Сценарий праздника матрешкины забавы

Программа разработана для досуга детей. Эта программа позволяет познакомить ребят с народным фольклором в игровой форме. Может быть использована для проведения праздников в школе.

С Ц Е Н А Р И Й

Фольклорной игровой программы для детей

«МАТРЁШКИНЫ ЗАБАВЫ».

Звучит народная музыка. Ребята сидят на стульях.

Выходят Ведущая и Матрёшка.

Вед. Добрый день, дорогие ребята!

М-ка. Здравствуйте, доброго вам здоровьечка!

Вед. Наша сегодняшняя программа называется «Матрёшкины забавы», и  вы

        все, наверное, догадались, о чём пойдёт речь.

М-ка. Сегодня мы с вами немного вспомним о наших русских народных

            традициях, о народных играх, забавах и конечно игрушках, которые

            сохранили сою значимость и в наш прогрессивный 21 век.

Вед. А мне бы вот очень хотелось узнать у вас, какие вы знаете народные

         игры? Игрушки? (отвечают). Правильно, а может кто-нибудь знает как

         появилась матрёшка? (отвечают).

М-ка. Тогда послушайте. «В некотором царстве, в нашем государстве жил-

            был богатый и мудрый купец. Однажды отправился он в дальние

            страны, и приехал в страну восходящего солнца – Японию. Удачно

            торговал он соболями да куницами, жемчугом скатным и другим

            красным товаром. Да так подружился с одним японским купцом, что

            тот на прощание подарил ему удивительную деревянную игрушку –

            монаха, да не простой был монах, дотронешься до него – он качается,

            как будто своему богу Будде молится.

            Когда приехал купец домой, пошёл он к мастеру-игрушечнику и

            показал ему затейливую игрушку, да попросил  сделать  к утру такую

            же игрушку. Мастеру игрушка очень понравилась, да только

            показалась она непонятной нашим детям. Тут в избу прибежала

            мастерова дочка Матрёна, с любимым другом петушком, взяла

            игрушку и стала играть ей. Смотрит мастер на Матрёну и думает: Вот

            Матрёне моей завтра (9 апреля) именины, дай-ка я ей подарочек

            сделаю». И стал точить из дерева куколку. Выточил, да расписал:

            платочек, сарафанчик – как у Матрёны, и даже петушок в руках. Одну

            куколку для купца сделал, одну для Матрёны. Вот так Матрёшка и

            появилась.

Вед. Да, но настоящая матрёшка внутри себя ещё подружек прячет, а в твоей

         сказке ничего про это не говорится.

М-ка. Слушайте дальше. Матрёна очень обрадовалась подарку, поцеловала

            отца и скорей – подружкам хвастать. Прибежали подружки в избу к

            Мастеру, все просят такую же матрёшку, сделал он всем по куколке, а

            сам задумался. Вон сколько у Матрёны подруг, дай-ка сделаю разных

            кукол и всех в одну вложу, будет Матрёшка с секретом. Выточил он

            кукол и расписал их нарядными, красивыми, будто они пришли к

            Матрёне на именины в цветных платочках и сарафанах.

Вед. А я знаю, что Матрёшка и по сей день празднует свои именины, 9  

         апреля. И на её именинах всегда водят хороводы, играют в разные игры.

         Думаю и нам пришло время начать веселье.

М-ка. А давайте играть деревня на деревню, как в старые времена.

Вед. Тогда одна половина зала будет деревней Сорокино и буду я в ней жить

        – другая половина – Воронино, где будет жить Матрёна. Согласны? Ну и

         прекрасно!

М-ка.  Как зовут нас вы все прекрасно знаете, а вот как зовут всех вас мы

            сейчас тоже узнаем!

Вед. А жителей моей деревни Сорокино величать будут ПЕТЬКИ.

М-ка. А жителей моей деревни Воронино звать будут ВАСЬКИ. Запомнили?

Вед. Проверим, жителей какой деревни больше. Кто громче и дружнее

         кричит, тот и победит.

Одна половина кричит: Петьки, другая половина: Васьки.

М-ка. По-моему и тех и других много. По одному очку каждая деревня

          получает.

Вед. Матрёна, на тебя посмотреть – глаз радуется. Сразу видно, что на

         праздник собралась, а вот ребята после школы пришли нарядиться не

         успели. Что же делать будем?

М-ка. А я сама нарядилась и ребятам кое-что прихватила. Вот каждой

          деревне по коробочке, в каждой коробочке  лежать ленточки, девочкам

          на голову, мальчикам на шею повязать можно.

Вед. Хорошо, каждая деревня получат по коробочке, и мы посмотрим, какая

         деревня быстрее и краше нарядится!

Конкурс «А МОЯ ДЕРЕВНЯ КРАШЕ».

М-ка. Ой, да молодцы! Какие нарядные да красивые.

Вед. Русская пословица говорит: «По одёжке встречают, по уму провожают».

М-ка. Ты к чему это клонишь?

Вед. Я к пословицам клоню, это ж народные мудрости, но не всегда их все

         знают и понимают.

М-ка. А давай мы проверим сейчас, какая деревня лучше в пословицах

           разбирается. У меня вот здесь пословицы на половинки разделились, а

           где начало, где конец, ничего не понятно.

Конкурс «НАРОДНАЯ ПОСЛОВИЦА».

Команды получают половинки пословиц, нужно правильно собрать пословицу.

М-ка. С пословицами ребята справились, всё распутали, а вот как они с моей

         змейкой справятся, даже не знаю.

Вед. Так давайте поиграем и узнаем.

Игра «ЗМЕЙКА».

Все играющие берутся за руки, впереди Матрёна, которая водит всю цепочку змейкой, обходя препятствия, делая петли, спирали, в конце большие закручивания и раскручивания спирали.

Вед. Молодцы, ребята. А сейчас я предлагаю вам стать на  время мастерами и

        сделать своими руками красивых матрёшек. Я думаю, что и в Сорокино,

        и в Воронино найдутся умельцы. (Выбрать из каждой команды по 3 – 4    

        человека).

Конкурс « НАРЯДИ МАТРЁШКУ».

Каждому умельцу выдаётся шаблон матрёшки, клей и цветные детали, цветы для украшения.

М-ка. А пока наши умельцы украшают матрёшку, мы немного поиграем.

ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ:

Любите загадки? (Да!) Отгадайте их тогда.

А в загадках есть секрет– дайте правильный ответ.

Медлить здесь совсем не нужно, отвечайте быстро, дружно!

На заборе по утру кукарекал….(петух).

Он зимой в берлоге спит, догадались – это…(медведь).

По морю плывёт фонтан – огромный чёрный….(кит).

Серый с хоботом добряк – неповоротливый….(слон).

На юг летят по небу клином поздней осенью….(журавли).

Громко крякает в пруду, утят купая…(утка)

Хвост, как веер, расписной, и зовётся он…(павлин).

Есть мух и комаров здорова, в болоте квакает…(лягушка).

Есть яд, очки и капюшон, берегись – опасен…(кобра)

Ходит с рыжей гривой он, царь зверей, конечно…(лев).

Он толстый, как кадушка, рог на носу…(носорог).

Уколешься – нельзя задеть! Колюч уж очень наш…(ёж).

Длинный хобот – это нос, перед вами добрый …(слон).

Полосатая рубаха, живёт в саванне…(зебра).

Уши длинный, он трус, спрятался под кустик…(заяц).

Он в малине знает толк! Ну конечно, это…(медведь0.

Хвост на веер так похож, знают все, что это…(павлин).

Полосатая, как мяч, всем известно. Это…(зебра).

Взгляд трусливый и косой, и зовётся он…(заяц).

На пальму с пальмы скок да скок, бананы любит этот…(обезьяна).

Голосисто по утрам на крыльце поёт…(петух).

Вед. Молодцы, а сейчас я предлагаю деревне Воронино и Сорокино игру на

        внимание. Но игра эта не простая, а эстафетная. Объясняю правила этой

        игры. Сейчас мы раздадим каждому по матрёшке, а на финише, в конце

        зала на полу  устроим, так называемую, «полянку с матрёшками». Ваша

        задача, подбежать к этой поляне со своей матрёшкой и найти ей пару.

Конкурс-эстафета «МАТРЁШКИ-ПОДРУЖКИ».

Ребятам раздают карточки с нарисованными матрешками, а в конце зала выкладывают на пол такие же карточки(парные). Задача ребят- найти свою пару.

М-ка. А теперь давайте поиграем ещё в одну игру на внимание и быстроту

           реакции. Сначала предлагаю поиграть деревне Воронино, а потом

           будет играть деревня Сорокино. Игра эта похожа на музыкальный

           стул, только вместо стульев на полу будут лежать Матрёшки, пока

           музыка играет все ходят вокруг матрёшек, как останавливается, нужно

            взять матрёшку. Но матрёшек на одну меньше, чем участников.

            Понятно?

Конкурс «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАТРЁШКА».

Вед. Да, складывается у меня мнение, что в деревне Сорокино и Воронино

         ребята друг другу под стать. И не знаю даже что с ними ещё делать

         можно, всё-то они могут, всё умеют.

М-ка. Есть у меня одно хитрое задание, это поздравительные телеграммы,

         для Матрёшки, только слова в этих телеграммах растерялись, не все

         конечно, кое-что осталось. И задача каждой деревни – восстановить эти

         поздравительные телеграммы.

Конкурс «ТЕЛЕГРАММА ДЛЯ МАТРЁШКИ».

Вед. Матрёна, я ведь совсем забыла ещё об одной русской традиции, ведь в

         старину ни одного праздника не проходило без песен и  хороводов, а

        ещё устраивались состязания в пении, кто кого перепоёт, да чей

        гармонист переиграет.

М-ка. Ну, с гармонистами у нас дефицит, а вот петь деревня на деревню, да

            кто громче и дружнее, я думаю ребята смогут.

Конкурс «ЧАСТУШКИ».

М-ка. Молодцы, ребята. Со всеми моими заданиями справились, и осталось у

           меня для вас последнее задание с сюрпризом. Но постараться нужно

           нашим деревням всем вместе. В этом зале спрятаны буквы, которые

           вам нужно будет найти и сложить из них не просто одно слово, а

           несколько. Слова эти разного цвета, например, одно слово из синих

           букв, другое – из красных. И  когда вы их сложите, должны будете

           понять, что вам делать дальше.

Игра «СПРЯТАННОЕ УГОЩЕНИЕ».

Слова: «УГОЩЕНИЕ», «СПРЯТАНЫ», «ВАНЯ».

Ребят угощают найденным угощением, объявляют результаты игры, раздают карточки. Прощаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

_______________________________________________________

ДАРЁНОМУ КОНЮ       В ЗУБЫ НЕ СМОТРЯТ.

______________________________________________

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ      ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.


БЕЗ ТРУДА         НЕ ВЫТАЩИТЬ И РЫБКУ

ИЗ ПРУДА.



ОДИН В ПОЛЕ            НЕ ВОИН.


С КЕМ ПОВЕДЁШЬСЯ      ОТ ТОГО И НАБЕРЁШЬСЯ.



НА БЕЗРЫБЬЕ         И РАК РЫБА.



ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ     ДОБРОЙ ССОРЫ.

МЯГКО СТЕЛЕШЬ      ЖЁСТКО СПАТЬ.



ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ     НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.


ШИЛА В МЕШКЕ      НЕ УТАИШЬ.

___________________________________________________

ЛЕС РУБЯТ        ЩЕПКИ ЛЕТЯТ.



ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС       ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ.



НА ВОРЕ           И ШАПКА ГОРИТ.



ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ,      ЛЮБИ И САНОЧКИ      

                             ВОЗИТЬ.



РАБОТА НЕ ВОЛК           В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ.

Программу разработала Карташова О.В.

Музыкально-тематический досуг для старшего дошкольного возраста «Матрешкины забавы»Музыкально-тематический досуг для старшего дошкольного возраста «Матрешкины забавы»
Автор: Степаненко Татьяна Петровна, музыкальный руководитель.
Место работы: г. Зеленоград, ГБОУ  Школа  № 842, ( корп. 137)
Описание материала: Сценарий данного мероприятия будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования, работающих  в области музыки.
Цель: Знакомство детей с русскими народными и современными играми и игрушками; создание веселого, радостного настроения.
Задачи:
Воспитательные:
•    Воспитывать интерес к разным играм и игрушкам;
•    Формирование навыков культурного поведения.
•    Воспитывать внимание, быстроту реакции, выдержку.
Развивающие:
•    Развивать ритмический слух;
•    Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно  и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально – образное содержание.
Образовательные:
•    Учить детей согласовывать движение со словом;
•    Учить слышать и точно передавать в движении начало и окончание звучания музыкальных фраз;
•    Знакомить детей с разными перестроениями в зависимости от изменения характера и ритмического рисунка музыки.
•    Учить детей выполнять движения пружинящего шага и шага польки.

Образовательные области: « Познание», «Музыка», « Коммуникация».

Скачать конспект

Материал: русские народные игрушки разных промыслов ( Богородская, Дымковская), а также игрушки, сделанные из соломы и ткани; матрешки, различные по дизайну; бубны; флажки; « разбитое зеркало» для аттракциона; музыкальный центр; аудиозаписи для танцевальных композиций; книга с загадками.
Предварительная работа: разучивание музыкально – ритмических движений  для танцевальных композиций, игр со словом, пальчиковых  и музыкально – дидактических игр.
                                            

                                          Ход досуга:

Дети вбегают в зал и , разделяясь на две шеренги, встают у боковых стен лицом друг к другу.        

Ребенок ( 1 шеренги) Торопились мы ,спешили,
                                       Игры начинать пора.

Ребенок ( 2 шеренги) Расскажите, где вы были,
                                       Что вы делали с утра?

Ребенок ( 1 шеренги) Мы проснулись рано, рано,
                                       Вместе с зорькой золотой.
                                       Побежали на поляну,
                                       Заглянули в лес густой.

Ребенок( 2 шеренги) Расскажите, как гуляли,
                                      И во что вы там играли?

Ребенок ( 1 шеренги) Во дворе мы все гуляли
                                       И стекляшки собирали:
                                       Разные, разные,
                                       Голубые, красные.

Ребенок: Ты стекляшечки возьми,
                  Через них ты посмотри.
                  Разноцветными лучами
                  Все сверкает перед нами.

        Танец: « Разноцветная игра» Б. Савельев. ( гз)
                              Дети садятся на стулья.

Вед: Ребята, сегодня мы отмечаем не простой праздник, а день, который вы, наверняка, очень любите – это день любимых кукол. Ведь у каждого из вас есть любимые куклы или какие-нибудь другие игрушки и вам нравится с ними играть.
                Сегодня к нам в гости должные прийти две матрешки: Маша и Даша. Слышите… наверно, это они. ( входит воспитатель в костюме матрешки)

Маша: Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша. Я пришла к вам в гости. Сюда не приходила моя подружка Даша? Она должна уже прийти. Пойду за ней .( уходит)
Входит Даша.

Даша: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Даша! Моя подружка Маша приходила сюда? ( да) ну, я побегу за ней. ( уходит)
Входит Маша.

Маша: Искала, искала подружку свою, так и не нашла. Если она сюда придет, вы позовите меня погромче, я и прибегу.( уходит)
Входит Даша.

Даша: Приходила маша? ( Да) давайте ее позовем. ( дети зовут. Входит Маша. Подружки обнимаются и здороваются)

Маша: Мы веселые матрешки
              Удивительный народ,
              От большой до самой крошки
              Вся семья в одну войдет.

Даша: Мастера мы хороводы
             Развеселые водить.
             Ну, какой же русский праздник
             Без матрешек может быть.

Маша: Вы, ребята, поднимитесь,
              Дружно в пары становитесь
             Спляшем польку мы сейчас,
              Будет весело у нас.

                    Парная пляска: «Веселые дети» лит.нар.мел.
( сб. « Музыка и движение».( Упражнения, игры и пляски для детей 5 -6 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр167)

Маша: Пришли мы не одни,
              Разные игрушки с собой принесли.

Даша: ( демонстрирует русские народные игрушки)
 В России всегда относились к куклам с уважением. Считалось, что  кукла, сделанная своими руками, приносит в дом счастье. Кукол мастерили из тряпок, ниток, пряжи, соломы, глины, дерева.

Маша: А я расскажу о других деревянных куколках. Как вы думаете, ребята, какие русские куклы являются самыми популярными в мире? Конечно, это матрешка. ( показывает разных матрешек) Русский мастер придумал сделать несколько куколок разных размеров, которые вставлялись бы одна в другую. Такая куколка сразу полюбилась детям. Она напоминает коробочки с сюрпризом. Откроешь одну, а в ней находится другая, и так до бесконечности. Новую деревянную куколку назвали Мотей, а ласково – Матрешей. Так и появилась на свет наша русская матрешка.

Даша: А пришли мы не просто так, а повеселить, позабавить, поиграть с вами.
Маша: Я первая буду играть с ребятами.
Даша: нет, я первая.
Маша: А давай посчитаемся.
             Наша Даша рано встала,
             Кукол всех пересчитала:
             Две матрешки на окошке,
             Две Аринки на перинке,
             Две Танюшки на подушке,
             А Петрушка в колпаке
             На дубовом сундуке.

Даша: Я первая играю. В старину парни и девушки собирались в одной избе на посиделки. Девушки пряли пряжу, пели песни, водили хороводы, и, конечно, же играли с парнями. Вот и мы с вами поиграем в одну из таких игр, которая называется « Ручеек».

                                     Игра: « Ручеек»

Маша: Русские забавы очень хороши,
              Любят их взрослые и малыши.
              Слово с движением соединяем
              В игру со словом играем.

Игра со словом: « Барашеньки – крутороженьки» и « Ваня – простота».
Дети стоят в кругу, друг за другом, локти согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. В середине сидит на стуле « Ваня».

Барашеньки, крутороженьки   — ходьба простым шагом по кругу. Соединен-
                                                      ные перед грудью руки, покачиваются, как
                                                      рога, из стороны в сторону.
По лесам ходили,                      — двигаются по кругу, выполняя топающий
По горам бродили.                      шаг.  
В скрипочку играли,                 — изображают игру на скрипке, повернувшись
                                                      лицом в круг.
Ваню потешали.                        – шутливый поклон «Ване», с разведением рук      
                                                       в  стороны.
Ваня, Ваня простота                  — сужают круг к Ване.
Купил лошадь без хвоста          — расширяют.
Сел задом  наперед,                   — взяться « за уздечку», 3 пружинки и прыжок
                                                      с поворотом спиной в круг.
И поехал в огород.                      – 4 « тарелочки» в ладоши с пружинкой.
                                                         «Ваня» догоняет обидчиков.

Даша: А теперь мы отдохнем ,    
            Про игрушки всем стихи прочтем.

                                             Стихи:
1.                        2.                             3.                           3.

Маша: Мы поиграли в русские народные игры, а сейчас-то появилось много новых игр.
              В новые игры предлагаю поиграть,
              Ловкость, вниманье свое показать.

Ребенок: Ловко мы с флажком играем,
                 Никогда не устаем.
                 Если даже проиграем –
                 Не деремся, не ревем.

                  Игра: « Бери флажок» обр. Н. Метлова.
( сб.» Музыка и движение»( Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр. 165)

Входит Баба-Яга очень грустная. ( муз. «Разлука, ты разлука»)

Даша: Баба-Яга, ты почему такая грустная? Посмотри, сколько ребят, поиграй с ними.

Баба-Яга: Не могу я играть, я в великой печали. Подарил мне Кащей Бессмертный на день рожденье два зеркальца молодильных. Посмотришься в них и на 200 лет помолодеешь. А я их уронила и разбила и осколков теперь собрать не могу.

Даша: Баба-Яга, не переживай, ребята помогут осколки собрать.

                  Аттракцион: « Собери зеркало»
(два листа серебряного картона разрезаны на 4 части. Вызываются два ребенка. Их задача собрать части картона так, чтобы получился прямоугольник.)

Баба-Яга: Ой, спасибо вам касатики, порадовали бабушку. Мне даже плясать захотелось. Есть у меня любимый танец, я вас сейчас научу его танцевать.

                        Танец « Бабка-Ежка» муз. Т. Морозовой. ( гз)

Баба-Яга: Молодцы, хорошо танцуете. А загадки отгадывать умеете? Тогда слушайте.
1.    Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Потому, что он надут.  ( мяч)

2.    Ее в коляске я катаю,
Никогда не обижаю.
Наряжаю и люблю
Крошку – доченьку мою.  ( кукла)

3.    Плюшевые лапы,
Плюшевый живот,
Рыжий и усатый
Мой любимый….( кот.

      4. Ростом разные подружки,
          Но похожи друг на дружку,
            Все они сидят друг в дружке,
            А всего одна игрушка.      ( матрешка)

Маша: Баба-Яга, ты ребятам загадки загадала, а я хочу тебе загадку загадать. Справишься?
             « Он звенит, как погремушка,
                Он веселая игрушка.
                В танце он нас веселит,
                Не звонок он, а звенит»   ( бубен)
Баба-Яга не может отгадать, дети ей помогают.

Маша: А ребята и игру с бубном знают, поиграй с ними.

             Игра: « Кто скорей ударит в бубен?» муз. Л. Шварца.
( сб.» Музыка и движение»( Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) Авт.-сост. С.И. Бекина, Т.П.Ломова, стр. 163)

Баба-Яга: Ой, какая интересная игра. Побегу в лес к Лешему и Кикиморе покажу.
Маша: Баба-Яга, да у тебя же бубна нет. Вот возьми, играйте на здоровье.
Баба-Яга: Спасибо. ( собирается уходить) Ой, совсем забыла. Сорока в лесу на пеньке нашла книжку и принесла мне. Я посмотрела – книжка-то детская. Так что я вам, ребята, ее дарю. До свидания. ( уходит)

Даша: ( берет книжку и листает ее) Ребята, да это же книжка с пальчиковыми играми. А что же это за игры такие.
Дети: А мы вам покажем.

                                      Игра: « Меж еловых мягких лап»
Дети сидят на коленях на полу.

Меж еловых мягких лап       —  поглаживают ладонями по коленям.
Дождик кап, кап, кап.           – « стряхивают воду с ладошек»   
Где сучок давно засох,          — поднимают обе руки вверх
Вырос мох, мох, мох.            – сжимают и разжимают кулаки.
Где листок к листку прилип, — опускают руки вниз
Вырос гриб, гриб, гриб           — сжимают и разжимают кулаки.
Кто нашел его, друзья?           — правой рукой загибают пальцы левой по    
                                                    очереди, начиная с мизинца.
Это я, я, я!                                — три раза показывают большой палец левой  
                                                    руки, зажав все другие пальцы в кулак.

                                                        Игра: « На паркете»

На паркете в восемь пар           — на ударные слоги соединяют указательные,
Мухи танцевали,                         средние, безымянные и мизинцы обеих рук
                                                      ( по очереди) с большими пальцами.
Увидали комара …                   — разжимают пальцы, расслабляют кисти.
В обморок упали.                      – резким движением опускают руки.

Даша: Очень хорошие игры, а самое главное – полезные.

Маша: Дети, посмотрите на игрушки,
              Чинно в ряд они сидят.
              Заскучали, загрустили,
              Танцевать они хотят.

       « Танец с игрушками» сл. и муз. М. Качурбиной (« Мишка с куклой»)

Даша: Вот и кончилось веселье,
             Расставаться нам пора.
             Вы игрушки берегите,
             Не ломайте их, не рвите.

Маша: Веселитесь, не скучайте,
                 Нас почаще вспоминайте.

Уходят.

< Предыдущая   Следующая >

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, Физическое культура, социализация.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, физическое развитие

Формы организации: групповая.

Формы работы: беседа, разгадывание загадки про матрешку, рассматривание народной игрушки матрешки, дидактическая игра на мольберте «Расставь матрешек по величине», собирание пазла «Матрешка», пальчиковая игра «Матрешки», физкультминутка «Мы матрешки»».

 Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровых действиях.

Задачи.

Образовательные:

Учить вступать в общение при помощи речи и игровых действий, познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой

Закреплять знания детей о величине

Продолжать учить детей понимать обращенную речь, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими

Учить собирать пазл, состоящий из двух частей «Матрешка»

Учить расставлять матрешек по величине

Развивающие:

Формировать интерес к художественному слову, отвечать на вопросы воспитателя.

развивать образное мышление, внимание, память

развивать речевую активность детей с помощью пальчиковой гимнастики

развивать общую моторику с помощью физкультминутки «Мы матрешки»

Воспитательные:

воспитывать интерес к русской народной игрушке, поддерживать бодрое, веселое настроение.

Планируемые результаты: с интересом участвует в беседе о матрешке, принимает участие в физкультминутке «Мы — матрешки»», принимает участие в собирании пазла, из двух частей «Матрешка»; активно участвует в пальчиковой гимнастике «Матрешки»,

Материалы: народная игрушка матрешка; набор матрешек на магнитах, мольберт, подносы по количеству детей, пазл «Матрешка», состоящий из двух частей по количеству детей.

Организованная деятельность детей

1. Организационный момент.

На столе стоит матрешка накрытая платком

В: Ребятки, сегодня к нам пришли гости поздоровайтесь с ними. Дети здороваются с гостями. Дети садятся полукругом на стульчики. Воспитатель обращается к детям

В: Ребята, смотрите у меня на столе что-то спрятано под платочком. Хотите узнать что это?

Д: Да, хотим.

В: Но сначала отгадайте загадку

Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой
На косыночках горошки
Эти куколки … (матрешки)

Д: Матрешки

Воспитатель поднимает платок и достает матрешек одну из другой, ставит на стол.

В: Правильно это матрешка и ее подружки. Смотрите сколько у нее подружек. А сколько их?

Д: Много

В: Посмотрите какие они красивые, нарядные. А какие это матрешки, большие или маленькие?

Д: Маленькие

Воспитатель показывает большую матрешку.

В: А это какая?

Д: Большая

В: Правильно. Ребята, матрешки очень любят гулять. Они гуляли, гуляли и разбежались.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт накрытый тканью. Убирает ткань, на нем фигурки матрешек на магнитах в разброс.

В: Ребята, давайте поможем матрешкам собраться и расставим их от самой большой матрешки к самой маленькой.

Д: Давайте

Дети по одному подходят к мольберту и расставляют матрешек по величине.

В: Вот какие вы молодцы. А теперь давайте сосчитаем наших матрешек.

Пальчиковая гимнастика «Матрешки»

Дети выполняют движения рук в соответствии с текстом. На первые две строчки сжимаем и разжимаем пальцы. На третью, четвертую, пятую строчки загибают пальцы, начиная с большого пальца. На шестую строчку хлопают в ладоши.

Мы — красавицы матрешки,

Разноцветные одежки

Раз – Матрена, два – Милаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита – это пять
Нас не трудно сосчитать.

В: Ребята, а матрешки приготовили нам сюрприз. Хотите узнать, что они принесли?

Д: Да

В: Вы это узнаете, когда соберете картинку.

Дети садятся за столы и собирают пазл «Матрешка». Воспитатель помогает детям, у которых задание вызвало затруднение.

В: Скажите, что же у вас получилось?

Д: Матрешка

В: Вот какие красивые у вас получились матрешки. Молодцы! А теперь давайте покажем, как мы умеем превращаться в матрешек.

Физкультминутка «Мы – матрешки»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы – матрешки, (показывают двумя руками на себя)

Мы – матрешки

Все мы крошки (присели, покачивают головой влево, вправо)

Все мы крошки

Поплясать хотим немножко (руки на поясе, делают «пружинку»)

Погуляем по дорожке (ходьба на месте)

Ах, устали наши ножки (присели на корточки)

Всем поклонятся матрешки (поклон)

В: Похлопайте себе в ладоши. Ребята, вы сегодня были молодцы, все были очень внимательные, все старались. Понравилось вам сегодня на занятии? Кто приходил к нам в гости? Хотите еще поиграть с матрешками? Тогда попрощайтесь с нашими гостями, а матрешки останутся с нами в группе, и вы сможете с ними поиграть.

Сценарий праздника «В гости к нам пришли
матрёшки!
»

Цель:
познакомить
учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному
искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской
культуре и истории.

Оборудование:
коллекция матрёшек (семёновские, полхов-майданские, Сергиево-Посадские, вятские
и созданные своими руками); презентация
«Русская
матрёшка
»;
для
оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек;
цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы.

Ход праздника.

Ведущие:
учитель и девочка.

Ведущая Настя: Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

Ведущий
учитель
: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не
случайно стала матрешка. Матрешка — уникальная народная русская игрушка, потому
что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей
страны, России. Она — добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках?

Ведущая
Настя:
Рассказ о происхождении матрёшки.

Учитель:
матрёшки бывают нескольких видов.

Ведущая
Настя: Матрёшки Сергиева-Посада.

Я
из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада!

Мне
художниками дан яркий русский сарафан,

Я
имею с давних пор на переднике узор,

Знаменит
платочек мой разноцветною каймой!

Посмотрите
как выглядит сергиево-посадская матрёшка.

Учитель:
для сергиево-посадской красавицы звучит песня
«Русские
матрёшечки
».

Ведущая
Настя:
А это гостья из города Семёнова.

Семёновские
матрёшки.

Я
из тихого, зелёного городка Семёнова

Я
в гости к вам пришла,

Букет
цветов садовых – розовых, бордовых,

В
подарок принесла.

Учитель:
для семёновской матрёшки прозвучит композиция
«Уголок
России
»
на
флейте.

Ведущая
Настя
: А это полхов-майданские матрёшки.

Матрёшки
Полхов-Майдана.

А
я – подружка из Майдана.

Могу
я стать звездой экрана!

Украшен
мой наряд цветами

С
сияющими лепестками.

И
ягодами разными,

Спелыми
и красными.

Учитель:
Похов-майданской матрёшке мы посвящаем стихи.

Ведущая
Настя
: посмотрите ребята, это самая северная матрёшка –
вятская.

Вятская
матрёшка.

Наши
губки бантиком, щёчки будто яблоки.

С
нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы
матрёшки вятские – всех на свете краше,

Украшены
соломкой сарафаны наши!

Для
вятской матрёшки наши девочки приготовили танец
«Ой
да мы матрёшки, мы матрёшки
».

Конкурсная программа.

Учитель:
Наши матрёшки пришли к нам тоже не с пустыми руками. Они приготовили нам
загадки про матрёшек и разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

Конкурс 1. Загадки.

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять
И стоит – качается.
Как он называется?        Ответ: Ванька-встанька

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака.       Ответ: Воздушный шар

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.      Ответ: Матрешка

За хвост привязанный,
За нами летает он под облаками.     Ответ: Воздушный змей

Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись.         Ответ: Качели

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.     Ответ: Кубики

Глазки
голубые,

Кудри
золотые,

Губки
розовые.      Ответ: Кукла

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.    Ответ: Матрешка

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут.     Ответ: Карусель

Умею прыгать и катиться,
А если бросят — полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому…     Ответ: Мячу

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.     Ответ: Плюшевый медведь


Когда
апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.    Ответ: Скакалка

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.     Ответ: Юла

А
Коля наш до самой ночи
Играет и играет —
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает.        Ответ: Пазлы.

Он
и лёгонький и тонкий!
Очень многие девчонки
И без рук его вращают,
А на землю не роняют!    Ответ: Обруч

Конкурс 2. Ведущая
Настя: Каждая матрёшка большая модница. Я предлагаю вам конкурс
«Наряди
матрёшку
».

Вызываются четыре участника. Два
участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других
участника  получают по юбке, платку и тюбику помады, они должны на скорость
надеть на
«матрёшку» юбку, платок и
нарумянить помадой щёки.

Конкурс 3. «Комплимент
матрёшке
». Кто больше
назовёт матрёшке комплиментов.

Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребенок
сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает «матрёшку»,
который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит:
«Матрёшка, скажи привет» «Матрёшка» говорит:
«Привет!» Сидящий угадывает, кто это.

Учитель: скажите,
ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

Ответы детей:
Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т.
е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

Ведущая Настя: Мы вам
предлагаем создать свою, авторскую матрёшку.

Раздаются листочки с шаблоном
матрёшки. Каждый расписывает свою матрёшку. Потом можно устроить выставку.

Учитель: На этом наш
вечер окончен. И в гости к нам приходила – хором: русская матрёшка.

Сценарий внеклассного мероприятия «Матрёшкины посиделки»

Цели и задачи:

развитие интереса  к народным промыслам;

популяризация и возрождение интереса к народным промыслам;

активизация творческой деятельности обучающихся.

(Заранее проводится конкурс поделок « Образ Матрёшки». Поделки делаются из любого материала. Для конкурсов мероприятия выбирается жюри, которое оценивает поделки и конкурсы )

Слова ведущего.

(слова сопровождаются презентацией)

В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.

(Дети разгадывают загадку)
(Матрешка)
3 января отмечают день рождения деревянной куклы Матрёшки.

Матрёшка- полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.(Ожегов С.И.Словарь русского языка М., 2003)

Первая русская матрёшка

Родная наша матрёшка имеет японского родственника: складную деревянную куклу Фурукуму. Раскрываешь Фурукуму , а в ней японка, а в японке –ещё крошечный малыш. Такую игрушку в самом конце XIX века привезена из-за границы хозяйка знаменитой абрамцевской усадьбы E. Г. Мамонтова.

Появился и русский вариант игрушки. Авторами её стали токарь из подмосковного города Подольска В. Звёздочкин, а расписал известный художник С. Малютин . Он передал куклу в русский костюм и показал народным умельцам –нравится ли? Кукла понравилась. Состояла она из восьми фигур –изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. Все семь её подружек словно вышли на деревенскую улицу. Одна несёт миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца , четвёртая , младшенькая , просто засунула палец в рот. А вот и мальчик в косоворотке с хворостиной. И наконец, завершает ряд спеленатый младенец меньше мизинца. У более поздних матрёшек будут узелки , самовары, бабушки, букеты. В начале 20 века насчитывалось более 20 видов матрёшек. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство мал мала меньше. Минимальное количество кукол вкладышей могло быть три , известна матрёшка с пятьюдесятью одним вкладышем.

Самая первая русская матрёшка улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбнулся весь мир. Уже в 1990 году русские матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже и сразу завоевали всеобщую симпатию.

Матрёшки из Сергиева Посада.

В Сергиевом Посаде впервые стали расписывать матрёшку, изготовлять тысячи, а затем и десятки тысяч деревянных кукол . Это превратилось в народный промысел.

« Вот Машка, Дашка и Наташка- три штучки в одной кучке. А сынок Ванюшка дома остался , мороза испугался!» — под звонкую ярморочную прибаутку разворачивается большая матрёшка целой вереницей фигурок. А рядом на лотке стоит неразборная , она словно таит в себе загадку и какой-то сокровенный смысл.

Матрёшка из Сергиева Посада добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают её по белому дереву гуашевыми красками. Овал лица и руки закрашивают телесным цветом. Две пряди волос прячутся под платком, двумя точками изображают нос, а губы выделяют тремя точками; две вверху, одна внизу –губы бантиком. Платочек завязан узлом. Передничек с завязками , тесёмочками. Узоры цветочные – след лепестка или горох. Закончив роспись, мастер покрывает её лаком.

Семёновская (хохломская) матрёшка

В начале 20 века матрёшек стали делать в небольшом городке Семёнове Нижегородской обл., на родине знаменитой Хохломы Здесь матрёшка стала более стройная ,на переднике –букеты алых цветов в окружении сочных зелёных листьев. На лице румянец, чёрные брови, маленький рот. Чёрной тушью делается подводка: вырисовывается овал лица, глаза, нос, губки, очерчивается платок, завязанный узлом, и отделяется кайма на платке. Кайма с цветочными бутонами отличительный признак семёновской матрёшки. Роспись затем ведётся анилиновыми красками жёлтого, красного, малинового, зелёного, фиолетового цветов. И наконец, её лакируют.

Полхов-майданская матрёшка.

Это соседка семёновской матрёшки. А вытачивают её в селе Полховский Майдан Нижегородской области.

У здешних красавиц на передниках тоже целые сады с цветами и плодами, но от семёновских роспись мастеров отличается наводкой по контуру и более тёмной насыщенной гаммой цветов. Овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистик розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрёшку. Да и постройнее своих подруг она: форма матрёшки более вытянутая, голова небольшая , уплощённая

В матрёшке символ матери – родительницы, которая дарит миру себе подобных. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – такой глубинный смысл этой игрушки.

Почему ее назвали именно так? Все просто, в те далекие времена было очень модным имя Матрёна, она походила от древнего «Матрона», что означает мать семейства.

(Здесь заканчивается презентация)

Слова ведущего.

Очень любят все матрешки
Станьте, девушки, подряд

Ушки на макушки.

На глазах у всех …наряд

Сотвори подружке.

Мы булавки вам даём

И отрезы ситца.

Над фасонами вдвоём

Будите трудиться!

Конкурс. Учащимся предлагается создать образ матрёшки.

Из предложенных вещей сделать образ матрёшки Обучающиеся выходят парами: «модельер» и « матрёшка»

Слова ведущего.

Признан лучшим «силуэт»

Этого наряда.

Победителю – букет

Высшая награда!

Пусть вот этот «силуэт»

Служит всем примером.

Победителю — букет ,

Ситец — модельеру.

Следующий конкурс: В образе матрёшки дети исполняют танец матрёшек под музыку. Определяется лучший танцор.

Слова ведущего.

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
— Выходи, Буренушка!
— Выхожу, матренушка!

Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку —
Вспомнили матрешку.

Пряники печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.

Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает…

Пришла пора покормить наших матрёшек

Третий конкурс «Накорми матрёшку» В конкурсе участвует два человека. Для конкурса необходимо изготовить из твёрдого картона две матрёшки, высотой около 1 метра, у которых в отверстии «рта» приклеен мешочек. На стульях, которые стоят от матрёшек на расстоянии 4-5 метров, лежат мешочки с горохом и деревянные ложки. Участникам необходимо зачерпнуть ложкой горох и накормить матрёшку. Кто быстрее с этим заданием справится, при этом не рассыпав горох, тот и получает приз.)

Четвёртый конкурс «Раскрась матрёшку»

Детям даются раскраски с матрёшками. Жюри определяет, у кого лучше получится раскрасить матрёшку.

Слова ведущего.

Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой — встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ”.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет!…

Гармошка? Нет!…

То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол — света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку…

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю –

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две… и вот…

Матрёшек целый хоровод.

Далее подводятся итоги и начинается чаепитие.

Конспект занятия по звуковой культуре речи

во второй младшей группе

(Ознакомление с малыми фольклорными жанрами)

Тема: «Матрешкины забавы».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

Художественное творчество», «Продуктивная деятельность», «Физическая

культура».

Виды деятельности:

Коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Цели: Упражнять в правильном произношение звуков ш— — с— — ж

Отрабатывать четкое произношение слов.

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: колыбельными,

пестушками , потешками,,

Задачи: Обогатить словарь детей за счёт понятий:, Колыбельная пестушка,

потешка.

Формировать умение давать полный ответ на вопрос,

умение четко проговаривать звуки в словах.

Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений.

Развивать интонационную выразительность речи, память, чувство юмора,

мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемый результат

Речевая активность детей в процессе беседы, проявление эмоционального

отклика в на протяжении всей деятельности детей .В процессе собственной

продуктивной деятельности показ умений приобретенных ранее на занятиях

Предварительная работа: Чтение колыбельных ,пестушек,потешек, беседы

по их содержанию, рассматривание иллюстраций. Лепка из одного куска

круглых форм.

Оборудование: Матрешки. Карточки с изображением по содержанию:

колыбельной, потешки ,пестушки.

Заготовки для лепки по количеству детей, пластилин

Ход занятия:

Ребята ,а вы любите играть? А России были игрушечные девочки, которые

вкладывались одна в другую, одеты они были в русские сарафаны, фартуки,

платочки. Этих кукол называли Матренами, ласково матрешками

пять кукл деревянных,

Круглолицых и румяных,

В гости к нам сюда идут –

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом…

Посмотритека, ребята,

Чем матрешечка богата?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника на день рождения мальчику 8 лет
  • Сценарий праздника математика царица наук
  • Сценарий праздника неболейка
  • Сценарий праздника на день республики казахстан
  • Сценарий праздника масленица детсад