Сценарий праздника живая старина

Фольклорный праздник "Живая старина". воспитательная работа, русская литература ✅ Скачать бесплатно

Живая
старина Фольклорный праздник
                               Подготовили:                                                                
                                                                     Трофименко Е.М., учитель
русского
                языка
                                                        Тищенко В.В., библиотекарь
2 Цель мероприятия:
познакомить   учащихся   со   старинным   русским   бытом,   предметами
обихода,   обычаями,   песнями,   пословицами,   поговорками   и   культурой
русского   народа;   воспитывать   у   учащихся   уважения   к   русской
культуре;
через   знание   и   понимание   истории   культуры   России   пробуждать   в
сердцах детей чувство любви к народному Отечеству.
Предварительная подготовка:
*подготовить материал: загадки, поговорки, пословицы, сказки­небылицы,
русские народные песни, стихи;
*   оформить   зал:   стенд   с   заголовком   названия   мероприятия   «Живая
старина», рисунки ребят с изображением
интерьера   русской   избы,   различная   бытовая   утварь,   сундук,   стол
покрытый скатертью, скамья, соломенная,
тряпичная   куклы,   куклы­мартинички,   матрёшка,   мешочки   с   разной
крупой;
*меню блюд: праздничной, повседневной и постной кухни;
*костюмы для участников мероприятия.
Оборудование:
*русские костюмы (сарафаны, рубашки, пояса),
*посуда, скатерти, салфетки,
*блюда постной кухни (фрукты, салаты, орехи, рыба, мёд, выпечка, чай, 
соки и т.д.),
*рекламные буклеты по рецептам постной кухни,
*мультимедийный проектор
*матрёшки
3 Василиса Премудрая:
Добрый вечер гости званые и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые!
Милости просим на посиделки!
Лебёдки и молодки!
Ребята­молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые!
Пожалуйте в мою горницу посиделочную, в торговые ряды знатные.
Я всегда  рада гостям, как добрым вестям!
Будем сегодня чай пить, рассказ слушать да  хлеб­соль кушать
4 Ведущая:
­Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   мы   с   вами   совершим   сказочное
путешествие в прошлое, перенесёмся в те далёкие времена, когда люди
жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Мы побываем с вами в
одной   русской   семье,   познакомимся   с   её   бытом.   Вы   узнаете,   что
обозначает слово «быт»? (ребята отвечают) Слово «быт» происходит
от   слова   «бытие»,   то   есть   «жизнь».   Быт­это   повседневная   жизнь
людей, которая включает всё: то, как люди жили, что ели и пили, во
что одевались да как развлекались. Всё, что непонятно, ново для вас, я
объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но
и   знания   свои   показывать.   Итак,   начнём   наше   путешествие.   Вот,
видите   (указывает   на   макет   избы)­русская   изба.   А   знаете,   как   её
строили? (ребята отвечают)
Сначала закладывали основу дома ­ фундамент. На фундамент ставили
сруб ­ это основная часть дома, название
которой происходит от слова «рубить». Делался сруб из дубовых цельных
брусьев. Их складывали с большим
умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные
один на другой, посредством зубцов
в нижнем и выемок в верхнем брусьях, так, что зубцы вставлялись в эти
выемки. Для теплоты между брёвен
клали ещё и мох. Говорили что «у каждого бревна своя постеля». Потом
покрывали крышу, отделывали дом
внутри и, конечно, украшали дом резьбой. Строили дом два месяца ­ за
лето должны были управиться.
А теперь попробуйте отгадать загадки о доме и его частях.
Загадки
­Стоит копна,
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идёт?
Изба
­Поля стеклянны, 
Межи­ деревянны.
Окно
5 ­Два братца глядятся, 
Ввек не сойдутся. 
Пол и потолок
­Набита пухом, 
Лежит под ухом?
Подушка
­Четыре братца
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной крышей стоят?
Стол
(ребята отгадывают загадки) 
Звучит песня «Изба» 
Ведущая
­ А сейчас ребята давайте попробуем представить дом в древности.
Раньше   не   говорили   дом,   а   говорили   изба­   тёплая   половина   дома   с
печью, название происходит от слова «истопить», «истобка». Как вы
6 считаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего
начать? Для того чтобы вам было легче ответить на этот вопрос,
отгадайте загадку.
­ Стоит в углу Арина, 
Долгий рот разиня, 
Пасть открывает, 
Что дают­глотает.
Печь
Правильно!   Самой   главной   и   необходимой   в   жилище   была   печь.   В
старину даже поговорка была: «Плясать от печки» (т. е. сначала).
Зимой   обойтись   без   печки   было   невозможно.   В   ней   готовили   еду   и
пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети,
в печи можно было даже мыться. Печь занимала почётное место в
избе, относились к ней с уважением.
Теперь давайте посмотрим, а какой утварью пользовались раньше, т. е.
предметами, принадлежностями, Которые нужны были в хозяйстве
(ведущий   показывает   представленные   предметы).Здесь   ребята,   вы
видите разную утварь. Ухват­железная дужка в виде рогов коровы по
диаметру чугунов на длинной деревянной рукояти. А какое интересное
название «чугунок»?  Чугунок­это чугунный горшок, делался из чугуна­
разновидность   металла.  Кочерга­«палка   с   сучком   на   одном
конце».Повседневная   жизнь   начиналась   с   работы.   Женщинам   надо
было постирать, погладить бельё. А как же это делалось? У нас здесь
представлены предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель,
скалка.  Скалка­образовано   от   скать   «тонко   раскатывать,
вытягивать».  Одежду   носили   домотканую­льняную   или   шерстяную,
которую   ткали   на   домашних   станках,   но   для   этого   нитки   сначала
нужно   было   напрясть   на   прялке.   Девочки   уже   с   5   лет   начинали
прясть   пряжу   и   становились   искусными   мастерицами.   Прозвища
«непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать
раньше   умели   все   девушки,
  даже   из   царских   семей.
Веретено­«вертящаяся   палочка».   По   диагонали   от   печи   в   доме
находился   Красный   угол.   Это   было   самое   святое   место­здесь
помещались иконы. Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли
7 лавки и скамьи. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы.
На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было
передвигать. Кроме лавок спали ещё на полатях­деревянном настиле.
Они находились под потолком между печкой и стеной. Под лавками
стояли  сундуки  и  рундуки.   Рундук­приделанный   к   стене   шкаф   с
полками без дверей и стёкол. В них хранили разное добро. Вот и вся
мебель. Василиса Премудрая:
Ребята,   как   вы   думаете,   что   же   ели   наши   предки,   какие   напитки
любили?   (ребята   отвечают)   Каша   была   ежедневным   блюдом
деревенских   жителей.   Чаще   гречневая,   овсяная,   реже­пшённая.
Кушанье   это   немудрёное,   его   всякий   сварит:   была   бы   крупица   да
водица. Кашу варили в горшке. Любимая каша была гречневая. Кашу
сдабривали   маслом.   Богатые­маковым   или   ореховым,   а   бедные­
льняным,   конопляным,   горчичным.   Еду   ставили   на   стол   в   общем
горшке или миске на всю семью. Черпали ложками по очереди, только
после того, как это сделает глава семьи. Ели деревянными ложками.
Тот, кто нарушал порядок за столом, получал ложкой по лбу. А пили
квас, кисель, молоко. Говорили: «Киселём брюхо не испортишь».
Конкурс «Угадай крупу»  (ребятам предлагаются мешочки с различной
крупой, дети отгадывают, из какой
крупы, какая каша варится)
Ведущая:
­А сейчас мы посмотрим сказку об особенностях питания в будни, посты
и праздники «Хороша кухня русская!»
(звучит русская народная музыка)
Рассказчик:
В русском царстве,
В нашем государстве
Жил­был царь,
Стороны сей государь.
(появляется Царь, шаркая ногами и кряхтя)
Стар был царь:
То в боку кольнёт,
То в ноге стрельнёт.
И решил он, что беда­
Неразумная еда.
8 Вот велел узнать правитель, Стороны сей повелитель, Что же ест его
народ, Что кладёт себе он в рот.  Царь  (встаёт и кричит за кулисы
слугам): 
Эй, министры, 
Эй, гонцы!
Подь сюда вы, молодцы!
(вбегают Министр и гонцы(2), кланяются Царю)
Посылаю вас в народ.
Чем набит его живот?
Они косят, они жнут,
Не болеют и не мрут.
Я же старый,
Я же слабый,
Организм мой очень дряблый. 
Чтоб здоровьице направить, 
Рацион надо поправить. И велю на двор царёв
Прислать лучших поваров. 
Гонцы (вместе) 
Царь наш батюшка, для вас 
Всё исполним, сей же час. 
Чем питается народ. 
Разузнаешь ты вот­вот.
(Царь многозначительно кивает. Гонцы кланяются и убегают)
Рассказчик:
Царь остался ожидать,
Сел на трон ногой болтать.
О своём здоровье хлипком
Он пытался рассуждать.
Царь:
Годы мчаться, стар я стал, 
Не на шутку захворал, 
Ломит всё, во лбу трезвон… 
Еле я сажусь на трон. 
Так не хоцца помирать­ 
Мне ж страною управлять! 
Что же съесть бы мне такого, 
Чтобы сразу быть здоровым? 
9 Ох, замучил лекарь этот: 
(передразнивает лекаря)
«Нужно сесть вам на диету!» 
Надоело мне до слёз 
Есть пророщенный овёс. 
Что мне делать? Как мне быть? 
Как питанье на­ла­дить?» 
Рассказчик: Время шло… 
И вот е светлицу 
Пришли красные девицы.
(появляются   Будничная   кухня,   Праздничная   кухня   и   Постная   кухня.
Девушки кланяются Царю) 
Министр (Царю):
Хватит, Царь, тебе хворать, 
Поваров давай встречать. 
Говорят, от их обедов 
Можешь на ноги ты встать. 
Царь:
Ну, и как же быть, девицы? 
Кого взять к себе трудиться? 
Кто из вас готовит вкусно, 
Да полезно и искусно? 
Ну­ка, каждая из вас 
О себе поведай щас.
Министр 
(широким   жестом   приглашает
Будничную кухню на середину сцены): Будничная
кухня!
(Будничная   кухня   с   поклоном   выходит   на
середину сцены) 
Будничная кухня:
На Руси из века в век 
Трудиться любит человек, 
Землю любит, потому 
Ест он хлеб, грибы, крупу, 
Щи хлебает, 
Репу варит,
Мясо квасом запивает. 
10 На столе стоит уха, 
Колбаса и потроха. 
Приготовлено с любовью 
Образом естественным, 
Потому вся та еда 
Очень уж полезна.
Будничная   кухня   кланяется   Царю.   Гонцы   выносят   и   ставят   перед
Царём на стол обычные, простые блюда, а затем уходят)
Министр (широким жестом приглашает Праздничную кухню): 
Праздничная кухня!
(Праздничная кухня с поклоном выходит на середину сцены)
Праздничная кухня:
Праздник любит человек,
Да такой, чтобы с душой,
Чтобы пир, Так пир горой!
Рябчики верченые,
Рёбрышки копчёные,
Поросёнок заливной,
Чай душистый разливной.
Ну, а пира царь­пирог,
В нём и ливер, и творог.
И все эти угощенья
Поднимают настроенье.
Раз ты весел ­ знать здоров,
И без всяких докторов.
(Праздничная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед
Царём на стол праздничные блюда, а затем уходят)
Министр (широким жестом приглашает Постную кухню):
Постная кухня:                                      
На Руси из века в век                            На столе совсем 
Пост соблюдает человек,                   не пусто!
Если будешь пост держать,              Главное запомни в
пост
То не будешь голодать.                      Уж не так уж
Как такие вам продукты?                 Стол и прост!
11 Орехи, овощи да фрукты,                  Очищение полезное
Грибочки монастырские,                   И душевное,
Огурчики душистые,                          И телесное!
Клюква в сахаре, калина, 
И брусника, и малина,
Винегрет и каша. 
Вкусна пища наша!
А картофель! 
А капуста! 
(Постная   кухня   кланяется   Царю.Гонцы   выносят   и   ставят   перед
Царём на стол постные блюда, а за ним уходят)
Царь  (почёсывая   затылок,   рассматривает   накрытый   девушками   стол.
Пробует блюда)
Что за вкусная еда!
12 Это вам не ерунда!
Всё по­лез­но! Очень сытно!
И здоров я буду, видно.
(обращается к Министру)
Ну­ка, милый, подь сюды.
Сними пробу­то с еды.
(Министр   пробует   еду,   изображает   изумление.   Царь   наклоняется   к
Министру и заглядывает ему в глаза) Как тебе?
Министр: Вот это да!
Не ел такого никогда!
Царь (обращается к девушкам):
Я подумал и решил:
Чтоб я правил, долго жил,
13 Всех троих беру служить­
Будете меня кормить.
И усвоил я урок:
Каждой кухне­
свой ка­лен­дар­ный срок!
Кухня русская прекрасная, полезная, разнообразная!
Рассказчик:
На Руси из века в век
Мудрость знает человек:
Если трудная работа,
Если в полюшке страда, 
На столе или в котомке 
Очень сытная еда. 
Если праздник, если радость, 
Разносол тогда и сладость.
14 Ну, а если время­пост, 
Стол тогда и строг и прост. 
На Руси из века в век 
Знает русский человек: 
Даст Бог силы и здоровья, 
Если делать всё с любовью! 

Василиса Премудрая:
В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли 
Дед­Всевед: кто может быть мудрее
деда, кто знает ответы почти на все вопросы?
Был бы дедуся,
Никого не боюся,
Дед шиток,
Кулак, молоток.
А бабушку называли Забавушкой, потому что она внукам колыбельные 
песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала. Бабушка, 
бабушка, Золотая сударушка. Бога молишь, Хлебцем кормишь, Дом 
бережёшь, Добро стережёшь. Звучит песня о бабушке.
15 (на сцене появляются Вова и Даша.Даша на цыпочках подходит к Вове и 
шепчет ему на ухо) Даша:
Представляешь, наша бабушка до сих пор играет в игрушки…
Вова:
Да ну?
Даша:
Честное слово я сама видела. 
Вова:
И во что она играла? Кукол наряжала? Как ты, что ли? 
Даша:
Да нет, как играет, не видела. Я просто игрушки у неё видела. 
Вова:
Может, это она нам подарки приготовила? А ты, как всегда, не 
выдержала, залезла и подсмотрела. Разве это хорошо?
Даша:
Эти игрушки у неё в сундучке лежат, уже давно.
Вова:
А чего ты шепчешь­то так таинственно? 
Даша:
Чтобы бабушка случайно не услышала. 
Вова:
Так она в магазин ушла! 
Даша:
Тогда пойдём скорее к ней в комнату. Сам увидишь.(уходят в бабушкину 
комнату и заглядывают в сундучок). 
Даша:
Вот это да! Послушай, они же у бабушки давно в сундучке, а мы и не 
знали. До чего они не обычные! 
Вова:
Мне тоже нравятся. Наверное, бабушка в них играла, когда маленькой 
была, и потом сохранила на память.
(Неожиданно на сцену выходит бабушка.Внуки 
виновато опускают глаза) 
Бабушка:
Ой, Даша, Вова, вы уже вернулись из школы. А что случилось? Почему
такие грустные?
16 Вова:
Бабушка, прости нас, что мы без спроса открыли твой сундучок.
Даша:
Прости!
Бабушка:
Да ничего, я сама давно собиралась вам показать и рассказать о его
содержимом. А поговорим мы с вами об обрядовых и игровых куклах,
которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян.
Вам,   конечно,   не   терпится   поскорее   узнать   о   куклах,   которые
хранятся   у   меня   в   сундучке.   Итак,   я   открываю   свой   волшебный
сундучок…А вы слушайте, удивляйтесь, запоминайте.
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов.
Игровые   куклы   не   подходили   для   обрядов,   ведь   обрядовые   куклы
делали   без   использования   ножниц   и   иголок.   Кукол   делали   без   лица,
чтобы   те   не   стали   похожими   на   людей.   Игру   в   куклы   не   считали
пустой   забавой.   Наоборот,   она   всячески   поощрялась.   Крестьяне
верили, что чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток и
благополучие в семье. Будущему ребёнку сооружали куклу­пеленашку,
которую укладывали в пустую детскую колыбельку, чтобы обжить,
обогреть колыбель А после рождения кукла висела над колыбелькой и
охраняла малыша. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл.
Делали куклу из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ткань плотно
скручивали   в   скатку,
  перетягивали   посередине   специально
изготовленным пояском, который свит из двух нитей. Потом делали
голову, повязывали платочек, плотно пеленали и кукла готова.
Другая кукла, охранявшая детей, называласькувадка. Ее делали, чтобы
охранять только что рожденного младенца. Эти куклы делались из
лоскутков.
Еще   проще   делались  куклы­мартинички.  Весенне­летние   праздники
начинались   обрядом  «заклинания»   весны.   Обязательным   атрибутом
были   маленькие   нитяные   куколки.   Они   были   похожи   на   кисточки,
которые приделывают к шапочкам, только отделяют две пряди для
рук,   белую   и   красную.   Их   вязали   для   проводов   зимы.   Такие   пары
куколок   развешивали   на  ветках   деревьев,   где   их   раскачивал  весенний
ветер.
Были   в   русских   деревнях   куклы­сестрички:крупеничка,   зернушка,
горошинка.  Этих кукол делали из крупы. Насыпали в мешочек гречку
17 или горох. На мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек.
Такая кукла должна способствовать хорошему урожаю.
Очень много было обрядовых кукол ­ кукла­костромушка от 
одиночества, кукла­кумоха с сестрами­ лихоманками, бабушкина 
кукла и другие. А вот кукла­столбушка не обрядовая, а игровая. Тело 
куклы делали из столбика свернутой бересты, поверх которого 
наворачивали лоскутки наряда.
Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Размеры разные: от
огромного чучела Масленицы до маленьких соломенных фигурок. И они
умели плясать, хотя у них не было моторчика. Но если их поставить
на стол и постукивать пальцами по столу, то они пустятся в пляс.
Разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы,
из резины и пластмассы. Разные у них
имена. А есть куклы, у которых на всех одно имя. А какое, отгадайте
сами.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
А всего одна игрушка.
Матрешка
(на сцену выбегают Матрешки) 
Матрешка (1): Подарили мне матрешку, 
Допустила я оплошку: 
Разломила пополам –
Интересно, что же там? 
Можно сказать, что Матрешка ­ главная кукла у нас в стране. Хотя на 
самом деле они появились не так давно, чуть больше ста лет. Первая 
матрешка была выточена токарем В.П. Звездочкиным по эскизам 
художника С.В. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и 
изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. В 
музеях народного творчества можно увидеть матрешек, самых разных 
по величине и оформлению. 
Матрешка (1):
Дуйте в 
дудки, бейте
в ложки! 
18 В гости к 
вам пришли 
Матрешки. 
Ложки 
деревянные, 
Матрёшечки
румяные! 
Матрешка 
(2):
Очень любим мы, матрешки, 
Разноцветные одежки. 
Сами ткем и прядем. 
Сами в гости к вам идем! 
Матрешка (3): Мы ­ Матрешки. 
Мы ­ подружки, 
Утром рано мы встаем. 
Вшестером поем частушки
Звучит музыка. Выход коробейников.
Коробейник 1: Вот пряники русские, бублики пухлые, чай сладкий да 
крепкий!
Хозяйка:  Сколько стоит ваш товар?
Коробейник 2: А мы ничего не продаём, мы задаром раздаём!Коробейник 
3: Просим, гости дорогие, отведать чаю русского крепкого!
Коробейник 1: Чай с плюшками да сушками! 
Ведущая:  ­Подходит к концу наша встреча со стариной. Это только 
маленький эпизод из быта обыкновенной русской семьи. Попробуйте 
поспрашивать ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек: 
может, у них еще сохранились старые вещи, которые могли бы рассказать
об их прежней жизни.
Общее чаепитие.
Литература:
Крюкова Н.С. Живая старина: «конкурсные программы. 5 кл.» ­ Читаем, 
учимся, играем. – 2007. ­№4. – с. 83­86. 
19 Кудерова О.А. Куклы из бабушкиного сундука: Фольклорный праздник о 
русской народной кукле. – Читаем, учимся, играем. – 2009. ­ №8. – с. 104­
107. 
Пех А.А., Полосухина О.В. Хороша кухня русская! Сценарий театральной 
.постановки. – Читаем, учимся, играем. – 2009. ­№11. –        с. 107­109.
20

Цель мероприятия:

познакомить учащихся со старинным русским бытом, предметами обихода, обычаями, песнями, пословицами, поговорками и культурой русского народа; воспитывать у учащихся уважения к русской культуре;

через знание и понимание истории культуры России пробуждать в сердцах детей чувство любви к народному Отечеству.

Предварительная подготовка:

*подготовить материал: загадки, поговорки, пословицы, сказки-небылицы, русские народные песни, стихи;

* оформить зал: стенд с заголовком названия мероприятия «Живая старина», рисунки ребят с изображением

интерьера русской избы, различная бытовая утварь, сундук, стол покрытый скатертью, скамья, соломенная,

тряпичная куклы, куклы-мартинички, матрёшка, мешочки с разной крупой;

*меню блюд: праздничной, повседневной и постной кухни;

*костюмы для участников мероприятия;

Ход мероприятия:

Василиса Премудрая:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесёмся в те далёкие времена, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с её бытом. Вы узнаете, что обозначает слово «быт»? (ребята отвечают) Слово «быт» происходит от слова «бытие», то есть «жизнь». Быт-это повседневная жизнь людей, которая включает всё: то, как люди жили, что ели и пили, во что одевались да как развлекались. Всё, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать. Итак, начнём наше путешествие. Вот, видите (указывает на макет избы)-русская изба. А знаете, как её строили? (ребята отвечают)

Сначала закладывали основу дома — фундамент. На фундамент ставили сруб — это основная часть дома, название

которой происходит от слова «рубить». Делался сруб из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим

умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один на другой, посредством зубцов

в нижнем и выемок в верхнем брусьях, так, что зубцы вставлялись в эти выемки. Для теплоты между брёвен

клали ещё и мох. Говорили что «у каждого бревна своя постеля». Потом покрывали крышу, отделывали дом

внутри и, конечно, украшали дом резьбой. Строили дом два месяца — за лето должны были управиться.

А теперь попробуйте отгадать загадки о доме и его частях.

Загадки

-Стоит копна,

Вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идёт?

Изба

-Поля стеклянны,

Межи — деревянны.

Окно

-Два братца глядятся,

Ввек не сойдутся.

Пол и потолок

-Набита пухом,

Лежит под ухом?

Подушка

-Четыре братца

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной крышей стоят?

Стол

(ребята отгадывают загадки)

Звучит песня «Изба» Ведущая

— А сейчас ребята давайте попробуем представить дом в древности. Раньше не говорили дом, а говорили изба- тёплая половина дома с печью, название происходит от слова «истопить», «истобка». Как вы считаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего начать? Для того чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.

— Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня,

Пасть открывает,

Что дают — глотает.

Печь

(ребята отгадывают загадку)

Правильно! Самой главной и необходимой в жилище была печь. В старину даже поговорка была:»Плясать от печки» (т. е. сначала). Зимой обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почётное место в избе, относились к ней с уважением.

Теперь давайте посмотрим, а какой утварью пользовались раньше, т. е. предметами, принадлежностями, Которые нужны были в хозяйстве (ведущий показывает представленные предметы). Здесь ребята, вы видите разную утварь. Ухват — железная дужка в виде рогов коровы по диаметру чугунов на длинной деревянной рукояти. А какое интересное название «чугунок»? Чугунок-это чугунный горшок, делался из чугуна — разновидность металла. Кочерга — «палка с сучком на одном конце».Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить бельё. А как же это делалось? У нас здесь представлены предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель, скалка. Скалка — образовано от скать «тонко раскатывать, вытягивать». Одежду носили домотканую — льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках, но для этого нитки сначала нужно было напрясть на прялке. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. Веретено-«вертящаяся палочка». По диагонали от печи в доме находился Красный угол. Это было самое святое место-здесь помещались иконы. Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Кроме лавок спали ещё на полатях-деревянном настиле. Они находились под потолком между печкой и стеной. Под лавками стояли сундуки и рундуки. Рундук — приделанный к стене шкаф с полками без дверей и стёкол. В них хранили разное добро. Вот и вся мебель. Василиса Премудрая:

Ребята, как вы думаете, что же ели наши предки, какие напитки любили? (ребята отвечают) Каша была ежедневным блюдом деревенских жителей. Чаще гречневая, овсяная, реже — пшённая. Кушанье это немудрёное, его всякий сварит: была бы крупица да водица. Кашу варили в горшке. Любимая каша была гречневая. Кашу сдабривали маслом. Богатые-маковым или ореховым, а бедные — льняным, конопляным, горчичным. Еду ставили на стол в общем горшке или миске на всю семью. Черпали ложками по очереди, только после того, как это сделает глава семьи. Ели деревянными ложками. Тот, кто нарушал порядок за столом, получал ложкой по лбу. А пили квас, кисель, молоко. Говорили: «Киселём брюхо не испортишь».

Конкурс «Угадай крупу» (ребятам предлагаются мешочки с различной крупой, дети отгадывают, из какой

крупы, какая каша варится)

Ведущая

А сейчас мы посмотрим сказку об особенностях питания в будни, посты и праздники «Хороша кухня русская!»

(звучит русская народная музыка)

Рассказчик:

В русском царстве,

В нашем государстве

Жил-был царь,

Стороны сей государь.

(появляется Царь, шаркая ногами и кряхтя)

Стар был царь:

То в боку кольнёт,

То в ноге стрельнёт.

И решил он, что беда-

Неразумная еда.

Вот велел узнать правитель, Стороны сей повелитель, Что же ест его народ, Что кладёт себе он в рот. Царь (встаёт и кричит за кулисы слугам):

Эй, министры,

Эй, гонцы!

Подь сюда вы, молодцы!

(вбегают Министр и гонцы(2), кланяются Царю)

Посылаю вас в народ.

Чем набит его живот?

Они косят, они жнут,

Не болеют и не мрут.

Я же старый,

Я же слабый,

Организм мой очень дряблый.

Чтоб здоровьице направить,

Рацион надо поправить. И велю на двор царёв

Прислать лучших поваров.

Гонцы (вместе)

Царь наш батюшка, для вас

Всё исполним, сей же час.

Чем питается народ.

Разузнаешь ты вот-вот.

(Царь многозначительно кивает. Гонцы кланяются и убегают)

Рассказчик:

Царь остался ожидать,

Сел на трон ногой болтать.

О своём здоровье хлипком

Он пытался рассуждать.

Царь:

Годы мчаться, стар я стал,

Не на шутку захворал,

Ломит всё, во лбу трезвон…

Еле я сажусь на трон.

Так не хоцца помирать-

Мне ж страною управлять!

Что же съесть бы мне такого,

Чтобы сразу быть здоровым?

Ох, замучил лекарь этот:

(передразнивает лекаря)

 «Нужно сесть вам на диету!»

Надоело мне до слёз

Есть пророщенный овёс.

Что мне делать? Как мне быть?

Как питанье на-ла-дить?»

Рассказчик: Время шло…

И вот е светлицу

Пришли красные девицы.

(появляются Будничная кухня, Праздничная кухня и Постная кухня. Девушки кланяются Царю)

Министр (Царю):

Хватит, Царь, тебе хворать,

Поваров давай встречать.

Говорят, от их обедов

Можешь на ноги ты встать.

Царь:

Ну, и как же быть, девицы?

Кого взять к себе трудиться?

Кто из вас готовит вкусно,

Да полезно и искусно?

Ну-ка, каждая из вас

О себе поведай щас.

Министр (широким жестом приглашает Будничную кухню на середину сцены): Будничная кухня!

(Будничная кухня с поклоном выходит на середину сцены)

Будничная кухня:

На Руси из века в век

Трудиться любит человек,

Землю любит, потому

Ест он хлеб, грибы, крупу,

Щи хлебает,

Репу варит,

Мясо квасом запивает.

На столе стоит уха,

Колбаса и потроха.

Приготовлено с любовью

Образом естественным,

Потому вся та еда

Очень уж полезна.

Будничная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед Царём на стол обычные, простые блюда, а затем уходят)

Министр (широким жестом приглашает Праздничную кухню):

Праздничная кухня!

(Праздничная кухня с поклоном выходит на середину сцены)

Праздничная кухня:

Праздник любит человек,

Да такой, чтобы с душой,

Чтобы пир, Так пир горой!

Рябчики верченые,

Рёбрышки копчёные,

Поросёнок заливной,

Чай душистый разливной.

Ну, а пира царь-пирог,

В нём и ливер, и творог.

И все эти угощенья

Поднимают настроенье.

Раз ты весел — знать здоров,

И без всяких докторов.

(Праздничная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед Царём на стол праздничные блюда, а затем уходят)

Министр (широким жестом приглашает Постную кухню):

Постная кухня:

На Руси из века в век

Пост соблюдает человек,

Если будешь пост держать,

То не будешь голодать.

Как такие вам продукты?

Орехи, овощи да фрукты,

Грибочки монастырские,

Огурчики душистые,

Клюква в сахаре, калина,

И брусника, и малина,

Винегрет и каша.

Вкусна пища наша!

А картофель!

А капуста!

На столе совсем не пусто! Главное запомни — в пост-

Уж не так уж стол и прост- Очищение столь полезное

И душевное, и телесное.

(Постная кухня кланяется Царю. Гонцы выносят и ставят перед Царём на стол постные блюда, а за ним уходят)

Царь (почёсывая затылок, рассматривает накрытый девушками стол. Пробует блюда)

Что за вкусная еда!

Это вам не ерунда!

Всё по-лез-но! Очень сытно!

И здоров я буду, видно.

(обращается к Министру)

Ну-ка, милый, подь сюды.

Сними пробу-то с еды.

(Министр пробует еду, изображает изумление. Царь наклоняется к Министру и заглядывает ему в глаза) Как тебе? Министр: Вот это да!

Не ел такого никогда!

Царь (обращается к девушкам):

Я подумал и решил:

Чтоб я правил, долго жил,

Всех троих беру служить-

Будете меня кормить.

И усвоил я урок:

Каждой кухне-

свой ка-лен-дар-ный срок!

Кухня русская прекрасная, Полезная, разнообразная!

Рассказчик:

На Руси из века в век

Мудрость знает человек:

Если трудная работа,

Если в полюшке страда,

На столе или в котомке

Очень сытная еда.

Если праздник, если радость,

Разносол тогда и сладость.

Ну, а если время-пост,

Стол тогда и строг и прост.

На Руси из века в век

Знает русский человек:

Даст Бог силы и здоровья,

Если делать всё с любовью!

Василиса Премудрая:

В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед-Всевед: кто может быть мудрее

деда, кто знает ответы почти на все вопросы?

Был бы дедуся,

Никого не боюся,

Дед шиток,

Кулак, молоток.

А бабушку называли Забавушкой, потому что она внукам колыбельные песенки пела и сказки сказывала, разные загадки придумывала. Бабушка, бабушка, Золотая сударушка. Бога молишь, Хлебцем кормишь, Дом бережёшь, Добро стережёшь. Звучит песня о бабушке.

(на сцене появляются Вова и Даша. Даша на цыпочках подходит к Вове и шепчет ему на ухо) Даша:

Представляешь, наша бабушка до сих пор играет в игрушки…

Вова:

Да ну?

Даша:

Честное слово я сама видела.

Вова:

И во что она играла? Кукол наряжала? Как ты, что ли?

Даша:

Да нет, как играет, не видела.  Я просто игрушки у неё видела.

Вова:

Может, это она нам подарки приготовила? А ты, как всегда, не выдержала, залезла и подсмотрела. Разве это хорошо?

Даша:

Эти игрушки у неё в сундучке лежат, уже давно.

 Вова:

А чего ты шепчешь-то так таинственно?

Даша:

Чтобы бабушка случайно не услышала.

Вова:

Так она в магазин ушла!

Даша:

Тогда пойдём скорее к ней в комнату. Сам увидишь. (уходят в бабушкину комнату и заглядывают в сундучок).

Даша:

Вот это да! Послушай, они же у бабушки давно в сундучке, а мы и не знали. До чего они не обычные!

Вова:

Мне тоже нравятся. Наверное, бабушка в них играла, когда маленькой была, и потом сохранила на память.

(Неожиданно на сцену выходит бабушка. Внуки виновато опускают глаза)

Бабушка:

Ой, Даша, Вова, вы уже вернулись из школы. А что случилось? Почему такие грустные?

Вова:

Бабушка, прости нас, что мы без спроса открыли твой сундучок.

Даша:

Прости!

Бабушка:

Да ничего, я сама давно собиралась вам показать и рассказать о его содержимом. А поговорим мы с вами об обрядовых и игровых куклах, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Вам, конечно, не терпится поскорее узнать о куклах, которые хранятся у меня в сундучке. Итак, я открываю свой волшебный сундучок…А вы слушайте, удивляйтесь, запоминайте.

На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Игровые куклы не подходили для обрядов, ведь обрядовые куклы делали без использования ножниц и иголок. Кукол делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей. Игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток и благополучие в семье. Будущему ребёнку сооружали куклу-пеленашку, которую укладывали в пустую детскую колыбельку, чтобы обжить, обогреть колыбель А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл.

Делали куклу из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ткань плотно скручивали в скатку, перетягивали посередине специально изготовленным пояском, который свит из двух нитей. Потом делали голову, повязывали платочек, плотно пеленали и кукла готова.

Другая кукла, охранявшая детей, называлась кувадка. Ее делали, чтобы охранять только что рожденного младенца. Эти куклы делались из лоскутков.

Еще проще делались куклы-мартинички. Весенне-летние праздники начинались обрядом «заклинания» весны. Обязательным атрибутом были маленькие нитяные куколки. Они были похожи на кисточки, которые приделывают к шапочкам, только отделяют две пряди для рук, белую и красную. Их вязали для проводов зимы. Такие пары куколок развешивали на ветках деревьев, где их раскачивал весенний ветер.

Были в русских деревнях куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. Этих кукол делали из крупы. Насыпали в мешочек гречку или горох. На мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек. Такая кукла должна способствовать хорошему урожаю.

Очень много было обрядовых кукол — кукла-костромушка от одиночества, кукла-кумоха с сестрами- лихоманками, бабушкина кукла и другие. А вот кукла-столбушка не обрядовая, а игровая. Тело куклы делали из столбика свернутой бересты, поверх которого наворачивали лоскутки наряда.

Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Размеры разные: от огромного чучела Масленицы до маленьких соломенных фигурок. И они умели плясать, хотя у них не было моторчика. Но если их поставить на стол и постукивать пальцами по столу, то они пустятся в пляс.

Разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них

имена. А есть куклы, у которых на всех одно имя. А какое, отгадайте сами.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

А всего одна игрушка.

Матрешка

(на сцену выбегают Матрешки)

Матрешка (1): Подарили мне матрешку,

Допустила я оплошку:

Разломила пополам –

Интересно, что же там?

Матрешка (2):

Там еще одна матрешка. Улыбается, дурешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать. Матрешка (3):

Я — матрешка — сувенир,

В расписных сапожках. Прогремела на весь мир Русская матрешка. Матрешка (4):

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я –

Щеки, словно розы! Матрешка (5):

Мы красавицы Матрешки, Разноцветные одежки. Матрешка (1):

Раз — Матрена,

Матрешка (2):

Два — Малаша,

Матрешка (3):

Мила — три.

Матрешка (4)

Четыре — Даша.

Матрешка (5):

Маргарита — это пять. Матрешка (6):

А с Марией будет шесть. Матрешки (вместе):

Нас не трудно перечесть! Бабушка:

Можно сказать, что Матрешка — главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле они появились не так давно, чуть больше ста лет. Первая матрешка была выточена токарем В.П. Звездочкиным по эскизам художника С.В. Малютина. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. В музеях народного творчества можно увидеть матрешек, самых разных по величине и оформлению.

Матрешка (1):

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли Матрешки. Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Матрешка (2):

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем.

Сами в гости к вам идем!

Матрешка (3): Мы — Матрешки.

Мы — подружки,

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером. Матрешка (4):

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть. Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть. Матрешка (5):

И кроваток нам не нужно, Потому что в час ночной Матрешка (6):

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой. Василиса Премудрая:

Подходит к концу наша встреча со стариной. Это только маленький эпизод из быта обыкновенной русской семьи. Попробуйте поспрашивать ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек: может, у них еще сохранились старые вещи, которые могли бы рассказать об их прежней жизни.

Литература:

Крюкова Н.С. Живая старина: «конкур. прог. 5 кл.» — Читаем, учимся, играем. – 2007. -№4. – с. 83-86.

Кудерова О.А. Куклы из бабушкиного сундука: Фольклорный праздник о русской народной кукле. – Читаем, учимся, играем. – 2009. — №8. – с. 104-107.

Пех А.А., Полосухина О.В. Хороша кухня русская! Сценарий театр. постановки. – Читаем, учимся, играем. – 2009. -№11. –        с. 107-109.

Сценарий массового мероприятия. Час истории «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Ведущая.- Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. — Веселья вам и радости!

Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

Ведущая. — Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром.

Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта,благополучия.

Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.

Тщательно начищенный, он красовался на самом

видном и почетном месте в комнате.Появление этого «медного чуда» связано с широким распространением в России заморского напитка — чая.

Впервые на Руси чай появился в 17 веке, его подарил русскому царю один из монгольских ханов. О целебных свойствах чая народ сложил поговорки:

«Чай пьешь — до ста лет проживешь»,»Выпей чайку — позабудешь тоску».

В России утвердился обычай заваривать чай в небольшом количестве, то есть готовить заварку и разбавлять ее по мере надобности кипятком.

Для кипячения воды для чая и был изобретен самовар. Первое известное упоминание о самоваре относится к 1746 году.

Ведущая. -Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ведущая. -Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

Или после бани…

Ведущая. -Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Ведущий 3. В старые времена был обычай у русского народа — как заканчивали полевые работы — собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали — коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки.

— Как у нас сейчас?

Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

Ведущий 2. А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

Ведущий 3. Прядение — работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно

.ПЕСНЯ

Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и орудие труда — на ней женщины с детства и до старости пряли нитки, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок — символ счастья, доброе напутствие отца в новую жизнь дочери,отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера. Именно поэтому прялки нарядно украшали.

— Да, весело и не скучно! То песню затянут, то шуткой перебросятся

ПЕСНЯ

Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». Все было приспособлено для приготовления пищи.

Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. На полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари — корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна — неизменная прялка. На стенах — расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались — подзоры.

Почетное место в избе — «красный угол», здесь на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась — стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все.

Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме — печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже мылись!

Русская печь- это и посуда особой формы: горшки и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь круглую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. В старину говорили так:

«Печь нам, что мать родная. На печи зимой красное лето».

Устраивал русский люд и праздники

С массовыми гуляньями, песнями, шутками, прибаутками.

Наиболее известен такой праздник как Масленица

1 вед. Веселится русский народ,

           Только красна – девица пригорюнилась, опечалилась.

           Быть скоро свадьбе.

2 вед. Свадьбы крестьян устраиваются почти везде однообразно,

           Только с некоторыми отличиями в обрядах.

           Жених и невеста часто не знают друг друга,

           Но женятся по воле и расчетам родителей.

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

ТАНЕЦ

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?…

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией) это точно…завидный…

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

Сова близ дома кричит – к новорождённому.

Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

Мыло за пазухой спасает от порчи.

Не играй ножом – ссора будет.

Ключи на столе – к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, хотели узнать о будущем, вспоминали о прошлом,

ИСТОРИЯ СЕЛА

Жизнь такая, не иная

           Не заморская, чужая

           Это наша сторона,

           Всё, что было вспоминая

           Пусть живёт страна родная,

           Очень русская, земная

           В мире лучшая страна!

Игровое занятие для учащихся 2 класса,
посвящённое устному народному творчеству. В
подготовке принимают участие ученики данного
класса. На роли ведущих можно привлечь учеников
старших классов.

Учитель: Русский народ богат своими
традициями, обычаями и обрядами, связанными с его
трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Жизнь
русского народа отразилась в его творчестве, с
которым мы встречаемся с раннего детства. Это и
хитрые загадки, колыбельные песни, потешки и
прибаутки, мудрые пословицы, торжественные
былины о славных подвигах богатырей, защитников
земли русской и, конечно же, сказки –
героические, волшебные, бытовые. И сегодня мы
собрались, чтобы ещё раз прикоснуться к чуду
народного творчества.

1 ученик.

Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

2 ученик.

Хоть и более привычны нам полёты на Луну,
Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину.

1 ведущий. Вместо слов устное народное
творчество иногда говорят фольклор, что в
переводе с английского языка означает народная
мудрость, народное знание. Российские учёные
традиционно называют фольклором только
словесное творчество. О нём ещё говорят «живая
старина», «народная поэзия».

2 ведущий. Фольклор сопровождает
человека от колыбели до могилы. Знакомство с ним
начинается с самых первых дней жизни.

А бабай, бабай, бабай,
Ты, собаченька, не лай,
И, гудочек, не гуди,
Нашего Ваню не буди.
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота,
А ворота: скрип, скрип!
Не буди те у нас Ваню,
У нас Ваня спит, спит.

(Колыбельные ведущие могут спеть сами, можно
также включить аудиозапись).

– Как называются такие песни? (Колыбельные)
– Кто из вас может исполнить колыбельную песню?

(Дети готовились к этой игре, поэтому
несколько человек исполнят колыбельные)

2 ведущий. Подрастёт Ваня, а его уже
ждут новые песенки и приговорки. Становится на
ножки, его поддерживают и приговаривают:

Дыбок, дыбок,
Скоро Ванюшке годок!

Выкупают Ваню в деревянном корыте и, когда
станут окачивать в последний раз, проведут рукой
по телу и обязательно скажут:

С гуся вода,
С Ванюшки вся худоба!

1 ведущий. Потом начинаются самые
первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая…»,
«Ладушки». Посадит отец Ваню на ногу и качает:
«Поехали, поехали, с орехами, орехами!» Всё
быстрее и быстрее:

Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам – Бух в ямку!

2 ведущий. Ну а чтоб не скучать, давайте
в игры играть! Посмотрим, кто больше потешек и
приговорок знает. (Дети по очереди выходят к
доске, рассказывают приговорки, сопровождая
движениями, если необходимо).

1 ведущий. Ваня уже умеет говорить. Но
ещё не все звуки у него получаются. Тут на помощь
ему приходят скороговорки и чистоговорки.

Ученица рассказывает стихотворение:

Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку:
«На дворе растёт трава,
На траве лежат дрова»
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь!
«На дворе растут дрова,
На дровах лежит трава».
До чего же всё занятно,
До чего же непонятно!.
Все 14 ребят быстро не про-
Быстро гово-
Быстро не проговорят.
– Только я одна умею,
Не сбиваюсь, не робею:
«Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!»
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.

1 ведущий. Вот так чудеса! На доске
вырос цветик-семицветик и каждый лепесток с
секретом!

(С обратной стороны каждого лепестка
написана скороговорка.)

Кто лепесток срывает,
Скороговорку нам читает!

2 ведущий. У всех первобытных людей
существовал обряд посвящения мальчиков в
полноправные члены рода – охотники. Чтобы
выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно
было доказать свою физическую силу, ловкость,
мужество – убить огромного хищника, выдержать
боль. А ум, знания, сообразительность он должен
был проявить в отгадывании загадок. (Выбор
загадок зависит от
знаний детей и их уровня
подготовки
)

Начинали с загадок о человеке:

  • Их не сеют, не сажают –
    Они сами вырастают. (Волосы)

  • Тридцать молотят –
    Один поворачивает. (Зубы и язык)

Затем загадывали о том, что ближе всего к
человеку – об одежде, доме:

  • Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
  • Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
  • Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

Потом круг расширяется: загадывали про огород,
сад, поле, пасеку, животных:

  • Не огонь, а жжётся. (Крапива)

  • Сидит Игнатка на грядке весь в
    заплатках,
    Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

А последними шли загадки о снеге, молнии, громе,
о звёздах и месяце – обо всём, что казалось в
древности самым непонятным и загадочным.

  • Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце)
  • Заревел вол на сто гор, на тысячу городов. (Гром)
  • Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно
    всё сошло. (Снег)

1 ведущий: Нелепицы, нескладухи,
небывальщины – в них всё нарочно перепутано,
перемешано, соединено то, что соединиться никак
не может. Они родились в давние времена. Самые
старые из них говорят о крестьянской жизни.

А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

(Выступают несколько учеников с небылицами и
сценками)

1 ученик:

Небывальщины-небылицы,
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы,
В медном ларце,
На дубовом поставце,
Кого хочешь – позабавь,
А ларец обратно на место поставь.

2 ученик.

На заборе сидит утка,
Песню звонкую поёт,
А Егорова старуха
Сено свежее жуёт…

3 ученик:

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл…

Сценка

– Здорово, кума!
– На рынке была.
– Ты что, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.

2 ведущий. «Без пословицы не
проживёшь», – считали люди в старину, и с этим
трудно не согласиться.
Пословицы складывались на Руси задолго до того,
как появилась грамота. Народ, ещё не умеющий ни
писать, ни читать, как бы создавал свою устную
грамоту, школу. В лучших своих пословицах и
поговорках люди передавали от отца – к сыну, от
деда – к внуку свои самые заветные правила жизни,
учили детей уму-разуму. В них опыт и мудрость
многих поколений.
Старинные пословицы и поговорки живут в нашем
родном языке и сегодня: и в разговорной речи, и в
книгах. Говорят: «Пословица – всем делам
помощница». Она и вам поможет украсить свою речь,
сделать её ярче, живее, остроумнее.

«Собери пословицы».

На карточках записаны части пословиц,
которые надо восстановить.

Сделал дело –
Слово не воробей,
Грамоте учиться
На чужой сторонушке
Труд человека кормит,
Хорошую дружбу
а лень портит.
всегда пригодится.
гуляй смело.
и топором не разрубишь.
вылетит – не поймаешь.
своей воронушке.

Учитель. Вот и закончилось наша игра,
но не закончилось наше путешествие по стране
устного народного творчества. Сегодня мы
прикоснулись к малой частичке этого волшебного
искусства. В следующий раз мы поговорим о
сказках. А чтобы наша встреча прошла
увлекательно и интересно, надо прочитать как
можно больше русских народных сказок. Большое
спасибо всем участникам.

Приложение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника женское счастье
  • Сценарий праздника железнодорожника
  • Сценарий праздника дружбы народов поволжья
  • Сценарий праздника дружбы народов венок дружбы
  • Сценарий праздника древний египет