Сценарий праздника эл ойын

Корни этих игр уходят во времена древних скифов и гуннов, кочевников тюркских каганатов. В период праздника в древности прекращались междоусобицы, а вчерашние противники становились участниками своеобразных «олимпийских игр» Центральной Азии. Эл-Ойын, возродившийся как культурно-спортивное мероприятие, в последние годы приобретает глубинный этнический смысл, символизирует

Вы здесь

Праздник народных игр «Эл-Ойын»

Общая информация о празднике

Территория Республики Алтай богата памятниками истории и культуры, обладает уникальным наследием материальной и духовной культуры, выраженном в древних обычаях и обрядах местного населения. Здесь находятся десятки тысяч археологических и этнографических памятников. У народов населяющих республику имеется богатое фольклорное наследие.

Увлекательное зрелище представляют из себя праздники народов Республики Алтай, такие как межрегиональный народный праздник Эл-Ойын, Чага-Байрам, Jылгаяк и многие другие. На проводимых в Республике Алтай народных праздниках каждый район представляет свои таланты, достоинства, особенности. Туристы и гости праздника могут увидеть красочные исторические спектакли, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов). В рамках праздника проходят концерты и конкурсы. Здесь можно приобрести предметы народных мастеров и ознакомиться с местными достопримечательностями.

Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. «Эл-Ойын» — кочующий праздник. В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали длинные переходы по насущным делам.

Вместе с этим праздником народ приобрел утерянные нравственные ценности. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления на фоне природы дают эффект древности. Колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов, сочетается с гостеприимностью народа.

Национальные спортивные игры, где выступают борцы по «курешу», поднятие тяжестей, бег в гору, игра в национальные шахматы «шатра», игра плеткой «камчи» и другие, придают азарт и волнение радости празднику. Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках является конечно же конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск. Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях-аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз.

Привлекательность праздника доказывает постоянно увеличивающееся число его гостей — ближайшие регионы Алтайский край, Кемерово, Тува, Хакасия, дальние — Москва, Санкт-Петербург, а также гости из Монголии, Китая, Турции и других государств.

На Эл-Ойыне люди на время забывают повседневные заботы, просто расслабляются и отдыхают душой. Праздник позволяет погрузиться в атмосферу кочевого прошлого, вдохнуть тот воздух, которым дышали предки алтайцев, казахов и других народов Центральной Азии. Раз в два года от души повеселиться всей республикой — вполне реально. И не только повеселиться, но и ощутить себя чем-то  большим, нежели просто населением, — единым народом с общим прошлым и надеждами на будущее.

История праздника Эл-Ойын

С 1988 г. в Республике Алтай раз в два года проводится праздник народных игр «Эл-Ойын» (в переводе с алтайского «всенародный праздник»). Проведение праздника стало возможным благодаря совместным усилиям Правительства Республики Алтай и общественных организаций. Неоценимо значение праздника в духовной и культурной жизни Республики, в укреплении и развитии национальных традиций. Он дает возможность почувствовать радость общения людям разных поколений, убеждений и национальностей.

Корни этих игр уходят во времена древних скифов и гуннов, кочевников тюркских каганатов. В период праздника в древности прекращались междоусобицы, а вчерашние противники становились участниками своеобразных «олимпийских игр» Центральной Азии. Эл-Ойын, возродившийся как культурно-спортивное мероприятие, в последние годы приобретает глубинный этнический смысл, символизирует возврат к нравственным ценностям предков.

Эл-Ойын — кочующий праздник. В этом, наверное, сказывается дух предков, которые в давние, далекие годы не могли усидеть на одном месте, а предпочитали кочевую жизнь. Каждый раз соревнования проводятся в разных селах Алтая.

Хозяевами праздника были:
1988 г. — село Ело Онгудайского района
1990 г. — село Шыргайты Шебалинского района
1993 г. — село Кырлык Усть-Канского района
1995 г. — село Улаган Улаганского района,
1996 г. — село Боочи Онгудайского района
1998 г. — село Корумду Усть-Коксинского района
2000 г. — село Кош-Агач Кош-Агачского района
2002 г. — село Катунь Чемальского района
2004 г. — село Кебезень Турочакского района

Всенародный праздник ойрот-алтайцев — Эл-Ойын с 2006 года навсегда возвращается на свою историческую родину, в Онгудайский район (в этом районе 250 лет назад 12 алтайских зайсанов /глав родов/ составили письмо императрице Елизавете с просьбой принять в подданство Российской империи малочисленный алтайский народ, которому тогда грозило полное уничтожение со стороны китайских захватчиков. 2 мая 1756 года вышел Указ Елизаветы Петровны, повелевшей «не отказать зенгорским зайсанам, желающим быть в подданстве ее императорского величества»).

На праздник собираются тысячи участников и зрителей со всего Алтая, специально на мероприятия прибывают делегации из Монголии, Тывы, Хакасии, Казахстана, съезжаются алтайцы из всех районов. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок.

В рамках праздника проводятся соревнования по борьбе Куреш, стрельбе из лука, конному и гиревому спорту, поднятию камней, соревнованию с плеткой — Камчи, набиванию очков ногами — Тебек, алтайским шашкам — Шатра, смотр конской упряжи и шорных изделий — Малчи мерген.

Устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма.

Особый интерес на празднике представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации. Блистают своим талантами мастера горлового пения, сказители — кайчи, виртуозы игры на шаманском бубне, комысе или топшуре.

БОРЬБА «КУРЕШ»

Борьба «Куреш» проводится по правилам, утвержденным федерацией борьбы «Куреш», с выбыванием после двух поражений и рассеиванием сильнейших после жеребьевки. Соревнования личные, весовые категории: 52, 58, 66, 74, 82 и св. 82 кг. Взвешивание участников в день соревнований с 7-8 часов утра.

Время схватки 5 минут, при ничейном дается дополнительное время до выигрыша в захвате за кушаки

Победители в весовых категориях определяются согласно правил соревнований.

Борьба «Куреш» будет проходить на поляне размером 10×10 м. Форма одежды: мягкая обувь (борцовки), борцовское трико или плотные одноцветные шорты, кушак (красный, синий) и национальная одежда. При выходе на ковер национальную одежду может снять и отдать своему секунданту после приветствия со своим противником. Победа присуждается при четком касании земли любой частью тела или если один из борцов поднял своего противника выше пояса.

Возраст участников: допускаются участники не моложе 1987 г. рождения.

Абсолютное первенство проводится без учета весовых категорий и с выбыванием после первого поражения по принципу «3 точки касания», допускаются все желающие.

Личники к соревнованиям допускаются по допуску врача, до начала соревнований.

СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА

Соревнования личные. В соревнованиях участвуют участники не зависимо от возраста. Участники соревнований выполняют следующие упражнения:

Стрельба по кеглям
мужчины: 40 метров — 10 стрел — 3 пробных
женщины: 30 метров — 10 стрел — 3 пробных

Стрельба по кеглям
мужчины: 30 метров — 10 стрел — 3 пробных
женщины: 20 метров — 10 стрел — 3 пробных

Личное первенство определяется по сумме очков, набранных при выполнении упражнений. Участники выступают в национальных костюмах.
Вид лука произвольный (спортивный или самодельный).

Стрельба по кеглям:
Соревнования проводятся на площадке размером не менее 50×100м. Огневой рубеж не меняется, меняется площадка мишеней.

Мишень:
На коврике размером 1,5 х 1,5м по средней линии собирается валик из 9 кеглей, средний кегль окрашивается в красный цвет и считается самой высокой по очкам -10 очков и соответственно в левую и правую сторону 8, 6, 4, 2 очка (2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2).
Главным условием является: выбитый за пределы коврика кегль.

Кегли:
Изготовленный из мягкого материала, цилиндр, диаметр размером 9 см. длина 14 см.

КОДУРГЕ ТАШ 

Соревнования личные.
Возраст участников 1987г. и старше.

Для проведения соревнований должно быть пять камней круглой формы следующего веса:
80 — 90,
110 — 120,
130 — 140,
150 — 160,
170-180 кг. и круглый пень высотой не менее 100 см. диаметром не менее 70 см.

Боковая поверхность и срез пня должны быть ровной.
Каждый участник должен поднять и поставить камень на верхнюю поверхность среза пня.

Спортсмен- участник имеет право на три попытки для поднятия каждого камня.

Победителем считается спортсмен, поднявший камень на пень максимального веса с использованием наименьшего числа попыток. Участник имеет право пропустить подход к легким камням.

Общее время поднятия камня 5 минут, неуложившийся — считается попыткой.
Последующие места определяются таким же образом. (В зависимости поднятого веса, числа использованных попыток и собственного веса).

Запрещается при поднятии камня касаться боковой поверхности пня.

Т Е Б Е К (жестка) (игра в волан)

Соревнования личные. Набивание тебека ногами, подбрасывая вверх тебек. Изготовление тебека — отрезать с овчинной или козлиной шкуры отрезок, размером в диаметре до 5 см. не остригая при этом шерсть (чем длиннее и мягче шерсть, тем получается лучше тебек). К мездровой части кожи пришивается круглый сплющенный свинец.

Обувь произвольная.

1 упражнение: Набивание тебека одной ногой (левой или правой) подбрасывать вверх внутренней стороной стопы, не давая тебеку опуститься на пол. При этом бьющей ногой обязательно ступать на пол.

2 упражнение: Набивание тебека одной ногой при этом бьющей ногой ступать на пол нельзя.

3 упражнение: Набивание тебека обеими ногами попеременно.
Победитель определяется по наибольшему количеству очков, набитых в упражнениях.

Каждый участник соревнуется своим тебеком. Допускаются личники. На каждое упражнение дается 2 попытки В зачет принимается лучшая попытка.

АЛТАЙ ШАТРА

Соревнования проводятся среди мужчин и женщин (2муж, 2жен.).
Соревнование проводятся по швейцарской системе 7 туров.
Личные места определяются по наибольшей сумме очков, набранных участников.

За победу дается 1 очко, за ничью 0.5 очка, поражение 0.
В случае равенства очков в силу вступает коэффициент Бухольца.

КАМЧИ

Соревнования с плеткой: Соревнования личные.

1 упражнение: Сбивание 12-ти баклушек на скорость. Расстояние до баклушек по длине плетки, между баклушами 10-12 см. Ставятся в один ряд по горизонтали.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ:

Секундомер включается после того, как участник плеткой произвел хлопок. Сбивать только по одной баклушке (можно не по порядку). Секундомер выключается после произведения хлопка плеткой после того как сбита последняя баклушка. Дается 3 попытки.

2 упражнение: Баклуши расставляются по вертикали, выполняются личной
плеткой. Расстояние между баклушами 10-12 см. Победитель определяется по сумме лучших мест в двух упражнениях, при равенстве сумм среди участников производится перебивка.

Допускаются личники и все желающие. Абсолютное первенство проводится по решению судейской коллегии. Каждый участник по камчи выступает со своей плеткой.

Длина плетки должна быть не менее 2,5 метров до ручки.

КОННЫЙ СПОРТ

1. «АТ-ЧАБЫШ» (гладкие скачки)
Соревнования личные.

Перед началом соревнований проводится парад участников соревнований. Район выставляет 6 лошадей, за дополнительно выставленных лошадей берется стартовый взнос 100 руб.

Гладкие ипподромные скачки на 1600м.3200м.4800м. Проводится коммерческая скачка 12000м. В заявке указывается возраст, масть, кличка лошади Ф.И.О. наездника. Допускаются личники, стартовый взнос для личников 50 руб. каждого участника, используется для награждения чемпионов и призеров. Проводятся соревнования гонка рысаков на качалках на дистанции — 1600м. лошади 2-х летки 1200м., соревнования иноходцев дистанции 1600м

1. Формирование команд.

Каждый район представляет команду, состоящую из 10 лошадей (плюс 2 запасных). Команда заявляет поименный список участников накануне дня соревнований мандатной комиссии. Изменения в списке возможны только по ветеринарным причинам или по неприбытию. Кроме заявленных лошадей в командном первенстве, каждая команда может заявить участников вне зачета, в этом случае она вносит стартовый взнос в размере 100 рублей.

На лошадей должны быть предоставлены документы, подтверждающие ее возраст, происхождение и владельца.

Лошади должны быть здоровы. Лошади с явной хромотой до соревнований не допускаются.

Ответственность за здоровье и жизнь спортсменов принимает на себя руководство соответствующей команды.

Все участвующие в соревнованиях спортсмены должны предъявить страховой полис от несчастного случая или оформить его при проведении мандатной комиссии.

Без предъявления страхового полиса от несчастного случая спортсмен до соревнований не допускается.

2. Мандатная комиссия.

Мандатная комиссия состоит из судейской коллегии, ветеринарных и медицинских работников, а также представителей команд.

Мандатная комиссия работает накануне дня соревнований. В ее компетенцию входит проверка документов спортсменов, лошадей, исключение из участия спортсмена или лошади по любой веской причине, составление заездов и скачек, жеребьевка стартовых номеров.

3. Судейская коллегия.

Судейская коллегия состоит из:

  1. Главного судьи по конному спорту,
  2. Заместителя Главного судьи,
  3. Главного секретаря,
  4. судей,
  5. стартера,
  6. секундометриста на электронном секундомере.
  7. ветеринарного врача

Судейская коллегия отвечает за правильность определения победителей и призеров, фиксацию показанного времени, ведение протоколов.

Все претензии по прошедшему заезду или скачке заявляются судейской коллегией официальным представителем команды не позднее чем через 10 минут после финиша. По истечении 10 минут после финиша претензии не принимаются.

Судейская коллегия доводит до сведения участников основные правила проведения заездов и скачек, правила старта, поведения на дистанции и финиша. Все претензии, дисквалификации и нарушения судейская коллегия фиксирует на основании «Правил испытаний племенных лошадей рысистых и верховых пород Российской Федерации».

ТОНЖАН ДЬЮГЮРИШ (бег тонжанов)

Условия выполнения:

Один человек садит другого себе на спину и образованные таким путем пары всадников и наездников соревнуются с целью быстрее достичь вершины холма и горки, спускаются вниз до места старта меняются местами и делают второй круг. Расстояние до вершины 50м. Забеги предварительные и финальные. Состав команды 2 пары (4 чел.) Участники должны быть в национальной одежде.

ГИРЕВОЙ СПОРТ

Весовые категории до 60 кг, 65кг, 70кг, 75кг, 80 кг, 90 кг., и св.90 кг. Соревнования проводятся по двум упражнениям (рывок, толчок) с гирями 32 кг. На выполнения упражнения участнику дается время 10 мин.

1. Рывок гири одной рукой. За каждый правильно выполненный рывок (запрещается опускать гирю на грудь) участнику начисляется одно очко. Рывок выполняется поочередно правой и левой руками без перерыва для отдыха. Перехват должен производится без касания гирей помоста.

2. Толчок двух гирь двумя руками. За каждый правильно выполненный толчок участнику начисляется 2 очка. Места участников определяются по наибольшей сумме очков, набранных в двух упражнениях.

В случае равенства очков лучшее место присуждается участнику имеющему меньший собственный вес. В случае равенства этих показателей тому, кто показал лучший результат в толчке двух гирь. Первенство определяется по сумме двух упражнений. Возраст участников с 1987 года рождения и старше.

ЛАЗАНИЕ НА КЕДР

Условия выполнения:
Состав команды 2 мужчин.

По команде судьи «Марш», участник бежит 20 метров до кедра, поднимается по кедру до красного флажка и поднимает флажок над головой. В это время судья -хронометрист останавливает секундомер. Победитель определяется по лучшему результату. При условии если участники показали одинаковое время, судейская коллегия проводит финал «А», между 2 -3 участниками, для определения победителя. Участники должны быть в национальной одежде.

Расстояние от земли до флажка на кедре 10м

Возраст участников с 1987 года рождения и старше.

«ТОКПОК ЧАЧАРЫ» (метание булавы)

Этот вид напоминает метание молота. Но только вместо молота метают деревянный «чокпор» (булавы)

Булава изготовляется из лиственницы, длиной до одного метра, весом до 10 килограммов — мужская булава, до 5 килограммов — женская булава. Конец булавы округлен (как большой шар), ручка диаметром 5-6 см.

Соревнования проводятся среди женщин и мужчин отдельно.

Процесс метания происходит в круге, очерченном на земле сплошной линией, или на специальной площадке для метания молота или ядра.

Диаметр круга для метания булавы не менее двух метров. Хват булавы одной или двумя руками. Метать можно с места или вращаясь, но не переступая за черту круга.

На выполнение упражнения дается три попытки. Победитель определяется по дальности броска.

Эл-Ойын

Информация о материале

Эл-Ойын (Всенародные игры) — современный алтайский народный культурно-спортивный праздник, народные игры алтайцев, традиция которых сложилась на фоне возрождения национального самосознания.

Эл-Ойын-2016

Зарождение

Родоначальником праздника «Эл-Ойн» и первым его организатором, номером один, является Кучедашев Александр Георгиевич. Работая заместителем председателя спорткомитета Горно-Алтайской автономной области, именно он начал бегать по инстанциям, общаться с прессой, собирать людей-активистов.

В инициативную группу, кроме него, вошли: председатель областной федерации национальных видов спорта Сельбиков Александр Альчинович, Темеев Сергей Сарыевич, директор областного комитета по телевидению и радиовещанию Ногон (Николай Сергеевич) Шумаров и директор ДЮСШ облспорткомитета Мадий Каланакович Каланаков.

Совместно они решили назвать праздник «Эл-Ойн». «Ойын» в переводе с алтайского − игра, состязание, развлечение, забава, шутка.

А 23 марта 1988 года Горно-Алтайский облисполком и президиум областного совета профсоюзов приняли постановление о проведении первых национальных игр «Эл-Ойын» Горного Алтая.

Решено было провести его в с. Ело Онгудайского района.

И хотя тогдашний председатель Онгудайского райисполкома был категорично против его проведения, его заместитель, Валентина Пиантинова, которая отвечала за культуру и спорт и была «за», активно включилась в работу и очень много помогала и организовывала праздник на месте.

Эл-Ойын-1990. Шаргайта

Первый праздник

С 30 июня по 3 июля 1988 года при непосредственном участии работников совхоза Еловский (директор Семён Сергеевич Тузачинов, секретарь парткома Яманов Н.В.), жителей села (секретарь сельского совета Сергей Тимурович Пекпеев) в селе Ело прошёл первый Эл-Ойын.

Три дня урочище возле села Ело Онгудайского района было похоже то на стадион, то на гигантский концертный зал под открытым небом. Здесь прошёл первый чемпионат Горного Алтая по национальным, видам спорта.

Праздник не ограничился одними соревнованиями. Культурная программа была не менее насыщенной. Юрты и аилы привезли в Ело разные хозяйства области. Над огнем кипели котлы: можно было зайти и отведать национальные блюда. Работали выставки народных умельцев. Песни акынов, мелодии комуса, шоора, топшура, танцы и спортивные состязания — всё, что пришло от прадедов, было представлено тогда.

Внимание зрителей особенно привлекали такие состязания, как езда на необъезженных лошадях, конная эстафета, борьба куреш, поднятие камней, стрельба из самодельных луков, состязание по шатре — алтайским шашкам.

На заседании Горно-Алтайского облисполкома 27 июля того же года были подведены итоги прошедшего мероприятия. В играх приняли участие сборные команды семи (кроме Турачакского и Чойского) районов области, Еловского совхоза и городов Барнаула и Горно-Алтайска.

Известный кайчи, театральный режиссер и актер, сценарист и драматург Погон (Николай Сергеевич) Шумаров написал сценарий, который лег в основу самого первого празднества. Сюжет был взят из алтайского эпоса «Маадай-Кара». Идея проведения праздника, по его словам, принадлежала Валерию Ивановичу Чаптынову, с которым они были близко знакомы.

Число участников составило тогда 301 человек. Соревнования проходили по пяти национальным видам спорта: алтайским шашкам, борьбе куреш, конному спорту, стрельбе из лука, по поднятию тяжестей. За три дня на играх побывало около 18 тысяч зрителей.

В программу игр были включены выступления фольклорных ансамблей, отдельных солистов, что придало играм национальный колорит и показало глубокую связь древней и современной культуры алтайского народа. В театрализованном представлении, поставленным режиссером Шумаровым Н.С., по мотивам алтайского эпоса «Маадай Кара» участвовало население с. Ело. Участие большой группы конников, а их было около 250, в театрализованном представлении было по достоинству оценено зрителями.

Первый Эл-Оин был проведён большей частью силами народа, общественности, на энтузиастах.

По итогам первых народных игр Горного Алтая были награждены почетными грамотами облисполкома и президиума областного совета профсоюза Тузачинов С.С., Сельбиков А.А., Каланаков М.К., Иванов А.П. – тренер ДЮСШ по конному спорту, Кортин Б.В. – председатель областной федерации по алтайским шашкам «Шатра», Шумаров Н.С., Иванцова Н.В. – и.о. начальника отдела общественного питания облпотребсоюза.

Новые традиции

Затем в организации Эл-Ойына стали принимать участие министерство культуры и комитет по спорту РА. В 1990 года приобрел межрегиональный статус.

Никогда, пожалуй, долина реки Песчаной не принимала столько людей. На большом пространстве у села Шаргайта в 1990 году разместились юрты, палатки, торговые ряды.

Эл-Ойын-1990

Из Горно-Алтайска, из всех районов области и из-за ее пределов сюда прибыли делегации, чтобы принять участие в народном празднике алтайцев.

Окрестные села в эта дни совсем опустели. Как было усидеть дома, когда молодым можно помериться силой на борцовском ковре в борьбе куреш или в поднятии тяжести, когда можно показать удаль в верховой езде, сыграть партию в шатру — алтайские шашки..

Эл-Ойын — не только массовые спортивные мероприятия, шоу древних игр народа, но и демонстрация многих элементов национальной культуры. Например, каждый, кто хоть немного интересуется этнографией алтайцев, многое здесь может почерпнуть. Разве не остановишься перед пожилой алтайкой с трубкой, в национальном костюме, с лицом, источающим мудрость. Разве не вызовет удивление наездник в старинном убранстве. Может быть, во времена Чингисхана точно в таком же одеянии, с луком и колчаном за плечами, покоряли тысячеверстные пространства степей лихие кочевники.

Эл-Ойын-2016

Поэтому не простое любопытство привело на Эл-Ойын в 1990 году и гостей из США, Франции, Венгрии и даже Новой Зеландии. В юрте совхоза «Барагашский» угощали туристов из ГДР. Хозяйка А. Таптужакова, В. Таркрашева, К. Намакова, К. Баделукова и другие, подавая на стол различные яства, рассказывали, как и из каких продуктов они готовятся. Все оценили чегень, напоминающий простоквашу, и разных сортов сыры, мясные блюда.

Охочие до экзотики приобретали на память комусы — музыкальные инструменты, пришедшие в наше время из глубины веков, и тут же получали первые уроки игры.

Много людей толпилось возле юрты, в которой были выставлены картины известного алтайского художника Г. Чорос-Гуркина.

Программа праздника, проходившего три дня, вылилась в яркую иллюстрацию самобытности алтайцев. Но и многое было привнесено из современности, как, например, прыжок из вертолета на управляемом парашюте, совершенный специалистом из Новой Зеландии, занимающимся сборкой технологической линии на строящемся мясокомбинате в Усть-Коксе.

…Когда звучал топшур, сердце наполнялось особой музыкой, волновавшей еще далеких предков. Но и пожилым алтайцам не чужды были современные ритмы. Дискотека тоже охватывала своим весельем.

Далее «Эл-Ойын» проводился в разных районах РА с целью объединения этнических групп, составляющих коренное население ГА.

Старейшины проводят обряд освящения места проведения праздника, обращаются с просьбой к духам Неба, Солнца, Земли и Воды о даровании благополучия своему народу, земле и о благословении проводимого праздника.

Цели «Эл-Ойын» — возрождение народных традиций и обычаев, возвращение к национальным истокам, привлечение молодежи к традициям народа. Каждый район и г. Горно-Алтайск отравляют свою делегацию.

«Эл-Ойын» открывается театрализованным представлением на одну из тем алтайского героического эпоса.

Эл-Ойын

Тема выбирается с учетом особенностей того района, где проходят народные игры («Маадай-Кара», «Очы-Бала», «Сартакпай» и др.). Массовые сцены народных игрищ, хор придают зрелищность представлению.

Творческие коллективы и население участвуют в различных конкурсах: игры на национальных инструментах; стилизованного национального костюма; «Тастаракай» (конкурс юмористов), «Шанкы» (украшение жен. волос); «Тан- Чолмон» (худ. дет. творчество); алтайской традиционной песни «Jaнap кожон»; аилов (юрт) — национальных жилищ. В рамках программы проходят выставка-ярмарка «Город мастеров — мастеровой Алтай», фестиваль «От очокты курелей» (встреча друзей), курултай сказителей.

Эл-Ойын-2016

Важнейшей составляющей праздника являются спортивные состязания, основанные на народных традициях: куреш — национальная борьба; ок-jaa адыш — стрельба из лука; кодурге таш — поднятие камня; шатра — алтайские шашки; тебек; камчы — сбивание плеткой фигур из деревянных брусков. Апофеозом праздника становятся соревнования по конному спорту: скачки, объездка дикой лошади, оседлание коня, козлодрание («Кок бору»).

«Эл-Ойын» получил международное признание, превратившись в подлинный смотр сил и достижений не только алтайского, но других народов РА.

Эл-Ойын

Общее число присутствующих на празднике — более 50 тысяч человек, а количество участников культурно-спортивной программы — до 3 тыс. чел. С каждым новым годом увеличивается число гостей из всех регионов РФ, ближайшего и дальнего зарубежья, что доказывает привлекательность праздника.

Во время торжественного закрытия «Эл-Ойын» объявляются победители, которых награждают ценными призами и дипломами, выступают лучшие творческие коллективы, певцы, танцоры, сказители. Под вечер небо расцвечивается красочным фейерверком.

Эл-Ойын

Утверждения в Интернете, что праздник является «древним» не имеют на сегодняшний день подкрепления.

Места проведения

География проведения праздника: с. Ело (1988), с. Шаргайта Шебалинского района (1990), с. Кырлык Усть-Канского р-на (1993), с. Улаган Улаганского района (1995), с. Боочи Онгудайского р-на (1996), с. Корумда Усть-Коксинского района (1998), с. Кокоря Кош-Агачского района (2000), ст. Кара-Суу Чемальского района (2002), с. Артыбаш (Кебезень) Турочакского района (2004).

С 2006 года праздник проводился в Онгудайском районе, в долине «Кабайлу-Межелик» села Ело. 6-9 июля 2006 году «Эл-Ойын» был посвящен 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства; 4–7 июля 2008 года — Году семьи; 15-18 июля 2010 года — 140-летию со дня рождения Г. И. Чороса-Гуркина; 28 июня по 1 июля 2012 — 90-летию образования Ойротской автономной области; 3–5 июля 2014 — Году культуры.

Эл-Ойын-2016

8-10 июля 2016 года в ознаменования двух дат: 25-летия образования Республики Алтай и 260-летия присоединение к России алтайского народа, «Эл-Ойын» в 15 раз прошёл в столице республики — Горно-Алтайске. 8 июля рано утром, в 7-00, на горе Тугая, прошёл обряд освещения, Мӱргӱӱл.

Эл-Ойын-2016

Затем в различных местах прошли праздничные представления и соревнования. В урочище Еланде, практически на самом юге города, с востока от горы Баданица, прошёл фестиваль-конкурс конного убранства «Наследие предков». На стадионе «Спартак» состоялись различные национальные спортивные соревнования — поднятие камня, метание булавы, камчы, тебек, алтай шатра и др.

В городском парке (сквере «Центральный») состоялись различные выставки.

В национальном драматическом театре им. П.В. Кучияка прошли международные выступления сказителей.

Эл-Ойын-2016

Открытие и закрытие праздника проводилось на стадионе «Спартаке».

Эл-Ойын-2016

28-30 июля 2018 года «Эл-Ойын» в 16 раз прошёл в урочище Межелик Улаганского района. Соревнования были проведены по 13 национальным видам спорта. В конно-спортивной игре кок-бору победила команда «Шыргайта» из Шебалинского района,абсолютным чемпионом по борьбе куреш стал Андрей Томчук, онгудайская команда победила в стрельбе из лука. Из особенностей этого года следует отметить, что первый раз в историю праздника состоялась борьба на чубарых лошадях.

©  Е.Гаврилов, 16 апреля 2016 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источники: 1. Коптелов С. Эл-Ойын— народные, игры. / Алтайская правда, 5 июля, № 153, 1990 г.; 2. Кудряшов Г. Эл-Ойын — это праздник. / Алтайская правда, 9 июля, № 157, 1988 г.; 3. Саймина Н.К. «Эл-Ойын». Республика Алтай. Краткая энциклопедия. — Новосибирск: Изд-во «Арта» , 2010. — 366 с, ил.

МБДОУ «Ябоганский детский сад»

Конспект открытого занятия

по физическому развитию

в  средней группе        «Дорога к солнцу».

с.Ябоган

Конспект открытого занятия по физическому развитию в  средней группе        «Дорога к солнцу»

Интеграция образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Задачи: Способствовать развитию скорости, ловкости, гибкости, силы, равновесия, координации движений, внимания. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, чувства сострадания и взаимопомощи. Формировать умение действовать в команде. Упражнять в прыжках вверх с разбега, отталкиваясь одной ногой, в лазании по гимнастической лестнице произвольным способом с висом.

Оборудование: Гимнастическая лестница, малый обруч (обтянутый тканью), большие обручи – 4 шт., искусственные камни – 12 шт., туннель,  ленты по количеству игроков.

Содержание деятельности:

1. Мотивация

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Вариант 1: Какой сегодня солнечный день! Вам нравится, когда утром вас встречает солнышко?

Вариант 2: Сегодня какой-то пасмурный день, интересно, куда спряталось солнце? Как вы думаете? Вы любите, когда солнышко светит?

Слайд 1. А в одной сказочной стране Солнце заснуло и никак не может проснуться! Ребята, что может случиться, если Солнце никогда не проснется? (ответы детей). (Будет тепло, если солнце не будет светить?Смогут ли без тепла и света прожить люди, звери, птицы и растения, сказочные герои?)

Хотите отправиться в сказочную страну и разбудить Солнце? Тогда в путь!

2. Вводная часть.

Ходьба в колонне по одному: За морями, за лесами есть огромная страна,

Страною «сказок» зовётся она!

Отправляемся вперед,

Нас много приключений ждёт!

Ходьба на носках, руки вверх: Поднимаем выше ручки

И дотянемся до тучки.

Ходьба на пятках, руки на поясе: Тук! Тук! Тук! Это что за звук?

Это ребята из детского сада

Пятками стучат, в страну сказок спешат!

Ходьба с высоким подниманием колена: Ноги выше поднимаем,

Через камушки шагаем.

Ходьба змейкой: Вот впереди волшебный лес,

Полон сказок и чудес,

Через лес сейчас пройдем,

Все деревья обойдем!

Бег в колонне по одному: В сказку с вами мы спешим,

Вместе быстро побежим!

Бег с высоким подниманием бедра: Ты бежишь, и я бегу,

Ноги поднимаем,

Ведь усталости с тобой

Мы совсем не знаем.

Ходьба с восстановлением дыхания: Ты идешь, и я иду

Шагом произвольным,

Путь немалый, ну и что ж,

Мы с тобой довольны!

Воспитатель: Далека дорога к солнышку в страну сказок!

Но идти с весёлой песней намного интересней!

Перестроение врассыпную.


3. Спортивно-музыкальная разминка «Дорога к солнцу» (ОРУ).

Проигрыш – ходьба на месте.

1 куплет – правая рука в сторону, левая рука в сторону, правая рука вверх, левая рука вверх, руки через стороны вниз (4 раза)

Весь мир нарисован зеленым и синим

И солнце протянет к нам золота нить

А эти дороги – как тысячи линий,

Которые можем мы соединить.

Припев – руки к плечам, полуприсед; руки вверх, ногу в сторону на носок.

Дорога к солнцу сквозь дни и ночи,

По ней идем все дальше ты и я, ты и я.

Дорога к солнцу всегда короче,

Когда с тобою рядом верные друзья.

2 куплет – 4 выпада в стороны, 4 выпада вперед.

Есть кисти и краски, а значит понятно,

Что цвет можешь выбрать себе ты любой.

Пока на планете есть белые пятна

Мы можем их вместе раскрасить с тобой.

Припев – руки к плечам, полуприсед; руки вверх, ногу в сторону на носок.

Дорога к солнцу сквозь дни и ночи,

По ней идем все дальше ты и я, ты и я

Дорога к солнцу всегда короче,

Когда с тобою рядом верные друзья.

Проигрыш – поворот вокруг себя, хлопок (4 раза).

3 куплет – наклоны вниз.

Нет музыки солнца на свете чудесней,

И нам еще надо так много успеть.

Обычные ноты становятся песней,

Которую можем с тобою мы спеть.

Припев – прыжки на двух ногах, ходьба на месте, восстановление дыхания.

Дорога к солнцу сквозь дни и ночи,

По ней идем все дальше ты и я, ты и я

Дорога к солнцу всегда короче,

Когда с тобою рядом верные друзья.

4. Основная часть (ОВД).

Воспитатель: Ребята, мы благополучно прибыли в сказочную страну (слайд 2). Посмотрите, дом Солнышка находиться на самом краю этой страны. Что бы до него добраться, предстоит преодолеть много препятствий! Справимся, ребята?

Вот горы встают у нас на пути, придется нам через горы идти… Вы готовы?

Лазание по гимнастической лестнице произвольным способом Воспитатель: Молодцы ребята! Какие вы ловкие и сильные, преодолели такие крутые горы! Можно отправляться дальше!

Воспитатель: Отлично, путь свободен! Можно отправляться дальше!

Впереди у нас друзья

Не вода, не суша —

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.

Это же болото!

Переправимся через болота. Прыжки с кочки на кочку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Только смелые и ловкие могут перебраться через болото, и вы справились! Кажется, я вижу дом Солнышка.вот там, за этим туннелем. Но внутри стены туннеля покрыты острыми камнями, постарайтесь не дотрагиваться до них, чтобы не пораниться.

Пролезание в тунель

Дети по очереди пролезают в тунель. Каждый выполняет по 2 прохода.

Воспитатель: Никто не поранился? Молодцы ребята, какие вы гибкие, ловкие и отважные, не испугались пройти опасный туннель!

Смотрите, а вот и домик Солнышка! (слайд 3). Интересно, почему же сказочные жители не смогли сами разбудить солнце? (варианты ответов детей). Ребята, как же нам разбудить Солнышко? (варианты ответов детей). Дверной колокольчик висит очень высоко. Попробуем допрыгнуть до колокольчика, может быть он Солнышко разбудит?

Прыжки вверх с разбега с касанием предмета (развитие взрывной силы).

Воспитатель держит в руках обруч, обтянутый тканью, с изображением колокольчика (с обратной стороны прикреплен колокольчик). Дети по очереди выполняют разбег, толчок одной ногой и противоположной рукой стараются ударить по обручу, чтобы колокольчик зазвонил. 2 – 3 раза.

5. Заключительная часть.

Воспитатель: (слайд 4) Ребята, нам удалось разбудить Солнышко и сказочная страна проснулась и ожила! (слайд 5) Смотрите, сколько солнечных лучей! Поиграем с ними?

Подвижная игра «Солнечные лучики» (на основе игры «Ловишки с лентами») (направлена на развитие скорости, ловкости, кратковременной выносливости)

Игроки становятся в круг, считалкой выбирают ловишку, у каждого игрока желтая ленточка, заправленная сзади за пояс – это лучики. В центре круга находятся ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз – два – три – лови!» – «лучики» разбегаются по залу. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у них ленточки. По сигналу воспитателя: «Раз-два-три – в круг скорей беги!» – все строятся в круг. Подсчитывается количество игроков, оставшихся без лент. Ловишка возвращают ленточки играющим, игра повторяется с новыми водящими. (2 – 3 раза)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень быстрые и ловкие! Подуем на солнечные лучи? Смотрите как они красиво переливаются на ветру и возвращаются к Солнышку. Упражнение для восстановления дыхания. Солнышко мы разбудили, сказочная страна теперь в безопасности, пора возвращаться в детский сад? (слайд 6). Полетим вместе с Солнечными зайчиками из сказочной страны?

Дети кружатся под песню «Солнечные зайчики»

Воспитатель: Ребята, все благополучно приземлились? Смотрите, солнышко каждому дарит вам свою частичку, чтобы даже в самый пасмурный день в ваших сердцах всегда было тепло и светло, чтобы вы оставались такими же сильными, ловкими, смелыми, дружными и добрыми! (вручение подарков).

Одним из самых ярких и зрелищных национальных праздников Республики Алтай по праву считается «Эл-Ойын». Его название переводится как Всенародные игры: в переводе с алтайского Эл – это народ, а Ойын – игра, состязание.

Праздник выступает как общенациональная идея, объединяющая все районы Горного Алтая, его разнообразные этнические группы и диалекты. Все дело в том, что традиция прекращать на время проведения праздников все междоусобицы и войны уходит своими корнями в глубину веков — в эпоху древних скифов. Выходя на соревнования бывшие враги получали возможность состязаться в спортивных единоборствах, а праздник дарил всем атмосферу веселья, радости, азарта и, что немаловажно, мирного общения со вчерашними врагами.

Эл-Ойын получил свое название в 1987 году от своих отцов-основателей Бориса Кортина и Сергея Теменева. Первый праздник состоялся летом 1988 года у села Ело Онгудайского района. Праздник долго переезжал с места на место и за восемнадцать лет побывал во многих районах Горного Алтая.

Есть версия, что проведение праздника каждый раз в другом месте олицетворяет древние традициии кочевого образа жизни алтайских народов.

В 2006 году Эл-Ойын вновь вернулся в село Ело Онгудайского района Урочище Кабайлу-Межелик, что тоже произошло не просто так. Все дело в том, что именно в Онгудайском районе в 1756 году зайсаны — главы двенадцати алтайских родов составили письмо с просьбой о помощи и защите от воинствующих соседей в адрес Императрицы Российской империи Елизаветы Петровны.

В своем письме они просили Елизавету о принятии малочисленного тогда алтайского народа в подданство Российской империи под могучую защиту от китайских захватчиков, которые грозили им полным уничтожением.
2 мая 1756 года Императрица повелела издать Указ и принять зенгорских зайсанов в подданство ее императорского величества.

Праздник «Эл-Ойын» проводится один раз в два года и только по четным годам. Первоначально он был задуман как олимпийские игры национальных видов спорта, в котором спортсмены могли состязаться в девяти видах спорта:

• Борьба Алтай Куреш — борьба на поясах. Это соревнование проводится в следующих весовых категориях: 52, 58, 66, 74, 82 и 82 кг. Время каждого поединка 5 минут. После двух поражений участник выбывает из соревнований. Действуют строгие правила, утвержденные федерацией борьбы «Куреш». Есть еще борьба за абсолютное первенство, которое проводится без учета весовых категорий.

• Алтай шатра – национальные алтайские шашки. В этих соревнованиях участвуют и мужчины и женщины. Личная победа присуждается по количеству набранных очков. Данная игра требует максимальной внимательности и собранности. Существует легенда, что в давние времена богатыри вместо поединка мерились силами в Шатра.

• Ат-чабыш — гладкие скачки. Каждый район может выставить шесть лошадей. Все участники соревнований перед их началом участвуют в конном параде. Дистанции для скачек 1600 м, 3200 м, 4800 м.

• Гиревой спорт – в данных состязаниях участники соревнуются в двух упражнениях – толчок и рывок. Вес гири 32 кг.

• Камчи — игра с плеткой. Сбивание баклушек на скорость. Количество баклушек – 12, расстояние между баклушками от 10 до 12 сантиметров. А само расстояние до баклушек – это длина плетки. Каждому участнику дается по 3 попытки. Можно сбивать баклушки в разном порядке, но обязательно не больше одной за один раз.

• Кодурге таш- поднятие камня. В качестве спортивного инвентаря в этом виде спорта используют 5 камней разного веса круглой формы и пень высотой не менее 100 сантиметров и с диаметром не менее 70 сантиметров. Суть соревнования заключается в том, что каждый участник должен поднять и поставить камень на гладкий срез пня. Каждому участнику дается 3 попытки для поднятия каждого камня и длительностью 5 минут. Участники имеют право пропустить поднятие легких камней и перейти сразу к поднятию самых тяжелых, так как победителем считается спортсмен, который поднял самый тяжелый камень на пень за наименьшее количество попыток и за самое короткое время.

• Лазание на кедр. В этом состязании учавствует команда из двух мужчин. Каждый участник бежит до кедра расстояние 20 метров и поднимается по дереву на высоту 10 метров. Задача достать красный флажок и поднять его над головой. Побеждает команда с самым коротким временным результатом.

• Стрельба из лука – участвуют и мужчины и женщины. Участники стреляют из произвольного лука по мишеням или по кеглям. Все участники выступают в национальных костюмах. Соревнования являются личными и первенство определяется по количеству очков, набранных при выполнении упражнений.

• Тебек- набивание волана. Сам тебек представляет собой кусочек овчины или козьей шкуры диаметром до 5 сантиметров, с обратной стороны – там где нет шерсти – пришивается круглая свинцовая бляшка. Чем длиннее и мягче шерсть – тем лучше. Само соревнование заключается в набивании тебека ногами – в каждом из трех туров действует свое условие: набивать тебек попеременно двумя ногами или набивание одной, но обязательно: или ступать на пол бьющей ногой или же, в другом туре — не ступать.

• Токпок чачары — метание булавы. В этом виде национального спорта есть схожесть с метанием молота. Но сама булава деревянная и изготавливается из лиственницы. Здесь участвуют и мужчины и женщины. Отличие в весе булавы, а вот длина булавы до 1 метра. У мужчин булава весом до 10 кг, а у женщин – до 5 кг. Метание происходит в очерченном круге диаметром не менее двух метров. Победитель определяется по дальности броска.

• Тонжаан дугуриш — бег с партнером. Участники соревнуются в командах по 2 человека. Один из участников команды сажает другого себе на спину. Получается пара — своего рода конь и наездник. Участники бегут на скорость до вершины холма, спускаются с него до линии старта, меняются местами и бегут второй круг. Победители – самая быстрая команда.

• Эмдик уредиш – объездка и укрощение необученной лошади. Это самое увлекательное из всех соревнований. Победитель соревнования получает автомобиль. Каждый участник со своими двумя помощниками должен за 5 минут успеть забежать в загон с молодыми и необъезженными лошадьми, вывести и надеть седло с уздечкой. Далее участнику соревнований необходимо оседлать лошадь и продержаться на ней хотя бы одну минуту. Верхом мастерства наездника считается, если он смог проехать на диком коне хоть один круг.

Задолго до начала праздника на место его проведения приходят самые опытные шаманы для организации ритуала освещения земли, на которой будет проводиться праздник. Алтайцы до сих пор верят, что в каждом новом месте живет свой дух-хранитель.

Сейчас праздник «Эл-Ойын» включает в себя не только спортивные состязания, но и большой фольклорный фестиваль, благодаря которому поддеорживаются и возрождаются национальные традиции и обычаи народов Алтая. Каждый район привозит на праздник свои достижения и самые талантливые коллективы исполнителей. Молодежь перенимает от старшего поколения опыт, культурные ценности, историю и народные предания.

А еще это хороший повод надеть красивые национальные костюмы, которые являются своего рода пропуском для участников праздника Эл-Ойын.

В 2016 году Эл-Ойын совпадает с 260-летием со дня принятия алтайцев в состав России и 25-летием создания Республики Алтай. Праздник снова кочует и на этот раз он пройдет с 8 по 10 июля 2016 года в Горно-Алтайске — столице Республики Алтай.
Программа мероприятия будет масштабной и грандиозной. Начнется праздник с красочного театрального шествия всех участников из разных районов республики в национальных костюмах. Все соревнования по традиционным национальным видам спорта пройдут на стадионе «Спартак» 8 и 9 июля. А вот конные скачки и состязания кок-бору на территории конно-спортивной школы.

Праздник любят и ждут даже в самых отдаленных районах республики. Он собирает большое количество людей. А в последнее время приезжает на праздник и множество туристов, которые хотят посмотреть на обычаи и красочные национальные представления, окунуться в культуру этого самобытного народа. Туристы и гости могут увидеть спектакли и представления о прошлом алтайцев, которые так ярко и красочно отражает национальный эпос, конкурсы народной песни и выступления мастеров горлового пения.

Гости, приехавшие на отдых в Горный Алтай, могут разместиться в самом Горно-Алтайске в гостиницах или на базах отдыха, а также выбрать для отдыха и проживания близлежащие населенные пункты, где местные жители с радостью предоставят для отдыха многочисленные гостевые дома и усадьбы. Кроме участия в праздновании, туристы смогут заказать водные, пешие или автомобильные экскурсии или самостоятельно посетить интересные места и достопримечательности Горного Алтая.

В последнее время иногда звучит вопрос: уместно ли проводить Эл Ойын в ситуации, когда идет спецоперация на Украине? Газета «Кан-Чарас», издающаяся в Усть-Канском районе – а именно там пройдет в этом году народный праздник – опубликовала мнение главы района и местной общественности по этому поводу.

Р.В. Кокушев, глава Усть-Канского района

– В этом году XVII Межрегиональный праздник алтайского народа Эл Ойын будет посвящен Году культурного наследия народов России и 100-летию Ойротской автономной области. Праздник во все времена придавал определенный ритм человеческой жизни, а межрегиональный праздник Эл Ойын – это праздник объединения, сплочения народов, это, прежде всего, праздник добра и мира.

Однако в последнее время в социальных сетях все чаще поднимают тему: «А стоит ли проводить Эл Ойын во время спецоперации на Украине?». Вспомним историю, ведь праздники проводились и в годы Великой Отечественной войны. В это сложнейшее для страны время именно праздники стали одним из важнейших идеологических инструментов советского правительства, поскольку в них был заложен мощный духовный потенциал. Проведение праздничных торжеств даже в тяжелых условиях немецко-фашистской агрессии укрепляло уверенность советских людей в скорой победе над врагом и способствовало патриотическому подъему населения. Например, первым государственным праздником, отмечавшимся во время Великой Отечественной войны, стала 24-я годовщина Октябрьской социалистической революции 6 ноября 1941 года и военный парад советских войск 7 ноября на Красной площади. Это празднование, проводимое в условиях осадного положения столицы, оставило неизгладимый след в народной памяти, стало знаменательным событием, поскольку подобного шага от советского руководства не ожидали ни в фашистской Германии, ни на Западе. Он имел большое международное и военно-политическое значение, так как всему миру была продемонстрирована мощная сила, способная не только остановить, но и разгромить врага.

Культурная жизнь не замирала даже в Ленинграде в страшные дни блокады. Редкие минуты отдыха от войны и пример мужества и стойкости русского народа: в осажденном городе давали концерты и спектакли, играли в футбол, спасали памятники, часами просиживали в библиотеке и запоем читали книги, спускаясь в бомбоубежища во время авианалетов.

Спецоперация на Украине – вынужденная мера, направленная на безопасность жителей России и ЛДНР, поскольку другими средствами отреагировать на ситуацию в Донбассе было невозможно. Российские военнослужащие самоотверженно выполняют боевые задачи на передовой. Для нас они – герои, а военнослужащие, отдавшие жизнь, выполняя воинскую обязанность, навсегда останутся в нашей памяти как доблестные сыны своей Отчизны. Сегодня как никогда для нас важно быть едиными. Рядом скорбь, но и единству духа, патриотизму должно быть место в череде текущих событий.

Известно, что в этом году национальные праздники проводятся не только в Республике Алтай, но и в других республиках: в июне в Татарстане проводится праздник Сабантуй, в Якутии – Ысыах, в Хакассии – Тун Пайрам. А с 8 по 10 июля, спустя 29 лет, наша Усть-Канская земля во второй раз встретит самый яркий праздник Республики Алтай – Эл Ойын. И наша задача – достойно его провести.

З.Ч. Тордошева, ветеран педагогического образования, член общественного объединения «Женщины Алтая – Алтайдын эпшилери»:

– Праздники появились вместе с появлением самого человека. И ни войны, ни засуха, ни что не могло отменить праздника. Языческие, древнеславянские, древнетюркские, религиозные праздники, придворные балы, праздники проводились и во время войны. Считаю, что проведение Эл Ойына необходимо.

Эл Ойын – это национальный праздник, его проводят с целью сохранения культуры, традиции, истории. Он нужен, чтобы народы сплотились, чтобы почувствовать единение наций, чтобы поднять дух патриотизма, а во время спецоперации это так необходимо.

Наши земляки, погибшие на Украине, выполняли свой воинский долг. Считаю, что во время проведения праздника важно минутой молчания отдать им дань уважения, их имена навсегда останутся в нашей памяти. Возможно, необходимо и сократить культурную часть программы, а во время торжественного открытия праздника придать больше значения теме единения народов России.

Мы едины, Алтай поддерживает нашу армию, верит президенту, уныния нет. Есть алтайская пословица «Туулар мöҥкÿлик, кижи öлÿмдик» – «Горы вечны, человек смертен». Другими словами, каждый человек в этой жизни гость, а память, история бессмертна.

А.А. Матыков, председатель Совета общественных объединений Усть-Канского района

— На эту тему я общался с руководителями общественных объединений района. Основная часть рекомендует проводить этот праздник. Жизнь продолжается. С начала проведения спецоперации сколько было проведено патриотических акций, поддерживающих российских военнослужащих, которые защищают жизнь мирного населения ЛНР и ДНР. А Эл Ойын является не менее важным исторически объединяющим народы Горного Алтая праздником. Именно поэтому его нужно провести. Отказываясь от Эл Ойына, мы в очередной раз отдаляемся от наших корней, наших традиций, нашей богатой истории, в которой было не мало трудных, переломных моментов, но мы все преодолели и со всем справились.

Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздничного концерта день поселка
  • Сценарий праздника эколята защитники природы
  • Сценарий праздничный экспресс
  • Сценарий праздника рисунки на асфальте
  • Сценарий праздника тещи