Сценарий праздника ысыах

Сценарий проведения национального праздника встречи солнца - Ысыах в детском учереждении

                                                        Сценарий Ысыаха.

                                         30 мая 2018. Д/с № 89 «Парус».

Оборудование: 1) Баннеры с якутскими орнаментами.

                              2) Салама, якутская посуда, чороны, кытыйа, хамыйах.

                              3) Вся утварь для Алгысчыта ысыаха.

                              4) Костюмы детей для творческого выступления.

Звучит якутская мелодия. Выходят ведущие в якутском национальном и в русском национальном костюмах.

1 ведущий: Норуон – норгуй! Ытык мааны ыалдьыттар, кунду о5олор! Бугун Ытык кун – бугун Ыhыах кун! Аламай санаалаах Аан Алахчын Ийэ хотуммут арылыйа сырдыы кулбутунэн кулум гынна! Ыраас чэбдик буоллун диэн халлаан ньуура ко5орумтуйэ коhуннэ, кохтоох уоруулээх буоллун диэн куммут уота куускэ тыкпыт!

2 ведущий: Добрый день уважаемые гости, дорогие дети! Вас приветствует детский сад «Парус» и поздравляет от всей души с национальным праздником Ысыах. Ысыах – традиционный национальный праздник народа Саха. Это всеобщая радость встречи солнца, тепла, пробуждения природы севера. Ысыах всегда начинается с песней «Тойук». В ней поется о-том как после суровой зимы наступает лето, как после спячки оживает природа.

                                                                        Тойук

1 ведущий: Ытык обугэлэрбит, дархан торуттэрбит торуттээбит сиэрдэрин – туомнарын тутуhан. Алгыстаах тылларынан эhигини уруйдууллар – айхаллыыллар бэлэмнэнии болох иитиллээччилэрэ, саламайааччы саха тылын уорэтээччи Светлана Петровна Кудаисова.

2 ведущий: Приветствуем нашего Алгысчыта и ее помощников громкими аплодисментами.

(6 девочек с веточками березы, 8 мальчиков с чоронами)

(Входит Алгысчыт с сопровождающими помощниками. Обряд алгыс)

1 ведущий: Ыhыах ууммут утуо кунун уоруулээх кэнсиэрин э5эрдэ ырыанан аhаллар.

А)

2 ведущий: Встречайте бурными аплодисментами

1 ведущий: Саха туойар тойуктаах,

                      Саха улуу олонхолоох,

                      Дьуруhуйэр хомустаах,

                      Оссо норуот ырыалаах.

Корсун «Ай — Туой» фольклорнай болох о5олоро. Хомуска сахалыы матыыптар

2 ведущий: Если песня всюду поётся,

                      Если песня всюду слышна,

                      Значит, с песней легче живётся,

                      Значит, песня эта нужна.

Вас поздравляет

2 ведущий: В эти белые края,

                      Вновь и вновь приеду я,

                      Чтоб увидеть как танцует,

                      Якутяночка моя.  

В исполнении педагогов нашего детского сада «Парус»

2 ведущий: Прекрасный танец, прекрасный день. День ысыаха – праздник лета, празднуем друзья.

1 ведущий: Бугунну ыhыахпыт программата киэн. Хас биирдии болох иитиллээччилэрэ, тороппуттэрэ кыhаллан туран тусулгэлэрин киэргэтэн, саха омук таптыыр аhын астаан курэххэ бэлэмнэр.

2 ведущий: Скоро объявим конкурс «Лучший тусулгэ», «Лучшее блюдо», «Лучший костюм», и «Длинная коса». У нас будет строгое жюрив составе: Заведующей детским садом Полина Ильинична, Кондратьева Анастасия Юрьевна — психолог д/с, Малардырова Лидия Николаевна – логопед д/с, Федорова Ольга Александровна препод. Робототехники. Мария Нурисламовна Евсеева – физрук

1 ведущий: Илиилэртэн ылсыа5ын

                      Оhуохайга туруо5ун.

                      Саха омук оонньуутун

                      Ыллыа5ын – туойуо5ун.

Ай – Туой фольклорнай ансамбль улахан уолаттарын корсун! Купсуур.

Работа жюри. Смотр «Тусулгэ», «Блюд», выбрать длинную косу, лучший костюм. Подведение итогов, награждения.

2 ведущий: Мы сегодя и пели, и плясали, и вдоволь отдохнули. Вот и подошел к концу наш праздник – Ысыах. Желаем всем теплого и солнечного лета. До встречи!

  1 ведущий: Саха омук

                      Сырдык санаатын ырата буолбут

                      Сылга биирдэ ыытыллар

                      Саргылаах ыhыахпыт салалынна

                      Табыллан ыытылынна

                      Уруйгут улааттын

                      Удьуоргут ууhаатын

                      Уруй – Айхал!

Манан биhиги кунду ыалдьыттарбытыгар аналлаах концерпыт тумуктэннэ. Бол5омто5ут иhин бар5а махтал буолуохтун! Аныгыс корсуоххэ диэри!        

Сценарий встречи якутского национального праздника встречи лета «Ысыах». Этот праздник знакомит детей с национальными  традициями и обрядами. Все одевают национальные костюмы. В конце праздника все танцуют якутский круговой танец «Осуохай». 

                           Сценарий якутского национального праздника «Ысыах».

                                     Составила:  Алексеева Саргылана Михайловна

(дети в национальных костюмах торжественно выходят на место проведения праздника, за ними идут ведущие, дети занимают свои места)

 Цель: Ознакомление детей с якутским национальным праздником «Ысыах», с его значением и обрядами. Дать понятие, что якуты на празднике ысыах веселились, пели, танцевали, устраивали состязания.

Образовательные задачи:

— воспитывать уважение к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам.

— прививать чувство гордости.

— развитие познавательного интереса.

— активизировать и обогащать словарь воспитанников.

Предварительная работа:

1 Знакомство с якутской национальной посудой.

2 Знакомство с якутской национальной одеждой.

3 Знакомство с национальными играми.

4 Знакомить с якутским национальным танцем «осуохай» (импровизированный танец — хоровод).

Предварительная работа: Разучивание песен, стихов, ознакомление с якутским фольклором, обучение детей якутским подвижным играм, беседы о жизни предков.

Организационная работа: Оформление место проведения праздника в якутском стиле, повесить красочное панно, на столе или на коврике национальная якутская посуда (чороны, кытыйа, ыа5ыйа). Дети и ведущие в якутских национальных костюмах.

Ход развлечения: Звучат якутские народные песни, мелодия, песни. Дети с воспитателями выходят и рассаживаются на заранее определенные места.

1Ведущая: Ытыктабыллаах ыалдьыттарбыт, кунду о5олорбут!

Бугун ытык кун! Ыhыах кун! Аламай санаалаах Аан Алахчын Ийэ хотуммут арылыйа сырдыы кулбут! Ыраас чэбдик буоллун диэн халлаан ньуура ко5орумтуйэ костубут, кохтоох – уоруулээх буоллун диэн кунммут уота куускэ тыкпыт!

Самаан сайын салаллан кэллэ,

Куех сирэм чэлгийдэ,

Кэрии тыа5а кэ5э эттэ,

Кундэл халланна куерэгэй ыллаата,

Маннык утуе куннэ,маннык кэрэ кэмнэ,

Саха киьитэ ыьыах ыьар угэстээх!

 2Ведущая: Дорогие дети, дорогие гости, посмотрите какой сегодня день, как ярко и весело светит солнце, послушайте, как поют птицы, шумят деревья, как пахнет трава — это значит, наступило долгожданное лето после долгой, холодной, суровой якутской зимы. У нас в Якутии праздник встречи лета, встречи друзей, родственников называется «Ысыах». А традиция эта началась давным-давно с времен Эллэй Боотура, впервые вступившего на нашу священную землю.

       Стихотворение:  Полина Павленко

Люблю Якутию родную:

Прохладного кумыса вкус

И хомуса былую грусть,

Лисиц одежду расписную…

Люблю Якутию Родную.

Люблю Якутию родную:

Равнины светлые ее,

Полей колючее жнивье…

Все, всю цветущую, земную –

Люблю Якутию родную.

1 Ведущая: У якутов испокон веков есть обычай в начале праздника украшать свое жилище саламой.

«Танец с саламой».   После исполнения танца под музыку вешают саламу.

        1 Ведущий: Якутский народ издавна славится богатым фольклором — сказками, песнями, скороговорками а сейчас в исполнении детей послушайте скороговорки:

Чабыр5ах

Чыыбы — чаабы чабыр5а5ы,

Чобуо – чопчуо санаран.

Чэйин эрэ о5олор,

Этэн – кэпсээн биэриэ5ин!

  Сайылыкка сайын кэллэ

  Уеруу-кетуу уксээтэ.

  Алаас сыьыы аайытын

  Елгем оту ууннэрдэ.

Кэтэх тыаза, хаппыт маска

Кэзэ этэн чоргуйда,

уеьээ ыраас халлаанна

Куерэгэйбит ыллаата.

Хонууларга сибэккилэр,

Тэтэрэннэр кестеллер,

Урумэччилэр, аьыынкалар

Оттон окко ойоллор.

Сайын кэллэ, сайын кэллэ

Самаан сайын эзэрдэ!

Уруйдуубут сайыны,

 Айхаллыыбыт сайыны!

2 Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.

Я — капелька лета

На тоненькой ножке

Плещут для меня

Кузовки и лукошки

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться

А имя дала мне

Родная Землица.

Ответ (Земляника)

1 Ведущий: «Танец с туесками» в исполнении девочек.

2 Ведущий: Одним из эталонов девичьей красоты были и остаются в наше время длинные девичьи косы. Вот и мы сегодня увидим и выберем одну длинноволосую красавицу. Наш праздник продолжает конкурс «Уьун суьуох» или «Длинная коса».

Приглашаются все длинноволосые девочки, выстраиваются в шеренгу, а измеряют длину волос тутум (кулачком). У кого больше тутума, та самая длинноволосая.

 1 Ведущий: С давних времен Якутия славится своими мастерицами и народными умельцами. Все свои изделия, будь это посуда, одежда  они украшали красивыми узорами, дети старшей группы исполнят танец «Якутские узоры».

 2 Ведущий: Спасибо за красивый танец. А сейчас, мы хотим поиграть с нашими малышами в игру:  «Кто больше наберет земляники».

  1 Ведущий: Молодцы, ребята какие же вы все ловкие и быстрые! А теперь, хочу с вами потанцевать. Флеш — моб на якутскую музыку).

2 Ведущий: А какой праздник без спортивных состязаний

Прямо в середину круга

Состязанию дав зачин

Перетягивать друг друга

Вышли парни — силачи!

           2 Ведущая  Народ саха помнит стародавние времена, когда предводитель народа по имени Дыгын хотел объединить свой народ. Он устраивал настоящие состязания для якутских богатырей – боотуров. Они состязались в силе, ловкости, быстроте и смекалке. А среди вас, ребята есть такие же силачи, как боотуры? (Да!) Ну, тогда и проверим!

          1 игра «Перетягивание на палках»

Вызываются 4 мальчика, они садятся парами друг напротив друга, упираются ступнями и начинают тянуть палку каждый на себя. Побеждает тот, кто сумел перетянуть на себя палку. Игра повторяется 3 раза.

Ведущая 1 Молодцы, ребята, вы по-настоящему показали, что вы ловкие и  спортивные, не хуже якутских боотуров. А знаете ли вы, что за силу и выносливость боотуров угощали кумысом – полезным и вкусным напитком из кобыльего молока. Это настоящий богатырский напиток. А пьют кумыс из необычного сосуда – чорона. И сейчас предлагаем вам поиграть в игру.

   3 Игра «Чей чорон быстрее наполнится кумысом?»

Дети делятся на две команды. Возле каждой команды стоит большой чан с «кумысом» (подкрашенная вода). Напротив каждой команды стоит чорон. По сигналу ведущего игроки каждой команды по очереди черпают большой деревянной ложкой кумыс из чана и несут его в свой чорон, стараясь не пролить ни капли. Побеждает та команда, у которой быстрее наполнился чорон.

1Ведущий: В исполнении девочек старшей группы песня «Мы цветочки полевые».

2 Ведущая: Дорогие дети, сейчас  начинаем показ якутской, национальной одежды. Давайте, посмотрим какие красивые и нарядные наши дети!

Показ национальной одежды.

1.Ведущая: Чэйин эрэ, доготтоор,

Дьиэрэьитэ туойаммыт,

Ийэ тыл быт аатынан

Оьуокайы сагалаан

Огуруолуу тиьиллэн

Тогуоруччу туруогун!

2Ведущая: Круговой танец осуохай символизирует замкнутый жизненный круг,танцующие двигаясь по ходу солнца, как бы совершают круговорот во времени и в прстранстве. Учавствующие, взявшись за руки чувствуют положительную бионергию друг друга. Ведь осуохай способствует формированию этническай общности, восприятию красоты и самовыражения человека.

А теперь, возьмемся за руки встанем на танец-осуохай!

танец- танец солнца «Осуохай»

-оьуо-оьуо осуохай,

Эсиэ-эсиэ эсиэкей,

Сакка кэлэн бисиги

саха бастын ункуутун

Сатыыр таптыыр буоллубут

Араас омук оголоро

Атас-догор буоламмыт!

1Ведущая: Мы еще раз поздравляем от всей души наших дорогих детей, гостей с этим чудесным праздником. Пусть лето и солнце принесут не только тепло и радость, но и благополучия, и счастья в ваш дом! Желаем всем всего самого наилучшего! До новых встреч!

Автор: Изутова Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №8 «Чоппууска»
Населённый пункт: г. Мирный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий развлечения на праздник «Ысыах»

Раздел: дошкольное образование

Сценарий развлечения на праздник Ысыах (якутский новый год).

Цель:

Сохранение

и

укрепление

физического

и

психического

здоровья

дошкольников, приобщение к традициям и культуре народа — саха.

Место проведения — уличная площадка детского сада.

Участники: Ведущих -2, сказочный персонаж Крокодил, дети 2-х средних

групп.

Оборудование: солнце -2, сделанное из картона или другого материала, одно

целое, одно разрезанное на 7 частей, дорожка для босохождения голубого

цвета 3 м., мягкие круглые модули (кочки), 2 обруча большого размера, 2

корзины и разноцветные мячи 4-х цветов, кольцеброс, стойки.

Ход развлечения.

Вступление ведущего, инструктора по физкультуре:

«Сегодня, необычный день, якутский народ празднует Ысыах! Якутский

Ысыах — самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных

божеств,

плодородия.

Между

10

июня

и

25

июня

(дата

каждый

год

утверждается специальным указом) в столице республики Якутия, городе

Якутске.

По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день —

первый

день

солнцестояния.

Он

служил

сигналом

к

началу

организационного, ритуального праздника — встреча Нового года — Ысыах .

Это традиционный праздник народа саха, олицетворяющий встречу лета,

пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей

народа для созидания, благополучия и

изобилия. Слово Ысыах означает

«изобилие». И мы сегодня все вместе попросим у солнышка благополучия

и изобилия!»

Ведущий -психолог:

«Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки — Белобоки

Поскакали по полям, закричали Журавлям:

(Выходит крокодил и хватает солнце)

«Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил

Наступила темнота не ходи за ворота! ( всем надо закрыть глазки).

Надо солнышко искать из беды выручать!»

Психолог: «Вот такая темнота настала, когда глазки света не видят. (Дети

определяют темно-светло, закрывая и открывая глаза).

«Вы готовы пойти в поход, и Солнцу нашему помочь?»

Дети: «Да!!!!»

«Испытания нужно пройти для того чтобы Крокодила найти и солнце у него

забрать. (Кусочки разрезанного или разорванного солнца возвращает

Крокодил при каждом испытании).

1- испытание на пытливость ума и сообразительность. Кто больше

отгадок найдет, тот знак особый приобретет».

(Психолог, загадывает загадки детям, из чьей группы больше детей

отгадали загадок, та и получает кусочек солнца).

Загадки.

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(молния)

***

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(радуга)

***

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я — …

(Лето)

***

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце)

***

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей.

(солнце)

***

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(кузнечик)

***

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел

(бабочка)

***

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

(земляника)

***

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный …

(василек)

***

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Второй ведущий-инструктор ведет детей к месту, где

приготовлена заранее дорожка.

2-е испытание.

Психолог: « На пути у нас река не узка, не широка, нам

ее преодолеть, как бы птицей перелететь, чтобы не

попасть в пучину и не замочить «бочину»».

Инструктор показывает и объясняет правила. Дети на

двух

ногах

перепрыгивают

дорожку

имитирующую

реку.

«Кто справился молодец, кто впереди тот удалец и

получает очередной знак».

Если ребенок не смог перепрыгнуть двумя ногами и

попал в реку, становится в конце своей колонны и

вновь

пытается

перепрыгнуть.

Чья

группа

вперед

справилась,

та

и

получает

кусочек

солнца

от

Крокодила.

Психолог:

«3-е

препятствие

тоже

не

легче,

болото

пройти, не поле перейти.

Надо по кочкам двигаться, сильно не торопиться, а то

свалитесь

в

болото,

и

будет

тогда

всем

работа».

Инструктор показывает и объясняет правила.

Дети переходят по круглым модулям, кто оступился и

упал,

остается

в

болоте,

до

своего

освобождения.

Дети

думают,

как

его

вытащить,

чтобы

самим

не

оказаться

там.

На

виду

лежат

веревки,

рейки,

дети

придумывают

способ

спасения попавших в болото, спасают их. Чья

группа быстрее справилась, та и получает

кусочек солнца от крокодила.

Психолог: «4- испытание, на стойкость и выносливость,

если пройдете, ловкость приобретете. Выиграл тот, у кого больше побед, и

получает конверт».

Инструктор объясняет правила состязания.

Петушиный бой (бөтүүктэһии)

На площадке начертить круг. Количество кружочков зависит

от количества играющих. Игроки парами находятся в кругу

лицом друг к другу, принимая положение стойки на одной

ноге, руки сомкнуты скрестно перед грудью. По сигналу

игроки пытаются сбить друг друга за пределы круга, или,

вынуждая встать на обе ноги.

Дети из двух групп становятся напротив друг друга и по

очереди заходят в круг. У кого больше побед, та группа и

получает очередной кусочек солнца от крокодила.

5-е испытание. Психолог: «Вот пришли мы на поляну, а на

ней кто-то пошалил, может Крокодил? Негоже, так вести

себя, бусы

рвать и

по

полю

кидать.

Надо ребята их

собрать и полянку прибрать.

Собери бусы (хоруонкатиһиитэ)

На площадке стоят разноцветные стойки, а на полу лежат

обручи разных цветов. По команде 4 участника, или вся

команда, собирают обручи того же цвета, как и стойка, и

складывают их на стойку.

Победителями считаются те, кто быстро и

правильно

выполнил

задание,

итог

получает

значок.

(кусочек

солнца от крокодила).

(

Обручи

и

стойку

можно

заменить

разноцветными

мячиками и корзинами. Мячики высыпаются на полянку,

одна группа собирает, например, красные и желтые в

одну корзину, другая синие и зеленые в другую корзину. Кто без ошибок и

быстрее соберет, тот и выиграл это состязание).

Психолог:

«7-е

состязание,

последнее

наше

испытание,

для

Крокодила

наказание.

Солнце мы освободим, меткостью похитителя сразим. Чья команда больше

колец нанизает, та и конверт получает».

Инструктор объясняет правила состязания Кольцеброс.

Дети бросают кольца на приготовленные палочки.

(Можно заменить также мячиками. Дети по очереди, из

одной

группы,

кидают

мячики

в

свою

корзину

с

определенного расстояния, другая в свою. У кого больше

мячей,

тот

и

получает

последнюю

часть

солнца

от

крокодила).

Инструктор: «Вот и вырвали мы солнышко у Крокодила,

но разорвал он его по частям! У кого, сколько частичек

солнышка? Что необходимо дальше сделать?»

Дети отвечают, что нужно сложить все части.

(Каждая команда собирает, из своих деталей, части солнца. У кого-то

получилось большая часть, у кого-то меньшая).

Психолог:

Что

получилось?

Может

Солнце

такое

дать

силы,

тепло

и

изобилие? (Нет)

Тогда что надо сделать? (объединить все части)

Конечно же! Вы все выручали Солнышко. Каждый

из вас внес свой вклад в общую победу. И друг без

друга не получилось бы у вас победить Крокодила.

Вы

все

победители!

Дети

объединяются

и

складывают вместе все части. Получают Солнце!

Ведущие и ребята встают в круг и приветствуют

солнце.

Инструктор:

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать

За букашками летать».

Психолог:

«Ну а дети, больше всех на свете

Рады, что спасли солнце из беды.

И теперь оно смеется и лучами развернется

Всех одарит ярким светом, и энергией зарядит

От плохого, оградит»!

Психолог: Считается, что через солнечные лучи

люди зажигаются энергией и силой. Алгысчыт

(благопожелатель) готовит людей к церемонии

при полной тишине, он, протягивая руки к солнцу,

обращается Уран Айыы Аар Тойону о

ниспослании здорового духа, силы и бодрости.

Лучами восходящего солнца люди очищались от всего греховного, что

накопилось за год.

Заканчивается развлечение хороводом (осуохай).

Литература:

1.

К.Чуковский. Сказки,- М., 1989.

2.

Прокопенко В.И. Игры для учащихся национальной школы коренных

народов Республики Саха (Якутия). Учеб. пособие / Под ред.

Поротова А.Л, Гуляев М.Д. – М., 2005.

01.12.2021

Методическая разработка «Сценарий национального праздника ысыах»»

Лугинова Лилия Васильевна

Цель : Познакомить детей с культурой, с обычаями народов Саха с их национальным праздником ысыах. Привить любовь к родному краю, приобщение к материальной духовной культуре Саха, его традициям и обычаям.

Оценить




957

Содержимое разработки

Утверждаю:

Секунцева С.А_____________

Сценарий национального праздника

ысыах

Место проведения: Детский сад «Улыбка» ул, Семена Данилова 10/1

Время: 10 :00 ч.

Дата :1 Июня

Ответственные лица:

Ысыах- Макарова А.И

Блюда— Родители

Муз. Аппаратура -Егорова Любовь Афанасьевна

Национальные игры — Серкина Светлана Рудольфовна

Ведущие: 2

Оформление зала: Посередине площадки стоит арка для обрядового очищения две Сэргэ между ними развешаны салама (салама оноробут по 2 метра) по середине стоит два микрофона. На левой стороне стоит холумтан

Атрибуты:Салама, чороон, кытыйа , национальные костюмы, торбаза, дрова, сиэл, хамыйах, якутская посуда, хатын, холумтан, чаппараах, дэйбиир

Блюда:оладьи, кымыс, быппах.

Музыка:( фон, фонограммы, аудио записи, и.д.р.)

Аппаратура: Колонки микрофон, стойки, ноутбук

Цель : Познакомить детей с культурой, с обычаями народов Саха с их национальным праздником ысыах. Привить любовь к родному краю, приобщение к материальной духовной культуре Саха, его традициям и обычаям.

  • Открытие(фоновая музыка)

( фоновая музыка) Дети заходят через обряд очищения. Садятся по своим местам.

  • ХОМУС ( Фанфары)

Выходят ведущие, в национальных костюмах

(приветственный текст)

Мария : Ытыктабыллаах ыалдьыттарбыт, кунду о5олорбут!

Бугун ытык кун! Ыhыах кун! Аламай санаалаах Аан Алахчын Ийэ хотуммут арылыйа сырдыы кулбут! Ыраас чэбдик буоллун диэн халлаан ньуура ко5орумтуйэ костубут, кохтоох – уоруулээх буоллун диэн кунммут уота куускэ тыкпыт!

Лия: Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте ребята! Мы встречаем праздник лета! Праздник солнца! Праздник света!

Вед:У якутского народа с древних времен существует обычай встречать лето. Праздновать Ысыах. Ысыах- это единственный праздник, который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. Ысыах самый настоящий народный праздник олицетворяющий всю красоту и гармонию мира, связь человека с природой.

В народе говорят: «Лето зиму кормит», много травы, обилие зелени, А мы с вами постараемся чтобы эти часы — запомнились вам песнями и танцами, конкурсами, играми.

  • Слово предоставляется заведующей «Центра развития ребенка- детский сад № 12 «Улыбка» Секунцевой С.А.

  • Муз.номер:

  • Муз.

Входит алгысчыт в якутской одежде с дэйбииром, за ним идут воспитанники с саламой в руках в следующем порядке: 1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная вместе с воспитателями и помощниками.

Алгысчыт встает на место обряда, а группы рядами за ним

Проводится церемония кормления огня-АЛГЫС

В конце церемонии со словами «ДОМ» за алгысчытом все участники обряда поднимают руки к солнцу.

( проводит Алена Ивановна)

Фоновая музыка

  • Алгыс

Аан Айыыһыт
Бэттэх көрөн
Мичик гын!
Дьаралык!

Айыыһытым аартыга
Арылыннын,
Иэйэхситимсуола
Тэлэлиннин.

Айаркөҕүм
Аанаарылыннын,
Оҥороркөҕүм
Суолатобулуннун.

Айылҕамбиэрбитин
Курдукбуоллун.

Айыыларымэппиттэрин
Курдукбуоллун.

Оҕо кута
Оонньоотун.

Төрүтуотум
Төлкөлөннүн.

Аҕа кутум алгыһа
Ала чахчытуоллун.
Ийэ кутум эҕэрдэтэ
Илэ чахчы ситтин.

Сүүспэр
Сүппэт-оспот
Өркөнтүстүн.
Дом!

  • Тойук (Алена Ивановна)

Мария: У народа саха есть красивый обычай во время праздника ысыах они украшают дерево саламой. Чтобы она их оберегала от всего плохого!

Кумысный праздник –ысыах

Открыт для птичьих песен

С тобой я в пляс идти готов

Настолько день чудесен

Веселый праздник наш ысыах!

  • Саламалаах ункууКүнчээн бөлөх

Аграфена:Национальный праздник ысыах — это уникальное духовное богатство якутского народа. Ысыах- это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.

Приглашаем наших гостей, посмотреть на национальные костюмы.

Былыр былыргаттан саха танаьа оьуорунан мандарынан киэнник биллэрэ.

-Якутская одежда это национальный костюм якутов. В нём сочетаются культурные традиции народов, он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

Хас биирдии традиционнай костюмна ,хас да элеменнаах буолаллар эбит ол ханнык народ хана олороллоро. Тугу бултууллара, тугунан дьарыктаналлара костор эбит.

Вед: В каждой традиционной одежде есть элементы, какскладки, обёрчатые рукава, манжеты, воротники.

Вед: Онтон билигин сахалыы танастары кордорорго о5олорбутун ынырабыт.

  • Фоновая музыка

  • Показ национальных костюмов ( по группам)

(Заходят дети в национальных костюмах и делают 2 круга , потом встают, показывают и презентуют свою одежду)

Фоновая Музыка

Вед: Вот мы и узнали познакомились с национальными костюмами наших предков. Всем участникам большое спасибо за дефиле своих костюмов.

Аграфена:

Для счастья мир не тесен

Кумысный праздник – ысыах

Открыт для птичьих песен

С тобой я в пляс идти готов

Настолько день чудесен

Веселый праздник наш ысыах!

А сейчас выступают воспитанники группы «Солнышко» с песней «Лэгэнтэй»

норуот ырыата Лэгэнтэй

Конкурс Уьун Суьуох

Аня: Уьун суьуох курэгэр ынырабыт

С давних времен якутские женщины, девушки гордятся своей косой. Коса добавляла им красоту, женственность и мудрость. На сцену приглашаем наших юных конкурсанток.

Вед: Раньше якуты измеряли меру длины кулаками и пальцами. Называется он «Тутум». Сколько кулаков столько и «тутума». Давайте, сейчас измерим длину кос наших юных конкурсанток «тутумом»

Батахтарын кордорон по кругу хаамаллар.

Первыми приглашаем девочек из младшей группы( название группы)

Средняя группа

Старшая группа

(Жюри оценивает по пятибалльной шкале)

Тутумунан баттагы мээрэйдээьин

-муз.номер:

итог

Аня : Дорогие гости, уважаемые участницы, вот подошёл к концу наш конкурс и пора объявить конечные результаты. Слово предоставляется председателю жюри.

От всей души поздравляем наших красавиц! Всем спасибо! Успехов!

Мария: Кунду ыалдьыттар билигин сандалы остуол көрүүтэ саҕаланар, ону кытта тэҥҥэ спортивнай күрэхтэһиилэр саҕаланаллар. Кыттыан баҕалаахтар таһырдьа хаалабыт.

Лия: Дорогие дети и гости! Сейчас начинается смотр национальных блюд и параллельно проводятся национальные спортивные игры.Желающие участвовать остаетесь на площадке.

Конкурс национальных блюд:

1.Презентация национального стола (выставление приготовленных блюд, сервировочной посуды).

2.Презентация национального блюда.

3.Дегустация блюд членами жюри.

4.Подведение итогов конкурса.

  • Фоновая музыка звучит пока идет отдых.

 Физрук: Приглашаем наших гостей поучаствовать в национальных играх.

Игры : Перетягивание палки.

Правила игры. Кому удается перетянуть противника за линию, тот выигрывает и продолжает игру с одним из следующих игроков.

Прыжки через нарты

По команде руководителя по очереди играющие начинают прыгать: взрослые прыгают через большие нарты, а дети — через маленькие.

Размер нарт бывает разным, для прыжков берут по усмотрению играющих или руководителя.

Примерный размер нарт для взрослых — высота 60 см, ширина 60-70 см, длина 1,5 м.

Во время прыжка играющий не должен долго останавливаться, особенно в повороте. Играющий прыгают только через одну нарту. Это продолжается до тех пор, пока участник не коснётся ногами нарты. Как только он прикоснется к нарте, прыгает следующий.

Правила:

1. Прыгают строго по одному.

2. При каждом прыжке через нарту ведется счет.

3. Разыгрывается только одна попытка прыжка через нарту.

4. Если играющий явно задерживается при прыжке, то прыжок не засчитывается.

Куобах.

Участники игры. По очереди прыгают 3 раза подряд по расстоянии 1 метр выигрывает тот кто прыгал 3 раза подряд без остановок.

Аграфена: Сегодня ярко свети солнце, как наряды красивые эти поля, эти изумрудно зеленые луга. Родная земля позаботилась, чтобы в день праздника, люди дышали ароматом полевых цветов, наполнили чорооны священным напитком кумыс, чтобы якутский осуохай звучал во всех аласах. Дорогие дети гости! Возьмемся за руки, дружно встанем в круг, в танец солнца – Осуохай!

Алена : Осуохай

Оhуокайдыр оhуокай

эhиэкэйдир эhиэкэй

саман сайын кэлбитин

дьэнкир кюммют кербютюн

туйгун ыйбыт сюппютюн

тунах ыйа буолбутун

саман сайын кэрэтин

ыhыах ыhар астыгын

атым кенюл туйага

тойук тохтор доргооно

ыраас санаам тюмсюютэ

нарын хомус тыаhата

улуу туймаада хочотугар

кедеhюлэр буолабыт

горнай дьоно аймахтарбыт

атамайдар дэнэбит

ынах суеhю мэччийэр

атыр сылгы долгуйар

эдэрхаанымдохсуна

ортоэбээдолгуна

сахам сирин кэрэтэ

сахамтылындуораана

эдэрыччаткыайыта

кэрэнарынтюhюлгэ

сахабегесонньуута

кюстээхбоотуртустуута

кэлинкерюныалдьыттан

сахам сирин айхаллан

оhуокайдыр оhуокай

эhикэйдиир эhиэкэй.

Аня:Дорогие гости, ребята древней земли Олонхо! Поздравляем с днем ысыаха, с праздником долгожданного северного лета

Пусть солнце будет полным

Пусть радость будет светлым

Пусть льется изобилье

Пусть мир и согласие царять на нашей земле

Уруй – Айхал!

А теперь все идут по группам на чаепитие.

Түһүлгэнэн аһааһын.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472643-metodicheskaja-razrabotka-scenarij-nacionalno

Также вас может заинтересовать

  • Международный День толерантности Дружат дети всей страны
  • Зарничка «Я бы в армию пошел, пусть меня научат»
  • Проект ко Дню защиты детей «А скучать нам не годится!»
  • Спортивный досуг для родителей и детей подготовительной группы «День Взросления»
  • Сценарий праздника, посвященный Дню защитников Отечества «Джентльмен-шоу» Сценарий праздника для подготовительной группы

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздничного концерта весеннее настроение
  • Сценарий праздника шоу воздушных шаров
  • Сценарий праздничный концерт ко дню сельского хозяйства
  • Сценарий праздника татарской культуры
  • Сценарий праздника репка