Сценарий представления народов севера

Cкачать: Сценарий праздника "Народы Севера"

Сценарий
праздника «Фестиваля национальных культур» ,

«Народы
севера»  для 3 классов

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы
рады приветствовать вас на нашем празднике!


Звучит песня «Я,ты,он,она – вместе целая страна»-

Ведущий: Да, наша Родина Россия. Населяют
ее более180 национальностей. Сегодня мы познакомимся с народами севера.

ПОКАЗ СЛАЙДОВ мультимедийной презентации
на тему: «В краю северных сияний»

1.- Мы на Севере живем и расскажем вам о
нём!

Край наш северный суров: много снега и
ветров,

Но у нас закон таков – не бояться холодов!

2.Ночь полярная так долго солнышко
скрывает,

И его, конечно, каждый с радостью
встречает.

3.Лишь закончится декабрь, и январь
наступит,

Яркий лучик солнечный всю природу будит!

4.Прекрасна Севера земля и нераскрытых
тайн полна…

Как можно эту землю не любить!

Мы здесь живем, и здесь мы будем жить

(Свет в зале включить) .

1.На Севере, на
Севере,       

За полярным кругом

Олени в тундре
бегают

Вдогонку друг за
другом.

2.В эти темные
полгода                  

С освещеньем туго.

          В сумраке живет природа

За полярным
кругом.

3. На Севере, на Севере,    

За Полярным кругом

Работа настоящая,

Морозы настоящие

И льдины настоящие –

Всегда к твоим услугам!

4. На Севере, на Севере,

За Полярным кругом –

Раздолье нартам узеньким,

Раздолье снежным вьюгам.

Включить в чуме «костёр», в зале
выключить свет.-

1.- Из-за ветра, из-за вьюги

Опустели все пути,

Не придут, наверно, гости,

Вместе вечер провести.

2.Замела метель дорожки, –

Пробираться нелегко.

Но огонь в одном окошке

Виден очень далеко.

3.За окошком — вьюга,

За окошком — тьма,

Глядя друг на друга,

Спят в снегу дома.

4.А снежинки кружатся —

Все им нипочем! –

В легких платьях с кружевцем,

С голеньким плечом.

5.Тоненькие ножки —

Мягкие сапожки,

Белый башмачок —

Звонкий каблучок.

6.Вы, снежинки, покружите,

Но огонь не потушите! (Свет в зале
включить.)

Девочки исполняют «Танец снежинок» 

1.- В просторном чуме хватит места всем.

Здесь отдохнёт всяк, кто идёт по тундре.

Пусть за порогом хмарь и темь,

А тут тепло, и нет проблем.

2.Накормят, спать уложат и разбудят утром.

В просторном чуме благодарный гость

Найдёт уют и ласку и заботу.

3.Не скажут: То – не трожь, то – брось,

И на наивный твой вопрос

Сполна ответят с пониманьем и охотой.

4.И уходя, так хочется сказать,

Что уж давно, мол, так доволен не был,

И людям счастья пожелать,

А чуму – век ещё стоять

На кольях, бережно поддерживая небо.

Ведущий: Чум
пустой… А где же хозяин и хозяйка? Куда ушли они?

5.- По краям лесным и водным

По горам в тайге суровой

Жили Севера народы

Кочевые звероловы.

Ведущий: На
их поиски отправимся мы, только кто же нам поможет?

Послушайте загадку:

6.Стройный и быстрый, рога ветвисты.

Пасётся весь день. Кто же это? (олень)

Звучит музыка, в зале появляется Олень.

Олень:

— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте,
взрослые!

В праздник прыгать мне не лень,

Потому что я Олень.

Ребятишкам я знаком,

В тундре я питаюсь мхом.

Для защиты от врага

Я всегда ношу рога.

(Все здороваются с Оленем)

Ведущий: А
мы про тебя, Олень, многое знаем! Ты не только сильный, но и добрый! Давайте,
ребята, покажем, почему…

Проводится
игра «У оленя дом большой» 

Олень:

— Да, я помог зайцу однажды зимой, спас от
охотника в своём доме!

Ведущий: Помоги
нам, Северный Олень! Отвези дальше в тундру к кочевым звероловам. Мы хотим
подружиться с хозяевами снежных равнин.

Олень:

— Что ж, поехали со мной, с Оленем, в
гости к северным народам! Эй, мои друзья, олени, вперед!

Звучит
в записи песня «Увезу тебя я в тундру» (Музыка М. Фрадкина, слова М.
Пляцковского). Танец оленей.

Ведущий: Кто
же в тундре ещё живёт, кроме оленей?

Послушайте загадку:

Корешки грызёт и мох, в тундре обитает.

Встретиться с совой врасплох вовсе не
мечтает.

(Лемминг)

Звучит музыка, в зале появляется Сова.

Сова:

— Я мудрая — премудрая,

Ах, я ужасно мудрая,

Я самая премудрая полярная сова!

— Эта птица, тоже хищник,

В тундре северной живёт.

Любит зайцем подкрепиться,

Не шумлив её полёт.

Чисто – белым опереньем

Сплошь покрыта, с головой.

А везде зовётся

Она Полярною совой.

Полярная Сова:

-Предлагаю поиграть со мной! Хотите? Не
боитесь?

Проводится игра «Полярная сова и
лемминги». (Сова находится в углу зала. Остальные –лемминги. Под тихие
ритмичные удары бубна дети-лемминги бегают врассыпную, на громкий удар бубна
замирают и не шевелятся. Сова «облетает» леммингов-того, кто пошевелился, уводит
с собой).

— Полярная Совушка-мудрая головушка,
подскажи, где народы Севера? Как их найти?

Полярная Сова:

 Их вы громко позовите,

Да и ждите!

Полярная Сова прощается и улетает.

Оленеводы:

— Вот и солнышко взошло,

На душе стало легко,

Только солнце чуть пригрело,

В тундре сразу посветлело.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Праздник тундры мы встречаем,

Северян всех поздравляем

С Днем Оленевода!

Ведущий:  Здравствуйте!


Звучит песня «Якутяночка»-

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:

Здравствуйте ребята!

Я – Хозяйка Тайги,

Охраняю лес волшебный,

От рассвета до зари.

Много сказочных легенд я знаю

к себе в гости приглашаю!

Только я хочу узнать

Сможете ли загадки отгадать? (ДА!)

Тогда слушайте…

Загадки:

1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу
красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
(Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой спит в избушке
снеговой. (Медведь)

3. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

4. Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины – Называется
плотина. (Бобр)

5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик
клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)

6.На спине иголки – длинные да колкие,

А свернется он в клубок – нет ни головы,
ни ног. (Ёжик)

7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.

Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг
да скок. (Белка)

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:

Молодцы ребятки, отгадали все загадки. Ой,
кто это? Вот и хозяева появились!

На сцене стоит чум. Возле чума горит огонь
костра. Возле него сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращается дети.

Дети:
Бабушка, откуда появился костер?

Бабушка:
От искорки.  Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда
тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети:
Бабушка, а снег откуда?

Бабушка
«Белая снежинка – маленькая льдинка». Белые, пушистые хлопья покрывают всю
землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого
талая вода наполняет реки.

Дети:
А правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка:
Правда, а в день прилёта ворон, ханты устраивали весенний праздник!

Дети:
Ой, бабушка расскажи, как ворона, прилетая на север, приносит весну!

Бабушка:
Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела
ворона в северный край. Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро,
никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её
звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся
человек. С этого дня повели свой род ханты.

Накануне родители укладывали детей спать
пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения и игрушки.

Исполняется песня «Колыбельная»

(дети засыпают под пеню колыбельной,
женщина в национальном костюме проходит по сцене и показывает игрушки, затем
развешивает на ветках дерева)

Бабушка:
Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и
старались не проспать зарю.

Бабушка:
По поведению птиц судили о том, какая будет весна: Если ворона села на низкое
дерево – весна будет скоротечной, если на высокое- затяжной.

(Ворона показывает движения по тексту)

Бабушка:
В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые
бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки. Ворон
задабривали, строили им гнезда.

Посмотрите, вот и ворона к нам пожаловала.
Видимо ей гнезда понравились! Приветствуем вестницу весны. Бегите дети и
поиграйте с вороной.

(дети подходят к дереву играют игру с
вороной)

Игра «Порни- порни, нёв-нёв»

(дети- птенцы выстраиваются за птицей –
мамой, кладут руки на пояс друг другу. Большая птица старается поймать птенца,
стоящего последним, а птица- мам бегает по залу и защищает своих птенцов,
прикрывая их руками. Роль большой птицы и птицы- мамы исполняют взрослые.

Бабушка:
Есть у народа ханты ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают
к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся.
Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву
ленточки, затем дети выходят и рассказывают стихи)

Дети:

На березу села стая,

Не свистит, не напевает.

Знает каждый, млад и стар,

Не поётся слово «кар»!

Нынче праздник, древний праздник.

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник.

Люди как одна семья!

Носят серенький жилет,

А у крыльев – чёрный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: «Кар! Кар!Кар!.

-Кар-р!- кричит ворона. – Кар-р!

Ставь, соседка, самовар-р!

Не жалей завар-рки!

Пр-ринимай подарки!

Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые
и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество
их, волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах.

Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…

Слайд 1 «РЕКИ И ОЗЕРА»

Легенда:

Озёра и реки

Озёра без края –

Ковши голубые,

Вода голубая.

Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И
не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И
любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум. Увидал
он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не
поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба
на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде
образовались в Югорской земле все водоемы.

А как только, дождь пойдет, жители Севера
знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

Ведущий: А
теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки
и озера»

1.Игра «Ручейки и озера».

Дети строятся по 3 колоны. Звучит быстрая
музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка
«озера» — становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА»

Легенда:

В очень далекие времена, жили-были брат и
сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру — Иде, что означает
Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не
погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда
проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у
великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде,
сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её –
Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается
на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так
Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не
могут они встретиться.

Ведущий: Ребята,
а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.

Игра 2. «Солнце». Один ребенок стоит в
центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка
останавливается, водящий ловит лучиком.

Слайд 3 «ТАЙГА»

Легенда:

Эта история произошла давным-давно. Жил
был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях
— мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось.

Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал
небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти
меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и
пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет
в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь
ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в
Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому
никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого
медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено».

Но желание Унт исполнила, превратила
жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и
как зверь на четырех.

ВЕДУЩАЯ:

Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во
всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в две игры, которая связана с
дарами природы, она называется «Собери ягоды», а другая «Капканы».

3.Игра «Собери ягоды».

Хозяйка тайги называет ягоду, а дети
показывают, как её надо собирать. Черемуха – на носочках, морошка – вниз
наклон, голубика – на корточках.

4. Игра «Капканы».

Мальчики – «капканы», девочки – «лисички».
Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока
играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается,
мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:

Вот и подошли к концу мои Легенды Народов
Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой
частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.

ВЕДУЩАЯ:

Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные
Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок,
ребята подарят тебе замечательный танец Дружбы!

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:

Сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры
народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у
меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю
я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства Югорской земли.
Олтул олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром!» До свиданья!

  Я, ты, он, она

Вместе
— целая страна,.

Вместе
— дружная семья,

В
слове «мы» — сто тысяч «я».

Большеглазых, озорных,

Чёрных,
рыжих и льняных.

Грустных
и весёлых

В
городах и сёлах.

Над
тобою солнце светит,

Родина
моя.

Ты
прекрасней всех на свете,

Родина
моя.

Я
люблю, страна, твои просторы,

Я
люблю твои поля и горы,

Сонные
озёра

И
бурлящие моря.

Над
полями выгнет спину

Радуга-дуга.

Нам
откроет сто тропинок

Синяя
тайга.

Вновь
настанет время спелых ягод,

А
потом опять на землю лягут

Белые,
огромные,

Роскошные
снега,

Как
будто праздник.

Будут
на тебя

Звёзды
удивлённо смотреть.

Будут
над тобой

Добрые
рассветы гореть

В
полнеба.

В
синей вышине

Птицы
будут радостно петь,

И
будет песня звенеть

Над
тобой в облаках

На
крылатых твоих языках.

Я,
ты, он, она

Вместе
— целая страна,.

Вместе
— дружная семья,

В
слове «мы» — сто тысяч «я».

Мероприятие «Культурный экспресс к народам Севера»

Цель мероприятия:
1. Формировать у детей уважительное отношение к коренным народам Ямала, их культуре и традициям. Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Задачи:
1. Вызвать интерес к культуре и творчеству представленного народа.
2. Развивать умения детей чувствовать и передавать образы, заложенные в песне, танцах, выразительном слове.
3. Учить детей понимать идею литературных и музыкальных произведений.
4. Развивать и повышать творческий потенциал педагогов детского сада.
5. Развивать музыкальные, творческие и артистические способности детей.

Декорации: чум, олени, куклы — ненцы, сани, костёр, колыбелька.

(Возле чума сидит женщина с ребёнком, свет выключен, темно, слышится звук вьюги и метели. Под звуки бубна появляется шаман, свет включается проводит обряд очищения от злых духов. всё вокруг оживает. Звучит музыка, в зал входят воспитатели и дети в нарядных костюмах народов Севера, становятся вокруг шамана )

Шаман: Аниторово! (здоровается по — ненецки)

Все:Аниторово! Ведущий: Мой Север не только тем знаменит,

Что стужа крепка здесь и ветер гудит,

Что слезы от холода льются из глаз.

Как много о тундре придумано фраз!

Живет у нас в тундре надежный народ.

Он ладит с работой – и дело идет.

         -Люди разных национальностей живут на Ямальской земле, но, первыми, кто заселили эту землю, коренные жители селькупы, ханты и ненцы – мужественный, трудолюбивый народ.  Но славен он не только мужеством и трудолюбием, а еще и большой любовью и бережным отношением к природе своего края.  А как гостеприимен местный народ! Зайдите в их чум и нас всегда встретят добрые заботливые друзья: угостят свежим душистым чаем, согреют добрым словом, основные занятия оленеводство, охота,  рыболовство.  А в свободное от занятий время они танцуют и поют свои особые национальные песни, а также сочиняют стихи и сказки.

        В стихах, песнях и танцах народные умельцы тундры рассказывают, как они приспосабливаются к суровым условиям края

Стихи:

1.Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

2.Вот заря, как знамя, реет,

Солнца луч ударил ввысь.

Из столицы в это время

Позывные донеслись.

3.Будет день такой, что любо!

Сразу тундра ожила:

И спешат навстречу людям

И заботы, и дела.

4.Пастухи поедут в стадо,

Ладит снасти зверолов.

А рыбацкая бригада

Привезла большой улов.

5.Тишину окрест нарушив,

Из соседней буровой

Из земной коры наружу

Взвился факел голубой.

(дети и воспитатели садятся вокруг костра)

Ведущий: У каждого народа есть свои обычаи и традиции. У коренных народов Ямала одним из главных обрядов является Обряд поклонения огню. Огонь для народов Ямала — это образ рода, племени, имени, фамилии и славных дел. Огонь — это знак глубокой памяти о предках, о тех, кто ушёл из жизни безвременно. По традиционным представлениям в огне воплощался главный покровитель семейного счастья, любви, согласия и благополучия. Послушайте легенду о священном огне.

Легенда о священном огне

Шаман: (рассказывает на ненецком)

Ведущий: Давным — давно это было. Однажды мужчины стойбища ушли на охоту. В чумах остались женщины и дети. Шаман: (рассказывает на ненецком) Ведущий: Огонь весело горел в чуме. И вдруг одна искорка взвилась вверх. упала на ребёнка и обожгла его. мать вскочила и стала ругать огонь. Шаман: (рассказывает на ненецком) Ведущий: Что ты делаешь? Я кормлю тебя дровами , а ты моего ребёнка обжёг. Шаман: (рассказывает на ненецком) Ведущий: Изрублю тебя топором. залью, затушу! (Закрывают огонь руками, Затем идут по кругу. останавливаются, тишина). Шаман: (рассказывает на ненецком) Ведущий: Погас огонь. Стало темно и холодно. (Плачет ребёнок. Все замирают, не двигаются) Шаман: (рассказывает на ненецком) Ведущий: Как не пыталась женщина разжечь огонь, ничего у неё не получалось. Во всех чумах и стойбищах погас огонь. И тогда поняла она, какую ошибку совершила. И обратилась она к солнцу, подняла руки вверх и закричала Женщина: Хайерэко , Хайерэко Хэй ! Ведущий: Солнце, появись, обогрей мой народ! Женщина: Хайерэко ,Сина няда ! Ведущий: И сжалилось солнце, обогрело стойбище. С тех пор ненецкий народ почитает огонь как большую святыню.

Стихи: 1. Священный. всесильный, божественный! — Три титула есть у Огня Хвалить его в песне торжественной Меня научила родня.

2.Священный! О, будь снисходителен! О, будь благосклонен ко мне! Не выйти в пургу победителем Тому, кто забыл об Огне.

3.Всесильный! Будь славен, живительный Огонь, согревающий нас! Ты — гость на земле удивительный, Ты солнца всевидящий глаз!

Танец под муз. «Увезу тебя я в тундру».

Ведущий: Долгими зимними вечерами в ненецких семьях всегда звучали голоса детей, пелись народные песни, проводились разные народные игры. В одну из которых Елена Едайковна с вами поиграет. (малоподвижная ненецкая народная игра со зрителями)

Ведущий: У северных народов есть ещё один интересный обряд: в святых местах в тундре на дерево завязывали ленточки, кусочки тканей, при этом каждый загадывал желание. Так, давайте же мы с вами тоже проведём этот традиционный обряд . Пусть это место тоже будет свято! (под музыку всем присутствующим раздаются ленты разных цветов, которые надо завязать на ветки дерева, загадывая желание)

Сценарий развлечения

«Легенды народов Севера».

Для детей группы дошкольного возраста от 6 — 7 лет.

Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМАО.Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).Задачи:
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

Предварительная работа:
• Слушание хантыйской музыки, разучивание песни «Север наш»
• Подготовка слайдовой презентации 
• Вход детей «Волшебный край»
• Разучивание национальных игр
• Разучивание танца «Дружбы»
• Разучивание стихов о Югре.
Атрибуты:
1. Веревочки-косички
2. Маска Солнца
3. Ленты
4. Бубен
5. Чум
6. Хантыйский костюм
7. Раскраски
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он — ДЕТИ: Ханты-Мансийский Автономный Округ.ВЕДУЩАЯ: А старинное название нашего округа – Югра. 
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам… Каким?
ДЕТИ: Ханты и манси.ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько — сколько смогут съесть, собирают столько я годы — сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»ВЕДУЩАЯ: 
Ребята, давайте послушаем стихи про нашу землю Югорскую…
РЕБЕНОК:
Моя Югра – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
РЕБЕНОК: 
Можно сколько хочешь восхищаться,
Знаю, каждый славит край родной,
Но не перестану восторгаться,
Воспевать любимый Север свой!
ПЕСНЯ «СЕВЕР НАШ»
1.Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,
И грибы и ягоды собирать мы в лес пойдем.
ПРИПЕВ: Люди все говорят, 
Что наш край красив, богат,
И полярное сиянье 
Каждый видеть очень рад.

2. Кто на севере бывал, ночки светлые видал.
Полюбил он всей душой север наш дорогой.
ПРИПЕВ:

3. Мы на севере живем, в гости вас к себе зовем,
Голубику и чернику собирать мы в лес пойдем.
ПРИПЕВ:

ВЕДУЩАЯ: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера.
А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.
Игра«Оленьи упряжки»
раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу.
Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тайги,
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю
к себе в гости приглашаю!
Только я хочу узнать
Сможете ли загадки отгадать? (ДА!)
Тогда слушайте…
Загадки:
1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

3. Что за зверь зимой холодной 
Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

4. Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)

5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)

6.На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы ребятки, отгадали все загадки.
Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их, 
волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах. 
Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…
Слайд 1 «РЕКИ И ОЗЕРА»

Легенда:
Озёра и реки
Озёра без края –
Ковши голубые,
Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. 
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.АГАН, р.ОБЬ, о.САМОТЛОР, о. ГОЛУБОЕ.)
А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
1.Игра «Ручейки и озера».
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» — становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Легенда:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру — Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
ВЕДУЩАЯ: 
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.
Игра 2. «Солнце». Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.
Слайд 3 «ТАЙГА»
Легенда:
Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях — мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. 
Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено».
Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
ВЕДУЩАЯ: 
Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в две игры, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды», а другая «Капканы».
3.Игра «Собери ягоды». 
Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать. Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках.
4. Игра «Капканы». 
Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.
ВЕДУЩАЯ:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята подарят тебе замечательный танец Дружбы!
ТАНЕЦ «ДРУЗЕЙ»ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства Югорской земли. Олтул олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья!

Хозяйка Тайги вручает детям подарки — раскраски. И по музыку уходит. 

ВЕДУЩАЯ: 
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.

Праздник Солнца

Сценарий ненецкого праздника, посвященногоСолнцу-хайеру!

Разработчики: Яндо Н.Т., руководитель музея

Дубовцева Т.Ф., заведующий отделом

Куокканен С.В., педагог дополнительного образования

МБОУ ДО Дом детского творчества

г. Новый Уренгой

Аннотация.Сценарий театрализованного представления посвящён ненецкому празднику встрече Солнца. Конспект сценария расширит знания о народных традициях этноса Ямала, поможет в изучении истории наследия коренных народов Ямала. Праздник Солнца отмечают коренные жители тундры в первой половине января с наступлением нового временного периода, связанного с появлением после долгой Полярной ночи СОЛНЦА – ХАЯР. Начало конца «большой темноты», считали ненцы, это и есть начало Нового календарного года.

Цель:расширить знания обучающихся о народных традициях коренных народов Ямала, использую форму театрализованного представления.

Задачи:

ознакомление обучающихся с этническим ритуалом ненецкого праздника встрече Солнца;

приобщение детей к материальной и духовной культуре, истории ненцев;

воспитание национального самосознания, уважения к самобытности, культуре народов, проживающих на территории Крайнего Севера.

Оборудование.Музыкальный центр, видеопроектор, фонограммы этнической музыки, презентация, сценический чум, предметы быта (кухонный столик, тарелки, кружки, ложки), желтые ленточки, палка для проведения игры, имитация огня, ненецкие сумки.

На сцене темно. Звучит фон горловое пение или игра на варгане.

На экране – заголовок «Праздник Солнца».

Звучит голос: «Давным-давно, когда ненецкий народ не умел ни читать, ни писать, над тундрой вдруг появилось огненное раскаленное солнце. Народ был напуган, а Хозяйка тундры успокоила людей, рассказав им легенду о чуде небесном и благодати земной – Солнце – сыне земной женщины»

Выходит чтец(из правой кулисы) девочка в костюме Хозяйки тундры,

встаёт к экрану, рассказывает легенду о Солнце.

Чтец: Жила бедная женщина. Развела она однажды огонь в чуме и села возле огня со своим маленьким сыном. Вдруг из огня вылетела искра и обожгла кожу малыша. Малыш стал громко плакать, а женщина разозлилась и облила огонь водой, приговаривая: «Ах, какой ты неблагодарный! Я тебя кормлю, поддерживаю, ухаживаю за тобой летом и зимой, а ты обжёг моего сына!».

Вскоре в чуме стало холодно и темно. Хотела женщина развести огонь – а он не разгорается, тухнет. Побежала женщина в соседний чум – и там огонь потух. Во всех чумах стойбища, куда входила женщина, огонь угасал. Остался последний чум – Мудреца. Когда мать с ребёнком вошла в него, огонь стал трещать и чахнуть. Спрашивает жена мудреца: «Что же ты натворила, что наш священный огонь не хочет тебя принимать?» Женщина поведала о своей беде и ошибке, и услышала в ответ: «Для того, чтобы вернуть огонь в чумы стойбища, тебе придется отдать сына Хозяйке Огня». Делать было нечего. Чтобы спасти всех жителей стойбища от смерти, пришлось женщине отдать своего сына. Хозяйка Огня взяла мальчика и полетела с ним на небо. И превратился мальчик в Солнце. И с тех пор в тундре берегут огонь, который стал священным для любого её жителя.

Чтец уходит.

На сцене темно. Звучит фонограмма – вой ветра, завывание вьюги.

На экраненочное небо со звёздами.

Фон Вьюга стихает.

Звёзды тухнут, на сцене становится чуть светлее (светает)

На экране – вид зимней тундры.

На сцене слева чум (вид изнутри), спят хозяйка, хозяин. Хозяйка просыпается, встаёт, разводит огонь, садится шить,поёт песню народная ненецкая песня «Моё рукоделье» «Мань сед-ини» а-капельно или

Звучит фон женское пение на ненецком языке.

На сцене становится ещё светлее.

Хозяйка откладывает шитьё, будит мужа.

Хозяйка:Хасаваку, просыпайся! Ты не забыл, что сегодня у нас праздник Солнца, соберётся вся родня! Я дошила твою праздничную одежду, надевай!

Хозяин встаёт, облачается в одежду, поданную женой, при этом спрашивает:

Хозяин:А что же твой наряд?

Хозяйка:А я с утра пораньше уже нарядилась (показывает на свой наряд, выходит на середину с цены).(в зал): Ягушка моя сшита из четырёх летних шкур, внутри тоже мех – четыре осенних шкуры; (к мужу): Видишь – на моей ягушке не зря нашит узор в виде белки, — ведь белка – священное животное для ненцев! (муж подходит к ней, жена красуется) Ягушка на плечах, по краю бортов и рукавам обшита жёлтым и красным сукном, потому что красный цвет – это символ огня и родной крови, а — жёлтый – это солнце и тепло. Паяк мой – налобное украшение – тоже сегодня праздничный – расшит узором из бисера, а на кисах узор, напоминающий оленьи рога! По силуэту мой костюм напоминает форму чума.

Хозяйка:А теперь, Хасаваку, пойди, поприветствуй светило!

Хозяин переходит на правую половину сцены, поворачивается лицом к экрану, поднимает вверх руки, обращается к небу:

Хозяин:Я, старейшина нашего рода, благодарю тебя, небо, что мы пережили долгую зиму, которая подходит к концу, что вся семья наша жива-здорова, что на оленей наших не напала болезнь, а лайки наши сильны и послушны. Я прошу тебя, великий нум, разреши обратиться к сыну земной женщины – Солнцу-хайеру!

На экране сполох северного сияния.

Хозяйка(радостно):Небо разрешило!

Хозяин:Сын земной женщины – Солнце! Сегодня мы будем воспевать тебя, благодарить за тепло, которое ты нам даёшь, и радоваться твоему появлению на небе, что говорит о близком окончании долгой зимы! Выйди, светило, обогрей тундру! Фон (радостный, хвалебный).

На экране – восход солнца

Фон меняется (какая-то песня на ненецком языке радостная),

На экране: видео -едут гости на упряжках

(В это время чум со сцены убирают).

Далее с двух сторон из-за кулис выходят гости, приветствуют, обнимаются, звучат приветственные слова на ненецком языке .

Хозяин: Гости дорогие, прежде чем мы начнём праздновать, приглашаю вас на обряд очищения огнём!

На экране — светит солнце

Фон танцевальный, выбегают дети(танцоры) с деревянными полешками,

(происходит какое-то небольшое танцевальное действие, в конце они встают в круг, соединяют полешки над головами уголком в форме кострища, опускают их к полу, а когда расходятся – в центре танцует девочка в костюме огня – не знаю, как это сделать), На экране появляется заставка Огонь. дальше начинаетсяТанец вокруг огня- обряд очищения (короткий, из нескольких движений ), в него включаются все, кто есть на сцене.

Обряд очищения заканчивается.

На экране – солнце.

Хозяйка (после обряда): А чтобы светило было не только на небе, но и с нами на земле, пусть дети нарисуют солнце!

Фон танцевальный, танцевальная композиция «Хайерако-солнышко» (выбегают дети с красными, жёлтыми, оранжевыми лентами, что-то танцуют, в конце выкладывают ленты на полу в форме солнца, (лучи только сверху), появляется шаман, танцует в кругу). Артисты на сцене располагаются кто сидит, кто стоит – смотрят на танец.

Танец закончился, танцоры убежали, шаман остался, он начинает выбивать ритм, артисты на сцене поют песню «Праздник солнца» под сопровождение бубна шамана.

Хозяин:А ну-ка, гости, поиграем да померяемся силой и ловкостью!

Фон какой-то весёлый,

Игра «Перетягивание палки» (два человека берут палку за концы, один в центре солнечного круга, другой — за кругом. Тот, кто за кругом,- должен вытянуть из круга другого.

(2-3 пары). Во время игры звучат подбадривающие слова на ненецком языке .

Хозяин (обращаясь в зал):А теперь проверим на силу и ловкость наших гостей! (из зала выходят дети, играют на сцене, садятся снова в зал).

Хозяйка:Гости! Жертвенного оленя уже привели, приглашаю вас на угощение! (нужно или нет про жертвенного оленя?)

На экраневидео – ненцы едят мясо (если найдётся такое видео), гости на сцене вносят стол, рассаживаются вокруг, хозяйка и девочки начинают накрывать – ставят пиалы, хозяйка вносит на подносе лепёшку, ставит в центре стола со словами:

На экране – солнце.

Хозяйка:Угощайтесь праздничной лепёшкой, она такая же круглая и большая, как светило наше и земля-матушка!

Ребёнок из числа гостей берёт лепёшку и нож, хочет отрезать хозяйка его останавливает:

Хозяйка:Эдейко, сынок, остановись! Ненцы лепешку ломают руками, а не режут ножом, ведь лепёшка символизирует солнце и землю!

Каждый гость отламывает себе по кусочку.

Хозяйка: (обращается в зал к жюри сначала на ненецком языке, потом дублирует фразу на русском): Угощайтесь и вы, дорогие гости! Отведайте нашу праздничную лепёшку! (выносит к жюри блюдо Праздничная лепёшка — на подносе, покрытом полотенцем с национальным узором, лежит большая лепёшка, на ней несколько маленьких, рядом деревянные вилки, выструганные из палочек. На другом подносе выносят пиалы с ягодами – морошка, брусника, голубика и ложки деревянные.)

Хозяйка,Хозяин:Дорогие гости, наш праздник подходит к концу. Мы желаем вам долголетия, здоровья и добра. А чтобы ваши мечты и желания исполнялись – повяжите ленточку на наше Светлое дерево. По преданию, это желание сбудется в течение года.

Фон Ритуал «Светлое дерево»

Все участники действия на сцене повязывают ленточки.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304889-prazdnik-solnca

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Легенды народов Севера»

(сценарий развлечения для старших дошкольников)

Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

Задачи:

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

Атрибуты:

1. Веревочки-косички

2. Маска Солнца

3. Ленты

4. Бубен

5. Чум

6. Хантыйский костюм 7. Раскраски

Звучит торжественная музыка, в зал входят старшие и подготовительные группы парами, у первых детей в паре в руках флаг России и флаг Югры,

у центральной стены они расходятся на две колонны.

Звучит стихотворение в записи:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась.

Дети читают торжественные стихи:

1: Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

2: Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра – ты красивее всех на планете!

3: Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

4: Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

5: Ты — святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

Звучит Гимн Югры.

Затем под торжественную музыку дети проходят на места по обе стороны зала.

ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он —

ДЕТИ: Ханты-Мансийский Автономный Округ.

ВЕДУЩАЯ: А старинное название нашего округа – Югра. На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам… Каким?

ДЕТИ: Ханты и манси.

ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько — сколько смогут съесть, собирают столько я годы — сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту. А теперь давайте посмотрим презентацию про край, в котором живет этот удивительный народ!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЮГРА»

ВЕДУЩАЯ: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой. Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера. А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.

Игра «Оленьи упряжки» раздаются уздечки, через 1 чел. Идут по кругу. Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: Здравствуйте ребята! Я – Хозяйка Тайги, Охраняю лес волшебный, От рассвета до зари. Много сказочных легенд я знаю к себе в гости приглашаю! Только я хочу узнать Сможете ли загадки отгадать? (ДА!) Тогда слушайте…

Загадки:

1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

2. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

3. Что за зверь зимой холодной Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)

4. Водяные мастера строят дом без топора, Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)

5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком, Спит под кустом, там его дом. Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)

6.На спине иголки – длинные да колкие, А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)

7.Остренькие зубки, рыженькая шубка. Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: Молодцы ребятки, отгадали все загадки. Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их, волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах. Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…

Слайд 1 «РЕКИ И ОЗЕРА» Легенда: Озёра и реки Озёра без края – Ковши голубые, Вода голубая. Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы. А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.АГАН, р.ОБЬ, о. окунево, о. ГОЛУБОЕ.) А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»

1.Игра «Ручейки и озера». Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» — становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.

Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА» Легенда: В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру — Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.

ВЕДУЩАЯ: Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.

Игра 2. «Солнце». Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.

Слайд 3 «ТАЙГА» Легенда: Эта история произошла давным-давно. Жил был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях — мало, грибов и ягод – мало, чум ему самый большой хотелось. Как-то раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!» Обрадовался жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба, в озерах принадлежа лишь ему, и все что растет в лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь попадался. И вообще все Тайга лишь ему одному принадлежала. И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку Леса по имени Унт, что означает Тайга. И сказала ему: « Не бывать этому никогда! Ведь Тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему здесь не положено». Но желание Унт исполнила, превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.

ВЕДУЩАЯ: Вот так, ребята нельзя быть жадным. Во всем надо знать меру. А сейчас мы с вами поиграем в две игры, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды», а другая «Капканы».

3.Игра «Собери ягоды». Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать. Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках.

4. Игра «Капканы». Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».

ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.

ВЕДУЩАЯ: Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята подарят тебе замечательный танец Дружбы!

ТАНЕЦ «ДРУЗЕЙ» ХОЗЯЙКА ТАЙГИ: Сегодня Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас одарить раскрасками, на которых изображены богатства Югорской земли. Олтул олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »До свиданья! Хозяйка Тайги вручает детям подарки — раскраски. И по музыку уходит.

ВЕДУЩАЯ: Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив. Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра! Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.

Цель:

Воспитание здорового гражданина, патриота
своей родины; знакомство учащихся с культурой и
традициями народов Севера; воспитания
эмоционально-положительное отношение к тем
местам, где они родились и живут; развивать
умение видеть и понимать красоту окружающей
жизни, желание узнать больше об особенностях
края, о людях которые населяют его.

Задачи:

  • содействовать развитию познавательных
    интересов учащихся;
  • воспитать культуру поведения, навыки общения;
  • развивать навыки коллективной деятельности,
    чувства товарищества, взаимопомощи,
    ответственности;
  • формировать нравственные качества
  • развивать физические способности учащихся,
    чувства солидарности, соперничества и
    соревнования;

Форма проведения: национальные праздники и
игры с элементами соревнования.

Оборудование: нарты, мягкие модули, кегли,
кольца от кольцеброса, скакалки, лыжи, дощечки,
пирамиды, палки, мешки, мячи большие и малые,
тоннели.

Спортивный зал тематически оформлен. Ведущая
в национальном северном костюме Эльха входит
в зал, где собрались учащиеся 8-х классов,
классные руководители, гости

Ход праздника

Эльха:

Расскажи нам, Ямал, о рожденье
своем.
Как в дремучих веках ты явился на свет,
Как припал к ледяной материнской груди
И растил богатырскую силу свою,
Чтобы стать великаном с великой судьбой,
И чтоб алые звезды взошли над тобой.

Добрый день, дорогие ребята и взрослые.
Здравствуйте, уважаемые гости!

Меня зовут – Эльха. Я прибыла из дальнего
стойбища. 10 декабря мы отмечаем замечательный
праздник – 80-летие со дня образования
Ямало-Ненецкого автономного округа и приглашаю
Вас принять участие в играх и забавах моего
народа.

Эльха: Одной из самых любимых ненецких забав
являются прыжки через нарты.

Игра “Прыжки через нарты”

(Игра способствует развитию силы ног,
ловкости, прыгучести, воспитывает смелость,
решительность.)

Правила игры: в один ряд ставится 5-6 нарт
параллельно друг другу на расстоянии 40-50
сантиметров друг от друга. Играющие поочереди
прыгают через них. Начинать прыжки можно только
по сигналу ведущего. Прыгать надо, отталкиваясь
двумя ногами и приземляясь на обе ноги. Во время
прыжка нельзя задевать нарты.

Эльха: Следующая эстафета является
национальной ненецкой игрой

Игра “Бросание тынзяна на хорей”

(Игра способствует развитию ловкости,
сноровки, глазомера, имеет большое прикладное
значение.)

Правила игры: участники команд по очереди
пытаются набросить обруч на кеглю, стоящую в пяти
метрах от них. Выигрывает команда, больше всех
набросившая обручей на кеглю.

Эльха: Следующая эстафета будет посвящена
строению жилища ненецких семей.

Игра “Ненецкий чум”

(Игра способствует развитию ловкости и
быстроты).

Правила игры: Участники поочереди переносят
мягкие модули (кольца, цилиндр) к фишке, где
выстраивают “чум”.

И проявить старание.
Поспела новая игра
Сложное задание,
За дело взяться нам пора.

Эльха: ненцы обязательно соревнуются в силе.

Игра “Перетягивание на палках”

(Игра способствует развитию силы рук,
ловкости воспитанию выдержки).

Правила игры: две группы играющих, садятся
на землю гуськом: одна группа против другой.
Передние берутся за палку двумя руками и
упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в
каждой группе крепко держат друг друга за талию.
По команде постепенно перетягивают друг друга.
Победителем считается та группа, которая
перетянула на свою сторону другую группу, или
приподняла с места несколько человек, или
вырвала палку из рук переднего.

Эльха: следующий национальная игра “Атыгак”
(“праздник спуска байдары на воду” (лодки,
обтянутой моржовой кожей), на которых еще и
сегодня бесстрашно выходят в океан морские
арктические зверобои.

Игра “Спуск на байдарах”

(Игра способствует развитию быстроты,
ловкости, силы).

Правила игры: участники поочереди
выполняют бег в “байдарах” (мягкий модуль).

Кто на Севере бывал –
Ночи белые видал.
Полюбил всей душой
Север наш дорогой.
Неспроста говорят,
Что наш Север богат.

Эльха: Хантыйские охотники имели большую
силу воли, так как им не раз приходилось
встречаться с медведем в лесу один на один.
Следующая ненецкая игра

Игра “Хват без перехвата”

(Игра развивает не только силу физическую,
но и силу воли.)

Правила игры: от каждой команды выходит
капитан. Поочереди они становятся спиной к друг
другу. Сцепляются согнутыми в локтях руками. По
команде игроки стараются заставить друг друга
оторвать ноги от земли. Команда получает очко,
если её участник победил. Выигрывает та команда,
которая заработала больше очков.

“Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть.
Мы продолжим занимательный наш путь.
Ждёт забава, не дождётся молодцов,
Вызываем добровольцев – удальцов”

Эльха: В это время пока соревнуются капитаны,
команда ответит на вопросы о крае, в котором Вы
живете.

“Теоретические знания”

  1. Как называется столица Ямало-Ненецкого
    автономного округа?
  2. Какие города ЯНАО тебе известны?
  3. Коренные жители имеют традиционное жилье. Как
    оно называется? Из чего состоит?
  4. Какие реки округа тебе известны?
  5. Перечисли известных тебе животных, которые
    обитают на территории ЯНАО?
  6. Весной в наш округ слетаются множество птиц.
    Какие из них тебе известны?
  7. Какие растения можно встретить на территории
    нашего округа?
  8. С помощью какого животного передвигаются по
    тундре народы Севера? Как называется основное
    транспортное средство?
  9. Какое полезное ископаемое принесло известность
    нашему округу и нашему городу? Какие полезные
    ископаемые тебе известны?
  10. Какие предметы национальной одежды народов
    Севера тебе известны?

Эльха: Ни один национальный обряд не
обходится без гонок на оленьих упряжках. И
следующая эстафета называется

Игра “Оленья упряжка”

(Игра способствует развитию быстроты,
ловкости, силы плечевого пояса и мышц спины.)

Правила игры: участники команд разбиваются
на пары: один садится на упряжку (мешок), другой
его везет. “Оленья упряжка” добегает до кегли,
оббегает ее, а затем игроки меняются местами и
возвращаются назад. Эстафету принимает другая
пара. Какая команда быстрее.

В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный олень.

Эльха: Вот и заключительная эстафета
“Путешествие по тундре”.

Правила игры: Первые участники команд
прыжками с кочки на кочку (по досочкам)
преодолевают болото, пробираются сквозь снежные
заносы (пролезают на четвереньках через тоннель),
обегают ориентир и на одной лыже бегут назад,
передают ее, как эстафетную палочку, следующему
участнику. Он сначала бежит на одной лыже, затем
пробирается сквозь снежные заносы, преодолевает
болото и передает эстафету.

Тундра – северяночка, нет её милей!
Северным сиянием небо светит ей.
Будто чудо-девица лунною иглой.
Вышивает красочно, мой Ямал родной.

Подведение итогов соревнований, объявление
результатов и награждение победителей и
призеров.

Эльха:

Пускай бураны злятся – все напрасно,
Пусть темень девять месяцев в году,
А всё-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду.

Суровый край! Оплот державы!
Ты с каждым годом все сильней!
Ямал – любовь моя и слава
И гордость Родины моей!
Живи, цвети, мой дорогой Ямал,
Тебя я поздравляю с днем рожденья!
Пусть буден трудовых твоих накал
Ведет ЯНАО к новым достиженьям!

Эльха: Вот так и проходили игры и забавы на
праздниках народов Севера.

“С небом живите!” – так говорят ненцы,
прощаясь.
Живите в ладу с Богом, с природой и с собой!

На этом, дорогие ребята и гости, я прощаюсь с
вами! До новых встреч!

Приложение 1, Приложение
2, Приложение 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий презентации общежития
  • Сценарий празднования юбилея мужчине 70 лет интересный
  • Сценарий представления народов россии
  • Сценарий презентации оборудования
  • Сценарий празднования юбилея мамы 70 лет