Сценарий правовые знания школьнику

Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов "Страна правовых знаний" в рамках проведения недели "Правовых знаний"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа-интернат среднего общего образования

СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

ПРАВОВОЙ ТУРНИР

«СТРАНА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»

https://vologda-portal.ru/upload/iblock/248/urist.jpg

Данилова Наталья Егоровна,

Социальный педагог

с. Овгорт

2021 год

Тема: Правовой турнир «Страна правовых знаний»

Цель: пропаганда конституционных ценностей, актуализация интереса к действующей Конституции РФ, популяризация правовых знаний в правовом демократическом государстве.

Задачи:

  • Формирование правового сознания, правой культуры детей, активной гражданской позиции подростков.
  • Способствование сплочению детей путем групповой работы в команде;
  • Совершенствование работы по правовому воспитанию;
  • Реализация творческого потенциала детей;
  • Формирование правовой грамотности подрастающего поколения;
  • Формирование правовой компетентности гражданина;
  • Социализация личности подростка.

Форма проведения: правовой турнир-эрудицион

Время проведения: 17 ноября 2021 года

Место проведения: актовый зал

Участники: 24 человека, 7-8 классы (по 6 человек в команде)

Оформление: надпись «Страна правовых знаний», плакат «Гимн РФ»,  флаг РФ

Музыкальное оформление: фонограмма «Гимн РФ».

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Путешествие в страну правовых знаний», презентация «Подросток и закон. Подросток и его права» (слайд 59-66); карточки с заданиями для групп-команд (конверты с заданиями).

Ожидаемые результаты: повышение информированности детей о правах человека, ребенка, совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий; Формирование правовой грамотности и компетентности подростка; повышение правого сознания подростка и его гражданской активности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы собрались с вами на правовой турнир «Страна правовых знаний». Мы проверим насколько хорошо вы знакомы с данной темой, знаете ли свои права и обязанности. Но для начала я представлю членов нашего жюри.

1.

2.

3.

А теперь познакомимся с участниками сегодняшнего турнира (представление команд 7-8 классов)

Начнем мы наш турнир с презентации «Подросток и закон. Подросток и его права» (слайд 59-66)». (Презентация с текстом).

Ведущий: Вы познакомились с правами подростка. А теперь назовите основные документы, где изложены права граждан, их свободы? (в Конституции, Декларации, Конвенции)

Ведущий: Хорошо! Ну а теперь я озвучу задание первого этапа, который называется — Знатоки. Вам предстоит закончить предложения из статей, изложенных в Конституции РФ. Время выполнения задания 5 минут, максимум, что вы можете заработать 10 баллов.

1 ЭТАП — ЗНАТОКИ

Задание к этапу выполняется на листах:

1.   Статья 2. Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью)

2.   Статья 19. Все равны перед законом и ….        (судом)

3.   Статья 21. Достоинство личности охраняется ….              (Государством)

4.   Статья 22. Каждый имеет право на свободу и ….    (личную неприкосновенность)

5.   Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту….             (своей чести и доброго имени)

6.   Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и ….    (слова)

7.   Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и …    (медицинскую помощь)

8.   Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

9. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ….        (природным богатствам)

10. Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только …   (судом)

Ведущий: Время истекло, просим сдать листочки с ответами жюри.

Следующим этапом сегодняшнего турнира будет блиц-опрос. Задача заключается в быстром ответе участника с места. Ответы принимаются только с поднятой руки. За правильный, точный ответ начисляется 1 балл. А членов жюри попросим помочь в выборе первого, поднявшего руку и желающего дать ответ.

2 ЭТАП — БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РФ» (работа на листочках в малых группах)

Вопросы:

1. Что имеет высшую юридическую силу? (Конституция Российской Федерации)

2. Сколько разделов и глав в Конституции Российской Федерации?    (два раздела и девять глав)

3. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации?      (многонациональный народ).

4. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?   (Президент)

5. Что подлежит официальному опубликованию? (Законы)

6. Кто имеет привилегии перед законом и судом? (все равны перед законом и судом)

7. Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ?  (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников)

8. С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).

9. Что, по Конституции Российской Федерации, является высшей ценностью.

(человек, его права и свобода).

10. С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ? (основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения)

Ведущий: В нашем государстве существуют нормативные документы (Конституция РФ, закон, конвенция о правах ребёнка), в которых четко отражены  права для ребенка. Вы, конечно же, должны их знать! Давайте их перечислим, пока жюри подводит итоги (права на жизнь, честь, свободу, ФИО, на обучение, любовь, заботу, нежность и т.д.)

Ведущий: А теперь следующий этап нашей программы. Подросток и права! Вашему вниманию будут предложены ситуации из жизни детей по очереди для каждой команды (в конвертах). А ваша задача размыслить над ситуацией и дать свою оценку поведению героев. Оценивается полнота ответа с доказательствами (какие права нарушаются). За выполнение задания дается 5 баллов. Если будут дополнения у команд-соперниц, это может им принести 0,5 балла.

3 ЭТАП — ПОДРОСТОК И ПРАВА!

    Мама. Сынок, ты куда собрался?

      Сын. На каток!

      Мама. Да ты что, ты же еще за пианино не садился!

      Сын. Мам, мне так эта музыка надоела.

      Мама. Ничего не поделаешь! Марш за инструмент!

(право на отдых и досуг)

Ведущий: Кто, по-вашему, прав? Было ли нарушение прав ребенка? Ответ обоснуйте.

       Мама. Милая, тебе пора спать. Уже десять часов, а завтра понедельник, опять с трудом вставать будешь.

       Дочь. Я еще не дослушала кассету, мне ее завтра надо отдавать Мишке. Я очень хочу ее дослушать!

(право на свободу выбора или право свободно выражать свои взгляды)

Ведущий: Итак, вам слово! Кто не прав в данной ситуации?

Дочь. Мам, где такая синяя тетрадочка? (находит на столе на кухни) как она оказалась на кухне? Мама! Ты что брала эту тетрадь? Это же мой дневник!

Мама. Да, я его вымела из под дивана и полюбопытствовала (возмущенно). И тут прочла кое-что интересное. Как ты такое можешь писать?!

Дочь. Ну, какое тебе дело? Есть разница между школьным и личным дневником ты не имеешь права читать мой личный дневник!

(право на личную жизнь, тайну переписки)

Ведущий: Ваш ответ, чьи права нарушены?

       Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

       Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми.

(ребенок, конечно, не прав, у него есть и обязанности)

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием! Ответы были полными, аргументированными.

  И какой получился вывод,  что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются  права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А оказывается, мы это делаем не всегда.

 Пока жюри подводит итоги конкурса, вспомним какие виды юридической ответственности вы знаете (Уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний» (слайд3)

4 ЭТАП – «Разбор ситуаций»

Ведущий: Вашему вниманию будут предложены ситуации для определения вида юридической ответственности, ваша задача размыслить над ситуацией и дать свою оценку поведению героев.

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Они разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 4 — гражданско – правовое).

 №2. Женю задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание грозит ему? (Слайд 5; административная ответственность)

 №3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил Дима? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 6 – Уголовное, уголовная ответственность наступает с 14 лет.)

№4. Рома и Петя ехали в трамвае смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание последует? (Презентация: «Путешествие в страну правовых знаний», слайд 7 – Административная ответственность. Привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы).

Ведущий: А мы переходим к следующему этапу.

5 ЭТАП — Определите виды юридической ответственности.
Установите соответствие
.

  • А- административная
  • Г – гражданско – правовая.
  • У- уголовная.
  • Д – дисциплинарная (Слайд 13, «Путешествие в страну правовых знаний»)

         Г  —  Порвал учебник одноклассника – 7а

А — Появился на улице в нетрезвом виде

  • У — Избил одноклассника  -7б
  • У — Совершил кражу мобильного телефона
  • Д — Совершил прогул в школе  -8а
  • А — Переходил дорогу в неположенном месте
  • Г — Разбил мячом окно -8б
  • А — Нецензурно выражался в общественном месте (Слайд14)

Ведущий: Пришло время последнего заключительного этапа – блиц – опрос «Конвенция о правах ребёнка».

По очереди отвечаем на вопросы и получаем по 1 баллу за ответ. В случае отсутствия ответа право передается командам-соперницам, за который они могут получить 0,5 балла.

6 ЭТАП — БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

1.          На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2.          В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3.          В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4.          Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5.          Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6.          Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7.          С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8.        Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущий: Для подведения итога мероприятия, предоставляем слово жюри. (Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги конкурса, для команд звучат дополнительные вопросы по теме  — «Конвенцию о правах ребенка»).

  • На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения
  • В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

Классный час.

Путешествие в страну правовых знаний.

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

Оборудование: проектор, презентации

Вступительное слово учителя.

Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Виды юридической ответственности подростков перед законом.

Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

(Экскурсоводы по стране правовых знаний проводят экскурсии)

Экскурсия 1 Теоретическая.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Это общественно опасное правонарушение, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Экскурсия 2 Практическая.

Ребята, сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№5 В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).

Конечно, «заложенная бомба» — это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!

№6. Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

№7. А теперь рассмотрим следующую ситуацию: «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

1.Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3.Сообщи приметы хулиганов

4.Поставь в известность родителей.

А теперь поговорим о ваших правах.

Экскурсия № 3 Правовая.

№8. Вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).

В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

№9. Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить по стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

III. Викторина.

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д — дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

IV. Подведение итогов.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Путешествие в страну правовых знаний.
PPTX / 1.68 Мб

Командная игра «Знание права нам необходимо!»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню правовой помощи детям — 20 ноября 2015 г.

Автор:

Вильданова Э.Р., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5

«Общим достоянием всех детей являются их права. Каждый ребенок имеет право жить и развиваться, получать образование, не подвергаться насилию, жестокому обращению и отчуждению и заявлять о себе».

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

Цель и задачи мероприятия: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека и ребенка; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

В игре участвуют 4 команды по пять человек. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву.

Вступительное слово ведущего.

20 ноября мы отмечаем Всемирный День ребенка и Всероссийский день правовой помощи детям в РФ (с 2013 г.)

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребёнка (Universal Children’s Day), как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным, и предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями. А 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребёнка.

По данным ООН, ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие — губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру. Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью. 

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать». Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

•       Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

•       Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

•       Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

•       Федеральный закон «Об образовании»;

•       Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

•       Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

•       Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

•       право жить и воспитываться в семье;

•       право на общение с родителями и родственниками;

•       право на защиту;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       право выражать свое мнение;

•       право на имя, отчество и фамилию;

•       имущественные права, включая права собственника.

Российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

30 декабря 2009 года Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Указом Президента РФ N 1518 «Об уполномоченном при президенте российской федерации по правам ребенка». Задача омбудсменов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

При уполномоченных по правам ребенка в Москве, Белгородской, Орловской, Ивановской, Ульяновской, Кемеровской областях, ХМАО – Югре, ЯНАО и др. территориях уже созданы и действуют детские общественные советы.

«Правовой турнир» проводится в рамках Всемирного дня ребенка и Всероссийского дня правовой помощи детям. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

26 лет назад, мир дал детям обещание делать все возможное для защиты и продвижения их прав на выживание и процветание, образование и развитие, полное раскрытие их потенциала, а также на то, чтобы их голоса были услышаны.

Ход командной игры «Турнир знатоков права»

Ведущая.

— В игре участвуют 4 команды по пять человек, сформированных из ребят 9-х классов. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на знание права. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Оценивать ответы команд сегодня будут члены уважаемого жюри. (представление жюри)

— Перечень заданий «Правового турнира»:

  1. Приветствие команд (название, девиз)- (5 баллов)

  2. «Всякая всячина» (за каждый верный ответ 1 балл)

  3. Права человека (5 баллов)

  4. Конкурс «Черный ящик» (5 баллов)

  5. Конкурс «Крылатые фразы» (6 баллов)

  6. Конкурс для группы поддержки «В шутку о серьезном» (1 балл команде)

  7. Конкурс капитанов (3 балла)

  8. Все о паспорте

  9. Конвенция о правах ребенка (8 баллов)

Ведущая.

Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Приветствие от команды №1

Приветствие от команды №2

Приветствие от команды №3

Приветствие от команды №4

— Слово предоставляется уважаемым членам жюри для оценки приветствия команд …..

Ведущая. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 2 вопроса в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.(итого 5 баллов) Если вы затрудняетесь с ответом, слово переходит следующей команде. Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы командам:

  1. В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

  2. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. Какое право нарушено? (Уважение свободы совести)

  3. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? (10 декабря 1948)

  4. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. Какое право нарушено? (Право на тайну переписки)

  5. Когда была принята Конвенция о правах ребенка? (20 ноября 1989)

  6. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. Какое право нарушено? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях)

  7. Какие страны не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (США, Сомали)

  8. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. Какое право нарушено? (Равные права для всех детей независимо от пола)

Уважаемое Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.

Ведущая.

Объявляю условия третьего конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции . Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(итого 5 баллов)

Текст контрольного листа

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

  1. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

  1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

  1. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

  1. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

  1. Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

  1. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

  1. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

  1. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

  1. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

  1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и
    братец Иванушка»? (Право на жизнь)

  2. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утенок»
    обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других)

  3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
    (Право на неприкосновенность жилища)

  4. Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить
    свои права? (Петух)

  5. Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке «Иван Царевич и
    Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)

  6. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»? (Право на свободное передвижение)

  7. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право
    на свободу передвижения? (Без ограничений)

  8. Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый
    Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

  9. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)

  10. Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Слово жюри.

Ведущая.

Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Черный ящик».

Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «1»

В ящике находится то, что у халифов было желтым, у албанцев — без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)

* Вопрос команде «2»

В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)

* Вопрос команде «3»

В ящике находится книга, состоящая из двух частей — общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)

* Вопрос команде «4.»

В ящике находится то, что с повязкой на глазах, весами и мечом в руках (Фемида – богиня правосудия)

Слово жюри…

1-й вед. Следующий конкурс называется «Крылатые фразы». Перед вами по 2 конверта с набором слов. Нужно расположить слова так, чтобы можно было прочитать юридические термины и изречения из Римского права. Время на размышление- 5 минут. За каждое верно сложенное высказывание- 3 балла.(итого – 6 баллов за два изречения)

  1. Против факта не дается доказательства

  2. Грубая небрежность приравнивается к умыслу

  1. Совесть — тысяча свидетелей

  2. Лучше быть обманутым, чем обмануть другого

  3. Невежество судьи — бедствие для невинного

  4. Чем сильнее власть, тем меньше свободы

  5. Когда говорит оружие, законы молчат

  6.  Подстрекатель виновен более, чем исполнитель

Пока команды работают, мы проводим конкурс для групп поддержки. Называется он «В шутку о серьезном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

  1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «Черт побери».

  2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: «Билета».

  3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

  4. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

  5. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: «Буратино».

  6. «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

  7. Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: «Происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику».

  8. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: «Шапка».

(Команды и болельщики работают 5 минут, затем ведущий забирает листы с ответами у команды и передает их членам жюри)

Уважаемые члены жюри, подсчитайте баллы и огласите их.

Ведущая.

Переходим к конкурсу капитанов: «Собери пословицу». Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

-Не воровством добывают деньги, а ? (трудом).

-Легко воровать, да ? (тяжело отвечать).

-Хоть с умом воровать, а ? (беды не миновать).

-Незнанием закона никто ? (не отговаривайся!)

-Шила ? (в мешке не утаишь).

-Каков грех, ? (такова и расплата.)

-Один раз украл, а ? (навек вором стал).

-Знает кошка, ? (чье мясо съела).

-Дуракам ? (закон не писан).

-Меч правосудия не ? (имеет ножен).

-За худые слова ? (летит и голова)

-Права влекут за ? (собой и обязанности)

Уважаемые жюри оценивает работу капитанов.

Ведущая.

— Объявляется следующий конкурс «Правовой казус, или в жизни все случается…»

(текст задачи выдается командам)

1.У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Ответ: Нарушается право других на отдых — ст. 37 Конституции РФ)

2. Начальник предприятия разговаривает с рабочим предприятия.

-Вот, Иванов,  по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?

-Через три месяца будет 18.

— Хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.

-Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.

-Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.

Прав ли начальник предприятия в отношении несовершеннолетнего?

(Ответ: Нет. Не прав. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). 

3.В суд поступило исковое заявление от гражданки Сидоровой в котором она просит суд вынести решение об изменении имени своему 12 летнему сыну, в связи с тем, что он не хочет носить имя, данное ему при рождении родителями. Что должен учесть суд при вынесении решения по поступившему исковому заявлению?

(Ответ: Перемена имени лицом, не достигшим 18-ти лет, производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда с учетом мнения ребенка).

4.Во время летних каникул 16-летние подростки решили поработать и заработать на карманные расходы. Ирина хорошо танцует и собирается на работу в ночной клуб танцовщицей, Павел отличается хорошей физической подготовкой и решил поработать грузчиком в магазине, а Наталья собирается стать продавцом в магазине табачных изделий своей тети. У кого из подростков есть шансы найти работу?

(Ответ: В соответствии со ст. 265 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается принимать на работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и барах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Ведущая.

— Пока команды решают правовые задачи, разминка для групп поддержки. Правильные ответы принесут командам дополнительные баллы – по 1 баллу за каждый верный ответ

1) Нецензурная брань в школе – это издержки воспитания или противоправное  действие? ( КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство)

2) Может ли быть  привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК РФ, ст. 20)

3)Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? ( УК, ст. 20)

4)С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст. 57, с 10 лет)

5)Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)

6)Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия родителей)

7) Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей)

8)на кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей)

— Уважаемое жюри подводит итоги конкурса и оглашает результаты команд.

Ведущая.

Следующий конкурс на знание документа, удостоверяющего вашу личность «Все о паспорте». Оценивается конкурс по 1 баллу за каждый верный ответ. Если команда не знает ответ, то право ответа переходит следующей команде.

1.   Сколько страниц в паспорте? (19.)
2.    С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3.   Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4.    На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5.   Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6.   Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7.   Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две  14 и 15.)
8.    На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9.   Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14.  В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.) 
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна – 13-я.)
19.  В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Ведущая. 1.

— Последний конкурс для команд на знание Конвенции о правах ребенка.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 10 баллов получат команды, если верно ответят на все вопросы (текст заданий на листах выдается капитанам команд)

1. На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2. В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3. В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4. Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5. Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6. Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7. С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8. На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения

9. В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

10. Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущая.

Просим уважаемых членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвать команду победителей и вручить Грамоты!

Спасибо всем участникам Правовой викторины! До свидания и до новых встреч.

Приложение1 .

Турнир знатоков права

(оценочный лист)

Конкурсы (баллы)

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

Примечания

1. Приветствие (5 баллов)

2. «Всякая всячина» (12 баллов; за каждый верный ответ 1 балл)

3. Права человека (5 баллов; за каждый верный ответ -1 балл)

4. «Черный ящик» (5 баллов)

5. «Крылатые фразы» (6 баллов)

6. Конкурс для болельщиков «В шутку о серьезном»

7. Конкурс капитанов (3 балла)

8. Все о паспорте

9. Конвенция о правах ребенка

Итого:

Цель: обобщить знания учащихся по правовому воспитанию.

Задачи:

  • создать условия для размышления детей о человеческих ценностях;
  • развести понятия «права» и «обязанности», повысить мотивацию к их соблюдению;
  • воспитывать правовую грамотность учащихся в соответствии с законодательством РФ;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приложение 1. Слайд 1 

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые педагоги и ребята!

Слайд 2 

Шапокляк: Обождите-погодите! Меня позабыли! А вот и я! Всем привет!

Ведущий 2: Здравствуй, Шапокляк! А что это у тебя в руках?

Шапокляк: Я к вам в гости спешила, да не с пустыми руками, я вам подарок принесла. Кто знает, что это такое? (показывает календарь)

Дети: Это календарь.

Шапокляк: Верно. А вот смотрите: в календаре одни числа – синие, а другие – красные. Как вы думаете почему?

Дети: Красные числа – это праздники и выходные дни, а синие числа – это будни.

Шапокляк: Верно. Только вот красных чисел так мало, все синие, да синие, а надо чтоб было наоборот: все красные или только чуть-чуть синих чисел. Не дело это! Мало того, что праздников мало, да еще все они придуманы для взрослых. А вот у детей своих праздников вовсе нет!

Ведущий 1: Ты не права, Шапокляк. Такой праздник есть. Ребята, назовите какой праздник есть у детей.

Дети: День защиты детей!

Ведущий 2: Правильно, молодцы! День защиты детей отмечают 1 июня.

Шапокляк: Ой, до этого праздника ждать ещё долго! А я хочу устроить праздник прямо сегодня и сейчас! Хочу-хочу-хочу!

Ведущий 1: Что же нам делать? Ребята! А давайте устроим праздник для Шапокляк и для всех вас, и назовем его: «Мир прав детей» и будет он длиться целую неделю! Согласны?

Дети: Да!

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Объявляется праздник «Мир прав детей».

Ведущий 2: Шапокляк, а ты знаешь, какие права есть у детей?

Шапокляк: Конечно, знаю! Вот слушайте:

Слайд 3 

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.

Слайд 4 

Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.

Слайд 5 

Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот такие есть права!
Я, конечно же, права!

Ведущий 1: Нет, Шапокляк, это не так. Это не права, а твои желания. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Давайте послушаем, как трактуется понятие «право» в словаре Ожегова.

Слайд 6 

Ведущий 2: «Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Ведущий 1: Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?

Слайд 7 

Ученики:

1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.

2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

4. Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболев, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.

5. В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
Пишем там, читаем книжки,
Всему учат в школе нас.

6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить детей запрещено.

7. О правах своих послушав,
Ты запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Ведущий 2:

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Ведущий 1: Шапокляк, вот такие права есть у детей. А теперь предлагаем всем вам посмотреть видеосценку о мальчике Сереже. Внимательно посмотрите и решите: прав ли мальчик?!

Серёжа: 

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама:  

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа:    

Нет, ты, мама не права,
Знаю я свои права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка:  

Ой, с давлением прям беда.
Внучок, покушаешь, когда,
То в аптеку ты сходи,
И таблетки мне купи.

Серёжа:

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама:

Сынок, тогда помой посуду.
Можешь это или нет?

Серёжа:

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама:

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать!

Бабушка: 

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли?!

Мама:        

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка:   

Ты должен только это знать –
Права у всех равны!

Бабушка:

Права ребенка надо знать,
Не только знать,
И соблюдать!

Все (хором):

Тогда легко всем будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Ведущий 1: Ребята, прав ли был Сережа? О чем он забыл?

Шапокляк: Конечно же, мальчик прав. Я бы тоже так сделала!

Дети: Нет, мальчик не прав!

Ведущий 2Шапокляк, правы ребята, а не ты. Мальчик забыл, что у детей есть не только права, но и обязанности. Назовите обязанности каждого школьника. 

Слайд 8 

Дети: Помогать старшим и младшим, хорошо учиться, содержать в чистоте дом, следить за своим внешним видом, хорошо вести себя в школе, не нарушать дисциплину на уроках и переменах, охранять природу.

Ведущий 1: Правильно, ребята! А ты все запомнила, Шапокляк?

Слайд 9 

Шапокляк: Да! Я поняла: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».

Ведущий 2: Молодец! Ребята, запомните: Человек, который знает свои права и уважает права других людей, знает и выполняет свои обязанности – этот человек уверенно идёт по жизни! 

Слайд 10

Ведущий 1Совершенно верно. Ребята, не забыли? Наш праздник «Мир прав детей» продолжается целую неделю, и мы запланировали для вас следующие мероприятия. Внимание на экран.

Для учащихся 2-3 классов – конкурс раскрасок: «Мои права».
Для учащихся 2-4 классов – открытое мероприятие: «День прав человека».
Для учащихся 4-5 классов –  классный час: «Государственная символика России».
Для учащихся 6-8 классов – открытое мероприятие: «Имею право, но обязан!»
Для учащихся 9-10 классов – беседа в краевой юношеской библиотеке «Ваши права, дети».
В течение всей недели для учащихся 1-10 классов: книжная выставка в школьной библиотеке «Ваши права» и просмотр тематических мультфильмов.

Слайд 11 

Ведущий 2Наша линейка подошла к концу. Надеемся, что сегодня вы запомнили азы правовых знаний. Счастья и солнца вам, дети! Спасибо за внимание!

Ведущий 1: До новых встреч на мероприятиях правовой недели.

Слайд 12

План проведения правовой недели «МИР ПРАВ ДЕТЕЙ»
с 14.12.2015г. по 21.12.2015г.


п/п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

1.

Открытие недели правовых знаний: тематическая линейка.
Выставка плакатов учащихся 5-10 классов

14.12.15

Социальная служба

2.

Для учащихся 2-3 классов конкурс раскрасок «Мои права»

15.12.15

Социальная служба

3.

Для учащихся 4-5 классов классный час «Государственная символика России»

16.12.15 в 13.20 (актовый зал)

Социальная служба

4.

Для учащихся 6-8 классов внеклассное мероприятие «Имею право, но обязан»

17.12.15 в 14.30 (актовый зал)

Социальная служба

5.

Для учащихся 2-4 классов внеклассное мероприятие «День прав человека»

18.12.15 в 12.30 (актовый зал)

Учитель начальных классов

6.

 Для учащихся 9-10 классов просветительская беседа «Ваши права, дети»

18.12.15 в 15.00 (краевая библиотека)

Заведующая библиотекой школы

7.

Книжная выставка в библиотеке: «Ваши права, дети».
Просмотр мультфильмов «Права детей»

14.12.15.-18.12.15.
(по расписанию библиотечных часов)

Заведующая библиотекой школы

8.

Закрытие недели: тематическая линейка.
Оформление итогов проведения правовой недели на сайт школы

21.12.15

Социальная служба

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий поэтического рождественского вечера
  • Сценарий правовой турнир знатоки права
  • Сценарий поэтического представления
  • Сценарий правовой беседы
  • Сценарий поэтического праздника