Сценарий праздника культура россии традиции русского народа

Цель мероприятия: познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми; воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес к народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус; привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.

Цель:

  • Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
  • Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
  • Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.

Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к празднику.

Ход праздника

I. Культура — это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира

Презентация. Слайд 1.

Ведущий: Культура — это все то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой мысли и воображения за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда — все это и есть культура.

Слайд 2.

В.В. Путин о возрождении русской культуры: «…Культура, наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной…»

Слайд 3.

Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её».

Слайд 4.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

Дети читают стихотворение

(М.Матусовский «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

Слайд 5.

Ведущий: Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

II. Дети читают стихотворение. Е.Вадимов «Русская Культура»

Слайд 6.

Русская культура — это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой —

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..

Слайд 7.

Русская культура — это сказки нянины —

Песни колыбельные, грустные до слез —

Русская культура — это разрумяненный

В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…

Слайд 8.

Русская культура — это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей —

Это — радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Слайд 9.

Русская культура — это вязь кириллицы

На святых писаниях, азбуке славян.

Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,

При чеканном поясе — кучерский кафтан.

Слайды 10-12.

Русская культура — это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —

Терема и церковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Слайд 13.

Русская культура — это то, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой:

Это наша женщина, русская красавица —

Это наша девушка с чистою душой!..

III. «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры»

Слайд 14.

Ведущий: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия.

Более тысячи лет назад, просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия во всех городах нашей страны 24 мая проходит «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры».

Слайд 15.

В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо знали славянский язык.

Слайд 16.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

Слайд 17.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии (стихи разных авторов).

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,

Два брата, что в Салониках родились,

Задумали букварь создать славянский,

Чтоб знал Писанье каждый славянин…

Выходцами из Солуни Русь была восхвалена

Почитали, как родную, излагая письмена,

Прародители Софии воцарились на Земле

И от мая к маю славим ваши имена везде.

Простые их буквы — не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

В любой старинной книжице ты можешь прочитать

Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ.

Но время быстро движется, и жизнь уже не та,

Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?

Родная речь — Отечеству основа,

Не замути Божественный родник —

Храни себя — душа рождает слово —

Великий святорусский наш язык.

Кирилл и Мефодий — два брата единых,

Прошедших свой доблестный путь,

Нашедших, в славянах, духовную силу

и православья приют!

IV. Народные художественные промыслы России

Слайд 18-19.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура.

Ещё чем славится Россия? Народные художественные промыслы России — огромное и духовное богатство. Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.

Дети читают стихи о народных промыслах.

Ещё чем славится Россия?

Людьми Россия хороша.

У них и руки золотые

И необьятная душа.

И замирает восхищённо

Надменный иноземный взор,

Увидев русскую матрёшку

И Гжели кружевной узор.

Слайд 20.

Матрёшка.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка… иль…Гармошка?

Это — русская матрёшка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Слайд 21.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка — мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Слайд 22.

Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Слайд 23.

Дымково.

Вьется голубой дымок.

Мягко падает снежок,

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Слайд 24.

Богородская игрушка.

В Богородске-городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Слайд 25.

Вологодские кружева.

Вологодская избушка,

В небе ясная луна,

Одинокая старушка

Засиделась у окна.

Труд у бабки Пелагеи

С молодых годов в чести.

Принялась за рукоделье —

Стала кружево плести.

Вологодское кружево

Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку

Деревянные коклюшки.

Чтоб узор был ровный, гладкий,

У старушки есть булавки:

Их в подушечку воткнёт,

Белой нитью оплетет,

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Все растет, растет, растет.

Слайд 26.

Песня «У моей России длинные косички…»

Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)

V. Потешки и небылицы

Слайд 27.

Потешки — это русские народные веселые стихи обо всем, что нас окружает. Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.

Гром по горам прокатился —

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи —

Две крохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

— Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки — подсолнушки.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из- под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Как у вас поживают?

На босу ногу топор надевают?

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами.

А лошади наши — с усами,

Бегают в подполье за мышами?

Ведущий: Дорогие гости! Вы послушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?

Инсценировка: «Хочешь, есть калачи, на печи не лежи»

Скоморох: Ребята, у каждого народа есть свои сказки, традиции, игры, пословицы. И я вам хочу напомнить одну «Спишь, спишь, (зевает) и отдохнуть некогда» (ложится на лавочку, засыпает).

Матрёшка: Вот и утро на пороге, день начинается, надо сыночка будить Антошеньку. (подходит) Вставай, вставай, моё солнышко.

Вставай, вставай, моё тёплышко. Утро на дворе за работу пора.

Скоморох: Да ну, тебя, маманя, сон мешаешь смотреть.

(переворачивается)

Матрёшка: Вставай, вставай, сыночек, дел много.

Скоморох: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.

Матрёшка: Антошенька, иди молотить.

Скоморох: Не могу, живот болит.

Матрёшка: Не пень, а лежит. Антон, иди кашу есть!

Скоморох: Где моя большая ложка? (вскакивает)

Матрёшка: Хочешь, есть калачи, на печи не лежи. Не зря на Руси говорят: «Лень со злом дружит, а счастье с добром»

Скоморох:

А сейчас вы не зевайте,

Мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит?

Дети: Ложка!

Скоморох: Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!

Игра «Где работа там еда» (стулья расставлены по кругу, на них лежат ложки, играющих больше, чем стульев, не успевший взять ложку, занять стул выбывает из игры).

VI. Танец-игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Слайд 28.

Ведущий: Какой же праздник проходил без танцев?

Выходите наши девочки — плясуньи и мальчишки плясуны!

Дети исполняют народный танец-игру «Бояре, а мы к вам пришли».

— Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые, а мы к вам пришли.

— Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

— Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

— Бояре, она дурочка у нас.

Молодые, она дурочка у нас.

— бояре, а мы плёточкой её.

Молодые, а мы плеточкой её.

— Бояре, она плёточки боится.

Молодые она плёточки боится.

— Бояре, а мы пряничка дадим.

Молодые, а мы пряничка дадим.

— Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы к доктору сведём.

Молодые, а мы к доктору сведём.

— Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

— Бояре не валяйте дурака.

Отдавайте нам невесту навсегда.

VII. Заключительная часть праздника

Ведущий:

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию — нет России другой!

Слайд 29.

В заключение праздника дети исполняют песню «Моя Россия» (стихи — Марат Ахмадиев, музыка — Вадим Челноков, исполнитель — Ирина Савицкая).

Я за Родину-мать, за Россию молюсь.

Я своею великой страною горжусь.

Потому, что мы здесь рождены и живём.

Это — наша земля, это — наш отчий дом.

Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.

Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.

Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,

Что за люди у нас, тут, в России живут.

Припев:

Ты живи, моя Россия!

Славься русская земля!

Краше нет, под небом синим!

Это — Родина моя!

Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.

Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.

Наш высокий порыв никому не сломить.

А иначе, зачем на земле этой жить.

Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.

Нам с тобою хранить надо эти края.

Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,

Пусть на нашей земле наши дети растут.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев С. Праздники в школе. — М.: АСТ, 2003.
  2. Давыдова М.А., Агапова И.А.Праздник в семье. — М.: Ролы, 2000.
  3. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. — Ярославль: «Академия развития», 1999.
  4. Почемучка: Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2005.
  5. Розанова Е. Праздники в школе и дома. — М.: «Росмэн», 2000.
  6. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
  7. http://pandia.ru/text/78/355/1194.php

Сценарий проведения фестиваля  

«Национальные традиции- богатство русской культуры»

Сцена украшена

Колокольный звон

 Ведущий

Россия, Россия…        

У нее глаза,

 Как небо, синие,

Добрые и ясные глаза,

У нее – судьбы моей –

России,

Брови, как над Волгою леса.

У нее душа – степей раздолье,

Чуткий, словно песня, слух.

Выйдешь

В пору жатвы в поле –

И захватит дух.

Над ней

Шумят такие ливни,

В сполохах

 Слепящих грез,

Что навек

 Становишься счастливым

От ее черемух и берез.

Ведущий .

У нее, родной,  

 Такие выси,

Родниковой свежести вода,

Что она тебя,

 Как мать, возвысит

И в обиду никому не даст.

У нее

 Такой звенящий ветер,

Что на цыпочки встают хлеба.

Вся она –

Былинкой каждой светит,

Славой своего герба!

С ней дано

 любую даль осилить –

Пусть, как Млечный путь,

 И далека…

Вот такой была

 И есть Россия

На века!

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие гости, ребята! Сегодня в нашей школе праздник – фестиваль «Национальные традиции — богатство русской культуры».  Россия – многонациональная страна.  В нашей  стране живут люди 160 национальностей. Каждый народ чтит свои традиции, передаёт их от поколения к поколению, старается их сохранить и приумножить. Национальная культура, как память, выделяет народы из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Ведущий

Русские, казахи, татары  и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России  — на земле родной,
Живем мы все большой семьей.

Песня  3 б  «Мы вместе»

Ведущий

Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Ведущий

         Тебе пою, земля моя,
        Твоим бескрайним далям,
        Только воспеть твои края  —
        Одна смогу едва ли.

Звучит песня «Русские традиции»

Ведущий

Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России.  Их просто невозможно сосчитать. Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства.  Кадриль – задорный игровой танец.  В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа.

Для вас  народный танец «Кадриль» исполняют ученики 10 а класса.

Ведущий.

Вальс — благородный и красивый танец, который живёт и сейчас.

Учащиеся 10 «б» класса танцуют вальс.

Ведущий

 Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту. Нет и не может быть для русского человека ничего дороже своей истории, своих корней,  своих традиций, обычаев…

Ведущий 2  Слайд ( избы, терема)

 Издавна на Руси особое внимание уделяли жилищу. Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными- рубили их с помощью топора из толстых брёвен и называли срубами или избами. «Чем больше рук, тем легче труд» — говорили в народе. Вот и стоили всей семьёй. У каждой избы был свой вид. Окна- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки, они прикрывали окна от дождя. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открытые ставни- значит хозяева уже встали, закрытые- значит, ещё спят или их нет дома. Крыльцо- распахнутые руки дома. Она связывает избу с улицей. Теплым летним вечером собирались на крыльце- посидеть, поговорить, обсудить новости. «Жить в соседях- быть в беседах». Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.

Ведущий 1 Слайд (русская печь)

Зайдем в русскую избу. В старой русской избе была лишь одна комната и почти половину её занимала печь. «Без печи хата — не хата». В ней пекли хлеб, готовили всю еду. Печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На ней спали, ..лечила от простуды.  А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

Ведущий Слайд (убранство избы)

В левом углу в избе всегда стоял большой стол. Около него — длинные скамейки. Этот угол называли красным- красивым. Здесь принимали гостей, отмечали праздники «Не красна изба углами, а красна пирогами».

В правом углу от печи размещались все необходимые в хозяйстве вещи. Этот угол- царство хозяйки дома. Тут же висела люлька- кроватка для младенца, стояла прялка. На стене висели расшитые полотенца.  В избе хорошей хозяйки всё сверкало чистотой.

Песня «Русская изба» 2 а класс

Ведущий  Слайд (застолье, самовар) – фон музыки хоровод

 Кто из вас, друзья, знает первый закон русского гостеприимства? Верно! От души накормить гостей.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

 Русское застолье   чаще всего ассоциируется с обязательным наличием на этом столе самовара.   В далёком 18 веке был изготовлен тульскими мастерами настоящий русский самовар. Самовар всячески украшался росписью, покрывался сверху серебряным или золотым слоем, кран для подачи воды приобретал самые разнообразный воплощения – от ключа до цветущего дерева. Размеры самовара также варьировались от самых огромных на 12 и более литров до малюсеньких, которые именовались «эгоистами», поскольку их ёмкость была предусмотрена только для единственного пользователя.  На стол подавались обязательно куличи, пироги, блины.

8 а и 8 б песня «Россия милая моя»

Ведущий: Слайд (матрешки, игрушки)

 Какой турист, приезжая в Россию, не покупает матрёшку? Редкий. Матрёшка   в конце 19 века была изобретена токарем В.П.Звёздочкиным и художником С.В.Малютиным.  Русские умельцы создали яркую барышню, назвав её Матрёной. В  основе имени лежит слово «мать». Матрёна- матрёшка  символизирует собой заботливую маму, у которой много детей. Символизм имени подтверждает устройство матрёшки, которая и представляет собой большую семью.

 Богородская игрушка — традиционное народное творчество, представленное деревянными фигурками животных, людей и даже целых композиций. Может быть, многие видели самую известную композицию, которая стала символом богородского промысла, «Кузнецы».

В селе Дымково сложилось искусство создания расписных игрушек из глины. Главной особенностью дымковских игрушек являются  фигурки, которые сначала белят, а потом расписывают ярким орнаментом. Сюжеты: люди, животные, композиции из сказок и из народной жизни

В середине 19 века зародилось филимоновское искусство.  Образцом этого русского народного творчества являются свистульки, которым придавали формы людей и животных: барыни с большими объёмными юбками, солдаты в мундире, медведи и птицы ― всё это, и не только, традиционные формы игрушек из Филимоново. Особенность данного промысла, не только наличие свистульки, а ещё и специфическая яркая жёлтая, малиновая, алая и зелёная роспись, в которой, как правило, используется чередование цветных полосок.

Гжель

Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные. Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера. В 18 веке обнаруживается новый сорт белой глины, на который впоследствии переходит всё производство. К глине стали добавлять известь, и полученный материал назвали полуфаянсом.
В то же время синий цвет росписи становится самым популярным. Такой цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури, при обжиге приобретает необычное сияние. Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Ещё один популярный мотив – это птицы.  Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы.  Узоры уникальны, ведь каждое изделие расписывается вручную.

Хохлома

Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой, её характерными самобытными элементами.

 Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!

Учащиеся 3 а класса исполнят песню  «Россия» (Хохлома)

Ведущий

Особое внимание уделяли куклам-оберегам, которые по поверьям, охраняли дом от бед, хранили семейный очаг.  Об истории славянских кукол расскажет вам, ребята,  Идрисова Елена  Викторовна.

( показывает и рассказывает)

История

Создавались славянские куклы-обереги своими руками. Все игрушки наряжались в красивые платья. Одежда выполнялась с особенным смыслом. Каждый наряд означал что-то свое. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье. Кроме того, этот цвет защищал от бед и сглаза. Народные куклы-обереги создавались безликими. Еще во времена язычества считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям. Кроме того, это еще и «лишние глаза». Однако и без лица игрушки перенимали настроение своих хозяев. Согласно преданию, первой куклой-оберегом стала Коллодия. Она была сделана еще в далекой древности. С этой игрушкой люди связывают особенную историю. В прошлом был обычай приносить в жертву языческим божествам женщин. Но кто-то однажды решил совершить подмену. Перед обрядом взяли полено и нарядили его в сарафан, цветастый платок. Его-то и отдали божествам вместо живой женщины. С того времени такую куклу стали делать перед Новым годом и отдавать в дар Морозу. В то время люди хорошо знали, как сурова может быть зима и опасны заморозки по весне. Чтобы задобрить во время праздника Мороза, «одетое» березовое полено сжигали на костре, приговаривая при этом: Мороз, Мороз, Приходи в Рождество, Не губи весной пшеницу, жито Всякую пашницу.Как полено горело, так, считалось, и пройдет год. Этот обряд пошел из западноевропейской культуры. Славяне своих кукол не сжигали. Считалось, что игрушка олицетворяла покровительницу рода, мать. В канун Нового года делали куклу-оберег «День и ночь». В светлое время суток голову игрушки оборачивали светлым платком. Ночью же надевали темный. Эта кукла защищала дом.

Значение Создавались игрушки не только для развлечения детей и защиты дома. Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду. В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Создавая игрушки самостоятельно, дети приобретали новые навыки, развивали фантазию. С ранних лет, благодаря куклам-оберегам, ребенок усваивал значение матери, женщины, начинал понимать ее функцию давать жизнь, воспитывать в заботе и любви, вскармливать, передавать традиции по наследству. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре. Кроме того, сам процесс создания игрушки действовал успокаивающе – помогал отдохнуть, почувствовать радость от рождающейся в собственных руках красоты.

Традиции сегодня В современном мире достаточно остро стоит вопрос о сохранении и бережном отношении к народной культуре. Взрослые должны стараться приобщать подрастающее поколение к национальным русским традициям, обычаям, истории, чтобы дети могли проникнуться пониманием величия и древности. Одним из источников такого наследия сегодня вполне может стать кукла-оберег. Возрождение прежних традиций способствует погружению в таинственный и чарующий мир предков. Как же создавали наши предки куклы-обереги своими руками? Мастер-класс, который будет приведен чуть ниже, проиллюстрирует последовательность, с которой проходил этот процесс. В достаточно незатейливом на первый взгляд занятии можно увидеть такую глубину, о которой даже не подозреваешь. В самом процессе присутствует таинственность, ведь секреты дошли до нас из самой древности.

Древние славяне изготавливали магические поделки своими руками на все случаи жизни. Самыми распространенными куклами считаются следующие: зольная кукла — оберегала семейное благополучие и очаг;

Крупеничка – оберег на сытость и достаток;

 Кубышка-травница – на очищение атмосферы и энергетики в доме;

Пеленашка – оберег еще не родившегося ребенка;

 Неразлучники – свадебная кукла на совместное счастье;

Желанница – оберег на исполнение желания; очистительная вещица. Это далеко не весь перечень поделок наших предков. Однако именно эти куклы, сделанные своими руками, помогут и в наши дни защититься от различных неприятностей и сделать жизнь счастливой.

Песня «Золотые купола» Колокола 10 а

Ведущий.

 На Руси всегда славилась сила и удаль  богатырская. А помогали быть сильными и здоровыми простая здоровая пища, русская баня, труд.  С малых лет детей приучали к труду, а чтобы было интересней придумывали разные игры. Выбирается водящий, он будет «гореть». Играющие встают парами друг за другом, водящий впереди. Участники игры говорят нараспев:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле:

Ходят грачи да едят калачи.

Птички летят, колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, последняя пара отпускает руки и пробегает вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поровняются с водящим, все кричат ему: Раз, два, не воронь, беги, как огонь! Двое бегут вперёд, стараясь увернутся от водящего. Если они снова возьмутся за руки, то встают перед первой парой, а водящий снова «горит». Если же ему удаётся поймать одного из убегающих, он встаёт с ним впереди, а «горит» тот, кто осталься без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

«Вьюнок».

В игре участвуют несколько команд по 4-5 человек. Ребята строятся в колонну по одному. По сигналу первый игрок поворачивается на 360 ° , затем второй, держа первого за талию, поворачивается вместе с ним на 360 ° , далее уже вместе поворачиваются три игрока, четыре, пять. Выигрывает команда, которая сделает повороты быстрее (во время поворотов отпускать

 Ведущий.

Мир — солнышку  и детям,
Мир — природе, мир — тебе!
Мир — былинке, мир — планете!
Мир — всем людям на Земле!

Звучит песня «Россия, мы дети твои»

Открытое занятие

«Традиции и
обычаи русского народа»

 Цель: развивать у детей
дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через
приобщение к миру русской культуры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей и
    традициями на Руси;
  2. Прививать интерес и уважение к
    народной культуре;
  3.  Обогащать словарный запас
    детей;
  4. Воспитывать эмоциональную
    отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;
  5.  Развивать мелкую моторику рук,
    воображение, творчество, самостоятельность.

 Ход занятия:

— Здравствуйте
дети! Здравствуйте гости!

-Как хорошо, что
мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами.
Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного
и бережного отношения друг к другу. А теперь:

-Проходите
поскорее, занимайте все места. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее
располагайтесь.


Сегодня мы с вами будем говорить о традициях и обычаях русского народа.

Традиция — это то, что
передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции.
Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот
день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже
знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.

 -Русский
народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и
хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли
пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с
песнями.

0004.jpg    0003.jpg

 После уборки
урожая наступала пора праздника « Осенины»

-Это время, когда
нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год
Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости
приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали
праздники.

-А как вы думаете,
как люди одевались на праздники?

 -Нарядно. Одевали
самые красивые рубахи и сарафаны

-Давайте поговорим
о том, что носили мужчины на Руси.

0005.jpg

 Дети: На
Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали
вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. А сейчас наш разговор
пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

0006.jpg

 Ребенок:
Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан.
Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

— А как вы
думаете, где хранилась одежда?

0008.jpg

 ( Дети
отвечают – в сундуке)

-Правильно, в
сундуке.

Звучит
медленная русская народная музыка.

В старину темными,
зимними вечерами собирались люди в большой избе. Такие вечера назывались —
 посиделками.

Рассказ
педагога с показом презентации.

Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.

Презентация «Посиделки в старину»

— Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой
песни распевали.

— Кто за прялкой
сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню
затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. Ведь говорят
в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки
о труде?

                Ответы
детей:

«Без труда нет добра», «Дело мастера боится», «Без труда не выловишь  

                  рыбку из пруда».
                  — А хорошо работа спорилась под песню. Песня – это
душа народа. Без нее человек не         

                  обходится
ни в поле, ни дома, ни тем более гуляньях и на праздниках.

Есть традиции,
которые возникли очень — очень давно и сохранились до наших дней.

Традиция
– гостеприимство.

Русский
народ издавна славен гостеприимством. Все знают и соблюдают эту традицию.


Ребята, а как вы понимаете слово «Гостеприимство»?

Это значит гостей
принимать.

— А
что значит «Принимать»?


встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

С какими
поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?

Дети: 1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Гость доволен – хозяин рад.
3.Гостю щей не жалей – погуще налей.

Давайте вспомним
обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно
ночью, как его встречали?

Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю
— красное место».

«Красное место» — особое место для гостей, красный значит красивый. А
если гость заходил во время ужина?
Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда
любили принимать гостей.

Традиция
– хлебосольство.

В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть
слово, которое трудно найти в других языках. Слово это — хлебосольство, оно
состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть
гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него
дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского
человека (хлеб и соль)

Правильно,
не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских
традиций русского народа.

— Русские
люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем
хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость
должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Презентация
«Встреча с хлебом, солью».

Этот древнерусский
обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных
гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на
свадьбе жениха и невесту.

Традиция
народное гулянье.

Но русский народ
отличался не только гостеприимством, да хлебосольством. Он работал дружно и
отмечал весело праздники – как говориться «с размахом». По традиции водили
хороводы, пели песни, играли в русские народные игры, этот обычай
называется народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли
до наших дней.

А ну, честной
народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!

Физкультминутка. Игра «Горелки».
Ой как хорошо поиграли, молодцы.
Традиция- чаепитие.

— Одна
из самых замечательных русских традиций — это чаепитие. Без него не обходились
ни одни посиделки.

Стол
накрывался скатертью, на середину его ставили самовар.

Самовар
— символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства —
поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили
чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками. Затем баранки, бублики,
сладости

В
чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ
любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

(обратить
внимание на иллюстрацию).

В старину чай
готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины
и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные
льняные мешочки.

Итог
занятия.

Дорогие
мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на
Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

—  Ребята, как
назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.

Как называлось
место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство,
хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.

Вам
понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие
закончено.

МБОУ «Чихачевская средняя общеобразовательная школа» Павлова Фаина Ивановна

Псковская область

Внеклассное мероприятие

«Русские посиделки»

Цели:

1.Знакомство с русскими национальными традициями.

2. Познакомить учащихся с историей посиделок: учить их чтить и уважать

традиции русского народа

2. Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.

3. Формирование досуговой культуры общения, укрепление коллективистских связей, дружеских привязанностей.

Задачи:

1. Развивать творческую и познавательную активность.

2.Познакомить детей с лучшими традициями, обычаями на Руси.

3. Формировать   умение работать в коллективе.

4. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Оборудование:

1. Разнообразные памятные аксессуары старины: керосиновые лампы, самовар, деревянная и глиняная утварь, скатерти, занавески с орнаментом, костюмы.

2. Фонограмма колокольного звона, аудиозаписи с русскими народными песнями.

На доске написаны эпиграф мероприятия, приложение 1

«Только лелея прошлое можно создавать будущее»

Ход праздника

Учитель.

Музыкальное вступление (русская народная песня).

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Учитель:

Гости дорогие, добро пожаловать на наши русские современные посиделки!

Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В. Даля, есть «сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав, песен». Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения. Попытаемся вспомнить сегодня русские народные традиции, произведения устного народного творчества, показать свои знания в этой области. Будем сегодня гостеприимными хозяевами!

Ученик 1. Давно мы вас мы поджидали,

Без вас речей не начинали.

Ученик 2. Подарки есть на всякий вкус:

Кому – сказка, кому – быль,

Кому – песенка вприкус.

Ученик 1. И хлеб-соль, как в старину. За хлебом да солью всякая шутка хороша.

Ученица 2. Нам начинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Ученица 1. Жива как память старины

От поколенья старшего.

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего…

И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль!

Ставят тарелку на стол, а хлеб «путешествует» по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Ученица 2. Не случайно по сей день есть такое слово – хлебосольство, то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, по мнению народа, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился предложенным Хлебом-солью, значит, он не замышляет зла, принимает предложенную дружбу. Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление.

Учитель. О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские пословицы. Ребята, какие вы знаете?

Ученики приводят примеры пословиц и поговорок. (Приложение 3)

Учитель проводит викторину:

1) А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Какой овощ?

а) свекла;

б) репа;

в) капуста.

Крестьяне хранили репу в сыром виде почти всю зиму. В кадки аккуратно укладывали песок, слой репы, снова песок и т.д.

2) У славян, наших предков, на столе обязательно должен был постоянно находиться один продукт. Что это?

а) соль;

б) хлеб;

в) квас.

Существовала даже пословица: «Хлеб на стол, так и стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.

3) Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи»?

а) крапивные;

б) на рыбном отваре;

в) пустые, т.е. без мяса.

Пустые щи ели только в пост, а если весь год пустые щи хлебать – как тут на щи не осерчать?

4) Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты, «широкая», «веселая»?

а) Троица;

б) Пасха;

в) Масленица.

Масленица, проводы зимы и встреча весны, – один из самых веселых праздников. Перед Масленицей закупали много продуктов, ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Этот праздник немыслим без блинов, их пекли каждый день.

5) Когда в деревне устраивались колядки?

а) на Иванов день;

б) на Рождество;

в) на Пасху.

На Рождество колядующие еще и устраивали представления с помощью вертепа. Это такой ящик с куклами, а разыгрывали, конечно, сцены из Евангелия. Ходит молодежь с вертепом и звездою (а то и без них) по домам, славит Христа, желает хозяевам здоровья и добра, за что получает подарки. Не одаришь – соответствующие пожелания будут.

6) О каком древнейшем музыкальном инструменте говорят, что он подобен звучанию целого оркестра?

а) колокол;

б) пастушья дудка;

в) гусли.

Говорят, что у каждого колокола свой яркий и неповторимый голос. Колокол звучал не только во время церковной службы. На Пасху с колокольни можно было услышать и народную музыку: «барыню» или «камаринскую». До сих пор сохранился такой обычай: целую неделю после Пасхи любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокол. Многие композиторы пробовали передать звучание колокола в своих произведениях.

Звучит фонограмма колокольного звона.

7) Представьте, праздник закончился, хозяева устали, или спать хочется, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекали гостям в Древне Руси, что де пора и честь знать?

а) культурно раскрывали двери настежь;

б) пели песню вроде «колыбельной»;

в) давали как бы на прощанье пряник, который назывался «разгоняй».

В старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Поэтому-то и провожали вежливо, приятно – с пряником.

8) К сожалению, многие слова, употребляемые на Руси, утрачены для нас. Огонь, например, называли «теплина», а паутину – «мережка». А что такое «поставец»?

а) почтальон;

б) блюститель порядка;

в) невысокий шкаф для посуды.

9) Какая подвижная игра была раньше популярна в России?

а) жженки;

б) паленки;

в) горелки.

Горелки – русская народная игра, в которой один из участников ловит других, убегающих от него поочередно парами.

10) В каком веке на Руси изобрели самовар?

а) в 17 веке;

б) в 18 веке;

в) в 19 веке.

Ученик 1:

Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, —
Без общенья жизни нет.

Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!

А ну-ка добры молодцы, да красны девицы, выходите поиграть, позабавиться.

А теперь давай дружок,

Поиграем в ручеек.

Пару ты себе найди.

В ручеек ее веди.

(звучит песня «Течет ручей», игра «Ручеек »)

Ученик 1:

Традиционное и самое любимое занятие на русских посиделках — исполнение народных песен.
Ученик 2:

В русской песне — народная жизнь,
Песня звонкая сердцем поется,
Пусть веселый иль грустный мотив,
Благодарно в душе отзовется!

Ученик 1: Наши посиделки продолжает викторина для знатоков русских песен.

КАЛЕЙДОСКОП НАРОДНЫХ ПЕСЕН

(Викторина)

Ученики дают определение русской народной песни, а учащиеся, в качестве ответа исполняют по 4 первых песенных строки (либо припев песни). Все участники получают в качестве призов сладости.

1. Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной огромным чувством вины. (Виновата ли я)
4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)
6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
7. Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка)
8. Песня — обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
10. Песня — обращение к распространённому типу повозки с полозьями, которую русский крестьянин должен готовить летом. (Эх вы сани, сани…)
11. Песня девушки, которая не может найти дорогу до дома, находясь в состоянии, обусловленном воздействием этилового спирта на центральную нервную систему. (Напилася я пьяна)
12. Песня, в которой упоминается шум болотного, дудчатого, коленчатого растения. (Шумел камыш)
13. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)
14. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)

Слышится звук бубенцов.

Ученик 1:

Дорогие гости! К нам на посиделки прибыл настоящий коробейник!

Звучит фонограмма песни «Коробейники» (слова Н.Некрасова, музыка — народная).

Выходит коробейник, на плече у него короб (корзина), в котором находятся предметы: иголка с ниткой, наперсток, клубок пряжи, пакетик сахара, газета, варежки, замок, карандаш, книга, блокнот и ручка, подарочный настенный календарь, шкатулка для рукоделия, а также леденцы на палочке по количеству гостей.

Коробейник:

Коробейника встречайте!
Русских песен я герой.
Привезу товар заморский
В дом, где пир идет горой!

Короб мой сегодня полон —
Чтоб товар я мог раздать,
Нужно все мои загадки
Очень быстро разгадать!

ЗАГАДКИ

Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышленый погляжу

Кто желает отгадать загадку?

Отгадаешь, приз получишь, а не отгадаешь – штраф плати:

Коробейник загадывает загадки, а зрители, правильно их отгадавшие, получают соответствующий предмет из короба.

Дети отгадывают загадки

Штраф:

      • В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай…

        Не сказал отгадку, теперь пляши вприсядку.

        Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.

        А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.

        В другой раз загадку отгадай, а сейчас собачкою полай.

        Не печалься, что загадку забыл, Мы хотим, чтобы ты зайкой был.

        Чтоб в другой раз глазами не хлопал, нужно громко потопать.

Загадки.

Кольцо не простое, кольцо золотое.

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье –

Ну и объедение! (баранки, бублики)

Из горячего колодца через нос водица льется. ( Чайник)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит. (Иголка с ниткой)

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок)

Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар)

У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. (Напёрсток)

Языка не имеет, а у кого побывает — тот много знает. (Газета)

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Семя плоско, поле гладко,
Кто умеет, тот и сеет.
Семя не всходит, а плод приносит. (Бумага и письмо)

Ученик 1: Очень часто на посиделках звучали русские пословицы и поговорки. Это настоящие маленькие художественные произведения! В них отражены все стороны жизни народа: домашняя, семейная, общественная.
Ученик 2: Пришла пора проверить, хорошо ли наши гости знакомы с этим видом народного творчества.
Ученик и коробейник

по очереди говорят начало пословицы, зрители — окончание.

Дерево ценят по плодам, а человека… (по делам)
Поспешишь — людей.. .(насмешишь)
Недаром говорится, что дело… (мастера боится)
Вся семья вместе-таки душа… (наместе)
Что посеешь,… (то и пожнешь)
Землю солнце красит, а человека… (труд)
Без труда жить,… (только небо коптить)

Ученик1: В пословицах и поговорках сосредоточена народная мудрость, поэтому можно смело использовать их в качестве предсказаний на будущее, дружеских пожеланий и советов, к которым нужно внимательно прислушаться.

Коробейник: Совершенно верно! Специально для вашей честной компании в моем коробе припасены леденцы, но не простые, а с изюминкой! К каждому леденцу прилагается своя особая пословица или поговорка.

Важно уловить ее смысл, принять как мудрое наставление и следовать ему.

Коробейник открывает короб и вручает каждому гостю леденец на палочке, произнося при этом пословицы, которые можно записать (чтобы не заучивать) на крышке короба, а можно прикрепить в виде записочек к леденцам.

Варианты пословиц и поговорок:

Шутить шути, а долг плати.
Здоров будешь — все добудешь.
Береги нос в большой мороз.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Бери в работе умом, а не горбом.
Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Бог даст здоровье в дань, а деньги сам достань!
Бояться несчастья — и счастья не видать.
Будет плуг, да не будет рук.
Будешь впереди — и других за собой веди.
Будь всяк своему слову господин.
Будь малым доволен — больше получишь.
Будь не красен, да здоров.
Была бы охота, а работа найдётся.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Для новых творческих идей,
Шкатулку в дар Вам преподносим.
И рукодельем наполнять
Мы сей ларец почаще просим!

Коробейник прощается и уходит.

Появляются две старушки.

Первая старушка. Смех-потешки услыхали –

Сразу к вам мы прибежали.

Вторая старушка. Где потешки поют –

Там и весело живут.

Правда, Даниловна?

Первая старушка. Правда, Гавриловна!

Вторая старушка. Неразлучные старушки –

Мы живем в одной избушке.

Первая старушка. Избушка на кочке,

Блинами обита,

Оладьями покрыта.

Вторая старушка. Есть ограда кругом –

Пирожки с творогом.

Первая старушка. Что Марфуша для Петра

Наварила, напекла?

Вторая старушка. 92 блина, 2 корыта киселя,

5 пирогов – не нашла я едоков!

Первая старушка. А вы, ребята, знаете небылицы да потешки?

Все. Конечно, знаем.

Учитель:

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Кому — сказку, кому — правду, кому — песенку. Небылицы в лицах
Сидят в теремах — в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас.

Дети исполняют небылицы под музыку.

Небылицы.
1
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, —
Говорят собаки.
2 Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
3 Сидит ежик на березе —
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
4 На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

5 Разрешите поплясать, Разрешите топнуть, Неужели в этом доме половицы лопнут.

Хором: Здорово, здорово, у ворот Егорова, А у наших, у ворот, все идет наоборот.

6 А наш дедушка Иван, Посадил кота в карман Котик плачет и рыдает, Громко дедушку ругает.

7 Как на Катин день рожденья, Принесла бидон с вареньем, Так наелись, я и ты — Разболелись животы.

8— Иван, ты где?

— Я в горнице.

— А что ты там делаешь?

— А я Петру помогаю.

— А Петр что делает?

— Да на печке лежит.

9-Здорово, кума!

— На рынке была.

— Никак ты, кума, глуха?

— Купила курицу да петуха.

— Прощай, кума!

— Пять алтын дала.

10— Тит, а Тит, пошли зерно молотить.

— У меня голова болит.

— Тит, а Тит, пошли кисель есть.

— А где моя большая ложка?

11— Иван, у тебя в избе тепло?

— Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Хором: Чепуха, чепуха, чистая чепуха Чики — чики – а – ха – ха, в самом деле чепуха.

Первая старушка. Ох, и молодцы, ребята!

Вторая старушка. Порадовали старушек.

(старушки уходят)

Ученик1

А повсюду растет детвора,

А где детвора —

Там непременно игра.

Поспела новая игра,

Это легкое заданье,

За дело взяться нам пора

И проявить старанье!

Ну вот, теперь можно и за игры приниматься. Поиграем в игру, которая называется «Колокольчики»

(Выбираются 2 игрока. Они выходят в середину круга. Одному дают колокольчик, другому завязывают глаза. Все ребята водят хоровод под песню (Динь-динь дон). После этого игрок с завязанными глазами должен поймать игрока с колокольчиком).

ПЕСНЯ:

Колокольцы-бубенцы

Раззвонились удальцы:

Динь-динь, динь – дон!

Отгадай, откуда звон!

Учитель:

Крещение Господне”

19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисусу Христа. С 7 по 18 января – Святки. В эти дни все крестьянские девушки гадали, пытались узнать свое будущее.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…

Вечерок кре­щенский, вечерок особый. Крещение — последний день зимних святок.

Святки были любимой порой для наших предков. Это рождественско-новогодние праздники продолжались с Рождества (7 января) по Крещение (19 января). Беззаботная и радостная пора начиналась в Сочельник в канун наступления Рождества. Едва загоралась на небе первая звезда, как на улицах появлялись колядующие. Без колядования и хождения ряженых не обходились в зимние праздники. Рядились медведями, стариками, чертями. Ходили по дворам и колядовали повсеместно: и в селах, и в городах, включая столицы. Известно, что в этом обряде принимал участие даже сам государь Петр Великий, а тех, кто уклонялся, приказывал бить плетьми.

В первую святочную ночь колядовала обычно молодёжь: парни и девушки шли по улицам веселой гурьбой, неся перед собой на шесте зажжённый фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечой внутри. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем – конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами. Дары, полученные от хозяев, собирались обычно в мешок, а потом коллективно поедались.

Во время святок различают «святые вечера» (7-13 января) – для веселых, смешных гаданий; и – «страшные вечера» (14-19 января) – для опасных и рискованных. А самым «верным» считают гадание на Васильев вечер – канун 14 января, т.е. на старый Новый год. В Святки всё приобретало особое значение, ничто не казалось случайным. Загадывали на самые незначительные мелочи, любая деталь превращалась в примету. Особенно много гадали во второй половине Святок, в «страшные вечера».

Ряжение и гадания были не единственными праздничными развлечениями молодёжи. Часто сочинялись загадки, нескладухи – частушки без рифмы, смысл которых в прямой бессмысленности и нелепости. Устраивались различные игрища с песнями и хороводами.

Сегодня была я в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой избу да и вас всех на счастье окроплю, на добрую долю.

Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без вязанья. Вязали те, кто помоложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц — хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки — их нужно пять. А для такого большого свитера — только две. (Показывают образцы изделий.) 
Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима. 
Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц. (Демонстрация моделей.) 
 

А наш подарок — сказка «Клубок». 

Неведомо, в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И все бы добро, да выдалась в тот год зима холодная. 

Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли. 
Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету. 
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось. 
Ведущий. Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поет: 
Клубок. Я клубок, клубок 
С овцы стрижен, 
На ческе чесан, 
На прялке пряден, 
Потом ссучен, 
Я от бабушки ушел, 
Я от дедушки ушел… 
Ведущий. А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет. 

Заяц. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу! 
Клубок. Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою! 
(Поет.) 
А от тебя, косой, подавно уйду. 
Ведущий. Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал. 

Волк. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда. 
Клубок. Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою. 
(Поет.) 
А от тебя, серый, подавно уйду. 
Ведущий. И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть. Катится клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять. 
Медведь. Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу! 
Клубок. Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою. 
(Поет.) 
А от тебя, косолапый, подавно уйду! 
Ведущий. Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся. 
Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу. 
Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою. 
(Поет.) 
А от тебя, рыжая, подавно уйду. 
Лиса. Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку еще раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачевой… 
Ведущий. Клубок сел на лапку, а лиса его — цап и в нору унесла. А что дальше было — никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудреное. Науки требует. С первого раза может и не получиться. 
Учитель:

Посмотрели сказку «Клубок». А теперь посмотрим: легко ли его сделать. Проведем конкурс

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

Как музыка начнет звучать, надо ниточку в клубочек намотать, а как закончит звучать. Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

игра «Смотай ниточку в клубок » звучит песня «Дуня-Тонкопряха».

Ну-ка, кто хочет свое умение показать.

Учитель. Ну, а какие посиделки без частушек? Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая. Происходит от слова «часто», отсюда быстрый темп исполнения частушки

Как известно всем, подружки — мастерицы петь частушки. И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте.

Не уснём на посиделках,
Эй, ребята, не скучай –
И частушки запевай!

(Исполнение частушек под музыку))

Мы Чихачевские девчата, 
Интересно все живем, 
Про посиделки русские, 
Вам частушки пропоем. 

Девочка: Станем девицы рядком

                 Да частушки пропоем.

Мальчик: Да и мы, пожалуй, встанем

                От подружек не отстанем. (Встают друг против друга)

Все поют: Пропоем мы вам частушки

                  Замечательны таки

                  Что пойдут плясать старушки

                   Затанцуют старики.

Мальчик: Девочки – беляночки

                 Где вы набелились

Девочки: Мы вчера коров доили

                Молоком умылись.

Мальчики: Чтобы печка разгорелась

                 Надо жару поддавать.

                 Чтоб частушка лучше пелась

                 Надо пляской помогать.

Девочки: Ой, пол провались

                 Потолок обвались

                 На доске остануся

                 С частушкой не растануся.

Мальчики: Вы послушайте девчата

                   Нескладушки будем петь

                   На дубу свинья пасется

                   В бане парится медведь.

Мальчик: На горе стоит телега,

                 Слезы падают о дуги

                 Под горой стоит корова

                Надевает сапоги.

Девочка: Уж топну ногой

                Да притопну другой

                Выходи ко мне Маркуша

                Попляши со мной

(Выходят девчонки после частушки)

Мальчик: Ставлю ногу на носок

                 А потом на пятку

                 Стану русского плясать

                 А потом в присядку.

(Мальчик стает на колено, девочка вокруг него, все хлопают).

Звучит музыка, дети пляшут.

Девочка: Из богатых я невест,

Не волнуйся, миленький:

У меня в приданом есть

Самовар красивенький.

Мальчик:

Ты, подруга, из-за друга

Не сердися на меня.

Лучше буду я без друга,

Чем, подруга, без тебя.

Мальчики: Если б не было воды, не было б и кружки

                   Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

Девчата: Ой, довольно мы напелись

               Дайте смену новую

               Вот спасибо гармонисту

               За игру веселую

Учитель: Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет –

Знать не все потеряно.

Уник1:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину,

Самых сильных приглашаем мы ребят

Ну-ка, встаньте, силачи, в потешный ряд.

Конкурс «Бой петухов»

Учитель: Игра «Русская баня» под песню «Топится, топится в огороде баня»

Выходят любители попариться. Садятся на 2 стула, берут веники из разрезной бумаги и «парят» друг другу ноги, чтобы не было ревматизма. Кто первым веник обобьет, тот и победитель.

Мы сообщаем зрителю:
Решить здесь нелегко. Веник – победителю, Второму – молоко!

Ученик 1

А сейчас послушайте загадку – и если отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития

Стоит толстячок,

Подбочинивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем чай пить велит

Ученик 2 Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари, Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба.

Ученик 1 А когда появился самовар?

Ученик 2 Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Ученик 1 Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель…

Учитель:

Посидеть за самоваром рады мы наверняка.

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

Самовар гудит, шумит,

только с виду он сердит.

К потолку пускает дым.

Наш красавец – самовар.

Самовар пыхтит искрится –

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Самовары наполнены водой. И теперь их надо вскипятить.

Это теперь включил в розетку и кипяток готов.

А раньше надо было идти в лес и набрать под елками.

Что под елками найдешь

Если к елкам ты придешь.

Жарким летом, и весною,

И осеннею порою? (шишки)

Ну, считайте, что вы в лесу.

Вот вам шишки, вот вам елки.

Ну-ка, кто здесь не трусишка?

Кто собрать захочет шишки?

Я глаза вам завяжу.

Сама в сторонке посижу.

( игра «Собери шишки »)

Звучит песня «Пых-пых самовар» (проводится игра)

Учитель. Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них почти полностью забыты. Нам эти традиции нужно сохранить и не забывать.

В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника были свои песни. Весной и летом на околице деревни собирался, стар и млад. Молодёжь затевала резвые игры, водила большие и маленькие хороводы, пели все – и старые люди, и молодые.

Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам, ребята на прощание быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.

Ученик 1.

Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

Спасибо за веселье.

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше.

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощания,

Будет кратка наша речь,

Говорим вам до свидания

До счастливых новых встреч.

Ученик 2

Вот теперь самое время побаловать наших гостей вкусным чаем с блинами, пирогами, ватрушками.

Выпьем чай из самовара

С сухарями, кренделями,

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками.

Самовар – птица-жар,

Кран открывается – чай наливается!

Подходите, подходите,

Угощение берите!

Чаем запивайте,

ВМЕСТЕ. Нас добрым словом вспоминайте!

Выходят все артисты и исполняют песню на мотив «Изгиб гитары желтой »

Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной
Вдруг кто-то тихо скажет:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»

Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»

Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»


 

Всем вручается грамота (приложение 3)

Завершается мероприятие рефлексией:

«Понравилось ли мероприятие, что нового узнали»

«Солнышко» на память – понравилось

«Тучка» — нет

Литература:
1. Загадки – В.Волина «Праздник букваря»; АСТпресс, М., 1995.

2. Игра – Г.М.Науменко, Г.Т.Якунина «Солнышко-вёдрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области» — Архангельск, 1994

3. Песни, небылицы – Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.

4. Журнал «Начальная школа №7, 1989» Г.А.Смоляк, Т.В.Гавриченко «Деревенские посиделки»

5. Песня «Наш красавец – самовар» — М.Пляцковский

http://festival.1september.ru/

Приложение 1.

Только лелея прошлое можно создавать будущее.

Конфуций

Приложение 2

Грамота

Сия подтверждает, что посетивший наш дом, улыбкою ласковой встречен был, душу согрел у огонька нашего и обрел в сердце своем друзей множество. Сохраните о нас память добрую. Тепло сердец своих и щедрость души отдаем мы Вам, добрые люди. Вы стали гостями нашими дорогими, а двери дома нашего, как и сердца наши, для Вас всегда открыты.

Дана грамота сия

в зиму 2012 года месяца 01 в день 19.

Приложение 3

Русские пословицы и поговорки о хлебе и домашней выпечке:

Был бы пирог, найдется и едок.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Вздулся, как тесто на опаре.

Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Ешь калачи, пока горячи.

За хлебом все добро.

Как хлеб да квас, так все у нас.

Кто с языком, тот с пирогом.

Блин хорош не один.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

Месишь от души, пироги выйдут хороши.

Муж с женой, что вода с мукой, а теща дрожжи.

Муж с женой, что мука с водой: сболтать сболтаешь, да не разболтаешь.

На хлеб да на детей недолго посердишься.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Хлеб – всему голова.

Не ломай каравай, а ножом режь да ешь.

Около хлеба и мысли водятся.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Из мучицы и водицы баба пироги печет.

Скоро блины пекутся (ответ погоняле).

Блином масляным в рот лезет (о льстеце).

Первый блин комом (при неудаче).

Выражение «глаза помогают, есть» — затейливо украшенный пирог всегда вкуснее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника мой друг книга
  • Сценарий праздника кулинарии
  • Сценарий праздника ко дню книги
  • Сценарий праздника моего имени
  • Сценарий праздника кузьминки 14 ноября