Сценарий праздника посвященного дню славянской письменности

Сценарий мероприятия ко Дню Славянской письменности и культуры.

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

СЦЕНАРИЙ

лингвистического праздника, посвящённого

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)

1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита — великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке — богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности  писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами — учителями веры в Бога.

2-й ведущий: Братья — Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец — болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

“Кирилл”: Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

“Приезжий человек”: Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

“Кирилл”: И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

“Приезжий человек”:  Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий: Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

“Приезжий человек”:  Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

“Кирилл”: Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

“Приезжий человек”: Как можно самому научиться незнакомому языку?

“Кирилл”: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне — теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности — непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату — Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий: После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий:  В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица» читает Марина Липунова)

            Так вот они – наши истоки,

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» — заявила Вселенной,

           «Я есмь!» — заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии. 

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Морев Антон и Башков Вова

Морев

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

Башков

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

2-й  ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку,  но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  — стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Читает Ильичёва Вика

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» —

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий: В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв — 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” — двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jа]-я, [jу]-ю.

1-й ведущий:  Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

» Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!


1 –чтец – Зайцев Павел
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.2 чтец – Авдеева Ксюша
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!3 чтец – Анисимова Света
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец — Морев

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

    Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец — Башков

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

    К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилли

В славянстве будут жить века!

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» — свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)?  (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее — просмотр док. фильма о слав просветителях.

Действие 1

Ведущий 1: Россия – это океан земель,
размахнувшихся на целую шестую часть света и
держащих в касаниях своих раскрытых крыльев
Запад и Восток.

Ведущий 2: Россия – это семь синих морей; горы,
увенчанные белыми льдами; Россия – меховая
щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и
цветущих.

Ведущий 3: Россия – страна неслыханных,
богатейших сокровищ, которые таятся в её глухих
недрах.

Ведущий 4: Россия – страна византийских
куполов, звона и синего ладана, которые несутся
из великой и угасшей наследницы Рима – Византии,
второго Рима, и придают России неслыханную
красоту, запечатленную в русском искусстве.

Звучит песня “Россия”

Ведущий 1:

Нет, он от века не отстал.
Здесь что ни слово – то кристалл.
Да что там слово – буквы в нем
Горят божественным огнём!

Ведущий 2:

Я прислушиваюсь к словам:
Открывается в них Россия,
Жизнь и счастье дающая сила-
Легендарная быль славян.

Действие 2

Ученик в народном костюме читает былину о
Кирилле и Мефодии. (Автор стилизации: учитель
русского языка и литературы Ермолюк Н.А.)

Былина о Кирилле и Мефодии

То не солнце всходило красное
Из-за гор, из-за леса дремучего-
На святой земле нашей матушке
Порождалися два богатыря.
И росли они в Македонии,
Набирались ума-разума в Солониках,
Постигали языки латинские,
Еще греческие да болгарские.
Изучали они арифметику,
Астрономию да грамматику.
И сам царь Византийский им кланялся
За ученость их и усердие.
Вот 15 лет братьям минуло
И еще 7 лет со остаточком —
Тут Мефодий стал военачальником.
Он созвал себе дружинушку хоробрую,
Удалых дородных добрых молодцев.
А меньшой-то брат во Царьград пошел,
Изучил там все книги латинские,
Еще греческие и еврейские,
И не стало равных брату меньшему
По уму его и учености.
Уж как первый раз он спорил с латинянином,
А второй-то раз – с венецианцами,
В третий раз ему поклонилися
Все хазарские послы и мусульманские.
И за мудрость его за великую
Нарекли Константина Философом.
И пришли к Михаилу-императору
В Цареград послы да Велеградские:
— Уж ты гой еси, император-царь!
Мы пришли к тебе от честного царя,
Ростиславом он прозывается.
Пришли с просьбой о великой милости,
Чтоб послал ты нам мужа ученого —
Пусть обучит славян он грамоте!
И призвал император Мефодия,
Константина призвал Философа,
Повелел он составить азбуку,
Просветить все народы славянские.
И составили братья азбуку,
43 сочинили буквицы,
Чтоб учились славяне грамоте,
Чтоб услышали слово книжное,
И чтоб все племена словенские
Светом разума просветилися.
То не солнце восходит красное-
Земля русская прославляется
И богатством своим, и знатностью,
Ну а пуще того – ученостью.
Имена же своих учителей
Не забудут народы словенские.
Чтят Кирилла и чтят Мефодия,
Всенародных своих просветителей!

Действие 3

Ведущий 3:

Он самый молитвенный в мире,
Он волею божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг.

Ведущий 4: Повелитель многих языков язык
российский велик перед всеми в Европе. Карл
Пятый, Римский император, говаривал, что
ишпанским языком с Богом, французским с друзьями,
немецким с неприятелем, италианским с женским
полом говорить прилично. Но если бы он
российскому языку был искусен, то, конечно, к тому
присовокупил бы, что им со всеми оными говорить
пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие
ишпанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость
греческого и латинского языка. (М.В.Ломоносов)

Ведущий 5:

Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.

Ведущий 6: Русская азбука — уникальное явление
среди всех известных способов буквенного письма.
В азбуке и только в ней есть содержание.
Праславянская азбука представляет собой
послание – совокупность кодирующихся фраз.
Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ –
я, БУКИ – буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать.
Таким образом, получается следующая фраза:

АЗ БУКИ ВЕДИ — я знаю буквы.

ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ — слово – это достояние.

ЖИВЕТЕ — значит жить в труде, а не прозябать.

ЗЕЛО – усердно

ЗЕМЛЯ- планета Земля и её обитатели-земляне.

И – союз и
ИЖЕ – те, которые, они же.
КАКО – как, подобно.
ЛЮДИ – существа разумные.

Эта часть азбуки означала:

Живете зело, земля, и иже како люди – живите,
трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.
Мыслете наш он покой – постигайте наше
мироздание.

Ведущий 7: РЦЫ – повелительное наклонение
глагола говори, изрекай, читай вслух.

СЛОВО – передающее знание.

ТВЕРДО – уверенно, убежденно.

Так три слова складываются во фразу: рцы слово
твердо – неси знания убежденно.

УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык,
обычай.

ФЕРТ – оплодотворяет.

Азбука зафиксировала различия звуков “п” и
“ф”. В середине века южноевропейцев,
произносивших “ф” вместо “П” на Руси звали
фрягами именно из-за особенностей речи. В
немецком языке слово “герр” обозначает
господин, Бог, в греческом “ иеро” переводится –
божественный, в английском HERO

Герой, а также русское имя бога – Хорос.
Выходит,что буква ХЕР имела значение
“божественный, данный свыше”.

УК ФЕРТ ХЕР: знание – дар Божий.

Ведущий 8: “ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ”
расшифровывается как “дерзай, точи, червь, чтобы
Сущего свет постичь”!

Ведущий 9: Вот оно, азбучное послание! В
современном переводе это звучит так:

Я ЗНАЮ БУКВЫ:
ПИСЬМО-ЭТО ДОСТОЧНИЕ.
ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ,
КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ,
ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО:
ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ!
ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ
СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ!

Ведущий 10: Русский алфавит – это наше
национальное достояние. Именно он отражает всё
богатство нашего великого русского языка, именно
он и есть стержень нашей культуры, нашего
самосознания, нашего бытия как русской нации.

Ведущий 11:

Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно- строгие строки,
Литая славянская вязь,
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
“ Аз есмь!”- заявила Вселенной,
“ Аз есмь!”- заявила векам.

Действие 4

Ведущий 1:

В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

(На сцене оформлен уголок монастырской кельи:
стол со свечой, книги, за столом монах)

Монах:

Ещё одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному… (читает рукопись)


В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу.
Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на
любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали.
Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную
за то, что искусству книжному меня вразумил.
Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий,
что буквы нам придумали, свет книжный принесли.

— Чу, слышу шорох. Кто здесь?

( входят три мальчика)

Захарка: Это мы, батюшка.

Монах: Заходите, чада любезные. С чем
пожаловали?

Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте
можно научиться.

Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи
будете?

Захарка: Я Захарка, Ивана- кузнеца сын.

Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.

(третий мальчик молчит)

Монах: А ты чего молчишь?

Мальчики: Это Онфимка, сирота он, нищета, без
роду без племени, а туда же, учиться.

Монах: Не горюй, Онфимка, подходи ближе. И я
когда то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у
нас в роду погибли. Отроком пришел я в
Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня
переписчиком, а зовут все меня “ библиофил”,
значит, любитель книг. Наставник мой был добрый,
устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и
стучать по дереву.

Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?

Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь
три раза, все монахи должны садиться читать.
Только был я неугомонный и любознательный. Все у
наставника своего выспрашивал, откуда буквы
взялись?

Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.

Монах: Давным-давно люди писать не умели,
посылали друг другу предметы. Послали как-то
скифы царю Дарию…

Онфимка: А кто такие скифы, батюшка?

Монах: Скифы, Онфимка, это народ, который в
древности населял юг Руси. Так вот.

Послали скифы персидскому царю Дарию (они в то
время воевали с персами) послание, в котором были
птица, мышь, лягушка и пять настоящих стрел. Долго
думали жрецы и наконец, разгадали смысл этого
письма так: “Если вы, персы, не научитесь прыгать
по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь,
и летать, как птица, то вы будете осыпаны
стрелами, как только вступите на нашу землю.

Ивашка: Здорово ведь, правда, ребята? Здесь
каждый предмет говорит сам за себя.

Онфимка: А как, батюшка, ещё люди писали?

Монах: На скалах рисунки делали – пиктография
называется.

Захарка: Интересное слово – пиктография.

Монах: Потом на сырых глиняных дощечках
клинопись делали палочками. Особенно шумеры этим
славились.

Ивашка: Я тоже могу на песке или на снегу
клинопись палочкой сделать.

Монах: Ветер подует – исчезнет надпись, снег
растает – утонешь в луже.

Захарка: А мы, батюшка, как будем писать?

Монах: Наше письмо славянское. А подарили нам
его Кирилл и Мефодий.

Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.

Монах: Ну, так слушайте. Было это очень давно – в
9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из
крупнейших провинций Византии, столицей которой
был город Солуний. В семье военного чиновника,
служившего в Солуни, росли два сына – Константин
и Мефодий. Население там было наполовину греки,
наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была
гречанкой, отец – болгарином. И поэтому с детства
у них – солунских братьев – было два родных
языка: греческий и славянский. Характеры братьев
были схожи. Они много читали, любили учиться.
Константин учился у самых знаменитых ученых. Он
освоил славянский, греческий и арабский языки,
познакомился с юридическими и медицинскими
трактатами. Друзья всерьёз стали звать
Константина Философом.

В то время прибыли в Константинополь
болгарские послы. Они попросили у Византии
прислать им священника, потому что прежде были
язычниками, а теперь решили принять
христианство. И отправили к ним Константина
Философа. Константин проповедовал им идеи добра,
советовал жить праведно, не обижать друг друга и
соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что
советы пропадут без пользы. Болгары не могли
просвещать свой разум.

Захарка: Почему, батюшка?

Монах: А потому, дитятко, что не было у них
азбуки. Император Михаил приказал составить
славянскую грамоту и перевести на язык славян
византийские книги. Сбылась давняя мечта
Константина! Призвал он своего брата Мефодия, и
они немедленно взялись за работу. Помолившись
Богу, Константин, который в монашестве принял имя
Кирилл, пошёл азбуку писать. День проходит,
другой. Догорает свеча. Обращены мысли философа к
Богу.

(на сцене появляется ученик в роли Константина
Философа)

Константин: Прошу тебя, Господи, просвети меня.
Назову букву словом известным. Тем словом, что
начинается с этой буквы. Моя первая буква будет
“аз”, что значит – я. Вторая Б – “буки”. Означу
вторую букву словом “буквы”. Третья буква В –
“веди”. Широк смысл слов моих. Добро есть хорошо.
Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ
славянский, возгордится именем своим!

Звучит “Гимн Кириллу и Мефодию”:

Мы благодарны просвещенью.
Наука – Солнце, душу грей!
Рукой отцов благословенный,
Иди в историю смелей!
Судьба нас к жизни возродила,
Творцы Мефодий и Кирилл,
Имен их время не забыло,
Народ славянский не забыл.

Сценарий праздника

«День славянской письменности и культуры»

(Классный час с презентацией)

Цель: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки,

с историей русского алфавита;

Задачи: —  развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному

языку;

— повышение образовательного уровня и расширение

читательского кругозора;

— содействовать развитию творческих способностей учащихся,

навыков актерского мастерства;

           — воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и традициям

нашей Родины, гражданственности;

Подготовка: готовится презентация; видео (караоке) детских песен; учащимся предлагают роли и раздают слова; готовятся таблички с буквами Аз, Буки, Глаголь, Добро, Мыслете. В роли второго ведущего учитель может взять ученика, или рассказывать текст сам.

Вед 1(Учитель):           Оглянись на предков наших,

(Слайд 1)                       На героев прошлых дней.

                                     Вспоминай их добрым словом —

                                     Слава им, борцам суровым!

                                     Слава нашей стороне!

                                     Слава русской старине!

                                     А преданья старины
                                     Забывать мы не должны.

(Колокольный звон)

Вед 2:               По широкой Руси —  нашей матушке

(Слайд 2)          Колокольный звон разливается.

                         Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

                         За труды свои прославляются.

Вед 1 (Учитель):    Вспоминают Кирилла с Мефодием,

(Слайд 3)                 Братьев славных, равноапостольных,

                               В Белоруссии, в Македонии,

                               В Польше, Чехии и Словакии,

                              Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

                              В Украине, Хорватии, Сербии.

Вед 2:                        Все народы, что пишут кириллицей,

(Слайд 4)                   Что зовутся издревле славянскими,

                                 Славят подвиг первоучителей,

                                 Христианских своих просветителей.

Вед 1 (Учитель): (Слайд 5) Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита — великих просветителей Кирилла и Мефодия.

Вед 2: (Слайд 6) До Кирилла и Мефодия большинство народов, в те далекие времена, не могли прочитать Священное Писание на родном языке — богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

Вед 1(Учитель): (Слайд 7) Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый Славянский Алфавит. В 863 г. византийский император Михаил отправил их к славянам в Великую Моравию по просьбе великоморавского князя Ростислава. Он просил прислать проповедников, которые бы учили о Христе на славянском языке. Чтобы успешно выполнить миссию, Кирилл создал славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться – кириллицей.

Вед 2: (Слайд 8) Первыми на славянский язык были переведены Евангелие, Апостол, Псалтырь, тексты церковных служб. На Русь славянские книги приходили из Византии и Болгарии. Археологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине Х века на Руси пользовались созданным Святым Кириллом алфавитом. Но настоящей датой рождения древнерусской книжности следует считать 988 г. — год Крещения Руси. Вместе с православной верой Русь приняла и традицию православной славянской книжности.

Вед 1(Учитель): (Слайд 9) С 1991 года по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Стихотворение «Кириллица» читает _____________________________

(Слайд 10) «Кириллица» Валентин Сидоров

           Так вот они – наши истоки

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» — заявила Вселенной,

           «Я есмь!» — заявила векам.

Вед 2: (Слайд 11) После смерти Кирилла и Мефодия славянскую азбуку не забыли. За большие заслуги, за создание славянской Азбуки Кирилла и Мефодия причислили к святым. Их стали изображать в храмах, на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держит славянскую азбуку.

Вед 1(Учитель): (Слайд 12) Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и вскоре уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке. Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есть, Ж – живете, З – зело, земля и т. д. Посмотрите, ребята! Некоторые буквы пришли сегодня к нам на праздник. Давайте познакомимся с ними поближе.

                                       (Выходят по очереди буквы)

Уч-ся (Аз): Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз». Я первая буква в алфавите. Пришла я к вам не с пустыми руками, а с заданием. Я буду называть вам первую часть пословицы, а вы её продолжите.

(Слайд 13. На слайде — продолжение пословиц вразброс).

Аз называет первую часть пословиц — ребята называют вторую часть пословицы

Сперва аз да буки, ____________________ а там и науки.
Без букв и грамматики ________________ не научиться и математике.
Век живи, ____________________________век учись.
Грамоте учиться -_____________________ всегда пригодится.
Знайка по дорожке бежит, ______________а незнайка на печи лежит.
Красна птица перьем, __________________а человек ученьем.
Мир освещается солнцем, ______________а человек знанием.
С книгой поведёшься — _________________ума наберёшься.
Ученье в счастье украшает, _____________а в несчастье — утешает.
Ученье — свет, _________________________а неученье — тьма.

Уч-ся (Аз): Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас подошло время пригласить следующую букву алфавита.

Уч-ся (Буки): (Слайд 14) Меня зовут «Буки». Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Посмотрите на экран и назовите их. (Ответы учащихся). Я передаю слово другой букве славянского алфавита.

Уч-ся (Глаголь): (Слайд 15) Здравствуйте, знатоки славянской азбуки! Меня зовут – Глаголь. Как вы думаете, ребята, что означает моё имя? (Ответы учащихся). Глаголить — значит говорить. Но, прежде чем что-то сказать, надо хорошенько подумать. Я тоже приготовила вам задания. Сейчас я буду называть старослявянское слово, а вы должны мне сказать, что оно обозначает на современном языке. Но помните: прежде чем дать ответ, подумайте.

Итак, готовы? Что означает слово ……..

Град (город)

Здравие (здоровье)

Страж (сторож)

Драгой (дорогой)

Брег (берег)

Древо (дерево)

Врата (ворота)

Злато (золото)

Власы (волосы)

Очи (глаза)

Уста (губы)

Чело (лоб)

А теперь, ребята, встречайте следующую букву…

Уч-ся (Добро): (Слайд 16) Добрый день, дорогие друзья! Я – буква Добро. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, и добро чаще встречалось на вашем жизненном пути.

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Значит, счастливы и взрослые, и дети.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить детские песни со словами «Добро», «Доброта».

                                                   (Слушают и поют песни)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поёте. Встречайте ещё одну букву славянского алфавита.

Уч-ся (Мыслете): (Слайд 17) Здравствуйте, ребята. Я буква – Мыслете. В старославянской азбуке это слово означало «думайте». Я так же, как и другие буквы алфавита, хочу с вами поиграть. Посмотрим, кто из вас умеет хорошо думать, размышлять. Ваша задача — дать правильный ответ на мои загадки. А загадки не простые, все они связаны с нашей азбукой. Слушайте внимательно.

1.Что за гласная такая,
  Не простая, а двойная,

 И поклясться я готов —
  Нет её в начале слов! (Ы)

2. Очень часто под окошком
   Воробьи у нас летают,
   Очень шумно и дотошно
   Эту букву обсуждают! (Ч)

3. С этой буквой веселей!
   Ну и как не улыбнуться —
   Повисеть можно на ней,
   А еще и подтянуться! (
П)

4. У моей соседки гусь,
   Он пугает всех сердито
   Этой буквой алфавита,
    Но его я не боюсь! (Ш)

5. Что мне делать, как мне быть?
   Как исправить мне язык? —
   Я её произносить
   Вместо паузы привык! (Э)

6. Наш барашек букву знает,
   Только чуточку смягчает, —
   Я, пока его учил,
   Сам почти её забыл. (Б)

7. Эта буква как жучок
    Растопырила шесть ног,
    И, конечно, знаешь ты,
   Что за ней не пишут «ы»! (Ж)

8. Произносите не вдруг вы
   Это слово — эту букву!
   О себе рассказ начнёте —
   Вот её и назовёте! (Я)

9. Ею можем обозначить
   Что в задачке неизвестно,
   А взглянув на всё иначе,
   В ней увидим просто крестик! (Х)

10. Врач умеет очень просто
     Наше горло проверять —
     Он всегда при этом просит
     Эту букву называть. (А)

Вед 1(Учитель): (Слайд 18) Спасибо вам, буквы, за интересные и познавательные игры. А мы продолжаем, знакомится с историей славянского алфавита. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Вед 2: (Слайд 19) Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

Вед 1(Учитель): (Слайд 20) Со 2-й половины 18-го столетия русский алфавит пополняется новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы “Э”, “Й”, “Ё”. В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

Вед 2: (Слайд 21) Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв — 33. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

Вед 1(Учитель): (Слайд 22) И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.

Стихотворение «Кирилл и Мефодий» читает _______________________


«Кирилл и Мефодий» Стоян Михайловский

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

 Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны.

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия, Кирилла

В славянстве будут жить века!

Вед 1(Учитель): Буква к букве — будет слово,

(Слайд 23)           Слово к слову — речь готова.

                           И напевна, и стройна,

                           Музыкой звучит она.

Вед 2:                     Так восславим буквы эти!

(Слайд 24)               Пусть они приходят к детям,

                               И пусть будет знаменит

                               Наш славянский алфавит!


Вед 1(Учитель) :     Ценит весь мир нашу культуру,
(
Слайд 25)                И нашу читают литературу,
                                Пусть годы проходят, проходят века,
                                Культура славянская будет всегда!

                               Братья славяне, с праздником Вас,
                               Храните, цените, культурный запас!

Вед 1: (Учитель): (Слайд 26) Итак, ребята, теперь вы знаете, что 24 мая отмечают праздник — День славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни, прославлять нашу русскую культуру, чтить традиции. Наш праздник подходит к концу, я очень надеюсь, что вам было интересно. Всем, спасибо, за внимание!

Использованная литература.

1. «У истоков славянской письменности». Сценарий учителя русского языка и литературы Колобродовой Л.И.

2. «Дорога к письменности». Сценарий лингвистического праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

3. Успенский Л.В. «По закону буквы». М., 1973г.

4. Церковнославянская грамота. Учебные очерки. СПб., 1998г.

5. Большой путевой справочник. www. infobps.ru

МОУ «Кременчугская средняя школа»

Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры

«Свет и добро святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

Составила:

учитель русского языка

и литературы

Костив Л.В.

2021 год

Цель мероприятия:

  • Сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси, знакомство с ее создателями, а также значение праздника в наши дни;

  • Формирование потребностей к изучению родного языка у школьников, развивать речь, познавательные процессы, коммуникативные, языковые, лингвистические и культуроведческие компетенции;

  • Воспитание грамотных граждан своей страны.

Оборудование: мультимедиа проектор, выставка книг, презентация.

Ведущий 1:

-Наша встреча посвящена празднику, который отмечается в нашей стране 24-го мая. Что же это за праздник? Почему этот день так важен для нас?

Ведущий 2:

-Это праздник для всех, кто говорит, пишет и читает по-русски, это праздник всех славянских народов – сербов и македонцев, болгар и украинцев, поляков и чехов, словаков, русских и белорусов. День славянской письменности и культуры. Сначала в 1980 году этот праздник стали отмечать болгары. На российскую землю праздник пришёл в 1992 году. В этот день в Москве, на Славянской площади открыт памятник братьям — просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада- знак вечной памяти.

Ведущий 1:

-Сегодня мы чтим память святых братьев, славянских просветителей — Кирилла и Мефодия, а также обращаемся к истории нашей азбуки, ведь именно с кириллицы начиналось объединение славянских племён, образование славянских государств. С азбукой связана жизнь каждого из нас.

Ведущий 2:

— Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

Ведущий 1:

-Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой.

Ведущий 2:

Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте, на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словесная строка. Е. Завьялова

Видео «Возникновение письменности на Руси»

Ведущий 2:

— Существует библейская легенда о строительстве Вавилонской башни. Строители хотели построить башню выше облаков, выше самого неба. Господь решил наказать людей за их строптивость. Люди разучились говорить на одном языке. Все заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Так Вавилонская башня и не была достроена, и время сравняло её с землёй. Как же трудно, когда люди не могут понять друг друга!

Ведущий 1:

-Сегодня не просто день святых Кирилла и Мефодия, но и день единства народа. Ведь до Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности.

Ведущий 2:

Кто же были Кирилл и Мефодий? По древнейшим жизнеописаниям известно, что отец их, по имени Лев, был греческим чиновником, а мать Мария родом была славянка. Братья с детских лет слышали греческую и славянскую речь. Жили они в греческом городе Солуни.

Ведущий 1:

Старший, Мефодий, 10 лет прослужил в должности военачальника. Успехи младшего Константина в науках были поразительны: он в совершенстве знал несколько языков, преуспел в изучении риторики, астрономии, геометрии и других науках. Когда он стал монахом, то принял имя Кирилл.

Ведущий 2:

За большие заслуги, за создание славянской Азбуки Кирилла и Мефодия причислили к святым. Их изображали даже в храмах, на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держал славянскую азбуку.

Видео «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»

Ведущий 1:

-Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки.

Ведущий 2:

-24 мая в нашей стране отмечается праздник ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. Это дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на родном языке.

Ведущий 1:

-Духовным подвигом, делом всей жизни можно назвать совершенное братьями-просветителями Константином Философом (Кириллом) и Мефодием. Они буквально «из ничего» создали письменность, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, перевели с помощью новой письменности священные тексты.

Ведущий 1:

-Славянские языки, обретя свою письменность, получили способность «покорять пространство и время», связали воедино население огромных территорий.

И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян…

Видео»Гимн Кириллу и Мефодию»

Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья Святые, Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!

Ведущий 2:

-В заключение нам хотелось бы поздравить всех вас с Праздником славянской письменности и культуры.

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (родились в г. Солуни)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь)

7. Сколько языков знал Кирилл? (22)

8.Как называли Кирилла за ум и выдающиеся способностями?  (Философ)

9. Назовите столицу Византии. (Константинополь)

10.С какого языка братья переводили церковные книги на славянский язык? (с греч.)

11.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил III)

12. Сколько лет трудились Кирилл и Мефодий в Моравии? (3 года)

13. Где похоронен Кирилл? (в Риме)

14. Где похоронен Мефодий? ( в Моравии)

15. Кто запретил изучение славянского языка после смерти братьев? (Папа Римский)

16. Что значит фразеологизм «прописать ижицу»? (высечь, наказать)

17. Сколько столетий просуществовал на Руси славянский алфавит, созданный Кириллом и Мефодием? (более 700)

18.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»? (Петра I)

19.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33)

Какими новыми буквами пополнился русский алфавит в 18 столетии? (й, ё)

20. В каком году была проведена последняя реформа алфавита? (1918)

21. Когда празднуется день Славянской письменности? (24 мая)

Литература

  • Утевская П.В. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности. –М.: Дет.лит., 1985.- 191 с.

  • Белякова А. Рождение славянской азбуки.- Студенческий меридиан.- 2002г.,№7.

  • Рапов О. Кто создал русскую азбуку? – Родина, 1994, №9

  •  Алёшина Г.Н. Аз и Буки- основа науки. Читаем, учимся, играем, 2007г.,№3

  • Завьялова Е.А. «Бегущая словесная строка».- Читаем, учимся, играем,

       2008 г., №2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника посвященного дню семьи
  • Сценарий праздника посвященного дню победы
  • Сценарий праздника посвященного дню отца
  • Сценарий праздника полет на самолете
  • Сценарий праздника подсолнуха