Сценарий праздника про удмуртию

Мероприятие "Наши соседи:Удмуртские посиделки" проводится в рамках проекта "Мы живём в России". Цель мероприятия, познакомить детей с историей, традициями, с символикой Удмуртии.. Начальные классы, Мероприятия, Мероприятие "Удмуртские посиделки"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Уральского»

Сценарий мероприятия для начальных классов

«Наши соседи Удмурты»

в рамках проекта «Мы живём в России»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Мерзлякова Людмила Флюровна

2019 год

Цель:  Ознакомление учащихся с историей, традициями, символикой Удмуртской Республики.

Задачи:

1. Расширить знания об Удмуртии;

2. Развить познавательный интерес к истории Удмуртского края;

3. Воспитать чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю.

Ход мероприятия:

Ученик 1.  Наш фестиваль в едином хороводе  

Здесь соберёт людей со всех сторон   

Земли народной сердцу милой,  

Что Родиной с тобою мы зовём.

Ученик 2 Окутанный туманом белым,
С косматой гривой смешанного леса,
Седой Урал хребет раскинул,
Европы ­ Азии завеса.
Созвучны говору людскому
Бажова сказы, дух таежный.
Дружный живет народ Урала,
Многонациональный и надежный.

Ведущий. -Добрый день! — Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Но каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом, по соседству.

Ученик 3 Русский, татарин, башкир и удмурт.
Разных народов большая семья
И этим гордиться должны мы, друзья.

Ведущий: Сегодня мы хотим вам рассказать об Удмуртии.

Ученик 1:- Умесь! (- Здравствуйте!)
Ученик 2:- Чырткемесь!
Ученик 3:— Зечбуресь!
Ученик 4: — Шудбур та коркан улисьёслы. (- Счастья жителям этого дома).

Ведущий: Мы узнали, что устаревшее русское название ­ УДМУРТов – вотяки, а 
самоназвание — укморт. Удмурты – коренное население Удмуртии (столица – город 
Ижевск).

Ученик 1. На флаге и гербе Удмуртии используются национальные цвета: красный, белый и черный.

.В центре флага ­ Восьмиконечный знак­ оберег по преданию оберегает 
человека от несчастий. 
А в центре герба ­ Образ белого голубя – символ возрождения, 
мудрости, мужества и совершенства.

Национальным цветком у удмуртов является цветок купавы­ италмас. 

Ведущий:. Существует легенда, что будто бы в цветке италмаса душа несчастной 
девушки. “Жила скромная девушка. Италмасом звали. Нравились ей цвета желтый и 
зеленый. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в желтом платье и 
зеленом фартуке и переднике. Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Но. 
Однажды из дальней деревни приехали какие­то люди, чтобы выкрасть её для своего 
богатого родственника. Выждали они её у берега Тоймы, куда она пришла на свидание к своему любимому – смелому охотнику Замбатыру.
Не знала, не ведала она, что её друг лежит связанный недалеко от места встречи. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и
спрятаться в густой траве. Она стала шептать заклинание. И все заволокло густым 
туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь 
покрылся золотыми цветками, а Италмас будто растаяла. В том месте, где лежал 
Замбатыр, появилась заросль рогоза, а похитители, видимо, превратились вместе с 
лошадьми в конский щавель. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву, 
называют Италмасом”.

Ученик 2 Ранней весной,
Будто желтый алмаз, 
Гордый и смелый
Расцвел италмас.
Маленьким солнышком

Выйдя на луг,

Светит один-

Без друзей и подруг.

Ведущий: Кроме того, удмурты проживают в Татарстане, Башкирии, 
Марийской Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях.

Удмуртия –многонациональная республика

(О костюме удмуртов)

Сегодня мы с вами познакомимся со старинным обычаем удмуртов – вечерними посиделками. В наше время никому даже в голову не придёт задуматься о том, как же скоротать ему длинный зимний вечер. Есть телевизор, книги, компьютеры, магнитофоны, видеоприставки для просмотра фильмов, разные клубы, в городах можно сходить в театры, кино, концерты, кафе, рестораны, дискотеки. Да бесконечное множество развлечений. А в старину ничего этого не было. И чтобы не было скучно, удмурты вечерами по очереди собирались друг у друга. А вот чем и как они занимались, сегодня мы постараемся узнать и показать.

Приглашаем вас в гости на национальное подворье к удмуртам.

Раньше не умели писать и читать, поэтому никто ничего не записывал, а всё передавали из уст в уста. Передаваемое народом из уст в уста называется устным народным творчеством. По другому-удмуртский фольклор

В удмуртском фольклоре большое место занимают сказки

Ведущий: Удмуртский народ создал множество песен, танцев, пословиц, 
поговорок и сказок. Сказку «Кокоринок» ­мы сейчас вам покажем.

Автор:Идёт рыжая лиса по дороге, Слайд. ЗВУК. а навстречу ей 
петух. Да такой красавец — хвост серпом, гребень пилой, рубаха на 
нём жёлтая, а под крылом плетёная корзиночка.
Увидела лиса петуха и подумала:

Лиса:«Эх, съела бы его сейчас, перышка бы не оставила. Да боюсь: люди по
дороге ходят, увидят — несдобровать мне тогда. Заманю­ка его к себе домой, там с
ним разделаюсь без помехи».
— Здравствуй, петушок, — говорит лиса сладким голосом. — Давно мне хочется с
тобой подружиться. Меня зовут Кузь­Быж — Длинный хвост. А тебя как?

Петух:— А меня Кокорикок, — отвечает петух.

Лиса:— Далеко ли ты, Кокорикок, собрался?

Петух:— Да вот на базар иду, надо бы горох купить.

Лиса:— Как пойдёшь с базара, так заходи ко мне в гости, — приглашает лиса. —
Угощу тебя на славу.

Петух:— Ладно, Кузь­Быж, приду, — пообещал петух, а про себя подумал: «С
тобой дружить — живым не быть».

Лиса:— Ну, так я тебя ждать стану, — облизнулась лиса. — Ой, как тебя зовут­
то, дружок? Я уж и забыла!
Петух:— Давай запишу для памяти. — Петух поднял с дороги уголёк и написал у
лисы на лбу: «Медведь».

Автор: Ушла лиса, а петух поглядел ей вслед и побежал домой, покуда цел.
Лиса пришла домой, села на лавочку, стала гостя поджидать, в окошко
поглядывать. Уже свечерело, а петуха всё нет. Ждала ­ждала лиса, так у окошка и
заснула.
Утром проснулась голодная и злая ­презлая.

Лиса: «Ну, — думает, — обманул меня петух. Теперь я его, как только встречу,
на клочки разорву!»

Автор: Побежала лиса искать петуха.

Бежит она по лесной чаще, а навстречу ей волк:

Волк:— Куда это ты, лиса, собралась так рано?

Лиса:— Да вот ищу обманщика… Тьфу, имя его забыла! Погляди­-ка, оно у меня
на лбу написано.

Автор: Глянул волк, а у лисы на лбу написано: «Медведь».

Волк:— А зачем он тебе? — спросил волк.

Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!Испугался волк.

Волк: «Уж если она медведя собирается на клочки разорвать, то меня и вовсе
целиком проглотит!» — подумал он и убежал без оглядки.

Автор: Тут из чащи вылез медведь.

Медведь:— Здорово, лиса. Ты чего поднялась в такую рань?

Лиса:— Да вот ищу… Тьфу, имя его забыла! Погляди­ка, оно у меня на лбу
написано.

Автор:Медведь видит, что у лисы на лбу написано: «Медведь», спрашивает:
А зачем он тебе?

Лиса:— Хочу его на клочки разорвать!

Автор: Рассердился медведь, заревел, зарычал, 
схватил лису за длинный хвост и забросил в кусты. Стукнулась лиса о
берёзовый пень, едва на ноги поднялась и, охая, заковыляла к себе 
домой. А про петуха уж и думать забыла.

Ведущий: Кроме сказок в фольклор входят и дразнилки. Раньше, когда не было конфет и сладостей, трудно было успокоить плачущего ребёнка. Поэтому придумывали дразнилки добрые, которые помогали тем, кого дразнят, становиться крепче духом и волей).

1 пинал:

— Петыр – котыр корка котыр,
Синьыс чырты, мушко йыр.

2 пинал:

— Олён – палён бутылка,
Чуштыр – паштыр попадья.

3 пинал:

— Таня-баня растабаня,
Табаньдэ мыным но вай.

А ещё удмурты очень интересно ругаются. Давайте послушаем некоторые!)

1 пинал: — Чужон кук! (Метёлкина ножка).
2 пинал: — Долкам чабак. (Удивлённая лягушка).
3 пинал: — Нюлымтэ кунян. (Невылизанный телёнок).
4 пинал: — Урмем кион. (Бешеный волк).
5 пинал: — Мунчо кузе. (Хозяин бани).
6 пинал: — Миндэр кук. (Подушкина ножка).
7 пинал: — Зызы курег. (Худая курица).

К фольклору относятся ещё песни и игры. Давайте-ка мы с вами поиграем в игры

Игра 1:

Посреди дома стоит “слепой баран”, глаза завязаны платком. Его три раза прокручивают, а игроки разбегаются по сторонам. “Слепой баран” пытается поймать их. Кого находит, тот становится “слепым бараном”.

Игра 2

Дети берутся за руки и начинают кружиться., вначале медленно, затем быстрее и быстрее. Кто валится, выбывает из игры.

Игра 3 Вумурт –удмуртский водяной:

Удмурты с большим почтением относятся к природе – к лесу, реке, родникам. Они верили, что в них живут сказочные существа, хозяева этих мест (в лесу –леший, в реке или озере водяной), которые могут как навредить, так и помочь, а иногда и просто подшутить над людьми. Среди младших ребятишек популярностью пользовалась игра «Вумурт» — (Водяной.) Острой щепочкой или палкой на земле очерчивали круг, который обозначал озеро. Выбирали ведущего – «водяного». Он «залезал в озеро» — становился в круг. Участники бегали вокруг «озера» и кричали : «Водяного нет, а людей-то много. Не поймаешь!» «Водяной» хватал зазевавшихся ребятишек, приблизившихся к «берегу», и затаскивал их в круг. Пойманные становились его помощниками. Игра продолжалась до тех пор, пока на «берегу» не оставался только один игрок.

Игра 4 – «Пось табани»

Более сложный вариант догонялок – активная игра «Пось табань» (горячие табани.) Мальчики и девочки садились в круг. Водящий обходил всех и незаметно подкладывал за спину одному из игроков какой-нибудь предмет. Например шишку. Если игрок замечал ее, менялся с водящим ролями, если нет, получал шлепок по спине – «горячий табань», то есть лепёшку.

Ну и конечно не обходилось и без танцев на таких посиделках

Танец

Так вот и коротали далёкие предки удмуртов длинные зимние вечера: вели беседы на разные темы, играли в свои игры, пели, танцевали и конечно же, занимались рукоделием, ткали, пряли, валяли валенки, делали деревянную посуду, плели корзины, лапти, туески из прутьев и бересты…

Народные артисты Удмуртии коллектив «Бурановские бабушки» выступали на международном фестивале « Евровидение 2012» и заняли 2 место. Под одну из их песен мы сейчас представим вам танец.

А какие вкусные блюда готовит удмуртский народ!

Самыми распространенными и любимыми из хлебных изделий, по
праву можно назвать кислые лепешки (табани). Табани употребляли с разнообразными подливками: топленым маслом, сметаной, слегка подсоленным творогом и др.. Табани пекли обычно по утрам в воскресенье, когда вся семья была в сборе или, когда в доме были гости. Мы приготовили вам знаменитые кислые лепешки Табани, попробуйте гости дорогие! (Рецепт в приложении)

Ведущий: На этом наше мероприятие подходит к концу. Надеюсь вам было интересно познакомиться с традициями Удмуртии .

Все вместе: Ӟечлу – До свидания!

А сейчас споём уже по традиции на песню Шире круг

Приложение

Удмуртские табани — горячие, румяные, масляные, как солнышко!


Табани, удмуртские лепешки из кислого теста, немного напоминают русские блины или оладьи.

Ингредиенты на 10 порций

  • Тесто для табаней:

  • Пшеничная мука 500 гр

  • Сахар 2 стол. л.

  • Сухие дрожжи 10 гр

  • Растительное масло 2 стол. л.

  • Вода (тесто должно быть жидким, поэтому можно использовать большее количество. ) 1 л

  • Соль по вкусу

  • Сливочное масло (для смазывания лепешек) 50 гр

  • Зырет:

  • Молоко 1 стак. (200 мл)

  • Яйца 1 шт.

  • Пшеничная мука 50 гр

  • Соль по вкусу

  • Сливочное масло 20 гр

Рецепт пошагового приготовления

  1. Продукты для приготовления теста. Воды нужно приблизительно литр, но нужно ориентироваться на консистенцию теста. Тесто должно быть жидким.

  2. Дрожжи растворить в теплой воде.

  3. Добавить сахар

  4. Добавить растительное масло.

  5. Смешать все ингредиенты.

  6. Добавить муку и замесить тесто.

  7. Тесто по состоянию должно напоминать жидкую сметану. Лучше всего начинать готовить тесто на 2 стаканах воды, а при замесе подливать воду и доводить тесто до нужной консистенции.

  8. Тесто поставить в теплое место на 2-3 часа побродить.

  9. Во время брожения за тестом необходимо следить, переодически обминать.

  10. На сильно разогретую, обязательно чугунную сковородку налить тесто, толщиной приблизительно 3-4 мм.

  11. Табань поджаривают с 2-х сторон.

  12. Каждую лепешку обязательно смазать небольшим кусочком сливочного масла

Сценарий
фестиваля «Люблю тебя, моя Удмуртия»,

посвященный
100 – летию Государственности Удмуртии.

Вед. 1 Добрый
день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас на районном фестивале «Люблю
тебя, моя, Удмуртия!», посвященном 100 – летию Государственности Удмуртии.

Этот праздник не простой,

Знают все в Удмуртии.

Этот праздник — наш с тобой,

 Славим мы Республику.

Эту дату отмечаем,

Край удмуртский поздравляем.

 Вместе пляшем и поем

 Дружно вместе мы живем.

Вед. 2  Удмуртия
любимая – наш чудный италмас

Ты золотым цветком любви, живешь в сердцах у
нас

Тобою с детства мы горды, верны тебе одной
Удмуртия любимая — наш дом родной.
Вед. 1 Удмуртию ласково называют родниковым краем. Более 7 тысяч родников
дают здесь начало малым рекам, которые встретившись в едином русле Камы,
вливаются в могучую Волгу. Здесь живет уникальный народ–хранитель традиций и
легенд. На территории Удмуртии проживает более 110 национальностей. 

Вед. 2 Нет дороже мне родного края.

В поле выйдешь, песню запоешь.

И к березке тонкой приникая.

По стволу ладонью проведешь.

Как легко, как весело, как вольно

Каждой травке радуюсь  здесь я.

Замираешь у реки невольно,

Лишь услышишь песню соловья.

(просмотр
клипа)

Вед. 1 100-летие государственности Удмуртии, это
важнейшая веха в истории становления и развития республики, которое
станет
ключевым событием 2020 года. Именно столетию Государственности Удмуртской Республики
посвящается наш фестиваль.

Вед.2 Районный
фестиваль проводится по пяти номинациям:

1.    
«По мотивам удмуртского
фольклора» —
конкурс театральных
постановок и художественного чтения
(стихи
и прозы удмуртских поэтов и писателей)

2.    
«Привет, мой край родной» — конкурс видеороликов.

3.    
«Любимый уголок родного края» —   конкурс рисунков.     

4.    
 «Удмуртия мастеровая» —   конкурс декоративно
– прикладного творчества.
     

5.     «Вокально – хореографический микс»  конкурс вокалистов и
хореографических коллективов.  

Вед. 1 Лучшие коллективы и участники отборочного тура здесь и
сейчас продемонстрируют свой талант, творчество и мастерство. Жюри, в состав которого
входят: Смирнова Ольга Викторовна – методист музея истории и культуры
Камбарского района, Юшкова Анастасия Олеговна — методист социально
педагогического отдела Дома детства и юношества, Дружинина Евгения Алексеевна —
методист отдела общего образования Управления народного образования, выявят
победителей и призеров по номинациям.

Вед. 2 Уважаемые
гости, встречаем первых участников фестиваля, обучающихся объединения
«Театральные фантазии» с театрализованной постановкой «Удмуртский свадебный
обряд»,
педагог дополнительного образования Маратканова Елена Михайловна,
Камбарский Дом детства и юношества.

Вед. 1 Удмуртский народ
очень музыкален. Недаром говорится в удмуртской поговорке: “В руках гусли, а в
сердце — песня”.

 Встречаем аплодисментами обучающихся объединения «Вокал»  с
песней «Удмуртии моей»,
педагог дополнительного образования Коротких Елена
Александровна, Камбарский Дом детства и юношества.

Вед. 2 Удмуртский народ очень
гостеприимный, хлебосольный и приветливый, удмурты всегда рады и своим старым
друзьям, и рады встрече с новыми друзьями.

Приезжайте
в гости,

От
души

Будем
рады мы желанной встрече.

Ждут
вас не дождутся перепечи,

 И
рыбалка в утренней тиши.

Встречаем следующих участников фестиваля со
сценкой «Почему у пчелы много меда, у осы немного, а у шмеля совсем нет»,

руководитель Климовских Надежда Владимировна, лицей №1 им. Н.К. Крупской.

Вед. 1 Не зря музыка
композиторов Удмуртии – ярко национальна, потому что основывается на богатстве
удмуртской народной мелодии. Перед вами звучит народная песня «Лымы – тэди»
в исполнении обучающихся объединения «Вокал», педагог дополнительного
образования Коротких Елена Александровна, Камбарский Дом детства и юношества.

Вед. 2 Русский, татарин, башкир и удмурт.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья.

Удмуртией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём.

Следующий
конкурсант Ваганова Милена прочтет стихотворение Анатолия Леонтьева  «Лесное
озеро»,
руководитель Миронова Екатерина Анатольевна, Шольинская
общеобразовательная школа.

Вед. 1 Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.

И для меня бы не было России,
Без маленькой Удмуртии моей.

Для
выступления приглашается Макшаков Григорий с попури «Удмуртские мотивы», руководитель
Климовских Надежда Владимировна, лицей № 1 им. Н.К. Крупской.

Вед. Удмуртия – это наша с вами Родина. Что такое Родина?
Это место, где ты родился и вырос. Если посмотреть на карту Удмуртии, то мы
заметим, что своими очертаниями она похожа на сердце. В этом и есть свой
символический смысл: близок нашему сердцу наш родной любимый край.

Для вас, уважаемые гости, Мирзашаехов Максим прочтет стихотворение
 «Удмуртская сторона»,
руководитель Черепанова Гульнара Равилевна,
Шольинская общеобразовательная школа.

Вед. 1 Край наш удмуртский, родные просторы, –
Реки, леса и поля,
Как хороши твои светлые зори,
Как ты прекрасна, земля!

Встречайте хореографический коллектив с
танцем «Три света»…,
педагог дополнительного образования Зарипова Ксения
Андреевна, Камбарский Дом детства и юношества.

Вед. 1 Рождены мы в краю родниковом
Где стремительно Кама течет
Здесь в таежном краю и суровом
Проживает мой славный народ
Здесь колос звенит наливаясь
И морем колышется рожь
Удмуртия наша родная
Милее тебя не найдешь.

Встречайте
коллектив учащихся 7 класса, лицея № 1 им. Н.К. Крупской с театральной
постановкой по книге Олега Поскребышева «Перевожу стихи друзей»,

руководитель Дегтева Марина Вячеславовна.

Вед.

Удмуртия, звенящая Отчизна,
Край чудотворных, чистых родников,
Я твой росток.
В тебе источник жизни,
Моих стремлений песен и стихов.

Для
вас Широкова Ксения прочтет стихотворение Степана Широбокова «Когда по
родимому краю идешь»,
руководитель Глухова Наталья  Александровна   Камская
основная общеобразовательная школа.

Вед.

Кто бы ты ни был – удмурт или русский, 
Иль кто другой – все одна мы семья. 
Славься в веках, край родной наш
удмуртский! 

Благословенна будь, наша земля! 

Вашему
вниманию представляем Закирову Амиру, которая прочтет стихотворение Флора
Васильева… «Притих на поле ветер»,
руководитель Файзуллина Светлана
Николаевна, Камская основная общеобразовательная школа.

Вед. 1
 
Удмуртия,
ты Родина моя

Нет
красивее и роднее для меня.

Твои
поля, твои леса — душа твоя.

Удмуртия,
Удмуртия моя.
Встречайте
театральный коллектив с постановкой «Красавица береза», объединение
«ТеатрДетиТворчество», педагог дополнительного образования Маратканова Елена
Михайловна.

Вед.

Удмуртия
моя, мой родниковый край,

Люблю
тебя всем сердцем, всей душою!

Из
года в год берёзкам русским косы заплетай,

Россию
покоряй своей красою!


Для вас Пчелинцева Виктория прочтет стихотворение Олега Поскребышева «На
воде лучей дрожащих полосы»
, руководитель Халимова Алсу Рикаильевна,
Шольинская общеобразовательная школа.

Вед. 1
 
Что значит: Родина моя?-
Ты спросишь, я отвечу-
-сначала тропочкой земля
бежит тебе навстречу,
потом тебя поманит сад
душистой веткой каждой,
потом увидишь стройный ряд
домов многоэтажных
потом пшеничные поля
от края и до края
все это — Родина твоя,
земля твоя родная.

Встречайте
вокальный ансамбль с песней «Наша Кама», педагог дополнительного
образования Коротких Елена Александровна, Дом детства и  юношества.

Вед. 2
В этот праздничный день желаем вам, вашим
семьям и близким благополучия, счастья, мира и добра! Пусть процветает и
крепнет наша Родина – Удмуртия!
Встречайте хореографический коллектив с танцем «Лымы
тэди»,
педагог дополнительного образования Зарипова Ксения Андреевна,
Камбарский Дом детства и юношества.

Вед. 1
Уважаемые участники фестиваля, пока наше жюри подсчитывают
баллы и выявляют победителей и призеров всех вас просим подняться на второй
этаж для просмотра выставки декоративно – прикладного искусства «Удмуртия
мастеровая» и конкурса рисунков «Любимый уголок родного края».

После просмотра выставки, все ребята
расходятся на мастер – классы по жетонам, которые получили в начале праздника:

1.     «Понна чебер
книга» (закладка для книги), педагог дополнительного образования Силейкина
Татьяна Валентиновна, на эту станцию собираются дети, которые получили жетоны с
изображением герба Удмуртии.

2.     «Ныл монё» (оберег
«Ниточная кукла), педагог дополнительного образования Вавилова Алевтина
Николаевна. Здесь собираются дети, которые получили жетоны с изображением флага
Удмуртии.

3.     «Интерактивная
открытка», педагог дополнительного образования Федорова Ольга Леонидовна и
Платонова Вера Викторовна. На эту станцию собираются ребята, которые получили
жетоны с изображением цветка Италмас.

4.     «Золотой символ
Удмуртии цветок Италмас», педагог дополнительного образования Алексеева Наталия
Николаевна и Биктова Галина Валикаевна. Здесь собираются ребята, которые
получили жетоны с изображением автомата Калашникова.

5.     «Цветок Италмас» в
технике
FOILART» или плетение из мягкой алюминиевой фольги, педагог
дополнительного образования Галлямова Елена Ильинична.
На эту станцию идут
ребята, которые получили жетоны с изображением памятника Оружейникам.

Вед. 1.
После мастер — классов все вновь собираемся в актовом
зале для подведения итогов.

(после мастер – классов)

Слово предоставляется жюри.

Вед. 2.  Уважаемые участники итоги в
номинациях:
«Привет, мой край родной»
конкурс видеороликов. «Любимый
уголок родного края» —
   конкурс
рисунков.     
«Удмуртия мастеровая» —   конкурс декоративно – прикладного
творчества будут озвучены позже.

На
этом наш фестиваль закончен, желаем вам всем творческих успехов и дальнейшего
сотрудничества. До новых встреч.

https://easyen.ru/_ld/331/s45438170.jpghttps://easyen.ru/_ld/331/s34736995.jpg

Вед.
Хорошие удмуртские поля
Золотистые леса и нивы,
Это Родина любимая моя,
А на родине всегда и все красиво.

Для
вас Шутова Анна прочтет стихотворение Кузебая Герда «Последние цветы».

автор: Кабанова Светлана Михайловна

Музыкальный руководитель МБДОУ “Детский сад № 44” города Воткинска Удмуртской Республики

Сценарий праздника, посвященного «Дню народного единства» и «Дню государственности Удмуртской республики» для детей подготовительной группы “Край мой родниковый”

«Край мой родниковый»

(Праздник, посвященный «Дню народного единства» и «Дню государственности Республики Удмуртии» для детей подготовительной группы)

Цель:

Формирование представления о традициях русской и удмуртской культуры.

Воспитание патриотических чувств к родине и любви к русской и удмуртской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: расширение представлений о традициях русского и удмуртского народа; знакомит с разными жанрами удмуртского и русского фольклора: народной песней, народными играми, плясками, игрой на музыкальных народных инструментах.

Развивающие: развивать у детей интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие способности, фантазию, эстетический вкус; развивать толерантность, чувство дружбы, и взаимопомощи; совершенствовать творческие способности, двигательные умения и навыки.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение и вызвать положительные эмоции.

Предварительная работа: Знакомство детей с традициями и обычаями русского и удмуртского народов, с русским и удмуртским костюмом, русскими и удмуртскими блюдами. Знакомство с официальными и неофициальными символами России и Удмуртии. Разучивание стихов, поговорок; отгадывание загадок. Разучивание русских и удмуртских народных песен, танцев. Проведение русских и удмуртских народных игр, танцев. Знакомство с русским и удмуртским народным творчеством (лепка, рисование, аппликация и т. д.)

Герои взрослые:

Лопшо Педунь

Чеберина (удмуртская красавица)

Русская красавица

Ход праздника.

 (Дети заходят в зал под песню «Мы дети твои, Росси, садятся на стулья)

Ведущая: Здравствуйте, ребята, поздравляю вас всех с наступающим праздником! Совсем скоро, 4 ноября вся наша страна отметит День народного единства, для многих народов Россия является Родиной. 

Реб1:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

Реб 2:

Страну, где мы родились

Где радостно живем

Края свои родные

Мы Родиной зовем!

 Песня «Моя Россия». (Муз. Струве)

Ведущая: Так совпало, что  4 ноября- это день Народного Единства , а еще в этот день наша Удмуртия отмечает день рождения. Давайте поздравим нашу республику и прочитаем стихи.

Реб 1: Все, что ясным утром видно из окна-

          Это наша родина, Удмуртия моя!

Реб 2: Удмуртия – это наш дом,

           Где вместе с вами мы живем!

Реб 3: Удмуртия – это край родников и говорливых речек.

           Удмуртия – это край, где цветет золотой италмас.

Реб 4: Край мой родной,

          Ты лесами красив,

           Ты раскинул поля широко

Реб 5: Серебристыми ветками ив,

           Шелестят берега над рекой

            Край мой родимый, край мой родной,

           Одет рябиной, и пахнет сосной.

Реб 6: Мальчишки, девчонки, мы рядом идем,

          Мы вместе встречаем наш праздник,

          Любимой Республике, славу поем 

          И нет ее в мире прекрасней!

Песня «Моя Удмуртия»  (Муз. И сл. Т.Н. Шикаловой)

Вед: Ребята, в честь дня рождения нашей Удмуртии, я предлагаю вам отправится в путешествие по родному краю. Хотите?

Дети: да!

(в зал вбегает Лопшо-педунь)

Лопшо-Педунь: Подождите, подождите! Кто здесь хочет отправится в путешествие? Давайте отправимся вместе.

 Ведущая: Подожди, а ты кто такой? Наверно старичок-лесовичок?

Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать все новое, а еще конечно люблю веселиться.

Ведущая: А что у тебя на ногах, Лапшо-педунь?

Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.

Ведущая: А давай проверим, какие быстрые твои лапти.

Игра «Лапоть» («Вуж кут»)

Лопшо-Педунь: Ну, что хороши мои лапти?

Вед: Хороши, Лопшо-педунь.

Лопшо-Педунь: Тогда в дорогу! Поведут нас мои лапти по полям, по лесам, покажу я  вам  красивые места , познакомлю с народом, который  живет в Удмуртии 

Лопшо-Педунь: Лапти вы нам помогите, по дорогам нас несите.

 (дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе, с окончанием музыки садятся на стулья)

Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали? (на экране появляется изображение леса и родника).

Дети: В лес

Лопшо-Педунь: Верно, слышите, а что это шумит в лесу?

Дети: Родник

Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым. А чтоб веселей звенел наш родник, поиграем в игру, которая называется «Чингыли», что означает-колокольчик.

  Игра «Колокольчик» («Чингыли»). (дети садятся)

Лопшо-Педунь: Что ж, родник послушали, пора и дальше в путь. Ой, ребята, а что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут.

Вед: Как же нам теперь путешествовать? 

Лопшо-Педунь: (Из пестеря достает компьютер)

Вот что нам поможет, мой друг – веселый компьютер, он у меня с чудесами (муляж компьютера ставит на стол) с его помощью продолжим путешествие по удмуртии.

На компьютере появляется изображение 

Мультфильм про народ Удмуртии

Лопшо-Педунь: Наш народ очень трудолюбивый, у него как и у других национальностей много пословиц и поговорок о труде.

Пословицы и поговорки о труде.

Вспомните их (дети поочередно рассказывают):

  1. Кто без работы, тот без хлеба.
  2. Работа человека насквозь видит.
  3. Проголодаешься, так и работать научишься.
  4. Без стараний и пригорки не насыплешь.
  5. Ленивый еще спит, а работящий уже отдыхает.
  6. На одном месте лишь пень стоит.
  7. Любишь мед, терпи и жало пчел.
  8. Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.

Лопшо-Педунь: А после работы и по праздникам удмуртский народ любит петь и плясать (появляется картинка на экране)

Вед: И наши ребята любят плясать, а дети из группы «буратино» знают песню на удмуртском языке, которая называется «Детский сад».

(песня «Детсадын»)

Лапшо-педунь: Весело пели и плясали, а наше компьютерное путешествие продолжается.

В это время на экране появляется изображение «Вируса» и звучит его голос:

Я вирус злобный и коварный,

Заразил все наши файлы,

Не узнать вам детвора

Ничего и никогда.

(Лопшо-Педунь и воспитатель расстраиваются оттого, что вирус испортил компьютер)

Лопшо-Педунь: Ой, беда! Теперь наш компьютер плохо работает и не все файлы открываются

Вед: Ребята, нам необходимо очистить наш компьютер от вируса, и он снова хорошо заработает. Для этого нужно ответить на вопросы: (после того, как дети ответят, на экране появляются ответы)

  1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).
  2.   Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).

И сейчас для вас прозвучит гимн Удмуртии

Слушаем гимн Удмуртии

  1. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии?

 (черный цвет – символ земли и стабильности;

красный цвет – цвет солнца и символ жизни;

белый цвет – символ космоса и нравственных устоев.

  1. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь, который является символом возрождения).
  2. Каких великих людей Удмуртии вы знаете? (на экране появляются портреты)
  3. В каком городе мы живем?
  4. Какие знаете достопримечательности нашего города?

Лопшо-Педунь: Ну что же, мы очистили наш компьютер от вируса, и теперь он работает хорошо и не зависает. Значит, путешествие наше можно продолжать.

На компьютере появляется изображение удмуртки.

Лопшо-Педунь: Посмотрите, компьютер нас переместил в удмуртскую деревню.

(Под веселую музыку заходит удмуртка с караваем и маслом)

удмуртка: Зёч буресь! Гажано эшьёс.

Лапшо-педунь: Зеч  буресь!

Дети: Зёч буресь!

Удмуртка: Здравствуйте, гости дорогие. Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями. А встречаем мы гостей по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом. Пусть жизнь ваша течет как по маслу.

 (С поклоном отдает каравай)

Вед и дети: Тау! (берут каравай, ставят на стол)

Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, как красив удмуртский костюм нашей удмуртской красавицы.

Удмуртка: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. Украшение моё  старинное – мониста называется, когда мы пляшем она звонко звенит. И с вами я хочу поплясать, в мою любимую удмуртскую игру поиграть. Называется она «Параен шудон»-игра парами.

Игра «Парами» («Параен шудон». 

 Удмуртка: весело с вами играть только много дел у меня пора перепечи стряпать

Лапшо-педунь: Да и нам пора  продолжать путешествие. Зечь луэ, чебер апай.(удмуртка уходит)

На экране появляется изображение девушки в русском костюме.

Лопшо-Педунь: У нас в Удмуртии по соседству живут не только удмурты, но и русские. Посмотрите теперь мы оказались в русской деревне.

 (Под музыку входит русская красавица)

Русская красавица: Здравствуйте гости дорогие.

Дети: Здравствуйте.

Русская красавица: Очень рада я гостям. Мы русские люди очень гостеприимные. У нас свои традиции и обычаи, встречать гостей принято хлебом – солью. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил.

(Отдает каравай со словами: хлеб да соль вам люди добрые)

Вед и дети: Спасибо за хлеб-соль (принимает каравай, ставит на стол)

Русская кр.: У Русских людей своя традиционная кухня: щи да борщи, пироги румяные, блины сытные. Да и ягоды любим мы собирать: и калину, и малину, а собираем то мы их с песнями.

Хоровод «Калина» 

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми трудолюбивыми. Хочу я поиграть с вами в русскую народную игру «Колышки»

Игра «Колышки». 

Русская кр.: Хорошо с вами играть да пора и меру знать, пора делами домашними заняться. До свидания, ребята. (Русская красавица уходит.)

Дети: До свидания!

Лопшо-Педунь: Замечательное путешествие у нас получилось, побывали мы и в удмуртской деревне, и в русской. И все мы живем дружно и не ссоримся. 

Игра-танец «Приглашение»

Лопшо-Педунь: Что ж путешествие наше подошло к концу. 

 (обращает внимание на свои лапти) А лапти то мои домой меня несут. Пора мне. Где же мой пестерь? (берет пестерь) Что-то он легкий.

Вед: Да ведь ты компьютер забыл, Лопшо-педунь.

(складывает компьютер, обнаруживает там угощение кокроки) Эх! Я же совсем забыл, мне матушка, анай, дала в дорогу угощение, чтобы я всех угостил.

Вы и пели, и плясали, 

Очень я доволен вами

Вот вам кокроки от меня.

Ведущая: Спасибо, Лопшо-Педунь, за путешествие и за угощение. 

Дети: Тау. (Спасибо.)

(Под веселую музыку лапти уносят Лопшо-педуня)

Боня и Моня в гостях у ребят
 утренник, посвященный Дню Удмуртской республики ст и под.гр

Боня
Малыок (почемучка)
Вед

Дети входят в зал. Выполняют перестроение. Садятся на стульчики
 
ролик «Моя Удмуртия»

 (Зал украшен в деревенском стиле. Боня (одета в красное платье в белый горошек с таким же бантиком на голове, на носу фиолетовый фонарик, а на ногах большой башмачок) осматривает все вокруг, удивляется).

Боня: Кажется, я совсем не во дворе у Малыок? Как тут все интересно. Где интересно Малыок? Ребята, Привет? Вы уже здесь! Ой, какие все нарядные, красивые.

А меня вы узнали? (ответы) Меня зовут Боня. Я живу на далекой волшебной планете Барбарелла. У меня много друзей.

Люблю я розовый компот,
Он очень, очень вкусный.
На Барбарелле каждый пьет,
Его если сварю я.

А как вас зовут, ну-ка руки подставляйте, кому в ладошки хлопну, свое имя называйте. Ну, вот и познакомились.

Малыок сказала, что у вас сегодня праздник, и я решила к вам прилететь и вместе с вами веселиться. А вы знаете, какой праздник сегодня?

Ответы детей. День рождения Удмуртии.

Вед: Да, сегодня День рождения нашей республики. У каждого из нас есть свой день рождения: у одних зимой, у других – весной и летом. А у нашей республики – осенью, 4 ноября, когда вся природа подготовилась встречать матушку Зиму. Сегодня мы собрались здесь, чтобы рассказать об Удмуртии, о людях, которые живут в ней, об их обычаях. И, если ты не против, Боня, праздник мы начнем с красивой песни о нашей Удмуртии.

Песня «Мы в Удмуртии живем» (под.гр)
Песня «Праздник в ноябре» (ст.гр)

Боня: Ах, какая красивая песня. Я тоже очень люблю свою планету. На нашей планете все живут дружно. А что вы знаете о своей Удмуртии, ребята?

Вед/детей: Удмуртия – это наша Родина. Здесь дружно живут много разных народов. Мы даже стишки знаем про Родину. Вот, послушай, Боня.

1 реб Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

2 реб:— Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!


3 реб:- Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.

Боня: Замечательные стишки. На нашей планете есть школа Дружбы, где все учатся дружить. Я вот на вашей планете нашла себе подружку. Да только она куда-то пропала. Как бы с ней беда не случилась.

(Боня ходит по залу, выглядывает в окно, выходит из зала и тут же возвращается с лаптями).


Боня: Смотрите, что я нашла. Ребята, вы знаете что это?

Вед: Это лапти – обувь, которую носили наши и прадедушки и прабабушки. «Лапти плести, не речи вести» говорили в народе. В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Искусство плести лапти давалось не каждому. Как любое творчество, это дело требовало вдохновения и упорства.

Боня, а ты знаешь, что лаптю есть памятник?. А еще у нас можно даже на экскурсию сходить в резиденцию Вумурта и посмотреть фильм о лапте.

Боня: Как интересно. Я тоже хочу себе такую же обувь. И памятник ваш хочу посмотреть,

Вед. Посмотри на экран. Вон он – памятник «Лаптю»

Слайд Памятник «лаптю»

 Боня. А еще я бы хотела со своей подружкой, с Малыок на экскурсию сходить

Вед: Конечно, мы тебя после праздника обязательно сводим на экскурсию вместе с Малыок. А Малыок очень любопытная девочка, поэтому и назвали ее так, в переводе на русский «Почемучка». Наверное, опять в какую-нибудь историю попала. А давай мы тебя пока научим играть в удмуртскую игру «Кутэн шудон». А там и Малыок, глядишь, придет.

Игра «Кутэн шудон».

Ребята встают в круг, а Боня в центре круга крутится с лаптями и должна задеть ноги детей. Дети же должны прыгать, чтобы их не задели.

Игра заканчивается, дети садятся.
Звучит любая быстрая мелодия, Малыок запыхавшись заходит в зал.

Малыок: Ой, Здравствуй, Боня, ребятки, а вы тоже уже здесь! Я вот опоздала. Так торопилась, даже лапти-скороходы на прокат взяла. Бежала, бежала, а они большие оказались, да и выпали с ног. Вот еще и их искала, да так и не нашла, куда выпали? Не знаю теперь, что и делать, откуда такие лапти достать?

Боня: А я вот, во дворе какие-то лапти нашла, может твои, посмотри-ка!

Малыок (радостно): Они, они самые. (Начинает приплясывать и надевает лапти). Ой, ой, ой побежали…. (Бегает по залу 2-3 круга. Боня останавливает её).

Боня: Ну, что, забыла, что они у тебя волшебные? А ну-ка, попроси в своих лаптях наших детишек лучше побегать. Посмотрим, кто у нас самый шустрый.

Конкурс «Кто быстрее добежит в лаптях».

Дети делятся на две команды, проводится эстафета с лаптем, чья команда быстрее добежит.

Боня: Ну, вот и повеселились. Малыок, а ты слышала, как ребята читают стихи об Удмуртии?!

Малыок: Конечно, я очень хочу послушать.

4 реб Край ты наш родимый
Край ты наш родной
Ты для нас любимый
Милый край давно

5 реб. На полях просторных
Тучный хлеб растёт
Наливая зёрна
Волны льёт и льёт

6 реб. На лугах зелёных
Сочная трава
И цветы, и клёны
Радуют глаза

7 реб. И лесов дремучих
Век рубить-не счесть
В них обрывы, кручи
И медведи есть

8 реб. Край родной, земля родная
Сторона лесная
Как бы жить без вас могла я
Даже и не знаю

Малыок: Мне очень понравилось. Молодцы!

Вед. Малыок и Боня, наши ребята еще вам споют песню

Песня «Удмуртия» (под.гр)
Песня «Ялыке»

Малыок: Ребята, я совсем забыла. Я ведь еще хотела поиграть с вами в игру «Чей кружок быстрее соберется». Я даже платочки с собой принесла (достает из пестеря). А ты Боня, смотри, а потом и своих друзей научишь этой веселой игре.

(Малыок достает из пестеря)

А ну, проверим, чей кружок быстрее соберется

Игра «Чей кружок быстрее соберется»

Боня: А давайте еще потанцуем в мой любимый танец

Танец «Пой, пой веселей» (под.гр)
Танец « Побежали» (ст.гр)

Вед. Ребята, как называется столица нашей Республики? (Ижевск)
О нашей столице я расскажу вам стихотворение

Презентация со стихами

Слайд 1. Ижевск – столица Удмуртской Республики.
(
Здесь представлено поле с италмасами – национальным цветком Удмуртии, герб Удмуртии с лебедем и герб Ижевска с рябиновой ветвью)

Слайд 2. Ни далеко ни близко,
Ни высоко ни низко,
Среди лесов, среди полей
Любуюсь я Удмуртией своей.


Слайд 3
. Немало в ней чудесных городов,
Но ближе к сердцу мне Ижевск родной.
Ижевск – столица. Пусть не как Москва!
Но все же им горжусь друзья!


Слайд 4
. Немало в ней чудесных городов,
Но ближе к сердцу мне Ижевск родной.
Ижевск – столица. Пусть не как Москва!
Но все же им горжусь друзья!

Слайд 5. Завод ИЖМАШ основан был давным-давно
Как оружейный комбинат.

Там выпускают пулеметы, винтовки, снайперки,

«Бизоны», Калашникова автомат.

Слайд 6. Ещё в Ижевске Радиозавод есть,
Он производит для ракет
Различных схем и аппаратов
Большое множество – не счесть!


Слайд 7
. За трикотажные изделия спасибо фабрике «Сактон».

Слайд 8. Металлургическому цеху
Мы низкий отдаем поклон.

Слайд 9. Цехам, где лес проходит обработку,
Мы поклониться тоже поспешим. Ведь деревянные изделия
Нам облегчают всё же жизнь.

Слайд 10. И про Завод пластмасс мы не забудем,
Без их изделий в жизни нелегко…

Слайд 11 Еще в Ижевске есть Топтыжка.

Он с фабрики «Ижмолоко».

Слайд 12. Что мы еще даем России? Автомобили, сталь, станки…

Слайд 13. Все, про промышленность кончаю,
Теперь культуру осветим.

Слайд 14 В музей Калашникова ты заглянешь,
И об истории оружия узнаешь.

Слайд 15 Коль в краеведческий пойдёшь,
Про быт удмуртский узнаёшь.


Слайд 16
. В Ижевске есть и несколько театров,
Идут там разные спектакли.
Захочешь вдруг родную речь услышать,
Спеши в «Удмуртский» поскорей.

Слайд 17. Захочешь музыку послушать,
То в «Музыкальный» путь тебе.

Слайд 18. И в «Короленко» есть премьеры,

Слайд 19. И в «Кукольном» всегда смешно,

Слайд 20 «Театр Молодого человека»

Уже всех радует давно.

Слайд 21 Недавно в городе Ижевске
Открыли цирк. Вот красота!
Один из лучших он в России,

Ты не ходил еще туда?

Слайд 10 Соборам хочется сейчас же,
Хоть пару строчек уделить.

Соборы наши так прекрасны,

Что не захочешь, да глядишь!

Слайд 11. Совсем недавно храм открылся.
Зовут Михайловский собор.
Тем, кто не знает, — храм воздвигнут
В честь «предводителя небесных войск».
Такой высокий и красивый,
У всех захватывает дух!
Рекомендую: посетите,
Очистите вы души тут.

Слайд 12. Теперь заглянем в зоопарк мы.

Там звери вместе все живут.

Светло, комфортно и просторно,

Там создают для них уют.

Слайд 13.А пруд Ижевский — просто чудо,

Он очень крупный и большой!

Во всей Европе и России

Такой, пожалуй, не найдешь.

В чем уникальность этого пруда?

А то, что сделан он людьми.

Копали долго, расширяли.

Какой красавчик, посмотри!

Слайд 14 А зелень, парки, скверы – прелесть!

И тут, и там – повсюду клумбы есть.

Не зря зовут — цветущий город,

Ижевск цветет и будет цвесть!

Слайд 15

(В Ижевске 4 парка – Козий парк, Летний сад им. М. Горького, Парк Культуры и Отдыха им. С. М. Кирова, Парк Космонавтов)

Слайд 16 Сейчас по улицам пройдемся,

На памятники поглядим.

Ведь их в Ижевске очень много,

Хоть некоторые осветим.

(На фото:

– памятник Ижику. Это символ Ижевска в виде мальчика в кафтане оружейников,

— памятник собаке-космонавту Звёздочке,

— памятник Петру и Февронии)

Слайд 17 Есть Монумент «Дружбы народов»,

Напоминает всем и вся, 

Что у Удмуртии с Россией

Навеки дружба, господа.  

Слайд 18. Есть Славы Монумент в Ижевске,
Напротив Вечного огня.
Героев долго будем помнить,
Нам забывать про них нельзя!

Слайд 19. Есть памятник и «Крокодилу»,

«Пельменю» памятник открыт,

И «Оружейникам» любимым

Напротив Невского стоит.

Слайд 20. Ну что ж, теперь вернемся к людям…
Людей хороших здесь не счесть!
Они прославили Ижевск наш,
Всем землякам хвала и честь! 

(На фото – Михаил Тимофеевич Калашников, создатель автомата Калашникова; Андрей Кириленко – известный баскетболист, мастер спорта России; Галина Алексеевна Кулакова, советская лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка, 9-кратная чемпионка мира, обладательница Кубка мира, 39-кратная чемпионка СССР. )

Слайд 21

На фото:

— Алексей Чижов, советский и российский спортсмен (международные шашки, международный гроссмейстер (1988, заслуженный мастер спорта (2001, 10-кратный чемпион мира в личном зачёте по стоклеточным шашкам (1988—1994, 1995—1998, чемпион Европы (2012, 2016, в блице (2014). Чемпион мира по международным шашкам среди юниоров (1983). Чемпион России (2016).Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики. Почётный гражданин Ижевска (2001). Вице-президент Федерации международных шашек (России).

— Иван Черезов, российский биатлонист, трёхкратный чемпион мира и двукратный призёр Олимпийских игр в эстафетных гонках, многократный победитель этапов Кубка мира. Заслуженный мастер спорта России.

— Евгений Фёдорович Драгунов, советский конструктор-оружейник, создатель многочисленных образцов стрелкового спортивного и боевого оружия.

— Татьяна Зыкина, российская певица, автор песен.

— Алина Загитова, российская фигуристка, выступающая в женском одиночном катании. Олимпийская чемпионка 2018 года в личных соревнованиях и серебряный призёр в командных соревнованиях. Чемпионка Европы 2018 года. Победительница финала Гран-при 2017 года. Чемпионка мира среди юниоров (2017 год). Чемпионка России 2018 года. Заслуженный мастер спорта России (2018).

Слайд 22

На фото – ансамбль «Бурановские бабушки», российский музыкальный фольклорный коллектив из села Бураново Малопургинского района Удмуртии, исполняющий удмуртские и русские народные песни, а также разнообразные хиты известных российских и зарубежных исполнителей, перепевая их на родном удмуртском языке. Коллектив представлял Россию на конкурсе песни «Евровидение—2012» в Баку, по результатам которого занял второе место.

Слайд 23 Желаю городу родному
Расти, цвести и процветать!
Чтоб всем желающим туристам
Сюда хотелось приезжать!

Вед. А теперь пришла пора, поиграть нам детвора

Игра «Плетень» (под.гр)
Игра «Ворон» (ст.гр)

Вед: Отдохнули мы на славу,
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит
Вот теперь и подкрепиться,
Нам совсем не повредит.

Малыок: Ой, я совсем забыла у меня в пестере еще и перепечи есть, специально в честь праздника песянай испекла, а ну, налетай детвора, угощайся.

Пере-пере-перепеч песянай пора туж зеч.

Лыктэлэ ти дорамы,

Ваньдэс куно каромы.

Боня: Ребята, вы так интересно живете, мне у вас понравилось, я обязательно расскажу своим друзьям о вашем детском саде. И, наверное, мы с вами будем дружить. Я для вас сварила розовый компот и напекла разных вкусностей. А, ну-ка, отгадайте мои загадки, чем же я вас сегодня угощу?

— Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

Я один тебя не съем, разделю ребятам всем.

(Бублик)

— Напекли хозяюшки к празднику в печи,

Пышные, румяные чудо-

(Калачи)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и самовар готов, наливайте чайку, да угощайтесь на славу!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Вавож

Сценарий праздника с использованием ИКТ,

посвящённого Дню Государственности

и 100-летию Удмуртской Республики

«Удмуртия-наш край родной!»

Составитель: Вильмон Н.В. (воспитатель)

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с национальным праздником.

Задачи:

-формировать у дошкольников чувство патриотизма, сопричастность к истории Удмуртской Республики;

-развивать эмоциональную сферу в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной (пение, музыкально-ритмические движения) и игровой деятельностях;

-воспитывать любовь дошкольников к устному народному творчеству и музыкальному фольклору удмуртского народа.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, фонограммы заставок, мультимедийная презентация «Моя Удмуртия».

Предварительная работа: знакомство детей с государственной символикой Удмуртии через просмотр презентаций, дидактические игры; знакомство с устным народным творчеством через чтение и прослушивание аудиозаписей; разучивание стихотворений о родном крае.

(в оформленный зал под музыку заходят дети. Гостей встречает ведущая в удмуртском национальном костюме)

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Взрослые и дети! Зечбуресь! Мы рады сегодня приветствовать вас в нашем уютном зале.

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей.

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

Эти стихи написал замечательный удмуртский поэт Флор Васильев. Итак, вы, наверное, уже догадались, что речь сегодня пойдёт о нашей малой Родине-Удмуртии. У каждого из нас есть свой день рождения: у кого-то зимой, у других-летом, а у нашей Республики Удмуртии-осенью. Стало уже доброй традицией в первых числах ноября отмечать эту замечательную дату. Сегодня мы собрались чтобы сказать много добрых и тёплых слов о нашем Родном крае.

(на экране включается презентация «Моя Удмуртия!»)

Ведущий. Когда-то давным-давно больше ста лет назад, в предгорьях Урала, по обоим берегам реки Камы, далеко от чужого неприветливого глаза поселился миролюбивый, мужественный и трудолюбивый народ-удмурты. Люди валили лес, охотились, ловили рыбу, разводили скот, строили дома, выращивали лён. Далеко на север и юг, запад и восток простиралась территория удмуртов. И чтобы сохранить язык, историю, культуру и традиции удмуртского народа, было принято решение объединить территорию проживания удмуртов сначала в область, а потом в республику. Сколько лет прошло с тех пор, как край наш родниковый стал автономной Республикой. В этом году нашей Республике исполняется 100 лет. Именно столетию Государственности Удмуртской Республики посвящается наш праздник.

(на экране включаются следующие слайды презентации «Моя Удмуртия!» о достопримечательностях Удмуртской Республики)

Дети. Этот праздник не простой,

Знают все в Удмуртии.

Этот праздник-наш с тобой,

Славим мы Республику.

Люблю тебя, Удмуртия моя,

Весь твой народ, как дружная семья.

Твои просторы, как прекрасный сад,

Они чудесной музыкой звучат.

Люблю твой хлеб, душист и мягок он,

Святую силу чувствуем мы в нём.

Ты им вскормила нас, своих детей,

И нет тебя, Удмуртия родней.

Тобою с детства мы горды,

Верны тебе одной,

Удмуртия любимая —

Наш дом родной!

(на экране включаются следующие слайды презентации «Моя Удмуртия!» о геральдике Удмуртской Республики)

Ведущий. Ребята, мы с вами знаем, что у нашей Республики есть свой герб и флаг. Посмотрите, какой красивый наш удмуртский флаг. Флаг Удмуртии-это прямоугольное полотнище, состоящее из трёх равных по ширине полос, чёрного, белого и красного цветов. В центре белой полосы-Восьмиконечный солярный знак – знак-оберег – по преданию оберегает человека от несчастий. А вы знаете, что означают цвета на флаге и гербе?

Есть три великих цвета-

Красный, чёрный, белый.

Красный-солнце означает,

Чёрный-цвет земли вещает,

Ну, а белый-чистоту, доброту и красоту!

Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Красный, чёрный, белый».

(красный-дети хлопают в ладоши, чёрный-топают ногами, белый- хором кричат «Ура»!)

Ведущий. Как у наших у ворот,

Собирается народ,

Песни петь да плясать,

Край удмуртский прославлять!

(под весёлую удмуртскую мелодию в зал вбегает Лопшо Педунь)

Лопшо Педунь. Ой, ой. Ой, караул! Помогите мне!

Ведущий. Как тебе помочь?

Лопшо Педунь. Надо моим лаптям команду дать, чтобы они остановились.

Ведущий. Ребята, скажем дружно: «Лапти, остановитесь!». 

Лопшо Педунь. (Лопшо Педунь останавливается) Вот молодцы! Спасибо вам! Я уж думал, что не смогу остановить их.

Ведущий. Ребята, вы узнали кто это? (да, это герой удмуртских сказок). Здравствуй, Лопшо Педунь. Он очень трудолюбив, любая работа у него в руках спорится. А еще его любят за весёлый нрав и умения народ веселить.

Лопшо Педунь. Здравствуйте, друзья! Я много доброго слышал о вас и вашем детском саде. Знаю, что сегодня вы отмечете день рождение Удмуртии.

Сейчас начну я вам стихи читать,

А вы мне хором отвечать.

Какой же будет ваш ответ:

ДА или НЕТ.

-Это детский сад «Берёзка»? (да)

-У сада одно окошко? (нет)

— А район Вавожский? (да)

В селе Вавож живёте? (да)

-По горам и болотам до дома идёте? (нет)

-Республика Удмуртией зовётся? (да)

-В лесах слоны и носороги ведутся? (нет)

-Главный город наш Ижевск? (да)

-Краше родного каря нету мест? (да)

Вот и славно поиграли.

Вы всё верно отвечали.

Ведущий. Лопшо Педунь, скажи, пожалуйста, а где ты такие лапти волшебные нашёл?

Лопшо Педунь. Я их не нашёл, а сам сплёл, да не волшебные, а самоходные. Никогда не износятся, никогда не подведут. По дальним дорогам мчат меня, переносят через тёмные леса, а в старину с ними ещё и играть умели. Предлагаю и вам мой лапоть в игре испробовать.

(проводится игра «Кутэн шудон»)

Лопшо Педунь. Эх, весело поиграли! Устал чуток, отдохну немного.

(на экране включаются следующие слайды презентации «Моя Удмуртия!» о природе Удмуртской Республики)

Ведущий. Красива и разнообразна природа Удмуртии. Живописны берега её озёр и прудов. А вдоль речек, на лугах растут самые красивые жёлтые цветы, символ Удмуртии. Ребята, вы знаете как называются эти цветы (Италмас)? Да, италмас, или иначе купальница-самый любимый цветок и символ удмуртского народа

(под удмуртскую мелодию в зал входит девушка Италмас)

Италмас. Здравствуйте, взрослые и дети! Слышала, что в вашем саду отмечают день рождение моей Удмуртии родной и решила прийти к вам в гости. Говорят, удмурты народ гостеприимный, добрый. Любят веселиться и песни петь про свой чудесный край.

(песня «Мы в Удмуртии живём» в исполнении детей, игра «Передай цветок». Дети встают в хоровод. Пока звучит удмуртская песня, передают по кругу Италмас. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руке остаётся цветок, выходит на середину и показывает танцевальное движение и предлагает всем его повторить)

Ведущий. Полно петь да играть, пора нам и поплясать.

(в зал заходят гости из удмуртского ансамбля с гармонистом и исполняют удмуртскую песню)

Ведущий. А теперь, друзья, вставайте в круг-в хороводе каждый друг!

(участниками ансамбля проводится удмуртская хороводная игра, пляска под народные частушки)

Ведущий. На этом наш праздник, посвящённый Дню Государственности и 100-летию Удмуртской Республики подошёл к концу. Настоящий праздник у нас получился. Столько гостей сегодня у нас собралось. Спасибо, что вы пришли к нам. Ребята, вам понравилась эта встреча? Давайте все вместе скажем-спасибо! В этот праздничный день желаем всем вам благополучия, счастья, мира и добра! Пусть процветает и крепнет наша Родина-Удмуртия! Мы не говорим вам: «До свидания!», а всего лишь «До новых встреч!», а по-удмуртски «Зеч луэ!», и приглашаем всех на чаепитие с горячими и душистыми перепечами.

Список литературы

Вуюись: Покчи нылпиослы хрестоматия.-2-ти изд., будэтэмын.-Ижевск: Удмуртия, 1990.

Край мой Вавожский/Сост. Т.Ю. Мухачёва.-Ижевск: Удмуртия,-2016.-192 с.

Михайлов В.Д. «Государственные символы Удмуртской Республики»- Ижевск: «Удмуртия», 1994.

Цели и задачи мероприятия:

  1. Познакомить детей с культурой, бытом
    удмуртского народа.
  2. Вспомнить, чем занимались удмурты длинными
    зимними вечерами.
  3. Познакомить со старинными ремёслами удмуртов.
  4. Выучить и запомнить новые слова.

На сцене декорация, примерно
приближённая к старинной удмуртской избе:
скамейка, деревянный стол с резными ножками. На
столе скатерть вышитая вручную. В уголочке
иконка, вокруг обвешенная белым полотенцем или
специально вышитым (обросазь кышетом).

В уголочке прялка с шерстью. За прялкой сидит
бабушка и прядёт. В уголочке возле печки дедушка
лапоть плетёт. Рядом отец валенки штопает.
Девушки кто на спицах вяжет, кто крючком кружева
плетёт, кто вышивает. Кто-то тусь (корыто)
делает, сеть (калтон) плетёт. Кто-то
маленького ребёночка баюкает. Мероприятие
сопровождается мультимедийной презентацией.

Ведущий:

— Шулдыр жытэн, эшъёсы. Туннэ асьмеос
тодматиськом удмуртъёслэн эшшо одиг
йылолэнызы-жыт пуконэн. Туала вакытэ нокинлэн но
йыраз уз шуккы малпаськыны, ма меда солы кароно
шуыса кузесь тол жытъёсы. Телевизор, книгаос,
компьютер, портэм клубъёс, городын кафеос,
ресторанъёс вань. Ма вераса но уд быдты. Нош
вашкала вакытэ со номыр но ой вал, соин ик
удмуртъёс кузесь тол уйёсты ог-огзы дорын
черодэн пукыса ортчытъяло вылэм. Нош кызьы но ма
меда ужало вылэм соос, туннэ асьмеос тодыны но,
мукетъёсызлы возьматыны но тыршом.

(Добрый вечер, друзья. Сегодня мы с вами
познакомимся со старинным обычаем удмуртов –
вечерними посиделками. В наше время никому даже в
голову не придёт задуматься о том, как же
скоротать ему длинный зимний вечер. Есть
телевизор, книги, компьютеры, магнитофоны,
видеоприставки для просмотра фильмов, разные
клубы, в городах можно сходить в театры, кино,
концерты, кафе, рестораны, дискотеки. Да
бесконечное множество развлечений. А в старину
ничего этого не было. И чтобы не было скучно,
удмурты вечерами по очереди собирались друг у
друга. А вот чем и как они занимались, сегодня мы
постараемся узнать и показать).

Осэ йыгаськем кылиське.

(Слышится стук в дверь, заходят в дом все, кто
пожелал прийти на вечерние посиделки).

Односельчане:

— Буро жытэн, корка кузёос. (- Добрый вечер,
дорогие хозяева!)

— Умесь! (- Здравствуйте!)
— Чырткемесь!
— Зечбуресь!
— Шудбур та коркан улисьёслы. (- Счастья жителям
этого дома).

Хозяева:

— Пыре, пыре, матэ кариське. (- Заходите,
проходите).

— Эн возьдаське, дорады кадь луэ. (- Не
стесняйтесь, будьте как дома).

Корка пукыны лыктэмъёс пуксё, интыясько. (Пришедшие
рассаживаются, смотрят кто чем занимается).

— Эшъёс, туннэ мон городысь берти, кутъёсме
вузаны ветли, базарын пукыкум выль кыл кылыса
берти, тодам ваё али ик (йырберзэ кормаса), а
польклор.
— Фольклор, шу.
— Озьы, озьы.

Ведущий:

— Фольклор кылэз шуак уд вера, малы ке шуоно со
удмурт но, зуч кыл но овол. Со англи кыл. Калык
полын ымысь ыме, пельысь пеле верамез чеберлыко
калык кылос (устной калык творчество) шуо. Мукет
сямен – удмурт фольклор но шуыны луоз. Фольклор
берыктиське “калык визь” шуыса. Татчы пыро
портэм произведениос: кырзанъёс, выжыкылъёс,
мадиськонъёс, жог веранъёс, легендаос,
пословицаос но мукет.

Устной творчествоя тодиськом калыклэсь
вашкала дыръя улэмзэ, солэсь историзэ но туннэ
нуналъёссэ. Со улонысь люкыны быгатылиз чеберзэ
но уродзэ, умойзэ но укылтэмзэ.

(Слово фольклор сразу и не скажешь, птому что
это слово не удмуртское, и не русское, а
английское. Раньше не умели писать ичитать,
поэтому никто ничего не записывал, а всё
передавали из уст в уста. Передаваемое народом из
уст в уста называется устным народным
творчеством. По другому-удмуртский фольклор.
Фольклор буквально переводится с английского
языка как “народная мудрость”. Сюда входят
разные произведения: песни, сказки, загадки,
скороговорки, легенды, пословицы и другое.

Из устного народного творчества мы узнаём
прошлую жизнь народа, его историю и настоящее.
Фольклор умел делить красивое и некрасивое,
чистое и грязное , доброе и злое в жизни).

1 гость:

— Удмурт фольклорын тужгес но бадзым инты
басьто выжыкылъёс. (В удмуртском фольклоре
большое место занимают сказки).

2 гость:

— Нош ма со сыче выжыкыл? (Что такое выжыкыл?)
— Это сказка. Сказка –это такое устное
сказание, где есть что-то удивительное,
волшебное.
— Сказки (выжыкылъёс) бывают разные: о
животных, волшебные, социально-бытовые.

Ведущий:

Туннэ тодматскомы “Ачиз ветлись кут” удмурт
выжыкыллэн люкетэныз. Нош ти вераны кулэ, кыче та
выжыкыл. (Нылпиос возьмато “Ачиз ветлись кут”
удмурт калык выжыкылъя инсценировкаез).

Сегодня мы познакомимся с фрагментом из сказки
“Лапти-самоходы”. А вы потом скажете, к какой
сказке она относится. (Дети показывают
фрагмент сказки “Лапти-самоходы”).

Ведущий:

— Малы дышетеэ та выжыкыл? (Чему учит эта
сказка?)

— Кыче та выжыкыл? (Какая эта сказка?)

В волшебных сказках народ воплощал свои мечты о
том, как бы облегчить свою жизнь, улучшить его. В
этом ему помогали различные вещи, наделённые
волшебной силой.

А тех, кто хочет жить за счёт других, на
готовеньком, высмеивает.

Ведущий:

— Выжыкылъёс сяна фольклоре пыро на
исаськонъёс. Азьло вакытэ пинал муртэ буйгатыны
конфетъёс ойвал, сои ник небыт исаськон
пиналлэсь мылкыдзэ юн, сэзь карыны юрттэ вал.

(Кроме сказок в фольклор входят и дразнилки.
Раньше, когда не было конфет и сладостей, трудно
было успокоить плачущего ребёнка. Поэтому
придумывали дразнилки добрые, которые помогали
тем, кого дразнят, становиться крепче духом и
волей).

1 пинал:

— Петыр – котыр корка котыр,
Синьыс чырты, мушко йыр.

2 пинал:

— Олён – палён бутылка,
Чуштыр – паштыр попадья.

3 пинал:

— Таня-баня растабаня,
Табаньдэ мыным но вай.

4 пинал:

— Онди-ванди, курка ванди,
Одиг шапык силь сии,
Сизьым тусьты вир потти.

Ведущий:

— Удмуртъёс туж тунсыко керетыны выро на.
ещё удмурты очень интересно ругаются. Давайте
послушаем некоторые!)

1 пинал: — Чужон кук! (Метёлкина
ножка).

2 пинал: — Долкам чабак. (Удивлённая
лягушка).

3 пинал: — Нюлымтэ кунян. (Невылизанный
телёнок).

4 пинал: — Урмем кион. (Бешеный волк).
5 пинал: — Мунчо кузе. (Хозяин бани).
6 пинал: — Миндэр кук. (Подушкина ножка).
7 пинал: — Зызы курег. (Худая курица).

Ведущий:

— Фольклоре пыро на кырзанъёс но шудонъёс.
Асьмеос трос гинэ соосты тодиськом. Ойдолэ-ай, “Зазег
уя”
шудонмес шудыса возьматом. (К фольклору
относятся ещё песни и игры. Давайте-ка мы с вами
поиграем в игру “Гусь плывёт да…”).

(Нылпиос “Зазег уя” шудонэз – кырзанэз
возьмато. Дети показывают игру “Гусь плывёт
да”).

— Ойдолэ, “сукыр такаен” шудом на! (Давайте
в “слепого барана” ещё поиграем!)

— Ойдолэ!
— Мон лыдзись луо!

— Ала-така, была-така,
Кырыж ката, гын така.
Чили, Мали, чимали,
Кин оз сюры со потоз.

Корка шорын “сукыр така” сылэ, синмыз кышетэн
думемын. Сое куинь пол бергато, нош шудисьёс
портэм пала пазьгисько. “Сукыр така” шудисьёсты
кутыны турттэ. Кинэ шедьтэ, со “сукыр така” луэ.(Посреди
дома стоит “слепой баран”, глаза завязаны
платком. Его три раза прокручивают, а игроки
разбегаются по сторонам. “Слепой баран”
пытается поймать их. Кого находит, тот становится
“слепым бараном”.

— Но табере “сисьмем картошкаен” шудом!
теперь поиграем в “гнилую картошку”).

Ваче ки кутскыса, пиналъёс круге султо но
берганы кутско: нырысь лябгес, собере золгес но
золгес. Пограмез шудонысь потэ. (Дети берутся за
руки и начинают кружиться., вначале медленно,
затем быстрее и быстрее. Кто валится, выбывает из
игры).

— Ойдолэ, табере, “витен шудонэз” шудом!
— Ойдолэ!

Пиналъёс вить парен султо круге. Арганчи
шудэмъя ваче бызьылыса ветло. Арган куара
чузъяськемысь шуак дугдэ, кыкез пинал круг шоры
кыле, пиналъёс соосты серекъяло: “Шунянь!” но
эктыны куро.

(Дети в пять пар встают в круг. Под звуки
гармошки бегают парами. Внезапно гармошка
перестаёт играть, одна пара остаётся в середине
круга, дети их дразнят: “Растяпа!” и просят
потанцевать).

Ведущий:

— Тини озьы олома сярысь но вераськыса,
выжыкылъёс вераса, шудыса, кырзаса, портэм
киужъёсын вырыса ортчытъяло вылэм кузесь тол
уйёссэс вашкала удмуртъёсмы. Нош али кырзалом на
нунымылы изён гур “Чагыр-чагыр дыдыке” но “Лымы
тодьы” удмурт калыклэсь самой яратоно кырзанзэ
но туннэ понна гуртъёсамы бертом ини. Чуказе нош
пумиськом Жакы апайёс дорын.

(Так вот и коротали далёкие предки удмуртов
длинные зимние вечера: вели беседы на разные
темы, играли в свои игры, пели, танцевали и
конечноже, занимались рукоделием, ткали, пряли,
валяли валенки, делали деревянную посуду, плели
корзины, лапти, туески из прутьев и бересты…А
сейчас споём на прощание колыбельную для вашего
ребёнка и самую любимую песню удмуртов “Лымы
тодьы” и сегодня пойдём уже по –домам. А завтра
вечером мы соберёмся у Жакы апай).

Уже кутэм литература (Использованная
литература):

  1. “Удмурт шудонъёс”. Л.Н.Михайлова. Вордскем кыл,
    №5, 1995 год.
  2. “Ньылети классын лыдзиськон урокъёс”.
    Л.Н.Ложкина. Вордскем кыл, № 5, 1995 год.
  3. Кенеш, № 10-11, 1998 год.
  4. Кенеш, № 5-6, 200 год.
  5. “Ялыке!” (“Приходите, гости дорогие!”).
    Составитель Т.Перевозчикова. Издательство
    “Удмуртия”, Ижевск, 1984 год.
  6. “Вае кырзалом, эшъёс”. “Удмуртия”
    издательство, Ижевск, 1977 год.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздничного мероприятия ко дню учителя
  • Сценарий праздника юные спасатели
  • Сценарий праздника сказочный калейдоскоп
  • Сценарий праздника художественной гимнастики
  • Сценарий праздника про театр