Сценарий праздник русского сарафана

Сценарий мероприятия по краеведению

Праздник русского сарафана

Сценарий устного журнала

На сцене  — 3 девушки под нарисованным окном: одна прядет на пряхе, другая держит пяльцы в руках с вышивкой. Третья вяжет что-то.

Чтец

На горе-то стоит елочка,

Под горой стоит светелочка,

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой лавочке,

Тут сидела красна девица.

Во  левой руке держала пяличко,

Во правой руке – иголочку.

Она шила красна девица

И по плису и по бархату,

По белому комнокорчику.

Она шила, красна девица, шила себе сарафан.

Ведущий. После петровских преобразований, запрещавших всем, кроме податного населения, носить сарафаны, отношение к национальной одежде изменилось при Екатерине II. Был издан указ.

Глашатай.

Слушайте! Слушайте! Слушайте! Указ императрицы Всея Руси Екатерины II.

Указ. В особо важных случаях, будь-то свадьба или Новый год, дамы должны появляться при дворе в русских платьях.

Ведущий. А написан был этот указ под впечатлением посещения Белгорода императрицей. Послушайте, как об этом событии рассказывает «Белгородский численник» (1993г.)

Чтец. «Ваше величество! Народ приветствует вас!» Гофмейстер поклонился и вышел.

  Императрица Екатерина II вышла на балкон дома, отведенного в Белгороде для нее. Многочисленная толпа белгородцев, заполнившая площадь, пала ниц, а потом восторженно приветствовала молодую царицу. Ее внимание привлекли молодые девушки, одетые в красивые русские костюмы. Императрица была прежде всего молодой женщиной и своим наметанным глазом сразу же увидела, что несмотря на то, что во время своей дальней поездки не мало повидала русских, украинских, татарских женщин в национальных костюмах, такого красивого, что был на белгородке, она еще не видела. Поманив пальцем гофмейстера, она  шепнула: «Вот эту женщину пригласи ко мне». Когда статная молодица, потупив глаза, стала перед императрицей, та поняла, что вблизи костюм оказался еще красивее. Сказав несколько слов и одарив ее, Екатерина II  отпустила гостью. И тут же отдала распоряжение пошить ей такое же платье. Платье срочно сшили и отослали в Санкт-Петербург гонцом. Надевала ли на какой-нибудь маскарад белгородское платье Екатерина неизвестно, но не раз любовалась наверняка.

Ведущий. В старинной русской одежде видны языческие традиции обожествления природы. Они перешли в христианское время спокойно, так как не было в этой традиции никакого зла. Христианство боролось в язычестве с теми понятиями, которые ставили в зависимое положение человека от природы. Например, поклонению стихиям как богам, принесению людей в жертву якобы богам. Ношение одежды осталось прежним, и  это передавалось из поколения в поколение. Цвета и рисунки по прежнему символизировали солнце и огонь, небо и землю, но это скорее уже была дань традиции и поэтизация природы, так как русские почитали уже единого Бога, поклонялись Ему одному.  

Девушка в сарафане встает: Народная одежда делилась на женскую, мужскую, детскую. Детская одежда в Староосколье была одинаковой:длинная, до пят, холщовая рубаха с пояском. Ворот (ожарелок), обшлага рукавов и подол орнаментировались скромной вышивкой. Мальчики и девочки-подростки донашивали одежду старших братьев и сестер – рубахи, порты, зипуны или перешитую одежду отца и матери. Первую «взрослую» одежду получали тогда, когда уже имели право жениться и выходить замуж. Юноши получали штаны, девушки – сарафан или юбку и поневу. На голове у девочки  была повязана ленточка, она носила дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, гороха, косточек.

2 девушка в сарафане выходит на сцену: Женская одежда была более разнообразной: поневный комплекс, с юбкой-андараком, с сарафаном и «парочка» (кофта-юбка).

Основу сарафанного костюма составляла рубаха, служившая в конце XIX века нательной и одновременно выходной одеждой. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом у горловины, застегивающимся на пуговицу. Самым любимым цветом в русском народном искусстве был красный цвет. Это был цвет солнца и огня. Когда добавлялся черный цвет, он символизировал союз солнца с землей.

Символ славянского рода – зеленый цвет — символизировал растительный мир. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки; ультрамариновый – воды и неба, верности и целомудрия. Белый – символ горя и смерти. Излюбленным был черный цвет, он символизировал землю и вечный покой.  Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда.

Чтец:

Домотканый и древний,  

                        в сундуках

Сохранил мой край тебя,

                      сарафан.

Как к лицу тебе

                этот старинный наряд —

И сорока, и в блестках

                жемчужин понева.

3 девушка в сарафане (тоже стоя): Сорока – это головной убор, который делался из красного холста с налобником, шитым золотыми нитками и блестками с шелковыми и шерстяными махрами, с бисерной подзатыльней.

Понева – поясная набедренная одежда славян.

1 девушка в сарафане: Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, пояс.

В нашей местности бытовала вот такая верхняя одежда: жилет, кафтан, поддевка, зипун, тулуп, шуба, полушубок, армяк, халат и другие.

А вот обувь на селе вплоть до XIX века у всех была  одинаковая – лапти.

Девушки поют частушки по очереди слегка обыгрывая текст:

Пляши, Андрей,

Не жалей лаптей,

Сходим лыка надерем,

Лапти новые сплетем.

Эх, лапти мои,

Лапоточки мои,

Растопталися,

Расшаталися.

Были новые,

Все кленовые,

А лохмотья на них

Все шелковые.[3]

2 девушка в сарафане

А давайте, девочки, споем мою любимую.

3 девушка в сарафане. 

        Ведущая.

У нас в школьном музее, в городском краеведческом музее вы подробно можете узнать названия деталей женской одежды,  мужской, представить жизнь прародителей. Это история нашего края, родина, а значит, и наша биография.

А мы вам предлагаем посмотреть некоторые наряды наших местных красавиц и послушать в их исполнении народную песню: «Порушка-Параня».

Между нарисованных крупным планом нарядов  из книги «Живые родники Староосколья» ведут девушки хоровод и поют. В центре – Параня и Иван.

В тридевятом царстве…

РЕКВИЗИТ:

  • Машина времени — может быть большая коробка с нарисованными стрелочками, кнопочками, рычажками

  • Перо Жар-птицы

  • Рамка для зеркала

  • Избушка на курьих ножках

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • ДомовойТаня Кыкина

  • Царь – Денис Караваев

  • Свита – 2 человека – Маша Третьякова и Катя Копытова

  • Царевич – Лиза Иконникова

  • Старичок — Вадим Монтяков

  • Зеркало – Даша Монтякова

  • Избушка на курьих ножках —

  • Баба Яга – Ксюша Третьякова

  • Василиса – Лера Молдованова

Танец «Тень над водою»

По комнате расхаживает Домовой Нафаня (дальше в тексте просто Домовой)

Звучит 1. мелодия из мультфильма песни «Я — Водяной»

Домовой Нафаня (поет):

Я Домовой, я Домовой.

Поговорил бы кто со мной.

Живу я здесь лет двести,

И все на том же месте.

Фу, какая гадость!

Уж лучше бы в болото!

Живу я словно в банке,

А мне в круиз, а мне в круиз,

А мне в круиз охота!

(Музыка заканчивается, Домовой продолжает напевать без музыки)

Я домовой, я Домовой

Поговорил бы кто со мной…

(Спотыкается)

Домовой: Опять чего-то изобрели…  (Читает по слогам) Ма-ши-на вре-ме-ни. Смотри-ка, до чего додумались! (читает): 22 век, 23 век. Не то, не то… Египет, Вавилон, Древняя Русь, Тридесятое царство! Вот, что мне нужно!

Рассматривает «панель Машины времени», с опаской трогает рычажки, кнопки. Наконец, решается:

Домовой: Эх, была ни была!

Далее Домовой читает надписи и выполняет «команды»: ВКЛ, (дергает рычаг), Эпоха — Древняя Русь, Тридесятое царство (передвигает каретку), Пуск (нажимает кнопку).

трек запуска машины времени

Домовой уходит на сцене появляется царь и садится на трон. К трону подходит свита.


Царь: Скучно!!! Скучно мне! Царю скучно. У-у-у… (рявкает на свиту) Свита! (капризно) Чем сегодня царя удивлять будете? 
Первый: Царь–батюшка! Может, уточку искушать изволите? Или борща? Наварного, со сметаной! 
Царь (похлопывая себя по брюху и бокам): Эти ваши борщи с уточками вот уже у меня где! Вот! (тычет пальцем в живот) Трон новый на прошлой неделе опять пришлось заказывать! А то негоже – царь и в трон сесть не может. 
Второй: А может тебе, царь, это… Жениться?! 
Царь (довольно поглаживая усы): Жениться? А что? Жениться — это можно! Ой, у меня же старая жена есть. ( пугливо оглядывается ). А вот свадьбу провести можно. (оглядывает свиту) Кого женить будем? 

Все испуганно отступают назад.

Первый: Так у нас же это, царь, женатые все! 
Второй (довольно улыбаясь): И замужем! 
Царь (разочарованно): Как так? (громко кричит) Всех казню!

Первый (торопливо): Вспомнил, царь–батюшка. Вспомнил! (кидается к царскому трону) Иван-то, царский сын, не женат еще! 

Свита перешептывается: «Не женат. Не женат». Царь довольно улыбается.

Царь: свита, слушай царский указ! Объехать все королевства и объявить кастинг невест! Главное условие для моей будущей невестки – русская красавица! Простая из народа, чтоб готовила хорошо, красивая была и главное, песни петь да плясать умела! Отправляйтесь с глаз моих долой!

Флешмоб с залом

Царевич ходит мимо рядов с гостями и разглядывает девушек, царь неторопливо ходит за ним следом.

Царь: Ну что? Понравилась какая? 
Иван-царевич: Красавицы хороши! Прошу их всех наградить. Но жениться хочу на сказочной невесте.
Царь: Иван, ты конечно мне сын, но дурак. (возмущенно) Двадцать лет я тебя растил, кормил, а тебе ради отца жениться жалко?! Да посмотри, какие девицы–красавицы! Лучшие красавицы из соседних королевств прибыли, а тебе все не нравится!
Иван-царевич: Я жду, единственную… 

Музыка. В зал приемов входит старичок в лапоточках.

Царь: А ты кто такой? Кто пустил? (подбегает к старичку и оглядывает его со всех сторон) На невесту ты не похож! 
Старичок: Здравствуй царь–батюшка! (кланяется). Здравствуй, царевич Иван! (кланяется) Принес я царевичу подарочек, перо дивное, золотистое (протягивает царевичу узелок) 
Иван-царевич: На что мне, старик, твое перо? 

Иван-царевич нехотя вынимает из узелка перо.

Иван- царевич: Чье перо это, старик? 
Старичок: Перо это Жар–птицы. Где птицу найдешь, там и суженную сыщешь. 

царевич поворачивается к царю. Старичок уходит.

Иван- царевич (озираясь): Эй! Старик! Где найти мне ту Жар–птицу? 
Царь: Не печалься, сынок! У нас же зеркало волшебное есть! Помнишь, в том году князь аглицкий подарил? 

Подходят к зеркалу, тщательно задрапированному. Царь поспешно снимает покрывало. Перед нами предстает зеркало в массивной раме. По ту сторона зеркала стоит девушка.

Зеркало: Здравствуйте! Вас приветствует поисковая система зеркал Мугл. Пожалуйста, выразите ваш запрос! 
Царь (выхватывая у Ивана-царевича перо): Вот перо. Оно Жар–птицы! Где найти такую птицу? 
Зеркало: Искомая комбинация слов нигде не встречается. Попробуйте воспользоваться ключевыми словами. 
Царь (Ивану): тьфу ты! Глупая система! (поворачиваясь к зеркалу) Жар–птица и ее места обитания. 
Зеркало: Жар–птица, она же Василиса–Прекрасная, обитает в своем доме. 
Царь (вкрадчиво): где же ее дом? 
Зеркало: Положения ее дома не отмечено на Мугл–картах. По моей информации, где находится дом Василисы, известно только ее тетушке, Бабе Яге

Царь набрасывает покрывало обратно на зеркало.

Царь: ну что ж, царевич, видно, идти тебе к Бабе Яге. 

Царевич, повесив голову уходит.

Музыкальный номер

Голос Домового: Наш Иван-Царевич начал в дорогу собираться. Собрался, получил отцовский наказ поскорее возвратиться и отправился в путь–дорогу. Шел долго ли коротко, нам то не известно, но, наконец, очутился он у избушки на курьих ножках.

Идет Иван. На дорогу выбегает избушка на курьих ножках.


Иван-царевич: Как там надо говорить? Избушка, избушка, напра-а-во! (избушка поворачивается направо) Нале-е-во! (избушка поворачивается налево) Кру-у-гом! (избушка вращается, Иван смеется) 

Из избушки, пошатываясь, выходит Баба Яга. Падает на Ивана. Он ее поднимает.


Баба Яга: Ой! Кого я сейчас проглочу? Кто на лопате в печь полезет? (смотрит на Ивана) А! Это ты, Иван! Царский сын! Что там по вашему закону, царских–то, небось есть нельзя? 
Иван – царевич:  Нельзя, Бабушка. Ты скажи-ка мне лучше, где Василиса Прекрасная живет? 
Баба Яга: Я, конечно, с царскими особами-то добрая. Но не слишком ли, Иван? А что ты мне взамен обещаешь? 
Иван-царевич: Да проси, старая, что хочешь! Хочешь, пенсию повышу? (подходит к Бабе Яге ближе; она от него отступает) 
Баба Яга: Зачем ж. Зачем ж. Мы и чем у нас ести довольны. 
Иван Царевич: Ну хочешь, за границу, отправлю? На Канары? 
Баба Яга: Ну уж нет! (испуганно отступает от Ивана) 
Иван Царевич: (запальчиво): Ну чего же ты хочешь?! 
Баба Яга (краснея): Хочу Лешего в гости пригласить! 
Иван-царевич : Так приглашай! 
Баба Яга: Так он ж развлечений требует! Танцев, песен всяких. Поесть любит. 
Иван-царевич: Накрывай на стол, Яга! Будут тебе и танцы, и песни.

Баба Яга: Погоди-ка, давай сначала кастинг проведем. Вдруг Лешему не понравится.

Баба Яга усаживается в зал и смотрит выступления.

Иван – царевич:

номинация «Народная плясовая»

Баба Яга: ух, порадовал старушку! Думаю, Леший заценит. Вот тебе клубок, он тебя до дома Василисы доведет!

Голос Домового: и отправился Иван-царевич по дорожке за клубком волшебным. Идет и думает о невесте своей будущей. И вдруг видит дом, а в доме том свет в окне горит, пригляделся Иван, а то Жар-птица на окне сидит.

Иван-царевич: (подбегает и опускается на колени перед Жар-птицей): Ты — прекрасная девица! Ты ведь вовсе не Жар–птица! Обратись в Василису! 

Все затухает. Вспышка света, грохот и взрыв. Появляется Василиса. Красивая музыка сменяется тяжелым роком.


Василиса: Че те надо? Если ты пришел на меня бочку катить, что я у тебя пшено склевала или еще что–то там, то иди отсюда, да побыстрей! А то… А то в лягушку превращусь! 
Иван-царевич (удивленно): Ты — Василиса Прекрасная? 
Василиса: Ну а кто ж еще! Не кикимора же болотная. (обходит вокруг Ивана, щупает одежду) А ты ничего так даже в женихи сгодишься. 
Иван-царевич (заикаясь): Да я за этим и пришел… 
Василиса (с неповторимой интонацией): ха! Ну даешь! Ну, я согласная! (обнимает Ивана-царевича) 
Иван-царевич: Я должен подумать… (пытается оттолкнуть Василису, но та крепко его держит в объятиях) 
Василиса: а ну иди-ка ты отсель! Думать он надумал! Мне такой жених совсем не нужен!

Голос Домового: Не расстроился Иван, а только вспомнил невест прекрасных, которых ему царь предлагал. И решил он домой возвращаться, да в невесты себе деревенскую красавицу брать.  


Царские покои. Царь сидит на троне. Грустит, подперев щеку рукой. Рядом с ним свита. 


Царь: Успеет Иван? (как ребенок, надувает губы и вопросительно смотрит на свиту) 
Первый: Успеет! Успеет! Как ему не успеть то, вы ведь сами велели побыстрее возвращаться
Второй: А на Василисушку-то как охота посмотреть! (причитает) Уж така красавица наверно, така красавица! (держится за щеки) Но худюща, наверно, не по летам! Это ж модно у них щас, худющими-то быть! (с воодушевлением) Но мы ее быстренько! Утятинки, борща со сметаной. 
Царь: Никакой утятинки! Мне невестка нужна, а не хрюша в рюшах. 
Первый: Ба! Царь! Смотри-ка! Там ж Иван бежит! Видать, шибко ему невестушка приглянулась. 

В царские покои вбегает Иван


Царь (обнимая Ивана): Ивашечка! Ты привез девицу красную!? Василисушку Прекрасную!
Иван-царевич: Нет, отец. Это Василиса Ужасная, а не Прекрасная! Я тут подумал…Невесты по своим королевствам еще не разъехались? Зови их обратно. Смотрины устраивать будем.

Номинация «Русский Сарафан»

Иван-Царевич: вот это да! Все невестушки хороши! Как мне свою единственную-то выбрать?

Царь: помни, сынок, что жена хозяйственной должна быть. Вот представь, приходишь ты со службы царской, а у тебя и ужин на столе, и царские покои прибраны, и жена тебя с порога встречает. Красотааааа!

Иван-царевич: знаю раньше была традиция чтоб девушки себе приданное вышивали. Есть ли у нас невесты с приданным?

Царь: а то! Мы ведь когда смотрины устраивали всех девушек просили, чтобы они приданное с собой привезли, похвастались чем богаты.

Номинация «Мастерская слобода»

Иван-царевич: так это те платки и полотенца, что у нас в коридоре красуются? Дааа. Теперь я еще больше запутался на ком жениться. У всех девушек работы славные да складные! Как же мне теперь быть. Кого выбрать?

Царь: не печалься, сын мой. Выберешь ты свою невесту!

Иван-царевич: да как, батюшка? Все они умницы красавицы да с приданным знатным!

Царь: мы сейчас с тобой конкурс проведем среди невестушек на самое лучшее и красивое украшение. Посмотрим сколько у них драгоценных камней в приданном имеется.

Иван-царевич: ну ты голова, папенька! (обращается к невестам) ну, невестушки мои, просим вас выйти и продемонстрировать свои украшения из камней драгоценных.

Номинация «Рябиновые бусы»

Иван-царевич: и украшения то у них знатные. Не помог мне твой конкурс, царь-батюшка, а только еще сильнее запутал.

Царь: Послушай-ка, Иван, мою историю: когда я был очень молодым как ты сейчас. Я встретил твою маму. И влюбился в нее без памяти…

Иван-царевич: видишь, ты влюбился, а я…

Царь: А ну, не перебивай отца! Так вот влюбился я в нее без памяти. И ведь не сарафан меня ее зацепил, не скатерти и платки вышитые и даже не камни драгоценные…

Иван-царевич: что же тебя к ней привлекло, батюшка?

Царь: а привлекла меня ее коса. Ух и длиннющая она у нее была, толстущая, чернющая! Прям ух, а не коса!

Иван-царевич: и что же ты предлагаешь, батюшка?

Царь: То и предлагаю, Иванушка! Выбери среди невест красу- длинную косу!

Иван-царевич: хуже от этого точно не будет.

Номинация «Краса- длинная коса»

Иван-царевич: спасибо, невестушки! Все вы красавицы! Вы тут пока отдохните, потанцуйте, а я схожу с отцом и друзьями своими посоветуюсь

Игра с залом или номер музыкальный.

Слово жюри. Награждение участников.

Иван-царевич: я подумал, и решил – женюсь я на следующий год, раз в этом году не смог выбрать себе невесту. Жаль, конечно, но что поделать…

Царь: а чтоб царям и царицам не обидно было, что мой бестолковый сынок не выбрал себе жену, мы их немножко поощрим…

Слово директору. Награждение школ участниц.

Домовой: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Тем более, когда дело женитьбы касается. Спасибо вам, гости дорогие, что приехали, навестили нас! Ждем вас ровно через год на этом же месте. А сейчас приглашаю всех на чай с пирогами. Но прежде, чем чай пить пойти, нужно мой фейсконтроль пройти. Вставайте все на общее фото!

Автор: Титова Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Улыбка»
Населённый пункт: г.Луховицы Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Праздник русского костюма»

Раздел: дошкольное образование

Сценарий

итогового познавательно — игрового мероприятия для детей средних, старших и

подготовительных к школе групп на тему

«Праздник русского костюма».

Цель: через песни, игры, пословицы знакомить детей с жизнью русской деревни,

с историей костюма. Пробуждать интерес к народной культуре. Воспитывать

трудолюбие и уважение к человеку труда.

Задачи:

— обучающая – учить передавать в пении и движениях образ и характер

музыкальных произведений, активно включаться в действия, познакомить с

особенностями казачьего костюма.

— воспитательная – способствовать повышению культурного уровня воспитанников,

воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, отзывчивости;

— развивающая – развивать произвольное внимание, воображение и фантазию,

память и речь.

Оформление: на стене панно с изображением березки, солнышка, цветы. Декорация:

домик с плетнем, лавка, береза. С потолка свисают птички.

Оборудование: русские народные костюмы, картинки с изображением костюмов

разных губерний, прялка, рушники, интерактивная доска.

Ход:

(под музыку перед домиком на лавке сидит Арина и прядет).

Тетушка Арина (взрослый):

Здравствуйте, люди добрые! Приятно видеть вас в добром здравии. Зовут

меня тетушка Арина. Вот не успели оглянуться, как лето пролетело. Вот и

осень на дворе. Видите, сижу не просто так, а делом занимаюсь – пряду.

Совсем как моя бабушка бывало. Только по одной редко сидели. Обычно шли

к соседке или собирались целой компанией. На людях-то и веселее, да и не

задремлешь. Да и стыдно было перед своими подругами свою работу делать

плохо, кое-как. (Стук в дверь). Ой, стучат. Я же говорю – не сидели по одной.

Ну, входите!

Ведущий. Здравствуйте, тетушка Арина!

т.Арина Здравствуйте, внучата дорогие, проходите, милости просим!

Ведущий.

Мы к тебе не с пустыми руками пришли.

Мы подарок принесли. Вот этот платочек расписной.

Один из детей дарит с поклоном платок, та накидывает его на плечи и

под музыку проходит перед всеми, как бы показывая платок.

т.

Арина. Вот спасибо вам, внучата. У меня тоже для вас подарочки

припасены. Я вам их обязательно подарю, но попозже. А мой новый платок

я сразу носить не буду, в свой большой сундук положу.

Ведущий. Ой, какой красивый у вас, сундук. Что же там лежит?

Или это секрет?

т.Арина Да нет здесь никакого секрета. Если вам интересно, я покажу,

что у меня в сундуке лежит.

Ведущий. Дети, хотите посмотреть, что у тетушки Арины в

сундуке лежит?

Дети. Хотим.

Т.Арина

.

Сундук откроется тому,

Кто с почтеньем, уваженьем

Скажет правильно ему.

В раннем возрасте надела,

Не снимала никогда.

Замараю, постираю,

Отбелю стан, рукава. (Рубаха)

2 СЛАЙД.

— Что это за наряд? Правильно, рубаха. (достает из сундука сарафан.)

Рубаха — самая древняя и важная часть крестьянского костюма. Ее одевали

мужчины, женщины и дети. Считалось, что, если продать свою рубаху, значит

продать и свое счастье.

Вопросы (о рубахе).

1.

Для чего на рубахе делалась вышивка?

Она выполняла, в первую очередь, функцию оберега.

2.

Где располагалась вышивка?

Вышивка в русском народном костюме располагалась в особых местах:

вокруг воротника рубахи, по подолу и на рукавах. То есть там, где к

телу человеку, не защищенному одеждой, могли проникнуть злые силы.

3.

Нитками какого цвета обычно делалась вышивка?

Узоры вышивались нитками красного оттенка.

А кто знает, что женщины одевали поверх рубахи?

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом … Сарафане. (достает из сундука сарафан).

3 СЛАЙД.

Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду.

Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов

разных расцветок.

Вопросы о сарафане.

А вы знаете, что означает каждый цвет?

4 СЛАЙД.

Красный — огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

5 СЛАЙД.

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и

празднование хорошего урожая.

6 СЛАЙД.

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили

хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к

хорошему урожаю.

7 СЛАЙД.

Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах- отмечали праздник

Ивана купала.

8 СЛАЙД.

Белый – чистота, честность, преданность.

Т.Арина Наряжалась, собиралась,

Только боса вот осталась.

В сундуке храню – из лыка,

Да еще из кожи – к шику! (Обувь: Лапти и сапоги)

9 СЛАЙД.

Наконец, обувь. Мы привыкли к мысли, что в деревни все ходили в лаптях.

(достает лапти из сундука).

Вопросы (о лаптях).

1.

Из чего плели лапти?

10 СЛАЙД.

Лапти плели из лыка, бересты или пеньки.

2.

Кто на Руси занимался плетением лаптей?

11 СЛАЙД.

Плетением лаптей на Руси занимались мужчины. Плели лапти они зимой,

когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести

за зиму очень много. «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну

неделю не меньше двух пар лаптей».

-А теперь, давайте немного поиграем.

Игра «Лапти» (средняя группа).

Ведущий. А теперь мы отдохнем, и стихи для вас почитаем.

Стихи.

12 СЛАЙД.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли, проста и хороша?

13 СЛАЙД.

На узорах — травы, кони, птицы…

Выводили тонко мастерицы.

Вышивка людей оберегала —

Нечисть и болезни отгоняла.

14 СЛАЙД.

В праздники деревня наряжалась,

Вся одежда в миг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски!

Яркие насыщенные краски!

15 СЛАЙД.

Пусть с поры той пролетают годы.

Русь — законодательница моды,

Лучше древнерусского наряда.

Не найдёшь нигде! Да и не надо.

16 СЛАЙД.

-Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

— Далеко ушла одежда от такой, какой была.

— Мы невежами не будем,

— Историю русского костюма не забудем!

Т.Арина Ах, как вы хорошо стихи читаете!

Вот спасибо вам! Посмотрите, что у меня в сундуке еще хранится.

Ведущий.

17 СЛАЙД.

Так, это платки,

Эх, топну ногой,

Да притопну другой.

Стоять не могу,

Характер такой.

18 СЛАЙД.

Танец с платками

Т Арина. Ах, как вы хорошо плясали!

Посмотрим, что еще у меня в сундуке лежит?

Вот ложки, трещотка, колокольцы и бубенцы (достает предметы один

за другим) — целый оркестр!

Ведущий. Дети, давайте для тетушки на этих инструментах поиграем.

Дети играют на народных музыкальных инструментах.

19 СЛАЙД.

Оркестр

Т. Арина Как вы хорошо играете, молодцы!

А частушки петь умеете?

20 СЛАЙД.

Частушки

Т Арина. Хвалит детей.

Давайте, заглянем в сундук, что же в нём осталось (открываем сундук)?

-В русском костюме особое внимание уделялось головному убору.

21 СЛАЙД.

Кокошник был праздничным головным убором. Они переходили по

наследству к дочери от матери, обязательно включались в приданое.

Кокошники не рассматривались как элемент повседневного гардероба.

Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия.

Эти головные уборы предназначались для праздников, все невесты на свадьбе

надевали их. Также известны кокошники в качестве национального оберега.

Показ Кокошников

Т.Арина. Ребята вас ждет ещё один сюрприз.

-Ребята, давайте посмотрим, что у сундука внутри.

(Внутри сундучка сладкие призы).

— До свиданья, друзья! До новых встреч!

1для детей 2-й младшей группы

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №35 Сопрун В.Н.

Цель:

Дать детям начальные представления об искусстве и традициях русского народа.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей русского платка.

Продолжать способствовать формированию речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов произведений устного народного творчества.

Продолжать приобщать детей к русской народной культуре посредством устного песенного народного творчества.

Развивающие:

Развивать у детей ловкость, гибкость, быстроту движений.

Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально – образное содержание.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Оформление: На центральной стене – композиции из разных платков, ширмы.

Применение ТСО: музыкальное сопровождение (записи народных мелодий на магнитофоне).

Под русскую народную музыку дети входят в зал. Их встречает Хозяюшка в русском сарафане и красивом платке:

                          День вам добрый,

                         День вам чистый,

                         День без боли и без зла,

                         И от добрых всех людей

                         Шлем поклон мы вам, друзья!

— Здравствуйте гости дорогие, малые и большие! Приглашаем вас на праздник. А какой догадайтесь:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок).

— Приглашаю вас на праздник русского платка!

1

Звучит музыка, выходит группа взрослых, держат в руках большие платки. Змейкой, пройдя по залу, одна пара делает из платков ворота, остальные проходят ручейком под ними. Останавливаются одним полукругом.

Хозяюшка:   Воссияло солнце красное

Да на небушко на ясное,

Уж вы гой еси, добры молодцы,

Вы, голубушки, красны девицы,

Выходите вы скоро

Да во чисто поле

Песни петь да сказы сказывать,

Платки русские показывать!

Выходят дети, цепочкой проходят через ворота, останавливаются перед взрослыми.

Хозяюшка:  Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Все:                В тесноте, да не в обиде!

Звучит музыка, дети водят хоровод, взрослые из платков делают карусель. Дети

останавливаются. Карусель продолжает кружиться.

Ведущая:      На небе солнце!

Дети:              На платке солнце!

Ведущая:      На небе месяц!

Дети:              На платке месяц!

Ведущая:      На небе звезды!

Дети:              На платке звезды!

Ведущая:      На небе заря!

Дети:              На платке заря!

Ведущая: И вся красота поднебесная!

Воспитатель: Издавна Россия славилась своими платками. Появились они у нас впервые почти 200 лет назад. Их завезли купцы из Турции, Индии .Это были узорчатые платки, тканные из пуха тибетских коз…

Воспитатель: Но русским модницам не нравились рисунки на этих платках, и вот в России стали выпускать свои платки.

Ведущая:        Красивый, яркий платок носила и царица, и крестьянка. Он хранил  тепло, дарил здоровье и хорошее настроение.

Встанем в круг и познакомимся друг с другом, а поможет нам в этом вот этот платочек.

Наш платочек расписной

Поиграть хотим с тобой

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга!

Покружитесь, попляшите,

И платочек покажите!

1

(Ведущий идет по кругу, передает платочки сразу двум детишкам – они выбегают в центр, называют свое имя. Затем  передают платок следующим. Действие повторяется.)

— Издавна по народной традиции. Платок был самым желанным подарком. Платок — не просто головной убор, а символ любви и красоты,

Ведущий:- Ребята, скажите, ваши мамы, бабушки носят платки? Издавна Россия славилась платками, красивыми, яркими. Их носили и богатые и бедные. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров. Особенно славились павловопосадские платки.

Стихотворение о Павлопосадском платке

Что за чудо узор,

Что за краски вокруг?

Это поле, цветы,

Словно солнечный луг.

На посадском платке-

Россыпь разных цветов,

Ароматы весны,

Дуновенье ветров!

Эту русскую сказку

Каждый видит здесь рад.

Это сказка с названьем

Павлов Посад.

Словно счастья букеты

На посадском платке.

Их теплей и роднее

Не найти нам нигде!

Давайте и мы поиграем (игра с платком).

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Буду с детками играть

Всех платочком накрывать.

1

Игра «Платок».

Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.

Воспитатель: — Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Девочки исполняют частушки).

1.Мы частушки запоем,
Запоем мы громко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.

  1. У березки, у осинки
    Тоненькие веточки.
    А мы бойкие девчонки,
    Все мы как конфеточки.
  2. 3. Вы, подружки дорогие,

В стороне не стойте,

А частушки про платки

Веселее пойте.

  1.    На платочке у меня

Розы распускаются.

Не могу стоять на месте,

Пчёлы все слетаются.

5.Я платочком помашу,

Покружусь немножко,

Пусть посмотрит на меня

Озорник Серёжка.

  1. Свой платочек подарю

Я соседу Саше,

Чтобы съел на завтрак он

За меня всю кашу.

Вместе: Мы девчата боевые,

Не видали вы таких.

А платки на нас какие-

В ярких красках расписных!

1

Воспитатель: — Хорошо, поют наши девчонки, задорно!

Игра «Достань платочек»
На перекладине, на веревочках разной длины висят платочки. Мальчики разбегаются, прыгают и достают платки. Кто достанет, дарит платок понравившейся девочке и садится рядом

Ребенок:  Как наших ворот

Всегда хоровод.

Собирайся, народ!
Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.

Девочка:  Уж я топну ногой,
Да притопну другой,
Выходи ко мне Ванюша
Попляши-ка со мной!
Эх, и тили – тилишок
Попляши-ка мой дружок!

Мальчик:  Ставлю ножку на носок,
А потом на пятку,
Стану «русскую» плясать,
А потом в присядку!

Воспитатель: — Девочки, а зачем вам нужен платок?

1-я девочка: — Ясное дело, чтобы им махать.

Воспитатель: — А зачем махать?

2-я девочка: — Мальчишек созывать!

1

Парный танец «Кадриль»

— Давайте  соберемся под большим красивым платком. (Взрослые создают имитацию крыши при помощи платка. Под музыку дети разбегаются по залу, по окончании музыки прячутся под платок.)

Воспитатель: По шелковой травушке
По зеленой муравушке,
Девочки – лебедушки идут
И высоко голову несут.

Воспитатель: По чистому полюшку
Прямо к синему морюшку
Хороводы заведут
Да змейкой завернут.

Воспитатель:  Покрывают их мягкие платки –
В холод согревают, на плечах легки,
Собраны в букеты дивной красоты,
На тончайшей шерсти расцвели цветы.

Девочки исполняют танец с платками под р.н.песню «Коробейники».

1

Подиум: «Повяжи платок»

 1

Хозяюшка: — Всем русские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица! Хороши наши девочки в русских платках! Трудно выбрать лучшую. Носите русские платки: в них и в пир, и в мир, и в добрые люди.

Экскурсия по залу.

/ Сценарии фольклорных развлечений / Красный сарафан

Звучит музыка А. Варламова «Красный сарафан». В горнице, с руководителем сидит хозяйка. К ней заходят дети, здороваются, садятся на лавки.

Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки, вот вы и снова ко мне в горницу пожаловали, о старине узнать, себя показать. Садитесь потеснее, да слушайте внимательно, все я вам расскажу, что знаю, ни что не утаю. О чем бы хотелось вам?

1-й ребенок: О нарядах старинных!

2-й ребенок: О гаданиях таинственных!

3-й ребенок: О сказках волшебных!

Хозяйка: Сколько пожеланий! Хорошо, будь по-вашему, но все ваши желания я исполнить сразу не смогу, разговор будет длинный, а зимний вечер кроток. Начнем мы с нарядов.

Посмотрите-ка друг на дружку, — какие вы пригожие и красивые. А кто скажет мне, что на вас надето?

(ответы детей: рубаха, сарафан и т.п.)

Хозяйка: Скажите, а на ком из вас «саян», «шушун» или «ферязь»

(дети смеются, переглядываются)

Хозяйка: А так, ребятушки, в старину «сарафан» называли.

Девочка: ты Назар, ты Назар!

Поди-ка на базар,

Купи мне сарафан:

Ни  долог, ни короток — ни в лес ходить,

Ни зайцев ловить,

А себя веселить!

Хозяйка: А еще я вам страшную тайну открою: давным — давно, в старо — давние, сказочные времена «сарафан» носили мужчины. Так называлась у них длинная одежда, поверх рубахи она надевалась. И мы вспомним сейчас наших пра, пра прадедушек и повеселимся, кто из наших мальчиков быстрее сарафан наденет.

(аттракцион «одевание»).

Хозяйка: Сейчас ответьте мне ребята на вопрос: что можно узнать по одежде человека?

Дети: Мальчик или девочка. Старый или молодой. Какой он национальности.

Хозяйка: А раньше, кроме этого по платью можно было узнать из какой деревни  девушка, какого она рода, сколько у нее детей. Помогала в этом одежда, называемая — «понева». Посмотрите, какая разная вышивка, по ней древние люди и читали о жизни  встречных как по книге. Но и мы ни лыком шиты: вот гляньте, что я вам покажу, и  ответьте, чье это?

(показывает вещи из сундучка: рубаху, платочек, детскую одежду)

Ребенок:  А еще по одежде можно узнать время года.

Хозяйка: Поиграем. Я назову одежду, если она зимняя — вы останетесь сидеть, а если летняя встанете на ноги.

(называет:  рукавицы, шапка, платье, валенки, рубаха, шорты и т.п.)

Мальчик:  Хозяюшка, а тебе гостинец передала варежку.

Девочка: Ой, а варежка — то не простая, в ней что — то есть!

Хозяйка: В ней загадки спрятались, отгадок ждут. Справитесь?

Дети: Да!

Загадки:

1. «Сижу верхом, не знаю на ком.

Знакомца встречу, соскочу, привечу».

(шапка)

2. «Пять чуланов — одна дверь».

(перчатка)

3. «Полон шестик воробышко».

(пуговицы)

4. «По дороге я шел.

Две дороги нашел.

По обеим пошел».

(штаны)

6. «Коза в корове».

(чулок в башмаке)

Дети объясняют загадку (из козьего пуха и шерсти вязали и вяжут чулки, носки, а из  коровьей кожи делали башмаки).

Хозяйка: Скажем спасибо козочке — красавице за носочек, да поиграем.     

(Игра «Кострома»)

Хозяйка: Посмотрим, что еще в нашем сундучке лежит (достает колокольчик) Как вы думаете, зачем он? В давние времена славяне своим ребяткам маленьким у пояса весили бубенчики, иногда по несколько штук, таким образом, чтобы при каждом движении звон слышался. А делали это затем, чтобы знать, куда ребенок побежал и звоном нечистую силу отгонять. Говорят, она песен и танцев не любит, давайте потанцуем, (танец «Прялица»).

Хозяйка: Вы, девицы — красавицы, танцевали, как лебедушки плыли, а теперь сказку послушайте:

«Стали гости есть, пить, веселиться. А она испила из стакана, до последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем, да косточки себе за левый рукав бросила. Попили, поели, настал черед плясать. Уж плясала она, плясала всем на диво. Махнула левым рукавом — вдруг сделалось озеро, махнула правым, поплыли по озеру белые лебеди. А царь и гости диву дались».

Дети: Сказка «Про Василису Прекрасную».

Ребенок: Хорошо, в сказке чудеса есть, а у нас?

Девочка: А у нас в песне.

(«Жил я у барина»)

Ребенок: Вот и чудо! Лапоть из печки появился.

Хозяйка: Это наш знакомый домовенок Кузя, (помните, мы про него говорили раньше) шалит.

Ребенок: скажи, хозяюшка, а из чего лапти плетут.

Ребенок: Я знаю: из лыка, бересты.

Хозяйка: Плетение лаптей считалось легкой работой, отец семейства обеспечивал, обувью всю семью, но лапти быстро изнашивались. Зимой — за 10 дней, после оттепели — за 4, а летом – за 3дня. Много лаптей нужно было каждому. А вспомните, из чего они плелись? То-то и оно: если бы наши предки рубили деревья для коры, березы давно бы исчезли.

Наши прадеды, владели способом, брать часть коры не губя дерево, и несколько лет могли снимать кору с одной и той же березы.

(сценка «лапти»)

Хозяйка: Ну,  ребятушки, понравилась вам наша беседа, много узнали интересного?

Дети: Да.

Хозяйка: А теперь пойдемте чай пить с пирогами.

Познавательно-музыкальное
развлечение «Дефиле русского
народного костюма»

Автор: Воронина Юлия Юрьевна

Организация: МОУ СОШ 19 (дошкольное образование)

Населенный пункт: Вологодская область, город Вологда

Автор: Обоева Марина Михайловна

Организация: МОУ СОШ 19 (дошкольное образование)

Населенный пункт: Вологодская область, город Вологда

Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой русского народа: его традициями, бытом, костюмами.

Действующие лица: ведущий в образе сказительницы, Маня, Ваня (взрослые в народных костюмах), дети.

( Зал оформлен в виде деревенской избы, с атрибутикой – лавки, печь, стол с посудой, в центре домотканая дорожка. Дети входят в зал в русских народных костюмах. Их приветствуют Ваня и Маня.)

Предварительная работа: конкурс «Народный костюм руками родителей»

Ваня:

Здравствуй, весь честной народ,

Вас сегодня праздник ждет!

На других посмотреть, себя показать,

О народном костюме всю правду узнать.

Маня:

Собирались мы на праздник

И готовили наряд.

По одежке всех встречают-

Так в народе говорят!

Ведущий:

Действительно эту поговорку знают все, но немногим известно, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был немножко другой. Ещё 100 лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, различали девицу и замужнюю женщину, догадывались о занятии человека. Вот и получалось, что встречали по одёжке.

Ваня:

А зачем нужна одёжа?

Без неё то лучше жить.

Кабы не было нарядов,

Легче стало бы ходить!

Ведущий:

Что ты, Ваня. Одежда стала необходима человеку ещё с давних времен, да и в наше время она имеет значение. Ребята, подскажите, как помогает одежда человеку?

(Ведущий демонстрирует со стойки комплекты современной одежды, дети аргументируют их):

— она защищает наше тело от природных воздействий: дождя, холода, ветра (плащ-дождевик, ветровка);

— она помогает различать мужчин и женщин (платье, костюм);

— она помогает различать профессии людей (костюм медсестры и костюм повара);

— по одежде можно определить, к какому событию она сшита (праздничный наряд и повседневный);

— одежда помогает нам узнать о периодах истории (шкура животного, костюм барышни).

Во все времена создавали одежду с учетом традиций народа. По народному костюму можно получить информацию об истории государства. Конечно, сохранить старинную одежду было трудно, и сейчас увидеть её можно только в музее. Но благодаря историческим иллюстрациям, мы можем сшить одежду, которую носили наши предки . И сегодняшний праздник мы посвящаем народному костюму.

Ведущий:

Я не стану сегодня сказки сказывать,

А буду про русскую народную одежду рассказывать.

А ты, Ванюша, домотканую дорожку раскатай,

Да по ней пройтись детей приглашай.

Пусть наряды свои они демонстрируют,

Ну а гости им аплодируют!

Маня:

У девчат нарядов много,

Они нам очень нравятся!

Но хотелось бы узнать,

С чего всё начиналось?

Ведущий:

Женский народный костюм состоял из рубахи, сарафана, головного убора и обуви. Рубахи шили повседневные для работы и праздничные. Было два вида рубашек – с воротушкой высоко обтягивающей шею воротом – стенкой и открытых « много не закрывающих грудь». Остенок рубахи украшался вышивкой, стан рубахи оставался белым. Иногда стан шился из холщевой ткани, а к нему пришивались верхняя часть и рукава из тонкого материала.

(Во время рассказа девочки демонстрируют рубашки)

Ваня поет частушку:

Милой сшили сарафан

Из цветной материи,

Девкам глаз не оторвать,

Всей деревней мерили!

Ведущий:

Правильно Ваня подметил, сарафан был основной частью костюма девицы. Он был повседневным и праздничным. Шили сарафаны из пестряди, набивной холстины, шерсти, шелка, обшивали тесьмой да полосками крашеного холста.

По материалу и покрою сарафан получал особое название: дубас, клеточник, набивник, суконник, штофник, дольник, кастяч, шубка, пестряк.

Маня:

Попробуй-ка, Ваня, отыщи какой-нибудь из сарафанов у наших девчат (Ваня находит пестряк, клеточник, шубку).

Ведущий:

В Вологодской губернии применяли такие названия: дольник, доломан, маренник.

По покрою существовало пять видов сарафанов (Демонстрация моделей девочками, проходят « по подиуму» — домотканой дорожке, под разные народные мелодии, демонстрируя наряд).

  1. Глухой косоклиный сарафан с проймами (сукман, шишун).
  2. Косоклиный, распашной с проймами или на лямках (ферязь, саян, кумашник).
  3. Прямой сарафан на лямках.
  4. Прямой отрезной с лифом, лямками или проймой.
  5. На кокетке с вырезными проймами, разрезом спереди до талии, застегивающимся на пуговицы.

Праздничный сарафан был красного цвета. Выйти в праздники выходные на люди в простом домотканом сарафане было зазорно. Про такую девицу говорили «У неё на все праздники один сарафан» или «И в пир, и в мир и в добрые люди». Праздничные сарафаны берегли, их даже передавали по наследству.

Маня:

Эй, девчата, выходите,

Сарафаны покажите.

Косоклиные, прямые,

Шелковые, расшитые!

( Танец «Кадриль» в исполнении девочек)

Ведущий:

Женскими головными уборами были: кокошники, повойники (чепцы), девушки носили ленты, расшитые полосы, платки. Все уборы украшались вышитыми узорами. Обувь не была такой разнообразной, это лапти, галошеобразные коты, полусапожки

( демонстрируются на слайде, частично – лапти, полусапожки и головные уборы дктьми)

Маня поет:

Эх, топни нога,

Не жалей сапога,

Все равно ребята любят,

Хоть и маленькая

(Русская плясовая в исполнении детей)

Ведущий: (рассказывает и демонстрирует вещи на выставочной ширме)

Мужской костюм состоял из рубахи, порт, пояса, головного убора и обуви. Рубаха мужчин имела более широкую пройму, вырез для шеи и прямой разрез слева, застегивающийся на пуговицу налево (косоворотка). Рубаха была с небольшим воротничком стойкой, но были и с простым вырезом по горловине. Длина рубахи была почти до колена, причем у молодых парней она была корче, а у стариков длиннее. Рубаха украшалась орнаментом, вышитым красной нитью, его располагали на застежке, воротнике, подоле. Носили рубаху навыпуск, подпоясав шнуром с кистями, завязанными сбоку, либо длинным тканым поясом. Концы пояса с обоих боков затыкались под пояс и свешивались вниз.

Порты шились из двух кусков домотканого холста или сукна, в месте соединения вставлялась ширинка. Чаще всего порты имели темные оттенки. Позднее появились штаны. Они были шире, длиннее и имели карманы.

(Демонстрация костюмов мальчиками, игра на народных музыкальных инструментах «Ах, вы сени, мои сени»)

Головные уборы мужчин представлялись в виде, шпилека, грешневика (шляпа из вяленой шерсти), картуза (он имел козырек, круто, опускавшийся на лоб). Именно картуз был особенно популярен у молодых людей.

Обувь была в виде лаптей с онучами завязками (оборами), позже появились коты, сапоги, зажиточные крестьяне имели валенки.

Ваня:

Что ж, мальчишки, выходите.

Да наряд свой покажите

Вы пляшите, не робейте,

Веселее дроби бейте!

(Плясовой выход с кепками мальчиков)

Ведущий:

Все костюмы, представленные на нашем празднике, сшиты в наши дни, но есть в зале два человека, которые одеты в костюмы своих предков – этим костюмам почти 80 лет. Костюм Мани сшит в Грязовецком уезде Вологодской области, а рубашка и пояс Вани в Кичменско-городецком уезде Вологодской области. Давайте и Ваню с Маней пригласим продефилировать по нашей дорожке

Маня с Ваней поют:

Хороши костюмы наши,

Мы споем сейчас и спляшем,

И частушкой озорной

Рассмешим народ честной.

(Частушки о народном костюме в исполнении детей)

У вологодских мужиков

Сапоги семи пудов.

На вечорочку идут

Сапоги с собой несут

У меня на голове

Красненький платочек.

Лапти новые сплела,

Сарафан в цветочек.

Я скажу вам без обмана
Лучше нету сарафана.

Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

Я парнишка озорной,

Я в рубахе расшитой.

Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Все:

Ой, ребята и подружки,

Мы пропели вам частушки.

Вместе с нами повторите,

Все наряды распишите.

Чтобы были разные:

Синие и красные.

Не забудьте про зеленый,

Чтобы был наряд веселый!

Ваня:

Очень весело плясали и костюмы показали,

Но, увы, пришла пора попрощаться детвора.

Ведущий:

Костюмы народные не забывайте,

Как можно чаще надевайте.

В них не только красота,

В них традиции, душа.
И история страны,

В которой живем мы!

Список литературы:

  1. Андреева А.Ю.Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. СПб.,2005.
  2. Аникин В. Русский Фольклор. М.,1985.
  3. Бакулина З.К. Традиционный народный костюм Вологодской области (конец 19 – первая половина 20 века). Вологда, 2006.

Быков А.В. Народный костюм Вологодской области. Вологда, 1990.

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,7 КБ

Опубликовано: 02.11.2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздник радуги
  • Сценарий праздник работников сельского хозяйства
  • Сценарий праздник работника сельского хозяйства
  • Сценарий праздник правильного питания
  • Сценарий праздник питрау