Сценарий праздника день чеченской республики

Кураторский час на тему: «ДЕНЬ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ». ✅ Скачать бесплатно

Кураторский час на тему:

«ДЕНЬ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Учитель:
Здравствуйте, дорогие студенты! Сегодня наш кураторский час будет посвящён дню
Чеченской Республики, который отмечается ежегодно 6 сентября.

Вступительное слово ведущих.

Ведущий 1: Родина – это дом, в котором мы живём, это
 место где ты родился и вырос, где всё в ней для нас родное.

Ведущий 2:Наша Родина – это наша страна. Чечня в
которой мы живём.

Ведущий 1: А ещё нашу Родину называютОтечеством. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков
жили наши отцы и деды.

Ведущий 2:Родина, Отечество самое драгоценное и святое, что есть в
жизни человека. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, любви
к ней обыкновенными словами. Не потому ли такое множество прекрасных
стихотворений посвятили ей поэты, так много песен сложил народ.

       Чтец
1.2.3.

Ведущий 1: А ещё Родину
называют матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими
водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от врагов.

Ведущий 2: В Чеченской
Республике сегодня отмечается праздник — День гражданского согласия, единения и
примирения. Как известно, он был учрежден в 2002 году Указом первого Президента
Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова.
.

Ведущий 1: Но
давайте немножко заглянем в историю.

 Студент 1: «Он жил, свое величие
делами подкрепляя», — так говорят про великих людей, посвятивших свою жизнь
служению народу и Отечеству. Таким человеком был Ахмат-Хаджи Кадыров. Он сделал
все для того, чтобы сплотить народ и достичь обозначенные цели. Но, к сожалению,
за это была заплачена высокая цена — погибли тысячи людей, погиб первый
Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров. Но живут его
дела, его идеи претворяются в жизнь.
Студент  2: На сегодняшний день Чеченская Республика – это восстановленные
города и села, парки и проспекты, цветущие сады и поля. Активными темпами, под
руководством Главы Рамзана Кадырова республика возродилась. Восстановлены и
построены новые объекты образования, культуры, здравоохранения, спорта. В
каждом районе Чечни создаются все необходимые условия для их жителей. Глава
Чеченской Республики Рамзан Кадыров уделяет пристальное внимание
межнациональным вопросам. Здесь веками бок о бок живут представители
многочисленных национальностей.
Студент 3 Для национальных меньшинств республики руководство оказывает
всяческое содействие в сохранении и развитии национальных культур, языка,
традиций. В республике успешно функционируют девять национально-культурных
центров и две национально-культурные автономии. Под эгидой Министерства ЧР по
внешним связям, национальной политики, печати и информации в республике
проводятся Дни культуры всех национальностей, проживающих в Чечне. В рамках
этих дней они имеют возможность продемонстрировать самобытную культуру своего
народа, рассказать о традициях и обычаях.
Студент
4:
В единой и дружной семье
сегодня в Чечне живут и трудятся — чеченцы, русские, ингуши, татары, казаки,
кумыки, ногайцы, турки, аварцы, армяне, евреи и многие другие. Они принимают
активное участие в социально-экономической, общественно-политической и
культурной жизни республики, внося тем самым достойный вклад в развитие
республики, установление межэтнического мира и согласия, а значит и
консолидацию всего многонационального российского общества.

Чтец 4.5.6

Ведущий 1: Символика — понятие сложное, но и очень богатое. Оно
объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, партиями,
объединениями людей.

Каждое государство имеет свои символы и эмблемы.
Государственные символы основаны на исторической преемственности и исторических
традициях; любое надругательство над ними наказуемо.

Ведущий 2:Вопрос о государственной символике не
является второстепенным, скорее он имеет первостепенную важность. Ключевые
символы имели объединяющее или разобщающее значение. Об этом говорит им факт,
что всякая смена власти обязательно сопровождается сменой символики.

Седа 1:Герб.

Композиция герба выполнена

на основе круга в двухмерной плоскости. Цветовое решение основано
на четырех цветах: красный, желтый, синий и нейтральный белый. Во внутренней
части белого круга изображен Символ Единства, Вечности в виде национального
чеченского орнамента, окрашенного в красный цвет.

Стилизованные горы, историческая башня вайнахов и нефтяная вышка
окрашены в синий цвет. Композиционное решение квадрат в круге. Желтые колосья
пшеницы на синем фоне симметрично обрамляют внутренний круг, символизируя
богатство чеченского народа. В верхней части колосья венчают полумесяц и
звезда, окрашенные в желтый цвет на синем фоне. На внешнем завершающем круге
изображен синий узор из орнаментов в чеченском национальном стиле на белом
фоне.

Хава 2: Государственный флаг-важный символ страны.
Он
подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.

Его
оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.ФЛАГ-
это СВЯТЫНЯ.

На
нашем флаге три цвета:

n  Зеленый

n  Белый.

n  Красный.

Флаг
– триколор

Флаг Чеченской РеспубликиКомпозиция
флага Чеченской Республики состоит из трех горизонтальных и одной вертикальной
полос. Вдоль древка проходит белая полоса с золотым орнаментом, остальное
полотнище занято зеленой, белой и красной полосами разного размера,
расположенными в указанном порядке сверху вниз. Флаг имеет соотношение сторон 2
к 3 ширина к длине соответственно. Полноразмерные флаги Республики обрамляются
золотой бахромой по всему периметру полотнища.Зеленый, белый и красный –
традиционные чеченские цвета, а золотой орнамент на вертикальной белой полосе –
национальный орнамент Республики. В классической геральдике выбор цветов
трактуется как природа и возрождение (зеленый), мир и добрые помыслы (белый),
мужество и сила (красный), богатство и вечность (желтый).

Ведущий 2: Давайте посмотрим видеоролик
Чечня во время войны и после войны…

Ведущий
1:
Наша республика открыта для людей всех национальностей и религий.
Свидетельством тому заново отстроенные мечети и молельные дома, храм Архангела
Михаила, расположенный в центральной части Грозного. Правительством Чеченской
Республики в целях укрепления межнациональных отношений проводятся различные
акции, встречи и конкурсы. Наши деятели культуры и искусства выступают на
различных театральных подмостках России и за рубежом.

Ведущий
2:
Сегодняшняя Чеченская Республика — полноправный субъект Российской
Федерации, возрождающий мирную и счастливую жизнь для своего народа.

Заключительная часть:

1.     
Заключительное стихотворение студента.

Я сын твой милая Чечня. 
Ты всех дороже для меня. 
Ты для меня — вторая мать, 
Я жизнь готов тебе отдать.

Я сын твой милая Чечня, 
В сиянье завтрашнего дня, 
Ты хорошеешь на глазах, 
Горжусь тобою, как войнах.

Я сын твой милая Чечня, 
И предков славная земля, 
Мне всех милее и родней, 
И с каждым днем любовь сильней.

Живи веками, расцветай 
Вайнахский мой, Кавказский край! 
Земля моя, моя Чечня, 
Ты всех дороже для меня!!!



Сценарий «Чеченский огонь» (посвященный Дню памяти жертв в чеченской войне)

Чеченский огонь

(сценарий тематического вечера, посвященного

Дню памяти жертв в чеченской войне)

Слайд 1 – заголовок мероприятия

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Мы

приветствуем вас в стенах нашей библиотеки и надеемся, что сегодняшняя

встреча надолго останется в ваших сердцах.

Слайд 2 – заставка

Чтец: Не браните мое поколение –

Это ваших рядов пополнение.

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему подойдите.

Дело вовсе не в том,

Как мы пляшем.

Дело в том,

Как мы сеем и пашем.

Как в болотах бредем

По колени –

Это тоже мое поколенье.

Вы правы, мы войны не видали,

А у вас ордена и медали.

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью мое поколенье

Впереди и награды и званья.

Мы, товарищи старшие, с вами

Если надо, застынем в граните.

Поколенье мое не браните.

Раиса Сорби.

Ведущий 2 : Чечня… Неизбывная боль России. «Восстановление

конституционности и правопорядка на территории Чеченской республики»,

ликвидация незаконных вооруженных бандформирований»,

«Антитеррористическая операция…». Как бы не назывались в официальных

документах и реляциях события, происходящие на этой многострадальной

северокавказской земле, есть одноединственное точное, короткое и суровое,

как выстрел, название им – война!

И вот уже почти два десятилетия на стыке двух веков – XX и

XXI обагрена эта земля кровью. Отсюда сотнями, тысячами принимали и

принимают в разных городах и весях России зловещий и печальный «груз

200» цинковые гробы с останками погибших в том огне наших молодых

соотечественников, в большинстве своем совсем юнцов, тех, что, по давнему

образному слову фронтового поэта Николая Майорова, «ушли, не долюбив,

не докурив последней папиросы…», армейских офицеров и солдат, бойцов

внутренних войск, милицейских омоновцев, спецназовцев… Они шли в

ожесточенные схватки с сепаратистскими отрядами и бандами мятежного

чеченского воинства без страха, с честью выполняли свой долг. И боевые

награды заслуженно посмертно венчают их подвиг в этой навязанной им

проклятой сече.

Слайд 3 – посвящение

Слово предоставляется Главе Дальнереченского городского округа

Михаилу Юрьевичу Филиппенко.

(выступление Главы)

Ведущий 1:

Первая чеченская, вторая…

Но солдат судьбы не выбирает:

Дан приказ – он выполнит его.

На войне же всякое бывает:

Говорят, что лучших убивают…

И, наверно правду говорят…

Да, была Вторая мировая,

И земля горела, выгорая,

Стар и мал застыл тогда в строю.

У «локальных войн» стезя иная,

Но и мы воюем, твердо зная –

Защищаем Родину свою!

Слайд 4 – портреты всех погибших

Ведущий 1: Не оказались в стороне от этой войны и наши земляки…

Виталий Бугаев, Сергей Дюндин, Валерий Гребенюк, Дмитрий Порошин,

Эдуард Сердюков, Алексей Клементьев, Алексей Горбуля к глубокой

скорби, живыми домой не вернулись…

Чтец:

Не забудет Россия безусые лица

Защищавших восход васильковой весны.

Нам уже никогда ничего не приснится,

Так смотрите за нас наши юные сны.

Мы ни разу свои ордена не наденем

И в парадном строю вдоль трибун не пройдем.

Мы погибли, но мы и погибшие верим:

Не забудет история наших имен.

Мы вернемся домой, чтоб навек там остаться,

Нам последнюю песню в церквях пропоют.

Ведь российский солдат не умеет сдаваться,

Если он защищает Отчизну свою.

Степан Кадашников

Слайд 5 –Портрет В. Бугаева

Ведущий 2: Год 1995–й… Как гром среди ясного неба прозвучало в нашем

городе известие о том, что в далекой и почти неизвестной Чеченской

республике погиб наш парень – Виталий Бугаев.

Было ощущение того, что весь мир остановился, что замерло все

вокруг. Невыносимая боль поселилась тогда в наших сердцах, живет она и

поныне.

Слайд 6 – Фото В. Бугаева

Из воспоминаний сослуживца: «…В то злосчастное утро группа

боевиков подкралась к наблюдательному пункту батальона. Как стало

известно позже из перехваченного телефонного разговора, засада была

организована на командира батальона. Но Виталий наткнулся на нее.

Вступил в бой и был ранен. Возможно, именно ему мы обязаны тем, что

остались живы».

Тут же был вызван вертолет, но рана оказалась смертельной. И

вечером того же дня Виталия не стало. На следующий день на сопке Гайтн

Корт боевые товарищи поставили Виталию памятник. Он не дожил до

вывода своей роты из Чечни лишь два дня.

Слайд 7 – заставка

Ведущий 1 : После «хасавюртовского» соглашения была 3х летняя

«мирная» передышка.. Но в августе 1999 года банды Басаева и Хаттаба

вторглись в Дагестан. Началась вторая чеченская компания. И новые имена

вписала эта, многим непонятная, война в свой список скорбный. Трудно

искать смысл в словах: «Погиб за целостность России». И дальнереченская

земля приняла в свои вечные объятия погибших на этой войне сынов.

Ведущий 2: Год 2000. Тяжелый год. Словно в насмешку над всеми законами

справедливости смерть выбрала на свой безжалостный жертвенный алтарь

лучших.

Слайд 8 – Портрет С. Дюндина

15 января 2000 года, выполняя свой воинский долг, погиб в

Чеченской республике рядовой Сергей Дюндин. Погиб, защищая интересы

единой для всех России.

Это произошло под селом Шали. Группа численностью 29

человек, ушла в ночную разведку. Сергей в этой группе был радистом. В

задачу входило обнаружение противника, его выдвижения и передислокации.

Группа столкнулась с боевиками лоб в лоб, завязался бой. Несколько бойцов,

а в их числе и Сергей, были ранены. Сережа – тяжело, в грудь. Он умер от

потери крови. Ему бы только исполнилось 20 лет.

Слайд 9 – Фото С. Дюндина

Из воспоминаний: «В нем всегда было чтото понастоящему мужское. Он

отличался трудолюбием. Чтобы его не просили – все сделает аккуратно и в

срок. Любил участвовать во всех школьных мероприятиях. Особенно обожал

ходить в походы. Любил природу с детства».

И вечно будят сердца память

Не скорбь, не ордена, не стих,

А жизнь – как яростное пламя

И смерть – во имя нас, живых!

Слад 10 – Портрет В. Гребенюка

Ведущий 1: В 1979 году в городе КомсомольскенаАмуре, в семье

военнослужащего родился Валера Гребенюк. Тяготы военной жизни знал не

понаслышке. Пример отцаофицера всегда был рядом. Эта, понастоящему

суровая, мужская жизнь во многом сформировала его характер. Он не

терялся ни в одном коллективе. Умел постоять за себя и за других.

Из воспоминаний одноклассников: «Его нельзя было не любить.

Веселый и отзывчивый парень. Что называется, душа нараспашку. В классе у

него никогда не было врагов. Со всеми он умел найти общий язык. Просто не

верится, что такого доброго, Обаятельного и компанейского человека убили

на войне. Смерть и Валера – Это так противоестественно и чудовищно

несовместимо. Ведь он так любил жизнь».

Слайд 11 – Фото В. Гребенюка

В армию он был призван 16 июня 1999 года. После

Краснодарского училища младших командиров был направлен в

мотострелковый полк города Владикавказа. И 12 января 2000 года

отправился добровольцем в Чечню. Он мог бы не ехать, тогда он еще не

отслужил одного года, но настоял на своем. Говорил: «Я хочу быть со

всеми».

20 апреля 2000 годименно этот год унес жизнь Валерия

Гребенюка. В этот день, после повторной зачистки райцентра Шали, БМП-2,

которым командовал ефрейтор Гребенюк, на выезде из села подорвался на

радиоуправляемом фугасе. Основная сила взрыва пришлась на правый борт

БМП, где находились командир отделения и пулеметчик. Оба получили

смертельные ранения.

Слайд 12 – Портрет Д. Порошина

Ведущий 2: 25 июля 2000 года трагически оборвалась жизнь прапорщика

медицинской службы Дмитрия Порошина.

Газета «Дальнеречье» писала в те дни: «Он отдал жизнь за Отчизну. Еще

один отголосок Чеченской войны затронул сердца дальнереченцев: погиб

наш земляк, 29летний Дмитрий Геннадьевич Порошин. Он с 1995 года

служил в привокзальном гарнизоне прапорщиком медицинской службы. 10

мая, вместе с группой сослуживцев, был отправлен в Чечню. Там служил в

узле связи «Ледоход», базирующимся в Ханкале.

25 июля, вместе с сослуживцами, Дмитрий сопровождал на автомобиле

груз, перевозимый в Аргун. На перегоне грузовик «обошла» машина, из

которой был открыт прицельный огонь. В упор был расстрелян водитель

грузовика, пуля унесла жизнь и нашего земляка.

4 августа гроб с телом погибшего был доставлен в наш город. На алее

героев городского кладбища прибавилась еще одна могила – воина,

отдавшего жизнь своему Отечеству».

Вот и все. Скупые газетные строки. А за ними жизнь.

Слайд 13 – Фото Д. Порошина

Он родился в нашем городе. Учился в средней школе №1. И с детства

мечтал стать медиком, целиком отдать себя одному из самых благородных

занятий на Земле – помогать страждущим, нуждающимся в милосердии.

Его очень уважали воины, которые служили с ним в Чечне. А в письмах

домой он писал: «Моя помощь нужна не редко, но метко, так что практики

медика хватает. О войне писать особо нечего. Много в письме не напишешь.

Да и не хочется вас пугать и расстраивать. Главное, что я живой и здоровый

и обещаю тебе, что и домой вернусь живым и здоровым, дай Бог, конечно».

Это письмо было написано 24 июля 2000 года. На следующий день Дмитрий

погиб.

Невозможно словами выразить горечь утраты семьи, друзей, близких

Дмитрия. Его друг Эдуард Збарацкий написал стихотворение, которое так и

назвал «Памяти друга, погибшего в Чечне».

Слайд 14 – Д.Порошиншкольник

Чтец:

Он был, как все, мальчишка босоногий,

Любил он летом с нами мяч гонять,

Зимой играть в снежки, скользить на санках по дороге,

Друзей и малышей в обиду не давать.

Промчались детские года, и юность пролетела,

Он выбрал путь, назад не отступал,

Но очевидно, так видать судьба хотела

Он медиком в военной форме стал.

Хороший друг, отец и муж прекрасный,

Он жил как все, он Родине служил.

Но похоронку, словно знак ужасный,

В почтовый ящик почтальон вложил.

И вот не бьется больше сердце друга,

Погиб, он жизнь свою отдав.

Кавказ, Чечня и смерть любой войны подруга,

Хохочет, весело его к себе забрав.

Рыдает мать, жена, ребенок, брат,

Рыдаю я, но не забыть мне друга.

Но как же быть и кто же виноват,

И кто вернет жене любимого супруга.

Будь проклята ВОЙНА, ее закон жестокий,

Ведь выбирает лучших эта дрянь.

И сколько жен на свете одиноких,

Своих мужей лишенных в эту рань.

Он был как все, но всетаки наверно,

Он был ко всем немножечко теплей.

И образ друга светлый, непременно

Жить будет вечно в памяти моей…

Слайд 15 – Портрет Э. Сердюкова

Ведущий 1: Следующий 2001 год принес новую боль и новую жертву. 22 мая

2001 года погиб бывший выпускник средней школы №2 Эдуард Сердюков.

Из письма командира 1го мотострелкового батальона в/ч 98311 гвардии

майора Кузнецова: «В районе города Грозный производилась операция по

зачистке местности от незаконных бандформирований. При выполнении

боевой задачи БМП2 №338, была подорвана на фугасе».

Слайд 16 – Фото Э. Сердюкова

Он уже мечтал о доме, до увольнения оставался всего месяц.

Боевые товарищи Эдуарда написали его маме Галине Николаевне письмо:

«Ваш сын всегда был веселым, общительным, честным – очень

справедливым, не терпел ложь. Никогда не был трусом. Часто рассказывал о

доме, показывал имеющиеся фотографии. Мы выражаем глубокие

соболезнования, по поводу трагической гибели Вашего сына».

Ведущий 2: Из письма Эдуарда Сердюкова: «Здравствуйте мама, папа и брат

Максимка! Это вам пишет ваш солдат Эдик. Вот мама думал, что меня не

отправят в Чечню, а оказалось, что не так. Знаешь, мама тут ничего

страшного нет. Все также как и в части. Также построения, также ходим в

наряды, и вот сейчас письмо пишу я в карауле. Мама, ты только не

переживай! Со мной все будет в порядке. Тут я нашел много хороших

друзей. Я пять раз уже был на выезде, два раза был в Грозном на своей

машине БМП2. Ну ладно буду заканчивать. Не беспокойся, все будет

хорошо. Люблю, скучаю и целую. Твой сын солдат Эдик».

Сегодня на нашей встрече присутствует та. Которой принадлежат эти

строки. Слово предоставляется Галине Николаевне.

(выступление мамы Эдуарда Сердюкова)

Ведущий 1: Потеря тяжела, но, как ни горько это осознавать, именно такой

ценой пишутся лучшие страницы в истории России. И среди лучших ее

сынов навечно останется имя Эдуарда Сердюкова.

Слайд 17 – заставка

Чтец:

Ты обо мне в слезах не вспоминай.

Оставь свою заботу и тревогу.

Не близок путь, далек родимый край.

Но я вернусь к любимому порогу.

Попрежнему любовь моя с тобой,

С тобою Родина, ты не одна, родная.

Ты мне видна, когда иду я в бой,

Свое большое счастье защищая.

На голос твой я сердцем отзовусь

И на заботу подвигом отвечу.

Я далеко, но я еще вернусь,

И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Слайд 18 – Портрет А. Клементьева

Ведущий 2: А боевые действия продолжались, множа список жертв. Еще

одна похоронка пришла в Дальнереченск в 2002 году. Получили ее родные

старшего лейтенанта Алексея Клементьева.

Алексей родился 12 декабря 1977 года в Иркутской области, на станции

Зима. Символично, что самый именитый уроженец этих мест, поэт Евгений

Евтушенко, написал в свое время очень известное стихотворение, ставшее на

долгие годы антивоенным гимном нескольких поколений россиян «Хотят ли

русские войны?». Конечно же, наш погибший земляк не хотел и не желал

никому войны. Просто он был человеком долга. А долг обязывал его

находиться в самом эпицентре этой страшной и жестокой войны. Да и может

ли война быть иной?

После школы Алексей пошел служить в армию, а через полгода подал

документы на поступление в Омское общевойсковое училище. Затем

перевелся в Благовещенский военный институт. После его окончания в 2001

году Алексей был зачислен в Уссурийскую бригаду спецназа ГРУ. Он не

скрывал своей гордости.

Слайд 19 – Фото А. Клементьева

В Чечню старший лейтенант Клементьев уехал в декабре 2001 года. Срок

его командировки – полгода. Чтобы не волновать родных он придумал

«легенду» о 6ти месячных офицерских курсах, которые он проходит в

полевом лагере под Москвой.

5 июля официально закончился срок командировки в Чечню, а замены все

не было. И Алексей Клементьев 8 июля отправился в свое внеочередное

«очередное» задание. Как оказалось последнее.13 июля спецназовцы в горах

попали в засаду. Завязался ожесточенный бой, в результате которого наш

земляк получил тяжелые ранения… Через два дня в военном госпитале в

Ханкале от полученных ран Алексей скончался.

Его прославленный земляк писал когдато:

«Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю русскую свою».

Слайд 20 – заставка

Ведущий 1: Репортажи из «горячих точек» уже принято считать

будничными. Свидетельствами ратной доблести стали десятки книг, очерков,

телерепортажей. Но не могут стать будничными верность долгу, мужество и

честь. Но не могут стать привычными боль и горечь потерь.

Слайд 21 – Портрет А. Горбули

В августе 2007 года в наш город вновь пришла тягостная весть. Погиб

Алексей Горбуля.. С детских лет Алексей хотел стать военным. Это было его

мечтой, которую он не скрывал. И поэтому сразу после окончания школы он

поступил в Хабаровский институт Федеральной погранслужбы.

Слайд 22 – Фото А. Горбули

19 июня 2007 года свежеиспеченному лейтенанту погранвойск Алексею

Горбуле были вручены погоны. Для прохождения воинской службы он

направлен в город Назрань Республики Ингушетия. Но прослужить довелось

ему совсем немного. 29 августа 2007 года во время выполнения особого

задания машина, в которой находились лейтенант Горбуля и его сослуживец

старший лейтенант Русских, была расстреляна боевиками из засады. Оба

офицера погибли на месте…. Алексею в том месяце исполнилось 22 года.

Слайд 23 – картинка (свечи, гвоздики)

Ведущий 2: Все наши павшие земляки за мужество, героизм, проявленные

при выполнении воинского долга на Северном Кавказе были награждены

Орденом Мужества – посмертно.

Издавна на Руси было принято зажигать свечу в память об умерших. Так

пусть же и сегодня горят свечи о погибших дальнереченцах.

(присутствующим на мероприятии раздаются и зажигаются свечи, в это

время звучит стихотворение)

ЕСТЬ истории огромный камень,

Мы на нем напишем имена.

Золотом их тиснем, чтоб веками

Помнила и чтила их страна.

Всех, кто умер за свою Отчизну,

За ее величье и расцвет.

Всех, кто отдал дорогие жизни,

Чтобы ярче лился счастья свет.

Ведущий 2: Предлагаю почтить память минутой молчания.

Слайд 24 – картинка (свечи, гвоздики) с метрономом

Минута молчания

Слайд 25огонь

Ведущий 1: Что остается на земле после ухода человека, остается память о

нем. Живая память… Живая, потому что память о погибших свято хранят их

товарищи по оружию, их семьи и близкие, их земляки. И память эта будет

жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем. А мы

помним. Каждый год, в декабрьские дни, в нашем городе проводят вечера

памяти дальнереченцев погибших в Северокавказском регионе. На школах,

где учились павшие, установлены мемориальные доски, в школьных музеях

оформлены экспозиции им посвященные.

В городском музее один из разделов экспозиции посвящен событиям

Чеченской войны. Библиотеки города по крупицам собирают материал о

каждом из земляков, погибших на этой войне, и на занятиях краеведческого

лектория, одна из ведущих тем – участие дальнереченцев в локальных

войнах, к которым относится война в Чеченской республике.

Представители молодого поколения дальнереченцев сегодня создают

документальные фильмы о своих земляках, подхвативших эстафету мужества

тех, кого мы называем «воинская доблесть Дальнеречья».

Слайд 25выплывают поочередно фотографии

(в это время звучит стихотворение)

Чтец:

Поговори со мной трава,

Скажи мне, где берутся силы?

Меня ведь тоже так косили,

Что отлетела голова.

Скажи, подружка, как дела?

Какие снятся сердцу дали?

Меня ведь тоже поджигали

И я, как ты, сгорел дотла.

Откуда силыто взялись?

Казалось, нет нас только пепел.

Но мы из этих смертных петель

Как птица Феникс поднялись.

Слайд 26 – четверостишие.

Разработка мероприятия, посвященного Дню Конституции ЧР.

Подготовила: классный руководитель 7б класса,                                                             учитель математики, Н.Н. Перекрест.

Цель: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции ЧР; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою республику.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, фотография президента ЧР, таблицы с изображением символов ЧР.

Я: Здравствуйте, дорогие ученики и многоуважаемые гости! Сегодня наше мероприятие будет посвящено дню конституции Чеченской Республики, который отмечается ежегодно 23 марта.

1-й Ведущий:   Праздник, посвященный Дню Конституции ЧР, объявляется открытым!                                                                                                              

                                       (звучит Гимн ЧР)

2-й ведущий:   23 марта 2003 – знаменательная дата для Чеченской Республики. Это официальный и национальный праздник, именуемый днем Конституции Чеченской Республики. Этот праздник — замечательный повод задуматься о себе, о  нас, о нашей жизни в нашей замечательной республике — Чечне!

1-й Ведущий: Казалось бы, одна из самых назидательных звучащих тем — государство, политика общество, война и прочее — интересных в основном специалистам. Но государство — это действительно мы, хорошие, плохие,                    но -мы!»

                         (исполняется песня « Я, Ты, он, она….»  )

2 –й Ведущий: 23 марта 2003 года «…многонациональный народ Чеченской Республики, осознавая свою историческую ответственность за утверждение гражданского мира и согласия в Чеченской Республике, стремясь защитить права и свободы человека как высшую ценность и укрепить демократические основы общества, руководствуясь общепризнанными принципами равноправия и самоопределения, исходя из ответственности перед прошлым, настоящим и будущим общества и народа, свидетельствуя о своей исторической общности с Россией и ее многонациональным народом, подтверждая лучшие традиции народов Чеченской Республики и всей Российской Федерации, чтя память предков, передавших …любовь и уважение к земле отцов, веру в добро и справедливость…» (Конституция ЧР, стр. 3) провозгласил и принял Конституцию ЧР».
1-й Ведущий: Приняв Основной Закон – Конституцию ЧР, жители подтвердили, что высшей ценностью в республике является человек, его права и свободы. Эта поворотная судьбах нашего народа общественно-политическая акция, проведенная в ЧР по инициативе первого Президента ЧР А-Х. Кадырова, была единственным и необходимым политическим условием для полного восстановления конституционных органов государственной власти в республике. Референдум, на котором был принят Основной Закон, состоялся при самом активном участии избирателей: явка по республике составила 95%. И практически все они проголосовали за предложенный проект конституции ЧР.

2-й Ведущий:   Что такое Конституция? Это – основа государства, тот документ, в котором заложены основы того, какой будет жизнь ее граждан…                                                                                 Мы поздравляем  вас с Днем Конституции ЧР и хотим пожелать жить счастливо, гордясь своей родиной и поступая строго в соответствии с положениями этого важного, замечательного документа!

1-й ведущий :  Конституция – не просто сухой закон, написанный на бумаге, она определяет самую суть, основу нашей жизни во всем ее многообразии, гарантируя нам то, что мы сегодня и завтра будем свободны!  В День Конституции ЧР  я поздравляю вас и желаю жить счастливо и, гордиться своим гражданством!

2-й ведущий:  У каждого  государства есть  и обязательные государственные символы: государственный герб, флаг, гимн и Конституция. К символам государства относят также его столицу. Все они закреплены в Конституциях того или иного государства.

1-й  ученик : Государственный герб Чеченской Республики (далее — Герб) является официальным государственным символом Чеченской Республики.

В основу композиции Герба легло образное стилизованное решение, соответствующее национальному менталитету и месту чеченского народа в современном мире.

Линейно-графическое построение композиции Герба выполнено на основе круга в двухмерной плоскости. Цветовое решение основано на четырёх цветах: красный, жёлтый, синий и нейтральный белый.

Во внутренней части белого круга изображён Символ Единства, Вечности в виде национального чеченского орнамента, окрашенного в красный цвет.

Стилизованные горы, историческая башня вайнахов и нефтяная вышка окрашены в синий цвет.

Композиционное решение квадрат в круге.

Жёлтые колосья пшеницы на синем фоне симметрично обрамляют внутренний круг, символизируя богатства чеченского народа. В верхней части колосья венчают полумесяц и звезда, окрашенные в жёлтый цвет на синем фоне. На внешнем круге изображен красный узор из орнаментов в чеченском национальном стиле на жёлтом фоне. Внешняя окантовка герба — синего цвета.

                                                       

2-й:  Государственный флаг ЧР представляет собой прямоугольное полотнище из трех  горизонтальных полос белого, зеленого и красного цвета. Белый цвет символизирует мир, чистоту, непорочность, совершенство; зеленый – цвет верности  исламу, а красный символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.  У древка — вертикальная белая полоса с чеченским национальным орнаментом шириной 15 см. Флаг по всему контуру обрамляется золотой бахромой.

3-й :  Государственный Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства. Текст нового гимна принадлежит  автору — Кадыров ХожАхьмаду, а музыка – Бексултанову Iумару.                          

                            (Исполняется танец «Танец у рдника».)

4-й: Грозный – столица нашей республики. Он был самым красивым городом на Кавказе до последней Чеченской войны. Благодаря Главе  ЧР Р.А.Кадырову наша столица возрождается и становится еще прекраснее, чем был. Строятся дома, государственные учреждения, парки, музеи. 
Грозный — это крупный промышленный, культурный и научный центр Чечни. Население города — примерно 300 тысяч человек.

1 чтец. 

Край вайнахский, милый край,
Ты для нас и дом, и рай.
Солнцем, песнями воспетый,
Мой волшебный отчий край.Здесь родники в горах поют,
Орлы парят среди вершин.
Люблю тебя, как мать свою,
Люблю, как любит только сын!Край вайнахский, боль моя,
Есть на свете ты и я.
Я тобой любуюсь тайно,
В сердце радость затая.Ты много видел и познал
И взлетов и побед.
Что я в горах твоих искал – 
Нигде на свете нет.Край вайнахский, милый край,
Дорогой земной мой рай!
Я и в радости, и в горе
Буду рядом — так и знай!Я с детства в кровь тебя впитал,
И повторить могу я вновь:
Я в родниках твоих черпал
К Отчизне нежность и любовь.

5-й:   Когда меняется Конституция страны, меняется и ее жизнь… Наша Конституция совсем молодая, но стоит признать, что со дня ее принятия и подписания, наша жизнь изменилась до неузнаваемости и стала намного лучше!                                                                                                                        

6-й:  В День Конституции РФ я поздравляю вас и хочу пожелать всегда быть горячим патриотом своей страны, всегда любить ее, помнить и уважать,  даже если придется жить на краю света!                                                                                                    


7-й :   Конституция Чеченской Республики – основа наших свобод и благополучия, без нее – не могло бы быть нашей республики !

Величественны и просты слова
Единого Закона всей Отчизны,
Дарующего главные права:
Работать, радоваться жизни.

Сегодня я поздравляю вас с Днем Конституции и хочу пожелать долгой, счастливой жизни в мире, удаче, процветании и благополучии!8-й:    Когда закон не только соблюдается, но и тщательно продуман от  А до Я на благо всего народа и каждого человека, только тогда в родном краю  можно жить хорошо и привольно… желаем вам не забывать вносить свой маленький вклад в светлое будущее нашей республики, ведь на  кого она может рассчитывать, как не на нас, будущих строителей ее счастья?


9 –й:   День Конституции Чеченской Республики – это не просто официальный праздник, но и памятный день принятия документа, благодаря которому сегодня мы с гордостью называем себя гражданами своей республики, можем трудиться, мечтать и жить свободно и справедливо.

Исполнение песни «Даймохк»

Ведущий 1: Родина – это дом, в котором мы живём, это место, где ты родился и вырос, где всё в ней для нас родное.

Ведущий 2: Наша Родина – это наша страна. Чечня, в которой мы живём.

Ведущий 1:  А ещё нашу Родину называют Отечеством. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

Ведущий 2: Родина, Отечество самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, любви к ней обыкновенными словами. Не потому ли такое множество прекрасных стихотворений посвятили ей поэты, так много песен сложил народ.

Ведущий 1: А ещё Родину называют матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от врагов.

           (исполняется стихотворение «Чечня моя».)

  Чечня моя! 
Прошу меня простить. 
Но я живу твоей судьбой.
Моей любви не погасить. 
Как солнце в выси голубой.Чечня моя! 
Гляжу в твои глаза –
В них отражаются века. 
И я склоняюсь, как лоза. 
Перед тобой издалека.Чечня моя!
Я всей душой
В тебе, в своем краю,
И что бы ни было с тобой —
Я разделю судьбу твою.Чечня моя!
Хочу я пожелать
Тебе счастливой быть всегда.
Ты для меня — вторая мать,
Моя опора и звезда.

Я:  Любовь к Родине — важнейшее чувство для каждого человека.                            У взрослого это чувство подобно большой реке.   Есть исток, маленький ключик, с которого все начинается.  Из него же, вырастает огромная любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина.                                                                                                                                        

Так позвольте мне пожелать вам всегда гордиться своей Чеченской Республикой и жить счастливо! 

2- Ведущий:  На этом наш праздничное мероприятие завершается. Мы еще раз поздравляем вас с праздником – Днем Конституции! Забудьте все неприятности, давайте будем с надеждой смотреть в будущее. Здоровья вам и вашим близким.      До свидания!  До новых  встреч!

29.11.2019

Сценарий посвященный дню Чеченской Женщины

Магомедрасулов Пахрудин Шамсудинович

Оформление сцены плакат на экране:
«Зударийн сий динчохь, къонахий ца
эшна», «За ласки рук, лучи улыбок,
самоотверженность в труде, за
материнскую заботу спасибо
женщина тебе!»

Ведущий: Добрый день дорогие друзья!

Ведущий: Маршала ду, шуьга хьоме наной, лераме йижарий!

Ведущий: Тахана вай гулделла нохчийн зудчуьн деза де билгал даккха.

Ведущий: Нохчийн зуда — нохчийн нана, нохчий йиша, нохчийн йо1.

Ведущий: Уггаре довха дешнаш тахана шуна ала лаьа.Дехийла шу ирсе
хилла!

Ведущий: Дала декъал дойла шу!

Оценить




3922

Содержимое разработки

Сценарий

посвященный дню Чеченской Женщины

Оформление сцены плакат на экране:

«Зударийн сий динчохь, къонахий ца

эшна», «За ласки рук, лучи улыбок,

самоотверженность в труде, за

материнскую заботу спасибо

женщина тебе!»

Ведущий: Добрый день дорогие друзья!

Ведущий: Маршала ду, шуьга хьоме наной, лераме йижарий!

Ведущий: Тахана вай гулделла нохчийн зудчуьн деза де билгал даккха.

Ведущий: Нохчийн зуда — нохчийн нана, нохчий йиша, нохчийн йо1.

Ведущий: Уггаре довха дешнаш тахана шуна ала лаьа.Дехийла шу ирсе

хилла!

Ведущий: Дала декъал дойла шу!

Ведущий: Мы сегодня собрались здесь, чтобы отметить самый замечательный праздник прекрасной половины человечества проживающей в Чеченской Республике « День Чеченской Женщины»

Ведущий: День чеченской женщины — ежегодный праздник, отмечаемый в Чеченской Республике в третье воскресенье сентября. В 2009 году отмечался впервые. Праздник основан в память о 46 чеченских девушках, погибших во время Кавказской войны. В сентябре 1819 года войска генерала Ермолова сожгли чеченское село Дади-Юрт; захваченные в плен 36 девушек во главе с Дадин Айбикой при переправе через Терек бросились в реку, не захотев, «чтобы их касались руки тех, кто повинен в убийстве отцов, матерей, братьев, сестёр, повинен в сожжении родного села»( Песня о Дадин Айбики в исполнении Асет Абубукаровой) Президент Чечни Рамзан Кадыров объявил об учреждении праздника в феврале 2009 года.

На нашем празднике сегодня присутствуют гости. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________

Ведущий: Мы верим, что все женщины прекрасны

И добротой своею, и умом

Ещё весельем, если в доме праздник

И верностью, когда разлука в нем

Не их наряды, и не профиль римский

Нас покоряет женская душа

И молодость её, и материнство

И седина, когда пора пришла.

Ведущий: По словам Рамзана Ахматовича Кадырова, День чеченской женщины должен стать одним из главных чеченских праздников. Как он заявил позднее, «Это дань уважения чеченским женщинам, которые во все времена на своих плечах выносили тяготы и лишения, связанные с трагическими событиями истории народа в прошлых столетиях, а также в годы двух военных кампаний» Накануне праздника 18 сентября 2009 года в Гудермесском районе был установлен памятник погибшим защитникам Дади-Юрта. В целях усиления роли чеченской женщины в жизни общества, установить праздник — День чеченской женщины и праздновать его ежегодно в третье воскресенье сентября» гласит Указ Главы Чеченской республики. «У нас много женщин, чьи сыновья погибли, защищая нашу республику и целостность России.

Ведущий: Мы можем гордиться матерями, воспитавшими таких сыновей. Они мужественно перенесли утрату и не сломились под тяжестью горя. Наши женщины наравне с мужчинами восстанавливают свою республику. Они трудятся на стройках, в школах, больницах. Они всем подают пример, как надо любить свою землю. Мы должны ценить и уважать наших женщин», — сказал Рамзан Кадыров.

Стихотворения.

Со йина нана,декъал хьо хуьлда,

Со кхиийна нана,ирсе ехийла.

Аганахь техка еш, б1аьргаш хьай белха беш,

Дог хьай делхийна йолу сан нана,

Даимна хьо суна могуш а ехийла,

Даимна Дала хьо суна латта йойла!

Массарел дукхаеза кхоьллина нана,

Дуьненан меха хета хьо, нана!

Оьгlазло яц хьан тlаьхье йолуш цкъа а,

Ехийла, ирс долуш, хьо даима суна.

Бlаьргаш чуьрчу йовхоно кийрара дог дохдо,

Буьйцучу матто дог ловзадоху.

Нанас йина чов лаза ца лозу,

Цуьнан сий динарг лорур ву махко!

Ведущий: Нохчийн йо1 иман долуш, тешаме, духарца – леларца оьзда, эхь – бехке, г1иллакхе, эсала, къинхетаме, комаьрша, собаре, доьналле, экаме,хьекъале, яхье, беркате, дог ц1ена хир ю.

Ведущий:Дашна мерза, куьйгана-говза, дагна—ц1ена. олуш кица ду нохчийн. Жималла даим ца лаьтта. Ткъа йо1, зуда мел къанелча а цкъа а д1аер йоцуш, даим а цуьнца юьсуш йолу хазна-

оьздангалла ю!

Ведущий:

В убогой сакле, сложенной из камня

У диких горных рек на берегу,

Растила наших предков ты веками

Потомки, мы — перед тобой в долгу.

В истории чеченского народа немало примеров мужества и доблести воинов, боровшихся против завоевателей. О них сложены песни и написаны баллады. До сих пор помнятся их имена, и певцы воспевают величие их подвигов. Мало кто знает, что среди этих героических людей были и женщины-чеченки, сражавшиеся за свободу и независимость своего народа, против произвола и бесчинств. Определенную известность в годы Кавказкой войны получило и имя молодой девушки Таймасхи Гихинской или как ее называют Майлин Таймасха или Таймасха Молова из чеченского селения Гехи.

Ведущий: В течение 10 лет она воевала против царских войск. Являлась командиром чеченского отряда мюридов. Таймасха хорошо знала военное дело, и воины ее славились храбростью. Царские генералы не раз пытались разгромить отряд Таймасхи, но все было напрасно. Только через десять лет им удалось схватить ее. Существует легенда о том, что когда император спросил ее: «Если я тебя отпущу на свободу, то прекратишь войну?». Таймасха глядя прямо в его глаза, ответила: – Войну ведешь ты. Ты ее и начал. Если прекратишь войну, то и я прекращу сопротивление. Рассказывают, что Николай был ошеломлен умом и красотой девушки — полководца.

Документы, повествующие об этой храброй женщине, хранятся в Государственном историческом архиве г. Тбилиси.

Ведущий:

И, вероятность долг сохраняя свято,

В судьбе, пылавшей огненным кольцом

В час испытанья ты вставала рядом

С сынами, мужем, братом и отцом.

Сегодня хочется сказать самые тёплые слова в адрес Аймани Кадырова — супруга первого Президента Чеченской Республики. Она являетесь примером настоящей чеченской женщины. Несмотря на все сложности, которые выпали на её долю, Аймани Кадырова всегда являлась опорой первому Президенту Чеченской Республики, Герою России Ахмату – Хаджи Кадырову и смогла воспитать достойного сына, нашего лидера Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова.

Благотворительная деятельность и активная жизненная позиция даёт свои положительные результаты, а такие качества свойственны только людям с добрым сердцем и щедрой душой!

Ведущий: Нохчийн йо1 – турпала Нана! Ахь кхиийна Даймехкан турпала к1ентий. Хьо еха хьайн дега лазам, дега к1орге биллина, б1аьргех 1ена хиш к1айлаха д1адохуш, елар – къажар дайна, дуьнена самукъа доцуш.

Ведущий: Дерриг диканиг ду, дуьненахь туьйра санна йийцина нохчийн зудчун оьздангалла. Цуьнан хьуьнар, доьналла бахьанехь хийлаза мацалех, къизаллин балех ларделира вайн къам. Оьздачу йо1ана хаа деза доллучу дуьненчохь нохчийн цхьанна а атта ца хетий.

Ведущий: Дуьненан муьлххачу маь11ехь ехаш хиларх, нохчийн йо1 кхечу

къаьмнийн векалех къастош ерш вай тахана карла яьхна билгалонаш ю.

Ведущий: И дерриге хьайца долуш хьо еха дела, нохчийн йо1 цецдолу хьох дерриг дуьне.

Ведущий: Нохчийн къоман зударий! Оьзда маьхкарий! Дала декъал дойла шу Нохчийн зударийн дезачу денца. Х1инца дош лур ду вай: директоран Газиева Маринин Шамсудиновниг,тхан шолог1а ненег.

Ведущий: Таханлера вайн цхьанакхетар чекх дала герга дахана , маьрша, къегина, ирсе дог1ийла шун дахарехь х1ора де.

Ведущий: Иманехь, беркатехь дала сов дохийла шу

Ведущий:

Дорогие женщины!

Примите самые теплые и искренние поздравления в честь празднования

Дня чеченской женщины! От всей души желаем Вам счастья, добра и благополучия.

Ведущий:

Пусть Ваша жизнь будет всегда наполнена теплотой, любовью,

уважением и поддержкой родных и близких! Крепкого Вам здоровья и удачи!

Далее праздничный концерт.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/384645-scenarij-posvjaschennyj-dnju-chechenskoj-zhen

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Сценарий выступления фольклорной группы МБОУ Опалиховская СОШ в фестивале «Наш дом — Россия» 

ЧЕЧЕНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА 

https://ok.ru/video/1655567944340

Звучит  чеченская   музыка.  На  сцене  появляются дети в национальных костюмах. Звучит приветствие на родном языке с переводом.

1-й. Салам алейкум, нохчи! Моаршал ду шуг! Егор.

2-й. Нохчалла – это жизни нормы,   Чаплина Маша                                                                                    Весь характер в слове одном!                                                                                                                             1-й. Вся жизнь чеченца в этом слове!                                                                                                                  И кодекс чести мы видим в нём!

Автор1. Вода, Ветер, Огонь и Честь. Мери

Когда-то дружили и были вместе.

Автор2. Но дел появилось у всех – не счесть: Марианна

Пришлось разойтись им на ровном месте.

Вода сказала:

Вода. «Если решите            Лиза

Меня найти, тогда постарайтесь

Пройти туда, где растёт камыш! –

Я буду там, я в этом ручаюсь!»

Автор1. Ветер вздохнул:

Ветер. «Если вы, друзья,               Платон

Найти МЕНЯ после дел захотите,

То не найти невозможно меня –

Ищите там, где трепещут листья!»

Автор2. Огонь отметил:

Огонь. «МЕНЯ ищите

По дыму, стремящемуся вверх!»

Автор1. Ч-ш-ш!!! Немножечко все помолчите!

Послушаем, что же нам скажет ЧЕСТЬ!»

Все. Ты молчалива! Что с тобою?

Уж очередь речи вести твоя!

Честь. «Тот, кто расстался ОДНАЖДЫ со мною, Саша Лепёхин

Тот потерял меня навсегда!»

1-й. Нохчалла – умение строить отношения                     Денис                                                                          И отличать врагов от всех друзей!

3-й. Честь защищает «нОхчи» — «чеченец».               Лера Ходова                                                                   Свою, друзей и Родины всей! (Ребята делают по шагу назад с каждым словом.)

Исполняется куплет песни на чеченском языке о Родине.                                                                Деймохк (Отчизна) Тамила Сагаипова                                                                                                                Стигла кхида лекха лямнаш гена
Баьццара боьс аьцна аре щера
Сайчул хаза мохг гур бацкха г1енахь
Ас дуй буу, и хир базкха къера
Сайчул хаза мохг гур бацкха г1енахь
Ас дуй буу, и хир базкха къера
Даймохк, Даймохк, Даймохк
Сина ага хилла лаьтта хьо
Даймохк, Даймохк, Даймохк
Хьа безамах 1ебар йуй те со
Даймохк, Даймохк, Даймохк
Хьа безамах 1ебар йуй те со

ПЕРЕВОД (на экране): Небо со звёздами увидела с горы,
Красивее моего ветра не увидишь нигде.                                                                                                                                                            Я клянусь: ни у кого такого нет.                                                                                                                                                                      Отчизна! Небо светит красиво! Я полна любовью к тебе.
Звучит мелодия дечиг-пондура, в это время ребята, перестраиваясь, выразительно читают предание.
  1. Бессмертное предание гласит, Что в край вайнахов полчища пришли                                                    Несметная была врагов орда –                                                                                                                    Джигитов лучших битва унесла…
  2. Но вот в молчанье смертной тишины Запели вдруг три звонкие струны.                                                О долге, чести струны те поют.                                                                                                                    Вайнахи, в битве павшие, встают.
  3. Тогда сказал угрюмо грозный хан:                                                                                                        «Народ сей мал, но духом великан!»                                                                                                          В обмен на жизнь оставить он просил                                                                                                        Тот инструмент, что придавал всем сил…
  4. Но у вайнахов поговорка есть: «Себя теряет потерявший честь».                                                             Горел закат рубиновый вдали –                                                                                                                   Из гор завоеватели ушли.
  5. И вновь над тишиной гранитных скал Мотив дечиг-пондура зазвучал.
  6. До сей поры дечиг – пондур в горах                                                                                                          Хранит, как символ мужества, вайнах.
  7. Нохчалла – это дружба крепкая.                                                                                                            Дружба для горца – понятие святое.
  8. За старших младшие держатся цепко –                                                                                                    И ладится вместе дело любое!!!                                                                                                                                                                                                                                                                          Исполняется чеченский танец, ребята вслед за первой ведущей парой покидают сцену.

*Дечиг-пондур – чеченский нац. трёхструнный муз. инструмент

Делитесь творчеством в соцсетях!

Поделиться ссылкой:

Начало формы

Конец формы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 города Лабинска

муниципального образования Лабинский район

Урок Мужества

11 декабря – День памяти

погибших в вооружённом конфликте

в Чеченской Республике

Подготовила

классный руководитель

8 «А» класса

МОБУ СОШ №4 г. Лабинска

Хамидулина Зинаида Александровна

2016 год

Цели:

1) познакомить учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества, связанными с войной в Чеченской Республике;

2) формировать такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, гуманизм;

3) способствовать укреплению у обучающихся чувства безграничной любви и гордости к Родине, к людям, защищавшим её, чувства долга и готовности к защите своей страны.

4) развивать ценностно-ориентированные качества, такие как чувство долга, ответственность перед страной, перед товарищами;

5) привить уважительное отношение к участникам Чеченской войны, к их подвигам, к памяти погибших в горячих точках, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

6) воспитание патриотических чувств, гордости за своих земляков.

Ожидаемые результаты:

повышение интереса подростков к истории России;

возобновление тимуровского движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, получившим увечье в ходе локальных войн и конфликтов.

Оборудование:

1) плакат: «Вспомним всё поимённо, сердцем вспомним своим. Это нужно не мёртвым, это надо живым»;

2) стол, тёмная скатерть, свеча, цветы;

3) вырезки из газет, фотографии 

4) пословицы (запись на доске): «Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою»,

«Честь солдата береги свято»,

«Принял присягу – от неё ни шагу»,

«Изучай умело военное дело»,

«Герой никогда не умрёт – он вечно в народе живёт»;

5) высказывания великих людей (на листах А4) «Дерзайте отчизну мужеством прославить!»
(М.В.Ломоносов),

«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».
(Н. А. Островский).

«… герой — это человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества».
(Ю. Фучик).

6) ПК, запись песен группы «Любэ».

Слайд 1.

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок – Урок Мужества. Что такое мужество? В чём оно выражается? Когда человек проявляет это столь необходимое качество?

Слайд 2.

Великие люди о мужестве сказали так: «Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям». (Н. А. Островский), «Дерзайте отчизну мужеством прославить!» (М.В.Ломоносов), «… герой — это человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества» (Ю. Фучик). Мужество – качество, необходимое каждому человеку, но особенно оно проявляется в критических ситуациях, в трудное время, когда нужно сделать правильный выбор. Перед таким выбором стояли люди в минуты страшных для страны испытаний.

Слайд № 3

Ученик 1.

Посвящается двадцатилетним,
Прожившим так мало,
Повидавшим так много.

Слайд 4.

Учитель. Ребята, мы с вами родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных домов. Поэтому нам трудно поверить, что человеческую жизнь можно оборвать так же легко, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да по рассказам фронтовиков, прошедших трудными военными дорогами сотни тысяч километров, повидавших на этом пути столько, что порой не выразить словами.

Ученик 2. Война — явление жестокое и страшное. Говорят, что всякая война бессмысленна, но нет бессмысленных поступков на ней, и каждый сам выбирает линию поведения в суровый час испытаний. Поэтому личное мужество на лишённой смысла войне — это всё-таки мужество.

Слайд 5.

Ученик 3: Историческая справка.

Северный Кавказ – это место, где мы с вами живём. Этот регион включает в себя республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево — Черкесию, Северную Осетию, Чечню, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовскую область.

Отношения Северного Кавказа и России складывались непросто. Они уходят своими корнями еще во времена Киевской Руси. Но особенно эти отношения обострились после распада СССР в 1991 году. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава РФ. В 1992 году был учрежден пост президента. Все эти акты не были признаны Российской Федерацией. Политика режима Д.Дудаева привела к острому кризису в Чечне.

Ученик 4:

Еще не стихла боль Афганистана.

Еще в плену томятся сыновья,

А у России вновь открылась рана

С названием пронзительным – Чечня.

Туда, как в бездну, гонят эшелоны,

Вновь погибать мужчинам на Руси,

А вслед летят родительские стоны:

«Прости их, Господи, помилуй и спаси!»

Слайд №6

Ученик 1. 10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Военная авиация подвергла бомбардировке город Грозный, столицу Чечни. Сопротивление чеченских вооруженных формирований привело к полномасштабным военным действиям. В конце декабря начался штурм чеченской республики, принесший огромные жертвы обеим сторонам. Лишь к концу января 1995 года федеральные войска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированы в горных районах Чечни. В поле боя превратилась практически вся территория республики. Регулярно армия несла большие потери, а применение тяжелых видов оружия приводило к многочисленным жертвам среди местного населения. Все это сопровождалось массовым захватом заложников группами чеченских террористов.

Слайд 7.

Ученик 2:

Затянувшаяся на долгие годы и бесперспективная война поглощала огромные средства. Эту войну можно разделить на 2 периода: Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы.

Слайд 8.

Война в Чечне унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон и обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат.

Слайд 9.

Ученик 3.

Получают мальчики повестки,

И уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая;

От врага отчизну защитить…

Слайд 10.

Юноши России присягают,

Клятву перед знаменем дают.

Юноши пока ещё не знают,

Что домой они не все придут.

Поседевших мам и пап всё меньше.

Все они уходят в мир иной…

А сынок в граните остаётся,

Остаётся вечно молодой.

Слайд 11.

Ученик 4. Имена парней, отдавших свою жизнь в чеченском конфликте, во многих городах увековечены на камне рядом с гранитными списками погибших в годы ВОВ. Смерть этих ребят – это горе не только родных, это касается всех нас. Мужественно и стойко выполнили они свой воинский долг.

Ученик 1. Всего несколько лет назад вот такие же мальчишки сидели за партами в школе. Со смехом и шутками бегали по улице, весело плескались в реке, ловили рыбу, провожали до дома девчат, шутя ходили на призыв в военкомат. Многие из них уже никогда не смогут смеяться так же искренне и беззаботно, как раньше. Они видели смерть своими глазами, они хоронили своих друзей, они погибали сами. Прожив такую, до обидного короткую жизнь, эти вчерашние мальчишки заслужили своими поступками того, чтобы остаться в нашей памяти. Среди них есть и наши земляки.

Слайд 12.

Ученик 2. На земле, пропахшей кровью и порохом, лабинские мальчишки ценой собственной жизни обеспечивали порядок, мир и стабильность жителям Чечни и Северной Осетии, выявляли и задерживали незаконные вооружённые бандформирования.

26 из них сложили головы на полях той жестокой войны. 22 — награждены орденом Мужества (ПОСМЕРТНО), 2 — присвоено звание Герой России (ПОСМЕРТНО).

 Слайд 13.

Герои России:

1.Ростовский Николай Васильевич (1971-1994);

2. Богданченко Сергей Николаевич (1969-1999).

Слайд 14.  

Ученик 3.

Наши земляки, награжденные Орденом Мужества

 1.Баев Борис Юрьевич (1976-2000);

2.Боярченко Алексей Алексеевич(1963-2000);

3. Демьянченко Владимир Александрович(1984- 2000);

4.Дубовский  Максим Васильевич (1978-2000);

5.ЗдоровенкоАлександр Сергеевич (1967-2000);

6. Киселев Владимир Васильевич(1970-1996);

7.Коваленко Николай Иванович (1961-1999);

8 Королев Александр Николаевич (1976-1995);

9. Кострицын Валерий Владимирович (1979-1999);

10. Лукьяшко Владимир Иванович (1982-2002);

11.Назаров Александр Владимирович (1972-2000);

12. Немыкин Владимир Викторович (1968-1996);

13.Овсянников Дмитрий Григорьевич(1972-1999);

14.ПеснинАлексей Владимирович (1975-1994);

15. Пономарев Александр Алексеевич (1971-2000);

16. Савинский Евгений Алексеевич (1973-2003);

17.Сащенко Анатолий Владимирович (1973-2003);

18. Соколов Алексей Александрович (1977-2003)

19.Уфимцев Александр Петрович (1974-2001);

20.Хлудеев Евгений Вячеславович (1977-2000);

21.Хоролец Николай Александрович (1975-1995);

22. Подрезов Дмитрий Александрович (1977-1996);

23. Чижиков Александр Иванович (1975-1995);

24.Брунько Александр Иванович (1975-2000).


 

Ученик 4.

Николай Васильевич Ростовский (10 июля 1971 — 27 декабря 1994) — командир танкового взвода 141-го отдельного танкового батальона Северо-Кавказского военного округа, лейтенант.

Родился 10 июля 1971 года в городе Лабинск Краснодарского края.

С 1989 года в Вооружённых Силах. Воевал на первой чеченской войне с декабря 1994 года. В районе станицы Черменская 27 декабря 1994 года дозор попал под огонь укрепленного пункта боевиков. Погиб в бою.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента РФ от 1 марта 1995 года лейтенанту Ростовскому Николаю Васильевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Ученик 1.

Сергей Богданченко родился 21 февраля 1969 года в станице Вознесенская Лабинского района  Краснодарского края. Окончил Вознесенский механико-технологический техникум. В июне 1988 года  был призван на службу в Советскую Армию. После увольнения в запас окончил СПТУ № 28 в Лабинске, работал на одном из городских предприятий. В 1994 году Богданченко поступил на службу по контракту по внутренние войска МВД РФ. Участвовал в первой чеченской войне, штурмовал дворец Дудаева в Грозном. В 1996 году окончил экстерном курсы при Санкт-Петербургском высшем военном командном училище ВВ МВД РФ. С ноября 1997 года в звании старшего лейтенанта командовал взводом группы специального назначения, с ноября 1998 года — в армавирском отряде специального назначения.

Ученик 2.

В начале сентября 1999 года на территорию Новолакского района Дагестана с территории Чечни вторглись вооружённые бандформирования сепаратистов. Перед армавирским отрядом спецназа была поставлена задача захватить и удержать высоту 715,3 к северо-западу от села Новолакское. Незаметно миновав позиции боевиков, отряд к 6 часам утра 10 сентября занял гребень высоты и вступил в бой. Группа под командованием Богданченко была направлена на самый крутой скат холма, где столкнулась с противником и выбила его с занимаемых позиций. В том бою Богданченко был тяжело ранен, но продолжал руководить боем. Его группа сумела удержать захваченные позиции. При эвакуации Богданченко скончался от полученных ранений. Похоронен в родной станице.

Указом Президента Российской Федерации от 12 ноября 1999 года за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе», старший лейтенант Сергей Богданченко посмертно был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации. Также был награждён орденом МужестваНавечно зачислен в списки воинской части.

Слайд 15.

Ученик 3.

26 апреля 2000 года автоколонна 2-го батальона 451 полка попала в засаду.

Весь ход боя боевики снимали на видеокамеру. Несколько прямых попаданий в корпус остановили и подожгли БМП. Застыл и КАМАЗ, который она сопровождала, — на узкой дорожке не разъехаться. От взрыва и попадания гранат на месте погибли рядовой — контрактник оренбуржец Евгений Виноградов, наводчик Павел Лысенко. Беспомощно свесился из кабины водителя ростовчанин-контрактник, младший сержант Александр Пономарёв. Начавших выпрыгивать из вспыхнувших свечками машин солдат настигали пули. Прикрывая товарищей, задыхаясь в чаду горящей БМП, заработал автомат механика-водителя Александра Дашкова из Старого Оскола, сквозь бойницу огнём из автомата его поддержал лабинец, сержант-контрактник Евгений Хлудеев; позже его, тяжело раненного, заменит задыхающийся Слава Воденков из Орла. Отстреливались, пытаясь организовать оборону, раненые подполковник Николай Шевелёв и волгоградец стрелок Евгений Вутлый. Но силы неравны. Смерть неумолимо по одному выбирала себе жертвы. Ещё живых, шевелящихся людей боевик, позируя в камеру, добивает контрольным в голову из пистолета. Такие раны у Жени Вутлого, гранатомётчика рядового Вани Лукьяненко, Максима Дубовского. Страшно описывать увиденное на кассете… Не меньше двух десятков боевиков, как шакалы на добычу, с истошными воплями кинулись к застывшим машинам…
Старший офицер на ближайшей заставе, подполковник Виктор Мишура, и кадры видеосъёмки свидетельствуют, что оставшийся в живых Александр Дашков, засевший в пылающей бронемашине, не сдаётся, огрызается огнём. 29 секунд механик-водитель воевал один. На заставе, где спешно формируется помощь, выхватывают из эфира последнюю информацию: «Мужики! Держусь… Все погибли… Патроны заканчиваются… Я один остался… Прощайте!» 

Погибло 11 человек, вся мобильная группа на бронетехнике. Колонна была сожжена за минуты.

Ученик 4.

Евгений Вячеславович Хлудеев учился в СОШ № 3 с первого по девятый класс. Был в числе лучших учеников. Всей своей короткой жизнью Женя доказал, что был достойным гражданином нашего Отечества.

Родился Евгений в декабре 1977 года, после окончания профтехучилища №14 был призван в армию 21 декабря 1995 года (за 2 дня до 18-летия). Срочную службу прошел в разведке. Зимой 1997 года вернулся домой,  работал в торговой сфере водителем и продавцом — консультантом. В 2000 году весной ушел служить по контракту, погиб 26 апреля — ровно через месяц подписания контракта. Посмертно награжден Орденом Мужества.

Слайд 16.

Ученик 1.

1 сентября 2012 года в 3-ей городской школе открыли мемориальную доску выпускнику, сержанту ВС РФ Евгению Хлудееву, кавалеру Ордена Мужества, погибшему в Чеченской республике во время прохождения службы. На открытие мемориала собрались друзья и родственники Евгения, боевые товарищи по в/ч 3219.

Имя Евгения Вячеславовича Хлудеева увековечено на мемориале Площадь Победы, в войсковой части 3219, а также в ст. Еленовской Майкопского района, где захоронен командир батальона, возглавлявший танковую колонну, Герой России, подполковник Николай Николаевич Шевелев.

Ученик 2.

Подвиги героев, наших земляков, не забыты. Школы, где они учились, носят их имена. Улицы нашего города названы в их честь.

Учитель. Ребята, по сложившейся традиции ежегодно 11 декабря в России отмечается День памяти погибших в Чечне. Это горестная страница в истории российского народа. Это не праздник, это день скорби по всем тем, кто исполнял свой долг в горячих точках. С ужасом понимаем, сколько наших парней, выполняя конституционный долг, сложили головы на полях чеченских сражений!

Слайд 17.

Ученик 3.

Война, война… Кому-то очень больно,

А кто-то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

Минута молчания.

Ученик 4.

Гори, свеча, гори, не затухай,

непроходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают

чей оборвался путь.

Кто из спокойных мирных дней

шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес

звание — солдат.

Кто в восемнадцать с небольшим

познал цену потерь.

Кто за Россию жизнь отдав,

открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай,

не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

погибших на войне!

Слайд 18.

Ученик 1.

Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и кровью омут,

Чтоб вставить в поэтическую строчку

Короткое название – Бамут.

Закрою атлас, снова открываю…

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она, та точка роковая.

Кто знал её вчера? Она – ЧЕЧНЯ.

На фоне бледно-розового цвета

Она – уму и совести укор.

Кто знал вчера названье это,

Что за чертою дальних гор?

Теперь в горах и на просторах ровных

Ночами много женщин не уснут.

Как колокол вздыхает похоронный,

Зловещее: Ба-мут, Ба-мут, Ба-мут!

Слайд 19.

Ученик 2.

Евгений Александрович Родионов.

Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на Чечено-Ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Врачи», затолкали ребята в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Девять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. У матери получилось выйти на связь с Басаевым, тот при всех пообещал ей найти сына, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник.

Женю казнили под Бамутом в самый день рождения. Через несколько месяцев место захоронения её сына за огромные деньги матери укажут чеченцы… Она опознала обезображенное и обезглавленное тело по нательному крестику…. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.

Ученик 3.

Из рассказа матери Евгения: «Много лет назад 23 октября мы с мужем поженились. И 23 октября я выкопала сына из земли и привезла домой, похоронила. Надпись на памятнике: «Прости, сынок» — это как моя вечная вина перед ним. Он погиб в семи километрах от меня, пока я не могла его найти…»  Девятнадцатилетнего парня избивали, заставляя сменить веру, забыть Отечество, присягу, снять с себя крест и стать бандитом… Наконец, средства иссякли. Поняв, что парня не сломить, — его обезглавили. 

Ученик 4.

Евгений Родионов был казнён 23 мая 1996 года на четвёртом месяце плена под Бамутом в день своего 19-летия. Мать находилась в 7-и километрах. 24 мая Бамут был взят, но неповторимое свершилось…

Руки морщинисты, волосы белые. Мама!
Много пережила, многое сделала. Мама!
Слово, как солнце, нас греет столетия. Мама!
Это надежда, это бессмертие. Мама!
 
Первое слово сказал я простое: Мама!
В нём сокровенное всё и святое. Мама!

(А.Стовба)

Слайды 20, 21

Ученик 1.

Убив Евгения, чеченцы думали, что стали сильными, но, как показало время, Евгений Родионов стал символом мужества, воинской чести и верности данной присяге, стал святым. А те, кто его убил, давно сами убиты и забыты.

Слайд 22, 23.

Ученик 2.

Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил.
Получал и пятерки, и двойки,
Но я школу свою любил.
Не спешите, постойте, ребята,
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: «Какой был веселый!
И какой же еще молодой!»
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось лишь 18,
А меня уже нет, просто нет.
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне.
Я домой не вернулся из боя.
Я убит на чеченской войне.

Слайды 24, 25

Ученик 3.

Гори, свеча, не затухай,

не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

погибших на войне!

Ученик 4.

Пройдут годы. Многое со временем забудется. Затянутся раны. Но война в Чечне, как и все другие войны, останется в памяти народа неизгладимой, трагической меткой. Наш долг — не забывать этих мужественных парней, жизнь которых — подвиг, не забывать тех, кто в тяжёлые для страны годы принял огонь на себя, кто не вернулся с поля боя. Наш долг — чтить и тех, кому удалось выжить, вернуться с той злополучной войны, показав пример истинного мужества, величайшей силы духа и боевого мастерства.

Слайд 26.

Ведущие произносят слова вместе.

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная.

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится —

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Вечная слава и добрая память о героях Чеченской войны живет в нашем городе, в сердцах родных и близких.

Слайды 26, 27, 28

Список литературы

Дереклеева Н.И., Савченко Н.Ю., Артюхова И.С.: Справочник классного руководителя: Новое издание. – М.: ВАКО, 2009.

Сборник методических материалов по проведению классных часов в ССУЗах /Подг к изданию Г.П.Смирновой, Г.Н.Шеварухиной. – Учебно-методический центр СПО Минсельхоза РФ, 2010.

Журнал Воспитание школьников; О патриотизме и воспитании патриота: №1,2 2011г

Никитенко Е. Классный час: «Человек. Личность. Гражданин», Воспитание школьников, №8 2010.

Майорова Н.С. “Я не дам вам спать”. – М.: Издательство “Юркнига”, 2004.

Лебедев М. “Память о погибших солдатах живет в наших сердцах”, “Сельская новь” № 21 от 21 марта 2001 г. с. 4-5.

Созвездие. Стихи поэтов северо-западных районов Подмосковья: Волоколамского, Лотошинского, Шаховского. п. Лотошино, 2001.

Дементьев О. Десант в XXI век. Великие Луки, 2000.

С любовью женская душа… Альбом / Авт.-сост. Л М. Самсонова. Псков, 2002.

Интернет ресурсы:

http://uchi.ucoz.ru/publ/meroprijatija/muzykalno_literaturnaja_kompozicija_posvjashhennaja_rossijskim_voinam_pogibshim_v_lokalnykh_vojnakh_chechenskij_vikhr_scenarij_o_vojne_v_chechne/2-1-0-2494

http://download-song.ru/music

http://iplayer.fm/

http://www.zaycev.net/

http://mp3type.net/minusovka/4/436.shtml

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника день милиции
  • Сценарий праздника вина
  • Сценарий праздника день художника
  • Сценарий праздника день мвд
  • Сценарий праздника вечер друзей