Сценарий про алтай

Данный праздник посвящен 75-летию образования Алтайского края и проведен в 4 классе . В основу положен краеведческий материал. Подготовила и провела праздник учитель начальных классов  Зиновьева

              Сценарий праздника

      «Алтай – мой край родной!»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Красноануйская ООШ» Зиновьева Алла Ивановна

(Праздник  посвящен 75 — летию Алтайского края и проведен  для учащихся 1-4 классов)

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД.

Цели деятельности учащихся:

Личностные:

обеспечить ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него  данные  знания.

Регулятивные, 

обеспечить младшему школьнику организацию  творческой  деятельности.

— целеполагание как способность принять данную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

— контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

— саморегуляция как способность начинать и заканчивать определенные  действия в нужный момент;

— коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

— самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Оформление: 1.Плакаты с надписью: «Алтай- мой край родной», «Люби и знай свой край», «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» (М.В. Ломоносов).

2. Картины:  «Небо и птицы», «Реки и рыбы», «Лес и звери», «Поле и цветы».

3. Картины из истории  нашего края, фотографии Денисовой пещеры и каскада водопадов на реке Шинок.

4. Диски с записью голосов птиц и мелодий алтайских песен.

5. Видеофильм «Завороженные красотой»(о Солонешенском районе)

6.Фотоальбом «Полевые цветы моей малой родины»

                                          Ход праздника .  

Исполняется русский народный танец, девочка в центре выносит каравай хлеба и соль и говорит слова:

Здравствуйте, дорогие гости, мы рады видеть вас на нашем празднике. Милости просим, чем богаты, тем и рады!

Учитель:

Ты в бурных реках,

Ты в могучих горах,

При свете солнца весь из золота ты,

При свете луны, как серебряный ты,

О, наш  могучий Алтай,

Священный Алтай!

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Алтайскому краю, которому в этом году исполняется 75 лет. Алтай – это место, где вы родились, где многие из вас  собираются жить будучи взрослыми.

Что значит «АЛТАЙ»? Это старое, старое слово. Была в старину монета «алтын». Слово «алтын» означало «золото». Сравните эти два слова: Алтай и алтын. Они очень похожи. Алтай – это край золотой. На Алтае есть степи, горы, реки, озера, леса. В полях пшеница золотая, золотая! В недрах земли- золото. Поэтому наш край самый богатый и удивительно красивый край России.

1 девочка:

 Горы Алтайские гордо стоят

Степи собой защищая,

И над тайгой золотою горят

Зори родного Алтая.

2девочка:

Есть на свете такой уголок

Где бы я ни был – не знаю,

Только, пожалуй, найти я не мог

Лучше Алтайского края.

3 девочка:

Волны пшеницы, как моря прибой

Плещут от края до края.

Ясных озер здесь простор голубой

Будто бы небо Алтая.

Звучит песня «Алтай –золотая земля» (исполняет вокальная группа девочек)

Учитель:

В Алтайском крае в мире и согласии живут десятки национальностей: 90 %-русские, почти 4% — немцы, почти 3% — украинцы. Коренные жители – алтайцы. Древние алтайцы оказали мужественное сопротивление полчищам монгольского Чингиз-хана, но силы   были неравны. Несколько веков алтайцы  находились под гнетом завоевателей, поэтому приход русских казаков , промысловиков, крестьян в южную Сибирь не встретил сопротивления местных жителей. Мы – их потомки!

Звучит стихотворение алтайского поэта Аржана Адарова «Кочевники» (читают 2 девочки и 2 мальчика)

Мы кочевников племя.

Нам тысячи лет.

Жили мы на Земле как незваные гости.

Мы с травой уходили и белые кости

В молчаливых курганах наш единственный след.

Кто мы?

Гул табунов, истлевших в степях.

Кто мы?

Тихий ковыль без конца и без края.

Сквозь века мы прошли на своих лошадях

Вырастая в седле и в седле умирая.

Да, кочевники мы! И сейчас, и сейчас

От зимовья к джайляу и снова к зимовью.

Нет, однажды зажженный огонь не погас,

Он по жилам бежит с беспокойною кровью.

Только лето – и сердце зовет нас вперед.

И, прищурившись, смотрим мы в синие дали.

Мы кочевники. Мы беспокойный народ.

Мы за счастьем своим столько лет кочевали.

 К новой жизни мы шли, крепко сидя в седле.

Сто веков прокатилось, и пришло наше время,

И не гости теперь мы на этой земле

Мы хозяева здесь, мы кочевников племя!

Дети танцуют алтайский танец в алтайских национальных костюмах.

Девочка – ведущая: (Звучит пение птиц)

Величественна и разнообразна природа Алтайского края. Высокие горные хребты, окутанные голубой дымкой, неприступные снежные вершины, сияющие белизной в ясном небе, стремительные реки, изумрудные озера, бесконечные хвойные леса, чудесное пение множества птиц – это горный Алтай!

Учитель:

Ребята, давайте назовем птиц, населяющих Алтайский край. (скворцы, ласточки, синицы, воробьи, вороны, беркуты, сороки, совы, дятлы, соловьи и др.)

300 видов птиц насчитывается в Алтайском крае. Многие из них занесены в Красную книгу Алтая: беркуты, грифы, белоголовый сип, филин, овсянка, сибирский вьюрок и др.

А сейчас давайте поиграем! Представьте, что нам надо сторожить поле, чтобы воробьи не поклевали первые всходы. Если я называю слово «воробьи», вы топаете ногами, если «вороны» — вы хлопаете в ладоши, только так мы сможем прогнать с поля воришек!А если я говорю «скворец», «ласточка», «синица» – вы должны помахать руками над головой, чтобы поприветствовать этих гостей. Почему? Ведь это первые помощники, они поедают вредных насекомых.

Наш местный поэт В.Г. Малявко написал стихи о птицах.

1 девочка:

«Зима»

Лес надел деревьям шапки.

Чуткий тетерев в снегу.

Ночью зайцы греют лапки,

Разыгравшись на лугу.

Ледяные слышим звоны

Над застывшею рекой.

И сороки, и вороны

Ищут где-нибудь покой.

Как бутон китайской розы

Раскрасневшийся снегирь.

Не скупится на морозы

Наша матушка-Сибирь!

2 девочка:

«Весна»

В лесу сосульки не стучат,

Утихомирились метели.

Два краснобровых косача

На верх березок с шумом сели.

Еще зиме не вышел срок,

Еще приход весны не скоро.

Тетерева, как ручеек,

Забормотали с косогора.

От звона глохнет тишина,

В природе все не без причины.

Спешит, спешит до нас весна,

Услышав голос косачиный.

Учитель:

А сейчас мы спустимся с поднебесья и подойдем к  горным рекам и озерам.

Девочка – ведущая:

5 тысяч рек и речек текут по Алтайскому краю. Наиболее крупные из них Обь – 5410 км (в пределах Алтая – 510 км), Катунь – 655 км, Бия , Алей – 755 км, Чумыш, Чарыщ, Ануй и другие.(показывает по карте)

С горных круч и ущелий Алтая,

Пробиваясь издалека,

Катит волны Катунь голубая

И зеленая Бия река.

Берега приподняв высоко

Рукавом многоводной протоки,

Разливается Обь широко.

И течет она наша красавица

Вдоль просторов в счастливые дни,

Чтоб плотинами гидростанций

 Зажигать над Сибирью огни.

Мальчик –ведущий:

В нашем крае насчитывается свыше 4 тысяч озер. Наиболее крупные – Кулундинское, Кучукское, Горькое, Большое Топольное, Большое Яровое, Ая.

Самое крупное и живописное озеро – Телецкое. «Алтын – кёль» — как называют его алтайцы.

Катунь – река чудесная с высоких гор бежит,

А озеро Телецкое, как изумруд лежит.

(Показываются виды рек и озер)

Учитель:

Хорошо отдохнуть у реки, позагорать, поплавать, но ведь можно и порыбачить! Сейчас мы сделаем привал и половим рыбу только ту, которая водится в реках и озерах Алтайского края.

(Дети отгадывают кроссворд «Рыбы»: ёрш, бычок, чебак, хариус, налим, карась, щука, таймень и др. )

В Красную книгу  занесен таймень, бычок и др.

Девочка- ведущая: А вот и лес, полон сказок и чудес! Кто из вас, ребята, бывал в лесу? Чем он вам понравился? Русские  писатели любовно называли леса лесными хоромами. На территории нашего края произрастает более 100 видов различных деревьев и кустарников. 

Поиграем в игру «Угадай дерево!» (показывается ветка дерева, а дети отгадывают)

Игра «Угадай животное!»(банка – кабан, корт – крот, соль – лось, сила – лиса)

В Красную книгу занесены: ушастый еж, выдра, перевязка, красный волк и др.

Звучит песня «Алтай – голубая земля» (исполняет вокальная группа девочек)

Мальчик – ведущий: Путешествуя по родному краю, мы очутились на поляне. Сколько здесь цветов! Но цветочки почему- то грустные. Давайте отгадаем названия их, чтобы они развеселились!

Загадки:

1.Вот звоночек –синий цвет, с языком, а звону нет! (василек)

2.На желтенькой тарелочке белый ободок.

Мальчики и девочки, что это за цветок? (ромашка)

3.Отцветает быстро,

Изменяет цвет.

Станет он пушистым

Дунь – его и нет! (одуванчик)

4.Цветет там, где густая трава,

Растет. У него два листа.

На тоненькой ножке в ряд

Колокольчики белые висят. (ландыш)

5. Бархатные листья,

Тонкий стебелек.

Первый, самый теплый

Голубой цветок. (подснежник)

Ребята, а какие цветы нашего края занесены в Красную книгу Алтайского края? (пион, ирис, первоцвет, купальница и др.)

Стук в дверь….

Учитель: Ребята, нам прислали посылку и телеграмму! От кого же?

Вот , слушайте! «Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был в гостях у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут ему?» (Душица, ромашка, малина, смородина, мать – и –мачеха, хмель, зверобой и др.)Это лекарственные травы.

Девочка – ведущая:

А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Учитель: А вот еще телеграмма!

« Я ногу поцарапал,

Когда бежал к друзьям.

Но я совсем не плакал,

Я вылечился сам!

                         Зайчик.»

-Какое лекарственное растение использовал Чиполлино?

А вот и ответ его: 

«На ранку подорожник, а потом

Я ногу осторожно перевязал бинтом.

Скакать по кочкам можно и бегать у ракит.

Спасибо, подорожник, мой доктор Айболит!»

Ну, а прежде чем открыть посылку, отгадаем загадку:

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница)

Ребята, хлеб – это богатство  Алтая! Всегда ли на Алтае выращивали много  зерна? Здесь стояла вековая тайга, простирались бескрайние степи. В 1954 году перед сельским хозяйством Алтая была поставлена грандиозная задача: освоение целинных и залежных земель. Поднятая целина должна была дать обильные урожаи. А сколько лежало у нас целины! Сколько земель пустовало!

Звучит песня «Едут новоселы по земле целинной» (исполняет вокальная группа девочек)

Девочка:

По путям – дорогам солнечного края

Через нивы, реки и поля

Мчатся комсомольцев поезда с Алтая,

Под колесами гудит земля.

Видно потрудились новоселы стойко.

Щедро уродила целина.

И везут  вагоны городам и стройкам

Золотые россыпи зерна.

И бегут вагоны, скорость набирая,

С грузом драгоценного зерна.

Принимай, Отчизна, добрый дар Алтая.

Расцветай родная сторона!

Учитель: В 1957 году за выдающиеся успехи в подъеме целины Алтайский край был награжден орденом Ленина, а в 1972 году за выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства Алтайский край награжден вторым орденом Ленина.

-Чем же богат еще Алтай?(дети отвечают)

Ребята, мы познакомились с живописной природой Алтайского края. 12 городов насчитывается в нем. Это  краевой центр Барнаул, Бийск, Рубцовск, Заринск,  и другие. Здесь же наша малая родина – село Солонешное. Местный поэт И.П.Брия так написал о нашем прекрасном селе:

Девочка:

Солонешье мое, спят ануйские плесы.

Над Паромской горой голубеет звезда.

Умывается утро. Прохладные росы.

Предрассветный мотив напевает вода.

Край родимый ты мой и застенчиво милый,

Здесь подснежником с гор опустился  апрель.

Ходит август в садах с переспелою сливой,

Сквозь березовый цвет и черемухи хмель.

Солонешье мое, вот и вечер ложится,

И тумана постель на калиновый цвет.

В соловьиную ночь мне с тобой не проститься,

 Я твоей красотой, Солонешье, согрет!

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. Где бы мы с вами ни были, мы всегда убеждаемся, что наш край – самый красивый, самый богатый,  самый любимый, а значит «ЗОЛОТОЙ»

Послушайте стихотворение алтайского писателя и поэта М.Юдалевича «Что такое Алтай?»

Мальчик – ведущий:

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога.

Вам геолог расскажет,

Геолог расскажет про золото.

От забытых веков, с незапамятных пор

Это край золотой, край невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай?

Вы спросите теперь зверолова.

И услышите – золото,

То же услышите слово –

Это лисы и выдры, горностаи и соболя,

Это мягкое золото,

То, что дарит земля.

Что такое Алтай?

Вы спросите о том чабана.

Это золото, скажет он,-

Край золотого руна.

Хлебороба спросите, комбайнера и тракториста

Это золото-скажут-да, золото во поле чистом.

Посмотрите вокруг – без краев, без границ

Золотой океан кулундинских пшениц.

В заключении праздника рассказывается о главных достопримечательностях нашего родного села, о памятниках археологии – Денисовой пещере и каскаде водопадов на реке Шинок. (Слайды, фотографии, видеофильм «Завороженные красотой»)

Действующие лица: дед, внук, внучка, ведущий.

Оборудование: оформление сцены (берёзы,
цветочная поляна, пень, макет карты Алтайского
края); костюмы.

Подготовка: концертные номера вокального и
хореографического ансамблей, театральной
студии.

На сцену выходят дети с дедушкой, оживлённо
разговаривают, громко звучит музыка в стиле
“металлик”.

Дед:

Дениска, сделай музыку потише! Да нет, ещё тише!
И пусть она будет… Ну, задумчивой что ли…

Внук:

Дедуль, это же металлик, последний писк моды.

Дед:

Да я не спорю, внучок, мода — дело хорошее. А в мою
молодость другие песни пели, все про землю… поле
да хлеб…

Внучка:

И мы говорим эти слова так часто, мы к ним так
привыкли, что даже не задумываемся над ними.

Дед:

А в один прекрасный день стоит задуматься… И
тогда… Эти простые слова раскрывают тебе свой
изначальный смысл.

Внук:

Какой?

Дед:

Родина – вот глубина этих слов! (музыкальный
фон)
Наша родина — это наша страна, наш край…
наше село…

Внук:

Вот теперь-то я понял…

Уходят со сцены.

Ведущий:

Есть ли на свете такой уголок,
Где бы я ни был, — не знаю.
Только, пожалуй, найти я не мог
Лучше Алтайского края.

Горы Алтайские гордо стоят
Степи собой защищая,
И над тайгой золотою горят
Зори родного Алтая.
Волны пшеницы, как моря прибой,
Плещут от края до края…
Ясных озёр здесь простор голубой –

Будто бы небо Алтая. (К. Далёкий, “Славься,
край Алтайский!”)


Русский народный танец “Русский хоровод”

Выходят дед, внучка и внук и разговаривают, сидя
на пенёчке.

Внучка:

Небо над головой, дорога впереди, земля под
ногами… Хорошо!

Дед:

А что, внучатки, вы знаете про Алтай?

О далёком прошлом Алтайской земли?

О следах старинных дорог?

О событиях прежних лет?

Внук:

Дедунь, а мы в школе про Алтай проходили.

Внучка:

Люди здесь жили ещё в древнекаменном веке,
более 40 тысяч лет назад.

Внук:

Стоянки и захоронения первобытных людей были
найдены в долине реки Оби.

Внучка:

И на берегу нашего озера Иткуль!

Внук:

Около Бийска, в горном Алтае…

Внучка:

А около 3 тысяч лет назад на территории
Алтайского края поселились предки нынешних
Алтайцев.

Внук:

Главным их занятием было скотоводство. В лесных
районах, где нельзя было разводить много скота,
жили другие племена, которые занимались охотой,
рыболовством, земледелием.

Внучка:

Издавна люди добывали в Алтайских горах
серебро, медь, золото и железо.

Внук:

Алёнка, смотри! Лось побежал…

Уходят со сцены

Ведущий:

(Музыкальный фон)

И сейчас на его степных просторах от горизонта
до горизонта волнуются золотые разливы хлебов.
Его горы таят в себе богатства почти всей системы
Менделеева, его дремучая тайга высоко
взметнулась зелёными кронами ввысь и глубоко
вошла в землю могучими корнями кедров- великанов.

Вокальная группа исполняет “На Алтае песня
родилась”

(Приложение 1)

Ведущий:

И хочется узнать о многом:
Как крепла Родина моя,
И русские нашли дорогу
Сюда, в далёкие края. (Марк Юдалевич)

Чтец:

Что такое Алтай?
Вы спросите об этом геолога.
И геолог расскажет,
Геолог расскажет про золото.
С давних, давних времён,
С незапамятных пор
Это — край золотых,
Край невиданной щедрости гор
Что такое Алтай?
Вы спросите о том зверолова.
Вы услышите: “Золото” —
То же услышите слово.
Это белки, лисицы,
Горностаи и соболя.
Это мягкое золото,
То, что таёжная дарит земля.
Но спросите о том же
Рубцовской степи чабана.
“Это – золото, — скажет он, —
Край золотого руна”.
Хлебороба спросите,
Комбайнёра и тракториста.
“Это – золото, — скажут, —
Золото во поле чистом”. (Марк Юдалевич)

Вокальная группа исполняет “Любимый мой
Алтай”

(Приложение 2)

Ведущий:

Богат и обширен Алтайский край. Недаром слово
“Алтай” переводится на русский язык как
“Золотые горы”. Но главное богатство Алтая –
люди, труженики фабрик и заводов, полей и ферм,
науки, культуры и искусства.

Чтец:

Немало было на Алтае
Таких людей, чьи имена,
Века забвения не зная,
На все остались времена.
В стихах не перечислить всех их,
Свой край прославивших сынов:
Здесь жил великий теплотехник
Иван Иванов Ползунов
Фролов – механик знаменитый
Что много книг перелистал,
Десятки совершил открытий
И даже генералом стал.
Припомнить можно для примера
Пусть и за давностию лет,
Порошина, Чулкова, Бэра,
Оставивших глубокий след…
Неумолимо время мчится,
И новых дел пришёл черёд,
Но тем, что сделано, гордится
И держит в памяти народ. (Марк Юдалевич.)

Вокальный номер “Земля надежды и любви”

(Приложение 3)

Дед:

Да… Богата наша Родина людьми талантливыми,
мужественными и героическими.

Внучка:

А я читала, что в Великую Отечественную войну из
добровольцев Алтая была сформирована целая
бригада. Она сражалась на самых трудных участках
фронта, и фашисты боялись её как огня.

Внук:

Нам рассказывали, что среди героев –
панфиловцев, защищавших, Москву трудной зимой 1941
года были и наши земляки – политрук Василий
Клочков, рядовые Пётр Емцов, Абрам Крючков,
Геннадий Митин, Николай Трофимов, Иван Шадрин.

Дед:

Из нашего села ушло на фронт более шестисот
человек, и каждый второй не вернулся.

Внук:

Дед, а дед, расскажи, как жили в военные годы?

Дед:

Да как жили… Всяко бывало…

Судьба моя, ты на ладони,
Тебя не скроешь никуда,
А перед взором луг и кони,
Босые детские года.

Вновь в душу горечью пахнуло,
Та горечь – память прошлых лет,
Когда война нас всех разула
И было нечего надеть.

И мы, мечтая на полатях
О самом сладком на земле,
Кроили поровну на брата
Все беды, жившие в семье.

Я помню – дед, прибив подкову,
Сказал: “На счастие она!”
Мы ждали все тогда в Плешкове,
Когда же кончится война.

Я вспомнил Уткуль-полустанок:
Платформы. Танк. На нём звезда.
Не спится мне, и плачет мама,
В ночи встречая поезда.

Мы ждали: вот вернётся батя,
Откроет дверь, а мы к нему.
Полати, милые полати,
Вы тоже помните войну?!

Мой дед-кузнец, прибив подкову,
Сказал: “На счастие она…”
Я это всё припомнил снова
В тот час, как кончилась война. (Виктор Ащеулов
“Из детства”).

Дед:

Да…Годы военные тяжёлые были, но Родину мы
сберегли.

Внучка:

Дед, а что значит Родина?

Дед:

У каждого человека бывает большая и малая
Родина. Большая – это страна, малая – это земля,
на которой ты живёшь, дом, в котором ты родился.
Речка, журчащая в ночной тиши, дерево, растущее
под окном – всё это святые места, зовущие и
тянущие к себе в течение всей жизни.

Внук:

Дед, а для меня такой Родиной является моё село
Плешково. В этом году ему исполняется 230 лет. Это
одно из старейших сёл Зонального района.

Внучка:

Дедунь, и я люблю нашу речку и озеро, луга,
которые освящаются золотыми лучами солнца,
загадочное пение птиц и треск сорок.

Дед:

Знаете, внучата, люблю смотреть на горизонт при
заходе солнца — для меня и моей семьи это самое
дорогое. Мы любим нашу природу, Мы любим наш
весёлый и задорный народ, Плешковские песни и
пляски.

Хореографическая композиция “Кадриль”

Внучка:

И у меня за Родину душа болит, вот забочусь о
Родине как могу: деревья не ломаю, цветы не рву,
зверей не обижаю.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Внук:

Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою (В. Берестов, М.
Романова
)

Театральная миниатюра “Сказ про то, как
Иванушка сказку спасал”

Внучка:

Я каждое утро с солнышком разговариваю, о луне
песни пою, и что-то наполняет меня, наполняет, и я
понимаю, что это и есть моя любовь к Родине, где я
живу, к школе, где я учусь.

Вокальный номер “Школьная любовь”

(Приложение 4)

Дед:

О! Смотрите, внучата, парочка идёт. А парень —
вылитый я в молодости.

Ох, и бойкие мы в нашу молодость были: и плясали,
и песни пели, и за девчатами бегали! Ох, молодость!

Хореографическая композиция “Назойливый
ухажёр”

Дед:

Ну, девчонка, ну огонь! А знаете, бабушка ваша,
Марфа Поликарповна, молодая была – ладная, да
статная, побегал за ней, покружила меня
красавица. Потом созналась, что меня тоже сразу
приметила и ромашка стала её первой подружкой.

Вокальный номер “Ромашка”

Ведущий:

Над деревней частушки льются,
Озорство, и радость, и грусть:
“Я взовьюся выше гуся,
На просторы оглянусь.
Туча по небу плывёт
Чёрной, чёрной ватою,
Оттого и жизнь идёт
Такая волноватая!” (М. Юдалевич)

Частушки

Внучка:

На Родине моей ожили тополя,
И на ветру знакомый листьев шорох.

Внук:

На Родине моей щедрейшая земля,
Все в позолоте хлебные просторы.

Дед:

Когда мне станет вдруг не по себе
И одиноко в городской квартире
Моё Плешково явится ко мне,
Найдя меня – песчинку в этом мире.
И я спешу за памятью порой,
И словно вижу, как родные кроны
Приветствуя, кивают головой,
Зовут забыться в их тени зелёной.

Вокальный номер “Птицы”

(Приложение 5)

Ведущий:

Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зелёное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой! (И. Бунин)

Вокальный номер “Поклон Алтаю”

(Приложение 6)

Участники концерта:

Расцветай, хорошей наш край.
Чтобы стал золотым запасом
Наш Алтайский большой каравай.

Чтобы прочь уходили тревоги,
Чтобы ярче светила звезда,

Чтоб лежали в степи дороги
И бежали по ним поезда.

Чтобы зрела в поэте тема,
Поднималась словам цена

Чтоб перу поддалась поэма,
Как труду поддалась целина.

Чтобы шла от лугов испарина,
Чтоб пшеница росла густой,

Чтобы стала орбита Гагарина
Первой звёздною бороздой

Я брожу по степи до рассвета,
Точно лампа, слепит луна,
И лежит под ногами планета,
Словно поднятая целина. (Отрывок из поэмы о
целине, Евгений Скворешнев)

ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Республика
ГОРНЫЙ АЛТАЙ»

Что значит «АЛТАЙ»? Это
старое, старое слово. Была в старину монета «алтын». Слово «алтын» означало
«золото». Сравните эти два слова: Алтай и алтын. Они очень похожи. Алтай – это
край золотой. На Алтае есть степи, горы, реки, озера, леса. В полях пшеница
золотая, золотая! В недрах земли- золото. Поэтому этот край самый богатый и
удивительно красивый край России.

 Алтай — это республика  в составе Российской
Федерации.

Входит в Сибирский федеральный округ.

Столица — город  Горно- Алтайск.

Расстояние от Москвы до Столицы —  3 тысячи 142
километра.

Величественна и разнообразна природа Алтайского
края. Высокие горные хребты, окутанные голубой дымкой, неприступные снежные
вершины, сияющие белизной в ясном небе, стремительные реки, изумрудные озера,
бесконечные хвойные леса, чудесное пение множества птиц – это горный Алтай!

Горы Алтайские гордо стоят

Степи собой защищая,

И над тайгой золотою горят

Зори большого Алтая.

Волны пшеницы, как моря прибой

Плещут от края до края.

Ясных озер здесь простор голубой

Будто бы небо Алтая.

У республики есть свой ФЛАГ.

Прямоугольник, разделённый на четыре части полосами,
расположенными по горизонтали.

Эти полосы обозначают особенности Алтая: природу, неразрывность
Алтая с Россией,
душевные качества
жителей: благородство и чистоту.

Герб Республики
Алтай
 представляет
собой сине-голубой круг. Это символ вечного синего неба Алтая.  В верхней части
—  вершина одной из высочайших гор —  
Белухи, символизирующая красоту и
мощь родной земли; в центре — белый 
грифон, представляющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир,
счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы; в
нижней части круга — изображение двух самых больших рек Алтая — 
Бии и Катуни 

 У Алтая есть ГИМН .

Издавна существовала  национальная одежда.

Рубаха не имела
воротника, зато была щедро отделана цветным орнаментом. Сверху надевали  халат
или короткий кафтан. Из-за того, что на 
Алтае зимы холодные, шили дополнительные овчинные шубы,
приспособленные для верховой езды. Обувь чаще всего была меховой или  кожаной,

Основной закон- Конституция Республики Алтай.

 Согласно ей равноправными государственными языками
являются русский и алтайский.

Алтай был за свою историю частью Государства киргизов,
входил в Великую Монгольскую империю, входил в государство Калмыков, затем вошел
в состав Российской империи,  был  Советской социалистической республикой.

Республика располагает развитой транспортной сетью. Её
основу составляют авиалинии, автомагистрали, железные дороги, судоходные реки:
Обь, Катунь, Чуя, Бия.

Знаете ли вы, что такое
дождь в Горном Алтае? Нет?

Тогда давайте вместе
услышим — какой он. Я читаю выражения, а вы повторяйте  движения за мной.                       
(ИГРА)

§ 
В  Горном Алтае поднялся ветер (ведущий трет ладони)

§ 
Начинает капать дождь (щелканье пальцами)

§ 
Дождь усиливается (поочередное хлопки ладонями)

§ 
Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

§ 
А вот уже град, настоящая буря (топот ногами)

§ 
Но что это? Буря стихает (хлопки по бедрам)

§ 
Дождь стихает (Поочередные хлопки ладонями по груди)

§ 
Редкие капли дождя падают на землю (щелчки пальцами)

§ 
Тихий шелест ветра (потирание ладоней)

§ 
Появляется солнце (руки поднимаются вверх)

И теперь вы знаете, какой дождь в Горном
Алтае!

300 видов птиц насчитывается в Алтайском
крае. Многие из них занесены в Красную книгу. Обитает  там огромное количество
животных. В  Алтае более 4 тысяч озер. В них обитает множество рыб.

На территории  края произрастает более 100
видов различных деревьев и кустарников.

Минеральные ресурсы  республики — уголь,
железо, золото, серебро, ртуть.

Послушайте
стихотворение алтайского писателя и поэта Юдалевича «Что такое Алтай?»

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом
геолога.

Вам геолог
расскажет,

Геолог расскажет про
золото.

От забытых веков, с
незапамятных пор

Это край золотой,
край невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай?

Вы спросите теперь
зверолова.

И услышите – золото,

То же услышите слово

Это лисы и выдры,
горностаи и соболя,

Это мягкое золото,

То, что дарит земля.

Что такое Алтай?

Вы спросите о том
чабана.

Это золото, скажет
он,-

Край золотого руна.

Хлебороба спросите,
комбайнера и тракториста

Это
золото-скажут-да, золото во поле чистом.

Посмотрите вокруг –
без краев, без границ

Золотой океан
кулундинских пшениц.

Национальная кухня
держится на 3 «китах»: мясо, молоко, мед. Любимое лакомство- кедровые орешки.

Мясо предпочитают:
баранину и конину. В основном его варят.

Из молока делают и
суп, и второе, и напитки

Знаменитый алтайский
мед используют в лечебных целях.

Сухой,
кисломолочный продукт, который представляет из себя что-то среднее между сыром
и творогом, носит название курут . 
Предлагаем вам его попробовать. 

Алтай — это звёздное небо над степью,

Украшенной гладью озёр;

Алтай — облака, уходящие цепью

По склонам синеющих гор;

Бурливые реки и песнь водопада,

Живительный воздух лесов,

Полуденный зной и ночная прохлада,

Цветы, как из радужных снов…

Алтай! Будет сложено множество песен

 О дивной твоей красоте!

Ты так многолик и настолько чудесен,

Как сказка о светлой мечте!

Знаменитые люди алтайского края это:

Михаил Евдокимов- губернатор
Алтайского края, народный артист.

Иван Пырьев- знаменитый кинорежиссер
и народный артист.

Валерий Золотухин- актер театра и
кино.

Александр Панкратов- Черный- актер и
режиссер.

Ирина Мирошниченко- актриса и певица.

Герман Титов- второй советский
космонавт.

Михаил Калашников- конструктор
стрелкового оружия, создатель автомата                         Калашникова.

Роберт Рождественский- поэт.

Василий Шукшин- писатель, актер,
сценарист.

Алексей Булдаков- актер театра и
кино.

Скачано
с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие «Любимый край – Алтайский край»

Цели:

воспитывать чувство гордости за малую родину, чувство восхищения красотой природы края; бережное отношение к родной природе; интерес к своему краю, его прошлому и настоящему;

развивать познавательные интересы, навыки работы в группах, умения высказывать своё мнение, показать свои знания.

КСО: компьютер, проектор, презентация.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Родной Алтай» на слова Е. Рябовой.

музыка Ю.Куликова.

Ученик:

       Как ты прекрасен наш солнечный край!

Гор твоих вечных седые вершины,

                                             Словно алмазы ты поднял Алтай,

 Кинул хрустальные реки в долины.

Ведущий:

Этими замечательными словами мы начинаем наше мероприятие, посвящённое Алтайскому краю. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие и увидим, чем богат наш край, как красива наша природа. Слово предоставляется представителям от каждой группы с добытой информацией об Алтайском крае.

Первая группа с сообщением о географическом расположении края.

Выступающий:

-За уральским каменным поясом, за могучими сибирскими реками и обширными равнинами лежит Алтайский край. С юга на север территория края тянется на 500, а с запада на восток на 560 километров. Северным соседом края является Новосибирская область, восточным – Кемеровская, Юго-восточная граница по горам проходит с Республикой Алтай, которая до 1991 года входила в состав Алтайского края как автономная область. Юго — западная и западная границы являются государственными с Республикой Казахстан. Население 2653 тысячи человек. Проживает в Алтайском крае около 80 национальностей и народностей.

Есть в крае высокие горы и необозримые чернозёмные степи, стремительные водопады и задумчивые озёра, альпийские луга и дремучая тайга.

Ведущий: Следующее сообщение о лесах и реках края.

Суров и красив Алтайский край в зимнем уборе, прекрасен он и в буйном цветении садов, и в неповторимых фантастических красках осени. Хорош наш край, чудесна его природа: уж если зима – так зима добротная со всеми её прелестями, уж лето — так лето!

Ничего нет вполовину, всё даётся человеку в полной мере.

Ленточные боры вытянулись пятью параллельными лентами в направлении с северо-востока на запад. Это уникальные природные объекты, не встречаются больше нигде на земном шаре. Их происхождение связано с древнем оледенением, когда льды препятствовали Оби, нести свои воды на север. Воды реки текли тогда на юг по нескольким руслам. В них отложились пески, которые позже облюбовала сосна. Ленточные боры тянутся на несколько сотен километров, а их ширина- 4-8 километров.

В нашем крае начинает свой путь могучая река Обь. Она начинается в окрестностях Бийска, где сливаются Катунь и Бия. Две большие реки и образуют Обь, на правом берегу которой, отмечая место её рождения, стоит белокаменный храм Александра Невского.

В крае насчитывается около 17 тысяч рек и 13 тысяч озёр.

Ученик:

Река утихла. Вешняя вода

С низин уходит, шелестя осокой.

И космы тины, словно невода,

На ивняках у побережья сохнут.

Течёт, течёт по молодой траве

Холодный запах зелени и прели

Над рощами пылающий рассвет

Пронизан ливнем бекасиных трелей.

Ведущий:

-Следующая группа расскажет о первых поселенцах.

— Первыми поселенцами на территории Алтайского края были пришлые и гулящие люди с Урала, запада Сибири и севера Европейской России, которые осваивали бассейн реки Чарыш, а затем и бассейн верхней Оби под прикрытием Бикатунской крепости. За право жить и пахать они несли военную службу по охране местного населения от набегов воинственных кочевников.

Русские стали заселять Алтайский край во второй половине 17века. После открытия здесь рудных месторождений приток переселенцев увеличился. Во второй половине 18 века образовался Алтайский горный округ. После отмены крепостного права горная промышленность оказалась в глубоком кризисе. В начале 20 века сюда устремились переселенцы, в том числе старообрядцы.

Столица Алтайского края город Барнаул находится в 3420 километрах от Москвы, на правом берегу Оби, при впадении в неё речки Барнаулки.

29 сентября 1739 года крупный горнозаводчик Акинфий Демидов приступил на этом месте к строительству Барнаульского сереброплавильного завода. К 1744 году хорошо оборудованный завод начал действовать. И он, и образовавшееся при нём поселение получило название по реке.

Укреплённое поселение при демидовском заводе постепенно расширилось и в 1771 году получило редкий статус горного города. Это был единственный в Сибири город, обладавший подобным статусом! Именно здесь, на демидовском заводе, И.И. Ползунов изобрёл первый в мире паровой двигатель. В начале 19 века инженер С.В. Литвинов здесь же, на заводе, сконструировал воздуходувную машину- прообраз современных насосов.

В середине 19 века Барнаул был самым культурным уголком в Сибири. Его украшали три каменные церкви, большое каменное здание госпиталя и множество других видных сооружений.

В 1860 гг. город приходит в упадок, сокращается его население, он перестаёт считаться горным городом. В 1893 году сереброплавильный завод был закрыт. На смену горной деятельности приходит торговля. Барнаул быстро приобрёл славу купеческого центра, торговавшего хлебом, маслом, сельхозтехникой. В городе возникло шубное производство.

Жесточайший удар по благополучию города нанёс пожар 1917 года, когда полностью выгорели 40 центральных кварталов.

Ведущий:

Выступление следующей группы посвящено крупным городам Алтайского края.

— В годы Великой Отечественной войны каждый третий патрон для Красной Армии изготавливался в Барнауле.

Сегодня это город крупной промышленности и высокой культуры. Его исторический центр — Демидовская площадь с обелиском в честь 100-летия горного производства на Алтае и памятниками архитектуры.

Центральным звеном в оборонительной линии от Усть — Каменногорска до Кузнецка в середине 19 века была Бийская крепость.

Именно крепости обязан Бийск, второй по величине город Алтайского края, своим существованием. 18 июня 1709 года по Указу царя Петра 1 при слиянии рек Бии и Катуни был заложен Бикатунский острог. Он расположился на месте древнего языческого святилища алтайских племён, которые называли его Би — хайра, «Святое место в устье реки».

Поставленный на высоком правом берегу Бии квадратный в плане острог уже летом следующего года сожгли джунгарские кочевники. Лишь в июле 1718 года здесь была построена Бийская крепость. В 1782 г. Бийскую крепость преобразовали в город, превратившийся в важный торговый центр. Значение города значительно возросло после строительства Чуйского тракта.

В годы Великой Отечественной войны Бийск был городом госпиталей. Там работало 25 лечебных учреждений, где лечились и восстанавливали силы более 200тысяч раненых.

От типичного провинциального купеческого города, каковым был Бийск, до наших дней дошли первый каменный дом, построенный в 1791 году, здание Бийского народного дома, Успенский собор, Бийский драматический театр и ряд других памятников.

Ученик:

О Бийске.

Много говорят о городах

Маленьких, больших, далёких,

Близких.

Я же расскажу в своих стихах

О любимом городе, о Бийске.

Городок наш, в общем, не велик.

Мало кто о Бийске нашем знает.

Триста лет мой город здесь стоит,

Он — ворота Горного Алтая.

Бия и Катунь, как две сестры,

На слиянье, в Обь, стремясь, стекают.

Люди здесь отзывчивы, щедры.

И гостей душевно принимают.

Здесь светла вечерняя заря,

Молодость и мудрость всюду рядом.

Невелик мой город, но не зря

Назван он теперь Наукоградом.

Воинам, погибшим обелиск,

Чуйский тракт стрелою вдаль несётся.

Приезжайте в мой любимый Бийск-

Вам жалеть об этом не придётся!

Людмила Гольцова.

Ведущий:

Следующая группа расскажет о Горной Колывани.

-Так называют территорию Алтайского края, занимаемую Колыванским хребтом. В 1723 году здесь было открыто месторождение меди, что послужило толчком к возникновению крепостной алтайской горной промышленности. На месторождении построили Берский острог, на месте которого в 1725 году было основано старейшее поселение Предгорного Алтая Горная Колывань с первым на Алтае меде — и сереброплавильным заводом. С 1783 по 1797 гг. Горная Колывань считали городом. В 1799 г. завод закрыли. Вскоре в Колывани организовали камнегранильное производство. В окрестных каменоломнях отбивали огромные монолиты разнообразных рудных материалов. На колыванском заводе обрабатывали яшмы, порфириты, кварциты и мрамор.

Сейчас старейший на Алтае завод по-прежнему выпускает изящные вазы, пользующиеся особым спросом. Создан и работает Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае.

К югу от посёлка Колывань на 1210 метров на уровне моря возвышается гора Синюха. С её вершины хорошо видно живописное Колыванское озеро. Оно находится в 30 километрах к западу, у деревни Саввушки. Берега этого озеро длиной 4 и шириной 2 километра заросли сосновым лесом. Местами к самой воде подступают гранитные скалы причудливых форм. В Ореховом заливе озера растёт водяной орех- чилим, сохранившийся с доледникового периода. И озеро, и гора Синюха войдут в зону создающегося природного парка «Горная Колывань».

Алтайский край издавна был известен как район добычи металлов, о чём свидетельствовали так называемые «Чудские копи». Первооткрывателями рудных месторождений на Алтае по праву считают отца и сына Костылевых. Этими открытиями воспользовался крупнейший уральский заводчик Акинфий Демидов. Кроме богатых медных и серебряных руд Алтай славился густыми сосновыми лесами и многочисленными реками.

Ученик:

Самоцветы.

Тишина. Бездорожье.

Сосны — сумрак ветвистый.

Он ещё не исхожен,

Этот край каменистый.

Дремлют пади сырые

За туманом зелёным.

От горы до горы Я

Пробираюсь по склонам.

И шумят под ногою

Травы сонные глухо,

И горит надо мною

Льдистым солнцем Белуха.

Сквозь тайгу вековую

День за днём понемногу

Я веду столбовую

К самоцветам дорогу.

Только те самоцветы

Глубоко под землёю,

Тусклым камнем одеты,

Вековой мерзлотою.

Ничего! Я раздвину

Каменистую груду,

Из земной сердцевины

Самоцветы добуду!

Геннадий Панов.

Ведущий:

В июле 1917года была образована Алтайская губерния с центром в городе Барнауле, которая просуществовала до 1925 года. С 1925 по 1937 год территория Алтайского края входила в Западно-Сибирский край, а в 1937году был образован Алтайский край. К концу 1930-х годов Алтай превратился в один из крупных аграрно-индустриальных регионов Сибири.

Слово «Алтай», происходящее от монгольского «алтан», означает «золотой».

Ученик:

— Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога,

Вам геолог расскажет про золото.

От забытых веков,

С незапамятных пор,

Этот край золотых,

Край невиданной щедрости гор.

— Что такое Алтай?

Вы спросите теперь зверолова,

И услышите – золото,

То же услышите слово.

Это лисы и выдры, горностая

и соболя

Это мягкое золото

То, что дарит земля.

— Что такое Алтай?

Вы спросите о том чабана

«Это золото»- скажет он,

Край золотого руна:

Хлебороба спросите,

комбайнера и тракториста,

«Это золото»,- скажут

Во поле чистом».

Посмотрите вокруг-

Без краёв, без границ

Золотой океан

кулундинских пшениц.

Ведущий:

— Сказочно богат наш Алтайский край. Но главное богатство- это золотые россыпи Алтая. Это наш с вами хлеб.

В наши дни Алтайский край по — прежнему остаётся житницей России. Основной культурой в структуре посевов остаются зерновые, главной из которых является пшеница. Зерновое поле Алтая позволяет не только обеспечивать собственные нужды края, но и вывозить за его пределы. В среднем за последние 5 лет край собирает по 4 млн. тонн зерна, и наш Алтай традиционно входит в пятёрку наиболее крупных зернопроизводственных регионов страны.

Ведущий: следующий рассказ о «Царице ваз».

— В одном из залов Эрмитажа стоит огромная ваза высотой 2,5 диаметром почти 5 метров и весом по 20 тонн, изготовленная из цельного куска зелёной яшмы. За ней закрепилось название «Царица ваз». История происхождения вазы такова. В 1815 году на алтайской Ревневской каменоломне был найден большой пласт зелёной яшмы. Рабочие два года отделяли пласт от породы. Глыба достигала 5,6 метра длиной. Управляющий Колыванской шлифовальной фабрикой Михаил Лаулин сообщил о необычной находке Александру 1 , который пожелал сделать эллипсовидную чашу. В 1828 году начались работы по её изготовлению. 567 бурлаков доставили глыбу на фабрику, где в течение 14 лет резчики вручную обтёсывали и шлифовали камень. Вазу закончили в 1843 г. В 1849 г. её доставили в Санкт- Петербург, где 770 рабочих подняли вазу с улицы в зал Нового Эрмитажа. Здесь «Царица ваз» находится и поныне.

Ведущий:

Большие запасы природных ресурсов, алтайская хлебная нива, развитое сельское хозяйство- основа заслуженной славы и известности края. С просторов Алтайского края вошли в большую жизнь космонавты и писатели, знатные землевладельцы и садоводы, художники, врачи, учителя.

Алтай- родина кинорежиссёра И.А. Пырьева, актёра и кинорежиссёра В.М. Шукшина, актёра В.С. Золотухина, актрисы Е.Ф. Савиновой, актёра театра и кино А.И. Булдакова, поэтов Р.Рождественского и Г.В. Сапгира, хореографа, балетмейстера Б.Я. Эйфмана, конструктора М.Т. Калашникова, космонавта Г.С. Титова.

В наши дни Сростки — большое и красивое село на Чуйском тракте — знают далеко за пределами Алтайского края. Оно находится в 200 километрах к юго-востоку от Барнаула и в 35 километрах к востоку от Бийска. В нём родился и прожил долгие годы Василий Макарович Шукшин (1929- 1974)- замечательный русский артист, кинорежиссёр, писатель. Это его малая Родина, которую он очень любил. Сельчане гордятся своим знатным земляком. В селе открыт Государственный историческо — мемориальный музей – заповедник В.М.Шукшина.

В последние выходные июля в Сростках проводятся Шукшинские дни. На южной оконечности села, на вершине небольшой горы Пикет, устраиваются концерты.

Просмотр слайдов.

Ведущий:

А теперь ребята расскажут о лекарственных растениях нашего края.

— Алтайский край- это настоящий клад лекарственных растений. Около ста их видов произрастают здесь, в экологически чистых районах. Среди них маралий корень (левзея сарлоровидная), красная щётка (радиола четырёхчленная), дикий пион (марьин корень), красный корень (копеечник чайный), горечавка, валериана, адонис весенний, бадан толстолистый. Особой известностью пользуется золотой корень- радиола розовая. Она растёт по каменистым склонам в высокогорной части Алтая. Золотой корень оказывает положительное воздействие на организм человека, снимает усталость.

Корневища заготавливают в конце июля — начале августа и изготавливают из них жидкий экстракт.

Ведущий:

По таёжным тропам и горным перевалам, по обширным альпийским лугам среди многообразия цветов ежегодно проходят тысячи людей, восхищаясь красотой дремучих кедрачей, грохотом водопадов и быстротой прозрачных горных рек. В крае расположено несколько курортов, использующих лечебные источники с радоновыми водами и лечебные грязи. Наиболее известен из них Белокуриха, один из крупнейших курортов в России, имеющих удивительные радоново — силикатные источники.

Ученик:

Белокуриха.

Страницами нашей истории,

С величием гордым и без,

Здесь встали дворцы- санатории,

Печали касаясь небес.

Плывут облаков хороводы,

Вершин покоряет краса.

Пробившись сквозь камень и годы,

Клокочут целебные воды,

Снимая недугов невзгоды,

Незримо творя чудеса.

В них сила подземного зноя,

В них тайна столетий звенит,

И то притяженье земное,

Чем каждый исток знаменит.

…Алеет заря на востоке.

Сверкает на склонах роса.

Клокочут земные истоки,

Незримо творя чудеса.

А. Остапов.

Ведущий:

Много книг написано об Алтайском крае, о его обширных степных просторах, о стремительных реках, о загадочных синих озёрах. Кажется, всё это богатство создано Творцом только для одного – для счастливой жизни людей!

Приезжайте на Алтай!

Ученик:

Золотой Алтай.

Как случилось, что наш край

Люди стали звать Алтай?

Перевод совсем простой:

Это значит — золотой.

Здесь же золото нередко

Находили наши предки.

Красота, вокруг какая-

Неземная, золотая.

Горы, озеро, утёс,

Золотая нива, плёс.

А пшеница в нашем крае

Вот уж точно-золотая.

Облепиха и жарки-

Золотые огоньки.

И, конечно, не забудем-

Жили здесь такие люди,

Прославляли край родной

Золотою головой.

Хоть картины с них пиши:

Евдокимов и Шукшин,

Золотухин и Титов.

Наш Алтайский край таков.

Не гордиться им нельзя.

И поэтому, друзья,

Наш любимый добрый край

Называется Алтай!

Ведущий:

–Ребята, мы увидели, как много вы знаете о своём крае. Спасибо за хорошую плодотворную работу.

Литература:

Алтайский благодатный край – М.,543с.

Алтайские жарки: Хрестоматия по литературе Алтайского края – Бийск: Бия, 2008.-144с.

Алтай: Литературно- художественный журнал- 2010. -№2.

Библиотека «Писатели Алтая»: Тихая моя Родина .Т.17.- Барнаул, 2007.- 316с.

Иванов Ю. Наша Родина- Россия. Детская энциклопедия в вопросах и ответах.- Смоленск: Русич, 2008.- 592с.

Кулешов Ю. Алтай — моя земля и песня: Сборник песен.- Барнаул,2008.- 108с.

Литературный Алтай. Т.2.- Барнаул, 2007.- 384с.

Остапов А. Белокурихи светлая даль.- Барнаул, 2007.-159с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про алкоголизм
  • Сценарий про азербайджан
  • Сценарий про автомобилистов
  • Сценарий представления израиля
  • Сценарий приглашение на бал