Сценарий праздника калача

Cкачать: Сценарий праздника "Горячи калачи"

ГОРЯЧИ КАЛАЧИ ИЗ РУССКОЙ ПЕЧИ.
ТРАДИЦИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Цели:
формирование интереса к  духовным ценностям, представленным в культуре русского
народа; развитие познавательных потребностей и творческих возможностей на
основе изучения народных обрядов и традиций; воспитание положительных качеств
русского характера: открытости, наблюдательности, смекалки и коллективизма.

Оформление. Сцену актового зала желательно стилизовать под старинную
деревенскую горницу. В русской печи румянятся высоченные хлебы. Молодая
нарядная хозяйка вот-вот выхватит их и с пылу с жару, подаст прямо к столу. Ах,
как же, наверное, вкусна хрустящая, горячая корочка!..

В избушке есть рубленые
окошки, в одно из них уже заглядывает красно солнышко, но еще как-то робко,
по-весеннему. В зрительном зале висят красочные плакаты: «За хлебом да за солью
всякая шутка хороша», «Хлеб на стол и стол – престол».

Ход
мероприятия

Хозяйка. Ух, устала, уморилась.

Откладывает в сторону ухваты.
Поправляет платок, вытирает белы рученьки.

Небось,
думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского
гостеприимства? Так он сказывается: «От души накормить гостей!». То-то! Ко мне
сейчас славные ребята пожалуют: бывалые, умные, а главное, старину любят. Кто
такие? А вот сейчас узнаем! Это те, кто все препятствия одолеет, все загадки
отгадает. (Загадывает для затравки две простых загадки.) Скажите, что
это такое?

• Не бык, а
бодает, не ест, а хватает.

     Что
схватит – отдает – снова в угол отойдет.

     Правильно,
ухват! А это что?

• Конь черен
– в огне проворен. (Кочерга.)

Можно
намекнуть на оставленные возле печи инструменты. Пусть игра сразу пойдет «без
сучка, без задоринки».

Хозяйка. Но две отгадки только
два верных шага. Я, конечно, всех вас в свою горницу приглашаю и всех рада
хлебом-солью встретить, да путь сюда замысловат. Не знаю, дойдете ли? (Зовет
старшего братца Иванушку. Тот мигом выходит на сцену, одет no-старинному. В
руках свиток, на нем вопросы и загадки.)
Вот он путь вам и укажет!

Набирается
команда до 10–12 человек. Помощники ведущей провожают ребят в дорогу и выдают
«на посошок» каждому по три карточки, а на них черным по белому большие буквы
написаны «а», «б», «в».

Хозяйка. Берите, берите! Как
станет вам Иван вопросы задавать, да на каждый свой вопрос ответы давать, эти
карточки вам и пригодятся. Услышите верный ответ карточку поднимите!
Коли первый покажется верным – поднимите «а», второй – «б», третий – «в».
Уяснили? Да своим умом думайте, на соседа не полагайтесь! Итак, вперед: «дорогу
осилит идущий».

Иван. Ох и много в старину
про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ
обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом»…

• А вот скажите-ка
теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее – какой овощ:

а) свекла;

б) репа;

в) капуста?

Внимание!
Подсказываю: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь!».
Что это? Верно, репа. Крестьяне этот свой «второй хлеб» бережно хранили в
свежем виде чуть ли не всю зиму. Хотите узнать, как? Через две-три недели после
снятия урожая обрывали с репы зелень. Плоды укладывали в кадку из под соленых
огурцов или капусты. Но не валом валили. Прежде насыпали песок, потом аккуратно
– слой репы и т. д.

• Про какие
щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи – хоть кнутом хлещи»?

а) крапивные;

б) на рыбном
отваре;

в) пустые, то
есть без мяса.

И верно, коли
в пост, то и хлебай себе на здоровье, а коли по бедности весь год, то как тут
на щи не осерчать?

• Сколько
видов каш знали русские крестьянки в XVII веке (при царе-батюшке Алексее
Михайловиче Тишайшем)?

а) не менее
10;

б) более 20;

в) более 50.

Что же это за
каши такие? Были каши царские, а были и простые, крестьянские. Слыхали вы про
тюрю? Самая крестьянская пища. Приготовить ее проще простого. Взять квас, можно
молочную сыворотку или родниковую воду. Покрошить туда зачерствевший хлеб,
луковицу, добавить соли… Вот, собственно, и все. И такая еда была просто
незаменима в сенокосную пору. Настоящая каша!

• Сколько
видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы?

а) не менее
10;

б) не менее
20;

в) не менее
50.

Еще и теперь
в столичных «бистро» можно перехватить превосходных расстегаев с рыбой,
кулебяку. Аппетитные штуки! Почти как в нашей горнице.


Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как
тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? Только помните, мы – в
Древней Руси.

а) культурно
раскрыть двери настежь;

б) спеть песню
вроде «колыбельной»;

в) выдать на
прощанье пряник «разгоняй».

Хорош обычай!
Когда с пряником провожают, вежливее как-то получается. Оно и понятно. Обидеть
гостя считалось крайне неприлично. Тут свой чин, своя культура. О
гостеприимстве говорилось еще в Ветхом Завете. Старец Авраам принял в свой
шатер трех путников, упокоил их. И получил за то благословение. Ведь под видом
путников приютил он самого Бога.

• Какой из
русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты:
«честная», «широкая», «веселая»?

а) Троица;

б) Пасха;

в) Масленица.

Масленица –
один из самых народных праздников. Это к ней, к Масленице, лучше всего такая
поговорка: «Красна изба не углами, а пирогами». И верно, тут даже бедняк гулял
на широкую ногу. Недаром и по сей день, если услышим: «Живет, что сыр в масле
катается»; или еще: «Не житье, а Масленица» – сразу понимаем, о чем речь.

• В старинном
«Стоглаве» пишется: «И ночь, и весь день мужи, жены и дети по улицам и водам
глумы творят, играми и песнями забавляются». О каком разгуле глаголет древняя
книга?

а) о гулянии
на Новый год;

б) об осеннем
празднике урожая;

в) о
масленичных гуляниях.

Ох и широка,
ох и безудержна русская Масленица. По народному словцу ведь так и выходило, что
«ели до икоты, пили до перхоты, плясали до упаду». «Как же так?» – спросите вы.
Церковь ведь наказала в масляную (сырную) неделю, как предшественницу сурового
поста, всяческое воздержание. И нельзя уж тут, например, брать в рот кусочка
мясной пищи…

Представим-ка
на минуту жизнерадостный и веселый народ. И всех ждет суровый семинедельный
пост… И тут, кажется, лучше как в холодную воду – с разбегу и разом! Ну что,
теперь понятнее?

Пройдет
всего-то один день, и все разом вдруг переменится. Словно ветром выдует из
бесшабашных головушек веселье. И тот, кто вчера в диком азарте бросал на круг
кушак и шапку, сегодня уж кладет поклоны в ближайшем храме. Про все это
чудачество говорили: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

• Как
называется в народе последний день сырной недели?

а) заигрыш;

б) золовкины
посиделки;

в) прощеный
день.

Молодцы! Еще
говорят – прощеное воскресенье. Выходит так: если в этот день всем простишь, то
и тебе все простится, а нет, то сам останешься с камнем на сердце. Какое уж тут
покаяние, с камнем-то? Как тогда твоя просьба на Небе услышится? Как отзовется?
Да никак!

Ну что,
ребятки, как загадки? Скоро и в горницу к столу пожалуем.

Здесь можно устроить небольшую
паузу – музыкальный привал: затеять хоровод, песню, припомнить скороговорки и
т. п.

Иван. Отдохнули? А теперь
снова в путь!

• У художника
И. Сурикова есть картина «Взятие снежного городка». Помните? А кто скажет,
каким народным праздником навеян ее сюжет?

а) Масленица;

б) Рождество;

в) новолетие.

• Когда на
деревне в старину устраивались колядки?

а) на Иванов
день;

б) на
Рождество;

в) на Пасху.

Еще и сегодня
в музеях можно увидеть то, без чего в деревнях не мыслились настоящие колядки,
– переносной деревянный «вертеп» – ящик с куклами. С помощью кукол на Рождество
колядовщики представляли одну и ту же трогательную историю из Евангелия про то,
как Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. И там, не найдя места, усталые и
продрогшие, вынуждены были приютиться на ночь в горной пещере. Туда пастухи в
ненастную погоду сгоняли овец. Здесь, в этом вертепе, ночью родился младенец
Христос. И к нему на поклон пришли мудрые волхвы со своими дарами, и ему пели
ангелы… А в городе все спали и ничего не ведали.

• В каком
случае от колядовщиков, ходящих по деревне, можно было услышать такой страшный
стих:

На Новый год
осиновый гроб,

Кол на
могилу, ободрану кобылу…

а) когда
добрые ребята хотели кого-то напугать;

б) не при
каких обстоятельствах, это звучит неприлично;

в) если
хозяева обидят – обнесут угощением.

• Какой из
широко известных древнейших музыкальных инструментов чуть было не перекочевал
на русскую оперную сцену в XIX–XX веках?

а) колокол;

б) пастушья
дудка;

в) гусли.

Хоть и тяжел
храмовый колокол, но всегда интересен. У каждого свой яркий и неповторимый
голос. Сочетание же основных и побочных тонов нередко дает сложнейший
гармонический ряд, который подобен звучанию целого оркестра. Знатоки даже
утверждают, что колокола не просто мелодичны, они говорливы. Их надо уметь
слушать. На благовест они выговаривают следующее: «Мы идем в божий дом, мы идем
в божий дом…», а в трезвон – «Блин-блин-блин, полблина-полблина…» Не
верите? Пойдите, послушайте. Да что там, звонари Яковлевского монастыря в
Ростове Великом уже давно заметили, что их колокола напевают:

Чем, чем, чем

Наш казначей
занимается?

Пу-н-ш пьет,
пу-н-ш пьет,

Пу-н-ш
пьет…

Впрочем, это
может быть и байка. А вот если всерьез, то те же самые ростовские колокола
запросто вызванивали «Господи, помилуй», «Святый Боже» и т. д. На Пасху же,
когда каждый мог влезть на колокольню и отвести душу, нередко звучала «Барыня»
или «Камаринская»… Это ли не мелодии, это ли не музыка?..

В начале века
колокола вдруг стали предметом изучения музыковедов. «Самым благозвучным в
России» вскоре был назван колокол звенигородского Саввино-Сторожевского
монастыря. Его «чудесным звоном» восхищался писатель А. П. Чехов, сюда приезжал
оперный певец Ф. И. Шаляпин, чтобы по-учиться пению у «великого собрата».
Звучание знаменитого колокола стремились передать в своих сочинениях
композиторы С. И. Танеев и А. К. Глазунов…

Сегодня
колокольный звон можно слышать на оперной сцене. Вспомним такие музыкальные
произведения, как: «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Псковитянка» Н. А.
Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, увертюра «1812 год» П.
И. Чайковского и т. д.

• Каков смысл
слов старинной песни: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»?

а) не шей –
потому, что только «дурак любит красное», засмеют;

б) красное –
слишком приметно и непрактично;

в) в старину
невесту наряжали в платье красного цвета. (Выходит, что девицу почему-то пугает
предстоящее замужество.)

• Какой
возраст считали в Древней Руси брачным?

Для
юношей:             Для девушек:

а) 15 лет;                     13
лет;

б) 17 лет;                      15
лет;

в) 19 лет.                      17
лет.

Знать, вы все
тут ребятки взрослые, а потому сразу догадаетесь, про что я вам далее читать
стану. В «Стоглаве» одно словечко затерлось, его пропустить придется: «Первый
(…) – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый –
нечестие, понеже свинское житие есть». Что за слово такое? Верно, брак! Как
догадались? А я думал, нынешние нипочем не разберут… Потому-де все теперь
можно и «никому закон не писан»!

• Какое время
на селе считалось порою свадеб?

а) весна;

б) лето;

в) зима.

Крестьяне
только зимой и освобождались от всевозможных сезонных работ. На печи-то скучно
сидеть. Как зимушку скоротать? Надо веселые свадебки играть. Справедливо
говорилось про лето, что все в заботах, «летом день год кормит». Зима – иное
дело. На полных амбарах да на сытое брюхо и мысли другие!

• Народная
мудрость учит: «Не выбирай невесту, а выбери (…)». Кого же следует выбирать
жениху для полного счастья?

а) богатого
зятя;

б) свекровь;

в) сваху.

И верно –
сваху! Ведь она поведет дело. От нее все зависит. Если в доме невесты она не
услышит обидное: «У нас товар не продажный», считайте, сватовство удалось.
Далее пустяки: смотрины, сговор, венчание, веселие… А там, глядишь, и детки
побежали! Так-то!

• Почему
молодых осыпали хмелем при выходе из храма?

а) хмель –
символ легкого головокружения и любовных чар;

б) хмель –
это широкое и веселое застолье;

в) хмель –
это древний символ плодородия и многочадия.

Раньше в
обилии детей видели счастье. А как же, ведь детушек сам Господь подает. А коли
дает, стало быть, и любит!

• Что
потребно взять невесте в дом жениха?

а) кота или кошку
на счастье;

б)
родительское благословение;

в) сундук с
приданым.

Молодцы! И
Благословение, и приданое! А еще что? Сами, пожалуй,  догадаетесь, слушая слова
старинной песни, которую исполняла невеста перед свадьбой:

Не жаль мне
золота,

Не жаль мне серебра,

Жаль одного:

Девичьей
красы

Да русой
косы…

• Конечно,
девица на выданье, если мысль беспокойная взойдет, бывало, ночей не спит. Но
раз в году по народному обычаю можно было погадать на имя суженого, узнать,
хорош ли, плох, ласков или сердит жених будет. О том, как народ встречал
Крещение, об обычае гадать в этот праздник можно прочесть в произведениях
русских поэтов.

Сколько видов
гаданий упоминает В. А. Жуковский в своем стихотворении «Светлана»?

Раз в
крещенский вечерок

Девушки
гадали,

За ворота
башмачок,

Сняв с ноги,
бросали;

Снег пололи;
под окном

Слушали,
кормили

Счетным
курицу зерном,

Ярый воск
топили;

В чашу с
чистою водой

Клали
перстень золотой,

Серьги
изумрудны;

Расстилали
белый плат

И под чашей
пели в лад

Песенки
подблюдны.

а) 5;       б)
6;           
в) 7.

• Был такой
старинный обряд – разувание мужа молодой женой. Может быть, он заключает в себе
какой-то смысл? Если да, то какой?

а) это залог
аккуратности во всех домашних делах;

б) таким
образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство
мужчины в семье;

в) в этом нет
ни какого смысла, просто выказывалось желание поскорее лечь спать.

В Ветхом
завете – Библии говорится, что сначала Бог сотворил Адама, а потом Еву уже из
его ребра. Так-то! И приходится теперь женушкам подчиняться. Однако почему-то в
старину поговаривали: «Если муж голова, то жена – шея. Куда шея повернет, туда
и голова смотрит». Это в шутку, наверное! А вообще про брак, про семейную жизнь
раньше судили верно и здраво. Говорили, например, что: «В семье и каша гуще».

• Всем
известна пословица: «С милым и в шалаше рай!». Откуда она пошла? В каком
произведении впервые упоминается?

а) в Библии;

б) это слова
из старинной песни;

в) в словаре
Даля.

Происхождение
пословицы чисто литературное. Это словесный оборот из стихотворения «Русская
песня» (автор Н. М. Ибрагимов, профессор Казанского университета; опубликовано
в 1815 году). Стихотворение было переложено на музыку и в таком виде обошло всю
Россию.

Вечерком красна девица

На прудок за стадом шла;

Черноброва, белолица,

Так гуськов своих гнала:

Тига, тига, тига,

Вы, гуськи мои, домой!

Не ищи меня, богатый:

Ты постыл моей душе.

Что мне, что твои палаты?

С милым рай и в шалаше!..

Для одних для нас довольно:

Все любовь нам заменит.

А сердечны слезы больно

Через золото ронить…

Мы с вами на
самом пороге заветной горницы. Как же хочется воскликнуть: «Милости прошу к
нашему шалашу»! Да не тут-то было. Войти можно, если ответите на последний
вопрос: что означало старинное выражение, которое я произнес: «Милости прошу к
нашему шалашу»? Кто знает? О каком «шалаше» говорится? Попробуем отвечать без
карточек, говорите все вместе, так скорее разберемся!

В это время в
горнице (за занавесом) накрываются столы. Готовятся заключительные музыкальные
номера. Помощники подводят итоги. Надо определить, кто сегодня войдет в
«светлую горницу», кто окажется за праздничным столом?

Иван. Эх,
ладно, самовар стынет! Вот моя подсказка. В давние времена на городских рынках,
в торговых рядах стояли эти самые «шалаши». «Шалаш» – это такой небольшой и
прочный бревенчатый сруб. Передняя стенка его открывалась и через нее велась
торговля. В старинной книге Адама Олеария «Путешествие в Московию» можно видеть
«лавку башмачника», башмачник протягивает руку к народу, а под рисунком
подпись: «Милости прошу к нашему шалашу»! Уразумели?

Теперь приглашаю всех за столы!

Гости рассаживаются.
Затевается чаепитие со свежими калачами. Звучит народная музыка. Начинается
концерт. Всем заправляет гостеприимная и хлебосольная хозяйка.

Сценарий праздника подворий «Саратовский калач», в день города Ртищево

Место проведения: Площадь ГКЦ. Перед началом праздника звучат в записи народные песни. Площадка оформлена под крестьянский дворик

Ведущий:

Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, гости званные да желанные!

Заходите к нам на праздник!

1-й скоморох:

Милости просим, будьте как дома,

Вся территория нам с вами знакома,

Праздник города отпраздновать нужно!

Весело! Шумно! Задорно и дружно

1-й скоморох:

Слушай люд, скоморошью речь!

Повелеваем, всем, живущим здесь

2-й скоморох:

Веселись, честной народ!

Праздник, праздник всех нас ждёт!

Кто не знает, сообщаем, —

Мы день города встречаем!

Ведущий1:Сегодня у нас самый яркий, самый прекрасный праздник-день рождения нашего города! Прибавился ещё один год нашей малой Родине, нашему милому уголку, котором большинство из вас прожили с рождения.

Скоморох: расступись честной народ,

Праздник,праздник к нам идет

И по традиции,мы гостей встречаем

Вкусным и душистым караваем!!!

Скоморох: 1

Слава 
Миру на земле!

Скоморох 2

Слава 
Хлебу на столе! 

Вот он — хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой; 
Вот он – теплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой! 
В каждый дом, на каждый стол 
Он пожаловал, пришел. 

Ведудий:

В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло; 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! 
Ведь не сразу стали зерна 
Хлебом – тем, что на столе. 
Люди долго и упорно 
Потрудились на земле. 

1 Выступающий:

Слава 
Миру на земле!

Слава 
Хлебу на столе! 
Слава тем, 
Кто хлеб растил, 
Не жалел трудов и сил! 

Ведущий: Саратов издавна славится не только раздольными песнями и переливчатой гармоникой с колокольчиками, но и многим другим, в том числе, саратовским калачом. Ведь калач –  это гордость родного края, ведь именно он прославил Саратов на всю огромную страну и за её пределами
вед: Саратовский калач – один из символов нашей губернии, это визитная карточка. Люди старшего поколения хорошо помнят времена, когда калач был на столе у большинства жителей губернии. Сейчас саратовский калач заменяется другими хлебобулочными изделиями, которые проще выпекать. Калач уходит в прошлое, поэтому задача данной работы напомнить старшему поколению о калаче, а молодому — рассказать историю этого удивительного хлеба.
Данная тема актуальна в наши дни, поскольку, во-первых, хлеб – основа нашего существования: «Сколько ни думай – лучше хлеба ничего не придумаешь». Хлеб никогда не приедается, быстрее, чем любая другая еда, утоляет голод. Во-вторых, каждый житель Саратовской области, как истинный патриот своей малой родины, обязан знать, чем живет его край, чем богата земля, что на ней производят,  какими людьми гордится.
Наш саратовский калач испокон веков считался одним их лучших в  стране. Калач до сегодняшних дней остаётся не просто «хлебом», а является съедобным сувениром, который сохранил  не только форму, но и старинную технологию, и рецептуру выпечки. Суть калача в его незабываемом вкусе, в форме, в содержании.

Ведущий.

Цвети любимый город,

Цвети и процветай,

Приехали к нам гости

В родной и щедрый край!

На празднике весёлом

Всех будем прославлять

Давайте веселиться

И дружно отдыхать!

Ведущий: А на нашем подворье сегодня вас ждет все самое интересное и вкусное

Ведущий: Да ,да…вы не остышались …самое вкусное

Ведущий.

Красива наша земля, и красива она, прежде всего людьми, проживающими на ней, которые красивы не только самоотверженным трудом, но и ратным подвигом. Мы сегодня говорим спасибо всем патриотам и труженикам земли нашей, за мир на земле, за мирные поля, налитый колос, за песню жаворонка в небе, за всё что называется жизнью!

Ведущий

Нет ничего превыше хлеба. 
В нём наш исток и наш итог. 
Как будто солнце с неба, 
Пшеничный катится поток

Ведущий.

Много гостей у нас сегодня побывало, но сейчас гости к нам пожалуют особенные

(звучит русская народная музыка. Скоморохи выбегают навстречу гостям)

1-й скоморох: (обращение к жителям)

Люд честной скорей соберись

На почётных гостей праздника подивись!

2-й скоморох:

Зря мы время не теряли,

Талантливых артистов вам подыскали!

Звонко песни поют, ногам покоя не дают!

1-й скоморох:

Гость на гостя — хозяину радость,

Красному гостю — красное место.

(Гости подходят к подворью. Звучит песня «Ну, что сказать?»)

1-й скоморох:

Проходите не стесняйтесь,

С нами пойте, улыбайтесь!

Каравай с сельского подворья откушайте,

Да гармошку послушайте!

2-й Скоморох:

Г остям будет здесь привольно,

Сей обычай чтим давно,

Приглашаем хлебосольно,

Как у нас заведено!

(Девушки е русских народных костюмах преподносят гостям хлеб-соль)

1-я Девушка:

Отведайте хлеба соли, ощутите вкус земли и труд человека на ней.

2-я ДЕВУШКА:

Угощайтесь люди добрые, гости знатные, милости просим к нашему праздничному застолью.

(Гости идут по рядам сельского подворья)

Умеет народ наш трудиться, есть чем и похвалиться.

Умеет также играть, песни петь, да плясать.

А ну, гармонист, давай удалую,

Русскую плясовую!

(Звучат частушки в исполнении участников худ. самодеятельности)

Частушки на сельское подворье:

Всё в частушке отразится,

Старый век и новый век,

Словно в зеркальце глядится

В неё каждый человек!

Раз гармошка заиграла

Значит, надо выходить,

И самим повеселиться

И гостей повеселить!

Мы с Краснозвездинского края,

Края пашен и полей.

Края шуток, песен, плясок,

Замечательных людей!

Люди нашего района

Чудеса вокруг творят

Для Саратовского края

Хлебушек они растят

У рачительных хозяев

Закрома полны пшеницы

И хорошим урожаем

Можем мы вам, похвалиться!

Мастеров в нашем районе

Нелегко нам сосчитать

От поделок их прекрасных

Трудно глаз всем оторвать!

Вы сегодня увидали

То, что мы вам показали.

Всех за всё благодарим

Всем спасибо говорим!

Мы сплочённые друзья

Культработников семья!

Мы друг другу помогаем

Праздник города встречаем!

Мы живём одной семьёй

Город и деревни

Наш раздольный край родной

Общий дом семейный!

1 скоморох:

С вами прощаться нам очень жаль,

Но мы песней прогоним нашу печаль!

Деревенское наше приволье,

Нету краше тебя и родней.

Здесь для сердца большое раздолье,

И душа здесь поёт веселей!

Номер концертной программы.

День рожденья- летний день,

Ходит кругом голова.

Город слышит поздравления

И признания слова.

Любим мы тебя наш город,

Чувств прекрасных не тая.

Сердцу милый ты наш город,

Говорим всегда любя!

Номер концертной программы.

Родимый край наш, хлебосольный край,

Пенных кружев яблоневый рай

Край берёз и ненаглядной сини

Наш милый сердцу- уголок России!

Номер концертной программы.

Родимый край — в простор полей гляжу — не нагляжусь!

Из родника живой воды напьюсь

В лучах зари целительной купаюсь,

С ромашкой луговою повенчаюсь!

Родимый край наш- хлебородный край

Ты в нашем сердце каждое мгновенье,

Ты наша Родина, и дружная СЕМЬЯ,

Для каждого — источник вдохновения!

Финальная песня.

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

Тематический ольклорный праздник для детей старшей группы

ГБДОУ детский сад №32 Выборгского района.

Музыкальный руководитель:

Прокопова Гульнара Рашитовна

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка» Фольклорный праздник в русском народном стиле.

Цель:
Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
Задачи: 
— Развивать у детей интерес к русскому фольклорному традиционному празднику.
— Воспитывать уважение и любовь к русской культуре.
Предварительная работа:
— Знакомство детей с русским игровым и музыкальным фольклором:

разучивание пословиц, поговорок, потешек, прибауток, закличек, дразнилок, музыкальных игр, календарных песен плясок и хороводов.

— пение с движением в хороводе, пляске и игре.

— исполнение песен под шумовые инструменты.

— показ презентации по данной теме.
Оформление зала:
Зал оформлен в виде русской деревни, на заднем фоне пшеничное поле, в переднем правом углу стол с прошлогодним украшенным снопом – «дедом» и  угощениями для жнецов, полукругом стоят стулья для детей, стулья девочек украшены платками.

Атрибуты:

Сноп для обряда «завивания бороды», яркие ленты для украшения снопа, сбруя для упряжки, лошадь на палочке, серпы для девочек, колоски для мальчиков, подушка для дразнилок

Дети входят в зал держась за руки и поют русскую народную песню

«В огороде мята»

В огороде мята

Да вся приломата.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Да вся приломата.

Да вся приломата,

В пучки повязата.

Ой, лё –ли, лё-ли,

В пучки повязата.

В пучки повязата,

На тын побросата.

Ой, лё- ли, лё-ли,

На тын побросата.

Как во поле жито

Яровая пшеница.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Яровая пшеница.

Яровая пшеница

С людьми говорила.

Ой, лё-ли, лё-ли,

С людьми говорила.

Ой вы, люди, люди,

Скорей меня жните.

Ой, лё-ли, лё-ли,

Скорей меня жните.

Все куплеты песни исполняют с движениями. По окончании выстраиваются в «ручеек» под проигрыш. Начинается игра «Ручеек», дети выныривают из ворот, рассказывают поговорку и расходятся по обе стороны в полукруг.

Некогда плясать, когда посылают жать.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Люди жать, а мы под межой лежать.

Люди жать, а он с поля бежать.

Хлеб за брюхом не ходит.

Сбежал и ржи не жал.

Доплясались, что без хлеба остались.

Где не сеют, там не жнут.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что пожнешь, то и смолотишь.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Пот по спине — так и хлеб на столе.

Большое несчастье, если в жатву ненастье.

Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.

Жать — не дремать.

Пашешь — плачешь, жнешь — от радости скачешь.

Дети хором поют:

Посадил дед редьку

Ни часту, ни редку.

Выросла редька,

Ни часта, ни редка.

Припев поют мальчики:

Дулась, дулась, первернулась,

Первернулась передом:

У Анюты плохой дом. Ох!

Поют девочки:

Мужик песню спел,

На капустник сел,

Съел три короба блинов,

Три костра пирогов,

Овин киселя,

А и кадку щей,

Полну печь калачей.

Поют все дети хором:

Ти-та-та, ти-та-та,

Пожалуйте решета.

Мучки насейте,

Пирожки затейте.

Пирожки на дрожжах.

Не удержишь на вожжах,

Положили гущи,

Они еще пуще;

Поставили на чело —

Не осталось ничего.

Дети группами рассказывают потешки и прибаутки:

Два лежебоки:

За дело не мы,
За работу не мы,
А поесть, поплясать

— Против нас не сыскать.

Тит, поди молотить!
— Брюхо болит.
Тит, поди кисель есть!
— А где моя большая ложка?

Ребенок: — Здоров в еде, да хил в труде.

Дети успокаивают Тита:

1-й: — Не плачь, не плачь,

          Куплю калач

2-й: — Не плачь, дорогой,

          Куплю другой.

3-й: — Не плачь, не реви,

          Куплю тебе три!

Дети по очереди говорят пословицы:

Что потрудился, то и поел.

Земля труд любит.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Все хором: — Хорошо трудиться — хлеб уродится.

Тит и хозяюшка:

— Пеки блины!

— Рада бы пекла, да нет муки…
— Так и так пеки.

Ребенок: — Кто толчет, тот и хлеб печет.

Все хором, Таня с подушкой скачет по кругу:

Три-та-туш-ки, три-та-туш-ки,

Едет Таня на подушке,

На подушечке верхом.

Бух!

С подушки кувырком!

Ребенок: — Горька работа, да сладок хлеб.

Лежебока:

Жил-был журавль с журавлихой,
Поставили они стожок сенца
— Не сказать ли опять с конца?

Лежебока:

Накосил мужик сенца,
Поставил середи польца,
Не сказать ли опять с конца?

— Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

Тит и два лежебоки: — Ох!

Все хором:

Сам на кобыле,
Жена на корове,
Ребята на телятах,
Слуги на собаках,
Кошки на лукошках 

Ребенок: — Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит.

Ребенок: — Зерно в колосу-торопись жать полосу.

Ребенок: — Не иди, дождичек, где косят, — а иди где просят;

Ребенок: — не иди, дождичек, где жнут, — а иди, где ждут.

Все хором поют, мальчики со стеблями в руках расходятся по линиям по 3, «полем», девочки отходят в сторону:

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти 
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

Девочки поют песню «Как во поле у дороги». В конце песни становятся на места мальчиков и берут стебельки.

«Как во поле у дороги»

Как во поле, при дороге

Ячмень уродился.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

Ячмень уродился.

Ячмень, ячмень уродился,

Ядрен колосистый.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

Ядрён колосистый.

Ядрён, ядрён колосистый

К земле приклонился.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

К земле приклонился.

Его жала, пожинала

Маленькая Дуня.

Ой, лё-ли, а ли-ляй лё-ли,

Маленькая Дуня.

Дети поют песню, мальчики ходят вокруг девочек, на проигрыше «жнут».

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Дети становятся в круг, в центре которого стоит ребенок со стеблем с самым большим количеством колосьев. Дети поют хором:

Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

Три девочки выносят ленты и «завивают бороду», все поют хором:

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Завитые колосья ставят в центре и расходятся на две стороны (с одной — мальчики, с другой – девочкии) и поют каждая по очереди:

Мальчики:

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

Девочки:

Нивка, нивка, 
Отдай мою силку, 
Я тебя жала, 
Силу свою теряла.

Дети становятся друг за другом, положив правую руку на правое плечо впереди стоящему и идут двумя «повозками». Впереди каждой ребенок «верхом на лошади».

Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!

Пройдя один круг становятся по правую сторону напротив хозяйского дома (впереди всех стоит ребенок с венком из колосьев) и поют хором:

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади 
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!

Хозяин поля встречает гостей пирогами, кланяется.

Запевала начинает песню «Чок, чок, чок каблучочек» все поют припевы в хороводе вокруг хозяина.

«Чок, чок, чок каблучочек»

Чок, чок, чок каблучочек,

Здравствуй миленький дружочек.

Полно горе горевати,

Пойдём на улицу гуляти.

Там ведь любо, любо, любо,

Пойдём на улицу гуляти.

Там на улице, на рынке,

Есть и дудки, и волынки,

Балалаечки и скрипки

И любимые подружки.

Там ведь любо, любо, любо,

И любимые подружки.

Там Арина и Марина,

А еще и Катерина,

И румяная Татьяна,

Чернобровая Ульяна.

Там ведь любо, любо, любо,

Чернобровая Ульяна.

Чок, чок, чок каблучочек,

Здравствуй миленький дружочек.

Полно горе горевати,

Пойдём на улицу гуляти.

Там ведь любо, любо, любо,

Пойдём на улицу гуляти.

В конце песни на проигрыше дети становятся в две колонны на «Ручеёк». Первая пара говорит пословицу и «ныряет в ручеёк, проходит до конца и расходятся в полукруг по обеим сторонам. Таким образом пройдут все пары, и последняя останется на месте в центре.

Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.

Не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Плох обед, коли хлеба нет.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Будет хлеб, будет и обед.

Большому куску рот радуется.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Чья земля, того и хлеб.

Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Все хором говорят:

В поле копами (копнами),

На гумне стогами!..

В клети закромами!..

В печи пирогами!

Все кланяются три раза, и друг за другом под музыку выходят из зала.

Используемая литература: Круглов Ю.Г «Обряды русского народа»

http://posloviz.ru/category/zhatva/

http://www.sadikdomik.ru/prochee/zagadki-poslovitsi-i-pogovorki-pro-zhatvu-kak-nashi-predki-viraschivali-chleb

http://www.ermak.su/pogovorki/o_hlebe.htm

Веретенников И.И. Русские народные песни игры в детском саду: Обработки для голоса с фортепиано. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2013 г.

Составила музыкальный руководитель Прокопова Гульнара Рашитов

Возраст: учащиеся 7-8 классов, 12-13 лет

Цель: Приобщение к народной культуре.

Задачи:

  • Продолжить знакомство традициями русского
    гостеприимства;
  • Продолжить воспитания уважительного отношения
    к русской культуры;
  • Продолжить развитие у учащихся правила
    хорошего тона на основе народных традиций
    русского гостеприимства.

Методы воспитания: Словесные

Средства воспитания: идеальные(речь) и
материальные(карточки, таблицы, пироги).

Оформление: класс убран под русскую горницу:
стоит печь, стол, лавки, на полу лежат домотканые
половики, здесь же предметы народного быта
-самовар, посуда.

В классе весят красочные плакаты:

  • «За хлебом да солью всякая шутка хороша»,
  • «Есть в природе нашего народа
    Вечные особые черты —
    Не берут ни годы, ни невзгоды,
    Ни капризы ветреные люди,
    От души они, от доброты,
    Гость в войди! Традиций не нарушим!»

На двери висят призывной плакат:

«Будет всем вам здесь приятно
Побывать в гостях у нас,
Песни русские по петь,
В русский пляс с душой пустится,
Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться в сласть.
Все мы рады видеть вас!»


I. Звучит песня «Ой, едут ко мне».

II. Учитель:

Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да
желанные. Рады видеть вас всех у нас на празднике.
Ждет вас здесь угощенье знатное и
времяпровождение приятное. И по-старому русскому
обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом —
солью:

Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
На крыльце того встречаем
С белым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
А еще мы соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай-ка хлеб из рук!

Слово «каравай» происходит от слова «кара» —
круг, потому что каравай — круглый хлеб. А наши
предки в понятие «круг» вкладывали большой
смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой
цикл — круглый год. Вселенная нашим предкам тоже
представлялась тоже замкнутой, в виде круга, да и
вся жизнь, как считали, развивается по кругу.
Человек рождается, живет и умирает, чтобы вновь
родится. И вот поэтому хлеб — символ жизни —
пекли круглый.

Сегодня у нас праздник необычный. Главный
виновник торжества — пирог. Тема нашего
классного часа «Горячи калачи из русской печи»
(о традициях русского гостеприимства)

— А какой основной закон гостеприимства?/Дети
отвечают
/

Да, верно. Встретить гостя хлебом — солью,
накормить, развеселить.

И с давних времен и до наших дней, когда ждали
гостей, стряпали праздничный хлеб — пироги, от
слова «пир». Ведь «Изба красна не углами, а
пирогами».

А пирогов пекли великое множество и для каждого
случая различные.

Я предлагаю отправиться в небольшое
путешествие, себя показать, да людей посмотреть.
Присядем на дорожку по русскому обычаю. В
древности считалось что, когда человек
присаживался перед дальней дорогой, то домовой
ему на ухо укажет правильный путь. А мы с вами не
просто посидим, а поиграем в игру «Валяй
каравай». Пирожок получит тот, кто правильное
направление назовет.

/Учитель вызывает 1 ученика, завязывает глаза.
Раскручивая его, говорит
:/

Катай, катай каравай:
Куда твоей головой —
К лесу — малесу,
В огород залезу,
Грядки ископаю,
Тынчик изломаю,
Куда лицом стоишь? (Угадавшему пирожок).

Пора в дорогу. А чтобы не заблудиться, испекла я
колобок. Он нам укажет правильное направление в
пути. «Катись по блюдечку, колобок, покажи нам
заветный уголок» /катает колобок на блюде/

И покатился наш колобок. Катился, катился
колобок и прикатился в страну масленицу.
Масленица — замечательный русский праздник. И
хотя он уже прошел, мы можем еще раз побывать там
и вспомнить масленичные праздники.

— А какое кушанье было и остается главным на
Масленицу?

Блин! А почему он круглый? Он похож на маленькое
солнышко. Блин — символ солнца, красных дней,
хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.
Блин — обрядовое кушанье. И тесто на блины
творили, как бы совершая таинство. Одни хозяйки
готовили опару на своем дворе из снега при свете
месяца. При этом приговаривали: » Месяц, ты,
месяц, золотые рожки, взгляни в окошко, подул на
опару». Другие выходили вечером готовить опару
на реку, озеро или к колодцу. Дело это считалось
крайне ответственным и выполнялось втайне от
домашних и посторонних. Каких только блинов не
было — сметанные, скороспелые, боярские,
крестьянские и даже царские. Блины постные и
праздничны, блины из гречневой пшеничной муки.

— А вы сами блины умеете стряпать?

Ну, а блин получит тот, кто правильно назовет
составные компоненты теста для блинов (соль,
молоко, яйца, сахар, мука, масло, можно дрожжи
).

Молодцы!

Ну, а мы поехали дальше. «Катись, катись по
блюдечку, колобок, покажи нам заветный уголок».

Не забыли главный закон гостеприимства?
Встретить хлебом — солью, напоить, накормить, а
затем развеселить. На Руси была и есть поговорка:

Есть да икоты,
Пить да перхоты,
Пять до надсаду,
Плясать до упаду.

Вот мы и попали в страну Развлечений.

Загадки, говорят, загадывать всегда любили наши
предки.

1)

Я загадки знаю,
Вам их загадаю.
Не сидите на печи,
Налетай на калачи.

Пирожок получит тот,
Кто отгадку назовет.
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сливают (блины)

2) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям
добром плачу. (Хлеб)

3) Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень,
будет как камень. (Пирог)

4)

Бежали овцы по калиновому мосту,
Увидели зарю —
Покидались в воду. (Пельмени)

Молодцы!

Пирогов откушали, сказки-байки слушали. Вот
теперь бы в самый раз нам, друзья, пустится в пляс.

Баба шла-шла-шла,
Пирожок нашла,
Села,
Съела,
И опять пошла.
Встала баба на носок,
А потом на пятку,
Стала «русского» плясать,
А потом в присядку.
Выходите, смелые ребята, покажите свою стать.

/Выходят дети в пляс/

Пирог получает гармонист! Ну, а что за пляска
без задорной частушки?

У меня витушки,
Кто поет частушки,
Если лучше всех споет,
Тот витушки заберет.

Конкурс частушек.

/Дети поют частушки/

Молодцы! Вот вам витушки, кушайте, питайтесь. В
тоску не ударяйтесь!

А мы продолжаем путешествие:

«Катитесь по блюдцу, колобок, покажи заветный
уголок» Станция Праздничная.

Русская свадьба. Каких только пирогов не пекли
на свадьбу. Особого искусства, достигли русские
кулинары в приготовлении расстегаев — открытых
пирожков с начинкой. В верхней крышке теста
делали небольшое отверстие, через него в уже
готовый пирог наливали бульон с зеленой
петрушкой, что придавало особую сочность и
нежность.

Кулебяки — крытые многослойные пироги. Они
отличались не только тем, что были несколько
слоев начинки но и тем, что каждая начинка
раскладывалась уголком и прикрывалась
блинчиком.

Ну а свадебный пирогом считался курник.

На свадьбу девушка расплетала косу девичью и
заплетала две. Попробуем?

/Конкурс «Заплети косу из ленточек» Две
команды, кто быстрее
/

А мы путешествуем дальше:

«Катитесь по блюдцу, колобок, покажи заветный
уголок»

— Скажите, в каких русских народных сказках
нарушена традиция гостеприимства?

(«Лиса и журавель», «Лиса и лапоть», «Заяц и
лиса», «Каша из топора», «Морозко»)

— Молодцы! (Награда — пирог)

— А основной закон гостеприимства не забыли?

Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?

Праздник кончился, хозяева устали, или спать
охота, а гости шумят, не уходят. Как быть?
Проводить гостей — тоже традиция русского
гостеприимства. На прощание им раздавали пироги —
«разгоняем» или «выгонцы». Правда, хорош
обычай! Когда с пирогом провожают? Вежливо. И не
обидно!

Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия- мать.
Всем спасибо от хозяйки
За улыбку и за смех.
За частушки, пляски, байки,
Благодарствую я всех.

До свидания!

/Дети под музыку выходят из кабинета./

Веселый сценарий игровой программыВеселый сценарий детской игровой программы «Силачи и калачи» поможет вам развлечь публику, дать возможность проявить себя, свою ловкость, силу и смекалку на любом празднике. Сценарий может быть реализован на любом фольклорном празднике, на день города и села, да где угодно, ведь игровая программа, это всегда весело!

Возрастной критерий участников может быть разный от детей 10 лет, до людей пожилого возраста, ведь можно добавлять в сценарий детской игровой программы «Силачи и калачи» ваши игры. В материал включены веселые диалоги скоморохов с ведущим и зрителями. Такое действие только на пользу мероприятию. Этот Сценарий игровой программы «Силачи и калачи» может быть реализован, как на сцене Дома культуры, так и на свежем воздухе, например, на ярмарке.

Сценарий игровой программы «Силачи и калачи»

  • На празднично украшенной имитированной сцене (декорации из воздушных шаров, перетяжки и флажков, рекламные щиты) звучит музыка «То не грозное небо хмурится…»
  • На сцену выходит Ведущий.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья!

Вы правильно сделали, что пришли на нашу игровую площадку под названием «Силачи и калачи», потому что только здесь вы сможете принять участие в спортивных состязаниях, играх, эстафетах, а самое интересное — выиграть главный приз.

Вы сможете завоевать призы, сочинив частушки и четверостишия! И именно здесь через полтора часа состоится конкурсный отбор и вручение призов.

  • В это время выходят два скомороха, послушав Ведущего, перебивают его.

ФОМА: Уважаемый народ!
Ты зачем разинул рот?
Али так предполагаешь
Здесь чего произойдет?

ЕРЁМА: Али думать ныне тут
По сто граммов поднесут?
Да еще на разговенье Расстегаи подадут?

ФОМА: Ничего не будет вам,
Расходитесь по домам!
Ишь ты, лишь бы забесплатно
Что-нибудь пихнуть в карман!

ЕРЁМА: Что вы, тетя, здесь стоите?
Дома, чай, у вас дите?
Доедать последний памперс!
Вы стоите, хоть бы цё!

ФОМА: Ты, товарищ-гражданин.
Шел, я видел, в магазин?
Что уставился, как статуй?
Я ж тебе не маргарин!

ЕРЁМА: Ну народ — сойдешь с ума!
Лишь бы где бы задарма,
Лишь бы только не работать!

Ведущий смеется, перебивают их скоморохи.

ВЕДУЩИЙ: Вы не слушайте его!
Мелет, сам не знает, что!
Уважаемый народ!
Вам Фома с Ерёмой врет.
Заводная тут потеха
Сей минут произойдет!

ФОМА (восторженно, очарованно, оценив по достоинству Ведущего):
Во, Ведущий! Во дает!

ЕРЁМА (с уважением):
Может, кофе поднести?
Аль косичку заплести?

ФОМА: А награда, знать, богата —
Вы почуяли, ребята?

ФОМА: Подходи, честной народ!
Вся страна успехов ждет!

ЕРЁМА: За успехи — наградят!
Так сказал наш спонсор, брат!

Ведущий объясняет условия конкурса «Слоганы» и переходит к программе спортивных игр.

ВЕДУЩИЙ: Итак, запоминайте: победитель спортивных игр будет определен по наибольшему количеству сушек, заработанных в ходе состязаний.

Приглашаются зрители для участия в соревнованиях. Формируются команды, им предлагается пройти следующие этапы конкурса:

1) «Сила есть и ум нам надо!» — конкурсная разминка на пословицы, поговорки, скороговорки о хлебе, силе и уме

(Скоморохи приглашают на конкурс. Объясняется условие игры).

ФОМА: Всех скороговорок не переговоришь —
Не перевыговоришь!
Красна изба пирогами…
Съел Валерик вареник…

ЕРЁМА: Ты чего-то тут, Фома,
Двигать силою ума?!

ФОМА: Малаиья-болтунья
Тесто месила-месила,
Да не вымесила…

ЕРЁМА: В общем так, ребята! В бой!

(Подходит к одному из «крепких» мужчин):

Сила есть! И ум надо!
Ждет за то тебя награда!

(Скоморохи проводят конкурс).

Выходит ведущий, представляет спортивный клуб «Пауэр».

2) Конкурс «Кто больше хлеба съел» — показательные выступления спортсменов-силовиков. Ведущий представляет команду спортсменов. (Гири, штанги, борьба). После этого скоморохи зазывают на конкурс.

ФОМА: Эй, бояре-господа!
Все пожалуйте сюда!
Барышни-вертушки,
Женщины-болтушки,
Люди служивые,
Дедушки ворчливые!

ЕРЁМА: Тот, кто хлеба больше съел,
Тот силен, удал и смел!

ЕРЁМА: Покажите, молодцы,
Каковы из вас борцы?

(Шуточные конкурсы — состязания зрителей со спортсменами. Точки-гири, гантели, армрестлинг, канат – работают до конца).

3) Звучит музыка. На сцене Ведущий объявляет выступление спортсменов (аэробика).

(Выбегают Фома и Ерема). Приглашаются участники соревнований на 3-й конкурс.

ФОМА: Самые прыгучие!
Самые вертучие!
Гибкие! Вертлявые!
Всякие…

ЕРЕМА (смеется): Кар — р — тавые!

ФОМА: Подходи соревноваться!

ЕРЕМА: Мы же будем — удивляться!

Конкурс самых гибких, прыгучих, вертучих.

4) Скоморохи приглашают принять участие в конкурсе Ловкачей.

ФОМА: Это конкурс Ловкачей!
Подходи, мужик, скорей!
Ловкость надо показать!
Дамы сразу станут уважать!

Начинается конкурс Ловкачей — на деревьях, разделяющих бетонную площадку и песчаную, развешаны сушки, которые за определенное время (30 сек.) палкой с крючком на конце надо снять и не уронить. Побеждает тот, кто наберет большее количество сушек и быстрее других свяжет цепочку из них. «Куча мала» — общекомандный конкурс. Выстроив живую пирамиду, необходимо достать с дерева наибольшее количество сушек. Конкурсы идут на протяжении работы площадки.

ФОМА (глядя в небо): Чу, Ерёма, погляди!
Видишь, эвон впереди,
В синем небе птица реет,
А на птице вша сидит.
Это ж, дурень, самолет,
А на нем сидит пилот.
А в кабине пассажиры:
Уважаемый народ.
Посредине, чуть левей,
Расположен царь Кащей.
С ним его премьер-разбойник
Подполковник Соловей.
Ну, а это кто таков?
Не видать из башмаков.
Голова его охраны –
Змей Горилыч Червяков.
Боже-Господи, спаси!
Надо ноги уносить!
А не то такой Горыныч за нос может укусить.

ВЕДУЩИЙ: Извините, им пора

Отправляться со двора!

А не то нести тут будут Ахинею до утра!

(Фома и Ерема уходят, напевая на мотив песни О. Газманова «Морячка»).

ФОМА И ЕРЁМА: Ты свекровка, я — кума,
Ты — ветрянка, я — чума!
Перед вами выступаем Он Ерёма, я — Фома!

(Уходят).

5) ВЕДУЩИЙ (объявляет): А теперь шуточные конкурсы!

  • Поедание сушек на время.
  • Бег с сушкой на голове.

ФОМА: «Одежда» из сушек.
«Бусы» из сушек.
Кто больше сушек на носу пронесет.

6) Эстафеты:

  • «Лапша на ушах»
  • «Сквозь сушку пролезь»
  • «Полоса препятствий»
  • «Ламбада»
  • Прыжки с сушкой (между ног)

Подведение итогов конкурса частушек, четверостиший и слоганов.

На сцене — награждение поощрительными призами, главный приз вручается на Центральном поле.

Фома и Ерема прощаются со зрителями.

ЕРЁМА: Это запросто у нас!
Всем желаем всяких благ.
Как домой придете, так
Вермишель с ушей стряхните
И откиньте на дуршлаг.

ЕРЁМА: Положите в вермишель
Перец, лук и сельдерей.
Соли, масла и немного…

ФОМА: Порошочку «Ариэль».

ЕРЁМА: Кто из вас в один присест
Это блюдо разом съест,
Наградим того медалью
«Лучший зритель здешних мест!»

Скоморохи и Ведущий определяют победителей конкурса «Слоганы», спортивных игр, эстафет, идет награждение победителей поощрительными призами и главным призом.

(Музыка).

Площадка завершает свою работу. Артисты, Ведущий, участники конкурса переходят на Центральное поле для участия в финале праздника.

(Музыкальное оформление на конкурсы — ритмичная музыка, 2-3 варианта, фонограмма, минус песни «Моя морячка», песня «Добры молодцы», заставка программы «Что, Где, Когда»).

© ДОНКОВЬЕ: Сценарии для детей

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы получать свежие и нужные материалы для творчества и культработы.

  • Наша группа Вконтакте 
  • Наша группа Одноклассники  

Праздник русской печки

Хозяйка: Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Садитесь, гости дорогие!

Ведущий: Дорогие гости! Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры. Побываем в далеком-далеком прошлом и посмотрим, как жили – не тужили наши прабабушки и прадедушки. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Сегодня к себе в гости в крестьянскую избу радушно пригласили нас хозяин Владислав, хозяйка Елена и их дети: Вася, Юля и маленький Ванечка.

Так о чем же мы поведаем нашим гостям?

Хозяин: Как о чем? А впрочем, ребята, догадайтесь сами.

Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато когда сыта – от Федоры теплота. (Печь).

Хозяйка: В избе – изба, на избе труба, зашумело, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Вася: Стоит в углу Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают – глотает. (Печь).

Юля: Лето придет – не глядят на нее. Зима придет – обнимают ее. (Печь).

Ведущий: Так о чем же сегодня пойдет речь в этом доме? (Ответы детей).

Догадлив крестьянин – на печи избу поставил – гласит русская пословица. Действительно, печь – основа русского дома, его душа. Само слово «изба» произошло от древнего слова «истоба», «истопка», ведь изначально избой называли лишь отапливаемую часть дома.

Устроена печь довольно сложно. Соорудить ее, или как в старину говаривали – поставить, дело совсем непростое. Им занимались особенные мастера, которых так и называли – печники. Печник был очень уважаемым человеком в народе – ведь от него зависело, будет ли в доме тепло суровой зимой, хороший ли хлеб будет печься у хозяйки.

Хозяин: Вот и наш печник закончил свою работу. Он расскажет нам, как устроена печь.

Печник: Для постройки брал только огнеупорные кирпичи и глину. Кладка у меня плотная, дыма в доме не будет, я проверял. Зажег кусок толя в печке, а вьюшку – крышку, которая закрывает трубу, не открыл, дым через кладку не прошел. Полукруглый широкий жерл печи будете закрывать железным листом с ручкой – заслонкой. Верхнюю лежанку сделал длинной, чтобы удобно было вам лежать и греться. Шесток широкий, надеюсь, хозяйке понравится. Печурки глубокие, будете там свои варежки и носки сушить.

Конкурс «Печники». Ученик вытягивает табличку и крепит ее на соответствующее место на печи. Таблички: труба, вьюшка, лежанка, печурка, свод, шесток, заслонка, запечье.

Хозяин: Спасибо! Замечательная печь!

Печник: Пользуйтесь на здоровье. А когда сажи в дымоходе много накопится, сожгите в печке картофельные очистки, сажа отлетит. Мне пора идти, меня в другом доме ждут. До свидания.

Хозяин: Главное в доме — печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу сказки. От печи теплый пар клубится-струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. Дети у печки сидят, сказки сказывают, друг друга перебивают. А вы, ребята, узнаете сказки?

1) Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». («Лиса и заяц»)

2) Бежала девочка, бежала, видит, стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». («Гуси-лебеди»)

3) Углы в избе затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели. И печь сама пошла по улице, прямо к царю. («По щучьему велению»)

4) Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да и сжег ее в печи». («Царевна-лягушка»)

5) Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует. А младший брат сидит на печи за трубой и говорит: «Возьмите меня с собой». («Сивка-бурка»)

6) Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла она в избушку и видит: сидит на печи Баба-Яга – костяная нога, губы на полке, а нос к потолку прирос. («Финист — ясный сокол»)

Какие молодцы, все сказки о печке узнали. А знаете ли вы, что русская печка существует не одно тысячелетие? Причина ее долговечности в уникальности. Русская печь отапливает помещение, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушатся грибы, ягоды, травы и одежда.

Хозяйка: Русская печка наша кормилица. Как встану поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Ставлю в печь три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных надобностей. Посуда для русской печки особой формы: горшки да чугуны должны иметь большую боковую поверхность, потому что посуда нагревается в печи больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать ухватом. Ну-ка, ребятишки, поднимите чугунок ухватом. (Дети поднимают, переносят)

Какие же продукты я использую для приготовления каши в печке? Если названный продукт нужен, говорите «да», а если он не используется для приготовления каши – «нет».

Сорока-белобока задумала кашу варить,

Чтоб деток накормить. На рынок пошла

И вот что для каши взяла. Парное молоко – (да)!

Куриное яйцо – (нет)! Крупа манная – (да)!

Капуста качанная – (нет)! Соленый огурец – (нет)!

Мясной холодец – (нет)! Сахар да соль – (да)!

Белая фасоль – (нет)! Масло топленое – (да)!

Рыбка соленая – (нет)! Лавровый лист – (нет)!

Китайский рис – (да)! Чернослив да изюм – (да)!

Шоколадный лукум – (нет)! Перец болгарский – (нет)!

Соус татарский – (нет)! Клубничное варенье – (да)!

Бисквитное печенье – (нет)! Да, славная каша получилась.

Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. А какие каши дарит нам печь!

Конкурс «Угадай кашу по вкусу». Приглашаются участники, им завязывают глаза и дают попробовать кашу. (Гречневая, пшенная, пшеничная, рисовая, геркулесовая, манная, тыквенная)

Хозяин: Печка русская, стоишь ты, широкая да ладная, пол-избы, почитай, занимаешь. И кормишь ты нас, и обогреваешь, если нужно. Одно слово – «матушка». Даже иногда детей купают в печке – настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, и лезут в печку наперегонки детишки. Каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

Хозяйка: Намою ребят и спать. Большие на лежанке, а малые в люльке. Леля – богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини и детскую кроватку назвали люлькой.

Юля: (Поет русскую народную колыбельную песенку).

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

Ведущий: Ребята, какую песню спела Юля? А кому из вас мама поет колыбельные песенки? (Дети по желанию поют колыбельные песенки у люльки)

Хозяйка: Тепло у нашей печки. Дрова прогорели, можно и самовар ставить (засыпает угли в самовар и раздувает их). Пока самовар закипает, будем белье гладить. (Засыпает угли в утюг, несколько учеников гладят белье)

Ведущий: В зимнее время у крестьян в поле, на огороде работы нет. Занимались в теплой избе домашними делами. Мужчины подшивали валенки, плели корзины. Каждая женщина умела прясть, а учили этому с малолетства. (Рассказ об устройстве прялки и показ действий пряхи) (Ученики по желанию прядут под руководством взрослого).

Ребята, вспомните сказку Пушкина, которая начиналась словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»).

А в какой сказке жизнь королевской дочери зависела от веретена? («Спящая красавица»).

Молодцы, ребята!

На улице зимой темнеет рано, телевизоров и компьютеров не было. Собирались соседи в какой-нибудь избе у теплой печки со своим рукоделием, пели песни, сказки сказывали, хороводы да игры водили.

Сегодня к нашим хозяевам тоже соседка с рукоделием пришла.

Хозяин: Здравствуй, Егорьевна! Проходи, проходи, садись поближе к теплой печке. Что интересного принесла для нас?

Егорьевна: Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей, погляжу.

  1. Зимой нет теплей, летом холодней. (Печь)

  2. Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).

  3. Пляшет-скачет крошка, а всего одна ножка. Как устанет – в угол встанет. (Веник).

  4. Дедко коптел, много лет терпел, много душ накормил, а разбился, под плетнем очутился. (Горшок).

Какие все вы смышленые, все мои загадки разгадали.

Сосед: Здравствуйте, соседи! Можно к вам зайти, вечерок скоротать?

Хозяйка: Проходи, места всем хватит.

Сосед: На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

Хозяйка, а ложки у тебя найдутся?

(Игра на ложках «Светит месяц») (Хоровод «Во поле береза стояла»)

Хозяйка: Юля, Вася! А ну-ка сыграйте нам небылицы в лицах, а сосед, дед Лука, вам на гармошке подыграет.

Вася: Сценка «Уля и Филя». Роли исполняют: Уля – наша Юля, Филя – это я, Василий.

Уля. Здорово, Филя!

Филя. Здорово, Уля!

Уля. Где ты был?

Филя. У матушки!

Уля. Что, мать гостинцев прислала?

Филя. Мать прислала оладушек!

Уля. А где же они?

Филя. Я их под лавку положил!

Уля. Экий ты, Филя чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы в печку положила, ты бы пришел и поел.

Звучат народные наигрыши. Уля и Филя то расходятся, то вновь сходятся.

Филя. Мать прислала сарафан.

Уля. А где же он?

Филя. Я его в печку положил!

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля как?

Уля. Я бы его повесила в шкаф.

Звучат наигрыши. Уля и Филя то сходятся, то расходятся.

Филя. Мать прислала барана.

Уля. А где же он?

Я его повесил в шкаф!

Уля. Экий ты, Филя чудак!

Филя. А ты бы, Уля как?

Уля. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Звучат наигрыши. Уля и Филя то сходятся, то расходятся.

Филя. Мать прислала Настюшку.

Уля. А где же она?

Филя. Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля. Экий ты, Филя, чудак!

Филя. А ты бы, Уля, как?

Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила!

Звучат наигрыши.

Филя. Мать прислала свинью.

Уля. А где же она?

Филя. Я ее за стол посадил, чаем напоил.

Уля. Ах ты, Филя! Какой ты простофиля!

Сосед: У кого там хмурый вид?

Собирайся детвора,

Ждет вас русская игра «Колышки».

Юля: Перед игрой надо посчитаться.

— Заяц белый, куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыко драл.

— Куда клал?

— Под колоду убирал.

— Вынь, положь. Кого берешь?

— Раз, два, три – выходи! Ты водящий.

Играющие встают плотным кругом. Водящий ходит за кругом: «Кума, кума, продай колышки».

Игроки отвечают: «Купи».

Водящий: «А что стоит?»

Игроки: «Кочан капусты, да веник, да рубль денег».

Водящий ударяет одного из игроков по рукам. «А ну, по рукам да в баню». Бегут вокруг круга в разные стороны. Кто первым прибежит и встанет на свободное место, тот и выиграл. (Потом играют ученики по желанию).

Печник: Смотрю у вас в доме огонь. Зайду, думаю, спрошу, как тут моя печь, не дымит ли, держит ли тепло.

Хозяйка: Спасибо вам за печь.

Сосед: Не поставите ли и мне такую же печь будущим летом?

Печник: Хочу задать вам несколько вопросов:

  1. Какие нужны стройматериалы для того, чтобы сложить печь? (Кирпичи и глина)

  2. Какого качества они должны быть? (Огнеупорные)

  3. Как проверить исправность печки? Плотная кладка или нет? (Кусок толя зажечь в печи, вьюшку не открывать, если дым проходит через кладку, значит, надо заново класть)

  4. Чтобы отлетела сажа из дымохода, что нужно сделать? (Жечь в печи картофельные очистки)

  5. Если дым из трубы идет, что это значит? (Печка топится)

Все правильно. Отчего ж не поставить, поставлю.

Сосед: Как быстро пролетело время возле вашей печки!

Хозяин: Я думаю, что возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта мы встретимся еще не раз.

Хозяйка: Всем спасибо за вниманье, за игру, за звонкий смех.

Соседи: Говорим мы до свиданья!

Хозяева: Снова в гости ждем вас всех!

Ведущий: Ребята, вам понравилось в гостях у русской печки? (Ответы учеников) А сейчас приглашаем всех, отведать пирожков из русской печки. Приятного аппетита! (Чаепитие).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника история школы
  • Сценарий праздника казачьи традиции
  • Сценарий праздника именины домового
  • Сценарий праздника изобретений
  • Сценарий праздника изобразительного искусства