Сценарий праздника на улице синичкин день

Cкачать: Конспект НОД "Синичкин день"

МКДОУ
«детский сад «Сказка»

Пристенского
района Курской области

Конспект
непосредственной образовательной деятельности

«Синичкин
день»

 Подготовила:
Бочарова А.В.

2022г.

Цель:
познакомить детей с Всероссийским праздником «Синичкин день» и
закрепить знания о зимующих птицах.

Задачи.

Образовательные:

— познакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц;
— научить распознавать птиц по характерным признакам;


закрепить знания детей о зимующих птицах Курской области;


расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;


закрепить умение работать с ножницами.

Развивающие:
— развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
— расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по
теме;


способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания,
потребностях и способах их удовлетворения).
Воспитательные:
— воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, желание помочь им в
трудные минуты;


формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период;


создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Ход
занятия.

1.
Организационный момент.


Ребята, сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник одной очень маленькой,
красивой птички, а какой угадайте из моей загадки.

Спинкою
зеленовата,

Животиком
желтовата,

Чёрненькая
шапочка

И
полоска шарфика.

Шустро
зёрнышки клюёт

Спать
с утра нам не даёт

Голосистая
певичка –

Желтопузая
… (синичка)

2.
Основная часть.
(с сопровождением презентации)


Правильно ребята – это синичка. 12 ноября мы с Вами отмечаем праздник «Синичкин
день». С это дня птички синички и все зимующие птицы начинают прилетать поближе
к жилью человека. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник
знает».

Скачет
шустрая синица,

Ей
на месте не сидится.

Прыг-скок,
прыг-скок,

Завертелась
как волчок.

(А.
Барто)


Синички очень храбрые птички, они залетают на балконы, заглядывают в форточки
домов. Синицы самые полезные птицы, основная их польза – истребление вредных
насекомых, только одна синичка за сутки съедает столько насекомых, сколь весит
сама, особенно любит полакомиться вредными жуками и личинками.


Ребята, а как Вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?
Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они
дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз
не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах,
подкормить их, ведь птицам стало голодно.

Синичек
вереница

Летит
сюда кормиться!

Насыпим
мы для птицы

Семян,
зерна, крупицы!


Русский народ с давних пор уважает и любит труженицу синичку – защитницу
деревьев и сложил про неё поговорки: Не велика синичка, да тоже птичка. Мала
синичка, да ноготок востёр. А ещё русский народ примечал: синица к избе – зима
на двор. Синичка в окно постучит – будет известие. Когда синичка начинает с
утра пищать – ожидай мороза ночью.

Пусть
снег вокруг искрится

И
зимний ветер злится.

Поёт
не уставая

Синица
расписная.


Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в
любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с
помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже
вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры
деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек
густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

Синица,
синица

Что
тебе снится?

Зёрнышки,
мошки

Да хлебные
крошки.

— За
то, что синицы такие полезные, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают
им кормушки и специальные домики-синичники (показ иллюстрации).


Ребята, я Вас попрошу, дома, с родителями сделать кормушки, а потом мы вместе
развесим на нашем участке и подкормим не только синичек, но и других зимующих
птиц.

— А
сейчас я  хочу посмотреть, знаете ли Вы зимующих птиц, и предлагаю вам сыграть
в игру «Четвёртый лишний».

— Но
чем мы будем их кормить? Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень
прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное
яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки
фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса.


Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

1.
Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и
птицы будут сами прилетать к этому времени;

2.
Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени,
именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

3.
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное
время.

4.
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших лесах,
садах, парках.

— А
теперь ребята, я предлагаю Вам изготовить каждому свою синичку. Выполненные
нами синички будут радовать нас каждый день в группе и напоминать, что 12
ноября мы отмечаем праздник «Синичкин день».

Практическое
выполнение синички
(вырезание частей синички и создание
коллективной работы).

3.
Заключительная часть
.


Сегодня на нашем занятии мы познакомились с праздником «Синичкин день». Много
нового и интересного узнали о синичках. Узнали приметы, которые необходимо
выполнять при кормлении зимующих птиц.

— А
синички, изготовленные нашими руками, всегда будут напоминать нам о  празднике.


Вам понравились наши синички?

БДОУ «Детский сад № 236» г. Омск

Сценарий праздника «Синичкин день

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/39361_48f7ae4c1aa29886e5b37cb8f9c19664.jpg.jpg

Воспитатели:

                                                                                                  Иванова А.О.

                                                                        Мартынова Т.В.

Синичкин день. Сценарий для дошкольников 5-7 лет.


Аннотация: Сценарий праздника- конкурса предназначен для воспитанников старшей и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений. Мероприятие приурочено к Синичкиному дню, который отмечается по народному календарю 12 ноября и посвящено видам зимующих птиц. Данная разработка может быть использована воспитателями, музыкальными работниками дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для подготовки и проведения мероприятий естественнонаучной направленности.
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах.
Задачи: 

1. Актуализировать и пополнить запас знаний детей о видах зимующих птиц, их значении для человека и для природы, видах корма для разных птиц;
2. Воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека;
3. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Ход мероприятия. 

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады встрече с вами, и сегодня эта встреча посвящена удивительному миру наших пернатых друзей. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом

По дороге по прямой шла зима с морозами

 Шла зима с морозами, снег стелила розовый.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи , скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые , а с нами остаются другие птицы,. Сегодня мы их поприветствуем

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».


Ребята, а какой же праздник без самой главной героини — синички? Давайте её позовём.
Дети:
Си-нич-ка!
Си-нич-ка!
(входит синичка в костюме)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/39361_0bac3d2d24b86d0cf32e336f3c6d4314.jpg.jpg


Синица: 

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? Все лето я жила в лесу. А сейчас за окном поздняя осень, и мои перелетные собратья уже улетели на юг, в теплые края. Как вы думаете, ребята, почему некоторые птицы покидают осенью родные края? (ответы детей).

 Правильно, друзья, потому что с наступлением осени птицам не хватает корма. А мы, птицы оседлые, к зиме перебрались в город, поближе к жилью человека, которого совершенно не боимся и даже надеемся на его дружбу и помощь.
Ведущая:

 Синицы, ребята, очень полезные птицы. Весной и летом они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки эта маленькая пташка поедает столько вредных для растений насекомых, сколько весит сама.
Синица:

 Спасибо вам, друзья, что цените меня! А теперь я хотела бы познакомиться с вами!
(Дети рассказывают о других зимующих птицах Омской области: сорока, воробей, голубь, снегирь, свиристель, ворона итд.).

Дети читают стихотворения(сорока, воробей, снегирь,голубь,ворона)
Синичка:

 Какие вы молодцы, ребята, что не забываете и других моих зимующих собратьев! Спасибо вам за ваши яркие и запоминающиеся выступления. Сразу видно, что вы пернатым – добрые друзья! Оседлых птиц вы знаете, а перелетных узнать сможете?
Ведущая: Конечно, не забыли, Синичка. И сейчас мы с ребятами тебе это докажем. Наш следующий конкурс – конкурс загадок о перелетных птицах.


Загадки о перелетных птицах.
1.Черный, проворный,
Кричит «Крак!»,
Червякам враг (грач).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/39361_9bce7b45e2b1cb0c856be594238015e8.jpg.jpg


2.Спереди- шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Сзади-белое полотенце (ласточка).

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/39361_4a2caeec2dcd9e0e0f7e095be1ed66e0.jpg.jpg


3.Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (уточка).

4.Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней.
Кто же это? (соловей).

5.Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Хочет прямо полетит,
Хочет- в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).

6.Я веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке,
К вам весной я прилетаю,
Сразу домик обживаю.
Вместе с солнцем я встаю,
Ем жуков, росинки пью (скворец).

7.Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду –
Чужим их сбуду (кукушка).

Синичка: 

Ах, какие вы, ребята, молодцы! Всех птиц перелетных узнали.Ведущая: 

Да, синичка, ребята наши не только много знают о вас, но и готовы помочь пернатым друзьям в холодные и суровые времена. Посмотри, какие чудесные и удобные столовые для зимующих птиц приготовили воспитанники детского сада.
Синица:
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)
Демонстрация кормушек.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/39361_910fc0cf19b70993a69e1fe0c73b16d0.jpg.jpg


Синичка:

 Спасибо вам, друзья за вашу доброту, за вашу заботу, за помощь нам, пернатым. С такими отзывчивыми помощниками нам и сибирские морозы не так страшны. Ведь из 10 синиц зимой выживает 1-2. А если все ребята вокруг будут помогать моим сородичам, то и весной мы в долгу не останемся- будем беречь ваши сады и леса от вредителей растений, радовать вас своим пением!


Ведущая: 

Ты права, Синичка, без помощи людей оседлым птицам приходится зимой трудно, ведь птицам страшен не холод, а голод. А знаете ли вы, каким кормом подкармливать тот или другой вид птиц? Давайте поиграем с вами в игру «Птицы в гнездышках».

Игра «Птицы в гнездышках».

Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда».( стульев на один меньше)

  1. По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями.
  2. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул. МУЗЫКА

Молодцы все участники, а самые громкие аплодисменты вот этой шустрой птичке, моей сестричке

С песней праздник веселее,

Без неё нам жить нельзя,

Потому на конкурс песни

Приглашаю вас, друзья!

У каждой птички своя песня

Давайте вспомним, как они поют

Утки- кря, кря, кря

Вороны- кар, кар, кар

Совы- ух, ух, ух

Воробьи- чик- чирик

Дятел – тррр – тррр

Синица- тинь, тинь

И сейчас каждой группе нужно спеть песню « В траве сидел кузнечик»

 как ворона

 как утка

А сейчас, обе команды вместе. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе «Синичкино

Игра « Накорми птенца»

От каждой группы приглашается по 5 ребят. Каждый получает мячик, его задача — попасть им в гнездо (ведерко) музыка

Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно?

И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Вот забавная задача ожидает смельчаков

Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов

Вам задачка от синички такова

Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели

К нам синицы прилетели

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:

1.Какие птицы прилетали на кормушку?

2. В какой день недели прилетали вороны?

3. Сколько ворон прилетало?

4. Чем лакомился голубь на кормушке?

5. Чем угощались сороки?

6. Сколько было сорок на кормушке?

Молодцы, и с этим заданием справились


Игра «Птичье кафе».
Каждой команде выдается по одной карточке с изображением зимующей птицы и несколько контейнеров с различным кормом. Команде следует за 2 минуты составить меню именно для своего «птичьего клиента», то есть подобрать корм для того вида оседлой птицы, который изображен на выбранной карточке.

1.Синицы: несоленое сало, нежареные семена подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, конопли, крошки белого хлеба (злаковые и серый хлеб – не едят);
2.Снегири, свиристели: плоды рябины, калины, боярышника, крушины, черемухи, клена;
3.Воробьи, голуби: пшено, овес, пшеница, просо, подсолнух, хлебные отходы;
4. Дятлы: шишки, желуди, орехи, семена подсолнуха;
5. Поползни: несоленое сало, мясо, подсолнух.

Синичка:

 Спасибо вам, ребята, за угощение! Надеюсь, что вы не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь нам, зимующим птицам, ваша забота необходима! Вы сегодня постарались на славу, порадовали нас не только своими знаниями, творческим подходом, но и бережным отношением к живой природе! Молодцы!
А теперь, , давайте поиграем в веселую игру

 «Прилетели птицы».

Ведущая: 

Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» вдруг попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, стрижи,
Галки, макароны,
Аисты вороны…

Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
Аисты вороны…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки…

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Гаички, кукушки…
Есть такие птички гаички, кстати, мои родственницы, ведь и синички бывают разные!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижы,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы плюшки…
Верно, плюшки – не птицы, а вот если к ним добавить всего одну букву «С» в начале, то получатся сплюшки, а это уже птицы. Это вид сов. Как думаете, почему их так назвали? Правильно, потому что они спят днем. Молодцы! Никого не пропустили!

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/39361_cf05f012f3140cc3cb3a4173bc0579c3.jpg.jpg

Синичка:

Молодцы! Не забывайте, что в кормушке регулярно нужно подкладывать корм, и этот корм я вам тоже дарю

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну

А вам от меня домашнее задание, сделать дома кормушки и принести их в детский сад.

Ну а я с вами прощаюсь, увидимся на кормушке!

Сценарий развлечения «Синичкин день»

(старшая группа)

Цель: Расширить и обобщить представления детей о народном празднике «Синичкин день»

Задачи:

Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день»
Расширить представления о перелетных и зимующих птицах.

Познакомить детей со звуками, которые издают птицы.

Развивать у детей познавательный интерес, внимание.

Способствовать воспитанию любви к пернатому миру.

Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года.

Оборудование: презентация по содержанию конспекта, корм для птиц, деревянные ложки, 2 кормушки, обручи по количеству детей, картинки: снежинка и солнышко, фонограмма песни «Воробьиная дискотека» Ю.Антонов

Ход:(дети входят в зал и садятся на стулья)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Вот и отшумела золотая осень, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. И сегодня мы посвятим нашу встречуудивительному миру пернатых друзей. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Но улетают от нас одни пернатые, а к нам прилетают другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Педагог: А сейчас узнаем, знаете ли вы названия птиц. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то сразу начинаете топать.

Игра «Прилетели птицы»

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …(Дети топают).
Что неправильно?

Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!.. (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, куницы!.. (Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи …(Дети топают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …(Дети топают).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи.

Все вы молодцы! Замечательно, справились с заданием.

А это что за птичка? (слайд 1)

Правильно синичка. У нее грудка желтая. Что она несет в клювике? (Травинку)

(слайд 2) Свила синичка гнездо, снесла яйцо. Подошло время, кто-то в яйце застучал.(слайд 3) Хлоп – разломились скорлупки. Появились птенчики.

(слайд 4) А под крышей дома, вывела птенцов мама-воробьиха.

(слайд 5) И синичка, и воробьиха, любуются своими птенцами: «Ай да хорошие! Ай да пригожие!»

Воробей в пальтишке сером

Прошагал по крыше смело,

А синичка на карниз

И вышагивает на бис.

Физкультминутка « Шустрая птичка».

(около стульчиков)

Скачет шустрая птичка          (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,      (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,        (присели)

Почесала клювом грудку,       (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,     (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири                             (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

(слайд 6) Пока синичкины малыши в гнезде сидят, мама-воробьиха своих птенчиков учит летать да зарядку делать.

Прыг-скок, прыг-скок

Ножки как пружинки

Начинается урок

С маленькой разминки.

(слайд 7, 8) Упражнения под песню «Воробьиная дискотека» Ю.Антонов.

Тут на улице появился кот. (надеть шапочку кота ребенку) Он сразу погнался за воробьями.

(слайд 9)Игра «Воробьи и кот»

Улетели воробьишки от кота. А мама синичка своим птенчикам наказала: «Никогда не приближайтесь к коту. Он наш враг.»(слайд 10) И стала учить маленьких синичек добывать себе еду – червячков, букашек ловить – и с дятлом дружить. (слайд 11) Ведь он достает из-под коры деревьев разных червячков.

(стих сопровождается передачей ритма на ложках )

— Вынь-вынь, вынь, вынь, вынь

Червяка из глубины,

Кинь-кинь, кинь, кинь, кинь

На дорожку у сосны.

Накорми подруг.

— Тук-тук-тук!

(слайды 12, 13, 14)Ритмическая игра «Червячки»

(слайд 15) Научились маленькие синички червячков добывать и из гнезда вылетать.

Игра «Синички в гнездышках»

(Дети стоят в обручах, – это их «гнезда».
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» под музыку вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться в свои обручи. Кто не успел занять обруч, садится на место.)

Пришла зима. Она засыпала землю белым снегом. А воробьи и синички уселись на провода, залюбовались белой сказкой зимы. (слайд 16)

На проводах, на проводах

Черненькие ноты.

Быть не может, что ты.

На проводах, на проводах?

Просто это птицы:

Воробьи, синицы,

На проводах, на проводах

Песни распевают,

Перелетных птиц встречают. (слайд 17 и 1-5 клик)

Дети слушают голоса птиц и соответствующие им изображение на слайде.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Ребята, карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными — к солнышку или Мальчики – зимующие птицы, девочки – перелетные.

Но вот ударили морозы. Не могут птицы букашек из-под коры вытащить. Холодно птицам, голодно им. Как же мы, ребята, можем помочь зимой птичкам? (ответы детей)

(слайд 18)

Птичий домик, птичий домик

Нам сосед вчера принес.

Мы повесим этот домик

Между двух сестер-берез.

В этой маленькой столовой

Будет полочка полна.

Здесь воды прозрачной вдоволь,

Вдоволь крошек и зерна.

Птичьи вкусы и привычки

Хорошо знакомы нам.

Прилетайте в гости птички,

Рады будем мы друзьям.

Игра «Наполни кормушку»

Славный у нас получился праздник. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них приготовили кормушки.
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами! А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпим корм. Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».

ВЕЧЕР ИГР

фольклорное развлечение «Синичкин праздник»

Шувалова Римма Наильевна

музыкальный руководитель, МКДОУ

детского сада № 14 г. Лузы Кировской области

Образовательные области: Музыка, Познание, Социализация, Чтение художественной литературы.

Цель: Расширить и обобщить представления детей о народном празднике «Синичкин праздник»

Задачи:

•Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа, знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками;

•Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

•Создавать условия для развития творческой фантазии, воображения, памяти.

•Обогащать музыкальные впечатления детей.

•Закреплять навыки выполнения музыкально — ритмических движений, знакомить с новыми элементами хоровода и русских плясок.

•Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.

  • Воспитывать желание правильно вести себя в природе, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с детьми разного возраста в процессе совместной деятельности.

  • Расширять и систематизировать представления детей о природе, о зимующих и перелетных птицах, о диких животных.

  • Создавать условия для закрепления умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Историческая справка:

12 ноября — «Синичкин праздник».

Считается, что в этот день прилетают зимние птицы: синицы, снегири, сойки, чечетки, свиристели и тр.

На Руси синиц привечали всегда, зная, что эта небольшая пичужка уничтожает громадное количество вредителей. Свое отношение к этой птичке народ выразил в многочисленных пословицах и поговорках:

-«Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит»,

-«Синичка пищит — зиму вещит, холод накликает»,

-«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,

-«Синица — счастья синяя птица»,

-«Бойкая синичка — воробью сестричка»,

-«Хлопотунья синица — сада защитница».

Традиционно в «Синичкин день» дети мастерили кормушки для птиц, вывешивали их и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Обычно в этот день проводились гуляния, устраивались посиделки и вечерки.

Главные герои:

Хозяйка – воспитатель группы

Хозяин — музыкальный руководитель

Участники фольклорного развлечения:

Дети старшей группы (15.30)

Дети подготовительной к школе группы (16.00)

Предварительная работа:

  • Беседа о характерных признаках осени, зимы.

  • Знакомство с пословицами про осень:

*«Осень и дет и дождь за собой ведет»,

*«В ноябре зима с осенью борется»,

*«Осенью шерсть у зайца побелеет, скоро наступит зима»,

*«Свистит снегирь – скоро зима будет»,

*«Теплая осень к долгой зиме»,

*«Невелика птичка-синичка, а свой праздник помнит»,

*«Синичка пищит — зиму вещит, холод накликает»,

*«Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,

*«Синица — счастья синяя птица»,

*«Бойкая синичка — воробью сестричка»,

*«Хлопотунья синица — сада защитница».

  • Знакомство с приметами о синицах:

*«Синица начинает с утра пищать, ожидай сильного мороза!»

*«Синица пищит – зиму вещает!»

*«Синица запела – тепло ворошит!»

  • Знакомство детей с правилами поведения в лесу.

Оборудование:

-много маленьких карточек – фишек с птичкой синичкой;

-иллюстрации птиц;

-шапочки перелетных и зимующих птиц одинаковое количество;

-фонограмма пения птиц;

-обруч, гимнастические «косички» — червяки;

-корм для птиц — получает победитель, тот кто наберет большее количество карточек «птичек»

***Под легкую русскую народную музыку дети вбегают в зал и садятся на стульчики их встречает Хозяйка и Хозяин.

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, милости просим вас в гости.

Хозяин: Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Хозяйка: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал.

Хозяин: Да нет, пугать никто не пугал. Просто, пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Хозяйка: С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день?

Хозяин: Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Хозяйка: Вот и мы с вами поиграем и порезвимся. Но вначале для разрядки, угадайте вы загадки. Вы моих пернатых друзей — угадывайте поскорей!

(показывает иллюстрации птиц)

(Ребята, угадавшие загадку, от Хозяина получают карточку с синичкой или другой зимующей птичкой)

**Кто приклеил майским днем, рукавичку над окном,
Поселил в неё птенцов, непоседливых жильцов? (Ласточка)
**Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (Грач)
**В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Зимовать не улетает, под карнизом обитает (Воробей).
**Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым- лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
**Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)
**Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
**На окне дремала птица: «Галка-галка, что вам снится?”

Отвечала птица сонно: «Я не галка, я ….(Ворона)
**Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (сова)
**Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворец)
**Эта птица никогда, для птенцов не вьет гнезда (кукушка)
** Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)

Хозяин: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
Ну вот, а синичка, не одна прилетела, слетелась к нам целая птичья стайка, друзья!

Хозяйка: А ну-ка внимательно посмотрите, все ли птички остаются вместе со мной зимовать? Выбирайте «шапочки» птиц, надевайте себе на головку.

(дети выбирают шапочки птиц и надевают на голову)

Хозяйка: Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птичек.
По моей команде зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих.

***Игра «Прилетели птицы»

Дети летают по залу врассыпную, по команде все в стаю зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую.

Хозяин: Ну что все правильно? ………………..получают карточку

Хозяйка: Ну, что ж, птички выходите в круг, и посмотрим, кто из вас друг друга перепляшет. Какую «птичку» назову те выходят в круг и пляшут, чур, движения не повторять.

*** «ВЕСЕЛЫЙ ПЕРЕПЛЯС»

Хозяйка называет птичку, та вылетает в круг и танцует, затем другая и д.т. Кто кого перепляшет

………получают карточку кто не повторил движения другой «птички»

Хозяйка: Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Мухи

и стрижи …

Дети топают.

Хозяйка: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Хозяин: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Хозяйка: Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы: Голуби, синицы.

Аисты, вороны, Галки,

макароны!..

Дети топают.

Хозяйка: Молодцы, начинаем снова:
Прилетели птицы: Голуби,

куницы

!..

Дети: Куницы – вовсе не птицы.

Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Страусы,

чижи …

Дети: Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи,

Комары,

кукушки …

Дети топают.

Хозяйка: Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи, воробьи, кукушки,
Черные грачи, Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!

…………… получают карточку те, кто сам угадывал

Хозяйка: А назовите – ка мне пословицы и поговорки связанные с синичкиным

праздником.

*** ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

…………………………..получают карточку с синичкой

Хозяин: 1,2, 3, 4, 5, я сейчас иду считать, кому 5 сейчас скажу, в круг я выйти порошу

(Дети выходят со своими стульчиками)

*** Игра «Птицы в гнездышках»
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда» (стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.

………………………………получают карточку с синичкой

Хозяин: Молодцы все участники, а самые громкие аплодисменты вот этой шустрой птичке.
Хозяйка: С песней праздник веселее, без неё нам жить нельзя,
Потому на конкурс песни приглашаю вас, друзья!
У каждой птички своя песня, давайте вспомним, как они поют:

***ИГРА: «Как поют птички»

Дети произносят как поют птицы
-Утки- кря, кря, кря
-Вороны- кар, кар, кар
-Совы- ух, ух, ух
-Воробьи- чик- чирик
-Дятел – тррр – тррр
-Синица- тинь, тинь ……………….получают карточку

Затем дети отгадывают фонограмму пения птиц

…………………………………..получают карточку с синичкой

Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе «Синичкино”.

***Игра « Накорми птенца»
приглашается по 5 ребят. Каждый получает «косичку» — червяка, его задача- попасть им в гнездо (обруч)


……………………………..получают карточку с синичкой

Хозяин: Молодцы, ребята! А сейчас объявляется конкурс на лучшее чтение стихов о Синице и о птицах.

***СТИХИ:

Ребенок: «Синичка»

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день – не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень. Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек».

Ребенок: Слышу я: звенит синица средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица, вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем, хоть зимы он нам пророк —
Дышит благодатным счастьем твой веселый голосок.

Ребенок: «Воробей» Е. Авдиенко

По приказу воробья в полном сборе вся семья.

Начинается урок Физ-культ-уры!

Наблюдают петухи, куд-кудахчут куры.

Во дворе на бревнышке прыгают воробушки:

Прыг-скок! Прыг-скок! Ножки как пружинки.

Начинается урок с маленькой разминки.

Ребенок: «Дятел» И. Токмакова

-Вынь-вынь, вынь, вынь, червячка из глубины,

-Кинь-кинь, кинь, кинь, кинь, на дорожку у сосны.

Накорми подруг! Тук-тук-тук! Тук!

Ребенок: Белая голyбка, голyбая юбка,
По воде ходила, юбкy замочила.
Сизый голyбь говорит:
— Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
— Ах, ты, моя бедная!

Ребенок: Кто не знает снегиря, птичку необычную?
Чуть побольше воробья, больше и синички он.

В парках и в лесах живет, на зеленых улочках.
Очень тихо он поет, как играет дудочка.

Снегиря увидеть трудно летом за  густой листвой.
А заметен  красногрудый только зимнею порой.

…………………………………..получают карточку с синичкой

Хозяин: Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Хозяин: Молодцы! Не забывайте, что в кормушке регулярно нужно подкладывать корм.

Ребенок: Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Ребенок: Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Ребенок: Приучите птиц в мороз к вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Хозяин: А вам от меня домашнее задание, сделать дома с папой кормушки и принести их в детский сад. А сейчас подведем итог и посмотрим, кто из вас сегодня победителем слал.

с начало выходят те дети, у которых 1-2 карточки, их приветствуют, затем дети у которых -3, 4, 5, 6, победителем становится тот, у кого больше.

-Хозяин вручает победителю баночку с кормом для птиц.

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами.
  2. Закрепить знания о том, какие звуки издают
    птицы.
  3. Развивать у детей внимание
  4. Закрепить умение распознавать птиц по
    издаваемым звукам, способам передвижения.
  5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к
    зимующим птицам.
  6. Развивать умение соотносить изменения в
    природе с жизнью зимующих птиц.

Ход праздника

(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”.
На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц,
плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах
– меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка –
Природа в русском народном костюме. (далее – М.П.))

М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря
включили эту музыку “Как прекрасен этот мир,
посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться
и оглядеться вокруг. Да, он действительно
прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок.
Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда,
спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда
случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из
загадок природы.

Необычайно удивительным миром природы
является мир пернатых. Птицы населяют все уголки
нашей планеты. Они радуют нас красивым пением,
разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир
был бы скучен.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается
Синичкин день, т. е., день встречи зимующих
птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про
птиц, загадывали загадки, играли и просто
любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что
синица – божья птица считается на Руси. Раньше в
старину на неё гадали: бросали крошки хлеба,
кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала
станет клевать сало, то в доме будет вестись
живность, если станет клевать крошки хлеба-то
будет в доме достаток.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!

Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте
её позовём.

Дети:

Си-нич-ка

Си-нич-ка

(входит синичка в костюме: футболка жёлтая,
синяя юбка, на голове кокошник)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада,
что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня
в своих садах и огородах, на улице? А может быть
кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на
стене рисунки обо мне, да какие разные, какие
хорошие. А не объявить ли мне конкурс на
лучший рисунок Синички.

(хозяева рисунков защищают свои произведения).

Синица: Молодцы, ребята! Хорошие рисунки, но
мне особо понравились вот эти (показывает самые
хорошие и награждает ребят)

М.П. Дорогая Синичка, послушай, что мы про
тебя знаем.

(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник
Синички)

1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У
этой птички жёлтая грудь, через всю грудь
проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная.
Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим
отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты
не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до
ночи.

2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это
оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к
жилью человека, они совершенно его не боятся.
Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в
форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах
деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней,
под отставшей корой старых деревьев и среди
коряг. А живущие в парках и садах селятся в
синичниках или походящих закрытых постройках.

1 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо
синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя
на гнездо)

Дети: Из тонких веточек, сухих стебельков
трав, мха, лишайников, лоток устлан конским
волосом, шерстинками, пуховыми перьями.

2 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15
белых яичек с красно-коричневыми пятнами.
Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит
корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно.
Потомство выкармливают оба родителя. За лето
синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

3 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый
год они очищают леса и сады от вредных насекомых.
За сутки поедает столько корма, сколько весит
сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

М.П. Видишь синичка, как много мы о тебе
знаем. Знаем и то, что у тебя есть сестрички. Это: (показывает
плакат, где нарисованы разные виды синиц)
:

  • Гаичка
  • Московка
  • Лазоревка
  • Хохлатая

На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют
прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете,
отгадав загадки:

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах
    обитает, не боится он простуды, с первым снегом
    прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на
    голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

А ещё с нами зимуют и другие птицы.

  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто
    это? (Воробей)
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я
    враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
  • На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам
    снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

Послушайте стихи про зимующих птиц.

Синицы

Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.

Голуби

Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?

Снегири

Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

М.П. Молодцы, ребята, за стихи. Ребята, а вы в
приметы верите? (ответы детей)

В старину по приметам определяли погоду.

  1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
  2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к
    морозу.
  3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  4. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
  5. Ворона кричит зимой – у метели.
  6. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  7. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к
    морозу.
  8. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат — к
    ясной погоде.
  9. Воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед
    метелью.
  10. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед
    снегом; садятся на землю – к оттепели.
  11. Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят
    хвостами – к метели.

М.П. (Синичка что-то шепчет на ухо М.П.)

Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была
в городе, там на площади птичий бунт, и птиц
видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь
перелётные птицы должны давно улететь в теплые
края. Давайте им поможем улететь.

Игра “Зимующие перелётные птицы”


Описание игры: Ведущий каждому ребёнку
даёт название птицы: кому перелётной, кому
зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка,
ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова,
попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны
собраться в одну стаю, а перелётные – в другую.
Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если
есть, то с криком выдворяют.

М.П. Итак, у нас все перелётные птицы
собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает
их по головам)

Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она?
Давайте её поищем.

Игра “Найди птицу”

Картинка ласточки спрятана на стене между
синичками. Дети ищут. Кто найдёт, получает приз.

М.П. Хоть зимой и холодно, но наши птицы
радуются каждому солнечному деньку и с
удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим
Птичий концерт.

Игра “Птичий концерт” (На
внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся
название птицы, затем сказать, как они поют:

  • Воробьи – чирик – чирик
  • Синицы – тинь – тинь
  • Ворона – кар – кар
  • Дятел – тррр – тррр
  • Снегирь – дю – дю – дю
  • Клёст – цок – цок – цок
  • Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел
кузнечик”. Каждая птица по строчке.

М. П. Славный у нас получился концерт. Я
думаю, что после такого концерта наши птицы
сильно проголодались. Надо бы их пригласить в
кафе “Синичкино”. Мы специально для них
составили праздничное меню и приготовили
кормушки.

Ребята вы тоже попробуйте синичкино меню.
(Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха).

А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю
создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3
человека ответственных за наполнение кормушек)

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим
пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10
синиц выживает до весны только 1. И наша с вами
задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим
зимующим птицам.

Синица:

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю Синицын)

М. П. Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и
подкармливать птиц, готовиться к встрече
перелётных птиц, весной, изготовить скворечники,
продолжать в кругу семьи знакомиться с
произведениями детской литературы о жизни птиц.

А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и
повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем
сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка,
птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

(Пока дети развешивают кормушки, педагог с
дерева снимает письмо от Деда Мороза).

Это письмо мы прочитаем на следующем занятии.
До встречи!

31.01.2017

Сценарий досуга с детьми старшей группы «Синичкин день»

Тюкавкина Валентина Викторовна

Продолжать знакомить с зимующими и перелётными птицами.

Оценить




2471

Содержимое разработки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №70 комбинированного вида»

Сценарий досуга для детей старшей

группы «Синичкин день»

Составители:

Воспитатели:

Тюкавкина Валентина Викторовна,

Сизганова Ольга Александровна.

Музыкальный руководитель:

Огарёва Людмила Алексеевна

Саранск 2016г

Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

Задачи:способствовать воспитанию любви к животному миру, пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время; закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения; развивать у детей познавательный интерес, внимание, умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц.

Ход развлечения:

Звучит песня «Осень наступила» (С. Насауменко), дети входят в зал.

Первый ведущий (Валентина Викторовна):Здравствуйте, дорогие ребята!!!

Вот и наступил последний осенний месяц – ноябрь. Осень близиться к своему завершению, поредели кроны деревьев, и вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. Как только, на улице похолодало, пришла пора перелетным птицам покидать родную сторонушку, лететь в далекие теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю нашу Родину покидают все остальные перелетные птицы.

Улетают к югу птицы:
И грачи, и журавли,
Остаются лишь синицы,
Воробьи и снегири.
И сороки остаются,
Не летят с родной земли.
Лишь весной опять вернутся:
И грачи, и журавли.

Второй ведущий (Ольга Александровна):

– Дорогие ребята! 12 ноября в нашей стране отмечается Синичкин день, установленный по инициативе Союза охраны птиц России. Он имеет давние традиции.

– В старину в этот день на Руси отмечали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других.

Наши предки встречали этот праздник шумно и празднично: развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синичек – сало, устраивали по избам посиделки, на которых рассказывали стихи про птиц, загадывали загадки, играли или просто выходили на улицу любоваться зимними птахами.

Почему Синичкин день назвали Синичкиным?

Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё даже гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет благополучно жить любая домашняя живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Дети читают стихи про синицу:

Первый ребёнок:

Ей на месте не сидится,

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте, что за птица?

Та весёлая… (синица).

Второй ребёнок:

Слышу я: звенит синица,

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем,

Твой веселый голосок.

Третий ребёнок:

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица.

Четвёртый ребёнок:

Пусть снег вокруг искрится,

И зимний ветер злится –

Поет не уставая

Синица расписная.

Первый ведущий:

– Ребята, много поговорок и народных примет посвящено этому дню!

– В народе говорили:

«Синичка невелика, а свой праздник знает», «Невелика синица, а голосок востер», «Синица – воробью сестрица», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

– Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

Второй ведущий: – Синичка – маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 сантиметров). Весь летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов.

Их у синицы бывает около 15, а выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

– Как вы думаете, почему этих птиц называют синицами? (ответы детей)

Не все знают, что слово «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц. Их стали называть так за их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».

Первый ведущий: — Давайте и мы сегодня в нашем любимом садике устроим День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

-Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Дети читают закличку:

Первый ребёнок: Синиченька – невеличенька, прилетай ты к нам из чужих краёв.

Второй ребёнок: Принеси ты нам зиму снежную, зиму темную.

Третий ребёнок: Синиченька — сестриченька, созывай снегирей и лети к нам скорей.

Появляется Синичка (музыкальный руководитель)

Синичка: -Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Вы приготовили для меня и моих подружек кормушки. Они так нужны нам холодной зимой, спасибо вам!!!

-А, в честь праздника, я приготовила для вас загадки.

(Дети отгадывают загадки про птиц, а ведущий демонстрирует их изображения).

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря).

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел).

Верещунья, белобока, а зовут её… (Сорока).

В серой шубке перовой и в морозы он герой; зимовать не улетает, под карнизом обитает. (Воробей).

Северные гости клюют рябины грозди. Так нарядны и ярки, на головках – хохолки! (Свиристели).

Второй ведущий: -Молодцы ребята! А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (из картона, или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке под музыкальное сопровождение, на сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл и выбывает из игры.

Первый ведущий: А, мы продолжаем говорить о птицах и сейчас, поиграем ещё в одну интересную игру.

Игра «Голоса птиц»

Первый ведущий: —У каждой птички своя песня. Давайте вспомним, как они поют? Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

Кар – кар! (Ворона).

Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).

Ча-ча –ча! (Сорока).

Курлы – курлы! (Журавль).

Свири свир! (Свиристель).

Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).

Ку-ку! (Кукушка).

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).

Синь-синь-синь! (Синица).

Второй ведущий: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы споем для Синички песенку.

Дети исполняют песню «Скворушка прощается». Музыка Т. Потапенко. Слова М. Ивенсен»

Первый ведущий: – Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Под снегом сложно отыскать корм. Чтобы птицы не погибли от голода, люди подкармливают их.

– Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины и другой корм.

– А синичек можно угостить их любимой едой: несоленым и слабосоленым салом, семечками тыквы, подсолнечника, арахисом и др.

– Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, – и не страшна,

Будет им зима.

Синичка: Да ребята, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся.  Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Первый ведущий: Ребята, а как мы, можем помочь птицам зимой? (Ответы детей: подкармливать птиц, делать кормушки).

Дети читают стихи:

Первый ребёнок:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень,

Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо,

Что нам кормушки

Сделал добрый человек».

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Первый ведущий: -Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица

любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Синичка: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!

Второй ведущий: Ребята, Синичкин праздник заканчивается. Предлагаю всем сейчас одеться, выйти на улицу и развесить кормушки, какие вы приготовили для птиц вместе с родителями. Потом мы с вами всю зиму будем кормить птичек, и наблюдать за ними. А сейчас скажем Синичке до свидания, прилетай к нашей кормушке как можно чаще!!!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/242200-scenarij-dosuga-s-detmi-starshej-gruppy-sinic

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие, милости просим вас в гости. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом. И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились, пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Но одни птицы от нас улетают, а другие птицы остаются с нами.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё  гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба — то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель. Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель. Давайте   вместе   отправимся   в   лес   и   поможем   Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Воспитатель. Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала. Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

  • Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке, Словно кошки не боится – собирает крошки, А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
  • Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей, Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)
  • Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
  • Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
  • Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
  • Что за птица мороза не боится, Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
  • Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Воспитатель. Всё понятно, на лесной полянке собирались зимующие птицы и обсуждали, как им пережить холодную зиму.

Стихотворение:

1. Ребёнок

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

2. Ребёнок

Другие-те народ иной:

В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи.

3. Ребёнок

К их пёрышкам взъерошенным Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

(К.Мухаммади)

Воспитатель. Сорока, а ты знаешь, что сегодня праздник – Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц? В этот день люди готовят кормушки и угощения для птиц.

Сорока. Так я тоже зимующая птица, никуда не улетаю, значит и для меня будет угощенье?

Воспитатель. И для тебя, и для других птиц.

Сорока. Полечу, расскажу пернатым, что для нас угощенье готовят.

(Сорока улетает)

Воспитатель. Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём. Споём для неё песню.

Песня «Синица»

1.Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг –скок, прыг –скок, Завертелась, как волчок.

2.Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дороги на плетень

Тири, тири, тень, тень, тень.

(влетает Синичка)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Всё короче зимний день.

Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень Ни комарика, ни мушки

Всюду только снег, да снег Хорошо, что нам кормушки Сделал добрый человек.

(Ю. Синицын)

Воспитатель. Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелѐтных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

(Дети надевают шапочки птиц перелетных и зимующих. В центре зала на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают. Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Синица. Я вижу вы   рисунки обо мне нарисовали, да какие разные, какие хорошие. Молодцы, ребята! Хорошие рисунки.

Синица. Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тѐплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель. Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синица. Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Воспитатель. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.

Игра “Птичий концерт”

Группе ребят из 5 человек даётся название птицы и они исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”.

Каждая птица по строчке.

Воробьи – чирик – чирик Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Снегирь – дю – дю – дю Клёст – цок – цок – цок

Воспитатель. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки. Я предлагаю вам приготовить торт. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Воспитатель. Первый слой будет готовить Синичка, а Яна и Ирина будут ей помогать. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все перемешать и поместить в большую емкость.

Воспитатель. Я буду готовить средний слой торта, а помогать мне будут Рита, Алѐна и Миша. Готовить будем из отварного риса, орехов и сыра. Всё перемешиваем и также помещаем в большую емкость.

Воспитатель. Алеша с Камилой будут готовить следующий слой из размоченных овсяных хлопьев и сухофруктов. Всё перемешаем и поместим в большую ёмкость.

(Выполняем задание).

Переворачиваем емкость и у нас получатся трехслойный торт. Наше угощенье готово. Когда мы пойдём на улицу, повесим кормушку и разложим наше угощенье.

Ребята, вам я тоже предлагаю попробовать синичкино меню. (Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха). А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек). Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».

1. Ребёнок

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

2. Ребёнок

Не богаты их корма: горсть зерна нужна Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

3. Ребёнок

Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

4. Ребёнок

Разве можно забывать улететь могли А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой.

Синичка. Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, что морозной зимой, всегда смогу найти корм. А мне пора, до свидания!

Воспитатель. А нам ребята пора повесить кормушки.

Автор: Пученкина Е.В.

Post Views: 549

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника купалле
  • Сценарий праздника ко дню матери мамино сердце
  • Сценарий праздника моя семья мое богатство
  • Сценарий праздника на улице рождество христово
  • Сценарий праздника культурное наследие народов россии