Сценарий праздника весеннего равноденствия

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста с презентацией

Сценарий досуга для подготовительных групп

«Весеннее равноденствие»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть всех вас в нашем уютном зале. Надеюсь сегодня мы с вами хорошо и интересно проведем время.

Воспитатель: А сейчас у меня для вас загадка:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(Весна).

Воспитатель: Правильно — это весна. Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

Воспитатель: А сейчас отгадайте, о каком месяце идет речь?

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мягкий тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает?

(март)

Дети: март

Воспитатель: Правильно, это март.

Воспитатель показывает СЛАЙД 2.

Ребята, посмотрите на картинку, какой месяц вы здесь видите? Это зима или весна?

Ответы детей

Воспитатель: На картинке – март. В народе март называли – «утро весны». Почему?

Дети: отвечают

Воспитатель: Обобщает ответы детей

Первый месяц весны — переменчивый. В марте бывают последние зимние метели, ночи холодные.

Но, солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим.

Воспитатель: Ребята, а в народе март еще называли Протальником и Капельником.  Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Показывает слайды и обобщает ответы детей.

Так как  в марте солнышко  поднимается выше и светит ярче — сугробы оседают, снег становиться рыхлым, появляются проталины.

Проталина — место, где растаял снег и открылась земля. СЛАЙД 3

Начинается весенняя капель. СЛАЙД 4

Воспитатель: Ребята, а кто мне ответит на очень сложный вопрос? Когда наступает весна?

Ответы детей.(1 марта)

Воспитатель: Верно! 1 марта. Но 1 марта она наступает по нашему календарю. А по астрономическому календарю, который показывает расположение солнца, луны  и звезд в небе, весна вступает в свои права именно — 21 марта.

Именно в этот день продолжительность дня становится равна продолжительности ночи! Т.е. другими словами день стал равен ночи. СЛАЙД5

Люди с незапамятных времен наблюдали за изменениями в природе и связывали этот день с полным пробуждением природы от зимнего сна и возвращением ее жизненных сил.

Очень много пословиц связаны с весной, мы сегодня поговорим о пословицах про март. Кто знает какие-нибудь пословицы про март?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо, ребята. Пословиц про март сложено не мало. Вот некоторые из них. Давайте подумаем, что они означают.

Пословицы:

И в марте мороз на нос садится.

Иногда и март морозом хвалится.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Пришел марток — надевай семеро порток.

Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

В марте день с ночью меряется, равняется.

Воспитатель: А сейчас мы разомнемся и поиграем в игру «Веснянка»

Ребята, давайте все встанем со своих мест и в центре образуем большой круг.

Игра  «Веснянка» (провести игру 2-3 раза)
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(Дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(Дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (
Дети медленно встают).

Воспитатель: Мы немножко поиграли, а сейчас садитесь на свои места.

Воспитатель: Приход весны издавна символизируют первые прилетающие из теплых краев птицы. Ребята, какие птицы прилетают из теплых краев к нам первыми?

Дети: Грачи

Воспитатель: Правильно. СЛАЙД 6

Воспитатель: А у меня для вас есть загадки про птиц.

Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (Жаворонок) СЛАЙД 7

Мал конек за морем бывал:
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце. (Ласточка) СЛАЙД 8

На шесте —дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его… (Скворец) СЛАЙД9

Я мошек для пищи
Ловлю на лету.
Летаю как пуля —
Ходить не могу. (Стриж) СЛАЙД 10

Пробегает по дорожке

 На коротких тонких ножках.

Часто хвостиком трясёт,

И под крышею живёт.

Комары её закуска.

Это птичка — …

(Трясогузка)  СЛАЙД 11

Не заботится о детках,

Ищет гнездышки на ветках,

Непутевая подружка

И зовут ее.. (Кукушка) СЛАЙД 12

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем в весенние слова. Я буду называть слова, а вы будите отгадывать о чем они говорят.

-Голубое, чистое, ясное, весеннее… — небо

— Яркое, золотое, теплое, ласковое… – солнце

— Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная… – капель

— Первые, молодые, зеленые… – листочки

— Перелетные, поющие, зимующие… – птицы

Воспитатель: Замечательно, ребята! Мы сегодня с вами уже говорили, что в день весеннего равноденствия длительность дня и ночи оказываются равны. А после этого дня день будет увеличиваться, а ночь становиться короче. Давайте вместе порадуемся приходу весны, улыбнемся солнышку  и поиграем в игру «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй — запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. Игра заканчивается, когда все становятся воротами.

Воспитатель: Спасибо, ребята. Все очень хорошо поиграли.

А сейчас садимся на места, будет  небольшое задание. Нужно закончить предложение.

— Из-за туч вышло золотое …. (солнце)

— Подул теплый весенний ….(ветер)

— На деревьях появились первые ….(листики)

— Зазвенела весенняя ……(капель)

— Тает на водоемах……(лед)

-Прилетели первые…(птицы)

Воспитатель: А в завершении нашего с вами мероприятия, давайте все вместе споем песню про весну.

Ведущий 1: Добрый день, гости дорогие! Давно вас жду поджидаю, праздник не

начинаю! Вот и закончилась долгая, немного надоевшая зима. Весна потихоньку

вступает в свои права. Март в народе называют утром года. Но чтото долго длится

зимняя пора, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что

тепло прогонит стужу лютую.

Ведущий 2: А сейчас, добры люди, отгадайтека наши загадки.

1. Живетлетит, умрет – бежит. (Снег.)

2. Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

3. На дворе горой,

А в избе – водой. (Снег.)

4. Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

5. Всю зиму смирно лежит,

А весною убежит. (Снег.)

Ведущий 2: И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди

придумали еще один обряд закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:

Когда вода разольется, когда лес зазеленится

Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.

Дети:

1. Благослови, мати, весну закликати!

Весна, весна проснись ото сна!

2. А ты, зима, ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

3. Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла!

4. Весна, весна, проснись ото сна!

Нам зима наскучила,

Холодом измучила!

Ведущий 2: Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта в

день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину

сорок видов птиц.

Ведущий 1: Назовите, каких сорок разных птиц вы знаете?

Ведущий 2: А теперь скажите, какие птицы здесь лишние?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

ПРАЗДНИК ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ
(районное мероприятие)

Разработала Суторма Елена Сергеевна,
учитель начальных классов МКОУ Байкальской СОШ
Болотнинского района Новосибирской области

Действующие лица:
Скоморох 1 (Сергей)
Скоморох 2 (Степа)
Весна (Даша)
Солнышко (Коля)
Ученик 1 ( Полина)
Ученик 2 (Алина)

Ход праздника

Ведущая:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? ( весной)
Давайте мы с вами составим весеннюю картину

(читаю стихотворение под музыку, дети составляют картину)

У весны весёлый старт —
На пороге стоит Март.
Вот и солнышко проснулось,
Весне навстречу улыбнулось,
Журчат звонкие ручьи,
Прилетели соловьи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Солнце лучиком сверкнуло,
И расцвел подснежник.
Птичьих песен вся полна,
Расцвела вокруг весна,
Солнцем засияла,
Всё красивым стало:
Земля, ликуя и смеясь,
Будто на праздник собралась.
Исполняется песенка «Солнечная капель»

На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезки капали
И проталинку оставили.
Припев:
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон, динь-дон.
Динь-дон, динь-дон!

Пляшут капельки-горошинки
И на мартовской проталинке
Протянул ладоши к солнышку
Голубой цветочек маленький.
Припев:
И звенят сосульки весело,
И поет капель весенняя,
Эта солнечная песенка –
От Весны всем поздравление!
Припев:
Ведущий:
На праздник всех мы приглашаем,
К нему готова детвора,
Друзей улыбками встречаем
И пожелаем всем добра!
На празднике нашем
Споем и попляшем.
О том , как весна
К нам приходит, расскажем.

Сергей: Здорово, приятель!

Степа: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?

Сергей: А ты что так легко оделся?

Степа: Так уж вроде зима на исходе. Конец зиме, весна пришла!

Сергей: Какая весна! Глянь, кругом снег лежит!

Степа:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Сергей: А вот мы сейчас сыграем в игру. Если победит Весна, я сниму шубу.

Ведущий: Эй! Подходи честной народ,
Поиграем в ручеек!
Игра «Идёт матушка весна»

Двое детей берутся за руки (это ворота), а остальные проходят под ними и говорят:
Ходит матушка весна по полям, лесам одна.
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Сергей: (приглашает гостей поиграть) Поиграйте, гости дорогие, с нами.

Образуются две команды – «Зима» и «Весна».
Начинают перетягивать канат.

Ведущая:
После долгой зимней стужи,
Просыпайся ото сна.
Улыбнись лучами света,
Долгожданная Весна!!!

Сергей: Давайте Весну покличем.

Хором исполняется «Веснянка».

Журчик, ключик, паучок.
Прилетел к нам куличок.
Виту-виту-виту-лай!
Принеси весну в наш край!

Музыка выход весны

Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

ВЕСНА:
Утро доброе, ребята.
Я- Весна-красна.
Я луга, и лес, и поле
Пробудила ото сна.
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

Ведущая: Ну, Весна! Как дела?
Весна: У меня уборка.
Ведущая: Для чего тебе метла?
Весна: Снег смести с пригорка.
Ведущая: Для чего тебе ручьи?
Весна: Мусор смыть с дорожки.
Ведущая: Для чего тебе лучи?
Весна: Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

Ведущая:
Весна, весна- утро года.
Весну встречаем хороводом.
Приглашаем весь народ
В наш веселый хоровод!
Песня-хоровод «Веснянка»

Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нет ни снега, нет ни льда!
Прилетели журавли
И соловушки-малы.
Журавли, журавли!
И соловушки-малы!
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём!
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём!

Степа: Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В тёмном – тёмная ночь живёт. В светлом – ясный день.

Степа: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает. Слайд 1

Сергей: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую. А чтобы оно всегда помогало, надо обратиться к нему с поклоном.

Полина: Солнышко, выходи.
Красно дерево, цвети!
Мы на поле поспешим
Ладить косы и серпы.
Гори, солнце, ярче, лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.
(кланяется)

Алина: Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко!
Высоко взойди, далеко посвети.
На речку, на поля, на синие моря,
На зелёный огород и на весь народ.
(кланяется)

ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.
Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (ласточка)

Чёрный, проворный
Кричит: «Крак»,
Червякам враг. (грач)

На шесте – дворец,
Во дворце – певец. (скворец)

ВЕСНА: Давайте покличем птиц.

Полина
Утушка-ключница,
Вылети из-за моря.
Вылети из-за моря, вынеси два ключа.
Вынеси два ключа, два золотых ключа.

Алина:
Отомкни весну красную,
Замкни зиму холодную,
Приведи лето красное!
Пусть весна набирает силу,
Пусть растут светлые дни!

ВЕСНА: 22 марта на Руси пекли из теста птичек жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц.
Слайд 3

Ведущий: Ребята, скажите, как называется праздник, который отмечают 22 марта? (Сороки)
По какому случаю его так назвали? (ответ детей: «Празднуют прилет птиц»)
А знаете ли вы, почему праздник называют не «Жаворонок», а «Сороки»? Это день 40 мучеников, они страдали за свою христианскую веру.

В давние времена в далёкой стране император Константин Великий своим указом позволил выбирать людям веру, кому какая по душе . Но соправитель его ненавистный продолжал гонения на истинных христиан, и в первую очередь велел губить христиан-воинов.
Под началом полководца Агриколы находилась лучшая дружина, состоявшая из 40 воинов христианской веры и считавшаяся непобедимой. Агрикола велел дружине отказаться от веры в Иисуса Христа и совершить языческий обряд жертвоприношения. Воины –христиане отвергли несправедливый приказ своего начальника. Тогда дружину разоружили и жестоко пытали. Но не удалось безбожникам поколебать твёрдость убеждений верующих. Мучеников погнали на покрытое льдом озеро. И свершилось чудо-лёд растаял и вода в озере стала тёплой. Разъярённые стражники вывели мучеников на берег и жестоко убили их.
Но сила воинов была так велика, что лица всех 40 воинов озарил необыкновенный свет. Душа их вознеслась и осталась жить в 40 птицах. Сорок воинов погибшей дружины в народном поверье воплотились в жаворонков. И жаворонок стал на Руси одной из почитаемых птиц. Его прилёт встречали радостно, как вестника весны. Если жаворонки появлялись в день Сорока Мучеников, это сулило хороший урожай.
На Сороки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Слайд 4
На Сороки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Слайд 5-6
Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Слайд 7 Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Слушание музыкальной композиции-заклички

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Весна: А давайте тоже жаворонков сделаем!

Дети и гости изготавливают жаворонков из бумаги, салфеток и теста

Весна: Посмотрите, какие получились у нас жаворонки!

Сергей: Давайте разучим одну закличку, а потом развесим своих жаворонков.

Закличка:
Приди, весна. Приди , красна.
С шелковой травою,
С жемчужною росою,
С теплым солнышком,
С вкусным зернышком!

Весна угощает всех жаворонками из теста

Ведущая: Спасибо, Весна.

Весна: И вам спасибо. А теперь мне пришла пора прощаться с вами. Пойду будить медведя, а то он весну проспит. До свидания!!!

Все прощаются.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Внеклассное мероприятие «Праздник весеннего равноденствия» »

Дата проведения: 22 марта

Цель: возрождение обрядовых праздников Руси, раскрытие
богатства русской культуры через изучение народного фольклора (игрового,
песенного, литературного).

Задачи:

·       
воспитать бережное и уважительное
отношение к прошлому нашего народа, к национальному художественному наследию;

·       
формировать у детей устойчивую
традицию проведения праздников народного календаря;

·       
развивать у детей творческий
интеллектуальный национальный потенциал.

Возраст
участников:
7-10 лет.

Предварительная
подготовка:

1. Знакомство и обсуждение сценария;

2. Распределение ролей;

3. Разучивание песен-закличек, хороводов, игр, стихов,
реплик;

4. Подбор костюмов, запись фонограммы (русские
народные мелодии);

Оформление: помещение может быть оформлено произвольно (лес,
деревенская улица), т.к. в контексте сценария нет определенной привязки к месту
событий. При оформлении важно учесть, что время проведения мероприятия — 22
марта, т.е. зимне-весенний период. Поэтому в элементах оформления это
необходимо отразить (подтаявший снежок, ярко светящее солнце, слегка
присыпанные снегом деревья и т.п.).

Оборудование:

       коромысло, два ведра (одно — темного, другое —
светлого цвета);

      
глиняные игрушки-свистульки
(бычок, коровка, птичка, петушок), «птица счастья»;

      
погремушки, колокольчики,
трещотки;

      
веревка (4-5
м);

      
выпеченные из теста птички —
жаворонки, печенье «тетерки».

Сценарий фольклорного праздника

«Жаворонки. День весеннего равноденствия (22 марта)»

Выбегают два скомороха. Первый одет по-зимнему тепло,
второй — по-весеннему легко.

Первый: Здорово, приятель!

Второй: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?

Первый: А ты что так легко оделся?

Второй: Да уж вроде зима на исходе. Весна-Красна к нам
сегодня пришла. Зима на исходе, весна на пороге!

Первый: Какая весна! Глянь — кругом еще снег лежит! Снежок
летит — стоять не велит.

Второй: Лежит снег, да не тот он, не злой зимний, а сырой
весенний. Знает он — солнышко припечет, превратится он в звонкие ручейки, и
поплывут по нему бумажные кораблики. (Напевает) Кап-кап капельки,
поплывут кораблики.

Первый: Ой-ой-ой! Какие кораблики! Может в городе-то уже
тепло, а вот в лесу-то все еще зимним сном заворожено. Спит в своей теплой
берлоге хозяин леса — Михайло Потапыч.

Второй: Ну как тебе доказать, что по всем срокам весна
наступила! Главная примета того, что весна наступила, такая — дни-то все
длиннее и длиннее становятся. А 22 марта — главная встреча весны, день
весеннего солнцестояния.

Первый: Что за день такой удивительный?

Второй: 22 марта сутки делятся ровно пополам: 12 часов дню
положено, а 12 — на ночь отведено. День равен ночи, поэтому он так и называется
— день весеннего равноденствия!

Первый: Вот теперь я все понял! (Напевает) Конец
зиме, весна пришла! Проводим зимушку звонкой песней!

Исполняется
русская народная песня «Вот уж зимушка проходит» или любая другая весенняя.

Первый: Иди, Весна-Красна! Принеси ржаной колосок, овсяной
снопок, большой урожай в наш край!

Второй: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это
бывает? (Весной)

После
того, как зрители отгадали загадку, звучит плавная музыка. Входит Весна. Она
несет на плечах коромысла с двумя ведрами разного цвета, одно — темного, другое
— светлого.

Первый: Вот как дружно мы зимушку проводили. Сама Весна-Красна
к нам в гости заявилась!

Весна: Да, услышала я, как вы с Зимою простились. Пора,
думаю и самой мне вам показаться.

Второй:
Весна-Красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите, на нем два волшебных
ведерка. В одном, темном, — темная ночь живет, в другом, светлом, — ясный день.

Второй: Ой,
как интересно! И какое же ведерко легче, а какое — тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня —
день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все
тяжелее становиться будет, потому, что день расти начинает.

Второй: Кто
же помогает тебе, Весна-Красна?

Весна: Кто же как не само ясное Солнышко! Трудится оно без
устали, греет землю озябшую.

Первый:
Хочешь мы с ребятами тебе поможем?

Весна: Конечно,
хочу.

Второй: Надо
обратиться к Солнцу с просьбами и низкими поклонами.

Дети читают стихи:

Солнышко,
солнышко, красное ведрышко!

Высоко
взойти, далеко посвети.

На
темные лесочки, на сырые борочки,

На
речку, на поля, на синие моря,

На
зеленый огород и на весь народ!

(Кланяется)

Гори,
солнце, ярче,

Лето
будет жарче,

А
зима теплее,

А
весна милее.

(Кланяется)

Первый: А еще солнышку пели звонкие песни. Споем и мы
веснянку!

(Исполняют песню)

Весна: Что бы скорее прогнать стужу, люди лепили из глины
зверюшек и выставляли их за окошко — задабривали мороз. Вот посмотрите, какие у
меня есть игрушки — бычок, коровка, птичка! Это не просто игрушки, это —
свистульки! Но чаще всего из глины лепили звонкого певца — петушка. Считалось,
что весной петушок — самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел
— значит солнышко взошло. И сам петушок воспринимался как символ солнца, света,
как солнечный лучик. Петух — посланник солнца на земле, а солнышко — символ
добра, света, жизни. Кроме глиняных фигурок зверей, крестьяне делали в день
весеннего солнцестояния вот таких необыкновенных птиц, (показывает)
которых называли «птицами счастья». Считалось, что два ее крыла — два
солнцестояния, осеннее и весеннее. Перышек у нее вырезали ровно 52 — столько,
сколько недель в году. Птицу красиво раскрашивали и подвешивали к потолку избы.
Люди верили, что ее красота подарит им здоровье, сбережет от злых сил и злых
духов.

Первый: Да и
настоящие птицы из-за моря возвращались, во все горло пели-распевали от
радости, что домой прилетели.

Второй:
Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песенки-заклички.

Весна: Сейчас мы с ребятами споем такие заклички. А поможет
нам в исполнении наш шумовой оркестр. (Раздает глиняные свистульки, погремушки,
колокольчики, трещотки)

Заклички:

Кулик
из-за моря,

Лети,
лети на волю!

Припев:
Неси, неси на волю Весну

Ты,
птица-жаворонок

Твой
голос тонок, звонок…

Припев

Ты,
зяблик-свистелка,

Лесная
свиристелка…

Припев

Журавль-длинношейка

Курлычь
хорошенько…

Припев

Первый: А теперь играем в русскую народную игру «Ручеек».

Ребята
кладут руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8
м кладется веревка. На слог «Ух» надо всем вместе перепрыгнуть за веревку —
«на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет»,
выбывает из игры.

Скоморохи (хором):  Разлился ручеек, золотой рожок — ух!

Разлился
водой холодной, снеговой — ух!

Разлился
водой прозрачной ключевой — ух!

По
мхам, по болотам, по лесным колодам — ух!

Первый: Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни,
а мы им в этом поможем!

Второй:   Хоровод заведем, дружно все запоем.

Станем
хором ходить да весну веселить.

Первый: В старину хоровод был связан с обрядами в честь
Ярилы и символизировал солнце, поэтому танцующие становились в круг.

Все водят хоровод «Во поле
березка»

Приложение

22 марта в каждом доме пекли из теста птичек —
жаворонков, мазали их сладким и душистым медом. У кого не было теста, те лепили
птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети
ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, и пели специальные
песни-заклички. Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы,
возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди
верили, что этими ключами было замкнуто какое-то холодное подземелье, где
томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и
зиме поменяться местами.

Птица-ключница,

Прилети
к нам из-за моря,

Принеси
нам два ключа,

Два
ключа золотые.

Отомкни
весну теплую,

Замкни
зиму холодную.

*
* *

Жавороночки,
перепелочки,

Птички-ласточки!

Прилетите
к нам!

Весну
ясную, весну красную,

Принесите
нам!

Песня «Весняночка»

Стало
ясно солнышко припекать-припекать,

Землю
словно золотом заливать-заливать,

Громче
стали голуби ворковать-ворковать,

Журавли
вернулися к нам опять, к нам опять,

А
в лесу подснежники расцвели-расцвели,

Много
свету вешнего у земли, у земли,

Ой
ты, ясно солнышко, посвети-посвети,

Хлеба,
земля-матушка, уроди-уроди!

Жаворонки

(русские народные песни)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника веселья
  • Сценарий праздника день снеговика
  • Сценарий праздника день летнего именинника
  • Сценарий праздника веселые нотки
  • Сценарий праздника день смеха старшая группа