Сценарий праздника акатуй на чувашском языке

Знакомство дошкольников с народной культурой не обходится без проведения народных праздников. С этой целью был разработан  данный сценарий, для участия в нем детей всех возрастных групп детского

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Народная чувашская культура»

Формирование целостного представления  о культуре чувашского народа.Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа….

Сценарий постановки чувашской народной сказки «Серебряное колечко» в переводе на русский язык

Пьеса для детей подготовительной к школе группы…

Сценарий драматизации чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечнозеленые»

Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые»…

Сценарий утренника «Чувашский праздник «Чуклеме» подготовительная группа

Потомки первых переселенцев проводят обряды, поют, танцуют и готовят собственное пиво Традиционный праздник, который отмечают все народы без исключения, — День урожая. В этот день на селе проход…

Сценарий драматизации чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечнозеленые»

Сценарий драматизации чувашской народной сказки«Почему сосна и ель вечнозеленые»…

Сценарий на чувашском языке «Устами детей».

Сценарий….

Сценарий праздника чувашского языка

Сценарий праздника чувашского языка…

Cценарий районного праздника «Акатуй»

Место проведения: г. Козловка, набережная реки Волга

Дата и время проведения: 8 июня 2008 г., 11ч.

Концепция праздника связана с обращением к теме чувашской традиции ниме в рамках Года добрых дел.

Сцена оформлена баннерами: С праздником, Акатуй-краса земли чувашской.. Установлены 3 микрофона.

Структура праздника представляет собой программу из 4 блоков:

                     Праздничное шествие поселений Козловского района (во главе с главами поселений и руководителями сельскохозяйственных предприятий участвуют работники сельского хозяйства и участники художественной самодеятельности)

      Театрализованный обряд «ниме» с участием фольклорного коллектива «Эткер», солистов Кристины Кашаевой и Надежды Санталовой, танцевального коллектива «Подсолнух»

                     Торжественная часть с вручением наград работникам сельскохозяйственных предприятий

                     Праздничный концерт участников художественной самодеятельности района

9.30. Звучат чувашские и русские народные песни.

10.35. По обеим сторонам со стороны спусков к сцене выстраиваются участники театрализованного шествия: справа: Андреево-Базарское, Байгуловское, Еметкинское, Карамышевское, Солдыбаевское сельские поселения; слева: Аттиковское, Козловское, Карачевское, Тюрлеминское, Янгильдинское поселения.

10.55. Звучит закадровый текст

Давлетов Михаил: Стремится весть: быстрей, быстрей: сегодня праздник,                                                                             праздник!

Откуда радость у людей? Сегодня праздник, праздник!

Сегодня каждый окрылен каким-то светлым чувством.

Моя гармонь играет веселей: сегодня праздник, праздник!

Вдыхаю дивный аромат – мир сделался моложе,

Благоуханнее, свежей: сегодня праздник. Праздник!

И ветер праздничного дня нам тихо-тихо шепчет,

Что трудовой народ пришел сегодня к нам на праздник!

Строгина Галина:       Сан-питре хевел шевли вылятар,

Чунсенче телей юрри янратар

Ырлах-сывлах пирен икселми

Кунсулсемер савак, ытарми.

Сывлаш уса, тупе тара,

Сутсанталак варансан.

Анла тинес-уй-хир тарах

Юра юхтар шаранса.

Эпир акна тыра-пула

Анса пуле, чун шанать.

Кунта пирен пултарулах

Тапса танан туйанать.

11.00. Выход ведущих под звуки торжественных фанфар.

Ведущий: Добрый день, дорогие жители района и гости праздника,  уважаемые работники сельскохозяйственных предприятий! Добро пожаловать на наш традиционный, общенациональный любимый праздник сельского труда «Акатуй»!

Ведущая: Ыра кун, туссем, танташсем, тавансем! Уяв саламе сире, хакла сыннамарсем!

Ведущий: 74 районный праздник «Акатуй» с радостью встречает Козловская земля!

Ведущая: В 74 раз родники народного творчества, сливаясь в единый поток, несут свои светлые воды песен и радости по деревням и селам Козловского района.

Ведущий: Считанные секунды остались до начала праздничного шествия. Мы ждем вас, дорогие друзья!

Ведущая: Праздничное шествие открывает Андреево-Базарское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущий: Аттиковское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущая: Байгуловское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущая: Козловское городское поселение

Ведущий: Еметкинское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущая: Карачевское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущий: Карамышевское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущая: Тюрлеминское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущий: Солдыбаевское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Ведущая: Янгильдинское сельское поселение (информация о засеянных площадях, подготовленных почвах и т.д.)

Участники шествия с 2 сторон спускаются к сцене и выстраиваются полукругом вокруг сцены.

11.15. Звучит закадровый текст: Древние чуваши считали, что природа священна, для них – вода, огонь, лес, плодородная земля, небо, звезды, солнце, луга – были священными и заповедными.

Они были убеждены, что человек рожден для работы, для создания красоты, он должен беречь природу, сохранять и продлевать потомство. Каждый человек должен был выполнить на земле свое предназначение: посадить дерево, построить дом, вырастить детей. А в одиночку  это сделать просто невозможно.

Мужчина из фольклорного коллектива (глава помочи) «Эткер» выбегает на сцену и приглашает всех на Ниме:

Нимене-е! Нимене-е!

Таванамарсем, нимене!

Ял-йыш та пускил, нимене!

Эс илтетни, Кавриле?-

Сынсем каяс нимене,

Эй, кумма Кулине,

Атя-ха, каяр хирелле!

Ку-ук!Нимене ту-у-ух!

Сар ыраше хумханать,

Тута перчи таканать,

Эй, пурте уялла!

Ял-йышпа ниме тумалла!

Ку-ук! Нимене ту-у-ух!

После слов «Ял-йышпа ниме тумалла!Ку-ук! Нимене ту-у-ух!» с разных сторон выходят участники фольклорного коллектива «Эткер» и становятся вокруг главы помочи.

На фоне чувашской народной музыки звучит закадровый текст:

С давних времен у чувашей существовал обычай- это обряд ниме.  Чуваши в течение нескольких тысячелетий сохранили обычай ниме и донесли его до нас. А ниме спасал и сохранял чувашей. Когда предстояла большая и трудная работа, с которой хозяева не могли справиться, тогда они просили помощи у односельчан и родственников.

Ниме не имеет определенных сроков проведения. В жизни селян много таких моментов, когда требуется помощь ближнего. Нужно было вывозитиь лес, строить дом, вспахать землю, посеять зерно – везде на помощь приходил обычай «ниме».

Фольклорный коллектив «Эткер» показывает фрагмент обряда ниме  при весенне-полевых работах.(2 мин.)

Звучит закадровый текст:

 Чувашская пословица гласит: «Ырлăхран ырман теççĕ» — От добрых дел не устанешь.  Древний чувашский обычай  «ниме», когда люди помогают друг другу — прекрасное подтверждение этого.  По старой доброй традиции и мы скажем: «Спасибо вам, за ниме!»

Кашаева Кристина и Санталова Надежда выходят на сцену, встают впереди фольклорного коллектива «Эткер» и исполняют гимн земле «Аки сухи».

В это время фольклорный коллектив «Эткер» исполняет элемент обряда «Акатуя».

( Мужчина каждому из участников «Эткера» подносит кружку пива, раздает по кусочку калача)

Кашаева Кристина,  Санталова Надежда и фольклорный коллектив уходят со сцены.

Закадровый текст ведущей: После работы, отдав свои добрые сердца и  золотые руки, дружный земледельческий народ веселился и танцевал.

Танцевальный коллектив «Подсолнух» без объявления выходят на сцену и исполняют чувашский хоровод.

После исполнения танца вместе с коллективом «Подсолнух» уходят и участники шествия, главы и  передовики сельского хозяйства рассаживаются на первые ряды перед сценой, участники художественной самодеятельности уходят за сцену.

11.25. Ведущий: На торжественное открытие праздника к нам прибыли:

          Глава Козловского района Иван Григорьевич Майоров

          Председатель районного Собрания депутатов Владимир Федорович Ефремов

          _______________________________________________________

Просим вас пройти на сцену.

Для торжественного открытия районного праздника «Акатуй» слово предоставляется Главе Козловского района Майорову Ивану Григорьевичу.

Глава объявляет об открытии праздника и после слов «Праздник считается открытым»

Ведущий: Почетное право поднять государственные флаги  предоставляется передовикам сельского хозяйства

____________________________________________________________________________

К флагам подходят 2 передовика и поднимают сначала под гимн Российской Федерации российский флаг, под гимн Чувашской Республики – флаг ЧР.

Гимны Российской Федерации и Чувашской Республики звучат по 1 куплету со словами.

11.35.Ведущая: Слово предоставляется

______________________________________________________________

11.35-12.15. Идет награждение передовиков сельского хозяйства.

Ведущие по очереди зачитывают Почетные грамоты, грамоты  и подарки подносят 2 девушки в национальных костюмах,  грамоты и подарки вручают представители администрации Президента и глава Козловского района Майоров Иван Григорьевич.

12.15. Ведущий:              Согретая весенними лучами,

Просыпается от сна земля.

Под умелыми и сильными руками

Выплывают в поле трактора.

Не сразу станут золотые зерна

Душистым хлебом на столе,

Должны сначала долго и упорно

Трудиться люди на родной земле!

Им поклон за труд сей важный

Труд, который кормит год

Все планирует вперед

Жизнь нам с хлебушком дает.

Ведущая:                                Савак юра ян янратар

Пархатарла уй-хирте,

Икселми телей туптантар

Кулленхи есемерте

Эпир мар-и, танташсемер,

Тыра-пула астисем,

Хамар туна юмах евер

Чапла емер сыннисем.

12.20. Ведущий: А сейчас мы начинаем наш праздничный концерт, который открывает детская музыкальная школа «Волга».

12.20. – 15.00. Праздничный концерт.

Начальник отдела

социального развития                             М.С.Солдатихина

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ

62-ОГО РАЙОННОГО ПРАЗДНИКА ПЕСНИ, ТРУДА И СПОРТА

«АКАТУЙ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДОВ, ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОДУ К.В. ИВАНОВА В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Дата проведения: 12 июня 2015

Место проведения: д. Ландыши (Ландышская поляна)

Начало: 11.30 часов

Фанфары для ведущих

Клоун 1: Добрый день!

Зайчик 2: Здравствуйте, детишки, родители, бабушки и дедушки и гости.

Клоун 2: И снова мы встретились с вами на этой чудесной поляне в такой замечательный и прекрасный день, на таком масштабном и замечательном празднике, как на 62-ом районном празднике песни, труда и спорта «Акатуй»!

Зайчик 1: Акатуй – старинный праздник, посвященный завершению весенне-полевых работ. Из покон веков на этот праздник собирались вместе с родственниками, друзьями, соседями на народные гуляния с песнями, хороводами, плясками, соревнованиями, играми, шутками и весельями.

Клоун 1: И в этом году районный праздник песни, труда и спорта «Акатуй» посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, году литературы в Российской Федерации и году Константина Васильевича Иванова в Чувашской Республике.

Зайчик 2: Для начала хочу вас познакомить с главными весельчаками и озорниками нашего праздника. Это – клоуны Бим и Бом, зайцы – Тишка и Тимка.

Клоун 2: Ребята, вы готовы сегодня играть, танцевать, петь и веселиться? (-Да). Тогда мы начинаем!

Зайчик 1: Сегодня, чтобы нас поздравить с таким праздником, приехали гости из далека. Встречайте, на сцене хореографический коллектив Юськасинской средней школа.

Танец «Бабочки»

Хореографическое объединение Юськасинской средней школы. Руководитель Ерзукова Наталия Михайловна

Клоун 1: Спасибо за прекрасный танец. Ребят, хотим обратить Ваше внимание. У нас здесь, сегодня действует площадка боди-арт «Игра цвета». Можете смело подходить и рисовать. Также действует еще одна площадка «Семья – мое богатство». Можете подходить и нарисовать свою семью.

А сейчас приглашаем две семьи на сцену. Объявляется семейный конкурс «Семья – мое богатство». Вот вам шарики. И вы должны надуть больше шариков и сделать красивый букет из шариков. Так же самым активным участникам вручаются сертификаты «Детский площадки» районный праздник «Акатуй».

СЕМЕЙНЫЙ КОНКУРС «СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»

Нужно надуть шары и сделать красивый букет из шариков.

Зайчик 2: А на сцене Даша Александрова с песней «Песенка». Встречайте!

Песня «Песенка»

Солист объединения «Песенка» при Юськасинской средней школы Даша Александрова. Руководитель Яковлева Ирина Арсентьевна

Клоун 2: Поляна! Как ваше настроение? (пауза) Не слышу? (пауза) Все равно не слышу. Сейчас проверим ваше настроение. Когда я поднимаю руку вверх – вы кричите очень громко, а когда отпускаю – вы перестаете кричать.

ИГРА «РЕГУЛЯТОР ГРОМКОСТИ»

Можно по-разному регулировать громкость. Ведущий несколько раз проделывает движения рукой, зал должен успевать за ведущим.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Я, ТЫ, ОН, ОНА — ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Здравствуй, друг, который справа.

Здравствуй, друг, который слева.

Я, ты, он, она — вместе дружная семья!

Вместе мы одна семья!

Вместе нам скучать нельзя.

Ты погладь, плечо соседа-

Того, который сидит слева.

А теперь свое плечо

Поцелуй ты горячо.

Обними соседа справа,

А теперь – соседа слева

Ущипни соседа справа

А теперь — соседа слева.

Поцелуй соседа справа

А теперь — соседа слева.

Вместе мы одна семья,

Я, ты, он, она!

Вместе нам скучать нельзя!

ИГРА «КАРЛИКИ-ВЕЛИКАНЫ» (9-11, 11-13 ЛЕТ)

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет “карлики”, все должны сесть на корточки, а если скажет “великаны”, все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры. Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: “Кастрюли! Валенки! Ворота!”. Победитель — игрок, оставшийся последним.

Зайчик 1: Ай да молодцы. Вижу, у вас хорошее настроение. Ну а мы продолжим нашу программу дальше. На сцену приглашаем хореографическое объединение Юськасинской средней школы.

Клоун 1: Ну а сейчас на сцену приглашаем Дарью Макарову с песней Чаваш Ен

Песня «Чаваш Ен».

Соло Макарова Дарья, Москакасинская СОШ

Танец «Фламенго»

хореографическое объединение Юськасинской средней школы

Зайчик 2. А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Пингвины». Нам понадобится две команды. Между ног держим кубики (можно и шары). Прыгаем до края, разворачиваемся и обратно.

«ПИНГВИНЫ»

2 команды. Между ног держим кубики (можно и шары). Прыгаем до края, разворачиваемся и обратно.

СУША — ВОДА

Дети становятся в одну линию. Как только ведущий скажет: «Суша!», все прыгают вперед; скажет: «Вода!» — назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий может вместо слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» — берег, земля, остров. Тот, кто прыгнул невпопад, выбывает.

Победителем становится последний игрок — самый внимательный.

Клоун 2: Ух, поиграли. Ребята, вы не устали?! Еще хотите? Давайте передохнем чуток. Послушаем песенку о дружбе. Ведь у каждого из нас есть друг. Правда, ребята? И под бурными аплодисментами встречаем вокальное объединение «Песенка» Юськасинской средней школы с «Песней о дружбе»

«Песенка о дружбе» Вокальное объединение «Песенка»

Юськасинская средняя школа

Зайчик 1: На сцене воспитанники хореографического объединения Юськасинской средней общеобразовательной школы с танцем военный вальс.

Танец «Военный вальс»

Хореографическое объединение, Юськасинская СОШ

Клоун 1: Песня «Это школа» в исполнении вокального объединения «Песенка» Юськасинской средней школы. Руководитель Яковлева Ирина Арсентьевна

Песня «Это школа».

вокальное объединение «Песенка» Юськасинской СОШ

Зайчик 2: Какие молодцы, девочки. Так хорошо спели. Поляна, вы не устали? Вас не слышно!

А ну-ка, ручками помашите,

ножками потопчите,

на месте попрыгайте,

и дружно крикните «Я»!

Все, теперь всех слышно и видно. Ну а мы, ребята, с вами поиграем. Игра называется «Веди шарик». На сцену приглашаем 2 команды. Все очень просто: я даю вам шары. А вы одним шаром должны вести другой шар и не уронить. До перины и обратно. Затем передаем другому участнику. Готовы? Поехали!

«ВЕДЕНИЕ ШАРА В ВОЗДУХЕ»

Одним шаром вести другой шар туда и обратно.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ПРЫГНЕТ НА СКАКАЛКЕ»

Пригашаются на сцену 2-3 участника. Им дают скакалки. Кто больше прыгнет без запинки, тот и победил.

Объявляется семейный конкурс «ОХ, БАНЬКА, ХОРОША!»

Таз, веник, полотенце. Сначала папа идет в баню, моется и кричит «Ох, банька, хороша!» и прибегает обратно. Затем мама идет в баню, затем ребенок.

Клоун 2: Ну, молодцы, справились со всеми заданиями. А теперь минуточку внимания. И на сцене обучающиеся Юськасинской средней школы с танцем «Твист». Руководитель Ерзукова Наталия Михайловна. Встречаем!

Эстрадный танец «Твист»

хореографическое объединение Юськасинской СОШ

Зайчик 1: На сцене Анастасия Петрова с песней «Белые голуби»

Песня «Белые голуби».

Соло Петрова Анастасия, Моргаушская СОШ

Клоун 1:. На сцене обучающиеся Юськасинской средней школы с песней «Все очень просто». Руководитель Яковлева Ирина Арсентьевна.

Песня «Все очень просто»,

Юськасинская СОШ

Зайчик 2: Молодцы девочки. Очень хорошо поете. Ну а мы с вами поиграем еще немного. Игра называется «Бочка». Очень интересная игра. На сцену приглашаем четверых. Поступим следующим образом. Ты будешь бочкой, а ты будешь собирать арбузы, но вы команда. Вот вам пакет-бочка. Одеваешь и идешь. А ты должен собирать арбузы в него. У какой команды больше целых арбузов соберется. И так, на старт! Внимание! Начали!

«БОЧКА»

На земле лежат «арбузы» — шары. Мусорный пакет отрезаем нижние углы (отверстия для ног). Один член команды, ребенок, затем взрослый залезает в пакет, ноги просовывает в дырку, руками держит верхнюю часть пакета. Теперь собираем арбузы в «бочку». Чья команда быстрее.

Для маленьких пакеты – 120 л., для взрослых – 240 литров.

Клоун 2: Ребят, вы такие смешные. Молодцы. А вы знаете, во время войны не смотря на трудности и невзгоды слагали песни и танцевали. И в честь такой великой даты 70 лет победы в Великой Отечественной войне обучающиеся Юськасинской средней школы выступят с танцем «Маки». Встречайте под бурные аплодисменты.

Танец «Маки»,

Юськасинская СОШ

Зайчик 1: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а что такое мода? Что вы знаете о ней? А Егорова Виктория, воспитанница вокального объединения «Песенка, сейчас нам не то что бы расскажет, а споет о моде. Встречайте, на сцене Егорова Виктория с песней «Мода».

Песня «Мода»

Вокальное объединение «Песенка» Юськасинская СОШ

Клоун 1: Вот и узнали, что такое мода. А сейчас поиграем в игру «Восход-закат». Приглашаем всех желающих на сцену. Когда говорю «Восход» шарик нужно передавать через голову, а когда говорю «Закат» — между ногами. Будьте внимательней. Поехали!

ИГРА ВОСХОД-ЗАКАТ

Передача шара (желтого) друг другу. «Восход» — через голову, «закат» — между ногами.

СЕМЬ ДНЕЙ НЕДЕЛИ

Между ведущим и залом происходит следующий диалог:

  • — Сколько дней в неделе?

  • — Семь!

  • — Перечислите!

  • — Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

  • — Назовите рабочие дни недели!

  • — Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

  • — А теперь выходные дни недели!

  • — Суббота, воскресенье.

Затем ведущий перечисляет дни недели, а зал должен хлопать только тогда, когда называются рабочие дни. Постепенно темп игры увеличивается.

Замечания. Следует учесть, что внимание ослабевает по мере ускорения темпа.

Зайчик 1: На сцене Дарья Макарова с песней «Прощай»

Песня «Прощай»

Макарова Дарья Москакасинская СОШ

«ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ»

Бежит первый, потом забирает второго и т.д.

«ЖАДИНА»

На полу валяются шары. Нужно удержать как можно больше шаров на себе: под майку, приколоть заколками, зубами хвостик придержать, зажать руками, ногами и т.д.

«УРОЖАЙ»

На полу много шариков. Для каждой команды огромные пакеты (голубые). Чья команда собрала больше арбузов и быстрее.

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»

Мы веселые матрешки

Мы играем дружно слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем.

Пальчик поднесем к виску,

Дружно прыгнем к потолку,

Шире рот откроем,

Гримасы всем состроим.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасами замри

Раз! Два! Три!

ИГРА «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

Ведущий: ребята, я вам буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте «это я, это я, это все мои друзья».

Кто из вас не любит скуки?

Кто здесь мастер на все руки?

Кто танцует о поет?

Кто одежду бережет?

Под кровать ее кладет?

Вещи кто хранит в порядке?

Рвет и книжки и тетрадки?

Кто спасибо говорит?

Кто за все благодарит?

Кто первым готов взяться за дело?:

А в зале спортивном кто бегает смело?

Кто песни поет в пионерском отряде?

А кто аккуратно содержит тетради?

А кто не лентяй, и не трус, и не плакса?

Кто ставит в тетради большущую кляксу?

Кто на «отлично» желает учиться?

Кто своей школой и классом гордится?

Кто без запинки урок отвечает?

В учебе товарищам кто помогает?

ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ЗМЕЙКА»

«Веселая змейка». Все становятся в один ряд и держаться друг за друга. Ведущий должен запутать детей — ускоряя или замедляя темп движения, идти, приседая и танцующе. Суть в том, чтобы змейка не оторвалась и не запуталась.

Клоун 2: На сцене Петрова Анастасия с песней «Подари улыбку миру»

Песня «Подари улыбку миру»

Петрова Анастасия Моргаушская СОШ

«ЗАПИСКИ С ЖЕЛАНИЯМИ»

На листочках пишем свои желания, привязать к ленте с шарами гелиевыми. А теперь желания запускаем в небо.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФЛЕШ-МОБ

Клоун 1:Вот и праздник подошел к концу.

С праздником вас поздравляем!

Не унывайте, творите, растите.

Добро и радость вселяйте!

Все вместе: До новых встреч, дорогие друзья!! Всем спасибо за чудесное настроение и прекрасный праздник!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект НОД по этнокультурному развитию

в старшей группе

«Праздник Акатуй»

Разработала:

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №27»

г. Чебоксары

Иванова Кристина Рудольфовна

Чебоксары 2019

Конспект НОД по этнокультурному развитию

в старшей группе

«Праздник Акатуй»

Цель: закрепление представлений воспитанников детского сада о национальном весеннем празднике чувашей «Акатуй», посвященном завершению весенних полевых работ, создать у детей радостное и веселое настроение.

Задачи:

Образовательные:

расширить представление о родном крае, культуре;

знакомить с элементами национальной культуры родного народа, фольклором, народными играми;

вызвать познавательный интерес к истории праздника;

ценить чувашские обычаи, традиции народа.

Развивающие:

развивать музыкальный слух, чувство ритма;

активизация внимания;

развитие певческого диапазона голоса, координации речи, движения и музыки.

Воспитательные:

воспитание слитности, плавности речи;

воспитание слитности движения и музыки;

воспитание доброжелательности, активности, самостоятельности.

Методы:

теоретические;

— практические (наблюдение).

Оборудование: ноутбук, проектор, фортепиано, народные инструменты, кукла Илемби в национальном костюме.

Ход занятия

Дети входят в зал под чувашскую музыку.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята, познакомьтесь пожалуйста – это Илемби, а меня зовут Кристина Рудольфовна. Мы очень рады с вами познакомиться. А пришли мы к вам не просто так, а познакомить вас с чувашским национальным праздником «Акатуй». Вы слышали про такой праздник? («Нет» — сегодня вы все узнвете; «Да» — прекрасно, какие вы молодцы, но я постараюсь рассказать вам о том, чего вы еще не знаете). Дорогие мои детки, мы с вами забыли поздороваться музыкально. Поздороваемся?

Музыкальное приветствие «Ыра кун» («Добрый день») (на русском, потом на чувашском).

Слайд 2. Чебоксары

Знаете ли вы страну такую, древнюю и очень молодую,

Где в лесу тетерева токуют – словно песней. Сердце околдуют…

Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую…

Знаете ли вы такой народ, у которого сто тысяч слов,

У которого сто тысяч песен и сто тысяч вышивок цветет?

П. Хузангай

Это прекрасное стихотворение о нашей родной Чувашии написал национальный поэт – Петр Хузангай.

Ребята, Илемби нас уже заждалась на празднике «Акатуй»!

Акатуй – это весенний национальный праздник чувашей, посвященный земледелию, завершению весенних полевых работ.Праздник обычно продолжался целую неделю: в эту неделюкрестьянекрасили яйца,готовили съестные припасы, пели и танцевали. Ритуальная часть праздника начиналась с пения гимна землепашцу.

Слайд 3, 4, 5. Вы знаете, кто такой землепашец? Посмотрите на репродукцию картины нашего художника, А. Миттова. На ней изображен землепашец. Раньше, ребята, поля сеяли руками, посмотрите какие сильные у него руки. Как много работали наши предки, чтобы прокормить себя. Еще раз повторюсь, что перед началом работ пели гимн: «Алран кайми аки сухи». («Сев и пашня – вековечное дело наше»). Хотите ее послушать?

Звучит «Гимн землепашцу»

Слайд 6.

После завершения песни все совершали моление. Люди выпрашивали у Тура (главного бога чувашей) обильного урожая, скота, здоровья всем членам семьи, родственникам. А по завершению работ начинался праздник «Акатуй». Устраивали его прямо в поле.

Слайд 7, 8, 9 (сначала старинную картинку, потом современные).

На празднике гадали на яйцах и палках. Дети бросали в поле яйца и смотрели, у кого яйцо разбилось, у кого нет. Верили, что целое яйцо предвещает богатый урожай яровых хлебов. Таким же образом гадали на палках. После гаданий в поле начинались песни, пляски, веселье, хороводы.

Слайд 10.

Послушайте танцевальную мелодию (Таша кевви)

Танцевальная мелодия (Таша кевви).

Какая она по характеру, а какое настроение этой песни? (веселая, танцевальная, жизнерадостная). После показа песни целиком – разучивание. Попробуем спеть? Молодцы! Ребята, исполним эту песню в движении? Встанем в хоровод. Дети исполняют песню в кругу. Молодцы, присаживайтесь н а стульчики.

Какой же праздник без народных музыкальных инструментов?

Педагог выясняет, какие чувашские народные инструменты дети знают.

Это: барабан (параппан), ложки (кашак), колотушки (шакмак), скрипка (серме купас), палнай (волынка), шапар (пузырь), гармошка (хут купас). Музыкальный руководитель знакомит детей со скрипкой (серме купас). Я исполню для вас чувашскую плясовую.

Ребята вам понравилось звучание скрипки. Необычное у нее звучание, правда?

Какое множество чувашских народных инструментов. Хотите поиграть на них? Раздать инструменты детям. Предлагаю создать оркестр и исполнить чувашскуй народную песню«Линка-Линка».

Оркестр под музыкальное сопровождение: чув. нар. песня «Линка-Линка».

Слайд 11, 12, 13.

Ребята, в завершении праздника «Акатуй» все от мала до велика играли в забавные игры: поднимали гири, «перетягивали канат», устраивали «бег в мешках», «бой с мешками на бревне».

Мы с вами тоже поиграем в игру, которая называется: «На пахоте».

Игра«На пахоте» (объяснить правила).

Игроки встают в круг, музыкальный руководитель спрашивает, остальные  отвечают:

-Сеют как?

— Сеют вот так.

— Боронят как?

— Боронят вот так.

— На лугах косят как?

— Косят вот так.

— Хороводы водят как?

— Хороводы водят, вот так.

-Пляшут как?

— Пляшут, вот так!

— Играют как?

— Играют вот так.

Игроки выполняют движения в соответствии с текстом.

Какие вы молодцы! Ребята, как мы устали, займите свои стульчики.

Заключительная часть

Ребята, наш праздник подходит к концу. Скажите пожалуйста, вам понравилось на празднике? Напомните мне, как он назывался? Что больше всего вам понравилось (выслушать ответы). Мне тоже с вами было очень весело!

Пора пришла прощаться! (распевка)

А на прощание мы с Илемби хотим подарить вам эти прекрасные колосья, которые будут напоминать вам о нашем национальном веселом празднике.

Обращение к членам жюри: «Уважаемые члены комиссии, я хочу надеяться, что мы с ребятами оставилив вашем сердце частичку национальной культуры, ведь и дети, и взрослые должны помнить и чтить традиции нашего народа».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника букваря интересный со сказочными героями
  • Сценарий праздника день рождения салона красоты
  • Сценарий праздника день журналиста
  • Сценарий праздника абвгдейка
  • Сценарий праздника будущее россии