Сценарий про археологов

"Любимая Профессия" рада представить вам интересный сценарий о профессии археолога.

На этой странице «Любимая Профессия» рада представить вам интересный сценарий о профессии археолога, которые с любовью и душевной теплотой написали современные авторы. Спасибо авторам за труд и талант.

автор: Роман Кольский

(Пьеса в одно действие.) 

Действующие лица:

Лорд Джордж Карнарвон — английский египтолог, археолог  и собиратель древностей, открыл гробницу Тутанхамона. По легенде на него и всю группу археологов, за вскрытие гробницы, пало «проклятье фараонов», в результате чего многие из экспедиции погибли при странных обстоятельствах. (Но это всего лишь легенда, упроченная с лёгкой руки сэра Артура Конан-Дойла).

Генрих Шлиман – талантливый авантюрист-предприниматель, наживший нечестный капитал в России. Поставляя негодную амуницию русской армии в Крыму, тем самым косвенно помог англичанам и французам нанести поражение Российской империи. В последствии истратил всё на раскопки древней Трои. 

   Мальчишка из прислуги по имени Эрихтоний, предположительно сын бога-кузнеца Гефеста (у Эрихтония молчаливая роль).

Время действия: 

Гипотетическая встреча происходит уже после смерти двух именитых археологов, хотя и в земных пределах.

Место действия:

   Лорд Джордж Карнарвон и Генрих Шлиман расположились за деревянным столиком под раскидистым платаном на высоком берегу Эгейского моря на острове Лемнос. Мальчишка сидит на большом камне в тени и наблюдает за рыбацкой лодкой под белым парусом.

ГЕНРИХ ШЛИМАН (мечтательно):

— Здесь чудно! Так и вижу, как Гефест раздувает меха в своей кузне,

Как аргонавты пьют вино с прекрасными амазонками…

ДОРДЖ КАРНАРВОН (тоскливо, ухватившись за слово «вино»):

— У нас в Британии своих вин нет уже давно,

Две тыщи лет, как!

ГЕНРИХ ШЛИМАН:

— Ну, что ж, в моих запасниках есть рейнское вино!  

Вы, лорд, не против, чтоб плеснув вина богам

За помощь в наших с Вами изысканьях,

Самим и выпить? 

ЛОРД КАРНАРВОН:

— О, да! Айсвейн достоен похвалы. Не буду против!

ГЕНРИХ ШЛИМАН (отправляет мальчишку-прислугу за вином):

— И юный Ваш Тутанхамон и старый мой Приам

Обоим принесли нам славу ещё при нашей жизни.

Я думаю поднять бокал за них. 

(Мальчишка приносит бутылку айсвейна. Шлиман сам разливает вино по бокалам. Оба встают, подняв бокалы к солнцу).

ГЕНРИХ ШЛИМАН:

— Вам, Олимпийцы! (Шлиман плескает немного вина на землю)

— За тебя, Приам! (выпивает досуха)

ЛОРД КАРНАРВОН:

— Амону Ра, Гермесу Трисмегисту! (также плескает немного вина на землю)

— И за тебя, Тутанхамон! (выпивает досуха)

(Садятся)

ЛОРД КАРНАРВОН: 

— Вы, Генрих, более счастливый человек. 

Вам многое успело приоткрыться. 

Увы, на мой короткий век

Пришлась всего одна великая гробница.

ГЕНРИХ ШЛИМАН:

— Да, слышал я, как-будто Вы и ваши люди,

Блуждая в чреве пирамиды, открыли царский саркофаг,

Где Вашу славу в смерть облёк какой-то маг…

ЛОРД КАРНАРВОН (горько усмехаясь):

— Бывает так, что археолог и дьявола разбудит!

ГЕНРИХ ШЛИМАН:

— Вы сами, что думаете об этом? 

ЛОРД КАРНАРВОН:

— Что думать! Нас покарали боги.

Я не плескал вина для них, как Вы плескали в Илионе,

Когда поверили Гомеру, что он не сказку написал.

Я должен быть богам обязан многим,

Но в той гробнице я ещё о том не знал.

Я собиратель, коллекционер,

Всего прекрасного ценитель!

Но для божественных и высших сфер —

Гробниц, обычный расхититель.

ГЕНРИХ ШЛИМАН (задумчиво):

— Да-а, а я, знаете ли, предвидел или предчувствовал,

Как Вам угодно, что в жизни всё не просто так.

Есть три богини, Мойры, прядущие нить судьбы

И мне не хотелось с ними ссориться. 

Воздавая богам, я принял их дары с поклоном.

ЛОРД КАРНАРВОН:

— Как жаль, что я родился позже вас 

И с Вами встретился лишь здесь,

Среди возделанных террас. 

Британская меня сгубила спесь.

Богам теперь сказать могу, увы,

Я был не прав. Эх, Генрих, правы — Вы!

ГЕНРИХ ШЛИМАН:

— Ну, в общем, да. Хотя имеются нюансы,

Немного! Можно сосчитать по пальцам.

У русских, поговорок — с кашей ешь:

Семь раз отмерь и раз отрежь…

ЛОРД КАРНАРВОН( цепляясь к слову «русских»): 

— Вы, Генрих,  говорят, почти, что русский

И в Петербурге были не последний человек.

ГЕНРИХ ШЛИМАН (краснея, пытаясь сменить русскую тему):

Был немцем русским, нынче – грек!

ЛОРД КАРНАРВОН (не замечая попытки сменить тему):

— Вы навсегда покинули Россию?

Ведь, там семья, насколько знаю я?

Хотя, археология – такая сила,

Бороться с ней  — лишь силы тратить зря.

Как так случилось, что Вы не вернулись?

ШЛИМАН (нехотя):

— Да, царь дал мне разрешение на въезд,

А жандармерии приказ на мой арест,

И обещал… хм… повесить за то, что это, будто, я

Раздел к зиме всю армию царя,

И, чуть ли, Севастополь отдал вам – 

Его Величества врагам.

ЛОРД КАРНАРВОН (возбуждённо, наливая вина в бокалы):

— Так это, всё же, Вы?!

ГЕНРИХ ШЛИМАН (недоуменно):

— Что,  я?

ЛОРД КАРНАРВОН (игнорируя недоумение Шлимана):

— Тогда, за Вас! (оба выпивают)

ЛОРД КАРНАРВОН (подмигивая):

— Всяк случай помогает нам

Вести раскопки тут и там,

Но, если денег нет, то и синицу

В руках не удержать – не то, что б раскопать гробницу.

ГЕНРИХ ШЛИМАН:

— Вы… э-э,  лорд… как Вы могли поверить,

Что я не честный коммерсант?!

Что я оплачивал раскопки русской кровью?!

Чёрт побери! Мне боги подарили Трою

И сам Гомер мне указал Приама клад!

ЛОРД КАРНАРВОН (таинственно, в сторону):

— Так вот, где Ваша ахиллесова пята!

ГЕНРИХ ШЛИМАН (тоже в сторону):

— Что за дурацкая британская черта –

Залезут в душу с микроскопом

Всё разузнают, как и что,

А после, выставят циклопом.

ЛОРД КАРНАРВОН (бормоча):

— И несут рабы робея

Золотого скарабея!

ГЕНРИХ ШЛИМАН (подозрительно):

— Лорд, о чём Вы?

ЛОРД КАРНАРВОН:

— Так…  иногда приходят мысли

Писать стихи о фараонах,

Иль, может, Ваш айсвейн меня заносит в выси

Древнеегипетских пилонов. 

                                                       Как знать!

           (подкручивая ус)

— Вы, Генрих, всё прекрасно расчитали

И деньги русские потрачены не зря,

В Санкт-Петербурге Вас признали

За знаменитого троянского коня.

Да, кстати! Вы не нашли его?

ГЕНРИХ ШЛИМАН (сбитый с толку):

— Кого? Коня?! 

Ну, что Вы! Всё в огне пожарища сгорело.

Мало, что нашёл.  Так – чепуха! 

ЛОРД КАРНАРВОН:

— Неужто?! Вот-так, дело!

Ха-ха-ха!

ГЕНРИХ ШЛИМАН (морщась):

— Послушайте, милорд, к чему намёки,

Кои мне противны? Хотите знать,

Не умыкнул ли я всё золото Приама?

ЛОРД КАРНАРВОН:

— Скажу Вам прямо –

Есть версия, что будто старый ювелир

Работал день и ночь по Вашему заказу

И сделал то, о чём узнал весь мир,

Но клад Приама мир не увидал ни разу.

ГЕНРИХ ШЛИМАН (рассерженно, но с насмешкой в голосе):

— Да-а, лорд, Вы действительно ценитель и коллекционэр

Каких-то слухов, чёрт бы Вас побрал!

Где зависть чёрный правит бал – 

Умрёт Гомер!

Вы знаете, что много лет спустя, 

Всё золото, что я нашёл в Великой Трое,

Ушло туда, где за троянского коня

Меня приняли как-то на постое?

И Вам ли, лорд, вдруг обвинять меня

В любви к излишним приключеньям,

Когда Вы сами не могли ни дня

Прожить без этих ощущений!

И то, что Вам не повезло,

И Вы открыли лишь одну гробницу

Вам права не даёт смеятся зло

Над тем, кто ухватил свою синицу.

Заметьте – вовсе не журавль был…

ЛОРД КАРНАРВОН (оставаясь невозмутимым):

— Умерьте, сударь, этот пыл.

Давно всё кануло, как в Лету – 

Вы приняли за чистую монету,

Что здесь, на Лемносе, среди уютных скал,

Я в чём-то Вас подозревал.

Пустое дело, должен я сказать,-

Нас все равно уже никто не сможет наказать.

Мне интересно было лишь одно,

Где вы берёте столь чудесное вино

И чем Вы платите за каждую бутылку?

Неужто Вы нашли копилку

Гефеста-кузнеца?!

ГЕНРИХ ШЛИМАН (устало, зовёт мальчишку-прислугу. Даёт ему золотую монету времён лидийского царства с изображением льва и быка и не отвечая лорду):

— Проси ещё бутылку у отца!

Сценарий спортивного развлечения

Археология является очень интересной профессией. Она притягивает к себе людей, любящих тайны, историю и романтику. Археологов можно назвать настоящими искателями приключений. Они раскрывают загадки прошлого, много путешествуют.

Нелегкий труд археологов, безусловно, заслуживает большого уважения и собственного праздника. Именно находки археологов помогают историкам установить или подтвердить различные события истории.

Цель: Повышение интереса у старших дошкольников к профессии археолога и его деятельности.

Задачи:

— формировать понимание её общественной значимости;

— развивать интерес к археологическим открытиям и исследованиям;

— развивать творческое воображение, логическое мышление, образную речь, ответственность и внимание;

— расширять представления детей о богатстве окружающего мира в древности, поддерживать познавательный интерес;

— развивать умение вступать во взаимодействие со сверстниками, испытывать положительные эмоции от совместной деятельности с другими детьми;

— воспитывать трудолюбие, аккуратность;

— совершенствовать двигательные умения и навыки.

Игровая среда: Карта-схема, рюкзак, кисточки разных размеров, совочки, стеки, корзина для находок, салфетки, фотоаппарат, фотокамера-заместитель, пазлы, спортивный инвентарь, камни, бумага, керамика (для исследовательской деятельности, (заготовки из картона (0.9 м х 0.9 м, покрытые слоем пластилина)

Предварительная работа: Презентация на тему «Археология», беседы о работе археологов, археологических экспедициях, рассматривание иллюстраций и картинок.

Ход игры:

Дети собираются на спортивной площадке.

Вед: Здравствуйте ребята! Сегодня в нашей стране день археолога. А вы знаете кто такие археологи? Чем они занимаются?

Ответы детей.

ВедущийАрхеологи – это люди, которые занимаются раскопками и изучают те предметы, которые находят в земле, в воде и под лавой вулканов.

Вед: Ребята, сегодня вы не просто дети. Сегодня вы будите настоящими археологами. Мы собираем экспедицию на раскопки. Вы хотите отправиться на раскопки с нашей экспедицией?

Ответы детей.

Вед: Дорога нам предстоит очень трудная. Но я уверена, что вы все справитесь успешно.

Вед: ребята, прежде чем отправиться в путь я хочу вам напомнить, что археологи выносливые, сильные и очень внимательны. А теперь в путь!

На столе стоит рюкзак. Лежат инструменты для археологических раскопок. В рюкзаке карта и письмо.

— Ребята, смотрите карта, и письмо.

Проводник (воспитатель) читает детям письмо.

«Дорогие друзья, юные археологи. Мы, ваши коллеги-археологи уже начали раскопки. Но нас срочно вызвали. Мы оставили вам свой лагерь, чтобы вы продолжили  работу. На карте указаны места, где нужно будет подумать и потрудиться. Желаем вам успехов!

1.Стоянка археологов. Детей встречает » Главный археолог» (воспитатель).

— Д/игра «Собери пазлы»- Дети собирают пазлы «Археолог».

—  П/игра «Что лишнее» — инструменты археолога.

2. «Найди и собери».

Чтобы выполнить задание нужно преодолеть препятствие. Дети с воспитателем смотрят карту и определяют направление движения.

Вед: Ребята, прежде чем отправиться в путь я хочу вам напомнить, что археологи выносливые, сильные и очень внимательны. А теперь в путь!  (По карте-схеме. Археолог (воспитатель) ведёт экспедицию к месту раскопок).

Испытание первое «Болото»

На асфальте нарисованы круги «кочки». Дети по очереди двигаются по «кочкам» кто встанет мимо «кочки» тот завяз в болоте и начинает выполнять задание заново.

Испытание второе «Над обрывом» На асфальте нарисована узкая извилистая дорожка 40 см шириной и 3м длиной. Дети по очереди идут по извилистой дорожке, кто оступиться тот начинает выполнять задание заново.

Так дети подходят к месту раскопок №1.   

В указанных на карте местах, дети ищут спрятанные части предметов старины (вырезанные из картона). Складывают детали в контейнер.  

Возвращаются на стоянку также по «Островкам»

3На «Стоянке археологов» — собирают из частей фигуры (пазлы из картона) и фотографируют.

4. Дети с археологом смотрят карту и идут дальше, преодолевая препятствия (бег змейкой между конусами, прыжки через обруч) подходят к месту раскопок №2.

Здесь они находят «крышечки-сюрпризики»

Археолог: Мои юные помощники! Как вы думаете, какой инструмент необходим чтобы узнать, что таится внутри …ответы……. (дети с помощью скребочков (стеков) узнают что спрятано. Все собирают в коробку и идут на «Стоянку археологов». Нумеруют каждую находку и фотографируют.

5. Дети с воспитателем смотрят карту, определяют маршрут, и, преодолевая препятствия (тоннель, пробеги через скакалку) подходят к месту стоянки №3.

Там они находят записку. «В этом месте уже прошли раскопки. Но  если вы пойдете по тропе №4 вас ждет удача. Пазлы вам в подсказку.».

Дети и археолог возвращаются на станцию.

6. Ребята определяют на карте место раскопок.

Ведущий: Интересно, что же там находится? Наша задача, с помощью инструментов, которые оставили наши коллеги-археологи найти то, что там спрятано (определяют место и идут на раскопки №4)

Археолог:  Ребята, встаньте вокруг нашего места раскопок и аккуратно сначала лопаткой нужно найти предмет. Затем нужно работать кисточкой очень осторожно, чтобы не повредить старинные предметы, так как любое неосторожное движение им может навредить.

Дети встают к месту раскопок и начинают вести раскопки. Здесь они находят фрагменты глиняной посуды. После того как все фрагменты найдены дети высказывают свои предположения, складываю все найденное в коробку и возвращаются на «Стоянку археологов». После чего нумеруют каждую деталь, фотографируют и с помощью пластилина склеивают изделия.

Вед: Чем же занимались наши предки жившие в наших краях?

Дети: Гончарным ремеслом.

Вед: Правильно ребята, а теперь давайте с вами почувствуем себя настоящими  гончарами поиграв в игры.

Пи «Покупатель и горшок»

По кругу на корточках сидят дети-“горшки”.

Один из детей — “продавец”— кричит:

Продаю горшки, продаю горшки!

Появляется “покупатель”, бежит по кругу, останавливается у одного ребенка-“горшка”.

“Продавец” нахваливает горшок: Смотри, какой горшок красивый, блестящий, в нем и сметану можно держать, и молоко налить, и деньги прятать! Покупай!

“Покупатель” и “горшок” обегают круг, “покупатель” старается занять место “горшка”. В этом случае “горшок” становится “покупателем”. Игра повторяется.

Вед: Ну что ребята наша экспедиция подошла к концу. Какие находки вы сегодня нашли? Что о них узнали? А теперь еще раз вспомним, кто такие археологи.

Археолог: Молодцы, ребята. Вы сегодня отлично потрудились. Работали дружно, а это самое главное. Собрали настоящую историческую коллекцию находок, вы — настоящие археологи. Предлагаю на память сделать фотографию нашей археологической экспедиции.

Путешествие
по станциям «Юные археологи», посвященное дню археологов.

Цель:
совершенствовать познавательную активность и любознательность у детей.

Задачи:

познакомить
детей с особенностью профессии «археолог»;

продолжать обогащать знания детей
об истории родного города;

совершенствовать у детей
инициативность и самостоятельность в речевом общении;

развивать логическое
мышление;

формировать умения и навыки
вести беседу, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно
относится к собеседнику;

вызвать эмоциональный
отклик, интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

воспитывать у детей
целеустремленность, навыки взаимодействия со сверстниками.

Словарная работаархеолог,  раскопки.

Оборудование: презентация,
проектор, карточки с заданиями,  поддоны, контейнеры, песок, кисточки, лопатки.
«Разрезные картинки», кувшин с монетками, игрушки динозавров, игрушки мамонтов,
камни, «драгоценности», книги, карточки – подсказки.

Предварительная работа:
беседа, просмотр презентации.

Ход
мероприятия.

Слово учителя. Сегодня
15 августа в России отмечается день археолога, поэтому пойдет речь о профессии,
благодаря которой мы многое узнали о нашем далеком прошлом. Эта профессия
называется «археолог».

Беседа.

— Попробуйте сначала описать ее
самостоятельно. (Устные ответы.) Археолог изучает то, что составляет прошлое человеческого
общества. Его задача – прочитать историю по добытым из земли источникам –
следам жизни и деятельности человека на Земле.

 —
Какие учебные предметы необходимо знать будущему археологу? Зачем ему нужны
математика, русский и иностранный языки, история, география, природоведение?

 —
Какими способностями должен обладать археолог? (Сначала дают ответы дети.)


Почему для археолога очень важно иметь хорошую память? (Обсуждение.)

         Слово
учителя.
Археологи много времени проводят в экспедициях, отыскивая древние
поселения. При подготовке к каждой из экспедиций им необходимо изучить и
запомнить все исторические источники, относящиеся ко времени существования этих
поселений.

Чтобы добыть из земли старинные вещи,
узнать, как были устроены жилища, археологу необходимо вести раскопки.
Представьте себе, что вы – археологи. Работая на раскопках, вы наткнулись на
предметы домашнего обихода. Эти предметы, пролежав в земле несколько сотен лет,
стали не вполне узнаваемыми. Поэтому ваша задача – проявив максимум внимания,
распознать их.

Основные инструменты археолога – лопаты, скребки, ножи,
щётки, кисточки.

 Землеройная техника является необходимым элементом
крупномасштабных раскопок и проектов. Такая техника теперь широко используется,
особенно в тех случаях, когда памятникам угрожает разрушение и когда на
проведение раскопок отводится мало времени. Впрочем, все зависит от
внимательного надзора археолога за ходом работ. Опытный машинист может творить
чудеса за пультом своего экскаватора или фронтального погрузчика, снимая
сантиметры почвы деликатным и точным прикосновением ковша.

Традиционным символом археолога является штыковая лопата,
которой пользуются для расчистки стен. Совковые лопаты применяются для выемки
грунта при подготовке траншей для осмотра; они применяются в бесчисленном
количестве ситуаций, это главный инструмент археолога при перемещении большого
количества грунта. Систематическое перелопачивание почвы группой раскопщиков
является лучшим способом для снятия слоев перепаханной земли при раскрытии археологических
слоев. Подобный метод особенно хорош, когда под вспаханным слоем имеются следы
столбов и домов, как в случаях с древними поселениями земледельцев в Европе.

Инструментами для рыхления почвы являются мотыга, кирка и вилы.
Мотыгу и кирку можно рассматривать вместе, поскольку это варианты одного и того
же инструмента. Если внимательно ими пользоваться, то они могут быть
чувствительными индикаторами текстуры почвы, так как из заполненных ям и других
углублений выходит мягкая земля.

Самым распространенным археологическим инструментом является
ромбовидная лопатка, ее прямые края и верхняя часть имеют неисчислимые варианты
использования: можно снимать почву с хрупкой находки; краями можно расчищать
объекты в песчаной почве до четкой поверхности. В качестве инструмента
стратиграфического фиксирования ею можно обозначить едва видимую линию пласта
или чуть видимую его особенность. Ею также можно пользоваться для расчистки
столбов и других мелких работ. Такой лопаткой так часто пользуются, что на
небольших памятниках раскопщики редко выпускают ее из рук.

Кисти особенно полезны на сухих памятниках. Наиболее часто
используемой является хозяйственная кисть, щетинки которой достаточно грубы; ее
можно держать как за ручку, так и за щетинки. Короткими взмахами такой кисти
хорошо очищаются объекты, найденные в твердой сухой почве. Для более тонких
работ раскопщики пользуются другими кистями. Однодюймовые или полудюймовые
хозяйственные кисти широко используются для очистки костей животных и более
грубых находок. Для очистки тонких костей, бус, хрупких железных изделий лучше
всего подходят художественные кисти из тонкого верблюжьего волоса.

При очистке на памятнике могут пригодиться разные небольшие
инструменты. Заточенными шестидюймовыми гвоздями можно проводить тонкую очистку
костей и других хрупких предметов. Иглами можно счищать почву с таких мелких
частей скелета, как глазницы и скулы. Одним из самых полезных инструментов
раскопщика являются зубочистки разной формы.

Необходимы на раскопках сита, так как многие предметы — монеты,
стеклянные бусы, раковины, гвоздики и прочие — очень маленькие. Большинство
слоев памятников, где вероятны маленькие артефакты, тщательно просеивают с
помощью мелких сит с размером яческ пол— или четверть сантиметра. Также широко
используются методы флотации (глава 13).

В набор изыскательских инструментов обычно входят рулетки,
свинцовые отвесы, веревки, спиртовые уровни, чертежные планшеты, чертежные
инструменты, мензула, землемерный уровень и компас — все необходимое для точной
фиксации планов памятника для археологических архивов. Полевые исследователи
все шире пользуются компьютерным землемерным оборудованием на базе портативных
компьютеров, позволяющим создавать трехмерные планы и даже воспроизводить
архитектуру зданий.

Сейчас сверхкомпактные компьютеры широко используются вместо
обычных ноутбуков для ведения дневников раскопок и регистрации данных о
памятнике. На некоторых раскопках создают компьютерные сети, с тем чтобы
поощрять общение между участниками экспедиции.

При любых раскопках жизненно необходимы контейнеры для хранения
и транспортировки находок в лаборатории, а также для постоянного хранения. Для
упаковки керамики, костей животных и других мелких находок нужны пластиковые
мешки; для растительных остатков и других особых предметов может потребоваться
специальная упаковка. Для хранения находок могут пригодиться картонные коробки,
пакеты из магазинов и даже большие железные бочки.

Ведутся
раскопки в горах, скалах, пещерах; под современными городами; на дне морей и
океанов. Археологи работают в пустынях и в джунглях, в степях и в тундре, под
водой и на заоблачных вершинах гор. Порой бывает очень трудно найти
археологические памятники, скрытые под землей. Обходя пешком исследуемую
территорию, археолог обращает внимание на всё, что встречается у него на пути,
так как существует множество примет, указывающих на нахождение под землей
археологических памятников. Например, на древних рвах и каналах растительность
гуще, нежели в тех местах, где под почвой скрываются стены.

Благодаря
археологии мы можем представить древних обитателей планеты, наскальные рисунки,
древние скульптуры, письменные источники древних знаний.

Беседа. Знаете
ли вы, где хранятся археологические находки? В каких музеях можно увидеть все,
что касается нашего прошлого? (Ответы детей).

Слово учителя. Прежде
чем археологическая находка станет музейным экспонатом, она должна обрести свой
первоначальный вид. Причем необходимо не, только склеить все разбитые части
предмета, но и восстановить затертую временем роспись на нем. Часто роспись
выполнялась в виде орнамента, то есть повторяющихся с определенной
закономерностью элементов. Основной задачей в данном случае является
определение этой логической закономерности повторения узора в рисунке.
Представьте, что вы нашли старинные полотенце и коврик с изображениями узоров,
которые от времени частично стерлись. Необходимо дорисовать узор на другом
конце полотенца и, поняв закономерность в узоре, восстановить раскраску
коврика.

Много сведений о нашем прошлом археологи
узнают из древних рукописей. Так как текст рукописей бывает не только частично
утрачен, но и написан на языке, на котором давно уже никто не говорит,
археологам приходится заниматься расшифровкой этих текстов. Представьте, что
сохранился лишь обрывок старинного письма, написанного на давно исчезнувшем
языке. Порывшись в исторических книгах, вам удалось частично восстановить
алфавит древнего языка. Но и этого вполне хватило, чтобы расшифровать текст
письма. Что же там было написано?

Когда-то люди не знали букв. Но, тем не
менее, они могли посылать друг другу письма. Вместо букв и слов в этих письмах
были рисунки, поэтому письмо так и называлось – «рисуночное».

Практическая работа. Сейчас
вы станете археологами и будете выполнять археологические задания. Вы должны разделиться
на 3 команды. Каждая команда выбирает командира, придумывает название и
получает маршрутный лист. На этом листе зашифрован путь вашего следования.  Как
только команды обнаружат место работы, каждый участник приступает к выполнению
индивидуального задания. По окончании работы командир сигнализирует о
выполненном задании и получает часть определения, связанного с археологией.
Всего получится 3 части, которые надо будет соединить между собой для получения
единой фразы.

Каждая команда работает в отдельном
кабинете. Каждый участник выполняет задание-головоломку по карточке.

В итоге соединения 3-х частей определения
получается предложение: «Успех раскопок зависит от мастерства всей команды».

Итог
занятия:


Какими способностями должен обладать археолог?


Какие задания вам было легко выполнять?

 -Какие
задания вызывали трудности и почему?

(Ответы
детей).

Готовый сценарий археологического квеста для детей на улице и в помещении

Юные археологи за работой на раскопках

На время проведения квеста ребята превратятся в археологов и будут заниматься большими раскопками. Желательно проводить квест на улице, на свежем воздухе.
Квест для детей «Большие раскопки» состоит из 10 карточек с заданиями и головоломками, которые надо заранее закапать в землю или спрятать в помещении.
Подсказки для поиска карточек можно сделать 2 способами:
1 способ.
Используя карту (прилагается в разработке). На карте ведущему необходимо заранее примерно указать места, где находятся карточки с заданиями. Карту нарисовать схематически, в зависимости от места, где будет проходить квест.
2 способ.
Используя карточки. Подсказки можно написать на каждой карточке, после задания, в специально отведённом месте.

В данном квесте необходимо разгадать мудрость древних предков, которая зашифрована в каждом задании. Разгаданные слова необходимо вписать в специальную карточку.
Материал квеста для юных археологов состоит из pdf-файла на 14 страницах. К каждому заданию прилагаются верные ответы. Также в комплекте с квестом прилагается Диплом и Свидетельство юного археолога.
Для проведения квеста всё готово, ничего дополнительно готовить не требуется.

Задания для детей квеста для юных археологов большие раскопки

Данный материал (археологический квест) будет полезен учителям при организации досуга детей в школьном лагере и проведении детских развлекательных мероприятий, воспитателям детских садов, а также — родителям (например, провести квест с детьми на даче или во время празднования дня рождения). При проведении квеста летом на открытом воздухе обязательно нужно повторить некоторые правила безопасного поведения (например, не ломать ветки кустов и деревьев, не пробовать ягоды, не трогать насекомых…).
Квест рассчитан на детей от 6 до 11 лет. Задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями. Участие в квесте не требует предварительной подготовки детей.

P.S. Обращаем внимание, что квесты для детей «6-7 лет» и квесты для детей «8-11 лет» отличаются лишь сложностью некоторых заданий.

Скачать

за 150 рублей

через личный кабинет

Необходимо войти в свой личный кабинет или пройти простую регистрацию и пополнить счет личного кабинета на 150 рублей.

После внесения денег на счет необходимо:

1. Вернуться на эту страницу.

2. Нажать на оранжевую кнопку «Скачать».

Скачать

за 180 рублей

без регистрации

Необходимо нажать на оранжевую кнопку «Скачать без регистрации», чтобы получить многоразовый код.

У Вас уже есть код? Введите его в окно ниже и нажмите зеленую кнопку «Скачать по коду».

Материалы подготовил(а): Администрация Dumschool.ru

2022-05-09

Аватар

12.08.22 15:55

Спасибо вашему сайту за отличные идеи!

Спасибо
Аватар

26.06.22 16:10 Тишова Наталья Александровна

Спасибо за полезный материал.

Спасибо
Аватар

17.06.22 17:00 Иванцова Тамара Кирилловна

Прошли сегодня квест. Ребятам очень понравилось, задания оказались по силам. Но больше всего оценнили момент поиска заданий. Спасибо за создание весёлой обстановки!

Спасибо
Аватар

15.06.22 21:54 Ярцова Наталья Ярославовна

спасибо

Спасибо
Аватар

06.06.22 6:47 Павлова Валентина Семёновна

Огромная благодарность создателям квеста.

Спасибо
Аватар

31.05.22 20:54 Власова Ирина Алексеевна

Если погода позволит, завтра обязательно проведу.СПАСИБО!

Спасибо
Аватар

28.05.22 22:41 Саркисян Зирана Юсуповна

Всё просто и интересно!

Спасибо
Аватар

19.05.22 20:43 Ковалёва Ольга Игоревна

Спасибо, очень интересно!

Спасибо
Аватар

11.05.22 16:23 Колосович Инга Валерьевна

Вы супер!

Спасибо

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Конспект сюжетно – ролевой игры «Археологи».Конспект сюжетно – ролевой игры «Археологи».

Автор: воспитатель высшей категории Магнушевская Марина Владиславовна. МБДОУ ЦРР – Д/с № 104 «Ладушка» Г. Якутск Республика Саха (Якутия).

Цель: Формирование интеллектуального, нравственного и социального компонентов здоровья дошкольников.

Образовательная задача:

  1. Расширение пространства развития предпосылок творческого мышления у дошкольников через включение в образовательный процесс сюжетно-ролевой игры.
  2. Формирование интеллектуального компонента здоровья дошкольников через умение развивать игровой сюжет за счет объединения различных событийных этапов в содержательно согласованную последовательность игровых действий.
  3. Учить развивать «линейный» сюжет игры, используя структуру сюжетно-ролевой игры: «завязка», «кульминация», «развязка».

Коррекционные задачи:

  1. Активизировать творческое, образное и логическое мышление.
  2. Развивать навыки конструирования по предложенному плану. Закрепить цвет, форму, величину предметов.
  3. Закрепить ориентировку во времени: прошлое, настоящее, будущее, а также ориентировку на макро и микроплоскости.
  4. Формировать умение преобразовывать кодированный текст. Узнавать образ определенных букв.
  5. Воспроизводить недостающие детали букв.

Скачать конспект

Воспитательные задачи:

  1. Формировать нравственный и социальный компонент здоровья дошкольников через закрепление и уточнение знаний детей о русской народной культуре и истории России.
  2. Воспитывать любовь к Родине.

Предварительная работа:

Рассказы воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов: «Быт и основные занятия русских людей», «Путешествие по русской избе», «Ремесленники», «Оружие русского воина»,

«Знакомство с женской и мужской русской народной одеждой», «Из истории мужской и женской обуви», «Русские народные промыслы», «Кремль».

Знакомство с русскими народными поговорками и пословицами.

Д/игры: «Допиши словечко», «Собери целое из частей», «Для чего нужен предмет?»

Конструирование по плану.

Оборудование:

Емкости с песком; лопатки, перчатки, кисти, по количеству детей; шкатулка с планом Кремля; колокольчик; меч и ножны; посуда: миски, ложки; несколько частей берестяной грамоты со стертым текстом; картинки: с изображением посуды разных времен, с изображением воина и мирян. Русская народная музыка, колокольный звон.

Этапы занятия

Содержание занятия

Организационный момент Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем?

Предполагаемые ответы:

— Мы живем в России.

Воспитатель: Правильно, ребята. Наша родина – Россия. Она, как и вы имеет свой возраст, может менять его. Например, вы сейчас дошкольники, а раньше были – малышами. А в будущем – будете школьниками.

Воспитатель: Наша родина имеет настоящее, прошлое и будущее. Мы с вами живем в каком времени?

Предполагаемые ответы:

— Мы живем сейчас, значит в настоящем.

Воспитатель: А до настоящего, какой был период?

Воспитатель: Ребята, мы можем узнать, как люди будут жить в будущем.

Предполагаемые ответы:

— Нет, потому что мы не видели это.

Воспитатель: Действительно, ребята, мы не можем найти предметы будущего, потому что их еще не изобрели. А можем узнать, как люди жили в прошлом?

Зачин (завязка)

игры Воспитатель: Ребята, есть такая наука – археология. Она изучает историю и быт древних народов по сохранившимся остаткам их поселений. Археологи ведут раскопки – ищут в земле пролежавшие сотни лет предметы, созданные руками человека, — оружие, посуду, древние письмена и многое другое. Это все мы можем увидеть в музеях. Они нам помогают представить, как жили русские люди в древние времена. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Археологи»

Распределение ролей Воспитатель: В каждой экспедиции есть руководитель. Можно, я себе возьму роль начальника экспедиции. А вы будете исполнять роль сотрудников экспедиции.

Развитие линейного сюжета игры

Кульминация игры Дети подходят к макету. Руководитель предлагает заняться раскопками. Напоминает, что искать надо осторожно, потому как вещи пролежали в земле очень долго и могли испортиться.

Сейчас мы как настоящие археологи примем участие в раскопках древнего поселения.

(В зоне раскопок емкости с песком в которых скрыты: шкатулка с планом кремля, меч и ножны, лапоть, посуда: ложки, миски; колокольчик. Несколько частей берестяной грамоты со стертым текстом)

(Дети работают на раскопках и находят экспонаты.)

-Что это вы нашли?

(Ответы детей).

— Ребята, нам повезло, мы нашли часть карты. Что изображено на ней? (Крепость).

-Как называлась крепость в древности на Руси? (Кремль)

-Для чего строили Кремль? (Для защиты, города и его жителей от врагов).

— Давайте по этому плану построим часть Кремля и увидим, как он выглядел.

Вос. Находки после раскопок отправляют на реставрацию. Вашу находку тоже надо отреставрировать. И тогда вы сможете прочитать берестяную грамоту.

По посуде и вещам, которые вы нашли можно узнать, как жили и чем занимались

люди. Это нам подготовят и расскажут научные сотрудники нашего музея.

Завязка игры Работа детей по подгруппам

1. подгруппа детей

Дети, по плану воспроизводят часть Кремля.

2. подгруппа детей

Дети склеивают части грамоты, накрывают стеклом и дописывают буквы. Затем на чистом листе выкладывают и наклеивают буквы, получившееся слово. (Доброград)

3. подгруппа детей

Дети воссоздают облик русского воина и мирян. (Раскрашивают изображения, склеивают из частей, и вывешивают на доску) Выбирают из разных изображений посуды, старинную посуду и вывешивают на доску.

3. часть

(Воспитатель звонит в колокольчик. Дети подходят).

Вос. Ребята в древности в каждом городе на площади был колокол. Который извещал горожан о важных событиях, о праздниках и бедах, собирал на важные собрания. Мы с вами также собрались рассказать о том, что у нас получилось.

— Посмотрите, какой прекрасный Кремль построили ребята. Сравните его с планом. Соответствует?

(Взаимопроверка детей)

— Реставраторы что у вас получилось? Удалось расшифровать надпись на берестяной грамоте?

Дети. Прочитали слово Доброград — название города.

— Как вы думаете, почему он так назывался?

(Ответы детей)

— Как вы понимаете, что такое добро?

— Назовите пословицы и поговорки о добре.

Жизнь дана на добрые дела.
Добро на худо не меняют.
За добро плати добром.
Добро творить — себя веселить.

Добра желаешь — добро и делай.
Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Не хвались серебром, а хвались добром.

Вос. Прикрепите название города к городским воротам

Вос Научные сотрудники, подготовили выставку «Жизнь в древней Руси».

(Дети показывают рисунки: древний русский воин, миряне в русской национальной одежде, посуда.)

Примерный рассказ детей.

  1. реб. Меч, который мы нашли, принадлежал русскому воину. Русские воины одевались в кольчуги, защищавшие тело, и в железные шлемы, защищавшие головы. Воины защищали русские города от врагов.
  2. реб. Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Не только для крестьян, но и для большинства горожан.

Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, берёзы, дуба. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. По этому говорили:

Только лапоть на обе ноги плетётся.

3. реб. Посуду в древности на Руси делал в основном из дерева и глины. Она была самая не дорогая. Люди стремились к красоте, и украшая посуду, расписывали разными узорами.

Итог.

Вос. Сегодня мы с вами участвовали в раскопках, воссоздали Кремль, расшифровали название города, узнали, как выглядели воины и миряне в древнее время на Руси, во что были одеты и обуты. Какой посудой пользовались. Русичи любили и защищали свою землю, много работали и любили повеселиться: плясали, пели песни, водили хороводы. Вставайте в хоровод честной народ.

Хоровод «Земелюшка — чернозем».

Вос. Ребята а сейчас нас ждет новая игра «Доброград».

< Предыдущая   Следующая >

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 33 г. Бреста»

КВЕСТ-ИГРА

ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ «БЕРЕСТЬЕ»

«ВПЕРЁД В ПРОШЛОЕ!»

Автор:

Пешко Ольга Сергеевна,

учитель истории и искусства (ОиМХК),

педагог дополнительного образования

КВЕСТ-ИГРА ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ «БЕРЕСТЬЕ»

«ВПЕРЁД В ПРОШЛОЕ!»

Цель: создание условий для формирования гражданственности и патриотизма личности, усвоение культурных и духовных традиций белорусского народа и государства.

Задачи: создать условия для изучения истории и культуры малой родины, расширения научного кругозора учащихся;

воспитывать у детей и подростков национальное и гражданское самосознание, уважение к истории, героическому прошлому Родины;

популяризировать значимые дела видных деятелей белорусской истории и культуры от древних времен до наших дней;

развивать навыки социально значимой деятельности воспитанников;

прививать уважение к историко-культурному наследию белорусского народа.

Предполагаемый результат:

активизация интереса к изучению истории Беларуси и формирование чувства уважения к прошлому страны, его героическим страницам;

развитие инициативности подрастающего поколения, являющейся эффективным инструментом гражданского воспитания.

Возраст участников: 5-7 класс.

Подготовительная работа.

С материалом для квест-игры дети знакомятся заранее. К игре созданы информационные материалы в виде заочной экскурсии по музею «Берестье», с которыми дети могут самостоятельно ознакомится заранее. Презентация содержит 20 вопросов с ответами, поэтому ее можно использовать и как познавательную викторину. Материалы по ссылке: https://clck.ru/WNNAj

Дети данного возраста (5-7 класс) больше любят игры, квесты. Они сами хотят быть участниками событий. Поэтому и был разработан квест, сюжет которого – плод фантазии детей. Но в каждом вымысле есть доля правды.

Ход игры

Просмотр видео сюжета «Археологический музей «Берестье» в Брестской крепости. Вот это находки!». Сюжет длится 3 мин, за это короткое время перенесёт воспитанников в атмосферу музея.

Нажмите на ссылку видео https://clck.ru/WM8UN . Второй вариант: копируйте ссылку и вставьте в строку поисковика или сканируйте gr код.

При отсутствии проектора дети могут посмотреть видео сюжет группами в своих смартфонах.

Участники квеста самостоятельно разбиваются на группы по интересам: археологи, этнографы, историки, сотрудники музея.

Игровая идея. Так как возраст раскопанных экспонатов около 800 лет, при создании музея деревянные постройки законсервировали. В этих домах вроде бы никто не живёт. Но эта мысль обманчива. В мире произошло глобальное потепление, из-за избытка влаги повысилась влажность, а это идеальные условия для распространения плесени. В древних домах поселилась злая чёрная Плесень по имени Мукормикоз (научное название плесени).

Справочно: метод консервации разработан ректором Белорусского технологического института имени Кирова В.Е. Вихровым. Впервые в музее «Берестье» была осуществлена консервация археологической древесины в полевых условиях. Эту работу провели сотрудники института Ю.В. Вихров, В.А. Борисов и С.А. Казанская.

Справочно: Мукормикоз, поражающий носоглотку, глаза и легкие человека, является мощным аллергеном, но, как правило, не вызывает заболевания. Этот грибок распространен практически во всех странах, но более актуален для стран Юго-Восточной Азии из-за высокой влажности и температуры.

Плесень можно увидеть и в повседневной жизни, например в банке с компотом, в сырой ванне, на дне стаканчика для зубных щёток в сыром помещении, на кожаной обуви, если вы хранили её целое лето в сыром подвале и т.д.

Причин порчи готовой продукции несколько, и все они относятся к ошибкам, допущенным во время консервирования или хранения. Есть такую продукцию категорически нельзя, даже если вы убрали плесень!

Не стоит сравнивать её с популярными сырами, где она специально выращивается как источник получения пенициллина, который не наносит вреда здоровью.

Любая другая плесень – это грибок, который опасен не только при попадании в пищевод, но и дыхательные пути.

Задача участников квеста – спасти древний деревянный раскоп от неминуемой гибели. Люди разных профессий, т.е. участники игры, (археологи, этнографы, историки, торговцы, учёные) объединяются для этой благородной цели. Их сила в единстве и знаниях, использовании достижений научного прогресса, в умении работать в команде. Для этого им нужно ответить на вопросы и выполнить задания. Для этого каждой команде даётся 20 минут.

Облако слов можно рассмотреть для быстрого вхождения в тему игры, обогащения словарного запаса по теме, так как в нём расположены ключевые слова темы, так как со многими словами и фамилиями дети сталкиваются впервые.

Задания и вопросы для групп.

Археологи

  1. Назовите основное занятие археологов.

  2. Назовите основные инструменты археолога.

  3. Кто руководил раскопками древнего городища?

  4. Кто является автором книги «Открытие Берестья»?

  5. Сколько приблизительно лет длились раскопки?

  6. К какому веку относятся раскопанные постройки?

  7. Зачем археологу кисточки и шпатель?

Практическое задание: очистить экспонат (фрагмент глиняного горшка) от грязи (и предполагаемой плесени Мукормикоз).

Как избавиться от плесени? Механически очистить поражённую поверхность от налёта. Промыть мыльным раствором.

Обработать любым средством от плесени.

Просушить поверхность и проветрить помещение.

Не допускать повторного образования плесени.

  1. 1. Раскопки.

  2. 2. Лопатки, шпатели, кисточки, рулетки, свинцовые отвесы, веревки, спиртовые уровни, чертежные инструменты, землемерный уровень, компас.

  3. 3. Лысенко П.

  4. 4. Лысенко П.

  5. 5. Более десяти

  6. 6. 13 век.

  7. 7. Осторожно вести раскопки, не повредить старинные находки, очистить их от пыли и грязи.

Этнографы

  1. Из какого материала изготовлена одежда берестейцев?

  2. Опишите узор на одежде жителей. Что он символизирует?

  3. Из какого материала изготовлена обувь берестейцев?

  4. Осмотрите подошву обуви. Что необычного в сравнении с обувью нашего времени вы заметили?

  5. Рассмотрите ювелирные изделия того времени. Назовите их виды.

  6. Рассмотрите самшитовый гребень. На нем 13 букв. Что ещё могли писать девушки на таких гребнях?

  7. Предоставьте фото ткацкого станка. Можно сделать скриншот из презентации. Присмотритесь и нарисуйте его схематически.

Практическое задание: рассмотрите фото древних деревянных построек. Сделайте благородное дело, «постройте» дом-школу для детей того времени с помощью простых карандашей (предполагаемых брёвен).

  1. Лён, шерсть, кожа.

  2. Белый фон символизирует чистоту. Красный — цвет солнца, символ жизни.

  3. Обувь из натуральной кожи.

  4. Подошва тоже из кожи, более грубой, а также может быть из дерева.

  5. Кресты, кольца, бусы, подвески, браслеты и др.

  6. Девушки писали на гребне своё имя.

Историки

  1. Когда впервые упоминается Берестье?

  2. В какой повести впервые упоминается город?

  3. Откуда произошло название города Берестье?

  4. Назовите место и адрес, по которому находится музей?

  5. Когда музей «Берестье» принял посетителей?

  6. Какие племена ранее заселяли эту территорию?

  7. Возле каких рек находится Берестье?

Практическое задание: узнать древний способ варки мыла на нашей территории из подручных материалов. Ответ: используется пепел несмолистых пород деревьев и животный жир, смесь из которых проваривается на открытом огне.

Поделитесь рецептом с археологами и реставраторами.

  1. 1019 г.

  2. Упоминается в «Повести временных лет».

  3. От названия дерева берест, второй вариант – от слова береста (коры дерева берёза).

  4. г. Брест, проезд Крепостной, 15.

Брестская крепость, Госпитальный остров.

Музей находится на территории Волынского укрепления Брестской крепости, на месте городища древнего Берестья.

  1. Открыт для посетителей 2 марта 1982 г.

  2. Дреговичи.

  3. Музей расположен у впадения в Буг левого рукава Мухавца.

Сотрудники музея

  1. Филиалом (частью) какого музея является «Археологический музей «Берестье»?

  2. Сколько приблизительно тысяч предметов насчитывает археологическая коллекция Берестья?

  3. Назовите две самые уникальные находки, которым присвоен статус историко-культурной ценности категории «1».

  4. Какие ещё экспонаты имеют ценность? Назовите по возможности 7 из них.

  5. Сколько зал-ниш насчитывает павильон музея?

  6. Сколько приблизительно человек посетило музей за время его работы?

  7. В каком году коллектив филиала удостоен премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение»?

Практическое задание: разработать эскиз подвесной смотровой площадки (канатной дороги), чтобы можно было осматривать древние деревяные постройки с центра раскопа. За помощью обратиться в архитектурный отдел технического университета.

  1. Брестский областной краеведческий музей.

  2. Более 43 тыс.

  3. Шахматная фигурка короля и самшитовый гребень с вырезанными 13 буквами кириллицы.

  4. Дубовое рало для вспашки земли, найденное впервые, тележное колесо, лыжи, и многие другие интереснейшие находки, как например, бронзовый крест энколпион, предметы письменности: писала, цера — дощечка для письма, книжные застежки, ювелирные изделия, в том числе золотой перстень (нач. 14 века), всевозможные детские игрушки, изделия из кожи и многие другие предметы.

  5. 14 зал-ниш.

  6. За время работы музей посетили около 4 млн. человек из 37 стран мира (2019 год).

  7. В 2020 году.

Ответы на вопросы озвучиваются в присутствии всех игроков. Каждый участник должен уйти с игры, зная ответы всего квеста.

Все задания выполнены. Есть время для общения, сближения отряда в целом.

Дополнительные задания

1. Соберите пазлы. Создайте общую картины древнего Берестья. Первый вариант онлайн – перейдите по указанной ссылке на фото внизу. Второй вариант – разрезать картинку на части и дать участникам собрать их вместе.

2. Дополните пословицы и поговорки.

Народная мудрость гласит: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». Каждый народ придумал множество пословиц и поговорок. Сегодня мы приобщимся к народной мудрости. Задание: прослушать часть пословицы и дополнить мысль.

Тот истории не знает, кто родной край … (не изучает).

Тот человек всех глупей, кто не знает своих … (корней).

Красна птица перьями, а человек …(делами).

Кончил курс науки, а знает только … (аз и буки).

Без знаний и лаптя … (не сплетешь).

Мало самому знать, надо другим … (передать).

3. Собери из букв слова. Педагог даёт игрокам конверт. В нем находятся разрезанные по буквам слова. Из каждого набора надо составить слово или словосочетание, чтобы не оставалось лишних букв. Слова: БЕРЕСТЬЕ, ШАХМАТНЫЙ КОРОЛЬ, САМШИТОВЫЙ ГРЕБЕНЬ, ГЛИНЯНАЯ ПЕЧЬ, ЛЫСЕНКО, АРХЕОЛОГ.

4. Разгадайте ребусы. Составьте из полученных слов предложение.

ОТВЕТЫ: Археология, музей, Берестье, Лысенко. Археологический музей «Берестье» создан благодаря П.Лысенко.

Подведение итогов

Что из истории музея вам понравилось больше всего?

О каком экспонате музея вы хотели бы рассказать родителям, придя домой?

Какой из экспонатов вы нарисуете для своего друга из другой страны?

На какую тему вы хотели бы снять видео сюжет? Кого из игроков вы взяли бы на исполнение роли древних берестейских ремесленников, торговцев?

Представьте, что вы живёте в 13 веке в одном из этих домиков. Вам уже 13 лет, поэтому вы уже хороший помощник не только в домашних делах, но и в ремесленной деятельности. Какую профессию или ремесло вы выбираете: гончар, кузнец, кожевенник, ювелир, бондарь, торговец? Свой ответ аргументируйте.

С помощью каких средств можно было избавиться от плесени и грязи в старину?

Как делали мыло в давние времена?

Из облака слов каждая группа называет слова, которые они сегодня узнали впервые, по возможности, объясняет их значение.

Рефлексия. Благодаря каким качествам вашей команде в целом удалось достигнуть успеха?

Напишите на стикерах слова благодарности всем, кто причастен к созданию такого уникального музея: археологи, реконструкторы, дизайнеры, учёные, строители, музейные работники и др.

ПУТЕШЕСТВУЙТЕ ПО МУЗЕЮ ВИРТУАЛЬНО!

Использованные ресурсы

  1. Археологический музей «Берестье» в Брестской крепости. Вот это находки! (Видео сюжет) Режим доступа https://clck.ru/WM8UN Дата доступа: 10.04.2021

  2. «Археологический музей «Берестье» Режим доступа: http://berestje.brest.museum.by/Дата доступа: 10.10.2020

  3. Официальный сайт учреждения культуры «Брестский областной краеведческий музей» Режим доступа: https://brokm.by/ Дата доступа: 10.10.2020

  4. Берестье (музей) Режим доступа: https://clck.ru/WVuDj Дата доступа: 10.10.2020

  5. 30 лет – и 10 веков // Вечерний Брест. — 02.03.2012

  6. Умер известный археолог Петр Лысенко. Режим доступа: https://nasb.gov.by/rus/news/10178/ Дата доступа: 21.07.2021

  7. Музей «Берестье» получил вторую жизнь и активно развивается в новом тысячелетии. Егор Бойцов. Режим доступа: https://www.sb.by/articles/srednevekovyy-kot-tkatskiy-stanok-audiogidy.html Дата доступа: 21.07.2021.

  8. Археологический музей «Берестье» ждет реконструкция Режим доступа:  // http://brestcity.com  Дата доступа: 10.10.2020

  9.  Реконструкцию археологического музея «Берестье» завершат летом 2019. Режим доступа: https://www.belta.by/culture/view/rekonstruktsijuarheologicheskogomuzejaberestjezavershatletom-333693-2019/ Дата доступа: 10.10.2020.

  10. Экскурсия по археологическому музею «Берестье», коллектив которого получил премию «За духовное возрождение» Режим доступа: https://www.sb.by/articles/ot-berestya-do-bresta-muzei.html Дата доступа 21.07.2021.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Фотографии музея «Берестье»

План-схема расположения музея

Экспозиция музея

Общий вид на раскоп в день открытия филиала «Археологический музей «Берестье». 1982 г.

Экспозиция музея

Шахматная фигурка короля

Самшитовый гребень с вырезанными 13 буквами кириллицы

Глиняная печка

Ткацкий станок

Кот Берестейка

Кузнецы

Приложение 2. Материал для предварительного знакомства по истории археологического музея «Берестье»

2 марта 1982 года был открыт уникальный музей средневекового восточнославянского города, археологический музей «Берестье» — филиал областного краеведческого музея.

Берестье, древнее название города Бреста, впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1019 годом. Это один из древнейших городов Беларуси.

В 1969-1981 годах на территории детинца города, расположенного у впадения в Буг левого рукава Мухавца, под руководством доктора исторических наук, профессора П.Ф. Лысенко проводились археологические раскопки, в результате которых были выявлены деревянные строения 11-13 веков, мостовые, частоколы и многочисленные предметы материальной культуры берестян.

Исследования окончательно разрешили вопрос об основателях города. Ими были дреговичи, одно из восточнославянских племен.

Сосредоточение на сравнительно небольшой площади хорошо сохранившихся построек позволило создать музей древнего города.
18 августа 1972 года Совет Министров БССР принял решение о создании музея «Берестье» и строительстве павильона.

Авторы проекта павильона — архитекторы «Белгоспроекта» В.В. Крамаренко, М.К.Виноградов, В.И. Щербина. Своими очертаниями павильон напоминает древнее жилище, его площадь составляет 2400 м2 в центре которого главный экспонат музея -археологический раскоп. Здесь сосредоточено 28 небольших деревянных жилых и хозяйственных построек 13 века, 2 деревянные мостовые, частокол.

Для сохранения вскрытых сооружений был разработан метод их консервации ректором Белорусского технологического института имени Кирова В.Е. Вихровым. Впервые в музее «Берестье» была осуществлена консервация археологической древесины в полевых условиях. Эту работу провели сотрудники института Ю.В. Вихров, В.А. Борисов и С.А. Казанская.
Многочисленные археологические находки, представленные в 14 залах-нишах павильона, дают представление об экономической и культурной жизни города, занятиях его жителей.

Собрание археологического музея «Берестье» составляет свыше 42 тыс. единиц хранения. Среди наиболее редких находок Берестейского городища следует назвать: самшитовый гребешок с алфавитом (нач.13 века), костяная фигурка шахматного короля, дубовое рало для вспашки земли, найденное впервые, тележное колесо, лыжи, и многие другие интереснейшие находки, как например, бронзовый крест-энколпион, предметы письменности: писала, цера — дощечка для письма, книжные застежки, ювелирные изделия, в том числе золотой перстень (нач. 14 века), всевозможные детские игрушки, изделия из кожи и многие другие предметы.

Музей «Берестье» — один из наиболее посещаемых музеев Брестской области. В течение 25 лет со дня открытия музей посетило более 2.5 миллионов человек из самых разных стран мира, обслужено сотрудниками музея около 28 тыс. экскурсионных групп.

Сотрудники музея совместно со специалистами Института истории НАН разработали аудиогиды для смартфонов и айфонов с текстами на пяти языках: белорусском, русском, польском, английском и китайском. Туристу достаточно навести мобильное устройство на QR-код — и интересующая информация тут же высветится на экране и прозвучит в голосовом исполнении.

В «Берестье» появился свой кинозал, где можно посмотреть 6 документальных фильмов о Берестье и анимационную ленту об истории города. Экспозиция же, созданная к открытию музея в 1982 году, практически не изменилась. Концепция сохранилась: коллекционный тематический показ предметов и тем. Но новая подача. И благодаря этому экспонатов стало на тысячу больше.

Работы по реконструкции «Берестья» шли два года — до октября 2019-го, при этом в прошлом году музей посетило более 64 тысяч человек. За активную деятельность по сохранению национального культурного наследия и создание обновленной экспозиции, реализацию межгосударственной программы «Брест — культурная столица Содружества — 2019». Коллектив филиала удостоен премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». (Указы № № 5, 6 ад 8 студзеня 2020 г.)

За время работы музей посетили около 4 млн. человек из 37 стран мира (2019 год).

Многочисленные отзывы посетителей свидетельствуют о его популярности, востребованности и о той роли, которую он выполняет как образовательный и культурно-просветительный центр Брестчины.

Приложение 3. Карточки с заданиями и вопросами для групп

Археологи

  1. Назовите основное занятие археологов.

  2. Назовите основные инструменты археолога.

  3. Кто руководил раскопками древнего городища?

  4. Кто является автором книги «Открытие Берестья»?

  5. Сколько приблизительно лет длились раскопки?

  6. К какому веку относятся раскопанные постройки?

  7. Зачем археологу кисточки и шпатель?

Практическое задание: очистить экспонат (фрагмент глиняного горшка) от грязи (и предполагаемой плесени Мукормикоз).

Как избавиться от плесени? Механически очистить поражённую поверхность от налёта. Промыть мыльным раствором.

Обработать любым средством от плесени.

Просушить поверхность и проветрить помещение.

Не допускать повторного образования плесени.

Этнографы

  1. Из какого материала изготовлена одежда берестейцев?

  2. Опишите узор на одежде жителей. Что он символизирует?

  3. Из какого материала изготовлена обувь берестейцев?

  4. Осмотрите подошву обуви. Что необычного в сравнении с обувью нашего времени вы заметили?

  5. Рассмотрите ювелирные изделия того времени. Назовите их виды.

  6. Рассмотрите самшитовый гребень. На нем 13 букв. Что ещё писали девушки на таких гребнях?

  7. Предоставьте фото ткацкого станка. Можно сделать скриншот из презентации. Присмотритесь и нарисуйте его схематически.

Практическое задание: рассмотрите фото древних деревянных построек. Сделайте благородное дело, «постройте» дом-школу для детей того времени с помощью простых карандашей (предполагаемых брёвен).

Историки

  1. Когда впервые упоминается г. Берестье (Брест)?

  2. В какой повести впервые упоминается город?

  3. Откуда произошло название города Берестье?

  4. Назовите адрес, по которому находится музей, его расположение.

  5. Когда музей «Берестье» принял посетителей?

  6. Какие племена ранее заселяли эту территорию?

  7. Возле каких рек находится Берестье?

Практическое задание: узнать древний способ варки мыла на нашей территории из подручных материалов. Ответ: используется пепел несмолистых пород деревьев и животный жир, смесь из которых проваривается на открытом огне.

Поделитесь рецептом с археологами и реставраторами.

Сотрудники музея

  1. Филиалом (частью) какого музея является «Археологический музей «Берестье»?

  2. Сколько приблизительно тысяч предметов насчитывает археологическая коллекция «Берестья»?

  3. Назовите две самые уникальные находки, которым присвоен статус историко-культурной ценности категории «1».

  4. Какие ещё экспонаты имеют ценность? Назовите по возможности 7 из них.

  5. Сколько зал-ниш насчитывает павильон музея?

  6. Сколько приблизительно человек посетило музей за время его работы?

  7. В каком году коллектив филиала удостоен премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение»?

Практическое задание: разработать эскиз подвесной смотровой площадки (канатной дороги), чтобы можно было осматривать древние деревяные постройки с центра раскопа. За помощью обратиться в архитектурный отдел технического университета.

Квест-игра по археологическому музею «Берестье» «Вперёд в прошлое!» (сценарий)

4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сценарий про артек
  • Сценарий про армию на 23 февраля
  • Сценарий про армению
  • Сценарий про антошку
  • Сценарий про антитеррор