Сценарий праздника фольклорный сундучок

     СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА         «ФОЛЬКЛОРНЫЙ СУНДУЧОК»   для старшей группы             

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       Детский сад №5 «Пчелка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

          СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

         «ФОЛЬКЛОРНЫЙ СУНДУЧОК»

                    для старшей группы

                                                                                                            Подготовила и провела:

Галимова ГульназЗайтуновна

Воспитатель:

первой квалификационной категории        

Цели:  Формирование у детей патриотизма. Приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, песни, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами.

 Задачи:

 Образовательные:

 Расширить знания и представления  башкирском детском  фольклоре.

 Показать самобытность народа, которая проявляется в

 устном народном творчестве: песнях, сказках,

 кулямасах, загадках, пословицах, поговорках.

 Дать детям ощутить себя наследниками предшествующих поколений

      Воспитательные:

      Воспитывать любовь к отчему краю, патриотические чувства,

      любовь к национальной культуре.

 Развивающие:

           Развивать память, сообразительность, находчивость.

           Развивать словарный запас и расширять кругозор.

 Развивать двигательную активность через игры.

Оборудование: 

фонограмма башкирских народных песен «Урал, «Шаль вязала», «Попурри».

для игры «Юрта» — стулья, платки (на каждый стул один платок)  конверты с заданиями ,башкирский сундучок

костюмы для театральной деятельности

Музыкальный инструмент курай башкирская и русская  национальная выпечка.

Мультимедийный проект.

                                           Ход занятия:

 Дети, одетые в башкирскую национальную одежду, входят

в музыкальный  зал под фонограмму башкирской  музыки «Попурри».

Ведущая: «Здравствуйте, ребята! Вас приветствовать я рада на нашем празднике «Фольклорный сундучок».

Ведущая: обращает внимание детей на  башкирский сундучок, который находится в зале.

 Ой, чей это сундучок, кто же его оставил?

 Под волшебную фольклорную башкирскую музыку  в зале появляется сэсен.

Сэсен: Здравствуйте, ребята и гости. /Здоровается/.

  Я сэсен, это значит народная  сказительница. Узнав о вашем празднике поспешила к вам в гости, а вот и мой волшебный сундучок, он будет сегодня показывать волшебные чудеса. Давайте я его открою и достану первый конверт.

1 конверт.   Слушание башкирской народной песни “Урал”.

 Ребята, знаете ли вы это музыкальное произведение?

 Это башкирская народная песня “Урал”.

 Как вы думаете, почему я решила начать наше занятие с этой песни?

 Потому что народная песня — один из жанров фольклора.

 Кто знает значение слова «фольклор»?

Это произведения устного народного творчества.

Устное народное творчество: сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки, кулдуруки – небылицы,  кулямасы , песенки.

Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами башкирского детского фольклора. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

2 конверт.     Детская подвижная игра «Юрта»           

Ведущая: В нее играли много лет назад еще бабушки и дедушки.

Давайте сейчас поиграем в популярную игру башкирских ребят «Юрта».

Дети делятся на четыре группы. Каждая подгруппа образует кружок. В центре каждого кружка стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, дети идут по кругу переменным шагом и поют запев:

“Урманға 3 без барабыз,

Сәскәләр 3 йыйабыз без,

Уйнайбыз за, йырлайбыз за,

Сәскәләр йыйабыз без”.

Припев: Ля-ля-ля.

На припев песни, на «ля», двигаясь переменным шагом, перестраиваются в общий круг. По окончанию пения быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают над головой в виде шатра. Получается «Юрта». Выигрывает та группа, которая быстрее всех построит «Юрту»

3 конверт.   “Пословицы и поговорки” 

Сэсен: Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. Раньше люди были тонкими наблюдателями, потому что их труд зависел от природы. Поэтому народ замечал все вокруг себя до малейших подробностей. Так люди учились сравнивать, примечать. Постепенно приметы приобрели форму пословиц и поговорок. Дети читают пословицы.

Күп йөрөгән күп күрә. Белем — ҡош, аҡыл — ҡанат.

Ҙурлыҡ буй менән түгел, уй менән.

Баш һау булһа, бүрек табыла.

 Кто сможет перевести эти пословицы на русский язык?

Много прошедший много знает.

Знания – птица, ум – крылья.

Зрелость не в росте, а в уме.

Была бы голова здорова, а шапка найдется.

Ведущая: Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они часто даже складными бывают, как стихи. Существует очень много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью. Прочитайте башкирские народные пословицы, переведенные на русский язык, и попытайтесь объяснить их значение:

Сказанное слово — выпущенная стрела

Понадеявшись на многое, не потеряй малого

Друг поддерживает дух

Ласковым словом камни сломаешь

 Не надейся на силу, надейся на ум.

Родители помогают детям объяснить смысл пословиц.

4 конверт.  «Сказки»

Ведущий:Фольклор тесно связан с народным бытом, поэтому сказки носят в основном тот же характер. Вы в этом убедитесь, послушав сказку «Смышленое дитя». Сказка-инсценировка .

 Сэсен:Башкирские сказки бывают:   бытовые, докучные, о животных, богатырские. Попробуйте угадать, какого могучего богатыря назвали в честь высоких гор? Правильно, это Урал-батыр.

Динамическая пауза:

Урал-батыр. (Напряжение.) Встаньте. Представьте, что каждый из вас Урал-Батыр, который поднял тяжелую скалу.

Наклонитесь, возьмите её. Медленно поднимайте руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем скалу (руки резко опускаются вниз вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Дышится легко.

Волшебный мёд(Расслабление.) Батыр глянул в дупло векового дерева, где жили дикие пчёлы. Из дупла шёл медовый аромат. Батыра потянуло на сон от запаха мёда.

Он уронил голову на грудь и медленно помотал ею. Шея Урал-батыра расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать: падает туда, сюда, едва её поднимешь.

Крылатый конь Тулпар (Напряжение) Вытянули руки в стороны, ровные прямые. Кто верный друг любого батыра? Правильно конь. Все вытянули “крылья”, полетели! Летим всё выше и выше. Медленно – быстро. Но вот Тулпар приземлился, и поскакал по земле. Передвигаемся свободно во всех направлениях. Вот сколько крылатых Тулпаров есть у батыра.

5 конверт Открываем конверт “Песни»

Ведущий С самого рождения до самой смерти человека сопровождает песня.

Выполняя любую женскую работу по дому или в саду, на поле или амбаре женщины подбадривали себя песнями или же долгими зимними вечерами, занимаясь прядением, вышиванием или вязанием напевали любимую мелодию.

Песня – инсценировка с участием детей старшей группы и их родителей

Сэсен: Вспомним башкирскую народную песню «Шаль вязала». Споем ее и  станцуем.

1. Шаль вязала я вязала,

Шаль вязала я вязала,

Легкую девичью шаль да,

Легкую девичью шаль.

Припев:

Анна – гизэр, анна – гизэр, гэннаем,

Анна – гизэр, анна – гизэр, гэннаем.

2. Взять бы к милому слетать бы,

Взять бы к милому слетать бы,

Жаль, не бабочка я, жаль да,

Жаль, не бабочка я, жаль.

Припев:

3. Шкура черного ягненка,

Шкура черного ягненка.

Шкурой выдры не бывать, да,

Шкурой выдры не бывать.

Припев:

4. В пляске жаркой на полянке,

В пляске жаркой на полянке.

Разве грех с тобой сплясать, да,

Разве грех с тобой сплясать.

Припев:

6 конверт  «Загадки»

Биш егеткә бер ҡолаҡсын.
На пять парней одна шапка.
варежка

74449705 bec13c0d

Биш бүлмәгә бер ишек.
В пять комнат — одна дверь
перчатка

74449705 bec13c0d

Юлға сыҡтым, Ике юл сатына еттем,
Бер юлы икеһе буйлап киттем.
Я вышел в путь, Дошел до развилки двух дорог,
Пошел по обеим сразу.
штаны

74449705 bec13c0d

Улы бер өйгә ингәнсе, Атаһы ун ике өйгә инә.
Пока сын зайдет в один дом, Отец заходит в двенадцать домов.
часовая и минутная стрелки

74449705 bec13c0d

Йөк һалһаң – йөрөй, Йөгөн алһаң – туҡтай.
Грузом нагрузишь – идет, Груз уберешь – останавливается.
часы с гирями

74449705 bec13c0d

Ағас үгеҙ, өс мөгөҙ.
Деревянный бык, три рога.
деревянные вилы

74449705 bec13c0d

Аҡ мунсаҡ төшөп ҡалды — Ай күрҙе, ҡояш алды.
Белые бусы рассыпались, Луна увидела, солнце забрало.
Ведущий:Само название жанра на русском языке «загадка» происходит от слова «гадати» — думать, рассуждать. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

7 конверт музыкальные загадки « Угадай, какой башкирский инструмент звучит» Родитель исполняет музыкальный номер на курае

Ведущий:  Ребята, сегодня мы еще раз убедились, какой богатый фольклор

 у башкирского народа. А как много общего у башкирского фольклора с русским! И это не случайно. Ведь всех народов Башкортостана, несмотря на различие языков, обычаев, традиций, объединяет стремление жить в мире и согласии, желание быть счастливыми.

Сэсен:Благодарю за активную работу. А сейчас приглашаем вас на чаепитие с национальной русской и башкирской  выпечкой.

Чаепитие.

Сценарий фольклорного представления «Волшебный сундучок»

Участники: дети средней группы

Реквизит: сундучок, музыкальные инструменты- дудочка, барабан, трещётка, деревянные ложки- 2пары, 2 бубна, 2 колокольчика берёзка, карусель игрушки — домовёнок, кошка, белка.

(Под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка» входят дети, проходят змейкой и садятся на стульчики)

Выходит ведущий (воспитатель)

Ведущий: Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Добро   пожаловать в нашу светлую горницу.

Горница у нас большая,

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит

Много он добра хранит

А что же в этом сундуке?

Давайте посмотрим…

(достаёт  из сундучка игрушечного домовёнка)

В сундучке нашем оберег- игрушечный домовёнок, а зовут его Кузя. В старину считалось, что в каждом доме есть свой домовой, он оберегает дом от разных напастей.  

Домовёнок Кузя хочет с вами поиграть

Игра-шутка «Кузя»

Дети: Кузя! Кузя!

Кузя (воспитатель): Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки

Дети: Что принёс?

Кузя: Оладушки

Дети: А где они?

Кузя: Под лавку положил

Дети: Экий ты, Кузя, чудак!

Кузя: А вы бы сделали как?

Дети: А мы бы оладушки на стол положили, маслом полили, а потом их съели.

Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю   (воспитатель прячет домовёнка за спину)

Дети: Кузя! Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки

Дети: Что принёс?

Кузя: Сапожки

Дети: А где они?

Кузя: Я сделал как вы велели на стол поставил и съел (дети смеются)

Ведущий: Ребята, чтобы узнать кто прячется в сундуке нужно отгадать загадку:

«Весь мохнатенький, сам усатенький,

Четыре лапки, а в лапках царапки».

                                           (кот)

(достаёт  из сундучка игрушечного   кота)

1-й ребёнок: Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котя из ворот-

Всполошится весь народ,

И петух, и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Дети: Котя-коток где ты был?

Кот (ребёнок) : На мельнице

Дети: Котик-коток, что ты там делал?

Кот: Муку молол!

Дети: Котик-коток. Что из муки пёк?

Кот: Прянички!

Дети: Котик-коток, с кем прянички ел?

Кот: Один

Дети: Не ешь один, не ешь один.

 Игра «Кот Васька», русская народная мелодия, обработка Г. Лобачёва

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький,

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поёт.

Дом неслышно обойдёт,

Притаится Васька-кот.

Серых мышек ждёт.

Васька, Васька, ты вставай

Серых мышек догоняй!

(дети ходят по кругу и поют песню, Ребёнок, изображающий кота- выполняет движения в соответствии с текстом. В конце игры дети разбегаются, а кот их ловит)

Вед.: Открою сундучок, что же там ещё есть?

«На ветке не птичка- зверёк невеличка,

Мех тёплый, как грелка».

Кто это?

             (белка)

(достаёт  из сундучка игрушечную белку)

(выбегает Белка-ребёнок)

Белка: 

По деревьям скок-скок,

Да орешки щёлк-щёлк

Это белка попрыгунья.

Попрыгунья, хлопотунья.

Быстроглаза в рыжей шубке

С ней бельчата рядышком

Щёлк да щёлк себе скорлупки

А детишки- ядрышки.

 «Танец белочек», под русскую народную мелодию «В роще калина»

(ведущий достаёт музыкальные инструменты)

Ребёнок:

Собрались музыканты

На зелёный лужок.

Принесли музыканты-

Кто гармошку, кто рожок.

Сколько музыкантов-

Столько и талантов.

(выходят звери-музыканты)

Мышка:

Мышка на пригорке

Пляшет возле норки.

Песню солнышку запела,

Звонко в дудочку дудела.

Баран:

Вот ударил в барабан

Барабанщик- баран!

Громко бить по барабану

Очень нравится барану.

Кошки:

Две весёлых кошки

Взяли в лапы ложки-

Деревянные, резные,

Звонкие да расписные!

Медведь:

Если в бубен бьёт медведь-

Бубну как не зазвенеть?

Комар:

А комар бьёт в него-

Не услышишь ничего.

Лисёнок:

А я маленький лисёнок,

Колокольчики люблю

Когда вырасту немножко,

В музыканты я пойду.

Заяц:

Захотелось даже зайке

На трещётке поиграть.

Заиграл и в тот же час

Все в лесу пустились в пляс.

Шумовой оркестр «Ах, вы, сени», русская народная мелодия

(дети по очереди подыгрывают на музыкальных инструментах под музыку, исполняемую музыкальным руководителем)

Ведущий:

Приоткрою сундучок, загляну одним глазком… где-то здесьбыли   потешки да заклички. Куда они подевались, может быть потерялись?

Дети: Да вот они!

1-й ребёнок:

Наш козёл-

Стрекозёл

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

Творогом лепёшки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,

Небывальщины да неслыхальщины.

2-й ребёнок:

Солнышко, колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Лето красное встречать!

Ведущий: Загляну снова в сундучок. Что же достану я на этот раз?

(ведущий достаёт птичек на ленточках, раздаёт их детям)

Ведущий: Вот и закончились посиделки в нашей горнице, приглашаю всех на улицу.

(дети с птичками подходят к берёзке)

1-й ребёнок:

Ой, берёзка моя зелёненькая.

Кудреватая, весёленькая.

2-й ребёнок:

Близ тебя, берёзынька,

Трава шелковая.

3-й ребёнок:

Под тобой, берёзынька,

Вода ключевая

4-й ребёнок:

На тебе, берёзынька,

Соловьи поют.

5-й ребёнок:

Вокруг тебя, берёзынька,

Ребятки   хороводы ведут.

(дети вешают птичек на берёзку)

  Хоровод «Во поле берёза стояла», русская народная песня

(дети поют песню, выполняя движения в соответствии с текстом)

(воспитатель выносит карусель)

Ведущий:

Завертелись карусели

Быстро кони полетели,

Гривы золочёные,

А хвосты кручёные

Кому делать нечего,

Катайся хоть до вечера!

Игра «Карусель» под русскую народную

музыку «Смоленский гусачок»

(дети двигаются по кругу сначала в одну, затем в другую сторону, постепенно увеличивая темп движения)

Ведущ.:

Пусть праздник подошёл к концу-

Веселье не кончается.

Я верю, что ещё не раз

Мы с вами повстречаемся!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
Фольклорный коллектив
Короськовской средней
общеобразовательной школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
 «Любовь к родному краю, знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества»
                                                                                  Д.С.Лихач
ёв
В   современном   обществе   остро   ощущается   возрождение   интереса   к
истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не
только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего
темпа   работы,   подсознательно   тянутся   к   природе,   размеренной   жизни
предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.
«Бабушкин сундук» – литературный сценарий по  сохранению и передаче
национальных   традиций   подрастающему   поколению   с   самого   раннего
возраста. Он  дает  возможность   погружению  детей  в   культуру  и традиции
своего   народа,   наших   далеких   предков.   Бабушкин   сундук   –   это   кладезь
старинных и ценных вещей.
«Не   зная   традиций   своего   народа   невозможно   продвигаться   вперед   и
добиваться каких­либо результатов, наши дети должны знать культуру  своего
народа, его язык и традиции».
Бабушкин сундук – это предмет, который связывает  нас с прошлым, с
молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек. Он пришел в нашу жизнь из
вчерашнего дня, это и есть своеобразная связующая нить между поколениями.
В  современном  мире   многие   считают,  что   традиции,  обряды,  предметы
быта,   пришедшие   к   нам   из   прошлого,   сегодня   уже   не   нужны.   И   жители
больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего
народа. А традиции должны сохранятся.
Для чего же  сундук  был нужен нашим предкам? Что в нем хранилось?
Чтобы   ответить   на   эти   вопросы,   мы   обратилась   к   различным
источникам ­энциклопедиям, книгам,   Интернету. Из разных источников мы
узнали,   что   термин   сундук   (сандук)   имеет   арабское   происхождение   и
появляется в русских письменных источниках только с XVI века. Позднее он
начинает   объединять   в   себе   такие   понятия,   как   укладка,   ящик,   емкость
определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.  
 Изготавливались они из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек.
Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа,
осина. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
 К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что
все восточные народы – египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие ­
даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.
В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.
Сундуки   были   очень   распространены   и   получили   в   народе   разные
названия.   Их   именовали   ларцами   и   коробами,   шкатулками   и   укладками,
скрынями   и   ковчежцами.   Видов   сундуков   огромное   множество.   Они
изготавливались   различных   габаритов,   цветов,   с   применением   различных
пород дерева (дуба, ясеня).
Чем пахнет бабушкин сундук?
  Наступила   пора   заглянуть   в   бабушкин   сундук,   посмотреть,   что   же
спрятано и сохранено в нем……
Таким   образом,
сундук   являлся   предметом
многофункциональным,   в   нем   хранились   –   одежда,   посуда,   украшения,
рукоделие, книги, куклы, картины, фотографии.
  бабушкин  
 данного сценария: Дать детям начальные
представления   об   искусстве   и   традициях   русского   народа,   показать
красоту   русского   народного   костюма,   привить   интерес   к   русской
крестьянской культуре.
1. Познакомить детей с историей русского костюма, русского платка.
2.
  Способствовать   формированию   речевой   деятельности   за   счет
использования   детьми  выразительных  средств   языка, образов  произведений
устного народного творчества.
3.   Приобщать   детей   к   русской   народной   культуре   посредством   устного
народного творчества.
4. Развивать у детей ловкость, гибкость, быстроту движений.
5.   Развивать   чувство   ритма,   умение   передавать   через   движение   характер
музыки, ее эмоционально – образное содержание.
6. Вызвать у детей чувство радости. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:
Шабанова Елена
Владимировна
Действующие лица и исполнители:
Ведущий: Балашова Кристина
Баба Катя: Егорова Татьяна
Внучка: Миронова Анастасия
Девушки: Борисенко Мария, Егорова Анна, Сафонова
Ольга, Сафонова Светлана, Соколова Анна
Парни: Ануфриев Евгений, Грузинцев Дмитрий,
Захаров Максим, Маликов Артур, Стёпкин Сергей
РЕКВИЗИТ:
Рисунок задней стенки избы;
Сундук;
Стол;
Скамейки;
1.
2.
3.
4.
5. Прялки;
6.
Русские народные костюмы:
Сарафаны;
Мужские рубашки;
Соломенная кукла;
Самовар;
7. Платки;
8.
9.
10. Кухонная утварь;
11. Скатерть;
12. Домотканая дорожка; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
13. Гармошка;
14. Музыкальное сопровождение.
На заднике сцены нарисована русская изба. В красном углу — божница:
иконы,   лампадка   под   ними,   яркий   рушник.   Ближе   к   заднику,   по   обе
стороны от окна, лавки, а под самым окном большой сундук, на нем висит
замок.   Сундук   покрыт   домотканой   дорожкой.   Чуть   в   стороне   стол,
крепко сколоченный из широких досок; на столе самовар с поддоном, на
самоваре   заварничек.   В   углу   прялка.   Выходит   девочка,   читает
стихотворение.
Бабушкин сундук
В уголке за дверью бабушкин сундук.
Крышку приоткроешь, перехватит дух. 
Защекочет в горле запах нафталина 
И необъяснимый от вещей старинных.
Как­то я решила перебрать старьё,
Может что­то ценное? Нет, одно рваньё…
В свёрточке газетном ­ рыжая лиса,
Вяло лапки свесились, бусинки глаза,
Ротик приоткрытый с зубками кривыми,
Грела чьи­то плечи гордо в выходные.
Скатерти льняные, по краям мережка,
От храненья долгого дырки да прорешки.
Мулине цветными вышитые шторы.
Кто же так с любовью подбирал узоры?
Гладью лепесточки, стебельки цепочкой
И ажурной вязью мелкие цветочки.
Вот китайский веер, хрупкие пластинки, 
Где­то ещё целые, где­то половинки.
Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,
Кажется, раскроешь и в руках растает.
А на дне ­ газеты, пачки с нафталином.
Выступили слёзы, сердце защемило:
Кто теперь расскажет, для чего хранили
И какие чувства к тем вещам таили… 
За прялкой баба Катя тихо напевает песню «Летят утки».
Летят утки, летят утки
И два гуся. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
Ох, кого люблю, кого люблю,
Не дождуся. 
Мил уехал, мил уехал,
Меня бросил.
Ох, мил уехал, мил уехал,
Слезы льются… 
Вспомни, милый, вспомни,
                                           милый,
Наши встречи.
Ох, вспомни, милый,        
               вспомни милый, 
Наши встречи. 
Прийди, милый, прийди,
                                                       милый,
Стукни в стену.
Ох, а я выйду, а я выйду,
Тебя встрену. 
Ведущая. От того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или
не   быть   отечественной   культуре.   Многое   мы   забыли,   растеряли…   Давайте
собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый
бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать его содержимое.
Ведь сундук — это не только скопленное добро, это — целая жизнь!
Слышен стук в окошко, пришли девчата.
1 девушка: Баба Катя, здравствуйте!
БАБА КАТЯ. Здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали, девоньки?
2 девушка: На огонек зашли, можно?
БАБА КАТЯ. Заходите, места не жалко.
3 девушка: Спасибо, баба Катя!
БАБА КАТЯ. Проходите, проходите, красавицы мои ненаглядные. Самовар
готов, чайком угощайтесь, пироги мои попробуйте. Напекла, а есть­то неко­
му.
4 девушка: Зачем много печешь, баба Катя?
БАБА   КАТЯ.   По   привычке,   девоньки!   По   привычке.   Раньше­то   семьи
большие были, вот и пекли много.
5 девушка: Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой, пузатый. Да под
замком! Видно много в нем добра.
БАБА КАТЯ. Старый, говоришь, сундук… Верно, старый, ему уж больше ста
лет…
ДЕВУШКИ. Ох, ты! Ну и ну!
БАБА КАТЯ. Вот вам и «ох, ты!» Это теперь у вас комоды, да серванты, да
шкафы. Правду сказать, комоды­то и в старину водились, но только не у нас, а
больше у богатых. А у тех, кто победнее, сундуки были. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
1 девушка: А что в них прятали?
БАБА КАТЯ. Хотите покажу, что я в сундуке храню?
2 девушка: Покажи, бабуленька!
Баба Катя подходит к сундуку, достает из кармана передника ключ,
открывает   замок   и,   перекрестившись   на   образа,   открывает   крышку
сундука.
БАБА КАТЯ. Не напирайте, девоньки, все покажу, про все расскажу. Только
плату с вас за это возьму…
3 девушка: А чем платить за поглядки?
БАБА КАТЯ. Плата пустяшная. Кто споет, кто спляшет, кто отгадает, про
что спрошу, — вот и вся плата. (Достает из сундука узелок). 
4 девушка: Ой, девочки! Поглядите, какая смешная кукла!
БАБА КАТЯ. Смешная, говоришь? АН, нет. Это моя любимая Маша, мне ее
моя бабушка сладила. Сладила сама, из обыкновенной соломы, а платье шили
мы вместе с ней. Лапотки сплел дедушка… 
БАБА КАТЯ. Заговорила я вас. Садитесь, девоньки, чай пить будем.
Все садятся за стол чаевничать. Раздается стук в окошко, слышит
звуки гармони.
БАБА КАТЯ. Ой, гармошка! Знать, пришли ребята­пострелята.
5   девушка:   Хороши   пострелята!   Оба   усаты,   один   петь   мастак,   другой
гармонист, что надо.
1 девушка: Пустим, что ли, баба Катя?
БАБА КАТЯ. Озорничать не станут?
РЕБЯТА (в окно). Не, не будем!
БАБА КАТЯ. Заходите, только выкуп заплатите.
1 парень: А выкуп каков?
2 парень: Это мы можем, сколько хочешь напоем, напляшем, да тут девки
наши… С ними будет веселей!
3 парень: Баба Катя, а что сундук­то твой открыт, ревизию делаешь?
БАБА КАТЯ. Она самая, сынок, ревизия. Девчата попросили показать, что в
сундуках хранили…
2 девушка: Баба Катя, а что здесь в узелке лежит?
БАБА КАТЯ. Это смертный мой узелок.
4 парень: Это кто тебе, баба Катя, разрешил таким делом запасаться?
БАБА КАТЯ. Не я первая, не я последняя. Испокон веков есть на Руси такой
обычай: смертный узел готовить самой. А мужики в старину гробы заранее
делали сами себе. Домовиной звали, последний дом готовил себе сам хозяин.
Вот так­то, детки!
3 ДЕВУШКА. Баба Катя, а чье это было платье?
4 ДЕВУШКА. И фата… (вешают на заднюю стену и рассматривают).
БАБА КАТЯ. Ишь вы, сороки­белобоки. Мое это подвенечное платье и фата
моя.  Платье муж покупал перед свадьбой, а фату — свекровь. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
5 ДЕВУШКА. Красота! Кружева­то какие, теперь таких нет.
БАБА КАТЯ.   Это уж точно,  да бесприданницей и звали. Беда,  ежели к
богатым попадет, да пятой или шестой невесткой — заклюют. Раньше­то жили
единой семьей: есть шесть сынов, вот и шесть жен приведут в дом. С одной
стороны, вместе легче — семья крепче. С другой — бесприданнице там не
мед — горьки слезы часто льет.
ПЕРВЫЙ ПАРЕНЬ: Опять за свое, все о грустном да невеселом…
ПЕРВАЯ   ДЕВУШКА.   Баба  Катя,   а   веселиться­то   умели,   праздники
праздновали?
БАБА КАТЯ. Все было… И песни пели, и частушки, и загадки загадывали. А
из   сундуков   доставали   праздничные   наряды.   (Достаёт   одежду,   раздаёт
девушкам. Девушки наряжаются в народные костюмы)
ВЕДУЩИЙ: В Кромском уезде, как и во всей Орловской губернии, в одежде
преобладал красный цвет. Если юбка была красного цвета, то блузка белая,
украшенная вышивкой. Сарафаны называли «шугай» или «полушугай». В кон.
XIX   —   нач.   XX   вв.   появились   сарафаны   «московские»   (прямого   покроя).
Были  они,  как  правило,  из  набивного  ситца,  кумача,  пестряди. Носили  их
преимущественно молодые женщины и девушки по праздникам. 
ВТОРОЙ ПАРЕНЬ: А нас в сундуке лежит старая шинель и три креста. Прадед
кавалер был Георгиевский,
БАБА   КАТЯ.   А   от   мужа   моего  Ивана   Степановича   два   ордена   Красной
Звезды остались, медаль «За отвагу». Да вот одежда его. Берегу как память о
нем. 
ВЕДУЩИЙ: Комплект мужской будничной одежды Крестьянина Кромского
уезда состоял из рубахи­косоворотки с разрезом по левой стороне груди и
штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из
домашней шерстяной ткани или онучного сукна. Рубахи носили навыпуск и
подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли
гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.
Одна из девушек выхватывает из сундука платок.
1:      На небе солнце!
         На платке солнце!
2:      На небе месяц!
         На платке месяц!
ВЕДУЩИЙ:  Издавна Россия славилась своими платками. Красивый, яркий
платок носила и царица, и крестьянка. Он хранил   тепло, дарил здоровье и
хорошее настроение.
3. Ой, а можно я прикину.
4. А я?
БАБА КАТЯ: Девочки, а зачем вам нужен платок?
ПЕРВАЯ ДЕВУШКА : ­ Ясное дело, чтоб ребят завлекать.
Парный танец «Кадриль» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
ГАРМОНИСТ. Баба Катя, а  гармонь­то цела Ивана Степановича?
БАБА   КАТЯ.   Цела,   сынок,    цела…   Достань­ка   сам   ее,   вот   тут    она
(гармонист достает гармонь).  Ох, и поиграла она, сердешная, на своем веку!
Этой гармони, почитай лет сто. Моему покойному мужу её одарил его отец —
свекор мой. Когда Иван на  войну уходил, последний раз на  ней на вокзале
«Прощание славянки» играл. Вой стоит: бабы плачут, дети им помогают, кто­то
речь говорит, а мой­то душу «Славянкой» рвет. А я стою, как каменная, хоть бы
слезу проронила… 
ГАРМОНИСТ.
Развернись, гармонь, пошире,
Расступися, хоровод,
Полновластная хозяйка —
Песня русская идет!
Гости запевают частушки. Баба Катя подхватывает.
1.Мы частушки запоем,
Запоем мы громко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
 2.    У березки, у осинки
        Тоненькие веточки.
        А мы бойкие девчонки,
        Все мы как конфеточки.
3. Вы, подружки дорогие,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.
4.      На платочке у меня
         Розы распускаются.
         Не могу стоять на месте,
         Пчёлы все слетаются.
5.  Я платочком помашу,
Покружусь немножко,
Пусть посмотрит на меня
Озорник Серёжка.
Вместе: Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на нас какие­
В ярких красках расписных!
БАБА КАТЯ. Ну вот, и наслушалась, и напелась… Словно в девках побывала.
Аж на душе легче стало.
ПЕРВАЯ   ДЕВУШКА:   В   старину   все   делали   своими   руками.   Ремесла
кормили,
обували. 
одевали
 
 
и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
 
тянет,
 
 
­
а
  плеч   не
ВТОРАЯ   ДЕВУШКА:  Недаром   русская   пословица   гласит:   «Ремесло   не
коромысло  
само   прокормит». 
ВЕДУЩИЙ:Сущую правду говорите! С десяти лет пряли, в двенадцать за
станок садились, вязать ещё раньше начинали. Денег не было, в магазин не
ходили, сами себя одевали и обували». Ручное прядение известно давно. Оно
было   распространено   среди   всех   народов   земного   шара,   за   исключением
крайнего севера, где носили меховые одежды. 
Песня «Прялица» 
(Девушки садятся, баба Катя и внучка, прядут, вышивают, вяжут, 
поют) 
Уж ты прялица, кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясти попрядывати
По беседушкам похаживати
Я стояла на угорочке
Сарафан с косой оборочкой
Сарафанчик раздувается
Ко мне милый приближается
Я заметила заметочку:
На милом рубашка в клеточку.
Я заметила вторую на бегу,
Мой­от миленький не курит табаку,
Мой­от миленький не пьет винцо,
Часто ходит на мое крыльцо.
Из колодца воду черпала
Уронила в воду зеркало
Уронила ­ не разбилося
Полюбила ­ не ошиблася
Уж ты прялица, кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясти попрядывати
По беседушкам похаживати
БАБА КАТЯ.  Ну, вот и меня развеселили, и себя потешили, и о старинных 
ремёслах, да одежде поговорили. Спасибо вам. Приходите еще. А сундук — 
дело наживное. Только, скажу я вам, не в добре, что в нем спрятано, дело. 
Копите, милые, сундуки добра души вашей, копите любовь к земле, на 
которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, жениху, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области
«Короськовская средняя общеобразовательная школа»
невесте. Если будет в семье лад, будет в ней и клад. Дом любовью богат и 
детьми, трудом и песнями счастье копится и полнится.

Тема: «Посиделки у бабушкиного сундука»

Цели:

  • воспитание уважения к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю;

  • активизировать познавательный интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков;

  • развитие творческих способностей.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

  • Дать представление об избе, о печке – главной части избы.

  • Продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками. Употреблять их в разговорной речи, формировать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями русского фольклора.

  • Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, печь, ухват, чугунок, прялка, лапти.

Оборудование:

1.Выставка: предметы женской одежды: сарафан, рубаха, кокошник, кичка, передник, душегрея и предметы мужской одежды: порты, зипун, кафтан, треух, картуз, лапти и онучи).

2. Сундук.

Содержимое сундука:

1).На подносе свекла, морковь, лук, мука, угольки, картофель.

2). Украшения для волос: бусы, ленты, заколки.

3). Бусы в подарок мамам.

3.Русская печь. Стол. Лавки.

4.Утварь: ухват, кочерга, веник, коромысло

5.Полотенце.

6.Икона.

7.Посуда: глиняный горшок, берестяной туес, деревянная ложка.

8.Утюги.

9. Коромысло с вёдрами.

10. Безмен.

11. Куклы – обереги: подорожница, травница, неразлучники.

12. Наборы травяных чаёв, заварочные чайники, чайные пары, выпечка, сахар кусковой, чайные ложки, самовар.

  1. Введение.

Добрый день, гости дорогие. Мне очень приятно всех вас видеть сегодня у нас в гостях.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Сегодня занятие у нас не обычное. В гости нас к себе пригласил музейный экспонат. Что за экспонат вы сможете узнать, разгадав загадку:

У бабушки сейф.

Он давно уж не новый,

К тому же совсем

Не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у неё

В уголочке.

В нём бабушка держит

Халаты, носочки,

Отрезы на платья,

Немножечко пряжи,

Пуховый платочек

И пенсию даже.

Но только не дверца,

А крышка на нём.

Тяжелая очень

С висячим замком. (Сундук)

  1. Посиделки.

Вот и мы у этого сундука посидим, поговорим, много нового узнаем.

В старину, когда были закончены огородные работы, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки — прибаутки и работали: вязали, вышивали, пряли, плели лапти и корзинки. Назывались такие встречи – ПОСИДЕЛКИ. Начинаются наши посиделки с песни.

Песня – хоровод «По малину в сад пойдем»

1. По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.

Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!

2.Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток, —
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок.
Припев.

3.Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Припев.

4.Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем!
Припев:

Сборы на посиделки.

В русских деревнях, когда девушка собиралась на посиделки, занавешивались в доме окна, но не изнутри, а снаружи. Чтобы это значило?

(В те времена зеркала были доступны не каждому, они очень дорого стоили. Потому-то занавешивали застеклённые окна снаружи ставнями, чтобы в них можно было смотреться изнутри как в зеркало.)

Готовиться к посиделкам начинали заранее. Парни и девушки надевали самую лучшую одежду.

А вы знаете предметы крестьянской одежды? Давайте проверим.

(на выставке: предметы женской одежды: сарафан, рубаха, кокошник, кичка, передник, душегрея и мужской одежды: порты, зипун, кафтан, треух, картуз, лапти и онучи).

Чтобы показать свою красоту, девушки использовали косметику.

Давайте попробуем навести красоту при помощи бабушкиных средств.

Конкурс 1. «Я ль на свете всех милее». (Из сундука достаю на подносе свекла, морковь, лук, мука, угольки, картофель).

Раньше не было таких косметических средств, как сейчас, поэтому девушки для этих целей использовали овощи. Девицы – красавицы для вас конкурс «Я ль на свете всех милее».

Независимое жюри выбирает победительницу конкурса.

Конкурс 2. Коса – девичья краса.

Коса – девичья краса. До замужества девушка ходила с непокрытой головой. А вот замужней женщине опростоволоситься считалось непозволительным. Девушки старались показать своё умение в косоплетении, косы украшали лентами, бусами.

А вы сможете поразить нас таким умением?

Независимое жюри выбирает победительницу конкурса.

Девочки проходят по кругу.

Вот как описывали девицу в летописи:

Ходит плавно — будто лебедушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поет.

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием.

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются.

Наши дети хотят, чтобы их мамы всегда были красивыми. Примите, пожалуйста, наши подарки.

«Дом вести – не рукавом трясти» — гласит пословица.

Вокруг сундука вы видите множество предметов, о каждом из них в народе придумали загадку. Давайте мы их разгадаем.

1.Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело тёплое, крови нет,

Сесть, на неё сядешь,

А не везёт. (Печь)

Юра. Печь играла в доме главную роль. Появилась даже такая поговорка «Плясать от печки», то есть начинать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около неё держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.

Учитель. У печи находилась большая часть утвари. Кто знает, что может означать это слово?

Утварь — это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Книзу узок, верх широк, не кастрюля … (чугунок)

А кто знает его назначение?

Кто сможет показать чугунок?

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам в угол идёт. (Ухват)

Кто сможет показать ухват?

А кто знает его назначение?

Ухват – устройство для передвижения горшков и чугунов в печи.

Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые приобретались длительной практикой.

А вы хотите попробовать?

Дети пробуют поднять ухватом чугунок.

А вот ещё одна загадка.

Чёрный конь

Скачет в огонь.(Кочерга)

Кто сможет показать ухват?

А кто знает её назначение?

Кочерга – приспособление для размешивания углей в печи.

Другом кочерги был предмет, о котором следующая загадка.

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся — чистый пол! (Веник)

Веник находился тоже возле печи. Именно под веником, по народным поверьям, жил Домовой.

Конкурс «Шутка домового».

А вот посмотрите, тут у нас еще какая-то тарелка с перемешанными рисом и горохом! Наверное, это домовой над нами подшутил! Давайте разберем все по сортам.

Музыка: народная песня «Я горошек молочу».

Вот ещё экспонаты, без которых не обходилась ни одна изба.

Три братца

Пошли купаться;

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли. (Коромысло с вёдрами)

А кто знает их назначение?

Да, воду носили на коромысле. Без особой сноровки это было сложно. Попробуйте и сами в этом убедитесь.

Звучит песня «Пошла млада за водой» в исполнении мам. (Приложение № 1)

Дети переносят два ведра с водой на коромысле.

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это главное место в избе.

Как вы думаете, что значит красный угол?

Ксюша. Красный — значит красивый, главный. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу. Это было самое почетное место. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки.

Учитель: Прежде, чем сесть за стол, необходимо было воспользоваться этими предметами:

Три ноги, два уха, а шестое брюхо. (Рукомойник.)

Тая. Рукомойником раньше был глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам, и лишь потом появился медный рукомойник с одним носиком. Под ним стояла деревянная лохань, куда стекала грязная вода.

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце)

На стол выставлялась посуда.

Из каких материалов раньше в нашей местности делали посуду и почему?

(Чаще всего посуда была глиняная, берестяная и деревянная.)

Многих кормил;

Упал – пропал,

Никто костей не собрал. (Горшок)

В соседней деревне Шуломень жили хорошие гончары. Их посуда славилась по всей округе.

Ваня. Берестяной туесок. В берестяном туесе можно хранить ягоды, а можно – грибы, можно держать там сливки, масло коровье, творог, сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли. В берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждёт лошадка у ворот –

Открывай пошире рот. (Ложка)

Стоит бычок подбоченивши бочок шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

И без этого предмета жизнь человека немыслима.

То взад, то вперёд,

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море. (Утюг)

Постникова Е.М. Скорее всего, первыми утюгами были тяжёлые камни, которыми придавливали ткань. Потом появились рубель и валёк. Позднее появились утюги чугунные (литые). Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить. А в 1882 году американец Генри Сили изготовил утюг с электрическим нагревателем.

Следующий экспонат был необходим при покупке, например, сахара или муки.

Сам худ, голова с пуд.(Безмен).

Учитель: Итак, мы с вами совершили небольшое путешествие в мир русской избы.

Частушки

На праздничных посиделках любимым развлечением были частушки.

1.Пропоём мы вам частушки,

Замечательны таки.

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики.

2.В Городецке мы живем,

Сушки — пряники жуем.

Мы частушек много знаем,

И сейчас для вас споем.

3.Хлебом-солью всех встречаем

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

4.Ты расти, расти, коса,

до шелкова пояса,

Как ты вырастешь, коса,

Будешь городу краса.

5.Наши девы — молодицы,

На все руки мастерицы:

Вяжут, шьют, прядут и ткут

И умело дом ведут.

6.Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас,

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

7.Ах, мое приданое

Крепкое, не рваное —

Вышивала я узор

На свой свадебный убор.

8.Мальчики:

Девочки — беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки:

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

9.У меня не сарафане

Косолапы петухи.

Только я не косолапа,

Косолапы женихи.

10. На берёзе сидит Ёжик.

Белая рубашка.

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

11.В сундуке моем добро

Бережно хранится.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодится.

12.Старый бабушкин сундук…

Тайны жизни в нем живут,

Наша женская судьба

Место в нем свое нашла.

Вместе: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли

Мы бы очень все хотели

Чтобы нам похлопали!

Небылицы в лицах.

Ну-ка сядем — ка рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щёлкают орешки,

Да говорят потешки.

Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.

— Федул, чего губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Зашить можно?

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

  • Один ворот остался.

  • Фома, что из леса нейдёшь?

  • Медведя поймал.

  • Так веди сюда.

  • Да он нейдёт.

  • Так сам иди.

  • Да он не пускает!

  • Ванюша, голубок,

Что плачешь?

  • Да об калитку головой ударился.

  • Скажи, а когда это случилось?

  • Да вчера вечером.

  • А, что же ты сегодня плачешь?

  • Вчера вечером дома никого не было.

  • Кум, ты куда?

  • Да в лес по дрова.

  • А, что везёшь?

  • Сено.

  • Какое сено, ведь это дрова.

  • А коль видишь, что спрашиваешь?

Тая.

Старый бабушкин сундук

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Обещала бабушка показать добро,

хоть не накопила злато-серебро.

Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках дорогие сердцу предметы, согретые руками нескольких поколений.

Чего только не хранилось в бабушкином сундуке. (Открываю крышку.) Раньше девушка не могла выйти замуж, пока не приготовит себе сундук приданого. Там должно было быть постельное бельё, полотенца, скатерти, одежда. Всё украшалось вышивками. В сундуке хранились и дорогие вещи: письма от родственников, украшения, редкие покупные игрушки, которые доставали по праздникам.

Достаю куклу-оберег. Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Подорожница — верный хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. 

Неразлучники символ и оберег крепкого союза, дарят молодожёнам на свадьбу. Делается как бы на одной руке, чтобы идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и беде.

Травница кукла для очищения воздуха в избах. 

Чаепитие. Заканчивались посиделки чаепитием.

Бабушка Марины Рябовой: Все знают о японских и китайских чайных церемониях. Но и у наших предков тоже были свои традиции, связанные с чаем. Очень любили травяные чаи. И я предлагаю участникам наших посиделок попробовать чай по старинным русским рецептам.

Определить, что завариваем (в мисочках разные виды трав)

Показать, как пили чай наши предки (с блюдечка, из чашки, вприкуску)

Выбрать из предложенного посуду для чаепития.

А сейчас мы приглашаю всех на чаепитие с пирогами.

Гостей и близких привечаю

Ароматным сладким чаем угощаю.

От всех невзгод, от всех болезней

Вкусный чай всегда полезней.

Наш гость сегодня не скучай,

Пей от души горячий чай.

Викторина (РЕФЛЕКСИЯ)

1 вопрос: Как называется обряд, с которым мы сегодня познакомились?

2 вопрос: Как называлось главное место в доме?

3 вопрос: Помещение, где проходили посиделки.

4 вопрос: Где и на чём готовили пищу?

5 вопрос: Коротенькая песенка с юмористическим содержанием.

6 вопрос: Обрядовый символ. (кукла)

Учитель:

Отдохнули все по праву.

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем,

долго-долго помнить будем,

дело по душе найдем!

Приложение № 1

Пошла млада за водой.

Пошла млада за водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.

Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.

Брошу ведра по гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли

Сама в пляску я пойду.

Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли,

Рассыплюся яблонькой.

А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли,

А кто будет танцевать?

Ваня будет в гусли грать
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.

Классный час: «Секреты бабушкиного сундука».

Цели:

— познакомить с культурой русского народа: некоторыми традициями, историей появления письменности, элементами русского быта, спецификой одежды, играми;

— формировать умение сравнивать и анализировать полученную информацию;

— развивать воображение, память;

— воспитывать патриотизм, бережное отношение к традициям и обычаям русского народа;

Оборудование:

сундук,

пожелтевший лист с дореволюционным гражданским алфавитом,

книга Некрасова, старый журнал с дореволюционным шрифтом,   

Библия

икона Николая Чудотворца,

русский сарафан,

утюг угольный

павлопосадский платок,

кусочек свёклы, шапка скомороха, небольшой уголёк,

самовар,

музыка для сопровождения игр.

— Здравы будьте, добры молодцы и красны девицы! (с поклоном).

— Предлагаю вам  отправиться в интересное и загадочное путешествие в прошлое. Но путешествие будет воображаемым,  скорее исследование. Вы со мной?

— Попробуйте  догадаться, почему я поздоровалась с вами таким необычным способом?

— Так здоровались наши предки – славяне. Они желали друг другу здоровья. Пожелание здоровья собеседнику является признаком хорошего тона и уважения.

— Я пожелала вам здоровья, я вас люблю и уважаю. И поэтому решила взять вас  в ассистенты.

— Что означает  «ассистент»? (помощник)

— Да, вы будете моими помощниками в данном исследовании.

— Ребята, а вы знаете, кто изучает прошлое? (историки)

—  А как они изучают прошлое и проводят свои исследования? (находят и изучают предметы старины, записывают воспоминания)

2 СЛАЙД  — Вот и я однажды решила записать воспоминания своей бабушки. Она мне рассказала много интересного и  разрешила посмотреть старинные вещи из своего сундука. Я рассматривала эти вещи, слушала ее рассказы, и мне казалось, что я сама живу в те давние времена. Как будто по волшебству я переношусь в мир прошлого. Моей бабушки, к сожалению, уже нет в живых. Но я до сих пор бережно храню эти предметы. Это память о моих предках, о моей культуре и истории.

— И сегодня эти заветные предметы я принесла вам. Я очень хочу, чтобы   вы почувствовали необычное волшебство этих вещей и поняли, в какой удивительной стране мы живем. Ведь у России удивительная история, удивительная культура.

-Вот видите,  в нашем классе  сундук стоит. Сундук этот дарила  матушка своей дочери. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук, мне его моя матушка оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!».

— Как вы думаете, что находится в  нашем сундуке? Какие тайны он хранит?   

— А хотите заглянуть?

— Итак, пора узнать тайны бабушкиного сундука. Откроем  и посмотрим, что в нём лежит. ЩЕЛЧОК  МУЗЫКА ГРОМКО

Алфавит (мой показ)

— Вот такой алфавит учила моя бабушка. Посмотрите на него. 3 СЛАЙД Отличается ли он от современного и чем? Как вам кажется, в какой азбуке больше букв, в русской или в славянской?
— Тогда   алфавит насчитывал 35 букв, а не 33 буквы, как сейчас.  Со временем,   некоторые буквы утратились, а вот новые не прибавились.     

 — Вы знаете, как появились на Руси письменность и азбука?

4 СЛАЙД  Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.  Они составили азбуку, а затем перевели на славянский язык главные богослужебные книги.  Тогда в  алфавите было 43 букв и назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.

К 1917 г. в алфавите уже было 35 букв (фактически — 37):  Ё и  Й не считались отдельной буквой.  Постепенно этот алфавит менялся и приобрел современный  вид.

5 СЛАЙД  Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. День святых Кирилла  и Мефодия ежегодно отмечается в России  24 мая как  День   славянской письменности и культуры.

 Старая книга  (мой показ)

— Посмотрите, какие были тогда книги. Это очень старая книга, перечитанная всеми поколениями нашей семьи, но не менее любимая и по сей день. Попробуйте прочитать отрывок из известного вам стихотворения Некрасова.  (читают отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)

— Все ли буквы были вам понятны? (Попутно разбираются непонятные  

6 СЛАЙД    Буква ЯТЬ

  Буквы ѣ и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер — ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер — букву ять. Эта часть русской орфографии считалась самой тяжёлой для учащихся, ведь ученикам приходилось механически заучивать правила «на ять». Ошибки «на ять» считались самыми страшными.

 ЩЕЛЧОК  Буква ЕР

Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: дубъ.

Как только не называли ер: «бездельником», «лодырем», ведь сколько бумаги лишней тратилось! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

7 СЛАЙД Для того чтобы научиться читать, надо было сначала выучить название каждой буквы.  Учили азбуку раньше вслух, все вместе. Была даже такая пословица: «Азбуку учат, во всю избу кричат».

 Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, земля, люди, покой.

8 СЛАЙД Чтобы прочитать, допустим, слово мама, надо было сначала назвать каждую букву первого слога:  мыслЕте — аз, потом прочитать слог ма, затем нужно было назвать каждую букву следующего слога: мыслЕте – аз  и прочитать получившийся слог – ма, наконец, прочитать все слово мама.

— Давайте   прочитаем слова на старославянском языке.

(раздать алфавит 5-7 шт. На доске поочередно крепятся слова «дом»,  «школа» «Родник»)

9 СЛАЙД

Дом  (добро он мыслЕте )

Школа  (ша како он люди аз)  

Родник  (рцы  он добро наш  иже  како)

— А теперь  отгадайте пословицу, если слова в ней состоят из букв кириллицы  

10 СЛАЙД  (раздать текст. Работа в  группах. Время 3 мин.)

МУЗЫКА  ФОНОМ

1. Наш, есть, веди, слово, я, како, он, есть, слово, люди, он, веди, он, покой, он, слово, люди, он, веди, иже, цы, аз. (Не всякое слово пословица).

2. Како, рцы, аз, слово, наш, аз, рцы, есть, червь,  ерь, покой, он, глаголь, он, веди, он, рцы, како, он, ю. (Красна речь поговоркою).

3. Буки, он, люди, ерь, ша, есть, добро, есть, люди, аз, мыслЕте, есть, наш, ерь, ша, есть, слово, люди, он, веди. (Больше дела,  меньше слов).

— Чем отличаются буквы старославянского языка от букв русского языка? (У букв славянского языка есть имена).

Журналы (мой показ)

— Вот такие журналы 1916 года сохранились в нашей семье.  С 1912 года выпускалось самое успешное издание того времени — «Журнал для хозяек».  Этим журналам ровно 100 лет. Обратите внимание на то, как хорошо сохранились эти книги и журналы. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Детей учили особо бережно обращаться с книгами.  Нам с вами тоже стоит   этому поучиться.  

 Существует книга, в которой содержатся «подсказки» о том, как правильно себя вести в жизни. Она очень важная и ценная, в ней прошлое и будущее.   А.С. Пушкин говорил: «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё»

— Как вы думаете, о какой книге  идёт речь?- Как она называется?   (Библия)

Библия  (Показ)

14 СЛАЙД — Что означает слово «Библия»?

Слово «Библия» происходит от греческого слова «biblia», что значит «книга».

ЩЕЛЧОК  Есть много книг, хороших и умных, которые нас поражают. Но существует только одна книга, которая может преобразить человека. Это — Библия!

  А ещё Библия – древнейший памятник письменности и  мировой культуры. На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература.  Вот почему многие уважаемые, известные люди  считают, что знать и  понимать Библию необходимо не только людям верующим, но и каждому культурному человеку.

  Человек не представлял своё существование без Бога. Бог оберегает человека, помогает ему, придает сил.  Люди молились Богу, читали Библию, жили по ее заветам. И им это помогало. Поэтому в каждом доме были Библия и иконы.

Икона  (мой показ)

— Посмотрите, какая икона лежит в моем сундуке. Это икона Николая Чудотворца. 15 СЛАЙД Святитель Николай – один из самых любимых и почитаемых святых в христианском мире.   Иконы Николая Чудотворца есть в каждой церкви. Символом защиты, благородства и справедливости на Руси был Николай Угодник. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.      

16 СЛАЙД Отправляясь в дорогу, пусть и не дальнюю, люди тогда хотели взять с собой и Святой Образ, но деревянные иконы мало подходили для транспортировок, поэтому такие меднолитые иконы позволяли взять с собой  легко носимый иконостас!   

17 СЛАЙД — Подумайте, часто ли звучала молитва в крестьянском доме и в  каких случаях произносили молитвы наши предки?

(молитва-просьба, молитва-благодарение, утренние молитвы;  перед выходом из дома; молитвы об исцелении болящих; при различных обстоятельствах семейной жизни…)

-А какие   молитвы читаете вы перед иконами? Что они для вас значат?

— Какие  иконы, важные для всей вашей семьи, есть у вас дома?

18 СЛАЙД — В прежние времена иконы были  в каждой русской избе.  Им молятся, поверяют самое сокровен­ное, что лежит на душе, на них надеются, от них ждут чуда, совета и помощи, утешения, успокоения. Икона сопровождала русского человека всю жизнь: крестили перед иконой, благословляли солдат, идущих на войну, молодых перед свадьбой и в последний путь провожали человека тоже с иконой. В каждом доме она была самым ценным и дорогим приобретением, переходила из рода в род от родителей к детям, от детей к внукам. Икона поддерживала историческую память рода, скрепляла семью.

— Посмотрим что еще лежит в бабушкином сундуке…

— В какой русский старинный костюм одеты героини всеми любимых сказок: Снегурочка, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие?

сарафан (мой показ)

МУЗЫКА фоном  19 СЛАЙД — Сарафан — русская народная женская одежда в виде платья, как правило, без рукавов. Само название — не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног».

Сначала сарафан разрешалось носить только   женщинам  из царской семьи и боярыням.  Лишь благодаря Екатерине Великой сарафан смогли носить все девушки.
 В старину люди в каждой семье шили себе сами одежду. Сарафаны для работы были темных цветов. А праздничные украшались вышивкой, жемчугом и были особенно яркими и нарядными.   Окрашивалась ткань отварами трав, цветов, коры деревьев.

— Как вы думаете, какой цвет одежды был самым любимым на Руси?

20 СЛАЙД — Самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово «красный» в древнерусском языке понималось как «прекрасный».

— Представьте себя в роли костюмеров или стилистов, которым нужно украсить старинные сарафаны к сказке или историческому фильму. Описать старинную одежду вам помогут   слова для справок на слайде.

21 СЛАЙД Карточка: Любимой старинной русской женской одеждой был (сарафан). Его носили и девочки, и взрослые женщины, и царевны, и крестьянки.  Для работы сарафаны шили (тёмные), а нарядные сарафаны были яркими. Особенно любили на Руси (красный) цвет. Сарафаны часто украшали (вышивкой). Покрывали узором ворот, манжеты, подол. Вышивали круги – символ (солнца), символ земной силы – (дерево), источник жизни – (квадраты).  Орнамент- оберег должен был защитить владельца сарафана от (злых сил). Дворянки украшали костюмы не только вышивкой, но и бисером, и (жемчугом).  

 МУЗЫКА «Не шей ты мне матушка…»  22 СЛАЙД 

В русских народных песнях часто упоминается именно сарафан.  Известный с конца XIX века русский романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.  Сарафан преображает каждую девушку,  делает ее величественной, стройной и статной.

23 СЛАЙД  (Показ мод)

 1 Что наши прабабушки носили?

Душегрею, Опашень, кафтан…
Издавна все девушки любили
Грациозный русский… (сарафан)

 2 Бедные крестьянки и особы,

На которых выпал важный сан,
Берегли, не износился чтобы
Яркий и нарядный… (сарафан)

 3 На Руси невесты так красивы!

Украшал всегда девичий стан
Неизменный, бабушкин, любимый,
Длинный, весь расшитый… (сарафан)

 4 Шли века. Но он как прежде в моде.

Пусть французы шепчут:«О, шарман!»
Выбрать можно по любой погоде
Стильный современный… (сарафан)

 5 Знают все про школьную нагрузку,

И про форму всем совет был дан:
«Белую купите дочкам блузку,
А поверх наденьте… (сарафан)»

 6 Молнии, заклёпки и застёжки,

Спереди отстроченный карман.
Представитель фирменной одёжки —
Джинсовый удобный… (сарафан)

 7 Всё пройдёт… Или  уже проходит…

Но живёт, и это не обман!
Никогда из моды не выходит
Всем известный русский… (сарафан)!

Это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время  на углях,
Который был во всех дворах.     Что это? (утюг)

— Как вы думаете, что собой представлял старинный бабушкин утюг?

— Я попрошу кого-нибудь из вас достать этот предмет из сундука

Утюг  (показывает ребенок)

24 СЛАЙД  Много лет назад, когда еще не было электрических утюгов, люди пользовались вот такими угольными утюгами. Уже тогда были на Руси нано-технологии,  ведь наши бабушки пользовались беспроводными утюгами. Когда — то бабушка гладила им вещи для своей семьи.  

 Не хотелось девушке  замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди дочка, в том доме есть угольный утюг!» Вроде как «Мерседес» последней модели. Утюг являлся явным знаком достатка и благополучия и  ставили его на видное место, чтобы все смотрели и завидовали.

25 СЛАЙД ВИДЕО Учитывая, что вес утюга был как вес современной гантели – можно понять, насколько тяжело и неудобно было тогда гладить белье. Но можно и представить, какими сильными тогда  были люди! Глажка белья  была для них настоящей физкультурой!   

— Что-то мы засиделись, не пора ли и нам размяться и поиграть в игру?

26 СЛАЙД     Музыка по щелчку  ИГРА Зелёная репка 

Все   встают в круг, берутся за руки, говорят слова:

Зелёная репка, держись крепко,

Кто оборвётся, тот не вернётся.

Раз, два, три.

На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя,  кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

27 СЛАЙД  Музыка по щелчку  Коробейник:

Поклон вам, гости званые,
Да желанные!
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!

Эх, полным – полна моя коробушка!
Есть и ситец и парча!

В коробейниках хожу,
Девушек я наряжу,
Все товары разложу.

Коробейник — У меня в коробушке лежит «предмет женской одежды – головной убор, кусок ткани, обычно квадратной формы». Как вы думаете, что это? Правильно платок.

28 СЛАЙДВ Павлове шумели богатые ярмарки, на которых коробейники  предлагали купить знаменитые набивные павлопосадские платки. Расходились они по всей России. Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! 

Подходите примеряйте
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте
Доставайте кошельки!

Покупайте гребешки, чтоб сбегались женишки.

Платки и шали, чтобы замуж взяли!   

Коробейник

Подходите, девоньки, выбирайте

Платки посадские, расписные, царские

(купила Настя, на плечи ей накинул)

Носи, девонька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.

28 СЛАЙД  — Платок издавна был обязательным элементом костюма русской женщины. Это – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Музыка по щелчку  девушка садится к сундуку с платками

 — Вот этот совсем новый, дала мне в приданое мать.
— А этот привез муж и, стесняясь, неумело, сунул в  руки.
— А этот платок подарил отец, когда уходил на войну. Ушел отец и не вернулся, только   платочек остался, как семейная реликвия.

29 СЛАЙД  Как самое сокровенное, хранились те платки в сундуках.  Стоили расписные платки дорого и надевались на праздники. На гулянии праздничный платок не только носили на голове,  накидывали на плечи, танцевали с платками,   они даже служили атрибутом в играх.

— Сейчас и мы с вами поиграем в   русскую народную игру с платком.  

Все игроки встают в круг близко друг к другу.  Водящий встает в центр.    

30 СЛАЙД Музыка по щелчку
1.Игроки незаметно за спиной передают платочек.
2.Водящий угадывает, указывая на кого–то из играющих.
3.Тот поднимает руки вверх, демонстрируя  « пустые руки»
4.При обнаружении платка меняется водящий.

— Ребята,  вы сейчас поиграли в русскую народную игру. В век современных технологий начинают забываться народные   игры и забавы. У меня есть к вам вопрос. Правильно ли будет совсем от них отказаться? (Ответы детей)

— Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия.  А теперь  подумайте, сделайте каждый для себя  вывод и примите правильное решение.

Кусочек свёклы, небольшой уголёк (показ)

— Как вы думаете, почему эти предметы оказались в бабушкином сундуке?

32  СЛАЙД  ВИДЕО  «Морозко»

Сразу вспоминаются сказки, где героини румянили щеки свеклой. Так и было — вся косметика «росла» на грядке — щеки действительно румянили свеклой, губы красили ягодами, а ресницы и брови подкрашивали углем или золой. Больше всех доставалось  шутам и скоморохам — они раскрашивали себя     белилами, свеклой,  и  углем.

— Кто такие скоморохи?

33  СЛАЙД Скоморохи – это странствующие актеры Древней Руси – певцы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Это популярный персонаж русского фольклора,  

Музыка по щелчку  Скоморох

Я – Скоморох, рубаха – в горох,

В  моей кадке – загадки.

В моей кадушке – частушки.

У меня товар на славу:

Игры да забавы.

Сколько хвостов у семи котов? (7).

Сколько носов у двух псов? (2).

Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80).

Сколько рогов у шести коров? (12).

Сколько ушей у пяти малышей? (10).

Сколько ушек у трех старушек? (6).

СКОМОРОХ:  Сяду рядышком на лавке

                  Вместе с вами посижу

                  Загадаю вам загадки,

                  Кто смышлёней погляжу.

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.    (Самовар)

Самовар (мой показ)

34 СЛАЙД  Самовар не просто устройство для нагревания воды, это центр стола, праздника, гулянья. Самовар – это  тепло души русского человека, символ семейного очага, уюта, дружеского общения.  Ни один праздник не проходил без этого русского чуда. И несмотря на свою дороговизну (он стоил дороже коровы), самовар был в каждом доме.            

35 СЛАЙД  Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара. Там где самовар, там всегда веселая беседа и интересные игры.

 СКОМОРОХ    Шёл деревней — девки спали,
                             Заиграл в гармошку — встали!
                            А ну хватит вам болтать
                             Время частушки распевать

МУЗЫКА по щелчку

  Я поставлю самовар,
Золотые чашки,
Ко мне миленький придет,
В голубой рубашке.

  Самовар кипит, клокочет, 
Наливает кипяточек 
В заварную чашечку 
Для моей милашечки.
 

  Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

 

  Из богатых я невест,
Не волнуйся, миленький!
У меня в приданом есть
Самовар красивенький!

 

  Можем мы свои частушки
До утра вам распевать.
Вы уж больше не просите-
Как бы здесь не ночевать.

СКОМОРОХ: Ну, а пока мы веселились, частушки слушали, все огурцы зайцы скушали, вам не одного и не досталось, но вы не огорчайтесь,   Хозяюшка что – нибудь придумает.

37 СЛАЙД — И вот наш сундук  опустел. Это значит, что наше путешествие и исследование подходят к концу.

 — Какие открытия вы совершили? Что нового узнали?

— Как  поможет   вам  это  в жизни?

— Дома я вас попрошу написать небольшой отчет. Я хочу, чтобы вы представили себя дедушками и бабушками. К вам пришли ваши правнуки и очень хотят узнать о вашей жизни. Какой  сундук покажите им вы? Что бы вы туда положили? О чем рассказали?

 Спасибо, люди добрые за внимание. Пусть наш праздник получит достойное завершение. На Руси был очень необычный обряд. Если хозяева устали, а гости не желают расходиться, как намекнуть, что пора и честь знать?

— Выдать на прощанье пряник «Разгоняй»!

А правда, хорош обычай? Когда с пряником – то провожают? Вежливее как то. Они и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение  – пряник-разгоняй!

38 СЛАЙД МУЗЫКА Коробейник угощает пряниками

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ,

Посиделки закрывай!

Секреты бабушкиного сундука
PPTX / 6.15 Мб

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника села на улице народное гуляние
  • Сценарий праздника филипповки
  • Сценарий праздника про песню
  • Сценарий праздника села интересный необычный
  • Сценарий праздника филиппов день