Сценарий приключения пиноккио

Сценарий сказки может быть полезным учителям во внеурочной деятельности. или для театральной постановки.

Учитель начальных классов: Шепотенко Людмила Николаевна, г. Санкт- Петербург

Сценарий сказки К. Коллоди « Приключения Пиноккио» для школьной постановки.

Звучит итальянская музыка ( Тарантелла). На сцену выбегают куклы и танцуют.

Музыка замолкает, куклы уходят, а на сцену выходит Джеппетто.

Джеппетто.

Славное полено подарил мне  мастер Антонио. Вырежу я из него деревянного мальчишку. Будет мне сынишка И назову я его Пиноккио. Это имя принесет ему счастье.( Начинает резать говорит ): вырежу ему ручки, ножки, нос. вдруг полено подпрыгивает и улетает за кулисы. Оттуда слышен крик:

 «Ой,-ой, больно!)

Выбегает Пиноккио., и  начинает бегать. и прыгать по сцене.

 Джеппетто:  Славный получился мальчишка.

Пиннокио.

 Я есть хочу.

Джеппетто. У меня есть три груши, я охотно отдам тебе. Съешь их на здоровье..

Пинокккио съедает груши и пытается выбросить сердцевинку.

Джеппетто. Не бросай. На этом свете все может пригодиться.

Пиноккио: (насмешливо) Неужели вы думаете, что я буду есть огрызки?

Джеппетто.                                                                     2

Кто знает, мой мальчик. Все возможно.

 Пиноккио быстро проглатывает остальные груши  и говорит : « Я еще не наелся»

Джеппетто, Но у меня больше ничего нет. У меня остались вот только кожура и огрызки.

Пиноккио.  ( вздыхает) Ну что ж, если больше ничего нет, я, пожалуй, съем кусочек кожуры. ( съедает и кожуру и огрызки).

Джеппетто. Видишь, я был прав. Нельзя быть таким привередой. мы никогда не можем знать, что с нами случиться на этом свете. А случиться может всякое.

Пиноккио.

Я обещаю вам, отец, что я буду хорошим мальчиком. Я обещаю пойти в школу и прилежно учиться. Но для того, чтобы  идти в школу, мне нужен букварь.

Джеппетто выходит.

Появляется сверчок.

Пиноккио, Кто это? Что это?

Сверчок.

Я Говорящий сверчок. Я здесь живу уже больше ста лет.

Пиноккио.

 Теперь это моя комната. Отправляйся  вон отсюда.

Сверчок. Я не уйду, прежде чем не скажу тебе великую правду.

Пиноккио.

Давай, говори  свою великую правду, только поскорее.

Сверчок.

Горе детям, которые восстают против родителей и покидают свой дом по

неразумению. Они рано или поздно горько об этом пожалеют.

Пиноккио.

 Если мне будет скучно, то завтра меня уже здесь не будет. Я хочу вкусно есть, спать  и с утра до вечера развлекаться. Сверчок.  Заметь себе, что все занимающиеся этим ремеслом  всегда кончают свою жизнь в тюрьме.

                                           3

Пиноккио.

Полегче, старый зловещий Сверчок…  Если я рассержусь, тебе худо будет.

Сверчок. Бедный Пиноккио, мне тебя и вправду жаль.

Пиноккио. С чего это вдруг?

 Сверчок

. Потому, что ты Деревянный Человечек и, хуже того, у тебя деревянная голова!

(Пиноккио с кулаками  бросается на сверчка, но сверчок уходит.)

Входит Джеппетто.

А вот тебе.. ( достает из бумажного пакета книгу) букварь.

Пиннокио. А где ваша куртка, отец?

Джепетто. Я её продал, чтобы купить тебе букварь.

Пиноккио. (Бросается  на шею отцу.) Отец!

(Пинокио идет в школу. По пути звучит музыка веселая. )

Что это за музыка? Жаль. что мне надо в школу, а то бы я…

Ладно… Сегодня я пойду к музыке, а завтра в школу. Школа никуда не убежит.

Сказочник. Пиноккио идет на звук музыки и приходит к кукольному театру. он продает свой букварь за четыре сольдо, чтобы попасть  на представление в кукольный театр.      

Пиноккио. Занимает место в театре. На сцене появляется Арлекин и Пульчинелла.

Они поют песню ( Арлекино). Куклы им подтанцовывают.

Увидев Пиноккио Арлекин:

О силы небесные! Это же  Пиноккио. ( Куклы все начинают кричать: «Пиноккио, Пиноккио, наш Пиноккио.»

Арлекин.

 Пиноккио!. Поднимись к нам ( Пиноккио поднимается на сцену, куклы начинают его обнимать. В зале поднимается шум. И появляется хозяин театра Манджафоко.

Манджафоко                             4

  Пиноккио. Ты почему творишь беспорядок в моем театре.

Полагаю, ты сделан из хорошего дерева. Вот я , сегодня. и поджарю на тебе в своем очаге  барашка себе на ужин.

Пиноккио.(кричит и плачет) Отец! Спаси меня. Я не хочу умирать, Спаси!

( куклы рыдают и в страхе убегают)

Манджафоко. Перестань ныть. От твоего нытья у меня начинает живот болеть. Скажи, кто твой отец? Как его зовут.

Пиноккио.

Джепетто. Он очень беден. Он снял с себя последнюю курточку, чтобы купить мне букварь. А сам остался только в рванной рубашке. А на улице такой холод. Бедный мой отец. Он не переживет моей гибели.

Манджафоко.

 Горемыка. Я ему почти сочувствую! Ладно, я тебя помилую. Вот тебе пять золотых монет. Отнеси их ему немедленно и передай дружеский привет от меня.

Пиноккио остается один на сцене. Звучит песня  и под песню

появляются Кот и Лиса

 Лиса.  Здравствуй, Пиноккио!  Откуда ты идёшь?

Пиноккио.

 Откуда ты знаешь моё имя?

Лиса. А я хорошо знаю твоего отца.

Пиноккио. Где, где ты его видела?

Лиса. Возле своего дома он стоял. Он был в одной рубахе и дрожал от холода.

Пиноккио

. Бедный мой отец.! Ничего, отныне он, слава Богу, не будет больше голодать и дрожать от холода.

Лиса. Почему?

                                                    5

Пиноккио. А потому что у меня есть пять великолепных  золотых монет. Я ему куплю красивую, теплую куртку и себе новый букварь.

Кот.                                              

 Зачем тебе букварь? Посмотри на меня! Глупое ученье сделало меня  слепым.

Лиса. Ты хочешь, чтобы у тебя было вдвое больше золотых монет?

Пиноккио. Еще бы!

Лиса. Тогда не ходи домой, а иди с  нами.

Пиноккио. А куда вы идете?

Кот. В страну Дураков.

Пиноккио. Нет, я пойду домой. Бедный отец, наверное, страшно беспокоится.

 Лиса. Что ж тогда хуже для тебя.!

Кот. Хуже для тебя!

Лиса.  Если ты в стране Дураков, на  Волшебном поле, закопаешь свои пять золотых монет, то на утро вырастет дерево, а на нем  вырастет две тысячи  золотых монет.

Пиноккио. Отлично! Когда я соберу эти деньги, я пятьсот монет подарю вам.

Лиса.  ( возмущенно)Сохрани тебя бог от этого! мы не трудимся ради презренной прибыли. мы трудимся, чтобы обогащать других. Скорее в дорогу!

Все убегают под музыку.

Сказочник.

 Бедный Пиноккио, даже не подозревал, как прав был сверчок. И какие приключения ждут его..

Много приключений пришлось пережить  Пиноккио. Он побывал в тюрьме, , он лишился всех своих денег.  Но самое страшное испытание  ждало его около домика, где  раньше жила Фея.

Он прочитал.                                  

                                                      6

Пиноккио читает. ЗДЕСЬ ПОХОРОНЕНА ДЕВОЧКА С ЛАЗУРНЫМИ ВОЛОСАМИ, УМЕРШАЯ В СТРАДАНИЯХ, ПОТОМУ ЧТО ОНА БЫЛА ПОКИНУТА СВОИМ МАЛЕНЬКИМ БРАТОМ ПИНОККИО.

( прочитав, Пиноккио громко плачет)

Появляется голубь

Скажи- ка мне. дружок, что ты там делаешь внизу?

Пиноккио. Ты разве не видишь?. Плачу.

Голубь. А не знаешь ли ты некоего Деревянного Человечка по имени Пиноккио?

Пиноккио! Ты сказал Пиноккио? Пиноккио – это я.

Голубь. Ты ,стало быть, знаком с Джеппетто?

Пиноккио. Это мой отец! Бедный мой отец! Что ты знаешь о нем? Он жив?

Голубь. Он давно странствует по свету и  все ищет тебя. Сейчас он мастерит лодку, чтобы плыть в Новый Свет искать тебя.

Пиноккио. А далеко отсюда море? Мне надо туда.

Голубь.

Море далеко. Много, много дней пути. Если  хочешь я тебя мигом доставлю.

( Пиноккио и голубь улетают)

Сцена у моря.

Пиноккио  Отец, отец я здесь. О, Боже, его уносит в море. Отец, я помогу тебе

 ( Бросается в море) Но море выбрасывает его на остров.

Пиноккио. Где я? Живут ли на этом острове люди? Может  они приличные и у них можно будет что – нибудь поесть. Я очень голоден.

Появляется Угольщик.

Пиноккио. Добрый день синьор Угольщик. Не будете вы так любезны  сказать мне, как называется эта деревня?

Угольщик. Это деревня Трудолюбивых Пчел.

                                            7

Пиноккио. А не дадите вы мне сольдо, чтоб я не погиб от голода?

Угольщик. Я дам тебе 4 сольдо, если ты поможешь довезти эту тачку до моего дома.

 Пиноккио. Вы меня удивляете! Я что вам вьючный осел? Я никогда  не таскал никаких тачек.

 Угольщик.  Ну тогда отрежь от своего высокомерия два – три ломтя съешь их.

 ( уходит)

Появляется Каменщик.

Пиноккио. Любезнейший, не дадите ли вы мне сольдо, я очень голоден.

Каменщик. Охотно. Иди со мной, помого мне отнести эти камушки, и тогда ты получишь целых пять сольдо.

 Пиноккио.  Но они тяжелые, а я не хочу напрягаться.

Каменщик. Не хочешь напрягаться?  Тогда зевай сколько  хочешь. ( уходит)

Пиноккио. Да, мне кажется, эта деревня не для меня.

Появляется фея с двумя кувшинами воды.

Пиноккио. Добрая донна, вы не возражаете, если я глотну из вашего кувшина немного воды.

ФЕЯ. Пей, мой мальчик. ( Ставит кувшин на землю, Пиноккио пьет)

Пиноккио. Ух! От жажды я уже избавился. Если бы я таким же образом избавился бы и от голода.

ФЕЯ. Помоги мне донести до дома один кувшин, я дам тебе кусок  хлеба и большую миску цветной капусты с маслом.

Пиноккио. Ладно.  Я отнесу вам кувшин домой.

                                                           8

Комната. В комнате стол.

  Женщина собирает еду на стол. Пиноккио удивленно смотрит на неё.

 Вы…вы…вы… так похожи …вы  мне так напоминает….да, да,да. это тот же голос … те же волосы, лазурные волосы … как у неё! Ах, маленькая  милая  Фея! ну скажите же мне, что это вы, действительно вы!  Если бы вы знали, как я плакал, как страдал! ( плачет)

ФЕЯ . Ах ты деревянный плутишка! И как ты понял, что это я?

Пиноккио. Мне это открыла большая  любовь к вам.

 Но как вам  удалось так быстро вырасти?  Я могу вас называть теперь мамой? Я очень хочу, чтобы у меня была мама.

  Я тоже  хотел бы стать немного больше. Научите меня.

ФЕЯ,. Ты не можешь вырасти. Деревянные Человечки не растут.  Они являются на свет деревянными, деревянными и живут и умирают.

Пиноккио. Как же мне надоело быть деревянным.  Пора мне уже стать человеком.

ФЕЯ. И ты станешь человеком, если заслужишь.

Пиноккио.Правда? А чем я могу заслужить?

(ФЕЯ).Очень просто. Ты должен привыкнуть быть хорошим мальчиком, послушным, ходить в школу и прилежно учиться.

А детей, у которых доброе сердце, даже если они бывают грубы и  невоспитанны, никогда  нельзя считать безнадёжными . Я буду твоей мамой. И помогу тебе стать  выбрать правильный путь и стать человеком.

Ты с завтрашнего дня начнёшь посещать школу выберешь себе ремесло, которым ты хотел бы заниматься. ( Пиноккио опускает голову все ниже и ниже).

Пиноккио. Учиться мне уже ,пожалуй, поздно… А заниматься каким – нибудь ремеслом мне утомительно.

ФЕЯ. Мой мальчик. Учиться никогда не поздно. А кто думает, что заниматься ремеслом утомительно, кончает свою жизнь в тюрьме. Если ты хочешь стать человеком, ты должен учиться.

Пиноккио. Хорошо. Я буду учитьтся. И учиться прилежно.

                                                            9

  Сказочник.  .

И Пиноккио стал ходить в школу. Учился прилежно. Но однажды ему повстречался Господинчик на ослике. Который рассказал Пиноккио о чудесной стране в которой нет школ, учителей и книг. И эта страна называется Страна Развлечений. И Пиноккио забывает о своих обещаниях и отправляется в Страну Развлечений. Где его ждут новые испытания.

                                               Сказочник.

Когда в Осла Он превратился,

То Господинчик объявился,

Его в порядок Он привел,

И на базар  его повел.

Купец ну что его купил,

Директор цирка местный был.

Дрессировать его решил.

Чтоб он с зверями выходил,

Ногах на задних, чтоб ходил,

И этим публику смешил.

А также прыгал и ревел,

Когда директор лишь велел.

Ослик Пиноккио.

И сено не плохая вещь,

Придётся всё- же его съесть.

Но было – б лучше для меня,

Если – б сейчас учился я.

Ох – ох! Как плохо жить Ослу

Если б несчастие мое,

Уроком послужить могло.

Всем непослушным и ленивым.

                                                   10

Сказочник. Много бед пришлось пережить Пиноккио в цирке. Его заставляли выступать перед публикой, прыгать в обруч. А когда не получалось, то били по бокам. И однажды выполняя трюк с обручами Ослик Пиноккио упал, захромал и больше не мог выступать. Директор цирка рассердился и приказал утопить Ослика в море, чтобы потом снять с него шкуру.

Но тут приплыла большая рыба и проглотила бедного Ослика.

В брюхе у рыбы он встречает своего отца и спасает его от заточения.

Сказочник

У Пиноккио множество недостатков, но сердце у него доброе. Он помогает отцу, помогает своей Фее и это уже были поступки настоящего человека.  И Пиноккио превратился  в красивого, умного мальчика  с веселым, радостным лицом.

Заключительная сцена. На сцену выбегают куклы и все актеры под музыку

 « Тарантелла».  Кланяются.

СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ?

сценарий литературно-игровой программы

для детей младшего школьного возраста

ВНИМАНИЕ! Сценарий мероприятия разработан в 2011 году, поэтому все юбилейные даты идут с ориентировкой на 2011 год. Организаторам мероприятия, следует изменить количество лет, исполнившееся книгам на момент проведения игровой программы. Сценарий можно использовать во время проведения Недели детской книги (2016 и других юбилейных годов) или юбилеев упомянутых в сценарии писателей.

Оформление и реквизит:

1)  портреты писателей  К. Коллоди, А. Толстого;

2) выставка «Любимых книг юбилейные даты», на которой представлены книги — юбиляры 2011 года, в том числе книги А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и К. Коллоди «Приключения Пиноккио» (к книгам  прикреплены карточки с цифрами, обозначающими количество лет);

3) рисунки детей по сказкам  К. Коллоди и А. Толстого для книжной выставки;

4) аудиозапись  песни из кинофильма «Приключения Буратино» — «Скажите, как его зовут?» (сл. Ю. Энтина, муз. А. Рыбникова)

5) посылка от Буратино:

золотой ключик из картона и цветной бумаги;

письмо от Буратино;

конфеты-ириски  «Золотой ключик»;

конверт с игровыми заданиями;

(лист, на котором наклеены кусочки цветной бумаги; 

лист, на котором написаны породы собак;

лист, на котором написаны имена литературных героев).

СЦЕНАРИЙ

(Дети входят в читальный зал, рассаживаются)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Дети: (хором) Здравствуйте!

Ведущий: Мы рады снова видеть вас в нашей детской библиотеке, которая носит имя замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Это уже вторая встреча с вами на Неделе детской книги  —  Книжкиных именинах. Вы уже знаете, что это такое. Это необычные именины, во время которых отмечают  юбилейные дни рождения книг. Вот и сегодня мы будем говорить о книгах, у которых в этом году юбилейные именины.

 А знаете, ребята, иногда у нас во время Книжкиных именин случаются чу-де-са… (ВНИМАНИЕ! ИГРОВОЙ МОМЕНТ: ведущему необходимо обязательно сделать акцент на слов «чудеса» — это слово-сигнал, после произнесения которого  выпадет с верхней  полки стеллажа посылка от литературного героя — её аккуратно столкнёт с обратной стороны стеллажа помощник библиотекаря, но так, чтобы дети ничего не заметили и не поняли, кто это сделал)

(начало игры  «Угадай сказочного героя»)

 Посмотрите, ребята, что-то упало! (ведущий поднимает с пола посылку)  Это не письмо. А целая посылка! А в ней что-то лежит. Давайте посмотрим? Интересно, что там?  А вдруг это для нас? (ведущий распечатывает посылку; в ней письмо от неизвестного литературного героя, письмо с заданиями и запечатанный плотный конверт, на котором написано «вскрыть только после, того, как ребята ответят на все вопросы и будут активно участвовать в играх» — в нём лежат для детей конфеты-ириски  «Золотой ключик»). Конечно для нас! Вот письмо. Сейчас я его вам прочитаю.

«Здравствуйте, дорогие друзья-читатели! Я литературный герой, и знаю, что сегодня вы пришли  отмечать Книжкины именины,  что сегодня речь пойдёт обо мне и книге, в которой я живу. Для начала угадайте, кто я, из какой я сказки и кто написал эту сказку. А для этого я  дам вам подсказки: загадку и  предмет, по которому вы быстро обо всём  догадаетесь. Желаю вам успехов».

Итак, читаю загадку,  и здесь ещё есть подсказка к загадке —  какой-то ключ, но не написано от какой он дверцы.

Стихотворение-загадка(автор Ю. Энтин)

Кто доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не учёный, не поэт,

А покорил весь белый свет?

На голове его колпак,

Но околпачен будет враг.

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слёз.

Он окружён людской молвой,

Он не игрушка, он живой!

В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч.

Все песенки о нём поют!

Скажите, как его зовут?

Дети: Бу-ра-ти-но!!!

Ведущий: Мы отгадали героя. Это Буратино. А как называется сказка и кто её написал? И что это за ключик?

Дети: Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино», Алексей Николаевич Толстой. Золотой ключ от дверцы в каморке папы Карло.

Ведущий: Молодцы! А знаете, здесь кроме загадки ещё какой-то пухлый конверт, а на нём написано «вскрыть только после, того, как ребята ответят на все вопросы и будут себя вести хорошо». Ну, что? Начнем. А в конце, если вы будете активны, ответите на все вопросы и примете участие в играх, мы раскроем этот конверт.  

Ведущий: Это благодаря Алексею Николаевичу Толстом  уже 75 лет (дата на момент 2011 года!) дети с удовольствием читают эту сказку «Золотой ключик или приключения Буратино». Буратино любят все и взрослые, и дети. Дети  его любят за то, что он похож на них — такой же озорной, как все дети. А взрослые за то, что сами когда-то были детьми.

21 июня 2005 года в нашей стране  была учреждена медаль Буратино. Ею награждают детей, добившихся блестящих успехов в учёбе, спорте, искусстве, науке или других областях человеческой деятельности благодаря остроумию, смелости и присутствию духа. Ведь именно эти качества отличают героя сказки А. Н. Толстого.

 Недаром во многих городах нашей страны и бывших странах Советского Союза установлены памятники Буратино. Бронзовые деревянные, мраморные Буратино украшают парки и улицы Москвы, Новосибирска, Ижевска, Барнаула, Пензы, Ростова-на-Дону, Салехарда, Кишинёва и Киева. А в июне 1999 года у Буратино появилась своя «родина». Жители Зеленоградска Калининградской области официально объявили свой город родиной весёлого проказника. В 2009 году возле здания городской  детской библиотеки ему установили памятник. Кстати, на втором этаже этой библиотеки оборудована каморка папы Карло.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1883-1945)

Алексей Николаевич Толстой — известный писатель. Он писал книги для взрослых и для детей.

(показ портрета писателя)

Им был подготовлен сборник русских народных сказок. В него вошли 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных. Вы их все хорошо знаете: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и козлята», Медведь – липовая нога», «Царевна-лягушка» и др. Эти сказки придумал народ. Поэтому они  называются русскими народными. А литературная обработка сказок принадлежит Алексею Николаевичу Толстому.

 Им была написана повесть «Детство Никиты», в которой писатель изобразил своё собственное детство.

И, конечно же, всем известная и любимая с самого детства сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино». Главный герой книги бесшабашный,  непослушный деревянный человечек. Но он добрый, человечный, смелый, удалой и находчивый. За это мы и любим его.

 Наверное, вам будет интересно узнать, как «родилась» то есть появилась на свет  книга о Буратино, тем более узнав, что Алексей Николаевич Толстой   писатель для взрослых. Книгу автор начал писать в 1923 году, а закончил её только к 1936 году (См. Большая советская энциклопедия. Т. 42. – М., 1956.) Долго  писал из-за того, что  какое-то время тяжело болел, и кроме этой сказки ещё писал книги для взрослых. В 1939 году Московский театр для детей поставил пьесу «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Сам Алексей Николаевич Толстой в предисловии к книге пишет о том, как написал сказку:

«Когда я был маленьким, — очень, очень давно, — я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал  рассказать вам, девочки и мальчики,  необычайную  историю про этого деревянного человечка».

Сейчас, ребята, я прочитаю главу из сказки для того, чтобы вы вспомнили и ощутили свои первые впечатления от прочитанного, а кто ещё не читал эту сказку, то обязательно прочтёт её.

(далее следуют громкие чтения одной главы  сказки)

Самым удивительным было превращение этой сказки у А. Н. Толстого, который  переделал старую итальянскую сказку  в необыкновенную  приключенческую, очень отличающуюся от сказки Коллоди,  историю с интересными приключениями о деревянном человечке по имени Буратино.

Кроме А. Толстого были и другие писатели, которые сочиняли приключения Буратино. Ещё до Великой Отечественной войны вышла в свет книга Елены Данько «Побеждённый Карабас»,  в 70-х годах прошлого столетия писатели Кума и Рунге поведали «Вторую тайну золотого ключика». А уже в 90-х годах Лара Сон рассказала «Новые приключения Буратино и его друзей»

КАРЛО КОЛЛОДИ

(1826 – 1890)

Карло Коллоди – итальянский писатель 19 века. Кстати,  24 ноября  2011 года мы отмечаем юбилей этого писателя – 185 лет со дня рождения.

(показ портрета писателя)

Это он придумал Пиноккио, деревянного хулиганистого мальчугана.  Но Коллоди это литературная фамилия то есть псевдоним. А настоящая фамилия этого писателя – Лоренцини, (Карло Лоренцини).

Он был сыном бедных людей, которые были прислугой в богатом доме. В семье, кроме Карло было ещё 8 детей. Карло был старшим сыном, и поэтому ему, конечно, приходилось участвовать в воспитании своих братьев и сестёр, и, наверное, рассказывать им сказки на ночь. В детстве Карло был сорвиголовой. А увлечением в детстве было сочинение сказок, историй и рассказов для своих товарищей, которые, как вспоминал его брат, всегда слушали  Карло, раскрыв рот. Уже проучившись в семинарии довольно долгое время, после которой он должен был стать служителем церкви, к двадцати годам он понимает, что у него совсем другое призвание. Он бросает семинарию,  и поступает на работу в один из итальянских журналов, где выполняет разного рода работу.  Затем он уходит добровольцем в армию, а вернувшись, снова возвращается в журналистику и даже издаёт свой журнал. Но  дело не пошло.  Карло вторично идёт добровольцем в армию. Вернувшись к мирной жизни, он начинает заниматься литературой: пишет комедии, новеллы, но самое главное сочиняет для детей. Кстати, Карло Коллоди очень любил общаться с детьми, а его карманы всегда были полны конфетами, которыми он и угощал своих маленьких собеседников. Карло Коллоди  для детей сочинил сказку «Приключения Пиноккио». Первые главы этой сказки  начали  публиковать в «Детской газете» 7 июня 1881 года, а окончательные главы были напечатаны только к январю 1883 года (сказка сочинялась в течение одного года и восьми месяцев. Поэтому у сказки 2 дня рождения: 7 июня 1881 г.  и январь 1883 г.  В этом (2011 году!) году сказка отмечает свой 130-летний юбилей 7 июня, т.е. с того момента как появились первые главы. Сказка получилась удивительно интересной, да такой, что после первого издания она переиздавалась в Италии более 500 раз. Мало того, о сказке узнали и в других странах, потому что переводчики перевели её на разные языки: японский, вьетнамский, английский, французский, немецкий, турецкий и многие другие.  На русский язык она впервые была переведена в 1906 году Эмилем Казакевичем, который до сих пор считается очень удачным. А вот ещё один интересный факт: в последней главе Пиноккио погибал, и когда дети прочитали эту главу, им стало жалко Пиноккио, ведь он очень всем полюбился. Дети забросали письмами редакцию газет с просьбой оставить героя живым. Автор пошёл читателям на встречу и переписал концовку сказки, где Пиноккио остаётся живым.

        Как известно, в различных странах воздвигнуты памятники не только выдающимся писателям, но и героям их произведений. Один из крупнейших итальянских  скульпторов XX века Эмилио Греко создал такой памятник деревянному человечку, сделанному из говорящего полена папой Джепетто, герою сказочной повести Карло Коллоди (1826-1890). На памятнике  — надпись «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели от четырёх до семидесяти лет». Закладка памятника вызвала в своё время протест со стороны правнука К. Коллоди – он считал, что монумент должен быть посвящён великому писателю, а не его литературному созданию. Но Пиноккио, подобно Дон Кихоту и барону Мюнхгаузену, подобно Русалочке и Тому Сойеру с Гекльберри Финном, уже отделился от своего автора и зажил самостоятельной жизнью.

А теперь, ребята, вас ждут игры, конкурсы и викторины, чтобы вы могли получить посылку от Буратино. Первое задание. Вам нужно ответить на вопросы викторины…

(далее ведущий проводит литературную викторину  «Блиц-турнир для знатоков»)

В каком королевстве жили герои сказки?

Дети: Тарабарском

Ведущий: Алиса и Базилио… Это кто?

Дети: Лиса и кот.

Ведущий: Как зовут кота?

Дети: Базилио.

Ведущий: Как зовут лису?

Дети: Алиса.

Ведущий: Как зовут девочку с голубыми волосами?

Дети: Мальвина.

Ведущий: Кому принадлежит густая нечесаная борода?

Дети: Карабасу Барабасу.

Ведущий: Кто из героев сочинял песенки о любви?

Дети: Пьеро.

Ведущий: Кто был друзьями Буратино?

Дети: Мальвина, Пьеро, Артемон.

Ведущий: Кто из персонажей является долгожителем?

Дети: Черепаха Тортила.

Ведущий: Какое прозвище было у столяра Джузеппе?

Дети: Сизый нос.

Ведущий: Какой мудрый совет дал Буратино Сверчок?

Дети: Ходить в школу.

Ведущий: Кого спас Буратино от злой крысы?

Дети: Вылупившегося  с помощью Буратино цыплёнка.

Ведущий: Кто едва не погубил Буратино в первый день его жизни?

Дети: Крыса Шушара.

Ведущий: Куда отправился Буратино вместо того, чтобы пойти в школу?

Дети: Кукольный театр.

Ведущий: Как называлась комедия, на которую попал Буратино, продав свою «Азбуку»?

Дети: «Девочка с голубыми волосами, или 33 подзатыльника».

Ведущий: Сколько стоил входной билет в театр Карабаса Барабаса?

Дети: 4 сольдо.

Ведущий: Что ловил Дуремар в болоте? 

Дети: Пиявок.

Ведущий: Каким лекарством лечили Буратино и кто предложил его использовать?

Дети: Касторкой, Жаба.

Ведущий: Как Мальвина наказала Буратино?

Дети: Посадила в тёмный чулан.

Ведущий: Как называлась страна, где Буратино собирался зарыть свои денежки?

Дети: Страна Дураков.

Ведущий: Как называлось то место в стране Дураков, где решил посадить Буратино свои 5 золотых ?       

Дети: Поле Чудес.

Ведущий: Вспомните магическое заклинание кота Базилио и лисы Алисы.

Дети: Крекс, пекс, фекс.

Ведущий: Кто назвал Буратино «безмозглым, доверчивым мальчишкой с коротенькими мыслями»

Дети: Черепаха Тортила.

Ведущий: Чем лягушки в пруду хотели накормить Буратино?

 Дети: Дохлым жуком, стрекозиным крылышком, кусочком тины, зёрнышком рачьей, икры и гнилым корешком.

Ведущий: Как называлась харчевня, которую посетили Буратино, кот и лиса?

Дети:  «Три пескаря».

Ведущий: В каких преступлениях обвинили  Буратино сыщики?

Дети: В том, что он беспризорный, беспаспортный и безработный.

Ведущий: Какую дверь можно было открыть золотым ключиком?

Дети: Дверь за нарисованным очагом в каморке папы Карло.

Ведущий: Как назвали Буратино и его друзья свой новый театр?

Дети: «Молния».

Ведущий: Молодцы, ребята! Но не расслабляться! Ведь дальше — ещё сложнее задание. По описанию внешнего вида вам надо будет угадать литературного героя. Слушайте внимательно  (ведущий проводит игру «Угадай по описанию героя»).

«…человек весь клетчатый, как шахматная доска…»   

Дети: Арлекин

Ведущий: «…Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась и появилась большая, страшная змеиная голова. Она поплыла к месту, где сидел Буратино…»

Дети: Черепаха Тортила.

Ведущий: Она «…летает не прямо, как птица, а вверх и вниз – на перепончатых крыльях, вверх и вниз, похожая на чёртика…» 

 Дети: Летучая мышь

Ведущий: «…показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах…»                                 

 Дети: Крыса Шушара.

Ведущий: «…из – за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубахе с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок…»                           

Дети: Пьеро.

Ведущий: «…Вошёл длинный, мокрый – мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб – сморчок  …»         

Дети: Дуремар.

Ведущий: Со сложным заданием вы справились легко. Но хитрый проказник Буратино решил проверить знаете ли вы всех героев сказки и свалил в кучу героев разных сказок в том числе  «Золотого ключика…» (далее ведущий проводит  игру  «Куча мала») На этом листке написаны герои сказок так, как будто их действительно свалили в кучу и мало того перемешали.  Вам предстоит выбрать лишних героев   из этой  малой кучи.

Дети: (называют лишних литературных героев: Колобка,  Царевну-лягушку, Емелю,  Самоделкина, Незнайку, Пеппи длинный чулок)

Ведущий: Какие вы зоркие! Я-то думала, что в такой в здесь литературных героев увидеть вообще невозможно. Просто молодцы!  Отгадываем дальше…

(далее ведущий проводит игру «Мастерская папы Карло»)

Все вы знаете, что папа Карло сам сшил костюм для Буратино, сделал колпачок, смастерил обувь… Давайте сейчас вспомним из чего был сделан колпачок для Буратино? Из перчатки, носка или чулка?

Дети:  Носка.

Ведущий: Вспомните из чего была сделаны башмаки Буратино? Из куртки папы Карло, голенища сапог, из кожаного ремня папы Карло?

Дети: Из голенища сапог.

Ведущий: А теперь посмотрите на  лист бумаги, к которому приклеены кусочки цветной бумаги и ответьте мне на вопрос. Из бумаги какого цвета «сшил» папа Карло курточку и штанишки для Буратино?

Дети: Штанишки из ярко зелёной бумаги, а курточку из коричневой.

Ведущий: Молодцы! А теперь задание для самых-самых внимательных читателей.

(ведущий проводит игру «Для самых внимательных читателей»)Буратино предлагает самым внимательным читателям выбрать среди предложенных пород собак 2 породы, которые встречаются в сказке (ведущий показывает детям лист, на котором написаны названия пород собак и читает их вслух)Чау-чау, далматин, овчарка, лабрадор, пудель, доберман-пинчер.

Дети: Пудель, доберман-пинчер.

Ведущий: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Кажется всё.  Я ничего не забыла?

Дети: (напоминают «забывчивому» ведущему)А конверт с сюрпризом?

Ведущий: А я совсем забыла о сюрпризе!  Какие вы у меня молодцы, всё помните. Сейчас мы его с вами откроем (ведущий открывает конверт и  пока не достаёт конфеты). Ой, что тут лежит! (пауза, ведущий с помощью паузы усиливает интерес, любопытство детей и предвкушение чего-то хорошего)

Дети: Что там?!

Ведущий: Тут такая вкуснятина – конфеты-ириски «Золотой ключик»! Конфеты передаю вашим воспитателям, которые после  нашей встречи вам их раздадут. А сейчас я хочу обратить внимание на выставку «Любимых книг юбилейные даты» (далее ведущий проводит обзор у выставки, которая посвящена юбилеям книг А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» и К. Коллоди «Приключения Пиноккио»)

Ведущий: Встреча наша подошла к концу. Спасибо всем за участие. Надеюсь,  вам было интересно. Приходите к нам за хорошими книгами. Читайте больше, а кто не записан в нашу библиотеку приглашаю записаться. Только пусть мама или папа захватят паспорт.

 (Дети выходят из читального зала;  звучит песня из кинофильма «Приключения Буратино»)

Литература

1. Арзамасцева, И. Н. Детская Литература: Учебник для студентов  педагогических вузов / И. Н. Арзамасцева.- М.: Академия, 2005.-С. 380-384.

2. Большая советская энциклопедия. В 51 т. Т. 42. – М., 1956.- С. 578.

3. Вечкитова, Е. Д. Скажите, как его зовут: Сценарий семейного праздника / Е. Д. Вечкитова  // Читаем, учимся, играем. – 2004.- №4. – С. 69 – 71.

4. Зиман, Л. Я. Карло Коллоди и его персонажи: К 185–летию со дня рождения итальянского писателя К. Коллоди / Л. Я.  Зиман // Семейное чтение.- 2010.- №4-5.- С. 41-47.

5. Коллоди, К. Приключения Пиноккио / К. Коллоди. – СПб.: Просвещение, Латона, 1992.- 128 с.; ил.

 6. Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы. Вып. 1.  / Под ред.  Л. Г. Максидоновой. — М.: ОЛМА – ПРЕСС образование, 2002. — С. 34 — 56.

7. Макарова, Б. А. Золотой ключик от дверцы счастья: Литературный вечер для учащихся 5-7 классов / Б. А. Макарова // Читаем, учимся, играем. – 2007. — № 9.- С. 49-55.

8. Павлова, Е. Память в бронзе и камне: о памятниках литературному герою Буратино в России / Е. Павлова // А почему? – 2010.- № 6.-  3-я страница обложки.

9. Толстой, А. Н. Золотой ключик, или приключения Буратино / А. Н. Толстой. – М.: Детская литература, 1981. – 175 с.; ил.

10. Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П-Я / Сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев.- М.: Современная педагогика, 2004.-С. 313.

11. Энтин, Ю. Антошка, Антошка, пойдём копать картошку: стихи (песни из мультфильмов и кинофильмов) /  Ю. Энтин. – М.: Планета детства, 2003. – С. 17-27.

12. Я познаю мир: Тайны литературы: Энциклопедия  / Авт.-сост. С. Н. Зигуненко.- М.: АСТ,  Астрель, 2002. —  С. 49 – 54.

Составитель:

ведущий библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара Т.В. Новосёлова

БУРАТИНО - сценарий для детского театра.

БУРАТИНО.

( По мотивам сказки А.Толстого «Золотой ключик».)

Сценарий для детского театра, где будут играть сами дети.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :

СКАЗОЧНИК
БУРАТИНО
ПАПА КАРЛО
КАРАБАС-БАРАБАС
ЛИСА АЛИСА
КОТ БАЗИЛИО
ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА
ЗАЗЫВАЛА
ПЬЕРО
МАЛЬВИНА
ФЕЯ
АРТИСТЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
2 СОСЕДА ПАПЫ КАРЛО

1 СЦЕНА.

( Музыка.)

СКАЗОЧНИК : Жил-был человек по имени Карло. Он был беден и одинок. И вот однажды, он сказал себе : « Ну что я живу один ? Сделаю-ка я себе из дерева мальчонку. Все мне старику веселее будет.» И стал Карло вырезать из дерева мальчика, но не успел он еще закончить работу, как мальчик стал крутиться и вертеться, а когда Карло вырезал мальчику нос, мальчишка так старался вырваться, что нос вытянулся. И когда работа была закончена, рядом с Карло стоял маленький деревянный мальчик с задорным длинным носом.

( Музыка. Занавес открывается. Дом Папы Карло. Он сидит и строгает полено. На стене висит нарисованный очаг. Папа Карло (по-возможности) незаметно убирает полено, и также незаметно должен появиться Буратино около Папы Карло (т.е. Буратино надо где-то спрятать.))

КАРЛО : Ну вот какой ты егоза ! Не крутился бы, нос получился бы нормальным ! А так ты будешь называться у меня – Буратино.

БУРАТИНО : Буратино, так Буратино !
А ты кто ?

КАРЛО : Я – Папа Карло.

БУРАТИНО : Ну что ж, отлично ! (Оглядывается, тычет носом в нарисованный очаг ).
А это что ?

КАРЛО : Это нарисованный очаг. Он очень давно здесь висит. Еще когда я был маленьким
мальчиком, он уже висел здесь.

БУРАТИНО : А что за этим очагом ?

КАРЛО : Какой ты любопытный !
Так, какая-то железная дверь, но от нее давно потерян ключ, и я не знаю, что за ней
находится.

БУРАТИНО : А-а-а ! Здесь, навер-рно, какая-то тайна !
Хорошо бы узнать ! !

КАРЛО : Какой ты любопытный, Буратино !

БУРАТИНО : Интер-ресно !
Папа Карло ! Можно я пойду погуляю ?

КАРЛО : Подожди, Буратино.
Прежде тебе надо пойти школу. Ведь ты не умеешь ни читать, ни писать.

БУРАТИНО : А зачем это мне ?

КАРЛО : Затем, чтобы ты стал умненьким и благоразумненьким. И чтобы Папа Карло мог тобой
гордиться.

БУРАТИНО : Ну ладно ! Тогда я пошел в школу.

КАРЛО : Подожди ! Не забудь взять азбуку ! По ней ты будешь учиться читать. ( дает азбуку )

БУРАТИНО : Ну, тогда я пошел ?

КАРЛО : Иди, сынок. И смотри, будь прилежным учеником.

( Музыка. Буратино уходит. Карло машет ему рукой. Занавес закрывается ).

2 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Итак, Буратино отправился в школу. Но он был очень любопытен, ведь у него не зря был длинный нос. А длинные носы, как известно, суют всюду, даже куда совсем и не следует.
Поэтому Буратино шел и все вокруг разглядывал.

( Музыка. Занавес открывается. На сцене Буратино с азбукой под мышкой. Он подпрыгивает, смотрит по сторонам. Вдруг он останавливается у вывески : «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРАБАСА-БАРАБАСА». Около вывески стоит зазывала (это обязательно, т.к. Буратино еще не умеет читать.))

ЗАЗЫВАЛА : Кукольный театр Карабаса-Барабаса ! Кукольный театр Карабаса-Барабаса !
Спешите ! Спешите !
Все на представление !

СКАЗОЧНИК : Буратино стало любопытно, что это такое, и он решил войти в театр.
Но без билета туда не пускали.
И так как, он еще не стал умненьким и благоразумненьким, он продал свою красивую азбуку и на вырученные деньги купил себе билет.

( Буратино протягивает Зазывале азбуку, получает билет, весело им размахивает и бежит в театр. Музыка. Занавес закрывается ).

3 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Итак, Буратино сунул свой длинный нос, куда не следовало, и забыл свое обещание Папе Карло пойти в школу и стать умненьким и благоразумненьким.
И вот теперь посмотрим, что из этого получилось.

( Музыка. Занавес открывается. На сцене театр Карабаса – Барабаса. Входит Буратино и смотрит, что происходит в театре.
На сцене разные сказочные персонажи. Выходит Пьеро и начинает читать свои грустные стихи. У него длинные рукава, колпак на голове, нарисованные слезы и брови, чтобы лицо было грустным.)

ПЬЕРО :
Мальвина, Мальвина
Невеста моя.
Она убежала
В чужие края. ( плачет ).

( Все куклы тоже начинают плакать. Выбегает Карабас – Барабас с плеткой и начинает ей размахивать, кричать и хлестать во все стороны ).

КАРАБАС – БАРАБАС : Проклятые куклы !
Вот вам !
Вы должны смеяться, когда он плачет !

БУРАТИНО : Не бей их !

КАРАБАС – БАРАБАС : А это еще кто такой ?

БУРАТИНО : Я – Буратино.

КАРАБАС – БАРАБАС : Противный деревянный мальчишка !
Как ты смеешь приказывать мне, Карабасу – Барабасу, самому богатому из владельцев кукольных театров !
Ты тоже получишь от меня плетки ! ( замахивается ).

БУРАТИНО : Не смей, а то я скажу Папе Карло и он расправится с тобой !

КАРАБАС – БАРАБАС : А кто такой Папа Карло ?

БУРАТИНО : Папа Карло живет в Бедном Квартале !

КАРАБАС – БАРАБАС : Ха-ха-ха ! В Бедном Квартале !
Что он может сделать мне, самому богатому и могущественному из владельцев Кукольных театров ?
Ха-ха-ха ! Ведь у него ничего нет !
У него нет даже очага, чтобы сварить себе пищу !

БУРАТИНО : Зато у него есть нарисованный очаг !

КАРАБАС – БАРАБАС : ( насторожился ). Нарисованный очаг ? У Папы Карло ?

БУРАТИНО : Да !

КАРАБАС – БАРАБАС : А он знает, что находится за этим нарисованный очагом ?

БУРАТИНО : Да ! Там находится железная дверь !
Но у него нет ключа, и он не знает, куда ведет эта дверь.

КАРАБАС – БАРАБАС : Миленький, хорошенький Буратино !
Иди скорее к Папе Карло, он наверное, давно тебя ждет.
И скажи ему, чтобы он хранил этот нарисованный очаг, а за это я дам тебе 5 золотых, чтобы ты передал их Папе Карло.

БУРАТИНО : 5 золотых ?

КАРАБАС – БАРАБАС : Да, вот они ! ( считает ). 1,2,3,4,5 .
Иди скорее к своему Папе Карло !

( Буратино берет деньги (это должны быть 5 больших желтых кружков), зажимает их в кулаке и выбегает из театра. Музыка. Занавес закрывается.)

4 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Итак, Буратино вышел от Карабаса – Барабаса почти богачом, ведь 5 золотых это очень много. И поспешил к Папе Карло, чтобы отдать ему эти деньги.
Но все не так просто !
Ведь в то время, когда Карабас – Барабас давал Буратино 5 золотых, в театре находились приятели Карабаса- Барабаса : хитрая Лиса Алиса и вредный Кот Базилио. Они решили хитростью выманить у Буратино 5 золотых. Поэтому Кот Базилио претворился слепым, а Лиса Алиса его поводырем.

( Музыка. Занавес открывается. На сцене Буратино. Он радостно бежит в припрыжку по сцене, размахивая над собой рукой с 5-ю золотыми. Появляются Лиса Алиса и Кот Базилио. Кот Базилио в темных очках, с палкой в руке, другую руку протягивает для милостыни. Лиса Алиса и Кот Базилио под ручку движутся по сцене.)

КОТ БАЗИЛИО : Подайте милостыню бедному слепому…
Подайте милостыню бедному слепому…

( Лиса Алиса и Кот Базилио останавливаются около Буратино.)

ЛИСА АЛИСА : Добренький Буратино, подай милостыню бедному слепому !
У тебя ведь есть деньги ?

БУРАТИНО : У меня есть 5 золотых.

( Показывает. Лиса Алиса и Кот Базилио жадно тянут к ним руки ).

БУРАТИНО : Но я их должен отдать Папе Карло ! ( Он прячет руки с золотыми за спину ).

ЛИСА АЛИСА : Глупенький Буратино, у тебя всего 5 золотых !
Ведь у тебя их может быть гораздо больше !

БУРАТИНО : Как это ?

ЛИСА АЛИСА : А вот так !
Мы знаем, как это сделать !
Если хочешь, мы тебе расскажем !

БУРАТИНО : Как ?

ЛИСА АЛИСА : Надо лунной ночью, а сегодня как раз лунная ночь…
Так вот, надо лунной ночью пойти на Поле Чудес в Страну Дураков и зарыть там свои монеты, и произнести слова : « Крэкс, Фэкс, Пэкс ! » . Потом полить водой, а утром вырастет дерево, на котором будет монет видимо-невидимо !

БУРАТИНО : А где находится эта Страна Дураков ?

ЛИСА АЛИСА : Надо пойти прямо, потом повернуть направо, потом опять прямо.
И ты увидишь Поле Чудес Страны Дураков !
И не забудь дождаться ночи, чтобы зарыть там свои денежки. ( потирает руки ).

БУРАТИНО : Ладно !
Только вы не подсматривайте !

ЛИСА АЛИСА : Шутишь ?
Мы идем совсем в другую сторону !
Пойдем, Кот Базилио !

( Музыка. Буратино идет по сцене. Лиса Алиса и Кот Базилио идут, как будто, в другую сторону, а затем поворачивают и, крадучись идут на ним, или просто подсматривают.
Буратино оглядывается, закапывает деньги, поливает их, произносит слова «Крэкс, Фэкс, Пэкс !» и ложится спать. Лиса Алиса и Кот Базилио тихонько выкапывают деньги. Музыка заканчивается. Лиса Алиса хватает деньги.)

БАЗИЛИО : Отдай деньги !

ЛИСА АЛИСА : Кот Базилио ! Давай делить !
По-честному !

БАЗИЛИО : Давай !

( Лиса Алиса кладет 5 золотых на возвышение, для того, чтобы зрители видели, как она будет делить деньги.
Далее она (в соответствии с текстом), берет по одному золотому.)

ЛИСА АЛИСА : Это мне ! Это тебе ! Это мне ! Это тебе ! Это мне !

БАЗИЛИО : Ты меня обманула !

ЛИСА АЛИСА : Почему обманула ? Давай сначала ! ( повторяет прежнюю процедуру.)
Это мне ! Это тебе ! Это мне ! Это тебе ! Это мне !

БАЗИЛИО : Ты меня обманула !

ЛИСА АЛИСА : Ну что ты говоришь, Кот Базилио !
Ну как я могу обмануть тебя, своего верного друга !

БАЗИЛИО : Ну ладно !

( Буратино просыпается и встает, видит, что его ямка раскопана и денег нет.)

БУРАТИНО : У, обманщики !
Отдайте мои деньги !

ЛИСА АЛИСА : Кот Базилио, подержи-ка его!

( Лиса Алиса и Кот Базилио хватают Буратино. Кот Базилио держит его, а Лиса Алиса шлепает его по попе.)

ЛИСА АЛИСА : Вот тебе обманщики ! (шлепает)
Вот тебе твои деньги ! (шлепает)
Не будь таким доверчивым ! (шлепает)
Куда его, Кот Базилио ? Чтобы он не мог пожаловаться своему Папе Карло ?

КОТ БАЗИЛИО : Бросим его в речку !

ЛИСА АЛИСА : Правильно !
Бери его за руки, а я за ноги !
Раз, два, три !

( Они хватают Буратино, раскачивают его на счет: раз, два, три и кидают в речку.
Музыка. Занавес закрывается.)

5 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Итак, маленький доверчивый Буратино оказался в реке. Но ведь он был деревянный и не мог утонуть. Поэтому его понесло течением вниз по реке.
А в этой реке очень давно, уже целых 300 лет жила старая черепаха Тортила.
Она-то и выловила Буратино из речки.

( Музыка. Занавес открывается. Сидит Буратино. Рядом с ним Черепаха Тортила.)

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА : Бедный маленький глупый Буратино !
Ну что же ты такой доверчивый ?

БУРАТИНО : ( обиженно ) А зачем вы обзываетесь ?

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА : Я живу на земле уже целых 300 лет и много чего повидала на своем веку.
Вот так маленьких мальчиков ( поворачивается к залу ) и девочек легко одурачивают, когда они не хотят учиться в школе, чтобы стать умненькими и благоразумненькими.
Ну ничего, не расстраивайся !
Я подарю тебе Золотой ключик ! ( протягивает Золотой Ключик )

БУРАТИНО : А он действительно Золотой ?

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА : Да, он действительно Золотой.
И с ним связана какая-то тайна.

БУРАТИНО : Тайна ? Интер-ресно !

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА : Его уронил в речку человек с длинной бородой.

БУРАТИНО : С длинной бородой ?
Может это был Карабас-Барабас ?

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА : Может быть ! Я не знаю, как его звали. Но он так сильно ругался, так
требовал, чтобы ему достали ключик со дна, что всех рыб распугал !

БУРАТИНО : А что было дальше ?

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА : Ему пришлась уйти с пустыми руками. А потом рыбы достали ключик со дна реки и отдали мне.

БУРАТИНО : Интер-ресно !

ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА : Ну, прощай, Буратино !
Мне уже пора отдыхать.

БУРАТИНО : И мне пора к Папе Карло, а то он, наверное, меня уже заждался.

( Музыка. Занавес закрывается.)

6 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : И Буратино пустился в обратный путь. Дорога проходила мимо маленького домика, в котором жила девочка Мальвина с голубыми волосами.
Буратино вспомнил, как про нее читал стихи грустный Пьеро и решил зайти к ней в гости.

( Музыка. Занавес открывается. Сидит Мальвина, пишет. Входит Буратино.)

БУРАТИНО : Здравствуй, Мальвина !
Это ты та Мальвина, про которую грустный поэт Пьеро все время читает стихи ?

МАЛЬВИНА : Да, это я.
А тебя как зовут ?

БУРАТИНО : Меня зовут Буратино.
Меня Папа Карло послал в школу, а я попал в театр Карабаса – Барабаса !

МАЛЬВИНА : Я от этого Карабаса-Барабаса убежала.
Он все время размахивает плеткой !

БУРАТИНО : И мне от него чуть не досталось !

МАЛЬВИНА : А ты что, никогда не ходил в школу ?

БУРАТИНО : Нет, никогда.

МАЛЬВИНА : Значит ты даже не умеешь ни читать, ни писать ?

БУРАТИНО : Нет, не умею.

МАЛЬВИНА : Тогда садись и пиши !
Я буду тебя учить !

БУРАТИНО : А может я лучше пойду ?

МАЛЬВИНА : Нет, садись и пиши !

( Буратино садится и берет ручку.)

МАЛЬВИНА : Ну вот, посадил кляксу !
Еще одну !

СКАЗОЧНИК : Буратино смеется и сажает еще одну кляксу.

МАЛЬВИНА : Придется тебя за твои безобразия посадить в чулан !

( Музыка. Мальвина берет Буратино за руку и ведет в чулан. Занавес закрывается.)

7 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Так Буратино оказался в чулане, где было много пауков.
… Но ему очень скоро удалось оттуда сбежать, и он отправился дальше, домой к Папе Карло.
Но по дороге его ожидали новые приключения !
Ведь Карабасу-Барабасу удалось узнать, что Черепаха Тортила отдала Золотой Ключик Буратино. А ведь этот Ключик Карабас-Барабас давно искал.
Поэтому Карабас-Барабас стал поджидать Буратино у дороги, и там он повстречал своих старых приятелей Лису Алису и Кота Базилио.
«Как хорошо, – подумал Карабас-Барабас, – они-то мне и помогут.»

( Музыка. Занавес открывается. На сцене Карабас-Барабас, Лиса Алиса и Кот Базилио.)

КАРАБАС-БАРАБАС : Как хорошо, что я вас повстречал !
Вы-то мне и нужны.

БАЗИЛИО : А что случилось ?

ЛИСА АЛИСА : Да, что случилось-то ?

КАРАБАС-БАРАБАС : Я узнал, что Черепаха Тортила отдала Золотой Ключик Буратино ! Этому дрянному деревянному мальчишке ! А я его как раз ищу !

БАЗИЛИО : Кого ищешь ? Буратино ?

КАРАБАС-БАРАБАС : Нет, Золотой ключик !

БАЗИЛИО : А зачем он тебе ?

КАБАРАС-БАРАБАС : Он открывает железную дверь за нарисованным очагом в каморке
Папы Карло !
Я думаю, что там находятся… сокровища !

ЛИСА АЛИСА : Везет же этому Буратино ! Мы ж его бросили в речку !
А он мало того, что не утонул, так еще получил Ключик от двери,
за которой сокровища лежат !

КАРАБАС-БАРАБАС : Ну как, поможете мне поймать Буратино, пока он не повстречался со своим Папой Карло ?
А я Вас за это щедро вознагражу !

ЛИСА АЛИСА : А щедро – это как ?

КАРАБАС-БАРАБАС : Я дам Вам за это целых три золотых !

ЛИСА АЛИСА : Шутишь ? Кот Базилио !
Он хочет, чтоб мы за три золотых сразились с Папой Карло !

КАРАБАС-БАРАБАС : Четыре золотых !

ЛИСА АЛИСА : Кот Базилио ! Он хочет нас надуть !
Он самый прижимистый из всех владельцев кукольных театров !

КАРАБАС-БАРАБАС : Ну, не хотите и не надо !
Сам справлюсь !

ЛИСА АЛИСА : Кот Базилио ! Ведь не справится !

БАЗИЛИО : Не справится !

ЛИСА АЛИСА : Пять золотых !

КАРАБАС-БАРАБАС : Ну ладно ! Так и быть !
Пусть будет пять золотых !

ЛИСА АЛИСА : Пойдем, Кот Базилио !
Поможем нашему другу найти Буратино ! … А потом – и сокровища !

( Появляется Буратино.)

КАРАБАС – БАРАБАС : Буратино !
Отдай Золотой Ключик ! Он мой !

БУРАТИНО : Нет, не отдам !
Мне его подарила Черепаха Тортила ! ( убирает руки с Ключом назад.)

ВСЕ : Отдай !

БУРАТИНО : Нет !

ВСЕ : Отдай !

( Все бросаются на Буратино.)

БУРАТИНО : Папа Карло !

( Появляется Папа Карло с друзьями .)

КАРЛО : Я здесь, мой мальчик !

( Музыка. Папа Карло и его друзья освобождают Буратино. Во время потасовки Карабас – Барабас обматывает свою длинную бороду вокруг дерева.)

КАРЛО : Ну вот, наконец-то мы нашли тебя !
А что это у тебя за ключ ?

БУРАТИНО : Это Золотой Ключик !
Мне его подарила Черепаха Тортила !

КАРЛО : Так ведь это, наверное, Ключик от железной двери за нарисованным очагом !
Еще мой дедушка рассказывал мне, что эту дверь можно открыть только Золотым Ключиком !
Пойдемте скорее домой и попробуем открыть эту дверь !

( Музыка. Буратино, Папа Карло и его друзья отправляются домой. Карабас – Барабас, Лиса Алиса и Кот Базилио собираются идти за ними.)

ЛИСА АЛИСА : Ну скорее, бежим за ними ! А то опоздаем !

КАРАБАС – БАРАБАС : Подождите меня !

ЛИСА АЛИСА : Ну что у тебя случилось ?

КАРАБАС – БАРАБАС : У меня борода приклеилась !

ЛИСА АЛИСА : Ну, отрежь ее !

КАРАБАС – БАРАБАС : Нет !
Какой же я Карабас – Барабас без бороды ?

ЛИСА АЛИСА : Ну, тогда и оставайся со своей бородой !
Бежим, Кот Базилио !

КАРАБАС – БАРАБАС : Ну, ладно, режьте !…

( Лиса Алиса достает ножницы и режет ему бороду, а он в это врем воет : «Какой же я Карабас-Барабас без бороды ?» — 2раза.)

ЛИСА АЛИСА : Ну все, бежим скорее ! А то опоздаем !

( Музыка. Они убегают со сцены. Занавес закрывается.)

8 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Итак, все пришли в каморку Папы Карло.
Что же находится там, за железной дверью ?

( Музыка. Занавес открывается. На сцене Буратино, Карло и его друзья. Все подходят к нарисованному очагу, снимают его. Открывают дверь Золотым Ключиком и видят надпись: «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА». Из-за двери выходит Фея.)

ФЕЯ : Добро пожаловать в нашу Сказочную Страну !
В ней все люди живут дружно и счастливо !
Но в нее могут войти только добрые люди, а злые – не могут войти !

БУРАТИНО : А можно сюда привести моих друзей : Пьеро, Мальвину и всех артистов из кукольного театра Карабаса – Барабаса ?

ФЕЯ : Конечно !
В нашей Сказочной стране есть свой кукольный театр, и они все смогут там работать.

БУРАТИНО : Тогда мы позовем их !

ВСЕ : Друзья, идите сюда !

( Музыка. Приходят все. Карабас – Барабас и Лиса Алиса стоят в стороне и грозят кулаками, а Кот Базилио – клюкой. Но их никто не боится.)

КАРЛО : А теперь, друзья, давайте все танцевать !

( Музыка : полечка. Начинается веселье. Все пляшут полечку, кроме Лисы Алисы, Кота Базилио и Карабаса-Барабаса. Занавес закрывается. Музыка перестаёт звучать.
Появляются Лиса Алиса и Кот Базилио на авансцене ( перед занавесом)).

ЛИСА АЛИСА : ( говорит, глядя в зал ) Вот так всегда : работаешь, работаешь, а все достается другим !
( обращается Коту Базилио ) Пойдем, Кот Базилио, мой старый верный друг !

( Лиса Алиса и Кот Базилио идут под ручку по авансцене вдоль занавеса.)

БАЗИЛИО : Подайте милостыню бедному слепому…
Подайте милостыню бедному слепому…

( Лиса Алиса и Кот Базилио уходят со сцены. Звучит музыка.)

КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ.

Квест- игра «В поисках золотого ключика»

Цель: создание условий для организации и проведения досуга учащихся школы, для формирования интереса к чтению посредством игровой деятельности.

Задачи:

Привлекать воспитанников к активному образу жизни.

Воспитывать в детях чувство товарищества, сплоченности команды.

Воспитывать интерес к чтению.

Развивать кругозор и творческие способности воспитанников.

Предварительная подготовка: за 2 недели до квеста детям даётся задание прочитать книг А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Оборудование: маршрутные листы, волшебный сундучок, 5 «серебряных» ключей и 1 «золотой», шоколадные монеты, картонные шаблоны домиков, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, 5 больших картонных «золотых» монет, чистые листы для рисования, спички, магнитная удочка, номерки.

Краткое описание: Мероприятие начинается в актовом зале. Далее этапы проходят в кабинетах, указанных в маршрутных листах. В каждом кабинете портрет героя книги. Квест ориентирован на учащихся 2-4х классов. В квесте 5 этапов, на каждом этапе детей встречает ведущий, который предлагает выполнить задание. После прохождения каждого этапа дети получают серебряный ключ. После того, как собраны все ключи, дети возвращаются в актовый зал, где получают золотой ключик и открывают сказочный сундучок. Внутри сундучка шоколадки в виде монет.

Квест- игра

Ведущий: Здравствуйте друзья! Посмотрите, у меня в руках книга, хотите узнать, как она называется? Тогда слушайте загадку!

За далеким синим морем

Появился вдруг мальчишка –

Деревянный, с длинным носом,

Про него создали книжку.

Много разных приключений

Тот мальчишка испытал.

Золотой волшебный ключик

Он в конце концов достал.

Черепахою Тортилой

Был подарен ключик сей,

И еще мальчишка встретил

Добрых преданных друзей!

Хоть пришлось ему несладко –

Был повержен Карабас!

Как та книжка называлась,

Вы мне скажете сейчас?

Ведущий: Правильно, это сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино». Одной из самых популярных в мире сказок является история про приключения деревянной куклы — озорного человечка. Сначала эту сказку написал итальянский писатель Карло Коллоди, а мальчика в его книге звали Пиноккио. «Бессмертному Пиноккио – благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет». Бронзовый памятник с такой надписью стоит в одном из парков итальянского города Флоренция. Деньги на него пожертвовали девять миллионов человек. А потом русский писатель Алексей Николаевич Толстой  пересказал эту сказку для русских детей и назвал ее «Золотой ключик, или приключения Буратино», впервые опубликованную в журнале «Пионер» в 1936 г. Новые забавные приключения деревянной куклы, рассказанные А. Н. Толстым, были с восторгом приняты не только детьми, но и взрослыми.Он очень интересно описал приключения деревянного человечкаи его друзей, которые преодолели много трудностей на пути к заветной цели – золотому ключику, которой Буратино открыл волшебную дверь.

А у нас есть сказочный сундучок, а чтобы его открыть, тоже нужен волшебный ключик. Вы хотите открыть сундучок? Тогда отправляемся на поиски волшебного ключа. Найти ключик вам поможет волшебная карта, которая покажет вам маршрут. На своем пути вам нужно будет выполнить задания. Если вы выполните их правильно, то соберете 5 серебряных ключей, их сможете обменять на волшебный ключик, а он откроет вам сундучок с сюрпризом.

Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним героев этого произведения. Внимательно слушаем загадки и называем героя:

1.У отца был мальчик странный,

Необычный — деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за человечек странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт он длинный?

Кто же это? (Буратино)

2.Была она актрисой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

3.Доктор кукольных наук

В куклах вызывал испуг

Страшный, с длинной бородой

Догадались,кто такой? (Карабас Барабас)

4.Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил? (Папа Карло)

5.Лисички Алисы напарник слепой —

Ну и притвора, обманщик какой! —

Все-то он видел, все замечал,

Враками глупых он угощал. (кот Базилио)

6.Он поэт и музыкант,

Видимо, большой талант.

И еше несчастен он…

Отчего же? Он влюблен! (Пьеро)

7. Кто за дверью жил сто лет

И картины знал секрет…

Этот мудрый старичок

Говорящий был… (Сверчок)

8.Верный друг у кукол был,

Помогал и сторожил…

Благороден и умён

Белый пудель… (Артемон)

9. Кто пиявки добывал,

Всем леченье предлагал?

Сам был болен он и стар

Друг злодея… (Дуремар)

10.Золоте посадил

На чудесном поле,

Потому что глупым был,

Не учился в школе. (Буратино)
Ведущий: Ну, что ж, ребята, получите карту и отправляйтесь на поиски золотого ключика.

(Вдаются маршрутные листы)

1 этап. «Арена Артемона»

Ведущий этапа: Здравствуйте, ребята. Наш этап называется «Арена Артемона». Артемон — один с главных героев книги «Золотой ключик или приключения  Буратино». Это симпатичный пудель с огромным голубым бантом. Но, не смотря на свой милый и безобидный вид, он отличался отважностью и преданностью. Еще он был очень спортивным, любил играть. И вам предлагаю поиграть в игру «Превращения».

Эта игра на воображение: ведущая превращает детей в различных животных или в предметы. Дети жестами, позами, звуками изображают эти предметы.

Ведущий этапа:

Я волшебница простая,

Всех людей я превращаю

В того, в кого хочу!

Я вовсе не шучу,

И немедленно ребят

Превращаю я … в котят!(Изображают названное животное).

А теперь без лишних слов

Превращаю вас … в слонов! (Изображают названное животное).

Мне слоны уж надоели.

Превращаю вас … в газелей! (Изображают названное животное).

Быстро все … дубками станьте, (Изображают названное растение).

Кроной до небес достаньте!

Все на месте закрутились

И … в зайчишек превратились! (Изображают названное животное).

Быстро все … кустами станьте,

Веткой до земли достаньте!

А теперь вы все … – цыплята,

Но сейчас вы все … – козлята!

Я устала превращать

И кончаю колдовать.

Всех немедленно козлят

Превращаю я … в ребят!

Ведущий этапа: Молодцы, справились с заданием. А ещё вам необходимо хорошо размяться. Поэтому, проведём музыкально-ритмическую разминку. Проводится музыкальная танец — игра. (После выполнения задания команда получает ключик)

2 этап. «Каморка папы Карло»

Ведущий этапа: Здравствуйте, ребята. В сказке Алексея Толстого папа Карло жил бедно и в прежние времена работал шарманщиком. Папа Карло ютится в крошечной каморке под скрипучей лестницей старинного дома, который держался «на честном слове», как и сам старый шарманщик. В таких каморках богатые люди селили прислугу или держали старые вещи, которыми невозможно было пользоваться, но и выбросить на свалку рука не поднималась.  Единственное украшение его жилья — холст, на котором нарисован очаг. Шарманка, главный рабочий инструмент героя, давно поломана, и Карло зарабатывает чем придется. 

Я предлагаю вам помочь папе Карло и создать для него и Буратино красивый, уютный дом.

Перед вами шаблоны домов, выберите один, и создайте для папы Карло и Буратино уютный домик. По своему усмотрению, вы можете добавить какие-либо элементы декора.

(Детям предлагаются картонные шаблоны домиков, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши. После выполнения задания команда получает ключик)

3 этап. «Поле чудес»

Ведущий этапа: Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам, посмотреть отрывок из фильма «Золотой ключик, или приключения Буратино». Внимательно посмотрите, и скажите, где и какие действия происходили в этом отрывке.(Смотрят видеоролик)

В стране Дураков есть волшебное поле, называется Поле Чудес. Лиса Алиса и кот Базилио велели Буратино на этом поле выкопать ямку, сказать три раза: «Крекс, фекс, пекс», положить в ямку золотые, засыпь землей, сверху посыпать солью, полить хорошенько и идти спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Буратино так и сделал.

— Вам, ребята, мы тоже приготовили задание, вам предстоит найти золотые монеты, всего их 5. Они спрятан в кабинете. Как только вы найдёте все 5 монет, должны хором произнести волшебные слова и получите ключик.

(После выполнения задания команда получает ключик)

4 этап «Домик Мальвины»

Ведущий этапа: Здравствуйте, ребята. Кто же не знает Мальвину, чудесную девочку с голубыми волосами из сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»?
Самая яркая черта характера Мальвины – ее любовь к чистоте и порядку. Она очень аккуратная и правильная во всем. Она красива, «хорошо воспитана», любит командовать и поучать других. Она очень любит всех своих друзей, дорожит дружбой с ними и во всем старается им помогать. Рядом с Мальвиной находится преданный пес Артемон и влюбленный Пьеро, который посвятил своей избраннице немало печальных и прекрасных стихов. Давайте, посмотрим отрок, где Мальвина учит Буратино. (Просмотр отрывка)

Мальвина и для вас приготовила задания. Давайте постараемся выполнить их правильно, чтобы не попасть в чулан, как Буратино.

Разминка.

1.Сколько лап у 4 лягушат?16

Сколько ног у жука?6

Сколько ног у паука?8

Сколько ушей у трёх мышей?6

Сколько лап у двух медвежат?8

2.Задача

В корзине лежат 5 яблок. Вопрос: как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждой девочке досталось по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? Всем по 1, последней отдать с корзиной.

3.  Разверните рыбку

Задание такое: нужно переложить 3 спички таким образом, чтобы рыбка стала плыть в противоположную сторону. Иначе говоря, вам требуется развернуть рыбку на 180 градусов по горизонтали

.t1571840251aa.jpgt1571840251ab.jpg

4.На смекалку.

Какие ноты растут в огороде? (Фа-соль)

Какой слон без хобота? (Шахматный)

Кто первый землю пашет? (Червяк)

На березе 6 больших шишек и 3 маленьких. Сколько всего шишек? (Ноль)

Стоит на месте, а без устали идет. (Время)

5.На память. О каких фруктах шла речь в задаче, которую решал Буратино? Ответ нарисуйте. (Рисуют яблоки)

(После выполнения задания команда получает ключик)

5 этап. «Пруд Тортиллы»

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вы находитесь в гостях у черепахи Тортиллы. Ей 300 лет. Она — спокойная, старая, мудрая обитательница пруда. Что только она не видела за свои 300 лет в пруду. И для вас она приготовила необычную рыбалку.

Дети вылавливают рыбок магнитной удочкой, на которых написаны номера вопросов. Учитель читает отрывок из текста. Дети должны определить, о ком говорится.
1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб.(Шарманщик Карло)
2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)
3. Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри», глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками». (Говорящий сверчок.)
4. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)
5. Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар).

6. Творческое задание. Разукрасить героя сказки).

(После выполнения задания команда получает ключик. С пятью ключиками дети возвращаются в начальную точку и получают большой ключ)

Учитель: Ребята, вы прошли все испытания. Давайте же откроем наш сундучок и посмотрим, что там, внутри.За активное участие каждый ребёнок получает приз (шоколадную монету и раскраску).

«В поисках золотого ключика»

«Арена Артемона»

«Каморка папы Карло»

«Поле чудес»

«Домик Мальвины»

«Пруд Тортиллы»

t1571840251ac.pngt1571840251ac.png

t1571840251ac.png

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий представления страны армения ко дню фестивалей нации
  • Сценарий празднования юбилея 60 лет женщине прикольный сценарий
  • Сценарий приключения осеннего листочка
  • Сценарий предновогодние хлопоты
  • Сценарий премии муз тв