Сценарий представления русской народности

Сценарий предназначен для педагогов-организаторов, классных руководителей.

Дни национальных культур – русский народ

16 октября 2010 год

Выход  чтецов (в русских народных костюмах), читают стихотворение

В. Духанин «РОССИЯ»

1.Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.

2.Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.

3.Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.

4.Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,


5.Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

6.В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать.

1 Учащийся: Много пословиц и поговорок есть у русского народа. И мы с вами сейчас поиграем. Я начну пословицу, а вы ее закончите.

Ученье свет,…/а не ученье тьма/.

2 Учащийся: Не красна изба углами,…/ а красна пирогами/.

3 Учащийся: Человек без друзей, …/что дерево без корней/.

4 Учащийся: Труд человека кормит,…/а лень портит/.

5 Учащийся:  Русский народ не только умел трудиться, но умел и веселиться. Недаром пословица гласит: «Веселье – лучшее богатство».

6 Учащийся:

Мы танцуем с настроеньем,
Как кадриль ты хороша!
Засверкала вдохновеньем
Наша русская душа.

Танец «Московская» кадриль.

09.02.2021

Русская душа

Логин Александра Сергеевна

Учитель начальных классов.

Сценарий представления русской национальности «Русская душа» в рамках фестиваля «Дружба народов России».

Цель: формирование духовно-нравственной культуры учащихся

Задачи: познакомить обучающихся с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа; воспитывать интерес к истории и народному творчеству; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.

Оценить




521

Содержимое разработки

«Сценарий «Русская душа»»

Сценарий представления русской национальности «Русская душа»

в рамках фестиваля «Дружба народов России»

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты —

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

слайд 1

Все хором: 

Здравствуйте, люди добрые!

Люди славные, православные! (все кланяются)

Слайд2

Участник1:

 Мы встречаем хлебом, солью.

Привечаем словом добрым.

Участник2:

 Уж, наш-то каравай для всех гостей годен.

Вот он румян и дороден (в руках держит испеченный каравай)

Слайд3

Участник3:

 Мы живём в России, большой, многонациональной стране. И самым многочисленным народам являются русские.

Участник4:

 Сегодня мы поговорим о традициях и обычаях русского народа. Споём и спляшем, шутки-прибаутки расскажем.

Участник5: 

Давно к вам собирались, да еле выбрались. Холсты белили, наряды шили. хмель варили. Пока ехали, ось сломали, колесо потеряли, в яму упали.

Участник6: 

А в яме — то медведь, поймал — да реветь. Насилу отбились и вот сюда явились.

Слайд4

Участник7: 

Знаете ли вы откуда пошло название: «Русь Россия?».

Через всю территорию Киевской области, течёт речка Рось. На берегах этой реки жили люди, которых звали росами и руссами. А территория, на которой они проживали, стала называться Русью, Русской землёй, Россией.

Ученик 1:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это — русское раздолье,

Это — русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это — русские картины,

Это — родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это — русская сторонка,

Это — родина моя!

Слайд5

Ученик 4:

Самый многочисленный народ России – русские. Коренная область расселения русского народа — Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами.

Русский язык — Государственный язык в России. Основная религия – православие.

Слайд6

Ученик 6:

Русский традиционный дом (изба) состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками.

Слайд7

Что ни терем, ни изба –

Позолота, да резьба.

Терем, терем, теремок,

Он затейлив и высок,

В нем окошки слюдяные,

Все наличники резные,

А на крыше петушки

Золотые гребешки.

Слайд8

Русский национальный костюм… Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге – рубаху, юбку-поневу и кичку. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же, как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой.

Слайд9

Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Мужская одежда состояла из домотканой холстовой рубахи – косоворотки и также портков, в основном полосатых. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. Из мужских головных уборов наиболее распространены были высокие барашковые шапки.

Слайд10

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Теплые сапоги «валенки с голенищами» были лишь у зажиточных крестьян. Кожаная обувь считалась городской, дорогой.

Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Слайд11

Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жестово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, павло- посадские платки и другие.

Слайд12

Матрешка – русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Этот символ России появился в 1891 году в Абрамцеве

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко    
Наша русская: МАТРЕШКА!

Слайд13

«Хохлома» – это роспись деревянной посуды, выполненная чёрным и красным, а также, изредка, зелёным цветом по золотистому фону. Названа по имени села Хохлома в Нижегородской области.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески 
Солнечной медовой золотой листвы.

Слайд14

 «Гжель» – город в Раменском районе Московской области, один из старейших в России центров гончарного промысла. Делают гжельскую посуду из белой глины. Гжельские мастера используют в своей росписи только синий цвет.

Изделия рук золотых!
Синяя сказка –
Глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!

Слайд15

Богата наша Русь на традиции и праздники. Многие праздники сохранились еще с языческих, дохристианских времен – Иван Купала, Масленица. С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество, Пасха, Крещение, Преображение, Успение, Троица.

Слайд16

Кушанья были просты и однообразны. Стол делился на постный и скромный. Русские хлеб ели ржаной. Первое место занимают – пироги. С незапамятных времён на Руси ни одна трапеза не обходилась без пирогов. Слово «пирог» произошло от древнерусского слова «пир» — пиршество. Пирог готовили с мясом, рыбой, горохом, кашей, луком, картофелем, капустой, солёными огурцами, грибами, яблоками, ягодой. Разнообразны пироги и по форме – кулебяки, расстегаи, курники, лодочки, ватрушки.

Слайд17

 В1640г. Русские впервые познакомились с чаем, к началу 18 века чай твёрдо вошёл в быт русского человека и сделался национальным напитком. Символом особого способа приготовления чая, его заварки стал знаменитый русский самовар. К чаю подавали бублики, крендели, сухари, фрукты, сваренные в меду или сахаре.

Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней блины.

Угощайся, торопись!
Без блинов проходит жисть!
Прогони весенний сплин,
А не то, остынет блин!!!

Слайд18

 Ой, друзья! Совсем забыли вам рассказать о блинах. Блины делались красные и молочные. Первые из гречневой, вторые из пшеничной муки, молока и яиц. Икра была в числе обычных кушаний. В постные дни ели кислую капусту, свёклу с постным маслом, овсяный кисель, грибы. Ко всяким кушаньям русские любили примешивать приправы: лук, чеснок и шафран. Для русских лук и чеснок был первой необходимостью.

К лакомствам относятся пряники и коврижки.

Слайд19

Первый закон русского гостеприимства — от души накормить гостей.

Гость, войди! Традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.

ПЕСНЯ ПРО САМОВАР

Слайд20

А теперь об инструментах.

Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен.

Струнные инструменты — балалайка, гудок, духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.

танец с инструментами

слайд21
Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе, и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют. 

песня, колыбельная.

Слайд22

Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания.

Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном, еще и с балалайкой.

ИСПОЛНЕНИЕ ЧАСТУШЕК

Слайд23

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца: это широта движения, удаль, поэтичность.

ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦА (КАДРИЛЬ). Хоровод.

Слайд24

Загадочная русская душа…

Она открыта настежь

И для веселья

И для мятежа…

Ее удел: гореть, не остывая…

О, русская душа – душа живая!

Россией зовётся общий наш дом —
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности вместе осилим,
В нашем единстве —  наша сила.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440967-russkaja-dusha

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Выступление 8-Б класса на школьном
Фестивале национальных культур.

Представление
страны — «Россия»

Голос за кадром
под музыку:

Аня:      О, русский
мой народ!

             
Поток спокойной силы.

             
Трудом добытый хлеб и золотые нивы.

        
     Веселье от души и общие печали…

             
Народ – как первый гром, что сотрясает дали.

             
Доверчив он и строг, мудрее год от года.

             
Нет выше доли  быть,  частицею народа!   …  Под  музыку выходят
дети.

Диана:  Здравствуйте,
гости дорогие!

Данил:  Здравствуйте и маленькие, и большие!

Аня:       Гости
званные, желанные,
               Добры молодцы, красны девицы!

Диана:  Судари и
сударыни, и вы, ребятишки,
               Мы рады гостям, как добрым вестям!
              

Данил:  Милости просим,
будьте как дома:
               Знакомьтесь со всем, что ещё не знакомо.

На
фоне музыки песни»Ой.то не вечер» (вступления)

Аня:      Жива
традиция, жива —   
              От поколенья старшего.
              Важны обряды и слова,
              Из прошлого из нашего.

Диана:    Богата
Русь-матушка своими традициями. А ещё она богата своими танцами,        хороводами
и плясками. А сколько лиризма, напевности в народных песнях!!!

«Ой,
то не вечер…» —  песня   
2 куплета (потом на фоне
проигрыша слова:)

Света:  Да,  широкая русская песня
                Вдруг с каких-то дорожек и троп
                Сразу брызнувшая в поднебесье
                По родному, по-русски, – взахлеб.

Вика:    В старину
говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».


Диана:  «Как живется, так и поется»,   «Где песни,
там и молодость»

Света:   «Песня — душа
народная». Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в
горе. От самого рождения и до самой смерти.

Под музыку  выходят мальчики.  Садятся
 на завалинке, ждут девочек.

Аня:    На завалинке
сегодня,
            Собрался честной народ,
            Что б на русских посиделках
            Петь, водить всем хоровод.

Вика:  На завалинке, в
светелке,
             Иль на бревнышках каких

         
   Собирались посиделки
             Пожилых и молодых.

Диана: При лучине ли
сидели
              Иль под светлый небосвод —
              Говорили, песни пели,
              И водили хоровод.

Начинает  звучать
мелодия «Во поле береза стояла» —
мальчишки:

Ваня:  Вот и девицы —
ягодиночки
            А нарядные, как картиночки.


Егор:   Вот идут они, раскрасавицы,
            Сарафаны на них развиваются,
           

Илья:   На рубахах узор
красуется,
             И любой на них любуется.

(танец «Во поле
береза стояла..»  
(мальчики  любуются девчонками) после
танца:

Полина
А.:

     Есть в нашем мире много разных стран,
                         А так же много разного народа,


Катя:              Но символ Руси — матушки — нарядный сарафан
                         Стал самым главным символом народа!

Настя:           Шиты золотом, каймой украшены
                        Раньше гордостью были нашею.


Полина Л.:     Сарафанами Русь прославилась,
                         Их носить нам, не разонравилось.

Девочки проходят к мальчикам, здороваются.

Дима:       Мы танцев русских много знаем, (на фоне
вступления музыки танца)
                  Их мы любим танцевать,
                  Но на наших  посиделках
                 «Параню»  будем  танцевать!

Выходят на пляску  Танец «Параня
»

Данил:   Мы за чаем не
скучаем –     мальчики  выносят  самовар с сушками
                Разговор ведем за чаем,
                Самовар на стол несем,
                Говорим о том, о сём…

Диана:    Если мы хотим
кого-то,

        
       Встретить щедро от души,

         
      На крыльце того встречаем

         
      С белым пышным караваем.

Аня:        Он на
блюде расписном
                С белоснежным рушником.
                Каравай мы вам подносим,
                Поклоняясь, отведать просим:        Света и Вика выносят
каравай,

                                                                           
кланяясь,  вручают жюри  каравай.

Света:    В гости всех к
себе зовем,  (на фоне вступления музыки Частушек)
                 И чайку скорей нальем.


Вика:      Сверху пар и снизу пар,
                Вот он, русский самовар!              

Поют частушки: 

Жюри подаются
блины, рецепт и чай.

Аня:             А вы
знаете, что Ру́сские блины́ — традиционное блюдо
восточных славян.         

Данил:        Русские
блины готовятся на 
дрожжевом тесте и часто завариваются в воде        или молоке  перед
выпечкой,  в традиционной русской печи. Для их приготовления часто
используется 
гречневая мука.


Диана:  
Русское  слово блин восходит
к древне — русскому  млинъ и изначально                           обозначало,
еду из перемолотой муки.

Данил:  Благодатна ты,
наша матушка — земля, Русь великая! 
              

Диана:   Всех приютишь
ты, всех накормишь, всех обогреешь!

Аня:       Всем дело
по душе  найдёшь!   

 
Полина Л.:        На просторах России

                          
 Много разных народов живет.

                           
Все народы, как братья равны,

                           
Всем народам — любовь и почет!

Катя:                 Знай традиции, русский народ!
                            Свою историю вечно храни!
                            Любовь к Отчизне, пусть в сердце живёт,
                            Для детей своих, Русь сбереги!

Скачано с www.znanio.ru

Цель:

  • Познакомить учащихся с народными традициями России, праздниками, играми.
  • Воспитывать любовь и уважение к России, к своему народу; интерес народному слову и народным обычаям, народным промыслам; воспитывать у детей художественный вкус.
  • Привлечь родителей к совместному воспитательному процессу через проведение совместного мероприятия и праздника.

Оборудование: декорации, музыкальное сопровождение, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к празднику.

Ход праздника

I. Культура — это образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира

Презентация. Слайд 1.

Ведущий: Культура — это все то, что создано людьми в результате творчества и созидания, полета человеческой мысли и воображения за всю многовековую историю: письменность, научные знания, искусство, орудия труда, дома, средства транспорта, одежда — все это и есть культура.

Слайд 2.

В.В. Путин о возрождении русской культуры: «…Культура, наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера. И потому государственная культурная политика должна охватывать все стороны жизни, способствовать сохранению традиционных ценностей, укреплению глубоких духовных связей с родной страной…»

Слайд 3.

Российский академик, филолог, искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно её».

Слайд 4.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире.

Дети читают стихотворение

(М.Матусовский «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

Слайд 5.

Ведущий: Любовь и уважение, прежде всего, являются основой культуры. Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

II. Дети читают стихотворение. Е.Вадимов «Русская Культура»

Слайд 6.

Русская культура — это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой —

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..

Слайд 7.

Русская культура — это сказки нянины —

Песни колыбельные, грустные до слез —

Русская культура — это разрумяненный

В рукавицах-варежках Дедушка Мороз…

Слайд 8.

Русская культура — это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей —

Это — радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Слайд 9.

Русская культура — это вязь кириллицы

На святых писаниях, азбуке славян.

Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,

При чеканном поясе — кучерский кафтан.

Слайды 10-12.

Русская культура — это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —

Терема и церковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Слайд 13.

Русская культура — это то, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой:

Это наша женщина, русская красавица —

Это наша девушка с чистою душой!..

III. «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры»

Слайд 14.

Ведущий: Богата наша Россия на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от поколения к поколению. И мы не забываем это наследие, это богатство, стараемся беречь и хранить, потому что это всё наша Родина, наша Россия.

Более тысячи лет назад, просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. В память Кирилла и Мефодия во всех городах нашей страны 24 мая проходит «Праздник русского языка, славянской письменности и культуры».

Слайд 15.

В 9 веке в Византии, в городе Солуни (теперь это город Салоники в Греции) жили два брата Кирилл и Мефодий. Были они люди мудрые, очень образованные, и хорошо знали славянский язык.

Слайд 16.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. И вот братья Кирилл и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

Слайд 17.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии (стихи разных авторов).

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,

Два брата, что в Салониках родились,

Задумали букварь создать славянский,

Чтоб знал Писанье каждый славянин…

Выходцами из Солуни Русь была восхвалена

Почитали, как родную, излагая письмена,

Прародители Софии воцарились на Земле

И от мая к маю славим ваши имена везде.

Простые их буквы — не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

В любой старинной книжице ты можешь прочитать

Жила на свете ИЖИЦА а с нею буква ЯТЬ.

Но время быстро движется, и жизнь уже не та,

Где нынче буква ИЖИЦА? Где ЯТЬ? А где ФИТА?

Родная речь — Отечеству основа,

Не замути Божественный родник —

Храни себя — душа рождает слово —

Великий святорусский наш язык.

Кирилл и Мефодий — два брата единых,

Прошедших свой доблестный путь,

Нашедших, в славянах, духовную силу

и православья приют!

IV. Народные художественные промыслы России

Слайд 18-19.

Ведущий: Россия — страна огромных богатств, но самым ценным является культура.

Ещё чем славится Россия? Народные художественные промыслы России — огромное и духовное богатство. Это гончарные изделия, игрушки, резьба по дереву, художественная обработка металла и роспись по дереву, русское кружево.

Дети читают стихи о народных промыслах.

Ещё чем славится Россия?

Людьми Россия хороша.

У них и руки золотые

И необьятная душа.

И замирает восхищённо

Надменный иноземный взор,

Увидев русскую матрёшку

И Гжели кружевной узор.

Слайд 20.

Матрёшка.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка… иль…Гармошка?

Это — русская матрёшка!

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже полсвета!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Слайд 21.

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка — мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Слайд 22.

Гжель.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь.

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой.

Не встретите на свете вы красоты такой.

Слайд 23.

Дымково.

Вьется голубой дымок.

Мягко падает снежок,

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Слайд 24.

Богородская игрушка.

В Богородске-городке

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Слайд 25.

Вологодские кружева.

Вологодская избушка,

В небе ясная луна,

Одинокая старушка

Засиделась у окна.

Труд у бабки Пелагеи

С молодых годов в чести.

Принялась за рукоделье —

Стала кружево плести.

Вологодское кружево

Время за полночь, не спится

Беспокойной мастерице.

Застучали друг о дружку

Деревянные коклюшки.

Чтоб узор был ровный, гладкий,

У старушки есть булавки:

Их в подушечку воткнёт,

Белой нитью оплетет,

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Все растет, растет, растет.

Слайд 26.

Песня «У моей России длинные косички…»

Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)

V. Потешки и небылицы

Слайд 27.

Потешки — это русские народные веселые стихи обо всем, что нас окружает. Потешки и небылицы всегда веселые, радостные, мажорные, яркие.

Гром по горам прокатился —

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи —

Две крохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

— Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки — подсолнушки.

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из- под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Как у вас поживают?

На босу ногу топор надевают?

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами.

А лошади наши — с усами,

Бегают в подполье за мышами?

Ведущий: Дорогие гости! Вы послушали потешки-насмешки. Заметили, сколько у русского народа выдумки, юмора, остроты?

Инсценировка: «Хочешь, есть калачи, на печи не лежи»

Скоморох: Ребята, у каждого народа есть свои сказки, традиции, игры, пословицы. И я вам хочу напомнить одну «Спишь, спишь, (зевает) и отдохнуть некогда» (ложится на лавочку, засыпает).

Матрёшка: Вот и утро на пороге, день начинается, надо сыночка будить Антошеньку. (подходит) Вставай, вставай, моё солнышко.

Вставай, вставай, моё тёплышко. Утро на дворе за работу пора.

Скоморох: Да ну, тебя, маманя, сон мешаешь смотреть.

(переворачивается)

Матрёшка: Вставай, вставай, сыночек, дел много.

Скоморох: Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону.

Матрёшка: Антошенька, иди молотить.

Скоморох: Не могу, живот болит.

Матрёшка: Не пень, а лежит. Антон, иди кашу есть!

Скоморох: Где моя большая ложка? (вскакивает)

Матрёшка: Хочешь, есть калачи, на печи не лежи. Не зря на Руси говорят: «Лень со злом дружит, а счастье с добром»

Скоморох:

А сейчас вы не зевайте,

Мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит?

Дети: Ложка!

Скоморох: Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!

Игра «Где работа там еда» (стулья расставлены по кругу, на них лежат ложки, играющих больше, чем стульев, не успевший взять ложку, занять стул выбывает из игры).

VI. Танец-игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Слайд 28.

Ведущий: Какой же праздник проходил без танцев?

Выходите наши девочки — плясуньи и мальчишки плясуны!

Дети исполняют народный танец-игру «Бояре, а мы к вам пришли».

— Бояре, а мы к вам пришли?

Молодые, а мы к вам пришли.

— Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

— Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

— Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила.

— Бояре, она дурочка у нас.

Молодые, она дурочка у нас.

— бояре, а мы плёточкой её.

Молодые, а мы плеточкой её.

— Бояре, она плёточки боится.

Молодые она плёточки боится.

— Бояре, а мы пряничка дадим.

Молодые, а мы пряничка дадим.

— Бояре, у ней зубки болят.

Молодые, у ней зубки болят.

— Бояре, а мы к доктору сведём.

Молодые, а мы к доктору сведём.

— Бояре, она доктора боится.

Молодые, она доктора боится.

— Бояре не валяйте дурака.

Отдавайте нам невесту навсегда.

VII. Заключительная часть праздника

Ведущий:

Берегите Россию, без неё нам не жить,

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию — нет России другой!

Слайд 29.

В заключение праздника дети исполняют песню «Моя Россия» (стихи — Марат Ахмадиев, музыка — Вадим Челноков, исполнитель — Ирина Савицкая).

Я за Родину-мать, за Россию молюсь.

Я своею великой страною горжусь.

Потому, что мы здесь рождены и живём.

Это — наша земля, это — наш отчий дом.

Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.

Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.

Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,

Что за люди у нас, тут, в России живут.

Припев:

Ты живи, моя Россия!

Славься русская земля!

Краше нет, под небом синим!

Это — Родина моя!

Мы добьёмся всего, если вместе пойдём.

Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.

Наш высокий порыв никому не сломить.

А иначе, зачем на земле этой жить.

Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.

Нам с тобою хранить надо эти края.

Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,

Пусть на нашей земле наши дети растут.

Список использованной литературы

  1. Афанасьев С. Праздники в школе. — М.: АСТ, 2003.
  2. Давыдова М.А., Агапова И.А.Праздник в семье. — М.: Ролы, 2000.
  3. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. — Ярославль: «Академия развития», 1999.
  4. Почемучка: Детская энциклопедия. — М.: АСТ, 2005.
  5. Розанова Е. Праздники в школе и дома. — М.: «Росмэн», 2000.
  6. http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
  7. http://pandia.ru/text/78/355/1194.php

Фестивальнациональностейрусские

Подрусскуюнароднуюмузык (минусовка «УжтыПолюшко,параня»)выходитвсягруппаребят,принимающихучастиеввыступлении (выходяттанцуя,врусскихнациональныхкостюмах).-1е

Все хоромЗдравствуйте,людидобрые!

Людиславные,православные! (всекланяются)

Участник1: Мывстречаемхлебом,солью.

Привечаемсловомдобрым.

Участник2: Уж,наштокаравайдлявсехгостейгоден.

Вотонрумянидороден (врукахдержитиспеченныйкаравай)

Участник4: Сегоднямыговоримотрадицияхиобычаяхрусскогонарода.Споёмиспляшем,шуткиприбауткирасскажем.

Участник5: Давноквамсобирались,даелевыбрались.Холстыбелили,нарядышили.хмельварили.Покаехали,осьсломали,колесопотеряли,вямуупали.

Участник6: Авяметомедведь,поймалдареветь.Насилуотбилисьивотсюдаявились.

Участник7: И так,друзья,фестивалю Дружбы Народов-зелёную улицу!

Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем,о дружбе споем.

Пусть искорка дружбы,что вместе зажжем,

Подарит нам радость,согреет теплом!

Участник 8: Знаете ли откуда пошло название «Русь Россия»( мультфильм 1д)

Участник9: Русскиелюдимногоработали,акогдаотдыхалипелипесни и частушки,какгрустные,такивесёлые.«Где песня льётся,там легче живется».

Песня 1Ж,частушки 1В

Участник 10:Порусскомуобычаюгостеприимства,дорогихгостейвстречаютхлебомссольюипесней.Естьипословицыохлебе.В народеговорят (кдетям): — Естьхлеб…

Дети: — Будетипесня!

Гдепесняпоется… 1Е

Дети: — Тамвеселоживется.

Ктотрудилсяотдуши…

Дети: — Веселисьтеперь,пляши!

(Танец «Валенки»)—————————1Г

Участник11: Мы живем в России,большой,многонациональной стране.Наша область тоже многонациональная.Представители более 100 народов проживают в нашей области.Но самыми многочисленными народами края являются русские. 1Д про Самару(фильм),танец « Берёзка»

Участник 1е:Второй закон гостеприимства-от души накормить гостей. 1Е

Участник1 «З» класса: Русскаякухняподчиняласьобычаям,анетрадициям.Кушаньябылипростыиоднообразны.Столделилсянапостныйискромный.Русскиехлебелиржаной.Изкушаньев , приготовляемыхизтеста,первоеместозанимаютпироги.

Ниоднатрапезанеобходиласьбезпирогов.Слово «пирог»произошлоотдревнерусскогослова «пир» — пиршество.Пирогготовилисмясом,рыбой,горохом,кашей,луком,картофелем,капустой,солёнымиогурцами,грибами,яблоками,ягодой.Разнообразныпирогиипоформекулебяки,расстегаи,курники,лодочки,ватрушки.

Дети проходят с блюдами кто что выбрал)

1А-Пирожки; 1Б-Пельмени; 1В-Картошка,квас; 1Г- Курники, Сухари,1Д-Соления,1Е-Ватрушки, Кулебяки,1Ж-Пироги,1З-Блины,1 И-пироги(все ставится на стол к самовару)

Участник 1Д:

Гость ,войди! Традиции не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом!

Участник 1 И:

Мы гостей встречаем…

Все вместе: Чаем,чаем,чаем!

Первым делом угощаем…

Чаем,чаем,чаем!

Приглашаем к самоварам..

С чаем,с чаем,с чаем

И в накладку,и в прикуску…

Чай,чай,чай

Пейте чай,друзья по русски

Чай,чай,чай

Участник 1 И: В 1640г.Русскиевпервыепознакомилисьсчаем,которыйтвёрдовошёлвбытрусскогочеловекаисделалсянациональнымнапитком.Символомособогоспособаприготовлениячая,егозаваркисталзнаменитыйрусскийсамовар.Кчаюподаютбублики,крендели,сухари.

Дети проносят и ставят к самовару.

Не зря говорят: «Чайнепилкакаясила,чайпопилсовсемустал»

Еслиестьсковорода,
Будетрусскийсытвсегда:
Жаркимсолнышкомвесны
Зашкварчатнаней блины.

Чтец 11

Угощайся,торопись!
Безблиновпроходитжизнь!
Прогонивесеннийсплин,
Ането,остынетблин!!!

(Пройти угостить первый ряд?)

Участник 2: Блиныделалиськрасныеимолочные.Первыеизгречневой,вторыеизпшеничноймуки,молокаияиц.

Песня 1 «З «про блины

Когдаветертравумолодуюволнует,
Когдаптицыпоютсновавнашемкраю.
ЯРоссиюсвою,моюземлюродную,
Словноматьдорогую,оченьнежнолюблю!

Чтец

Песнямибогатародинамоя.
Прославляетпеснямилыекрая.
Звонкая,веселая,грустнаяпорой
ЛьетсяпоРоссиивольноюрекой.

Россиейзовётсяобщийнашдом
Пустьбудетуютнокаждомувнём,
Любыетрудностивместеосилим,
Внашемединстве —  нашасила говорятвсевместе

песня в конце про Россию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий президентской елки
  • Сценарий приключения зайчика
  • Сценарий празднования рождества христова на улице
  • Сценарий представления руководителя
  • Сценарий приключения барона мюнхаузена