Сценарий праздник кукол

Сценарий досуга будет интересен   воспитателям, работающим с  детьми старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: знакомство с жанром оперы, балета; разыгрывание

мини спектаклей в групповых театральных уголках; рассматривание фото по

теме «Театры русских городов»; беседы о посещении детьми театров с

семьей. 

 ГБДОУ детский сад №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Оборудование: ИКТ оборудование, видео презентация, аудио оформление,

выставка вариантов кукольного театра, шапочки для игр, детали костюмов

для драматизации сказок детьми.

Ход досуг

              Сценарий досуга «Всемирный День театра кукол»

                             (старший дошкольный возраст)

                                                                                Подготовила

                                                                               воспитатель Винокурова И.Г.

Цель:  Познакомить детей с «Всемирным  Днём театра кукол»

Задачи:

 — Познакомить и закрепить основные знания о кукольном театре, его традиции и истории.

-Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными видами  театральных кукол (марионетка, кукла- перчаточного типа, кукла на тростях, для театра теней)

-расширить кругозор и знания детей  о профессии «актер театра кукол», воспитывать уважение к творческому труду человека.

 Развить внимание, наблюдательность, речь, воспитывать готовность к творчеству.

Предварительная работа:

— беседы о посещении детьми театров с семьей;

—  разыгрывание мини спектаклей в групповых театральных уголках;

 -рассматривание иллюстраций о театре.

 Оборудование:

 ИКТ оборудование, видео презентация, аудио оформление, выставка  различных видов театральных кукол.

 Ход досуга:

Ведущий:

-Здравствуйте, ребята! Скажите, какое наступило время года? (весна)

Какой первый месяц весны? Какие праздники мы празднуем в марте?

(8 Марта, Масленица)

-Оказывается, в марте есть ещё один всемирный праздник,  посвящённый театру. О нем  мы сегодня и  поговорим. Чтобы узнать, о каком театре идёт речь, попробуйте отгадать загадку:

Артист на сцене-кукловод,

А зритель в зале там-народ.

Артисту смотрят все на руку,

 что за театр? (театр кукол)

-Ребята, а кто уже хоть раз был в театре?

Чтобы вспомнить  о театре, посмотрим небольшой фильм.

Видео «Мы идём в театр» ( 2,57)

— Ребята, если вы внимательно смотрели фильм, то легко сможете ответить на мои вопросы.

-Чтобы попасть в театр, нужно купить …(билет)

-Театр начинается не с вешалки, а с…(гардероба)

-Театральное представление в кукольном театре  называется…(кукольный спектакль)

-Сколько звонков предшествует показу спектакля? (три)

-В начале спектакля гаснет свет и открывается…(занавес)

-Артисты выступают на…(сцене)

-А зрители сидят в …(зрительном зале)

-Куклами на сцене управляет…(кукловод)

-Подготовка к спектаклю называется…(репетиция)

-Руководит репетицией…(режиссёр)

-Перерыв в спектакле называется…(антракт)

-В конце представления зрители благодарят артистов…(аплодисментами)

-Про театр мы узнали много, а есть ли правила поведения в театре?

-Поиграем! Если правило подходит, хлопаем в ладоши.

Чтобы попасть в театр, нужно купить билет.

В театре верхнюю одежду снимать не надо.

До начала представления можно бегать в фойе театра.

В зале нужно сесть на место, указанное в билете.

Во время представления можно разговаривать и вставать.

После представления нужно аплодировать артистам.

 -Сегодня мы говорим о кукольном театре, а какие же куклы бывают?

Превращается рука

 и в котёнка и щенка,

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант — и все в порядке!

Продолжение видео «Мы идем в театр»

 -Ребята, сегодня к нам тоже пришли куклы кукольного театра.( Давайте с ними познакомимся. 

(Ведущий из сундука достаёт куклы и рассматривает с детьми.)

 Физкультминутка «Театр-Экспромт»

«Погода стояла ясная и солнечная. Деревья протянули свои ветви навстречу солнышку. Вдруг набежала маленькая тучка, и подул ветер. Деревья закачались, листочки затрепетали. Но тучка быстро улетела. Опять стало тепло и спокойно»

 -Ребята, хотите узнать, откуда пришёл театр? Посмотрим об этом фильм.

 Видео. (6 минут)

В конце нашей встречи я бы хотела рассказать  о замечательном кукольном театре в городе Москве. Это театр Образцова. О нем мы посмотрим фильм.

Видео Галилео.(6.27)

Рефлексия:

-Ребята! Понравилась ли вам наша встреча?  Что вы узнали о  кукольном театре нового?  Каких кукол вы запомнили?

-На память о нашей встрече и празднике я хочу подарить вам эмблемы.

Театрализованное представление праздника кукол

«ТАЙНА МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКАТУЛКИ»

Автор:

Педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

Мельник И.В.

ВВЕДЕНИЕ

Дети — это взгляды глазок боязливых, Дети-это вечер, вечер на диване

Ножек шаловливых по паркету стук, Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Мерный голос сказки о царе Салтане,

Целый мир гипотез радостных наук. О русалках-сестрах сказочных морей.

Вечный беспорядок в золоте колечек, Дети – это отдых, миг покоя краткий,

Ласковых словечек шепот в полусне, Богу у кроватки трепетный обет,

Мирные картинки птичек и овечек, Дети – это мира нежные загадки,

Что в уютной детской дремлют на стене. И в самих загадках кроется ответ.

М. Цветаева

Пожалуй, именно на детском празднике, более чем в какой-либо другой праздник хочется думать и говорить только о хорошем. Может быть, потому уже, что детство само по себе – это и есть праздник, который “всегда с тобой”. Сказочная, радостная, лучшая жизненная пора. И хотя это понимаешь уже потом, позже, на веки вечные с детством распрощавшись, память о нём — самые дорогие, светлые воспоминания, до самых последних дней своих с благодарной любовью будешь беречь в утомлённом годами и обстоятельствами бытия, сердце. Так, во всяком случае, – не нами заведено – оно обычно и происходит, и будет происходить в человеческом мире.

Тема моего праздника – это мир детства, а детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому ДЕТСТВО, я всегда считала необходимым стать в какой-то мере ребенком.

Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира. А проникнуть в мир детства мне помогут куклы, такие близкие и родные для всех детей нашей планеты.

Куклы не умирают, в них просто перестают играть.

В. Пелевин.

Во времена моего детства все девочки мечтали о немецкой кукле в красивом платье и с закрывающимися глазами, а мальчики — о маленьких рессорных машинках, у которых открывались двери. Но то великолепие было доступно лишь избранным — тем, у кого родители или ездили заграницу, или имели блат в магазине. Сейчас наши дети капризно выбирают между говорящими пупсами в натуральную величину, куклами Барби, пультоуправляемыми машинами и… ни во что не играют.

Я сделала праздник для детей и их родителей, ведь совместные мероприятие учат детей любить и беречь семью, своих родителей. Взрослые и дети учатся понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Такие совместные праздники не только помогают лучше узнать родителей и детей, но и создают условия для сплочения детей и родителей.

Именно поэтому я решила подарить детям незабываемый праздник – «ПРАЗДНИК КУКОЛ».

Праздник кукол отмечают 3 марта в Японии — «Хина мацури»- любование куклами. К детям в Японии относятся не просто бережно и с любовью, в этой стране царит культ детей. Видимо, поэтому с детьми в Японии связано множество праздников и обрядов; более того, ребятишки со своими играми и игрушками участвуют во всех взрослых праздниках. Я хотела бы сделать такой праздник для нашей страны, со своими традициями и обычаями, праздник для детей и их родителей. Ведь детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка.

Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Идея такого праздника заключается в объединении детей и взрослых, создание атмосферы праздника в каждой семье и, наконец, хотя бы раз в год дать взрослому почувствовать себя ребенком окунувшимся в красочный мир кукол.

Цель его – в познании юными гражданами окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, умении постигать человеческую науку общения.

Задачей праздника кукол является знакомство детей с многообразием форм кукольного театра и культурой разных стран. Людям захочется придти на праздник и окунуться в чудесный мир вымысла, где куклы полны пластического совершенства, почти недостижимого человеком, ведь каждый человек в сущности своей ребенок, а кукла- воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. « Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли».

Кроме развлекательного, праздник имеет ещё и воспитательное значение. В игровой форме детям прививается правила красивого тона, а также умение заботливо относиться к ценным вещам.

Формой театрализованного представления я выбрала сказку. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений.

Театрализованное представление « Тайна музыкальной шкатулки» — это сказка, рассказывающая об истории одного странного города — безликого города, потерявшего краски жизни и старьёвщике, в лавке которого оживают куклы. Выброшенные куклы жалуются на жестокое отношение к ним людей, они же раскрывают тайну старьёвщика, помогая ему избавиться от колдовства, спасая тем самым весь город от тьмы. Вместе с главными героями сказки зрители погружаются в мир кукол, узнают о традициях других стран и разнообразии форм кукольных театров. В мир добра и зла их ведут обитатели лавки. Кукламарионетка – Каламбина, тряпичная кукла – Петрушка, японская кукла-хина,кукла из театра теней, а также безмолвные оловянные солдатики и разные тряпичные русские народные куклы.

Кукла-хина – это неповторимый шедевр. В Японии над созданием таких кукол трудятся десятки людей: художники, ткачи, которые делают полотна вручную, портные, мастера по дереву, парикмахеры и т.д. А на празднике кукол – хина-мацури в семьях, где есть дочери, в прихожих традиционно устанавливают ступенчатый стенд с кукольными фигурами и миниатюрными игрушками. Куклы могут быть разными – дорогими, ценными или самыми простыми, но все они репрезентуют персонажей японского императорского двора эпохи Хейан (794 – 1185). На вершину стенда ставят фигуры императора и императрицы в церемониальных костюмах. Эта пара кукол называется дайибина и символизирует супружеское счастье, поэтому их по обыкновению дарят молодоженам. На второй ступеньке стоят три придворные дамы – саннинканджьо, дальше по порядку – пять музыкантов – гонин-баяши, два министры (дзуйджин), слуги (шичьо), а также предметы дворцового обихода – носилки, карета, мебель, посуда и другие вещи. По краям стенда по обыкновению ставят два искусственных деревца в изгороди, которые изображают сливу и персик. Таким образом, все оформление имеет символическое значение – пожелание счастья и благосостояния.

К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках («марионеток» в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол («петрушек»).

Кукла-«Петрушка», состояла из рук и головы, которые вырезались из дерева. Туловище представляло собой чехол, сшитый из ткани с отверстиями для головы и рук. Петрушка мог вертеть головой — снизу головы выдалбливалось специальное отверстие для пальца. Кукольный театр, театр Петрушки своим появлением обязан скоморохом, которые оборачивали вокруг себя одеяло, изображая переносной театр, устраивали уличные представления. Репертуар состоял из нескольких сцен : приветствие публики, сцена с цыганом, лошадью, доктором, полицейским, и чертями. Странно, но каждая сцена заканчивалась избиением партнера. Петрушка стал на Руси обобщенным образом примитивного и грубого, но мудрого народного творчества, ведущего свои корни от мифов и сказок.

Символическое и утончённое искусство известное с глубокой древности, — так называемый театр теней. Интересная разновидность теневого театра, ныне исчезнувшая, существовала на Малабарском побережье и называлась «паваи кутху». Куклы, вырезанные из кожи, с проколотыми в них отверстиями для света, были статичны, а иллюзия движения достигалась перемещением своеобразного занавеса. Театры теней встречаются во многих странах Азии, но в индии, Китае, Индонезии они отличаются оригинальным стилем, своей собственной неповторимой техникой. Наиболее известен на западе ваянг-кулит-пурво»( древний ваянг плоских кожаных кукол).

Популярная форма кукольных представлений в Италии — театр марионеток, т. е. кукол, управляемых сверху нитями. Итальянцы называют их почти так же, как французы, — «марионетте».

Эта очень древняя форма кукол достигла наивысшей популярности в Италии в XVII-XVIII веках. В XVII веке у марионеток появились свои собственные маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитейших театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Имена Арлекина, Пьеро или Коломбины известны всем, но мало кто знает, что эти герои народного театра имеют свои прототипы в персонажах комедии дель арте, театральном жанре, сформировавшемся в Италии во второй половине XVI в. Его основной особенностью было наличие постоянных типов, «масок». Под «маской» понимается в данном случае не только специальное приспособление, надеваемое на лицо (хотя многие персонажи комедии дель арте действительно носили такие маски), но и определенный социально-психологический тип: самонаде­янный невежда, разбитной слуга, влюбчивый старик и т. д. У ка­ждого из этих персонажей был определенный костюм и неиз­менный набор сценических приемов — характерных выраже­ний, жестов, поз. Женской параллелью дзанни была фантеска — служанка, носившая самые разнообразные имена: Смеральдина, Франческина, Коломбина (именно это имя и уцелело в новейшей пантомиме наряду с именами Арлекина и Пьеро). Поначалу фантеска — простоватая крестьянская девушка, вечно попадающая впросак, эдакий Арлекин в юбке. Такой вывела ее на подмостки под именем Франческины из Бергамо актриса труппы «Джелози» Сильвия Ронкальи. В дальнейшем, уже на французской почве, маска трансформируется из деревенской дурехи в изящную горничную Коломбину, а ее крестьянская одежда превращается в элегантный костюм субретки. Самой знаменитой Коломбиной была Екатерина Бьянколелли, дочь Доменико.

Тайна музыкальной шкатулки – это музыкальная сказка, сюжет которой раскрывается визуальными средствами, а именно разножанровыми концертными номерами, которые связываются между собой с помощью текста главных персонажей сказки – кукол. Ведь сочетание музыки и живого трепетного слова родной речи раскрывают перед ребенком красоту окружающего мира. В музыке, как и в слове, выражается подлинно человеческое. Детство также не возможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мысли. Музыка вводит ребенка в мир добра. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота – это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений. А улыбка, восхищение, изумление детей перед красотой моего праздника представляются мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам.

« А все мы родом из детства» А.Сент-Экзюпери.

Структура праздника кукол

«Праздник кукол»

Парк культуры и отдыха

Начало праздника в 12.00. У входа в парк гостей встречают персонажи мультфильмов. Два скомороха на ходулях, жонглируя, объявляют собравшимся о начале каждого представления в парке в стихотворной форме.

На аттракционах и билетных кассах работают ростовые куклы.

На центральной аллее парка располагается выставка кукол, показывающая всю историю создания кукол от тряпичной до интерактивной.

На всех площадках работают разножанровые кукольные театры:

В 12.30-14.00 «Теремок для цветов» мюзикл. детский театр марионеток — зона отдыха

В 14.30-16.00 « Лотос небесной царевны» детский театр теней — зона тихого отдыха с

фонтаном, крытый павильон.

В 16.30-17.30 « По щучьему велению» Кукольный (перчаточный) театр — зона народного гуляния.

На протяжении всего праздника с 12.00-17.30 на эстраде проходит концерт лучших творческих коллективов города.

На главной площадке парка в 18.00 состоится театрализованное представление « Тайна музыкальной шкатулки». Мной была выбрана следующая структура данного театрализованного представления:

Пролог.

Основное действие:

А) Эпизод первый «Безликий город».

Б) Эпизод второй «Две тайны».

В) Эпизод третий «25 час».

3. Финал.

В театрализованном представлении принимают участия лучшие, и только детские коллективы города Подольска.

Литературный сценарий

театрализованного представления праздника кукол

«Тайна музыкальной шкатулки»,

посвященного году ребенка в рамках дня города

Парк культуры и отдыха им. Талалихина.

Начало в 18 00.

ПРОЛОГ

Прозвучали позывные горна в исполнении скоморохов, во время которых зрители сконцентрировали свое внимание на том, что будет происходить на сцене.

Действие пролога происходит на фоне декораций белого города.

За кулисами читают либретто к коллекции.

Голос– Случилась эта история давным-давно, когда дым от труб домов был таким же белоснежным, как и тень от кошек, которые каждое утро просыпались на крыше белых домов, трубы которых чистил высокий господин в белом цилиндре. А под крылом белого ангела сохранялась кристальная чистота этого удивительного мира.

Коллекция театра моды «Эксклюзив»

«Легенда о белом городе»

На сцене полный свет.

Коллекция заканчивается. Ангел остается на сцене и становится участником первого эпизода.

ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ

«Безликий город»

Действие эпизода начинается на фоне декораций белого города. Этот эпизод показан через единую пластико-хореографическую композицию, в которой заняты артисты балета, цирка и актеры детского музыкального театра оперы и балета.

Пластическая композиция « Безликий город» Массовка.

В финале этого номера декорация разворачивается на 180 градусов. Во время движения декорации артисты, ведомые ангелом, уходят в правую дверь. Постепенно все кроме старьевщика исчезают за кулисами. Перед зрителями открывается вторая сторона декораций, представляющая с собой лавку старьевщика.

Смена декорации происходит под звуки музыкальной шкатулки и звучит до конца эпизода.

Звучит фонограмма «Мелодия из музыкальной шкатулки»

На сцене:

Старьевщик разбирается со своим добром

На полках сидят куклы – марионетка Коломбина

тряпичная кукла Петрушка

кукла театра теней

японская кукла-хина– актеры детского музыкального театра оперы и балета.

статисты — оловянные солдатики и русские

народные куклы– участники театра моды «Эксклюзив».

Первый эпизод заканчивается тем, что старьевщик, налюбовавшись своими куклами, засыпает.

ЭПИЗОД ВТОРОЙ

« Две тайны»

Эпизод происходит на фоне декораций лавки старьевщика, главного персонажа этой сказки.

Часы пробили полночь.

Звучит фонограмма «Бой часов»

Куклы оживают. С полки спрыгивает Петрушка и начинает петь и танцевать.

Песня «Арлекино» музыка Димитров Э.

слова Димитров Э., Перевод Баркас Б.

исполняет кукла Петрушка

Диалог кукол Петрушки и Каламбины

Петрушка:«Ну-с, посмотрим, что новенького сегодня принёс нам наш хозяин. А-а-а, вижу, вижу сломанная марионетка», — сказал он, прохаживаясь по лавке. «Рассказывай, как ты попала в нашу большую семью?» — сказал он, подойдя к марионетке.

Коломбина: «Меня зовут, Коломбина, я актриса, много лет работала в театре марионеток, играла во всех спектаклях. Однажды, во время представления у меня оборвалась ниточка, которая управляла моей рукой, и я не смогла доиграть до конца . Хозяин разозлился и не стал меня ремонтировать, а просто выкинул. И вот теперь я с вами».

Разговор кукол заканчивается под звуки фонограммы следующего номера. Куклы рассаживаются на свои места.

«Уроки Мальвины»

Цирковой номер на проволоке, исполняют солисты детского циркового коллектива «Антре»

.Песня «Ожившая кукла»

автор неизвестен.

Музыка В.Шаинский.

Исполняет кукла Коломбина

Разговор кукол.

Сразу после номера куклы начинают разговор.

Кукла театра теней: «Какая грустная история. Меня тоже выбросили, только я не сломалась, а просто устарела и перестала быть нужной своему хозяину»

Куклы рассаживаются на свои места.

Школа танца Елены Морозовой

«Blackandwhite»

Разговор кукол.

Петрушка:« Неужели среди нас нет ни одной счастливой куклы, которая расскажет о людях, что-нибудь хорошее?»

Кукла-хина:« Я могу рассказать». В моей стране мы — куклы, приносим радость людям, нас дарят на праздники, ставят на самые почётные места, нами любуются. Люди настолько дорожат нами, что при пожаре выносят нас из дома первыми. И каждую весну, 3 марта они отмечают праздник, посвящённый нам. Праздник называется «Хина-мацури», в переводе любование куклами».

Фоном на монолог куклы-хины звучит музыка из начала коллекции театра моды, участницей которой станет и кукла-хина.

Коллекция театра моды «Эксклюзив»

«Цветущая сакура»

Разговор кукол (сразу после номера).

Коломбина:« А как же ты оказалась среди нас?»

Кукла-хина:« У правителя этого города был сын, которому послы из моей страны подарили куклу, к сожалению, я ему была не нужна. Мальчик не захотел со мной играть и вместо того чтобы просто поставить на полку, он зашвырнул меня в самый тёмный угол своей комнаты, поступив также жестоко, как многие жители этого города. И тогда правитель страны кукол послал на город мрак, забрал у людей лица, а мальчика превратил в старьёвщика, которому предстояло всю свою жизнь заботиться о брошенных ненужных вещах, чтобы загладить свою вину».

Кукла театра теней: « И я слышала эту историю, только про девушку, превращённую в куклу из музыкальной шкатулки».

Номер иллюзион «Превращение»

Исполняют солисты детского циркового коллектива «Антре»

Разговор кукол

(сразу после номера)

Петрушка: « Подождите, мы же совсем забыли!». Ведь именно сегодня тот день, который бывает раз в сто лет, когда в сутках становиться на один час больше. И в этот 25 час происходят чудеса, и колдовские чары перестают действовать».

Говорит очень оживлённо, размахивает руками, так что задевает, стоящий на полке глиняный сосуд.

Разговор прерывает звук разбившегося глиняного сосуда.

Звучит фонограмма «Звук разбивающегося глиняного горшка»

Просыпается старьевщик. Куклы замирают.

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ

«Волшебство 25 часа»

На сцене стоят застывшие куклы. Старьевщик видит выпавший из разбитого сосуда ключ. Встает с лавки, подходит к нему, поднимает и идет открывать шкатулку. Открыл.

Звучит фонограмма «Мелодия из музыкальной шкатулки»

В шкатулке крутиться механическая балерина (рис.9,) – актриса детского музыкального театра оперы и балета.Часы опять бьют 12 раз.

Звучит фонограмма «Бой часов»

Во время 12 удара часов, на краю сцены вспыхивают пиротехнические фонтаны, сверху артистов осыпают лепестками роз, заряженные конфетти- машины. Все это действие изображает волшебство и отвлекает зрителя от переодевания артиста. В это время старьевщик скидывает свою одежду, оказываясь в костюме принца. Балерина выходит из музыкальной шкатулки и начинает танцевать. Все куклы оживают.. Обитатели лавки наблюдают за грациозностью новой героини сказки.

Танец « Пиццикато»

Исполняет балерина из музыкальной шкатулки

Балерина и молодой человек подходят друг к другу и берутся за руки.

Все куклы встают за ними в полукруг.

Песня «Любить»

Мюзикл «Ромео и Джульетта» слова-Поляковский В.

музыка — Преcгурвик Жерар.

Исполняют балерина и расколдованный старьевщик

По окончании песни все герои на сцене замирают.

Конфетти- машины вновь осыпают артистов лепестками роз.

Звучит фонограмма «Мелодия из музыкальной шкатулки»

Сцена разворачивается на 180 градусов, вместе со стоящими на ней артистами.

ФИНАЛ

Финал представления происходит на фоне декораций белого города. На сцене стоят все участники представления.

Танцевально -музыкальная композиция.

Песня «Праздник всегда продолжается»

слова Ударцев В.

музыкаУдарцев В.

Исполняют главные герои сказки и все обитатели лавки старьевщика.

Под эту песню младшая группа школы танца Елены Морозовой исполняет танец с воздушными шарами.

Школа танца Елены Морозовой

Танец «Детство»

Во время номера артисты погружаются в облако из тысячи мыльных пузырей. В финале номера танцоры спускаются на ступеньки и бросают шары в зал. На 10 секунд застывает картинка из стоящих героев на сцене и танцоров на ступеньках. На последних словах танцоры поднимаются на сцену, все прощаются со зрителями, махая правой рукой над головой – жест «до свидания». Сцена начинает вращаться со стоящими на ней актерами. 4 раза происходит смена декораций. Зритель видит то пустую лавку старьевщика, то белый город с актерами. На последнюю смену декорации белого города актеры не заметно для зрителя уходят за кулисы, а на фоне декораций белого города появляется белый ангел.

Песня «Подари улыбку миру»

Исполняют солисты театра оперы и балета.

(фонограмма)

Слова О. Сазонова

Музыка А. Варламов.

Во время песни ангел движется по ходу крутящейся декорации, уходя и выходя то в дверь белого города, то из двери лавки старьевщика и наоборот. На последний припев песни ангел из правой двери города выводит всех участников сказки. Общий поклон. Зрители аплодируют. Актеры уходят в обе двери за кулисы. Конец. Полное выключение света.

Песенные материалы

используемые

в театрализованном представлении

«Тайна музыкальной шкатулки»

Текст песни

«Подари улыбку миру»

Автор текста ( слова ) — Сазонова О., композитор ( музыка ) — Варламов А.

Пусть зажгутся в небе звёзды,

И на сцене вспыхнет свет,

Пусть оставит память в сердце

Этот день на много лет.

Лучик радости на лицах,

И слезы счастливой след,

Этот праздник будет длиться,

Будет длиться много лет!

Припев: Подари улыбку миру,

Звёзды новые зажги,

Песню радости и счастья

Всей планете подари!

Подари улыбку миру,

Радугу цветных огней,

Улыбнись улыбкой счастья,

Сердце каждого согрей!

Пусть танцует вся планета,

Пусть уйдут печаль и грусть,

Верю я, что мы с тобою

Встретимся когда-нибудь!

Ты подаришь мне улыбку,

Ты помашешь мне рукой,

Этот праздник повторится

И подружит нас с тобой!

Припев: Подари улыбку миру,

Звёзды новые зажги,

Песню радости и счастья

Всей планете подари!

Подари улыбку миру,

Радугу цветных огней,

Улыбнись улыбкой счастья,

Сердце каждого согрей!

Пусть летят года, как птицы —

Лица, страны, города,

Этот праздник повторится —

Веришь ты и верю я!

Всё однажды повторится,

Мы споём с тобой опять,

Музыка добра и света

Будет над землёй звучать! Припев.

Текст песни из мюзикла «Ромео и Джульета»

«Любить»

Автор текста ( слова ) — Поляковский В., композитор ( музыка ) — Преcгурвик Жерар.

Он.

Как же любовь прекрасна!

С нею паришь так часто,

Что можно и птиц касаться.

Как же любовь прекрасна!

Она.

Время над ней не властно.

С нею в живых остаться

Возможно в вулкане страсти.

Как же любовь прекрасна!

Вместе.

Чувства всего сильнее,

С ними мир стал добрее.

Сердцу ведь не прикажешь,

Вместе любить не страшно.

Как же любовь прекрасна!

С нею паришь так часто,

Что можно и птиц касаться.

Как же любовь прекрасна!

Время над ней не властно.

С нею в живых остаться

Возможно в вулкане страсти.

Как же любовь прекрасна!

С нею проводишь ночи

Любишь ты если очень.

И ведь есть смысл в жизни точный,

Ты с ней проводишь ночи.

Как же любовь прекрасна!

С нею паришь так часто,

Что можно и птиц касаться.

Как же любовь прекрасна!

Счастье…

Текст песни

«Ожившая кукла»

Автор текста ( слова ) — неизв.автор, композитор ( музыка ) — Шаинский В.

На сцене я жизнью живу настоящей

Мне светит в лицо оживляющий луч,

А там за кулисами маленький ящик

В который меня запирают на ключ.

По ниточке по ниточке ходить я не желаю,

Отныне я отныне я отныне я живая

По ниточке по ниточке ходить я не желаю,

Отныне я отныне я живая.

К рукам моим тянутся тонкие нити

Как будто без них я на сцене споткнусь.

Эй, там наверху вы меня отпустите

Без нитей неведомых я обойдусь.

По ниточке по ниточке ходить я не желаю,

Отныне я отныне я отныне я живая.

По ниточке по ниточке ходить я не желаю,

Отныне я отныне я живая.

Но песни последней последняя нота

Уже прозвучала и стихнет сейчас.

И снова за ниточку дергает кто-то

Меня, уводя за кулисы от вас.

По ниточке по ниточке ходить я не желаю,

Отныне я отныне я отныне я живая.

По ниточке по ниточке ходить я не желаю,

Отныне я отныне я живая.

Текст песни

«Арлекино»

Автор текста ( слова ) — Баркас Б., композитор ( музыка ) — Димитров Э.

По острым иглам яркого огня

Бегу, бегу дорогам нет конца.

Огромный мир замкнулся для меня

В арены круг и маску без лица.

Я шут я Арлекин я просто смех.

Без имени, и, в общем, без судьбы.

Какое право дело вам до тех

Над кем пришли повеселиться вы.

О, Арлекино,

Арлекино

Нужно быть смешным для всех

Арлекино, Арлекино есть одна награда смех.

Выходят на арену силачи,

Не ведая, что в жизни есть печаль.

Они подковы гнут как калачи

И цепи рвут движением плеча.

И рукоплещет восхищенный зал.

И на арену к ним летят цветы.

Для них играют туш, горят глаза,

А мною заполняют перерыв

О, Арлекино,

Арлекино

Нужно быть смешным для всех

Арлекино, Арлекино есть одна награда смех.

Смешить вас мне с годами все трудней.

Ведь я не шут у трона короля.

Я Гамлета безумие страстей

Который год играю для себя.

Все, кажется, вот маску я сниму

И этот мир изменится со мной.

Но слез моих не видно никому

Ну что ж Арлекин я видно неплохой.

О, Арлекино,

Арлекино

Нужно быть смешным для всех

Арлекино, Арлекино есть одна награда смех.

О, Арлекино,

Арлекино

Нужно быть смешным для всех

Арлекино, Арлекино есть одна награда смех.

Текст песни

«Праздник всегда продолжается»

Автор текста ( слова)Ударцев В. , композитор (музыка)Ударцев В.

Сквозь расстояния и города,

Соприкасаясь сердцами,

Мы расстаёмся, не просто друзья,

Очень большими друзьями.

Детства волшебный и сказочный мир,

Светлые воспоминанья.

В этот чудесный и радостный миг

Скажем ему — До свиданья.

Пусть праздник наш продолжается,

Песни летят до небес.

И к нам всегда возвращается

Праздник добра и чудес.

Как расставаний торжественна грусть,

Как же светла и высока.

Я уезжаю, но снова вернусь,

Ты позови меня только.

Первые слёзы от первой любви,

Самые первые песни,

Детства волшебный и сказочный мир

С нами останется вместе.

Пусть праздник наш продолжается,

Песни летят до небес.

И к нам всегда возвращается

Праздник добра и чудес.

Пусть праздник наш продолжается,

Песни летят до небес.

И к нам всегда возвращается

Праздник добра и чудес.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/324091-teatralizovannoe-predstavlenie-prazdnika-kuko

«Кукольная история»

сценарий

Автор: Хрыкина Татьяна Юрьевна, методист, МБУДО «Центр детского творчества», город Шумерля, Чувашская Республика

В раздел дополнительное образование

Сценарий мероприятия «Кукольная история»

Цель:
Подведение итогов муниципального этапа республиканского конкурса «Галерея кукол», развитие

интереса к творчеству.

Вед.:
Здравствуйте, дорогие гости! Я рада видеть вас на нашем празднике, который
посвящен
куклам.

А
чтобы
праздник
наш
был
веселей

приглашаю
вас
поприветствовать друг друга.
(игра-приветствие.)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)

Вед.:
Ребята, отгадайте загадку:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу.
Причешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
С кем же так играю я
Подскажите мне друзья?

Вед.
: Да, это кукла! Сегодня вы услышите кукольную историю. Археологи считают, что
куклы появились более 30 тыс. лет назад. Их делали из мамонтовой кости и уже тогда
использовали в ритуалах. Но мы начнем нашу историю с народной куклы. Послушайте
сказку
:
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка Маша. Маме
помогала, за братьями младшими ухаживала, а когда ей исполнилось 6 лет, мама впервые
доверила ей кашу варить. Машенька обрадовалась порученному делу и испугалась.
Никогда ей еще не приходилось кашу варить.
Растерялась девочка: – Сколько взять крупы? Сколько налить воды?
А
мама
Машеньку
успокаивает:

Не
бойся,
я
тебе
куклу

помощницу
подарю.
Посмотрела Машенька на куколку и говорит: – Что это за помощница? Ни одежки на
кукле нет. А мама и говорит: – Размером куколка с чугунок. Насыпешь по ножки
крупички, по плечики нальешь водички, по головку кашка и получится.
Машенька сварила кашку, кашка получилась на славу. И снова вопрос ее мучает: –
Почему ей мама сделала куколку без одежки? А мама и говорит: – Коли кашку доверила
на всю семью сварить, то одежку ты наверняка сошьешь!
И правда с той поры Машенька стала шить одежку не только на куколку, но и на
себя. И шить, и вышивать, и бусы вязать – все умеет Машенька наша.
Растет девочка и хорошеет. До того стала красивой милой девушкой, что ни в
сказке сказать, ни пером описать, стали к ней женихи свататься. И самым первым
посватался Ванечка. Парень рукастый! Первый парень на деревне! Молодые свадебку
сыграли. А через год заглянули мы в Машин дом, а она на руках уже первенца своего

носит. Вот уже пятый и седьмой малыш по избе своими ножками пошел. Жизнь в доме
ключом бьет.
Ванечка в заботах о большой семье состарился и превратился в Ивана Ивановича,
да и Машенька в заботах о семье своей превратилась в бабушку Маню. Но и сейчас она
без дела не сидит — внукам и внучкам сказки рассказывает, всем вяжет носочки и куколок
делает.

Вед.:
А сделать таких кукол можете и вы, ребята. Для этого нужно всего лишь несколько
лоскутков ткани, нитки, и фантазия. Посмотрите, каких народных куколок представили
наши мастерицы на конкурс.


(слайды с фотографиями работ)

Вед.:
Ребята, отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрёшка).

Игра «Матрёшки»

Вед.:
Давайте поиграем в игру «Матрешки». Для этого мне нужны 10 человек.
Игроки делятся на две команды, становятся в шеренгу друг за другом, у каждого в руках
платок. По команде второй игрок со спины завязывает платок первому (категорически
запрещено поправлять или помогать друг другу), затем третий второму и так далее.
Последний игрок завязывает предпоследнему и победно выкрикивает: «Все готовы!».
Вся команда поворачивается лицом к залу. Чья команда быстрее.

Вед.:
Вот
такие
веселые
матрешки прибыли на
наш
праздник.
Поприветствуем
их
громкими аплодисментами.

Вед.:
А
мы
переходим
к
награждению
в
номинации
«Народная
кукла».
И
я
приглашаю на сцену члена жюри, преподавателя ИЗО «Детской школы искусств №1»
Синеву Марию Павловну.

награждение в номинации «Народная кукла»

Вед.:
Кукольную
историю
продолжают

бытовые

куклы.
-Всем
очень
важно,
чтобы
утро
начиналось
с
хорошего
настроения.
Чашка
ароматного чая в уютной кухоньке может создать прекрасное настроение на целый день.
Уют мы создаем сами – следим за чистотой, наполняем дом удобными и красивыми

вещами – прихватками, грелками на чайник, подставками и т.д. Такие вещи можно
выполнить в виде кукол, вот их и называют «бытовыми куклами».
Незаменимой помощницей в рукоделии станет Кукла-игольница, а Куклы-шкатулки
прекрасно
подойдут
для
хранения
женских
украшений,
мелких
безделушек
и
даже
конфет.
-На нашем конкурсе тоже были представлены бытовые куклы. Хоть их и немного,
но все они очень интересные. Давайте посмотрим.

(слайды с фотографиями работ)

Вед.:
А
дипломы
за
лучшие
работы
вручит
директор
Дома
детского
творчества
Куприянова Наталья Валерьевна.

награждение в номинации «Бытовая кукла»

Вед.:
Я уверена, ребята, что и вы тоже помогаете своим мамам по хозяйству. Давайте
расскажем и покажем, как вы это делаете.

Игра «Мамины помощницы»
(Ведущий рассказывает стихотворение, дети сопровождают слова движениями).
Решили маме мы помочь
И воду в таз налили,
Изображают пальцами откручивание крана.
Насыпали мы порошка,
Делают мелкие движения щепоткой пальцев.
Белье все замочили.
Ставят
руки
перед
собой,
кисти вниз,
изображают погружение белья в таз.
Стирали долго мы его,
Потирают кулаком о кулак.
О доску даже терли.
Потирают кулаком о ладонь.
Не разорвали ничего,
Делают
отрицательное
движение
указательным пальцем.
А полоскали сколько!
Туда-сюда, туда-сюда,
Наклоняются, опускают
руки, расслабляют,
болтают ими из стороны в сторону.
Вода в тазу вскипела.
Складывают ладони
перед
собой, резко
сжимают и разжимают пальцы.
Но только, братцы, вот беда:
Прижимают руки к щекам, покачивая головой.
На пол упала пена!
Опускают руки вниз, трясут легко кистями.
Давай ее мы собирать
И отжимать в ведерко.
Приседают,
имитируя
сбор
пены
обеими
руками
Чтобы как мама наша стать,
Трудиться надо столько!

Вед.:
Продолжают историю
интерьерные куклы
. На сегодняшний день
и
нтерьерная
кукла бьет все рекорды популярности, что вполне обоснованно — это не игрушки для
детей, а своеобразные предметы декора, которые делают интерьер более стильным и
изящным. В нашем конкурсе было представлено несколько видов интерьерной куклы:
1.

Одной из самых распространенных самодельных игрушек является
кукла Тильда.
Вариаций
кукол
Тильда
огромное
количество:
девочки,
мальчики,
ангелочки,
зайчики, котики, улитки и так далее. какие основные черты имеет
указанная
вещица? Это длинные худые руки и ноги с большими ступнями, прямое или
расширенное книзу туловище и небольшая голова. У зайчиков обычно делают
огромные свисающие уши, а у девочек – длинные волосы из пряжи или шерсти.
2.

Скульптурная

кукла

довольно
молодой
вид
искусства.
Для
изготовления
скульптурной куклы
используется
глина,
полимерная
глина,
пластик,
а
также
папье-маше.
3.

Чулочные куклы
— пожалуй, самые живые из всех текстильных игрушек, с
неповторимой мимикой и ярким характером. Кукол из капрона делать совсем не
сложно.
В
этой
технике
сейчас
шьются
домовички,
сказочные
персонажи,
животные
и
т.п.
Их подвешивают
в
машинах,
ставят
на
кухне,
прикалывают
булавкой к покрывалам, как предмет интерьера.
4.

Вязаная кукла
– это не только красивая игрушка, которая отлично подойдет для
игры маленьким детям, но и отличный подарок любому коллекционеру кукол.
Она приятная на ощупь, излучает тепло. Чтобы создать такую красоту, необходимо
всего лишь приобрести цветные нити, спицы и крючок для вязания, немного
свободного времени и огромное желание создавать игрушечный шедевр.
5.

Куклы в национальном костюме
всегда привлекали много внимания со стороны
как жителей нашей страны, так и иностранцев. Они украсят интерьер Вашего дома
и офиса, и будут прекрасным подарком и памятным сувениром. Кроме того, куклы
показывают богатые традиции национального народного костюма.

Вед.:
ну и, конечно, есть и другие виды интерьерной куклы. Посмотрите на экран. Все
работы, которые вы сейчас увидели в презентации, выполнены вашими руками.
Слово для награждения в номинации «Интерьерная кукла» предоставляется
учителю школы №2 Вере Александровне Егоровой.


(награждение в номинации «Интерьерная кукла»)

Вед.:
А сейчас, ребята, мы с вами попадём в волшебный мир говорящих кукол. Здесь не
принято шуметь и громко разговаривать, потому что эти куклы — артисты, и сейчас они
появятся на сцене.

Кукольное представление «Колобок» (студия «Живое искусство»)

Вед.:
Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы говорили о куклах, интерес к
которым не только не проходит, но и с каждым годом растет все больше и больше. Ведь
когда кто — либо приобретает куклу, он как будто попадает в новый удивительный мир,из
которого не хочется выходить. Спасибо всем за участие в конкурсе, желаем очередных
творческих побед. До новых встреч!

В раздел дополнительное образование

Сценарий игровой программы для девочек

Этот праздник можно провести для учащихся младших классов а также для ребят, посещающих летний городской лагерь. Каждому классу или отряду заранее дается задание — подготовить участницу для конкурса. Участница выполняет «домашнее задание» — шьет для своей любимой куклы вечерний наряд и готовит «визитную карточку» — веселое, интересное представление себя и своей куклы (продолжительностью не более 1,5 минут). Оптимальное число участниц — 5 человек.

Подготовка к празднику включает в себя:

  • украшение зала и сцены с учетом тематики конкурса;
  • приготовление необходимого реквизита;
  • приобретение призов для участниц конкурса и для победителей игр со зрителями;
  • приглашение членов жюри (3-4 человека).

В назначенный час зал заполняется зрителями. В первом ряду сидят члены жюри. На сцене появляются два ведущих, они объявляют о начале праздника и приглашают на сцену участниц вместе с куклами. Затем представляют жюри и объявляют первый конкурс.

1 конкурс

Ведущие (хором):
С любимой куклою вдвоем
Мы очень весело живем.

1 ведущая: Наступило время познакомиться с нашими участницами.

2 ведущая: Наш первый конкурс — «Визитная карточка».

(Девочки по очереди представляют залу себя и свою куклу в веселой игровой форме. Жюри оценивает выступление. Оценка за этот и последующие конкурсы проводится по 3-х бальной системе. Поскольку участницы конкурса еще малы, не нужно допускать большого разрыва между лидером и отстающими.)

2 конкурс

1 ведущая (к залу): Теперь вы знакомы с нашими участницами. И сейчас наступило время выяснить: какая же из наших участниц является самой лучшей хозяйкой. Кто из них самая веселая, самая быстрая, самая ловкая? А перед началом состязаний давайте поддержим наших конкурсанток аплодисментами.

2 ведущая: Тише, тише! (к залу). Разве вы не слышите, что наши куклы начинают хныкать. В чем дело?

1 ведущая: А я знаю! Они хотят кушать. Это и будет наше задание — приготовить куклам обед.

(На сцену выносят 5 столиков. Для каждой участницы на столике находится кастрюля, 3 картофелины средней величины, сваренные в мундире, деревянная толкушка, мешочек для кожуры. Рядом на стуле усаживается кукла. Ведущие объясняют условия конкурса. Девочки должны за 1 минуту очистить картофель от кожуры, истолочь его толкушкой и навести на столике порядок. Звучит музыка. Через минуту кастрюли передаются жюри. Оно оценивает скорость и качество приготовления еды и выставляет оценки участницам.)

3 конкурс

Ведущие (хором):

Кукла очень хочет пить –
Крошку надо напоить.

(Столики убираются вглубь сцены на одну линию. На них устанавливают сосуды с «молоком» (вода с мелом). Кукол усаживают на стулья на краю сцены боком к зрительному залу и перед ними устанавливаются пустые стаканы. Девочкам выдаются ложки и по сигналу ведущего они должны как можно больше принести «молока» из сосуда в стакан куклы. Болельщики поддерживают своих участниц. Затем все стаканы передаются жюри, оно определяет: кто из участниц лучше справился с заданием и подводит итоги конкурса.)

4. конкурс

Ведущие (хором):

Плачут куколки опять –
Нужно уложить их спать.

1 ведущая:

«Колыбельная для куклы». Так называется наш следующий конкурс. Участницам нужно спеть куплет колыбельной, чтобы кукла «уснула», а жюри оценит: чья колыбельная песенка будет самой лучшей.

(Девочки исполняют «колыбельные». Слово предоставляется жюри.)

5 конкурс

(Для этого конкурса кукол «укладывают спать» за сценой.)

Ведущие (хором):

Состязанье продолжаем,
Строить домик начинаем.

1 ведущая: Пока ваши маленькие любимицы спят, вам нужно построить для них домики.

2 ведущая: Строить дом — дело непростое, тем более что в вашем распоряжении 10 минут. Пригласите себе из зала двух помощников и приступайте к строительству.

(Девочки выбирают помощников и начинают работу. Делают домики на сцене на маленьких столиках, которые расположены в разных углах сцены. Для строительства они получают картонные коробки, фломастеры, ножницы, клей, скотч, цветную бумагу, листы картона. Пока на сцене идет строительство кукольных домиков, ведущие спускаются в зал и проводят конкурс со зрителями. Ведущие зачитывают отрывки из разных сказок, а зрители должны назвать не только имя главного героя, но и автора, и название произведения. Лучшему знатоку сказок вручается приз. Можно этот конкурс сделать более зрелищным, чтобы отрывки из сказок читал не ведущий, а бабушка — сказочница. Когда команды завершили строительство, участницы по очереди описывают свой домик со сцены, затем спускаются в зал и демонстрируют его всем зрителям. Жюри оценивает домики и объявляет итоги этого конкурса.)

6 конкурс

Ведущие (хором):
Куклам всем сшили бальный наряд,
Будет сегодня моделей парад.

1 ведущая: Я слышу, за сценой куклы уже проснулись, и наступает время собирать их на бал.
(Девочки уходят одевать кукол в сшитые наряды.)

2 ведущая: Пока наши конкурсантки готовятся к демонстрации моделей, я предлагаю вам поиграть.

(На сцену выносят большой плакат с нарисованной куклой в бальном платье. В одном ухе у нее вставлена сережка. Вторую сережку дают в руки игроку и завязывают ему глаза. Он должен поднести сережку к уху нарисованной куклы. Если ему это не удается, то его сменяет следующий игрок. Тот счастливчик, который с завязанными глазами точно поднес сережку к уху нарисованной куклы, получает приз. Сережку прикрепляют к мочке уха куклы. Появляются участницы парада. Каждая девочка представляет сшитую ею модель и демонстрирует ее всему залу. Жюри подводит итоги конкурса модельеров.)

7 конкурс

Ведущие (хором):
Хлопайте в ладоши дружно — Вот как танцевать всем нужно.

(Последний конкурс — танцевальный. Звучит поппури из веселых танцевальных мелодий. Девочки вместе с куклами танцуют на сцене. Жюри оценивает танцевальные способности участниц. Затем подводятся итоги всего конкурса. Жюри награждает всех участниц и отдельно победительницу.)

Источник: сеть Интернет

I. Организационный момент — 1 мин.

II. Ход мероприятия.

1. Беседа бабушки с внучкой у печки — 15 мин.

Печной Дух. Житный Дед. Первая кукла. У люльки.
Невеста. Обереги.

2. Физкультминутка — 2 мин.

3. Ярмарка — 15 мин.

Петрушка. Подарки тятеньки. Дымковские куклы.
Матрешки. Солдатик.

4. Знатоки — 3 мин.

5. Мастерицы — 3 мин.

6. Викторина — 3 мин.

III. Итог — 3 мин.

1. Награждение победителей конкурса “Моя
любимая кукла”.

2. Танец “Куклы водят хоровод”.

Действующие лица

  • Сказительница (ведущая)
  • Бабушка
  • Внучка
  • Славяне, старец, юноша
  • Тятенька
  • Невеста
  • Матрешки
  • Дымковские куклы
  • Русский воин XIV века
  • Знатоки
  • Мастерицы из Центра ремесел
  • Танцоры

Оформление

1. На стенах:

— аппликация “И шагает век от века кукла рядом с
человеком”, изображения кукол;

— выставка рисунков “Моя любимая кукла”;

— различные соломенные, травяные, глиняные,
деревянные, тряпичные, современные куклы.

2. Русская печка

3. Предметы старины из музейного уголка
“Этнос” (самовар, прялка, люлька, короб, шали,
одежда, посуда и т.п.)

4. Костюмы для сценок, танцев.

5.Мультимедийная установка.

6. Подарки.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Звучит музыка “Маленькая страна”. Дети в
различных костюмах входят в класс,
рассаживаются. Выходит сказительница в народном
костюме.

Сказительница: Здравствуйте, гости званные и
желанные! Здравствуйте, красны девицы и добры
молодцы! Сядьте поудобнее, слушайте и глядите. Да
не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не
видывали. А рассказ мы поведем про дела старые,
что про старые, про бывалые. Старина что
незнакомая страна: много там и непонятного и
чудесного. Успевай лишь рот разевать да уши
топориком держать.

Все мы родом из детства. А без чего в детстве
невозможно прожить? (без кукол, без игрушек). На
Руси издавна водили хороводы. Сегодня в хоровод
встанут куклы. Вы хотите увидеть такое чудо? Для
этого нужно многое узнать.

А сначала зажмурим глаза и проговорим:

Раз, два, три, четыре, пять,
Выйдут куклы погулять,
На поляночке зеленой
Будут петь и танцевать.
(Дети повторяют хором. В это время бабушка и
внучка проходят и садятся к печке).
Раз, два, три, четыре, пять,
Открываем глаза,
Вот чудеса и начинаются!


Звучит музыка “Переливы балалайки”.

II. Ход мероприятия

1. Встреча с бабушкой и внучкой.

Сказительница: Я слышу какие-то голоса.
Давайте заглянем в старинный русский уголок. А
там бабушка с внучкой.

Бабушка: Смотри, внучка, печной дух озорует!

Внучка: А он живой?

Бабушка: А как же. Такой маленький старичок с
лохматой бородой из дыма. Так-то он невидимый, но
иногда людям показывается. Ты приглядись к огню,
может и увидишь.

Внучка придвигается к печке, смотрит на огонь.
Потом корчит рожицу и показывает язык.

Бабушка: Ты что это делаешь? Не смей. Вот
обидится печной дух и уйдет из нашего дома. Тогда
хоть топи печку, хоть не топи, все будет холодная. Внучка:
Бабушка, вот дома живет домовой, в лесу леший, в
реке-водяной. А кто в поле живет?

Бабушка: В поле… Житный Дед живет.

Внучка: А какой он?

Бабушка: Разный… Весной, когда хлеб только
взойдет, и Житный Дед бывает совсем маленький:
бегает по полю в зеленой рубашонке да с сусликами
в прятки играет. Станут хлеба созревать — и у
Житного Деда отрастут ячменные усы да овсяная
борода. А подойдет жатва — и его волосы становятся
золотыми. Не любит этот дед ленивых и хвастливых,
а тем, кто землю любит и растит хлеб, он помогает
вырастить богатый урожай.

Внучка: Вот бы его увидеть. (Вздыхает).

Бабушка: Да вот он! (Показывает в сторону на
соломенного Житного Деда).

Внучка тянется, с любопытством рассматривает.

Внучка: Бабушка, а у тебя в детстве были куклы?
Интересно какие? А у прабабушки? А самая-самая
первая кукла, — какая она была?

Бабушка: Давным-давно на Руси поклонялись
Богам. У наших далеких предков — славян были
жуткие обычаи.

Сценка № 1 “Первая кукла”.

Входят дети, медленно идут.

Бабушка: Оказывали, толпа людей собиралась
возле изображения Богов-Идолов. Они молили о
хорошем урожае и предлагали дары, среди которых
была… связанная девушка. Бедняжку должны были
принести в жертву. Но тут из толпы вышел юноша.

Юноша: Стойте, люди! Подождите! Сколько же
можно губить наших красавиц? Нет мне жизни без
моей Любавы!

Старец: А что же мы принесем нашим Богам?

Юноша: Я, кажется, придумал! Да вот полено!
(Обращается к толпе). Дайте мне платочек и
сарафан!

Бабушка: Вот так он нарядил полено — ну чем не
девушка с беленьким личиком! Кукле из полена тут
же дали имя — Коллодия и принесли в жертву вместо
девушки. (Юноша кладет идолу куклу).

Сказительница: Так кукла спасла человека. А
отголоски мрачного обычая сохранились в сказках,
где от драконов откупаются прекрасными
девушками. А славянские Боги начали… играть в
куклы. Да-да ведь Коллодия и была первой
славянской куклой. Я видела, как и другим
языческим богам вместо человеческих жертв стали
дарить Морену, Купалу, Русалку. Мрачные обряды
жертвоприношения превратились в веселые
праздники. Кукол-чучел обычно сплетали из соломы,
травы, наряжали, с песнями носили по селу, водили
вокруг них хороводы, затевали игры, а после
“отдавали” богам, прося взамен хорошей погоды,
богатых урожаев, удачной охоты… (Показ травяной
куклы).

Праздники были так хороши, что некоторые из них
сохранились до сих пор. Не приходилось ли и вам с
песнями и играми сжигать чучело Зимы —
Дуню-Масленницу, а после лакомиться блинами? На
что похожи блины? (На солнышко).

Бабушка качает люльку, напевает “Баюшки-баю”.

Бабушка: Положи-ка, внученька оберег в
кроватку. Внучка кладет самодельную тряпичную
куколку, приговаривает: “Сонница-бессонница, не
играй с дитятком, а играй с этой куколкой”.

Сказительница: В русской избе возле печки
обычно висели куклы “двенадцати лихорадок”:
Огнея, Лидея, Гресея…Они должны были отгонять от
хозяев болезни, злые силы, оберегать дом. Так их и
называли — берегинями.

Бабушка: Еще я видела, как куклами
играла…красавица-невеста. Нарядную куклу-оберег
ей подарила мать, благословляя на брак. (Выходит
невеста). На самой свадьбе маленькие куклы в
красных платьях украшали свадебное печенье. А
потом невесте давали подержать несколько кукол с
пожеланием, чтобы в семье было много детей.

Кукол-берегинь одевали в яркие платочки и
расшитые узорами сарафаны, но -оставляли без
лица. Славяне считали, что если куклу сделать уж
очень похожей на человека, в нее может вселиться
злой дух и навлечь на хозяина беду.

Обереги никогда не выбрасывали, а передавали по
наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с
собой… и, наконец, они превратились в игрушки.

Физкультминутка.

Дети делятся на две группы. Одна группа
подходит к бабушке, другая — к внучке.

Берут два оберега на каждую команду. Каждый
ученик должен повернуться и проговорить:
“Отвернись злом, повернись добром!” — и передать
оберег следующему.

Какая команда раньше закончит передавать
пра-пра-правнукам оберег, та и победила.

Бабушка: Вот так аж до седьмого колена
обереги дошли!

Звучит музыка “Ярмарка”. Бабушка пускается
в пляс. Охает, держится за спину.

Внучка: Бабушка, а ты на базарах бывала?

Бабушка: А как же! Их ярмарками называли.
Тятенька мой, ваш прадед, брал меня несколько раз.
Обычные ярмарки устраивались в праздники. И
поэтому все мужчины и женщины надевали на
ярмарку свою лучшую одежду. На парнях были
расшитые рубахи. Просто загляденье, а на женщинах
полыхали сарафаны. Народу было много, и товару
всякого видимо-невидимо. Кто хотел, участвовал в
играх, состязаниях. А мне очень нравилось
смотреть в балагане кукольное представление.

Из-за двери выглядывает Петрушка.

Петрушка: Привет, народ! Веселись во весь
опор!

Наряд мой пестрый.
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Я с бубенчиком в руке,
В ярко — красном колпаке.
Я веселая игрушка,
А зовут меня…

Дети: (Петрушка)

Бабушка: Тятенька набирал товару, накупал
всем подарки, никого не обижал. И мы отправлялись
домой.

Сценка № 2 “Подарки с ярмарки”.

Выходит тятенька с коробом. Вынимает подарки
(шаль, бусы, серьги, матрешку, дымковскую куклу,
большого солдатика) показывает, приговаривая:

Родной матушке — платок,
По середочке — цветок.
Женушке — сережки, бусы.
Детушкам — игрушки
Куклы да свистушки!


Бабушка: Просто отрада! Не то, что сейчас — тыр
сфыр ныр.

Ученик: Бабушка, да не тыр сфыр ныр, а
трансформер.

Бабушка: Вот-вот и я говорю, язык сломаешь.

Сказительница: Сегодня необычный день —
старинные куклы оживают.

Звучит русская народная музыка.

Дымковские куклы исполняют частушки.

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!

Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские —
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни —
Кавалеры наши.

С лентами да с бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.

Матрешки исполняют потешки (в это время
дети-зрители приплясывают на месте).

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочках.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
“И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки класть?” 

Сели мы на карусели
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Пыль клубится по дорожке.
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.


Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили.
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!


Звучит музыка “Богатырская наша сила”.

Появляется русский воин из
военно-исторического клуба “Дружина” в
доспехах с оружием XIV века. Показ боевого
искусства. Рассказ о защите земли русской от
врагов.

Бабушка: У крестьянских детей куклы были
деревянные, соломенные, тряпичные. А в богатых
семьях — дорогие, заказывали их за границей.

Сказительница: Бабушка, наши ребята много
знают, очень любят читать детскую энциклопедию
“Я познаю мир”. И вот о чем они хотят рассказать.

Знатоки:

Первый ученик: Столица кукольного царства.
Так называют подмосковный город Сергиев Посад,
потому что именно здесь создавались российский
куклы и другие игрушки. Глядя на мастеров
Сергиева Посада, принимались за игрушечный
промысел множество других подмосковных сел.
Разрослось за много лет игрушечное царство, а
Посад стал его столицей. И до сегодняшнего дня
здесь хранятся старые куклы и рождаются новые. А
начиналось все это давным-давно, в XIV веке.

Второй ученик: Жил в те времена великий
русский подвижник Сергий Радонежский. Жил он в
монашеском уединении и полюбил вырезать из
дерева игрушки. Этими игрушками он одарял
детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со
временем на этом месте вырос большой монастырь —
Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов
традиция изготовления поделок для детей. Ни один
богомолец не возвращался из этих святых мест без
игрушек. Так расходились по свету деревянные
фигурки.

Третий ученик: В Сергиевом Посаде и вокруг
него занимались игрушечным промыслом целых 5550
дворов. Делают там игрушки и по сей день. Кроме
того, там находится единственный в нашей стране
Институт игрушки, где разрабатывают новые ее
виды. Существует там и уникальный Музей игрушек,
по экспонатам которого можно изучать кукольную
историю.

Четвертый ученик: Мальчики играли,
разумеется, в войну. Прежде всего они должны были
ездить верхом и в раннем детстве ребенок получал
отличного коня-каталку, искусно вырезанного из
дерева самыми лучшими мастерами резчиками. А в
XVIII веке были изобретены оловянные солдатики.
Благодаря этому маленькие аристократы, которым
предстояло командовать войсками, могли
разыгрывать для начала игрушечные битвы.

С помощью наборов солдатиков они также изучали
историю. Оловянные солдатики изображали воинов
разных эпох. Великий русский полководец А.В.
Суворов на столе играл в солдатики, а потом вел в
бой свое войско и выигрывал сражения.

Сказительница: А что же Арзамасская земля?
Чем же она славится?

Мастерицы из Центра ремесел Арзамасского
района
рассказывают об Арзамасских куклах —
диковинках, которые изготовляются детьми,
показывают их.

Внучка: Ой, бабушка, сколько интересного я
сегодня узнала!

Сказительница: А теперь посмотрим, что же
ребята запомнили.

Викторина.

Вопросы викторины.

1. Как звали первую куклу? Из чего она была
сделана? (Коллодия, из полена)

2. Какой город называют столицей кукольного
царства? (г.Сергиев Посад)

3. Про какую куклу говорят:

Развеселые подружки

Все попрятались друг в дружке? (Матрешка).

А какие еще загадки про матрешку вы знаете?

Какую игрушку сначала сломают, а потом в нее
играют?

В этой молодице


Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для меньшой — темница.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка.
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые… матрешки.


4. У какого деда ячменные усы да овсяная борода?
(Житный Дед).

5. Славяне делали кукол без лица. Почему?
(Славяне считали, что если куклу сделать уж очень
похожей на человека, в нее может вселиться злой
дух и навлечь на хозяина беду).

6. Из чего делали кукол в крестьянских семьях?
(Из тряпок, из дерева, из соломы).

7. Какой великий русский полководец в детстве
играл в куклы? (А.В. Суворов).

8. Загадки про куклу.

А что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать положишь — будет спать
День, и два, и даже пять!

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.
(Солдатик).


Сказительница: Ребята, вы долго готовились к
нашему празднику, оформили чудесную выставку
рисунков “Моя любимая кукла”, написали
кукольные истории. Лучшие истории зачитываются,
авторы награждаются.

III. Итог. Сказительница:


Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли куклы погулять,
На зеленую полянку,
Приглашают танцевать.


Танец “Куклы водят хоровод”.

В конце танца дети приглашают всех гостей в
хоровод.

Дарят гостям подарки — обереги, сделанные
своими руками.

Список литературы.

1. Детские частушки, шутки, прибаутки
(популярное пособие для родителей и педагогов). —
Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Мураева Т. Чем пахнут ремесла?// Воспитание
школьников. — 2005. — № 7.

3. Юрина Н.Г. Кукольные истории // Миша. — 1998.- №6.-
стр. 7-8

4. Юрина Н.Г. Кукольные истории // Миша. — 1998.- №7.-
стр. 7-8

5. Я познаю мир: Игрушки. Детская энциклопедия/
Авт.-сост. Н.Г. Юрина. -М.: ООО “Фирма Издательство
ACT”, ЗАО “Издательский дом”Семейная
библиотека”, 1998.- 496 с, -ил.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздник кошек
  • Сценарий праздник колокольчика
  • Сценарий праздник карнавал
  • Сценарий праздник капустные посиделки
  • Сценарий праздник дружной семьи