан вытягивает  по 1 табличке  с 4 терминами и объясняет, что означают эти понятия: присяжные заседатели, Конституция, правонарушение, кодекс,   прокуратура, вандализм, презумпция невиновности, геноцид, аффект, прецедент, закон, дисциплина, санкции, сетикет, воля, право. За выступление капитанов выставляется максимальная оценка 5 баллов, минимальная -1 балл, за каждый правильное определение термина по 1 баллу.

IV конкурс «Юридическая консультация». Решение правовых задач.

1. Пятеро 16-летних подростков встретили 15-летнего и потребовали у него денег. Он ответил, что денег нет. Тогда один из группы проверил у него карманы и нашел 100-рублевую купюру. Деньги 15-летнему подростку вернули, но за «обман» потребовали крупную сумму денег. Встретив его через несколько дней, компания снова напомнила о деньгах. Получив отказ, подростки избили юношу. По этому факту было возбуждено уголовное дело.

Квалифицируйте состав преступления. Понесут ли подростки уголовную ответственность за преступление?

2. У гражданина Петрова похитили автомобиль. Вскоре воров поймали, осудили. Нашли и того, кому воры успели продать автомобиль на авторынке. Но новый собственник не знал, что машина приобретена незаконно.

Как будет решена эта ситуация?

3. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью.

Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

4. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

За каждую правильно решенную задачу выставляется 2 балла.

     Слово предоставляется жюри для подведения итогов. Заключительное слово учителя.

Презентация «Знатоки права»
PPT / 3.3 Мб



Сценарий внеклассного мероприятия «Турнир знатоков права»

Сценарий внеклассного мероприятия

«Турнир знатоков права»

для обучающихся с 6го по 11ый классы

(Из каждого класса берется по одному ученику и создается две команды. В начале

видео об истории конвенции по правам ребенка ).

Ведущий: Добрый день уважаемые гости, дорогие друзья! Не спроста мы начали

нае мероприятие с такого небольшого фильма, в котором звучали слова «право» и

«конвенция». Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это

предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их

вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, чтото новое и надеемся

нужное. Что же такое право? Правоодин из видов регуляторов общественных

отношений; система общеобязательных, формальноопределенных,

гарантированных государством правил поведения.

В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций

провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются

в особой защите и внимании, будучи, в отличие от взрослых, чрезвычайно

уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно

приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим

праздником, праздником ребенка. Но что же такое конвенция. Конвенция –

международный правовой документ, определяющий права детей в государствах

участниках.

Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо

для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить

пользу и радость себе и людям.

Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается

того, что мы называем правом и законом. Ближе знакомится с правами мы будем в

очень интересной, занимательно конкурсной основе. И как полагается ни один

конкурс не обходится без жюри. Разрешите мне представить наших верховных

судей нашего турнира.

1. _______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. _______________________________________________________

Ведущий: С жюри мы познакомились, настало время познакомится с самими

командамисоперницами. Напоминаю жюри, что оценивать наших команд вы

начинаете прямо сейчас, так как мы переходим к первому конкурсу

«Приветствие». Данное задание, вы оцениваете по 5ти бальной шкале.

(Каждая команда должна придумать себе название, девиз и на стол сделать

название своей команды).

Ведущий: Отлично, с каждой командой мы познакомились и мы переходим к

следующему конкурсу «Собери пословицу». У каждой команды лежат на столах

половицы, которые разделены на части. Ваша задача состоит в том, что бы

правильно их соединить. Жюри данный конкурс оценивает так же по 5ти бальной

шкале. (Каждой команде дается по 4 пословицы, которые разделены. Дается одна

минута, после которой команды по очереди показывают и произносят в слух

пословицы).

Ведущий: Жюри оценивает ответы наших участников, а мы переходим к

следующему заданию «Вместе с песней», но перед этим, давайте посмотрим

небольшой видео ролик. Особое внимание хотелось бы обратить наших

конкурсантов, потому что там будут показаны основные права детей. Даже лучше

будет, если вы их гдето пометите у себя на листочке, ведь они вам могут

пригодиться. (Видеоролик о «Правах детей» с мультяшными вставками). Итак,

сейчас каждой команде будет возможность прослушать ту или иную музыкальную

композицию. Задача каждой команды определить о каком праве поется в песне.

Жюри оценивает правильность ответов. Готовы?! (По очередно каждая команда

слушает песню и называет то или иное право. «Песня бременских музыкантов»

Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

«Чему учат в школе» Право на образование.

«Песенка мамонтенка» Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими

родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.

«ЧунгаЧанга» Право на отдых. Право пользоваться благами.

«В каждом маленьком ребенке» Право на всестороннее развитие.)

Ведущий: Итак, настала пора подвести итоги за три конкурса и поэтому

предоставляем слово жюри. (Жюри оглашает результаты за три конкурса).

Ведущий: Ну что ж, мы переходим к следующему конкурсу, не менее интересный

чем предыдущие. И называется он «Анаграммы». Каждой команде я раздаю вот

такие листочки, на которых находятся анаграммы. Что такое анаграммы? Это из

предложенных слов, которые составлены не правильно, нужно составить

правильное слово. Например, НОКЕВНИЦЯ (конвенция). (Каждой команде

раздаются слова, анаграммы, из которых они должны составить правильные слова.

1. ГОУСАРДТСОВ (государство)

2. ИЖЗНЬ (жизнь)

3. РБОАЗОАВИНЕ (образование)

4. КЗАОН (закон)

5. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)

6. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)

7. СКОКДЕ (кодекс)

8. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)

Ведущий: Жюри подводит итоги , за третий конкурс, а мы подходим к нашему

основному и не менее важному, а возможно даже и решающему конкурсу «Где

правда?». Нужно из прочитанных мною высказываний выбрать какое правильное,

а какое нет. Вы будите помечать у себя на листочках. Затем, я вновь повторю

высказывания, и вы уже нам скажите верно оно или нет.

Из предложенных утверждений, выбрать те которые являются правильными

1. Каждый ребенок имеет право на

все, что изложено в Конвенции прав

ребенка, независимо от богатства его

родителей, цвета кожи, религиозных,

политических и иных убеждений

правильное

2. на достойное медицинское

обслуживание имеют право только дети

врачей; на достойное жилище дети

строителей; на хорошее питание дети

поваров, на полноценное образование

дети учителей.

3. Каждый ребенок с физическими

4. Каждого ребенка нужно любить и

или психическими недостатками имеет

право на заботу, а также специальное

образование и медицинский уход.

правильное

выполнять все его желания. А сам ребенок

не обязан ни о ком заботиться.

5. Каждый ребенок со дня своего

рождения имеет право быть гражданином

своей страны и право на собственное имя.

правильное

6. Все дети рождаются одинаковыми,

поэтому давать имена им не надо. Дети

должны обращаться к друг другу по

кличкам или прозвищам. Гражданство, как

не имеющее никакого значения отменяется.

Образование, игры и развлечения должны

помочь ребенку стать культурным

человеком. Об этом должны заботиться

государство и в первую очередь родители

ребенка. правильное

7. Всех детей, лишившихся семьи,

должен усыновить Президент страны.

8. Ребенок ни в коем случае не

должен заниматься непосильным для его

возраста трудом и привлекаться к работе

и занятиям, вредным для его здоровья,

умственного и физического развития.

правильное

9. В каждом ребенке должно

воспитываться чувство дружбы и

взаимопонимания между всеми народами

Земли.правильное

10. В каждом ребенке необходимо

воспитывать сознание, что его энергия и

способности должны служить всем

людям.правильное

11. В каждом ребенке должно

воспитываться сознание того, что его

энергия и способности должны служить

только ему.

Ведущий: Жюри подводит итоги и подписывает грамоты, я вам предлагаю

просмотреть ещё один видео ролик о правах детей.

(Идет видео ролик)

Ведущий: Слов предоставляется жюри.(Жюри оглашает результаты).

Надеюсь, что сегодняшний турнир, принес для вас только пользу и вы вынесли для

себя много интересного и важного. Спасибо за игру!

03.10.2015

Конкурсная игровая программа «Турнир знатоков права»

Сизикова Евгения Валерьевна

Конкурсная игровая программа для учащихся 5 -6 классов.

Оценить★★★★★

1270

Содержимое разработки

«Турнир знатоков права» —

конкурсная игровая программа.

Цели: закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».

 Воспитывать правовую культуры и грамотность подрастающего поколения, уважение к правам и свободам личности, ответственность за свои поступки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Знакомство с темой занятия.

Постановка целей занятия.

Воспитанники делятся на две команды.

 Вступительное слово:

  Сегодня мы проводим турнир знатоков права, то есть это предполагает, что вы уже знаете свои права, и документы которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем, что-то новое и надеемся нужное.

     В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой защите и внимании, будучи, в отличие  от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. А 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Именно этот день является вашим праздником, праздником ребенка.

     Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу и радость себе и людям.

     Наш турнир подразумевает не только знание своих прав, но и всего что касается того, что мы называем правом и законом.

Основная часть.

1 конкурс «В гостях у сказки»

Задание: 

командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают жетон, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.

—  В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

— Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

— Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

—  Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

 —  Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

— Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

2 конкурс «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Ребенок —    К О Р Ё Н Б Е

Семья – М Я С Ь Е

Страна – А Р А Н С Т

Документ – К У Н Т Е М О Д

Закон – К О Н З А

Политика – И П О К А Л И Т

Жизнь – З И Н Ь Ж

Родители – Д И Л И Е Т О Р

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

 Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

 Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

3 конкурс “Права человека”

Командам предлагаются иллюстрации из сказок. Задача команды: ответить на вопрос к данной иллюстрации.

Каким правом воспользовался Балда из сказки А.С. Пушкина “Сказка о попе и его работнике Балде”, нанявшись на работу к попу? (Правом на труд)

Лиса из русской народной сказки “Колобок”, съев колобка, нарушила его право на (Жизнь)

Какое право нарушила лиса, выгнав зайца из дома в русской народной сказке “Заюшкина избушка”? (Право на неприкосновенность жилища.)

Лягушка из сказки В. Гаршина “Лягушка-путешественница”, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …(Свободное передвижение.)

4 конкурс “Преступление и наказание”

Герои книг и герои песен тоже имеют права.

1. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю.Этнина «Ничего на свете лучше нету» О каких правах в этой песне идет речь?(Право на свободу передвижений)

2. Звучит запись песни «Учат в школе» , муз. В.Шаинского, слова Пляцковского.(Право на образование).

3.Звучит запись песни «До чего дошел прогресс», муз. Е.Крылатова, слова Ю.Этнина. (Право на пользование благами технического прогресса).

4.Звучит запись песни «В понедельник до второго». (Право на отдых).

Герои книг.

1.В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу?(«Красная шапочка», «Серая шейка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)

2.Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», «Заюшкина избушка» и т.д.)

3.В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («12 месяцев»)

4.В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка»)

5 конкурс “Вопрос-ответ”

Командам выдаются карточки с вопросами и ответами. За 1 минуту необходимо подобрать к каждому вопросу правильный ответ.

Вопрос: С каких лет может человек нести уголовную ответственность?

Вопрос: Имеет ли право подросток 13-15 лет совершать торговые сделки?

Вопрос: Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 15 до 18 лет?

Вопрос: Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком или подростком до 15 лет?

Вопрос: Какие отношения регулирует государственное право?

Ответ: Родители или лица, их заменяющие.

Ответ: Несовершеннолетние сами несут ответственность. Вред должен быть возмещен родителями, и ответственность возлагается на родителей, а не на школу или какое-либо другое учреждение.

Ответ: Гражданское право регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения.

Ответ: Нет. Такая сделка является недействительной.

Ответ: С 16 лет человек несет ответственность за совершение любого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. С 14 лет – за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабеж, кражу, злостное хулиганство, умышленное уничтожение или нанесение повреждений государственному, общественному или личному имуществу граждан, за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.

6 конкурс «В шутку о серьёзном».

(Каждый правильный ответ команда получает жетон).

1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука».(Чёрт побери)

2. У лесных зайцев нет клыков, а у «городских зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета)

3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актёром в самодеятельности, водителем — каскадёром. Подсказка :фильм «Берегись автомобиля»(Деточкин)

4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий(Сорока)

5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. (Буратино)

6. Как звали капитана МУРа, поймавшего Кирпича в фильме «Место встречи изменить нельзя»? (Глеб Жиглов)

7. В финале этого фильма один из героев торжественно провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»(Кавказская пленница)

8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? (ШАПКА)

5 конкурс «Блиц-опрос »

Задание:  команды по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. За правильны ответ команда получает жетон.

1.В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка?

Ответ: в 1989.

2.Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.

3. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.

4.Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».

5. До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком?

Ответ: до 18 лет.

6.Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.

7.Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.

8. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.

9. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт?

Ответ: в 14 лет.

10. Какой документ является первым документом человека?

Ответ: свидетельство о рождении.

11. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях?Ответ: до 15 лет.

12. Какой основной международный документ защищает права детей?

Ответ: Конвенция «О правах ребенка».

13. Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка?

Ответ: да.

14. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.

15. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу).

Ответ: обязанности.

16. С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.

17. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.

18. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.

19. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.

20. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да

Итог занятия.

Поведение итогов викторины.

— Какой основной международный документ защищает права детей?

(Конвенция «О правах ребенка»)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/150437-konkursnaja-igrovaja-programma-turnir-znatoko

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий правовой беседы
  • Сценарий поэтического праздника
  • Сценарий правильность написания
  • Сценарий поэтического конкурса чтецов
  • Сценарий правила поведения на улице