Сценарий праздника город мастеров ярмарка народных ремесел

Цель: Создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа.Задачи:дать учащимся целостное представление о народных игрушках, промыслах как одной из форм народного декоративного

Сценарий праздника  «Город мастеров.  Ярмарка народных ремёсел».

Цель: создать условия для приобщения детей к культурному наследию русского народа.

Задачи:

  • дать  учащимся целостное представление о народных игрушках, промыслах как одной их форм народного декоративного искусства;
  • познакомить с художественными традициями в изготовлении игрушек, с техникой декоративной росписи;
  •  развивать интерес к народному творчеству, к русским традициям;
  • способствовать созданию у детей представлений о массовых народных гуляниях;
  • формировать умение обращаться с деньгами;
  • воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

  1. Карта России с обозначением мест народных промыслов.
  2. Оформление центральной сцены – ярмарочная карусель с игрушками.
  3. Детские работы: рисунки,  образцы для росписи.
  4. Пословицы и поговорки.
  5. Лотки для детских работ.
  6. Столы для работы (6 штук) с наименованием вида декоративно-прикладного искусства.
  7. Инструменты и материалы: подставки под кисти,  художественные кисти, краски, гуашь, баночки с водой, клеёнки, салфетки, фартуки.
  8. Мультимедийная презентация.
  9. Музыкальное  сопровождение.

                                                  Ход мероприятия:

Часть I. Город мастеров.

    В зале расставлены столы (6 штук). На каждом флажки с названием «города-мастера». Под музыку входят ведущие в народных костюмах.

Ведущий 1 : — Здравствуйте, дети, дорогие гости!

Ведущий 2 : 

— Широка наша Родина, огромна, таит многие таланты. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие по нашей Родине – России, да познакомиться с её народными мастерами – умельцами, которые издавна на Руси славились своими неповторимыми ремёслами, промыслами, своими руками изготавливали игрушки, да поделки малым ребятам на забаву, а взрослым на радость, да в хозяйство.

Ведущий 1 :

 — Первая наша остановка — село Дымково, что под Москвой. Встречаем мастеров – умельцев.

Звучит музыка. Входят ряженые ( руководитель творческого  объединения «Домовёнок» со своими воспитанниками ) со своими поделками, рисунками. Останавливаются в центре зала.

— Здравствуйте! Мы из деревни Дымково.

— Наши игрушки – это барыни, петухи, барашки…

— Они сделаны из глины, разрисованы  узорами.

— Узоры на игрушках: цветы, полоски, кружки, квадраты, точки.

Ведущий 2 : – Вот игрушки не простые, а волшебно-расписные.

                              Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски,

                              Простой, казалось бы,  узор, но отвести не в силах взор.

Ведущий 1 :

 — Спасибо!  Проходите  в свою творческую мастерскую. Сегодня мы имеем уникальную возможность  увидеть, как  создаются такие замечательные работы.

Ведущий 2 : 

—  Встречаем других мастеров из города Загорска Московской области.

 Звучит музыка. Входят ряженые( руководитель творческого  объединения «Искусство росписи» со своими воспитанниками) со своими поделками, рисунками.  Встают в центре зала, здороваются.

— Здравствуйте.  Наши игрушки – это  деревянные матрёшки.

— Матрёшки бывают разные: Семёновские, Загорские,  Богородские.

— Они сделаны из дерева и разрисованы красками.

— У матрёшки есть лицо,  платок, руки, фартук, платье. Одежда разукрашена цветами.

Ведущий 1 :            – Алый шёлковый платочек,

                                   Яркий сарафан в цветочек

                                   Упирается рука в деревянные бока.

                                   А внутри секреты есть,

                                   Может три, а может – шесть.

                                   Разрумянилась немножко

                                   Наша русская матрёшка.

Ведущий 2 :

 — Спасибо. Проходите в свою мастерскую и удивите нас сегодня своим творчеством.

Ведущий 1 :

 — А эти мастера приехали из города г.Гжель Московской области.

Звучит музыка. Входят ряженые( руководитель творческого  объединения «Подсолнух» со своими воспитанниками)  своими поделками, рисунками. Встают в центре зала, здороваются.

Ведущий 1:– Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

— Здравствуйте. Мы из города  Гжель.

— Гжельской росписью покрывают тарелки, чашки, блюда и другую посуду.

— Узоры на нашей посуде можно рисовать только белой, голубой и синей краской.

— Посуда сделана из глины, фарфора.

— Узоры на посуде – цветы, рыбки, завитки и полоски.

Ведущий 2:  – Синяя сказка – глазам загляденье.

                                      Словно весною капель.

                                      Это русская  звонкая  Гжель!

Ведущий 1:

 Спасибо.  Проходите и занимайте места в своей мастерской.

Ведущий 2: 

А эти умельцы приехали из с. Хохлома, что под  г.Горьким.

Звучит музыка. Входят ряженые ( руководитель творческого  объединения «Сибирячок» со своими воспитанниками)  со своими поделками, рисунками.  Встают в центре зала, здороваются.

— Здравствуйте. Мы из села Хохлома. Там делают такую посуду: ложки, ковши, миски, чашки, банки.

— Потом её раскрашивают узорами.

— Посуда сделана из дерева, покрыта  лаком.

— Она чёрно-золотистого цвета, есть красные ягодки, зелёные листочки, яркие цветы, жёлтые завитки.

Ведущий 1: – Посуда для щей и каши.

                                    Не бьётся, не ломается,

                                    Хохломой называется!

                                    Весь народ свела с ума!

                                    Яркая,  лучистая, узоры золотистые!

Ведущий 2: 

— Прошу вас занять свои  места.

Ведущий 1: 

— А сейчас предлагаем нашим мастерам показать своё мастерство, да народ удивить, а потом отвезти свой товар на ярмарку, да  хорошую выручку с него взять.

Ведущий 2: – Кто желает поучиться, прошу подходить, не лениться!

МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Звучит музыка. Все творческие объединения работают (разрисовывают  поделки). На столах подставки под кисти,  художественные кисти, баночки с водой, краски, гуашь, салфетки, клеёнки для работы. Во время работы ведущие подходят к столам,  помогают справиться с заданием.

Звучит музыка.

Ведущие  обходят рабочие столы мастеров умельцев, показывают работы детей, оценивают их с помощью пословиц и поговорок.

Ведущие 1 и 2  (по очереди) — Как у вас красиво получается. В чём ваш секрет?

Учащиеся т.о «Домовенок»: – Хороший товар сам себя хвалит.

Учащиеся т.о «Искусство росписи » :  –  Хорошая работа два века живёт.

Учащиеся  т.о «Сибирячок»: — Красна птица опереньем, а человек умением.

Учащиеся т.о «Лоскуток»: —  Поспешишь – людей насмешишь.

Учащиеся т.о «Фантазия»: – Дело мастера боится.

Учащиеся т.о «Послушные узелки»:  —  Сделал дело – гуляй смело.

Ведущий 1: — Какие вы молодцы! Как хорошо вы справились с работой, своё мастерство показали и малышей научили!
Ведущий 2: — Славно поработали  и наши гости. Мы им за работу  денежку дадим.

Ведущий 2:              – Посмотрите! Что за диво!

                                       Сколько радости вокруг!

                                       Правда, дети, тут красиво?

                                       Аж  захватывает дух!

Ведущий 1             – Эти вещи, словно диво

                                   Нынче в гости к нам пришли,

                                   Чтоб ввести нас в мир России,
                                  Мир преданий и добра,

                                   Чтоб сказать, что есть в России

                                   Чудо-люди,  мастера!

Ведущий 2:

Дети, а вы знаете, кто сделал первую игрушку? Я вам сейчас расскажу. Давно живёт легенда о том, кто сделал первую игрушку. В Сергиевом Посаде (так раньше назывался г.Загорск) жил глухонемой Татыга. Вырезал он из липы для забавы большую куклу и похвастался купцу. Тот её удачно продал и Татыга получил новый заказ. Так родился игрушечный промысел.

Ведущий 2 :  – Сколько сказочных мест у России!

                                      Городов у России не счесть.

                                      Может, где-то бывает красивей,

                                      Но не будет роднее, чем здесь!

Ведущий 1 – Мы сегодня увидели с вами

                                   То, что дедам не снилось вчера.

                                   Золотые российские руки,

                                   В нашем доме живут мастера.

Ведущий 1 – Вот и готовые для продажи игрушки. Всем спасибо за хорошую работу.  Настало время нам отдохнуть.

Часть  II. Ярмарка.

Ведущий 2– Расступись честной народ, красна ярмарка идёт!

Под музыку выходят группами мастера, встают в  круг и водят хоровод. Из хоровода выходят учащиеся 3 класса: Белецкий Д. и Горохова Л. Проигрывают сценку «Коза и медведь».

Сценка «Коза и медведь»

Коза:             Выходи плясать, Медведь!

                      Я частушку буду петь!

Медведь:     Ты, когда поёшь,  коза,

                      Не закатывай глаза,

                      Петь ты не умеешь,

                      Не поёшь, а блеешь – «Бе…..»

Коза:            Ах ты, Мишка-Медведь,

                     Сам ты не умеешь петь.

Медведь:    Ах, коза, ты козочка,

                     Серенькая розочка.

                     Хватит нам браниться,

                     Давай с тобой мириться!

Коза:           Ах, мой Миша, дорогой

                     Не ругались мы с тобой

                     Мы с тобой шутили,

                     Народ веселили.

Ведущий 1 : – Ну-ка,  к Мишке прикоснитесь, да удачи наберитесь!

Медведь рычит, все разбегаются.

Ведущий 2 – Проходи сюда народ, тот,  кто пляшет, тот вперёд.

Дети поют частушки и танцуют вприсядку.

Феськова Женя:  Не смотрите на меня, глазки поломаете,

                             Я не с вашего села, вы меня не знаете!

Приволихина Кристина: Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

                                 Неужели в этом зале половицы лопнут?

Старицин Владимир:  На окошке два цветочка: голубой да аленький,

                          Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький!

Ведущий 1 : — Ой, какие  вы молодцы! Девчонки, идём со мной.

Ведущий 2 : — Мальчишки, идём со мной!

Звучит музыка. Дети двигаются по кругу и делятся на две группы: мальчики и девочки. Проводится русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли!»

Русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли».

Ведущий 1 :  — Вы сегодня людей удивили. Работы красивые сотворили. Будем работы свои продавать и дальше людей удивлять!

Ведущий 2 : – Ребятушки – голубчики, доставайте рубчики!

Ведущий 1 : – Пройдитесь по базару, прикупите товару.

Ведущий 2 :  — Пряники, да конфетки – покушайте детки!

Ведущий :  – Купите ложки деревянные, да пироги румяные!

Двое детей  из толпы (Безгачева Е. и Старицин Владимир )  ведут диалог, зазывают людей на ярмарку.

— Здорово, сосед!

— Здравствуй!

— Куда идёшь?

— На ярмарку.

— Что хочешь купить?

— Хочу купить кое-какого товара.

— Сколько стоит?

— 5 , 10 рублей.

— Идём вместе.

— Идём!

Ведущий : — Идём  по ярмарке гулять и товары покупать! 

Руководители творческих объединений выступают в роли купцов товара, дети всех классов имеют с собой кошельки и 20 рублей денег, ходят,  выбирают и покупают товар.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Праздник

«Город мастеров»

Автор: Шубина Н.В.,

педагог-организатор

Воронеж 2015

Форма проведения: Коллективная творческая деятельность (КТД)

Данное мероприятие проводится студентами 1 курса педагогического университета, обучающихся в объединении «Стильные штучки» для детей дошкольного и младшего школьного возраста художественного отдела (Подготовительное отделение «Студия Я», «Веснушка», «Истоки мастерства», «Изостудия»)

(Комната тематически украшена, подготовлено 5 творческих мастерских с вывесками, расставлены поделки)

Звучит народная музыка, выходит Мастерица

Мастерица: Добро пожаловать на праздник «Город мастеров»! Наш праздник необычный, он посвящен народным умельцам, тем, кто своими руками творит настоящие чудеса. С некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.

Приглашаем вас на улицы нашего удивительного города. Раньше на домах висели вывески, и было видно, где живет и работает какой мастер. На доме сапожника висел сапог, на доме часовщика – часы, пекаря – каравай.

В старину все делали своими руками – ремесла кормили, обували, одевали. Недаром говорится «С ремеслом весь свет пройдешь — не пропадешь».

Сегодня вы попадете в «Город мастеров», где познакомитесь с разными ремесленниками. Мастера в нашем городке живут дружно, потому что не могут обойтись друг без друга. Сейчас __________________________________________________________прочитает стихотворение Юлиана Тувима «Все для всех».

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?

Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

Стихотворение о труде прочитает____________________________________

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба – 
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

Мастерица: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки о мастерах, а вы хором отвечайте.

Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое….(ГОНЧАР).

Путешествую по свету,

Я объехал уж весь мир.

Я привез меха, конфеты,

Ткани: шелк и кашемир.

Угадайте ж, наконец,

Ремесло мое….(КУПЕЦ).

Нужен вам половик

или ткань красивая,

изготовлю в один миг.

Управляюсь лихо,

Ремесло мое…(ТКАЧИХА).

Разукрашу я красиво:

И доску и ложку,

И наличник на окно

Распишу немножко (МАСТЕР ПО РОСПИСИ).

Надо лошадь подковать,

Изготовить ключ к замку,

Что угодно – все смогу.

Даже меч – кладенец,

Ремесло мое — ….(КУЗНЕЦ).

Сколочу вам лавку, стол,

Да еще скамейку.

Вовсе не охотник,

А самый лучший ….(ПЛОТНИК).

Мастерица: Молодцы, ребята, все загадки отгадали, добро пожаловать в «Город мастеров». Сейчас я вам их представлю.

Представление мастеров

Творческая мастерская «Гончар»

Мастерица: Городок наш небольшой,

Но народ в нем озорной.

Мастера не любят скуки,

Приложить умеют руки.

Лепят все горшки и кружки,

Миски, разные игрушки.

Все на полочках стоят

Дружно выстроившись в ряд.

Сегодня к нам на праздник пришел гончарных дел мастер. У него вы научитесь

лепить чайную чашку из пластилина.

Творческая мастерская «Пекарь»

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ребята, а кто делает хлеб и булочки, кого мы должны благодарить каждый раз садясь за стол. (Дети отвечают: пекаря) Здесь вы научитесь лепить пирожки и булочки из соленого теста.

Творческая мастерская «Роспись»

Я рисую Хохлому.

Оторваться не могу.

Завиток за завитком,

Кудрину плетут венком.

Спеют гроздьями рябинки,

Дружат с ветерком травинки,

Землянички и цветы.

Нарисуй узор и ты!

У этого мастера вы научитесь элементам росписи «Хохлома».

Творческая мастерская «Портной»

Мастерица: Жил-был в богатом городе столичном

Один портной. Он мастер был отличный,

С охотой брался за любой заказ,

И был клиент доволен всякий раз:

Чего ж еще – красиво и удобно,

Да и сидели вещи бесподобно –

Ни лишней складки, ни кривого шва.

Костюм примерят и закажут два.

Сегодня с нашим Портным вы будете набивать мягкую игрушку, а со временем и научитесь сами шить.

Творческая мастерская «Оригами»

Мастерица: А это мастер заморского искусства – оригами, изготовления поделок из бумаги.

Оригами – это чудо

Будем вместе мы играть.

И поделки из бумаги

Вместе сделаем опять.

Был двухтрубный пароход,

И вдруг курочка идет.

Курочку вы не хотите?

Тогда вазочку берите.

Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, да русские ремесла припомнить. Есть пословица – «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся». Поэтому, не откладывая, приступайте к работе с нашими умелыми мастерами.

А для начала вот вам билетики:

Гончар – красный

Роспись — синий

Пекарь — желтый

Портной — зеленый

Оригами – белый

(Каждый ребенок получает цветной билет, заканчивая работу в одной творческой мастерской, он переходят в другую, пока не обойдут всех мастеров)

Звучит веселая музыка, дети приступают к работе с мастерами

(Дети заканчивают работу на полянах, совместно с мастерами оформляют выставку, фотографируются.)

Мастерица: Какие же вы все молодцы ребята, такие талантливые и рукодельные, глаз радуется, глядя на ваши творенья. Расскажите, у какого мастера вам понравилось больше всего и почему? (Мастерица подходит к каждому ребенку)

На этом наш праздник «Город мастеров» подходит к концу, а вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы каждый нашел дело, которое ему по душе и стал его мастером. У вас все впереди, ведь, как известно «Дело мастера боится».

(Музыкальное сопровождение – детская песня «Дорогою добра»)

Приложение

Роспись «Хохлома»

Гончар

Оригами

Пекарь

Портной

«Ярмарка народных промыслов»

Автор: Шаповалова О.А., старший воспитатель,

МБДОУ «Колосок» с.Покровское

Методическая разработка «Ярмарка народных промыслов» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами — Закон Российской Федерации «Об образовании», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений. Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов и воспитателей ДОУ.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Любовь к родному краю, знание его истории — основа духовной культуры всего общества.

Методическая разработка предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего народа; формирование культурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности.

Тематическое направление — приобщение к культурному наследию

Тема воспитательного мероприятия — «Ярмарка народных промыслов».

Актуальность.Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами, и передачами, у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства. Развивая и обогащая мир ребенка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия – старший дошкольный возраст.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) – в Законе об образовании РФ говорится о том, что основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Следовательно, развитие познавательного интереса к изучению народной культуры ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель:создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.

Задачи:

Обучающие:

— продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымковская игрушка, Городец, Хохлома, Гжель, Матрёшка и т.д.

— активировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городец»;

— учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

— вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих доски.

2. Развивающие:

— развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

— способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

— развивать мелкую моторику рук, координацию движений, речедвигательную активность.

3. Воспитывающие:

— воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

— продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству;

— приобщать детей к истокам русской культуры.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

— формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;

— наличие у детей представлений о народном художественном творчестве и умения различать изделия разных народных промыслов;

— приобретение детьми практических умений по работе с различными материалами;

— развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбораразвлечение, посвященное знакомству с русскими народными промыслами, с играми, забавами, песнями.

7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов – педагогическая игровая технология; словесные, наглядные, практические, игровые методы.

8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

В музыкальном зале столы расставлены полукругом. На столах выставлены предметы народных промыслов: Матрёшки, Дымка, Гжель, Хохлома, Городец.

Музыкальное сопровождение.

 Атрибуты для проведения игр.

Канцелярские принадлежности для творческих работ детей

9.Описание подготовки воспитательного мероприятия

Предварительная работа:

Рассматривание изделий, иллюстраций, презентаций о мастерах гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписи;

Беседы, пословицы, стихи, работа в раскрасках;

Роспись разделочной доски по мотивам «хохломской» росписи; городецкого панно; гжельской тарелки;

Слушание народных песен;

Знакомство с русскими народными играми.

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

«Приобщение детей к народным традициям»;

««Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;

Мастер класс для родителей и детей «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ведущий:Добро пожаловать, гости дорогие.

Давно я вас жду поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Большая, великая наша страна – много городов, деревень и сел в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Почти каждый уголок России имеет собственный вид декоративно-прикладного искусства и огромное количество мастеров-умельцев.

Ребята, приглашаю Вас совершить путешествие по торговым рядам ярмарки — Мастерским народных умельцев.

1 мастерская «Дымковская игрушка»

Мастерица:

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки!

А вот какие игрушки отгадайте?

— Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте-ка друзья!

Дети: Дымковская игрушка.

Мастерица:Откуда пришла эта игрушка? Вы знаете?

Дети: А мы сейчас расскажем! (дети читают стихи)

1 ребенок: Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

2 ребенок: У дороги ели спят в инее седом

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок

Словно в дымке всё кругом.

3 ребенок: И село родное люди

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

4 ребенок: Всё игрушки не простые,

А волшебно- расписные

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

5 ребенок: Простой казалось бы, узор.

А отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право!

Ведущий: Ой ребята, посмотрите, что же здесь у нас лежит в коробочке, да это же наши дымковские игрушки! (Нечаянно роняет и высыпает картинки-осколки). Разбились нечаянно! Ребята, удружите и игрушки из осколков вы сложите.

Мастерица:Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные:

Веселы и ярки славные подарки.

А я дудочку возьму

Деток в пляску поведу.

Хоровод со свистульками и трещотками

Ведущий:

Не будем время терять,

Давайте праздник продолжать!!!

Любезный народ! Пришел черед.

Мастеров вам представлять,

Мастера и мастерицы,

Добры молодцы, девицы

Уменье свое покажите

Товар свой расхвалите!

2 мастерская «Золотая Хохлома»

Мастерица:

Посуда моя не простая,
А точно – золотая! 
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она-
Дети: Золотая Хохлома!

Мастерица:

Расписная красота-

Золотая Хохлома!

Что вы знаете о ней?

Расскажите нам скорей

Легенда о хохломе:

1 ребёнок:

На Волгу в давние века

Пришел мужик издалека.

Он был веселый молодец,

Великий мастер и творец.

Он дом построил, начал жить,

Из липы стал он мастерить

Посуду, мебель и кадушки,

Детишкам всякие игрушки.

2 ребёнок:

Однажды, чуть заря зардела,

К нему жар – птица прилетела.

Он птицу кашей накормил,

Душистым медом угостил.

И в благодарность за добро

Она дала ему перо.

«Взмахни ты им над всей посудой,

И для тебя свершиться чудо».

Сказала так и улетела.

Мужик же принялся за дело.

Махнул жар – птицыным пером,

И засияло все кругом.

3 ребёнок:

А мастер будто — бы прозрел,

Он понял вдруг, чего хотел.

Потом встряхнулся, удивился:

«Какой мне чудный сон приснился»

И вот друзьям на удивленье

Он расписал свои творенья.

Народ от быстрого ума

Назвал ту роспись: «Хохлома».

4 ребёнок:

На черный фон, как ночь густая,

Ложилась краска золотая,

А сочных ягод красный цвет

Похож на утренний рассвет.

Вот кружевной листок калины,

Алеют кисточки рябины,

Вот здесь петух, а там цветы –

Все небывалой красоты.

Здесь ветки нежно изогнулись,

К траве – муравушке пригнулись.

И птица жар над всем сияет,

Все ярким светом озаряет.

5 ребёнок:

Талант свой мастер не скрывал,

Его он детям передал,

А дети внуков научили,

А те соседям раздарили.

О хохломе молва пошла,

И слава та до нас дошла

Как зачарованный стою,

На роспись дивную смотрю.

Ведущий:

Наш русский народ умеет не только расписывать посуду, но и играть на ложках.

Игра на ложках (музыкальный номер)

Мастерица:

Предлагаю, вам, свой ум и ловкость показать

И в игру со мной сыграть.

Игра «Возьми ложку»

Дети встают в 2 колонны. Впереди стоит водящий, в руках ложка. Звучит музыка, двое крайних детейиз колонн бегут и берут у водящего ложку – кто первый.

3 мастерская «Русская Матрешка»

Мастерица:

Есть задание для вас:

Вы загадку отгадайте,

Третью мастерскую узнаете!

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Ну, подумайте немножко,

Куклу ту зовут….

Дети:Матрешка

Ребенок: Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!

Мастерица:

Давайте сядем-посидим,

На матрешек поглядим.

Частушки(музыкальное сопровождение)

Мальчики:

Эх, платочек расписной,
Красные сапожки,
Топни ножкой, да другой,
Попляши матрёшка!

В хоровод вставай, Матрёшка,
Полюбуйтесь – красота!
Заиграют дружно ложки:
Тра-та-та, да тра-та-та!

Беленьким платком взмахни,
Покружись немножко,
Словно в вальсе: раз, два, три!
Потанцуй Матрёшка!

Девочки:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть!

Девочки исполняют танец «Матрешки»

Мастерица:

Засиделись вы, ребята!

Для всеобщего веселья побежим на карусели!

Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй

Звучит музыка «Карусель».

Ведущий (с каруселью в руках):

Шутки, прибаутки, веселье

Приглашаю кататься на карусели!

Закрутили, завертели колесо у карусели

Становитесь в круг скорее,

Всем нам ехать веселее!

Игра: «Карусель»

Весело, весело, всем нам ехать весело!

Дети: Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите

Раз-два, раз-два –

Вот и кончилась игра.

Ведущий: Мы отправимся в следующую мастерскую, а дорогу нам подскажут волшебные слова:
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста — взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем…

Дети: Гжель
Ведущий: Да, нас ждет хозяйка росписи — Гжель.

Чем же она прославлялась?

Ребенок: В Гжели из белой глины делают посуду.

И расписывают ее синей и голубой краской.

Больше такую посуду не делают нигде в мире.

Ведущий:

Чтобы ум и логику свои показать,

Нужно загадки мои отгадать.
1. Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (Фарфор)

2. На столе, накрытом к чаю,

Испуская важно пар,

Среди блюдечек и чашек

Самый главный… (самовар)

3. К завтраку все чашки, блюдца

Вместе утром соберутся.

К чаю вовсе не случайно

Есть сервиз, какой же? (Чайный)

4. Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая… (Чашка)

5. Ароматный чай душистый

Заварить в нем можно быстро.

Он с рисунком на боку,

С круглой крышкой наверху,

С носиком как закорючка

И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)

6. Я хочу предостеречь!

Чтобы губы не обжечь,

К чаю подаются

Ложечки и … (блюдца)

7. Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако это не река.

Зовут её… (тарелка)

8. Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром крученная,

В печи обожженная,

От кувшина – низка Глиняная … (Миска)

Ведущий:

Пришло время поиграть,

Быстроту и ловкость свою показать.

Игра «Матушка Гжель»

Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

Ведущий:

Что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух.

Мастерица:

Ой вы, гости дорогие,

У нас доски расписные,

Собирали их, старались.

Показать вам собирались.

Мы с улыбкой на лице

Расскажем вам о Городце!

Ребенок 1: Утонул в лесах зеленых

Город – сказка – Городец

В нем открыт для всех друзей

Замечательный музей.

Ребенок 2: Тут и блюда расписные

Что известны в целом мире

Поставцы и сундучки

Коромысла с ведрами,

Ребенок 3: Доски яркие, цветные

И солонки расписные.

Я всегда, признаться рада

Съездить в город Городец

Там в цехах фабричных чистых

Трудится народ – творец.

Ребенок 4: Розы, травки и купавы

Вырастают из-под рук

Взглянешь – и полюбишь сразу

И изделия, и краски

Словно взятые из сказки.

Ведущий:

Пришло время поиграть,

Быстроту и смекалку свою показать.

Игра «Найди Городецкую роспись»

Дети строятся в 2 команды. На двух столиках лежат плоскостные силуэты Городецкой и Дымковской росписи. По команде ведущего первые дети берут Городецкий силуэт и несут его к своему мольберту и расставляют. Затем возвращаются назад, передавая эстафету следующему ребенку. Чья команда быстрее перенесет силуэты и не допустит ошибок, та и победила.

Ведущая: Молодцы, хорошо справились с заданием! А сейчас творческое задание. Мы сейчас представим себя мастерами и попробуем создать свой Городецкий волшебный узор. Хотите стать художниками и изготовить разделочную доску с элементами городецкой росписи.

Разделочная доска «Весёлый Городец»(аппликация с элементами рисования).Вырезаем заготовку разделочной доски из тонированной бумаги желтого цвета.

Цветочныеэлементывырезаем из цветной бумаги.

Располагаем цветы на разделочной бумаге.

А теперь приклеиваем. 

Рисуем черной гуашью с помощью ватной палочки носики нашим цветам.

Теперь перейдем к следующему этапу: осталось на цветах сделать оживки. Оживки на цветах делают белой краской с помощью кисточки.

Ведущий:

Все ребята молодцы потрудились от души.

Красно солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась!

Мы друг другу на прощанье

Скажем дружно: «До свиданья!»

Песня “Русский сувенир” /Слова и музыка Э. Чуриловой/

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к народным мастерам!

Автор: Ходюшина Вера Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель

Учебное заведение: МБОУ «центр образования №3»
Населённый пункт: город Донской, Тульская область
Наименование материала: методическая разроботка
Тема: сценарий праздника «Ярмарка в городе Мастеров»

Раздел: дошкольное образование

Конспект интегрированной

совместной образовательной деятельности с детьми

подготовительной к школе группы

«Ярмарка в городе

мастеров»

Автор:

Ходюшина В .Е. музыкальный руководитель

МБОУ «Центр образования №3» г. Донской, 2018 г.

Цель: воспитание лучших нравственно-духовных качеств

юного гражданина отечества на основе формировании

начальных знаний об истории родного края.

Задачи:

гармонично ввести ребенка окружающий мир через

призму национальной культуры быта и традиций своего

народа;

развивать познавательный интерес, обогащать

обществоведческий словарь детей;

способствовать развитию эстетического вкуса;

развитие креативности ребенка через способность

удивляться, удивлять и познавать мир; активизировать

индивидуальные способности детей;

познакомить детей с народной филимоновской игрушкой,

способом ее изготовления и росписи;

учить рассматривать глиняные игрушки, выделять

материал – глину, украшения игрушки, нарядность,

яркость;

познакомить со способом изготовления тульского

пряника, его историей;

создать радостное настроение от встречи с народной

игрушкой, тульской гармошкой, усиливая впечатление

использованием фольклорных произведений, костюмов;

Предварительная работа с детьми:

Беседы о родном крае, его достопримечательностях,

народных умельцах. Рассматривание картин художников,

иллюстраций народных промыслов Тульского края,

просмотр видео о изготовлении тульского пряника,

народных игрушках, художественно-творческая работа

детей, разучивание песен, танцев. Индивидуальная работа

с детьми.

Зал украшен иллюстрациями филимоновских игрушек,

тульских пряников, самоваров, большой куклой Тульская

барыня. На столах стоят самовары, гармошки,

филимоновские игрушки, лавка по изготовлению и

росписи филимоновской игрушки, лавка по изготовлению

тульских пряников.

Герои действия: две девушки (зазывалы-продавщицы в

русских народных костюмах), Тетушка Привередница,

медведь с гармонистом, торговцы товаром, мастера по

изготовлению филимоновской игрушки и тульского

пряника.

*-этим значком помечены слова и стихотворения, взятые

из интернета.

Ход:

В зал входят ведущие в русских народных костюмах.

Вед.1

Эй, народ честной, здравствуйте (кланяется)!

Всех на праздник приглашаем,

Веселья и хорошего настроения желаем!

Вед.2

В городе мастеров наш праздник открывается

Потому что мастера здесь лучшие собираются!

Если вы приглядитесь, то сами убедитесь!

Вместе: Время и ярмарку начинать!

(танец «Ярмарка» )

(Появляется) Тетушка-Привередница:

Добры молодцы, девицы, мастера и мастерицы

Уменье свое покажите! Товар свой расхвалите!

Я ведь Тетушка-Привередница,

Меня одним красным словом товар купить не заставишь!

(*)

(подходит вместе с ведущими – зазывалами к столу

самоваров)

Торговцы самоварами (двое)

Первый:

Эй, народ честной, у стены не стой!

Второй:

Молод ты, аль стар – выбирай товар!

Первый: (показывает на второго)

Брат Назар!

Второй: (показывает на первого)

И брат Иван! Оба мы Лисицыны!

Изготовлен без изъян – нами первый самовар!

(указательный палец вверх)

Первый:(*)

Поэтами воспетый

Пузатый самовар

Сиянье излучая,

Морозным зимним днем

Он сердце согревает

Особенным теплом!

Второй: (*)

Само-само-самовар

На столе красуется

Дышит так, что виден пар

Все мы им любуемся.

Сапогом его качай,

Ох, как разгорается,

Само-само-самовар

Жаром обливается.

Пых-пыхтит как паровоз,

Ждем мы с нетерпением.

Сушки вот для вас принес-

С чаем — наслаждение!

Ведущие:(*)

Товар отменный!

Сам дымком дымит, сам чайком поит!

Тетушка – Привередница :

Вижу, хорош товар!( Выбирает самовар, рассматривает,

платит манетку. Ведущие расхваливают покупку

Тетушки,она идет к следующему столу)

Торговец гармошками:

А это – тульская гармошка, не стареет сотни лет!

В красоте, в таланте русском, весь находится секрет.

Николай Белобородов

Во всем мире знаменит —

Потому его гармошка

Всех на свете веселит!

Ведущие:

Разойдись, честной народ!

В гости к нам медведь идет.

С ним наш Костя выступает,

На гармошечке играет!

(в вперевалочку выходит Медведица с бубном в лапах,

мальчик гармонист «играет на гармошке», пляшет вместе

с медведем. Тетушка и все участники хлопают,

пританцовывают)

(звучат русские народные наигрыши на тульской

гармошке)

Ведущий 1:

Как растянутся меха

Не удержится нога!

(танец «Гармошка»)

Тетушка – Привередница:

Да товар у вас хорош,

Где еще такой найдешь!

Ведущий 2 :

В Туле выпускается,

Во всем мире славится!

Ведущий 1:

Чудный город мастеров

Удивить еще готов.

(идет к третьему столу)

Тетушка – Привередница:

Здесь товара я не вижу?

Аль забыли положить?!

Ведущие:

1.Тут у нас лежат загадки.

Чтобы дальше нам пройти,

Нужно нам ответ найти.

2. Растеряли мы картинки.

Нужно их в одну сложить.

Тетушка — Привередница:

Я не знаю, как тут быть?!

Может кто-то мне поможет

И со мной картинку сложит?

(дети вместе с Тетушкой выкладывают картинку(пазлы)

филимоновской игрушки)

Тетушка-Привередница: где это такую красоту чудесную

делают?

Ведущие: (показывают руками направление к лавке)

1. Вот и лавка не простая-

Это лавка-мастерская!

Можно здесь товар купить,

А можно вместе смастерить!

2. Вечера зимою длинны,

И лепим в Филимоново из белой глины

Торговец филимоновскими игрушками:

Все игрушки не простые, а волшебно-расписные!

Голосисты, как и птицы, и нарядны словно, ситцы.

Хоть базар весь обойдете, лучше вряд ли вы найдете!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходи скорей, и вам понравятся!

Ведущие:

Свистульки чудесные, игрушки потешные!

Сопелки, да гудухи!

Тетушка – Привередница (спрашивает у мастериц):

А это, что за игрушка?

Первая Мастерица игрушек:

Корова- символ плодородия,

Птица — пробуждения земли, символ хорошего урожая,

счастливой семьи,

Конь — богатырская сила, время, свет.

Тетушка-Привередница:

А что за краски чудесные?!

Вторая мастерица: лимонка, малинка, зеленка – так

ласково, мы — мастерицы, называем свои краски.

Третья мастерица:

Начинаем писать всегда с центра, чередуем разноцветные

полоски и только голова окрашивается одним цветом,

чаще зеленым или красным.

Ведущая 1:

Животные и птицы всегда расписываются по

определенной схеме: поперек туловища и шеи идут,

чередуясь, разноцветные полоски.

Мастерица 1: сначала желтые полоски и пятна

Мастерица 2: потом красным, затем зеленым, синим

Мастерица 3: а иногда фиолетовым

Тетушка – Привередница: А можно и я попробую

расписать игрушку.

Мастера: можно!

(расписывают игрушки)

Тетушка-Привередница:

Как такую игрушку звонкую, чудесную не купить…

Это надо…(ищет и оглядывается) кошелек обронить!

Ой, забыла, ой, забыла, кошелечек обронила!

Никто не видал моего кошелечка?

Ведущие:

А ну-ка, беритесь за руки. Придется пойти и поискать.

(игра «Мы пойдем сейчас направо»)

Тетушка – Привередница:

Вот и кошелечек нашелся. Спасибо, ребята! (покупает

филимоновскую игрушку)спасибо вам, мастерицы, за

рассказ-обучение! (кланяется)

Торговец пряниками: (*)

А вот пряник! Пряник Тульский!

Аромат, как мед июльский!

Пряник мастером замешан,

На цвету рябины вешней.

Тетушка-Привередница:

Вот так чудо-мастера! Ароматный пряник ваш! С медом он

замешан? А без начинки можно испечь?

Мастер 1: можно и без начинки, самые первые пряники

именно такими и были, их еще жамками называли

Мастер 2: а потом появились печатные пряники разной

формы с затейливым узором.

Мастер3: (показывает) дощечки вырезались из липы с

зеркальным отражением узора. Для вкуса в пряники стали

добавлять орехи, мед и мяту, а теперь начинок и не

перечесть.

Мастер4: Все для того, чтоб народ удивить, да

порадовать!

Тетушка – Привередница:

Можно и я пряник сделаю?

Мастера пряников: можно!

(дети и Тетушкаизготавливают пряники, выкладывают их

на поднос)

Тетушка-Привередница: вот чудеса! Осталось только в

печи запечь, да сахарной глазурью покрыть. (передает

поднос с пряниками ведущему, он уносит)

Ведущие:

1.

А у нас сюрприз для вас:

Песню мы споем сейчас,

2.

Чтоб печали все ушли,

Чтобы ноги в пляс пошли!

(исполняется песня «Тульские чудеса» автор слов и

музыки Ходюшина В.Е., с обыгрыванием на шумовых

инструментах)

Дети во время исполнения выносят вперед: самовар,

пряники, филимоновские игрушки, гармошку.

Тетушка-Привередница: Ах, спасибо, ребятушки! Я ведь

почему Привередницей была? Это потому что, у меня не

было тульских чудес, да и мастера меня многому

научили. А теперь я кто? Я самая наипервейшая

Раскрасавица-Затейница буду! (скидывает с себя платок,

поправляет свой наряд). Вот вам и от меня подарочек –

кукла оберег Берегиня -Доможириха, пусть ваш дом

оберегает.

Поклон вам и до свидания!

Ведущие и дети :

Тут и ярмарки конец, а кто видел молодец!

Дети уходят под музыку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника год культурного наследия
  • Сценарий праздника дня республики казахстан
  • Сценарий праздника гимн россии
  • Сценарий праздника дня работника культуры
  • Сценарий праздника дня бухгалтера