Сценарий праздника филипповки

Внеклассное мероприятие «Филипповки» рассчитано на учащихся 2-6 классов. Сценарий русского народного праздника представлен  в рамках внеурочной деятельности по основам православной культуры.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Ильичевский

муниципального района Алексеевский Самарской области

Название предметной области: ОДНКНР

Номинация: Сценарий внеклассного мероприятия

                                                         Жаксиликова Наталья Николаевна

                                                         учитель истории

                                                         первая квалификационная категория

        2016 г.

                                          Пояснительная записка

  Внеклассное мероприятие «Филипповки» рассчитано на учащихся 2-6 классов. Сценарий русского народного праздника представлен  в рамках внеурочной деятельности по основам православной культуры.

Актуальность

Целесообразность использования данного дидактического материала в возрождении православных традиций, в осуществлении информационно- просветительской деятельности для детей и родителей, в организации  совместной творческой деятельности в семье, а также между семьей и школой.

Праздник представлен с использованием современных здоровьесберегающих, развивающих, индивидуальных, игровых технологий  с применением ИКТ.

Тема «Филипповки»

Цель: способствовать формированию деятельностного интереса к национальной культуре и традициям.

Задачи:

  • воспитание уважения к традициям и обычаям русского народа;
  • сплочение детей и родителей через совместную творческую деятельность;
  • развитие эмоциональных способностей учащихся.

                                  Планируемые результаты:

Предметные – узнают о христианском празднике, о его месте в жизни православного человека.

Метапредметные результаты и деятельность учащихся —

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, родителей;

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты — Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков.

Форма мероприятия: праздник с элементами игры (комбинированный)

Методы и технологии, используемые на занятии:

— здоровьесберегающие технологии;

-методы стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций);

-методы организации познавательной деятельности (наглядные, словесные)

Оборудование: икона апостол Филипп, ноутбук (музыкальное сопровождение), разрезная таблица пословиц, материалы для мастер – класса (нитки, ткань), стулья.  

                                                 Ход праздника:

Организационный момент (дети, родители, приглашенные, проходят в зал и рассаживаются по местам). Выходят ученики:

1.   Добрый день, рады видеть вас у нас!

      Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,

      Чтоб пожелать здоровья  доброго.

2.   Я спешу сказать вам: «Благости!»,

      Чтоб пожелать вам счастья нового.

3.   Я спешу сказать вам: «Радости!

      Удач, успехов и везения!»,

      Чтоб пожелать всем в зале

      Прекрасного настроения.

1 ведущий:  Как издавна в русском народе ведётся-

                      Обычаям русским не будет конца.

                      А праздники русские – это же счастье,

                      Которое мир поселяло в сердца.

                      Старину мы уважаем;

           Старину мы бережем.

           О старинном русском празднике

                       Поведем мы разговор.

2 ведущий: издавна Рождественский пост был временем домашних забот. Поля покрыты снегом, поэтому у крестьянина пора заслуженного отдыха. Вечерами женщины собирались за рукоделием. Мужчины тоже не бездельничали – чинили конскую сбрую, бондарничали – делали бочки, плели лапти. Вот так проходил Рождественский пост в русских селениях. В народе его называют Филипповым или «Филиппками». Назван он так потому, что начинается пост в день памяти святого апостола Филиппа.

1 ведущий: 27 ноября, православная церковь отмечает старинный русский праздник  «Филиппов день». А начиналось все так: Филипп родился в городе Вифсаиде. Этот город – родина  еще двух апостолов – Петра и Андрея, они были рыбаками, а Филипп – из состоятельной семьи, отдан был родителями книжному обучению. В то время мальчики не учили таких школьных предметов, как физика, химия. Обучение заключалось в изучении грамоты и, самое главное, Священного Писания Ветхого Завета.  Приложение № 1.

2 ведущий: С раннего детства Филипп возлюбил Господа. Старался жить в мире с ближними, слушался родителей и учителей. С нетерпением ждал Филипп пришествия Спасителя.

Прошли годы.  Однажды ночью Филипп услышал голос Христа: «Иди по миру и неси людям добро».  Он  пошёл в Белозерский край. Здесь, на  реке Андоге, он нашёл тихое прекрасное место, построил часовню и прожил оставшуюся жизнь.

Апостол Филипп учил приходивших к нему: чтить родителей, уважать окружающих людей, помогать нищим и убогим, говорить всегда всем правду.  Ученик Христа, он проповедовал всю свою жизнь добро и за это стал святым. Его святые мощи почитают до нашего времени. Они исцеляют людей. В честь Филиппа назван день – 27 ноября и  рождественский пост.

1 ведущий: сегодня мы познакомим вас с народными приметами, обычаями и обрядами, связанными с Филиппками. Первозимье (с 27 ноября по 23 декабря) – начало зимы.  Апостол Филипп к веткам морозью прилип.

В этот день на Руси примечали погоду (родители читают на листках):

— Ворон каркает к оттепели.

— Облачно или снежно – к ненастному маю.

— Иней на Филиппа – урожай на овес.

— Дождь на Филиппа – урожай на пшеницу.

—  Воробьи чирикают – к перемене погоды.

— Мороз водоемы покрыл – к рыбному изобилию.

2 ведущий:  Первая неделя Филиппова поста  называлась в старину  куделица – женщины в это время по вечерам и ночью при лучине делали кудели  (вычесанные и перевязанные пучки льна или пеньки для пряжи), с которыми потом садились прясть.

1 ведущий: С филипповок начинались «бабьи засидки» за чесалкой и прялками. В этот день старались закончить с празднованиями – начинается пора ткачества. Собирались женщины небольшой артелью – чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу. Работали, беседовали, пели, готовились к великому празднику – Рождеству Христову.

Дети: — Девушки, девушки,

            Где берете денежки?

           — Летом ягодки берем,

           Зимой куделицу прядем.

Учитель: С куделицей связано много интересного. Вот вам задание: соберите правильно поговорки и пословицы, которые характерны для Филиппова дня (дети и родители получают конверты с разрезанными листочками, на которых написаны поговорки и пословицы) (Приложение № 2)

(входит коробейник с товаром)

Коробейник:   Я привез товар заморский — 
                         В дом, где пир идет горой! 
                         Короб мой сегодня полон — 
                         Чтоб товар я мог раздать, 
                         Нужно все мои загадки 
                         Очень быстро разгадать!

           Загадывает детям загадки и вручает приз – леденец на палочке

1. С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло. (Прялка.)

2. Пять, пять овечек зарод подъедают, пять, пять овечек прочь отбегают. (Прядение.)

3. Чем больше я верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)

4. Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит. (Иголка с ниткой)
5. Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок) 
6. У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. (Напёрсток)

2 ведущий: Филипповки – последний срок свадьбы справлять – конец свадебным неделям, в посты свадьбы не играли. В народе говорили: «Кто не повенчался до Филипповок – молись Богу да жди нового года».

(старшеклассники показывают свадебный обряд – жених забирает невесту из родительского дома)

        Свадебная обрядовая песня «Вьюн над водой»  (Приложение № 3)

1 ведущий: существовала на Руси еще одна интересная традиция  и праздновалась она широко и щедро. Филиппово заговение – начало Рождественского «холодного» поста. В это время амбары еще полны зерна, в погребах – картошка и капуста, мяса еще достаточно от осеннего убоя – вот и праздновал народ. Рождественский пост является подготовительным к празднику Рождество Христово и длится 40 дней, с 28 ноября по 6 января.

А еще в старину в это время в Сибири и на Урале начинали лепить пельмени и хранили их прямо на морозе. С мясом и грибами, с картофелем и капустой, с соусом и маслом – вкусные, сочные, пальчики оближешь.

2 ведущий: на пельменях даже предсказывали будущее, добавляя в них разные начинки: (читают родители)

– перец – ждать неприятности;

– сахар – к любви или свиданию;

– соль – к слезам;

– мята – к спокойствию;

– укроп – ревность;

– петрушка – к пустым хлопотам.

             Конкурс на лучшую частушку о пельменях (Приложение № 4)

Учитель: сегодня вы узнали много интересного о Филипповке,  но нам хотелось бы познакомить вас с еще одной традицией этого дня.

1 ведущий: раньше считали, что женщина, которая имеет свою куклу – счастливой будет, поэтому на Филиппов день было принято собираться женским коллективом в одной из изб и делать куколки, которые называли «Филипповки». Куколка являлась оберегом рукодельниц.  

2 ведущий: так как у нее было 6 рук, то она поможет справиться с домашними делами быстро и радостно – в избе будет царить чистота, уют и мир. Изготавливала ее обычно мать для своей дочери, которая недавно вышла замуж, чтобы она быстро управлялась в доме.

           Мастер – класс по изготовлению куклы «Филипповки»

                                        (Приложение № 5)

Учитель: мы с вами смастерили филипповку — шестиручку, помощницу в домашних делах, пусть она оберегает ваш дом и помогает мамам в делах.  

На Руси ни один праздник не обходился без игр и хороводов. Вот и мы закончим наше мероприятие русской народной игрой «Золотые ворота» под веселую плясовую.

Игра  «Золотые ворота» (звучит народная плясовая) (Приложение № 6)

                        Использованная литература:

                                    Литература

1. Духовно – нравственная культура России. 2 класс. Самара, 2015. С.60-63, 183-185.

2. Духовно – нравственная культура России. Основы православной культуры. Книга для учителя. Самара, 2011.

3. Обереги своими руками /сост. М.А.Никулина – Нижний Новгород: газетный мир, 2016. – 94 с.

4. Православная культура в школе. Учебно — методическое пособие для учителей. М.: «Покров», 2003. – 317 с.

5. Русская семья. Праздники и традиции /сост. Т. Г.Кислицына – М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2009. – 295 с.

6. Православная радуга. Детский журнал для семейного чтения. № 8, 2009. Самара

                                               Интернет ресурсы:

1. В гостях у кудесницы http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.ru/2010/11/27-14_27.html

2. Кукла Филипповка http://kuklastadt.ru/articles/id/87 

3. Православный церковный календарь https://azbyka.ru/days/sv-filipp-apostol 

4. Русские народные игры http://www.hamburg-hram.de/letopis/russkie-narodnye-igry/3563.html 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Икона апостола Филиппа изображает христианского святого, который славился своим глубоким знанием Слова Божьего и Священного Писания. Он родился в Галилее, город Вифсаиды. С юношеских лет Филипп показал удивительное разумение ветхозаветных пророчеств, ожидая прихода Мессии в ближайшее время. Когда же Спаситель пришел и позвал его, Филипп отправился с ним. Святое Евангелие не раз упоминает апостола Филиппа. Именно он привет к Спасителю апостола Нафанаила, именно его Христос спрашивал о том, сколько необходимо денег, чтобы накормить хлебом пять тысяч человек. Апостол Филипп привел ко Христу эллинов, которые хотели увидеть Мессию. Наконец, апостол Филипп расспрашивал Спасителя о Боге Отце на Тайной Вечери.D:DocumentsDesktopграмоты - Жаксиликова Н.Н-2016-17ОПК конкурс 2016-1710962_t.jpg

После того, как Господь вознесся на небеса, апостол Филипп отправился в родную Галилею, дабы проповедовать христианскую веру. Он творил великие чудеса, воскрешая младенцев и исцеляя страждущих. После Галилеи он решил поехать в Грецию, где проповедовал христианство среди греческих иудеев. Однако некоторые представители греческого народа сообщили в Иерусалим о том, что на территории Греции проповедует апостол. Сюда направились книжники, которые обвинили Филиппа в ереси. После словесной перепалки книжники решили наброситься на святого, но внезапно потеряли зрение. Апостол Филипп помолился и зрение к ним вернулось, после чего многие свидетели сего обратились ко Христу. Филипп поставил после себя наместником епископа Наркисса, который впоследствии стал одним из 70 апостолов.

Далее апостол Филипп направился в Парфы, где исцелял страждущих и обращал местных жителей в свою веру. В Иераполе Сирийском апостола хотели убить иудеи, которых подстрекали фарисеи, но своими чудесами Филипп убедил их раскаяться и принять христианскую веру. Далее его не раз заточали в темницы, побивали камнями и выгоняли из селений. Прибыв в Иераполь Фригийский, он также стал проповедовать и исцелять, но был схвачен местным правителем вместе с апостолом Варфоломеем. Апостолов распяли на кресте, во время чего началось сильное землетрясение. Но и пребывая на кресте, апостол Филипп продолжал молиться Господу о спасении народа. После окончания землетрясения его тело было снято с креста и погребено сестрой Мариамной.

Приложение № 2. Пословицы и поговорки

У нерадивой пряхи

и про себя нет рубахи.

Не напрядешь зимой —

нечего будет ткать летом.

Соха кормит,

веретено одевает.

Прялка не бог,

а рубаху дает.

Не напрядешь под дымком,

не выткнешь под тынком.

Не ленись прясть,

хорошо оденешься.

Веретено знай крутится,

а на веретено нитка ложится.

 Приложение № 3.   Свадебная обрядовая песня «Вьюн над водой»

Вьюн над водой, вьюн над водой,
Вьюн над водой расстилается.
Жених молодой, жених молодой,
Жених у ворот дожидается.
Вынесли ему, вынесли ему,
Вынесли ему сундуки полны добра.
— Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.
Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему ворона коня.
— Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.
Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему свет Настасьюшку.
— Это вот мое, ой, это вот мое,
Это вот мое, Богом суженое.
Вьюн над водой, вьюн над водой,
Вьюн над водой расстилается.
Гости у ворот, гости у ворот,
Гости у ворот собираются.

Приложение № 4. Частушки

1. Как пельменная пора

На Филипповку пришла

Пельмешки все ели,

Ртов не пожалели.

2. Руки женские лепили,
Вам старались угодить,
Всех на праздник пригласили,
Вас пельменями кормить!
                

3. Сидит Ванечка родной

Под зелёною сосной.

В дудочку – рожок играет,

На пельмени созывает.

4. Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся народ

На пельмени вперед.


5. Как-то села я за стол
В прошлую субботу.
Пельмени ела до сыта,
До седьмого поту.

6. Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою – серый гусь

За пельмени я возьмусь.

Приложение № 5. Мастер – класс по изготовлению куклы «Филипповка»

Обязательно куколке шили сарафан с карманом на груди, куда клали монетку, чтобы хозяйка была бережливая, и зерно, чтобы амбары были полные, на голову надевали венок из цветов, чтобы женщина цвела и была спокойна и горда результатами своего труда.

Волосы «Филипповка» имела льняные, так как помыслы у нее чистые, и она никогда вреда не принесет, скорее наоборот, защитит дом от всякой нечисти и свою хозяйку – от зависти.

Кукла занимала в доме почетное место – на печке лежала и помогала женщине. Ее нельзя было давать детям для игр, иначе может потерять свою силу. Ее нужно было холить и лелеять – расчесывать и разговаривать, чтобы она оплатила добром.

Куклу можно сделать из льна, ниток, ткани (кувадка), обязательна красная нитка.

1.Приготовить заготовку, согнутую пополам для тела и три заготовки для рук. 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6517/148561800.19e/0_9c738_39d42ba2_L.jpg

2. Заготовки для рук заплетаем косичками.

3. Руки-косички помещаем под обозначенную шею и перевязываем красной ниткой 3 раза! 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6517/148561800.19e/0_9c739_cc22b859_L.jpg

4. Подбираем кусочки ткани для фартука и повойника.
5.  Косынку просто накидываем на голову, не завязывая, прикрепляем ниткой вокруг шеи.

http://vkurse.zp.ua/sites/default/files/m/mk-shestiruchka-filippovka16698.jpg   http://s3.amazonaws.com/skrmaster-us/products/p493792_56c5db64c4eea.jpg

6.  На пояс привязываем мешочек (сделанный из маленького круга ткани) с  зерном и (или) монеткой. Наша Филипповка готова!

Приложение № 6.  «Золотые ворота»  игровой хоровод
 
Русская народная подвижная игра «Золотые Ворота».  Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее!

Правила игры очень просты: двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

Золотые ворота, проходите господа
Золотые ворота пропускают не всегда
Первой мать прошла, всех детей провела
Первый раз прощается, второй раз запрещается
А на третий раз не пропустим вас
Хлеб, соль, вода, закрываем ворота.

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

 другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: — «Золотые ворота, пропустите вы меня.»

Ответ: — «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,

Наливное яблочко или серебряное блюдечко?

Игрок переходит на выбранную сторону.

Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

свидетельство о публикации в СМИ

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

14.03.2022

Сценарий праздника «Филиппов день»

Ряднина  Валентина Ивановна

27 ноября — Филиппов День. Знакомство детейс русскими народными традициями и обычаями на примере народного праздника «Филиппов день».
Задачи:
— воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, любви к семье, Родине;
— пополнить знания в области русского фольклора;
— развивать навыки работы в технике «Частичная аппликация».
-изготовление куклы «Филипповки».
Сцена оформлена как интерьер крестьянской избы (русский народный стиль, погружение в обычаи русского народа).
В центре стол, на нем – самовар, глиняная и деревянная посуда, изделия из бересты: туесок, шкатулка; рядом справа – стилизация русской печи, бытовые предметы (ухват, кочерга, чугунок). В углу иконы на рушнике. Видное место на сцене занимает прялка – украшение жилища. Взрослые участники сценария одеты в русские народные костюмы.

Оценить




109

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение общеобразовательная школа­интернат № 1
основного общего образования г. Томска.
«Русский праздник
традиции и обряды»
Филипповка:
                                             Беляева Ирина Ивановна
Сообщение подготовила воспитатель: 
1 Томск
Народные   праздники   как   средство   выражения   национального   характера,
оставаясь   яркой   формой   отдыха   и   игрового   творчества   взрослых   и   детей,
объединенных   совместными   действиями,   общим   переживанием   играют   особую
роль   в   приобщении   детей   к   народной   культуре.   Современный   народный
традиционный   праздник,   проводимый   в   условиях   современного   мегаполиса,
конечно,   несет   некоторые   черты   стилизации.   Современный   человек   сможет
только   наблюдать,   сопереживать,   но   сразу   стать   его   героем,   подлинным
участником   ему   трудно.   Поэтому,   выбирая   обряд,   мы   придаем   ему   форму
сказочного действа, привлекая детей к участию в нем. 
При подготовке детского праздника учитываем возрастные психофизические
особенности детей и применяем только те обряды, которые были бы доступны
пониманию   детей   и   подростков.   Поэтому,   при   выборе   темы   традиционного
народного   детского   праздника   необходимо   учитывать   степень   восприятия   и
понимания  его обрядового содержания, предусмотреть место для  пояснительного
материала,   в   котором   раскрывался   бы   смысл   праздника,   его   традиционное
название, обычаи, специфические особенности, разучить песни, игры, хороводы,
произведения словесного фольклора.
Знакомство с обрядами должно быть построено так, чтобы дети сами как бы
мысленно   переносились   на   несколько   веков   назад   и   становились   его
непосредственными участниками.       
В   нашей   школе,   мы   проводим   народные   праздники,   приглашая   на   них
учащихся   всех   классов.   С   учащимися   через   систему   ФГОС   ведется
культурологически­ознакомительная работа.  
На   таких   занятиях   ведется   целенаправленная   подготовка   к   очередному
празднику   по   предварительно   составленному   сценарному   плану,   подобранному
музыкальному   и   литературному   материалу.   В   ход   праздника   включаются   все
присутствующие   на   нем.   Чем   лучше   дети   знают   содержание   и   понимают   цель
праздника, тем активнее принимают в нем участие.         
У   каждого   праздника   –   свой   смысл,   свое   назначение.   Например,   у
многочисленных   осенних   праздников   свои   традиционно   прикрепленные   к   ним
черты: 
 «Семенов день» ­ прощание с летом, «зажигание нового огня», выпекание
каравая; 
 «Осенины» ­ праздник встречи осени, прославление её; 
 «Капустники» ­ праздник урожая, игр и обрядов, связанных со сбором и
переработкой овощей; 
 «Кузьминки»   ­   прощание   с   осенью,   встреча   зимы,   первые   посиделки,
молодежные песни, игры, связанные со знакомством, любовной тематикой. 
          
2 С темой праздника тесно связаны и традиционные обряды, игры, хороводы,
используемые в его содержании. Так в «Осенинах» и «Капустниках» присутствуют
одинаковые по теме хороводы и игры, в содержании которых используются обряды
сбора   урожая,   а   вот   на   «Кузьминки»   уже   хороводы   не   водили,   поэтому   в 
музыкальном материале используются припевки, частушки, вечёрочные и игровые
песни. Для этого же праздника характерно «вождение Кузьмы» ­ сатирического
персонажа – «жениха», выбирающего невесту за красоту и умение.          
Для   участия   детей   в   обрядах   зимних   святок   мы   организуем   обряд
«колядования» по школе, с заходом в классы, приобщая к древним традициям
даже тех, кто не принимает участия в обучении. Проводим  святочные посиделки с
показом   вертепного   театра,   вечерочными   песнями,   играми,   танцами,   в   ходе
которых   приучаем   этическим   нормам   общения   и   поведения   на   массовых
мероприятиях.        
В обычаях и обрядах масленичной недели используем обряды: хождение по
кругу с песнями, катание с гор, взятие снежного городка, сжигание соломенной
куклы, поедание обрядовой пищи – блинов. Все это является непременной частью
масленичных гуляний, в которых активную роль играют и родители. 
 В течение всей пасхальной недели дети играют в крашеные яйца (крутят,
катают по желобу, устраивают «бой»). Проводятся такие игровые программы,  как
«Поем весну, аукаем» и «Птиц встречаем». Кроме игровых программ проводятся
этические беседы, экскурсии в православные храмы.                  
  В   занимательной   игровой   форме   решаются   задачи   духовно­нравственного
воспитания детей средствами игрового фольклора.
 Таким образом, народный календарный праздник в воспитании детей может
рассматриваться как оптимальное средство изучения основ народной   культуры
России. 
3 Добрый день, весёлый час!
Рады видеть вас у нас!
Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья  доброго.
Я спешу сказать вам: «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам: «Радости!
Удач, успехов и везения!»,
Чтоб пожелать всем в зале 
Прекраснейшего настроения.
Пусть песни, танцы, игры и шутки
К нам в миг пожалуют сюда.
Сегодня праздник – русский праздник        
Филиппов день – день пред началом нового                   
«холодного поста».
Сегодня, 27 ноября, Православная церковь отмечает старинный русский праздник
«Филиппов день» 
Это день памяти одного из 12 апостолов –   Филиппа. Он был верным учеником
Иисуса Христа.
А начиналось всё так. Однажды в одной деревне появился нищий 12 – летний
мальчик   по   имени   Феофил.   Принял   его     к   себе   крестьянин   Василий.   Скоро   о
кротком богобоязненном мальчике узнал священник Корнилий и позвал его.   Со
слезами ребёнок упал  ему в ноги и сказал: «Прости меня, батюшка. Я не помню
своих родителей. Имя мне – Феофил. Позволь остаться в твоём монастыре сколько
могу». Преподобный принял его и поручил старцу Флавиану, научить   мальчика
грамоте и Священному писанию. Вся братия полюбила  его, и через 3 года он был
принят в служители церкви с наречением ему имени Филипп. 
Прошли годы.  Однажды ночью Филипп услышал голос Христа: «Иди по миру
и неси людям добро».  Он оставил монастырь и пошёл в Белозерский край. Здесь,
на   реке Андоге, он нашёл тихое прекрасное место, построил часовню и прожил
оставшуюся жизнь. 
Филипп учил приходивших к нему:   чтить родителей, уважать окружающих
людей, помогать нищим и убогим, говорить всегда всем правду.  Ученик Христа,
он проповедовал всю свою жизнь добро и за это стал святым. Умер он в 45 лет.
Его святые мощи почитают до нашего времени.  Они исцеляют людей. В честь
Филиппа назван день – 27 ноября и  рождественский пост.
4 На Руси этот пост называли «холодным», ведь выпадал он на морозное время
года. 
Апостолу   Филиппу   молятся   при   разных   недугах,   особенно   при   глазных
болезнях и    укусах змей, в печали и скорби.
Что делать в Филиппов день:
Перед   постом   заговенье   День   Святого   Филиппа   является   днем   заговенья
(подготовки к посту), то есть православный россиянин в этот день последний раз
перед   постом   позволяют   себе  употреблять   скоромную   пищу.  По   этому  поводу
накрывается   богатый   стол.   В   народе   этот   день   принято   было   называть
«пельменным заговеньем». 
На   заговенье   перед   «холодным»   постом,   родители,   имеющие   замужних
дочерей,   приглашали   их   с   семьями   к   себе   в   гости,   приходили   на   пельменное
заговенье кумовья, заглядывали в гости и соседи. А со следующего дня до самого
Рождественского сочельника и наступало время поста. Но на Филиппы крестьяне
не только сами заговлялись, но и заботились о дедушке­домовом и его семействе. 
Вечером Филиппова дня хозяева выносили во двор немного еды со словами:
«Царь   домовой,   царица   домовая,   с   малыми   детками,   милости   просим   с   нами
заговлятъ». 
Произнеся   эту   присказку,   люди   возвращались   в   избу   ужинать,
предварительно   поклонившись   до   самой   земли   всем   четырем   сторонам   света.
Кланяясь,   не   крестились.   Часть   оставшегося   ужина   прикрывали   скатертью   и
оставляли   на   столе   опять   же   для   домового   с   домовихой   и   их   деток,   а   часть
раздавали нищим. 
Со дня Филиппа приходил конец осенним свадебным неделям, после него
свадьбы начинали играть лишь после святочного периода. При этом про Филиппов
день говорили в народе: «Филипп не ко всем прилип», имея в виду незамужних и
неженатых парней и девушек, не сумевших до сей поры найти себе пару. 
Зимние заботы
К Филиппову дню женщины изготавливали для себя традиционную куклу­
оберег ­ «Филипповку». Еще одно имя этой куклы ­ «многоручица»: ведь у нее
имелось целых шесть рук (три с правой, три ­ с левой стороны). Эта куколка была
призвана обеспечить успех в традиционных женских работах, считалось, что она
магическим образом помогает и по хозяйству управиться, и за детьми приглядеть,
да и в рукодельных делах подсобить. С Филиппова дня начинали молотить. 
Работа требовала большой тщательности: 
 ♦ «Через сноп не молотят»; 
 ♦ «Свесив рукава, снопа не обмолотишь»; 
 ♦ «Что смолотишь, то и в амбар положишь». 
5 Судили о днях близких и далеких по погодным приметам. 
 ♦ Если на Филиппа пасмурно, а деревья одеты в иней, то на следующий год
ожидали хорошего урожая хлебов. 
 ♦ Ясный   день   Филиппа   ничего   хорошего   крестьянину   не   предвещал,
ожидали плохого урожая. 
 ♦ Снег в этот день сулил ненастный май. 
 ♦ Карканье воронья предвещало оттепель. 
Со дня Филиппа начинается «волчий месяц», когда серые хищники собираются
в стаи и от этого смелеют: подходят почти вплотную к деревням и нападают на
людей, оказавшихся, к несчастью, на дороге в одиночестве. К этому времени на
дворе стоит уже самое настоящее глухозимье. Филиппов день последний, когда
нечисть открыто гуляет по белу свету. По старинным поверьям, с началом поста
вся она прячется под землю и будет там находиться до начала Святок.
6

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника села интересный необычный
  • Сценарий праздника филиппов день
  • Сценарий праздника про мультфильмы
  • Сценарий праздника секреты здоровья
  • Сценарий праздника фестиваля национальных культур