Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Сценарий развлечения
«Благовещение Пресвятой Богородицы»
Подготовила: Руководитель кружка «Зернышки»
Базаркина Людмила Николаевна
п. Ромоданово 2013 г.
Цель:
- закрепить знания детей, полученные в ходе реализации проекта в продуктивной, художественной, творческой и музыкальной деятельности;
- создать у детей праздничное настроение, эмоциональный отклик.
Действующие лица:
Ведущий: Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).
Алёнушка, Иванушка, Подружки: дети в традиционных русских костюмах.
Зайчиха, Медведица: дети в шапочках животных.
Цветы: 2 девочки в шапочках цветов.
Ангел, Послушание, Милосердие, Доброта: дети в костюмах олицетворяющие добродетели.
Гуси-лебеди: 2 мальчика в костюмах птиц.
Матушка, Батюшка: родители воспитанников.
Оформление зала. На центральной стене (см. фото) на ткани — изображение церкви, солнышка, птичек, ангелов. На левом занавесе (см. фото) выполнено изображение в виде русской избы (бревенчатые стены, русская печь, стол, самовар, окно с занавесками, икона, скамейки, половики). На правом занавес (см. фото) выполнено изображение в виде березовой рощи (деревья, пень, птицы, цветочная поляна). Макет (см. фото) костра, выполненный из картона, обклеенный галлографической красно-желтой пленкой, с горящим внутри фонарём.
Ход развлечения:
Под русскую народную мелодию в обработке И.Кишко «Ой, бежит ручьём вода» входят дети и Хозяйка, образуя хоровод вокруг костра, исполняют песню.
Хозяйка: (не спеша) Дай бог тому, кто в моём дому, дорогим гостям, милым детушкам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные. Поприветствуйте, дети наших гостей, да по старой доброй традиции в пояс им поклонитесь, (дети приветствуют гостей русским поклоном)
Хозяйка: Пожалуйте ко мне пляски да игры смотреть, песни да сказки слушать. (В аудиозаписи звучит русская народная мелодия «Пойду ль я». Дети садятся на стульчики возле изображения русской избы)
Хозяйка: А расскажу я вам нынче про наше житьё — бытьё, как на Руси матушке третью весну встречали, ну так слушайте. Вот уж и водотёк-протальник пролетел (а по-нашему март значит), а время не стоит. Вот уже и берёзол (апрель значит) подошёл, а с ним и великий праздник Благовещение, который приходится на время великого поста. Всё в православной жизни во время великого поста помогает «наступлению весны» и в нашем сердце.
Ребёнок: (встаёт у нарисованной церкви)
А весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес Благовещение с небес!
Хозяйка: А давайте дети вспомним, какие же события послужили основой Благовещения? (ответы детей)
Хозяйка: Ребята, я хочу напомнить вам трогательную историю, которая и послужила основой праздника. (В аудиозаписи звучит тихо фоновая музыка «В церкви» Чайковский)
Хозяйка (продолжает не спеша): Когда Мария, будущая мама бога, читала библию, вся её бедная комнатка озарилась каким то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей, радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его Иисус. Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть. Наши дети знают стихи об этом празднике, давайте послушаем их
(трое детей встают у изображения церкви, читают стихи (см. фото))
1 ребёнок.
С крыши льётся светлая капель Блеском солнца сад обрызган весь, Не случайно избран был апрель, Чтоб принести благую весть!
2 ребёнок.
Вся природа эту весть ждала, Жаждал мир любви и возрожденья, И потоки света и тепла Жизнь земную привели в движенье.
3 ребёнок.
Вешний воздух над землёй царил, Зеленели тонко луговины, Весть принёс архангел Гавриил О рождении спасителя и сына.
Хозяйка: Да, ребятушки, весть о рождении ребёнка всегда на Руси считалась самой радостной, а уж весть о рождении спасителя мира особенно радостной. С утра в этот день, как и другие великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест (в аудиозаписи звучит звон колоколов).
Хозяйка: (продолжая) Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб, костры те приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах этих сжигали все старые вещи, через них прыгали, веря в очистительную силу огня, кто через него прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год! А ну-ка молодцы выходите, удаль русскую покажите!
Русская народная игра » Кто дальше перепрыгнет через костёр»
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия «Пойду ль я». Выходят все мальчики, выстраиваются в ряд. По одному перепрыгивают через макет костра, из яркой красно-жёлтой бумаги с горящим внутри фонарём.
Хозяйка: Ох, и ловки вы, добры молодцы! (Воспитатель убирает макет костра за ширму. Мальчики садятся на свои места)
Хозяйка: Накануне Благовещения крестьяне начинали сельскохозяйственные работы, например, сажали капусту с верою, что капусту, посаженную в день Благовещения, мороз не тронет.
Дети исполняют хоровод «Капуста» музыка и слова народные.
Под пение первого куплета дети «завивают капусту»: взявшись за руки, обходят крайнего в хороводе по спирали, пока не образуется несколько колец. Под пение второго куплета повторяют в обратном порядке все движения (раскручивают спираль). Затем дети садятся на свои места.
Хозяйка: Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Это событие изображено на многих иконах (показывает на икону в избе). А что дети изображено на иконе? (ответы детей)
Хозяйка: Так же это событие описано во многих стихах, одно из них вы сейчас услышите (выходит ребёнок и читает стихотворение).
«Благовещение» (Дмитрий Захаров)
Капели…Солнечно, привольно…
Примет весны не перечесть,
И в перезвоне колокольном
Благая весть, благая весть!
И, слыша в звоне колокольном
Благую, радостную весть,
Весны вдыхаю воздух вольный
Есть жизнь, весна, надежда есть!
Хозяйка: По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в этот день разрешается не работать. А кто из вас, дети, об этом слышал?
Ребёнок: Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт.
Хозяйка: Да, на Благовещение никакого дела не начинай. По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола. По этому дню определяют, каким будет лето. А какие вы ребята знаете народные приметы?
Ответы детей
1.Если на Благовещение ночь тёплая — весна дружная.
2.Мокрое Благовещение — грибное лето.
3.На Благовещение мороз — к урожаю огурцов.
4.Благовещение без ласточек — тёплая весна.
Хозяйка: На Благовещение девушки и молодцы гурьбой выходили на улицу и выкликивали весну играми и песнями. А давайте и мы с вами порадуем весну, исполним для неё хороводную песню.
Хороводное упражнение «Заводите хоровод вокруг гармошки» музыка и
слова народные.
Дети образуют хоровод, в центр которого выходит мальчик с гармошкой, изображая гармониста. Дети идут по кругу, исполняя песню, повторяя танцевальные движения гармониста. Упражнение повторяется, на гармошке «играет» другой ребёнок.
Хозяйка: А сейчас я предлагаю вам, ребятушки, поиграть в нашу любимую хороводную игру «Веночек».
Дети поют, делая круговые движения руками, напоминающие плетение венка. 4 ребёнка берут искусственные цветы (василёк, кашка, лютик, роза) и под слова песни подходят к воспитателю и вплетают ему цветы в венок, который он держит в руках. Когда в венок будут вплетены все цветы, воспитатель одевает его и танцует в центре хоровода. Дети повторяют движения за педагогом, затем садятся на стульчики.
Хозяйка: Расскажу я вам одну сказочку. А вы садитесь прямей да слушайте! Жили-были в одной деревеньке в домике с расписными ставнями матушка и батюшка, и было у них двое детей: дочка Алёнушка да братец Иванушка.
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия «Пойду ль я». Из домика выходят Матушка, Батюшка, дочка Алёнушка, братец Иванушка.
Батюшка: Доченька, мы с матушкой на рынок пойдём, а ты дома посиди, да за братцем пригляди, одного его не оставляй.
Матушка (с любовью): А я тебе, доченька, для праздника новый платочек куплю на рынке.
Аленушка (ласково): Хорошо, матушка, хорошо, батюшка. Я все сделаю.
Батюшка с Матушкой уходят, прощаясь с детьми. Алёнушка и Иванушка садятся в избе на скамью.
Хозяйка: Только матушка с батюшкой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут.
Звучит мелодия песни «Красный сарафан» Муз. Бурениной. Выходят 6 девочек зовут Алёнушку и все вместе исполняют русский народный танец.
Подружки (хором).
«Выйди, Маша, из ворот, из ворот. Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод!»
Аленушка (с грустью).
«Нет, подружки не могу, не могу: Братца Ваню берегу, стерегу!»
Подружка (одна из девочек).
«На крылечке серый кот, серый кот, Пусть он Ваню бережет, стережет».
Хозяйка: Не удержалась Аленушка, позабыла, что ей папа с мамой говорили.
Аленушка (подбегает к избе и обращается к Иванушке): Ты здесь посиди, поиграй, а я к подружкам схожу.
Иванушка (удивлено): Да ведь надо родителей дождаться!
Аленушка (радостно): Ничего! Я быстро! (Аленушка убегает к подружкам, они кружатся, поют закличку)
Подружки и Алёнушка (хором).
Гори-гори ясно.
Чтобы не погасло.
Погляди на небо
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Хозяйка: Ребята, Аленушка с подружками приглашают нас поиграть с ними в хороводную игру.
Игра » Ельник да березник» музыка и слова народные.
Дети образуют хоровод. Идут по кругу, исполняя первый куплет. Под пение второго куплета в круг входит девочка с яркой лентой на плечах и незаметно роняет ленту под ноги мальчику. Под пение третьего куплета выбранный мальчик, поднимает ленту и надевает ленту, потерявшей её девочке, кланяясь ей. Хоровод повторяется, в круг с лентой выходит уже другая девочка. Затем дети садятся. Иванушка остается один на лавочке.
Хозяйка (тревожно): А в это время налетели гуси-лебеди.
В аудиозаписи звучит музыка «Баба Яга» Мусоргский. Выбегают 2 мальчика, изображая птиц.
Хозяйка (тревожно): Схватили братца и унесли.
Гуси-лебеди берут Иванушку под руки и уводят его за ширму. Появляется Алёнушка.
Аленушка (испугано): Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню! (Под слова, которые произносит педагог, Алёнушка бежит вокруг полянки).
Хозяйка.
Среди листвы зеленой.
Среди цветов, полян
Мелькает твой Алена,
Красный сарафан
И все зовешь в тревоге
Алёнушка: «Иванушка! Ау!»
Хозяйка: Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит и сама не знает. Видит на пути зайчиха с зайчонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме зайчика, которая держит в руках игрушечного зайчика)
Зайчиха (жалобно): Аленушка, помоги, пожалуйста, моему зайчонку, заноза в лапку попала. Болит лапка, он ходить не может.
Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, а навстречу ей медведь с медвежонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме медведя, которая держит в руках игрушечного медвежонка, запутанного в сети)
Медведица (жалобно): Аленушка, помоги! Запутался мой медвежонок в сети ловчие!
Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, бежит по лесной опушке. Видит — цветочки маленькие расцвели. (Алёнушка останавливается на полянке. Две девочки исполняют роль цветов).
Цветы (жалобно): Милая, Аленушка! Помоги! Отодвинь камни! Дай нам к свету, к солнышку потянуться!
Аленушка (равнодушно): Вот еще! У самой беда, некогда о вас думать!
Хозяйка: Бежала так Аленушка, а куда бежала — сама не знала. Совсем заблудилась, устала. А вокруг полянка лесная, берёзы стеной стоят. Испугалась Аленушка, села на пенек, да и заплакала.
Алёнушка садится на пенёк у берёзовой рощи.
Аленушка (грустно): Бедная я, несчастная, никому ненужная! Ох! Бедная я, несчастная!
(В аудиозаписи звучит «Утренняя молитва» Чайковского. Из-за занавеса выходит девочка в костюме ангела и тихо подходит к Алёнушке).
Ангел (тихо, спокойно): Как же ненужная? Нужная, Аленушка! И Господу Богу, и Пресвятой Богородице нужная! И родным своим нужная! А вот то, что бедная да несчастная это верно. Потому что тот, кто своих друзей бросает да забывает тот сам себя бедным да несчастным делает.
Аленушка (удивлено): А кто же мои друзья? Кого я забыла? Весь день с подружками играла. А потом все по лесу бежала.
Ангел: А вот они три сестры — три твоих верных подруги.
(Выходят дети в костюмах, олицетворяющие добродетели (Послушание, Милосердие, Доброта (см. фото))
Аленушка (удивлено): Кто вы?
Послушание: Вспомни, Аленушка с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?
Аленушка: Дома убраться да за Иванушкой посмотреть… Ах, что же я наделала, не послушалась!
Послушание: Вот ты меня и вспомнила имя мое — Послушание!
Милосердие: Алёнушка, а когда тебя зайчиха, медведица, цветочки о помощи просили, ты им помогла?
Алёнушка (наклонив голову): Стыдно мне. Никому я не помогла, немилосердная я!
Милосердие: Вот и меня вспомнила! Имя мне — Милосердие!
Доброта: А я, Аленушка, первая твоя помощница. Никогда не забывай меня. Имя мне — Доброта.
Аленушка (обращаясь к ангелу): А тебя я сама узнала! Ты — мой Ангел-Хранитель. Про тебя мне мама много рассказывала. Прости меня, мой светлый Ангел, и помоги мне! (Ангел выводит Иванушку и подводит его к Алёнушке).
Аленушка (радостно): Иванушка!
Иванушка (настороженно): Аленушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.
Аленушка: Не бойся, Иванушка, бежим отсюда.
Хозяйка: И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь к родительскому дому. А по пути они все дела исправили: медвежонку помогли и зайчика из беды выручили и про цветочки не позабыли. (Алёнушка и Иванушка бегут в обратную сторону, помогая всем в пути).
Хозяйка: А тут и колокола зазвонили. (В аудиозаписи звучит колокольный звон).
Хозяйка: Аленушка да Иванушка сразу поняли, в какую им сторону к родному дому бежать.
Аленушка и Иванушка подходят к избе. Под русскую народную музыку «Поленка» входят батюшка и матушка с птичьей клеткой в руках, к прутьям которой привязаны бумажные птицы, приготовленные на занятии.
Алёнушка (подходит к родителям): Простите меня, батюшка и матушка! (Под русскую народную музыку «Поленка» родители обнимают детей. Все вместе они радостно танцуют).
Хозяйка: Обрадовались мама и папа, что детушки их живы и здоровы и доченьку свою простили. С тех пор Аленушка очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.
Матушка: А я тебе Алёнушка, как и обещала, новый платочек купила к празднику. (Одевает его на Аленушку)
Батюшка: А ещё мы вам с матушкой на особом птичьем рынке, который открылся накануне дня Благовещенья, купили птичек-невеличек. Этих птиц нельзя будет отправить в полёт по настоящему, но мы, следуя доброй традиции своего народа, выпустим их на волю. (Батюшка подходит к каждому ребёнку с птицами в клетке и раздаёт их)
Матушка: А теперь детвора, всем на улицу пора! Песни петь, хороводы водить, в игры играть!
Хозяйка: Весну встречать и птиц на волю выпускать!
Все вместе: дети, родители, педагоги выходят на улицу. Дети привязывают бумажных птиц к воздушным шарикам и отпускают их в небо
Действующие лица:
Ведущий: Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).
Алёнушка, Иванушка, Подружки: дети в традиционных русских костюмах.
Зайчиха, Медведица: дети в шапочках животных.
Цветы: 2 девочки в шапочках цветов.
Ангел, Послушание, Милосердие, Доброта: дети в костюмах олицетворяющие добродетели.
Гуси-лебеди: 2 мальчика в костюмах птиц.
Матушка, Батюшка: родители воспитанников.
Оформление зала. На центральной стене (см. фото) на ткани — изображение церкви, солнышка, птичек, ангелов. На левом занавесе (см. фото) выполнено изображение в виде русской избы (бревенчатые стены, русская печь, стол, самовар, окно с занавесками, икона, скамейки, половики). На правом занавес (см. фото) выполнено изображение в виде березовой рощи (деревья, пень, птицы, цветочная поляна). Макет (см. фото) костра, выполненный из картона, обклеенный галлографической красно-желтой пленкой, с горящим внутри фонарём.
Ход развлечения:
Под русскую народную мелодию в обработке И.Кишко «Ой, бежит ручьём вода» входят дети и Хозяйка, образуя хоровод вокруг костра, исполняют песню.
Хозяйка: (не спеша) Дай бог тому, кто в моём дому, дорогим гостям, милым детушкам. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные. Поприветствуйте, дети наших гостей, да по старой доброй традиции в пояс им поклонитесь, (дети приветствуют гостей русским поклоном)
Хозяйка: Пожалуйте ко мне пляски да игры смотреть, песни да сказки слушать. (В аудиозаписи звучит русская народная мелодия «Пойду ль я». Дети садятся на стульчики возле изображения русской избы)
Хозяйка: А расскажу я вам нынче про наше житьё — бытьё, как на Руси матушке третью весну встречали, ну так слушайте. Вот уж и водотёк-протальник пролетел (а по-нашему март значит), а время не стоит. Вот уже и берёзол (апрель значит) подошёл, а с ним и великий праздник Благовещение, который приходится на время Великого поста. Всё в православной жизни во время Великого поста помогает «наступлению весны» и в нашем сердце.
Ребёнок: (встаёт у нарисованной церкви)
А весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес Благовещение с небес!
Хозяйка: А давайте дети вспомним, какие же события послужили основой Благовещения? (ответы детей)
Хозяйка: Ребята, я хочу напомнить вам трогательную историю, которая и послужила основой праздника. (В аудиозаписи звучит тихо фоновая музыка «В церкви» Чайковский)
Хозяйка (продолжает не спеша): Когда Мария, будущая мама Бога, читала Библию, вся её бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей, радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой, и у тебя родится сын, и ты назовёшь его Иисус. Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть. Наши дети знают стихи об этом празднике, давайте послушаем их
(трое детей встают у изображения церкви, читают стихи (см. фото))
1 ребёнок.
С крыши льётся светлая капель
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтоб принести благую весть!
2 ребёнок.
Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.
3 ребёнок.
Вешний воздух над землёй царил,
Зеленели тонко луговины,
Весть принёс архангел Гавриил
О рождении Спасителя и сына.
Хозяйка: Да, ребятушки, весть о рождении ребёнка всегда на Руси считалась самой радостной, а уж весть о рождении Спасителя мира особенно радостной. С утра в этот день, как и другие великие праздники, по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест (в аудиозаписи звучит звон колоколов).
Хозяйка: (продолжая) Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб, костры те приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению матери сырой земли. В кострах этих сжигали все старые вещи, через них прыгали, веря в очистительную силу огня, кто через него прыгнет, будет счастливым, здоровым и сильным целый год! А ну-ка молодцы выходите, удаль русскую покажите!
Русская народная игра » Кто дальше перепрыгнет через костёр»
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия «Пойду ль я». Выходят все мальчики, выстраиваются в ряд. По одному перепрыгивают через макет костра, из яркой красно-жёлтой бумаги с горящим внутри фонарём.
Хозяйка: Ох, и ловки вы, добры молодцы! (Воспитатель убирает макет костра за ширму. Мальчики садятся на свои места)
Хозяйка: Накануне Благовещения крестьяне начинали сельскохозяйственные работы, например, сажали капусту с верою, что капусту, посаженную в день Благовещения, мороз не тронет.
Дети исполняют хоровод «Капуста» музыка и слова народные.
Под пение первого куплета дети «завивают капусту»: взявшись за руки, обходят крайнего в хороводе по спирали, пока не образуется несколько колец. Под пение второго куплета повторяют в обратном порядке все движения (раскручивают спираль). Затем дети садятся на свои места.
Хозяйка: Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Это событие изображено на многих иконах (показывает на икону в избе). А что дети изображено на иконе? (ответы детей)
Хозяйка: Так же это событие описано во многих стихах, одно из них вы сейчас услышите (выходит ребёнок и читает стихотворение).
«Благовещение» (Дмитрий Захаров)
Капели…Солнечно, привольно…
Примет весны не перечесть,
И в перезвоне колокольном
Благая весть, благая весть!
И, слыша в звоне колокольном
Благую, радостную весть,
Весны вдыхаю воздух вольный
Есть жизнь, весна, надежда есть!
Хозяйка: По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в этот день разрешается не работать. А кто из вас, дети, об этом слышал?
Ребёнок: Птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт.
Хозяйка: Да, на Благовещение никакого дела не начинай. По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола. По этому дню определяют, каким будет лето. А какие вы ребята знаете народные приметы?
Ответы детей
1.Если на Благовещение ночь тёплая — весна дружная.
2.Мокрое Благовещение — грибное лето.
3.На Благовещение мороз — к урожаю огурцов.
4.Благовещение без ласточек — тёплая весна.
Хозяйка: На Благовещение девушки и молодцы гурьбой выходили на улицу и выкликивали весну играми и песнями. А давайте и мы с вами порадуем весну, исполним для неё хороводную песню.
Хороводное упражнение «Заводите хоровод вокруг гармошки» музыка и
слова народные.
Дети образуют хоровод, в центр которого выходит мальчик с гармошкой, изображая гармониста. Дети идут по кругу, исполняя песню, повторяя танцевальные движения гармониста. Упражнение повторяется, на гармошке «играет» другой ребёнок.
Хозяйка: А сейчас я предлагаю вам, ребятушки, поиграть в нашу любимую хороводную игру «Веночек».
Дети поют, делая круговые движения руками, напоминающие плетение венка. 4 ребёнка берут искусственные цветы (василёк, кашка, лютик, роза) и под слова песни подходят к воспитателю и вплетают ему цветы в венок, который он держит в руках. Когда в венок будут вплетены все цветы, воспитатель одевает его и танцует в центре хоровода. Дети повторяют движения за педагогом, затем садятся на стульчики.
Хозяйка: Расскажу я вам одну сказочку. А вы садитесь прямей да слушайте! Жили-были в одной деревеньке в домике с расписными ставнями матушка и батюшка, и было у них двое детей: дочка Алёнушка да братец Иванушка.
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия «Пойду ль я». Из домика выходят Матушка, Батюшка, дочка Алёнушка, братец Иванушка.
Батюшка: Доченька, мы с матушкой на рынок пойдём, а ты дома посиди, да за братцем пригляди, одного его не оставляй.
Матушка (с любовью): А я тебе, доченька, для праздника новый платочек куплю на рынке.
Аленушка (ласково): Хорошо, матушка, хорошо, батюшка. Я все сделаю.
Батюшка с Матушкой уходят, прощаясь с детьми. Алёнушка и Иванушка садятся в избе на скамью.
Хозяйка: Только матушка с батюшкой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут.
Звучит мелодия песни «Красный сарафан» Муз. Бурениной. Выходят 6 девочек зовут Алёнушку и все вместе исполняют русский народный танец.
Подружки (хором).
«Выйди, Маша, из ворот, из ворот.
Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод!»
Аленушка (с грустью).
«Нет, подружки не могу, не могу:
Братца Ваню берегу, стерегу!»
Подружка (одна из девочек).
«На крылечке серый кот, серый кот,
Пусть он Ваню бережет, стережет».
Хозяйка: Не удержалась Аленушка, позабыла, что ей папа с мамой говорили.
Аленушка (подбегает к избе и обращается к Иванушке): Ты здесь посиди, поиграй, а я к подружкам схожу.
Иванушка (удивлено): Да ведь надо родителей дождаться!
Аленушка (радостно): Ничего! Я быстро! (Аленушка убегает к подружкам, они кружатся, поют закличку)
Подружки и Алёнушка (хором).
Гори-гори ясно.
Чтобы не погасло.
Погляди на небо
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Хозяйка: Ребята, Аленушка с подружками приглашают нас поиграть с ними в хороводную игру.
Игра » Ельник да березник» музыка и слова народные.
Дети образуют хоровод. Идут по кругу, исполняя первый куплет. Под пение второго куплета в круг входит девочка с яркой лентой на плечах и незаметно роняет ленту под ноги мальчику. Под пение третьего куплета выбранный мальчик, поднимает ленту и надевает ленту, потерявшей её девочке, кланяясь ей. Хоровод повторяется, в круг с лентой выходит уже другая девочка. Затем дети садятся. Иванушка остается один на лавочке.
Хозяйка (тревожно): А в это время налетели гуси-лебеди.
В аудиозаписи звучит музыка «Баба Яга» Мусоргский. Выбегают 2 мальчика, изображая птиц.
Хозяйка (тревожно): Схватили братца и унесли.
Гуси-лебеди берут Иванушку под руки и уводят его за ширму. Появляется Алёнушка.
Аленушка (испугано): Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню! (Под слова, которые произносит педагог, Алёнушка бежит вокруг полянки).
Хозяйка.
Среди листвы зеленой.
Среди цветов, полян
Мелькает твой Алена,
Красный сарафан
И все зовешь в тревоге
Алёнушка: «Иванушка! Ау!»
Хозяйка: Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит и сама не знает. Видит на пути зайчиха с зайчонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме зайчика, которая держит в руках игрушечного зайчика)
Зайчиха (жалобно): Аленушка, помоги, пожалуйста, моему зайчонку, заноза в лапку попала. Болит лапка, он ходить не может.
Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, а навстречу ей медведь с медвежонком. (Алёнушка останавливается около девочки в костюме медведя, которая держит в руках игрушечного медвежонка, запутанного в сети)
Медведица (жалобно): Аленушка, помоги! Запутался мой медвежонок в сети ловчие!
Аленушка (равнодушно): Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Хозяйка: Бежит Аленушка дальше, бежит по лесной опушке. Видит — цветочки маленькие расцвели. (Алёнушка останавливается на полянке. Две девочки исполняют роль цветов).
Цветы (жалобно): Милая, Аленушка! Помоги! Отодвинь камни! Дай нам к свету, к солнышку потянуться!
Аленушка (равнодушно): Вот еще! У самой беда, некогда о вас думать!
Хозяйка: Бежала так Аленушка, а куда бежала — сама не знала. Совсем заблудилась, устала. А вокруг полянка лесная, берёзы стеной стоят. Испугалась Аленушка, села на пенек, да и заплакала.
Алёнушка садится на пенёк у берёзовой рощи.
Аленушка (грустно): Бедная я, несчастная, никому ненужная! Ох! Бедная я, несчастная!
(В аудиозаписи звучит «Утренняя молитва» Чайковского. Из-за занавеса выходит девочка в костюме ангела и тихо подходит к Алёнушке).
Ангел (тихо, спокойно): Как же ненужная? Нужная, Аленушка! И Господу Богу, и Пресвятой Богородице нужная! И родным своим нужная! А вот то, что бедная да несчастная это верно. Потому что тот, кто своих друзей бросает да забывает тот сам себя бедным да несчастным делает.
Аленушка (удивлено): А кто же мои друзья? Кого я забыла? Весь день с подружками играла. А потом все по лесу бежала.
Ангел: А вот они три сестры — три твоих верных подруги.
(Выходят дети в костюмах, олицетворяющие добродетели (Послушание, Милосердие, Доброта (см. фото))
Аленушка (удивлено): Кто вы?
Послушание: Вспомни, Аленушка с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?
Аленушка: Дома убраться да за Иванушкой посмотреть… Ах, что же я наделала, не послушалась!
Послушание: Вот ты меня и вспомнила имя мое — Послушание!
Милосердие: Алёнушка, а когда тебя зайчиха, медведица, цветочки о помощи просили, ты им помогла?
Алёнушка (наклонив голову): Стыдно мне. Никому я не помогла, немилосердная я!
Милосердие: Вот и меня вспомнила! Имя мне — Милосердие!
Доброта: А я, Аленушка, первая твоя помощница. Никогда не забывай меня. Имя мне — Доброта.
Аленушка (обращаясь к ангелу): А тебя я сама узнала! Ты — мой Ангел-Хранитель. Про тебя мне мама много рассказывала. Прости меня, мой светлый Ангел, и помоги мне! (Ангел выводит Иванушку и подводит его к Алёнушке).
Аленушка (радостно): Иванушка!
Иванушка (настороженно): Аленушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.
Аленушка: Не бойся, Иванушка, бежим отсюда.
Хозяйка: И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь к родительскому дому. А по пути они все дела исправили: медвежонку помогли и зайчика из беды выручили и про цветочки не позабыли. (Алёнушка и Иванушка бегут в обратную сторону, помогая всем в пути).
Хозяйка: А тут и колокола зазвонили. (В аудиозаписи звучит колокольный звон).
Хозяйка: Аленушка да Иванушка сразу поняли, в какую им сторону к родному дому бежать.
Аленушка и Иванушка подходят к избе. Под русскую народную музыку «Поленка» входят батюшка и матушка с птичьей клеткой в руках, к прутьям которой привязаны бумажные птицы, приготовленные на занятии.
Алёнушка (подходит к родителям): Простите меня, батюшка и матушка! (Под русскую народную музыку «Поленка» родители обнимают детей. Все вместе они радостно танцуют).
Хозяйка: Обрадовались мама и папа, что детушки их живы и здоровы и доченьку свою простили. С тех пор Аленушка очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.
Матушка: А я тебе Алёнушка, как и обещала, новый платочек купила к празднику. (Одевает его на Аленушку)
Батюшка: А ещё мы вам с матушкой на особом птичьем рынке, который открылся накануне дня Благовещенья, купили птичек-невеличек. Этих птиц нельзя будет отправить в полёт по настоящему, но мы, следуя доброй традиции своего народа, выпустим их на волю. (Батюшка подходит к каждому ребёнку с птицами в клетке и раздаёт их)
Матушка: А теперь детвора, всем на улицу пора! Песни петь, хороводы водить, в игры играть!
Хозяйка: Весну встречать и птиц на волю выпускать!
Все вместе: дети, родители, педагоги выходят на улицу. Дети привязывают бумажных птиц к воздушным шарикам и отпускают их в небо
Автор: Базаркина Л.Н.
Электронный методический центр «Разноцветный мир» приглашает к сотрудничеству всех творческих людей. На сайте под вашим именем могут быть размещены авторские сценарии, песни, минусовки, образовательные проекты, фильмы, мультфильмы, стихи по темам — всё это бесплатный ресурс для обмена организаторам, педагогам, клубным работникам, а также площадка для самовыражения. Обращайтесь к админу сайта
жмите сюда
Благовещение
Владислав Панфилов
Тематическая программа-посиделки.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Федор
Петр
Иван
Дарья
Ксения
Алена
Незнакомый Мужик (Незнакомец)
Звучит грустная, заунывная русская песня (или мело¬дия).
На сцене сидят растрепанные, непричесанные БАБЫ и неумытые взлохмаченные МУЖИКИ.
Движения их медленны и ленивы.
Появляется ФЕДОР. Он с изумлением осматрива¬ется.
ФЕДОР. Мужики, вы чо?
МУЖИКИ. А ничо…
ФЕДОР. Бабы, а вы чо?
БАБЫ. А ничо…
ФЕДОР. Вы чо — чокнулись?
МУЖИКИ и БАБЫ (хором, лениво). Мы ничо-о-о…
Зева¬ют и замолкают.
ФЕДОР. Ничего не понимаю… Эй, сегодня же праздник!..
МУЖИКИ и БАБЫ. Ну-у?..
ФЕДОР. Так гулять надо!
МУЖИКИ и БАБЫ (встрепенулись). Ты чо — чокнулся?
ФЕДОР (оторопев). А чо?
МУЖИКИ и БАБЫ. А ничо!..
ПЕТР. Через плечо — не горячо?..
ФЕДОР. Нет…
ПЕТР. Перекинь на другое…
Мужики и Бабы лениво смеются.
ФЕДОР. Ребята, объясните, в чем дело?
ПЕТР (лениво, Ивану). Вань, объясни ему…
ИВАН (еще ленивее). Неохота.
Дарье.
Даш-ш-ш, объясни ему-у…
ДАРЬЯ. Неохота…
Ксении.
Ксюш-ш-ш, объясни ты этому…
КСЕНИЯ. А мне охота?..
Алене.
Аленка, объясни ты этому-у…
АЛЕНА. Неохота-а-а…
ФЕДОР. Эх вы, а еще друзья и подруги… оставайтесь со своими
тайнами и секретами!
Хочет уйти).
МУЖИКИ и БАБЫ (хором, лениво). Ну, ладно…
ИВАН. Какой сегодня праздник?
ФЕДОР. Как какой? Благовещение Пресвятой Богородицы.
МУЖИКИ и БАБЫ (со значением). О-о-о-о!
ПЕТР. Это самый большой у Бога праздник…
ИВАН. Это день полнейшего покоя и совершенной свободы-ы-ы…
ДАРЬЯ. В этот день…
Показывает на Алену, самую растрепан¬ную из всех.
…даже девка не заплетает себе кос.
КСЕНИЯ. И каждый честный человек считает за грех занимать¬ся
каким-нибудь делом.
ИВАН (со значением). Каждый честный человек!
Все внимательно смотрят на Федю.
Федор. А чо я-то? Я чо, не честный, что ли?
МУЖИКИ и БАБЫ. Тогда садись с нами…
Федор садится среди них.
…честный человек.
ДАРЬЯ. Вон кукушка тоже была честной птичкой. А потом взяла и
свила себе гнездо в этот день. Бог ее и покарал.
Никогда кукушка больше не будет иметь своего гнезда и
всегда будет класть свои яйца в чужие гнезда.
МУЖИКИ. Во-о-о…
ПЕТР. Не то что человек — каждая неразумная тварь чествует этот
великий праздник…
ИВАН. Даже отъезд или отход в дорогу для заработков — и то
считается грехом…
ФЕДОР. Что ж, так и будем сидеть весь день?
Появляется НЕЗНАКОМЫЙ МУЖИК.
НЕЗНАКОМЕЦ. Добрый день, люди добрые…
ВСЕ. День добрый…
НЕЗНАКОМЕЦ. Можно с вами посидеть?
ВСЕ. Садись, добрый человек.
Незнакомец садится среди них, между Петром и
Иваном.
ФЕДОР (продолжает разговор). Что ж, так и будем сидеть весь день?
ИВАН. Ну почему так и будем сидеть? Помечтаем о том, какой будет
наступающая весна?
ПЕТР. Каким будет посев? Каким урожай?
ФЕДОР. И все?
НЕЗНАКОМЕЦ. Что-то здесь жестко сидеть… Можно я вон туда
пересяду?
ВСЕ. Садись…
Мужик пересаживается между Дарьей и Ксюшей.
ДАРЬЯ. В этот день Богоматерь засевает все нивы земные с
небесной высоты.
КСЕНИЯ. А Гавриил-архангел водит соху с запряженным белым
конем…
АЛЕНА. А Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой
кошницы всякое жито пригоршнями…
ДАРЬЯ. И молит Господа Бога о ниспослании благословения на
будущий урожай…
ВСЕ. Хорошо-о…
КСЕНИЯ. В этот день Господь Бог благословляет все расте¬ния…
АЛЕНА. Какая погода будет в этот день — такова будет и на Пасху…
ДАРЬЯ. В этот день даже грешников освобождают от мучений ада…
ВСЕ. Да-а-а…
НЕЗНАКОМЕЦ. Что-то мне и здесь не так… Можно я вон туда
пересяду?
ВСЕ. Садись, коли не лень…
Незнакомец пересаживается между Федей и Аленой.
ПЕТР. Сегодня даже глупая курица яиц не несет…
ИВАН. А вот однажды птичка снегирь…
Всем.
Рассказывать?
ВСЕ (лениво). Валяй…
ИВАН. А вот однажды снегирь не пустил в свое гнездо кукушек и
стал драться с самцом кукушки и убил его.
ВСЕ (лениво). Ну-у?
ИВАН. С тех пор кукушка осталась вечною вдовою, а сам снегирь –
навсегда с несмываемым знаком на своих перьях и на всем красном зобу… Во как.
ВСЕ. Да-а-а…
НЕЗНАКОМЕЦ. Спасибо, люди добрые, что отдохнуть дали…
ВСЕ. На здоровье-е…
НЕЗНАКОМЕЦ. Спасибо этому дому — пойду к другому…
Незнакомец уходит.
ДАРЬЯ. Что сегодня можно — так это соль в печи пережечь…
Эта соль имеет целительную силу в горячках и лихорад¬ках…
ФЕДОР. И что, никому-никому нельзя сегодня трудиться?
ПЕТР. Ну, почему же «никому-никому»? В Благовещение ворам
дозволяется работать. Если им удастся что-либо сегодня украсть, то у них весь год будет удачным…
Общая пауза.
Все вдруг начинают что-то понимать.
Все: и Мужики, и Бабы — разом вскочили, схватились за карманы и другие места, где могут быть деньги, украшения и т. п.
ВСЕ (заорали дурными голосами). А-а-а-а! Обокрали-и-и-и!
Ворюга-а-а!
Друг на дружку.
А ты куда смотрел (смотрела)?
Бабы заплакали, завыли..
А Мужики сначала хмурые что-то забормотали про себя, а затем стали хохотать.
Бабы успокоились и тоже захихикали.
Общее веселье.
Ну вощ-щ-ще!
ПЕТР. Ну, мастак! «Жестко», говорит, здесь… Возле моей бабы
жестко!
ДАРЬЯ. А я-то думаю — что он ко мне все прижимается… Замерз,
что ли?
ФЕДОР. Ну, вот и посидели…
ИВАН. Да ладно тебе… Обижаться на воров в этот день — тоже грех!
КСЕНИЯ. Все! Поленились и хватит! Пойду сожгу старую обувь и
старый матрас…
ФЕДОР. А это сегодня можно?
КСЕНИЯ. Это сегодня нужно!
Уходит.
ДАРЬЯ (вдогонку). Как зажжешь костер — позови, я через него тоже
попрыгаю, а то что-то заболевать начала…
Изумленно¬му Феде.
Сегодня огонь живительную силу имеет.
ФЕДОР. Это как на Купала, что ли?
ИВАН. Во-во! Как на Ивана Купала… Кто сжигает сегодня свою
старую обувь и старые матрасы — тот истребляет свои болезни… Усек?
ФЕДОР. Ага. А через костры зачем прыгают — тоже для здоровья?
ПЕТР. Для здоровья и от сглаза!
ДАРЬЯ. И одежду дымом окуривают — тоже от сглаза.
ИВАН. А еще надо сегодня из общей муки испечь благовещен¬ские
просвиры. Освятить их к обедне — «за здравие».
Принести домой и положить под божницу, а потом перенести в закрома с овсом, да и хранить там до первого ярового посева.
ФЕДОР. А веселиться нельзя?
ИВАН. Смотря как веселиться? Покушать хорошо — можно!..
ПЕТР. Пирожные с маслом ореховым…
ИВАН. Или льняным…
ПЕТР. Или конопляным…
ОБА. Объедение!
ФЕДОР. А где я такие масла достану?.. В магазинах только
сливочное да подсолнечное…
ИВАН. Во-во! Меньше надо импортными товарами увлекать¬ся —
тогда и свое, настоящее масло всегда будет…
ПЕТР. А если без масла, то капусту сырую и гретую кушать можно…
ИВАН. Соляночки там разные…
ИВАН. Кушанья ягодны…
ПЕТР. Но без масла-а…
ОБА. Объедение!
ФЕДОР. А вино пить можно?
ИВАН (переглянувшись с Петром). Может быть, тебе еще и мяса
жареного подать? Или рыбы копченой?
ПЕТР. До Пасхи не можешь потерпеть?
ФЕДОР. Я могу… я просто…
ИВАН. Вот так просто и потерпи…
Мужики пошептались о чем-то между собой.
Сказали что-то Бабам.
Бабы убежали.
ФЕДОР. Что вы там секретничаете?
Пытается посмотреть, куда убежали Бабы.
ИВАН. А это сюрприз!
ФЕДОР. Сюрприз?
ПЕТР. Ты знаешь, что Благовещение Пресвятой Богородицы —
это день великой свободы всего мира?
ФЕДОР. Ну-у…
ПЕТР. «Ну-у»? Или знаешь?
ФЕДОР. Знаю.
ПЕТР. Повтори — что знаешь?
ФЕДОР. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — это день
свободы всего мира!
Появляются Бабы, они что-то прячут за спинами.
ПЕТР. В этот день все русские люди шли на горки…
ДАРЬЯ. На холмы…
ИВАН. На возвышенности…
КСЕНИЯ. На кручи…
АЛЕНА. На самые высокие места в своем краю…
ПЕТР. И выпускали на свободу птиц!
ИВАН. Чтобы они благословляли перед Творцом виновников
своей свободы!
ФЕДОР. Да знаю я, что на Благовещение птиц выпускали на
свободу! Какой же это сюрприз?
ИВАН. Ну, а если знаешь, то чего стоишь как истукан?
ФЕДОР. А что делать-то?
ПЕТР. Как что? Пошли птиц выпускать!
Бабы вынимают из-за спин клетки с птицами, и
участники представления выпускают птиц на свободу.