Сценарий праздника моя родословная

Общешкольное мероприятие посвящено изучению родословной, что требует большой подготовительной работы: изучения истории своего рода, составления "Древа жизни", написания сочинений о своих бабушках

Галиуллина Гузэль Кабировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед.

Кем был твой прадед. Кем твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало бы дружный смех?

И как они женились?

Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В башкирском том полку?

И, если все узнаешь  ты,

Изучишь древний род,-

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ.

2 вед.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка?

(Ответы учащихся.)

 Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?

        3 вед.

        С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных.

        Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях,  имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.

       4 вед.

Шежере — это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере — это устно — поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.

5 вед.

Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере,  до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.

6 вед.

Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода  (племени). Своим  шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек.

Во  времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ.

После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.

7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко-литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы.

Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества.

Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений  шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.

8 вед.

С 16 века в значительных  по объему шежере  чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация  увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно-художественную форму, при недостатке материала прибегает к  домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений.

Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.

9 вед.

Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события 14 — 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.

10 вед.

В древности, когда шежере передавалось из уст в уста,  целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный

документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма.

Башкирские  шежере — это уникальный памятник духовной  культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника «Шежере байрамы».

11 вед.

       В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений.

Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят.

О своей родословной рассказывает…

12 вед.

       Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере …

                                               ), некоторые в виде лучиков (…                ), а большинство — в виде дерева.

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева.

Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках.

Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?

(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)

13 вед.

          Итак, шежере — это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи.

А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.

14 вед.

 В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ — родительский дом.

15 вед. 

     Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова — «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья — это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

       16 ведущий, ученик и ученица читают по ролям стихотворение.

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

 И Ева снова ответила; «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

 И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я — снова вторила Ева, — я, я…»

С этой поры и родилась семья!

     17 вед.

      Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.

      18 вед. 

      Почитать родителей — значит: в детстве — их слушать, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик

 Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

2 ученик

Там, где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там, где дружная семья,

Лица светятся улыбкой,

Словно звездочки горят!

 Там, где дружная семья,

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья,

Удач тропинка пролегла!

3 ученик

Волшебный символ жизни — семья,

В нем капелька Отчизны, в нем — я,

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем — солнце, и березка, и дом,

В нем все тепло смеется кругом.

Семь нот волшебных песни, семь  фраз.

Чтоб солнца свет чудесный не гас,

Смеялись громко дети земли,

Продолжить род священный могли.

4 ученик

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крелкой будет наша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Семья — поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Семья для всех — основа всех начал.  Звучит песня «Родительский дом»

      Заключительная часть.

     1 ученик

      И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»

      2 ученик.

      Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

       3 ученик.

       Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало.

 Откуда род берет свое начало?

Коль хочешь, чтоб фамилия звучала,

С любовью посмотри в родные лица

Узнай побольше, будет чем гордится.

     4 ученик.

     Помни землю свою и предков.

     Чтоб не оказаться в ряду безродных.

      5 ученик

      Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».

Сценарий праздника «Моя родословная».

Цели: развитие интереса к истории своей семьи, родословной; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

Предварительная подготовка:

1.Родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».

2.Составление учениками генеалогического древа своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».

3.Сочинение учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь!».

Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом»(из репертуара Л.Лещенко);гербы древних родов; клубочки с шерстью, кукла и детские пеленки; подарочные семейные альбомы, сок «Моя семья».

Ход праздника

1.Вступительная часть.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

Учитель. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы-ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы! Сегодня наш вечер посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово,которое будет звучать сегодня,- «семья».

-Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

-Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)

Учитель. В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб. Для того чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.

-А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки?

-Знаете откуда она родом?

Я предлагаю всем желающим поделиться интересными сведениями из своей родословной.

Выступающий садится в «кресло памяти» (старинное кресло). Делятся впечатлениями и дети, и родители. Остальные сидят вокруг выступающего.

-Много интересного узнали мы о ваших родственниках. А кто же те родственники, которые живут вместе с вами?

Семья-группа родственников, живущих вместе. (С.И.Ожегов)

Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчитать, сколько родственников в стихотворении А.Кодрашова:

Раз,два,три,четыре.

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий-милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина, младший самый.

(5 человек.)

Всем бабушкам и дедушкам посвящается.

(Учащиеся читают стихи.)

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

А у бабушки моей – волосы седые.

А у бабушки моей — руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам.

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно

Могут быстро смастерить.

Наши папы-мастера,

Машинисты, доктора…

Одним словом-удальцы!

Наши папы-молодцы!

2.Семейные конкурсы.

А) Задание для бабушек: смотать клубочки с шерстью .Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

Б) Задание для пап: за одну минуту распеленать куклу.

В) Задание для мам: Спеть колыбельную песню.

3.Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.

Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем,

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

Любит музыку мой папа,

От него не отстаю:

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье-

Все с уроками сидят,

Вот семейный наш подряд!

Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать:

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать!

Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

4.Конкурс «Что это?»

Соревнуются две семьи.

Вопросы:

1.Брат жены. (Шурин.)

2.Брат мужа. (Деверь.)

3.Сестра мужа. (Золовка.)

4.Сестра жены. (Свояченица.)

5.Мать жены. (Теща.)

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Дядя.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. ( Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

Ученики читают стихи.

В праздник наш, такой желанный,

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Любимые наши,

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно.

До свадьбы правнуков дожить.

5. Конкурс пословиц.

Объясните значение пословиц.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Согласную семью и горе не берет.

Дружная семья и землю превращает в золото.

6.Заключительная часть.

-Какой коллектив можно назвать семьей?

— А классный коллектив можно назвать семьей?

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное древо нашего класса.

Учитель раздает сок «Моя семья». Ученики читают стихи.

Мы вам желаем от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грусть не пришла никогда.

Желаем счастья и добра,

Желаем теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Учитель. Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике. И в память об этом вечере мы вместе с родителями дарим вам семейные альбомы. Приглашаем всех к семейному чаепитию.

Ученик 3

Здесь родные глаза, здесь усталые верные руки

К ним не только лицо, но и душу спешишь приложить…

Здесь доверчиво льнет после долгой и кроткой разлуки

Продолженье твое, без которого незачем жить.

Ученик 4

…Те же книжки на полках и та же на кухне посуда,

Все привычно давно… но когда наступает весна,

Твой букетик цветов совершает какоето чудо:

Озаряется дом и становится юной она.

Ученик 5

Обновляется мир, и в пространстве высоком и чистом

Открывается взору непройденных далей зенит.

И опять впереди светит окнами тихая пристань.

Так храни этот свет, как тебя на земле он хранит!

Учитель. Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и

переплетенного общечеловеческого дерева.

Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы! Сегодня наш праздник

посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет

звучать сегодня, «семья». Что такое семья? Слово, понятное всем, как “хлеб” и

“вода”. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья это дом,

папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и

счастье.

Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)

Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)

Кто такой предок? ревний родственник по роду.)

Дети отвечают.

Примечание. Все определения взяты из Толкового словаря русского языка

С. И. Ожегова.

Учитель. В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз,

должен был доказать свое дворянское

происхождение. Доказательством служило

рыцарское родословное дерево и герб. Для

того чтобы составить генеалогическое дерево,

нужно было хорошо знать своих предков.

Рыцари не могли участвовать в турнире, если

не предоставляли герб своего рода.

А может ктото из вас назвать имя своей

прабабушки?

Знаете, откуда она родом?

Я предлагаю вам поделиться самыми

интересными сведениями из своей

родословной.

Выступающие делятся впечатлениями и

дети, и родители. Остальные слушают.

Праздник
«Моя родословная»

Учитель: О.Т. Земцова

 Цель:   
развивать интерес к истории своей семьи, родословной, воспитывать чувство любви
к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям.

Предварительная подготовка:

 1. Родительское собрание на тему: Чувства
семейной любви.

 2. Составление учениками генеалогического
дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я?    Откуда я?».

 3. Рассказы  на тему: «Моя семья»,
«Традиции моей семьи», «Имена которыми я горжусь», «Наши бабушки  и  дедушки»

 Оборудование:
        фонограммы песен «Родительский дом», «Песенка медведей»; презентации 
«Моя родословная »;  фотовыставка;  генеалогические  древа  семей,  оформление  доски.

Ход
мероприятия

                                                   
          / Перед  началом праздника —  презентация  старых

                               
фотографий семей  под песню

                        
  «Семейный  альбом» Э.Пьехи

 Учитель:      —  Дорогие
друзья! Мамы и папы, дедушки и бабушки, тёти и дяди! Уважаемые гости! Сегодня
наш вечер посвящён теме «Моя родословная».

Чтец:    Говори
мне, мама, говори!

         
Жизнь свою рассказывай подробней,

         
Всю судьбу сначала повтори,

         
Не спеши, я сяду поудобней!

                      
Что и как, кто был кому родня,

                
Всё меня, поверь, интересует!

                
Нам не хватит для беседы дня,

                
Ну и что ж, нас это не волнует!

       Корни
родословной глубоки,

Я
мечтаю знать о них побольше,

Времена
те были далеки,

Хочется,
чтоб помнили их дольше!

                  Связь
времён легла на мой листок,

           
Стало ближе прошлое мгновенно!

           
Всех эмоций не сдержать поток,

 
           И не нужно это совершенно!

      Помнить всё
и знать родной свой род

Я
считаю, что обязан каждый,

Может
это приведёт народ

В
век неравнодушия однажды!

…………………………………………………….

Учитель:     

          —  Никто из нас не свалился с
Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.

      —  А что же обозначает это слово  «род» 
 —   это ряд поколений, происходящих от одного предка, носящих общее родовое
имя.

 —  И  так,  участниками  нашего 
конкурса  сегодня  будут  семьи:

                                                          
Представляем  участников

 — Давайте  их поприветствуем.

—  Оценивать  конкурсы  будет  уважаемое 
жюри:  председатель  — …………., члены  жюри — ……

1.        Первый 
конкурс   «ИМЯ ТВОЁ».

                                                                    /Двое 
уч-ся  читают  четверостишия  об  имени.

 1 уч.   Что  имя – звук, оброненный 
случайно

             В  котором  нет  ни  смысла,
ни  значенья??

             Конечно. Нет.

             И  в  именах  есть тайна;

             И  таинство  есть 
имянареченье.

2 уч.    И вот  мы  сами, силами  своими,

            Осознаем  в течении  жизни 
века

             Не  человек  себе  находит
имя,

             А  имя  выбирает  человека.

                                                    /Приглашаем 
детей  из  семей  рассказать  о  значении  своего  имени.

Учитель:
— Пока  жюри  оценивает  ответы  ребят, остальные  ребята  расскажут  о  своих 
именах.

                                                        /
Слово  жюри.

Учитель:
—  Наш  второй  конкурс  называется —

2.       «ОТКУДА 
ВЫ  РОДОМ?»

1  ученик:        Кем
был твой прадед на Руси,

                        
Свою фамилию спроси.

                        
Есть в каждом классе Кузнецов.

                        
Кто прадед Кузнецова?

                        
Он был из рода кузнецов —

                        
Отец отца отцова.

2 уч.:  У
Гончарова прадед знал

           Гончарный
круг и глину.

          У
Дегтярёва дёготь гнал,

          В
дегтярне гнул он спину.

                   
3 уч.:        С пилою Пильщиков дружил,

                           
         Мял Кожемякин кожу.

                         
           В атаку Воинов ходил.

                          
          Стрельцов сражался тоже.

4 уч.:  Звучат как
музыка,

           Как
стих фамилии простые.

           Вглядись,
и ты увидишь в них

           Историю
России.

Учитель: 

         —  Из 
ваших  замечательных  родословных   я  насчитала  172  фамилии  плюс  25 
ваших  фамилий. И  среди  вас, по-моему  есть  родственники:  так  в  роду 
Сабировых  и  Потапенко  есть  одинаковая  фамилия —  Яковлевы;  в  роду 
Текучевых  и  Якшиных  —  есть  Зайцевы,  а  в роду  Брыковых  и  Потапенко  нашлись 
общие  родственники  —  Дроздовы.

          —  
Ваши  предки  жили  на территории  всей  России :  в  Ставропольском  крае,  в 
Краснодарском  крае, в Кабардино- Балкарии, в Карачаево – Черкессии, в 
Ростовской  области, в Тамбовской  области,  в Дагестане,  в  Пензе, 
Новосибирске,  в  Вышнем  Волочке, в  Чечне  и  в  соседних  странах  —  на 
Украине, в  Белоруссии, Казахстане, Грузии,  Армении  и  даже  в  Германии.

                           
                             / Выступления  семей  участников конкурса   —  
до  5 минут.

Учитель:  —
Спасибо  большое  семьям.  А  пока  жюри  подводит итоги  этого  конкурса, 
ребята  исполнят  для  вас  песню.

                 
                      / Дети   ( 6  человек) исполняют  песню  о  семье.

                                   
/
Песня
на мелодию «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница»

Где-то на белом свете

Наша семья живёт,

 Горя и бед не зная,

 Дружною слывёт.

 Вместе читаем книги,

 Вместе в кино идём.

 В праздник поем и пляшем,

 В будни дела найдём.

                   Припев:
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

                                 Дружная у
нас семья.

 Мама бельё стирает,

 Дочь – подметает пол,

 Папа обед готовит,

 Слушая футбол.

 Спориться вмиг работа,

 Каждый к труду привык!

 И отдыхать умеем –

 Жарим с степи шашлык!

             
                                                            / 
Жюри  подводит  итоги.

Учитель:  — 
Следующий  конкурс  «Семейные  реликвии».

                                                    
/ Семьи  рассказывают  о  реликвиях.

Учитель:  — Пока 
жюри  подводит  итоги  конкурса  «Семейные  реликвии», мы  с вами  посмотрим интересную 
сценку, которую  подготовили  для  вас  дети.

Сценка        «Мир в семье всего дороже.»

 Действующие лица:    автор, Дед, Бабка,
Внучка, Курочка Ряба.

 Автор:    
Жили-были Дед и Баба.

                  Жили, не тужили.

                  Сухарь чаем запивали,

                   Один раз в месяц
колбасу жевали.

                    И всё бы ладно, да
курочка-невеличка

 Взяла и снесла яичко.

 Яичко не простое,

 Яичко золотое.

 А теперь по нашим ценам

 И вообще оно бесценно.

 На семейный на совет

 Собрал Внучку с Бабкой Дед.

           Дед:      Так и
так. Такое дело.

                        Что с яичком этим
делать?

                         Может скушать?
Иль продать?

                         Иль на доллары
сменять?

                         Может, чтоб упали
стены,

                        Центр музыкальный
купим современный?

 Бабка
Что ты дед?! Побойся бога!

                Музыка не стоит много!

                Лучше купим телевизор,

                Пылесос или транзистор

                Иль возьмём телегу мыла,

                Чтобы в доме чисто было.

                                  Внучка:   
— Может купим мне духи?

                                                     
Обалдеют женихи!

                                                      
Иль французскую помаду?

                                                     
Я ей тоже буду рада.

 Автор:    Начался тут сыр
да бор

                 И житейский шумный спор.

                То не сё, да то не так.

                                  Дед:  
— Ты балда!

                            Бабка:    
А ты дурак!

 Автор:   
Начался такой скандал-

                  Свет такого не видал!

 Только курочка молчит,

 Около стола стоит.

                    Курочка:  
Ну ни как не ожидала

                                       
Стать причиною скандала.

                                         
Чтобы это прекратить,

                                          
Надо мне яйцо разбить.

 Автор:       Подошла она
тихонько

                   И крылом взмахнув
легонько,

                    Яичко на пол уронила,

                    В дребезги его
разбила!

                    Плачет  Внучка, плачет
Баба…

 Внучка и Баба:

 Что наделала ты, Ряба?

 Автор: Дед не плакал, как ни странно,

 Вывернул с дырой карманы.

                   Дед:  
Нету  денег, ну и что же?!

                              Мир в семье,
всего дороже!

Учитель: 
—   Дружба, мир и покой в семье всего дороже.   Как говорится, не нужен и
клад, коли в семье лад.

                                                           
/ Слово  жюри.

Учитель:   —  Последний  наш  конкурс    
«Конкурс   Пословиц» .   Какая  семья  вспомнит  и  напишет  больше    
пословиц  о  роде, семье, матери, отце   за  две  минуты.  А  мы  (гости  и 
остальные  ребята) в  это  время  проведем  конкурс  на  лучшее  знание  родни.

                                                          
/ Семьи  пишут  и  отдают  жюри  листки  с  пословицами.

(Для  родителей, гостей))

Мать жены?  (тёща)

 Отец жены?  (тесть)

 Мать мужа? (свекровь)

 Отец мужа (свёкор)

 Брат отца или матери (дядя)

 Сестра отца или матери (тётя)

 Дочь брата или сестры (племянница)

 Муж дочери или сестры (зять)

 Брат жены (шурин)

 Брат мужа (деверь)

 Сестра мужа (золовка)

 Жена сына (сноха)

(Для  детей)

Кто родителей почитает,   тот   во   век 
не  погибает.

Согласную семью и горе не берёт.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

                                                                     
/ Жюри  подводит  итоги.

                                                                      / 
Играю  с  детьми

 Учитель:
Уважаемые родители и гости мы вас просим, чтобы в завершении нашего мероприятия
вы помогли нам спеть песню «Родительский дом»

                                                                /
Исполняется песня «Родительский дом»  (дети  и  все  гости)

 Учитель:    —  Прошу 
жюри   огласить  результаты  нашего  конкурса  «Моя  родословная».

                                                                    
/ Награждение.

                 —

         — Я благодарю всех, кто принял
участие в нашем празднике.  А  родители  всех  приглашают  на  традиционное 
чаепитие.

Сценарий итогового праздника «Моя родословная»Сценарий итогового праздника «Моя родословная»

Цель: воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Вед. 1.

Ой, ребята, что за диво?

Чудо — деревце стоит.

До чего оно красиво, удивительно на вид!

На нем листочки расписные, все фамилии родные,

Растим его мы много лет, оберегая от всех бед…

Вед. 2.

Всех на праздник пригласили,

чтоб древо наше укрепили.

Любовью, заботой, уютом, добром,

его мы украсим семейным теплом.

Вед. 1. Всех мы дружно поздравляем!

Вед. 2. Семейный праздник объявляем!

Вед. 1.

В семейном кругу мы с вами растем, основы основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем, основа основ — родительский дом.

Вед. 2. С чего начинается любая семья?

Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими.

ШУТОЧНАЯ ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ»

Вед. 2.

У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители. Это ваши прадедушки и прабабушки. — Так что же такое «семья»?

Ваня:

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно мне совсем.

Ну, «Я» – я понимаю,

А почему их семь?

Саша:

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили?

Получается семь человек,

Семь «Я»!

Ваня:

– А если есть братишка?

Выходит восемь «Я»?

Саша:

– Нет, если есть братишка,

Выходит «Во!» – семья.

Ваня и Саша вешают яблоко с на дерево

Вед. 1. На тот же вопрос «Что такое семья?» нам ответит Дима вместе со своей семьей.

Дима:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Сестра:

Семья – это летом поездки на дачу.

Мама:

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Папа:

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Сестра:

Семья – это труд, друг о друге забота,

Дима:

Семья – это много домашней работы.

Мама:

Семья – это важно!

Папа:

Семья – это сложно!

Вместе:

Но счастливо жить одному невозможно!

После выступления семья вешает яблоко (фамилия семьи) на дерево.

Вед. 1.

А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Вед. 2.

И сейчас об одной семейной традиции нам расскажет Ваня.

Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Расскажет нам дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки…

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе…

И о контрольной

Сегодняшней — я…

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Илья:

Воскресенье — вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Вед. 1.

По-русски — мама

По-грузински — нана

А по-аварски ласково — баба

Из всех слов земли и океана у этого особая судьба

А у нашего Илюши дедушка — чуваш

Ну-ка Илья, скажи как дедушка называл свою маму?

Илья: эньне

папу — этьте,

а как бабушку — азэньне,

а дедушку — азетьте.

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 1.

Семейные традиции – это отличительная карточка каждой семьи, но практически во всех семьях существует традиция хранить фотографии, т.е. семейный фотоальбом.

О своём семейном альбоме нам расскажет Захар.

СТИХОТВОРЕНИЕ «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,

Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.

Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это – мой дядя Алёша, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил, родня, – словно всех срисовали с меня!

После выступления семья вешает яблоко (фото семьи) на дерево.

Вед. 1. Есть семьи, которые свято хранят бесценные реликвии. Мы приглашаем рассказать об этом Елену Львовну.

РАССКАЗ О РЕЛИКВИИ

Валера:

За окном бушует вьюга,

Ветер воет за окном,

Но в любую непогоду

Хорошо, когда есть дом.

Захар Б.:

Сегодня в этом зале

Мы собрались не зря.

Сегодня мы узнаем,

Как нам важна семья.

Вед. 2.

О том, как важна семья, нам споют четыре сестрёнки.

ПЕСНЯ «МОЯ СЕМЬЯ»

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

«ТАНЕЦ С БАЛАЛАЙКАМИ»

Вед. 1.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – дерево семьи. Эта традиция сейчас возвращается.

Вед. 2.

Родословную записывали на оборотной стороне семейных икон, а неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины.

Вед. 1.

Чаще всего оформляют родословные в виде дерева. Оно символизирует ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной.

Ребята, а почему именно дерево стало символом семейной родословной? (Ответы детей: потому что оно имеет корни — это наши предки — а ветви — это молодые поколения.)

Вед. 2.

Вот и мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой родословной. Я приглашаю семью Большевых.

Папа:

Если вы по улице пойдете,

То увидите – деревья в ряд стоят.

Но не все деревья вы найдете!

Есть такие, что не видит взгляд.

Даша:

У меня есть дерево такое,

Называется оно семьей…

На нем яблоки висят, оно – живое!

И наполнено семейной добротой!

Яблочко внизу, левее, выше,

И у каждого судьба своя.

Дедушки и бабушки на кроне,

Папа, мамочка, сестренка, я! (показывает)

Мама:

Каждое яблочко – целая жизнь,

Каждая ветка – узы семейные,

Каждый листочек, слетающий вниз,

Это удачи, победы, свершения!

Папа:

Семья – не слова, семья – это сложно,

Но жить одному, без семьи невозможно!

Даша:

Хочу, чтобы мне говорили друзья:

Тебе повезло! У вас супер — семья!!!

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 1:

Одна из заповедей Божьих говорит: «Почитай отца своего и мать и будешь ты долголетен..» Отец — глава семейства, опора, кормилец и защитник.

Саша:

Если говорить о папах,

Мой – прекрасный, мой — герой,

Любящий, великодушный

И всегда такой родной.

Если верить человеку,

То надежней друга нет.

Папа мой – моя опора,

С ним и темень — чистый свет.

Я люблю его сердечно,

Он – защитник мой отважный,

Ведь, отец мой: сила, мудрость,

Человек мой самый важный!

ЧАСТУШКИ ПРО ПАПУ

Соня:

Пропою сейчас частушки,

В них про папу расскажу,

С ним дружу я как с подружкой,

И гулять я с ним хожу.

Саша:

Папа мой большого роста,

На него смотреть не просто:

Нужно голову поднять,

Чтоб «Привет!» ему сказать.

Матвей:

А мой папа всех добрей

Любит всех моих друзей.

Кашу манную нам сварит,

Мыть посуду не заставит.

Соня:

Мы для папы вместе с мамой

Приготовили обед

Мама жарила котлеты

Ну а я ломала хлеб.

Саша:

В воскресенье на прогулку

Вместе с папой я хожу.

Чтобы он не потерялся

За руку его держу.

Матвей:

Мой папуля самый классный

Очень я его люблю

Он танцует очень круто

Я вам точно говорю!

Вместе:

Мы пропели вам частушки

Хорошо — ли, плохо — ли,

А теперь мы вам станцуем

Чтобы нам похлопали.

Вед. 2:

Мать – хранительница рода, семьи, домашнего очага. Сколько о ней сложено прекрасных стихотворений и песен!

Какими бы взрослыми ни вырастали дети, для мам они всегда останутся детьми. И волнуются за взрослых своих чад мамы нисколько не меньше, чем тогда, когда качали их в колыбели.

Оля:

Мама, ты на детском фото

Мне напомнила кого-то

Поняла я, поняла

Ты такой, как я была!

Нос как мой! И глазки тоже!

Как же мы с тобой похожи!

Подрасту и стану мамой!

Как и ты — прекрасной самой.

«ТАНЕЦ МАМЫ И ДОЧКИ»

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 2.

Ребята рассказывали, что часто навещают бабушек и дедушек – эта одна из самых хороших традиций.

А какие оладушки печёт к их приходу бабушка, нам споют девочки.

ПЕСНЯ «БАБУШКА, ИСПЕКИ ОЛАДУШКИ»

Лера:

Ходит наша бабушка, палочкой стуча,

Говорю я бабушке: «Позову врача,

От его лекарства станешь ты здорова,

Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.

Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,

Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.

Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,

Видишь, как я прыгаю, это так легко».

Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,

Я не заболела, просто я стара,

Просто очень старая, волосы седые,

Где-то потеряла я годы молодые.

Где-то за огромными, за лесами темными,

За горой высокой, за рекой глубокой.

Как туда добраться, людям неизвестно».

Говорю я бабушке: «Вспомни это место!

Я туда поеду, поплыву, пойду,

Годы молодые я твои найду!».

После выступления семья вешает яблоко на дерево.

Вед. 2.

Когда вы готовились к этому празднику вы выступали в роли историков, составляли свою родословную, расспрашивали о своих предках и узнали очень много.

Вед. 1. Как уютно сидеть в этом кресле…

Вед. 2 Потому что это кресло воспоминаний.

Я приглашаю в это кресло Захара вместе с мамой, они поведают нам об интересных событиях из жизни своих прародителей.

КРЕСЛО ВОСПОМИНАНИЙ

Вед. 1.

Обратимся к нашему дереву. Каждый из вас составлял свое семейное дерево, а в результате получилось дерево, где большинство семей оказались родственными.

Пришло время подвести итоги конкурса.

НАГРАЖДЕНИЕ

Все гости встают в круг

Вед. 2.

– Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. Давайте зажжем свечи. Пусть ярко разгорится огонь любви в наших семьях, согреет и осветит добром и нежностью.

ГИМН СЕМЬИ

< Предыдущая   Следующая >

Задачи праздника: воспитывать уважительное
отношение детей к своим родителям, дедушкам,
бабушкам, развивать творчество учащихся;
расширять знания о прошлом семьи; формировать
культурные традиции в общении между детьми и
взрослыми.

Ход праздника

На фоне мелодии «Родительский дом»

Учитель: Дорогие друзья! Бабушки и дедушки,
папы и мамы, девочки и мальчики. Сегодня мы
проведём тематический вечер о семье «Моя
родословная». Всех нас объединяет одно слово,
которое будет звучать на вечере – «семья».

Что такое родословная? Это перечень
поколений одного рода. Род – ряд поколений,
происходящих от одного предка. Предок – это
древний предшественник по роду. В средние века
всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский
союз, должен был показать своё дворянское
происхождение. Доказательством служило
рыцарское родословное дерево.

Рисунок родословного дерева (Приложение №1).

Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делится
на две условные ветви: справа рисовался герб
отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей
также делилась на две меньшие ветви, на которых
размещались гербы деда и бабки с отцовской и
материнской линии. Для того, чтобы составить своё
родословное дерево, нужно было хорошо знать
семьи своих предков. Вот и пригласили мы целые
семьи, чтобы дети увидели, как папам и мамам,
дедушкам и бабушкам интересно быть рядом всей
семьёй. А что такое семья?

Ученики :

(инсценируют)

Когда появилось слово «семья»!
Когда – то о нём не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: ,,Сейчас я тебе
семь вопросов задам –
— Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
Кто, моя царица, воспитаетих?
И Ева покорно ответила: «Я»
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: «Я».
— Кто платье сошьёт, постирает бельё,
-Меня приласкает , украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь ,,Я??
Вот так на земле появилась семья.

Учитель: Много интересного можно узнать о
своих дальних предках, но всё же каждому из вас
дороже и ближе те родственники, которые сейчас
живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей
семьёй. Семья, по определению, данному в словаре
Ожегова, — это группа живущих вместе
родственников. Сколько же их этих родственников?
Давайте считать.

Ученик: (читает стихотворение ,, Раз, два, три,
четыре ?? А. Кардашова

Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавицы живут
С родными неразлучно
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой зовёт её другой.
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей.
И называет мамой
Мужчина младший самый.

Учитель: А кто живет в нашей семье? (Стихотворный
монтаж)

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она

Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу, и свету, и дню
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты лучший мой друг.

Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Всё тревожится о нас.

Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словом.

Кто кручинится, когда мы
Отчаянны подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто – то хвалит нас

Сколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы –
О любви своих детей.

Звучит песня «Самая хорошая» (муз. В.
Иванникова) в исполнении класса.

Конкурс: Кто быстрее и как узнают на
фотографии свою жену в детском возрасте.

Ученик:

Какой наш дом без папы
Правда же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт,
В дневнике моём отметки
Знает все наперечёт.

Учитель: Да папа – глава семьи, маме без папы
бывает очень трудно справиться со многими
домашними делами.

Ученик:

Почему в квартире грохочущий шум,
Зашкалили разом все датчики?
Это папа, забыв про сон и еду,
Решает со мной математику.

Инсценирование:

Мы с папой решили уборкой заняться.
«Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться».
«Идея прекрасная», — мама сказала,
И в тот час из дома она убежала.
Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом она на мобильный глядит:
«Когда же уборке будет конец?
Смогу ль я вернуться домой наконец?»

Мы шутим, конечно,
Но очень приятно.
И папу умелого
Видеть отрадно.

Звучит «Песня про папу» ( муз. В.Шаинского)

Учитель: А теперь проверим, хорошо ли дети
знают своих пап.

Анкета для учащихся: Быстро написать ответы на
вопросы. Жюри из состава мам подсчитывают, у кого
больше ответов. На собрании для пап опрос
проходил раньше.

1. Любимая папина еда.
2. Любимая папина одежда ( спортивный стиль,
классический).
3. Размер обуви папы.
4. Любимая папина газета
5. Что папа делает на досуге?
6. Любимое место в доме
7. Какую передачу по телевизору папа любит больше
всего (указать рубрику)?

Учитель: Пока мамы определяют победителя из
детей, мы хотим испытать пап. Узнать, какие они
быстрые, умные. Объявляется конкурс для пап «Кто
быстро оденет куклу». Определяется победитель,
получает приз.

Ученик:

Кто всё штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встает?
Кто печет оладушки?

Хором: Это наши бабушки.

Ученик:

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно:
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.

А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает,
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у неё свободной,
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что быть хочу на неё похожей.

Стала бабушка старой, хворою,
От ходьбы она устаёт.
Храбрым лётчиком стану скоро я.
Посажу её в самолёт.
Не тряхну её, не качну её,
Отдохнёт она наконец,
Скажет бабушка: ,,Ай, да внучек мой! Ай, да лётчик
мой! Молодец!??

Исполняется песня ,, Мы с моею бабушкой ??.

Учитель: Вы, бабушки, очень любите своих
внуков и внучек. Но не забывайте, что нужно
воспитывать трудолюбивых внуков, а не делать всё
за них, как в нашей сценке.

Сценка.,, Бабушки и внуки “(Заранее
подготовлены две бабушки).

1 – я Здравствуй, голубушка моя! Гулять не
выйдешь?

2 – я Да что ты, я ещё уроки не сделала.

1 – я Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж
сто лет как школу кончила!

2 – я Да – а? А внуки? Сейчас очень модно
делать уроки за внучат.

1 – я Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2 – я Правда? Это ты их так балуешь?

1 – я Я не балую! Я с ними очень строго. Вот
сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами
переписывают.

2 – я О, действительно строго.

1 –я Так что если что, меня спрашивай, у меня
опыт большой.

2 – я Ну, если не трудно, проверь, как я
стихотворение выучила Гм – гм… ,, У лукоморья дуб
зелёный; златая цепь на дубе том…

1 –я Так, хорошо

2 –я И днём и ночью пёс учёный…

1 – я Какой пёс? Какой пёс?

2 – я Ну, я не знаю, какая у него порода.

1 – я Да не пёс, а кот учёный, поняла? Кот!

2 – я А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала ,,
У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный…

1 – я Ну?

2 – я С авоськой ходит в гастроном….

1 – я С какой авоськой? В какой гастроном? Ты
где такое видела?

2 – я Ой, ну какая же ты, подруга! У меня ещё
столько уроков, я всё перепутала.

1 – я Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше
так упорно будем учиться, может в нашу честь
какую-нибудь единицу назовут?

2 – я Её уже назвали.

1 – я Как?

2 – я Кол! Его ставят тем внукам, за кого
бабушки делают уроки.

Учитель: А сейчас конкурс для бабушек ,,Накорми
внука
”. У двух бабушек завязаны глаза. Они
сидят напротив внуков и стараются накормить
внуков манной кашей так, чтобы как можно меньше
испачкать внуков. Побеждает та бабушка, которая
аккуратнее кормит внука.

Много тёплых слов прозвучало в адрес бабушек.
Но хочется ещё раз убедиться в том, как их любят
внуки.

Игра ,,Лучики” На доске нарисовано солнышко.
Каждый ребёнок по очереди говорит бабушкам
ласковое слово и рисует лучик.

Учитель: Посмотрите, сколько лучиков несут
тепло нашим бабушкам. Пусть наше солнышко
обогревает всех бабушек на всей планете.

Учитель: На нашем семейном празднике
присутствуют замечательные дедушки, которые
любят своих внуков не меньше, чем бабушки. А внуки
в свою очередь дорожат их вниманием.

Ученики:

Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.

Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке:,, В них спорится дело!”

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!

Конкурс ,,Найти внука” У дедушек
закрыты глаза. Внуки тихо проходят перед ними.
Дедушка должен по волосам, одежде определить, где
внук.

Учитель: Семья – это продолжение
вашего рода. С давних времен о прочности семьи
народ придумал пословицы и поговорки (Ученики по
очереди объясняют значение пословиц о семье).

1. На что и клад, коли в семье лад.
2. В семье и каша гуще.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Яблоко от яблони недалеко падает.
5. Согласную семью и горе не берёт.
6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
7. Семья – печка, как холодно, все к ней
собираются.
8. Дружная семья и землю превращает в золото.

Учитель: А сейчас семейные частушки.

Мы весёлые ребята, Дорогие наши мамы,
Мы частушки вам споём. Мы всегда гордимся вами
Коль понравятся куплеты, Умными, спокойными.
Мы ещё их пропоём.

Наши папочки весёлые

Будем вас достойными!

Любит музыку мой
папа

Могут петь, стихи читать, От него не отстаю!
Ну а если надо будет, Он играет на гармошке,
Могут яблочко сплясать.

Торты, бублики,
ватрушки

А я песенки пою.

Папа пишет сочиненье,

Все мы любим от души. Дед решает уравненье —
Если любишь пироги, Все с уроками сидят
Состряпать бабушку проси.

Деда очень
уважаю,

Вот семейный наш подряд!

Мы частушки
вам пропели

Смело вам могу сказать! Больше делать нечего
Очень трудные задачи Мы пойдём, а вы сидите
Будем вместе мы решать. До другого вечера.

Учитель: Начало семьи уходит в далёкое
прошлое. В нём – прошлом, лица близких и дорогих
вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим
родителям. Ваши предки подарили жизнь вашим
бабушкам и дедушкам. Давайте сегодня мы вспомним
о них добрым словом и зажжём в их память эти
маленькие свечи! Они станут незримой ниточкой,
связывающей день прошлый и сегодняшний. (Звучит
музыка ,,Родительский дом”, все встают,
зажигают маленькие свечи).

Учитель. А сегодняшнее – это ваши дети. В
большой семье забот, но и счастья, радости больше.
Хорошо, когда в семье есть и братья, и сёстры,
помощники родителей.

Ученик: Старший брат сестру баюкал: ,,Баюшки –
баю! Унесём отсюда кукол!

Баюшки – баю! Уговаривая девчушку,

Ей всего – то два годка:,,Спать пора! Уткнись в
подушку, Подарю тебе я клюшку

Встанешь ты на лёд! Баю – баюшки! Не плачь!
Подарю футбольный мяч.

Хочешь – будешь за судью. Баю – баюшки – баю.

Старший брат сестру баюкал: ,,Принесу обратно
кукол, Ты не плачь не будь упрямой. Спать пора
давно. Ты пойми – я папу с мамой , Отпустил в
кино!”

Ученица: В семейном кругу мы с вами спели!
Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты
выходишь из семьи!

Папа: Дети – это чудо света! Я увидел это
сам!

И причислил чудо это к самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе: Наша радость, боль и
грусть,

Наше будущее – дети … Трудно с ними, ну и пусть,
в наших детях наша сила, Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было столь же светлым, как они.

Учитель: Много сил, терпения, старания, ласки
надо отдать маленьким человечкам, чтобы они
выросли настоящими людьми. Мы все хотим вас
видеть здоровыми, воспитанными, образованными.
Добрые дети – дому венец, худые дети – дому
конец! Видите, ребята, как много зависит от вас.
Постарайтесь же овладеть наукой ,,как не огорчать
своих родных”. К сожалению, такой науки нет в
школе, но этому можно научиться самому, если
только очень захотеть.

Ученица: Все, кого люблю я

И сердцем и душой,

Сегодня в этом зале на празднике со мной.

Учитель: Спасибо, дорогие гости, что вы
откликнулись на наше приглашение. Мы желаем вам
понимать поступки детей. Не только на словах,
попытаться стать мудрей.

Мы желаем смеха вам,
И веселья вашим сердцам,
Пусть светлым и долгим
будет ваш семейный путь.

Вечер заканчивается чаепитием.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ИМ.Г.АЛЬМУХАМЕТОВА

Мероприятие по теме:

«Дерево держится корнями, а человек семьей.

Моя родословная»

воспитатель 11б класса:

Файзуллина А.Р.

2014-2015 уч.г.

« Семья – опора нации, источник духовных и физических сил, нравственный фундамент человеческой личности» Л.Н. Толстой

Девиз мероприятия:

« Моя семья – мое богатство».

« Дом — это там, где вас поймут

Там , где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Цель:

пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям , расширить представления о связи времен, углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении, воспитания чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оформление:

схема –рисунок « Моя родословная», эмблема семьи, выставка семейных реликвий, девизы семьи , традиции и обычаи каждой семьи, музыкальное оформление, презентация.

Воспитатель:

из истории:

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в 2008 г отметил, что надо возродить культ большой семьи , потому что благополучной является такая , которая связывает всех родственников , и именно она дает силы для развития.

На заседании Президентского Совета Республики Башкортостан М.Г. Рахимов подчеркнул, что социальная поддержка семьи , охрана здоровья всегда будут приоритетными направлениями в республике.

Еще 1998 г. в нашей республике был объявлен Годом Семьи .15 мая отмечается Международный день семьи.

Ведущий:

Что такое семья? Чем отличается семья от другой группы людей?

Семья- самая необходимая ячейка общества. Главные члены семьи: мама и папа состоят в законном браке. Члены семьи ведут общее хозяйство, они любят и уважают друг друга, родители воспитывают детей. Они вместе проводят свободное время, распределяют и делят между собой обязанности, в каждой семье свои традиции и свои обычаи. Все члены семьи друг другу родственники.

Ведущий:

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки- самые близкие вам люди, которые вас любят , заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастете полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети – родится новая семья. Чем же мы обязаны семье?

Ведущий:

Наверное, прежде всего тем, что мы существуем. Мы появились на свет потому, что наша мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появились люди.

Ведущий:

Слово « фамилия» в значении « семья» заимствовано из латинского языка « Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – это ветви одного дерева, имя которому- патриотизм. Родословная, или как говорили раньше , « родословие» — это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Ведущий:

В народе говорят : счастлив тот, кто счастлив в семье. А знаете ли вы , как появилось слово семья ?

Когда –то о нем слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Кто деток родит мне , богиня моя?

И Ева тихонько ответила : « Я».

-Кто их воспитает , царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

-Кто пищу сготовит , о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я»

-Кто платье сошьет , постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье.

«Я, я – тихо молвила Ева. _Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я»-

Вот так на земле появилась семья.

Ведущий: Мы предлагаем командам принять участие в наших конкурсах.

Конкурс « Представление команд»

1-ая команда. Команда « Дружба».

Наш девиз- « Пока едины – мы непобедимы»

Наша песня -« Крыша дома твоего»

2-ая команда « Семь-Я»

Наш девиз- « Семья –это супер, семья – это класс»

Наша песня — «Колыбельная»(из репертуара М.Боярского)

3-ая команда « Улыбка»

Наш девиз — « Улыбка- это радость, улыбка- это смех»

Наша песня-« Я люблю тебя жизнь»

4-ая команда « Дружная семейка»

Наш девиз-«Мама, папа, я- месте дружная семья»

Наша песня- « Родительский дом»

Ведущий:

Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. Представляем вам жюри:

Ведущий:

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья- это люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Самый большой дефицит, который испытывают дети- это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный разговор может восполнить этот пробел.

Ведущий:

Конкурс « Моя дружная семья» ( самопрезентация семей).

Семья- это не только родители и дети. Это еще многочисленные родственники. Начинаем наш первый конкурс. Представляем свои родословные. Это будет своеобразная визитная карточка семьи. А в какой форме ее представить , уважаемые участники, вы выбрали сами. Это может быть рассказ о семье « По страницам альбома», видеофильм, компьютерная презентация и другие виды. Вы должны рассказать обо всех членах семьи, их профессиях, увлечениях, традициях, о домашних животных, если они есть, смешные случаи, истории из жизни вашей семьи,

Участникам конкурса нужно в течение 5 минут в творческой, увлекательной форме рассказать о себе, о своей семье)

Ведущий:

Второй наш конкурс « Наш герб».

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15- 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – по 3-4 поколения родственников. Тесновато было в такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть , тогда и родилась поговорка « В тесноте да не в обиде»? Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли « большаком». Мать, продолжатель рода человеческого , всегда пользовалась уважением в семье.

Руки мамы…

Люблю их с детства,

Где б дорога моя не шла,-

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя, мама…( А.Дементьев)

Ведущий:

В феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты в истории семьи, ее традиции и ценности. Команды должны были создать свой семейный герб.

Ребята! Покажите какие семейные гербы изобразили и расскажите о них. ( демонстрация гербов)

Ведущий: для зала

Дом… слово знакомо всем, от него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас , тем труднее сохранить в нем себя, свою индивидуальность и доброту, тем сильнее нас тянет в дом – убежище, который оградит нас от всех напастей. И если в нем царит мир и взаимопонимание, доверие и доброта, тепло и уют, это настоящее счастье. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не достает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. А теперь попробуйте угадать:

 Дом без хозяйки… сирота.

 Дом вести… не бородой трясти.

 В гостях хорошо… а дома лучше.

 Не нужен клад… когда в семье лад.

 Не будет добра… когда в семье вражда.

 Чем богаты… тем и рады.

 Когда семья вместе… так и душа на месте.

 Детишек воспитывать… не курочек пересчитывать.

 Где родился… там и сгодился.

 Дома как хочу… а в людях как велят.

Ведущий:

Вы все проявили художественный вкус в процессе создания семейного герба. Члены жюри оценят каждый герб.

Ведущий:

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился , что все это правда, то он спросил у старца , главы семьи: « Как вам удается жить , никогда не ссорясь , не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу , написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился : на листе было начертано сто раз одно и то же слово « понимание».

Ведущий: Конкурс « Расскажи мне, мама, сказку»

Цель следующего конкурса – узнать , как хорошо вы знаете устное народное творчество , умеете ли вы рассказывать сказки и сочинять их сами.

Победит тот, кто проявит наибольшие творческие способности, расскажет свое сочинение или сказку , передаваемые в семье из поколения в поколение, наиболее ярко и эмоционально. Разрешается импровизировать , играть…

Ведущий:

Авторитет семьи в народе необычайно велик. Человек, не желающий в зрелом возрасте заводить семью, вызывает у людей подозрение. Только две причины считались уважительными: болезнь или желание уйти в монастырь.

Задание для команд : объясните и ответьте на вопросы :

 В чем спасительная сила любви родственников для человека?

 Почему жизнь без родни тяжела и трудна?

 Какие чувства испытываете вы к родне в разлуке?

 Какие обычаи есть в вашей семье?

Ведущий : пока команды думают:

Ведущий:

Викторина для зала.

А сейчас мы проверим , как разбираемся в родственных связях. Вопросы.

 В каком родстве состоят свояки? ( женаты на сестрах).

 Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть ( шурин, свояченица).

 Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? ( мать).

 Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?» Они отвечают : « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка. »

 Кто такие сватовья и кумовья? ( родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья)

 Кто является золовкой, снохой, деверем? ( золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены

Ведущий:

Для информации:

В словаре В.И. Даля « Семья»:

Семейство ср., семья ж, — вообще:

Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми: женатый сын или замужняя дочь: отдельно живущие, составляют уже иную семью. В семье не без урода. В естественной истории : разряд подобных и сродных, схожих: семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников.

Семейщина — совокупность всего семейного быта. Семейно – всей семьей; в кругу своей семь; людно, многолюдно. Семейный человек – у кого семья. Семейные связи – семейные, родственные.

Ведущий:

Берегите близких. Берегите!

Жизнь, она торопится, не ждет. На крутом изломе поддержите. Знайте беды их наперечет. Сохраняйте письма, ждите в гости. Иногда дарите им цветы. Это очень трудно, очень просто. Жизнь прожить- не поле перейти. Близкие от нас уходят в вечность. Каждому свой час и свой черед. Пусть жестокость или бессердечность Поздним вас раскаяньем не жжет. Вы еще успеете. Спешите Окружить их множеством забот. Будьте снисходительны к ошибкам и прощать умейте в свой черед.

Ведущий: Конкурс « Чего в семье не бывает…»

Семья – это особый мир. Это пристань, это причал , куда мы все так стремимся. Следующий Конкурс « Чего в семье не бывает…»

В будем задавать вопросы ,на которые нужно сразу отвечать.

Назови дни рождения мамы и папы.

Сколько лет бабушке и дедушке.

Любимая песня мамы.

Дарите ли вы маме цветы и когда?

Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы.

Любимый цвет одежды мамы.

Назовите лучшие черты характера папы.

Что для тебя главное в семье.

Ты на неделю уезжаешь из семьи . Будешь ли ты скучать?

Знают ли родители твоих друзей?

Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?

Жалеешь ли ты своих родителей? Как ?

Есть ли у тебя тайны от родителей?

Если ты получаешь двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

Вы все успешно экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было , как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.

Ведущий :

Для информации :

В башкирской культуре созданы письменные памятники — шежере.

Башкирские шежере — своеобразные письменные памятники, относящиеся к 16-19 векам, а некоторые из них и к более раннему периоду. Башкирские шежере носят в известной степени энциклопедический характер. В них содержатся различные сведения об истории и быте народа, описание нравов, обычаев , юридических , морально-этических норм, образцы народного творчества.

Знание родного языка и родной культуры – основа формирования личности.

Ведущий:

А сейчас музыкальный конкурс « Без песен жизни нет». Каждая семья исполняет свою любимую песню.

Ведущий:

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда ,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки,

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений,

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ведущий:

Наш вечер заканчиваем словами Д.С. Лихачева : « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»

Использованная литература.

 Лихачев.Д. « Помнить о своих корнях», Воспитание школьников 1993.№3

 « Кто твой предок?», « Неделя», 1998.№38

 Федосюк Ю. «Русские фамилии», популярный этимологический словарь М.Детизд. 1972

 Можаров Н. « Как составить родословную», Воспитание школьников 1993 №5

 « Читаем , учимся, играем» №5 2010 М. Детизд

 Учитель Башкортостана . № 10 .2009

 Классный руководитель №1, 2011

 Крепкая семья- опора страны. Сборник внеклассных мероприятий. 2008 Издательство БИРО

Пословицы о родословной:

 « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;

 « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;

 « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»

 « Древо держится корнями, а человек — родственниками» ;

 « Семейная ссора что весенний дождь»;

 « Семейный горшок всегда кипит»;

 « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;

 « Дома и стены помогают»;

 « Дома все споро , на чужбине житье хуже»;

 « Предания предков – глаза мудрости»;

 « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает родственников»;

 « Дом , где дети – базар, дом без детей – могила»;

 « Дружба – с другом, родство – с родом»;

 « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;

 « Пока родители живы, не уезжай далеко»;

 « Голубь садится на три ветки ниже своих родителей»;

 « Кого любишь , тот и родственник»

В чем общность восприятия семьи

народами разных стран?

Наших близких любовь, коль оценишь ее,

Сахара наше сластит бытие,

Нет родни- верить некому тайну свою,

Пред врагом нет соратников рядом в строю,

А в делах нет опоры в своем же краю,

Родни не имеет- грустит без нее ( Мавля Колый)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника ко дню матери во второй младшей группе мамочка моя
  • Сценарий праздника моя армения
  • Сценарий праздника на турбазе
  • Сценарий праздника ко дню мамы во второй младшей группе детского
  • Сценарий праздника мордовского народа