Сценарий праздника гусиное перо

Формировать интерес к башкирским народным праздникам, воспитывать гражданственность, чувство взаимопомощи и дружбы между народами, любовь и уважение к традициям других народов.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»

Сценарий проведения праздника гуся

«Каз омясе»

р.п. Радищево

2016 г.

Цель. Формировать интерес к башкирским народным праздникам, воспитывать гражданственность, чувство взаимопомощи и дружбы между народами, любовь и уважение к традициям других народов.

Задачи проекта:

Образовательные. Закреплять знания о домашних птицах, познакомить с трудом взрослых по разведению домашних птиц, приучать принимать посильное участие в труде.

Развивающие. Развивать интерес к национальным традициям.

Воспитательные. Воспитывать гражданственность, уважение к башкирским народным традициям и толерантного отношения к культуре и традициям других национальностей.

Ход праздника.

Дети под музыку парами заходят в зал. Садятся.

Хозяюшка. Вот и первые морозы пришли. Пора гусей резать. Славно поработали мы летом. Правильно говорят «Кто не работает – тот не ест». Гуси нынче жирные, крупные, пушистые. Что это я сижу, скоро помощники придут, пойду воду нагрею.

Ребенок.

Этот праздник – «День гусиный»

К нам пришел из далека.

Мы придем лишь попросите-

Поработаем, друзья.

Выходят два мальчика – созывалы.

1 мальчик

Гей! Веселей собирайся, народ,

Гусиный праздник в гости идет.

Спешите, спешите, спешите,

Друзей с собой захватите.

На праздник всех зовем,

Потрудимся, потанцуем, попоём.

2 мальчик.

Настала такая пора

Поработаем, друзья

Приходите, на людей посмотреть,

И себя показать.

Идут гости.

Исянмесез, куршелэр! Здравствуйте, соседи!

Хозяйка. Проходите соседи дорогие!

Садитесь на скамьи дубовые, поближе к теплу, свету.

Гости. Мы пришли работать, много слов только для книг хороши.

Приходят русские гости.

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Как зашли мы, зашли

Да в хорошую избу.

Здравствуйте, ребята!

Щедрый день, добрый день!

Здравствуйте, слыхали у вас праздник гусей сегодня. Мы пришли помочь.

Хозяйка. Проходите, проходите. В такой день — никто лишним не будет.

Ребенок

День осенний, день гусиный

Он в году бывает раз.

Нет родной земли красивей,

Не нарадуется глаз.

Ребенок.

День гусиный- праздник буден,

Праздник блага и добра,

Пусть майдан просторней будет

Веселиться до утра.

Хозяйка.

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом жителями села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух – на подушки, которые пойдут на приданное невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. А гусиный жир обладает лечебным свойством.

Каждая семья готовится к празднику, печет национальные блюда. Сегодня мы хотим предложить подготовку белеша и татарской лапши. Просим подойти к столам. Мы вам покажем секреты приготовления белеша, которого потом испечем сразу и мы пробуем катать тесто и резать лапшу, (участникам предлагаем фартуки, доски, ножи).

Воспитатель:

Благодарим всех участников, надеемся что-то вы получили с наших затей, удачи всем.

Хозяйка дома: Бяйрямне дявам итябез, Балаларны котябез!

Заходит ребёнок.

Катя: мама-папа! Что за праздник у нас?

Хозяка дома: Утырагыз балалар! Тынлагыз!

Воспитатель: Садитесь дети рядом и слушайте.

Хозяйка дома: Гусь в татарских семьях — это большой кормилец, у каждого двора всегда много-много гусей, а начинается это все вот с чего:

После зимы гусыня носит яйца через день. Их набирается много. (Воспитатель выносит яйца в маленькой корзинке, проходит, показывает по кругу. Берет гусыню в руки). Раньше не было инкубаторов, поэтому гусыня высиживала сама. В сараях было холодно, поэтому корзину прятали под кровать.

Идем Хозяйка дома, спрячем гусыню.

Хозяйка: Под кроватью темно и тепло, я буду гусыню кормить один раз в сутки. Будем ждать наших гусят.

Хозяйка: Балалар, и кунаклар! эйдягез уйнап алабыз!

Воспитатель: Дети и гости наши! Предлагаем вам поиграть в игру

«Тюбетейка» — слова на татарском языке

(объяснение правил)

«Звук гусят»

Хозяйка: Пока вы играли, гусыня тоже постаралась. Как вы думаете, чьи голоса?

Хозяйка: Правильно, пищат гусята.

Танец «Гусиный двор»

Хозяйка: Бябкэлярне кулгя тошерям, Оста карап устерям.

ВоспитательГусят к озеру веду, Чутко за ними слежу.

Хозяйка ведет всех гусей к озеру.

ХозяйкаГусят домой загоню, До осени их храню.

Матур утырасыз сез кызлар,

Эйдгез, эшне башлыйбыз!

Хозяйка: переводит: Красиво сидите девушки, пора работу начинать.

Хозяйка: Гусей держим вот так. Сначала выщипываем перышки из-под крыльев, их надо будет сжечь. А теперь принимаемся за остальное.

Выходят дети на стихи.

Саша: Гуси ваши — просто чудо,

Чистые, красивые,

Перья, словно пух мягки,

И, как вата, белые.

Василиса: В том заслуга нашей бабушки.

За гусятами она ходила,

Чтобы коршун и ворона их поймать бы не смогли,

Так внимательно она следила.

Артём: А когда немного подросли,

То на речку их она водила.

Научились плавать там они

И друзей в соседях заимели.

Серёжа: Вы знаете, как гуси любят речку,

Они там плавают, резвятся и играют.

Прогулки и водичка помогают им расти,

Поэтому они так быстро вырастают.

Хозяйка: Вот и справились мы дружно!

А сейчас надо сходить на речку

И ополоснуть их.

(помогает вешать на коромысла).

(Девочкис коромыслами уносят гусей за дверь)

Воспитатель: В дом, где сегодня праздник,

К девушкам приходили парни,

Играли, шутили, на речку с ними

Ходили, а также исполняли татарский танец.

«Парный танец»

Воспитатель: А сейчас мы испытаем в ловкости наших парней. Они могут взять себе подмогу (своих мам).

Хозяйка: Мы вам покажем, а вы продолжите!

Игра «Канат сыеру»

Воспитатель: Вот так набирали пух на подушки: всей душой, чтобы была мягкая и приносила счастье в семьи.

Воспитатель: Вот с такими крылышками хозяюшки подметают пол.

Полина. Перышко, перышко,

Лети далеко, лети высоко,

Подари хлеба обильные,

Лето жаркое,

Счастье и радость

В наш любимый край.

А наши девочки исполнят танец «Каз канаты».

Хозяйка: Канат сатабыз, канат

Яхшысын сайлап, карап

Егет булса — канат ал,

Бер алтын чыгырып сал.

Воспитатель: Продаются крылышки

Пара – золотой

Не скупись, не жадничай,

Монетку подавай.

Катя: Канат сату кызык уен,

Каз омясендя була.

Таныштыра, дуслаштыра

Барчасын иске йола!

(продают крылышки по 10 рублей, в тюбетейки кидают деньги).

Хозяйка.

Гусь наш варится в печи,

А вам детвора, всем на улицу пора:

В игры играть да веселье продолжать!   

Ребенок.

Мне не надо, мне не надо

Ни подарка, ни награды

Мне бы только стать джигитом

Настоящим, знаменитым.

Выходите, джигиты, кто хочет померится силой.

Игра «Кто сильнее?» Правила игры: два мальчика сидят друг перед другом опираясь ступнями, держат палку. По счету кто – то должен перетянуть палку к себе.

Катя и Стас. Потешки. (русский)

— Федул, что губы надул?

— Да, кафтан прожег

— Можно ли зашить?

— Да иглы нет

А велика ли дыра?

— Остались ворот да рукава.

Настя. Тимербай (башкиркий)

Пять сынов у Тимербая,

Нет им равных в нашем крае,

На реке они купались,

Умывались, полоскались,

А помывшись — обнимались

А обнявшись –одевались,

А потом дрова рубили,

Хлеб отборный молотили,

И не ели и не пили,

Потому что – тьма забот.

«Хороши у Тимербая,

Сыновья, не надо рая» —

Так от края и до края

Восхищается народ.

Хозяйка: Булдырдыгыз!

Эшлядегез, уйнадыгыз, кёлдегез!

Хазер остялгя тякьдим итегез!

Воспитатель: Молодцы, справились!

Работали, играли, веселились!

За стол Хозяйка нас приглашает.

У нее готовы и лапша, и белеш, и блины, намазанные гусиным жиром.

Ксюша: Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Саша: Желаем всем здоровья, мира, счастья,

Всего, что называется добром.

Воспитатель: Пусть наша жизнь будет прекрасна!

Пусть торжествует дружба всегда!

Хозяйка: Наш долг — традиции хранить!

 Культуру предков возродить! Достойным человеком быть!

Песня о дружбе.

Хасаншина Гульнара Салиховна,
Шайдуллина Гульнара Салимовна

музыкальный руководитель,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
г. Лениногорск, Республика Татарстан

Праздник “Гусиного пера”

(Музыка залы өй кебек бизәлгән: борынгы челтәрләр, чиккән кашагалар. Ун якта-карават, ана челтәрле япма ябылган, чигүле мендәрләр куелган. Түрдә -сандык; алдарак-самавыр, чәйнек хәм чынаяклар, татар халык ашлары(очпочмак,чәкчәк,кош теле, тугәрәк ипи) куелган, ашъяулык ябылган борынгы остәл. Сандык остендә-каба, йон хәм орчык. Карават янында-чаршау, келәм, чигелгән солгеләр.

Репертуар:

1.Жыр «Бәйрәм җыры» Л. Хисматуллина муз.суз.

2.Уен «Кәрия-Зәкәрия» татар халык уен жыры .

3. Җыр: “Хәерле көн”

4.Уен «Парлашу уены»татар халык уены»

«Капкаллы уены»

“Яулык салыш”

5. Җыр” Әбикәем ”.

6.Уен « Йозек салыш уены» татар халык биюе

7. Бию “Елмай”.

Максатлар:

  • Татар халыкының әби-бабайлардан калган греф-гадәтләрн яңарту;
  • укучыларны татар халык традицияләрендә тәрбияләү, гореф-гадәтләре аша татар теленә мәхәббәт хисләре уяту;
  • татар халык уеннарын һәм җырларын өйрәтү;
  • әдәплеккә, бер-береңә карата игътибарлы булырга, олылырны хөрмәт итәргә өйрәтү.

Кичә барышы:

В зал входит воспитатель с ребятами, все одеты в татарские национальные костюмы, встают полукругом.

Ведущий – Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник «Каз өмәсе» – «Праздник гусиного пера», который проводится поздней осенью, когда крепчают морозы, снегом покрываются поля и леса, реки сковываются льдом. Этот праздник в деревнях был очень важным и большим событием.

Поэтому ребята и мы сегодня пришли в этот зал празднично красиво одетыми. Нас в гости позвали әби и бабай, мы им поможем в работе, заодно и повеселимся.

Выход Эби (с коромыслом и ведрами)

Әби: – Исәнмесез, исәнмесез, килдегезме?Ай, нинди матурлар бөтенесе!

Ведущий. – Әби, мы пришли к тебе, чтобы помочь, слышали, гусей много у тебя в этом году.

Әби – И-и! Аллага шөкер! Бик яхшы килүегез, миңа бик тә ярдәм кирәк! Әйдәгез, килегез менә монда. Хәзер казларны чыгарам .

Ведущий. – Ребята, әби очень рада нам. Она предлагает девочкам пройти к ней и помочь ей ощипывать гусей.

Әби. – Егетләр, кызларга эшләгәндә бераз күңелле булсын өчен, яле, үзегезнең осталыгызны күрсәтеп китегез әле.

Ведущий. – Мальчики, әби предлагает, чтобы нашим девочкам работалось легче, повеселить их своим умением. Камиль, жырлап ал эле узеңнең жырыңны .

Жыр «Мин бит татар малае»

 Әби.- Булдырдын! Вәт, ичмасам, чын татар малае дип әйтергә дә була!

Ведущий.– Да, әби, ты права, молодцы наши мальчики! Я смотрю и наши девочки свою работу закончили. Пускай и они нам свое умение покажут. Станцуют все вместе.

Әби. – Яле, яле, биеп күрсәтсеннәр әле!

Татар халык биюе тугәрәктә

Эби – Бик матур биедегез, балалар , рэхмэт. Әйдәгез күңел ачып, уйнап алабыз!

Ведущий. – Ребятки, әби предлагает нам поиграть.

Әби- «Куш кулым» дигэн уенны уйнап алыйк эле

Игра: «Куш кулым»

Әби- «Каз өмесендэ» тагын бик кызык уен уйный иделэр «Чума урдэк, чума каз дип атала».

Игра: «Чума урдэк , чума каз»

Ведущий. –Әбекәй,узегез уйнаган уеннарын балаларга дә өйрәт әле.

Әби: И балалар, узем генә өйрәтә алмам шул.Кая, куршекәемне чакырып керим әле, булмаса.

(“Зэмзэмия!.Кер әле, кер тизрәк!”дигән тавышы ишетелә.)

Зэмзэмия (узе куренми)

Кунакларым бар иде шул.

Әби:

Ә,ә, ярар, кунакларын белән кер.

Зэмзэмия (кунаклары белән керә)

Исэнмесез балалар!

Әби:

Балалар каз омесенэ жыелганнар. Берәр уен өйрэтуне сорыйлар.

(Исәнләшәләр)

Зэмзэмия:

Чулпан, син оста ойрәтәсең бит , әйдә әле әйдә.

Чулпан:

Әйдәгез , дуслар, ашыгыйк,

Узебезгә пар табыйк.

Сезнен белән бергәләшеп,

Шәп итеп биеп алыйк.

“Парлашу”дигэн уенны уйныйк.Давайте поиграем в игру “Парлашу”

«Парлашу»

тат.хал.уены

“Капкалы”уены

Әби: Гармун тавышы түгелме соң бу? Кем дер килэ бугай. Я слышу кто-то играет на гармошке, к нам идет.

входит Бабай.

Бабай. – Иии, әби, бездә кунаклар бар икән. Внуки, внучки мои пришли! Исэнмесез балалар, килгэн кунаклар!

Әби. – Да, они пришли нам помогать гусей щипать и повеселиться.

Бабай –Ребята , знаете ли вы какой сегодня праздник? (Ответы)

Бабай. – Әйе! Каз өмәсе..

Бабай: Кара әле, Эби. Без бит бэйрэмдэ җырлап-уйнап кына утырмый идек. Табышмаклар да әйтешэ идек. На этом празднике мы не только играли и пели, но и загадывали загадки.

Эби: Әйе шул. Әйдә әле, бабай син башла. Да, да, давай бабай ты начинай

Бабай :

Башы – мунчала, койрыгы сус (Голова мочаловидная, хвост волокнистый)..(Жавабын белмиләр.)

И, балалар, сез таба алмассыз шул анын жабавын. Вы не сможете ответить, сейчас их не носят, это лапоть

(Мич башыннан чабата алып курсәтә.) Чабата ул. Элек әтилэәр чабата үреп бирәләр иде.Төшеп калмасын өчен, артына киндерә,сүс бау да тагалар. Ә яз, коннәрендә, пычрак кермәсен өчен табанына шакмак кагып, күтәртмә ясый торганнар иде. (Лаптева. Раньше папы лапти ткали. Чтобы не выпадало, за спину привязывали веревку из конопли и волокна. А весной, чтобы не попадала грязь, делали подъемник из деревянных кубиков)

Чулпан:

Әйдәгез, тагын әйтешәбез.Давайте еще скажу:

Мич башында комган,

Авызын-борынын йомган. (Мәче)(На печке кувшин, рот и нос закрытые.) (Кошка)

Ач дисән – ачыла,

Яп дисән – ябыла.( Авыз)(скажешь открой-открывается,скажешь закрой закрывается)рот

Бертуктаусыз йөри,

Урыныннан кузгалмый.( Сәгать) (Беспрерывно ходит, не двигается с места).(Часы)

Бабай :

Элек-электән иң олы нигъмәт ипи, икмәк булган. Шуннан башлыйк әле.

Испокон веков самым главным благом был хлеб. С этого начнем ( Остәлдән тугәрәк ипи ала).

Зәмзәмия :

Ипи остенә әйбер куйма, ипидән остен нәрсә юк. Ипикәйен валчыгы да бездән олы, коеп ашама.(Ничего на хлеб не клади, хлеб всему голова. Не кроши, даже крошки хлеба главнее нас.)

Чулпан :

Өстәлне кәгазь белән сөртмә, тавыш чыгар. Не вытирай стол бумагой, это к ссоре)

Олыларга узен башлап сәлам бир.Со старшими первым сам здоровайся.

Эби:

Безнен заманда коз омесендэ күңел ачу кичеләре генә түгел иде. Кышкы озын кичләрдә кызларның уңганлыгы, олгерлеге тикшерелә иде. Анда без бирнәләр әзерли идек. В наше время в этом празднике “Гусиное перо” были не только развлекательные вечера. В длинные зимние вечера проверялась ловкость и смекалка девушек. Там мы готовили подарки. (Сандыкны ачып, курсәтә башлый).

Карагыз әле нинди матур шәл. Кызлар бу шәл белән биергә чыга торган булган. Посмотрите какой красивый шаль, девушки танцевали с ним

Сандыктан йозек чыгара

Эби: (Сандык тартмасыннан чиккән кулъяулыкка торелгән йөзек ала.)

Бу йөзек- әбиемнән калган истәлек.Мин аны бик кадерләп саклыйм. Аулак өйгә җыелгач, шушы йөзек белән “ Йөзек салыш” уйнадык. (Этот кольцо – память о моей бабушке. Я очень дорожу им. Когда собирались на посиделки играли в игру «Колечко, колечко»)

Йөзек салыш уены

Эби: Әйдәгез барыгызда тезелешеп утырыгыз,учларыгызны тотыгыз. Мин сезгә йөзек салам. Йөзек кемдә икәнне сизсәгез, ана берэр “жәза” бирәбез.(Йөзек ……… сала). Кемдэ йөзек, йөгереп чык.(Давайте все сядем вряд , держите свои ладошки, я буду ложить колечко. Если почувствуете у кого кольцо,то мы дадим наказание)

Ильназ: Миндә йөзек

Эби:……. нашләтәбез!

Уйнатучылар:Шигырь сөйләтәбез…

Шигырь сөйли

Бала ( йөзекне ……….. сала) Кемдэ йөзек, йөгереп чык.

Алсу: Миндә йөзек.

Эби:……. нишләтәбез!

Уйнатучылар: Биетәбез, биетәбез!

Эби. Әйдәгез бергәләп биик!!!

Бию “Елмай”

Ведущий:  Әби, сез безгэ уеннар, табышмаклар хэм мэкаллэр өйрәттегез, узегез дэ биеп күрсәтегез эле.

Татарский танец взрослых

Бабай:

Әй малайлар, әй кызлар,

Уйнагыз да көлегез!

Бик яхшы бэйрэм иттек

Рэхмэт ярдэм иткэн очен

Эби: Менэ минем коймакларым да өлгергэн. Әйдэгез әле бергәләп чәй эчәрбез.

Ведущая:

Әбилэр, апалар сезгэ зур рәхмәт.

Мы говорим: «Спасибо вам,

Всем сегодняшним гостям.

Наш долг – традиции хранить,

Культуру предков возродить,

Достойным гражданином быть»

Бәйрәмебезне чәй өстәле янында дәвам итебез. Барыгызында каз коймагы белән эчәргә чакырам. Рәхим итегез!

Вступление

У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. В каждой семье эти традиции находят свое продолжение, и в каждой семье стараются хранить их. Семья- основа всего, и оттого, как мы в наших семьях сможем привить к культуре, традициям нашего народа зависит будут ли они истинными детьми своего народа и просто культурными людьми.

Слово «обряд» (по-татарски «йола») означает совместную деятельность деревенских жителей. В крестьянских хозяйствах совместно сеяли, строили дома, заготавливали дрова. Каждое из этих совместных дел заканчивалось совместным гулянием с чаепитием.

Участники передачи- татарская семья усаживаются за празднично приготовленный стол, начинается непринужденная беседа.

Девочка: Мама, а почему у нас сегодня такой празднично украшенный стол? Неужели сегодня какой-то праздник?

Мама: ?й кызым, ел бетеп бара. Инде ?ти д? эшл?рен бетерде. Шул с?б?плебез б?ген бер?з б?йр?м туйлайбыз. А какой праздник недавно отпраздновали в народе

Мальчик:  Я знаю, это Сабантуй. Это праздник плуга. Его празднуют весной и осенью, когда заканчивают полевые работы.

Папа: Бик якшы кызыкай, ? син безнен б?йр?мл?рен бел?сен м? ?йтеп бир ?ле безг?.

Девочка :Мин шундай б?йр?мл?рде белям Ураза, Ураза б?йр?ме, Курбан б?йр?м, Я?а ел, Сабантуй.

Мама: А что за праздник такой Курбан б?йр?м?

Девочка: Это большой мусульманский праздник, который отмечают через два месяца и десять дней после Уразы мусульманского поста. Во время праздника люди приглашают друг друга в гости, делают подарки и пожертвования бедным, больным и немощным.

Мальчик: А в праздники в нашей семье готовятся такие вкусности, сладости а блюда разные? разные чак?чак, б?леш, ?чбучмак, салма, самса.

Папа: Но ведь в праздники люди не только едят вкусные блюда, но еще показывают свое искусство в песнях и танцах.

Среди обрядов осенне-зимнего сезона у татар особо выделяется праздник гуся «Каз омэсе» Слышатся крик гусей.

Татарская молодежь с нетерпением ждала и тщательно готовилась к этому празднику.  Еще в начале лета молодая девушка приходила к хозяйке- владелице большого гусиного стада с просьбой взять ее осеньюв помощь к себе. Хозяйка при этом выясняла не сирота ли девушка, трудолюбива и чистоплотнаб честна и скромна ли она. И не каждая девушка получала согласие хозяйки на свою просьбу. а та которая удостоилась этого сразу же начинала готовиться к осеннему празднику: вышивала фартук и полотенце, шила платье, вязала шаль. И все это отнюдь не случайно: ведь на этом празднике она могла встретить своего суженного и пообщаться с ним. Иных мест встречи в татарских деревнях попросту не было. Это запрещал шариат.

Дальнейшее действие происходит в доме хужябике, куда каждая из девушек приходит с тазом в руке и гусем  в тазу.

Хозяка: Ис?нмесез безнен матур кызлар!

Безнен авылнын кызлары

Аклы кулм?к киялар

Эшт? оста, сузг? кыска

Егетл?рне соялар.

 Безнен ауыл буасынын сулары агып тора, аул кызы эшт? пешк?н, битл?ре янып тора.

Девушки усаживаются и приступают к работе.

Звучит песня «Кыз каздары илап»

каз канатларын эзл?рг?

тоштем су буйларына

Су буйларында йорг?нд?

Син ген? уйларында.

Каз канатларын санадым,

Тезелеп кагынганда,

Тулган айларга карадым

?зелеп са?ын?анда.

Каз канатын кагынганда,

Мамыкларын жил ала, Яшь вакыттагы м?х?бб?т

М?нгелек булып кала.

Когда выпадал первый снег и земля замерзала, начиналась заготовка гусей. Заколотых гусей собравшиеся в доме хозяйки девушки ощипывали, в одну сторону откладывали перья, а в другую ?пух. Ощипанных гусей затем выносили на улицу и клали на мерзлую землю. Дело в том, что гусиное сало очень нежно и для того, чтобы его отделить, тушку необходимо было заморозить.

ведущий  Кум?к хэзм?т, уен?келке

                  Була каз омэсенда

кызларе  егетлэр жыела

зур шатлык нэмэсен?.

Совместный труд, игры и веселье

Бывают в гусиный праздник.

Собираются девушки и парни, Вместе радуясь.

Вычищенные тушки подвешивали к коромыслам, затем идут к роднику. Девушки и сами шли гуськом, друг за другом. На роднике они промывали гусей сточной водой. Но самое радостное было в том, что у родника их уже поджидали деревенские парни с гармошками и песнями. Им навстречу выходят парни.

—Здравсвуйте, девушки красавицы!

Дев:—И вам доброго здоровья, парни удалые!

Парни: —А можно ли узнать, как зоветесь вы красавицы?

Дев: —А вы сами ребята назовитесь-ка? а после и наш черед будет.

Парни:—Неужели у нас сегодня праздник?

         —Да, праздник Гуся у нашей Сании апай.

Дев:—— Вот именно! А мы оттуда идем, мы помощницы.

Парни:—-А разрешите ли присоединиться к вам?

Дев:— А это ребята от вас только зависит. Сможете крылышки выкупить? Милости просим.

Парни:— А что за выкуп попросите?

Дев:—А выкупом пусть будет мастерство ваше, надо спеть, сплясать, да удаль свою показать.

Парни: А что ребята попробуем?

конечно попробуем.

Здесь звучит веселая перекличка, каждая девушка знала, какому парню она симпатична, ведь именно для него она одела свой лучший наряд.

Яшьляр уены

халык сзл?ре                      татар халык к?е

Башлап жырлаучы  

  А? альяпкыч челт?рле,

егетл?р                      

    Илд? матур бет?рме?

     Илд? матурлар бет?рме?

     Жан с?йг?нг? жит?рм??

Кызлар

челт?р элдем чит?нг?,

Жилф?р-жилф?р ит?рг?.

Егетл?р

Без килм?дек буш кит?рг?,

Килдек алып кит?рг?.

кызлар

Алын  алырсыз мик?н?

Г?лен алырсыз мик?н?

Урталарга чыгып сайлап,

кемне алырсыз ик?н?

Егетл?р

Алларын да алырбыз,

Г?лл?рен д? алырбыз,

Кунелебезг? кем ошаса,

Шуны сайлап алырбыз.

Башлап жырлаучы

Урамнан узып бара.

?ашыннан кузе ?ара.

Егетл?р

Керф?генн?н г?лл?р тама,

Курс?м, й?р?гем яна.

??шымта

Башлап жырлаучы

Аклы ситсы кулм?к кияр,

Ит?ге жирг? тияр.

Егетл?р

Узе с?йл?р, узе к?л?р,

Ул ярлар кемг? тияр.

??шымта

?ызлар

Челт?р элдем чит?нг?

Жилф?р-жилф?р ит?рг?.

Егетл?р

Без килм?дек буш кит?рг?,

Килдек алып кит?рг?.

кызлар

Алын  алырсыз мик?н?

Г?лен алырсыз мик?н?

Урталарга чыгып сайлап,

кемне алырсыз ик?н?

Егетл?р

Алларын да алырбыз,

Г?лл?рен д? алырбыз,

Кунелебезг? кем ошаса,

Шуны сайлап алырбыз.

(Все вместе направляются в дом, где идет праздник, помлгают донести тушки гусей.) Парни тоже могут зайти на чаепитие, но подобное право надо было выкупить пряниками, конфетами, мелочью. Этим выкупалось гусиное крыло, причем надо было остроумие и смелость, чтобы достойно ответить на девичьи колкости. Получивший крыло входил в дом.

Ведущий:

Син да жырла батыр егет,

Син да жырла матур кыз,

Матур булсын, матур булсын,

Матур булсын бу тормыш.

Частушки поют и девушки и парни                сузл?ре     татар халык к?е

Биис? кил?

Биючел?р, басыгыз,

?йл?нм?с? башыгыз

Басыгыз, басыгыз

?йл?нм?с? башыгыз.

Биючел?р, биегез

Матур безнен к?ебез,

Биегез, биегез

Матур безнен к?ебез.

Биючел?р биег?нд?

Ид?нн?ре б?гел?

Ярышларда жинеп чы?ты?,

Безнен биес? кил?.

Тыпыр? тыпыр-тыпыр-тыпыр

Тыпыр-тыпыр биерг?

Эшлибез д? жырлайбыз да,

Вакыт та бар биерг?.

Берс? алма, берс? х?рм?

Матур кызлар суга бара, челтери чил?кл?ре

Берсе сирень, берс? н?ркиз

Берсе г?лнен з?нг?ре.

Матур кызларны кург?нд?

Ярсып тиб? йор?гем

Берс? алма, берс? х?рм?

Берс? кура жил?ге.

?чес е д? бигр?к матур,

?чесе д? бигр?к ш?п,

Берсе ж?у??р, берсе г?у??р

Берсе алтын з?б?рж?т.

Куз алмыйча карап торам

кызлар барган юлларга

Берсе унган, берсе елдам,

Берсе алдынгылардан.

?чесе д? бер диг?нн?р,

Еф?к кулм?к киг?нн?р,

?айсып сайларга да белмим…

?чесе д? чиберл?р.

Девушки возвращаются домой под песню «Кызлар оча» (летят гуси )муз Х Валиуллина, слова М Мулланурова

В доме хужябике происходит торг парни выкупают гусиные крылья, звучит песня «Канат сату «Продажа крыльев «

Каждый из парней, получивших крыло гуся, входит дом. Прадник заканчивается исполнением совместного танца под татарскую плясовую.

Ведущий

Б?йр?мсез бик кунелсез бит,

Б?йр?мн?р кир?к безг?

Б?йр?мн?р кир?к сезг? д?,

Кир?к ??ммэбезг? д?!

Бе праздников было бы грустно,

Праздники нам так нужны

Праздники нужны и нам,

Праздники нужны и вам!

Просмотр содержимого документа

«Внеклассное мероприятие «Праздник Гуся » (Каз Омэсе) »

Сценарий детского татарского национального

праздника «Гусиное пёрышко».

Иртән, килү белән, кулларын юып, балалар милли киемнәр кияләр. Кызлар – ак чигүле яулыклар , алъяпкычлар бәйлилэр, малайлар – түбәтәйләр башларына кияләр.

Тәрбияче апа камыр баса – балалар булышалар – каймакка тоз, шикәр комы, сода салып бутыйлар. Эрегэн май, он белән тәрбияче камыр баса.

Шуннан соң тәрбияче апалар балалар алып килгэн бәрәңгене чистарталар. Олы балаларга аларны турарга бирәләр. Үзләре суган чистарталар, турыйлар, суга салалар.

Аннары түгәрәктә иртәнге исәнләшү була : — Исәнме, минем күзем…

Иртәнге аштан соң балалар тәрбияче апалары белән өстәлгә клеенка җәяләр, кечкенә такталар, кечкенә уклаулар тараталар. Мин такталарга он сибеп чыктым , балаларга кечкенә генә камыр кисәкләре өләштем. Аларны балалар куллары белән тәгәрәттеләр, шар ясадылар. Аннары такталарына куеп, бармаклары белән әкрен генә басып, түгәрәк коймак я түгәрәк кояш ясадылар.

Тәрбияче апа аш кашыгы белән камыр уртасына бәрәңге белән суганны эләшеп чыкты, ничек өчпочмакны ябырга күрсәтте, кечкенәләргә – булышты, ачылмас өчен бармакларны онга манып ныграк ике якны ябыштырып күрсәтте.

Өчпочмакларны ясап бетергәч, кулларны юып, матур милли киемнәр балаларга кигезәбез.

Малайларга – жилетлар, тюбәтәйләр, кызларга – алъяпкычлар, калфаклар, яулыклар бәйлибез.

Кулга кул тотышып – малай-кыз-малай-кыз ,”Каз канаты” җыры белән бүлмәгә керәбез, түгәрәккә басабыз.

-Исәнмесез, балалар! Бүген без сезнең белән көзге бәйрәмгә, “Каз өмәсе” дигән татар халык бәйрәменә җыелдык!

Менә инде беренче карлар да яуды, салкынайтты. Кыр казлары, кыр үрдәкләре, бүтән күчмә кошлар җылы якларга юл тоттылар.

Авылларда бу вакытта өмәләр башлана. Әйдәгез, без дә әби, бабай янына авылга барып кайтыйк.

-Азат, мә сиңа рул , син буген шофер буласың. Хэзер без авылга барабыз, әби,бабай янына.

Җыр “Барабыз, барабыз, авылга без барабыз,

Әби, бабай янына авылга без барабыз”.

Өй” янына килеп җитәбез. Шакылдатабыз.

-Кем анда?- әби, бабай тавышы.

-Бу – без, балалар, кунакка кайттык!

Әби”, “бабай” булып киенгән балалар өйдән чыгалар- Софа, Андрей- Янина, Асхат, балалар белән исәнләшәләр.

-Әби, бабай! Балалар көз турында бик күп җырлар, уеннар, биюләр өйрәнделәр.

Әби, бабай, басыгыз безнең белән тугәрәккә! Әйдәгез, бергә җырлап-биеп алыйк!

Җыр”Минем өем”.(Ахырында:- Монда яши песи! –Мин_ песи! Мияу, мияу, мин песи!

Монда яши эт Акбай!- Мин эт! Мин –Акбай!

Әйе шул, әйе шул, бу өй матур, бу өй зур!

(Акбай белән песи Мияу чыгалар –безнең дуслар).

-Әйдәгез, песи белән уйнап алабыз!

Җырлы- биюле түгәрәк “Песи кунакка килә!” Ахырында песигә боерыклар бирәбез:

-Песи, утыр! Балалар, песи нишли?

-Әйе, песи утыра! Песи, йокла! Балалар, песи нишли?

-Әйе ,песи йоклый! Песи, сикер! (йөгер! Мә, сөт эч!)

-Ә хәзер эт белән, Акбай белән уйныйбыз!

Җырлы – биюле түгәрәк “Акбай кунакка килә!” Аңа да боерыклар бирәбез.

-Әби, бабай, без бакчаларда мул уңыш үстердек! Хәзер без сезгә яшелчә бакчасы турында җырлап бирәбез!

Бар матур бакча!” –җырлы – биюле түгәрәк.(кишер, суган, кәбестә, кыяр, бәрәңге).

-Бу –мин, бу – син, бу – без! Без – зурлар, без – дуслар! Әйдәгез, дуслык турында җырлап-биеп алыйк! “Дустым бар!” – җырлы- биюле түгәрәк.

-Ә хәзер мин сезгә табышмак әйтәм, ә сез җавабын табыгыз!

Суда – йөзә, һавадан оча, җирдән йөри, безне ит белән сыйлый! Дөрес, бу – каз белән үрдәк!

Хәзер малайлар урындыкларга утыралар, ә кызлар – “Каз канаты” биюенә басалар.

Каз канаты” биюе. Ахырында зур кызлар парга зур малайларны алып, “Дүдәк, дүдәкне” бииләр.(кечкенәләр урындыкларда утырып торалар). Парлы бию “Дүдәк, дүдәк”.

Ә хәзер кечкенәләр дә басыгыз түгәрәккә! Уйнап алыйк!

Җырлы-биюле түгәрәк “Чума үрдэк, чума каз”.

Ишеккә шакылдаталар. Ишек артында – капчык. Тәрбиячеләр капчыкны алып керәләр., ачалар.

Капчык эченнән кечкенә каз чыга.

-Менә нинди безгә күчтәнәч көз җибәргән! Рәхмэт сиңа, көз! Сау бул, көз! Исәнме, кыш!

Шуның белән безнең бәйрәмебез ахырына килеп җитте! Дөньялар тыныч булсын, күк йөзебез зәңгәр булсын, сугышлар булмасын, балаларыбыз, үзебез –исән-сау булыйк!

Әйдәгез, кечкенә каз бәбкәсе белән тагын “Каз канаты “ биюен биик!

Әби, бабай, безнең өчпочмакларыбыз да әзер! Әйдәгез , бергә чәй эчәбез!

Бергәләп чәй эчү, фотога төшү.

мастер-класс
DOCX / 676.81 Кб

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Набережные Челны «Детская художественная школа №1»

Мастер–класс по уникальной графике преподавателя СиразиевойСагидыФавзиевны посвященный татарскому празднику «Казомэсе»

 Методическая разработка (из опыта работы)

Участники 1»Д» класс ДХШ№1

СиразиеваСагидаФавзиевна преподаватель высшей категории ,заслуженный деятель искусств РТ

город Набережные Челны Татарстан

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Народная мудрость

Цель проведения мастер-класса: распространение опыта работы  в графическом материалеи уникальной технике  ( гелевая ручка)

Задачи мастер-класса:

-Познакомить учеников с особенностями, значением народных традиций.

-Показать практическую значимость графического метода работы на уроках композиции;

-Подготовить  учеников к методически грамотному применению  уникальной техники в графике

( гелевая ручка)

Перечень учебно-методического обеспечения :

-Презентацияна тему «КАЗ ӨМӘСЕ»,(праздник Гусиного пера);

-таблицы с последовательным показом рисования в технике уникальной графики, листы для рисования 20х20;

-Выставка работ преподавателя в технике уникальной графики;

Введение:

О празднике

Казомэсе» (праздник Гусиного пера) Этот праздник уходит корнями в глубокую древность и почитается не только у башкир и татар. Проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря. В дословном переводе название праздника обозначает гусиная помощь, т.е. коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха.

«Казэмэсе» рассматривался не как работа, а как красивый праздник, повод пообщаться, развлечься, показать себя. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни.

С 60-х годов прошлого века «Казомэсе», начинает становиться праздником мам и бабушек. Потому что у молодежи появляются другие места встреч. Но во многих деревнях «Казомэсе», становится единственным событием, дарящим людям радость и возможность смотреть в будущее с надеждой.

О графике

Первые графические рисунки создавали древние люди — брали уголь и рисовали на стенах пещер. Сегодня графика — полноценный вид изобразительного искусства, где главным образом используются линии, силуэты, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, он играет вспомогательную роль). Графика — это далеко не только черно-белые карандашные зарисовки.В современной графике множество направлений и стилей.

Понятие «графический рисунок» включает в себя множество разных методов:

-классический рисунок карандашом на бумаге;

-рисунок углем;

-рисунок пером, кистью или тушью;

-рисунок гелевыми ручками и многое другое.

Такой широкий выбор методов и инструментов делает графику одной из самых разнообразных и открытых для всех техник рисунка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника гуканье весны
  • Сценарий праздника дня рождения детского сада
  • Сценарий праздника город мастеров ярмарка народных ремесел
  • Сценарий праздника дня рождения 45 лет мужчине
  • Сценарий праздника год культурного наследия