Сценарий праздника именины домового

Кудёсы -познавательно-развлекательная программа для детей 5-7 лет направленная на формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков. Программа посвящена знакомству детей с обычаями и т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Журавлик» г.Сафоново Смоленской области

Кудёсы – именины домового

Автор: Бакутова А.В., воспитатель высшей квалификационной категории

Форма организации: познавательно-развлекательная программа

для детей 5-7 лет

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель: формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков

Задачи:

 Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового), пословицами, поговорками, приметами, связанными с этим днем.

— Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.

— Развивать эмоциональную отзывчивость к историческому наследию России, внимание, память, чувство ритма.

— Воспитывать любовь к русской культуре.

Словарь: домовой, кудёсы, кудёсничать, прибаутник, запечник, домовушка, оберег, одаривать, тезка.

Грамматический строй речи: упражнять в подборе антонимов

Предварительная работа: чтение Т.Александровой «Домовенок Кузя», рисование «Портрет Домового», просмотр мультфильма «Сказка для Наташи», беседы о кошках

Средства обучения: среда – зал, оформленный под русскую избу, выставка рисунков «Друзья домовенка Кузи»; сказочные герои – Хозяюшка, домовенок Кузя, баба Яга; Мультмедиа (презентация «Кудёсы»); 2 обруча, 2 стула с привязанной к ним веревкой; 2 больших платка; чугунок, кошка, корзинка с вареньем, грибами, шарфик; 2 мольберта, фломастеры.

Ход.

Дети входят в зал, оформленный в стиле русской избы, их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка:  Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома. Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

А пригласила я вас на именины. Чьи именины? Отгадайте!

Стоит таинственный сундук, а в нём слегка:

Тук — тук! Тук — тук! Доносится по вечерам,

А рано утром: Трам-тарам!

Живёт за теплою трубой хозяин дома…(домовой)

Хозяюшка: А кто такой домовой? (ответы детей)

Рассказ с презентацией.

1 слайд.  Итак, на календаре 10 февраля. Ребята, это день Ефрема Сирина. Он считался прибаутником, сверчковым заступником, запечником.

А кого еще называют запечником? Правильно, Домового. Одним словом, сегодня Именины Домового. Еще в народе этот день назывался Кудёсы — день угощения домового.

2 слайд.  Откуда взялся Домовой? В старину была легенда о том, как плохих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в тот момент был дома, тот и сделался домовым, остальные кто лесовиком, кто горным духом. Как вы думаете, что делает домовой, чем он занимается?

Дети: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

Хозяюшка: Правильно, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живет домовой?

Дети: Он любит жить на печке или за печкой, в лапте, или в бане.

Хозяюшка: Домовой – дух добрый. Обычно он – заботливый хозяин, помогающий дружной семье. Домовой – большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй найди. Приходится просить его: «Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно». Ну, а коли до волос добрался, считай все – утром не расчешешь. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

3 слайд. Этот день был целиком посвящен домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом, батанушкой. Если он маленький – Домовенок.

4 слайд. Домовой считался самым добрым духом – духом дома. Если семья переселялась в новый дом, то домового звали с собой: горячие угли из очага переносили на новое место и разжигали там от них огонь.

Много добрых примет связано с домовым: коснется ночью своей мохнатой рукой – к добру, начнет скакать – к радости, будет подыгрывать на гребешке – к свадьбе.

5 слайд. Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого: если гремел посудой – будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы – опасайся семейного раздора.

6 слайд. В Кудёсы его задабривали гостинцами, подарочками. Хозяйки, например, ставили на загнетку сладкую кашу, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», поминали перед сном добрыми словами. Чтобы угодить Домовому, в этот день говорили тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса. Угощать его нужно не только на именины, но и первого числа каждого месяца.

7 слайд. По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен.

8 слайд. Домовой — любитель кудёсничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, змею или лягушку. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

9 слайд. Домовому дарили домовушку – это предмет для украшения дома, своими руками сделанный. Для изготовления подходят любые природные материалы: кожа, лыко, крупа, соленое тесто, сушеные ягоды, грибы, цветы. Семечки подсолнуха и кукуруза оберегают здоровье, плоды рябины – женскую красоту, горох и фасоль – достаток в доме, рисовые зерна – мир в доме, хвойные шишки – символ достижения цели, чеснок и лук отгоняют нечистую силу. Это украшение поможет вам завоевать доверие и любовь домового, он станет заботливым другом и храбрым защитником. И служит оно оберегом.

Что такое оберег? (ответы детей)

Предмет, оберегающий от чего-либо злого, нехорошего. Раньше считали, что одежда тоже была оберегом, двери и окна защищали украшенными наличниками и ставнями.

Как вы думаете,  у нас в саду есть Домовой? (ответы детей)

Хозяюшка: Конечно, есть! Он, наверное, спит где-нибудь в темном уголочке и забыл, что у него сегодня праздник. Мы, сейчас постараемся найти нашего домового и устроим ему настоящие именины. Договорились? Давайте споем ему веселую песню. Может быть, он к нам и выйдет.

Песня про домовенка Кузю

Появляется Кузя

Кузя: (поет на мелодию песни «Шоколадный заяц» из репертуара П. Нарцисса)

Я, Кузя Домовёнок, всех знаю вас с пелёнок

И очень всех люблю.

За всеми наблюдаю, по именам всех знаю,

Капризных не терплю.

Я, Кузя Домовёнок, я счастлив как ребёнок,

Ведь гости у меня.

Мы будем веселиться смеяться и кружиться,

Вы все мои друзья!

Кузя:    Дорогие ребятишки, очень рад всех видеть я,

Потому что для меня вы очень близкие друзья.

В детском садике живу я, очень, очень много лет,

Охраняю общий дом наш я от многих-многих бед.

Я веселый Домовой. Охраняю здесь покой.

Подружитесь-ка со мной, ну, а звать меня – Кузьмой.

 А имя мое означает «устроитель порядка». А ваши имена я все знаю. Какие у вас разные, красивые имена! Но мне непонятно вот что: у вас есть дети, у которых одинаковые имена. Ты Арина, и ты Арина, и ты Арина. Вы что — родственники? Или сестры?

Хозяюшка: Ребята, кем приходятся наши девочки друг другу? Объясните Кузе, что означает слово «тёзка» (ответы детей).

Хозяюшка: Кузя, ты говоришь, что ты домовенок! Только какой же ты Домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Кузю?

Дети:   Садовенок!

Кузя:  Ой, мне нравится. Я садовенок Кузя.

Хозяюшка: Сегодня у Кузи именины или, как в народе говорят Кудёсы.

 Кудёсы будем мы справлять, Садовенка поздравлять!

Ребенок:    Мы пришли к тебе на праздник, говорят, что ты проказник.

Мы тоже любим веселиться, пошуметь и порезвиться!

Хозяюшка:   Давайте поздравим именинника Кузю песней.

ПЕСНЯ ИМЕНИНЫ

на мотив песни В. Шаинского «Чунга-чанга».

 (Слышится шум, грохот, Кузя прячется, в зал вбегает Баба Яга под песню: на мелодию «Цыганочки»)

«Эх, была я молода, хороша была, я.

Но прошли мои года, молодость увяла,

А пришла сегодня я к крестнику на праздник,

С именинами тебя, дорогой проказник!»

Баба Яга:     Ой, а где же крестничек мой?

Хозяюшка:  А кто, бабушка, Ваш крестник?

Баба Яга:    Домовенок,  Кузьмой кличут.

Хозяюшка:  Живет у нас садовенок Кузя. Только что был здесь. Спрятался, наверно.

Баба Яга: А какой ваш Кузя?

Злой?………………………………………………………

Страшный?…………………………………………….

Худой?……………………………………………………

Грустный?…………………………………………………

Немой?…………………………………………………..

Большой?……………………………………………….

Лысый?………………………………………………….

Ленивый?……………………………………………….

Глупый?………………………………………………….

Добрый.

Красивый.

Полный.

Веселый.

Говорящий.

Маленький.

Волосатый.

Трудолюбивый.

Умный.

Ну, точно, мой крестничек! Кузя, появись!

Выходит Кузя

Кузя:      Здравствуй, Бабулечка Ягулечка! Как я рад тебя видеть!

Баба Яга подходит к Домовёнку:

Вот тебе подарок мой — тёплый шарфик шерстяной.

Вот тебе грибов вязанка, вот тебе малины банка.

Домовёнок:   Спасибо, крёстная моя, не видел долго я тебя.

Баба Яга:      А это что за ребятишки, и девчонки и мальчишки?

Кузя:               Все они мои друзья, пришли меня поздравить.

Люблю я с ними пошалить, тебя бабуля подразнить.

Игра с Бабой Ягой

Дети:         Ой, ты, Баба-Ягя, костяная нога,

Ты над лесом не летай, малых деток не пугай.

Баба-Яга:       Ишь, обрадовались, раскомандовались,

Где желаю, там летаю, все метлою разметаю.

(Дети убегают, Баба-Яга их разгоняет метлой)

Баба-Яга: А теперь, дорогой крестничек, покажи, чему ты научился, пока мы не виделись.

Кузя:       Я, бабушка Яга, научился в домах, в квартирах мебель передвигать ночью, чтобы хозяев попугать. Ну, что ребята, поиграете со мной?

Игра «Стул, ко мне!»

(На полу лежат два обруча, в каждом стоит играющий, к поясу играющих привязана веревка, другой конец веревки привязан к стульчику. По сигналу игроки начинают вращаться вокруг себя. Стул приближается к обручу, выигрывает тот, кто быстрее подтянет к себе стул и сядет на него).

Кузя:   А сейчас я всех детей в разных превращу зверей. Сейчас они захрюкают, залают, замяукают!

Конкурс «Поющие животные».

Звучит мелодия любой песенки. Все дети вместо слов хрюкают, лают, мяукают.

Кузя: Еще я прятать научился. Как спрячу что-нибудь у неряхи, так она и не найдет. А сейчас я детей прятать буду, хотите?

Игра «Прятки с платком»

Очень любим в пряталки мы играть,          

Очень любим прятаться и искать.

Вы скорее приседайте,

Глазки быстро закрывайте.

Кто к платочку подойдет и того,

кто спрятался, назовет?

(Любое имя) подойди, … ., назови!

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Приседают, кладут руки на колени и закрывают глаза. Под музыку Кузя проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них большим платком, так, чтобы спрятать ребенка полностью.

Дети смотрят друг на друга, стараясь угадать, кто спрятан под платком.

Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто под платком. С окончанием песни называет имя.

Ребенок снимает платок и кричит: «Я здесь!»

Хозяюшка:  Навостри-ка, Кузя, ушки, мы споем тебе частушки.

Частушки.

Дети поют частушки Кузя, подыгрывает на трещотках.

Все Мы частушки сочиняем,

Можем их пропеть сейчас.

Мы для вас споем, сыграем,

Попросите только нас!  

1. Домовому не сидится.

Так и носится, шальной!

Нет, чтоб лечь, угомониться…..

Глядь, а он уже с метлой!

2. С домовым играю в прятки.

Где его и как искать?

Хоть бы показал мне пятки,

Так и пяток не видать.

3. Домовой мой, как хозяин,

Все без дела не сидит:

То кота за хвост потянет,

То в кастрюлю загремит.

 4. Домовой озорничает —

Ночь посудою гремит

То по чайнику ударит,

То в свисток его свистит.

 5. Домовому в Новый Год

Наварила кашу.

Глядь, а он салат жует

С тарелки у мамаши.

Все.   Старину мы уважаем, старину мы бережем,

И о домовенке Кузе частушки звонкие поем.

Мальчик:    Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка:        Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.

Танец «Выйду на улицу»

Хозяюшка: Пришло время Садовенка нашего подарками одаривать. Раньше для угощения Домовому оставляли на печке или во дворе полную миску каши.

А ты, Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

Ешь пироги — да наш дом береги!  

Кузя: А еще 10 февраля столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили серебряную монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную.

Баба Яга: Хорошим подарком для Кузи будет маленький котенок, лучше всего — пестрый или полосатый. Котенка нужно принести на кухню, поставить на пол, не выпуская из рук, сказать: «Дарю тебе Домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Днем Домовой передает предупреждения и предсказания через кошку.

Хозяюшка:    Ну-ка, кошка нам скажи,

Да всю правду доложи:

Кого следует бояться,

И чего нам опасаться?

Много примет есть, связанных с кошкой. А вы знаете их, дети?

Дети:    Знаем.

Если кошка долго умывается — жди гостей.

Если кошка скребет лапами по полу — к метели.

Если кошка лезет на кровать — к холодам.

Если кошка ложится животом вверх – к благополучию в семье.

Если кошка тянется лапами к хозяину (или хозяйке) — к прибыли.

Хозяюшка: на память о сегодняшнем дне дети нарисуют твой портрет.

Игра-эстафета “Портрет Домовенка”.

На мольберте нарисовать фломастерами портрет домового.

Хозяюшка:     Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Кузе.

Дети: (все вместе)       Комар пищит, каравай тащит.

Комариха верещит, кучу веников тащит!

Кому поем – тому добро! Слава!

Домовенок:   Вам ребята говорю: «Всех вас очень я люблю!

Вас беречь я обещаю, счастья, радости желаю.

Хозяюшка:   Дети, а вы что пообещаете Кузе?

Дети:      Мы тебе обещаем, что будем поддерживать чистоту в нашем детском саду. Не будем шалить и ссориться.

Все вместе: Ты самый лучший.

Песня о Домовенке

Кузя:    А сейчас всем  друзьям угощение я дам.

Баба-Яга:  Ну, что ж, ребята, мне пора.

В ступе, я поехала б домой,

Но в ремонте транспорт мой,

Тут недалеко пешком…

Кузя:    Стой! Пойду с тобой! Навещу Прошу в соседнем детском саду.

Баба-Яга:   И то верно, у него ведь тоже сегодня именины.

Домовенок:  Счастливо!

Хозяюшка: Наш вечер подошел к концу. Храните тепло вашего дома, и тогда Домовой обеспечит вам:

Утро — доброе,

День — радостный,

Ночь — спокойную,

Жизнь счастливую.

Хотите верьте,

А хотите — нет!

03.02.2015

Харламова Татьяна Александровна

методист, педагог-организатор

Праздновать 10 февраля День домового — это старинный обычай, скорей обряд. В этот день даже верующие люди «задабривают» хранителя своего дома, чтобы он не оставил его, а берёг от силы зла и всякого вреда семье. Праздник знакомит детей с народными традициями, поверьями, фольклором и прививает любовь к Родине, её истокам.

Оценить★★★★★

7467

Содержимое разработки

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО»

для детей 7 — 9 лет

Праздновать 10 февраля День домового — это старинный обычай, скорей обряд. В этот день даже верующие люди «задабривают» хозяина своего дома, оставляя на столе для него лакомства и напитки. Есть поверье, что домовые— это наши очень далекие предки, а потому они всегда желают нам добра. Переезжая в другой дом, хозяева зовут «своего» домового с собой, ведь он, заботливый и дом бережёт, и мир в нём.

Чтобы хранитель дома не оставил его, а берёг от силы зла и всякого вреда семье, наши предки всячески задабривали домового, особенно активно угощая его в День рождения. Для доброго друга готовились каша и пироги, чтобы ночью лакомство не остыло, его обкладывали горящими углями. Была и еще одна хитрость – чтобы домовой привлекал в дом богатство, под горшочек с кашей клали серебряную или медную монету.

Цель:познакомить детей с народными традициями,поверьями, фольклором; формирование национального самосознания, развитие у ребёнка системы общечеловеческих ценностей;

Задачи: 1) прививать любовь к Родине,её традициям и обычаям;

2) развивать у детей интерес к народному творчеству;

3) обогащать игровой и словарный запас детей.

1. Выставка работ ребят – подарков домовому.
2. Выставка книг.
3. Плакат.

Ведущий
Сегодня у нас необычный праздник. Мы решили его посвятить доброму духу дома. Обитает он обычно за печкой, но порой живет и под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе. Однако ОН никогда не выходит за пределы дома.

Как вы думаете, кто это? Что за добрый дух дома? Догадались? (ответы)

Правильно. На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живет этот дух – домовой. Хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных

Вы спросите, а почему мы сегодня вдруг вспомнили о домовом? Да ведь 10 февраля у домового день рождения. Поэтому 10 февраля все, кто дорожит присутствием этот человечка у себя дома, справляют его именины. А для этого делают ему специальные подарки, задабривают. Подарки делают самые различные: кто-то стряпает специальную лепешку и кладет ее под печь, кто-то оставляет для домового монету.

Давайте поздравим домового песенкой.

РНП «Дома ли кума воробей»

Ведущий: Чтобы в доме царили мир, покой и согласие жители стремились всеми способами задобрить домового: старались сделать приятное домовому на большие праздники Рождество, Пасху, Новый год. А если семья переселялась в новый дом, то домового звали с собой ведь он, заботливый и дом бережет, и мир в нем. Говорили так: «Батюшка – домовой, кланяемся мы тебе низёхонько, собрали мы своё житьё – бытьё на новое место, так и тебя просим – пойдём с нами».

Давайте порадуем Домового игрой на народных инструментах

РНП «Светит месяц»

Ведущий:Как вы думаете, а на кого домовые похожи? (ответы)

Считалось, что домовой похож обличьем на хозяина дома, только руки покрыты шерстью, сам маленький одет в тулуп, лапти. Каждый хозяин зовёт своего домового по разному: у нас, у русских – дедко, хозяин, домовик, дух-хранитель…

А у белорусов : хатник, господарик.

На Украине – хатнiй дiдко ( домовой дед)

У поляков — хованец (т.е. тот, кто прячется)

Приглашаю сюда желающих поиграть.

Игра «Наряди домового»

(две команды детей по 5 человек, выбирая вещи, наряжают одного из членов команды так, как они видят домового).

Ведущий
А знаете ли, какие прозвища даются домовым? Это зависит от того, где обитает домовой. Вот некоторые из них: хлевник, голбешник (голбе́ц — в деревянных избах — конструкция при печи для всхода на печь и полати), избной, подпечник, подпольник, дворовый, банник. Почему так? (ответы) А для кого-то он – господарь, большак дедко, доброхотушко, кормилец.

Люди в отношении к домовому должны соблюдать обычаи, обряды. А связаны они с кормлением. Как вы думаете, чем на Руси кормили домовых? ( каши, щи, блины, пироги, кисель).

Давайте и мы покормим кашей нашего домового.

Песня «Манная каша»

А еще известно, что домовой – большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй найди. Приходится просить его: “Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно”. Ленивых злых людей Домовой наказывает: вёдра переворачивает, кошку на стол загоняет, в воду мусора насыпает. Так что старайтесь не сердить Домового.

А ещё любит Домовой загадки загадывать. Некоторые даже я не могу разгадать. А вы сможете?

Загадки:

1. Полна горница, а увидеть нельзя. (Тепло)

2. Бабушка в углу сидит: кто с морозу зайдет, тот руку и подает. (Печь и люди, греющие руки)

3. Один на другого смотрят, а никак не встретятся. (Потолок и пол)

4. Девица росточком мала-малехонька, каждый день танцует. (Метла)

5. Четыре ноги – одна шапка. (Стол)

6. Возрос на один годок, а уже никому не нужен. (Календарь)

7. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

8. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Ведущая: Молодцы! Для таких знатоков музыкальное поздравление

РНП «Перевоз Дуня держала»

Ведущий: Вот ещё задание для вас, ребята, уж постарайтесь сделать.

Игра “Засели дом домовыми”.

Ведущий раздает командам детей воздушные шарики и фломастеры. Необходимо на воздушном шарике нарисовать человечков-домовых. Какая команда больше за определенное время нарисует, та и победила..

Ведущий: Как вы думаете: домового можно увидеть?

Если верить старинным легендам, то нельзя. А тот, кто уверяет, будто видел домового, скорее всего, лукавит.

Но можно почувствовать присутствие домового. Особенно, если в вашем доме есть кошка. Считается, что животное видит домового. Вы когда-нибудь замечали, как ваша кошка вдруг ложится на спину и начинает махать лапками. Это домовой ее щекочет. А замечали, как ваш питомец, вылизывая шерстку, ни с того ни с сего начинал смотреть в пустоту немигающими глазами? Это он провожал взглядом домового.

Ещё люди говорят так: » В ухе звенит — это домовой колокольчиком звонит». Так что мы можем хозяина дома поздравить, а увидеть у нас не получится.

(из:за двери доносится: Кхе- кхе. Ведущая в недоумении пожимает плечами.

Опять:кхе-кхе.Появляется Домовой)

Домовой: Может в обычный день нельзя меня увидеть — а в праздничный можно.

Ведущий: Здравствуйте! Рады вас видеть у нас на празднике. Да, ребята? (ответы)

Домовой:И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Зрители участвуют в конкурсе скороговорок.

Домовой:Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Ребята по очереди говорят скороговорки

Скороговорки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Домовой:Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!

Ведущая:А мы ещё тебе песенку в подарок приготовили

Домовой: Да вы чего?!! Послушаю, с удовольствием!

Исполняются частушки. Домовой приплясывает, подпевает.

Домовой: Спасибо! Порадовали меня детки. Только мне нельзя надолго дом оставлять без присмотра. Возвращаться обратно пора. А это вам от меня угощение: пряники.

Дети прощаются в Домовым. Домовой уходит. Ведущая раздаёт угощение.

Ведущая:На празднике побывали: пели да играли. Про Домового узнали, его

привечали. А теперь, детвора, нам домой идти пора. Весело живите,

с Домовым дружите.

Музыка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/102337-scenarij-prazdnika-imeniny-domovogo-dlja-dete

Также вас может заинтересовать

  • Сценарий агитбригады отряда ЮИД
  • Игровая программа по книге Т.Александровой «Домовёнок Кузька»
  • Весёлые старты по ПДД для учащихся 1-4 классов корекционных школ VIII вида.
  • Сюжетно – игровое физкультурное развлечение Тема: «День здоровья. Вместе с мамой, вместе с папой».
  • Презентация «День матери»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

ГБОУ для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

специальная (коррекционная) школаинтернат №2 для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VII вида

города Вышний Волочек

Конспект праздника «Именины домовых».

Подготовила и провела

учитель начальных классов:

Воробьёва Елена Алексеевна

г. Вышний Волочек

2012г.

2

Цель:

формирование национального самосознания, развитие у ребёнка системы

общечеловеческих ценностей;

ознакомление детей с народными традициями, поверьями, фольклором.

Задачи: 1) прививать любовь к Родине;

2) развивать у детей интерес к народному творчеству;

3) обогащать словарный запас детей.

Действующие лица: ведущий, баба Яга, Кузька.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ой вы, гой еси, люди русские!

Разудалые добры молодцы,

Раскрасавицы – красны девицы!

Собрались мы все на праздничек,

Все на праздничек да на русский день!

Как на том на весёлом праздничке

Разгуляемся как захочется!

Да покажут нам добры молодцы,

Удаль русскую, богатырскую!

И споем еще, красны девицы,

Песни звонкие, песни русские,

Как певали их наши бабушки!

Отгадаем загадки мудрые,

Что придумали наши дедушки.

Золотые припомним пословицы,

Вспомним жизнь наших предков – пращуров,

Сказки мудрые, слово меткое…

Баба Яга: Здравствуйте, сегодня у нас большой праздник. Праздник Домового,

а значит и нашего Кузеньки. Жду я Кузьку в гости, да его друзейдомовят. Как

я люблю эти праздники весело: загадки, потешки, игры, считалки,

дразнилки… (слышится стук)

А вот и Кузенька мой золотой, да и гостей привёл ости дети). Это ж

кто ко мне пришёл? Гостеньки разлюбезные пожаловали погостить, навестит

бабушку Ягу. Красавцы писаные, драгоцунчики мои. И куда ж мне вас,

гостенёчки поместить, посадить, и чем же вас. Гостюшечки, угостить,

усладить?

Ах вы. Ватрушечки мягонькие, кренделёчки сахарные, утютюшечки

драгоценные. Садитесь на самые удобные скамьи, на самые мягкие

подушечки, а я дам вам медовый пряничек, да сусального петушка, да

3

сахарного всадника на сахарном коне. Всех накормлю, спать положу на

шёлковые простыни, бархатные одеяла, лежи на печи, ешь калачи…

К у з ь к а: Да хватит уж, баба Яга, в любезностях – то рассыпаться .

Приступай к делу.

А вы, домовята не бойтесь её. Видите какая она добрая. Это потому, что

мы с вами собрались в » Доме для хорошего настроения». В этом зале она злой

не бывает, никого не съедает, не обижает. А теперь, баба Яга. Расскажи, что за

праздник нынче. Не все, поди, его знают».

Баба Яга: Ах ты, чадушко бриллиантовое, всё то ему знатеньки надобно, уж

такой разумник: Ну, мои голубчики, слушайте. По народному поверью, сегодня

именины домовых. А кто такие домовые? Это добрые духи дома,

единственные из нечистой силы добрые. Все остальные сердитые: лешие,

русалки, кикиморы, вурдалаки, да и я – баба Яга. А всех злей водяной.

Домовые живут в домах под печкой, или в лапте, подвешенном на печку.

Домовые следят за порядком в доме, хорошо ли хозяйка дом обихаживает,

мужу подлаживает, деток поднимает.

Кузька : баба Яга, а ты помнишь, дедушка домовой говаривал, что про него

сам Александр Пушкин написал, просил деда, чтобы он дом соблюдал.

Баба Яга : Да нет, запамятовала я, стара уж. А из вас ктонибудь знает?

Ребёнок: /отрывок/ Я его сейчас прочитаю:

«… Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес и дикий садик мой

И скромную семьи моей обитель!

Ходи вокруг его заботливым дозором,

Люби мой малый сад и берег сонных вод,

И сей укромный огород

С калиткой ветхой,

С обрушенным забором… /А. Пушкин . » Домовой» /

Кузька: баба Яга, а на кого же мы, домовые, похожи?

Баба Яга: Ах ты, мой яхонтовый , домовой похож обличьем на хозяина дома,

только руки покрыты шерстью, сам маленький одет в тулуп, лапти. Каждый

хозяин зовёт своего домоврго по разному :у нас, у русских дедко, хозяин,

доможил, суседко , домовик, дедушка, постень, лизун, жировик, нежить,

батанушка, духхранитель…

Люди в отношении к домовому должны соблюдать обычаи, обряды. Вот так то,

мои бесценные.

Кузька: А какие же обряды?

Баба Яга: Вот какой разумничек. А обычаи и обряды такие. Кормление

домового. Я вот для тебя, мой любимец, всегда на печке оставляю каши, а ещё

любишь ты щи, блины, пироги, кисель.

Приглашение домового на новоселье, в новый дом. Когда люди

переезжают, то домового зовут с собой: «Батюшка домовой, кланяемся мы

4

тебе низёхонько, собрали мы своё житьё бытьё на новое место, так и тебя

просим пойдём с нами». А перевозили домового в горшочке с углями. Но,

мой славный Кузенькадомовой, не только хранитель дома, но и воспитатель

наказывает людей за несоблюдение обычаев, если они линевые, дом не

обихаживают, или кричат друг на друга.

Кузька: А как же их наказывать?

Баба Яга: Надо их мой серебряный, пугать во сне.

Кузька: А дедушка мой иначе наказывает людей он вёдра переворачивает,

кошку на стол загоняет, в воду мусора насыплет.

Баба Яга: Ну не знаю, не знаю, а только если наказание не помогает, собирает

домовой свои пожитки тулуп, да лапти и уходит, мой задушевный друг

Кузенька, и пусто будет в этом доме, скучно.

Кузька: А дедушка домовой сказывал. Что хозяевам можно его вернуть,

позвать: «Батюшка домовой, хранитель и ревнитель моего рода, возвернись

со широких дорог, со чужих окраин к отчему порогу, ко своему углу».

Баба Яга: люди говорят: » В ухе звенит это домовой колокольчиком звонит».

(У кого дома есть домовые ?)

Кузька: Всё хватит о нас, домовых, рассказывать. Давайте посмотрим, кто из

моих друзей на наши именины пришёл?

Ведущий: Что ж, давай познакомимся! Каждый из вас встанет и назовёт имя,

которое вам досталось. А я объясню значение имён, т. к. это старинные,

забытые уже слова.

ИМЯ ЗНАЧЕНИЕ ПО СЛОВАРЮ ДАЛЯ

1. Агапчик добрый, милый.

2. Афонька вечный, бессмертный.

3.Белебеня болтун, враль, пустомеля.

4. Беря бережливый, жалостливый, накопитель.

5.Вуколочка оборотень, перевёртыш.

6.Куковяка неженка, баловень.

7. Нафаня хитрый, лукавый.

8.Поплеша любит плеваться,

9.Пудя любитель пугать

10.Сдобыш кругленький, румяненький.

11.Фортунат счастливчик, баловень судьбы

Ведущий: Как видите, домовые такие же разные, как и люди. Но ведь,

каждый домовой похож на своего хозяина.

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Давайте познакомимся»

передавая друг другу мягкую игрушку, при этом называя своё имя и имя

своего товарища.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

5

Знаю, знаю наперед

Вы смекалистый народ.

Дети отгадывают загадки и находят в горнице предметы.

Загадки.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Баба Яга: Так вот, мои цыпляточки, дитятки мои сладенькие, на именинах

положено играть. Сейчас мы с вами и поиграем. Нука, посчитайтесь,

выберите 4х человек для игры. (Считалки. )

Ведущий проводит с ними русские народные игры.

1-я игра : » Какая твоя буква?» Игрок выбирает букву ,например С.

Ведущий: Я буду задавать вопросы, на которые ты отвечаешь словами на

букву «С».

Вопросы: 1. Как тебя зовут? Сергей

2.Твоя фамилия? Снегирёв

3.Откуда ты приехал? Сочи

4.Куда ты едешь? В Смоленск

5.На чём ты туда поедешь? сани

6.Что там растёт? Соя

7. А ещё что? секвоя

8.Какие там птицы водятся? Совы

9.А какие звери? Серны

10.Кто тебя встретит дома? Соня

11.Что ты привезёшь в подарок? серьги.

2я игра «Охотник».

Ведущий: А теперь следующая игра, «Охотник» идёт в лес, чтобы поймать

диких зверей. Он делает 10 шагов, и на каждый шаг называет животное.

Повторился, или задержался – проиграл.

/ Ловить можно, не только зверей, но и 10 птиц, рыб, насекомых/.

Тому, кто проиграл, ведущий говорит «Ты охотник плохой, возвращайся

домой».

6

Баба Яга: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Ктото пусть

скороговорит, остальных прошу молчать.

Гость. Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара

словить.

Ведущий: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

Ребята по очереди говорят скороговорки

Скороговорки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки изпод простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я

приготовил скороговорки. Нука, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайтека скорей, да

скажите веселей.

Зрители участвуют в конкурсе скороговорок.

Ведущий: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!

Баба Яга: Ах вы, мои игралечки. А ведь хочется вам, домовятки, пошалить. Я

научу вас правильно дразниться. Вам всем выданы карточки с дразнилками на

каждого. Встают двое тот, кто дразнит и тот, кого он дразнит. После

дразнилки каждый говорит в ответ: » Ты сорока белобока, твоя тетка

кривобока, обзывайся целый век, а я хороший человек»! И так все по очереди

дразнятся.

Дразнилки (на карточках написать)

1. Агап воробей

Не гоняй голубей

Голуби боятся

На крышку не садятся

2.Сел Афонька на быка,

В лес поехал по дрова,

А дрова сгорели,

Афоню волки съели!

3. Белебеня съел медведя

Утром рано съел барана.

На закуску съел лягушку,

Хотел волка, да неловко,

Хотел гуся, да боюся.

4.Беря – меря – требуха

Съел корову и быка,

И 15 поросят –

7

Только хвостики торчат.

5. У нашего Вуколочки

Голова баранья:

Глазки человечьи,

А лицо овечье,

Ноги козлячьи,

Руки медвежачьи.

6. Куковяка – бедный

Нашёл кувшин медный

Пошёл по водицу,

Начёл рукавицу!

7. Нафаня – карапуз

Съел у бабушки арбуз,

Бабушка ругается,

Нафаня отпирается,

Это бабушка, не я !

Это кошечка твоя!

8.У Поплеши на носу

Ели свиньи колбасу

Ели – ели три недели

Елиели не доели!

9. Пудя – мудя.

Упал с небес,

Со всего размаху

Разорвал рубаху.

10. А наш Сдобыш заболел,

аппетиту нету

три кастрюли супу съел,

Сто одну котлету.

11. Фортунат, дай полено.

Нечем печку растопить!

А из печки дым идёт

Фортунат Галю ведёт.

/Не забудьте про ответы: «ты сорока – белобока, твоя тётка кривобока,

обзывайся целый век, а я хороший человек»./

Как известно всем, подружки мастерицы петь частушки. И вы, парни не

зевайте и девчатам помогайте.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться;

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

На горе стоит телега,

Слёзы капают с души.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

8

Коль от Мурманска до Кушки

Весь народ поёт частушки,

Значит, жив ещё народ,

Ни за что не пропадет!

Так живи, частушка, всяко,

Под гармошку и струну!

Надо нам, друзья, однако,

Спеть сегодня неодну!

Ах, ах, аханьки,

Наши парни махоньки.

Изза кочек, изза пней

Не видать наших парней!

Ведущий: Вы пропели нам частушки

И скажу вам от души

Хороши частушки ваши

И вы тоже хороши.

Баба Яга: Ох, мои зайчики, серенькие, котятки беленькие, козлики

прыгучие и устала я старая, притомилася. Заканчивается наш праздничек

именин. Возвращаю вам ваши имена, да не забывайте меня. А в конце

праздника обычно чай пьют. Так давайте и мы попьём чайку! Приглашаю

вас всех на чаепитие.

Дополнительный материал.

Считалки.

1. Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге,

Сколько гвоздей, говори поскорей.

2. Шёл баран по крутым Гором,

Вырвал травку, положил на лавку,

Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.

3. Инцы брынцы балалайка,

Инцы брынцы поиграйка,

Инцы брынцы не хочу,

Инцы брынцы вон пойду.

9

Список использованной литературы

Александрова Т. » Кузька»

Даль В. И. «Толковый словарь«

Козак О. Н. » Считалки, дразнилки, мирилки»

» Тридцать три пирога»

» Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть»

«В часы досуга»

«Детям на потеху»

«Потешки, считалки, небылицы»

Баба Яга и Кикимора встречают Кузеньку.

11

Исполнение русской народной песни «Калина».

Выставка предметов быта.

МКУК ЦБС Калининского района

Филиал «Библиотека им. Л. А. Кассиля»

«Хранитель и помощник»

Сценарий познавательного мероприятия,

посвященного Дню домового

День рождения Домового

  Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенья, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи мою обитель”.

                                                                                   А.С. Пушкин

Оформление:
1. В актовом зале выставка работ ребят – подарков домовому.
2. Выставка книг.
3. Плакат.

Ведущий:
Так Александр Сергеевич Пушкин обращался к хранителю семейного имения – домовому.

На Руси издавна верили, что в каждой деревенской избе живет этот дух – домовой. Старенький, седенький, по самые глаза заросший белой шерстью. Обитает он обычно за печкой, куда положено кидать мусор, чтобы домовой не перевелся. Но порой живет он и под порогом, в подполе, на чердаке, в чулане, а то и в печной трубе. Однако он никогда не выходит за пределы дома.

Вы спросите, а почему мы сегодня вдруг вспомнили о домовом? Да ведь совсем скоро, 10 февраля, у домового день рождения. А посему 10 февраля все, кто дорожит присутствием этот человечка у себя дома, справляют его именины. А для этого делают ему специальные подарки, задабривают. Подарки делают самые различные: кто-то стряпает специальную лепешку и кладет ее под печь, кто-то бросает под печь медную монету. Особенно стараются люди сделать приятное домовому на большие праздники: Рождество, Пасху, Новый год.

Подарки, как правило, делают доброму домовому, но бывает, что в доме может поселиться и злой домовой, который доставляет множество хлопот и неприятностей хозяевам. Правда, какой домовой поселится в вашем доме, зависит от вас самих. Работящему, рачительному хозяину, который уважает домового, умеет ему угодить, он становится первым помощником: домовой заботится, чтобы в доме все было в порядке, чтобы нужные вещи находились всегда под рукой. Но ленивому хозяину от домового – беда: еще больший беспорядок наведет, да и вообще может довести дом до полного разорения. Или еще того пуще – начнет ночами пугать, скрипеть половицами, вещи передвигать. Поэтому надо стараться не гневить домового. Необходимо всеми способами задобрить его, чтобы в доме царили мир, покой и согласие.

Домовой все-таки считается добрым духом дома, поэтому, если семья переселялась в новый дом, то домового брали с собой: горячие угли из очага переносили на новое место и разжигали там от них огонь.

А еще известно, что домовой – большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй найди. Приходится просить его: “Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно”. Ну, а коли до волос добрался, считай все – утром не расчешешь.

Обычно в доме живет один домовой. И если вдруг ненароком заведется второй, будут они промеж собой ссориться. Хозяевам от этого одна морока. Правда, встречаются такие места, где живут сразу несколько домовых и нет между ними никакой вражды. Как вы думаете, где это? Правильно, в библиотеке. Там порой на одной полке несколько разных домовых живут и ничего, между собой ладят.

За кулисами (за дверью) слышится шум, гам, крик.
Появляются два домовенка – Кузька и Тополо.

Кузька:
Ох, ох, беда, огорчение! Говорю тебе, что тут я главной.

Тополо:
Ну, ну, это почему? С каких это пор, что-то я недопойму.

Кузька:
А кто старшой, тот главной.

Тополо:
Ну, ну, это кто сказал, кто возраст указал?

Ведущий
Стоп, стоп! О чем спор? Какие у вас проблемы? Разве нельзя без ругани и спора обойтись?

Кузька:
Ох, беда, беда, огорчение! Мне – самому главному, самому знаменитому домовому почтенья нет.

Ведущий:
Подожди, а кто сказал, что кто-то должен главным быть? По моему, вы оба симпатичные и забавные весьма. Вы, ребята, со мной согласны? А вы, ребята, знакомы с этими домовыми? Не совсем? Ну что ж, тогда я предлагаю домовым самим о себе рассказать. Пусть ребята познакомятся с вами.

Кузька:
Ну как старшой – я и начну. Зовут меня Кузьма, проще Кузька. Ох и замечательная у меня жизнь, ребята! Каких только приключений со мной не происходило.

Вот как-то Наташка, моя хозяйка, задумала искупать меня. Я раздеваться, естественно, не стал, али мне делать больше нечего? Снимай кафтан, надевай кафтан, а на нем пуговиц столько и все застегнуты. Снимай рубаху, надевай рубаху, а на ней столько завязок и все завязаны. Так всю жисть одевайся, раздевайся, как будто делов у меня других нету. Я же умный, и сам помыт, и одежа стирана.

Или вот еще случай был: в самом ранехоньком детстве я чуть в огне не сгорел, чуть в лесу не заблудился, у медведя в гостях побывал. Но самая жуть – в гостях у Бабы Яги побывать. Вот где страху натерпелся, насилу выбрался. Ох, беда, беда, огорчение! Когда ж я про все расскажу? Пускай ребята сами прочтут про мои приключения. Вот уж жути-то будет.

Ведущий
Ты уж нас не пугай, скажешь тоже – жуть. Мне вот твои приключения забавой кажутся, но это, ребята, вы сами решайте. Прочтите книгу Татьяны Александровой “Кузька”.

Тополо
Мои приключения не менее интересны. Они происходят со мной в книжке, которую написала Ирина Христолюбова. Из нее вы узнаете о моих путешествиях на теплоходе, о моей дружбе с Зойкой Капелькиной и Родькой Мельниковым. Узнаете о проделках черта лысого и много-много другого интересного.

Ведущий:
Думаю, что ребята уже захотели прочесть эти интересные книги. А я предлагаю познакомиться еще с другими домовятами.

Дети слушают аудиозапись сказки “Приключения домовят”.

Ведущий:
А знаете ли, какие прозвища даются домовым? Это зависит от того, где обитает домовой. Вот некоторые из них: хлевник, голбешник, избной, подпечник, подпольник, дворовый, банник. А для кого-то он – господарь, большак дедко, доброхотушко, кормилец.

Кузька:
Ох, ох, беда, беда, огорчение! Да как ни назови, лишь бы было почтение.

Ведущий
Вы, домовята, сравнительно молодые, а я вот еще знаю старого Домовика, так он такие сказки и загадки знает! Некоторые его загадки даже я не могу разгадать. А вы сможете? Давайте попробуем, а ребята пусть вам помогают.

Загадки:

1. Полна горница, а увидеть нельзя. (Тепло)

2. Бабушка в углу сидит: кто с морозу зайдет, тот руку и подает. (Печь и люди, греющие руки)

3. Один на другого смотрят, а никак не встретятся. (Потолок и пол)

4. Девица росточком мала-малехонька, каждый день танцует. (Метла)

5. Четыре ноги – одна шапка. (Стол)

6. Возрос на один годок, а уже никому не нужен. (Календарь)

Кузька
Уж действительно, трудноваты загадки-то. Я вот тоже заданьице могу ребятам дать, только пусть постараются.

Игра “Засели дом домовыми”.

Ведущий раздает всем детям воздушные шарики и фломастеры. Необходимо на воздушном шарике нарисовать человечков. Кто больше за определенное время нарисует, тот и победитель.

Ведущий:
Ну что ж, я думаю, пришло время нам с вами прощаться, было очень здорово увидеть вас, ведь вообще-то еще никому не удавалось увидеть домового. А нам это сегодня удалось. До свидания, домовые!

Литература:

1.Андерсен Г.Х. Сказки.- Новосибирск, 1988.- 400с.

2.Алексндрова Т. Домовенок Кузька.- М.: Самовар, 2007.-125с.: ил.

3.Гримм Бр. Сказки.- М.: Эксмо, 2007.-544с., ил.

4.Емец Д. Приключения домовят.- М.: Весть, 1995.-176с.: ил.

5.Калашников В. Славянская мифология.- М.: Белый город, 2007.- 48с.: ил.

6.Русские народные сказки.- М.: Дет. лит., 1987.-лит., 1987.-с., ил.

7.Книжки, нотки, игрушки.- 2014.- №12.- с.46 — 48

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника изобретений
  • Сценарий праздника изобразительного искусства
  • Сценарий праздника играй гармонь
  • Сценарий праздника золотой возраст
  • Сценарий праздника золотая хохлома