Сценарий праздника спожинки

Фолькорно-музыкальная композиция "Спожинки" расчитана на учеников первого класса.

Фольклорно-музыкальная композиция «Спожинки».

Сценарий рассчитан на учащихся 1 классов.

Цель: знакомство с русским фольклором через обрядовые игры и  песни.

Задачи:

 воспитание интереса к народной культуре, любви к своей Родине;

— сформировать представление о культуре русского народа средствами музыкального, танцевального искусства. Обобщить и систематизировать знания об особенностях культурного наследия.

— развивать у учащихся сценическое мастерство, выразительность речи, пластику движений.

Предварительная подготовка: разучивание песен, стихов.

Ход праздника:

Дети под народную музыку входят в зал.

1 ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох, и много праздников на Руси раньше было. Самые веселые праздники были осенью. Я приглашаю, на дворе моем широком справим праздник урожая «Спожинки», «Дожинки».

2 ведущий:

 На нашей на ниве

Сегодня дожинки.

Будем жито, жито жать,

Во снопы его вязать.

1 ведущий:

Кто пахать не ленился,

У того хлеб уродился.

2 ведущий:

Некогда лежать, когда пора жать.

1 ведущий:

 Рожь поспела — берись за дело!

2 ведущий:

Эй вы, жнецы молодые, серпы золотые!

Приходите поутру раненько.

1 ведущий:

Вы сожнете жито,

Ядреное жито.

Танец «Жнецы».

1 ребёнок:

Уже мы вьем, вьем бороду

У Гаврилы на поле

2 ребёнок:

Завиваем бороду

У Васильевича да на широком.

3 ребёнок:

На нивы великой,

На полосы широкой

4 ребёнок:

Да на горы высокой,

На земле черно пахотной, на землицы на пахотной

5  ребёнок:

Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся,

Все:

Сусек, наполняйся.

6  ребёнок:

Эх, у нашего Тита

Богатое жито.

Из колоса – горстка,

Из снопика – мера.

Семьсот молодцов это поле обжали,

На сотне подвод это жито убрали.

7  ребёнок:

Сжали ниву до конца, до последнего венца,

Конец нивушке, конец!

Будем заплетать венец!

Выходит девочка, берет венок из колосьев.

8  ребёнок:

Весело, весело

С поля мы идем,

И венок душистый

С песнями несем.

9 ребёнок:

А венок — из золота, молодые жницы?

10 ребёнок:

Лучше, чем из золота,

С поля, из пшеницы.

Хоровод с веночками, русская народная мелодия «Ах, утушка луговая». После хоровода девочки с венками  подходит к ведущей.

1 ребёнок:

Нивка, нивка,

Отдай нашу силку –

На рожь, на яровинку!

Мы тебя ждали,

Силку потеряли!

2 ребёнок:

Яровая жнивушка,

Отдай мою силушку,

Отдай мою силушку –

На долгую зимушку!

3 ребёнок:

Дожали, дожали,

Спожинки дождали.

Зерно гребли,

Каравай пекли.

4 ребёнок:

Вот он, хлебушко душистый,

 С хрусткой корочкой витой.

 Вот он, теплый, золотистый,

 Словно солнцем налитой.

 В каждый дом,

 На каждый стол,

 Он пожаловал, пришел.

5 ребёнок:

Гостей угощали,

Нивку поминали.

Житушко, расти-расти!

Времечко, лети-лети!

Вместе.

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

МАУ ДО «ДЮЦ им. В. Соломина», г. Пермь

Педагог дополнительного образования Максютова Ирина Радиковна

План тематического занятия «Спожинки».

возраст детей 7-12 лет

Цель занятия: познакомить детей с традициями и бытом русских крестьян, их представлениями об окружающем мире. Познакомить с песенным и поэтическим фольклором осеннего цикла, актуализировать и обогатить знания пословиц и поговорок о хлебе. Акцентировать уважение к труду земледельца, и бережное отношение к хлебу, присущее русской культуре.

Оформление: букет-сноп из колосьев, каравай хлеба, солонка, полотенце или скатерть с народным орнаментом.

Материалы и принадлежности: соломка, ножницы.

Начало занятия, организационный момент.

«Хлеб да соль!» — приветствует детей педагог, обращая их внимание на оформление класса.

-Древний русский календарь был тесно связан с земледелием,

полевыми работами и сменой сезонов в природе.

«На нашей нивке сегодня Спожинки!

Мы жнем, мы жнем в снопы кладем.

На нашей нивке сегодня Спожинки!» — этаприсказка говорит нам о старинном празднике Спожинки.

Давайте узнаем, что это за праздник.

В конце августа, наступала важная пора для земледельца – уборка хлебов. Хлеб жали cepпaми и этoт тpyд был жeнcким, помогали и дети. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, сжать первый сноп поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Закончив жать свою делянку, шли сообща помогать тем, кто в этом нуждался. Отсюда и название «Спожинки» — совместное завершение уборки урожая.

Чтобы на следующий год собрать хороший урожай, совершали обряд «завивание бороды» , связывая лентой пучок несжатых колосьев, оставленных в поле.

Под «бороду»  клали хлеб с солью, или с медом, низко кланялись и говорили:

Вот тебе, Илья, борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!

Во время жатвы пели особенные «обжиночные» песни. Послушаем традиционное исполнение одной из них, «Ходил козел по меже».

Песня исполняется в особой, непривычной для нас манере.

(слушают запись песни в исп. ученицы школы искусств Ржаниковой Милены)

Игровая разминка

А теперьразомнемся: поиграемв игру «Жнецы и пахари».

Игроки делятся на две команды: «жнецы» и «пахари».

Водящий подбрасывает жребий. В качестве жребия может выступать любой предмет. Например, спичечный коробок, одна сторона которого заклеена желтой («нива»), а другая черной («пашня») бумагой.

Если жребий упадет стороной, обозначающей «ниву», то водящий кричит: «Раз-два-три! На ниву беги!». После чего, все «жнецы» стараются забежать на ниву. Игрок, оказавшейся внутри круга, находиться в безопасности – его нельзя ловить. «Пахари», перебегают на половину «жнецов» и стараются их поймать до того, как те успеют забежать на «ниву». Пойманные «жнецы» переходят в команду «пахарей». Все возвращаются на исходную позицию. Игру повторяют.

Если жребий упадет вверх стороной «пашня», то водящий говорит: «Раз-два-три! На пашню беги!». В этом случае убегают «пахари», а «жнецы» их ловят.

(Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в одной команде.)

— Жнецы и пахари молодцы! Проявили проворство и быстроту!

А теперь посмотрите: после обмолота колосьев у нас осталась солома! Из золотистой соломки можно сплести корзинки, сделать игрушки. А мы сплетем «золотое» соломенное колечко на палец.

(Педагог показывает, дети делают колечко.)

— После жатвы устраивали общий праздник урожая. Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.

С незапамятных времён хлеб занимал важное место как в доме, так и в жизни каждого человека.С караваем хлеба встречают и по сей день почетных гостей, хлебом провожают.

Вспомните и скажите, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Дети называют пословицы. («Хлеб — всему голова», «Без хлеба нет обеда», «Проголодаешься, так хлеба достать догадаешься», «Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою» и т.д.)

-Почему пословиц и поговорок о хлебе много в нашем языке?

Завершение :

— Мы дожали, дожали,

мы спожинки встретили, каравай отведали.

Времячко, лети, лети! Хебушко, расти, расти!

До новой, до весны, до нового лета!

До нового лета, до нового хлеба!

Мы сегодня узнали о старинном русском празднике «Спожинки», завершающем сбор урожая и о традициях, с ним связанных.

На этом наше занятие закончено.

Литература:

3yeвa T.B., Kиpдaн Б.П. Pyccкий фoльклop — M., 2002 г.

Лобачевская О.А., Кузнецова Н. М. Возьми простую соломку. — Минск: Полымя, 1988 г.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/12/27/podvizhnye-igry-tema-khleb

«Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Веселёнько жали
Серпочки мелькали!»

Испокон веков сбор урожая (событие огромной важности для земледельца) был не только временем тяжкого труда, но и великим праздником. В славянской Традиции (как и во многих других культурах) торжественно отмечалось (и отмечается до сих пор) начало жатвы и её окончание: в народном месяцеслове (календаре) эти святодни называются соответственно

Зажинками и Спожинками (иначе – Пожинками, Дожинками).

В христианское время жатва обычно начиналась после Ильина Дня, а Спожинки были приурочены к Успению Богородицы (15 серпня августа). Впрочем, по некоторым сведениям, даты этих праздников могли сдвигаться – в зависимости от созревания злаков. Несмотря на привязку к христианским праздникам и некоторые христианские элементы в обрядности, Зажинки и Спожинки уходят своим корнями в глубокую древность. Об этом свидетельствует архаичность ритуалов, совершавшихся в эти дни – к слову сказать, подобные обряды известны не только на Руси, но и по всей Европе.
05_zazhinki

Зажинки.

А. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года» . Право начать жатву могло также предоставляться старшей женщине в семье или жнице, известной своим благочестием.
Особой значимостью обладал первый сжатый сноп – его украшали цветами и лентами, торжественно проносили по деревне и ставили в красный угол. Сноп этот назывался по-разному: Именинник, Зажинец, Пращур, Дед, Прадед и использовался в различных обрядах. По свидетельству Ю.П. Миролюбова, «Пращур был участником Колядок, его носили на вилах от дома к дому и, входя, ребята начинали словами: «Слава Пращуру!» Затем пели Колядки. Взрослые же, обмотав Колесо соломинами Пращура, зажигали и гнали горящее Колесо по дорогам, через сугробы, в знак близкой весны и тепла. В начале вешнего сева хозяева брали Первый Сноп, растирали руками колосья и выпавшее зерно с половой (мякиной) смешивали с зерном для сева. Этим как бы поддерживалась связь одного Пращура с другим, идущая с древних веков. На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, что ­бы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здра­вы и благополучны.  Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посаженные отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» .
05_zazhinki
По мнению Миролюбова, первый сноп был изображением Бога и, в то же время, даром Ему. Действительно, во многих традиционных культурах первое «доля богов и других представителей иного мира, оно не принадлежит человеку. Поэтому первые плоды, первины урожая, первые приготовленные продукты имеют четко обозначенную прагматику — они используются почти исключительно в качестве жертвы» . В ряде мест зажиночный сноп ритуально сжигали во время Зимних Святок, что может быть интерпретировано как жертвоприношение.
В «Велесовой Книге» (впрочем, подлинность этого источника отрицается большинством учёных) сказано: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска» . Во многих культурах встречаются обряды, в которых жертва Божеству одновременно является Его изображением: к примеру, греческому Богу Дионису, именуемому «быком», «быковидным», «быколиким» и т.п. приносили в жертву быков (участники ритуала в исступлении разрывали их на части и поедали сырое мясо – воспроизводя тем самым гибель этого Бога, который, согласно мифу, был разрезан на куски титанами). Так что версия Ю.П. Миролюбова вполне может соответствовать истине… но к Снопу и связанным с ним обычаям мы ещё вернёмся.

Жатва.

Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Предоставим слово А. Терещенко: «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию. Смотря на них, сердце невольно завидует их счастию. Душа свободы – доверчивая откровенность и простосердечное самодовольство – ставят их выше всех счастливцев в мире. Ряды жнецов работают дружно. Малые и большие с серпами в руках, с граблями на спине – все трудятся и все поют. Песни зажнивные поются без разбора, но чаще всего шуточные и веселые» . Жатвенные песни, задавая ритм, помогали жнецам и жницам в работе. Крестьяне пели об уборке урожая, насмехались над нерадивыми и скупыми хозяевами и хвалили щедрых:
«А я, молоденька, рожь топчу,
Рожь топчу, рожь топчу,
Травку-муравку вытопчу,
Вытопчу, вытопчу,
Зеленое жито вырастет,
Вырастет, вырастет,
А я, молоденька, буду жать,
Буду жать, буду жать,
И да у снопочки вязать,
Да вязать, да вязать…»

«..Ой, у чужого господаря обидаты пора,
А у нашого господаря ще и думки не ма.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря горилочку пьют,
А у нашого господаря воды не дают.
Ой, паноньку наш! Обидаты час!
У чужого господаря полудноваты пора,
А у нашого господаря щей на думки не ма.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!
У чужого господаря пополудновалы,
А у нашого богатого ще й не думалы.
Ой, паноньку наш! Полудноваты час!»

Жатву необходимо было закончить как можно быстрее – чтобы колосья не осыпались, поэтому дожинали сообща, «миром» (т.е. общиной). Устраивали «толоку» (иначе – «толоки», «помочи»): так назывался совместный труд – помощь в тяжёлой работе одному из общинников. К слову сказать, существовали и особые «толочанские» песни:
05_zazhinki
«На горушке на крутой,
На раздольице широкой
А стоит народ всей толпой
Глядит народ толоку.
А чья это толока?
Богатого мужика,
Богатого мужика, —
Акимова толока».

Обряды Спожинок.
Окончание жатвы, как и её начало, сопровождалось обрядовыми действами и пиром. Последние оставшиеся на поле колосья оставляли «на бороду» кому-либо из мифологических персонажей: Спасу, святому Илье («заместившему» в христианское время Перуна), святому Николе («заместителю» Велеса), святому Егорию («заместителю» Ярилы). При этом пели соответствующие песни:
«Егорий, приходи,
Коня приводи.
И наших коней корми,
И овечку корми,
И коровку корми!»
«Сей год — борода, на ново бы друга.
Если старик стопчет, то помрет,
Старуха стопчет — тоже помрет,
А молодей, стопчет — в солдаты пойдет,
А девица стопчет — замуж пойдет».

Стебли «бороды» заламывали (нередко при этом свивая их жгутом), чтобы колосья свешивались до земли. Иногда в стебли бороды или на землю (на скатерть, на камень) клали хлеб и соль (предназначавшиеся в жертву: Богу, святому Илье, умершим, полевым духам, «мышам и другим зверям»). Помимо обрядовых песен существовали и особые ритуальные формулы, которыми сопровождалось заламывание «бороды»: «Вот тебе, Илья, борода, рости овес на прок, корми доброго коня; Вот тебе, Никола, бородка! Уроди нам и на будущий год хлеба!»
05_zazhinki
Другие названия «бороды» — «коза» («козой» называется также часть полосы, приходящаяся на долю одного жнеца), «перепёлка», «куст», «кукла».
А.Н. Афанасьев пишет, что «бороду» завивали и в Зажинки, причём посвящали её Велесу Волосу: «Когда созреет хлеб, в южной России жницы отправляются в поле с песнями; одна из них, захватив рукою пучок колосьев, завивает (закручивает) их на корню и потом перегибает или заламывает в какую-нибудь сторону, чтобы всякий мог видеть и ни один бы серп не коснулся сделанного «закрута». Это называется: завивать Волосу бороду или оставлять, дарить ему на бороду куст золотистых колосьев; в честь этой «бороды» поются обрядовые песни. Думают, что после такого обряда никакой лиходей и колдун уже не в силах наслать на хлеб порчу» .
По мнению многих исследователей (Д.К. Зеленина, В.Я. Проппа, Яна де Фриза, Мирчи Элиаде), этот обряд, известный по всей Европе, первоначально был магическим действием, совершаемым с целью сохранения силы урожая. В.Я. Пропп пишет: «Если предположить, что в «бородке» будто бы сохранена плодородящая сила зерна, то исконный смысл обряда становится ясным. Завивание в венок эту силу сохраняет, а пригибание к земле или закапывание имеет цель возвращение земле тех сил, которые из земли ушли в зерно» . Мирча Элиаде высказывает схожие мысли: «этот обычай вызван страхом перед иссяканием животворной «силы» урожая. В несрезанных колосьях сохраняется сила растения и всего поля. Этот обычай, проистекающий из изначальной идеи «силы», которая постепенно, но не до конца иссякает, а затем возрождается с помощью собственного волшебства, позже стал толковаться как жертвоприношение мифическим олицетворениям растительных сил или же различным духам, имеющим то или иное отношение к растительному миру» .
Часто последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям, жнец при этом хранил молчание) и делали из них дожиночный сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха), Житной Царицей, Кумушкой, Житной Бабой и т.д. С ним поступали по-разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села, а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп, наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на поле животных-вредителей. Пожалуй, наиболее распространённым на славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок).
А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение этого обычая: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда ее обмолачивают и добытыми из нее зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за­ключенный в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» .
Polevik_i_Poludenicca
Возможно, дожиночный сноп считался вместилищем души Предка – в пользу этой версии говорят некоторые его названия («Дед», «Баба») и его присутствие на поминальной трапезе в навечерие Коляды. Это предположение не противоречит представлениям о снопе как месте обитания полевого духа – Мирча Элиаде в «Очерках сравнительного религиоведения» пишет о зимних святках у германцев: «из последнего снопа, сжатого в прошлом году, делают изображение мужчины, женщины, петуха, козы или другого животного. Знаменательно, что эти животные, которыми принято олицетворять «силу» растительности, олицетворяют и духов умерших – вплоть до того, что в некоторый момент становится невозможным различить, символизирует ли животное души тех, кого уже нет, или воплощает собой силы земли и растительности» .
Быть может, славяне считали последний сноп изображением Божества. В Древней Греции аналогом славянской (и общеевропейской) Матери Пшеницы была Богиня Деметра (чьё имя, согласно версии В. Маннхардта, означает Мать Ячменя).
05_zazhinki
А.Н. Афанасьев отмечает, что некоторые Божества германцев сходны по функциям с полевыми духами: «житный дед сближается с Одином, а житная баба, kornmutter, с frauGode, Гольдою или Бертою. И Один, и frauGode чествуются, как податели земного плодородия; и тому, и дру­гой поселяне оставляют на лугах и нивах часть нескошенной травы и несжатого хлеба; frauGode сидит в колосистом жите, и последний сноп называется Erntewod; чтобы Гольда (frauHolle) не поедала хлеба из житниц, для нее оставляют на ниве три несрезанных колоса» . Шотландцы называли дожиночный сноп Старой Жёнушкой (Кайллеах) или Девой; при этом в кельтской мифологии есть Богини Кайллеах и Бригид (один из вариантов перевода этого имени — «Невеста»). Бригид – Божество плодородия и света; Кайллеах – одноглазая ведьма, насылающая бури и губящая живое. Наконец, в белорусском фольклоре есть персонаж, олицетворяющий собой Осень – Жыцень. Имя этого Божества происходит от слова «жито» и совпадает с названием полевых духов. Жыцень «появляется на нивах и огородах, после снятия хлеба и овощей, и осматривает: все ли убрано, как следует в добром хозяйстве. Заприметив много колосьев, не срезанных или оброненных жнецами, он собирает их, связывает в сноп и переносит на участок того хозяина, у которого хлеб убран начисто, с бережливостью; вследствие этого на будущий год там, где Жыцень подобрал колосья, оказывается неурожай, а там, куда перенёс он связанный сноп, бывает обильная жатва» .

Обряды с «бородой» и последним (или первым) снопом, предположительно, являются разновидностями одного и того же ритуала – об этом говорит их несомненное сходство. Славянские названия «бороды»: «коза» и «перепёлка» имеют многочисленные аналоги в фольклоре европейских народов, где дух поля часто считается имеющим облик животного, и последние колосья в поле носят соответствующее название – «Ржаной Волк», «Петух», «Жатвенный Козёл» и т.п.
Духам (или Божествам) – покровителям полей на Руси и по всей Европе приносились жертвы: растительные, животные или человеческие (от последних остались отголоски в фольклоре). По-видимому, жертва при этом обычно уподоблялась Божеству (или духу) урожая в одной из его форм, а жертвоприношение воспроизводило его «гибель» во время жатвы – ведь зерно в древности считали своего рода телом, воплощением этого Бога или духа: поэтому европейские крестьяне говорили о жнеце, сжавшем последний сноп, что он убил Хлебного Человека (Быка, Зайца и т.п.), а римляне называли хлеб именем Богини плодородия – Цереры.
05_zazhinki
В обряде жертвоприношения разные ипостаси могли сливаться: снопу придавали человекоподобную форму, жертвенного петуха обвязывали колосьями и т.д.
После завершения жатвы жницы катались по земле, чтобы вернуть себе силы, истраченные во время работы. При этом говорили:«Жнивка-жнивка, отдай мою силку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!» Есть сведения, что после уборки урожая крестьяне ходили босиком по горящей соломе или раскалённым углям – совершали очистительный обряд.

05_zazhinki

В христианское время первые плоды нового урожая освящали в церкви – А. Терещенко пишет: «поныне во многих местах во время и после жатвы приносят в церковь для освящения первые снопы и печеный хлеб от первого умолота, первые соты меда и первые созрелые плоды. В Малороссии делают при этом случае кутью из риса, которую украшают цветами и благоухающими травами и приносят ее в церковь для освящения с плодами и медом. Во всех тех местах, где занимаются разведением пчел, вменяется обычаем в обязанность, чтобы каждому хозяину приносить в церковь первые медовые соты» .
Хлеб для земледельца священен – по свидетельству А.Н. Афанасьева, «На Руси говорят о хлебе: «дар божий» (пол. zboze — жито), «святой хлеб», «сноп святого жита»; хлеб-соль прини­мается за эмблему плодородия, богатства и счастья, служит необходимою принад­лежностью всякого семейного и общественного торжества, предохраняет от кол­довства и нечистой силы; первая песнь, при святочных гаданиях, возглашается хлебу: «мы хлебу песнь поем, хлебу честь воздаем!» Принимаясь за новую ковригу хлеба, крестьяне произносят: «Господи благослови!» «Сказать на хлеб худое слово» они считают за величайшее беззаконие; не следует ни сорить хлебом, ни катать из него шариков — не то Бог накажет неурожаем и голодом. Кто, вкушая хлеб, роняет крошки наземь, за тем подбирают нечистые духи, и если собранные ими крошки будут весить больше самого человека, то душа его, по смерти, достается дьяволу. Напротив, кто не брезгает хлебом, ест его черствый и цвелый (с плесенью), тот не будет бояться грома, не потонет в воде, доживет до преклонной старости и не изведает нищеты. Крестьяне тщательно собирают хлебные крошки и кормят ими до­машнюю птицу, а черствые корки бросают в затопленную печь» . Ещё более свят хлеб нового урожая – поедание зажиночного хлеба во время торжественного пиршества было обрядовым действом. Новый каравай клали на середину стола, не спеша разрезали и одаривали его частями всех участников застолья. Первый ломоть подавали самому старшему мужчине («батюшке-пахарю»), который благословлял «новину».
Во время ритуальной жатвенной трапезы происходило причащение телом духа (или Божества) хлеба. Очень ярко эта идея выражена в обрядах европейских крестьян – во многих местах на пиру после окончания жатвы съедали жертвенное животное, выступавшее в качестве духа Божества урожая в обряде жертвоприношения, а в Швеции для жатвенной трапезы из зерна последнего снопа выпекали каравай в форме девушки.
источник

Праздничный каравай «Хлебный сноп»

Нам понадобится:

(тесто для основы каравая и для лепных украшений разное)

Тесто для лепки колосьев (или других украшений — см. в этом рецепте ниже):

пшеничная мука — 500 гр.
свежие яичные белки — 250 гр.

Тесто для хлеба — в данном случае простое безопарное:

(см. на выбор простое безопарное тесто или сдобное опарное тесто)
пшеничная мука — 420 гр.
соль — 1/2 ч.л.
сахар — 2 ст.л.
дрожжи свежие — 12 гр. (сухие 1,5 ч.л.)
мягкого сливочного масла — 25 гр.
желтки — 2 шт.
вода —  0,5 ст. + 1-2 ст.л.

Для смазывания:

• 2 ложки кукурузного сиропа

Приготовление

Готовим тесто для колосьев:
Пропустить через сито муку в миску миксера и добавить туда белки.
Включить миксер чтобы замешать тесто на медленную скорость пока оно не станет упругим.
Затем обертываем тесто в п/плёнку, чтобы не сохло, и отставляем в сторону.
Готовим тесто для хлеба:
Пропустить через сито муку в миску миксера, добавить соль и сахар, и смешать.
Добавить сухие дрожжи и смешиваем.
Добавляем сливочное масло, желтки и пол стакана воды, и ставим на медленную скорость в миксере.
Если тесто не получается, и после двух минут оно всё равно рассыпчатое на дне, то надо добавить 1 или 2 ложки воды.
Закрываем миску п/плёнкой и оставляем на час пока тесто не станет вдвое больше.
Сначала делаем колосья из приготовленного теста с белками. Можно сделать их за несколько часов до, и оставить их закрытыми пленкой в холодильнике чтобы не засохли.

05_zazhinki05_zazhinki

Лепим стебли:
— отрываем от теста небольшие кусочки и раскатываем их чтобы получились ниточки, очень тонкие, толщиной не больше 5 мм
Надо сделать 20-30 ниточек длиной по 20 см.
Готовые стебли закрываем плёнкой, чтобы не высохли.
Затем лепим колосья:
— отрываем от теста небольшие кусочки и скручиваем их в рулоны, длиною в 10 см. И толщиною в 1 см.
Заостряем на концах.
Разрезаем каждый рулон на две части в ширину, и маленькими и острыми ножницами делаем на них надрезы, чтобы получились колючки (смотреть картинку).
Растягиваем не сильно каждый колос, ставим на поднос и закрываем плёнкой.
Делаем 40-50 таких колосьев.
ПРИМЕЧАНИЕ: если это тесто сухое и трудно его закручивать, то нужно иногда протирать рабочий стол влажной тряпкой.

Делаем основную буханку:
12

Берём тесто для каравая, которое уже подошло, и расскатываем.
Скалкой делаем лист толщиной 3-4 см, чтобы одна его сторона была более узкой.
Кладём этот лист на широкую плоскую формочку, застеленную бумагой для выпечки.
Складываем полоску бумаги для выпечки четыре раза чтобы получилась лента шириной в 5 см. Обёртываем лентой треть теста, как ремнем, и оставляем на 15 минут для расстойки.
Когда тесто взойдёт, эта лента заставит его остаться узким в том месте.
Закрываем плёнкой и оставляем на час чтобы тесто взошло.

Разогреваем духовку до 180 гр. С, когда в ней находится пустая форма для выпечки с длинными стенками.

Аккуратно срезаем ленту, обвёртывающую тесто, и очень осторожно её удаляем.

Укладываем на тесто по длине подготовленные стебли.

1
Готовые колосья кладём на тесто, начиная от конца стеблей.
2
Из оставшегося белкового теста для колосьев скатываем длинную верёвку толщиной в 2 см.
Разрезаем ее на две равные части.
Подсовываем кончики каждой половины верёвки под тесто для хлеба в месте, где раньше была лента.
Завязываем два оставшихся конца узлом. Или можно сделать бантик.
12

Подготовленный хлеб помещаем в предварительно разогретую духовку.
Чтобы хлеб получился еще красивее, перед посадкой в духовку можно смазать его кисточкой разболтанным с молоком яйцом (1:1) или только разболтанным яйцом.
Выпекаем 45-50 минут, пока колосья не начнут немного темнеть. Нужно следить, чтобы перегорели. Если перегорают, а хлеб еще не пропекся (температура в духовке слишком высока — надо 180 гр. С), можно накрыть фольгой.
Готовность хлеба определяется втыканием палочки — когда она вынимается сухая, хлеб уже готов.
Вынимаем готовый хлеб из духовки.
Для придания дополнительного блеска после небольшого остывания под сложенным вдвое полотенцем смазываем каравай небольшим количеством кукурузного сиропа (или сиропа, сваренного из 3 ст. ложек сахара и 3 ст. ложек воды).
Подаем на стол горячим.
1
Изготовление «колосьев» из белого белкового теста:
1. Раскатываем из белого белкового теста небольшие колбаски:
1
2. Половину их длины раскатываем потоньше:
2
3. Ту часть, что потолще, надрезаем маленькими ножницами наискось:
3
4. «Колоски», готовые к установке на каравай:
4

Каравай я сама не пекла, полностью взяла из этого источника , советую пройтись по ссылке, что бы увидеть примеры, как еще можно украшать каравай.

В августе заканчиваются жнива. Колос, налитый теплым солнцем до краев, клонится к земле и требует завершить начатое дело. Уже короче становится день, дыханье осени все ощутимее, все ближе… И надо поспешить, чтобы успеть сделать главные земледельческие работы до Успения пресвятой Богородицы…

Если в июне начало уборки урожая у славян назывались зажинками, то конец жатвы получил певучее и ласковое название – спожинки.

Славянский праздник Спожинки 

Это славянский праздник Последнего снопа, который в разных местах называли еще обжимками (обжинками), дожинками.

Отмечают его с 7 по 14 августа — на растущую луну, чтобы всё шло впрок: и богатый урожай, и хорошие слова преумножались, приносили прибыль и достаток.

В торжественный день спожинок проводили хлеборобы ритуал окончания жатвы: выходили в поле, дожинали пшеницу, просо рожь и разные другие зерновые культуры.

Древняя магия этого праздника неразрывно связана с богом Велесом — покровителем урожая, плодородия, животных, искусства и чародейства. Ему воздавали почести, просили о защите и будущих урожаях.

Последний сноп жали молча, торжественно, позволяя духу поля спокойно, без всякой суеты поселиться в последнем снопе. Этот обряд появился еще в язычестве, когда селяне считали, что на каждом поле живут полевики – духи земли, которые оберегают пашню, притягивают благодатные дожди и дают богатый урожай.

Последний сноп часто наряжали лентами, приделывали ему руки, надевали сарафан или творили куклу, отождествляя ее с ребенком. Дитя, рожденное землей – символ процветания и богатых урожаев. Именно такой смысл вкладывали наши предки в это действо.

Последние колоски собирали на поле девушки, плели из них венок, вплетали туда красивые ленты и надевали на голову самой красивой девушке в деревне.

Также по обычаю на поле оставляли пучки несрезаных колосьев. Их было принято обвивать лентами, нагибать к земле, присыпать почвой и класть сверху хлеб да соль.

Таким ритуалом девушки завивали бороду богу Велесу и оставляли на земле, чтобы эти колосья притягивали к себе духов-полевиков, что витают в воздухе.

Поселятся такие духи на поле, перезимуют благополучно в сплетении теплых колосьев, а на следующий год помогут взрастить и собрать богатый урожай.

После всех магических ритуалов земледельцев Последний сноп торжественно проносили по всей деревне и ставили его в центр стола, где проходило пиршество по случаю окончания сбора урожая.

В этот день святили в церквях свежий хлеб из муки нового урожая, мед, зерно, яблоки. До конца спожинок ни один хлебороб не позволял себе взять в рот ни крошки еды. И лишь когда все дела были завершены, до поздней ночи праздновали спожинки, пили пиво, ели кашу, пахучий хлеб, яблоки, мед. Только говядины в этот день нельзя было вкушать, но и без мяса хватало еды, веселья, радости.

Через две недели после спожинок принято было засылать сватов. И начинали гудеть весельем по деревням и селам осенние свадьбы…

Читайте похожие статьи:

Вопросно-ответная
песня

Как на ниве Спорынья?
– Всё ужиниста была, эко диво, эко диво,
всё ужиниста была!

Как в снопах Спорынья?
– Всё увязиста была…

Как в одоньях
(скирдах)? – …укладиста…

…в овине? –
…присушиста…

…на току? –
…обмолотиста…

…в амбаре? –
…пригребиста…

…в жерновах? –…
умелиста…

…в квашне? –
…подходиста…

…в печи? – …припечиста…

…на столе? –…
ужориста…

Примечание
к песне:

«Этот
текст очень напоминает песенку Колобка
:

Я
по коробу скребён,

По
сусеку метён,

На
сметане мешон,

Да
в масле пряжон,

На
окошке стужон…

И
там и здесь перечисляется последовательность
действий приготовления хлеба.

Н.
И. Толстой в своей статье «Секрет Колобка»
отмечает, что эта нехитрая песенка по
своей сути – текст творения, «который,
согласно народным представлениям, сам
по себе имел магическую оборонительную
силу.

Почему?
– да потому, что в славянском фольклоре
и в народной ритуальной практике бытовало
и до сих пор бытует множество аналогичных
текстов, описывающих жизнь-житие …льна,
конопли и жита (хлеба на корню),
превращающихся из растений в полотно,
холст, испечёный хлеб. Тексты такого
рода, как свидетельствуют многочисленные
народные повествования и былички,
защищают их рассказчика (исполнителя)
и его дом от нечистой силы, грозы, грома,
смертельной беды и подобных напастей».
(Толстой Н.И. Очерки славянского язычества.
М. 2003. С. 469-470).

Коротко
и ясно об этом же говориться в Авесте:

«Кто
сеет хлеб, тот сеет праведность… Когда
хлеб готовят (для обмолота), то нечисть
прошибает пот. Когда подготавливают
мельницу, то нечисть теряет терпение.
Когда муку подготавливают (для квашни),
то нечисть стонет. Когда месят тесто,
то нечисть ревёт от ужаса». (Литература
древнего востока. Тексты. М. 1984. Авеста.
Глава 3. «О благе земледелия». С. 9. По
этическим соображениям в данном тексте
слово «дэвы» заменено мной словом
«нечисть»)» .

(http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/slovo-o-spozhinkah.html)

После праздника
поется:

Дожали, дожили,

Оспожинки встретили,

Каравая начали,

Толокна проведали,

Гостей угостили,

Богов прославили!

Хлебушко, расти!

Времечко, лети, лети

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!..

Украинские песни
на спожинки

На гори крыниця

На гори крыниця,

Коло ней пшениця.

Жали in жницы,

Та сами молодыци;

Хлопцы вусатыи,

И дивки косатыи.

Добра нивонька була,

Сто коп уродыла.

Що копа, то колода,

Панови нагрода.

Запрягайте волы,

Идите по подпоры:

Скирдтоньки подпираты,

Вязальников прошаты.

У нашего пана
золотая брама

У нашего пана,

Золотая брама,

Золотая приспа,

Сило вязяльников з
триста.

Не добру долиньку
мае,

Рано з поля сьизжае,

Тилько тужаночка,

Що жинки не мае.

Ой, у чужого господаря
обидаты пора,

А у нашого господаря
ще и думки не ма.

Ой, паноньку наш!
Обидаты час!

У чожого господаря
горилочку пьют,

А у нашого господаря
воды не дают.

Ой, паноньку наш!
Обидаты час!

У чожого господаря
полудноваты пора,

А у нашого господаря
щей на думки не ма.

Ой, паноньку наш!
Полудноваты час!

У чожого господаря
пополудновалы,

А у нашого богатого
ще й не думалы.

Ой, паноньку наш!
Полудноваты час!

Ой, чие ж то поле

Ой, чие ж то поле,

Зажовтило, стоя?

Иванове поле,

Зажовтило, стоя.

Женцы молодыи,

Серпы золотым!

Ой, чие ж то поле

Задремало, стоя?

Грицкове поле

Задремало, стоя.

Женцы все старый,

Серпы все изломаны.

А мы своему пану

Изробыли славу:

Житечко пожалы,

В снопы повязалы,

У копы склали.

А мы своему пану

Изробыли славу.

Ой, паноньку наш,

Обжиночки час!

Благослови ж Боже!

Обжиночки час.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника шиворот навыворот
  • Сценарий праздника ярмарка профессий
  • Сценарий праздника спешите делать добро
  • Сценарий праздничной программы на день народного единства
  • Сценарий праздника профессии наших мам