Сценарий праздника гжель

Ознакомление детей с таким видом народно-прикладного искусства, как ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ, в форме праздника.

Сценарий праздника: «Голубое чудо».

Действующие лица: Ведущий, девочка, мать, звёздочка, девочка-роза.

Танцевальный номер:

Песня «Незабудковая Гжель», сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичковского.

Ход праздника:

Театрализация сказки «Нежно-голубое чудо».

Ведущий: История эта случилась в Рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и чтобы прокормить свою дочь, женщине приходилось много работать, лепила из глины горшки да кувшины. А потом на рынке продавала. Да только не сильно пользовались горшки успехом. Были они белые и неяркие. Чуть свет, а она уже печь топит. Да за работу берётся. Дочка её Настенька такая умница уродилась: и пол подметёт, и тесто замесит, и на колодец за водой сходит. Так вдвоём и жили, а вдвоём и дело быстрее спорится. Наступила зима, да такая суровая да холодная, с ветрами сильными, морозами трескучими. И надо так случиться, что Настенька заболела, лежит в постели и встать не может. Какие только доктора её не смотрели, а вылечить не могли. Приближалось Рождество. Снега так намело, что сугробы до самых окон доставали, деревья стояли в белых кружевных нарядах, снежинки весело кружились, поблёскивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику. Только в доме Настеньки не до праздника: с каждым часом девочке становилось хуже и хуже. Матушка не знала, чем ей помочь, как облегчить страдания ребёнка.

Мама: Настенька, скоро праздник придёт — веселье, радость принесёт, может это тебе силы придаст.

Настенька: Не до праздника мне, матушка, не до веселья. Есть у меня одно желание: хочется мне увидеть васильки голубые и колокольчики в руках подержать, на красоту полюбоваться.

Мама: Да где же я зимой цветы найду?

Ничего не ответила Настенька, только ещё грустнее стала.

Этот разговор услышала звёздочка юная, которая только на небе зажглась. Стало ей жалко девочку, и решила она ей помочь. Разукрасила звёздочка оконное стекло узорами (импровизированное окно из плёнки с наклеенными цветами синего цвета). Чего только не было: колокольчики, ромашки, васильки. Всю ночь трудилась звёздочка (маленькая девочка в костюме звёздочки), о не успела закончить свою работу, утро наступало. Тогда она обратилась к солнышку: «Солнышко, надели мои узоры волшебной силой». И солнышко ей помогло, а мороз разукрасил цветы в синий цвет. Как увидела матушка узоры волшебные, так руки сами к краскам потянулись, и расцвели узоры на кувшинах и горшках. А Настенька посмотрела в окно, увидела цветы волшебные и от радости выздоровела».

Ведущий: Но это ребята миф, сказка. На самом деле гжельская роспись появилась не так. Давным-давно, недалеко от города Москва, среди лесов и полей стоит городок Гжель. Слово «гжель»- от слова «жегель», то есть жечь глину. Жили там умелые и весёлые мастера. Собрались они вечерком и стали думу думать, как им свой край прославить. Да свет удивить. Нашли они в своём краю глину чудесную и решили лепить из неё посуду, какую свет не видывал.

Мешали тут замес упруго, в избушке трудясь до утра

                Умельцы гончарного круга, и глиняных дел мастера.

                Не зная расчётов в науке, храня вековую мечту,

                Из глины мужицкие руки умели лепить красоту!

-Но не только лепниной украшали мастера свои изделия, а мотив росписи подсказала сама природа Подмосковья, с её обилием синих и голубых цветов.

Посуда сказочно красива, а цвета в ней всего лишь два.

               Увидев небо гжели синее, его полюбишь навсегда!

-Рисовали на посуде чудесные узоры из цветов, листьев, изображали на посуде леса, поля, церкви, людей. Очень затейливая посуда, нарядная. Полюбилась она людям и стали называть её нежно-голубое чудо. И по сей день, живут и работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили мастера свой край, всем поведали, какие умелые мастера живут в России. (Весь рассказ сопровождается показом гжельских узоров).

Выходят дети с гжельскими изделиями, читают стихотворения.

1 ребёнок:  Синяя сказка, глазам загляденье,

                    Словно весною капель.

                    Ласка, забота, тепло и терпенье,

                    Русская звонкая Гжель!

2 ребёнок:  Мазки синие, широкие

                    А есть и узкие совсем.

                    Не встретите на свете вы,

                    Красоты такой!

3 ребёнок:  Месят глину неустанно

                    Прибавляя к ней песок.

                    Эта глина как сметана

                    И как солнечный желток!

4 ребёнок:  Ветерком её обдуют,

                    Зелье дивное вольют,

                    А ещё над ней колдуют,

                    А ещё над ней поют!

Исполняется песня «Незабудковая Гжель», сл.П.Синявского, муз. Ю. Чичковского.

Ведущий: А кто хочет попробовать себя в роли художника?

По желанию дети расписывают гжельскими узорами тарелки из папье-маше.

По окончанию работы ведущий задаёт вопросы:

-Какой росписью ты расписала посуду?

-Какие цвета использовал в своей работе?

-Какими узорами расписала своё изделие?

-Кому хочешь подарить? Иди, подари.

Ведущий: Во время работы народ придумывал пословицы и поговорки о труде.

Проводится игра с залом «Пословицы и поговорки».

Ведущий: Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

-Долог день до вечера, (коли делать нечего).

-Умелые руки, (не знают скуки).

-Была бы охота, будет (ладится работа).

-Какова пряха, (такова и рубаха).

-Кончил дело, (гуляй смело).

-Дерево ценят по плодам, а (человека по делам).

-Труд человека кормит, (а лень портит).

-В августе у мужика три работы (косить, пахать, сеять).

-Хлеб (всему голова).

-Делу время, (потехе час).

Ведущий: Не любил народ лентяев и бездельников, поэтому высмеивал их в пословицах и поговорках.

Проводится игра с младшими детьми «Лень».

Выходит мальчик – «лень».

Лень: Ты, меня работушка не бойся, я тебя не трону.

Ведущий: Не колода лодырь, а лень! И лежит целый день!

Не жнёт, не косит, а есть, пить просит!

Дети: Что ты лень лежишь?

Лень: Пить, есть хочу!

Дети: А, что тебе надобно?

Лень: Яства боярские, питья государские!

Дети: Кто спину не гнёт, тому ложка не в рот!

А где гнулась спина, там рожь густа!

С зерна то – пирог, с колоска – весь мешок!

Поскачи, попляши, тогда есть-пить дадим!

Лень танцует, дети хлопают в ладоши.

Лень: Не хочу больше лениться, буду, я теперь трудится!

Проводится игра со старшими детьми «собери посуду».

Ведущий: Раз мазок, два мазок, вышел синенький цветок.

                  Расцвели на чашах розы, не страшны цветам морозы.

Выходит девочка «Гжельская роза».

Я гжельская роза, я с мороза пришла.

                              Рукой мастерицы придумана я.

                              И нет одинаковых роз на планете

                              Два цвета всего – синий и белый!

Роза: я хочу с вами поиграть, я вам буду задавать вопросы и посмотрю, что вы запомнили о гжельской росписи. А за правильный ответ я буду дарить вам гжельские розочки.

1.В каком городе появилась роспись? (Гжель).

2.От какого слова происходит слово «Гжель»? (Жегель).

3. Что в переводе означает слово «Жегель»? (Жечь глину).

4.Из какого материала изготавливают свои изделия гжельские мастера? (глина).

5.Какие цвета используют при росписи? (белый и синий).

6.Какими узорами расписывают художницы посуду?

Роза: Молодцы, ребята, справились с заданием.

          В зале здесь сидят девчушки, выходите петь частушки!

              ***                                                        ***

Приезжайте в Гжель туристы,             Русская и звонкая,

Заходите в магазин.                              Посуда очень тонкая,

В нём всегда приобретёте                    Гжелью расписная,

Лучший в мире сувенир!                      Красивая такая!

              ***                                                       ***

Мыла гжельскую посуду,                    Подмосковные мастера,

Разлетелись брызги всюду,                 Традиции хранили

Брызги вытру – не беда,                       Уже семь веков прошло,

Ох, посуда хороша!                             А Гжель не позабыли!

                                                    ***

                            Гжелью славится Россия

                            Попадаешь словно в рай,

                            Посмотреть на это чудо,

                            Поезжайте в Гжельский край!

Роза: Молодцы. Ребята, очень мне у вас понравилось!

Ведущий: Чистота и изысканность линий

                  Холодна бледнолицая Гжель.

                  Это синий безудержный ливень,

                  Голубая, шальная метель!

Ведущий: Спасибо, вам ребята, но наш праздник подошёл к концу, спасибо за внимание!

Ведущий предлагает детям посмотреть детям выставку работ.

Гжелька роняет платочек возле любого ребенка, он его поднимает и пытается

догнать Гжельку. Если Гжелька успела стать на место ребенка до того как он ее

поймал, то водой становится ребенок, а если ее поймали, то она продолжает

водить.

Гжелька: Вот спасибо, позабавили меня. Теперь и за мной дело не станет. Располагайтесь

в мастерской. Прежде, чем за дело браться, послушайте моих младших сестричек

ФеюшекБаюшек.

Феюшка 1: Гжельская роспись это древнее, традиционно русское искусство, истоки

которого зародились в подмосковной глубинке более 670 лет назад. Слово Гжель

обозначает «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» всё это слова из лексикона стародревних

гончаров. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились, что краски не

поблёкли.

Феюшка 2: В 18 веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал

гжельские глины, писал: « нигде не видел я белизною превосходнее». Однокашник

великого Михайлы, учёныйхимик Дмитрий Виноградов привёз из Гжели глину, из

которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

Феюшка 3: Учёныйискусствовед Александр Салтыков и художница Наталья

Бессарабова буквально возродили гжельский промысел, приехав работать в Гжель в 1933

году. Они придумали и разработали новый стиль те самые известные нам синие узоры

на белом фоне. Раньшето Гжель была разноцветной.

Гжелька: Перед вами образцы изделий с гжельской росписью. Какие из них привлекли

ваше внимание и почему?

Ученик 3: (1й класс) Выходит, берёт в руки изделие, показывает и рассказывает.

Мне больше всех понравился чайник. Он сделан в форме петушка. Хвостик, гребешок и

бородка у него с дырочками. От этого петушок кажется лёгким. Клюв у него широко

открыт. Это значит, что он громко кричит. На боках у чайника розы. Здесь не только

цветы, но и острые шипы. Мне кажется, что петушок запутался в колючках и зовёт на

помощь.

Ученик 4: (4й класс) Моё внимание сразу привлекли часы. Это очень неожиданно. Они

сделаны в форме тарелки. Цветы и бутоны роз написаны так, что кажутся настоящими,

как на фотографии. На часах две любопытные надписи: «Маяк» и «Сделано в СССР». Я

знаю, что СССР – так раньше называлась наша страна. А что обозначает здесь слово

«Маяк»?

Учитель: «Маяк» это название московского часового завода. Ведь Гжель находится

недалеко от Москвы.

Воспитанник д/с: Мне больше всего понравилась эта лошадка. Сразу видно, что это

жеребёнок. Глаза его широко открыты от любопытства, а на ножках пушок. Носик у него

сморщен, гривка кудрявая, хвостик торчком – он, наверное, очень весёлый.

Гжелька: Приступим и мы к работе. Только сначала выполним заклинание.

Феюшка 4: Вытяните руки.

Познавательно – творческое развлечение «Сказочная гжель»Познавательно – творческое развлечение «Сказочная гжель»

Авторы:

  • Журавель Любовь Назаровна
  • Канева Валентина Алексеевна

Воспитатели МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №108» г. Сыктывкар, Республика Коми

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
  • Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом).

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Ребенок:

В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.

Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.

На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров.

Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь»)

Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

— Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

Дети читают стихи и показывают посуду.

Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Сине — белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:

Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название … (Гжель)

Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.

Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.

П. Синявский

Чашки, чайники и вазы,
отличите их вы сразу.
Белый фон, снегов белей,
Синий, небушка синей.

Кружевное это чудо
Приехало к нам откуда?

(дети – из Гжели)

Музыка пение птиц.

Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей).

— Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)

— Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.

— Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.

Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску.

Дети поют частушки.
По полю гуляла я
Три цветка я там нашла.
Белый, синий, голубой…

Я любуюсь красотой.
Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила…

Мама не ругай меня
Юбку белую надела
Синюю ленту заплела
Вот какая стала я,

Полюбуйтесь на меня.
На окошке два цветка,
Синенький и беленький.
Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.
Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы чудо

сказочной красы
Я в окошечко смотрю
На березку и на ель.
Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру, не беда!

Ох, посуда хороша!
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.
Ведущая читает стихотворение
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.

Не встретите на свете вы
Красоты такой!

Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры.

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

После игры предлагают детям сесть на места.

Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная.

Драматизация сказки «Гжельская роза».

— Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:

— Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.

Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.

Говорит Иван:

— Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.

Удивился царь заморский и говорит:

— Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.

А Иван в ответ:

— Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.

В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.

Царь говорит своему садовнику:

— Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.

Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.

Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:

— Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.

И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.

Звучит русская лирическая мелодия.

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,
Наша чудо Гжель — лазури хоровод!
Эти синие цветы мы в узоры заплели,
Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод», музыка и слова М. Кузьмичевой

После исполнения дети продолжают стоять в кругу.

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, раздаются детям тарелочки.

< Предыдущая   Следующая >

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству

Тема: Русская Гжель. Синяя сказка.

Цели:

1.Предметные:

  • Расширить знания учащихся о Гжельской росписи;

  • Познакомить с основными особенностями росписи;

  • Выполнить узор Гжельской росписи гуашью на листе бумаги

  • Создать работы для выставки Гжельской росписи.

2. Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного мате­риала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение ор­ганизовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более вы­соких и оригинальных творческих результатов.

3. Личностные:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусст­вом, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и ра­боту одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Оборудование:

  • ТСО: компьютер, экран, проектор;

  • Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, гуашь, ластик, простой карандаш, палитра, кисти, баночка для воды;

  • Выставка изделий из Гжели, образцы Гжельской росписи на печатной основе.

Ход занятия

І.Организационный момент

Ведущий. Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Вы видите, как преобразился наш класс. Все потому, что в нем поселились изделия Гжельских мастеров.

Слайд 1

ІІ.Основная часть

Дети читают стихи.

1.Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые  кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо — глины.

На Руси  живёт века

Промысел старинный.

Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

2. Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Слайды 2-6

Ведущий. Сейчас мы вам покажем сказку, вернее, не совсем сказку, а может, даже быль. Впрочем, смотрите сами и решайте.

Дети показывают кукольный спектакль.

Действующие лица:

Дедушка

Бабушка

Внучка

Внучка : здравствуйте, ребята! как вас много! Сегодня, мне ребята бабушка и дедушка обещали рассказать сказку про «Сказочную гжель».

Бабушка: здравствуйте, ребята и внучка! Да, расскажем мы вам ,но не сказку, а быль.

Дед: Давным-давно это было.

Бабушка: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

Дед: Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Бабушка: Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Дед: Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Бабушка: Стали дальше думу-думать.

Внучка : и как же они решили украсить такую затейливую посуду?

Бабушка: да ты слушай, слушай и вы слушайте! Разошлись по домам они. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Дед: Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Бабушка: Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Дед: И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду

Бабушка: А, вот и были конец, а кто слушал — молодец!

Внучка :

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

Слайды 2-3

Ведущий.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.

Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Слайд 7

Ведущий. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Слайд 8-24

Ведущий. Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Слайды 25-27

Дети.

Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.

Ведущий. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Квасник — посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве закерамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.

Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.

Считается, что квасник — один из критериев профессионализма гончара.

Слайды 28-29

Ведущий. Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Дети.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина

Ведущий.Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Дети.

1.Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

2.Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Слайды 30-31

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

Ведущий. Давайте посмотрим, каков процесс изготовления Гжельской посуды.

Слайды 32-37

Дети исполняют песню «Незабудковая гжель»

1. Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, тихая речка.
В этой негромкой Российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.

Припев: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

2. Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели Анютины глазки,
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повторится.

Пр.: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

Слайды 38-47

Танец «Гжельская посуда»

Ведущий. Давайте посмотрим, как изменилась Гжельская роспись к настоящему времени. Художники проявляют чудеса фантазии.

Слайды 48-60

Игра «Собери чайник»

Ведущий. Давайте разделимся на две команды. Каждая получит пазлы «Гжель». Будем собирать чайники. Какая команда быстрее справится с заданием.

Слайд 61

Ведущий. Давайте внимательно рассмотрим выставку Гжельских изделий. (Рассматривают, какую посуду чаще расписывают мастера, какими узорами расписывают.)

А теперь каждый из вас выберет карточку с буквой. Если попалась буква «Ч», то вы будете расписывать чайники, если буква «Т», то будете расписывать тарелку, если буква «К», то распишете квасник. (Дети делятся на группы)

Практическая работа. Выполнение росписи на бумажных чайниках, тарелках, квасниках.

ІІІ. Итог. Создание выставки.

Обсуждение полученных результатов.

ІҮ. Рефлексия

Танец со свечами (звучит мелодия на этническую тему)

Дети получают в качестве награды за работу раскраски на тему «Гжельская роспись»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника династий
  • Сценарий праздника выхода на пенсию женщины
  • Сценарий праздника дня поселка
  • Сценарий праздника джеоргуыба
  • Сценарий праздника встречаем озорную масленицу