Сценарий праздника встреча гостей

Представлен сценарий мероприятия, посвященный встрече гостей по русской народной традиции.

Зал оформлен в виде горницы. Стоит печь, берёзовые дрова, стол накрытый скатертью, на столе самовар, деревянные ложки, плетень, подсолнухи.

Входят под музыку дети и Пантелеевна (воспитатель Наталья Викторовна) (Дети рассаживаются и каждый занимается своими делами. Вяжут, вышивают).

У девочек вышивка, у мальчиков сапог и молоток (музыка затихает)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, гости желанные.

Гость на гость – хозяину радость. Рада видеть вас на наших посиделках. Красному гостю красное место.

По старинной русской традиции мы дорогих гостей встречаем нашим пышным караваем, хлебом солью угощаем. (муз. Громче) пока гости отламывают хлеб с солью. (муз. Затихла).

Хозяйка: В каждой деревне, в каждом селе свои посиделки. Устраивали их обычно после сбора урожая, когда работы в огороде уже окончены. Но не всегда родители отпускали на посиделки. Необходимо было сначала хорошо поработать дома, чтобы заслужить это, а если отпустят, обязательно дадут работу: пряжи напрясть, связать кружева. Вот и вы вижу не с пустыми руками пришли, рукоделие принесли. (Спрашивает у детей) Что вы делаете? Дети отвечают.

Соседка: Пантелеевна, а угощать-то чем будем?

Хозяйка: как чем, конечно богатырской кашей и сейчас самое время совершить обряд её приготовления А ну ребятки все сюда готовить кашу будем. (достает котелок, соседка сыпет гречку, заливают водой. — Помешиваете и говорите слова, передавая по кругу чугунок с кашей)

Девочка: «Сеяли, растили гречу все лето, уродилась наша гречка и крупна и румяна. Звали — позывали гречку в Царь – град с князьями и боярами, честным овсом, золотым ячменем. Ждали гречку, дожидались у каменных ворот, встречали ее князья и бояре, сажали за дубовый стол, пир пировали.

Хозяйка: (идет ставить кашу в печь)

— А пока наша каша будет готовиться давайте ка немножко отдохнём, да потанцуем. Издавна на Руси любили хороводы, вот и я вас приглашаю вспомнить эту традицию. (танцуют дети и попечители)

Хозяйка:

Кого коснётся платочек мой,
Идёт  скорее за мной,
Ты, дружок мой, не зевай,
Всё за мною повторяй.

(Водят хоровод) Музыка «Коляда-Заинька»

Хозяйка: Молодцы, ребятишки, девчонки и мальчишки.

Хорошо-то, как в нашей горнице, печка топится, дрова трещат.

Соседка: Ой, Хозяюшка, семечки-то у тебя есть, я-то свои все сощелкала.

Хозяйка: Да вот же они,  смотри, какие все хорошенькие.

(Исполнение песни «Семечки»). Карина Рябцева

Хозяйка: Как хорошо в нашей горнице! Дрова трещат, теплота!

(Раздается треск дров и голос из-за печки) 

Домовой:- УУУУУУУУ.

Хозяйка: Ой, кто это. Неужто у нас за печкой Анчутка завелся.

Домовой: УУУУУУ.

Хозяйка: Ой, ребята видно не он.

(Из-за печи под музыку появляется Домовой).

Домовой: Это кто тут меня разбудил. Спать не дает.

Я за печкой жил,
Я с ребятами дружил,
Я хозяйке помогал,
Всех гостей я развлекал.
Я  за печкою сижу,
Иногда слегка ворчу.
А вообще я удалой
Самый лучший в мире Домовой.

— Слышал я, как вы здесь шумите, веселитесь, танцуете. А порядок то навели в доме. Запасы на зиму сделали. Я во всем люблю порядок и чистоту. Вижу, как вы убираете, как уроки делаете. Молодцы! Прямо как я, домовитые.

Домовой: (обращается к детям) Я вот тут старые замки собираю, только вот беда, они у меня от древности раскололись пополам. А кто бы мне помог их починить? Ребятки вы мне поможете? Но замочки у меня не простые и соединяются они только тогда, когда вы правильно соедините пословицу, а я посмотрю, какие вы ловкие, да как почитаете старую народную мудрость. Да какие вы дружные. Ведь не зря говорят: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».

(На поясе у домового связка половинок замков. Дети со взрослыми собирают пословицы)

— Невелика капля…..(а камень точит).

— Одно дело делаешь….(другого не порть).

— В зимний холод…(всякий молод).

— Солнце летом греет, (а зимой холодит).

— Лето собирает….. (зима съедает).

— Красна птица пером….(а человек умом).

Хозяйка: Молодцы, дружны с народной мудростью.

Домовой: Молодцы, ребята. А я играть очень люблю.

Хозяйка: Тогда давай вместе поиграем в старинную русскую народную игру «Дударь», Давай ты из домового превратишься в Дударя, вставай в середину нашего хоровода и играй на дудке.

Говорим хором:

Дударь, Дударь, Дударище.
Старый, старый старичище.Мы Его под колоду, мы его под гнилую, мы его под сырую.
Дударь, Дударь, что болит?

(Дударь отвечает: локти, плеч, колени, уши, нос).

А когда все назвал после последних слов хоровода говорит: «Выздоровел Дударь)

Домовой: Вижу, к вам тут новые гости пожаловали?

Соседка: Знакомься, хозяин-батюшка, это (называют всех попечителей поимённо) наши дорогие гости и попечители.

Домовой: Хорошо, доброму гостю подарочек от меня, выходите ко мне скорей, примерьте наряд, одевай-ка эту рубаху, (одевает попечителям рубашку), да затянись потуже кушаком, да вставайте ка, рядком, а я вас ещё веничком похлопаю, чтобы ни одна хворь вас не брала. А веничек этот не простой, будет оберегать дом твой.(Дарит веничек-оберег), а вот вам ещё по ложке, чтоб вы ели кашу богатырскую, да сил и здоровья набирались.

(Ложку на атласной ленте вешает на шею попечителям)

Домовой: Какие красивые наши попечители! Дом вести — не бородой трясти.

Хозяйка: Знаешь, Пантелеевна, А ведь, правда говорят, как летом потопаешь, так зимой и полопаешь. А про кашу то мы не забыли? Пора проверить.

(Подходит к печи, берёт котелок) Вот и поспела каша.

Достает со словами: — Милости прошу к нам во двор со своим добром.

Хозяйка: Ну вот, каша на столе. Прежде всего, осматривался горшок, в котором варилась каша. Не было для хозяев большой беды, чем треснувший горшок и если каша вылезала из горшка. При хороших приметах кашу съедали, а при плохих выкидывали. Вот и наш горшочек целый и невредимый, значит и весь год будет у нас хороший, богатый,счастливый.

Соседка: По нашей славной традиции 1-ю ложку каши должен отведать каждый наш новый друг _(называет по именам)______________, который сегодня вступает в состав нашего попечительского совета. (Каждый своей ложкой)

Хороша ли наша каша?

Поздравляем.

  • Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что велят.
  • Где Щи да каша, там и место наше.

Итог

Всех традиций нам не счесть, много у народа есть.
Сказки, разные потешки, и частушки и насмешки.
Можно память возродить и с душой богатой жить.
На этом наши посиделки заканчиваются.
Будьте здоровы, живите богато.
К нам приходите, всегда мы вам рады.

Литература

  1. Даль Владимир. Пословицы русского народа.

           Фольклорный  праздник для детей подготовительной группы

               «Русь  встречает  гостей»     или  «Русские  посиделки».

Цель:

Формирование представления о традициях русского гостеприимства.

Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: расширение представлений о традициях русского народа; представить Русь музыкальную, жанр русской народной песни, частушки, пляски, хороводы.

Развивающие: развивать у ребёнка интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие  способности, фантазию, эстетический вкус; развитие чувства дружбы и взаимопомощи; совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение.

Предварительная работа: Знакомство детей с традициями  и обычаями русского народа, как ходили в гости, как принимали гостей; знакомство с русской избой, со старинной утварью; разучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; знакомство с русским национальным костюмом. Разучивание  русских народных песен, частушек. Проведение русских народных игр, хороводов, танцев. Знакомство с русским народным творчеством.(Лепка, рисование, аппликация и т. д.)

Оборудование : «Русская изба» с предметами быта, русский народный костюм, деревянные ложки и т.д.

(Дети,  все в русских народных костюмах, находятся за кулисами…)

Ведущие в русских сарафанах встречают гостей.

Ведущий 1: 

Чем дольше в будущее смотрим,

 Тем больше прошлым дорожим,

 И в старом красоту находим,

 Хоть новому принадлежим.

Ведущий 2: 

Россия – Мать! Тебе

 В веках ты видела немало,

 Когда б ты говорить могла,

 Ты многое бы рассказала.

Ведущий 1:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Ведущий 2:

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Ведущий 1:

Разойдись честной  народ – красна девица идёт.

Ведущий 2:

Красна девица идёт и молодчика ведёт.

(Дети выходят под музыку из-за кулис…)

«Круговая пляска» (участвуют все дети, после танца садятся на места )

Ведущий 1:

Издавна русский народ называли  — «гостеприимным», потому что с уважением, любовью и заботой встречали гостей.

Ведущий 2:

Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклонами, хлебом-солью и говорили:

-«Пусть моя изба красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям!»

Ведущий 1:

Народная мудрость гласила:

— Умей в гости звать,  умей и угощать.( Святослав    )

— Что есть в печи – всё на стол мечи.   ( Богдан       )

— Где щи да каша, там и место наше.  ( Анна Львова )

— Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.(Тимофей )

Выходят девочка и мальчик в русских костюмах и с хлебом-солью.

( Лиза Гр. И Миша М.  под музыку проходят по залу и встают перед гостями…)

— Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

(Дети вместе с ведущими кланяются гостям и хлеб ставят на стол.)

Ведущий 1:

Мы рады видеть вас на нашем празднике.

Ведущий 2:

Русский дом всегда славился гостеприимством.

— Как вы понимаете слово  «гостеприимство» ?

    (Ответы детей  — Это значит гостей принимать…)

Ведущий 2:

Правильно ребята. А ещё , усаживали гостей в « красный угол» — самое красивое и  удобное  место в доме. Угощали чаем из самовара, пирогами и баранками. Пели песни, танцевали, водили хороводы.)

А какой основной закон гостеприимства?

(Накормить, развеселить…)

Ведущий 1:

Так давайте же наших гостей будем веселить и споём частушки:

На столе у нас пирог,       (Аня  Жемчугова )

Пышки да ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.

Хлебом-солью всех встречаем,    (Лена  Усикова )

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том ,о сём.

Самовар поёт, гудит,       (Витя  Хлопьев )

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Ваня, Ваня простота,        (Александра  Фидельская )

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд                                                                                                                              И поехал в огород.

У хозяев гордость – печь!   (  Миша  Маслов )

Поведу о ней я речь!

Всё готовится в печи,

И хлеба, и калачи,

Каша, и картошка,

И баранья ножка.

Выйду, выйду поплясать       (Ира  Михайлова )

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

Ведущий 2:

Богата Русь – матушка своими традициями. А ещё она богата своими хороводами, танцами и плясками, да игрой на музыкальных инструментах.

Ребята, а какой вы знаете любимый струнный инструмент на Руси?

( балалайка…)

Правильно. Это балалайка. Замечательный инструмент.

Ведущий 2:

Послушайте и посмотрите в исполнении ребят музыкально-танцевальную композицию      «Балалайка»

Молодцы добры молодцы и красны девицы.

Ведущий 1:

А ещё ребята в русской избе на  самом видном месте стояла большая русская печь.

 Вы знаете, почему  главное место в избе занимает печь?

(в печи всё готовили, она обогревала весь дом, на ней грелись в холода и просто спали…)

Ведущий 1:

Раньше рассказывали такую легенду, что за печкой жил Домовой. Он защищал от всего плохого дом,  людей, животных, которые там жили.

Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой.

Шуршанье, кашель, всхлипы, знай – это Домовой!

Он в доме самый главный, за всё несёт ответ.

Ворчит на всех домашних, и дом хранит от бед!

     ( слышится стук разбитой посуды из-за печки….)

Ведущий 1:

Вот видите,…я ведь говорила…

(Из-за печки выбегает  домовёнок  Кузя….)

Кузя:

Ой, беда, беда, огорчение!!!

Хозяйство – по миру, убытки не меряны!!!!

Сундук мой, сундук с богатством пропал.

Ведущий 1:

Что ты Кузя? Что случилось?

Кузя:

Не доглядел…Пропажа у меня в хозяйстве приключилась, сундук мой волшебный пропал…Ой, беда, беда, огорчение…А тут ещё и вы шумите, покою не даёте…

Что делать? Что делать?

Ведущий 1:

Да, что ты Кузя, вот же твой сундук…под столом стоит.

Кузя:

Нашёлся, волшебный мой. Спасибо вам, спасибо.

Ведущий 1:

Кузя, а какие тайны хранит твой волшебный сундук?

Кузя:

А давайте заглянем в прошлое? Без каких вещей не могли обойтись раньше наши бабушки – прабабушки?

Кузя:

Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте.

Будем их отгадывать, да в сундук заглядывать.

(В сундуке – ухват, рубаха, веник, кочерга, самовар, матрёшка, сарафан, веретено, ложка расписная, сушки, гармошка, балалайка)

Посидите, отдохните, да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки, обещаю к чаю дать.

Огонь горит, чугунок в печи стоит.

Ну-ка, (имя) отвечай дружок,

Чем достанешь чугунок?  (Ухват)

Один ход – три выхода???   (Рубаха)

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)

Что за чёрная , железная нога?

В уголке стоит у печки…? (Кочерга)

Девчонки деревянные, весёлые, румяные.

Открывается игрушка, а внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрёшка)

Эта часть костюма – не мужской кафтан.

Носит красная девица длинный…(Сарафан)

Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет расписная …(Ложка)

Любят девочки-подружки с маком бублики и …(Сушки)

Без неё в деревне скучно, вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка     под весёлую…(Гармошку)

Три струны, её узнай-ка. Ну конечно…(Балалайка)

Кручусь, верчусь, не потею, только более толстею.? (Веретено)

Ведущий 2:

Веретено, веретено! Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.

Раньше на Руси пряли пряжу сами. Этому ремеслу обучали всех девочек, чтобы  они когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал  для дочери отец.

Ведущий 2:

Посмотрите на нашу прялку-красавицу. Её сделал  папа Риты для своей дочки.

 Долгими зимними вечерами девочки пряли пряжу, вышивали, а чтобы было веселей работать, напевали…

Вроде бы простая мелодия, а как за душу берёт. Послушайте.

( Звучит русская народная песня…)

« Прялица»  , после исполнения песни, девочки встают в хоровод с воспитателем

«Во поле берёза стояла.»

Ведущий 2:

Поработав, девочки затевали игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Собирайся детвора, будет русская игра. 

 Игра «Карусель». 

(Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель: девочки берутся за ленты, мальчики поддерживают девочек за талию.

Раз – два – подхватили!

Три – четыре – раскрутили!

Пять – шесть – семь – восемь – с карусели слезть попросим !

Дети садятся на места.)

Молодцы ребята, хорошо покружились на нашей карусели.

Ведущий 1:

Богата Русь – матушка разными играми. Любит русский народ потрудиться на славу, а потом и отдохнуть, повеселиться, поиграть.

Есть ещё одна музыкальная игра «Гуси – лебеди».

(Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг, в середине которого сидит волк. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые тоже ходят по кругу и отвечают на вопросы: Гуси, вы гуси! Га – га – га, га – га – га! Вы, серые гуси! Га – га – га, га – га – га! Где, гуси бывали? Га – га – га, га – га – га! Кого, гуси, видали? Га – га – га, га – га – га! С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка.

На площадке, на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии — два «дома». В одном находятся гуси, в другом — их хозяин. Между «домами под горой» живет «волк» — водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: — Гуси, гуси! — Га-га-га. — Есть хотите? — Да-да-да. — Так летите! — Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

Ведущий 2:

Кузьма, а ты что сидишь? Почему с нами не играешь?

Кузя:

Сундук стерегу, чтобы не украли…ну да ладно, давайте ребята поиграем в мою игру, которая называется «Сундук».

Дети танцуют вместе с Кузей под музыку, а когда музыка замолкает – все бегут и стараются сесть на сундук…кто не вмещается – садится на своё место. Повторяют два раза – в последний раз Кузя проигрывает и обижается на всех, собирается уходить.

Ведущий 1:

Кузенька, да ты не сердись, не обижайся. Посмотри лучше какой красивый хоровод наши детки тебе покажут, а лучше иди с нами танцевать.

«Весенний хоровод» — танцуют все дети и воспитатели с Кузей.

Кузя:

Молодцы, молодцы, как порадовали. Ребята, а ведь у меня в сундуке ещё сюрприз для вас есть. Вот послушайте загадку:

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит. (Самовар.)

(Правильно самовар…)

Ведущий 2:

И вы знаете, именно русский народ изобрел  — САМОВАР.

Дети, а как вы думаете: «Почему назвали самовар « самоваром»?

(ответы детей…)

 «Сам варит» — отсюда и слово произошло «САМОВАР».

Ведущий 1:

Раньше, по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.

Помните в сказке Чуковского :

На высокой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке.

Самовар стоит, словно жар горит.

На ребятушек поглядывает:

-«Ребятишек я встречаю,

Сладким чаем угощаю».

Ведущий 2:

В древние времена бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!

Ведущий 1:

А для поднятия радостного настроения —

посмотрите в исполнении ребят  весёлый танец – «Кадриль».

Ведущий 2:

Отдохнули мы на славу, порезвились, наигрались!

Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит.

Вот теперь и подкрепиться, нам совсем не повредит.

Ведущий 1:

Приглашаем к самовару! Вкусным чаем угощаем!

И в накладку, и вприкуску.

Все дети:  Пейте чай, друзья, по-русски!

Ведущий 1:

Но прежде, чем приступить к чаепитию, нам надо вспомнить и запомнить ещё один закон гостеприимства :

Все:  Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?

Ведущий 1:

Праздник закончился, хозяева устали, или спать охота, а гости шумят, не уходят.

Как быть?

Проводить гостей – тоже традиция русского гостеприимства.

На прощанье им раздавали пироги , а назывались они – «разгоняи».

Правда, хорош обычай! Когда с пирогом провожают? Вежливо и не обидно!

Ведущий 2:

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесен,

Как и вся Россия – мать.

Ведущий 1:

Всем спасибо от хозяев за улыбку и за смех.

За частушки, пляски, байки, благодарствуем  мы всех.

До свидания!

(Все гости получают  свои «разгоняи»…)

Простой авторский сценарий встречи гостей на выставке чая «Чайный базар» в стихах, в рамках проведения фестиваля национально кухни. Всего пара основных действующих лиц, которые встречают почетных гостей в стихотворной форме.

Этот сценарий встречи гостей на выставке чая «Чайный базар» в стихах вы можете использовать бесплатно на своей сценической площадке. Копировать и распространять сценарий встречи гостей на других ресурсах строго запрещено автором в любом виде, рекомендуется только к постановке. Этот материал связан со сценарием проведения Дня города, его можно прочесть по этой ссылке.

Сценарий встречи гостей на празднике «Чайный базар»

Обустройство: Чайные лавки расположены в одну линию:

  • На каждом столе свои сорта отваров и чая, разные вкусности, варенье и мед.
  • На столах поговорки и присказки об отварах и чаях, рецепты для дарения (варений, отваров, настоев). К
  • Каждый стол можно назвать, например: «Лесные травы», «Иван-чай», «Липовый рай», «Ягода-малина» и т. п.
  • Представители стола нахваливают свои напитки в произвольной форме, говорят о пользе того, или иного продукта и чая.
  • Посредине выставки – выставка самоваров из частных коллекций и фондов краеведческого музея.

Сценическое действие: У первой выставочного стола выставки чая почетных гостей встречают 2 хозяйки в русских национальных костюмах. Кланяются в пояс и в стихотворной форме нахваливают местные отвары и чаи.

Сценарий встречи гостей на выставке чая в стихах

1-я барышня:
Здравствуйте гости, испейте отвары!
С самой зари здесь кипят самовары!
Выставку чая – вкуснейших сортов,
Вам представляет наш город Данков!

2-я барышня:
Пару глотков и исчезнут болезни!
Нету в природе отваров полезней!
Травы чудесные с местных лугов,
Вам представляет наш город Данков!

1-я барышня:
Только вдохните чаев ароматы,
Радостью будете точно богаты!
Ягоды, травы с окрестных лесов,
Вам представляет наш город Данков!

2-я барышня:
Сила появится в каждом большая,
Если вы выпьете чашечку чая!
Все благодати природных даров,
Вам представляет наш город Данков!

1-я барышня:
Проходите, пожалуйста, к ароматным лавкам,

2-я барышня:
Да отдайте должное чаю, меду, травкам!

Экскурсия: Далее, назначенный экскурсовод подводит к желаемому столу и предлагает угоститься дорогим гостям, предлагает представителю стола познакомить со свойствами представленных на столе напитков и вкусностей.

© ТЁММИ: Фольклорные сценарии

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Сценарий встречи гостей на сельском подворьеАвторский сценарий встречи гостей на сельском подворье или на ярмарке в стихах и прозе, для организации событийного мероприятия и для участия в конкурсе сельских подворий.

Сценарий встречи гостей на сельском подворье представлен в виде небольшой визитной карточки. В действии участвует минимум основных исполнителей, их словесное действие дополняют народные песни и национальная музыка.

Сценарий встречи гостей «Осенние дары»

  • Хозяйка встречает делегацию около своего стола или подворья.

Хозяйка: Почтеннейшие господа!
Пожалуйте все сюда!
Жду вас с самого утра.
Хлебом-солью угощайтесь
И нисколько не стесняйтесь.

(Угощает гостей яствами).

Вот кудрявая капуста.
Растёт пышно и густо.
С аппетитом все едят,
Только зубками хрустят.

Перед вами огурец
Право слово, молодец.
И закуска и салат
Украшает каждый сад.

Пообедай огурцом
Сразу станешь молодцом!

Вот картошка — объеденье!
Хлеб второй он для меня.
И рассыпчата, душиста.
Очень вкусная она.

Яблоки всех сортов
Не жалейте животов.
Хоть и горький лук на вкус
Им особенно горжусь.

Он бесценный витамин
Оттого и господин.
Глубоко сидит в земле,
Витамин всем дарит Е.

Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свёклы нету!

Ешьте пироги с грибами,
да держите язык за зубами.

(Хозяйка обращается к парню)

А что это за лапоть у тебя на колу висит?

Парень: На кол лапоть вешают от сглаза. Ты в огород пришел на лапоть смотришь, а не на урожай… Если б не лапоть, у меня б такого урожая не было.

Хозяйка: Да, умеет народ наш трудиться
Есть, чем похвалиться.
Лежат осенние дары,
Как разноцветные миры.

А мы рады, что вы наш прилавок посетили,
Нас сильно не судите и дальше гости проходите…

Гостей приглашают к другой лавке

В записи звучит праздничная песня.

За столом с самоваром, сидит женщина в русском народном костюме.

Хзяйка: Испокон веков на Руси, в последние дни сентября отмечали праздник урожая — Оспожинки. В этот день молодые пары приходили в гости к родителям. Как считалось в старину, чтобы наладить и укрепить добрые и мирные отношения со своими родственниками.

(Звук стука в дверь).

Хозяйка: Кто там, заходите… (встаёт встречает гостей, целуются).
Милости прощу к столу. Сейчас я вас угощать буду. Пирогами да капустой, да ещё кваском знатным…

Парень: Ну, мать, где там твой пирог хлебальный? Что там есть в печи — все на », стол мечи!

Хозяйка: Без хлеба мужик сытым не будет…

Парень: Надо так угоститься,
Чтоб потом петь, да веселиться…

Угощаются и угощают гостей

Хозяйка: Сыночек, дорогой, потешь материнское сердце песней.

Звучит песня.

Парень: Ну, спасибо матушка за угощения, на дворе уже стемнело, пора домой идти.

Прощаются. Уходят.

© ПАСПЕР: Универсальные сценарии событий и мероприятий

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Казачий обряд встречи гостей

(Сценарий мероприятия)

Учиитель: Колтунова С.И.

МБОУ КСОШ 32 им. Героя Советского Союза М.Г. Владимирова

Добрый день . На наш праздник сегодня пришли дорогие гости. Встречаем:

Ход мероприятия.

Сценка «Встреча дорогих гостей».

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей с караваем.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

2 класс песня- Как за Доном за рекой!

Ведущий. Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель Михаил Александрович Шолохов: аудизапись «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь».

— Ребята, а кто же такие казаки?

Ответы детей: Казаки – вольные, свободные люди, удалые.

Сегодня мы поговорим о казаках, чтобы лучше представить быт, обряды, обычаи казаков .

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники.

Дети 2 класса:

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет –

Удивит любой народ.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый.

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки.

Ведущий:

— Сегодня мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у донских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.

— А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Дона?

Ответы учащихся.

— Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С задорной казачьей песни. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Ведущий: Первые поселения на Дону.

Казак: В ковылях средь серебряной рани,

В цветущей душистой степи

Казачка: Казаки себе стан выбирали

У извилистой тихой реки.

Ведущий:

— На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

Ведущий:

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось.»

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень -двухэтажный. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй жилой.

На первых порах в казачьих городках

поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Главное помещение в казачьем курене — «зало»

— Главная комната, зало, всегда готова к приему гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Ведущий:

Спальня в казачьем курене

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, на окнах также были цветы.

Кухня

Отличительной особенностью кухни и всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Казаки занимались гончарным делом

лазоплетением. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Занимались молотьбой зерна, стригли овец, пряли шерсть, учили лазоплетению. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

Слайд: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы»

Воспитание мальчика

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Инсценировка

Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:

Отец.

— Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Сын

— Прости меня, родной батюшка!

— Прости меня, родная матушка!

— Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Ведущий

Мы рассказали о воспитании мальчиков в семье, а теперь расскажем о воспитание девочки .

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

Ведущая:

— А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

Частушки

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

Ведущий: Теперь орудия труда казака

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла.

С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградорством и виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, выделывали овечьи шкуры, портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда.

Народный костюм

— Ребята, а кто знает, почему одежда казаков красно-синего цвета?

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Ведущий: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

Учащиеся отвечают: уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

А теперь ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ»:

Какая отличительная особенность формы донских казаков?(на синих штанах красные лампасы)

Как назывались первые поселения казаков?(казачьими городками)

Как называлось жилище казака?(казачий курень)

Какие традиции казаков вы запомнили?

Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Казак: — Гриб хорош белый, а казак умелый.

Казачка: — Казачьему роду нет переводу;

Казак: — Казачья голова, что под дождиком трава;

Казачка — Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;

Казак:- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

Казачка — Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак:- Казак с конем и ночью и днем;

Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.

Казак: Собрались мы позабавиться

Казачка: Да потешиться, поиграть.

У кого там хмурый вид?

Казак: Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,

Ждет казачья вас игра!

Звучит веселая казачья музыка

Игра в шапку:

На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед. Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Игра «Веревочка» :

Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Казак: А теперь мы отдохнем

Казачка: Да загадки разберем!

Казак: Крепка, звонка да отточена? (Сабля)

Казачка: На чужой спине едет, на своей груз везет? (Седло)

Казак: На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)

Казачка: Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)

Казак: Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)

Казачка: Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».

Вы бывали на Юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

А зори алые встают играючи.

Станицы вольные и вольный Дон.

Мужчины храбрые; казачки жгучие.

Хранят и славят Русь с былых времен.

Ведущий:

И хочется закончить наш праздник теми же словами М.А. Шолохова:

«Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Песня все на выход.

К нам пришли кадеты Новочеркасского казачьего корпуса но не только в качестве гостей, а пришли со своей небольшой праздничной программой.

Слово предоставляется атаману станицы

Сценарий внеклассного мероприятия «Русь встречает гостей»

Автор: Пожидаева Светлана Леонидовна, учитель музыки МАОУ СОШ № 2

Цель мероприятия: изучение традиций, обычаев, особенности уклада жизни русского народа.

Задачи:

— провести обзор русских праздников, напомнить гостям основные обычаи русского народа;

— представить Русь музыкальную, жанр русской народной песни;

— развить интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху;

— воспитывать любовь и бережное отношение, уважение к народной культуре Руси.

Ход мероприятия:

Ведущий (с хлебом и солью) Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть вас всех у нас на празднике. Ждет вас здесь угощенье знатное и времяпровождение приятное. И по-старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом — солью:

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук

Ведущая. Милости просим к нам в гости (Гости рассаживаются за столики.)

Часть 1. Русь хлебосольная

Ведущая: Мы рады видеть вас у нас в гостях.

Ведущая: Русский дом всегда славился гостеприимством. Хлеб да соль сопровождали все радостные события: встречу именитых людей, молодых в день свадьбы.

Ведущий: А кто-нибудь из уважаемых гостей знает, как называли стол наши предки? (ответы зрителей). Раньше стол назывался «Божья ладонь» (подаёт нам дар) или «сердце матери» (заботится обо всех, старается накормить и напоить)

Ведущая: А знаете ли вы, что нельзя по столу стучать ложкой или рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду, которую подаёт хозяйка на стол. Даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее.

Ведущий: Нельзя было разбрасывать недоеденные куски – они будут сохнуть и «сушить» (забирать силу у того, кто хлеб не доел). Поэтому говорили, что человек с последним куском оставил свою силу.

Ведущая: (подходит к русской печке)

Забывать мы стали, что главное в доме печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырёх тысячелетий? Причина её долговечности – в универсальности. Русская печь отапливает жильё, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится пиво и квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись!

Ведущая. Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Приготовленные в русской печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приёмы приготовления гусей, уток, кур, поросят, их жарили тушками. Окорока запекали целиком.

Ведущий. А какие угощения дарит нам печь! Каша, щи, пироги самые румяные! Вот и собрались мы сегодня пирогов покушать, старинные песни послушать, умение своё показать.

Ведущий: Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадках?

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек)

Пчелки летом потрудились,

Чтоб зимой мы угостились.

Открывай пошире рот,

Ешь душистый, сладкий… (мед)

Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?!

Так вкусна на завтрак… (каша)

Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем… (щи)

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь… (пирог)

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это… (сыр)

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас… (сметана)

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье —

Ароматное… (варенье)

Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто… (молоко)

Спрыгнул он со сковородки,

Подрумяненный в середке.

Знать, готов еще один

С пылу с жару тонкий… (блин)

Ведущая. А какие поговорки знаете вы со словом каша? (отвечают дети пословицы) «с ним каши не сваришь» или «мы с ним одной каши». Слово «однокашники» обозначает учеников одной школы, которые в древности во время обеда ели кашу из одного чугуна.

Часть 2. Русь музыкальная

Ведущая: Богата Русь-матушка своими традициями. А ещё она богата своими песнями и музыкальными инструментами.

Ведущая: А какие русские народные инструменты вы знаете?(Ребята отвечают)

Гармонь (или гармоника) — это исконно русский музыкальный инструмент. Веками не было праздника на Руси без пения и плясок под гармонь, а на селе и сейчас без нее не обходится ни одно радостное событие.

Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент.

Это — один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа. Её ещё называли «балабайка», что значит балакать, болтать, пустозвонить.

Игра на муз.инструментах

 Часть 3. Пословицы

Ведущая: Была в крестьянском доме одна вещь, куда хозяева складывали всё, что не предназначалось для всеобщего обозрения. Там хранили самые дорогие вещи. Конечно, это …сундук.

Ведущий: В сундуки складывали приданое для девочки – будущей невесты. Там хранились и домотканые полотенца, вышитые скатёрки, рубахи да сарафаны. Ах, как хотелось бы хоть одним глазочком взглянуть в бабушкин сундук!!

Ведущая: Нет ничего невозможного. А вот и сундук. Какие тайны он в себе хранит? Давайте, гости дорогие, заглянем в прошлое русского быта. Но открыть сундук нам поможете вы. Отгадайте загадку.

Вот она какая, большая – пребольшая.Вытащить её решили, вшестером одну тащили.Но уселась крепко. Что же это? (Репка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (чугунок)

Ведущая: вот и сундук открылся!!! Достаёт вещи из сундука и показывает их детям.

Часть 4. Игры

Ведущий: Молодцы. Все это, несомненно, составляет культурные ценности человека. Но как же мы можем обойтись без исконно русских игр?

Ведущая: Вместе с формированием русского народа приходили различные игры, спортивные состязания.

Ведущий: А теперь мы вам предлагаем самим поучаствовать в таких играх и определить победителя.

Игра Ручеек.

Ведущий: Спасибо, люди добрые, за честь и внимание!

Нам с вами, дорогие ребята и уважаемые гости пора прощаться. А напоследок хочется сказать: издревле русские люди славились крепким здоровьем и сильным духом. Наши предки оставили нам богатое наследство – это те традиции и обычаи, о которых мы знаем, но ленимся применять. А ведь это так просто: кушать здоровую пищу, заниматься спортом и физическим трудом, радоваться каждому дню, приносить радость людям. Подумайте об этом. А мы всем желаем, чтобы в вашем здоровом теле был здоровый дух.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника детского телевидения
  • Сценарий праздника всемирный день доброты
  • Сценарий праздника дня матери во второй младшей группе
  • Сценарий праздника деревни интересный
  • Сценарий праздника время чудес