Сценарий праздника сороки на белорусском языке

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Сценарий фольклорного праздника

«СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ»

Сценарий подготовила:  Ловягина Людмила Николаевна,

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Алёнка»,

г. Кирсанова Тамбовской области

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Соро́ками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Были народные приметы в чести. Соро́ки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет. Если же холодные Соро́ки – жди сорок холодных утренников.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

В нашем детском саду «Улыбка» в рамках духовно-нравственного воспитания , большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные, православные праздники.

Сложилась хорошая традиция отмечать календарные и фольклорные праздники: Зимние святки, Рождество, Масленичная неделя, Сороки, Пасха, Егорьев день, Троица.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Наш опыт показал, что православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Знакомясь с обрядовыми праздниками благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням, ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Православные — фольклорные праздники в детском саду открыли детям, а также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души и необычайный душевный подъем.

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Цель нашего праздника познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями.

Задачи:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания;
  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
  • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
  • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором;
  • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Оборудование:

  • Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
  • Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
  • Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки.
  • Поляна (зеленый ковер), украшена цветами.

Как испечь Жаворонки

Рецепт прост. Сухие дрожжи 1,5 чайной ложки муки пшеничной, 500 грамм соли, 1 чайная ложка сахара, 2-2,5 столовые ложки воды, 300 мл. теста. Тесто замесить плотное, дать подойти в два раза, обмять и на часик отправить в холодильник.

После того, как тесто подошло, сформируйте булочки, смажьте верх и выпекайте 30-35 минут при температуре 190 гр..

Действующие лица:

  • Ведущая,
  • Авдотья
  • Машенька,
  • Солнце,
  • Земля,
  • Весна,
  • Птицы.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети стоят перед входом в зал.

Ведущий: 

Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

Танец с воротиками «Ручеёк»

под песню «К нам пришла Весна»

дети встают полукругом

Ребенок:

Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью,
С великой милостью, Со льном высоким,
С корнем глубоким, С хлебом обильным, С ливнем обильным.

Ведущий:

Давайте золотые ворота для Весны — красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Игра «Золотые ворота»

Все дети говорят:hello_html_49f91d3c

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
 
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!


С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются.

Те, которые оказались пойманными, становятся

дополнительными воротами. «Ворота» побеждают,

если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

Дети стоят в воротиках

Звучит аудиозапись пения птиц

 Через ворота проходит Авдотья-Плющиха,

дети делают полукруг

Авдотья: Здравствуйте, ребятушки! Я Авдотья — Плющиха. Зимой Земля-матушка спала, «замерла», «замкнута» была, нельзя её тревожить было. Но пришла я, Авдотья -Плющиха, снег сплющила, он осел, ручьями побежал. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. А ведь люди ждут Весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я Весну — красну, и поэтому ещё меня называют «Авдотья -Весновка». Мой праздник отмечают в марте.

Говорят:  Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
                На Авдотью солнышко – лето погожее.
                Если на Авдотью снег – будет урожай.

Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

В моей горнице много интересных и не известных вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить.

А вот и первая загадка. «Прячет бабушка в нём вещи,  сапоги, кафтан, сюртук.  

                                           Вы мне дружно все скажите,  этот шкаф зовут …» (сундук).

Правильно ребятушки. Это сундук. Посмотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: рушники, сарафаны.

Ребятушки, а отгадайте – ка, что у меня тут ещё есть.

«Мы в лесок шагаем с мамой. Я как груздь надел панаму.  

А на маме как цветок Яркий ситцевый…» (платок).

Правильно это платок. Молодцы детушки, посмотрите какие красивые платки в нём хранятся. Давайте — ка мы оденем на девочек платочки.

(одевают под русскую народную музыку платки).

Какие красавицы наши девочки в этих платочках.

У меня и для мальчиков кое – что есть в моём сундучке

(достают рубашки и одевают на мальчиков).

Какие у меня вы хорошие, да пригожие.

А  хотите поиграть в игру?

Игра «Горелки с платочком»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
 
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!

Раз, два, три!
Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Авдотья: Вот мы поиграли, повеселились. Энергией зарядились.

Звучит мяукание кошки.

Ой, а  кто это к нам пришёл? (Котик).

Правильно, это котя- коток —  котя серенький лобок.

Вот только он где – то спрятался. Я вам дам подсказку. Где он может прятаться.

А вы попробуйте его найти:

«Стоит изба из кирпича. То холодна — то горяча».

Вы не знаете, что это? (печь).

Правильно, печь, ну – ка посмотрим там ли наш котик? Ой тут, пришёл на вас таких нарядных посмотреть, да на печи погреться.

«Хорошо сидит коток, Котя маленький роток .

Дремлет котик на печи,  Ждёт румяны калачи».

Пусть котик греется на печи. А вы подумайте и скажите.

 Для чего в избе нужна печь? (тепло, готовили еду).

В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Посмотрите, что в печи у нас стоит:

«Книзу узок, верх широк, не кастрюля …» (чугунок).

Какие вы молодцы, все загадки отгадали, а возьму – ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи (дети говорят, что нельзя, руки можно обжечь).

 «Из русской печи кашу тащи, Чугунок очень рад, что схватил его…» (ухват).

Правильно, мои дорогие, из печи чугуны нужно доставать ухватом так удобно и не обожжёшь ркуи.

А вот это о чём загадка?

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник …(самовар).

Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Песня инсценировка «Русский чай»

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни.  

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка.

Даже пословица была «Делу время — потехе час».

Давайте с вами послушаем русскую народную музыку и русский народный танец

Хоровод «Березка»

Хоровод «Березка»

Ведущий: — 22 марта в православной России в честь сорока мучеников отмечает праздник «Соро́ки» или день весеннего равноденствия. Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

Авдотья: — В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. 

Говорят пословицы:

«Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!», 

«Жаворонки все по дорожкам идут, перелётывают по проталинкам».

— Будем весну встречать,
    Жаворонков завлекать!

Дети:

Жавороночек, прилети,
Студену зиму унеси!
Жавороночек, принеси
Весну-красну на своем хвосту!

Закличка «Жаворонушки».

Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!

Авдотья: — Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку, Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну. Давайте и мы испечем своих жаворонков.

Дети проходя за столы исполняет мелодично акапелла закличку,

повторяя несколько раз:

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце .

Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек.

 Выкладывают сделанных птичек на противень.

Авдотья ставит противень в печь.

Авдотья: — А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве, 
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик

за ребенком, нашедший звонит в колокольчик,

затем происходит смена ведущего.

Ведущий: 

Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?

Авдотья: — Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Авдотья усаживается с рукоделием и рассказывает сказку

В другой стороне зала Машенька сидит за столом с веретеном

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: — Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: Зима-то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Машенька: 

Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: Люди ждали теплое солнышко, называли ласково, уважительно

                  Ярило-солнышко.

Красны девицы,
Да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.

Давайте и мы в хоровод встаем, в гости солнышко зовем.

Хоровод «Солнышко»

Дети встают в хоровод, говорят заклички о солнышке:

2 ребенка в центе хоровода:

«Приди, приди, солнышко, «Солнышко-ведрышко,
Загляни в оконышко, Выгляни в окошечко!
Засвети щедрее, Солнышко, нарядись,
Всех согрей скорее». Красное, покажись».

Следующие 2 ребенка выходят в центр хоровода и проговаривают закличкуу:

«Солнышко-колоколнышко, «Солнышко, солнышко,
Ты пораньше взойди, Красное семенышко,
Нас пораньше разбуди, Выйди поскорее,
Нам в поля бежать, Будь к нам подобрее!»
Нам весну встречать».

 Песня «Зима проходит»

Авдотья: Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька:  Видело ли ты, Солнышко, Весну — Красну?

Солнышко:

Не встретила я Весну, а видела старую Зиму.
Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала,
В мешке стужу несла, холод на землю трясла.
А Весна про то не знает.
Иди, красная девица, ищи Весну.
Зови ее в свои края.

Авдотья: Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька: — Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

Меня весна разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.

Авдотья: Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод-игра «Ручеёк».

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Авдотья:  Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд.

                   И вместе с этим бегом приближается Весна

                   А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька:  Птицы, а вы Весну не видели?

Птицы:  Видели, видели. Это она нас с юга домой позвала.

Авдотья:  Расскажите птицы, где вы бывали?

                   Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Птицы: (Ласточка, Жаворонок, кулик, грач)

  1. Мы скучали по деревне,
    По скворечне, по деревьям,
    По соседу — воробью.
  1. Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки,

ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.

Ведущий: Каких вы птиц знают наши дети, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

  1. Спереди у птички шильце,
    Позади у птички вильце!
    Сама птичка мала,
    А за морем была. (Ласточка.)
  1. Всех перелетных птиц черней,
    В пашне ищет он червей,
    Взад-вперед по пашне вскачь,
    А зовется птица… (грач).
  1. В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

  1. Мы построили вдвоем
    Для гостей весенних дом,
    А верней сказать – дворец.
    Прилетай сюда… (скворец).

Авдотья: Весна идет, торопится. Встречали Вёснушку-Весну в праздник «Благовещение». На Благовещение, говорят, весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещение – птиц отпущение». Отпускали в этот день всех птиц на волю. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Авдотья: Стала тут и Маша Весну кликать — звать.

Маша: Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Песня-хоровод с каруселью «Ой, бежит ручьем вода»

Авдотья: Красны девицы да добры молодцы, в хоровод вставайте,

                  Вёснушку-весну зазывайте!

Дети произносят заклички.

1-ый ребенок:

Приди, Весна, Весна — красна,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

2-ой ребенок:

Приди к нам, Весна, с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеничкой золотистой.

Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма). 

Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное,

второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна: народный праздник в детском саду

Я, Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

— Я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Авдотья: — Правильно говорят … (Просит детей назвать пословицы, поговорки.)

Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лёд с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

Весна приглашает детей в хоровод. Раздает взрослым веточки вербы, которые делают воротца. Дети змейкой идут через воротца. Дети вместе со взрослыми говорят (немного припевая) слова:

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, вербочка, во ржи,
Расти верба на меже.

Дети садятся на стульчики. 

Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы.

Весна: Дай, вербочка, детушкам здоровья.

             Как вербочка растет, так и ты расти. 

             Верба бьет, да не до слез.

             Верба красна, бьет не напрасно.

Авдотья: Весна — красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? 

             В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. 

             В другом, светлом, ясный день.

Ведущий: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись.

             Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи.

А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий: Весна — красна, долго мы тебя ждали. А теперь давайте петь, плясать и веселиться!

Игра «Матушкка Весна»

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: Выбирается Весна.  Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Смотреть исходное изображение

Все дети говорят:   
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май —
Сколько хочешь гуляй!


Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку.

Игра «Летели 2 птички»

1.Летели две птички, ростом невелички.

Припев:

Ой, сад, виноград, зелёная роща.

Ой, сад, виноград, зелёная роща.

Выбранная пара детей свободно «гуляет». Остальные дети поют, сидя на стульчиках. picture

2. Как они летели —

Все на них глядели.

Припев.

Дети кружатся в паре. 

3. Как они садились —

Все на них дивились.

Припев.

Выбранная пара подходит к сидящим детям, присаживаются к ним на колени: мальчик — к девочке, девочка — к мальчику. Это будет новая выбранная пара для продолжения игры.
4. Как они прощались —

Вместе целовались.

Припев.

Дети «целуются» — почти касаются друг друга щёчками и садятся на места. 

Игра продолжается с новой выбранной парой.

Игра «Прилетели Птинушки»

Прилетели птинушки, сели при долинушке

Выбранная пара детей  «птинушки» летят в центр, присаживаются друг напротив друга. Остальные дети поют, образуя хоровод. 05

Крылышки расправили, целовать заставили.

Встают в центе спина к спине.

Касаются щека к щеке друга друга. 

На проигрыш идут на свои места.

Игра повторяется с другими парами.

Весна: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.                        — Весна

Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает , взглядом согревает!    — Солнце

Ведущий: А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной — красной.

Хоровод «Весну ждали».

Ведущий:

Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!

Авдотья: — Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам мои – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Авдотья раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Автодья прощается. Уходит под музыку

Дети под музыку уходят в группу

Сценарий фольклорного праздника «Сороки_Жаворонки» подготовила

Тростинская Анастасия Александровна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Тастуба Дуванского района Республики Башкортостан

Праздник «Сороки-Жаворонки»

Цель– пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Задачи:

познакомить учащихся с историей весенних праздников.

расширять кругозор детей о жизни, традициях и праздниках родного народа

воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Ход занятия

1 Скоморох: Здравствуйте, народ честной,

2 Скоморох: Маленький, большой,

1 Скоморох: Шустрый, озорной,

2 Скоморох: Строгий, деловой.

1 Скоморох: Спасибо, что время нашлось на нас посмотреть, попеть, потанцевать.

2 Скоморох: Кому праздник наш по нраву усаживайтесь справа, а кто любит подпеть, может, и слева сесть.

1 Скоморох: А кто нас слушать желает, никому не мешает, сидит, как сидит, не спит и на артистов глядит.

(Русская народная музыка и выходят ведущие)

1 ведущий: 

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

2 ведущий:

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. 

1 ведущий: 

По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

(выходят девушки в народных костюмах и венках из искусственных цветов)

1 девушка: — Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

2 девушка:

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.

3 девушка: Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. (Дети проходят цепочкой через «ворота» ведущих и артистов праздника)

Игра «Золотые ворота».

1 скоморох. Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
2 скоморох: Первый март пришел,
Белый снег сошел.
1 скоморох: А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
2 скоморох: А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

1 ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы отпраздновать день встречи весны — «Сороки-жаворонки». В старину говорили, что именно 22 марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 птиц, первая из которых — жаворонок.

2 ведущий: В народе говорили: «Жаворонок весну благословил»,«За жаворонком сорок пичуг на Русь пробираются».

А каких перелетных птиц вы знаете?

1. Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет?

(Скворцы)

2. Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет?

(Грач)

3. На лету хватает мошек,

Хвостик – тонкие косицы,

Предсказать погоду может,

– Вам знакома эта птица.

(Ласточка)

4. Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…

(Соловей)

5. В синем небе голосок

Будто крошечный звонок.

(Жаворонок)

6. Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами!

(Трясогузка)

Пришла, весна, пришла с радостью!
С великою милостью!

Птички летят ,

Колокольчики звенят.

Жаворонушки! Перепелушки!

Прилетите к нам! Принесите нам

Весну красную, лето теплое!

1 ведущий. Ребята, а сколько раз на Руси встречали весну?

Дети.3 раза (масленица, сороки, благовещение)

2 ведущий.Деревенская детвора с нетерпением ждала прихода Сороков: для нее это день, лакомый.

Давайте заглянем в избу, посмотрим, как встречали Сороки

Бабушка.

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песнь, песню звонкую,

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.

Пташка малая ль, голосистая…

Про житье-бытье, про нездешнее…

Внучок:Бабуль! А ты чего так рано встала?

Бабушка. Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!

Внучка. А какое сегодня число?

Бабушка.

22-е, сони-засони. Сороки наступили.

Уж солнце красное над полем встало,

На горе всех в игры собрало:

Жаворонков люди ждут,

Что весну на Русь ведут.

С праздником вас, родные, поздравляю, здоровья крепкого желаю.

Жаворонком угощу, «жаворонки прилетели, на головку деткам сели», девочкам по платочку подарю, а маленьким ребяткам по гудочку, чтоб свистели всю ночку.

Раздает подарки.

Дети (по очереди):

Спасибо, бабуленька.

Спасибо, родная.

Доброго здоровья тебе, дорогая.

Долгие годы живи, «жаворонков» нам пеки.

Бабушка.Спасибо, детушки, за слова добрые. Пойдемте скорее во двор весну зазывать, березку наряжать, жаворонков встречать. Дед для них домик смастерил, ничего не позабыл.

Желанье загадайте цветочки на дерево сажайте.

Выходят во двор, «цветочки» прикрепляют к дереву.

Будем весну закликать, хоровод водить. Идите, все ребятки, к нам.

Все. Уж вы сороки святые,

Жавороночки слепые, вы скорее прилетайте,

Лето красное зовите.

Нам зима-то надоела –

Весь хлебушек поела.

Ой вы, Жаворонушки, Жаворонушки.

Летите в поле,

Несите здоровье

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Все дети.Третье — человечье.

Бабушка.А теперь жаворонков принимайте, пополам ломайте.

Бабушка. Гришутка, про домик для птичек забыли. Скорее повесь его на дерево. Поселятся у нас скворцы и птенцов выведут.

Ведущий.Вот и закрыли мы зиму. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Весна-весеница, иди к нам веселиться.

А чтоб весна побыстрее пришла, давайте поиграем в игру «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» — это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Давайте встанем парами, возьмемся за руки и поднимем  их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий войдет  в ручеёк и возьмет  себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Под музыку выходит Весна с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна:Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

Ой, детишки-ребятишки,

Девчонки и мальчишки,

Звонко весело поете

И меня Весну зовете.

Дети. Расскажи-ка нам Весна, как дорогу к нам нашла?

 Весна:  Жаворонки-кулики  из-за моря прилетали

             И Весне путь указали.

Дети: Весна красная,

Долгожданная!

Где же ты так

Долго бродила?

Весна:С зимой лютою.

Повстречалася,

Растопила ее сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

Дети:Весна красна, на чем пришла?

Весна:На сохе, бороне.

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку!

Дети:Весна, что ты нам принесла?

Весна:Весна пришла, три угодья принесла.

Первое угодье – в лугах половодье,

Второе угодье – солнце на подворье,

Третье угодье – зеленое раздолье.

Дети. Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Дети.

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Дети. Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий.

Пришла весна, и с 22 марта начинали считать утренники – утренние морозы. Они могли продолжаться 40 дней, а потому, говорили, что с 22 марта наступают Сороки (40 дней).

Весна красна, долго мы тебя ждали.

Весна:

В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам игру «Летели птички»?

Ведущий.
Пришла весна!

С превеликой к нам милостью
На урожай богатый
Да на хлеб насущный!
И помните, что один весенний день
Год кормит!

Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным.

Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

Вот и подошло к концу наше выступление.

Был на «Сороки» пост нельзя было плясать, а петь, весну закликать можно.

А сейчас настал час
Распрощаться нам сейчас.

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Сценарий праздника «Сороки»

Праздник «Сороки» отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью. Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы – жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие – день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются. Традиция печь на праздник «Сороки» изделия из теста в виде солнца или птичек. В этот день дети должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

Направление работы: духовно-нравственное.

Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у младших школьников элементарных основ нравственного воспитания.

Задачи:

  • Познакомить детей с традицией и историей весеннего праздника » Сороки «.

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам.

  • В атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость.

Оборудование и материалы:

  1. Звуковая аппаратура для проведения игровых, музыкальных игр;

  2. Бумажные жаворонки на палочках;

  3. Народные музыкальные инструменты;

  4. Маски с птицами;

  5. Жаворонки испеченные из теста;

  6. Платочки;

  7. Вата и нитки;

Подготовительная работа: подготавливается актовый зал для празднования весеннего праздника. Родители являются помощниками в подготовке и проведении мероприятия. И принимают участие в изготовлении птиц из теста, необходимых для украшения финала праздника.

Рекомендации по проведению: праздник проводится в актовом зале школы, где проходит театральное действие. Каждый ребенок вместе со своими родителями активно принимают участие в играх. Совместно изготавливают куколок – веснянок.

В финале праздника родители угощают детей испеченными жаворонками.

Действующие лица:

— 1 ведущий;

— 2 ведущий;

— Дети;

— Весна.

Ход мероприятия

1 ведущий: Вот уж зимушка прошла, белоснежная прошла.

2 ведущий:  Снег и холод увела, весну красну привела.

1 ведущий: Встает солнышко пораньше, светит красное подольше.

2 ведущий: Теплый луч на снег бросает, от него снежок растает.

1 ведущий: Почернеет на дорожках, побежит ручьем в канавках.

2 ведущий: Прощай, саночки, конечки – наши зимние дружочки.

Ведущие вместе: Прощай, зимушка-зимушка, холодина — холодушка! Здравствуй, весна красная!

1 ведущий: Здравствуйте, товарищи, господа и дамы, бабушки и дедушки, папы, дети, мамы!

2 ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

1 ведущий: А знаете ли вы, на какой праздник мы все сегодня собрались?

2 ведущий: Я сегодня приглашаю вас встретить «Сороки», познакомиться с обычаями и традициями этого народного праздника. В старину говорили, что именно 22 марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 птиц, первая из которых – жаворонок. В народе говорили: «Жаворонок весну благословил», «За жаворонком сорок пичуг на Русь пробираются». Накануне этого праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного теста фигурки жаворонков. Утром дети насаживали печеных жаворонков на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и пели веснянки.

(На сцену выбегают ребята с бумажными жаворонками на палочках и читают заклички и выполняют легкие движения)

1 . Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела
Весь хлеб у нас поела.

2 . Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисели толкут,
Тут блины пекут!

3. Жаворонки, жаворонки,
Катитеся лесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.

4 . Чу-виль–виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках.

  1. 5. Жаворонок, жаворонок!
    На тебе зиму, а нам лето!
    На тебе сани, а нам телегу!

(Танец с музыкальными инструментами)

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, что с 22 марта по народным приметам, «Сорока начинает вить себе гнездо и кладет в него 40 палочек», а после этого наступает весна. К нам в гости пришли тоже жаворонки, послушайте как они поют.

(Дети исполняют веснянку «Жаворонушки»)

2 ведущий: Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла ….

1 ребенок: Весна!

Идет матушка-Весна, 
Отворяй ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел!
2 ребенок: А за ним и апрель –

Отворил окно и дверь.

А как пришел май –

Солнце в дом приглашай!
1 ведущий: Пора весну позвать.
3 ребенок: Весна, Весна — Красна!
Приди, Весна, с милостью.
С солнцем горячим,
С дождем обильным.
Принеси урожай
В наш счастливый край!

(Входит Весна)

Весна: Я раскрываю почки,
Бужу в полях цветочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Я солнышка полна,
Меня зовут Весна.

2 ведущий: Здравствуй, Весна! Долго Зима колдовала, много снега насыпала. Но пришло время ей дорогу Весне уступить. Встало солнышко, выглянуло в окошко, Дети наши играют, Весну встречают.
Весна: Отгадайте загадки и сразу вспомните, какие птицы прилетают к нам из теплых краев?

(На каждую отгаданную загадку выходит ребенок в маске данной птицы)

1.Всех перелётных птиц черней,

Чистит землю от червей, 
Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовётся птица? (Грач.)

2.Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
вой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец.)

3.Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья.

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок.) 

4.Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном

Из песка и глины … (Ласточка )

1 ведущий: Как мы называем этих птиц? (Перелетные.)

(Исполняется танец птиц)

А другие птицы всю зиму были с нами. Они переносили и холод, и вьюги, и метели.

(Инсценировка.(Ворона и автор))

Ворона: Кар,

Автор: кричит ворона

Ворона: кража! Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано, брошь украл он из кармана!
Карандаш, картинку, пробку и красивую коробку!

Автор: Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, Помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
Ворона: Как

Автор: подпрыгнула ворона и моргнула удивлённо.
Ворона: Что ж вы раньше не сказали? Карал! Карман украли!

2 ведущий: На Руси в этот день сороки дети всегда играли в веселые игры, славили весну. Давайте и мы с вами поиграем.

(Хороводная игра «Золотые ворота»)
(Ведущий голящий, дети берутся за руки образуя цепочку. Двое ребят образуют воротики. Говорят слова: «Золотые ворота, пропускают не всегда первый раз прощается, второй раз разрешается , ну а третий раз не пропустим вас». При последних словах воротики закрываются кого поймали тот становится воротиками.)

1 ведущий: Молодцы! А сейчас для вас ребята будет игра на смекалку.
Я буду говорить о летящих птицах и насекомых и не только. А вы должны со словами «летят, летят» поднимать руки, а если это не летает, не чего не говорим тихо, тихо стоим.

(Игра «Летят не летят»)

Грачи летят, на всю Русь кричат:

гу-гу-гу, мы насеем весну! Летят! Летят! Летят! (поднимает руки)

Журавли летят, на всю Русь кричат:

угу, угу, не догнать нас никому! Летят! Летят! Летят! (поднимают руки)

Пчелы летят, гудят:

жу-жу-жу, медовую несу росу! Летят! Летят! Летят! (поднимают руки)

Поросята летят, полосатые визжат:

хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву! Летят! Летят! Летят! (поднимают руки)

Воробьи, летят, на всю Русь кричат:

чи-вить, чи-вить, мы хотим попить! Летят! Летят! Летят! (поднимают руки)

Комары летят, звенят, пищат:

зы-зы-зы, наточим носы! Летят! Летят! Летят! (поднимают руки)

Медвежата летят, толстопятые рычат:

ру-ру-ру, надоело нам в лесу! Летят! Летят! Летят! (поднимают руки)

2 ведущий: Во всех уголках нашей большой страны в этот праздник пекли жаворонков. Этим печеньем в старину благословляли детей, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку…(Маше) сели». Сейчас мы всем вам раздадим жаворонков, чтобы были вы счастливы и здоровы, милые дети!

(Обряд благословления детей.)

1 ведущий: А теперь я произнесу волшебные – магические слова, а вы поднимите жаворонков высоко-высоко, чтобы исполнить обряд встречи весны.

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела! (Обряд встречи весны)

2 ведущий: А еще, для привлечения достатка в свою семью, вам нужно будет жаворонков съесть самим, а голову отдать своей маме, чтобы она сама ее съела. И не забудьте, что нужно поддержать прилетающих домой птиц: подкармливать их, пока зима окончательно не отступила!

1 ведущий: Мы безумно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем

(Песня «Давайте сохраним» муз. Ермолова А.)

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу.

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте же мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся.

2 ведущий: Многие дети на Сороки под руководством взрослых делали куколок-веснянок, а потом одаривали ими своих друзей, передавая, таким образом, тепло от дома к дому. Самое время вспомнить эту чудесную традицию и подарить куколок своим близким друзьям!

(Изготовление с помощью родителями: платочек, вата и нитки)

(Обмен куколками-веснянками)

1 ведущий: Наш праздник подходит к концу.

Зимушку с почетом провожаем,

Добрых дел ее не забываем.

2 ведущий: Встретиться с зимою мы желаем,

После осени к себе ее мы приглашаем!

1 ведущий: До свидания, гости дорогие!

Ведущие вместе: По обычаям российским. От души поклон вам низкий!

06.11.2019

Сценарий праздника «Сороки. Закликание весны».

Винокурова Елена Владимировна

учитель начальных классов

«Сороки. Закликание весны»
(Народный праздник «Сороки»)
Праздник для детей младшего школьного возраста. Праздник можно проводить в помещении или на свежем воздухе. Используются русские народные костюмы, атрибуты деревенской жизни. Праздник способствует расширению знаний детей о русских народных праздниках, фольклоре и быте русского народа.

Оценить




1482

Содержимое разработки

Винокурова Елена Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»; Гуренкова Ольга Александровна, учитель музыки ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат».

«Сороки. Закликание весны»

(Народный праздник «Сороки»)

Праздник для детей младшего школьного возраста

СЛАЙД 1. Под народные наигрыши входят дети в русских народных костюмах. Играя на свистульках и других народных инструментах входят 10 детей. Направляющий ребёнок несёт на прутике жаворонка из дерева. Выстраиваются лицом к залу.

Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! (Кланяется.)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется.)

Ведущая:Приятно видеть вас в добром здравии.

(дети садятся на свои места)

Ребята, мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском календаре. В этом году мы уже отметили Рождество Христово, отгуляли Масленицу Широкую. А сегодня мы отмечаем необычный праздник, но на день раньше из-за каникул. Этот праздник отмечается 22 марта.

СЛАЙД 2 Завтра 22 марта день будет равен ночи. В этот день из тёплых краёв прилетает 40 видов птиц. Этот праздник называется «Сороки». А люди к этому дню мастерят скворечники. Все звали, закликали Весну — красну. А говорили об этом дне так:

Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.

Сейчас мы вам поведаем, как в далёкую старину встречали русские люди весну-красну.

Музыкальный руководитель: Давайте и мы будем вместе весну закликать.

СЛАЙД 3 Все дети

Весна, весна красная! (Сделав ладони рупором, закликают)

Приди, весна, с радостью! (Выполняют земной поклон, поднимают руки вверх)

С великою милостью! (Выполняют земной поклон, поднимают руки вверх)

Со льном высоким! (Поднимают руки вверх)

С корнем глубоким! (Приседают, опустив руки)

С колосом сильным! (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами)

Хлебом обильным! (Руками держат «каравай»)

Дети читают стихи о весне Ульяна и Игорь

СЛАЙД 4 Ведущая: Ребята, завтра 22 марта – день прилета птиц. В народной традиции этот день носит название  «Сороки». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.Эта птица на Руси считалась символом Родины.

СЛАЙД 5 Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

У русского народа повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну на крыльях.

Музыкальный руководитель: Будем весну встречать,

Жаворонков завлекать!

Все дети

Жаворонушки! (Подняв руки, манят кистями)

Прилетите к нам! (Подняв руки, манят кистями)

Принесите нам весну красную! (Раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь вправо)

Лето тёплое! (Раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь влево)

Нам зима надоела! (Делают притопна слог «ма»)

Весь хлеб переела! (Делают притоп на слово «хлеб» )

Музыкальный руководитель: А теперь пора солнышко звать-закликать.

Все дети начинают закличку

СЛАЙД 6 Солнышко, покажись!

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенёк,

Посвети денёк!

СЛАЙД 7 Музыкальный руководитель:Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково. И птички к нам вернулись!

Песня «Летели две птички»

Летели две птички, (Машут руками как крыльями)

Ростом невелички

Припев (2 раза):

Ой, сад виноград

Зелёная роща.

Как они летели –

Все люди глядели (Руки вверх и машут)

Припев (2 раза)

Как они садились – (Приседают на стул руки опускают)

Все люди дивились

Припев (2 раза)

Как они вставали – (Встают, машут руками)

Крыльями махали

Припев (2 раза)

Как они прощались –

Крепко целовались

(«Целуются» — наклоняясь друг к другу, касаются друг друга то правой, то левой щёчкой. Руки за спиной)

Припев (2 раза)

Поклон

СЛАЙД 8 Ведущая: А знаете ли вы, почему праздник называют не «Жаворонки»,  а «Сороки»? Это день 40 мучеников, они страдали за свою христианскую веру. 40 воинов  были брошены сначала в темницу, а потом в ледяную воду. Их пытались заставить отречься от веры, от Христа. Но стойко держались они своих убеждений. Эти мужественные люди не отреклись от христианской веры. Сила их  была так велика,  что лица всех 40 воинов озарил необыкновенный свет. Душа их вознеслась и осталась жить в 40 птицах.

Дети читают стихи

Саша: Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут, звеня,

Ветер тёплый – это значит,

Что уже пришла весна.

Лера: Нет в помине зимней стужи,

Над проталиной парок,

У гнездовья птицы кружат,

Весел солнечный денёк!

И сегодня в небе синем

С нежной дымкою вдали

Друг за другом строгим клином

Пролетели журавли.

СЛАЙД 9 Ведущая: Ребята, назовите птиц, которые прилетают к нам весной (ласточки, скворцы, дрозды, стрижи, жаворонки, гуси, утки, лебеди)

Игра 1.

А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки,макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

Игра 2 «Селезень утку загонял»

Селезень утку загонял,

Селезень серу загонял.

«Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой».

У нас семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня.

Игра 3 «Плетень»

СЛАЙД 10 Ведущая: 22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.
Ну, какой же праздник без «жаворонков»? Я предлагаю сделать птичек из бумаги.
Совместное изготовление «жаворонков» из бумаги. Оригами.

Ведущая: Готовых жаворонков сажают на подоконник, а окно открывают

Позовём все вместе жаворонушек!

Жаворонушки!

Прилетите к нам!

Принесите нам весну красную!

Ведущая: 22 марта праздник не только у русского народа, но и у хакасского.

Называется он ЧЫЛ ПАЗЫ – Хакасский новый год.

Ребята, отгадайте загадку:

В белом сарафане

Стала на поляне

Летели синицы,

Сели на косицы (берёза)

Берёза – это символ Родины, любви, чистоты. У многих народов, в том числе у русского и хакасского, есть традиция завязывать цветные ленточки на берёзе и загадывать желания. Давайте и мы с вами выполним этот обряд.

СЛАЙД 11 Ведущая: «Сороки», с полным основанием, можно назвать детским праздником: ещё накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и  «жаворонки».  Шарики по одному выбрасывают каждый день в окно. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года. Иногда  в «жаворонки» запекали кольцо или монету. Найдёшь кольцо — быть свадьбе. Монетку — на весь год богатым и счастливым будешь.

«Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Птичку детки съедали сами, а головку уносили маме. Кроме жаворонков пекли блинцы и оладушки.

Песня «Бабушка испеки оладушков» (игра на народных инструментах)

Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам булочки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Взрослые раздают угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На ладошку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Играет музыка

Ведущая: Понравилось вам ребята наше мероприятие?

— Что нового узнали для себя?

— С каким настроением уходите с занятия?

Песня «Бабушка испеки оладушков»

Бабушка, бабушка, бабушка

Испеки оладушков, оладушков

Горячие да пышные

С малиною да вишнею 2 раза

Бабушка, бабушка, бабушка

Испеки оладушков, оладушков

Душистые да вкусные

С грибами да капустою 2 раза

Бабушка, бабушка, бабушка

Испеки оладушков, оладушков

С вареньем со сметаною

Как бабушка румяные2 раза

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/380279-scenarij-prazdnika-soroki-zaklikanie-vesny

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника числа пи
  • Сценарий праздника против вредных привычек
  • Сценарий праздника я пятиклассник
  • Сценарий праздника сомбелэ на татарском языке
  • Сценарий праздничной дискотеки