Сценарий праздника республика коми

Сценарий праздника-Коми край родной.(посвящается юбилею РК - 90лет и г.Сыктывкар-225лет)Место проведения: актовый зал общежития ул.Катаева,13.Оформление: коми д

Сценарий праздника-

«Коми край родной».

(посвящается юбилею РК — 90лет и г.Сыктывкар-225лет)

Дата и время проведения: 30 ноября 2011г. в 19.00.ч.

Место проведения: актовый зал общежития ул.Катаева,13.

Оформление: коми дома-тканные половики, иллюстрации старинных вещей

предметов быта, иллюстрации «старого» и «нового» города, кроссворд, большая нарядная коми шаль, название мероприятия.

Оборудование: ноутбук, колонки, микрофоны, музыкальный центр.

(На фоне фанфар)

1.Ведущий

На карте есть республика такая

Великая, могучая, родная

2.Ведущий

Это Коми земля, так ее величаем

Это Родина наша, мы ее прославляем!

Звучит 1куплет гимна Республики Коми

1.Ведущий

Коми край – часть великой страны,

Коми край – это имя весны,

Коми край – это имя свободы,

Коми край – это солнечный свет,

Коми край – это крылья побед!

2.Ведущий

Наша Родина – великая Коми Республика отметила в этом году 90-летний юбилей.

Наша Родина – населена добрым и мудрым народом, мы гордимся этим и где бы ни были, родная земля остается для нас одной единственной. Только храня с ней духовную связь, мы будем с достоинством идти по жизни.

(на фоне муз. «Березы шумят…»)

1.Ведущий

Удивительное чувство – Родина… Невозможно человеку прожить без этого чувства, без близости к деяниям своих предков. Счастлив, надежен и крепок человек, который знает и бережет свои корни, чтит и уважает историю своего народа.

(на фоне либо гимна (-), либо фанфар)

2.Ведущий

Напомним важнейшие даты в истории современной РК:

  • 26 мая 1992года-Коми СССР преобразована в Республику Коми;

1.Ведущий

  • 17 февраля 1994года-принята Конституция РК;

2.Ведущий

  • 8мая 1994года-первые выборы Главы РК;

1.Ведущий

  • 4 июня 1994года-утверждена государственная символика РК- герб, флаг и гимн.

2.Ведущий

Наша столица так же в этом году отметила свой 225-летний юбилей.

С чего начинается город? Конечно же, с красивой легенды, а у Сыктывкара их несколько. Но, пожалуй, самая любопытная — о двух кельтминских семьях.

Ведущий — А.Н.

( На фоне музыки прочитать легенду-вырезка из газеты «Столица» от 14.12.2005г. №10, ст-я «Город на Сысоле»)

2.Ведущий

Легенда легендой, а если заглянуть глубоко, в историю образования города?

Ведущий — А.Н.

Ребята вы сейчас имеете возможность не только услышать, но и посмотреть, как выглядел наш город.

(Дать для просмотра фотографии старого города и старинный план – расположение построек. Зачитать краткую историю)

Усть-Сысольск-первое родовое название нашего города Сыктывкара.

Первое упоминание об Усть-Сысольске относится к 1586году.

В то время это был небольшой погост: церковь и десяток крестьянских дворов. По переписи 1720 года на погосте было 80жилых домов с населением 834человека. Скорее всего Усть-Сысольск так и остался бы торговым селом, если бы не проведенная в конце 18 века реформа местного управления. Страна была разделена на губернии, и уезды. Усть-Сысольск оказался наиболее подходящим на роль административного центра новообразованного уезда.

Указом Екатерины II погост на реке Сысола был переименован в город Усть-Сысольск. Это было в1780году,торжественное открытие нового города состоялось в доме купца Суханова на Покровской улице (ныне ул.Орджоникидзе), на праздник были приглашены ответственные чины из Влогды. После провозглашения последовал праздничный обед, сопровождаемый звоном колоколов Троицкого собора.

Откуда бы путник ни подъезжал к Усть-Сысольску (по улице или реке), первое, что он видел, это колокольня Троицкого собора, главной церкви города. Но самой первой появилась Покровская церковь. После Троицкой в слободе Кируль построили Вознесенскую церковь. Стояла она при городском кладбище и называлась кладбищенской.

Стефановский собор, который стоял на площади, строился с перерывами.

Из семейных праздников у горожан широко отмечалась свадьба. В1834 году в Троицком соборе записано до 40 свадеб в год. Всех больше браки заключали зимой, кроме декабря месяца т.к. на него приходился рождественский пост, а в посты церковь запрещала играть свадьбы.

В Усть-Сысольске не было ни фабрик, ни заводов, ни железной дороги. Он оставался полу деревенским городком. Жители кормились со своих полей, да промышляли немудренным ремеслом. В городе появились зажиточные крестьяне, которые включаясь в городскую торговлю, оставались здесь жить.

В культурном отношении Усть-Сысольск представлял типичный уездный городок, где царили «застой и спячка». Не выходили газеты, журналы, не было театра, клубов. Это был город для мест ссылки неугодных царскому правительству прогрессивных людей.

И уже после революции и кардинальных перемен к лучшему, с 1930года г.Усть-Сысольск ,был переименован в г.Сыктывкар, что в переводе обозначает «город на Сысоле».

2блок- «Это интересно!»

Ведущие поочередно.

Кстати, о воде:

  • Жители города брали воду только из колодцев и реки;

  • Город строится, население растет. В1931году пришлось, построить первую общественную баню, не столько мылись, сколько парились.

Вместо мыла-щелочь, а вместо мочалки-веник.

  • Воды в колодцах всем не хватало, пришлось развозить ее по дворам в бочках, пока строился водопровод.

  • Пить, как мы знаем, можно только кипяченую воду, например, раньше в школах наливали кипяченую воду в бак с краном, к которому на цепи была прикреплена кружка. Бывало, за перемену все желающие не успевали попить и опаздывали на урок. Причина считалась уважительной: кружка-то одна на всю школу! К счастью мы с вами проблем с водой не имеем!

Ведущая Катя

Я проведу викторину — «Знатоки родного края», на каждый вопрос будут предложены несколько ответов и вам необходим, выбрать правильный ответ.

И так, внимание первый вопрос!

1.Что такое сигудек?

  • струнный-смычковый инструмент;+

  • трещетка;

  • дудочка-свистулька.

2. Традиционная коми одежда включала в себя коты, что это?

  • Лапти;

  • Чулки;

  • Кожанная обувь.+

3.Назовите, сколько месяцев в древне-коми промысловом календаре?

  • +9;

  • 10;

  • 12.

4.Что по вашему мнению в 18-ом веке, Коми с успехом могла продавать Европе?

  • Пушнина;+

  • Лен;

  • Иван-чай.

5. О каком полезном ископаемом – добываемом в Коми, Петр I сказал: «Если не нам, то потомкам нашим дело полезным будет?»

  • Железная руда;

  • Каменный уголь;+

  • Нефть.

6. Назовите самого почитаемого зверя у коми охотников.

  • Горностай;

  • Медведь;+

  • Лось.

7. Какая рыба, обитающая в реках коми края, называлась царской?

  • Семга;

  • Стерлядь;+

  • Осетр.

8. Что изображено на гербе Сыктывкара?

  • Животное;

  • Транспорт;

  • Дерево.

(на фоне муз. «Березы шумят…»)

Ведущий — А.Н.

Старина и современность-

Все смешалось, завертелось,

Только помним мы мудрость древнюю,

Где родился ты, там и жить тебе,

Увядает цветок без земли родной,

Человек без родимой сторонушки,

Да без песен, знакомых с младенчества.

Художественный номер-песня

Приглашенная ведущая – ________________

-предлагаю продолжить знакомиться с историей нашей столицы через разгадывание кроссворда.

Кроссворд:

  1. Станция «Скорой помощи» расположено не далеко от Кировского парка, по ул.Кирова. Что располагалось на этом месте до середины 70-х годов? (БАНЯ);

А.Н.-Коротко по заметке

  1. Историческое зданиеТорговый дом Кузьбожевых по ул. Коммунистическая. Как называется культурное учреждение, которое сейчас там расположено? (МУЗЕЙ);

А.Н.-Коротко о музее.

  1. Назовите улицу, которая раньше называлась Троицкой. (ЛЕНИНА);

  1. Нынешнюю национальную галерею (в кировском парке), первоначально построили под училище, как оно называлось?

(ДУХОВНОЕ);

  1. Улица Спасская. Переименованная, сейчас называется с такой же буквы. Как она называется? (СОВЕТСКАЯ);

  1. В память погибшим землякам горит огонь, как его называют?

(ВЕЧНЫМ);

  1. В названии бывшей улицы Трехсвятительская-17 букв. Нынешняя улица на одну букву короче, назовите эту улицу.

(КОММУНИСТИЧЕСКАЯ);

  1. Собор, который стоял на Стефановской площади назывался…? (СТЕФАНОВСКИЙ);

  1. Какое культурное учреждение в Сытывкаре называется

им. В.Савина? (ДРАМТЕАТР).

— Всем спасибо, надеюсь, вы еще больше пополнили свои знания о Сыктывкаре!

3 блок – «НАШ ГОРОД СЕГОДНЯ»

(звучат фанфары -выходят 4-ро ребят)

1.Ведущий

Коротко об экономике города (зачитывает)

2.Ведущий

Образование (зачитывает)

3.Ведущий

Культура (зачитывает)

4.Ведущий

Спорт (зачитывает)

Кратко о 5-ти самых крупных спортивных строек РК

4блок-«А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

Ведущий

Зачитать Рейтинг 5-ти самых грандиозных проектов.

Коротко о разном:

  • Памятники города (Название и наглядный показ)

  • Часы города (Фото часов и где находятся)

  • В честь, каких писателей названы улицы?(Краткое описание)

  • Самые советские улицы (Название улиц)

Ведущий-А.Н.

В день веселья, тоски и печали

С юных лет до последней черты,

Нашим девушкам чудные шали

Были символом дивной красы.

На зырянской земле в этих шалях

Вся палитра цветов луговых

Синева, как в заоблачных далях

Яркий блеск перекатов земли.

Народный танец с шалями.

В заключение угощение всех участников коми-шаньгами.

Автор: Загайнова Елена Леонидовна
Должность: Воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Коми г. Сыктывкар
Наименование материала: сценарий
Тема: Сценарий праздника Республика Коми – родная земля

Раздел: дошкольное образование

Сценарий праздника Республика Коми – родная

земля.

Зал торжественно украшен государственной символикой Российской

Федерации и республики Коми (герб и флаг), на стене представлена

карта республики Коми, по периметру зала висят воздушные шары в

цветах государственных флагов.

Дети входят в зал.

Ведущий: На карте есть республика такая

Великая, могучая, родная

Это Коми земля – так ее величаем

Это Родина наша – мы ее прославляем!

Ведущий:

Наша республика Коми населена добрым и мудрым

народом, мы гордимся этим, и где бы ни были, родная земля остается

для нас одной единственной. Счастлив, надежен и крепок человек,

который знает и бережет свои корни, чтит и уважает историю своего

народа.

Послушаем поэтические строки о нашей республике.

Дети: Багрянцем пылают над пармой рассветы

Полночные звезды тускнеют вдали

Мы наши сердца отдаем беззаветно

И будням, и праздникам Коми земли.

Кто раз побывал здесь, тот помнит и знает

Работою славится наш человек

Мы песни слагаем о доблестном крае

Земля эта щедрая в сердце навек!

Расти, процветай всем на радость живущим

К столетью уверенно, смело шагай

Ты только поверь: в недалеком грядущем

Мы сделаем краше суровый наш край!

Ведущий: А теперь мы подарим всем гостям песню о нашем

удивительном северном крае.

Песня «Мы на Севере живем», музыка А. Мастеницы

Под музыку в зал входит Северянка.

Ведущий: Посмотрите, дети, а к нам гостья дорогая пожаловала!

Кто ты, милая гостья?

Северянка: Меня зовут , Северяночка, жительница нашего северного

полярного края, пришла к вам на праздник. Что же вы сегодня

отмечаете?

Дети: День Республики Коми!

Северянка: Республика Коми – родная земля

Здесь чистые реки, леса и поля

Цветы здесь растут такой красоты

Весь мир обойди – не сыщешь таких!

Я хочу предложить нам всем отправиться в путешествие по городам

нашей республики! Согласны?

А как называется столица нашей республики, вы знаете?

(Сыктывкар).

Ведущий: Сыктывкар – современный город с широкими улицами,

многоэтажными

жилыми

домами,

с

красивыми

общественными

зданиями. В городе много парков, скверов, музеев, театров, школ,

памятников и детских садов. Наша столица известна во всех уголках

России, здесь работает наше правительство, которое принимает важные

законы, по которым живет республика.

Северянка: Давайте послушаем главную песню нашей республики!

Как она называется?

Дети: Гимн!

(Все стоя слушают Гимн республики Коми.)

Ведущий: О Сыктывкаре сложено много песен и стихов. О том, каким

стал сейчас город Сыктывкар, очень красочно рассказал поэт П.

Образцов.

Ребенок:

Не узнаешь Сыктывкар

Как он вырос – чудеса!

На местах домишек старых

Новых зданий корпуса

Там, где грязь и лужи были

Гладь асфальтовых дорог

Легковых автомобилей

Нескончаемый поток

Шире улицы, светлее, как зеленые аллеи

Хорошеет с каждым днем

Сыктывкар, где мы живем!

Северянка: Молодцы, А мы вместе с песенкой отправляемся дальше.

Танец «Песенка – чудесенка», музыка М. Протасова.

Северянка: Угадайте, о каком городе я буду сейчас рассказывать?

Не пугайтесь облачка серого

Прилетайте на Яке, на ТУ

Неслучайно «Жемчужиной Севера»

Называют наш город… Ухту.

Ведущий: Да, действительно, Ухта —

это современный город с

многочисленными, хорошо оснащенными предприятиями и заводами по

добыче нефти и газа, а со временем превратился в центр управления

нефтегазовой отраслью севера России. Давайте послушаем

стихи,

посвященные этому городу.

Ребенок: Между древних острогов Тимана

Вьется речка – светла и чиста

Были здесь нефтяные фонтаны

А теперь вырос город Ухта

Здесь воздвигли фонтаны и промыслы

Нефть покорно по трубам бежит

Не фантазия это, не домыслы,

Приезжайте гостить к нам и жить!

В Ухте я родился, в Ухте я расту

Город родной мой всем сердцем люблю!

Ведущий: Приглашаю в детский дружный хоровод.

Хоровод «Мы – дружные ребята», музыка М. Разоренова.

Северянка: Вот и оказались мы в городе Печора.

На тысячи верст, все тайга и снега.

Сюда не ступала ничья нога,

Лишь волны свои в океан Ледовитый

Несла ты, Печора – река!

Действительно, река Печора – самая мощная в нашем Северном крае.

Город Печора – это голубая лента рек и озер, по которым ходят

пароходы и суда речников. В реках много рыбы разных видов – это и

хариус, щука, сиг, окунь и другие. В лесах много птиц и зверей. В

самом городе есть музеи, памятники первооткрывателям, великим

людям, писателям.

Ребенок

Наш отчий дом таежная Печора,

Наш славный город – гордость и краса!

В объятьях снежного простора

Цвети и здравствуй многие века!

Звучат позывные аккорды песни «Воркута» музыка М. Быковича.

Ведущий: Дети! Вы узнали эту мелодию?

— Конечно!

Северянка: Там, где сейчас расположен город не было никаких

строений, была только одна тундра. Так было до тех пор, пока на

берегах реки Воркута геологи не нашли уголь. Уголь – богатство

города. С этого момента и начал расти прекрасный заполярный город.

Ведущий: Вот так строили, строили

И над вечной мерзлотой

Вырос город величавый

И назвался Воркутой!

Современная Воркута – это рабочие, строители, студенты, шахтеры. Это

– жилые дома, больницы, школы, детские сады, и конечно, шахты. Где

добывают черное золото – заполярный уголь.

Ребенок: Мы родную Воркуту

Сегодня прославляем

И еще красивее

Стать от души желаем

Воркутинец могуч и отважен

Не бросает на ветер слова

С Воркутою считается даже

Городок под названьем Москва

Воркутинцев прекрасные лица

Узнаются всегда за версту

Сыктывкар — он, конечно, столица

Но весь мир знает лишь Воркуту!

Ведущий: Для веселья зал не тесен

Нет для радости преград

Про любимый город песню

Рад исполнить хор ребят!

Песня: «Этот город мой и твой», музыка А. Филиппенко.

Северянка: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие по

основным городам Республики Коми.

Ведущий: мы дарим тебе, Северяночка, на память вот такие слова и

стихи в благодарность о прекрасном путешествии.

Дети: На просторах Коми края

В песнях мира и труда

Хорошеют расцветая

Нам родные города.

Полюбили мы Ухту,

Город всем родной

Даже с самолета ТУ

Он такой большой

Сыктывкар – столица Коми

Это знаем хорошо

Воркута шахтеров город

А Печора – речников

А еще Инта, Усинск,

Лучше края не найдешь.

Дом и улица и город

Родиной зовется

И о том, что сердцу дорого

Песенка поется

Песня «Родине спасибо», музыка М. Львова –Компанейца.

Ведущий : Спасибо .

Сценарий игровой программы

 «Праздник, посвященный культуре коми народа»

     Цель: формирование личности обучающихся через знакомство с обычаями и традициями народа коми, формирование устойчивого интереса к культуре Коми края.

Задачи:

Воспитательные – способствовать формированию у детей целостного отношения к коми национальной культуре, уважения и сохранения традиций коми народа;

Развивающие – развитие коммуникативных умений, организаторских способностей, творческих способностей личности обучающихся.

Обучающие – продолжить знакомить обучающихся с традициями, играми коми народа, с их историей

Форма проведения: игра по станциям

Оборудование:

очищенная лоза, глина, доски, стеки, баночки с водой

очищенная береста, шаблоны, ножницы, нитки.

шаблоны варежек из картона, кисти, краски, нитки.

    Дидактический материал:

готовые изделия для демонстрации (изделия из лозы, птица-оберег из глины, кулон – оберег из бересты, варежки с коми орнаментом)

таблица с коми орнаментом.

Время проведения: 2-3 часа

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материалов необходимых для проведения заданий.
  2. Красочное объявление о празднике.
  3. Объявление о конкурсе на лучшее блюдо, выполненное в коми традициях. Выбор жюри. Подготовка грамот для победителей.
  4. Подготовка костюмов, оформление интерьера.
  5. Подготовка танцевального номера в объединении «Коми танец».

Развернутый план проведения игры.

Педагоги, одетые в коми костюмы, встречают ребят в зале, оформленном для праздника. Блюда для конкурса расставляются на столе. Звучит музыка. Ведущие приветствуют ребят на коми языке «Видза оланныд».

Хозяйка: Давным-давно повелось так у коми народа, что после трудового дня, когда солнышко садится, собирались люди, чтобы песни попеть, хороводы поводить, пошутить, посмеяться, добрым словом помолвиться. В народе говорят: кончил дело — гуляй смело. На такие посиделки люди брали с собой рукоделие: кто-то вязал, вышивал, перематывал нитки, прял. Вот и мы сегодня с вами собрались на посиделки. Будем песни петь да хороводы водить, да коми играми веселить. Как нас много здесь собралось! А давайте поиграем в игру «Знакомство». И знакомиться мы будем необычно. У меня есть моток с нитками, вот он нам и поможет.

Для сближения проводится игра на знакомство: ребята должны представить себя на коми языке, передавая друг другу клубок ниток, называя себя: «Мено шуоны Галя».

Хозяйка: Вот и познакомились. А теперь гости дорогие пойдем в путь дорогу к одной моей соседке, посмотрим, какие есть у нас рукодельницы-мастерицы.

Ребята делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается посетить станции с мастерами промыслов

Хозяйка: Эй, хозяйка, открывай, да гостей скорей встречай!

1 станция «Лозоплетение»

Инструменты и материалы: готовые изделия для демонстрации, очищенная лоза, резаки.

Рассказ о традиционных промыслах коми народа. История лозоплетения, Область применения изделий из лозы. Технология изготовления изделий из лозы. Подробный рассказ о работе с лозой. Выполнение работ на готовых донышках. Демонстрация готовых работ.

2 станция  «Народная игрушка».

Материалы и инструменты: Глина, доски, стеки, баночки с водой.

Знакомство с традиционной игрушкой народа коми. Участникам предлагается выполнить из глины птицу-оберег с орнаментом в виде солнца. Знакомство с правилами работы со стеком. Педагог объясняет этапы изготовления игрушки, после чего ребята приступают к самостоятельной работе. В результате у каждого ребенка получается своя игрушка.

3 станция «Рукодельница».

Инструменты и материалы: готовые изделия, очищенная береста, шаблоны, ножницы, нитки.

Рассказ о возникновении традиций обработки бересты. Знакомство с материалом (берестой). Область применения изделий из бересты. Технология изготовления изделий: свойства бересты, приёмы работы (кручение, плетение, прорезание). Изготовление кулона — оберега. Демонстрация готовых работ.

4 станция «Мастерица»

Инструменты и материалы: Шаблоны варежек из картона, кисти, краски, нитки. Таблица с коми орнаментом.

Знакомство с коми пасами. Применение орнамента коми народа в декорировании предметов быта и одежды. Цветовое решение коми орнамента. Ребятам предлагается расписать варежки коми орнаментом.

Ребятам заранее было объявлено о конкурсе коми выпечки. Во время того, пока идут занятия, жюри оценивает блюда, принесенные детьми. Подписываются грамоты победителям.

После посещения станций ребят приглашают на чаепитие, где они сами могут продегустировать все блюда. Во время чаепития проводятся коми игры:

Хозяйка: Уж очень долго мы сидели да устали. Давайте попляшем и повеселимся.

1. Игра «Оленеводы»

Из участников игры выбирают трех «оленеводов», остальные становятся «оленями». «Оленеводы» должны попасть в «оленей» «снежком». Участник, в которого попадает «снежок» — пойман, и становится оленеводом.

2.        Викторина «Знатоки родного города»

  1. Как называлась Стефановская площадь за всю историю нашего города? (Стефановская, Красная, Юбилейная)
  2. Я называю современные названия улиц, а вы мне говорите как они назывались раньше?

ул. Ленина- Троицкая, ул. Коммунистическая- Трехсвятительская, ул. Советская-Спасская, ул. Орджоникидзе-Покровская, ул. Кирова- Набережная

  1. Что находилось в здании Национального музея отдела природы до революции?

( Торговый дом купцов Кузьбожевых)

  1. Что находилось в здании Национального музея Р.К. отдела этнографии до революции? (Торговый дом Дербенёвых)
  2. Кому принадлежал первый каменный дом в Усть -Сысольске? (Сухановым)
  3. Назовите собор, находившийся на месте стадиона в Кировском парке? (Троицкий)
  4. Сколько площадей в Сыктывкаре? Назовите их. (Стефановская, Ломоносова, Габова)
  5. На какой площади находиться памятник И.А. Куратову? (Ломоносова)
  6. Как называется площадь, которая появилась в нашем городе в 2004 году на пересечении улиц Ленина и Горького? (им. Николая Габова)

3.        Игра «Пословицы» 

Проговаривается коми половица, необходимо найти
близкую по значению русскую пословицу.

Летний день молоком-маслом катиться. (Летний день год кормит)

Белый свет велик. (Свет клинок не сошёлся)

Из одного зерна всходы. (Одного поля ягоды)

Всех одной ценой не оценишь. (Под одну мерку всех не подгонишь)

Не стоит и иголки без ушки. (Ломаного гроша не стоит)

За мухой гоняться с колотушкой. (Стрелять из пушек по воробьям)

Красоту лизать не станешь. (С лица не воду пить)

Работящему человеку бобры, соболи сами в дом идут. (На ловца и зверь бежит)

У хлебницы они уже помощники. (Один с сошкой, а семеро с ложкой)

Первый холст с узлами. Первый выстрел — чёрная ворона. (Первый блин — комом)

Разводить огонь на воде. ( Толочь воду в ступе)

Рот его не лукошко, сладкое понимает. (Губа не дура)

Солома поблизости лучше сена в дали. (Синица в руках лучше журавля в небе)

Хлеб-соль-дело взаимное. (Долг платежом красен)

Ястреб ястреба ударил. (Нашла коса на камень)

Пальцы сгибаются в сторону ладони. (Своя рубашка ближе к делу)

Не ходи по чужому следу. (Не живи чужим умом)

Научить собирать бруснику из-под следа. (Показать, где раки зимуют)

Огонь без пищи скоро тухнет. (У лжи короткие ноги)

Куда голова, туда и хвост. (Куда иголка, туда и нитка)

  1. Игра «Дзебсясъом»(жмурки)

Бросив жребий, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него.
Водящему завязывают глаза и кружат его на месте, приговаривая:

Шапка-татарка        

Синьясыд куньса                  

Коло ко кутав

Да эн жо нин аддзы.

Шапка-татарка

Глаза то зажмурены.

Если угодно, лови на

 Да только не вздумай поймать.

Покружив водящего, его отталкивают в сторону, а остальные тихонько на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий на ощупь начинает искать игроков. Если поиски затягиваются, прячущиеся подают голос (холодно — кодзыд — если уходит далеко; тепло — шоныд — когда приближается). Кого поймает, тот будет водящим в следующий раз.

  1. Игра «Пышкай» (воробей)

По жребию выбирают водящего – воробья. Все играющие становятся в круг. Воробья ставят  в центр круга. Ему завязывают глаза. Играющие поют:

Миян гажа сад йöрö                                    

Локтiс пышкай да сьылö:                            

— Пышкай, пышкай, эн вуграв,                    

Кодi нявöстас, тöдмав.                                

Прилетел к нам воробей

И запел как соловей:

— Эй ты, птичка, не зевай,

Кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет: «мяу, мяу», стараясь изменить голос.

Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, чей голос узнали. Если не угадали, то водящий продолжает водить. Игра продолжается.

6.Код серок гас? (Кто засмеётся?)

Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу и. вращаясь по кругу, приговаривают:

Ас  ки  карнан

Ки  карнан

Кодлои  водзджык

Пынь воссяс.

Дас тувик,

Дас печик,        

Тю, тю, тю!

 Из собственных рук

 Ручка жернова.

 У кого первым

 Покажутся зубы,

 Тому десять тычков,

 Тому десять щелчков,

 Тю, тю, тю!

После этих слов все замолкают, никто не разговаривает, не улыбается, кто-нибудь всё равно не выдержит, первым засмеется (покажет зубы). Тогда все играющие дают ему тычок в спину и щелчок по лбу.

Выступление обучающихся объединения «Коми танец» с номером «Зарни Ань».

Награждение победителей и участников конкура «Коми выпечки» и викторины «Знатоки родного города».

Хозяйка: Спасибо! Аттьо, бур детинка! Аддзысьлытодз! До свидания! (Ребята уходят).

Литература:

  1. Клейман Т. Детям о культуре народа коми. Сыктывкар, 2004г.
  2. Кузьмина М. В.,  Леканов Д.М. Коми – край мой северный. Сыктывкар, 2001г.
  3. Плесовский Ф. Коми пословицы и поговорки. Сыктывкар, 2000г
  4. Рочев Ю. Коми старинные детские игры. Сыктывкар, 1984. 
  5. Чудова Т. И. Праздничная выпечка коми (зырян):технология приготовления и использование в обряде.  Сыктывкар, 2004.

Сценарий праздника культурное наследие республики Коми.

1 Фанфары

2 Видео. Без звука.

Ведший:

Жили-были коми в очень добром доме!

В мире и покое, было всё им в нежность

-Небо, реки, травы, разных злаков свежесть.

Никакой отравы!

Поступали мудро – по законам предков!

И ловили утром рыбку до обеда,

Жили долго-долго, весело и честно.

Берегли как око лес, озёра, песни.

Жили-были коми.

В радости, страданье,

А теперь читаем мы о них преданья!

Что когда-то, где-то в очень добром доме,

Как большие дети – жили — были коми!

3 Трек – Тур Агентство

Баба Яга: 

Кот, а кот, ну вот за что я тебя у себя держу в моем турагентстве? Ни одного хорошеготура за последнее время нет.

Кот: 

Да что Вы все недовольные? Что-то случилось?

Баба Яга: 

Случилось. Вот вчера Иван Царевич приходил, просил организовать ему интересный увлекательный отдых. И заметь, ученый ты наш, сам Иван Царевич зашел в наше туристическое агентство, а не какой-нибудь там Леший, которому море покажи, он и рад будет. А Царевич на том море уже бывал — перебывал, ему там неинтересно.

Кот: 

Ну что Вы так беспокоитесь, я же не зря у Вас сметану ем. Вот последнюю почту разбираю и скажу я Вам – есть очень даже интересные мысли. Вот, например, хотя бы эта.

Баба Яга:

 А что это?

Кот: 

2 ролика прислали из Школы Росток. Давайте скорее смотреть.

4 Видео – Коми стих

5 видео- коми промо

Кот: 

Вот красотища! Иван Царевич точно такого никогда не видел.

Баба Яга: 

А я вот за свои триста лет кое-что да слышала. Давным-давно летела я заграницу, и у меня метла сломалась, вот я в той республике- то и погостила, только ничего повидатьне успела.

Баба Яга: 

Ну, вот что, кот! Решено! Собирайся в командировку.

Кот: 

В какую командировку? Куда?

Баба Яга: 

Ты у нас кот сказочный, вот и собирайся в этот край

Кот: А зачем?

Баба Яга: 

Как зачем? Настоящее туристическое агентство должно подготовить своих туристов к предстоящему отдыху, подготовить туристическую программу. Отправляйся в Коми край и посмотри, чего у них там интересненького есть. Сроку тебе: одна лапа здесь – другая там, и обратно.

6 Звук–

Ведущий:Прошла неделя

Кот:

Ну что, Баба Яга, составил я тебе экскурсионный тур по республике Коми. Такой красотищи ты еще не видела

Кот:

Первая экскурсия будет у нас в деревню ПузлаУстьКуломского района. Там у них есть бьющий фонтан. Я тебе на телефон заснял.

7 видео — фонтан

Ведущая:

Высота фонтана достигает 4 метров. Зимой шум падающей воды слышен до деревни, а зрелище выглядит неописуемо.    В окрестностях деревни можно увидеть 5 таких фонтанов. И в некоторых фонтанах, вода обладает особыми целебными свойствами.

Баба Яга: 

Ну,с такой целебной водой Иван Царевич вечно молодой и здоровый будет.

Кот:

Следящая экскурсия будет у нас в село Усть Ухта, где молодежь и детвора любят играть в народные игры и петь частушки. Давайте посмотрим.

Ведущий:

8 трек частушки 1 класс

Кот:

Следующее удивительное место мы можем посмотреть на экскурсии «Мань Попунер».

Баба Яга: 

Ха-ха-ха, какое смешное слово.

9 видео- попунер (тихо)

Ведущий: Каменными идолами называют огромные столбы причудливой формы на плато Маньпупунер. Это все, что осталось от Уральских гор, которые стояли здесь много веков назад. Поле разрушения мягких пород сформировались эти уникальные природные скульптуры.

Баба Яга: У страшные какие. Страшнее, чем змей Горыныч с 3 головами. Ну, съездить посмотреть можно.

Кот: Ой, напугал бедненькую. А сейчас я тебе покажу, как в этой республике люди умеют петь песни, танцевать и веселится.

10 видео — культура

Ведущий: 2 класс с танцем «Марья моль»

11 трек Марья-Моль

Баба Яга: 

Ой,развеселил ты меня, кот. Что же там еще интересненького?

Кот:

А хочешь, покажу тебе их леса, это не наши палки елки.

Экскурсия в «волшебный парк».

12 Видео -Илычский Заповедник (Тихо)

Ведущий

Печо́ро-И́лычскийгосуда́рственныйзапове́дник, расположен в Республике Коми на западном склоне Уральских гор. С востока заповедник ограничен хребтом Поясовый камень, с юга, севера и запада реками Печорой и Илычем.

Девственные леса Коми – это самый большой нетронутый природный массив в Европе, расположившийся на северо-востоке Республики Коми. На сегодняшний день республика является единственным уголком Европы, где дикая природа сохранила свой первозданный вид, благодаря удачному географическому положению, удаленности от крупных промышленных районов и труднодоступности заповедных зон.

Чрезвычайно богата, разнообразна и фауна. Список наземных и водных позвоночных насчитывает 304 вида. Здесь обитают звери, гнездятся птицы, водится рыба, которые тоже не встречаются больше нигде на Северо-Востоке континента.

Печоро-Илычский заповедник уникален еще тем, что на его территории уже более 70 лет проводятся опыты по одомашниванию лосей, использованию их в хозяйственных целях, как демонстрационные животные при проведении туристических экскурсий. Специалистов привлекает добрый нрав животного, доверчивость, хорошая выживаемость и неприхотливость.

Ведущий: 3 класс с номером северные олени

13 видео — заставка со звуком пока рассказывают сказку, до слов «…олени дружат с человеком» тихо

14 трек -Северные олени

Баба Яга: А олени-то какие все чистенькие, здоровенькие, красивенькие, вкусненькие.

Кот:

А еще я предлагаю «Тур по удивительным памятникам Коми народа» Таких памятников вообще в мире нет.

15 презентация – памятники

Слайд 1.Романтический центр Кировского парка г. Сыктывкара– каменное «сердце в ладонях». Этот популярный у народа символ любви представляет собой две ладони: мужскую и женскую, которые держат большое сердце. В самом сердце спрятан еще один камень – кусочек храма богини любви Афродиты. Памятник изобилует надписями типа: «Ваня+Таня=Любовь». Признания в нахлынувших чувствах регулярно смывают, но на их месте появляются новые.

Слайд 2.Установку памятника приурочили к 14-летию Усинского филиала УГТУ. Инициаторы проекта – члены студенческого совета филиала вуза. Комар – не единственная идея, выдвигались и другие: памятник резиновым сапогам, студенческой зачетке или рабочей каске. Но студенты остановились на кровососе.

Слайд 3.Главной достопримечательностью Площади Победы г. Воркуты является монумент с изображением аистов, которые свили гнездо в знак мира, свободы и победы над войнами. Монумент был изготовлен на Воркутинском механическом заводе. Памятник с гнездом аистов стал одним из символов заполярного города. К нему приезжают молодожены после церемонии бракосочетания, чтобы возложить цветы и сфотографироваться на память.

Слайд 4.Ода на памятники буквам алфавита распространилась на многие города, не остался в стороне и Сыктывкар. В 2011 г. в городе водрузили монумент, посвященный букве «Ӧ» — двухтонную вертикальную плиту высотой 1 м с гравировкой в виде необычной буквы.

Слайд 5.Памятник Рублю в Сыктывкаре является новым арт-объектом, который находится в небольшой аллее на Стефановской площади. Его открыли в 2015 году. Инициатор его создания — Национальный банк Коми, а цель его возведения — популяризация национальной валюты и ее графического символа.

Слайд 6 В канун 96-летия Республики Коми и дня основания Ухты на Комсомольской площади открылся новый арт-обьект. Скульптура «Романтики» московского скульптора Ильи Мишанина посвящена комсомольцам — строителям города, которые ехали на север строить новые города и будущее своей страны.

Баба яга: Ой,Не буду я Ванюшу отправлять туда.

Кот: Почему?

Баба яга: Обойдется, сама сначала полечу своими глазами все это увидеть.

Ведший:4 класс с песней «Республика Коми» (трек)

Ведущий:

Пришло время подведения итогов мероприятий к году культуры, прошедших в школе.

Для подведения итогов приглашается директор школы « Росток» Виноградова Светлана Вячеславовна.

(итоги онлайн-викторины, конкурса стихов собственного сочинения).

Разработка сценария мероприятия для обучающихся 3-4 классов, посвященного столетию Республики Коми в форме игры «Поле чудес»

Тема: «Эта удивительная Республика Коми»

Цель: Развитие интереса к истории и традициям родного края.

Задачи:

— расширить знания учащихся об историческом развитии, самобытности культуры, известных людях Республики Коми;

— развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;

— воспитывать чувства уважения и гордости за край, в котором живешь; и

бережное отношение к своей малой родине.

Место проведения: МАОУ « Прогимназия № 81»

Целевая аудитория: 3-4 класс.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, барабан «Поле чудес».

Оформление: на доске – изображения достопримечательностей Республики Коми.

Игра сопровождается показом презентации (см. Приложение).

Ход мероприятия:

Ведущий: (1 слайд)

Приветствуем всех собравшихся в этом зале! Сегодня тема нашей игры «Эта удивительная Республика Коми».

Тема игры выбрана не случайно.

В 2021 г. наша республика отмечает 100-летний юбилей (2 слайд),

и мы поговорим об истории, красоте, богатствах и самобытности нашего северного Коми края.

(3 слайд)

Позвольте напомнить вам правила игры:

  1. Отбор игроков проводится путем отгадывания загадок перед каждым туром игры.

  2. Игроки крутят барабан по очереди.

  3. Зрителям нельзя подсказывать игрокам во время ответа.

  4. Если участник ответил верно, он вновь вращает барабан. Ответив правильно на три вопроса, получает приз.

  5. Если участник дал неверный ответ, то ход переходит следующему игроку.

  6. Если стрелка игрового барабана указывает на сектор «Приз», участник должен выбрать: взять приз или продолжить игру.

  7. Если стрелка указывает на сектор «Банкрот», все очки, заработанные участником ранее, сгорают.

  8. Если стрелка игрового барабана укажет на сектор «Ноль», это обозначает переход хода следующему участнику игры.

-Итак, начинаем первый отборочный тур! Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.

(4 слайд)

ПЕРВЫЙ ТУР

  1. В лесу глубокой осенью

Везде, где мох растет,

Краснеет эта ягода

По кочкам средь болот. (Клюква)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черника)

3. Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет —

Если Вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с… (малиной)

Представление первой тройки игроков….

Одно из главных богатств Республики Коми – это лес. Таежные леса нашего северного края испокон века были источником жизни для наших предков – здесь они охотились, рыбачили, собирали дары северной природы.

Задание: Скажите, как по-другому лес называли наши предки.

(слайд 5)

п

а

р

м

а

( 6 слайд) ВТОРОЙ ТУР

Ведущий: Начинаем второй отборочный тур! Чтобы выбрать вторую тройку игроков, я снова загадываю загадки.

  1. Это кто с ружьём в лесу

Ищет зайца и лису?

Он не повар и не плотник,

Он конечно же …. (охотник)

  1. С утра сижу я на реке,
    Подъёмный кран держу в руке.

Не сеть она и не сачок,
Рыбу ловит на крючок. (Удочка)

  1. Есть лекарство от тоски:

Надеваю две доски,

В руки я беру две палки,

С ветерком играю в салки!

Что же это? Говори же! (Лыжи)

Представление второй тройки игроков….

В 2007 году газета «Известия», радио «Маяк» и телеканал «Россия» запустили специальный проект — «7 чудес России». В нем с помощью голосования были определены самые интересные достопримечательности нашей Родины. В отличие от мирового списка семи чудес, куда вошли только памятники архитектуры, большинство мест в российском рейтинге заняли именно природные достопримечательности.

Одно из этих «чудес» находится на территории Республики Коми. С языка народа манси его название переводится как «малая гора идолов».

Задание: Назовите эту достопримечательность. (Столбы выветривания на плато Маньпупунёр).

(7 слайд)

М

а

н

ь

п

у

п

у

н

е

р

Ведущий: Столбы выветривания в Коми — природная достопримечательность. Этот геологический памятник природы находится в горах Северного Урала на плато с загадочным названием Маньпупунер. По местным поверьям семь истуканов, стоящие на плоскогорье и вытянувшиеся на высоту 10-этажных домов — это разбойники, превращенные в камни. Поэтому место у местных народов считается мистическим и священным.

На самом деле «камни» на плато Маньпупунёр – столбы выветривания, останцы. Около 200 млн. лет назад там были огромные горы, состоявшие из слабых пород, которые «стачивались» ветрами, дождями, снегами, морозами и жарой, а ветер и вода спускали обломки все ниже и ниже.

( 8 слайд) ТРЕТИЙ ТУР

  1. У него хороший слух,

Но когда токует, — глух!

Можно даже, говорят,

Взять руками … (Глухаря)

  1. Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос.
    Он в берлоге спит зимой
    Под большущею сосной,
    А когда придёт весна,
    Просыпается от сна. (Медведь)

  1. В лесу обитает,
    Дичью питается да в курятник забирается,
    хитрым зверем называется. (Лиса)

Представление третьей тройки игроков….

Природа республики Коми настолько уникальна, что здесь создано более двухсот заповедников и охраняемых территорий. Один из них –Печоро-Илычский заповедник – находится под защитой ЮНЕСКО.

В заповеднике представлены животный и растительный мир хвойных лесов и болот, лугов и горной тундры. Здесь создана ферма, на которой занимаются одомашниванием и изучением этих диких животных.

Задание: Какое животное было одомашнено и находится под охраной в Печоро-Илычском заповеднике?

(9 слайд)

л

о

с

ь

Ведущий: Печоро-Илычский заповедник был основан в 1930 году. В центральной усадьбе работает Музей природы. На территории этого заповедника находится одно из чудес России – плато Маньпупунер. Вход на заповедную территорию разрешается только по пропускам. Для любителей путешествий организованны туристические маршруты, по которым они могут передвигаться в сопровождении экскурсовода.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

(10 слайд)

Это замысловатое кольцо было случайно найдено в селе Сторожевск Корткеросского райна в 1975 г. Ученые предположили, что оно изготовлено в X-XII веках. На кольце изображены фигурки разных животных: бобра, выдры, белки, волка. Это необычное кольцо – очень полезный прибор в быту наших предков.

Задание: Скажите, как называется этот прибор и для чего он использовался.

(11 слайд)

к

а

л

е

н

д

а

р

ь

Ведущий: Это кольцо – промысловый календарь, он показывал время охоты на определенного зверя.

Девять промысловых животных соответствуют девяти месяцам древних коми: первый месяц — «месяц медведя», второй — «месяц оленя» и т.д.

Также промысловый календарь напоминал охотникам на кого нельзя охотиться в определенный период. Вот так календарь не только указывал на конкретный день года, но и поддерживал популяцию промысловых животных и баланс между человеком и природой. Строгий запрет на охоту в другое время года соблюдали все Коми охотники. Это сберегало животных от полного исчезновения. Так сохранялось необходимое количество животных, чтобы их численность могла восстановиться к следующему охотничьему сезону.

ФИНАЛ

(12 слайд)

Наша республика гордится многими людьми, достигшими высоких результатов в разных областях: в спорте, науке, литературе, и др.

Эта писательница – автор книг: «Вареная сосулька», «Беличья шкурка», «Дети древней земли» и др. Её книги для детей изданы в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Многие её произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. А по сказке «Гришуня на планете Лохматиков» поставлен мюзикл на сцене Республиканского Театра оперы и балета.

Задание: Рассмотрите представленные на слайде книги и назовите их автора. (Елена Васильевна Габова)

(13 слайд)

Г

а

б

о

в

а

Ведущий: Главная особенность пим заключается в том, что они очень теплые (могут выдерживать температуры до -50 градусов). Оленья шкура (камус) позволяет ногам «дышать». Помимо этого, она обладает свойством термоса. Ворсинки оленьей шкуры имеют вид пористых трубочек, заполненных воздухом. Поэтому тепло, вырабатываемое ногами человека, в пимах не просто сохраняется, но и приумножается.

СУПЕР – ИГРА

(14 слайд)

Основоположник новой коми литературы, поэт-демократ, ученый-лингвист и философ. Создал множество стихотворных произведений, которые по сей день изучают в школах, и тем самым помогают молодому поколению лучше узнать историю родной республики.

Задание: Назовите имя выдающегося поэта, ученого-лингвиста, основоположника коми литературы? (Иван Алексеевич Куратов).

Примечание: Участник может назвать 3 буквы, если в слове есть эти буквы, их открывают. На обдумывание ответа дается одна минута.

(Слайд 15)

К

у

р

а

т

о

в

Ведущий: Иван Куратов родился в селе Кебра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии ( ныне село Куратово Сысольского района Республики Коми) в семье дьякона. Учился в Вологодской духовной семинарии, где впервые проявилось его поэтическое дарование. Жил в двухэтажном деревянном доме, ныне на этом месте (улица Орджоникидзе 10) в современном жилом доме располагается Литературно-мемориальный музей И. А. Куратова.

Итог игры: Награждение победителя и участников грамотами и подарками.

Ведущий: Наша игра подошла к концу, но о нашей республике можно рассказать еще очень много интересного. Ведь за 100 лет здесь так много всего произошло: строились села и города, осваивались новые земли, жили и работали замечательные люди.

Надеюсь, что наш сегодняшний разговор стал для вас поводом гордиться прошлым нашего края, желанием сделать его настоящее и будущее лучше. Ведь это все в наших руках, в руках тех, кто живет сегодня в Республике Коми!

( 16 слайд) поздравляем победителя!

(17 слайд) спасибо за игру!

Литература

  1. Популярная история Республики Коми/ ред. Н.В. Мельникова. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016

  2. Удивительная Республика Коми/ред.-сост. Н.В. Мельникова. – Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016.

  3. Ярасова Е. К. Краеведение. Метод. пособие -«Сыктывкар», 2001.

13.03.2017

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Коми край мой северный»

Юмшанова Ирина Юрьевна

Организация совместной образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет в реализации этнокультурного компонента основной образовательной программы ДОУ

Оценить




2105

Содержимое разработки

Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 103»

ПРИНЯТО:

Решением педагогического совета

«___» ___________ 20__года

Протокол № ____

Секретарь _____________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАДОУ «ЦРР — детский сад №103» ____________Т.Ф.Кудашова

(подпись)

«___» ___________ 20__года

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

«Коми край мой северный»

организация совместной образовательной деятельности педагога с детьми 5-6 лет в реализации этнокультурного компонента основной образовательной программы ДОУ

Составитель: воспитатель 1 кв. кат.

Изъюрова Ия Анатольевна

Сыктывкар

Воспитатель

— Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие по нашей малой Родине -Республике Коми. Мы много знаем о нашей Родине и сегодня все покажем нашим родителям.

Ребенок

Есть на свете места,
Где не видели снега.
В те места не придут
Трескуны — холода.

Там на землю жара
Опускается в небе —

Я бы жить в тех краях
Не хотел никогда.

Пусть над морем шумят
Длиннолистые пальмы.

Только северных мест

Нет на свете милей.

Я не смог бы и дня

Жить без матери-пармы,
Без моих земляков
И без Коми земли.

Песня “Что такое Родина” (слова и музыка Л. Вавиловой)

Воспитатель

— Велика наша Коми земля, сурова её природа. Долго длится зима и очень короткое лето, особенно на Крайнем Севере, где даже летом земля не успевает оттаивать. Поэтому там не растут деревья. Огромные безлесные пространства с множеством болот и озер называют тундрой. Вот туда мы сейчас и отправимся с вами. Как вы думаете, на чем быстро можно добраться до Крайнего Севера?

А в помощь вам загадка:    

Летит птица — небылица,
                                                            А внутри народ сидит,
                                                            Меж собою говорит.   (Самолет)

— Прилетели.

Дети садятся на свои места. Из чума выходит Севернянка.

Северянка

— Видза оланныд,челядь! Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. Как долетели? Не замерзли? У нас здесь холодно. А как у вас в Сыктывкаре? Наверно, зима уходит от вас? У нас в тундре еще стоит зима. Совсем недавно только появилось солнце. Почти два месяца его не было, стояла полярная ночь. Ребята, как вы думаете, чем могут заниматься люди, живущие здесь в тундре, какая у них основная работа? Правильно, здесь живут сильные, крепкие, мужественные люди, которые в суровых северных условиях разводят оленей. Эти люди — оленеводы.

Воспитатель

— Дорогая Севернянка! а наши дети в детском саду тоже растут сильными, крепкими. Занимаются спортом. Они очень любят играть в подвижные игры. Ты научишь их какой — нибудь игре?

Игра “Поймай оленя”

Северянка хвалит за игру

А теперь вопрос такой:

Что спасает нас зимой?

От метели, от пурги

Холода и вьюги? (Малица, варежки, унты, пимы)

Верно! А вы сами мороза не боитесь?

Ребенок

В Коми крае мы живем,

Где суровы зимы,
Не страшны нам холода

Мы надели пимы.

Воспитатель

— А сейчас мы для вас споем песню Вацлава Мастеницы “Северные пимы ”, а наши девочки станцуют.

Севернянка

Слушайте следующую загадку :   На шалаш похож

Только ростом выше,

Не беда, если дождь

Не промокнет крыша.

Он стоит за бугром:

Дверь, порог и стены

Сделаны не топором,

А из шкур оленьих. (Чум)

Игра — аттракцион “Займи чум”

Северянка

— Ребята, порадовали вы меня своим приездом, развеселили. Спасибо вам. Но я еще хотела спросить у вас, не знаете ли вы песни на моем родном коми языке. Уж очень они мне нравятся.

Дети

— Знаем

Воспитатель

Я люблю всем сердцем

Свой язык чудесный

И на нем я первый

Пел негромко песни

Но другие громче

Запоют за мною

И услышат коми, близкое, родное.

Писал первый коми поэт И.А. Куратов.

Ребенок

Песни разные такие

В коми пишут день за днем

И хоть мы не “Асъя кыа”

Но одну сейчас споем

Песня “Маръямоль”

Ребенок читает стихотворение о маме

Песня “Сьылö колипкай”

Северянка благодарит детей и дарит небольшие сувениры.

Воспитатель

— А теперь пришла пора прощаться. Спасибо тебе, Северянка, за теплый прием. До свидания.

Слышится сигнал поезда.

— Мы приехали. Вот и самый северный заполярный город нашей республики — Воркута. На экране изображены виды города Воркуты. Ребята, скажите, чем известен нам этот город? Воркута — город шахтеров. Там добывают ценное топливо — каменный уголь для всей страны. Сейчас мы послушаем стихотворение о каменном угле.

Ребенок

Ты потрогай его руками

И внимательно вглядись —
С виду черный, невзрачный камень

А в себе заключает жизнь.

Пусть сапфиры и алмазы

Привлекательнее на вид

Только этот, покинув глубины

Дорогое тепло хранит.

Воспитатель

— Ребята, в каком еще городе добывают каменный уголь? В Инте. На экране изображены виды Инты.

— Следующий город вы сейчас назовете сами. Этот город имеет такое же название, что и сама большая река в Республике Коми. Река Печора, и город Печора. На экране изображены виды Печеры. Чем же знаменит этот город? Город располагается на реке Печора, самой большой в нашей Республике. Сейчас мальчики расскажут небольшие стихи об этом городе.

— Чем же еще знаменита река Печора?

Дети

— В реке вылавливают ценную рыбу: семгу, нельму, стерлядь. По ней перевозят различные грузы. В городе Печора большой речной порт. Это еще молодой город.

А сейчас загадка еще об одном городе Республики Коми:                       

Город нефтяников, вышек, огней

Сильных и крепких веселых парней

Черное золото добывают там,

Горячий привет посылают нам (Ухта)

На экране изображены виды Ухты.

— Теперь наш путь снова лежит в столицу Республики Коми, город Сыктывкар. Вот мы и в Сыктывкаре. На экране изображены виды города Сыктывкар.

Стихи о Сыктывкаре

Песня “я родился в Сыктывкаре”

Ребенок

Расцветай, мой край родной,

Сыктывкар любимый

Удивляй нас коми пляской

Радостной, счастливой.

Воспитатель

Удорскöйсö йöктыштам (Удорскую спляшем)

Удорская кадриль

Воспитатель

Ты вспоминаешь на страну большую

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую

Какой её ты в детстве увидал.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/248628-scenarij-razvlechenija-komi-kraj-moj-severnyj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!



Сценарий праздника культурное наследие республики Коми

Сценарий праздника культурное наследие республики Коми.

1 Фанфары

2 Видео. Без звука.

Ведший:

Жилибыли коми в очень добром доме!

В мире и покое, было всё им в нежность

Небо, реки, травы, разных злаков свежесть.

Никакой отравы!

Поступали мудро – по законам предков!

И ловили утром рыбку до обеда,

Жили долгодолго, весело и честно.

Берегли как око лес, озёра, песни.

Жилибыли коми.

В радости, страданье,

А теперь читаем мы о них преданья!

Что когдато, гдето в очень добром доме,

Как большие дети – жилибыли коми!

3 Трек – Тур Агентство

Баба Яга:

Кот, а кот, ну вот за что я тебя у себя держу в моем турагентстве? Ни

одного хорошеготура за последнее время нет.

Кот:

Да что Вы все недовольные? Чтото случилось?

Баба Яга:

Случилось. Вот вчера Иван Царевич приходил, просил организовать ему

интересный увлекательный отдых. И заметь, ученый ты наш, сам Иван

Царевич зашел в наше туристическое агентство, а не какойнибудь там

Леший, которому море покажи, он и рад будет. А Царевич на том море уже

бывал перебывал, ему там неинтересно.

Кот:

Ну что Вы так беспокоитесь, я же не зря у Вас сметану ем. Вот

последнюю почту разбираю и скажу я Вам – есть очень даже интересные

мысли. Вот, например, хотя бы эта.

Баба Яга:

А что это?

Кот:

2 ролика прислали из Школы Росток. Давайте скорее смотреть.

4 Видео – Коми стих

5 видеокоми промо

Кот:

Вот красотища! Иван Царевич точно такого никогда не видел.

Баба Яга:

А я вот за свои триста лет коечто да слышала. Давнымдавно летела я

заграницу, и у меня метла сломалась, вот я в той республикето и погостила,

только ничего повидатьне успела.

Баба Яга:

Ну, вот что, кот! Решено! Собирайся в командировку.

Кот:

В какую командировку? Куда?

Баба Яга:

Ты у нас кот сказочный, вот и собирайся в этот край

Кот: А зачем?

Баба Яга:

Как зачем? Настоящее туристическое агентство должно подготовить

своих туристов к предстоящему отдыху, подготовить туристическую

программу. Отправляйся в Коми край и посмотри, чего у них там

интересненького есть. Сроку тебе: одна лапа здесь – другая там, и обратно.

6 Звук–

Ведущий:Прошла неделя

Кот:

Ну что, Баба Яга, составил я тебе экскурсионный тур по республике Коми.

Такой красотищи ты еще не видела

Кот:

Первая экскурсия будет у нас в деревню ПузлаУстьКуломского района.

Там у них есть бьющий фонтан. Я тебе на телефон заснял.

7 видео фонтан

Ведущая:

Высота фонтана достигает 4 метров. Зимой шум падающей воды слышен

до деревни, а зрелище выглядит неописуемо. В окрестностях деревни

можно увидеть 5 таких фонтанов. И в некоторых фонтанах, вода обладает

особыми целебными свойствами.

Баба Яга:

Ну,с такой целебной водой Иван Царевич вечно молодой и здоровый

будет.

Кот:

Следящая экскурсия будет у нас в село Усть Ухта, где молодежь и

детвора любят играть в народные игры и петь частушки. Давайте

посмотрим.

Ведущий:

8 трек частушки 1 класс

Кот:

Следующее удивительное место мы можем посмотреть на экскурсии

«Мань Попунер».

Баба Яга:

Хахаха, какое смешное слово.

9 видеопопунер (тихо)

Ведущий: Каменными идолами называют огромные столбы причудливой

формы на плато Маньпупунер. Это все, что осталось от Уральских гор,

которые стояли здесь много веков назад. Поле разрушения мягких пород

сформировались эти уникальные природные скульптуры.

Баба Яга: У страшные какие. Страшнее, чем змей Горыныч с 3 головами. Ну,

съездить посмотреть можно.

Кот: Ой, напугал бедненькую. А сейчас я тебе покажу, как в этой республике

люди умеют петь песни, танцевать и веселится.

10 видеокультура

Ведущий: 2 класс с танцем «Марья моль»

11 трек МарьяМоль

Баба Яга:

Ой,развеселил ты меня, кот. Что же там еще интересненького?

Кот:

А хочешь, покажу тебе их леса, это не наши палки елки.

Экскурсия в «волшебный парк».

12 ВидеоИлычский Заповедник (Тихо)

Ведущий

Печо

́

роИ

́

лычскийгосуда

́

рственныйзапове

́

дник, расположен в Республике

Коми на западном склоне Уральских гор. С востока заповедник ограничен

хребтом Поясовый камень, с юга, севера и запада реками Печорой и Илычем.

Девственные леса Коми – это самый большой нетронутый природный массив

в Европе, расположившийся на северовостоке Республики Коми. На

сегодняшний день республика является единственным уголком Европы, где

дикая природа сохранила свой первозданный вид, благодаря удачному

географическому положению, удаленности от крупных промышленных

районов и труднодоступности заповедных зон.

Чрезвычайно богата, разнообразна и фауна. Список наземных и водных

позвоночных насчитывает 304 вида. Здесь обитают звери, гнездятся птицы,

водится рыба, которые тоже не встречаются больше нигде на СевероВостоке

континента.

ПечороИлычский заповедник уникален еще тем, что на его территории уже

более 70 лет проводятся опыты по одомашниванию лосей, использованию их

в хозяйственных целях, как демонстрационные животные при проведении

туристических экскурсий. Специалистов привлекает добрый нрав животного,

доверчивость, хорошая выживаемость и неприхотливость.

Ведущий: 3 класс с номером северные олени

13 видео заставка со звуком пока рассказывают сказку, до слов

«…олени дружат с человеком» тихо

14 трек Северные олени

Баба Яга: А оленито какие все чистенькие, здоровенькие, красивенькие,

вкусненькие.

Кот:

А еще я предлагаю «Тур по удивительным памятникам Коми народа» Таких

памятников вообще в мире нет.

15 презентация памятники

Слайд 1.Романтический центр Кировского парка г. Сыктывкара– каменное

«сердце в ладонях». Этот популярный у народа символ любви представляет

собой две ладони: мужскую и женскую, которые держат большое сердце. В

самом сердце спрятан еще один камень – кусочек храма богини любви

Афродиты. Памятник изобилует надписями типа: «Ваня+Таня=Любовь».

Признания в нахлынувших чувствах регулярно смывают, но на их месте

появляются новые.

Слайд 2.Установку памятника приурочили к 14летию Усинского филиала

УГТУ. Инициаторы проекта – члены студенческого совета филиала вуза.

Комар – не единственная идея, выдвигались и другие: памятник резиновым

сапогам, студенческой зачетке или рабочей каске. Но студенты остановились

на кровососе.

Слайд 3.Главной достопримечательностью Площади Победы г. Воркуты

является монумент с изображением аистов, которые свили гнездо в знак

мира, свободы и победы над войнами. Монумент был изготовлен на

Воркутинском механическом заводе. Памятник с гнездом аистов стал одним

из символов заполярного города. К нему приезжают молодожены после

церемонии бракосочетания, чтобы возложить цветы и сфотографироваться на

память.

Слайд 4да на памятники буквам алфавита распространилась на многие

города, не остался в стороне и Сыктывкар. В 2011 г. в городе водрузили

монумент, посвященный букве «Ӧ» — двухтонную вертикальную плиту

высотой 1 м с гравировкой в виде необычной буквы.

Слайд 5.Памятник Рублю в Сыктывкаре является новым артобъектом,

который находится в небольшой аллее на Стефановской площади. Его

открыли в 2015 году. Инициатор его создания Национальный банк Коми, а

цель его возведения популяризация национальной валюты и ее

графического символа.

Слайд 6 В канун 96летия Республики Коми и дня основания Ухты на

Комсомольской площади открылся новый артобьект. Скульптура

«Романтики» московского скульптора Ильи Мишанина посвящена

комсомольцам строителям города, которые ехали на север строить новые

города и будущее своей страны.

Баба яга: Ой,Не буду я Ванюшу отправлять туда.

Кот: Почему?

Баба яга: Обойдется, сама сначала полечу своими глазами все это увидеть.

Ведший:4 класс с песней «Республика Коми» (трек)

Ведущий:

Пришло время подведения итогов мероприятий к году культуры,

прошедших в школе.

Для подведения итогов приглашается директор школы « Росток»

Виноградова Светлана Вячеславовна.

(итоги онлайнвикторины, конкурса стихов собственного сочинения).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздничного концерта весеннее настроение
  • Сценарий праздника шоу воздушных шаров
  • Сценарий праздничный концерт ко дню сельского хозяйства
  • Сценарий праздника татарской культуры
  • Сценарий праздника репка