Сценарий праздника мы славяне

Внеклассное мероприятие для классного руководителя, организатора внеклассной и внешкольной работы, музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, вожатого для 7, 6, 5 класса. Методические разработки для 7, 6, 5 класса.

«Мы – славяне!»

праздник в рамках общешкольного проекта «Мы дети твои, дорогая Земля»

ГКОУ РО школа-интернат II вида № 48 г. Ростова-на-Дону

Колмакова И.Э., воспитатель,

Тоцкая О.В., классный руководитель

Проект посвящен истории, традициям и быту древних славян, рассчитан на обучающихся 5-7 классов. В период подготовки к празднику с детьми проводились беседы о славянских традициях, происхождении славян, организован мастер-класс по изготовлению славянских кукол-оберегов.

Цели и задачи мероприятия:

создать благоприятные условия для творческого развития детей в соответствии с их способностями и индивидуальными особенностями;

вовлечь в воспитательный процесс всех его участников (детей, родителей, учителей);

развивать индивидуальную творческую успешность;

воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре славянских народов.

Во время праздника используется компьютерная презентация.

СЦЕНАРИЙ

Ведущий: Наш проект посвящен истории, традициям и быту древних славян. С тех времен прошло огромное количество лет, почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Сейчас мы с вами отправимся в мир славянской истории.

(Под мелодию песни «Со вьюном я хожу» дети водят хоровод, потом выстраиваются в линию. Демонстрируется слайд «Хоровод»).

1 ученик:

Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

— Мы – славяне! (Все хором)

2 ученик:

Вы все красивые, пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне россияне;

Скажите, кто вы?

— Мы – славяне! (Все хором)

3 ученик:

Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Кати, Лены, Ани,

Антоны, Саши.

— Мы – славяне! (Все хором)

(Под мелодию песни «Со вьюном я хожу» дети уходят, остаются 4 человека)

4 ученик:

Здравствуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник наш начинаем!

5 ученик:

Приглашаем вас о быте славянском побольше узнать,

Да песни русские с нами распевать.

6 ученик:

Встретим мы вас не с пустыми руками,

Вас накормим славянскими мы пирогами.

(Демонстрируется слайд «Обереги». Выносится столик с изготовленными детьми оберегами )

7 ученик: А еще обереги вам мы покажем,

Для начала вот только о них мы расскажем:

4 ученик:

Вот свистулька глиняная (показывает свистульку)

Бока крутые, рога золотые.

Копыта с оборкой, на спине Егорка!

Будет дом украшать,

Свистом веселым радовать зло отгонять.

5 ученик:

А еще у мужчин талисманы есть

Они на охоте могут нас уберечь

Бог может помочь тебе через меч —

Поэтому надо на поясе меч носить и крепко беречь.

6 ученик:

Ну а женщины носят на поясе ложки —

Чтоб богатство было и удачи немножко.

7 ученик:

Если обереги в доме все иметь,

Можно жить и долго не стареть

(Дети раздают обереги присутствующим)

Ведущий: Гости дорогие! Припасли мы вам забавушек на всякий вкус, кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

(Инсценировка песни «Во деревне то было в Ольховке»)

1. Во деревне то было в Ольховке,

Во деревне то было в Ольховке.

Там жил-был парень Андрияшка,

Там жил-был парень Андрияшка…

Припев: Эх, лапти, да лапти, да лапти мои!

Эх, лапти, да лапти, да лапти вы мои,

Лапти лыковые, вы не бойтесь, ходитë,

Тятька лыка надерет,

Лапти новые сплетет!

2. А в деревне жила и Парашка 2раза

Полюбил Андрияшка Парашку 2раза

Припев

3. Не велел ему тятька жениться 2 раза

Как заплакал тут наш Андрияшка 2 раза

А за ним заревела Парашка 2 раза

Припев

4. За детишек тут мамка вступилась,

Наказать она тятьку решилась

Припев

Ведущий:

Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

А вот загадки и слова

Из прошлого из нашего!

(Демонстрируются слайды «Загадки». Выходят дети, один из учеников со связкой бубликов. За каждую отгаданную загадку вручается бублик).

8 ученик:

Кто загадку отгадает

Сразу бублик получает!

9 ученик:

Ехал Бог, рассыпал горох.

Стало светать, нечего собрать! (Звёзды)

10 ученик:

Летит птица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

11 ученик:

Голубой платок,

Красный колобок

По платку катается,

Людям усмехается. (Солнце и небо)

12 ученик:

Выгляну в оконце – лежит белое суконце!

Всю зиму лежит, а весной – убежит! (Снег)

Ведущий:

Живет в нашем доме тихонечко где-то,

От бед защищает и дарит покой,

Не тьмы порождение, посланник он света,

Хороший и светлый, родной домовой!

(Демонстрируется слайд «Домовой». Под музыку выходит ученик в костюме Домового»

Домовой:

Я дом ваш всегда от невзгод ограждаю,

Незримо я доброе дело вершу.

И только добро в ваши семьи пускаю!

Я счастье и лад в вашем доме храню!

13 ученик:

А вот для домового угощение,

Чтоб был он добрый к нам весь год.

Благодарим его за доброту и попросим у него прощенье,

Пусть никогда он не доставит нам хлопот.

(Дети несут домовому стакан с водой, хлеб и конфеты)

Ведущий:

Гости дорогие, хватит вам грустить

Будем вместе песни петь и хоровод водить!

(Музыкальный номер «Славянский танец», общий финал)

Приложение 1

Презентация «Мы — славяне!» 

Презентация «Мы славяне!»
PPTX / 3.49 Мб

Приложение 2

Презентация «Славянские куклы-обереги» 

Презентация «Славянские куклы-обереги»
PPTX / 2.91 Мб

Приложение 3

Фотоотчёт

Проект «Мы-славяне!» был рассчитан на несколько месяцев. Учащимися изучались славянские мифы, была проведена беседа о куклах-оберегах и проведён мастер-класс по их изготовлению. Завершился проект праздником.

r1571392544.JPG

a1571392533.JPG

s1571392502.jpg

o1571392486.jpg

Стропицкой филиал

МБОУ «Костровская СОШ»

Рыльский район Курская область

Сценарий внеклассного мероприятия

ко Дню  славянской письменности и культуры

«Мы – славяне»

C:UsersUserDesktopДень-славянской-письменности-и-культуры-001.jpg

Подготовила: Колоколова Л.В.

учитель начальных классов

Стропицкой филиал МБОУ «Костровская СОШ»

Цель: познакомить учащихся с историко-культурным наследием славянской письменности, с истоками русской письменности, славянской азбукой и её создателями, развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать чувство уважения к русскому языку и богатой духовной культуре русского народа.

Оборудование: славянский алфавит, стенд с книгами о славянской письменности, портреты Кирилла и Мефодия, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.          Иван Бунин «Слово»

Ведущий  2: 24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех славянских странах  — Кирилл и Мефодий. Именно они стали основоположниками славянской письменности.

Ведущий 1: И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое России. Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все (хором). Мы — славяне!

     Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне — россияне,

Издревле, кто вы?

      Все (хором). Мы — славяне! 

Ведущий  2: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. Славяне много трудились, но одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать, ни читать.

Кто же создал нашу славянскую письменность? Как первоначально выглядели и назывались буквы славянского алфавита?  Об этом мы сегодня и поговорим.

1 чтец

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли:

2 чтец

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий  1: Это было давно, в 19 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Её столица – город Солуни. В семье военного чиновника росли два сына – Константин и Михаил (после принятия монашеского пострига стали называться Кирилл и Мефодий). Население там было – наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, а отец – болгарином, и поэтому с детства у них – солунских братьев – было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Для Константина знания, книги стали смыслом всей жизни, он получил блестящее образование, быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей времени. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

Ведущий 2: В то время, когда жили Константин и Мефодий, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность – свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами.)

Сценка.

Учитель: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. — А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.

Мефодий. — Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. — А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. — Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. — Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. — А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) — Так я придумаю!

Учитель: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. — Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. — Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Ведущий 1: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

— Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Ведущий 2: Давайте же и мы заглянем в глубины истории. 
Выходят братья Кирилл и Мефодий 
Кирилл 
Скоро нам, Мефодий, — в Моравию, 
Император наш повелел идти. 
Надо нам славянам Писание 
На язык славянский перевести. 
Мефодий 
Это дело, брат, очень сложное, 
Сомневаюсь я, — нам по силам ли? 
Кирилл 
Я надеюсь на помощь Божию, 
Посвятим Ему все труды свои! 
Мефодий 
Как же нам тогда, брат, переводить: 
МИР и БЛАГОДАТЬ, ИСТИНА и СВЕТ, 
АНГЕЛ и МОНАХ, ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ? 
В языке славян слов-то этих нет! 
Кирилл 
Если можно их из славянских слов 
Нам образовать, — так и сделаем! 
Иль из греческих создадим основ, 
Новый смысл славянам поведаем 
Мефодий 
Да, ты прав, мой брат! Просветить славян 
Надо нам с тобой Словом Божиим. 
Службы служатся на латинском там, 
То чужой язык! Так поможем им!    (Уходят) 

Ведущий 1: Итак, Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»,- сразу решили братья. 

Ведущий 2: Потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые. 

Ведущий 1: Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было слово». Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием. 

Ведущий 2: Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелегкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов. 

Ведущий 1: Славянская письменность была создана в 9 веке, в 862 году. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла.

Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и культуры,  День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор. Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Ведущий 2:
Все народы, что пишут кириллицей, 
Что зовутся издревле славянскими, 
Славят подвиг первоучителей,

 Христианских своих просветителей.

Русская азбука — уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза:

АЗ БУКИ ВЕДИ — я знаю буквы.

ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ — слово – это достояние.

ЖИВЕТЕ — значит жить в труде, а не прозябать.

ЗЕЛО – усердно

ЗЕМЛЯ- планета Земля и её обитатели-земляне.

И – союз и
ИЖЕ – те, которые, они же.
КАКО – как, подобно.
ЛЮДИ – существа разумные.

Эта часть азбуки означала:

Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям. Мыслете наш он покой – постигайте наше мироздание.

Ведущий  1: Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:

Я ЗНАЮ БУКВЫ:
ДОБРО — ЕСТЬ ЖИЗНЬ.
ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ,
КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ,
ПОСТИГАЙТЕ МИР!
НЕСИТЕ СЛОВО ГОРДО:
ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ!
СТРЕМИТЕСЬ  К  СВЕТУ !

Ведущий 2. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья — гордость всего славянского мира. Кирилла и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. Любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям, Кирилл и Мефодий — два бриллианта, два сокола, две чистые жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья — «вечный корень, который честен и народен».

Ведущий 2. 

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

Ведущий 1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

» Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 чтец

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 чтец

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий 2. Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

4 чтец

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

5 чтец

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилли

В славянстве будут жить века!

Ведущий 1: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы. Лишь при Петре I изменилось количество букв, их стало 36. Внесли новые буквы – Ё и Й.
В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
 Славянская азбука — память о славной истории, святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранить. Мы сегодня прикоснулись к истории дней минувших и напомнили вам о создателях Кириллицы, благодаря которой появился русский язык — прекрасный и могучий. 

 Наш язык—язык труда и света,

Веры и надёжности язык,

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык!

Ведущий 2: Давайте же бережно относиться к русскому языку. Из поколения в поколение  трепетно, с любовью, передавать великое русское слово.

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Ведущий 1: А теперь, когда вы узнали о том, как был создан славянский алфавит,  и какие изменения претерпела наша азбука за 11 веков своей истории, мы можем перейти к викторине.

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. ( «Повесть временных лет», «Русская правда» — свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее — просмотр док. фильма о слав просветителях

Ведущий 2. Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты — один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Ждет тебя за труд награда —

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым…

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1. Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!

Звучит гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.

Внеклассное мероприятие по истории для 6-х классов «Мы – славяне»

Цель:

  • привитие интереса к родной истории, русскому народному творчеству и обычаям;

  • развитие креативного мышления у учащихся;

  • совершенствование навыков работы в группе.

Оборудование:

  1. Конверты с заданиями для команд.

  2. Табло для конкурса «Удача».

  3. Игровой кубик для определения очередности хода в игре.

  4. Деревянная ложка, глиняный горшок, синий ящик.

  5. Таблички с названиями команд.

Вступительное слово учителя.

Учитель представляет команды, жюри, объясняет правила игры.

  1. Конкурс «Представление команд» (1 балл)

В игре участвуют четыре команды: Поляне, Древляне, Дреговичи, Русичи.

Команда должна объяснить название своей команды.

2. Конкурс «Пословицей – правда молвиться» (2 балла)

Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а по­тому пословицы и поговорки — самый распространен­ный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей — правда молвится».

Каждая команда на пословицы и поговорки той или иной страны, находит аналог в русской речи, под­бирает русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

Например: Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак — рыба»). 1. Арабская пословица: «Бежал от дождя, попал под ливень» («Из огня да в полымя»).

2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спра­шивает» («Язык до Киева доведет»).

3. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время — потехе час»).

4. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»).

5. Немецкая пословица: «Молчаливый рот — золотой рот» («Слово — серебро, молчание — золото»).

6. Китайская пословица: «Разговорами риса не сва­ришь» («Гостя баснями не кормят»).

7. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово — не воробей, вылетит— не пойма­ешь»).

8. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, по­спешность — к злу» («Поспешишь — людей насме­шишь»).

Игра со зрителями

  1. Когда образовалось государство Киевская Русь? (882 г.)

  2. Когда Русь приняла христианство? (988 г.)

  3. Какое событие произошло в 945 году? (восстание древлян)

  4. Когда правил на Руси князь Олег? (882-912 г)

3. Конкурс «Синий ящик». (2 балла) Здесь находится самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянная ложка)

4. Конкурс «Удача».

На доске табло:

Русская кухня

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Быт русского народа

Русские народные праздники

Славянская мифология

Русские былины

Команды поочередно выбирают тему и вопрос, оценивающийся различным количеством баллов за правильный ответ. 1 балл – простой вопрос, 4 балла — самый сложный вопрос. У каждой команды – 5 попыток.

Русская кухня.

  1. Назовите самое главное угощение во время древне­русского праздника Масленица. (Блины)

  2. Сейчас у нас вторым хлебом называют картофель. Какой овощ был самым распространенным на Руси? (Репа)

  3. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)

  4. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

Быт русского народа.

  1. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

  2. Объясните выражение: изба топиться по-черному. (Изба отапливается очагом, нет печи с трубой)

  3. Назовите самое распространенное на Руси освети­тельное устройство. (Лучина)

  4. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

Русские народные праздники

  1. На какие праздники особенно любили гадать де­вушки? (Святки)

  2. Что символизировало чучело, которое сжигали на масленицу? (Зиму)

  3. В какой праздник прыгали через костер? (День Ивана Купалы)

  4. Когда славяне праздновали Новый год?

Славянская мифология

  1. Кого звали славяне, переезжая в новую избу? (Домового)

  2. Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? (Снегурочка)

  3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

  4. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю)

Русские былины

  1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

  2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

  3. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

  4. Как называли сказителей былин на Руси? (Бояны)

  5. Конкурс «Логическая цепочка» (3 балла)

Мы приступаем к проведению очередного конкурса — «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которых помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудового действия, ко­торое было хорошо известно нашим предкам с самого раннего детства – выращивание зерна и приготовление из него каравая.

Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, об­молотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили кара­вай на стол к обеду.

Игра со зрителями.

  1. Назовите первых святых на Руси.

  2. Кто из князей крестил Русь?

  3. Кто из князей предупреждал своих врагов словами «Иду на вы»?

  4. Как назывался сборник русских законов?

  5. Кто избавил Русь от набегов половцев?

  6. Кто объединил Киев и Новгород?

  7. Кто ввел уроки и погосты?

  8. Кто имел прозвище Мономах

  9. Как называлась община на Руси?

  10. Кто был основателем первой княжеской династии на Руси?

  11. Кто в знак победы прибил свой щит на ворота Константинополя?

7.Конкурс «Синий ящик» (3 балла)

И копали меня, и крутили меня.

На «пожаре» я был, на базаре я был.

А как молод был — все людей кормил,

Упаду — кости вокруг разлетаются,

Но собаки к костям не кидаются.

(Глиняный горшок)

8. Блиц-турнир ( 6 баллов)

Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая ко­манда должна ответить подряд на шесть вопросов.

Вопросы для первой команды

  1. Как назывался человек, находящийся на положении раба? (Холоп)

2. Как славяне называли людей, которые умели общаться с духами? (Волхвы)

3. Кто, по мнению славян, хозяйничал в лесу? (Леший)

4. Какое прозвище было у князя Владимира, который крестил Русь? (Красное солнышко)

5. Картина, выполненная из стекловидных камешков? (Мозаика)

6. Как называли бродячих артистов на Руси? (Скоморохи)

Вопросы для второй команды

1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

2. Как называли знатных людей на Руси? (Бояре)

3. Как звали славянского бога, покровителя домашних животных? (Велес)

4. Какое прозвище было у князя Ярослава? (Мудрый)

5. Как называли картину с изображением святых? (Икона)

6. Как назывался торговый путь, соединяющий север страны с Византией? (Из варяг в греки)

Вопросы для третьей команды

1. Войско князя. (Дружина)

2. Кто был создателями славянской письменности? (Мифодий и Кирилл)

3. Кто, согласно языческим верованиям, живет в болоте? (Кикимора)

4. Кто первым на Руси принял христианство? (Ольга)

5. Литературный жанр, повествующий о событиях в хронологической последовательности? (Летопись)

6. Головной убор замужней женщины (Кокошник)

Вопросы для четвертой команды.

  1. Земли, передаваемые по наследству. (Вотчина)

  2. Как у восточных славян называлось место поклонения богам? (Капище)

  3. В кого, согласно языческим верованиям, превращались утопленницы? ( В русалок)

  4. Какое прозвище было у князя Олега? (Вещий)

  5. Картина, написанная красками по сырой штукатурке (Фреска)

  6. Назовите имя создателя «Повести временных лет» (Нестор)

Слово жюри для подведения итогов. Награждение победителей

Бескрылой птице в небе не летать.
Так, значит,
детям-птицам
Надо крылья дать.
Источник чистейший,
Чтобы воды напиться
И храм науки — школу,
Чтоб всему учиться.
Похина Н.Н.

Введение

Социальные условия в нашей стране
складываются таким образом, что общение детей и родителей сокращено до
минимума, нарушена психологическая связь детей и родителей. Поэтому задача учительства
— максимально приблизить к себе ребенка и, действуя по принципу: «Не навреди!» учить и
воспитывать, любя, принимая каждого со всеми его достоинствами и недостатками, давая ему право
на ошибку, на собственное решение, собственное развитие. А любить и беречь можно только то,
что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой,
искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна. При всей уникальности каждого
славянского государства их объединяют исторические корни, похожесть языков,
близость культуры, музыкальной, литературной, танцевальной, территориальное
соседство. При реализации данного
проекта каждый участник почувствовал дух общего дела, общих традиций, общего
успеха. В такой многонациональной
стране как Россия, в таком интернациональном районе как Одинцовский, ребенок
любой национальности принимается в классный коллектив как равный среди равных, привнося
культуру и обычаи своего народа, с уважением
относясь к социокультурному наследию русского народа.
Для нас существует одна национальность — дети. При реализации данных творческих проектов
возрастает концептуальный акцент – общая забота всех обо всех, радость и успех
одного, многократно отразившись в других детях, окрыляют и создают атмосферу
для раскрытия, развития общечеловеческих качеств, позитивных творческих способностей,
бережного отношения друг к другу, своей семье, своему лицею, поселку, Родине. В
этих утверждениях и заключается значимость и актуальность данного проекта.

Цели и задачи праздника

1. Создание благоприятных условий для
творческого развития детей в соответствии с их способностями и индивидуальными
особенностями.

2. Вовлечение в воспитательный процесс
всех его участников (детей, родителей, учителей).

3. Развитие индивидуальной творческой
успешности.

4. Развитие разновозрастного сообщества
детей и социума.

5. Воспитание детей под девизом «Мы
необыкновенные дети в мире
необыкновенных людей».

6. Воспитание устойчивого интереса и
уважения к истории и культуре славянских народов.

Этапы
подготовки

Поскольку союз «Ашники
+» — это объединение учителей и детей разного возраста, то работа над проектом
«Мы- дети твои, Земля!» строилась по разным
направлениям:

1. Художественное

Участие в конкурсах рисунков «Костюмы
славянских народов», «Орнамент», «Русские народные промыслы», посещение музеев,
разучивание народных песен, танцев, создание ансамбля ложкарей. Изготовление
народных костюмов, создание украшений из бисера.

2. Историческое

Проведение тематических классных часов: «Страна, в которой я живу», «Я познаю родной
край», «Веселая ярмарка», «Я и история славянских имен», «Наши соседи- славяне», «Из истории
народного костюма».

3. Познавательное

Экскурсии: «Подмосковье- любимый край», «Традиции
русского дома (Посещение « Дома сказки»)», «Палата русских ремесел», «Красная
площадь-сердце России», «Оружейная палата», «Российские сокровища».

4. Проектно-поисковое

Подбор, чтение, иллюстрирование народных
сказок России, Белоруссии, Украины. Доклады о знаменитых людях нашего
поселка. Доклады на тему «Откуда есть, пошла русская земля?»

Итогом этой важной работы стало
выступление на фестивале дружбы «Я- гражданин мира»,на
котором в качестве участников были актерами, танцорами, чтецами 130 детей.

Сценарий праздника «Я — гражданин
мира» (Славянский блок)

Выступление сопровождается презентацией.

Вход под песню А.Варламова, Р.Паниной «Праздник детства» и
ее исполнение. (На сцену выходят дети 1-3 классов)

Пусть зажгутся в небе звезды,
И на сцене вспыхнет свет.
Пусть оставит память сердца
Этот день на много лет.
Лучик радости на лицах
И слезы счастливый след.
Этот праздник будет длиться
Много лет.

Припев.

Подари улыбку миру,
Звезды новые зажги.
Песню радости и счастья
Всей планете подари.
Подари улыбку миру,
Радугу цветных огней,
Улыбнись улыбкой счастья,
Сердце каждого согрей.

Пусть танцует вся планета,
Пусть уйдут печаль и грусть.
Верю я, что мы с тобою
Встретимся когда-нибудь.
Ты подаришь мне улыбку,
Ты помашешь мне рукой.
Этот праздник повторится
И подружит нас с тобой.

Припев.

Пусть летят года как птицы
Лица, страны, города.
Этот праздник повторится
Веришь ты и верю я.
Все однажды повторится,
Мы споем с тобой опять.
Музыка добра и света
Будет над землей звучать.

Учащиеся 2,3,4классов читают стихотворения

1 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3 ученик.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Украину, Белоруссию, Россию.

4 ученик.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.

5 ученик.

Москва-это Красная площадь.
Москва-это башни Кремля,
Москва-это сердце России,
Которое любит тебя.

Исполнение песни «У моей России…» учащимися 2-3 классов

Танец «Березка». Исполняют дети 2 класса.

Песня «Гей, славяне» -учащиеся1-3
классов

Мы все учились в школе
И помним наизусть,
Те давние уроки
Про Киевскую Русь.
И знают православные,
Кого ты не спроси.
Что было на Крещатике —
Крещение Руси.

Припев.

Эй, славяне! 2р.
Москали и киевляне!
Нам ли с вами Родину делить?
Неужель наставишь пушку
На свою сестру-хохлушку?
Лучше буду я ее любить.

6 ученик.

Эй, славяне, встаньте в
ряд,
Словно три богатыря.
Киев-Украина, с Минском — Беларусь,
А Москва, конечно, это наша Русь.

Исполнение христианской песни «МИР ТЕБЕ, ЗЕМЛЯ» учащимися 1-3 классов.

Мир тебе, Земля,
Где ты живёшь и я,
Да будет благословенна
Родина моя.

Припев.
Мир на земле, на планете,
Мир нашим взрослым и детям,
Русскому и армянину,
Греку, казаку, грузину.
Мир на земле, на планете,
Пусть будут счастливы дети,
Пусть к небесам вознесется
Богу хвала моя!

Всем друзьям мы рады —
В день святой, отрадный,
Льётся из уст наших пенье,
Счастьем полна душа.

7 ученик.

Страны – побратимы, наш
славянский род.
И язык похожий и похож народ.
Ведь была когда-то Киевская Русь,
А теперь есть страны:
Видна Украина, Россия, Беларусь.

8 ученик.

Украина песнями
славится,
Городами светлыми, новыми.
А какие сады вишневые!
А пшеница в поле- красавица!

Выступление учащихся 6 класса. Танец под музыку песни
«Распрягайте, хлопцы, коней».

9 ученик.

Вместе воевали и к
победе шли,
Вместе погибали в
Бресте и в Орле.
Вместе поднимали
страны из руин.
У народов наших есть закон один:
Помнить лишь хорошее,
О плохом забыть.

10 ученик.

Если другу плохо- с
другом рядом быть.
А у друга – радость, радость
— раздели.
С другом легче дышится
на краю земли.

11 ученик.

В наших песнях
прославится пусть
Партизанские дети и
внуки,
Их рабочие сильные
руки.
Счастья, мира тебе, Беларусь!

Выступают ученики 1
классов. Танец
под музыку песни «Вы
шумите, шумите…».

Ученик 1 класса — стихотворение
на белорусском языке.

12 ученик.

Пусть далеко ты от
меня,
Но всё же мы с тобой
родня.
Родня по солнцу и по
небу,
По травам, по рощам и
по хлебу.
По рекам, что бегут,
звеня, и
И по планете — мы
родня!

13 ученик.

Еще родня мы – по
березам,
И по дождям, весенним
грозам.
Все вместе очень любим
петь,
Гостей встречать, вперед смотреть

14 ученик.

Через все преграды:
горы и моря,
Сквозь века шагают три
богатыря.
Украина-вольница,
Беларусь — березовый
рай,
И Россия- матушка — необъятный
край.

Выступление
учащихся 2-3 классов. Танец, ложкари «Барыня»

15 ученик.

На карте мира не
найдешь
Тот дом, в котором ты
живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте
той.
Но мы всегда на ней
найдем
Свою страну — наш
общий дом.

16 ученик.

Наши страны прошли
через годы войны,
Через смерть и беду,
Через смерть и
разруху.
Помогали нам всюду
Надежда, Любовь,
Наша Вера и сила
славянского духа.

Заключительная песня
В.Цветкова «Мой дом». Исполняют учащиеся 1-4 классов

В доме моем тесном
Есть для добра
место.
Пусть в нем звучат
песни.
В этом доме
простом
Мы с друзьями
споем как всегда.

Припев.
Пусть
будет над нами лишь солнца яркий свет.
Пусть дружба нас
свяжет на много-много лет.
Будем за руки
держаться
Дружбой нашей
наслаждаться

Вместе мы на все
найдем ответ.
Время несет годы.
И проросли всходы
Той людской
добротой,
Той души чистоты и
тепла

Припев.

Пусть
будет над нами лишь солнца яркий свет.
Пусть дружба нас
свяжет на много-много лет.
Будем за руки
держаться
Дружбой нашей
наслаждаться
Вместе мы на все
найдем ответ.

Литература.

1. И.В.Богачева, Л.Гиненский,
С.И.Губанова, А.П.Казаков, Мое Отечество- Россия. М., Изд. Гном и Д, 2005.

2. В.Степанов. Мы
живем в России, М., Оникс, 2007

Сценарий мероприятия

ко Дню славянской письменности и культуры

«Мы – славяне»

Цель: познакомить учащихся с историко-культурным наследием славянской письменности, с истоками русской письменности, славянской азбукой и её создателями, развивать познавательный интерес, расширять кругозор, воспитывать чувство уважения к русскому языку и богатой духовной культуре русского народа.

Ход мероприятия.

Ведущий 1: Молчат гробницы, мумии и кости-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Ведущий 2: 24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры. Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех славянских странах — Кирилл и Мефодий. Именно они стали основоположниками славянской письменности.

Ведущий 1: И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое России. Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все (хором). Мы — славяне!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне — россияне,

Издревле, кто вы?

Все (хором). Мы — славяне!

Ведущий 2: Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. Славяне много трудились, но

одно огорчало славян – не было у них грамоты, азбуки, не знали они букв и не могли ни писать, ни читать.

Кто же создал нашу славянскую письменность? Как первоначально выглядели и назывались буквы славянского алфавита? Об этом мы сегодня и поговорим.

1 чтец

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли:

2 чтец

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий 1: Это было давно, в 19 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций. Её столица – город Солуни. В семье военного чиновника росли два сына – Константин и Михаил (после принятия монашеского пострига стали называться Кирилл и Мефодий). Население там было – наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, а отец – болгарином, и поэтому с детства у них – солунских братьев – было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Для Константина знания, книги стали смыслом всей жизни, он получил блестящее образование, быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей времени. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

Ведущий 2: В то время, когда жили Константин и Мефодий, славянские народы занимали обширные территории Восточной и Центральной Европы. Они достигли такого уровня развития, когда необходимо стало иметь письменность – свою, славянскую (а пользовались тогда славяне греческими и латинскими буквами.)

Сценка.

библиотекарь: Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. — А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.

Мефодий. — Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. — А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. — Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. — Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. — А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) — Так я придумаю: В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

библиотекарь. — Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. — Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Ведущий 1: Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

— Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Ведущий 2: Давайте же и мы заглянем в глубины истории. Выходят братья Кирилл и Мефодий Кирилл Скоро нам, Мефодий, — в Моравию, Император наш повелел идти. Надо нам славянам Писание На язык славянский перевести. Мефодий Это дело, брат, очень сложное, Сомневаюсь я, — нам по силам ли? Кирилл Я надеюсь на помощь Божию, Посвятим Ему все труды свои! Мефодий Как же нам тогда, брат, переводить: МИР и БЛАГОДАТЬ, ИСТИНА и СВЕТ, АНГЕЛ и МОНАХ, ЧЕЛОВЕК и ЖИЗНЬ? В языке славян слов-то этих нет! Кирилл Если можно их из славянских слов

Нам образовать, — так и сделаем! Иль из греческих создадим основ, Новый смысл славянам поведаем Мефодий Да, ты прав, мой брат! Просветить славян Надо нам с тобой Словом Божиим. Службы служатся на латинском там, То чужой язык! Так поможем им! (Уходят)

Ведущий 1: Итак, Кирилл и Мефодий принялись за дело. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержки, словно пела»- сразу решили братья.

Ведущий 2: Потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли они бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые.

Ведущий 1: Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и, наконец, Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было слово». Таким образом, письменность на земле Русской началась Священным Писанием.

Ведущий 2: Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке молились Богу и Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелегкой жизни и избавлении Руси от диких, жестоких врагов.

Ведущий 1: Славянская письменность была создана в 9 веке, в 862 году. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла.

Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор. Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Ведущий 2: Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русская азбука — уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза:

АЗ БУКИ ВЕДИ — я знаю буквы.

ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ — слово – это достояние.

ЖИВЕТЕ — значит жить в труде, а не прозябать.

ЗЕЛО – усердно

ЗЕМЛЯ- планета Земля и её обитатели-земляне.

И – союз и ИЖЕ – те, которые, они же. КАКО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные.

Эта часть азбуки означала:

Живете зело, земля, и иже како люди – живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям. Мыслете наш он покой – постигайте наше мироздание.

Ведущий 1: Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:

Я ЗНАЮ БУКВЫ: ДОБРО — ЕСТЬ ЖИЗНЬ. ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ, КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ, ПОСТИГАЙТЕ МИР! НЕСИТЕ СЛОВО ГОРДО: ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ! СТРЕМИТЕСЬ К СВЕТУ !

Ведущий 2. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья — гордость всего славянского мира. Кирилла и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. Любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям, Кирилл и Мефодий — два бриллианта, два сокола, две чистые жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья — «вечный корень, который честен и народен».

Ведущий 2.

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

Ведущий 1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

» Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 чтец

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 чтец

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий 2. Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

4 чтец

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

5 чтец

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилли

В славянстве будут жить века!

Ведущий 1: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы. Лишь при Петре I изменилось количество букв, их стало 36. Внесли новые буквы – Ё и Й. В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день. Славянская азбука — память о славной истории, святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно сохранить. Мы сегодня прикоснулись к

истории дней минувших и напомнили вам о создателях Кириллицы, благодаря которой появился русский язык — прекрасный и могучий.

Наш язык—язык труда и света,

Веры и надёжности язык,

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык!

Ведущий 2: Давайте же бережно относиться к русскому языку. Из поколения в поколение трепетно, с любовью, передавать великое русское слово.

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Ведущий 2. Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты — один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Ждет тебя за труд награда —

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым…

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1. Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!

16.11.2018

Сценарий открытого мероприятия «В гости к древним славянам»

Ермакова Елена Юрьевна

Сценарий открытого мероприятия «в гости к древним славянам»

Оценить




1317

Содержимое разработки

9

Древние славяне.

( Звучит наигрыш гуслей у дверей гостей встречают Костромы и Купала они раздают гостям повязки и каждый вытягивает из мешочка себе бейджик с именем, проходят в зал и рассаживаются на скамьи, которые стоят вдоль трех стен, так чтобы середина была пустая)

(славянская этническая)

Лада: Прежде чем зайти к нам вам надели на голову повязки и каждый вытянул себе имя. Сейчас мы расскажем для чего это.

Смерагл:Древние славяне, как мужчины, так и женщины носили на голове повязки возникает вопрос зачем? На этот вопрос есть несколько вариантов ответа:

Купальница:Люди старались зафиксировать волосы, чтобы они не мешали,

Смерагл:А может быть определенный цвет, ширина, символика повязки могли указывать на принадлежность к какой-нибудь группе или роду

Купальница:В складках повязки можно было спрятать небольшие предметы.

Смерагл:Может быть повязка это некий оберег или амулет.

Купальница:А может быть их носили для красоты.

Кострома:Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его втайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи. Назвать кому – либо своё имя – значит проявить максимальное доверие, буквально отдать ему в руки свою душу и жизнь. Поэтому в древности настоящее имя человека было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его другим именем.

Купальница: Вы тоже выбрали себе имя, и на то время, пока вы будете находиться в этом зале, вас будут звать этим именем.

Купала:(обращается к купальнице) Здравь будь Купальница.

Купальница: (обращается к Купале) Здравь будь Купала.

Лада: Так здоровались наши предки. Давайте и мы поприветствуем друг друга на древне славянском языке.

(гости в зале здороваются )

Лада:Историки считают, что предки славян принадлежат к древним индоевропейским племенам, говоривших на одном языке и имевших много общих черт во внешности.

Фильм «Восточные славяне»

Смерагл:Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен мир, они искали объяснение всему неизвестному.

Купала:В те далекие времена человек лучше всего знал самого себя, живущих рядом с ним людей, поэтому и на все другие существа, предметы и явления он переносил человеческие свойства. Трава, деревья, реки, камни, — словом, все окружающее казалось человеку в древние времена живым, он наделял его умом, чувством, речью. Весь мир казалось, населён добрыми и злыми духами.

Доля: Славяне были язычниками т.е. поклонялись многим богам. Наиболее почитаемыми были:

( Слайдовая презентация «Боги»)

Бог неба Сварог считался владыкой Вселенной отцом светлых богов: бога Солнца, бога Грома и других. После их рождения он ушёл на покой, а миром стали править его дети.

Кострома:Богиню земли называют Макошь.Древние славяне считали землю и небо супружеской парой. Макошь еще была богиней пряхой, так как она пряла судьбы людей. Этой богине посвящен один из дней недели- пятница.

Купальница:Перун –бог грома и молний. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит, и жизнь. Этому богу был посвящен один из дней недели – четверг. Считалось, что Перун должен особенно охотно выполнять просьбы в свой день. А так как, мольбы славян часто оставались невыполненными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала употребляться по отношению к тому, что, неизвестно когда исполнится.

Лада:Бога Солнца называют – Дажьбог. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»,

Доля:Кроме того почитали предки наши Стрибога – бога ветра, Велеса — бога скота или скотий бог хозяин дикой природы, Лада – богиня любви. Ярило бог весны и плодородия.

И многих других богов почитали наши предки.

Ко всем своим богам славяне обращались с просьбами и благодарностями, приносили им подарки и жертвы.

( песню «Макошь, макошь»)

Макошь

Только зори поднимались над лесами,

Свет и славу не нашли еще славяне.

Было то – начало дней,

И молились, будто матери своей.

Припев:

Наши предки пели:

«Ты нужна нам тож,

Словно свет-Ярило,

Мокошь, Мокошь!

Мы тебе поклоны бьём,

Ткани и воды сторож,

Жертвы воздаём,

Мокошь, Мокошь!»

Копьями потомков загоняли в Днепр,

С болью людям к Вере отворяли дверь,

Осеняли сталью и крестом,

НадВоды Богиней воспылал костер.

Припев.

Сквозь столетья нитями ты проросла,

Параскевой стала, Мокошью была.

Заверши поток нелегких дней!

Пятнице мы молимся своей!

(слайдовая презентация «Низшие духи»)

Смерагл:Кроме высших богов славяне поклонялись и низшим духам. В каждой избе за печкой живет добрый старичок домовой. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям.

Купальница: Иногда в доме поселяется злое существо, старающееся выжить его обитателей. Это кикимора, в нее превращался родившийся мертвым ребенок.

Кострома:Стоило вступить в лес, и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками и козлиными ногами, подчинялись все обитатели леса.

Купала:Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с зелёными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуёй.

Доля:Предкам казалось, что духи следуют за человеком по пятам, но с ними как с простыми людьми можно договориться, задобрить подарками.

Защититься от злых сил, принести счастье и благополучие могли специальные предметы – обереги, которые носили все славяне от мала до велика.

Макошь:И мы с вами сейчас тоже сделаем оберег.

До наших дней дошли сведения о том, что первые обереги изготавливались из разнообразных растений и трав. И по сей день, такие обереги считаются обладателями самой большой силы.

Делаются такие травяные обереги очень просто. Берут холщевый мешочек, в него насыпают траву или смесь трав. Горловину мешочка завязывают 3-мя узлами. Когда вы будите завязывать узелки, поднесите его к губам и пошепчите заветные слова, чтобы они «остались» в узелке, а не развеялись по всему пространству. Основным растением нашего оберега будут берёзовые листья. Древесина и листья берёзы обладают лечебными свойствами, а её чудодейственные силы принесут удачу и хорошее настроение своему владельцу. Чтобы усилить действие оберега можно добавить в него и другие травы

Валериана 
Ладанки с валериановым сушеным корнем носили на груди как мощное тонизирующее средство. Люди с такими ладанками не уставали, могли преодолевать огромные расстояния. Валериановый корень завязывали в наузы, висевшие на узде коней, чтобы кони были быстры и неутомимы. 
Зверобой 
Благодаря его лечебным свойствам слабого природного антибиотика люди придали ему множество дополнительных магических и мистических свойств. Если носить на груди ладанку с сушеными веточками зверобоя, человеку будут сопутствовать счастье, здоровье.
Крапива 
Магические свойства крапивы заключаются в ее способности отгонять злых духов, которые боятся ожогов. Крапива, высушенная и носимая на груди, возвращает спокойствие, лечит бессонницу. Также крапива придает человеку храбрости.
Петрушка 
Защищает от сглаза и порчи. 
Ромашка 
Если засушенные соцветия носить на груди, это защищает от вирусных заболеваний, в первую очередь от простуды.
Чабрец 
Она считается могучей защитой от тоски и грусти — аромат этой травы, носимой на груди, снимает нервное напряжение и улучшает настроение. 

Берёза

Славянский символ житейской радости и счастья! Из неё делали обереги на удачу, и хорошее настроение. Чудодейственные силы берёзы уберегут владельца от любой порчи, сглаза и злых духов.
( гости делают оберег под музыку славянская этническая)

Доля:Если люди не могли объяснить что-либо, то они додумывали, воображали, как оно могло произойти. Так рождались сказки, былины, легенды.

(инсценировка сказки )

Макошь:Ой, вы, гой – еси, добры молодцы,
Расскажу я вам сказку древнюю,
То ли сказку древнюю, то ли быль — былинную
О Купале-боге и сестре его.
Жили — от во времена стародавние
Боги юные, боги славянские
Да Купальница и Семаргл — бог
Как пошла однажды Купальница
По земле гулять, да на мир глядеть,
Да и встретился ей Семаргл – бог,
Приглянулась ему Купальница.
Полюбилися, поженилися,
Стали вместе жить, да детей плодить.
Родились у них двое детушек,
Двое детушек – ясных звёздочек.
И назвали-то старшего да Купалушкой,
Во честь матери, во честь Купальницы,
А и младшую назвали-то Костромушкой
Сколько лет прошло – то неведомо, 
Подросли Кострома с Купалою,
Стали бегать во чисто полюшко
Всё игратися, догонятися,
Да венки из трав полевых плести.
Говорила им матушка ласково:

Купальница: «Вы не бегайте во чисто полюшко,
Пролетает там птица чёрная
Да поёт свои песни чудные,
Песни чудные, песни дивные.
Кто услышит её – всё забудет враз,
А зовётся она Сирин — птицею.
Налетит на вас туча черная,
Да помощники её крылатые,
Унесут к себе да в царство тёмное».
Макошь: Не послушались дети малые,
Побежали опять в чисто полюшко.
Налетела тут туча чёрная,
Завертела, закружила вихри пыльные,
Обернулася Сирин — птицею,

(голос птицы)

Стала песни петь, да всё волшебные,
Дивным голосом, да неслыханным.
Засмотрелися детушки, заслушалися,
Позабыли, что матушка наказывала,
А и оставили память свою в чистом полюшке.

(славянская этническая)

Прилетела тут туча черная,
Подхватила, подняла Купалушку,
Понесла его в царство тёмное,
В царство тёмное, царство подземное,
Кострома на расстанях* осталася,
Да и забыла всё, о чём помнила,
Насилу домой вернулася.
А и прошло с той поры да двенадцать лет,
Расцвела Кострома, распустилася,
Стала девицей, да раскрасавицей,
Красоты — от неописуемой.
Выходила на берег – реки,
А и плела венок, да из трав полевых,
Да на волосы одевала огненные.
Стала Кострома похвалятися, 
Похвалятися, да прихвастывать:

Кострома: Не сорвать с головы моей
Буйным ветрам венка плетёного.*

Макошь: Похвальба такая богам не понравилась,
Наказать решили они красавицу,
Налетели вдруг ветры буйные,
Ветры буйные, шаловливые,
Сполагоря* венок-то и скинули,
Да в спокойные воды реки его кинули,
И поплыл венок по течению,
А по реченьке-реке плыл Купалушка,
Плыл Купалушка, да на ладье своей.
Сам Купала-то красавец писаный,
Наклонился к воде, да и поднял венок,
Да не знал, что венок тот сестры его.*
Да и поплыл Купала вдоль берега
Стал искать девицу, что венок сплела.
А и встретил сестру свою, Кострому,
Да и не вспомнил, что брат он её.
Приглянулася ему красна — девица,
Приглянулася, да полюбилася.
Да и девица загляделася,
Загляделася, да зарделася,

(хоровод Купала и Кострома)

Так и свадебку сыграли шумную,
Свадьбу шумную, да весёлую,

(славянская этническая)

Да недолгим счастье оказалося,
Приходили на праздник люди древние,
Да не люди вовсе, а боги небесные,
Говорили молодым, рассказывали,
Да глаза отворяли на правду им.
Лада: Брат вы с сестрой родимые,
И нельзя вам было женитися,
И нельзя вам было любитися.
Макошь: Закричала тут красна — девица,
Взвыла голосом, да нечеловеческим,
Кострома:  «Вы за что, за что наказали так?
За какие такие провинности?
Как же жить то с позором таким?
Искуплю его смертью лютою!»
Макошь: Потемнели глаза её светлые,
Побежала к озеру тёмному,
Оглянулась у самой воды на Купалушку,
В последний раз посмотрела на любимого,
Да и нырнула в озеро с головушкой.
Не смогла утонуть дочь Купальницы,
Превратилася в лесную русалочку,
В ту, что кличут люди старые Мавкою.
И Купала черней чёрной тучи стал,
И шагнул в костёр за любимою,
От греха и позора очиститься.
Удалось богам их отмщение,
А и отмщение, да наказание,
Только мало им в этом да было радости,
Вишь, жестокой месть показалася.
Да и раскаялись боги древние,
Решили воскресить возлюбленных,
Да не в облике человеческом,
А в цветке красоты невиданной,
А и прозвали цветок Купалой-да- Мавкою.
И поныне цветок тот встречается,
Иваном-да-Марьей кличется,*
В нём Купала сияет цветом огненным,
То огонь очищающий помнится,
Кострома синим цветом светится,
То бездонные воды озера.
В Ночь Купалы цветы будут люди рвать
станут петь они, станут сказывать
«Вот трава-цветок — брат с сестрою,
то Купала — да с Костромою.
Братец — это желтый цвет,
а сестрица — синий цвет…

Доля:В сказке отразились верования и обычаи, праздники и нравы славян.

21 июня, в день летнего солнцестояния, празднуется Купала. Купала – один из самых больших и важных праздников годового круга.

Смерагл:На Купалу наши предки разыгрывали мистерию Купалы и Мавки. Называлось это Купальские игрища.

Купальница:Сейчас мы разучим с вами элемент свадебного обряда Костромы и Купалы (начинают водить хоровод Купала и Кострома приглашая гостей)

Кострома, Кострома,

Ты за что любишь Купалу?

А я за то люблю Купалу,

Что головушка кудрява!

Кострома любит Купалу,

Что головушка кудрява,

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява.

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява,

Кудри вьются до венца,

Люблю Купалу-молодца!

Кудри вьются до венца,

Люблю Купалу-молодца!

Уж, Купалушка,

По горенке похаживает!

Уж, Купалушка,

По горенке похаживает!

Эх, сапог, да об сапог,

Да поколачивает!

Кострома, Кострома,

Ты за что любишь Купалу?

А я за то люблю Купалу,

Что головушка кудрява!

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява!

Кудри вьются до венца,

Люблю Купалу-молодца!

Кострома:На Ивана — Купалу собирали целебные и волшебные травы (например, плакун-траву, разрыв-траву, цветок папоротника). Считалась, что вода в это день обладает лечебными свойствами. В река и озерах проходили ритуальные купания, омовения.

(музыка Ящер)

Купала:Наши предки жили бедно и трудно, но они любили и умели веселиться. Особенно славяне любили играть в игры. Давайте разучим игру «Ящер» — в которую играли наши предки на Купалу. Главным персонажем является «Ящер» (владыка подземного мира), избирающий девушек. Девушка, которую выбрал Ящер, должна откупиться от него, т.е. поцеловать.

(проводится игра «Ящер»)

Суть игры: Участники становятся в круг, в середине которого сидит игрок (юноша), изображающий ящера. Глаза «ящера» закрыты повязкой. Вокруг «ящера» начинают водить хоровод, припевая:

Хор:

И сидит ящер, ладу-ладу

На ореховом кусте, ладу-ладу

Орешки лущит, ладу-ладу

очками плёщет, ладу-ладу

А в болоте, на колоде

Линь воду колышет

Ой лёли, лёли

Линь воду колышет

Потом девушки спрашивают:

Кто сидит?

Ящер: — Ящер.

Что грызет?

Ящер: — Ядра

чего хочет?

Ящер: Жениться хочу!

Хор:

Возьми себе девку, девку молодую.

Ящер: Кто она такая,

Как её зовут

И откуда привезут?

Хор: Вот она!

(«Ящер», не снимая с глаз повязки, указывает на очередную «жертву». Если «жертвой» оказывается юноша, то он занимает место «ящера». Если девушка, то она должна поцеловать «ящера» .)

Макошь: Люди русские, русичи, слушайте!

Вы, потомки Перуна!

Почитайте друг друга, сын – мать и отца,

Убегайте от кривды и следуйте правде! В правде сила!

Возлюбите Русь! Помните! Русь жива, пока дух русский жив!

Кострома:Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа. Радость и печаль, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков. Но главное в народной жизни это стремление к совершенству, простоте и красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях. Так давайте же и мы с вами будем жить в согласие и мире друг с другом и тогда богатство, любовь и удача обязательно будут сопутствовать нам.

Макошь: Древние славяне прощались и благодарили друг друга низким поклоном. Мы благодарим вас за то, что вы пришли к нам в гости и прощаемся с вами как это делали наши далёкие предки. (все участники кланяются до земли)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/332234-scenarij-otkrytogo-meroprijatija-v-gosti-k-dr

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника литературный вечер
  • Сценарий праздника ко дню папы
  • Сценарий праздника народного костюма
  • Сценарий праздника мы помним мы гордимся
  • Сценарий праздника леди совершенство