Сценарий праздника родословной шежере

Цель: формирование нравственных понятий, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей, представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся. Изучается понятие «родословная» («шежере»).

Задачи.

• Способствовать формированию нравственной
культуры у детей, уважительного отношения к
родителям, взаимопонимания и терпимости в
отношениях взрослых и детей.

• Формировать у детей представления о семье,
как о людях, которые любят друг друга, заботятся
друг о друге. Закрепить понятие “родословная”
(“шежере”), побудить интерес к истории своего
рода и желание дальше изучать свой род.

•  Развивать семейное творчество и
сотрудничество детского сада и семьи, воспитание
у детей интереса и любознательности, открытости,
положительных эмоций; чувства любви и уважения к
родителям, гордости за свою семью; сплочение
коллектива.

• Воспитывать у детей чувство долга и любви к
ближним, вызвать желание подражать в достойном
поведении.

1 ведущий: У каждого из нас есть своя семья,
родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё
простят. Именно в семье мы учимся любви,
ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни
были, мы всегда помним о своей семье, о близких
нам людях: о родителях, сёстрах и братьях,
бабушках и дедушках.

2 ведущий: В семейном кругу мы растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.

3 ведущий: Семья – это самое главное в жизни
для каждого из нас. Семья – это близкие и родные
люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком
заботимся, кому желаем добра и счастья.

Наши дети тоже думали над вопросом “Что такое
счастливая семья?”. Вот их мнения по этому поводу
(с использованием интерактивной доски). 

1 ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша
беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам
собственной родословной — это две ветви одного
дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя
изучать историю Родины в отрыве от истории
родного края, от истории своей семьи. Семейная
память важна для воспитания чувства гордости
свой род.

— А как вы думаете, для чего люди составляют
родословные? (Ответы родителей)

Семейная история (родословная) поможет
взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы
узнаете что-то такое, что поможет возгордиться
вам своей семьёй.

Лиза У.

Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?

Радмир Б.

Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?

Элина Х.

Какие испытания им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?

Амир М.

И, если всё узнаешь ты.
Изучишь древний род,-
Полюбишь родину свою,
Полюбишь свой народ!

2 ведущий: Человек растёт и задумывается над
вопросом: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?”
издавна одной из традиций народа было знание
своих предков, своей родословной. Сегодня
старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами
попытались составить свои родословные. Сейчас мы
услышим рассказы семей о своей родословной, о
родственниках, которыми можно гордиться.
(Родители и дети защищают свои творческие работы
– 6 семей).

3 ведущий: Ребята, так вы поняли, что
означает слово “семья”? (Да) А без кого семья — не
семья? (Ответы детей). Правильно без мамы, мамочки,
мамули – хранительницы очага, продолжательницы
человеческого рода.

— Мама, мамочка! Сколько тепла таит это
магическое слово, которым называют самого
близкого, дорогого, единственного человека.
Материнская любовь греет нас до старости. Каждый
человек от рождения до конца своей жизни несёт в
своих устах и сознании образ матери, мамы,
бабушки. Мама для каждого из нас – святыня.
Женский образ воспевают в стихах, песнях. Надо
всю жизнь относиться нежно, ласково, с уважением
и заботиться о матери, бабушке. Дети! Любите своих
матерей!

Песня “Мамочка милая, мамочка моя”.

1 ведущий:

Мамы и своих дочек приучают вести хозяйство,
встречать гостей. Держать дом в чистоте.

Игра “Гостеприимная хозяйка” (соревнуются
мамы).

Сыновей учат уважать женщин, беречь их и
помогать. Для вас, наши любимые, танец.

“Башкирский танец”.

2 ведущий: Ребята, без кого ещё семья – не
семья? (Ответы детей). Конечно же, какой наш дом
без папы! Правда, ребята?

Инсценировка “Помощники”.

Антон Д.

Кто починит табуретку,
На машине подвезет?
Кто научит пилить доски
И защитит всю семью?
Мы с папой решили уборкой заняться
“Мой друг! – сказал папа – Пора приучаться”
“Идея прекрасна” — мама сказала
И тотчас из дома она убежала.

 (Мама одевается быстро, на бегу прощается и
уходит из дома).

Папа начинает мыть посуду, сын пылесосит и
вытаскивает из-под кровати машину. Бросает
работающий пылесос и начинает на коврике играть
с машинкой. Папа тоже к нему присоединяется и
вдвоём играют с машинками, соревнуются… И забыли
про уборку и маму).

2 ведущий:

Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом она на мобильный глядит.
Мама, волнуясь:
“Когда же уборке будет конец
Смогу ль я вернуться домой, наконец!”

Мама:

Мы шутим, конечно,
Но очень приятно,
Когда с тобой рядом
Такой помощник папа!

3 ведущий: Ребята, а кто в вашей семье самые
уважаемые люди? (Ответы детей)

Арина Н.

Бабушка и дедушка помогают нам своими мудрыми
советами. Бабушка всегда вкусно готовит, вяжет
носки варежки, учит лечиться народными
средствами. А дедушка поможет и кормушку сделать,
и скворечник. Он многое знает и умеет.

“Это наши бабушки”.

Элина Х.

“Хыялым”
Мин уземне бу доньяда
Бахетле диеп саныйм.
Ти шулай да бар минем бер
Бик зур зангэр хыялым.
Нэни генэ, матур гына
Булсын иде туганым.
Уйнарга да, укырга да
Ойрэтер идем аны!

“Родословное древо.  (Родители и дети
защищают свои творческие работы – 6 семей).

Стихотворение “Что может быть семьи дороже?”

Софья П.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Ридаль Г.

Отец и мать, и дети дружно,
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером!

Аня А.

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Арина Ф.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже,
На этой сказочной земле!

Песня “Отчизна”.

3 ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так
говорят: “Мой дом – моя крепость”? (ответы
гостей)

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не
просто крыша над головой, а место, где его любят и
ждут, понимают, принимают таким, каков он есть,
место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на
празднике семья может построить дом своей мечты.
Пусть ваша семья превратится в строительную
бригаду. Предлагаю каждой команде набор
кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”.
Сумейте договориться, из каких кирпичей вы
построите дом. На четырех кирпичах у вас уже
написаны слова “здоровье”, “любовь”,
“понимание”, “улыбка”. Остальное надо
подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете
для строительства своего чудесного дома. Крыше
можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к
защите своего проекта.

Семьи-команды выполняют задание. Далее –
защита проектов “Дом моей мечты”.

Игра “Юрта”.

Стихотворение “Семья”.

Мама Маргариты Екатерина Александровна

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Мама Ани Наталья Владимировна

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Мама Арины Н. Валентина Павловна

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

1 ведущий: Дорогие ребята, дерево, у которого
крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать
историю своей родины и своего рода, нам не
страшны никакие невзгоды.

2 ведущий: Дети приготовили ещё подарки для
своих мам. Подарите им, обнимите маму. Скажите
самые добрые слова.

3 ведущий: Какой же праздник без чаепития!
Приглашаем всех в группу.

Звучит песня “Родительский дом”.

Сценарий праздника:

« Шежере байрамы – праздник родословной семьи»

Цель:

— создание  условий для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком; помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции, реликвии; сформировать положительное отношение к понятию «родственные связи».

Задачи:

— учить детей бережно относиться к традициям своего народа;

— заинтересовать и привлечь внимание родителей, детей, педагогов к активному участию в празднике родословной- шежере байрамы;

— развивать гражданские чувства, воспитывать гражданственность и патриотизм;

— привлечь внимание детей к истории своего рода, развивать их  познавательную активность;

— воспитывать  любовь и уважение к членам своей семьи, родным, предкам.

Предварительная работа:

— составление родителями совместно с детьми родословного древа;

— консультация для педагогов на тему:« Шежере как историко-литературный памятник»;

— консультация для родителей на тему: «Знаешь ли ты свою родословную?»

— ознакомление родителей с папкой-передвижкой на тему: «Башкирские народные праздники и обычаи»;

— анкетирование родителей на тему: «Что такое нравственность и патриотизм сегодня»;

— беседа с родителями на тему: «Как правильно составить родословную своей семьи»;

— непосредственно образовательная деятельность с детьми на тему: «Моя семья», «Башкирские народные праздники», «Путешествие в прошлое моей семьи»;

— беседа с детьми на тему: «Что такое родословное семьи»;

— составление с детьми фотоальбома: «Моя семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши традиции», «Наши праздники»;

— рисование на тему «Моя семья»

— разучивание песен  «Ватан» слова М. Хая, музыка Ф. Гершовой, «Моя Россия» слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве , башкирских народных игр «Юрта», «Цветы и бабочки»,  башкирского танца девочек, инсценировка по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба».

Методы и приемы:

— песня «Ватан» слова М. Хая, музыка Ф. Гершовой

— песня «Моя Россия» слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве

— башкирские народные игры «Юрта», «Цветы и бабочки»

— башкирский танец девочек

—  конкурс «Шежере – моя родословная»

— инсценировка по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба»

Материал и оборудование:

Оформление центральной стены : плакат с надписью «Моя семья – моя крепость!», родословные древа, составленные и оформленные каждой семьей, 4 платка для игры «Юрта», 2 цветка и крылья бабочек для игры  «Цветы и бабочки»,  воздушные шары для оформления зала.

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на большой праздник. Праздник Родословной, Шежере Байрамы . Башкирские шежере — это древнее явление. Сведения об аксакалах, самых значительных событиях передавались из поколения в поколение. Род — это ряд поколений, происходящих от одного предка, носящих общее родовое имя. Человек — уникальное и неповторимое создание. Он, как и дерево, не на голую землю приходит и не пустыню после себя оставляет. А чтобы дерево росло, зеленело и приносило плоды, сильные корни питают его, не давая погибнуть. Да, дерево сильно своими корнями. А человек? Разве про человека нельзя сказать то же? А вы, ребята, знаете свои родословные?

1 ребенок: Кем был твой прадед, кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни одевали?

2ребенок :Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились?

3ребенок: Какие испытанья им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку?

4ребенок: И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род, — Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ!

Песня  «Ватан» слова М. Хая, музыка Ф. Гершовой

в исполнении детей старшей группы №13

Ведущий:

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ — родительский дом.

Сегодня у нас в гостях семьи:…….       …………….давайте их поприветствуем (аплодисменты)  . Итак, мы начинаем! Вам нужно показать и рассказать свое Шежере, сопровождая фотографиями, видеоматериалами, рисунками, стихами.

Выступление первой семьи.

Ведущий: почитать родителей, значит: в детстве их слушать, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться. Бывает, по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Выступление второй семьи.

Ведущий: пока готовится к выступлению следующая семья, для вас девочки старшей группы №5 исполнят башкирский танец.

Башкирский танец девочек

Ведущий: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

Выступление третьей  семьи.

Ведущий: в народе говорят «Мой дом – моя крепость». У крепкой семьи и стены крепкие,   давайте немного отдохнем  и поиграем в башкирскую народную игру «Юрта»

Игра «Юрта» музыка Гершовой( старшая группа №5)

Ведущий: все мы должны знать свои корни, уважать и помнить своих предков. Дерево, у которого крепкие корни, ветер не свалит.

Выступление четвертой   семьи.

Игра «Цветы и бабочки»( подготовительная к школе группа №14)

Ведущий: «Ни роду, ни племени» — так говорят о человеке одиноком, не имеющем родни. «На роду написано» — говорят о судьбе человека. А каков смысл выражения: «Это у нас в роду»? Это то, что передаётся по наследству, оставляет свой след. А что может передаваться по наследству? Дети во многом похожи на родителей. Ведь могут наследоваться не только черты характера, но и душевные качества, пристрастия, увлечения, любовь к родным местам.

Выступление пятой   семьи.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Вам было интересно? Если мы будем знать историю своей Родины и своего рода, нам не страшны никакие преграды.

В заключение дети подготовительной к школе группы №2  вам покажут сценку «Мир в семье всего дороже».

Автор:

Жили — были дед и баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да Курочка — невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое.

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще бесценно.

На семейный на совет

Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед:

Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Бабка:

Что ты, дед? Побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или компьютор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка:

Может, купим мне духи?

Удивятся женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор:

Начался тут сыр да бор

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Автор:

Начался такой скандал —

Свет такого не видал.

Только Курочка молчит.

Около стола стоит.

Курочка:

Ну никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Автор:

Подошла она тихонько

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила

Вдребезги его разбила!

Плачет внучка, плачет бабка…

Что наделала ты, Ряба?

Дед не плакал, как ни странно,

Вывернул с дырой карманы.

Дед:        

Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже!

Ведущий: слово для поздравлений предоставляется заведующей детским садом Антоновой С.А.

Заведующая: сегодня состоялся праздник родословной «Шежере байрамы». Все вы показали прекрасные знания своих родословных и представили оригинальные, красочно оформленные генеалогические древа. Каждой семье удалось отыскать в своих корнях что-то свое, то, чем род отличился и гордится. Изюминкой праздника стало то, что свое шежере составили представители не только башкирских родов, но и русского, татарского…

Вы постарались затронуть чувства маленького ребенка, эмоции, подтолкнуть детей к совместной деятельности, приобщить к истокам национальной культуры, заложить основы для того, чтобы дети полюбили свою Родину с его прекрасной культурой и традициями, свою семью, в которой царят мир, дружба и уважение друг к другу.

Составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Ведущий: праздник подходит к концу. Вот какой хороший, добрый шежере байрам  получился у нас. Не забывайте свои корни. Пусть в ваших семьях царят тепло, добро, здоровье, улыбки и звонкий смех. Пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть все дети будут послушными! Пусть ваш семейный очаг всегда светится счастьем и любовью! Давайте закончим праздник песней о нашей любимой Родине – России.

Песня «Моя Россия» слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве

в исполнении детей старшей группы №10

.

Автор: Шарифьянова Лениза Ренатовна
Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Сандугач
Населённый пункт: г.Янаул
Наименование материала: Внеклассное мероприятие
Тема: Праздник «Шежере Байрам»

Раздел: начальное образование

Сценарий «ШЕЖЕРЕ БАЙРАМЫ»
(праздник родословной)

Подготовила: учительница начальных классов
МБОУ СОШ с.Сандугач Шарифьянова Л.Р.

Задачи:
Расширять представления о семье (у нее есть свои история и
традиции); раскрыть понятия «род», «родословная», «семья»; формировать
представление о родственных отношениях; формировать представления о
родословной; обогащать словарный запас терминами родства (род,
родословная, генеалогическое древо, шежере); воспитывать уважительное
отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых;
вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими
знаниями; воспитывать чувство долга и внимание к ближним.

Участники:
обучающиеся 5-10 классов

Материал:
схема генеалогического древа каждой семьи, интерактивная
доска , презентации родословных .

Место проведения:
актовый зал школы

Звучит башкирская народная музыка
Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле
дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной —
Шежере Байрамы. Род, родословная, Родина – каждому из нас
близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились,
где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие
предки. Здесь все нам близко и знакомо: язык, быт, обычаи и
традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.
Народный праздник «Шежере байрамы» — «Праздник родословной»
организуется в целях возрождения национальных традиций,
обычаев башкирского народа, сохранения преемственности
поколений, укрепления семейных и семейно – родственных связей
на основе общности национальных традиций, привлечения
интереса населения к изучению своей родословной, истории
родного края во всех населенных пунктах. Проведение данного
праздника обеспечит изучение не только генеалогической летописи,
но и явится бесценным источником изучения истории башкирского
народа, летописей важнейших событий и фактов
Изучая
историю
своего
шежере,
мы
не
только
узнаем
много
о людях своего рода, но и как бы заново мы начинаем
понимать
и
саму
себя,
истину
своего
бытия,
природу
познания
большого
мира
и
особенно
тех
истоков,
с
каких
началась
и
жизнь
наша
таковая.
В
старину
каждый
башкир
знал
историю
своего
рода,
свое
шежере
(родословную)
как
минимум
до
семи
колен.
По
этому
поводу
известный
башкирский
ученый-просветитель,
знаток
истории
Мухаметсалим
Уметбаев
в
начале
20
века
писал,
что
«Каждый
башкир
обязан
знать
три
вещи:
первое-
свое
происхождение,
то
есть
свой
род(ырыу),
второе-
название
звезд
и
третье-
предания
и
легенды».Башкиры
очень
трепетно
относились
к
своей
истории,
преданиям
и
шежере.
Каждый
род
имел
свою
родословную
и
даже
целые
исторические
летописи.
Но,
к
сожалению,
многовековые

традиции
передачи
родовой
истории,
составления
шежере
со
временем
стали
исчезать.
Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого
есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто
люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако
все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы
интересно, а может быть, и важно понять наши корни.
Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу
семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что
делали? Какие у них были семьи — большие или маленькие? Как они
выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же
языке, что и вы?
: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана
заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного
человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его
появлению на свет.
Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на
физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит
свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно
воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь
рожденного ранее не пропадает бесследно.
К сожалению, сведения о предках бывают, как правило,
чрезвычайно скупыми.
В старину аксакалы говорили: человек должен знать семь
поколений своего рода. В какой-то период нашей истории, к
сожалению, народ начал забывать эту истину. Возрождение »
Шәжере байрамы» возвращает нас к своим корням, пробуждает
интерес к истории, национальным традициям, семейным обычаям,
способствует укреплению семейных и семейно-родственных
связей.
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди,
передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы
знаем о них? По существу, во многих семьях познания о
собственном происхождении обрываются уже на третьем колене.

Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к
прошлому — вот черта, отличающая образованность от дикости».
Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви
одного дерева.
Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» — это
последовательный перечень поколений людей одного рода с
основными сведениями о каждом из них.
Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по
наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не
видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и
ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать,
какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали
добро другим людям.
Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Около центральной стены зала стоят два дерева с

изображением родословных двух детей,старинный сундук
.
(Звучит мелодия курая).
Вед.: Тыуган илем ,тим дә һүҙ башлайым,
Тыуған илем-Башҡортостаным
Уны ҙурлап тик бер һүҙ әйткәндә
Әйләнһәмсе һайрар ҡошҡа мин
Назову эту землю торжественно,
Она гордо звучит и естественно,
Средь созвездия блестящих стран,
Имя это – Башкортостан!
(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)
Дети:
У матери России
Есть много дочерей
Но нет средь них красивей
Башкирии моей.

Башҡортостан- тыуған ерем минен,
Тирмә-тирмә һинен тауҙарын
Уны ҙурлап тик бер һүҙ әйткәндә
Әйләнһәмсе һайрар ҡошҡа мин
Здесь гордо горы высятся
Леса простор степной
Озёра, реки ширятся
Хрустальною волной.
Башҡортостан !
Һине маҡтап һайрай
Урмандарҙа һары һандуғас
Һине һағынып ҡайта кейек ҡоштар,
Һәр йыл һайын,йылы яҙ еткәс
Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь
Есть золото и медь.
Башҡортостан!
Ғорурланам һинен менән,
Тыуғанғамы һинен ерендә
Ғорур баҫып үтәм урамдарҙам
Ҡанат үҫкән кеүек инемдә
О Башкирии поём
Как мы славно здесь живём
Вся она цветущий сад
Говорим мы ей –

Все хором: РӘХМӘТ !

Песня. «Башкортостан родина моя»
Вед.Расцветай, Республика,
Мой Башкортостан,
Нет тебя прекраснее

Средь далеких стран.
Гордый, независимый
Мой прекрасный край,
Жемчужина России,
А вернее – рай.
Башҡортостан-Тыуған илем,-
Һиндә тыуып күкрәп йәшәйем.
Һинен һулыш ,тимәк минен һулыш
Һинен менән бергә йәшәйем!
Башҡортостан- минен йәнтөйәгем
Башҡортостан-минен ырыҫым!
Башҡортостан йәмен ,ҡотон һаҡлау-
Һинен ,минен изге бурысым!
Юная, но сильная,
Родина моя,
Пусть всегда обильными
Будут закрома.
На Урале сказочном
Пусть цветут сады,
Всем желаем радости,
Никому – беды.

Танец . Башкирский.
Вед.: Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало б дружный смех?
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?
И, если всё узнаешь ты,
Изучишь древний род, —

Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
(Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае.
Входит дедушка Хамит (взрослый в национальном башкирском
костюме)
и начинает «сажать» в центре зала родословное дерево К нему
подходит ребёнок.)
Реб.: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?
Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги.
Реб.: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.
Дедушка Хамит: Это моё шежере.
Реб.: А что это такое?
Дедушка Хамит: Шежере – это моя родословная. Раньше люди
очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения.
Некоторые запоминали имена своих родственников и долго
держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись
называется родословной – шежере. Я «сажаю» это дерево, чтобы
мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете
своё шежере?
Дети: Да!
(К дедушке подходят дети)
Реб.: Меня зовут Адиева Линда,аэто мои братья и сестренка.Адиев
Кирил ,Адиев Никита ,Адиева Линда Мы познакомим вас с нашей
родословной.

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Удмуртский танец
Затем к дедушке подходит девушка ).
Реб.: Меня зовут Яруллина Айсылу и мой брат Яруллин Айрат.
Познокомимь вас с нашей родословной.

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Песня “Туган як”
Вед.: Дедушка Хамит, другие ребята тоже приготовили свои
шежере.
(Он обращает внимание на стены, где оформлены – шежере других
детей).

Дедушка Хамит (восхищённо). Да, ребята, чем больше у вас
родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у
деревьев.
Реб.Меня зовут Кусниярова Арина я расскажу вам про свою
семью.
Показ презентации
.

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР. Песня “Поклонимся родителям”
Реб. Ә мин өләсәйем һандығы тураһында һөйләйәсәкмен.Исаева
Айһылыу. “Өләсәйем һандығы”

КОНЦЕРТНЫЙ НОМЕР.Татарский танец.
Вед.: Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.
Вед.: Дедушка Хамит, наши дети очень любят гостей и всегда к их
приходу очень готовятся. Вот посмотри, что они для тебя
приготовили.
Дедушка Хамит: Время-то как быстро идёт! Пора мне домой за
хозяйством присмотреть – оно у меня большое.
Спасибо, дедушка Хамит, досвидания.
Вед.: Из поколения в поколение мужчины были защитниками
Родины, опорой семьи.
Вед.: Да и девочки-красавицы наши тоже хороши! Женщина
издавна считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей
хозяйки всё ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна.

Танец «Шаль вязала»
Вед.: Большое создаётся малым:
Из жёлудя поднялся дуб,
С бревна начался крепкий сруб,
А родничок – реки начало,
С одной сосны начался бор,
С кирпичика пошёл дворец,
С ворсистой ниточки – ковёр.
Вот так придумал наш Творец!
Дом к дому – улица,
Из улиц растут селенья, города.

Всё это ты, Башкирия родная,
Мой край, любимый навсегда!
Башҡортостан, беҙ ғорурбыҙ,
Ҙур киләсәген булғанлыҡтан,
Киләсәген үҙ ҡулында
Дуҫлыҡта һәм туғанлыҡта!
Храни тепло родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Вед..: Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не
валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода,
нам не страшны никакие невзгоды.
На этом наше мероприятие, посвящённое родовому дереву –
шежере – закончено. Желаем всем вам успехов в таком непростом
деле, как составление своей родословной!

Данный материал подходит для проведения внеклассного мероприятия. В нём имеется: готовый сценарий: слова учителя, ведущих, так же слова для учеников (а именно стихи), песни, викторина, объяснение темы, интересный ход мероприятия (должны быть включены выступления о родословной).

Содержимое публикации

Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Шежере- моя родословная».

Класс:1-4

Цель:понять, что такое «шежере», научиться составлять и исследовать своё генеалогическое древо.

Задачи:

воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них,

организация совместной работы с родителями по созданию своей родословной,

развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения,

обратить внимание учащихся на многонациональность поколений и историю проживания их в республике,

воспитание толерантности.

Основные понятия: семья, род, родословная.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная система.

Автор работы: Павлова Анна Александровна,

учитель начальных классов

Ход занятия:

I. Введение.

Разгадывание ребуса   7я

Слово учителя:
  — Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите на доске прекрасные родословные, которые вы составили вместе со своими родителями.
На башкирском языке слово «шежере» означает «родословная».
В древние времена башкиры, как и многие другие народы, жили племенами. Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя и каждый род имели свои названия. Например, были племена Бурзан, Кыпсак, Усерган, Юрматы, Табын, Мин, Катай, Гайна и др.
У башкир издревле существовал обычай писать историю своего рода. Она и называлась — родословная. В родословной указывались все члены рода по мужской линии. По родословной записи легко можно было узнать о предках (прапрадедах, прадедах, отце, внуке) и потомках

(детях, внуках, правнуках, праправнуках) любого человека из данного рода. Считалось, что каждый человек должен был знать историю своего рода, помнить имена своих предков до седьмого поколения. 
Шежере писались в нескольких формах в виде таблиц, описаний истории каждого поколения.

      В настоящее время учёными республики обнаружено около 200 шежере различных башкирских родов и племён. Самые ранние из них были написаны ещё в 15 – 16 веках. Наиболее поздние относятся к концу 19 началу 20 столетий.
Шежере содержит самые разнообразные и интересные исторические сведения о различных периодах жизни башкир. Они, как и устные сочинения сэсэнов, написаны сочным, образным языком. В некоторые из них включены сюжеты из башкирских эпических сказаний, легенд и преданий. Некоторые  шежере имеют стихотворную форму. Поэтому памятники такого рода имеют сегодня огромную ценность для учёных. К ним обращаются в своих исследованиях историки, литературоведы, языковеды, этнографы. А отдельные тексты шежере можно рассматривать как произведения современных писателей на историческую тему.

1 ведущий: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

2 ведущий: В семейном кругу мы растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.

3 ведущий: Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Наши дети тоже думали над вопросом “Что такое счастливая семья?”. Вот их мнения по этому поводу (с использованием интерактивной доски). 

1 ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной — это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости свой род.

— А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? (Ответы родителей)

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.

Ученик 1:

Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?

Ученик 2:

Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?

Ученик 3:

Какие испытания им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?

Ученик 4:

И, если всё узнаешь ты.
Изучишь древний род,-
Полюбишь родину свою,
Полюбишь свой народ!

2 ведущий: Человек растёт и задумывается над вопросом: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” издавна одной из традиций народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас мы услышим рассказы семей о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться. (Родители и дети защищают свои творческие работы – 6 семей).

3 ведущий: Ребята, так вы поняли, что означает слово “семья”? (Да) А без кого семья — не семья? (Ответы детей). Правильно без мамы, мамочки, мамули – хранительницы очага, продолжательницы человеческого рода.

— Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Каждый человек от рождения до конца своей жизни несёт в своих устах и сознании образ матери, мамы, бабушки. Мама для каждого из нас – святыня. Женский образ воспевают в стихах, песнях. Надо всю жизнь относиться нежно, ласково, с уважением и заботиться о матери, бабушке. Дети! Любите своих матерей!

Песня “Мамочка милая, мамочка моя”.

1 ведущий:

Мамы и своих дочек приучают вести хозяйство, встречать гостей. Держать дом в чистоте.

2 ведущий: Ребята, без кого ещё семья – не семья? (Ответы детей). Конечно же, какой наш дом без папы! Правда, ребята?

Ученик 5:

Кто починит табуретку,
На машине подвезет?
Кто научит пилить доски
И защитит всю семью?
Мы с папой решили уборкой заняться
“Мой друг! – сказал папа – Пора приучаться”
“Идея прекрасна” — мама сказала
И тотчас из дома она убежала.

3 ведущий: Ребята, а кто в вашей семье самые уважаемые люди? (Ответы детей)

Ученик 6:

Бабушка и дедушка помогают нам своими мудрыми советами. Бабушка всегда вкусно готовит, вяжет носки варежки, учит лечиться народными средствами. А дедушка поможет и кормушку сделать, и скворечник. Он многое знает и умеет.

Ведущий 1: А сейчас ученица 1 класса расскажет стихотворение на татарском языке о своей мечте.

Ученик 7:

“Хыялым”
Мин уземне бу доньяда
Бахетле диеп саныйм.
Ти шулай да бар минем бер
Бик зур зангэр хыялым.
Нэни генэ, матур гына
Булсын иде туганым.
Уйнарга да, укырга да
Ойрэтер идем аны!

Ведущий 2: А сейчас ребята, мы с вами узнаем что же означает слово «шежере». А помогут нам выступления учащихся о со своей семье.

II. Основная часть.
1) Выступления учащихся  о своей семье по родословной.

       (презентации родословных)

2)Викторина

   Ведущий 3: А сейчас мы проведём небольшую викторину, с помощью  которой узнаем:  хорошо ли вы знаете своих родственников.
1. А есть ли в вашей семье семейные реликвии?
2. От кого они перешли к вам? 
3. Есть ли интересные истории из жизни семьи?
4. Как зовут вашу любимую тётю?
5. Как зовут вашего любимого дядю?
6. Напишите телефон тёти или дяди. Вдруг вам понадобится их помощь.
7. Сколько у вас двоюродных братьев и сестёр?
8. Кто из них самый младший?
9. Кто из них самый старший?

1 ведущий: Какие все молодцы!Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.

2 ведущий: Ребята, вам было интересно? Запомнились выступления? Поняли, что такое «шежере»? А сами попробуете сделать такую работу? Кто вам сможет помочь?

3 ведущий: Мы надеемся, что у вас получится. Спасибо всем большое за участие!

Звучит песня “Родительский дом”.

  Вам также может понравиться:

Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ?»


Олимпиады

119 работ

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ПРЕДАННЕЙ СОБАКИ НЕТУ СУЩЕСТВА»

-192

Всероссийский конкурс детского рисунка «ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ» к 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина


Открытые

8 работ

Всероссийский конкурс детского рисунка «ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ
» к 150-летию со дня рождения М.М. Пришвина

10 Января – 25 Мая


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конкурсы по для «Сценарий «Открытие лагерной смены»»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для дошкольников «Картотека подвижных игр»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для дошкольников «Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для дошкольников «Загадки русской избы»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для 3 класса «Праздник «До свидания осень»»
    Конкурсы для детей

Праздник Шежере «Моя родословная»

Цель:

— формировать у детей представления о празднике Шежере;

— развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;

— закрепить и расширить имеющиеся у детей знания и представления о родственных отношениях;

— познакомить с национальными традициями, обычаями башкирского народа;

— формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях семьи;

— обогащать словарный запас терминами родства: род, родословная, Родина, народ, племя, отчий дом, шежере;

— воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к родителям, к старшим, ко всем членам семьи;

Слайд 1

ПРАЗДНИК ШЕЖЕРЕ «Я ВЕТКА В КРОНЕ РОДА МОЕГО»

                                                            Ход мероприятия

Ведущий 1:

№аумы3ы4ы6, 726ерле у7ыусылар, х0рм2тле 7уна7тар Б0г0н бе6 Ш2ж2р2 байрамына йыйылды7.

Ведущий 2:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на празднике шежере «Я ветка в кроне рода моего»

Чтец 1:

Ш2ж2р2 – ул байрам 4ына т1гел,

Ул 7урай6ай рухты8 19еше,

Ме8 4азаптар аша 7ан тартыуы,

Уттар аша 41мер ки9еше.

Ш2ж2р2 – ул й2ш21 тантана3ы,

№улар 3ауа, тупра7,42зиз ер.

Ул тамырым буйлап а77ан ал 7ан,

Борон4о ла, й2ш т2, х26ерге.

Чтец 2:

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

Чтец 3:

Ш2ж2р2 – ул б0й0к, изге йорто8,

У4а тейеш 3ин бер 7айтыр4а.

Унда 3ине ту4аны8а ер 62,

Й2н д2, 7ан да тейеш тартыр4а!

Ырыу а4асым 3ин, эй, ш2ж2р2м

№ин 19к2нд2 донъя й2ш2р2.

К1кр2к киреп олон тарбайт7анда,

К1кте тер2п ер62 3ин тор4анда

Й2ш2рг2 л2 2ле й2ш2рг2.

Чтец 4:

Край родной мой, нет тебя милей

В день праздника «Шэжэрэ»

С уважением принимаем гостей

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там где дом и родная семья —

Это все называется Родина,

Дорогая родная Земля!

Даже солнце светит теплее,

И ромашки красивее цветут,

И горжусь я землею своею

Здесь хорошие люди живут!

Ведущий 1:

 Еще в древности у многих народов сложился обычай устной передачи, а позже и письменной  фиксации родов и племён. Так  появились европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, тюркские шежере.

      Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к ХVI — XIX векам. В них башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место, о жизни и быте народа.

     Первоначально сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях из жизни рода хранилась в памяти людей и передавалась устно из поколения в поколение. Позднее, с распространением письменности среди башкир, шежере получили своё письменное оформление.

Ведущий 2: 

Во времена Золотой Орды и позднее  шежере играли роль полуофициального документа, являвшегося своеобразным ярлыком – паспортом.

     После присоединения башкир к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельные владения шежере приобретали часто характер юридического документа.

    Существуют разные типы шежере. В одних лишь перечень имён. В других наблюдается упоминание важных событий, на фоне которых изображается история рода.  

Чтец 1: Случись, померкнет жизни красота

И жар души затопит пустота,

Как семь джигитов, явят мне родство

Семь поколений рода моего.

Они придут, на помощь мне спеша,

Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша,

Сквозь снег и свет, как семь богатырей,

— Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

Чтец 2:

 Бывало, пресекался царский род,

Но мой, крестьянский, всё ещё живёт.

Наш древний корень — в глубине веков,

А крона — выше облаков.

Своих имён простых никто из них

Не вписывал в страницы важных книг.

Они тогда писали не пером,

А плугом, колесом да топором.

Чтец 3: Где по земле родной они прошли.

              Там колеи дорожные легли.

              Погостами, копытами коней

              Отмечены пути веков и дней.

              Кто шёл с враждой, тот недругом их был.

                          С ним бились насмерть, не жалея сил.

                          Умели мои предки воевать,

                          Но знаю, не любили проливать

                          Невинной крови и невинных слёз…

Чтец 4:  Я  ветка в кроне рода моего.

             Веками наше связано родство.

             И кто меня безродным назовёт,

             Когда вокруг мой край и мой народ?

                    Когда из всех слоёв земли

                    Семь родников мне в душу потекли,

                    Когда в семь глаз взирает Етеген

                    На мой народ, на семь его колен?

«Да, это так», — кивают не спеша

              Тухват, Шараф, Хасан, Мухаметша.

              И вторят им из памяти моей

              Кутлуахмет, Бикбай, Асылгарей.

                        «Да будет так!» — я приобщаюсь к ним

                        Как равный, с поколением восьмым.

                                                                            (Р.Бикбаев)

Ведущий1:  А что означает слово «род»?  (правильно): Это несколько поколений, у которых был один предок.

  Ребята назовите слова, в которых содержится корень – род?

(Дети отвечают: Природа, народ, родина, родословная, родители)

   Правильно: род, родословная, родители – это всё родственные слова. Родители – самые родные люди.

Чтец 3

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Ведущий 2:  Чтобы сохранить историю, своего рода, семьи, люди стали составлять свои родословные. Шежере – арабское слово, означает «дерево» — произведение, дополняемое и расширяющиеся. Подобно дереву, оно отпускает всё новые и новые ростки и ветки. Корни – это наше прошлое, ствол – это настоящее, ветки – это будущее .За несколько поколений шежере дополняются один — два раза, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Поэтому оно представляло собой большую историческую ценность. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.

Ведущий 1:  Есть такая наука – генеалогия. Это историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Слайд 2

Особенности башкирских шежере: вносились только мужские имена; должны знать своих предков до седьмого колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным материалом. Слайд 3

А появились первые шежере в 12-13в. Но к сожалению они не сохранились. Самым древним по времени записи является шежере племени юрматы. Оно было записано в 1564г.

Ведущий2:

 Существуют разные типы башкирских шежере. К традиционным формам можно отнести

Словесные шежере, как и устные сочинения сэсэнов (народных сказителей) написаны красивым, образным языком. В некоторых из них можно встретить сюжеты из башкирских сказаний, легенд, кубаиров, народных песен. А шежере племени Усерген написано в стихотворной форме. Такие шежере являются большой ценностью для учёных как памятники башкирской культуры, литературы и письменности.   

Слайд 4

  А теперь рассмотрим графическую форму шежере. В некоторых из них цепь и ветвь поколений одного рода изображались в виде таблицы, где давался лишь перечень имён. (Показать книгу «Наше шежере» Х.Яппарова, с. 30-31 и с. 178-189). Иногда такая таблица дополнялась более подробными сведениями о каком-либо отдельном человеке или событии в истории рода.

         Но нам с вами больше знакомы графические шежере, имеющие  форму дерева, древа. Бывают двух видов: восходящая родословная (от себя к предкам) и нисходящая (корень наши предки, ствол дерева – родители, а его молодые ветки – это мы с вами (дети)).

Шежере детей

Игра на курае

Ведущий 1:

 Раньше башкиры называли своих родителей, отца «голова», так как он был главой семьи, а мать – «домом», потому что она считалась хранительницей  семьи, выполняла домашние работы, растила детей.

Говорили так: «В своём доме сам голова»,  «Дом домом делает жена», «Без матери порядка не бывает».

Чтец 4

Семья – это дом,

Где тепло и уют,

Где любят тебя,

И, конечно, ждут.

Семья это те,

Без кого мы не можем,

Они нам всех ближе,

Родней и дороже.

Ведущий 2: Слайд 5

На свете всё можно найти, кроме отца и матери. Вот почему в народных пословицах и поговорках отражается любовь к родителям:  «Отец для ребёнка – колчан золотой», «Мать для ребёнка – золотые крылья», «Отца нет – и друзей нет», «Радость ребёнка – радость матери». После мамы и папы самыми близкими  людьми для нас являются бабушка и дедушка. «Баба, бабушка, золотая сударушка!», «Был бы дедуся, никого не боюсь, дед – щиток, кулак – молоток!

Слайд 6

Сейчас поиграем в игру «Дополни пословицу»

1.     Если дружба велика, будет Родина …        крепка.

2.     В дружной семье и в холод…                      тепло.

3.     В своем доме и стены…                        помогают.

4.     Семья без детей, что цветок без…        запаха.

5.     В семье согласно, так идет дело…      прекрасно.

6.     Дом согревает не печь, а любовь и…     согласие.

7.     У кого есть бабушка и дед, тот не ведает …         бед.          

8.     Не имя славит человека, а человек…    имя

Ведущий1: 

У каждого рода, племени как и у современных государств были свои атрибуты, символы. Назовите их.

(Ответы детей (тамга, тотем, оран).

Ведущий:1 

Что такое тотем, оран, тамга? Для чего они были нужны роду?

                                       Ответы детей

Ведущий:1 

Слайд 7

Тотем — первопредок рода, священное животное от которого произошел род.

Оран — клич. Он мог состоять из имени отдаленного предка — патриарха рода, им могло служить и название рода. Оран выкрикивался при вступлении в сражение или во время боя, чтобы отличить своих от чужих., Чтобы вдохновить друг друга перед боем или же выразить радость победы.

Ведущий:2

 Тамга — знак, печать рода. Служила для определения собственности, границ рода, ставилась вместо подписи в документах.

Также  тамга — это еще и внешнее выражение единства рода. Как считают некоторые ученые тамга — это своеобразный прообраз герба.

 О своем шежере нам расскажут дети

Танец башкирский

Чтец 1:

Ата-бабам э6ен юллап,

Сумам тарихтар4а.

Ырыу 7аны тарта мине

Т0рл0 тарафтар4а.

№2р исеме – теле, т1лле,

Ерле ш2ж2р2мде8,

;азап, хафа, 7омар, оран

?айнай 7араштар6а

Чтец 2:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Хоть дождь, хоть вьюга за окном.

Малыш для старших как любимец,

Родители – во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Слайд 8

Продолжим мероприятие  с отгадывания загадок. Ведь человек начал придумывать их ещё в древности. В некоторых башкирских сказках загадки помогают батырам в борьбе со злыми силами.

                                                         (Дети отгадывают загадки о семье)  

Чтец 3:

Ш2ж2р2 – ул сал тарих7а ба4ыр т26р2,

К16 я66ыр3а8, шул т26р2н2н атыр й26р2.

Ал бер 1рн2к – бал 7орттары т060й к2р26,

№ин д2 ятма= 7ор оя6ды, 1р ш2ж2р2

Ш2ж2р2мд2 – сал тарихы бабалар6ы8,

Б0г0н0м д2, кил2с2гем, балаларым.

Уралымды8 я6ыласа7, я8ыраса7

Ш2ж2р23е – баш7ортомдо8 ал 7анында ё?.АралбаевЁ

Чтец 4:

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Ведущий 1: Ш2ж2р23ен, 16ене8 ата-бабаларын белг2н кеше, тамыр6ары т2р2нг2 китк2н а4ас 3ыма7, ер62 ны7лы ба9ып торор.

Ведущий 2:

Вот какой хороший, добрый праздник родословной получился у нас. Не забывайте свои корни. Пусть царят тепло, добро, здоровье, улыбки и звонкий смех!

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

г. Белорецк

План-конспект внеклассного мероприятия

Тема: «Составление шежере — родословной»

Выполнила:

учитель информатики Пестряева Эльвира Энгельсовна

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен

А. С. Пушкин

Тема: «Составление шежере — родословной»

Форма проведения: беседа, практическая работа.

Тип урока: познавательный урок

Актуальность темы — развитие духовных, творческих способностей, использование межпредметных связей

Используемые технологии:

создания презентаций;

обработки текста

обработки графики

Цели занятия:

Образовательная:

• сформировать знания в области истории создания шежере — родословной.

Развивающие:

• активизировать логическое мышление и их познаватель­ную деятельность

• овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами речи.

Воспитательные:

• повышение кругозора учащихся;

• активизация эмоциональной сферы учащихся посредством создания ситуации занимательности,

Оборудование:

компьютеры, плакаты, газетные статьи к теме, раздаточный материал в виде готовых образцов родословных.

Методические рекомендации: перед практической работой продемонстрировать детям готовые презентации, графические изображения родословных выполненных в разных программах. Заранее предупредить детей о предстоящем занятии по составлению родословной, чтобы дети принесли фотографии своих родственников для сканирования.

План урока:

Организационный момент. (1 мин)

Актуализация знаний. (2 мин)

Теоретическая часть. (15 мин)

Практическая часть. (20мин)

Вопросы учащимся. (5 мин)

Итог урока. (2 мин)

Ход занятия

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

При оформлении различных заголовков часто требуется добавлять в документ графические объекты фигурного текста назовите этот объект? (Word Art).

Давайте вспомним, какие виды компьютерных изображений вы знаете. (Растровые и векторные)

С какими программами обработки растровой графики вы знакомы? (Paint, Adobe Photo Shop)

Для чего предназначена программа Power Point? ( Для создания презентаций)

Назовите ключевые понятия для описания программы презентаций Power Point (слайд, разметка слайда, настройка анимации)

III. Теоретическая часть.

Тема занятия: Создание шежере — родословной»

(обращаю внимание на стенд, где выставлены статьи и заметки к теме, а также плакат с изображением родословного дерева)

Вопрос к учащимся: — Что такое Шежере?

Правильно – родословная. Шежере – слово арабское, буквально означает дерево. В очень давние времена именно в форме дерева – ствола, ветвей и листьев записывалась генеалогия, т.е. происхождение племен и родов. В башкирские шежере записывались только мужские имена.

Вплоть до начало ХХ столетия у башкир сохранялось деление народа на отдельные роды и племена: бурзяне, кыпсаки, минцы, юрматмицы, тангауры и другие. Причин тому много и самых разнообразных. Но самыми главными причинами сохранения родоплеменного деления были следующие три. Во-первых, это отсутствие собственной государственности, что не позволило объединить народ вокруг единого центра, единой идеологии, единой религии и т. п. Во-вторых, длительное сохранение патриархально родового, общинного самосознания при кочевом и полукочевом укладе жизни, когда практически все вопросы, стоящие перед человеком, решались всем миром вместе, сообща. И, в-третьих, слабое экономическое развитие края, преимущественно сельскохозяйственная деятельность и производство.

Каждый род, каждое племя осознавали не только свое единство с другими родами и племенами, но и свое отличие от них, Эти отличия закреплялись в виде отдельных знаков и символов, обычаев и традиций, различий в одежде, украшениях, плясках, песнях, легендах и преданиях.

Если обратиться к башкирским легендам и преданиям, родословным (шежере), то окажется, что каждый род или племя обязательно считают себя самыми древними, то есть теми, кто и положил начало всему народу. С точки зрения реальной истории это, разумеется, совсем не так. Ни один народ никогда не появляется в одночасье, сразу готовым. Он складывается постепенно, в течение долгих веков. Различные роды и племена появлялись в разное время и в разное время стали осознавать себя частью башкир.

Каждое племя состояло из нескольких родов. Род в свою очередь делился на группу семей и отдельные семьи. Каждое племя имело свое собственное название, а также свои отличительные знаки.

Наиболее известными в истории башкирскими племенами являются племена юрматы, бурзян, тавсаур, тамъян, катай, и другие.

Шежере каждого рода (тем более племени) записывалось в тече­ние нескольких поколений, поэтому оно представляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую о древности про­исхождения данного рода, о богатстве его истории и т. д. Этими шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили. Какое-либо крупное событие, произо­шедшее в жизни народа, обязательно вносилось в шежере. Таким, например, событием было присоединение Башкирии к Русскому государству. Описание присоединения содержится в шежере многих, если не большинства, широких племен.

Вопрос к учащимся: — Знаете ли вы свою родословную, имена деда, прадеда, кем они были?

Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева, так появился термин: родовое дерево.
      Появилась особая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи людей, а также занимающаяся составлением родословных, названная генеалогией. Вследствие этого появился термин генеалогическое дерево.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи — большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

      Составление родословной позволяет досконально изучить происхождение рода. И это как никогда актуально. Если задуматься, то каждый из нас придет к мысли, что ему важно знать, кто его предки, какова его родословная. Для подробного изучения своего происхождения необходимо всего лишь составить родословное дерево, составление родового дерева – задача не из легких. Нужно потратить много труда и времени, для того, чтобы все сделать правильно.

Вопрос к учащимся:- Но вы уже знакомы с этим понятием. Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки… Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях.

Вам предлагаются вопросы викторины.

ВИКТОРИНА

В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)

Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)

Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)

Кто такие сватья? (Родители жениха и невесты).

Учитель:  А сейчас интервью

— Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?
— С кем вместе ты живешь дома?
— А что вы всей семьей вместе делаете?
— Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
— А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает?
— У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Назовите семейные праздники?
— Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям.

Составление родословной по какой-либо фамилии очень интересное занятие, еще А. С. Пушкин говорил:

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Создав свое шежере или родословную Вы раз и навсегда запечатлеете историю Вашей семьи. Ваши дети с огромным интересом и удовольствием будут изучать Вашу семейную историю по этой семейной реликвии.

Физкульминутка

Практическая работа.

Учитель: Сегодня мы начнем с вами работу по составлению родословной. Каждый из вас может выбрать свой вариант: либо нарисует дерево, создаст презентацию, или вот такую таблицу. ( Демонстрация готовых родословных) Послушайте рекомендации по составлению родословной. (В приложении№1)

Учащимся предлагаются на выбор различные оформления родословных, соответственно и выбор программы, в которой они будут творить.

Учитель: Перед тем как начать назовем основные этапы работы:

Разработка модели родословной (дерево, таблица, структура, презентация)

Выбор технологии создания родословной

Заполнение родословной, вставка фотографий (фотографии находятся в папке «Фотографии»)

Художественное оформление

Доведение работы до уровня, требуемого для ее демонстрации

Редактирование и сохранение работы

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность: индивидуальные консультации и помощь, проверка правильности выполнения каждого этапа работы.

Подведение итогов.

Беседа:

Учитель: С какими трудностями вы столкнулись в процессе создания родословной?

С какими новыми понятиями вы познакомились?

Основное назначение родословной? Из чего состояло племя?

Из чего состоял род?

Анализ каждой выполненной работы учащихся. Выявление победителей

Учитель: Итак, все родословные готовы, проанализируйте их и попробуйте сформулировать правила и требования по созданию и содержанию родословной.

С кого вы начинали свою родословную и почему?

Вошли ли в вашу родословную сведения о прабабушках и прадедушках?

Везде ли указана дата рождения и место?

Награждение грамотами и призами лучшие работы учащихся.
 

Домашнее задание:

Подготовить информацию о родственниках ваших родителей, которых вы не внесли в свою родословную.

Список литературы:

Азнагулов Р.Г., Галямов А.А., Шагманов Т.Г., 1995г. Родной Башкортостан – учебник для 6 классов.

Галин С.А. Культура Башкортостана Учебная хрестоматия для 7кл

Газета «Белорецкий рабочий»№ 60(14256) 17 апреля 2007г.

Газета «Белорецкий рабочий» от 26 мая 2007г.

Газета «Республика Башкортостан» №12 2006г.

Журнал «Телесемь» № 40 (503) 2007г. Уфа.

приложение№1

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Составление родословной

а) С чего начать.

Вы поставили перед собой задачу: составить родословие своей семьи. Заполнив свое восходящее древо, вы будете знать, что вам уже известно и что предстоит узнать. Вам лучше начать с самого себя. Вы представляете собой начальную веточку семейного древа. Вписав себя, соберите информацию о родителях и запишите ее. Далее ищите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем — о более ранних поколениях.

б) Какие документы использовать.

Ищите информацию сначала дома — в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по-новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

в) Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных данных, из воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, мотивы и время переездов, смены работы, истинное отношение к религии, сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды. Для бесед с родственниками приготовьте вопросник, с помощью которого легко направлять разговор, не потерять нить беседы.

г) Родословие может быть оформлено в виде древа, где стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола — ваши родители, более мелкими ветвями — дедушки и бабушки и т.д.

приложение№2

образец

РОДОСЛОВНАЯ СЕМЕНОВОЙ АНАСТАСИИ

Перед вами таблица, которая состоит из трех частей. В центре – Семенова Анастасия. 14 лет, учащаяся 8В Кл. в гимназии г. Абакана. На одной стороне таблицы – папа, дедушка и бабушка по линии отца, на противоположной стороне по линии матери.

Бабушка: Семенова Валентина Гавриловна (род. 19.07.1946 г.Ужур Красноярского края)

Преподаватель немецкого языка педколледжа

Семенова Анастасия Андреевна (род. 21.02.1992 г.Абакан)

Учащаяся 8В класса гимназии г.Абакана

Бабушка: Буркина Елена Васильевна (род.8.07.1949 Республика Тыва)

Учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ

Папа: Семенов Андрей Иванович (род. 15.12.1970 г.Абакан)

Старший преподаватель ХГУ им. Н.Ф.Катанова

Мама: Семенова (Буркина) Оксана Васильевна (род.01.02.1970 г.Абакан)

Учитель информатики школы № 25 г.Абакана

Дедушка: Семенов Иван Тимофеевич (род. 15.10.1946 с.Новотроицкое Ермаковского района Красноярского края)

Профессор ХГУ им. Н.Ф.Катанова, к.ф.-м.н.

Дедушка: Буркин Василий Владимирович (род. 5.02.1949 п.Усть-Абакан Красноярского края)

Директор школы в Шарыповском районе Красноярского края

приложение №3

Разработка модели родословной (дерево, таблица, структура, презентация)

Выбор технологии создания родословной

Заполнение родословной, вставка фотографий (фотографии находятся в папке «Фотографии»)

Художественное оформление

Доведение работы до уровня, требуемого для ее демонстрации

Редактирование и сохранение работы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздничного концерта дня народного единства
  • Сценарий праздника родного края
  • Сценарий праздника энилэр бэйрэме
  • Сценарий празднования 30 лет семейной пары
  • Сценарий праздника трансформеры