Сценарий присвоения имени героя классу

Классный час для всех учителей, организатора внеклассной и внешкольной работы, директора, завуча, начальника для 7, 8 класса. Методические разработки для 7, 8 класса.

СЦЕНАРИЙ

Присвоение имени классу

«Имя героя – имя нашего класса»

Видео « Леонов Виктор Николаевич»

Катя: Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Настя:

Сегодня – день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Все дальше вглубь истории года

Отодвигают время так нещадно,

Но память, как бурлящая вода,

Дробит гранит былого беспощадно.

Лера: За подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза были удостоены свыше 11600 человек.

В детстве Виктор Николаевич Леонов мечтал поступить в Литературный институт и стать поэтом. Он обладал великолепной памятью: знал наизусть поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина и «Конек-Горбунок» Ершова. Однажды прочитал свои стихи отцу — и в ответ услышал: «Какой же это стих, если в нем нет правды? Читаешь много, а пишешь коряво…».

Щелчок по самолюбию юного стихотворца не прошел бесследно — и река жизни Виктора потекла по совсем другому руслу…

Ангелина. Виктор Леонов родился 21 ноября 1916 года в небольшом городе Зарайске Рязанской губернии в простой рабочей семье, по национальности русский. Окончив семилетку, Леонов с 1931 по 1933 гг. проходил обучение в школе фабрично-заводского ученичества при Московском заводе «Калибр». После завершения обучения работал слесарем-лекальщиком, совмещая работу на заводе с общественной деятельностью. В частности он был председателем цехового комитета изобретателей, членом заводского комитета ВЛКСМ и руководителем молодежной бригады.

Лера: В 1937 году Виктор Леонов был призван на военную службу. Виктор Николаевич попал на военно-морской флот. На Северном флоте он прошел курс обучения в учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, отряд базировался в городе Полярном в Мурманской области. Для дальнейшего прохождения воинской службы он был отправлен на подводную лодку Щ-402. Данная лодка относится к многочисленному семейству широко известных советских подлодок проекта Щ (Щука). 

Ангелина: С началом Великой Отечественной войны старший краснофлотец Виктор Леонов обращается к командованию с рапортом о зачислении его в состав 181-го отдельного разведывательного отряда Северного флота. Спустя две недели его пожелание было исполнено. Он попал в морскую пехоту вместе со своим другом Александром Сенчуком. К сожалению, его друг погиб в первом же бою с немецкими егерями, что стало потрясением для новоиспеченного морского пехотинца Леонова, но не переубедило его в правильности своего выбора.

Лера: В дальнейшем в составе разведывательного отряда, начиная с 18 июля 1941 года, Леонов провел более 50 боевых операций в тылу войск противника. С декабря 1942 года после присвоения ему офицерского звания он был заместителем командира отряда по политической части, а через год в декабре 1943 года стал командиром 181-го особого разведывательного отряда Северного флота. В апреле 1944 года ему было присвоено звание лейтенанта. В сентябре 1945 года Виктор Леонов громил японцев уже в звании старшего лейтенанта.
Ангелина: Вот один из эпизодов его героической жизни. В ночь на 10 октября 1944 года группа в составе 80-ти человек под командованием Леонова высадилась с катеров на мыс Пунайнаниеми в глубоком тылу противника. Преодолев за двое суток крутые скалы и тундровое бездорожье, на рассвете 12 октября североморцы достигли мыса Крестовый и овладели 88-мм зенитной батареей, захватив 20 солдат и офицера в плен. Разведчики совместно с отрядом капитана И. П. Бареченко-Емельянова отбили атаку немецкого подкрепления со стороны залива, захватив в плен еще порядка 60 солдат противника.

Отряд Леонова в исключительно сложных условиях выполнил поставленную задачу, за что Виктор Леонов и двое его подчинённых — Семен Агафонов и Андрей Пшеничных стали Героями Советского Союза.

Даша: От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй, травой…

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов —

Целый свет помнит их в лицо!

Вот застыл батальон в строю —

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался, как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят…

Этот взгляд — словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

На фоне звучит музыка — Рафаил Хозак.

Ангелина: На Дальнем Востоке Виктор Николаевич оказался по приказу командования, где возглавил 140-й отдельный разведывательный отряд Тихоокеанского флота. Одной из самых значительных операций Леоновского разведотряда стало пленение в корейском порту Вонсан 3,5 тысяч японских солдат и офицеров. Они сдались отряду из 140 советских моряков.

Так же в ходе смелой операции разведчиков в порту Гэндзан моряки разоружили и взяли в плен около двух тысяч солдат и двухсот офицеров, при этом захватив 3 артиллерийские батареи, 5 самолётов, несколько складов боеприпасов. За эту операцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года старший лейтенант Леонов Виктор Николаевич был повторно удостоен звания Героя Советского Союза и награжден второй медалью «Золотая звезда».

Лера: Война для капитан-лейтенанта Леонова завершилась в сентябре 1945-го. Он засобирался было уходить на «гражданку», но заместитель наркома ВМФ адмирал Иван Исаков предложил ему закончить Высшее военно-морское училище в Баку.

Танец «В землянке»

Ангелина: В 1952 году Виктору Николаевичу было присвоено звание капитана 2-го ранга. Проходил учебу в Военно-морской академии в Ленинграде, успел окончить два курса, и с июня 1956 года находился в запасе (последнее звание капитан 1-го ранга), выйдя в отставку в результате сокращения вооруженных сил в рамках «хрущевской» реформы.

А теперь посмотрим, как рассказывает сам Виктор .Николаевич Леонов о значении рукопашного боя во время Великой Отечественной войны.

Видеосюжет с Леоновым В.Н.

Лера: Виктор Николаевич Леонов был похоронен на Леоновском кладбище в московском районе Ростокино, где жил последние 25 лет.

Алена: Память, память, за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Память! Память!

Ты не можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу в глаза своим друзьям взглянуть.

Память!..Память… Память!…

Ангелина: В Зарайске, родном городе Героя, в 1950 году установлен бронзовый бюст.

В городе Краснодаре в честь разведчика Леонова названа улица.

Именем В. Н. Леонова в 1998 году названа детско-юношеская спортивная школа города Полярный.

Имя Виктора Леонова носит разведывательный корабль ССВ-175 в составе Северного флота

Лера: В 2015 году на территории части морского спецназа Тихоокеанского флота на острове Русский открыт памятник Дважды Герою Советского Союза Виктору Николаевичу Леонову.

В 2016 году, в честь 100-я со дня рождения легендарного разведчика, «Союзом Военных Моряков» была учреждена и выпущена памятная юбилейная медаль «100 лет со дня рождения дважды героя Советского союза капитана 2 ранга Леонова В.Н.»

Ангелина: В 2018 году на фасаде Резиденции русского путешественника Фёдора Конюхова, в Москве, «Союзом Военных Моряков» была установлена мемориальная доска в честь легендарного разведчика-диверсанта ВМФ СССР — Виктора Николаевича Леонова.  

Осенью 2019 года в городе Краснодаре установлен бюст у входа в школу № 11.

Видеосюжет с моряками

Катя: О подвигах – стихи слагают.

О славе – песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!»

Значит, даем клятву:

1. Бороться за право носить имя Дважды Героя Советского Союза Виктора Николаевича Леонова. (дети: клянемся)

2. Быть достойными своего героя. Постоянно пополнять свои знания о жизни Героев. (дети: клянемся)

3. Быть добросовестными, активными, улучшить свою успеваемость и дисциплину. (дети: клянемся)

…Навеки стоят в нашем строю

Герои, что пали когда-то в бою.

СЦЕНАРИЙ

торжественного митинга, посвященного присвоению имени Героя Советского Союза Василия Афанасьевича Меркушева школе

Слайд 1

11.30 ч. —  Встреча  гостей  праздника в школе.

 11.45  – 12:00 – размещение гостей и учащихся школы под фонограмму песен в спортзале

12:00 –начало митинга

Слайд 2Ученица 1:        Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Ученица 2:

Сегодня – день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Ученица 1: Все дальше вглубь истории года

Отодвигают время так нещадно,

Но память, как бурлящая вода,

Дробит гранит былого беспощадно.

Слайд 3 Ведущий 1:   Добрый день, дорогие друзья! Гуртлудская школа стала  одной из первых в Сюмсинском районе участницей проекта «Имя Героя – школе!» Общероссийского народного фронта, лидером которого является Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Участники краеведческого кружка школы вышли на Общероссийский народный фронт с предложением присвоить учебному заведению имя Героя Советского Союза Меркушева Василия Афанасьевича.  Эта идея была поддержана. Сегодня мы рады приветствовать вас в нашей школе, удостоенной чести присвоения имени Героя Советского Союза Василия Афанасьевича Меркушева. Слайд 4

Ведущий 2: Крылатой стала фраза –«Героями не рождаются, ими становятся»…

Жизнь героя не знает предела,

Средь живых он остался живой,

И святое великое дело

Мы как знамя несем пред собой!

Ведущий 1: Итак, митинг, посвященный присвоению имени героя Гуртлудской школе объявляется открытым.

Звучит  Гимн РФ

Слайд 5 1:  В этот торжественный день к нам на праздник пришли почетные гости:

 (Учащиеся приветствуют гостей, вручают сувениры)

Ведущий 2: Слово предоставляется  ___администрации «Сюмсинский район»

Ведущий 1:  Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое! Оглянись на тех, кто с высоты своих памятников смотрит на нас. Кто посвятил Отчизне свои жизни.

Ведущий 2: За подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза были удостоены свыше 11600 человек. И мы с безмерно горды тем, что среди них — Герой Советского Союза, наш земляк, уроженец деревни Кучей Меркушев Василий Афанасьевич.

Слайд 6  Ведущий 1:  Сейчас этой деревни нет на карте, но более старшее поколение еще помнят о ее существование, так история деревни Гуртлуд  тесно переплетается с судьбой людей соседней деревни Кучей. Эта маленькая деревня Сюмсинского района подарила стране одного из бесстрашных героев. Герой-летчик известен стране через фильм «В бой идут одни старики». Режиссер Быков включил в фильм эпизод, который на самом деле произошел с нашим земляком.

Слайд 7    Ученица 3: Меркушев Василий Афанасьевич — это великий летчик, о котором написано  в книгах.  Всего 64 года жизни. Но как  била его судьба, унижала, порой топтала, но не сломала. Василий Афанасьевич, говоря о своей жизни, часто повторял емкую и точную фразу: «Сначала «сталинским соколом» величали, а потом пустили зернышком промеж сталинских жерновов…»

С детских лет жизнь учила Василия Афанасьевича справляться с трудностями. В пять лет у него умерла мать, когда было восемь – колчаковцы расстреляли отца. Восемь детей остались на воспитание бабушки. Семья голодала, поэтому Василий со своей сестрой ушли из деревни побираться. СЛАЙД 8Так он попал в деревню Халды Селтинского района, где зажиточная семья взяла его в батраки. Сестра нанялась в семью в соседнее село. Единственной благодарностью мальчика за его тяжелый труд и грубое обращение хозяина стали посещения избы-читальни. Вопреки запретам хозяина Василий бегал в эту читальню, где работала добрая женщина К. С. Ходырева, которая и помогла научиться читать и писать мальчику.

В 15 лет началась его комсомольская жизнь, и он решает бросить своего хозяина и поступает на работу в лесопункт. За активную общественную жизнь Селтинский комитет комсомола направляет его учиться в партийную школу. Здесь начинается его новая жизнь. Слайд 9 Сначала Василий Афанасьевич становится курсантом военной школы пилотов в Одессе, а с 1938 года – студент авиационного факультета Военно-политической академии в Москве. Со студенческой скамьи уже на третий день войны попадает Василий Афанасьевич на фронт сначала комиссаром авиаполка, потом командиром. Он с первых дней войны показал себя, как отважный летчик. К 4 июня 1944 года совершил 418 боевых вылетов, провел более 100 воздушных боев и лично сбил 29 самолетов противника. Слайд 10

Ведущий 2: Нам, жителям есть чем гордиться: легендарный летчик и есть наш земляк. в его победах можно убедиться на портале «Память народа».

  Слово предоставляется главе муниципального образования.

 Слайд 11   Ученица 1: Память, память, за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Ученица 2: Память! Память!

Ты не можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу в глаза своим друзьям взглянуть.

Память!..Память… Память!…

Ведущий 1:  «Его знала и любила вся вторая воздушная армия, — пишет в письме бывший замполит части Меркушева Герой Советского Союза В.А. Кузьмичев. – Десятки полетов совершили мы с ним от Белгорода до Ясс. Он был смелым летчиком. За его головокружительными бросками трудно было успевать даже мне, старому летчику, еще до войны имевшему 13 тысяч вылетов. Я по земле ходил в сто раз хуже, чем летал в небе. Это Меркушев знал и брал меня своим ведомым. Подчас, может быть, жалея «старика», он брал с собой ведомым кого-нибудь из молодых летчиков. Они были верны ему беспредельно, но у них не хватало опыта, умения удержаться в бою рядом с ним. Отрывались и в трудную минуту не могли прикрыть от вражеских атак. Он сам помогал им отбиваться».

Слайд 12  Ведущий 2: Гитлеровцы узнавали его по «потчерку », по отваге и летному мастерству. Не было случая, чтобы истребители его полка возвращались из полета, не сбив ни одной вражеской машины. «Внимание! Внимание! В Воздухе Меркушев!» — предупреждали немцы своих, как только летчики под его командованием пересекали линию фронта.

Ученица 1: Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.

Отстаивая право на свободу,

К Победе шел, Россия, твой солдат.

Ученица 2: И не сломила, сердце не сгубила

И душу не растлила та война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату русскому, дана!

Слайд 13  Ведущий 1: 4 июня 1944 года . С этого самого дня на долгие годы протянулась в жизни Меркушева , уже имевшего к тому времени звание ГСС, черная полоса. Это случилось под Яссами. Его самолет был сбит. Самолет загорелся. Пробило бензобак. Он пытался потушить пожар, а машина тем временем стремительно теряла высоту. И вот – земля!

Слайд 14   Ведущий 2: Потерявший сознание, раненый, обгоревший летчик попал к немцам, за что и расплачивался своим здоровьем. Вначале в плену, а после освобождения — на Родине. Забыты были все заслуги летчика-истребителя, совершавшего по 6-7 боевых вылетов в день. Его обвиняли чуть ли не в измене Родине. А между тем…

Слайд 15    Ведущий 1: «Мне не пришлось быть с ним вместе на фронте, но я знаю, что о его храбрости было известно и нашим врагам. Немцы применяли все возможное, чтобы толкнуть его на путь измены. На все фронты прозвучало известие о том, что Меркушев сдался».

Слайд 16 Ведущий 2: Меркушев отважно боролся отстоять свое чистое имя, писал много писем в разные инстанции. Одно из них самому Сталину: «Я чист душой. Вот моя правда. Если нет мне больше доверия, прошу меня расстрелять…». Умер Меркушев Василий Афанасьевич 20 августа 1974 года и так и не узнал, что через 28 лет после смерти был полностью реабилитирован.

Слайд 17  Ведущий 1: Окончилась война.  Над страной сияет мирное небо. Но и в наши дни, дни мира, в стране совершаются подвиги. Слово предоставляется племяннику Героя Советского Союза, Меркушеву Александру Николаевичу. Капитан самолета «Боинг», сейчас находится на пенсии.

Пока говорит – слайд 18

Слайд 19 Ведущий 2: Война! Тяжелейшее испытание для любого народа, для любой страны,  своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. Вот и в семьях наших учеников есть прадедушки и прабабушки, которые участвовали в боевых сражениях, и те, кто работал для фронта для победы. Всмотритесь в эти лица, вслушайтесь в каждое имя- это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие.

Ведущий 1: Негасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Почтим светлую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне.

Слайд 20 Минута молчания!   Звучит метроном

Слайд 21 Ведущий 2: О подвигах – стихи слагают.

О славе – песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!»

Песня «____________________________________» (Полина, Маша)

Слайд 22  Ведущий 1: 73 года отделяют нас от суровых и грозных лет Войны. Эта Великая Война постепенно уходит в прошлое. Страх и боль военных лет  становятся  лишь страницей  истории. Забывается горе и страдание. Мы — новое поколение, не знаем ужаса Войны. Низкий поклон за это всем её героям, павшим и живым…

Ведущий 2: Для вручения сертификата о присвоении имени героя, слово предоставляется, ….

Директор школы: Дорогие ребята! Почетные гости!…. (Слово)

Слайд 23   Песня «Улыбка миру»

Слайд 24   Ведущий 1: «Школа, которой нет традиций, вряд ли может быть хорошей школой». На протяжении 25-летней истории в нашей школе сформировались свои особые традиции по формированию патриотического воспитания.

Ведущий 2: Вместе с тем это событие для нас долгожданно и желанно. Мы долго шли к этой цели, и горды тем, что наши надежды и усилия не остались незамеченными.

Ведущий 1: Мы оцениваем всю степень доверия, оказанную нашей школе. С  благодарностью заявляем, что будем прославлять имя Василия Афанасьевича Меркушева достойными свершениями, с честью будем подтверждать присвоенное школе имя Героя, не уроним эту планку и сделаем все, чтобы внести свой посильный вклад в увековечивание памяти о великой Войне и Великой Победе!

Слайд 25  Ведущий 2:  Как много их, сынов Отчизны,

 Лежат от Родины вдали,

 И им весною песни жизни

 Поют по-русски соловьи.

Песня в исполнении учащихся школы

Слайд 26  Ведущий 1 (муз. сопровождение «Мне кажется порою, что солдаты…»)

Не заглушить, не вытоптать годам,

Тот длинный путь, что много крови выпил,

Как в дом родной нагрянула беда,

И первый прогремел смертельный выстрел.

Ведущий 2:  Не заглушить победный тот салют,

Гремевший над землей, во имя жизни,

И павшие из памяти встают

Погибшие за честь родной отчизны.

Ведущий 1: Митинг, посвященный присвоению школе  имени Героя Советского Союза, Меркушева Василия Афанасьевича, объявляется закрытым.

Звучит гимн

Преподаватель ОБЖ: Школа, внимание! Равняйся! Смирно!

Директор школы: Линейка, посвященная присвоению Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №5 с.Большой Бейсуг имени Героя Советского Союза Федора Григорьевича Деркача  считается открытой.  

(Звучат гимны, все поют.)

Ведущий. И горы рассыпаются от старости,
И реки высыхают от жары и  времени,
И дома рушатся от пожаров и войн…
Но остается на земле человеческая память.

Ведущий. Память стихов и песен,
Память трудов долгих,
Память должна быть честной
Память должна быть доброй…

Попурри военных песен:

Ведущий:  Исполнилось 75 лет с того дня, когда Кубань была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Целых 75 лет. Всего 75 лет…Эта Великая война постепенно уходит в прошлое. Страх и боль военных лет становятся лишь страницей  истории. Забывается горе и страдание. Новое поколение не знает ужаса войны.

Но благодарная память потомков не угасает…

Совет музея выступил с инициативой о присвоении школе им. Героя Советского Союза Федора Григорьевича Деркача с целью увековечения памяти Героя и воспитания молодого поколения на лучших примерах проявления любви к Родине. Инициатива совета музея была поддержана педагогической, ученической общественностью, родителями,  жителями села.

Вед. Время листает страницы истории.

          Но в нашей памяти есть имена

          Тех,   кто остались навечно героями.  

          Жалко, что жизнь у них только одна.

Вед. Есть чем гордиться нам с вами по праву.

          В нашей глубинке, где жил среди нас

          Мудрый творец, чья бессмертная слава

          Яркой звездой на граните зажглась.

 (Песня о Кубани)

         Ведущий:

         На торжественном мероприятии присутствуют:

         — Генеральный директор ОАО «Урожай. XXI век», депутат муниципального образования Брюховецкий район  Быканов Константин Николаевич.

         — глава Большебейсугской сельской администрации,  выпускник школы, Погородний Вячеслав Валерьевич

        — атаман Большебейсугского хуторского казачьего, выпускник школы, Горбенко Николай Николаевич

        — председатель Совета ветеранов села, выпускница школы, Костицына Наталья Ивановна.

Вед. Сегодня наша школа приобретает новый статус. Носить имя Ф.Г.Деркача обязывает ко многому. Жить, работать, учиться достойно жизненного пути нашего земляка. Частица его сердца, искра его энергии, чаша его любви поможет нам справиться со всеми трудностями.

Вед. Память, память, за собою позови,

В те далёкие промчавшиеся дни,

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Вед. Память, память, ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти строки повернуть.

Мы хотим не просто вспомнить Деркача,

Мы хотим ему в глаза взглянуть. Память…Память…Память…

       Ведущий: Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на того, кто в камне с высоты своего обелиска смотрит на нас, кто отдал за нас свою жизнь и свою молодость.

       К портрету подходят два ученика с зажжёнными свечами.

Ученик 1:  Мы стоим  перед фотографией Федора Григорьевича Деркача. Мы   вглядываемся   в его лицо.  Каким   он   был?  Чем увлекался? Интересно, кем бы он стал?

Ученик 2:  Деркач Федор Григорьевич родился 4 сентября 1911 года на хуторе Деркачи (ныне с.Большой Бейсуг Брюховецкого района) в семье крестьянина. Русский. Образование неполное среднее. Работал в колхозе. Он хотел стать военным. Военные уставы читал словно романы. А ребята с улицы называли его полковником.

Ученик 3. В Красной Армии в 1933-1935 годах и с 1938 года.  Участник боёв у озера Хасан в 1938 году. В боях Великой Отечественной войны с 1942 года. Сражался на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Украины.

Ученик 4. Командир батареи 1593-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка (47-я армия, Воронежский фронт) старший лейтенант Фёдор Деркач отличился в октябре 1943 года: у села Студенец Каневского района Черкасской области Украины на подручных средствах переправился во главе батареи на правый берег Днепра. Захватил вместе со штурмовой группой плацдарм и отразил многочисленные контратаки противника. Артиллеристы, нанеся врагу значительный урон в живой силе и технике, способствовали переправе других подразделений, удержанию и расширению плацдарма.

Ученик 5. Клубились яростно метели,

Луна светилась, как свеча,  

Дымились потные шинели,

Шла батарея Деркача.

Высока, высока над землёй синева –

Это мирное небо над Родиной, 

Но простые и строгие слышим слова:

«Боевым награждается орденом».

(Военная песня) 

Ученик 6. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Деркачу Фёдору Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Вед.  13 января 1944 года, районная газета  «Правда колхозника» опубликовала письмо Героя  Советского Союза капитана Федора Григорьевича Деркача труженикам Брюховецкого района. Мы предлагаем вам познакомится с текстом этого письма.

Ученик 7. (Читает письмо, сложенное треугольником)

Немецко-фашистские мерзавцы получают по заслугам

Здравствуйте, дорогие земляки! Посылаю вам свой фронтовой привет и наилучшие пожелания в вашей плодотворной работе по восстановлению хозяйства района, разрушенного немецко-фашистскими мракобесами.

Вы, дорогие товарищи, пережили самые тяжёлые дни фашистского хозяйничания в вашем районе. Но вы дождались и дня, когда Красная Армия освободила вас из-под фашистского ига. Недалёк и тот день, когда и сам Гитлер предстанет перед народным судом.

За все те злодеяния, которые гитлеровские головорезы учинили в нашем районе, а также и в Краснодарском крае, за черные автомашины – душегубки, за виселицы и расстрелы – кровопийцы уже получают и еще впереди получат по заслугам. Не забудет Красная Армия этих злодеяний и отомстит за эти злодеяния!

В этом мщении есть и моя доля за свой район, за свой край. Вот мой счет немецко-фашистским мерзавцам:

подбито и уничтожено живой силы врага – танков – 21, из них 6 «Тигров»; бронемашин – 14; пулеметов – 25; минометов – 9; орудий – 4; автомашин – 56; повозок с грузами – 36; дзотов – 2; сбито самолётов – 1; самоходных орудий – 3; отбито 25 вражеских атак; уничтожено солдат и офицеров противника – 1140; захвачено в плен 10 вражеских разведчиков. Захвачена тяжёлая батарея врага с прислугой; через 5 минут эта батарея уже била отступающих немцев.

Подавлено: миномётов – 3; пулеметов – 19; орудий – 5; миномётных батарей – 9.

Таковы итоги моего счета за три с половиной месяца боёв, которые с каждым днём увеличиваются.

Я заверяю вас, дорогие земляки, что я отдам все свои силы, а если потребуется, то и жизнь, делу разгрома немецко-фашистских захватчиков; на деле оправдаю высокое звание члена партии большевиков. Уходя на фронт, я дал слово своей парторганизации – мужественно сражаться с врагом. Свое слово я выполняю с честью: трижды я награжден правительственными наградами, мне присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Вас же призываю, дорогие земляки, организуйте большевистскую подготовку к весеннему севу, отремонтируйте на «отлично» тракторный парк, сельскохозяйственный инвентарь, подготовьте тягловую силу.

       Пишите мне по адресу: полевая почта № 92089 – «П».

       Герой Советского Союза капитан Ф.Деркач.

Ученик 8. В боях за освобождение Житомирской области Украины он был тяжело ранен и умер 6 января 1944 года. Похоронен в Ружин Житомирской области Украины. Федор Григорьевич Награжден орденом Ленина, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды.

Ведущий:

Негасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Почтим светлую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне. 

Минута молчания!

Звучит метроном. 

Ученик 9 читает стихотворение нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, участника битвы под Москвой Самсонова А.С.

Там, где Днепр свободный и могучий.

Берег бьет крылатою волной,

У берёзы на высокой круче

Похоронен командир-герой.

Не щадил он силы молодецкой,

Верно делу Родины служил.

За страну, за вольный край Советский

Удалую голову сложил.

Отгремел зловещий гром орудий,

Отошла в историю война.

Но хранят в сердцах горячих люди

Дорогих героев имена.

И для нас живым примером будет

Легендарный подвиг Деркача.

Ученик 10. В школьном музее оборудован стенд, посвященный  Федору Григорьевичу Деркачу, так же собран материал о жизни Героя: земля с могилы Героя,  воспоминания жителей села, фотографии.В селе Большой Бейсуг  на мемориальном комплексе установлена именная плита Федора Григорьевича. Одна из улиц нашего поселения была названа именем Деркача, пионерская дружина носила имя Героя.

(Офицеры России)

   Вед.  Слово предоставляется:

  1. Директору школы Г.В.Рылькову.
  2. ………………………………………………………………………………………..
  3. ………………………………………………………………………………………..
  4. ………………………………………………………………………………………..

      Вед. Слово предоставляется молодому поколению – председателю школьного ученического совета, учащейся 9 класса Лазаровой Алине.

      Лазарова Алина.  Мы, ученики Большебейсугской  школы № 5, будем первыми выпускниками школы имени Федора Деркача. Это не только почетно для нас, но и ответственно. Мы постараемся в новой жизни быть достойными людьми нашего общества. Мы будем с гордостью носить имя нашего замечательного земляка. Мы   даем  клятву Деркачу,   что  будем помнить всех односельчан села   Большой   Бейсуг,  погибших  на   фронтах  второй мировой.

Это наша вера, гордость, совесть, долг.

Мы наследники тех, кто был честен в бою,

Кто страну защищал смело в годы лихие.

И незримо сегодня с нами в строю

Прославленный воин великой России.

 Его долг на себя в этот час примеряем.

 Мы наследники славы, рожденной в огне.

И сегодня торжественно всем обещаем

Этот мир, как и он, защищать на земле.

(Орлята учатся летать)

       Вед. Погибшим –

Быть бессменно на посту,

Им жить в названьях улиц и в былинах.

Их подвигов святую красоту

Отобразят художники в картинах.

«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»

      Вед. Живым –

Героев чтить, не забывать,

Их имена хранить в бессмертных списках,

Об их отваге всем напоминать

И класть цветы к подножьям обелисков!

Директор школы: Право возложить цветы к именной плите Ф.Г.Деркача на мемориальном комплексе предоставляется: ……………………………………………. ………………………

Школьники уходят на возложение цветов (под марш «Прощание славянки»)

Директор школы: Учащиеся школы запустят в небо белые шары, символ бессмертия. 

Ведущий:Торжественная линейка, посвященная присвоению школе имени Героя Советского Союза  Федора Григорьевича Деркача,  объявляется закрытой.

(Звучат гимны)

Ведущая: Пусть память будет вечна!

Данное мероприятие разработано в рамках программы патриотического воспитания в школе по историко-краеведческому направлению работы и посвящено герою-земляку, курянину, полному кавалеру ордена Славы Игорю Николаевичу Зикееву.

Подготовка и проведение мероприятия позволяет приобщить детей к активному творческому переосмыслению истории родного края и родной страны, к сохранению памяти о жизни и подвиге российских солдат, привлечь учащихся к исследовательской деятельности. В сценарии использованы материалы работы школьного поискового отряда «Память сердца».

Актуальность определяется созданием условий для воспитания гражданина, интересующегося своей историей, творческой личности, способной ценить опыт прошлых лет. Показателями эффективности можно считать формирование активной жизненной позиции, готовность служению людям, Отечеству, проявление духовной рассудительности.

Ожидаемым результатом проведения данного мероприятия является повыше­ние интереса у школьников к изучению истории Отечества, формирование представлений о жизненном пути и воинском подвиге российских солдат, развитие нравственной сферы личности ребёнка.
Цель мероприятия: создание содержательных и организационных условий для расширения представления учащихся о военной истории России. 
Задачи: 

  1. Воспитывать патриотизм, любовь и уважение к богатейшей истории родного края, благодарность за подвиги старшего поколения. 
  2. На примерах мужества и героизма наших земляков показать их вклад в победу над врагом. 
  3. Раскрыть роль школьного краеведческого музея в сохранении исторической памяти. 
  4. Развивать нравственную сферу личности ребёнка, формировать национальное и историческое самосознание. 

Сценарный план торжественной церемонии присвоения  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов» имени полного кавалера ордена Славы И.Н. Зикеева.

Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов»

Дата: 07.05.2015 г.

Время: 12.00

  1. Вступительное слово ведущих.
  2. Вынос  Государственного флага  Российской Федерации и Символа Знамени Победы.
  3. Открытие торжественной церемонии, посвящённой присвоению  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов» имени   Игоря Николаевича Зикеева.
  4. Гимн Российской Федерации.
  5. Песня о России.  (исп.  школьный хор)
  6. Глава Администрации города Курска Н.И. Овчаров
  7. (приветственное слово, вручение Свидетельства)
  8.  Ответное слово директора  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов» Т.Ю. Михайловой.
  9. Песня «Служу России» (исп. школьный ансамбль мальчиков).
  10. Презентация боевого пути Игоря Николаевича Зикеева.
  11. Песня «В землянке» (исп. уч-ся 9б кл. Базарова Алина).
  12.  Слово предоставляется полному кавалеру ордена Славы Игорю Николаевичу Зикееву.
  13.  Выступление военно-патриотического отряда «Память сердца».
  14.  Слова ведущих.
  15. Минута молчания (звучит метроном)
  16. Слова ведущих.
  17. Песня «Аист на крыше» (исп.уч-ся 7в кл. Аскерова Эльвира).
  18. Вынос  Государственного флага  Российской Федерации и Символа Знамени Победы.
  19. Закрытие торжественной церемонии.

Сценарий торжественной церемонии присвоения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 с углубленным изучением отдельных предметов» имени полного кавалера ордена Славы  Игоря Николаевича Зикеева

Ведущий 1:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Ведущий 2:

Сегодня – день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня день напоминаний

О подвиге и доблести отцов. 

Ведущий 3:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на знаменательном событии в жизни нашего образовательного учреждения – торжественной церемонии, посвящённой присвоению нашей  школе имени полного кавалера ордена Славы   ИГОРЯ НИКОЛАЕВИЧА ЗИКЕЕВА

Ведущий 4:

Школа, смирно! Государственный флаг  Российской Федерации и Символ Знамени Победы внести. Равнение на знамя (вынос знамени и флага).

Ведущий 1:

Сердце радостнее бьётся,

Если утром, взмыв в зенит,

Флаг России гордо вьётся,

Гимн страны моей звучит!

Ведущий 2:

Торжественная церемония, посвящённая присвоению средней школе №29  имени полного кавалера ордена Славы — ИГОРЯ НИКОЛАЕВИЧА  ЗИКЕЕВА, объявляется открытой.

(звучит Гимн РФ)

Ведущий 3:

Небосвод над землёй синий-синий,
А в степи горький запах полыни,
и несёт над землёй ветер сильный
Соловьиную песню России.

Песня о России.  (исп.  школьный хор)

Фанфары

Ведущий 4:

Глава Администрации города Николай Иванович Овчаров.

(приветственное слово, вручение Свидетельства)

Ведущий 1:

Слово предоставляется почетному гостю ________________________________________

Слово предоставляется директору МБОУ «Средней общеобразовательной школы №29 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.Н.Зикеева» Тамаре Юрьевне Михайловой.

Песня «Служу России»  (исп. школьный ансамбль мальчиков)

Презентация боевого пути И.Н.Зикеева:

(слайды презентации фото из личного альбома Зикеева И.Н.)

Ведущий 2:

Слагаю я солдату оду.

Был ратный путь его тяжёл.

Он всё прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошёл

Ведущий 3:

Игорь Зикеев попал на фронт в 1943 году, тогда дивизия, куда его направили, стояла под Невелем в Псковской области. Ему было всего 17 лет.

Ведущий 4:

Провожали меня на войну,

По дороге большой провожали.

На село я прощально взглянул,

И вдруг губы мои задрожали.

Нечего б не случилось со мной,

Если б я невзначай разрыдался,

Я прощался с родной стороной,

Сам с собою, быть может, прощался.

Песня «В землянке». (исп. уч-ся 9Б кл. Базарова Алина)

Ведущий 1:

О том, как воевал солдат Зикеев в годы войны, как беспощадно громил врага, говорят его боевые награды.

Ведущий 2:

Порою было не понять, 
где фронт, где тыл, где окруженье, 
и дрожь в коленях не унять, 
когда бомбят на пораженье. 

Мы много вынесли невзгод, 
лишь смерть врага была отрада… 
Тому, кто выжил в первый год, 
уж не страшны все муки ада. 

Ведущий 3:

Было страшно в бою под Невелем: земля содрогалась от разрывов бомб и грохота фашистских танков, рёва самолётов, стонов раненых. Но солдат Зикеев не испугался и сражался,  как герой. В том бою он получил первое ранение и первую свою награду – медаль «За отвагу».

 Отрывок из поэмы А Твардовского «Василий Тёркин» «О награде». (исп.  уч-ся 7В кл. Иванов Михаил )

Ведущий 4:

А война продолжалась.

Врагу не сдали Ленинград 
И под Москвой врага разбили, 
И отстояли Сталинград, 
И ход войны переломили. 
 

Ведущий 1:
Теперь у всех нас путь один. 
И не стыдимся мы признаться, 
Мечта у нас — войти в Берлин 
И на рейхстаге расписаться. 
 

Ведущий 2:
А если пасть нам суждено, 
Мы молим об одной награде, 
Чтоб было Господом дано 
В Победном нам пройти параде. 

Ведущий 3:

И дошёл до Берлина наш герой, и участвовал в Параде Победы. Но перед этим были тяжёлые бои за Ленинград, Белоруссию, Польшу…И награды — Орден Славы III степени и медаль «За освобождение Белоруссии».

Ведущий 4:

В январе 1945 года началась Висло-Одерская операция. Более двух недель Игорь Николаевич Зикеев поддерживал миномётным огнём пехоту, закрепившись со своим расчётом на берегу Одера. Здесь он был тяжело контужен. Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил ему потребовалось, чтобы остаться в строю! Он продолжил командовать расчетом и уничтожил ещё много противников.

Ведущий 1:

Он не из стали. Из другого сплава. 
Такой родится лишь в моей стране! 
Его ковала Русская Держава. 
И нет солдата крепче на войне! 

За  мужество  Игорь Николаевич Зикеев был награждён орденом Славы II второй степени.

Ведущий 2:
Я лежал под бомбами в снегу

Позади и лед, и топь и глина… 
От Москвы дорогу до Берлина 
Никогда забыть я не смогу. 

За освобождение Берлина Игорь Николаевич Зикеев был награждён орденом Славы I степени.

Ведущий 3:

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли света

В продымленной Европе города,

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда.

Ведущий 2:

Давно закончилась война,

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят как памятные даты.

Ведущий 4:

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу иль на полях сражений,

Принёс победную весну,

Поклон и память поколений!

Ведущий 1:

Слово предоставляется полному кавалеру ордена Славы, участнику парада Победы, обладателю премии «Курская антоновка» в номинации «Доблесть и честь»   ИГОРЮ НИКОЛАЕВИЧУ ЗИКЕЕВУ.

 Выступление военно-патриотического отряда  «Память сердца».

Чтец 1:
Вам, ветераны яростных сражений,

Чья молодость закалена в бою.

Приносим мы любовь и уваженье,

И светлую признательность свою!

Чтец 2:              

Сегодня все цветы – вам, все улыбки – вам, всё тепло майского солнца – вам!

Вам – отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим!

(вручение цветов и подарка ветерану)

Чтец 3:        

Но не все вернулись с полей войны.  Огромную цену заплатил наш  народ  за победу над фашизмом. Из 50 млн. погибших в той войне  27 млн.– это советские граждане.

Чтец 4:      

Более 27 млн. за 1418 дней – это 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в минуту.

Чтец 5:

Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь! Мы обязаны всё помнить. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Ведущий 2:

О подвигах – стихи слагают.

О славе – песни создают.

«Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!»

Ведущий 3:

Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Почтим светлую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне.

Минута молчания!

(Звучит метроном)

Ведущий 4:

Мы Ваш долг на себя в этот час примеряем.

Мы наследники славы, рожденной в огне.

И сегодня торжественно Вам обещаем

Этот мир, как и Вы, защищать на земле.

 Песня «Аист на крыше» (исп.  уч-ся школы Аскерова Эльвира )

Фанфары

Ведущий 3:

Школа, смирно!  Государственный флаг  Российской Федерации и Символ Знамени Победы вынести. Равнение на знамя.

Ведущий 4:

Торжественная церемония, посвящённая присвоению средней школе №29  имени полного кавалера ордена Славы — ИГОРЯ НИКОЛАЕВИЧА  ЗИКЕЕВА,  объявляется закрытой.

Просмотр содержимого документа

«Сценарий торжественной церемонии присвоения школе имени полного кавалера ордена Славы Игоря Николаевича Зикеева»

Сценарий проведения торжественной линейки, посвященной старту проекта «Имя Героя – школе!»

(9 октября 2015 года

МБОУ Жирятинская СОШ)

Цели:

— Присвоение школе имени Героя Советского Союза;

— воспитание чувства любви и уважения к историческому прошлому Родины, гордости за свой народ — победитель в Великой Отечественной войне

Оформление: большая Георгиевская лента, презентация «Имя Героя — школе»

(проект ОНФ)

Звучат фанфары.

Вед.:

Юные патриоты, внимание!

Торжественная линейка, посвященная старту проекта «Имя Героя – школе!», считается открытой.

Звучат Гимны РФ, Брянской области.

Вед.: Дорогие ребята, уважаемые учителя, сегодня у нас в гостях координатор по проектной работе регионального отделения общероссийского движения «Народный фронт «За Россию» Елена Петровна Чепляева

-Заместитель главы администрации Жирятинского района

Валентина Петровна Пожарская

— начальник отдела образования администрации Жирятинского района Вероника Ивановна Зарезова

— председатель Совета ветеранов войны Жирятинского района О.Н.Хандожко

Вед.: Дорогие ребята, уважаемые учителя, гости!

Проект «Имя героя – школе!» начал претворяться в жизнь во всех школах нашей страны. Он реализуется по инициативе общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».

Цель проекта – присвоение российскам школам имен выдающихся соотечественников. Кроме того, проект нацелен на воспитания у вас, дорогие ребята, чувство гордости за Отчизну, любви к истории страны, родного края.

Основная задача проекта — выбрать героя, имя которого будет увековечено в названии нашей школы. Такими героями вы считаете Героев Советского Союза, уроженцев нашего Жирятинского края. Их, как вы знаете, четверо: Александр Филиппович Возликов, Александр Сергеевич Личинко, Григорий Васильевич Толкачев, Николай Васильевич Можаев.

В написании проекта «Имя Героя — школе!» будут принимать участие 4 группы школьников 5-11 классов. Каждая группа авторов проекта определит Героя и будет собирать о нем материал (о его жизненном пути и подвиге). Сбор материала о Герое – кропотливая работа. Это обращение к педагогам, ветеранам Великой Отечественной войны, СМИ, в архив , музей, интернет – ресурсы, к родственникам Героев. Затем ребята — авторы проекта «Имя Героя – школе!» будут готовиться к торжественному мероприятию — празднику, приуроченному ко Дню Защитника Отечества. Где каждая группа выступить с презентацией о жизненном пути и подвиге Героя, отстаивая право присвоения его имени школе.

Итогом выступления авторов проекта станет голосование. В нем примут участие школьники, учителя, родители, гости, родственники Героев, представители администрации. И тогда мы узнаем имя Героя, которое будет увековечено в названии нашей школы.

А впереди, ребята, большая работа над проектом «Имя Героя – школе!». Я желаю вам успехов в этом важном и благородном деле.

Вед. Слово предоставляется Елене Петровне Чепляевой- представителю регионального общественного объединения «Народный фронт «За Россию».

В знаменательный год – 70- летия Великой Победы учащиеся 10 класса еще раз напомнят о героизме наших земляков.

Вед.: Слово предоставляется учащимся 10 класса

( Выступают учащиеся 10 класса с литературной композицией «Они защищали Родину»)

Вед.: Светлую память героев — земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, почтим Минутой Молчания.

Вед.:Право возложить цветы к памятнику Герою Советского Союза, выпускнику нашей школы, Александру Филипповичу Возликову предоставляется его правнучкам: учащейся 6 класса — Юлии Галицкой и учащейся 11 класса — Дарье Галицкой.

Звучит музыка «Журавли»

Чтение стихов:

Ты шагнул без раздумий в тот огненный ад,

Доказав: умирать не боишься.

Ты — России Великой бесстрашный солдат.

Мать — Россия тобою гордиться.

1 куплет песни «Журавли»

Вед.:

-Слово предоставляется — заместителю главы администрации Жирятинского района

Валентине Петровне Пожарской

(выступает В.П. Пожарская)

Вед.:

-Слово предоставляется начальнику отдела образования администрации Жирятинского района

Веронике Ивановне Зарезовой

(выступает В.И. Зарезова)

Вед.

-Слово предоставляется директору школы Андрею Ивановичу Ященко.

(выступает А.И. Ященко)

-Слово предоставляется О.Н. Хандожко — председателю Совета ветеранов войны Жирятинского района

(выступает О.Н. Хандожко)

Вед. А сейчас командиры отрядов детского общественного объединения «Юные патриоты» получат стартовую информацию для написания проекта «Имя Героя – школе!».

-Командиру отряда « Алые паруса » Екатерине Панченковой

получить стартовую информацию

-Командиру отряда « Созвездие » Виктории Бартошик получить стартовую информацию

-Командиру отряда « Юные патриоты» Кириллу Косогову получить стартовую информацию

—Командиру отряда «Ритм» Григорию Рассояну получить стартовую информацию

(Выходят командиры отрядов и получают папку со стартовой информацией).

Торжественная линейка, посвященная старту проекта «Имя Героя – школе!», считается закрытой.

Звучат Гимны РФ, Брянской области.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/293800-scenarij-torzhestvennoj-linejki

1
Сценарий торжества, посвященного присвоению  
имени Героя Советского Союза И.А. Хуртина «Имя Героя – школе»
Сценарий составила: Федянина В.Н.
1.Встреча гостей : 
(звучит музыка военных лет, гости проходят в школьный музей)
 Уч.1 (Дундукова М.)
И горы рассыпаются от старости, 
И реки высыхают от жары и  времени, 
И дома рушатся от пожаров и войн…, 
Но остаётся на земле человеческая память. 
Уч.2. (Аралин Е.)
Память стихов и песен, 
Память трудов долгих, 
Память должна быть честной 
Память должна быть доброй…
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! 
Сегодня   мы   рады   приветствовать   вас   в   нашей   школе,   удостоенной   чести
присвоения имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Хуртина. Крылатой
стала фраза –«Героями не рождаются, ими становятся»… 
Жизнь героя не знает предела,
Средь живых он остался живой,
И святое великое дело
Мы как знамя несем пред собой! 
Звучит  Гимн РФ
ВЕДУЩИЙ:
В этот торжественный день к нам на праздник пришли почетные гости:
­ Глава администрации муниципального образования  Инзенский район Олег 
Владимирович Мидленко
­ Начальник Управления образования района Юрий Михайлович Вишняков
­Председатель клуба «Патриот» Александр Николаевич Аристов
­наши выпускники, члены общественного объединения Всероссийской 
общественной организации «Боевое братство»  Ермохин В.И., Данилин Д.М.
­ депутат Коржевского сельского поселения Таисия Михайловна Волгина
­ председатель совета ветеранов  Кабанова Нина Александровна
­представители культуры, общественности, средств массовой информации, 
односельчане.
Уч. 3. (Пузанова А)
70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет Войны. Эта Великая Война
постепенно   уходит   в   прошлое.   Страх   и   боль   военных   лет     становятся     лишь
страницей  истории. Забывается горе и страдание. Мы ­ новое поколение, не знаем
ужаса Войны. Низкий поклон за это всем её героям, павшим и живым…  
Уч. 4 (Ермохина Н.) 2
За подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза
были удостоены свыше 11600 человек. И мы с безмерно горды тем, что среди них ­
Герой Советского Союза Иван Андреевич Хуртин.
Вед:
Наш   школьный   поисковый   отряд   «Живая   легенда»   провел   большую   и
значимую   для   нас   работу   по   сбору   ценных   сведений   о   ветеранах   Великой
Отечественной войны, которые нашли отражение в «Золотой книге памяти». О
жизни   Героя   Советского   Союза,   Иване   Андреевиче   Хуртине,   написана
исследовательская работа под названием «Героев надо знать в лицо». Собранный
материал занимает почетное место в экспозиции школьного музея «Память жива».
Ученик:1 (История поиска фотографии И.А.Хуртина).
Просматривая   в   музее   старые   фото   о   Героях   Советского   Союза   Инзенского
района,   я   обратила   внимание   на   то,   что   на   стенде   среди   фотографий   наших
земляков­Героев   Советского   Союза   не   было   фотографии   нашего,   Чамзинского
героя  –   Ивана   Андреевича   Хуртина.  Вместо   его   фотографии   была   изображена
лишь  звезда.  Мне  объяснили,  что  школьным  краеведам   не  удалось  найти  фото
молодого героя. И я решила, во чтобы – то ни стало, найти «лицо Победы».
Исследуя   литературный   краеведческий   материал   нашего   школьного
комплексно­краеведческого музея, я наткнулась на интересную газетную вырезку
от 17.03.2000 г. В газете «Жизнь и экономика» ветеран ВОВ г. Инза Кончев Сергей
Матвеевич  посвятил   свой рассказ  Ивану  Андреевичу  Хуртину. Мне  показалась
очень   интересной   история   о   том,   как   нашлась   фотография   нашего   Героя.
Оказывается,   «более   пятидесяти   лет   шёл   поиск.   И   вот   радость:   один   из
родственников Ивана Андреевича в Москве увидел книгу о Героях Советского
Союза, в которой рассказывалось и о нашем земляке, а рядом была фотография
Хуртина.   С   этого   снимка   была   сделана   фотокопия   и   прислана   в   Инзу   другой
родственнице Героя – Любови Викторовне Васяниной.» 
Ученик 2:
Местные   старожилы   утверждают,   что   фотография   И.А.Хуртина   впервые
появилась   в   родном   селе   в   1995   году,   когда   вели   реставрацию   обелиска
И.А.Хуртину, расположенном в центре парка села Чамзинка. Фото это невысокого
качества – копия с копии, но мы гордимся тем, что знаем в «лицо» нашего Героя.
Ведущий:
  Под   ваши   аплодисменты   мы   предоставляем     слово   для   приветствия   Главе
Администрации района Олегу Владимировичу Мидленко.
Выступление   Главы   Администрации…(подарок   Портрет   И.А.
Хуртина вручает руководителю школьного музея Федяниной В.Н. )
Федянина В.Н.:
Сердечное Вам спасибо! Портрет нашего Героя займёт достойное место в
музейной экспозиции «Память жива». 
Занимаясь с ребятами поисковой работой, нам удалось познакомиться   с
копиями   архивных   документов,   которые   передала   музею   Акулова   Александра 3
Ивановна. Прежде она была директором  нашей школы и учителем русского языка
и литературы, а её муж Акулов Николай Фёдорович – историком. У них – то и
хранился материал о Хуртине. Мы узнали, что в 1965 году нашей школе уже было
присвоено   имя   Героя   Советского   Союза  ­   Ивана   Хуртина.  Давайте   заглянем   в
прошлое.
Ученик 3 (Пузанова А):  
В   1964   году   по   инициативе   председателя   Совета   пионерской   дружины
Аралиной   Марии   Ивановны,   при   поддержке   вожатой   нашей   школы   Волгиной
Таисии   Михайловны (мы   благодарны  ей  за   то,  что   она   сегодня   с  нами)     было
отправлено   письмо­запрос   в   исполком   райсовета   о   Герое   Советского   Союза
Хуртине Иване Андреевиче. Ответ был получен, в котором сообщалось о том, что
И.А.Хуртин погиб на фронте в ВО войну в 1943 году и посоветовали подробнее
узнать   о   подвиге   Хуртина   в   Министерстве   Обороны   СССР,   сделав   запрос   в
наградной отдел.
Письмо учащихся школы было незамедлительно отправлено в Министерство
Обороны СССР и передано начальнику 5 отдела архива.
Копия наградного листа была вскоре прислана в Чамзинскую школу.
(Учащиеся   школы   нашли   родственницу   –   сестру   Ивана   Андреевича
Хуртина   –   Киргичёву   Елизавету   Андреевну,   у   которой   сохранилось   письмо
матери от Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. Шверника.) 
В нём сообщалось о присвоении звания Героя Советского Союза И.А.Хуртину 
(К сожалению, Киргичёва Елизавета Андреевна скончалась в 2013 году в
городе Челябинск.)
Постановлением   Совета   Министров   РСФСР   от   19  июня  1965г.   №769  «О
присвоении имён Героев Советского Союза школам Российской Федерации» было
принято   предложение   Ульяновского   облисполкома   о   присвоении   имени   Героя
Советского   Союза   Хуртина   Ивана   Андреевича   Чамзинской   средней
общеобразовательной   трудовой   политехнической   школе   с   производственным
обучением   Инзенского   района   и   впредь   именовать   её   –   Чамзинская   средняя
общеобразовательная   школа   с   производственным   обучением   имени   Ивана
Андреевича Хуртина. 
Шли годы. Наша школа имела ещё ряд названий: Чамзинская средняя школа,
Чамзинская   школа­сад,   Муниципальное   общеобразовательное   учреждение
Чамзинская   средняя   общеобразовательная   школа.   К   нашему   стыду   имя   И.А.
Хуртина было потеряно в названии школы.
Ученик 4:
В 2014 году Министерство образования Ульяновкой области осуществляло сбор
данных   о   школах   области,   носящих   имя   Героев   Советского   Союза.   Совет
школьников и педагогический коллектив нашей школы, при поддержке директора
Цыгановой   Любови   Михайловны   и   членов   Совета   ветеранов   Коржевского
сельского   поселения   вышли   с  инициативой   о   возвращении   нашей   школе   имени
Героя   Советского   Союза   Ивана   Андреевича   Хуртина   на   Вишнякова     Юрия
Михайловича, начальника районного Управления образования. 4
И 21января 2015 года Управлением образования был издан приказ о присвоении
имени Ивана Андреевича Хуртина нашей школе.
И   сейчас   слово   предоставляется   директору   школы   Любови   Михайловне
Цыгановой:
 
Л.М.:Дорогие ребята, коллеги, почетные гости нашего торжества!
Сердечно приветствую всех собравшихся на этом празднике!
Священна память о героях Войны. Бессмертен их подвиг…
Сейчас много говорят о гражданско­патриотическом воспитании молодежи.
Несомненно, работа наших ребят в поисковом отряде, их желание нести славу о
нашем героическом земляке   потомкам и хранить гордую память о нем и есть
результат этого воспитания, пример благодарности подвигу отдельного человека и
мужеству всего поколения той Войны.
Благодарная память потомков не угасает…
Коллектив нашей школы сделал многое для того, чтобы у наших учеников
сложилась четкая и определенная система патриотических ценностей. И большую
роль   в   этом   сыграла     работа   нашего   поискового   отряда   «Живая   легенда»   и
деятельность   нашего   школьного   комплексно­краеведческого   музея   «Память
жива».
Я уверена в том, что узнавая о жизни героев в мирное и военное время,
ребята   начинают   задумываться   и   о   смысле   собственного   предназначения.
Переступив школьный порог   и войдя во взрослую зрелую жизнь, все они будут
чтить   память   героя,   давшего   им   примером   своей   жизни   ориентиры   для
становления их видения мира, системы ценностей, представлений о будничном и о
великом.
У   нас   в   гостях   начальник   Управления   образования   района   Юрий
Михайлович Вишняков. Давайте поприветствуем его и предоставим слово.
Выступает Вишняков Ю.М. (зачитывает приказ)
  Вручает директору школы Цыгановой Л.М. Свидетельство о присвоении
имени Героя Советского Союза И.А. Хуртина.
Цыганова Л.М.:
В канун юбилея Великой Победы нашей школе выпала честь нести гордое
имя Героя Советского Союза, славного воина, нашего земляка – Ивана Андреевича
Хуртина.
Это высочайшая ответственность. И высочайшая планка нравственности и
порядочности во всем для наших учеников и сотрудников.
Уч. 3: Вместе с тем это событие для нас долгожданно и желанно. Мы долго
шли   к   этой   цели,   и   горды   тем,   что   наши   надежды   и   усилия   не   остались
незамеченными. 5
Уч.   4:Мы   оцениваем   всю   степень   доверия,   оказанную   нашей   школе.   С
благодарностью заявляем, что будем прославлять имя Ивана Андреевича Хуртина
достойными свершениями, с честью будем подтверждать присвоенное школе имя
Героя, не уроним эту планку и сделаем все, чтобы внести свой посильный вклад в
увековечивание памяти о великой Войне и Великой Победе!
Ведущая: 
Повторяя фразу, уже звучавшую сегодня­«героями не рождаются, ими
становятся», хочу сказать, что все начинается с истоков. Именно поэтому
мы чтим память о нашем герое и гордимся им.
Ученик: 4 (Аралин Е.)
 (биография Хуртина) 6
БИОГРАФИЯ Хуртина Ивана Андреевича
Хуртин   Иван   Андреевич родился   в   1924   году   в   селе   Коноплянка
Чамзинского сельсовета Инзенского района. В семье было 8 детей­два сына и 6
дочерей.   Иван   –   старший   из   детей.   С   детства   он   был   помощник   родителям   в
тяжёлом   крестьянском   труде.   Рос   и   воспитывался   в   строгой   нравственной
атмосфере   деревенской   семьи.  С ранних  лет   впитал   в  себя  любовь   к  труду, к
жизни, к людям.
Потом родители переехали в посёлок Букаево, в котором всего было 48 домов и
располагался   он   на   живописной   лесной   поляне.   По   словам   Петра   Ивановича
Филинина,   товарища   Хуртина,   дети   посёлка   любили   играть   в   войну,   и   в
большинстве   случаев   оказывалось,   что   победителем   выходил   Иван.   Он   был
коренастым,  крепко   сложенным,  плечистым   парнем,  весельчаком,   гармонистом,
душой   молодёжи.   Густая,   волнистая   шевелюра   придавала   особую   красоту   его
открытому лицу. Когда началась война, пошёл работать в колхоз молотобойцем. В
августе 1942 года Ивана провожали в армию всем селом, такая была традиция.
Хуртин   попал   в   пулемётный   взвод,   легендарный   пулемёт   «Максим»   стал   его
фронтовым другом.
Трудная ситуация сложилась перед форсированием Днепра. Во всех частях и
подразделениях   тогда   прошли   комсомольские   собрания.  Днепр   Гитлер   объявил
«Восточным валом», неприступным для Советской Армии. Командирам и бойцам
предстояло совершить великий подвиг, чтобы доказать бессилие фюрера.
До   форсирования   Днепра   сержант   Иван   Хуртин   уже   имел   боевой   опыт,
показал себя мужественным воином. Иван был награждён медалью «За отвагу».
26 сентября 1943 года началось форсирование Днепра. Подготовлен плот. На нём
разместился весь состав пулемётного отделения и 2 пулемёта. С наступлением
темноты   началась   переправа.   Рвались   снаряды,   мины.   Кипела   вода.   Кружилась
свинцовая метель. В небо взлетали ослепительные ракеты. Но пути назад уже не
было, только вперёд! 7
В критический момент боя Хуртин со своими солдатами зашёл в тыл врага и
открыл по фашистам внезапный огонь. Презирая смерть, под градом пуль, тяжело
раненный, он держался, пока не потерял сознание. Воодушевлённые его героизмом,
солдаты стрелковой роты закрепились на берегу, отбив натиск врага. 19 дней врачи
боролись за жизнь солдата. В последние минуты своей жизни просил сообщить
родственникам о месте захоронения.
Похоронен   Иван   Андреевич   в   селе   Толокун   Вышегородского   района   Киевской
области.
17   октября   1943   года   И.А.   Хуртину   посмертно   присвоено   звание   Героя
Советского Союза.
В городе Инза его именем названа улица.
В  центре нашего села Чамзинка к 25­летию Победы в 1970 году был установлен
обелиск Ивану Андреевичу Хуртину.
Ведущий:
Негасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Почтим светлую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне.
Минута молчания!
Звучит метроном
Выступление поискового отряда «Живая Легенда»
1­ый ученик:
 От имени нашего поискового отряда обещаем помнить о великом подвиге наших
предков,   о   подвиге   нашего   земляка   Ивана   Андреевича   Хуртина,   гордиться
высоким званием нашей школы, учиться и жить достойно!
2­ой ученик:
  Пока о герое помнят, его подвиг вдохновляет и учит. Мы сделали все, чтобы о
рассказать Вам о славном пути Хуртина Ивана Андреевича, о том, каким он был
бойцом. 
3­ий ученик:
И каким человеком.
4­ый ученик:  Мы удостоены высокой чести учится под именем Героя, а это ко
многому обязывает, и на многое заставляет смотреть серьезнее и ответственнее.
1­ый ученик: 8
Ушедшие бойцы не умирают, 
Они в сердцах потомков будут жить.
Их подвиги годами прославляют,
И память поколений их хранит.
2­ой ученик:
Бойцам – защитникам поклон наш низкий,
Которые, пройдя чрез ад войны,
Несли победу, думая о близких,
Чтоб счастливо и мирно жили мы.
3­ий ученик:  
Гордится Вами наше поколенье,
Для нас Вы ­ образец и идеал,
 Вам  слава уготовила бессмертье,
А это выше всех мирских похвал
1­ый
Как много их, сынов Отчизны,
Лежат от Родины вдали,
И им весною песни жизни
Поют по­русски соловьи.
Песня «Вы просто ушли в небеса»
Уч. 2.
О подвигах – стихи слагают.
О славе – песни создают.
«Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!»
Ведущий:
Возложить гирлянду Славы к обелиску Ивана Андреевича Хуртина удостоены чести 
члены поискового отряда «Живая легенда» :
­Аралин Евгений, ученик 11 класса;
­ нашему выпускнику, участнику боевых действий в Афганистане Данилину Дмитрию
Михайловичу 
____________________________________________________________________
Мы наследники тех, кто был честен в бою,
Кто страну защищал смело в годы лихие.
И незримо сегодня с нами в строю
Прославленный сокол великой России.
 Его долг на себя в этот час примеряем.
 Мы наследники славы, рожденной в огне.
И сегодня торжественно всем обещаем
Этот мир как и он защищать на земле.
Группа уходит к обелиску 9
Слово   предоставляется  
 
 
  председателю   патриотического   клуба   «Патриот»
Александру Николаевичу Аристову:
Мы поздравляем всех учеников и педагогический коллектив с присвоением школе
имени Ивана Андреевича Хуртина.  Желаем вам счастья, здоровья и мирного неба над
головой.
Ведущий:
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.
Мужество останется в веках.
Чтоб оно не молкло на устах!
Песня «Прадедушка» исполняет хор (20 чел. держат в руках портреты своих 
дедов­участников ВО войны)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий представление юнармейского отряда
  • Сценарий приветствие отряда юид
  • Сценарий присвоения звания капитан
  • Сценарий презентации книги сказок
  • Сценарий представление татар