Сценарий праздника 40 дней ребенку

В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.
Набор для празднования 40 дней ребенку
40 дней ребенку у казахов: YouTube/Айсулу Байбатырова

В древнем казахском обряде қырқынан шығару сокрыта мудрость народа Великой степи. Почему детей не показывают до 40 дней с момента рождения и как защитить малыша с помощью священного обряда? Важно понимать его глубинную суть и четко придерживаться правил.

Значение и общие правила обряда

Окружающий мир считается небезопасным для новорожденного малыша. Ему необходима особая забота, внимание, поддержка со стороны рода и высших сил. Обряд, который проводится спустя 40 дней с момента появления на свет ребенка, имеет особое значение и проходит по правилам, установленным предками.

Сроки проведения обряда для мальчиков и девочек

Почему отмечают 40 дней ребенку? Обряд қырқынан шығару переводится с казахского как ‘выведение из сорока дней’. Его можно считать вторым рождением: малыша представляют родным, близким и друзьям семьи.

Считается, что за 40 дней с момента рождения в ребенка вселяется душа и его можно без опасений выводить в люди. После проведения обряда ребенок становится полноценным человеком. Физиологически у него улучшаются зрение и слух, становится более развитой мелкая моторика.

Младенец в кровати

40 дней ребенку у казахов: Pixabay

Сроки проведения обряда для девочек и мальчиков отличаются. Как считать 40 дней ребенку? Канат Тасибеков в книге «Ситуативный казахский: Мир казахов» пишет, что обряд для мальчиков проводят на 37–39 день, то есть немного раньше 40 дней. Считается, что так будущий мужчина станет сильным, смелым и здоровым, будущим главой семьи и ее защитником.

Обряд для девочек проводят немного позднее. Как правило, это 41–43 день. Это позволит девочке вырасти нежной, заботливой и покладистой, как и положено настоящей казахской дочери, жене и матери.

Существуют определенные табу на дату обряда:

  • Если провести его раньше положенного срока для девочки, то она вырастет непокорной, легкомысленной и взбалмошной.
  • Если провести этот ритуал для мальчика позже 37–39 дня, то он станет лентяем и мямлей, не обретет нужную стать, мужество и смелость.
  • Если соблюдать сроки обряда, то подросший мужчина заплатит меньший калым за будущую жену, а женщина и ее семья, наоборот, получат большее вознаграждение от жениха.

Что можно и нельзя делать до 40 дней

В связи с ограничением общения ребенка с окружающим миром на 40 дней с момента рождения есть и другие правила, которые нужно соблюдать:

  • Нельзя показывать младенца посторонним людям.
  • Запрещено стричь волосы ребенку.
  • Новорожденному малышу нельзя состригать ногти.
  • До наступления 40 дней ребенку у колыбели должен гореть светильник, отгоняющий нечисть.

До праздника 40 дней ребенка одевают в ит көйлек — специальную рубашку. Позже в эту рубашку заворачивают сладости для приглашенных на праздник детей или отдают ее бездетной женщине из окружения семьи.

Традиции 40 дней у разных народов

Традиция, которая велит особенно тщательно оберегать ребенка в течение 40 первых дней со дня рождения, существует не только в казахской культуре. У карачаевцев и балкарцев женщина с новорожденным до 40 дней может пребывать лишь в доме своей семьи и семьи мужа. Только по истечении этого времени они могут войти в дом супруга.

У ногайцев считается, что до 40 дней ребенок принадлежит Аллаху, а не семье. У крымских татар существует обряд «чилле» («сорокадневье»): младенец и мать в первые 40 дней после родов сокрыты от посторонних глаз в своем доме.

В Азербайджане 40 дней никто не навещает ребенка. Подобное правило действует и у кыргызов. В православии на сороковой день принято крестить ребенка, а его мать уже может входить в храм и присутствовать на празднике.

Традиции обряда 40 дней ребенку

Какие обряды проводят казахи на 40 дней ребенка? В книге «Казахстан. Национальная энциклопедия» под редакцией Б. Аягана, подробно описаны все этапы қырқынан шығару. Обряд 40 дней включает ритуальное омовение и одаривание младенца. У каждого из этих этапов есть свои важные особенности.

Как приготовить купель и кому доверить купание младенца

Купание младенца

На 40 дней младенцу ему готовят купель: Pixabay

Как отмечают 40 дней ребенку у казахов? Основа обряда 40 дней ребенку — это ритуальное омовение новорожденного. В старину на праздник приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала из приглашенных трех достойных и уважаемых женщин.

Сегодня в празднике қырқынан шығару принимают участие только новорожденный ребенок и женщины, близкие к нему и к его семье. Из них мать выбирает трех главных участниц:

  • Одна стрижет малышу волосы.
  • Другая обрезает ногти.
  • Третья купает малыша в символической ‘ложке воды’.

Главную женщину называют «кіндік шеше». Ее роль приравнивается к роли крестной мамы в православном обряде крещения. Готовят купель с чистой пресной водой. Вот как это делают:

  • Берут ритуальную чашу с ложкой, в которую кладут 40 штук фасоли и серебряные монеты или украшения (серьги, кольцо, браслеты), которые очищают воду и считаются символом богатства. Предварительно эти предметы дезинфицируют.
  • В южных регионах для девочки в чашу кладут бусинки, а для мальчика — игральные кости.
  • Женщины по очереди зачерпывают воду ложками и выливают в чашу, высказывая ребенку добрые пожелания и наставления. Ложек должно быть сорок.
  • Воду из чаши переливают в ванночку, в ней и купают ребенка либо льют ее непосредственно на головку малыша.

После купания ребенку стригут ногти и волосы. Раньше ноготки закапывали в землю там, где не ходят люди, а пряди волос зашивали в мешочек из белой ткани и вешали возле колыбели. Сейчас волосы оставляют на память, а ногти просто сжигают. Воду после купания не выливают, так как она считается целебной. Ею умывают малыша, если он проявляет беспокойство, плохо спит или заболевает.

В современных казахских семьях допускаются некоторые отступления от традиционных правил. Ритуальную чашу кладут монеты номиналом 20–50 тенге или 100 тенге. Ребенку могут состричь один ноготок, а не все, срезать лишь прядь волос, а не стричь голову целиком. Можно даже заранее искупать малыша, сделав подготовку чаши для омовения лишь символической частью ритуала.

Набор для празднования 40 дней ребенку

Набор для празднования 40 дней ребенку: YouTube/Айнұр Айтымбетқызы

Ритуал одаривания

Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Ритуал омовения ребенка переходит в одаривание символическими подарками всех, кто принимает участие в празднике:

  • Женщинам, которые принимали участие в обряде омовения, дарят украшения и монеты — те, в которых купали малыша.
  • Главной женщине, кіндік шеше, которая сама пришла с подарками для крестника и его матери, принято дарить ритуальную чашу и дорогой, но практичный подарок. Это может быть ювелирное украшение, сумка, ковер и т. д.
  • По традиции женщина, которая остригла волосы, получала в подарок столько золота, сколько волос она убрала с головы новорожденного.

Всем гостям праздника раздают полезные подарки, упакованные в красивые коробки — тойбастары. В них кладут сладости и конфеты, бижутерию, аксессуары и сувениры.

Бешбармак

На 40 дней ребенку на стол ставят традиционные казахские блюда: YouTube/allmedia

В монографии «История, культура и традиции казахского народа» Лариса Утюшева рассказывает, что обряды завершаются торжественным застольем. Для гостей накрывают дастархан в кафе или дома. На стол ставят традиционные казахские блюда:

  • казы и бешбармак;
  • баурсаки;
  • фрукты и сладости;
  • традиционные напитки (кумыс, шубат);
  • лепешки.

Отмечать 40 дней ребенку принято до сих пор. Важно соблюдать традиции и адаптировать обряд к современным реалиям. Приглашенные участники и гости станут добрыми друзьями и покровителями, оказав ребенку поддержку, в которой он нуждается.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/esoterics/signs/1719719-40-dnej-rebenku-u-kazahov-pravila-i-znacenie-obrada/

Традиции и обычаи казахского народа дошли они до нас из глубины веков, в них есть мудрость и некая мистическая сила. Один из самых известных и радостных обычаев у казахов — баланы қырқынан шығару, который проводится, когда исполняется 40 дней ребенку со дня его рождения. В чем же суть этого обряда? Что такое қырқынан шығару? Почему обряд проводится именно в этом возрасте? Сценарий «сабиді қырқынан шығару». Что потребуется для проведения ритуала (40-нан шығару дәстүрі)? Что подарить ребенку на «вывод» из 40 дней? Казахский дастархан и баланы қырқынан шығару тілектер (пожелания, тосты, поздравления на казахском языке). Тойбастар, что положить в бала қоржын и т.д. Какие подарки и кому дарятся на 40 дней новорожденному мальчику, девочке в казахской семье, можно ли проводить обряд 40 дней ребенку позже… Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

40 дней ребенку со дня рождения у казахов – Баланы қырқынан шығару дәстүрі

Что такое қырқынан шығару? Это казахский национальный обряд. Этот обряд не случайно проводится через 40 дней после родов. Ведь именно первые 40 дней жизни считаются для малыша самыми опасными (чтобы оградить младенца от злых духов даже было принято вешать возле люльки светильник – для отпугивания всякой нечисти).

По древнему обычаю, до сорока дней ребенку не стригут волосы и не срезают ногти. А вот когда ребенку исполнялось 40 дней, считалось, что он уже совершенно адаптировался к окружающему миру, окреп и готов «выйти в свет» — очень часто до этого дня ни мать, ни дитя не показывались на людях, а малыша могли видеть только самые близкие родственники. Так что «Выведения из сорока дней», так переводится название этого обычая на русский язык, его вполне можно назвать и вторым днем рождения малыша, и его «официальным представлением» всем родным и близким.

Несмотря на то что обряд предполагает вполне конкретную дату, сроки проведения қырқынан шығару могут немного варьироваться. Так, мальчикам, как правило, обряд проводят чуть раньше – на 37-38 день, а қырқынан шығару для девочек отмечают позже — на 41 день. Считается, что в этом случае мальчики вырастут сильными и смелыми, а девочки – спокойными, послушными и старательными.

Что нужно для церемонии қырқынан шығару?

  • Праздничная скатерть (чтобы накрыть стол);
  • Новая стеклянная или деревянная чаша и деревянная ложка (можно купить специальный набор для обряда);
  • 40 монет (серебряные, номиналом 20, 50 или 100 тенге);
  • Серебряные украшения;
  • 40 фасолин (по желанию);
  • Чистая кипяченая вода; 
  • Маникюрные ножнички;
  • Подарки участницам церемонии; 
  • Новая одежда для ребенка.

Как проводится обряд обряд кыркынан шыгару

По традиции в обряде принимают участие только женщины. Как правило, это мать ребенка, кіндік шеше (крестная), бабушки, тетушки и самые близкие и уважаемые в роду женщины.

До начала обряда нужно подготовить воду (прокипятить ее и остудить до приемлемой для купания температуры), монеты и фасоль обдать кипятком.

На дно чаши кладут монетки – символ богатства и/или серебряные украшения (серебро у казахов символизирует чистоту и защищает от злых духов), а также фасоль – к сытой и долгой жизни.

Затем в чашу наливают 40 ложек воды: женщины по очереди (по старшинству) берут ложку, зачерпывают подготовленную воду и, переливая ее в чашу с монетами, говорят добрые пожелания и наставления ребенку. И это тоже неспроста: ведь вода, как уже доказано, умеет хранить информацию, а значит, желая малышу всего самого хорошего, женщины «заряжают» воду положительной энергетикой. После этого воду из чаши выливают в ванночку, где потом купают ребенка.

Затем малышу первый раз в жизни обрезают ногти и волосы. Как правило, это делают достойные и уважаемые женщины, которые могут быть примером – удачливые, с легкой судьбой, благополучной семьей, воспитавшие хороших детей.

В прошлом ноготки надлежало закапывать там, где не ступала нога человека, а волосы, завернув в белую ткань, вешали около люльки – в качестве оберега. Но эти требования сегодня выполняются редко: сейчас прядь волосиков родители сохраняют на память, а ногти можно просто сжечь.

А вот воду, в которой купали малыша, выливать не стоит. Считается, что она обладает целебными свойствами, и ею можно протирать личико ребенка, если он плохо спит или отчего-то беспокоится.

Одной из обязательных частей обряда является и одаривание:

  • Монеты и украшения раздают женщинам, которые принимали участие в обряде.
  • Кіндік шеше приходит с подарками для ребенка и для мамы, а после проведения церемонии ей дарят ритуальную чашу с ложкой и хороший подарок (например, ковер, золотое или серебряное украшение, красивую сумку или другой памятный подарок).
  • Подарки на память получают и все остальные гости, разбирая тойбастар. Поэтому не скупитесь, положите хорошие подарки и сувениры в тойбастар.

Конечно же, не останется без подарков и «виновник торжества» — сам малыш.

Кстати, насчет острига волос у ребенка. У казахов принято на 40-дней полностью остригать волосы наголо, чаще машинкой для стрижки волос или даже используют безопасный бритвенный прибор. А чтобы волосы росли гуще — делают это несколько раз на первом году жизни. Это неправильно. Волосяные луковицы у малышей расположены близко к поверхности и их легко можно выдернуть навсегда. Поэтому, убрав один раз «кіндік шаш» достаточно. Обычно густоту волос наследуют от своих родителей. Ну, не густые волосы, ну, что теперь делать :-)

Что же подарить на 40 дней ребенку (мальчику или девочке)?

Родственники и другие гости на празднике могут подарить:

  • деньги
  • развивающий коврик;
  • развивающие игрушки для малышей; 
  • одежду (костюмчик, комбинезон и т.п.);
  • детское постельное белье, одеяльце; 
  • складывающийся манеж:
  • автокресло;
  • мобиль;
  • «кенгурушку»;
  • увлажнитель воздуха;
  • коляску;
  • стульчик для кормления
  • памперсы, много памперсов по возрастам.

После церемонии 

Празднование қырқынан шығару продолжается и после проведения обряда. Чаще дома или в кафе (в зависимости от количества гостей и финансовых возможностей) накрывается дастархан, а гости тоже получают подарки. 

  • В некоторых районах Казахстана при проведении қырқынан шығару для мальчиков в чашу кладут асық.
  • Чтобы не нервировать ребенка, искупать его можно заранее, до начала обряда. По этой же причине достаточно состричь 1 ногтик и прядку волос, а остальные волосы и ногти постричь позже (это может сделать и мама).

Қырқынан шығару «Тойбастар». Что положить? 

Какие подарки гостям положить в тойбастар? У казахов принято одаривать гостей в знак благодарности за то, что гости пришли на ваш праздник и разделили с вами радость. В данном случае обычно кладут в тойбастар, некоторые называют «дорба»:

  • шоколадные конфеты в красивых упаковках, сладости,
  • игрушки,
  • бижутерию (если девочка),
  • различные аксессуары (кошельки, брелки, блокноты, веер, платки, палантины, бейсболки и т.п.),
  • сувениры (в национальном стиле из войлока, современные на магнитах, рамки для фотографии и др.).

Казахский дастархан 

Как оформить стол на «қырқынан шығару»? Какие блюда поставить на стол? Дастархан на праздник должен быть праздничный, в казахских национальных традициях. Т.е. желательно, чтобы был и бешбармак, и казы-карта, баурсаки, сладости, фрукты, кумыс или шубат и т.п.

Баланы қырқынан шығару тілектер, айтатын сөздер (пожелания, тосты ребенку на 40 дней на каз. яз)

Примеры : 

  • үлкен азамат болсын;

  • денсаулығы мықты болсын, аспаны ашық болсын (крепкого здоровья и чистого неба над головой);

  • ата-анасыны аман болып, бақытты болсын (чтобы был счастлив и родители были живы-здоровы);

  • ата-анасының қызығы болсын, үмітін ақтасын (пусть будет радостью родителей, оправдает их надежды);

  • Атаның емес адамның баласы бол, болашақта ата-анасын қуанышқа бөлер ұл болсын. Көз тартар көркем келбетіне сай жан сұлылуғы да мол болсын. Қанатымен су себелер қарлығаштай айналасына жылу шашып, үлкен жүректі, кең пейілді азамат болып өссін!

  • Атасы мен әжесінің бары мен базары болып, келешекте елінің, халқының каһарман ұлы атансын. Баладай тәтті былдырлаған тілімен айналасын қунышқа бөлей берсін.

  • Балапанымызға өмірдің бар жақсылығын, қуанышын, бақытын тілейміз! Өмірі ұзақ болсын, бақытты бала болсын. Аңсаған мақсат-мұраттарына жете берсін! 

Обязательно ли проводить обряд сорок дней ребенку?

Конечно, если в силу разных причин вы не можете провести обряд сорок дней ребенку – ничего страшного не будет. 

Но если вас, как маму, беспокоит этот вопрос, то вы можете провести обряд с мужем, со своей мамой, с подругой, соседкой… Или сама одна (баланы қырқынан шешесіде шығаруға болады, ырымын жасап) провести ритуал. Не получается помпезно, с размахом? Этого и не надо! Суть не в этом. Это обычай, традиция, ритуал. Сделайте так, как расписано выше. Искупайте своего малыша в заряженной вашими добрыми пожеланиями воде. Самая сильная энергетика исходит от матери. Обрежьте ногти, подстригите волосы малышу. Все вы совершили ритуал! Пусть ваш малыш растет здоровым, сильным, умным, благополучным на радость маме!

Можно ли проводить обряд 40 дней по казахским обычаям ребенку позже на 1 день? Конечно, на 1, 2, 3 дня позже. Это же не закон за который предусмотрены штрафы и наказание. Это народный обычай. Обстоятельства родителей позволили им провести обряд на день, два, три дня позже. И это хорошо, что несмотря на многие причины — родители нашли возможность и время отметить важную дату в жизни своего ребенка.

Ребенок – солнышко в каждом доме, в каждой семье. С его рождением и воспитанием у казахов связано немало обрядов и традиций, которые вот уже много веков передаются из поколения в поколение. Это добрые традиции казахского народа. В них переплелись вековая мудрость, народный опыт и древние верования. Не разрывайте эту нить.

Возможно, вам будет интересно:

Казахские национальные традиции и обряды, связанные с рождением и развитием ребенка

Прививки в Казахстане. Календарь прививок

Количество просмотров статьи — 289 745

Изменено: 02.02.2023,
18:24

До сорока дней окружающий мир считается небезопасным для младенца, поэтому он должен быть под особой заботой и вниманием. В этот период ребенку не стригут ногти и не убирают волосы. Вы задавались вопросом: «Почему»? Знаем ли мы значения этого обряда? Насколько изменился обряд в современном Казахстане? Как правильно мы его проводим? Хочу поделиться информацией и рассказать немного о своем опыте. Думаю, для будущих мам этот пост будет очень полезным.

Обряд считается исключительно женским. До сорока дней ребенка купают каждый день, чередуя: в соленой воде, чтобы ребенок был выносливым, чтобы в будущем раны и царапины заживали быстрее; мылом – убивают бактерии; и в воду, куда добавляют отвары трав, как череда или ромашка, они улучшают кожу.

Pandaland Image

Мальчикам обряд выполняют раньше (37-38 дней), чтобы он был сильным и смелым, а девочкам позже (41-42 дня), чтобы она  была прилежной и спокойной, также считается, что за нее калым будет большой. Прежде чем купать ребенка, на дно тары кладут серебряные изделия, как серьги, кольцо, браслеты и т.д. Серебро у казахов считается символом чистоты, к нему не приближаются злые духи. Однако сегодня вместо украшений мы в основном кладем монеты номиналом 20-50 тг, а некоторые — 100 тг. Как мне известно, в разных областях есть свои нюансы, например, в южных регионах Казахстана в воду кладут еще асык, если мальчик иукрашения, если девочка. Pandaland Image

В эту чашу наливается 40 ложек чистой воды. Каждая женщина, наливая воду на ребенка ложкой, говорит хорошие пожелания. В конце, оставшееся серебро женщины делят между собой. Затем малышу убирают ногти и волосы. В основном это делают многодетные мамы и женщины, которые являются примером. Женщине, которая брила волосы, дарили золото весом побритых волос. Их заворачивали в белый кусок ткани, и как оберег вешали возле колыбельной, а ногти закапывали далеко, чтобы человеческая нога не наступала. Но сегодня волосы хранят, чтобы «показать, когда он вырастет». Ногти в моем случае, мы сожгли.

Pandaland Image

До сорока дней ребенка одевали в «ит көйлек», специальную рубашку. После всех ритуалов древние казахи заворачивали сладости в эту рубашку и завязывали на шею собаке, и дети бегали за псом, дабы достать сладости. Я еще слышала, что «ит көйлек» обычно дают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка. Собственно, мы так и сделали. После окончания праздника всем гостям дарили подарки, особенно «кіндік шеше». Кстати, «кіндік шеше» играет особую роль в жизни малыша. Зачастую казахи выбирают названую вторую маму по особым характеристикам, как «смелая, честная, добропорядочная» и сейчас очень популярно «шустрая». Есть такое суеверие, что характер «кіндік шеше» передается ребенку. Названая вторая мама является почетным гостем, она приносит подарки, как ребенку, так и маме.

В этом обряде также осуществляется «ат кою» и «азан шакыру». Аксакал или мулла читали молитву и три раза произносили в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата.

Ребенка нельзя показывать до сорока дней и выводить на улицу, чтобы уберечь от дурных глаз. В наше время весь ритуал проводится днем взрослыми, в кругу апашек, татешек, тем самым они дают возможность молодым «поздравить» вечером.

Я очень рада, что этот обряд сохранился и до сих пор передается следующему поколению. Конечно, изменения есть. Вам не подарят целого коня или барана, как делали наши предки. Не думаю, что в городе кто-то найдет собаку и привяжет на шею рубашку младенца. Ну и современные дети вряд будут бегать за ней. Главное, на мой взгляд, суть обряда осталась. Значит, мы еще не потеряли наши ценности, наши традиции.

Четыре казахских праздника в честь рождения ребенка, про которые вы могли не знать
Фото — Открытые источники

Первые 40 дней после рождения младенца у казахов всегда очень насыщенные.

Рождение малыша дает поводы для застолий чуть ли не каждый день. Редакция Caravan.kz составила список этих поводов и связанных с ними традиций.

Шилдехана

Так называется празднество, посвященное собственно рождению ребенка. Шилдехана проводится в первую неделю после радостного события, обязательно в нечетный день — третий, пятый или седьмой.

Родители сообщают всем счастливую новость, приглашая на той, а гости приносят новорожденному первые подарки и желают ему всех благ — считается, что чем больше добрых слов, тем лучше для судьбы малыша. Шилдехану стараются проводить пышно, отмечая не только застольем, но и айтысами, байгой, кокпаром. При этом по традиции в этом празднике должна участвовать только молодежь, пожилые люди приходят уже на следующие праздники.

Его древний смысл — защитить новорожденного от злых духов, отпугнуть их шумом и весельем, показать, что есть кому вступиться за младенца. Сейчас этот праздник часто проводят в день выписки, собирая всю семью от мала до велика.

Калжа той

Отдельное застолье проводится в честь новоиспеченной матери. При этом первоначальный смысл этого тоя был исключительно практическим — его устраивали, чтобы помочь роженице как можно скорее восстановить силы после родов. Для калжа тоя сторона мужа обычно заранее готовила ягненка, которого зарезали после рождения ребенка. Взрослых животных не брали, потому что у роженицы зачастую слабело не только здоровье целиком, но и зубы, поэтому ей могло быть сложно жевать жесткое мясо. Но даже ягнятину было принято варить очень долго, чтобы мясо получилось как можно нежнее, а сорпа стала густой и ароматной. Роженица начинала есть еще до начала тоя — ей отдавали печень, которая считалась одной из самых питательных и полезных частей.

На калжа той приходили только женщины, и такое приглашение было для них особой честью. Они также желали роженице как можно больше хорошего, обменивались своим материнским опытом, дарили полезные подарки.

Далее наступало время сорпы. Недавно родившую мать укутывали в одеяла и начинали поить горячей сорпой. Этот обычай называется «шилде теры», то есть женщине нужно как следует пропотеть, согревшись ароматным бульоном. Во времена, когда под рукой не было, например, антибиотиков, это был эффективный способ помочь иммунитету женщины справиться с возможными осложнениями после родов.

В завершение калжа тоя было принято проводить несколько ритуалов с костями съеденного ягненка. Асык, специально очищенный близкой к роженице женщиной, вешали в изголовье колыбели. Еще одну кость покрупнее откладывали для мастера, чтобы он сделал специальную трубочку, которая поможет малышу ходить в туалет, лежа в колыбели. А шейные позвонки ягненка нанизывали на нитку и вешали в укромное место — считалось, что тогда малыш будет крепким, здоровым и рано начнет держать голову. Эти косточки нужно было очистить особенно тщательно, чтобы ребенок был таким же гладким и белым.

Сейчас калжа той обычно устраивает новоиспеченная бабушка со стороны отца, и это, скорее, дополнительный повод для праздника. Матери с новорожденными зачастую не решаются поехать в ресторан, где проводится калжа, из соображений безопасности, подарки и пожелания им передают позже.

Бесик той

Отдельного празднества удостоилось перекладывание младенца в колыбель. Бесик для казахов всегда был особенным предметом. Ломать его и тем более сжигать строго запрещалось, считалось, что это прервет род человека, для которого бесик был сделан. Нельзя было качать пустой бесик, это могло привлечь злых духов.

На этот небольшой праздник обычно приглашаются самые близкие родственники с обеих сторон. Они приносят подарки для матери и малыша, сваты также обмениваются дарами. Главное действие начиналось после застолья.

Сначала комнату с бесиком окуривали специальными травами, чтобы очистить ее от присутствия темных сил. Потом наступало время ритуала «тыштырма» — в отверстие в бесике, которое исполняет роль горшка, кладут всякие сладости, курт, иримшик, и они должны упасть наружу. Когда это происходит, угощения собирают женщины, которые не могут забеременеть, чтобы они смогли стать матерями. Часть сладостей достается детям.

И вот тогда бабушка берет младенца и кладет его в бесик. Мальчика в бесике накрывали богатым чапаном, а рядом клали камчу, чтобы в будущем ребенок мог стать влиятельным богатым человеком. Для девочек было принято класть свои дары, чтобы они выросли красавицами и были счастливы в жизни.

Также есть вариант обряда, в котором он заканчивается очень весело: бабушка, которая клала младенца в бесик, садится на колыбель сверху, хватает камчу и притворяется, что бесик это лошадь, на которой она скачет. Тогда другие гости начинают задавать ей шутливые вопросы об этом «путешествии», а старушка остроумно отвечает.

Бесик той в последние годы проводится реже, чем раньше.

Қырқынан шығару

Название этого праздника можно перевести примерно как «вывод ребенка из 40 дней». Считалось, что именно на сороковой день ребенок становится мене уязвимым для злых сил, поэтому этот день праздновали особым ритуалом. До этого малыша никому не показывали, видеть его могли только мать и бабушки.

Для этого ритуала готовится ванночка с теплой водой, которую ставят на белую ткань. Потом из этой ванночки сорок ложек воды нужно перелить в деревянную чашу, в которую также кладутся украшения, фасоль, монетки, желательно золотые и серебряные. также можно положить бусины для девочки и асыки для мальчика. Считается, что все это принесет удачу и богатство.

Ребенка кладут в ванночку и поливают его водой из чаши, а гости в это время произносят добрые пожелания. Украшения длостаются женщинам, которые проводили омовение.

После этого младенцу впервые в жизни стригут ногти и волосы. Ногти было принято закапывать в землю там, где не ходят люди, а волосы хранились в отдельном свертке. Обычно стрижку доверяли кіндік шеше, которая за эту важную роль получала богатый подарок.

Также ребенка переодевали в новую одежду, а рубашку, которая была на нем во время церемонии, дарили бездетной женщине.

Также на сороковой день принято приглашать муллу, который даст ребенку официальное имя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника 18 ноября день рождения деда мороза
  • Сценарий праздника день героев россии
  • Сценарий праздника день родных языков
  • Сценарий праздника безопасность дорожного движения
  • Сценарий праздника 1001 ночь