Сценарий праздника озера

Сценарий Славное море – священный БайкалВсе знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание: 
Цель:

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи ,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман , клей ,вырезанные рисунки; салфетки ;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара ,дети

Ход развлечения(пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала ,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море  — священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
— Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…
Байкал гневно крикнул:
— Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю»
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…           Воспитатель: Ангара-река – воды чистые, 
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине, 
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые, 
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я — красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея, 
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1.Озер так много есть на свете, 
Байкал же краше всех из них! 
Вода чиста, и свеж твой ветер.
 Там шепот сосен вековых…(Эля        )

2. Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал — он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране .Вызываю детей .

Воспитатель :Ребята молодцы справились с первым заданием.                 Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил  свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу — омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара   по очереди раздают детям жетончики  за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?( Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите  основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8.  На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все) 
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём. 
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся .)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля .)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.( На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней. )

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

 Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить                                                               Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких…
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

 Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре,  которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое, 
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло? 
Быть может, это небо за сосны зацепилось, 
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое, 
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза? 
Быть может, это солнце легло поспать под скалы, 
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина .
А что это такое, все время не в покое, 
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо, 
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться. 
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

07.09.2018

Сценарий тематического занятия «Мудрый Байкал», проводимого в рамках Всероссийского экоурока «День Байкала»

Мокшанова Ираида Викторовна

Экозанятие проводится в честь экологического праздника «День Байкала», который ежегодно отмечается в первое воскресенье сентября.
В ходе занятия обучающиеся познакомятся с байкальскими легендами, уникальным природным миром озера, узнают, что нужно делать для предотвращения его загрязнения и создадут памятный плакат с интересными фактами о Байкале. Обучающиеся узнают также о традициях коренных народов Байкала и рациональном использовании природных ресурсов.
Материалы занятия рассчитаны на обучающихся 7-11 классов.
Цель мероприятия: Формирование ответственного и бережного отношения школьников к богатствам природы и обучение простым действиям в повседневной жизни, способствующим сохранению окружающей среды.

Оценить




2023

Содержимое разработки

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «МУДРЫЙ БАЙКАЛ» В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО ЭКОУРОКА И ПОСВЯЩЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАЗДНИКУ «ДЕНЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ»

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: Формирование ответственного и бережного отношения школьников к богатствам природы и обучение простым действиям в повседневной жизни, способствующим сохранению окружающей среды.

ЗАДАЧИ:

— дать обучающимся визуальное представление об озере Байкал и погрузить в атмосферу этого уголка земли;

— познакомить с уникальными особенностями необычного творения природы;

— познакомить со связанными с природой традициями и верованиями народов, проживающих на берегах озера Байкал;

— поразмышлять вместе с обучающимися о понятии чистоты;

— выяснить, как человечество использует природные ресурсы и откуда берется мусор;

найти ответы на вопросы о том, как сохранить чистоту в каждом уголке земли, рационально и бережно использовать богатства природы и не разрушить среду своего обитания.

Форма проведения: Путешествие, рассказ, беседа

Необходимое оборудование и материалы: экран, ноутбук для демонстрации презентации в программе Microsoft PowerPoint; видеоролики; раздаточный материал (карточки), лист А4, клей; телефон с камерой (снять фото для отчета).

ПРОВЕДЕНИЕ:10 сентября 2018 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

АННОТАЦИЯ

Экозанятие проводится в честь экологического праздника «День Байкала», который ежегодно отмечается в первое воскресенье сентября.

В ходе занятия обучающиеся познакомятся с байкальскими легендами, уникальным природным миром озера, узнают, что нужно делать для предотвращения его загрязнения и создадут памятный плакат с интересными фактами о Байкале. Обучающиеся узнают также о традициях коренных народов Байкала и рациональном использовании природных ресурсов.

Материалы занятия рассчитаны на обучающихся 7-11 классов.

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)

1.Мотивация

Воспитатель:Ребята, добрый вечер! Мы начнём наше занятиес небольшого путешествия.

Просмотр видеоролика о Байкале, передающего красоту и атмосферу озера.

— Какие у вас впечатления от увиденного? Какие эмоции, мысли, чувства вызвал у вас этот видеоряд?

Обучающиеся делятся своими ощущениями, впечатлениями от увиденного, описывают свои мысли, чувства и эмоции, которые вызвал у них видеоряд.

— Как думаете, чему мы посвятим сегодняшнее занятие?

Обучающиеся называют предполагаемую тему занятия.

Да, ребята, вы правы. Наше сегодняшнее занятие посвящено уникальному природному объекту — озеру Байкал.

Байкал — удивительной красоты озеро, уникальное творение природы, кристально чистая вода… Наверное, каждый человек в большей или меньшей степени наслышан о самом глубоком озере на нашей планете. Этот узкий голубой полумесяц — озеро Байкал, находящийся почти в центре огромного материка Евразия, включён в список природных объектов, которые составляют всемирное наследие. 

В России экологический праздник «День Байкала» празднуется ежегодно. Но число (время праздника), посвящённое этому уникальному природному объекту, является «подвижным». В этом году оно выпало на второе сентябрьское воскресенье – 9 сентября 2018 г.

2. Целеполагание

Подумайте, скажите, какие цели мы будем с вами преследовать в ходе нашего экозанятия?

Ответы обучающихся.

Верно, ребята, одной из основных целей является обращение пристального внимания каждого человека на важность сохранения озера Байкал и всех других удивительных природных объектов в целом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Знакомство с уникальным творением природы – озером Байкал (Рассказ воспитателя и презентация)

Задачи:

познакомить обучающихся с физическими, географическими, биологическими и экологическими характеристиками озера, делающими его уникальным;

познакомить ребят с байкальскими традициями, помогающими многим поколениям людей учиться мудрости у матушки-природы.

Слайд 1. Титульный

Путешествия и пребывание в новых, необычных местах привлекает многих людей. Поездки в красивые места обновляют, заряжают силой, помогают по-новому посмотреть на привычные вещи, найти ответы на вопросы о себе и о мире, и чему-то научиться. Мы часто стремимся поехать в другие страны, хотя в нашей стране есть немало замечательных мест, в которых мечтают побывать люди со всего света. Озеро Байкал, безусловно, одно из таких мест.

Знаете ли вы, чем же оно так знаменито и почему становится целью путешественников? А может, и вам самим хотелось бы побывать на Байкале?

Ребята отвечают – делятся своими знаниями об озере, а те, кто хотел бы побывать или уже бывал на Байкале, рассказывают, чем их привлекает это место.

Слайд 2

Озеро Байкал – уникальное творение природы. Славное море, священный Байкал — почтительно его величают. С ним связано множество мифов, легенд и преданий, в которых оно предстаёт могучим, суровым, мудрым и животворным природным божеством, которому люди поклоняются многие века.

По сей день для учёных и местного населения остаётся множество неразгаданных тайн, связанных с жизнью озера и явлениями, происходящими внутри и вокруг Байкала.  

Нажатие клавиши Enter.

Озеро знаменито своими размерами. По площади Байкал занимает 7-е место в мировом рейтинге самых больших озер. Его площадь сопоставима с площадью таких стран, как Израиль, Армения и Бельгия.

Нажатие клавиши Enter.

По глубине Байкал занимает первое место – это самое глубокое озеро в мире. На снимках из космоса хорошо видно, что оно имеет форму полумесяца, а еще оно похоже на глаз, поэтому Байкал нередко называют «оком планеты».

Слайд 3

Стоит отметить разнообразие уникального мира байкальской флоры и фауны. Байкал можно сравнить с гигантским аквариумом, в котором, благодаря естественной изоляции, миллионы лет шёл интереснейший природный эксперимент. И результатом этого эксперимента являются более 2600 видов животных и более 1000 растений, обнаруженных в озере на сегодняшний день. Каждый год учёные продолжают находить всё новые и новые неизвестные науке организмы. Больше половины всех чудесных созданий Байкала – эндемики, то есть их можно встретить только здесь и больше нигде в мире.

На слайде вы видите, как вам машут ластами очаровательные байкальские нерпы. Эти пресноводные тюлени являются единственными млекопитающими озера. Любопытные зверьки нередко высовывают головы из воды, наблюдая за судами или людьми на берегу. Часто многочисленные группы нерп можно увидеть лежащими и греющимися на солнышке на выступающих из воды скалах.

В озере обитает около 300 видов рачков бокоплавов разнообразных форм и размеров. У них 13 пар ног разного строения и назначения. Они являются важнейшими санитарами Байкала, очищающими воду.

Байкальские губки. Можно принять их за водоросли, но на самом деле это беспозвоночные животные. Они живут колониями на подводных скалах, образуя сказочные подводные ландшафты. Губки также являются мощными фильтрами воды.

Самая удивительная рыба Байкала – голомянка, которую ещё называют рыбкой-невидимкой. Это прозрачное розоватое существо без чешуи и плавательного пузыря. Её тело на треть состоит из жира, и обитает она глубоко в толще воды. Голомянка – живородящая рыба, то есть она вымётывает не икринки, как большинство рыб, а сразу мальков. И ещё именно этой рыбкой питается нерпа.

Нажатие клавиши Enter.

Это всего лишь несколько примеров, чтобы вы могли представить, как удивителен и необычен мир Байкала.

Слайд 4

Следующий потрясающий факт и рекорд озера – это его возраст. Байкал считается древнейшим озером в мире. Дедушке уже около 25 миллионов лет.

Но дело в том, что озёра столько не живут. Они имеют свойство стареть. При самых благоприятных условиях озёра могут жить 10–15 тысяч лет, а потом они зарастают, мелеют и превращаются в болота.

Чудесным образом, несмотря на свой почтенный возраст, Байкал остаётся чистым и прозрачным. Глубина просматривается на 40 метров. Зимой озеро покрывается слоем прозрачного метрового льда, через который в не очень глубоких местах видно дно.

Как вы думаете, как воде удаётся оставаться такой чистой?

Обучающиеся отвечают.

Нажатие клавиши Enter.

Есть ряд факторов, влияющих на качество воды в озере:

Байкал подпитывают чистейшей водой множество горных рек ледникового происхождения.

Дно сформировано твёрдыми горными породами, которые не растворяются в воде и не образуют примесей. Но этого недостаточно, ведь озеро населено огромным количеством живых существ.

И главный секрет в том, что всё сообщество живых организмов участвует в поддержании чистоты, служа огромным и естественным биофильтром. Отходы одних организмов используются и перерабатываются другими. Создаётся круговорот, в котором нет ничего лишнего и ненужного, всё идет на пользу.

Представляете, в озере находится как будто бы целая планета, каждый житель которой заботится о её чистоте и благополучии, что позволяет этому особому миру существовать в две тысячи раз дольше, чем другим похожим системам. Неудивительно, что такая уникальная экосистема притягивает внимание и воодушевляет миллионы людей, которым хотелось бы научиться этой мудрости.

Слайд 5

Как же Байкал учит мудрости?

Байкальский регион с древних времён привлекал исследователей и путешественников своими обычаями, загадочными культами и мистическими сказаниями. У народов, населяющих Байкальский регион, можно встретить множество различных религий, которые живут в добром соседстве и уважении друг к другу и довольно тесно переплетаются.

На берегах озера сосредоточены священные места, где совершают свои обряды и ритуалы шаманы и буддисты. Любой природный объект воспринимается как живое существо, с которым нужно обходиться уважительно, будь то камень, цветок, гора, река или лес.

У каждого места есть свой дух, которому принято кланяться, как хозяину дома, куда вы пришли в гости. Часто на столбах и деревьях можно встретить разноцветные ленточки. Привязывая полоску материи, человек обращается к духу места со своей просьбой. Согласно местным верованиям, силы природы могут помочь человеку или наказать его за проступок.

Во что бы человек ни верил, байкальские традиции располагают его учиться мудрости у матушки-природы и строить гармоничные отношения с ней.     

2. Размышления о чистоте (10 мин.)

Цели и задачи блока: предоставить возможность обучающимся поразмышлять, поискать ответы на ряд вопросов, связанных с понятием чистоты, поделиться своими мыслями.

Слайд 6

Мы много говорили о том, чем Байкал уникален, но есть то, чем он, к сожалению, не уникален. Как и другие водные источники, озеро подвержено промышленному загрязнению от предприятий, находящихся на его берегах. Для водных организмов поступление в воду большого количества посторонних, часто ядовитых веществ становится серьёзным испытанием и нередко приводит к массовой гибели обитателей и нарушению их привычного образа жизни. Прозрачность и чистота воды в таких местах может быть утрачена на многие годы. Если не остановить сброс отравляющих веществ, экосистема не сможет самовосстановиться.

На берегах озера живёт 120 тысяч человек. И более миллиона туристов посещают Байкал каждый год, оставляя после себя сотни тонн мусора. Так что за пределами водного мира, на своих берегах, озеру ещё сложнее сохранить чистоту.

Как вы думаете, почему?

Учащиеся отвечают.

Те существа, которые живут на берегу, действуют не так слаженно, как водное сообщество, и им почему-то не удаётся заботиться о чистоте. Не нужно далеко ехать, чтобы встретиться с этим странным явлением, оно обитает в любом уголке нашей страны.

А что для вас означает чистота и от чего она зависит? Как вы себя чувствуете, когда вокруг чисто и когда нет?

Обучающиеся выражают своё мнение о том, что такое чистота, нужно ли её сохранять и как это делать.

Нажатие клавиши Enter.

Знаете, могучий Байкал притягивает на свои берега множество волонтёров, которые помогают очищать священную байкальскую землю. Люди едут за сотни и тысячи километров, чтобы убрать мусор с берегов озера.

Другие места могут не обладать такой силой и не быть такими привлекательными, но сохранять чистоту и не быть разрушенным хочется любому уголку земли.

Может быть, такие места, как великое озеро Байкал, появились и продолжают существовать, чтобы служить человечеству примером и напоминанием, и мы должны учиться у них мудрости жить долго и счастливо, не разрушая, но поддерживая среду своего обитания, которая даёт всё необходимое для жизни?

Слайд 7

У бурят (одной из народностей, живущей на берегах Байкала) одна из самых почитаемых богинь покровительствует искусствам, наукам, ремёслам и является также богиней плодородия.

Согласно мифу, сначала в мире были темнота и хаос. И видя это, богиня Янжима спустилась на землю, чтобы преодолеть хаос с помощью знаний. Только знания помогут человеку найти верную дорогу там, где она скрыта тьмой. Так Янжима наделила людей способностью чувствовать, мыслить, понимать, общаться.

Чаще всего мы разрушаем что-то не преднамеренно, а по незнанию.

Взять, к примеру, тот же мусор. Это не очень привлекательная тема. Но как мы создали то, что нам не нравится, и почему ничего с этим не делаем?

Может ли человек быть счастливым и успешным, если вокруг нет чистоты, а есть грязный воздух, грязная вода, отходы? Разве такие картины, которые мы встречаем повсеместно, говорят о прогрессе человеческого общества? Что-то здесь не так…

Слайд 8

Многие считают, что донести мусор до урны – достаточно, чтобы слыть культурным человеком, и чтобы вокруг была чистота. Но тьма незнания кое-что от нас скрывает.

Нажатие клавиши Enter.

Чаще всего мы можем создать чистоту на небольшом участке земли, а за его пределами неизбежно возникает концентрат загрязнений. Представляете, если бы обитатели Байкала так поступали? За всё время существования такого сообщества накопилось бы столько отходов, что даже рекордных размеров озера не хватило бы, чтобы с ними справиться.

В последние годы многие люди стали осознавать, что количество свалок становится критичным и пора что-то менять. Давайте, всё-таки, попробуем преодолеть хаос с помощью знаний и поискать верную дорогу для людей, вдохновившись примером обитателей мудрейшего озера.

Слайд 9

Прежде чем вещь стала мусором, мы её использовали. Перед тем как использовать, мы её купили. До того, как она попала в магазин, она была создана на заводе. А ещё до этого были добыты природные ресурсы, которые послужили материалом.

У любой вещи, оказавшейся на свалке, длинная история. И в каждой главе этой истории вещь жила, а значит, оставляла за собой след из отходов.

Как вы думаете, в какой главе истории вещи осталось больше всего отходов?

Обучающиеся отвечают.

В настоящее время 90% природных ресурсов быстро превращаются в отходы. Мы добываем их из недр Земли, однократно используем и отправляем на свалки.

При добыче полезных ископаемых может получаться в 5, 10 и даже 100 раз больше отходов, чем добытого сырья. Кроме того, мы получаем загрязнённые воду, воздух, почву и нарушенные экосистемы. Так что мусор, который мы видим в 6-й главе, – это лишь верхушка айсберга.

С другой стороны, то, как мы с ним решаем поступить, влияет на размеры всей этой рукотворной горы и связанные с ней побочные эффекты.

3. Формирование экопривычек. Просмотр социальных роликов

«Энергосбережение в доме» — 1 мин.

«Мультик про мусор» — 2 мин.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Дорогие друзья! Наше занятие близится к завершению.

У вас на столах лежат экологические карточки с картинками и текстами. Давайте сделаем из них один плакат, который станет даром «Духам природы» в благодарность за всё то, что у нас есть благодаря её щедрости.

Для этого вам нужно будет вырезать и наклеить на основу из листа формата А2 (или из 4-х листов А4, склеенных между собой) эти картинки и тексты из карточек.

Подведение итога. Заключительное слово воспитателя

Слайд 12

Верования в древние времена, которые обожествляли природу и приписывали ей сверхъестественное влияние на жизнь человека, помогали предотвращать её разрушение.

Если современному человеку сказать, что, если он бросит мусор на землю или не в ту урну, духи прогневаются и покарают его, он, скорее всего, посмеётся. Но если посмотреть с другой стороны, то ничего смешного в этом нет. Люди ощущают на себе последствия разрушительных действий по отношению к природе, потому что они – её часть. Нельзя причинить вред природе, не причинив вред самим себе. И поэтому неважно, как называть, например, причины болезней и стихийных бедствий: метафорически (оскорбление духов воды, земли, дерева, камня) или научно (последствия неграмотного обращения с отходами), – ведь неблагоприятных последствий от этого меньше не станет.

Человек ответственен за окружающий мир, за преобразование природы. Мы должны жить не одним днём, а заглядывать в будущее, руководствоваться не только своими желаниями, но и законами природы.

Каждый человек может поучиться мудрости у природы и простыми действиями внести свой вклад в её сохранение для своего же благополучия. Если маленькое простое действие станут выполнять миллионы людей, результат будет очень весомым.

Благодарим Байкал за преподанный нам урок мудрости!

Завершить наше экозанятие я хочу стихами современной поэтессы, члена Российского Союза писателей, Марии Солдатовой:

Озеро Байкал – святыня, 

Первозданна чистота.

Сохраняйте же отныне

Эти славные места!

Кто когда-нибудь поедет,

Кто когда-то отдыхал, — 

Знайте, лучшее на свете —

Это озеро Байкал.

Используемые материалы и ресурсы:

День озера Байкал. — http://ecology.md/go/aHR0cDovL3d3dy5jYWxlbmQucnUvaG9saWRheXMvMC8wLzcxOC8

Жамсаранова Н.А. Красивейшие места нашей планеты. Озеро Байкал. —
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/23/krasiveyshie-mesta-nashey-planety-ozero-baykal

Мокшанова И.В. Мудрый Байкал. Всероссийский экоурок. — http://ecoclass.me/lk/profile/

Новикова Е. Магия озера Байкал. — http://vilingstore.net/Otdyh-turizm-oteli-kurorty-c13/Magiya-ozera-Baykal-i141759

Рисунки и изображения: 

http://kto-chto-gde.ru/holidays/

https://uchportfolio.ru/29061967

https://yandex.ru/

Солдатова М.А. Произведения. — http://www.stihi.ru/

Социальные ролики:

Также вас может заинтересовать

  • Статья «Интеграция на уроках химии и биологии»
  • Мини-проект на уроках литературы как способ формирования исследовательских навыков учащихся
  • Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.
  • Программа «Патриотическое воспитание»
  • Технология индивидуализации обучения, как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

«Озеро Байкал»

Подготовили и провели:

М.А.Акопян – учитель биологии

Тема: «Озеро Байкал».

Цели: — познакомить учащихся с озером Байкал, показать его уникальность,

познакомить с животным миром озера, дать некоторые исторические

знания о Байкале;

— развивать речь учащихся, память, расширять кругозор, обогащать

словарный запас;

— воспитывать любовь к Родине, к природе, бережное отношение.

Сегодня на нашем мероприятии мы познакомимся с одним из великих озер планеты Земля – с озером Байкал (сл.№1,2,3).

Байкал слишком велик и таинственен. Для начала обратимся к географической карте.

Вот он какай Байкал! Из космоса Байкал имеет форму молодого месяца (сл.№4).

Из космоса виден древнейший Байкал,

Его полумесяц лазурный.

Он славу себе на планете снискал,

Воспет нашим временем бурным.

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Стоишь, не зная горестей и бед

Уж четверть сотни миллионов лет.

Байкал – одно из древнейших озер планеты.

А вот еще некоторые данные об этом озере: (сл.№5)

Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана. По площади Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира. Длина береговой линии 2100 км.

Глубина Байкала -1631 м.

По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

(сл.№6).

Средняя глубина озера – 745 м, максимальная глубина озера 1642 м

Но такая глубина не везде.

Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды – в нем сосредоточено около 19 % мировых запасов (сл.№7).

Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.

Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.

В Байкал впадает в среднем 336 рек и речек, а вытекает одна Ангара – приток Енисея. Самая крупная река Селенга (сл.№8,9).

Как вы думаете, почему Байкал называют Байкалом? (сл.№10).

Происхождение названия Бай – Куль (тюрк.) – богатое озеро

Байгаал – Далай (монг) – богатый огонь

Бэй-Хай (кит.) – северное море

Байкал- одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет. Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли. На Байкале нет никаких признаков старения , как у многих озер мира (сл.№11).

Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном, Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.

Легенда Байкала.(сл.№12). Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды. Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого иркута. Полюбила реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее. Эта скала,называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом.

Красив Байкал в любое время года! (сл.№13,14,15,16). Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов. Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя (сл.№17).

Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала – острову Ольхон.

На Байкале 27 островов, из которых самый крупный –Ольхон. (сл.№18)

В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала (сл.№19). Сюда по преданиям спустился с неба главный из ханов –Хаан –Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла –беркута его сын по имени Хан Шубу, который первым получил шаманский дар.

Погрузимся в подводное царство озера.

Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме. (сл.№20).

Глубина 100 м. (сл.№ 21,22)

На такой глубине встречаются бычки и хариус. Хариус – одна из самых пестрых и красивых рыб России. Вес его достигает от 500 до 1500 грамм. Обитает не только в озере, но и в реках Сибири.

Глубина – 150 м. (сл.№23)

На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 см, вес до 5 кг. Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале.

Омуль – крупная промысловая рыба весом до 3 кг. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.

Глубина 200 м. (сл.№24)

Мимо нас проплывает осетр – это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более, достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно. Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу.

Глубина 380 м. (сл.№25,26)

Вот она! Это же и есть голомянка.

Голомянка – живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.

Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты. К числу таких видов относится голомянка- розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка.

Глубина 500 м. (сл.№27)

За иллюминатором серебрястые голомянки и планарии. Очень красиво.

Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда переселенцев.

Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири (сл.№28). Он заслуженно пользуется мировой славой.

Обычны в тайге пышнохвостые белки – еще один объект пушного промысла (сл.№29).

Мы прощаемся с островом Ольхон.

Народы, населявшие берега озера, называли озеро — Байкюль, что значит «богатое озеро». И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром. В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных, 1085 растительных организмов (сл.№30,31).

По данным института Сибирского отделения РАН в озере 2630 видов растений и животных. Такое обилие органического мира объясняется большим количеством кислорода в воде.

Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Их обитатели на 2/3 эндемичны (т.е. неповторимых), то есть живут только в этом водоеме.

Байкал – пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр, голомянки, таймени с плотвой,
Сиг, омуль – эндемик Байкала.

Байкальская нерпа в тех водах живёт,
А берег – гнездовье для птицы,
Увидишь орланов и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.

В горах Прибайкалья живёт кабарга –
Олень, самый маленький в мире,
А склоны  вокруг покрывает тайга,
Богатая флора Сибири.

Немного о прибрежной природе. Тайга подходит вплотную к Байкалу и потому здесь разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем считается соболь (сл.№32).

На открытых, травянистых участках гор медведи так же находят обильный стол – различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей. Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении. (сл.№33)

Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового регулярно повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-ой декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников. Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и молодых нерпят.

В широкой полосе байкальского побережья на грани двух стихий – земли и воды находят приют обитатели, жизнь которых теснейшим образом связана как с водой, так и с сушей. Орлан-белохвост, скопа, черный коршун, несколько видов чаек, гнездящихся на островах, — основные виды пернатых, без которых берега Байкала трудно себе представить (сл.№34,35,36,37,38).

Единственный представитель млекопитающих Байкала – тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем (сл.№39). Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. . Конечности нерпы – ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями.

Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.

Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежном логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска (сл.№40). С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3 месячных, буро-коричневый – у более старших.

Нерпа-один из трех пресноводных тюленей мира. Эти животные очень любопытны, часто подплывают к судам и долго на них смотрят (сл.№41).

Конечно же всех животных не перечесть. Их много и все они нуждаются в защите (сл.№42,43,44,45).

Еще одной особенностью озера является его прозрачность – до 40 метров. Ни один водоем на Земле не имеет такую высокую прозрачность воды

(сл.№ 46,47,48).

А теперь о печальном .

Байкал – уникальное озеро, но как и у любого природного объекта у него есть свои экологические проблемы. В 1996 году озеро было внесено в Список объектов Всемирного значения ЮНЕСКО (сл.№49).

Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат. В 1966 году начал действовать БЦБК. В результате чего начали деградировать прилегающие территории озера. Отмечается усыхание тайги (сл.№50).

В сентябре 2008 года комбинат пришлось остановить. Однако в январе 2010 года было принято постановление фактически разрешающее Байкальскому ЦБК сливать промышленные стоки в Байкал, сжигать и складировать любые отходы на его берегах (сл.№51).

10 марта 2010 года общественные организации России объявили о создании коалиции «За Байкал» и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО.

(сл.№52,53).

Восточный нефтепровод. (сл.№54). Компания «Транснефть» ведет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», проходящего в районе Байкала. В итоге, при разливе нефти пострадала бы вся уникальная экосистема озера. В Иркутске 18 марта 2006 года состоялся митинг против строительства нефтепровода. В результате В.В.Путин 26 апреля 2006 года запретил этот проект. В данное время нефтепровод строят за пределами водосбора Байкала.

В 1956 году озеро использовалось в гидроэнергетике. Оно стало составной частью Иркутского водохранилища. В результате уровень воды поднялся на 1 м (сл.№55).

Кроме промышленных предприятий озеро загрязняется бытовым мусором. Регулярно проходят рейды по его уборке, но к сожалению меньше его не становится (сл.№56,57,58).

Байкал привлекает туристов со всей планеты (сл.№59). В 70 км от Иркутска располагается поселок Листвянка – самое популярное место туризма на Байкале. Отсюда берет начало большинство круизов по озеру. На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа.

Байкал один на всей планете,

Другого – просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено!

О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздыхал в ответ:

«Я жил на свете тыщи лет…

Никто меня не обижал,

Напротив, всякий уважал…

Но за последние полвека…

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится…»

Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Давно его взяли в осаду.

Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…

Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения. По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха (сл.№60).

Байкал – это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» –
Давно его взяли в осаду.

Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…

Мы, нынешнее поколение, должны сохранить это богатство, охранять природу Байкала – это значит охранять и его берега, природу всего водосборного бассейна (сл.№61).

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, ветрами споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал – святое дело:

Его судьба – у нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Здесь будет файл: /data/edu/files/i1452781907.ppt (презентация «Озеро Байкал»)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника осенины осени именины
  • Сценарий праздника один дома
  • Сценарий праздника осени ясли младшая группа
  • Сценарий праздника обряды на ивана купала
  • Сценарий праздника осени урожая