Сценарий праздника беларусь моя

Cкачать: Сценарий праздника " Республика Беларусь"

                             
 Республика БЕЛАРУСЬ 

              возрастная
категория: 4- 5 класс

Сценарий праздника «Республика Беларусь»

Пояснительная записка:

Актуальность: Россия многонациональное государство, в последние время в
нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в общественной
жизни, межнациональных конфликтов, которые несут в себе жестокость,
разрозненность между нашим российским народом, дружба которых сохранялась
долгое время. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения
к людям разной национальностей России.

Патриотизм является нравственной основой
жизнеспособности государства. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание
сегодня — одно из важнейших направлений воспитательной работы в дополнительном
образовании. Задача педагогов — развивать и воспитывать уважительное отношение
к различным национальностям. Педагоги должны понимать, что за каждым ребенком —
традиции и уклад семьи, за семьей — культура целого народа. Для решения данной
задачи целесообразно вовлечь  обучающихся к участию в мероприятиях  по
воспитанию нравственной культуры..

Цель

ознакомить обучающихся с историей,
фольклором, особенностями быта белорусского народа, воспитание толерантного 
отношения к представителям других  культур, формирование национального
самосознания, включающее  убежденность в неповторимости, уникальности каждой
личности вне зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных
традиций. 

Задачи:

-приобщение
к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным традициям, обычаям;

-повышение
уровня патриотического воспитания;

-воспитание
бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

-приобщение
учащихся к краеведческой  деятельности;

                                  Ход мероприятия:

 (На экране слайд.  Белоруссия)

1 чтец: (Звучит белорусская музыка На
экране виды природы Белоруссии.)

Радзіма наша – Беларусь,                                                   

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсей зямлі

Мілей, чым гэты край

2 чтец: Беларусь -Государство в Восточной
Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на
юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на
северо-западе.       В административном отношении состоит из шести
областей, которые, в свою очередь, делятся на районы и могут включать города
областного подчинения.    Столица Республики Беларусь — Минск

3 ЧТЕЦ:  Белорусы   восточнославянский  
народ. Общая численность — 9,4 млн. человек. Проживают
преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются
доминирующей национальностью.

  4 чтец: Национальный
костюм
( на экране
белорусские национальные костюмы)

    

Традиционный народный костюм — один из
главных элементов этнической культуры белорусов.

Белорусский костюм отличается богатством
техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

В основе единый белорусский костюм имел
небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет — естественный цвет
льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в
домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть.
Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры,
листьев деревьев, болотной руды). Завершенность и праздничность женскому
костюму придавали головные
уборы.
 Девушки заплетали
косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде
узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины
обязаны были прятать
волосы,
 ведь волосы
ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а
значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на
окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы
предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду.
Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее
зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

  4 чтец: Интересные
традиции белорусского народа
 

История белорусского народа и его быт
тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в
поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Обряды и традиции,
которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ,
который здесь живет. Здесь,  сохранились древние языческие ритуалы. Масленица,
Купалье, Коляды, Дожинки – в каждом из этих праздников, как и в тысяче других,
прослеживаются элементы древних языческих верований. Эти верования очень
органично вплелись в христианскую веру, и в результате получилась неповторимая
и колоритная белорусская культура.

 Праздник Дожинки

Коляды

Традиции белорусского народа

5 чтец: Белорусская
бульба 
(на экране картинки блюд из картофеля) 

Белорусское
название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы
всегда относились очень трепетно и бережно — из нее, кроме еды для людей,
делали корм для животных, из ее стеблей плели нити для одежды и вили веревки,
картофельные цветы украшали в обязательном порядке головной убор невесты.

Правда, не все так
просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с картошкой. Поначалу
были  и обиды и непонимание… Случались даже картофельные бунты, когда
голодные крестьяне отказывались есть картошку.

Главный
ингредиент  белорусской кухни — это картошка.

Да что говорить!
Белорусы только из картошки умеют готовить 300 различных блюд. А с салом — раза
в два больше!

Блюда из картошки:

1.     Отварная

2.     Обжаренная

3.     Тушеная

4.     Запеченная

5.     Картопляники

6.     Гульбишники

7.     Бабки

8.     Пызы

9.     Картофельные
колбаски

10. Солоники

11. Картофель
в мундирах

12. Копытки

13. Клёцки

14. Цыбрики

15. Бульбяная
яичница

16. И
конечно. белорусские драники

 

Драники  — картофельные оладьи, блюдо белорусской
кухни.                                           Традиционно драники подаются
горячими со сметаной или сливочным маслом.

Свекольник — холодный супы из свеклы,
щавеля, крапивы.  Холодные супы – это исключительно белорусская кулинарная
традиция.

6 чтец :ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА

Получили развитие промыслы и ремёсла —
изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов,
изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и
домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление
декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной
вышивкой. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки,
изготовление поясов, вышивка одежды и др.

 

6 чтец: Игры

В Белоруссии существует великое множество народных игр. По
некоторым источникам их насчитывается около 400. Мы  приглашаю вас попробовать сыграть
в одну из этих народных игр.

Проводится со зрителями национальная белорусская игра.
«Посадка бульбы».
Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,-
капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами( камешками). На
расстоянии двадцати — тридцати шагов от каждой колонны лежат  пять кружков. По
сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый —
кружок, затем возвращаются передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек,
бежит собирать картошку и т. д.

8 чтец: Белоруссия славится своими необъятными просторами. Её называют
краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми
крыльями. Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень
много. Своими крыльями они как бы накрывают страну. Поэтому ее так и называют –
земля под белыми крыльями.

9 чтец:

Белоруссия — вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

Встанет солнышко утренней ранью,

Освещая возлюбленный край,

Так отрадно подальше, за гранью

Окунуться опять в этот рай


Приложение

Визитная
карточка

1.Добры
дзень дарагія сябры

2.Добрый день,
дорогие друзья.

1.Собрались мы в
этой хате

О себе чтоб
рассказать,

2.Долго думали –
гадали,

Чем же вас
очаровать,

1.Наконец
сообразили –

Скажем честно, не
тая,

2.Дорогих гостей
встречают

Белорусские
друзья!

3.Дорогие гости!

Как говорится –

Милости просим в
нашу светлицу!

4.Приглашаем вас к
столу отведать вкусную еду!

Белорусская кухня
удивительна и разнообразна!

Из муки пекут
блины и лепешки. Варят — толокно, кулеш, кисель.

Главный
ингредиент  белорусской кухни — это картошка.

Да что говорить!

Белорусы только из
картошки умеют готовить 300 различных блюд.                     А с салом —
раза в два больше!

5. Нам без бульбы
жить на свете

Очень даже
грустно.

Выручает нас
всегда

Эта скромная еда:

И в пюрешке, и в
мундирах,

В первых блюдах, и
в гарнирах,

И вареной, и
печеной,

И хрустящей, и
толченой.

Про нее сказать не
грех,

Наша бульба лучше
всех!

6.Ах, Беловежская
пуща!

Нет тебя краше и
лучше!

Аист на крыше,
озерный край,

Белоруссия –
запевай!

ПЕСНЯ: ЦЯЧЕ ВАДА У
ЯРОК

7 . Белоруссия — вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

Список рекомендованной литературы:

Народы и религии мира:
Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов,
А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл.
ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.:
ил. — ISBN 5-85270-155-6

Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы роду-племени? : народы России:
имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000. – С. 68-72.


Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110-112.

Сценарий Фестиваля дружбы народов

Республика БЕЛАРУСЬ

Цель  данного мероприятия :  

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта народов разных национальностей, воспитание толерантного  отношения к представителям разных  культур, формирование национального самосознания, включающее  убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных традиций.  

Регламент  выступления:

Представить историю выбранной народности, геральдику, национальный костюм и национальные блюда данной страны, ее быт , номер художественной самодеятельности ( танец, песня, театрализованный фрагмент художественного произведения и т.д)

Содержание:

  1. На экране видео фильм о Белоруссии

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед. Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи. Белорусы  замечательные земледельцы. Везде славится белорусская пшеница, лён, овес и , особенно, рассыпчатая картошка – бульба. С древних времен в этих местах живет обычай – устраивать по праздникам кукольный театр, который называется батлейка.

  1. Ведущий 1:

Выйду я в ромашковое поле,

В синь васильков любимых окунусь…

Это ты, моё безбрежное раздолье,

Моя любовь, родная  Беларусь! 

Пытали, жгли и за  тебя решали,

Стараясь уничтожить и подмять,

Людское недовольство  разжигали,

Но, не сумели  Родину сломать!

А ты стоишь бессменно на  границе,

Сестру свою от недругов закрыв.

Твоей живой истории страницы,

Я в памяти храню, не позабыв.

Цвети, моя любимая сторонка,

Пусть горести и беды обойдут.

Не зря тебя так нежно и негромко,

С любовью Русью Белою  зовут!

 Ведущий 2:

Я люблю тебя, Беларусь!

Свою маленькую страну.

И по праву ею горжусь, 

Здесь я выросла и живу.

Я люблю эту синь озёр,

И богатство родных полей.

Чистоту городов и сёл,

И леса, их нету щедрей.

Пусть цветёт моя Беларусь!

На радость и счастье людей.

Я в дочерней любви признаюсь

Беларуси любимой моей!

  1. Звучит песня «Алеся» в исполнении  Белорусского ансабля «Песняры»

Девочка исполняет под музыку танец

  1. Хор исполняет песню «Косив Ясь конюшину»

Мальчик в роли Яся косит косой на лугу траву. Девочка косит серпом (театрализация)

  1. Под музыку (фон) «Молодость моя, Белоруссия» дети читают стихи:

Дорогая моя Беларусь!

Ты, как Русь, как берёзка белая!

Я землёй своих предков горжусь,

Где бы ни был и что бы ни делал я…

Ты всегда для России форпост,

Часовой на эпохи, столетия.

За славян становилась в рост

В годы трудные лихолетия.

Жгли тебя и топтали враги,

Кровь с землёю мешая алую.

Сокрушить тебя не смогли

Даже нищую и отсталую…

Много пало твоих сыновей,

Защищая Отчизну великую.

Горе вдов и сирот-детей

Тебя сделало нежною, тихою.

Для тебя Россия – сестра,

Горячо, на века любимая.

Словно солнышка лучик с утра

Или матушка добрая, милая.

Не найдёшь на земле твоей,

Пережившей беду и ненастья,

Человека к России добрей,

Чтоб желал процветанья и счастья.

Вместе с Русью одною семьёй

Жить веками тебе предназначено

И в счастливый час, и в лихой,

Если б снова судьба озадачила…

Дорогая моя Беларусь!

Край мой чудный, святой и милый…

Ты – во мне, и тобой я горжусь,

Пока жив, всей сыновней силой!

6.

                                Белорусская бульба

Главный ингредиент  белорусской кухни — это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300 различных блюд. А с салом — раза в два больше!

Блюда из картошки:

  1. Отварная
  2. Обжаренная
  3. Тушеная
  4. Запеченная
  5. Картопляники
  6. Гульбишники
  7. Бабки
  8. Пызы
  9. Картофельные колбаски
  10. Солоники
  11. Картофель в мундирах
  12. Копытки
  13. Клёцки
  14. Цыбрики
  15. Бульбяная яичница
  16. И конечно. белорусские драники

Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих клубней различные славянские, балтийские  племена.

 Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца . Доблестные литвинские таможенники усомнились в правильности заполнения им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им попало настоящее чудо.

Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно — из нее, кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном порядке головной убор невесты.

Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с картошкой. Поначалу были  и обиды и непонимание… Случались даже картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.

Самый выдающийся белорусский деятель-селекционер картофеля — Алесь Картофан (Тарас Бульба). Он основал в Запорожской сечи агрокультурную станцию по изучению свойств картофеля.

Однако уже к середине XIX века картошка прочно вошла в быт, эпос и мифологию белорусов, и постепенно стала героем былин, сказок, мифов, многочисленных песен и задач в учебниках арифметики.

Даже танец «бульба» появился. Вот такой — озорной и заводной.!

7  

Танцевальная группа  исполняет белорусский танец  «Бульба»

«Моя Родина—Беларусь» музыкальное развлечение в средних и старших группах.

 «Моя Родина — Беларусь»

Звучит песня «Даль великая». Видеозаставка.

1 Ведущая: Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом, —
Наш добрый дом, просторный дом, — мы все с рожденья в нём живём!                                                         

2 Ведущая: У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля — это истинное чудо. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.                                                                           

 1 Ведущая: А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому, что поле даёт нам хлеб. Крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь:«Не причини вреда ни земле, ни морю, ни дереву…»
2 Ведущая: Есть слова очень важные: мир, земля, труд, свобода, хлеб. Есть родные, дорогие слова: мама, папа, друг, бабушка, дедушка, Родина. Что же означает слово «Родина»? Это и лес, и поле, и узкая тропинка, и пение птиц, и города, и сёла. Это место, где человек родился, живёт.

1 Ребёнок: Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых, взявшись за руки, идём.

1 Ведущая: Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки. И сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы.

Игра «Продолжи пословицу».

Родина-мать, умей за неё…
Для Родины своей ни сил, ни жизни…
Родная сторона-мать, чужая-…
Где родился, там и…
Везде хорошо, а дома…
Чужбина-калина, Родина -…
Человек без Родины, что соловей без…
Родину, как и родителей, на чужбине не…

2 Ребёнок: Радзіма наша – Беларусь, i колькі ні шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі мілей, чым гэты край.

2 Ведущая: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зелёных лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями.

3 Ребёнок: Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому её так и называют – земля под белыми крыльями.

Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.                                                                                                                                         

Песня «Родны бусел» сл. Н. Галiноускай, муз. С. Галкiнай.

1 Ведущая: Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.

2 Ведущая: Государственный флаг нашей страны имеет три цвета: красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

4 Ребёнок: Ливнем вымытые нивы, осенённые рассветом,-
Сочетаются счастливо цвет зелёный с красным цветом.
Полыхание восхода, всходы – полосою узкой, —
Соткала сама природа флаг державы Белорусской.

1 Ведущая: Вторым государственным символом является герб.

5 Ребёнок: Излучает герб чудесный свет, у него – высокая судьба,
И, пожалуй, в целом мире нет благородней нашего герба.
Гармонично сочетает герб, воедино сопрягает он
Солнце и колосья, свет и хлеб, человеком чтимый испокон.
В ярких выразительных тонах колоски, цветы родных полей.
В толстых геральдических томах нет герба красивей и светлей.

2 Ведущая: А сейчас мы проведём викторину «Знатоки родного края».

Викторина «Знатоки родного края».

-Назовите хвойные деревья наших лесов (Сосна, ель, можжевельник)
-Каких животных называют строителями? (Бобров)
-Назовите хищных животных наших лесов. (Волк, лиса, кабан)
-Какие животные Беларуси на зиму меняют свой цвет? (Заяц, лиса, белка)
-Назовите ядовитый гриб, которым лечится лось. (Мухомор)
-Какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробей, сорока, ворона)
-Кто днём отдыхает, а ночью летает? (Сова)
-Какие звери наших лесов занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Зубр, бурый медведь, барсук и т.д.)
-Какие птицы занесены в Красную Книгу Республики Беларусь? (Серый журавль, филин, чёрный аист, большая белая цапля и др.)
-Назовите лекарственные растения наших лугов. (Тысячелистник, Мать-и-мачеха…)
-Назовите растения, занесённые в Красную Книгу Республики Беларусь. (Меч-трава, сон-трава, валериана…)
-Кто является «санитаром» водоёмов, так как кормится мертвыми рыбами? (Рак)
-Какая хищная рыба имеет большую пасть с загнутыми назад зубами? (Щука)
-Назовите самого злостного вредителя картофеля. (Колорадский жук)

1 Ведущая: Символом любого государства является и гимн – торжественная песня.

2 Ведущая: Слово «гимн» возникло в Древней Греции и обозначало торжественное песнопение в честь богов, героев или исторических событий. В настоящее время гимн играют и поют в торжественных случаях как знак уважения, оказываемого стране. Мелодию гимна нашей страны написал Нестор Соколовский, а слова принадлежат поэтам Михаилу Климковичу и Владимиру Каризне.

6 Ребёнок: В шесть утра, в двенадцать ночи он по радио звучит.
Всех людей родного края сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала, люди дружно все встают.
От велика и до мала эту песню все поют.
Она очень величаво прославляет край родной.
Встав со всеми с тёплым чувством, гордо эту песню пой!

Звучит музыка. Присутствующие встают и поют гимн Республики Беларусь.

1 Ведущая: А теперь предлагаю немного поиграть.

Игра “Отгадай загадки”

1. Урадзіўся ён высокі, шаўкавісты, сінявокі,
Апранае нас здавён…Здагадайцеся, хто ён? (лён)                                                                                        2. Цвіту ўсё лета я. Жыву звычайна ў жыце.
Нашу хлапечае імя. Як зваць мяне, скажыце? (васілёк)

3. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картофель)

4. Под листочком у оградки лягушонок спит на грядке.
Весь зелёный, прыщеватый, а животик беловатый. (огурец)

5. Работящие зверьки строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт, знайте, что из речки вход. (бобры)

6. Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро, кто же я? (лось)

2 Ведущая: Ну а сейчас настало время проверить ваши знания о нашей родине.

Викторина «Моя Родина – Республика Беларусь»

Как называется наша страна?
Кто является Президентом нашей страны?
Назовите столицу нашей Родины.
Какие государственные символы вы знаете?
Какие языки в Республике Беларусь являются государственными?
Назовите самые большие реки Беларуси.
Назовите самые большие озёра нашей страны.
Почему Беларусь называют синеокой?
Как называют жителей Республики Беларусь?
Какой вид транспорта есть в нашей стране только в Минске?
Как называется самый большой заповедник нашей страны?
Какое животное наших лесов самое сильное?

7 Ребёнок: Гляджу на родныя мясціны, адданая я ім навек,
Бо даражэй сваёй краіны не мае скарбу чалавек.

1 Ведущая: И вам, будущим агрономам, лётчикам, врачам предстоит работать на земле, возделывать, оберегать и украшать её. Поэтому всегда помните о том, что вы не просто хозяева и покорители земли, вы — её сыновья. Вы — плоть от плоти нашей матери-кормилицы, и без неё нет вам жизни. Смотрите, чтобы не угасла навечно жизнь, чтобы все ушедшие и грядущие поколения людей были нам благодарны.

2 Ведущая: Берегите Землю, берегите. Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю, берегите!
                                                             

  (А.Дудин «Берегите Землю!»)

МЫ – БЕЛОРУСЫ

(Сценарий праздника)

Цели и задачи: формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине; расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас; познакомить с символикой белорусского государства: флагом, гербом, гимном; учить детей правильному, культурному поведению во время внеклассного мероприятия; развивать их творческое воображение.

Оформление:

  1. 1. Изображение Государственного герба и Государственного флага Беларуси, герба города Крупки.
  2. 2. Запись Государственного гимна Беларуси.
  3. 3. Выставка рисунков на тему «Моя Беларусь».

Зал (класс) украшен шарами, цветами.

Ведущий. Сегодня мы проведем праздник «Мы- белорусы», на котором познакомимся с символикой белорусского государства и поговорим о том, что такое Родина. Послушайте стихотворение Михаила Львовича Матусовского «С чего начинается Родина».

Чтец. С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес…

С чего начинается Родина?

Ведущий. Так что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.

Давайте послушаем стихотворение замечательного белорусского поэта Нила Гилевича о нашей Родине.

Край мой беларускі, край!

Дай мне прыгарнуцца, дай!

Да твайго ляснога

Вераснога долу,

Дзе так шчасця многа

Выпала на долю, —

Дай жа прыгарнуцца, дай!

Край мой беларускі, край!

Дай ты мне напіцца, дай!

Той вады гаючай

З той крыніцы вечнай,

Дзе ад ран балючых

Ты арлоў вылечваў, —

Дайжа мне напіцца, дай!

Край мой беларускі, край!

Дай тымне паслухаць, дай!

Як на лад пявучы

Старажытнай мовы

Тут гамоняць пушчы,

Там шумяць дубравы, —

Дайжа мне паслухаць, дай!

Край мой беларускі, край!

Дай ты мне прайсціся, дай!

Па тваіх прасторах,

Па шляхах бясконцых,

Уначы – пры зорах,

Раніцой – пры сонцы, —

Дайжа мне прайсціся, дай!

Край мой беларускі, край!

Дай мне наглядзецца, дай!

На твае на пожні,

На лугі ды рэкі,

Каб у час апошні

Ўзяць з сабой навекі, —

Дайжа наглядзецца, дай!

Ведущий. Откуда произошло слово «родина»? Послушаем ребят, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.

1-й ученик. Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо древнего рода.

2-й ученик. Род – бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков, покровитель семьи и дома. В честь этого бога был назван главный город племени россов – Родень (Родня). Также близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.

Слова записываются на доске.

Ведущий. Как называется наше государство? А чем отличается одно государство от другого? (Ответы учеников: языком, историей, обычаями, традициями, географическим положением.)

Назовите основные символы государства. (Ответы учеников: герб, флаг, гимн.)

Заранее готовившаяся группа учеников рассказывает о символах белорусского государства.

Герб и флаг считались и считаются во всех странах высшими символами народа. Им уже не поклоняются как божественным знакам, но их по-прежнему почитают так же, как родное слово, родной дом, родную культуру и обычай. Они символизируют, олицетворяют для каждого человека, каждого гражданина Родину.

Наша страна, наше государство называется Республика Беларусь. Рассмотрим герб Беларуси. Каждая деталь имеет важное значение и дает зримые, наглядные и в то же время важные сведения о стране и народе.

Первое, на что каждый обратит внимание, — это зеленый контур территории Республики Беларусь, как она запечатлена на географической карте. Зеленый контур в золотых лучах восходящего солнца.

Эта символика понятна каждому. Все свои помыслы граждане устремляют к Отечеству: это наша земля, нам чужой не нужно, но своей мы не отдадим ни пяди! Мы сохраним ее в тех границах, в которых она нам передана предыдущими поколениями.

Контур страны находится в середине герба, образованного венком из колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна.

Эти символы уже посложнее, их язык для уяснения требует некоторых знаний. Венок (из роз, пальмовых листьев, лавра и т. п.) издревле использовали как награду победителю, он олицетворял собой победу. Вместе с тем это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками. Венок, образованный из пучка жита, с древних времен имел священный смысл для всех славянских народов. Мы, белорусы, относимся к славянам – одной из крупнейших в Европе групп родственных народов. К славянам относятся также русские, украинцы, поляки – представители этих народов образуют существенную часть населения нашей страны. До сегодняшнего дня многие жители наших деревень ставят в доме сноп или пучок колосьев нового урожая. Как залог трудовой удачи в будущем.

В прежние времена «дожиночный сноп» почитался чудодейственным и священным и украшал главный угол хаты – отпугивал злые силы.

Клевер – это символ связи с созидательным миром животных – лошадью, коровой, овцой, для которых он – лучший корм. Древние люди справедливо считали, что человек – часть мира живых существ – способен сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения остального животного мира.

Лен – это хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. Издавна из льна выделывались красивые и прочные ткани. Лен – символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка.

Ниже контура границ Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами.

Земной шар – это знак того, что Республика Беларусь воспринимает народы Земли как равноправных друзей и партнеров, готова с ними дружить и торговать, обмениваясь изделиями и знаниями.

Единение Земли и Солнца и главный знак жизни. В древнейших мифах человечества запечатлена эта символика. Ее можно встретить на памятниках и Древнего Египта, и Древней Греции, и Древнего Китая.

Из элементов герба обращает на себя внимание красная звезда. Пятиконечная звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. В этом качестве красная звезда использовалась во времена существования великого государства – Советского Союза. Одной из его республик была БССР.

Герб обвит красно-зеленой лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – «Республика Беларусь».

Таким образом, герб нашей страны раскрывает себя как яркая и запоминающаяся книга о белорусском народе.

В гербе запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию своей личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность.

Герб РБ символизирует державную волю народа, он используется всеми государственными органами страны.

Герб украшает правительственные учреждения, как бы оформляет их полномочия. Все важнейшие документы и печати содержат изображения Государственного герба.

Флаг нашей страны – главный символ нашей Родины.

Государственный флаг выражает существенно важные сведения о нашей стране. Каждый гражданин должен хорошо понимать язык белорусского флага, чтобы осознанно прочитать его и гордиться им, как гордятся своим народом и его славной историей. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый.

Красный цвет с древнейших времен служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, богатство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Одновременно это знак счастливой жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сапоги.

Зеленый цвет – это цвет Природы, нашей кормилицы, первоматери; это цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны.

Не только в теплых южных странах растут вечнозеленые растения, их немало и у нас в лесах и болотах. Среди них – можжевельник, ель и сосна, различные мхи и травы. Зеленый цвет – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

Белый цвет – это прежде всего цвет свободы. Недаром считают, что название нашей страны – Беларусь – связано с неугасимой волей народа к свободе. Существовала, как известно, и Черная Русь: так условно обозначался край славянских племен, захваченный врагами.

Белый цвет – это цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должны свято хранить в своей душе настоящие дети белорусской земли.

Флаг Беларуси имеет еще одну характерную черту – это красный народный узор или, другими словами, орнамент.

Орнамент по существу своего происхождения – это символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил. Посредством узоров или орнамента люди выражали различные пожелания и заветы еще в те времена, когда не существовало письменности.

Что означает этот орнамент? Что он символизирует?

Прежде всего – трудолюбие и мастерство как предпосылку всякой счастливой судьбы. Иначе говоря, выражает самые существенные качества народа и как бы умоляет небесные силы сохранить их. Лишившись этих качеств как народ, так и отдельный человек теряет право на достойное существование.

Приглядевшись к орнаменту, увидим в центре ромб с толстыми «крючками», или «рогами», или «веслами», означающими вечность и движение. А сам ромб – это древнейшее изображение богини Земли и Плодородия. Вместе с тем это символ засеянного, непраздного, как говорили в старину, поля. Он окружен знаками, заклинающими об урожае, удаче и исполнении праведных, добрых желаний. Ромбы поменьше – это тоже заклинания – «хлебы», то есть пища, которая нужна для духа и для тела.

Белорусский флаг рассказывает историю народа, зовет к осуществлению самых высоких стремлений – к свободе, процветанию, дружбе народов.

Флаг поднят над зданием, в котором работает Президент Беларуси.

Постоянно он развевается над зданиями других важнейших государственных органов. Когда случается всенародное горе, погибает или умирает кто-либо из достойных сынов Отечества, к флагам прикрепляют черные траурные ленты и склоняют их перед памятью достойных. Поклон знамен – это поклон всего народа.

Нынешние герб и флаг Республики Беларусь приняты в результате всенародного голосования 14 мая 1995 года. Всенародное голосование – это самая справедливая форма выяснения воли и желания народа.

Государственные символы нашей державы зовут гражданина к исполнению своего долга, к подвигам и рекордам.

Еще одним символом нашей страны является Государственный гимн. Слова гимна написали Михаил Климкович и Владимир Коризна, музыку – Нестер Соколовский. Запомните: гимн нужно слушать и исполнять стоя.

Звучит запись Государственного гимна Республики Беларусь.

Ведущий. А какие прекрасные города есть в нашей Беларуси! Сейчас я предлагаю вам назвать областные города нашего края.

(Ответы: Минск, Гомель, Могилев, Брест, Гродно, Витебск.)

Ведущий. Правильно. Каждый город имеет также свою символику. Город Крупки, в котором мы живем, не исключение.

Герб города Крупки является символом города и представлен знаком формы: прямой верх и округлый низ.

Поле гербового знака голубого цвета: вверху изображение водяной мельницы серебряного цвета; в центральной части изображение реки серебряного цвета, цветки золотого цвета.

Описание элементов Герба:

а) река:

название «Крупки» город берет от небольшой речки Крупка (Крупеница, Курнеевка), которая протекает через весь город и далее впадает в реку Бобр. Тапоним слова «Крупка» имеет два значения. Первое, и самое главное, в переводе со старо-белорусского языка означает короткий, незамерзающий приток реки. Второе значение содержится (в пункте «в»).

Справка: наша река Крупка (Крупеница, Курнеевка) такая и была, — короткая и незамерзающая (пока не началась масштабная мелиорация). Кроме местечка Крупка на реке Крупка в нашем районе есть следующие населения такого же водо-речного происхождения (в смысле названия): д.Нача на реке Нача, д.Еленка на реке Еленка, д.Мажаны на реке Можа, д.Свиридовка на реке Свиридовка, д.Плисса на реке Плисса, местечко Бобр на реке Бобр и т.д.

б) трава-цветок:

второе значение топонима «Крупка» означает трава-цветок «Крупка дубровная». И действительно, эта трава-цветок в неограниченном количестве произрастает по берегам рек Бобр и Крупка, а также вокруг нашего города.

Таким образом, название города, название реки и название травы-цветка совпадают только в нашем случае. Другого такого места в Республике Беларусь нет.

в) водяная мельница:

именно водяная мельница является своего рода визитной карточкой местечка Крупки на протяжении XVII – XIX веков. Впервые она упоминается в 1667 году (тариф подымного налога Оршанского повета за 1667 г.). И далее часто упоминается как неотъемлемая часть местечка (1765, 1812, 1859 гг.). Под 1880 годом встречаем в исторических материалах свидетельство, которое ярко показывает и объясняет их особенность и специфику: «У мястэчку Крупцы губерніі Могілевской на Бабры ёсць млыны, на якіх вырабляецца найдалікатнейшая мука пшоная і пад назвай Крупецкая альбо Крупчаткі развозіцца да найгалоўнейшых гарадоў». (Словарь географический Королевства Польского і іных краев славянских т.1 стр. 258, 1880 г.)

Берегите Родину – нет Родины другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Родину, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею

нашей судьбой.

Берегите Родину – нет у нас

Родины другой!

Мероприятие заканчивается песней «Белоруссия».

К. М. ЛЯШКЕВІЧ, настаўніца Астрамечаўскай сярэдняй школы Брэсцкага раёна.

Беларусь мая сінявокая

Сцэнарый ранішніка

(На сцэне дзяўчынка і хлопчык у нацыянальных касцюмах.)

Хлопчык.
Мяжуе з Польшчай, Украінай,
Расіяй, Латвіяй, Літвой
Твой родны край, твая Айчына,
Жыццё тваё і гонар твой.
I ты яе запомні імя,
Як неба, сонца і зару.
Твая зямля, твая Радзіма
Названа светла — Беларусь.
(Ю. Свірка.)

Дзяўчынка.
Я — дзяўчынка-беларуска
3 васільковымі вачыма.
Хоць малая, але знаю:
Беларусь — мая Радзіма.
Васількі ў світальным жыце.
Вербы ніцыя над Сожам.
Беларусь: Бярэсце, Свіцязь,
Налібокі і Каложа.
(П. Панчанка.)

Вядучы. Мы нездарма назвалі ранішнік «Беларусь мая сінявокая». На нашай зямлі багата рэк, азёр, а ў жыце ўлетку цвітуць блакітныя васількі. Беларусь — наша Радзіма. А — з чаго пачынаецца Радзіма? 3 песні маці,-з роднага слова. Паслухаем вершы пра Беларусь.

Хлопчык.
Ёсць на свеце нямала прыгожых узлессяў,
Ёсць на свеце нямала чароўных дарог,
Толькі самыя лепшыя словы і песні
Для цябе я навекі збярог.
Як гаючы бальзам, п’ю твой вецер ласкавы
I шапчу табе словы адданай любві.
I не трэба ў жыцці мне пашаны і славы,
Толькі сынам сваім назаві.
(Г. Бураўкін.)

Дзяўчынка.
Ад ветру гнуцца вербалозы,
Бяжыць дарога напрасткі.
Мой край — бялюткія бярозы
Абапал сіняе ракі.
Высока ў небе вырай кружыць:
Ляціць за сіні небакрай.
Не забывай ніколі, дружа,
Сваю зямлю, свой родны край.
Мой край —лугі і пералескі,
Крыніцы звон і шум лясны,
Мой край — блакітныя пралескі
На сцежках ранняе вясны.
(Вера Вярба.)

Вядучы. Мы, беларусы, ганарымся сваімі славутымі продкамі: Ефрасінняй Полацкай, Кірылам Тураўскім, Францыскам Скарынай. Нашы выдатныя пісьменнікі Янка Купала, Якуб Колас, Максім Багдановіч, Элаіза Пашкевіч, Канстанцыя Буйло марылі аб незалежнай Беларусі з уласнай мовай і культурай і сваёй творчасцю, сваімі справамі набліжалі гэты час. Яны любілі наш край і гэтую любоў адлюстроўвалі ў вершах.

Дзяўчынка.
Люблю наш край, старонку гэту,
Дзе я радзілася, расла,
Дзе першы раз пазнала шчасце,
Слязу нядолі праліла.
Люблю народ наш беларускі,
Іх хаты ў зелені садоў,
Залочаныя збожжам нівы,
Шум нашых гаяў і лясоў…
I песню родную люблю я,
Што дзеўкі ў полі запяюць,
А тоны голасна над нівай
Пераліваюцца, плывуць.
Усё ў краю тым сэрцу міла,
Бо я люблю край родны мой,
Дзе з шчасцем першым я спазналась
I з гора першаю слязой.
(К. Буйло.)

Вядучы.
Багатая беларуская мова прыказкамі, прымаўкамі. Памерлі ўжо людзі, якія сказалі мудрыя словы, а прыказкі працягваюць жыць.
Дзяўчынка і хлопчык (па чарзе).
Дарагая тая хатка, дзе радзіла мяне матка.
Родная зямелька, як зморанаму пасцелька.
На Радзіме і паміраць лягчэй.
У родным лесе і куст родны.
У сваім краі, як у раі.

Вядучы. А зараз правядзём гульню-конкурс «Хто хутчэй?». Будзем чытаць скорагаворкі.

  1. Ехаў Пракоп з Пракопіхаю і малым Пракапяняткам.
  2. На рэчцы Лука спаймаў рака ў рукаў.

Вядучы. Сёння мы падрыхтавалі і хвілінку-весялінку.

(Дзеці па чарзе расказваюць кароткія смешныя гісторыі.)

Маленькі хлопчык прынёс дадому чарапаху.

— Навошта яна табе? — пытаецца маці.
— Хачу праверыць, ці праўда, што яна жыве 200 гадоў.

*  * *

— Марынка,  ты  вельмі  непаслухмяная дзяўчынка. Адны непрыемнасці праз цябе. Я ўся пасівела.
— Мамачка, калісьці і ты,- напэўна, не слухалася. Паглядзі, колькі сівых валасоў у бабулі.

*  * *

— Дзядуля, а ты быў маленькі?
— А як жа, унучак. I ў першы клас хадзіў, як і ты.

Відаць, смешны быў ты ў школе са сваёю барадою?

* * *

— Ты не бойся,  — супакойвае маці сына перад кабінетам зубнога ўрача.
— Нічога тут табе не зробяць.

Тады чаго мы сюды прыйшлі?

Вядучы. Ці любіце вы загадкі? А як вы думаеце, для чаго загадваюць загадкі? Правільна, яны вучаць думаць, развіваюць кемлівасць, фантазію.
Дык давайце падумаем разам.

  1. Жывы — чорны, памрэ — чырвоны. (Рак.)
  2. Зубастыя, а не кусаюцца. (Граблі.)
  3. Высока стаіць, навокал глядзіць, у белай кашулі і люльку курыць. (Комін.)
  4. Каля носа ўецца, а ў рукі не даецца. (Дым.)

А цяпер вы самі загадайце загадкі, і мы ўсе будзем іх адгадваць.

(Дзеці прапануюць загадкі.)

Вядучы. Паслухайце адну гісторыю.
Ці то полем, ці то лесам ішлі тры падарожнікі. Ішлі яны тры дні і тры ночы ды яшчэ паўдня. Прытаміліся. Прыселі. Раптам чуюць — спявае нехта. Прыслухаўся першы:
— Відаць, жаўранак. Нё, — кажа другі, — гэта лес шуміць. А трэці прыпаў вухам да зямлі і прашаптаў:- Ды гэта ж зямля наша спявае.

Вось якая яна, наша зямля беларуская. Таму ў нас і песні, і танцы такія прыгожыя.

(Дзеці выконваюць падрыхтаваны па выбару настаўніка танец і ўсе разам спяваюць беларускую народную песню.)


Яшчэ на гэту тэму:

Сем цудаў беларусі     «Мая радзіма — беларусь»: гульня     



Сценарий «Республика Беларусь»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска»

Сценарий праздника «Вербный базар»

Республика БЕЛАРУСЬ

возрастная категория: 56 класс

автор: педагогорганизатор Забалуева Г.А.

Орск, 2018

Сценарий праздника по теме: «Республика Беларусь»

Пояснительная записка:

Актуальность: Россия многонациональное государство, в последние время в

нашей стране происходит много сложных, противоречивых событий в

общественной жизни, межнациональных конфликтов, которые несут в себе

жестокость, разрозненность между нашим российским народом, дружба

которых сохранялась долгое время. У подрастающего поколения

наблюдается падение интереса и уважения к людям разной национальностей

России.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства.

Поэтому гражданскопатриотическое воспитание сегодня одно из

важнейших направлений воспитательной работы в дополнительном

образовании. Задача педагогов развивать и воспитывать уважительное

отношение к различным национальностям. Педагоги должны понимать, что

за каждым ребенком традиции и уклад семьи, за семьей культура целого

народа. Для решения данной задачи целесообразно вовлечь обучающихся к

участию в мероприятиях по воспитанию нравственной культуры..

Цель :

ознакомить обучающихся с историей, фольклором, особенностями быта

белорусского народа, воспитание толерантного отношения к представителям

других культур, формирование национального самосознания, включающее

убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности вне

зависимости от национальных и религиозных убеждений и культурных

традиций.

Задачи:

приобщение к духовным ценностям, стимулирование интереса к народным

традициям, обычаям;

повышение уровня патриотического воспитания;

воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию

родного края;

приобщение учащихся к краеведческой деятельности;

.

Оборудование: компьютер, мультимедийная аппаратура, магнитола,

белорусские национальные костюмы, 10 камешек, 2 мешочка, 10 небольших

кружков из бумаги.

Ход мероприятия:

Под песню ВИА Сябры “Вы шумите, березы” выходит группа в белорусских

национальных костюмах.

1чтец: (На экране слайд. Белоруссия)

Мы живем в России. Герб России золотой двуглавый орел. На груди орла

Георгий Победоносец, он побеждает злого дракона. Флаг России

трёхцветный: белый, синий, красный. Наша столица – Москва – огромный

многонациональный город. И в Москве и по всей России живет много

белорусов. Их родина – республика Беларусь – наш ближайший сосед.

Русский и белорусский народы всегда жили вместе, поэтому наши

обычаи, языки, национальные костюмы и песни очень похожи..

2 чтец: (Звучит белорусская музыка На экране виды природы Белоруссии.)

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсей зямлі

Мілей, чым гэты край

3 ЧТЕЦ:

История белорусского народа и его быт тесно переплетался с

традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение

уважение к культурным и религиозным истокам. Обряды и традиции,

которые прекрасно сохранились на белорусской земле, характеризуют народ,

который здесь живет.Здесь, сохранились древние языческие ритуалы.

Масленица, Купалье, Коляды, Дожинки в каждом из этих праздников, как и

в тысяче других, прослеживаются элементы древних языческих верований.

Эти верования очень органично вплелись в христианскую веру, и в

результате получилась неповторимая и колоритная белорусская культура.

4 чтец: Национальный костюм ( на экране белорусские национальные

костюмы)

Традиционный народный костюм один из главных элементов этнической

культуры белорусов.

Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и

вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В

нем преобладал белый цвет естественный цвет льна, из которого

изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым

распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи

использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев,

болотной руды).

5 чтец: Мужской костюм. (на экране белорусский мужской национальный

костюм)

До начала 20 в. сохранились традиционные комплексы мужской и женской

одежды. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета. Костюм

дополняли разнообразные головные уборы (магерки, брыли и др.), а также

обувь: кожаные постолы, лапти, сапоги. Обязательной деталью костюма,

несущей большую семантическую нагрузку, был пояс, который

использовался при исполнении самых разных обрядов. И сегодня в Беларуси

сохранились древнейшие традиции плетения и ткачества поясов.

Законченность ансамблю придавала кожаная сумочка, которую носили через

плечо или подвешивали к поясу.

5 чтец: Женский костюм. (на экране белорусский женский костюм)

Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась

в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки,

фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. Дополняли

костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой

оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы,

которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это

разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка одна из

самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки,

коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и

совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная

полотняная сорочка с красночерным узором по верхней части рукавов,

воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические

мотивы ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой

набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются

в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами

того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в

полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную

окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли

явный цветовой контраст сдержанному белокрасному колориту рубах и

фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные

уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а

также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не

закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать

волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей

урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной

воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность.

Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и

одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной

убор женщины это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого

положения. Снять головной убор значило едва не нарушить брак.

6 чтец: Белорусская кухня

Своеобразие исторических судеб белорусского народа оказало глубокое

влияние на формирование и развитие его культуры. К ней относится и

национальная кухня. Белорусская кухня, с одной стороны, продолжала

сохранять близость к кухням окружающих белорусов славянских народов

русских, украинцев, поляков, а с другой стороны, испытала известное

влияние кухонь своих неславянских соседей литовцев и

латышей. Часто используются в белорусской кухне различные виды

«черной муки» овсяной, ржаной, ячменной, гречневой и гороховой, причем

для хлеба в Белоруссии шла ржаная мука, а для всех других мучных изделий

овсяная.

Из овощей наиболее характерны для белорусской кухни капуста, горох,

бобы, морковь и, конечно, картофель последнему принадлежит особое

место.

Действительно, для белорусской кухни характерно не только то, что она

знает около двух с половиной десятков блюд из картофеля, каждое из

которых непохоже на другое, но и то, что эти блюда прочно закрепились в

меню, составляют обязательную, непременную, существенную часть

национального стола.

Природногеографические условия Белоруссии способствовали широкому

использованию таких продуктов, как грибы, лесные ягоды и травы (сныть,

щавель), яблоки, груши, речная рыба, раки, молоко, творог, сметана.

Что касается молочных блюд, то чисто молочных блюд в белорусской кухне

нет, но зато разнообразные производные молока (творог, сметана, сыворотка,

масло) используются как обязательные добавки «забелки», «закрась» и

«вологи» во многие блюда, в состав которых входят мука, картофель, овощи

или грибы.

Употребление и приготовление мяса в белорусской кухне тоже имеют ряд

особенностей. Употребление свиного сала, свинины роднит белорусскую

кухню с украинской. Однако сало в Белоруссии едят почти исключительно

зимой, слабо посоленное, обязательно с кожным слоем. Едят его с

картофелем, вприкуску, оно играет как бы роль мяса. Из домашней птицы

предпочитают гуся, также в запеченном виде.

7 чтец: Белорусская бульба (на экране картинки блюд из картофеля)

Главный ингредиент белорусской кухни это картошка.

Да что говорить! Белорусы только из картошки умеют готовить 300

различных блюд. А с салом раза в два больше!

Блюда из картошки:

1. Отварная

2. Обжаренная

3. Тушеная

4. Запеченная

5. Картопляники

6. Гульбишники

7. Бабки

8. Пызы

9. Картофельные колбаски

10. Солоники

11. Картофель в мундирах

12. Копытки

13. Клёцки

14. Цыбрики

15. Бульбяная яичница

16. И конечно. белорусские драники

Белорусская нация начала формироваться именно тогда, когда на территорию

ее компактного проживания попал картофель. Он сплотил вокруг своих

клубней различные славянские, балтийские племена.

Встреча белорусов и картошки состоялась благодаря Петру I, который вез ее

контрабандой через Брест в Москву под видом голландского продавца .

Доблестные литовские таможенники усомнились в правильности заполнения

им таможенной декларации и реквизировали весь груз.

Таможенники сдали таинственный груз «куда положено», на склад хранения

конфиската в Новогрудок, и там, следующей весной, пораженные красотой

всходов прорастающих клубней, местные власти осознали, что в руки им

попало настоящее чудо.

Белорусское название картофеля – бульба.

К бульбе белорусы всегда относились очень трепетно и бережно из нее,

кроме еды для людей, делали корм для животных, из ее стеблей плели нити

для одежды и вили веревки, картофельные цветы украшали в обязательном

порядке головной убор невесты.

Правда, не все так просто складывалось с первых лет знакомства белорусов с

картошкой. Поначалу были и обиды и непонимание… Случались даже

картофельные бунты, когда голодные крестьяне отказывались есть картошку.

8 чтец:

В Белоруссии существует великое множество народных игр. По некоторым

источникам их насчитывается около 400. Мы приглашаю вас попробовать

сыграть в одну из этих народных игр.

Проводится со зрителями национальная белорусская игра. «Посадка

бульбы».

8 чтец:

Культура белоруской страны представляет собой, пожалуй, наиболее

хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних

языческих обычаев и

традиций.

В Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с

Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гуканне весны» (перелом года от зимы

к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания

жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи

8 чтец: Гуканне вясны

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый

праздник, посвященный весне — «Гуканне вясны». Перевести название

можно, как зазывание весны на землю.

Звонкие, радостные песни разносились повсюду, девушки собирались

на самом высоком месте в деревне и, сев на расстеленную солому, пели

весенние песни

Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих

песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение

природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.

Женщины посвоему встречали весну выпекали из теста фигурки птиц,

считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету, девушки

брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі

прыляціце, вясну прынясіце».

Парни раскладывали костер, на котором жгли ненужное старье, к

девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали

вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов,

символизируют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость,

есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни

делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться

как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала

примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лен и другие

растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя

бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.

Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая

хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам.

В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали

«вясноўку» красивую девушку. На голову ей надевали венок, сажали на

борону и с песнями возиливокруг костра.

Дети тоже радовались приходу весны, собравшись группой, они бегали

по деревне, не пропуская ни одного дома, пели веснянки с пожеланием

здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу,

тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме,

устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.

9 чтец:

Белоруссия вот оно, счастье:

Гладь озёр, да небес высота.

В жаркий солнечный день и в ненастье

Мне по сердцу твоя красота!

Встанет солнышко утренней ранью,

Освещая возлюбленный край,

Так отрадно подальше, за гранью

Окунуться опять в этот рай

Приложение

Песня «Шумите берёзы».

Музыка Э.Ханка

Слова А.Прокофьева

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,

Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

На душистом покосе, на траве молодой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

Головой на пригорок, на высокий курган.

А усталые руки я свободно раскину,

А ногами в долину, пусть накроет туман.

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы.

Тихой лаской милуйте землю радость мою.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

Утомившись немного, я минутку посплю.

Вы шумите, шумите надо мною, берёзы,

Колыхайтесь, ведите свой мотив вековой.

А я лягуприлягу возле старой дороги,

На душистом покосе, на траве молодой.

Национальная белорусская игра «Посадка бульбы».

Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,капитан,

он держит в руках мешочек с пятью картофелинами( камешками). На

расстоянии двадцати тридцати шагов от каждой колонны лежат пять

кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по

одной в каждый кружок, затем возвращаются передают мешочек

следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т.

д.

Список рекомендованной литературы:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.:

О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл.

ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. М.:

Большая Российская энциклопедия, 1998, 928 с.: ил. ISBN 5-85270-155-

6

Агеева Р. А. Белорусы // Какого мы родуплемени? : народы России: имена и

судьбы : словарьсправочник. – М., 2000. – С. 6872.

Белорусы // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 110112.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника 18 ноября день рождения деда мороза
  • Сценарий праздника день героев россии
  • Сценарий праздника день родных языков
  • Сценарий праздника безопасность дорожного движения
  • Сценарий праздника 1001 ночь