Сценарий праздника золотая хохлома

Итоговое мероприятие  проектной деятельности "Золотая Хохлома"

Сценарий праздника «Золотая Хохлома!»

Дети входят в  зал, исполняют танец «Где берёзоньки шумят», встают в полукруг

Ведущая: Сколько сказочных мест у России, городов у России не счесть,

                   Может, где–то бывает красивей,  но не будет роднее, чем есть!

1 ребёнок: Россия – танец — хоровод берёзок на полях,
                   Россия – синий небосвод в плывущих облаках.

2 ребёнок: Россия – вьюга – завитки серебряной реки.
                   Россия – нежные цветки – ромашки, васильки.

3 ребёнок: Россия – солнца аромат и скошенной травы.
                   Россия – горько-терпкий вкус рябины и травы.

4 ребёнок: Россия – пенье ручейка: от ласточки привет.
                   Россия – милый уголок, что вечно дарит свет!

Исполняют песню с солистом  «Красно солнышко», садятся

Звучит музыка

Ведущая: Собрались сегодня тут не по простому случаю —

                   Славной матушки Руси промысел покажем мы.

                   Велика Россия наша и талантлив наш народ.

                   О Руси родной, умельцах на весь мир молва идёт!

Ведущая: С незапамятных времён на Руси в жизни русского народа важное место

                   занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».

                   Она сочетала производство повседневных предметов быта с

                   высокохудожественными способами их изготовления и украшения.

                   В русских промыслах отображается всё многообразие исторических,

                   духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из

                   которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов

                   выражают отличительные черты и неповторимость русской

                   традиционной культуры.

                   А вы, гости дорогие, знаете, ли,  хотя бы некоторые из них?

диалог с залом

Ведущая:   Верно, в России народных художественных промыслов великое

                    множество,  вот и сегодня мы вам расскажем  об одном из них.

                    И не просто вам расскажем, а расскажем и покажем! 

                    А о каком догадайтесь сами.  Послушайте мою загадку:

                    Резные ложки и ковши, ты разгляди-ка, не спеши.

                    Там травка вьётся, и цветы растут нездешней красоты.

                    Блестят они, как золотые, а может солнцем налитые.

                    Что же это? (Хохлома)

Ведущая: Верно – это Хохлома.

                  Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке

                  в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную

                  роспись деревянной посуды и мебели. А как же появляются такие

                  драгоценные изделия, хотите узнать?

Под музыку выходят 12 детей

1 ребёнок: Сначала мастера делают изделия из дерева. Посуду или мебель.

2 ребёнок: Потом на деревянные  изделия  наносится не золотой, а серебристый             оловянный порошок.

3 ребёнок: После этого изделия покрываются специальным составом и три-четыре раза обрабатываются в печи, чем достигается медово-золотистый цвет.

4 ребёнок: Когда изделия  готовы, мастера расписывают их необыкновенными узорами.

5 ребёнок: Хохломская роспись считалась символом огня, а цвет связывался с чем-то прекрасным, красивым, со светом солнца,  с цветом неба и небесным явлением.

6 ребёнок: Этот вид росписи как будто пронизан лучами света, а само изделие излучает свет от золотого сияния. Если всматриваться  в него внимательно, перед глазами  возникают чудесные видения.

7 ребёнок: А почему же нашу Хохлому называют золотой, хотите узнать?   (ответы)

                   Тогда слушайте легенду. Слушайте внимательно, запоминайте старательно.

8  ребёнок:  На Волгу в давние века пришёл мужик издалека.

                      Он был весёлый молодец, великий мастер и творец.

                      Он дом построил, начал жить, из липы стал он мастерить

                      Посуду, мебель и кадушки, детишкам разные игрушки.

9 ребёнок: Однажды, чуть заря зардела, к нему жар – птица прилетела.

                    Он птицу кашей накормил, душистым мёдом угостил.

                    И в благодарность за добро она дала ему перо.

                    «Взмахни ты им над всей посудой, и для тебя свершиться чудо».

                     Сказала так и улетела. Мужик же принялся за дело.

                     Махнул жар – птицыным пером,  и засияло все кругом!

10 ребёнок:  На чёрный фон, как ночь густая, ложилась краска золотая,

                       А сочных ягод красный цвет похож на утренний рассвет.

                       Вот здесь петух, а там цветы – всё небывалой красоты.

                       Народ от быстрого ума назвал ту роспись: «Хохлома».

11 ребёнок: Талант свой мастер не скрывал, его он детям передал,

                      А дети внуков научили, а те соседям раздарили.

                      О хохломе молва пошла, и слава та до нас дошла.

12  ребёнок: Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!

                       Яркая, лучистая, узоры золотистые!

                       Птица хохломская крыльями махала — крыльями махала, злато рассыпала.

                       Злато рассыпала, в танец созывала!

Исполняют танец «Золотая хохлома», садятся

Ведущая: Почему же хохломская роспись так полюбилась людям? Потому, что

                  сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный яркий

                  цвет. Роспись у мастеров выходит яркая, а узоры настолько удивительные,

                  что хочется смотреть на них снова и снова. Хохломские  изделия хороши  

                  необыкновенно! Они  запоминаются своей красотой, праздничностью.

                  Много выдумки и фантазии у народных умельцев.

                  Ребята, перечислите, пожалуйста, элементы, которые встречаются в узорах

                  хохломы.

Дети: Травка, завиток, листья, ягоды, капельки, птицы, рыбки.

Хохлома: Верно. В этих узорах мастера используют  необыкновенные  цвета. А

                  какие, мы сейчас узнаем у вас. Мы загадки знаем и вам их загадаем.

Дети по очереди загадывают загадки гостям

1 ребёнок: В росписи у мастеров, много красочных цветов.
                   Самый яркий и прекрасный, это цвет, конечно…
(красный)

2 ребёнок: Он из всех неяркий самый, только веришь или нет —

                    Можно видеть этот цвет и с закрытыми глазами! (чёрный)

3ребёнок: Цвет травы, листвы у клёна. Ну, конечно же,… (зелёный)

4 ребёнок: Одуванчику привет! И привет купальнице!

                    Ваш весёлый, яркий цвет всем нам очень нравится! (жёлтый)

5 ребёнок: Он прыгает, смеётся, но в руки не даётся,

                    Он солнечный и быстрый, как зайчик… (золотистый)

Ведущая:  Действительно, цвета и узоры свои русский народ взял у природы –

                   матушки:  у лесов, полей, садов. Поэтому они и получились такими

                   сказочными. А как мастера расписывали и расписывают и в наше время

                   посуду! Хохломская посуда – это посуда, достойная царского стола.

                   Не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой. Бочонки, ладьи,

                   солонки, тарелки, вазы… А какие ложки!

Под весёлую музыку выходит мальчик- коробейник с ложками.

Мальчик: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь!

                   Ложки золочёные, узоры кручёные.

                   Хочешь щи ими хлебай, а хочешь музыку играй!

                   Когда сыт — тогда и весел! Разбирайте ложки, повеселим гостей немножко!

Мальчики берут ложки, встают в полукруг

1 ребёнок: Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!

                    Яркая, лучистая, узоры золотистые!

2 ребёнок: Наши ложки Хохломские самый лучший сувенир,

                    С позолотой – не простые, прогремели на весь мир!

3 ребёнок: Пляшет эхо, пляшет тень, пляшут все, кому не лень.

                    Ой,  жги, говори! Заиграли ложкари,

                    Ударили ложки, как звонкие ладошки.

4 ребёнок: Птица хохломская крыльями махала. Крыльями махала, злато рассыпала.

                    Злато рассыпала, оркестр затевала!

Исполняют оркестр ложкарей «Светит месяц» р.н.п., садятся

Ведущая: Многие поэты восхищались Хохломским искусством и сложили свои

                  прекрасные стихотворения  об этом  замечательном и чудесном промысле.    

                  Давайте, послушаем.

Чтение стихотворений

1 ребёнок: Хохломская роспись  — алых ягод россыпь,
                   Отголоски лета в зелени травы,
                   Рощи-перелески, шёлковые всплески
                   Солнечно-медовой золотой листвы.
2 ребёнок: У красы точёной сарафан парчовый,
                   По волнам узоров яхонты горят.
                   Что за чародеи хохлому одели,
                   В этот несказанный, праздничный наряд!
3 ребёнок: Роспись хохломская — песня колдовская,
                   В терема-светлицы просится сама.
                   И на целом свете нет таких соцветий,
                   С хохломой сравнится только хохлома!

Ведущая: Спасибо, за замечательные стихи, ребята. А сколько музыкантов написало

                   удивительных песен и танцев, вдохновлённых яркими красками Хохломы!

Девочки уходят за занавес, берут платочки

Мальчик: Ах, какой чудесный звон раздался со всех сторон.

                   Разбудил и лес, и луг, закружило всё вокруг!

                   Всё играет и поёт, это уж как водится,

                   Хохлома  к себе зовёт  хороводиться!

Девочки исполняют «Хоровод с платочками», садятся

Ведущая: Ребята, мы с вами и на занятиях, и сегодня, на празднике  много говорили

                  об особенностях хохломской росписи. А сейчас пришла пора поиграть нам,

                  детвора!

  1. Проводится игра «Найди Хохломскую роспись»

На двух столах лежат плоскостные силуэты Хохломской, Городецкой, Дымковской, Гжельской  росписи. Вызывается двое детей. Нужно выбрать силуэты только с Хохломской росписью. Второй раз можно пригласить родителей.

  1. Проводится игра «Вот какая она, Хохлома!»

Все встают в круг, Ведущая берёт дощечку, задаёт вопросы, дети передают по кругу дощечку и рассказывают про роспись

Ведущая: Вот чудесная дощечка, поиграем с ней друзья,

                  Про Хохлому скажи словечко, а может быть и слова два.

Ведущая:   Что украшают хохломские мастера своей росписью?

                   — Какие элементы используют хохломские мастера? 

                   — Какие цвета используют в росписи?

Ведущая: Ставьте ушки на макушки, мы споём для вас частушки!

                  Лукавые, задорные, останетесь довольные!

Выходят дети, исполняющие частушки

1 ребёнок: Осень, осень, всё сама  прячет злато в закрома.

                    Ну, какое это злато — всё сплошная хохлома!

2 ребёнок: Все листочки как листочки,  здесь же — каждый золотой.

                    Красоту такую люди  называют хохломой!

3 ребёнок: Хохлома да хохлома — разукрашу все дома,

                    А потом всю улицу,  петуха и курицу!

4 ребёнок: Бабка деда до обеда  заставляла рисовать,

                    Ведь в красивую посуду щи приятно наливать!

5 ребёнок: Я вчера такое видел — не расскажешь никому!

                    Сидит заяц на берёзе и рисует хохлому!

6 ребёнок: Надою я молока  и налью котёнку.

                    Разрисую хохломой  милую Буренку.

7 ребёнок:  Славим руки золотые, те, что пишут хохлому,
                    Вкладывают сердце, душу в эту дивну красоту!
8 ребёнок: Золотая  хохлома — ты и гордость и краса!
                   Радуй мир и прославляй наши милые края!

Все дети: Мы частушки вам пропели, хорошо ли плохо ли,

                 А теперь мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

Садятся

Ведущая: Гордимся мы тобой Россия, таких умельцев — нет нигде!

                  И Хохлома, и Гжель, и Дымка – весь мир завидует тебе!

                  Любят взрослые и дети  наши сувениры,
                 Мы желаем всем на свете  радости и мира!

Все дети встают врассыпную, исполняют песню «Русский сувенир»

Рассказчица: Маленькие русские селенья, славные большие города
                        Часто вызывают удивленье красотою древнего труда.
                        Никакого чуда в этом нету. Тем Россия издавна живёт.
                        Внук, увидев дедовы секреты, сыновьям своим передаёт.

                         На платках, на дереве, на ситцах каждый нашу землю узнаёт.
                        Как же нам Россией не гордиться,  мудрыми умельцами её!

Ребёнок: Мы и пели, и плясали, рассказали, показали,

                 Надеемся, что радостно вам было с нами в этот час!

                 Но мы для вас ещё и  постарались,

                 С любовью делали подарки, волновались.

                 И подарить их вам спешим мы от души!
                Пусть вот этот сувенир передаст вам целый мир,
                Радости воспоминания и большие начинанья,
                Пусть по жизни без помех вам приносит он успех!

Под музыку дети  вручают сувениры, сделанные своими руками,  гостям

8

Максимова Лариса Васильевна

Педагог дополнительного образования

КГКП «Школа искусств»

Жамбылского района

Северо-Казахстанской области

С.Казанка

ПРАЗДНИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

Цель:приобщение детей к русскому народному творчеству, развитие художественного вкуса и творческих способностей посредством игры на ложках, расширение и активизация словарного запаса, развитие инициативы и самостоятельности, привычки к свободному самовыражению, уверенности в себе.

Ход мероприятия:

(№1) Музыкальный фон «Капустка».

Входит Хозяйка в русском народном костюме (ведущая).

Ведущая:

Открываются ворота – заходи, кому охота!

Добро пожаловать, гости дорогие.

Веселья вам да радости желаю!

Давно я вас жду, поджидаю,

Праздника без вас не начинаю.

На фоне музыки:

Ведущая:

Эге-гей! Честной народ!

Выглянь-ка из-за ворот,

Погляди сюда скорей –

И увидишь ложкарей.

Входят ложкари.

(№2) Номер ложкарей «За двором».

Ведущая:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши,

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем налитые?

(№1) Музыкальный фон «Капустка».

Заходят девочки 9-11 классов, в руках у них хохломская посуда, кружатся и показывают посуду.

— Ребята, а что это за предметы? (Посуда)

— Из какого материала она сделана? (Дерево)

— Знаете ли вы, какой росписью она расписана? (Хохломской)

Ведущая:

Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

Хохлома – старинный русский народный промысел, возникший в XVIIвеке в Заволжье. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде.

Девочки читают стихотворение:

Хохломские краски, алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят,

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд?

— Посмотрите(внимание на девочек), это деревянные(девочки, поочередно): чашки, ложки, матрешки, кумысница, астау для бесбармака, пиалы, да плошки. Не простые, а золотые и расписные.

— А какое настроение вызывает хохломская посуда?(Ответы детей)

Девочки продолжают чтение стихотворений:

Деревянная чашка,

Деревянная плошка

И, как будто простая,

Деревянная ложка.

Но узорочьем дивным

Они расцветают,

Как посуда нарядна –

Она золотая!

Вся в цветах она, в листьях

И в ягодах алых,

На ветвях золотых

Стаи птиц небывалых.

До того хороша,

Восхищенья не скрою!

Называют её

Вместе:Золотой хохломою.

(№1) Музыкальный фон «Капустка».

Девочки устанавливают предметы посуды на заранее приготовленные выставки.

Ведущая: Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные чашки, ложки, когда есть дешевые и удобные стеклянные, металлические? Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, которые выпускаются на заводах, а рукотворные предметы декоративного искусства.

— Как вы понимаете слово «рукотворные»? (Ответы детей)

Ведущая:

Дети, вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь – дела наших рук.

Сёла, мосты, города, виадуки,

Всё наши руки, всё наши руки.

Умелые руки – основа успеха,

Руки – мастерство человека.

Руки – о многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят.

— Ребята, обратите внимание на эти выставки. Здесь у нас находятся рукотворные предметы. Я предлагаю всем совершить увлекательное путешествие по Стране с волшебным названием «Золотая Хохлома».

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

Хохломские росписи украшают разные предметы. Не только чаши, ковши, ложки, но и блюда, кувшины, кружки, блюдца, вазы, шкатулки, графины, сахарницы, чайники, кружки, мебель, подсвечники, разные сувенирыи даже часы и самовары.

(№3) Номер ложкарей «Самовар»

— А знаете ли вы, где находится родина хохломской росписи? (В России, Нижегородской области, городе Семенове)

— Что такое «баклуши»? («Баклушами» издревле называли не расписанную деревянную ложку – показываю на выставке).

— Ребята, вы, наверно, слышали такое выражение «бить баклуши»? Что оно означает?(Бездельничать, заниматься несерьезным делом, проводить праздно время. В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было легкое дело. Готовить такие чурки и называлось «бить баклуши».)

— Мастеров, которые вырезали ложки, называли? (Ложкари) — А как называлась некрашеная белая посуда? (Бельё)

Ведущая: Никто не знает, кто именно первый начал вырезать из дерева посуду, кто первый начал ее расписывать, придумал такое замечательное сочетание золота с черным. Послушайте интересную народную быль о возникновении хохломской росписи.

Ученица:Жил в древние времена в Москве мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал его за труд. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. И поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Слава о мастере разнеслась по всей земле. К нему приезжали люди полюбоваться его мастерством. Дошла слава и до царя. Повелел он своим стрельцам найти и привести мастера. Узнал мастер о своей беде. Собрал людей, раскрыл им свой секрет. А утром увидели, как изба горит ярким пламенем. Мастер исчез, а его мастерство живет до сих пор. Ярким пламенем горят хохломские краски!

Чтение учащимися стихотворений:

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

Хохлома ты, хохлома,

От тебя мы без ума,

Красных ягод переливы,

Сочной зелени мотивы,

Завиток, потом бутон,

Красный, желтый, черный фон.

Светом солнечным залита,

В росах утренних умыта,

Хохлома, ты, хохлома,

От тебя мы без ума!

Ведущая: Существует и другая легенда.

Ученица:Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Построил мастер в лесу дом, на берегу Хохломки и начал мастерить посуду. Делал он чашки, ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел, да не жалел каши для птиц в саду – кормил их.

Вот раз прилетела к нему в сад сказочная Жар-птица, золотое перо. Мастер накормил ее крошками, а птица захотела его отблагодарить. Улетая, задела она своим крылом простую деревянную посуду и вмиг посуда стала, словно золотая.

Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами, да покрывать её так, чтобы она светилась.

Ведущая: Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия, так и, кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Стихотворение

(Падалко Виолетта)

Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.

Частушки (5 класс).

Хохлома, хохлома,

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу

Петуха да курицу.

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать.

Ведь в красивую посуду

Щи, приятно наливать.

Разрисую хохломой

Милую буренку.

Надою я молока,

Напою котенка.

У большого индюка

Порасписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Наши ложки хохломские

С позолотой не простые.

Самый лучший сувенир

Прогремели на весь мир.

Ведущая: Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Предлагаю вам посмотреть видеосюжет, чтобы узнать процесс изготовления посуды.

Видеосюжет.

— Давайте еще раз, пошагово вспомним, как же изготавливается хохломская посуда.

Процесс изготовления хохломской посуды:

1. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий.

2. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло.

3. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой.

4. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические.

5. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

6. После этого заготовки можно расписывать.

— Какие цвета используют художники, расписывая изделия? (Главные цвета – это красный и чёрный, но допускается много других цветов – коричневых, зелёных, жёлтых, оранжевых).

— Кто мне скажет, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, завитки).

— Послушайте, как расписывают художники свои изделия.

Сообщения учащихся:

1. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. Реже можно встретить в хохломской росписи птиц, рыб и всяких зверушек.

2. Художники используют различные узоры. Например: «травку», «осочку», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустики», «листочки», а также орнаменты с ягодками, листочками, травные орнаменты и другие.

3. Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».

Ведущая:Давайте-ка, ребята, немного отдохнём и покажем, что мы играем на ложках хохломских хорошо.

Номер ложкарей «Сапожки».

Ведущая:Предметы из дерева делали в Семенове и других селах Нижегородской области, однако называется промысел Хохломским. Интересно, почему? (Ответы детей)

— Оказывается, яркие, красивые, расписные изделия народных умельцев из нижегородских сел продавались весной на ярмарке в большом торговом селе Хохлома, так и стали они называться хохломскими.

Чтение стихотворений (мальчики).

Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Нас на ярмарку позвали

Чтобы ложки продавали.

Мы ребята озорные,

Мы ребята удалые.

Приглашаем всех на поляну зелёную,

На ярмарку весёлую!

Ложки, ложки, расписные ложки!

Ложки золоченые, узоры крученые.

Хоть щи ими хлебай,

А хочешь – музыку играй.

Исполнение номера «Ярмарка».

Ведущая:Ребята, назовите ключевое слово нашего мероприятия (Хохлома).

Надеюсь, вам понравился наш праздник, и вы с пользой провели сегодня время.

Музыкальный фон «Капустка».

Ой, ребята и вы, гости дорогие,

У нас есть леденцы сладкие –

Примите их в подарки!

Раздача конфет-«петушков».

Музыкальный фон «Капустка».

Вот и солнышко садится,

Пришло время расставаться,

Пора домой собираться.

До свиданья!

Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №4. г. Урай.

Горбатовская Оксана Анатольевна

Сценарий урока: «Хохломская роспись»

Цель урока: Узнать, что такое хохлома и существующие виды хохломы.

Задачи: Развитие компетенций.

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям

культуры как к смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

овладение основами культуры практической работы различными

художественными материалами и инструментами

Личностные результаты, которые они должны приобрести в процессе урока:

воспитание культуры на основе изучения народных промыслов.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

одноклассникам и взрослым;

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и

практической творческой деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебной и познавательной

задачи; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем, родителями и сверстниками; работать в группе, коллективно.

Предметные навыки:

приобретение опыта работы художественными материалами и

инструментами

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи: выбор

необходимого ответа на вопрос из текста; Выбор, составление пазлов, правильное

расположение на листе формата А3и приклеивание двух видов хохломской

росписи.

Технологии обучения: Коллективное творчество, проектная деятельность,

групповое обучение.

Оборудование:

Листочки с девизом и правилами работы в группе.

Текст «Хохломская роспись» (основные сведения о хохломской росписи)

Листочки с вопросами:

Какие предметы быта и домашней утвари расписывали мастера?

Назовите основные этапы подготовки изделия и росписи.

Какие цвета используются в хохломской росписи?

Как называются основные виды хохломской росписи?

Как называются элементы хохломской росписи?

Рабочий лист с алгоритмом действий.

Лист формата А3

клейкарандаш,

Две картинки предметов хохломской росписи разрезанные на пазлы и

перемешанные между собой.

Конверт для рефлексии (листок не все понятно, цветок все понятно, ягода

хотел бы знать больше)

Чистый лист для задания: Подготовить стихотворение или заметку в СМИ о

хохломской росписи, где будет использовано словосочетание «Золотая хохлома»

Лист взаимооценивания.

Табличка со словом HELP, на случай если потребуется помощь учителя.

Нагляднодемонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация со

слайдами подобранными учителем); Мультфильм о технологической процессе

изготовления хохломской посуды

Музыкальный ряд: Песня «ОсеньХохлома»

Литературный ряд: Стихи о хохломской росписи, подобранные учителем.

Технологическая карта урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс:5 Учебник МК): Н.А. Горяева; О.В. Островская Изобразительное искусство. «Декоративноприкладное искусство в жизни

человека»

Тема урока: Золотая хохлома.

Тип урока: комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия)

Формы и методы обучения: коллективная, групповая работа, проектная деятельность

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки, правильное размещение элементов по выбранной композиции, составление пазлов.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых

учебных действий

Планируемый уровень достижения результатов

обучения

Овладение алгоритмами решения организационных задач и

технологических операций.

1 уровень понимание, обоснованное

применение операций.

определение последовательности завершающих операций с учетом

конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

1 уровень самостоятельное выполнение

действий по алгоритму с контролем учителя.

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи

(сопоставление осколков пазла, выбор осколков предмета с

верховым видом росписи и фоновым, приклеивание в соответствии с

видом росписи)

2 уровень совместные действия учащихся в

условиях взаимопомощи и взаимоконтроля,

контроля учащихся.

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем,

родителями, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень выполнение действий по алгоритму

под управлением учителя.

Умение провести самооценку, организовать взаимопомощь в группе;

развить интерес к способам получения знаний;

2 уровень самостоятельное выполнение

действий с опорой на известный алгоритм.

Формы

учебног

о

взаимод

ействия

Деятельность учителя,

родителей.

Формируемые УУД и

предметные действия

1.Организа

ционный

момент.

(1минута)

Организова

ть

самоопреде

ление

детей к

деятельнос

ти на

уроке.

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку.

Воспринимают на слух,

визуально контролируют

свою готовность к уроку.

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать

свои действия,

прогнозировать

деятельность на уроке.

Коммуникативные:

владение приемами и

навыками общения с

взрослыми.

2.Актуализ

ация

знаний.

(2 минуты)

Целеполага

ние и

постановка

задач.

Ребята отгадайте пожалуйста

загадку:

Ветка плавно изогнулась, и

колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым,

земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким

соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?

(Хохлома)

Молодцы! Угадали!

Посуда не простая,

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она

Золотая Хохлома.

Слушают.

Отвечают на вопрос загадки:

Личностные:

осознание своих

возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои

действия,

взаимодействовать в

группе.

Познавательные:

Умение анализировать,

выделять и формулировать

цель урока, умение

осознанно строить речевое

высказывание

Ребята как вы думаете, почему

хохлому в стихотворении назвали

золотой?

(Если отвечают не правильно)

Что нужно сделать, что бы

узнать?

( Если отвечают правильно)

Что нужно сделать, что бы быть в

этом уверенным?

Хорошо. Так значит, какая у нас

тема урока?

А цель урока, соответственно

какая?

Золотая хохлома.

Узнать, что такое хохлома,

и какие виды хохломы

существуют. Почему

хохлому называют золотой.

3.Объясне

ние нового

материала

(5 минуты)

Систематиз

ировать

имеющиес

я у

учащихся

знания

Просмотр

материала

и

инструмент

а для

выполнени

я

поставленн

ой задачи.

Беседа

по

уточнен

ию

знаний

.

Группов

ая,

индивид

уальная

Сегодня мы будем работать в

группе. Наш девиз на урок:

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

Группа будет работать по

правилам. Найдите правила,

которые мы будем с вами

соблюдать.

Кто зачитает? (читают правила)

Все с ними согласны?

Да.

Выберите в группе главного

художника, который будет

координировать группу,

Слушают. Отвечают на

вопрос, читают правила

работы в группе.

Личностные:Самоорганиза

ция

Регулятивные:

умение регулировать свои

действия,

взаимодействовать в

группе.

Познавательные:

Умение находить

необходимую информацию,

навыки чтения, умение

строить речевое

высказывание.

распределять обязанности и

следить за временем.

Итак, ребята, как же мы узнаем,

что такое хохлома? Что нам для

этого нужно?

На ваших столах лежит текст с

названием Хохломская роспись.

В этом тексте есть все данные о

хохломе.

Но для того что бы вам было

интересно изучать этот текст,

каждая из групп ответит на свой

вопрос:

Какие предметы быта и домашней

утвари расписывали мастера?

Назовите основные этапы

подготовки изделия и росписи.

Какие цвета используются в

хохломской росписи?

Как называются основные виды

хохломской росписи?

Как называются элементы

хохломской росписи?

На работу дается (3 минуты)

учебники, интернет, текст,

учитель.

Выбирают вопрос наугад.

Изучают текст, выбирают из

текста сведения, которые

относятся к их вопросу.

Презент

ация

Знаний

историч

еского

направл

Группов

ая,

индивид

уальная.

(По истечению времени) Найдите

листок оценивания. С обратной

стороны поставьте номер свой

группы и запишите Фамилии и

Имена всех участников группы.

Сейчас один представитель от

Отвечают на вопрос.

Дополняют товарищей,

смотрят презентацию

Личностные:

Самоорганизация,

сопереживание,

эмоциональная

составляющая.

Регулятивные:

группы ответит на свой вопрос, а

вы внимательно слушайте

одноклассника запоминайте и

оценивайте ответ по 5ти бальной

шкале. Оценку поставить в

колонку « Работа с текстом».

На ответ дается 1м.

Учитель параллельно ответам

показывает презентацию,

дополнительно, знакомя

учащихся с хохломской росписью

наглядно.

При ответе на вопрос о видах

хохломы

А теперь мы проверим, как мы

поняли виды росписи.

(Поднимитесь со своих мест.

Когда я буду показывать верховой

вид росписи поднимаем руки

вверх все, когда фоновый ребята

делают наклоны в стороны) (физ.

минутка)

Молодцы ребята! Хорошо

потрудились. И за это вам покажу

мультфильм про хохлому (3 мин)

Отвечая на вопрос делают

физические упражнения)

Смотрят и запоминают

последовательность

технологического процесса

изготовления хохломской

посуды.

умение регулировать свои

действия.

Познавательные:

Умение внимательно

слушать и осознанно

принимать информацию,

навыки выразительного

рассказа,

4.Практиче

ская

работа по

закреплени

ю нового

материала

Прослушив

ание

информаци

и

необходим

ой для

Группов

ая,

коллекти

вная

работа

А сейчас мы выполним

творческую работу:

В файле лежит рабочий лист с

алгоритмом действий.

Учащиеся работают по

плану

1.Распределение

обязанностей.

2. Определение места для

наклеивания двух картинок.

Личностные:

Самоорганизация, Работа в

сотворчестве в группе.

Регулятивные:

умение регулировать свои

действия

выполнени

я

поставленн

ой задачи

Коллективн

ое

сотрудниче

ство для

достижени

я общей

цели.

В конверте лежат изображения

предметов один с верховым

видом росписи, а другой с

фоновым. Эти изображения

разрезаны в виде пазлов и

перемешаны. Ваша задача найти

правильные кусочки для каждого

вида сложить пазлы и приклеить

оба изображения на формат А3.

Подписать их. Для презентации

подготовить небольшое

стихотворение или заметку в

СМИ редства массовой

информации) которую можно

поместить в журнал по теме:

Золотая хохлома. Сделать

презентацию своей работы возле

доски (на работу дается 10 минут)

Если возникнут трудности и

нужна будет помощь, поднимите

табличку с английским словом

Help

Учитель контролирует работу, по

необходимости дает советы,

корректирует деятельность

учащихся.

3. Определение кусочков

пазла принадлежащих к

фоновой и верховой

росписи.

4. Наклеивание картинок.

5. Оформление работы,

надписи, рамка

6.Сочинение стихотворения

или заметки о золотой

хохломе.

Познавательные:

Умение внимательно

слушать и осознанно

принимать информацию,

умение строить краткий

рассказ, сочинять

стихотворение. Умение

пользоваться имеющимся

материалом и знаниями.

5.Презента

ция своего

продукта.

(6 минут)

Коллективн

ое

сотрудниче

ство.

Презент

ация

практич

еского

труда.

коллекти

вная,

индивид

уальная

работа.

А теперь вам предоставляется

возможность презентовать свою

работу

Учитель и учащиеся внимательно

слушают.

В конце презентации задают

вопросы, делают дополнения

или высказывают пожелания.

Учащиеся выходят всей

группой к доске. Свою

работу вывешивают на

доску.

Делают краткую

презентацию, рассказывают

о ходе работы и зачитывают

заметку или стихотворение.

Остальные группы

Личностные:

Умение провести

самооценку, организовать

взаимопомощь в группе

Регулятивные:

определение

последовательности

завершающих операций с

учетом конечного

внимательно слушают, в

конце презентации задают

вопросы, делают

дополнения. Высказывают

пожелания и оценивают по

5- бальной школе.

результата; составление

плана и

последовательности

действий;

Познавательные:

Умение сотрудничать на

уроке с учителем,

одноклассниками.

Выбор наиболее

оптимальных средств и

способов решения задачи

(раскладывание

изображения одного вида

росписи необходимого

для приклеивания),

соблюдение правил

работы в группе.

Итак, вы сделали работу. У вас

получились замечательные

презентации.

Ребята, что нового вы сегодня

узнали?

Почему же хохлому называют

золотой?

Как мы может применить

хохломскую роспись в нашей

повседневной жизни?

(Показываю слайд с

изображением современных

предметов, техники с хохломской

росписью)

Как вы думаете все ли у нас

получилось, из того что

запланировали? Сейчас если вы

все поняли и работа не вызвала у

вас затруднений на Криуль

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос: как

хохломскую роспись можно

использовать в современной

жизни.

Учащиеся подводят итог

своей работы. Оценивают,

что получилось, а что не

получилось в работе. Делают

вывод о значимости

Личностные:

Умение провести

самооценку, подвести итог

своей работы и работы

группы.

Регулятивные:

построение логической

цепочки рассуждений и

доказательство.

Познавательные:

умениесформулировать

алгоритм действия;

выявлять допущенные

ошибки и обосновывать

способы их исправления

обосновывать показатели

качества конечных

результатов.

ведущий стебель, вы приклеите

хохломской цветочек, если не все

поняли или было сложно

зеленый листочек, и если вам

больше хочется знать о

хохломской росписи красную

ягодку.

сложности и трудоёмкости

операции;

Домашнее

задание

(1 минута)

Записывают домашнее

задание.

Использованная литература:

1) Горяева И. А. Островская. О. В «Изобразительное искусство»: декоративно прикладное искусство в жизни человека. Учебник для

общеобразовательных учреждений; под ред. Б. М. Неменского – 6- е издание М.: «Просвящение».2015г.

2) Сокольникова. Н. М «Изобразительное искусство»: Учебник для учащихся 5 8 классов в 4 частях. Часть 4. Краткий словарь

художественных терминов. Издательство «Титул» г.Обнинск. 1996 г.

3) Интернет ресурсы.

Приложение №1

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ.

Хохлома старинное Заволжское село. Центр искусства хохломской росписи, возникшей в первой половине 17 века.

Сюда привозились для продажи из окрестных деревень деревянные изделия: посуду, домашнюю утварь: Хохломские

изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими

пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай и

ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Во все времена существования

поволжского промысла мастера, владели «хитростями» изготовления этой «волшебной посуды», подносы, солонки,

кружки, ковши, миски, ложки, разделочные доски. Попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры

ее производства.

Товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами. И в сознании

покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с названием села Хохлома.

Элементы росписи состоят из растительных форм: ягода, завитки, травка, листья.

Основные цвета, используемые в росписи: красный, черный , желтый и немного зеленого.

Композиция рисунка в хохломской росписи изображается: «в круге» и «в полосе».

Технология подготовки, поэтапность росписи изделия.

Просушенное деревянное изделие покрывали жидким слоем глины «вапы», которая закрывала поры дерева

Грунтовали олифой

Снова просушивали и повторяли этот процесс 34 раза.

«Лужение». Изделие грунтовали алюминиевой пудрой так, что оно становилось похожим на металлическое и

блестело как серебряное.

Тонкой кисточкой наносили узор криуль чёрной и красной краской, вся работа проводилась без

предварительного рисунка. Затем наносились элементы росписи: кудрявая травка, осочка, усики, завитки, листья.

Покрывали лаком.

Ставили в печь для «каления» сушки, чтобы изделие приобрело золотой цвет.

И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно

прикладного искусства. Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла наши современники

совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической

обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали

своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента «верховой» и «фоновый».

«Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный

рисунок. Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись» с красными и черными

кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

Другая разновидность верхового письма «под листок». В ней широко применяются более крупные растительные формы

округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. Для «фоновой» росписи характерно применение фона

черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность

предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному

фону пишут мелкий травный узор «приписку». Более сложным типом фонового письма является «кудрина», названная

так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц. После росписи изделие

поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на

несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов.

Приложение №2

Рабочий лист.

В файле лежат изображения предметов хохломской росписи, один с

использованием верхового письма, другой с использованием фонового

письма, в разрезанном на пазлы виде. Кусочки пазла перемешаны.

Необходимо:

( для экономии времени распределить обязанности)

1. Составить два изображения и приклеить их на лист формата А3.

Подписать оба изображения.

2. Сочинить небольшое стихотворение или заметку в СМИ о

хохломской росписи, включить в стихотворение или заметку

словосочетание «Золотая хохлома»

3. Подумать где и как мы можем применить хохломскую роспись в

нашей жизни.

4. Сделать словесную презентацию своей работы у доски.

Сценарий вечера развлечений

Дидактическое обоснование образовательной деятельности

Тема

«В золоте Хохломы золото осени» — осенняя ярмарка.

Содержание образовательной деятельности определено в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова).

Раздел: художественно – эстетический.

Образовательная область

«Художественное творчество», «Музыка»

Форма педагогического мероприятия

Непосредственно образовательная музыкально-художественная, продуктивная деятельность.

Возраст детей

6 — 7 лет

Цель

Использование русского национального компонента в развитии музыкальной, художественной и общей культуры ребенка.

Задачи

Создавать обстановку эмоционального благополучия, ощущение полного слияния с природой на основе празднично-игровой культуры.

Развивать художественно-творческие способности посредством декоративно-прикладной деятельности (хохлома) и традиций русского народа на основе интеграции искусств.

Воспитывать у детей уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Предварительная работа

Наблюдение за осенними изменениями в природе, непосредственно образовательная деятельности по освоению декоративной росписи по мотивам хохломы, продуктивная деятельность по подготовке материалов и оборудования к празднику, разучивание подвижной игры, стихов, песен, постановка танцев. Изготовление костюмов и атрибутов совместно с детьми, родителями.

Формы организации детей

Фронтальная.

(Дети входят в зал под музыкальное сопровождение «Прощание с дождём» А.А. Евтодьева)

Ведущая:

Отшумело нарядное лето

Снова щедрая осень пришла.

Для берёзки, подружки заветное,

Золотистый узор принесла.

Мы у вас сегодня спросим,

Чем понравилась вам осень?

Дети:

1. Повязала Осень пёстрый фартук

И ведёрки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку

Листья позолотой обвела.

2. Полюбуйтесь- лист кленовый,

Нынче он совсем, как новый!

Весь румяный, золотой.

Полюбуйтесь — вот же он!

3. Осенью солнце нам светит.

Но уже не очень жарко.

И любой из нас заметит

Гроздь рябины яркой.

Ведущая:

Да, хороша пора золотой осени, вызывает радость и хорошее настроение. А какое настроение сейчас у вас?

Хорошо всем вместе жить

Нам в краю родном.

Мы осенью любуемся

И песенку поём!

(Исп. Песня «Осенние листья…)

Ведущая:

Осень дарит вдохновение для творчества:

Поэты пишут о ней стихи,

Композиторы сочиняют музыку,

А художники берут в руки краски, кисти и передают красоту осени в своих шедеврах: пишут картины, украшают предметы быта.

Я сейчас осенней веточкой взмахну,

В зал наш гостью приглашу.

«Раз, два, три –мастерица, к нам иди!»

(В зал под русскую народную мелодию входит хохлома)

Хохлома:

Здравствуйте, мои друзья!

В гости к вам пришла сама Золотая Хохлома.

Я от осени сегодня

Вам подарки принесла.

Рассмотрела я листочки,

Что так дивно хороши.

Гроздья красные рябины,

Так приятны для души.

Я осеннею природой  

Долго-долго любовалась.

Красота её навеки

В моей росписи осталась.

Вы ещё раз посмотрите на предметы хохломы.

Здесь найдёте непременно вы осенние дары.

(Задание: «Найдите осенние мотивы в хохломской росписи».)

Хохлома:

Хохломские мастера были такими умелыми, что даже по тени могли назвать листок. А вы бы так сумели?

Д/И «Найди листок по тени»

Хохлома:

Как приятна и красива Золотая Хохлома.

Открывайте поскорее сундуки и закрома.

Доставайте ложки, плошки, вазы, чайники, ковши.

Скоро ярмарка, представим все товары от души!

(Рассмотреть заготовки, выяснить, что роспись на изделиях не закончена.

Без вашей помощи я не успею до осенней ярмарки. Согласны мне помочь и отправиться на ярмарку? Приглашаю вас в творческую мастерскую Города мастеров.

А помогут нам в работе подарки осени – листочки, которые нарисую сами себя (нетрадиционная техника «оттиск листком», «тычок» для изображения рябины).

Дети выбирают себе заготовки, некоторым девочкам предлагаем расписать кокошники, как дополнение к костюмам. Работа проходит под музыку. После окончания работы дети показывают, что получилось.

Хохлома:

Вот кокошник хохломской,

Очень яркий, расписной.

Вы, девчата, наряжайтесь

Да на ярмарку собирайтесь.

(Девочки надевают кокошники).

А что ещё у нас получилось?

Дети:

1. Хохлома, хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Сколько здесь прекрасных чаш –

Хоть на ярмарку сейчас!

2. Прекрасно золото листков на вазах и солонках

Напоминает нам оно родную милую сторонку

3. Роспись хохломская,

Словно колдовская

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Хохлома

Солнце красное встаёт.

Спешит на ярмарку народ.

Товар продавать

Да себя показать!

1 Скоморох:

Привет, детвора, как у вас дела?

Нынче ярмарка у нас, покупай всё про запас.

2 Скоморох:

Здравствуйте, почтенные господа.

Вы приехали на ярмарку сюда?

На наш товар поглядеть, да свой показать?

1 Скоморох:

Эй, народ, не зевай, пятаки подавай.

Пляши, гуляй, только рот не разевай!

«Ярмарка» (муз. Н Берестовой)

(Дети идут за прилавок, рассматривают товар.)

Ребенок 1:

Идите ногами, смотрите глазами, берите руками, платите деньгами.

Кому пирожки? Горячие пирожки!

С пылу, с жару, гривенник за пару.

Спешите, торопитесь, не бойтесь, не объедитесь.

Попробуйте, ну-ка, по пятаку штука!

Ребенок 2:

Вот орешки, хорошие орешки, вкусные на меду.

Давайте в шляпу накладу.

Ребенок 3:

Подходи, не зевай, хлеба покупай.

Каравай, калачи, пышки, пышки горячи.

Булки, лепёшки, в печи сидели, на вас глядели.

Ребенок 4:

А вот хохломская краса, так и мечется в глаза.

Вот груды чашей и горшков

Корчаг, бочонков, кувшинов.

На мой товар полюбуйтесь

Только не торгуйтесь!

2 Скоморох:

Продавали девицы на весёлой ярмарке,

Кокошники разноцветные, яркие — яркие.

Приходил на ярмарку разудалый народ.

Заводил на ярмарке красивый хоровод.

Ребенок Торговались, торговались, так положено у нас!

Чтоб на нас полюбовались, вышли девицы на показ!

«Хоровод с платками».

Ребенок 1:

На торгу, торгу кругом, идут ложки в каждый дом.

Эй, купите ложку, сытну есть окрошку.

Ребенок 2:

Ложки хохломские, самый лучший сувенир

С позолотой — не простые, прогремели на весь мир.

Ребенок 3:

На Руси всем мастерам, почёт и уважение.

Разбирайте, люди, ложки Всем на удивление!

В руки побыстрей хватайте, да на них нам всем сыграйте.

«Игра на ложках».

1 Скоморох:

А на ярмарке всех краше, карусель кружится наша.

Ленты яркие горят, покататься вам велят.

А чтоб было веселей, песню запевай скорей.

«Карусель».

2 Скоморох:

А какая ярмарка без игр и затей?

Выходи играть ребята, выходи играть девчата.

Всякий молодец на свой образец.

Лента яркая – атлас! Кто водящий в этот раз?

«Игра с лентой».

Скоморох 2:

Есть умельцы среди вас, приезжайте на показ.

В село наше – Хохлома, мы зовём вас, детвора.

Осенняя ярмарка закрывается, а весенняя намечается.

Песни, пляски и товар, привозите на базар.

Пряник сладкий вы купили, чай горячий   не попили.

В группе ждёт вас самовар, из него уж пышет пар.

Скоморох 1:

А вы, родители, поспешите,

Товар хохломской у детей купите.

Расплатитесь не деньгами,

А конфетами да пирогами.

(Родители «покупают» товар у детей, а потом идут все в группу пить чай.)

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/15 учебный год.

Номинация: организация праздников и мероприятий в дошкольных

учебных заведениях.

Название работы: «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»

сценарий праздника для старшей группы.

Автор работы: воспитатель Булгакова Марина Владимировна .

Место выполнение работы: МКДОУ «Черемисиновский детский сад

комбинированного вида «Солнышко».

пгт.Черемисиново Курской обл.

Цель: развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений народно – прикладного искусства.

Задачи: расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи, учить выделять элементы узора;

создать обстановку эмоционального благополучия на основе русского фольклора, празднично- игровой культуры;

воспитывать у детнй уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Дети под русскую народную музыку входят в зал .

Реб-к — Здравствуй хозяюшка!

Хозяйка – Здравствуйте гости дорогие, добро пожаловать в мою светлицу. Рассаживайтесь на лавки да меня послушайте.

Слетались птицы с моря

Садились у нас на заборе

Пели птицы

Сказывали птицы

Песни да сказки

Были да небылицы

Одну я переняла

Да и вам принесла

Сказка о чудо — мастере

Слушайте, что в старину бывало.

Жил когда-то в Нижегородских лесах человек, кто он и откуда пришёл, еам неведамо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки. ( слайд 1). Приехали в то место первые жители,избы себе поставили. Научил наш чудо-умелец местных мастеров вырезать такую посуду из чистого дерева (слайд 2-3).Давайте посмотрим какая замечательная утварь получалась у умельцев (слайд 4.5.6.)

-Из какого материала изготовлена посуда?

-Какие хорошие качества у такой посуды?(лёгкая, не бьётся,не ржавеет, в ней долго держится тепло)

Реб-к. Посуда наша для щей и для каши,

Нет удобней , нет краше,

Не бьётся, не плавится,

Всем очень нравится.

И вот как-то наварили люди много каши, и для птиц тоже чашку на крыльцо поставили.

Налетело птиц видимо-невидимо, да все такие яркие, а среди них настоящая жар-птица. Задела она своим крылом за чашку, вдруг след остался. Понравился людям этот узор.(слайд 7) Он состоит из всевозможных «травинок», «завитков», «кустиков», «листиков». «листиков», «цветов», «ягод», «усиков», «ресничек».(слайд 8.9.) Людям так полюбился этот узор,стали они свою посуду так расписывать. Узнал об этом царь и рассердился(слайд 10): Почему у меня нет такого мастера? Ко мне его! Немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, что бы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл неведомо куда, но прежде научил делать золотую посуду местных мастеров. (слайд 11) И появилась в каждой избе «золотая посуда» ,Она продовалась на ярморке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».(слайд 12)

Давайте рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают эти радующие глаз предметы.

Хохлома, хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,узоры золотистые! (слайд 13)

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер (слайд 14)

А золотая хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья:цветущий хвост – корма (слайд15)

Нос петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочёнок солнечен весьма, (слайд16)

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто-краснолика.

В тарелочках не полутьма, (слайд 17)

Не сумрак в вазах и солонках; (слайд 18. 19)

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Птица хохломская крыльями махала- крыльями махала, злато рассыпала

Злато рассыпала , в танец созывала (слайд 20)

Танец «Хоровод».

Посуда лет 300 наш радует взор,

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фон , серебряной змейкой

Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка!

МУЛЬТФИЛЬМ О ХОХЛОМЕ

СТИХИ О ХОХЛОМЕ

Реб-к 1 Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Реб-к 2 Хохлома, хохлома-

Наше диво дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Реб-к 3 Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Реб-к 4. Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Что за чародеи Хохлому одели в этот несказанный праздничный наряд… (художники)

Давайте заглянём в мастерскую к художникам (слайд 21 ).(работа художника тонкая, крапотливая; нужно быть терпеливым, аккуратным).

Пословицы сопровождают слайды:

  1. Каков мастер – такова и работа (слайд 22 )
  2. Не бывает скуки , если заняты руки. (слайд 23)
  3. Землю красит солнце, а человека труд.

Выходит мальчик- коробейник с ложками.

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь

Ложки золочёные,

Узоры кручёные.

Хочешь щи ими хлебай,

А хочешь музыку играй.

-О каких ложках говорит коробейник?

— Из чего они сделаны?

— Для чего служит ложка? (она помогает в аккуратном приёме пищи. А эта ложка ещё поднимает нам настроение, красивые расписные узоры радуют нам глаз.) Когда сыт тогда и весел, ложка стала самым популярным инструментом на Руси. (слайд 24).

Реб-к. Наши ложки Хохломские

Самый лучший сувенир,

С позолотой — не простые ,

Прогремели на весь мир.

Реб-к Пляшет эхо , пляшет тень

Пляшут все кому не лень.

Ой жги, говори

Заиграли ложкари,

Ударили ложки

Как звонкие ладошки.

Исполнение на ложках « Ой вы сени мои сени»

До чего ж весёлая Хохлома, так и хочется запеть частушки о хохломе.

  1. Все листочки как листочки
  2. Тут же каждый золотой

Красоту такую люди

Ннзывают Хохломой.

  1. Хохлома да хохлома
  2. Разукрашу все дома

А потом всю улицу

Петуха да курицу.

  1. Я вчера такое видел
  2. Не расскажешь никому

Сидит заяц на березе

И рисует Хохлому.

  1. Надою я молока
  2. И налью котёнку

Разрисую Хохломой

Милую бурёнку.

  1. Бабка деда до обеда
  2. Заставляла рисовать

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.

  1. Ох Россия ты Россия
  2. В каждом доме терема

Всей земле на удивленье

Золотая Хохлома.

Людям очень полюбился хохломской узор, им и сейчас расписывают самовары,доски,ложки,чашки.и нет такого иностранного гостя,который не увез бы с собой на память из России матрёшку или хохломскую посуду.(слайд 25)

Кисточка зазорная по дереву бежит,

Каемочка узорная по краешку лежит (слайд26)

Листики и ягодки родимой стороны

На чудесной ложечке стали вдруг видны.

Хохлома,Семенов через много лет (слайд27)

Передали лбдем яркий теплый свет.

Как возьму я вруки подарок дорогой

Словно Русь былинная говорит со мной (слайд28)

Светлая по золоту ягод алый цвет.

Краше этой росписи, думаю я,нет!

В память о нашем празднике, примите пожалуйста от детей нашей группы сделанный своими руками,пусть эта ложка украшает вашу группу.

Солнце закатилось,

Наше путешествие

Ладно завершилось

Мы друг другу на прощанье

Скажем дружно : «До свиданья!»

Сценарий совместной творческой продуктивной деятельности

«К нам приехала сама Золотая Хохлома»

Интегрируемые области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, изобразительная, чтение.

Программное содержание:

Воспитывать интерес к народным промыслам, декоративно-прикладному творчеству мастеров Золотой Хохломы;

Продолжать знакомить с хохломской росписью, научить выделять ее элементы, рисовать кончиком кисти;

Развивать творческие способности;

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Золотая Холома», посуды, украшенной хохломской росписью; дидактические игры (лото «Декоративная роспись», «Подбери узор»).

Материалы и оборудование: деревянные заготовки ложек и шаблоны ложек, вырезанные из картона; посуда, украшенная хохломской росписью, деревянные ложки.

Описание деятельности

Вводная беседа

В группе организована выставка изделий, украшенных хохломской росписью. Педагог приглашает детей познакомиться с выставкой.

ПЕДАГОГ.

-Посуда наша для щей и каши,

Не бьется, не ломается,

Порче никакой не подвергается.

А вот плошка – налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Кому посуда для кашки, окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

-Откуда посуда?

— К вам приехала сама

Золотая Хохлома!

Беседа об особенностях хохломской росписи

ПЕДАГОГ. 17 мая по народному календарю – день Пелагеи. В этот день люди рубили деревья для выделки ложек.

Как использовали люди ложки? (Для приема пищи, приготовления еды, как музыкальные инструменты.)

Ребята, мы с вами сейчас создадим оркестр и сыграем на ложках веселую мелодию. (Педагог раздает ложки)

Рассмотрите узоры на своих ложках. Какие элементы узора вы на них увидели? (Изогнутая веточка, ягодки, листики, завитки.) Какие цвета использовали для росписи хохломские мастера? (Золотой, красный, черный)

Расписывание деревянных ложек под хохлому

ПЕДАГОГ.

Хохломская роспись,

Алых ягод сыпь,

Отголоски лета

В зелени травы!

Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы!

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий –

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

П.Синявский

Ребята, давайте украсим ложки хохломскими узорами как настоящие мастера. А узор вы придумайте сами.

Дети расписывают картонные шаблоны ложек хохломской росписью. Педагог внимательно следит за их действиями, при необходимости оказывает помощь.

Игра «Краски»

Из играющих выбирают считалкой «монаха» и «хозяина красок». Все остальные дети – «краски» — договариваются, какого цвета будет каждая из них, о чем сообщают своему «хозяину». После этого подходит «монах» и «стучится в дверь»:

-Тук-тук-тук.

-Кто там?

-Я монах в синих штанах, в соломенной шляпе.

-Зачем пришел?

-За краской.

-За какой?

-За желтой. (Синей, красной, зеленой, белой, то есть называет любую)

На пример, была названа желтая краска. Если она есть, то встает рядом с «монахом», если нет, то «монах» уходит, а затем возвращается вновь. Игра заканчивается тем, что «краски» вместе с «монахом» бегут за «хозяином», угрожая его побить. В этом шутливом преследовании и состоит основное удовольствие от игры.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/309107-scenarij-sovmestnoj-tvorcheskoj-produktivnoj-

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий праздника зимние посиделки
  • Сценарий праздника здравствуй творчество
  • Сценарий праздника здравствуй осень золотая подготовительная группа
  • Сценарий праздника здоровое питание
  • Сценарий праздника здоровая еда